Неуправляемый стресс пример

Неуправляемый стресс пример

Отказ от курения

Стресс – это обычное явление в современном мире. Более 50 % населения: молодые и пожилые, взрослые и дети, мужчины и женщины, домохозяйки и руководители, подвержены стрессу.

В отделе практической психологии и психотерапии Свердловского областного центра медицинской профилактики можно получить консультацию специалистов при возникновении жизненных трудностей, стрессе, неуверенности в себе, при решении конфликтных ситуаций, детско-родительских проблемах, при депрессии, тревоге, расстройстве сна, синдроме хронической усталости.

Предварительная запись по телефону (343) 371-15-45.

Что такое стресс?

Стрессом привыкли называть любое чрезмерно неприятное событие, связанное в основном с отрицательными переживаниями. Но, как считает канадский врач Ганса Селье, «стресс — это неспецифический ответ организма на любое предъявленное к нему требование». Все, что требует какой-либо перестройки организма, адаптации к новым условиям, и есть стресс. С этой точки зрения не важно, с приятной или неприятной ситуацией мы столкнулись, т.к. сила стресса зависит только от того, насколько нужно перестраиваться. Выделяются гормоны, которые мобилизуют организм к каким-то действиям. Совершенно разные факторы (холод, жара, лекарства, печаль, радость и т.п.) вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой человек столкнулся. Важно, как человек их для себя оценивает и как он на них реагирует. Эти изменения всегда плодотворны, если в результате происходит адаптация.
Но если то, что вызвало стресс, продолжает воздействовать длительно и монотонно, мы получаем чрезмерный стресс – дистресс. Его можно назвать состоянием безысходности организма, которому нужно бы перестроиться, а у него не получается.
Бояться и избегать стресса не нужно. Стресс мобилизует организм и способствует приспособлению человека к изменяющимся условиям. Важна правильность постановки проблемы – не избавление от стресса, а обучение адекватному преодолению стресса и управлению стрессовой реакцией.

Факторы, провоцирующие стресс

Факторы, вызывающие стрессовую реакцию, называются стрессорами. Они могут быть физическими (высокая и низкая температура, яд, чрезмерная физическая нагрузка и др.) и психологическими (конфликтная ситуация в семье, смерть близкого человека, обида, информационная перегрузка и др.).

Условно стрессоры можно разделить на:
— управляемые (зависят от нас);
— неуправляемые (неподвластны нам);
— те, которые не являются стрессорами по своей сути, а вызывают стрессовую реакцию как результат нашей интерпретации фактора как стрессора.

Ключом к адекватному преодолению стресса является способность отличать стрессоры, которые мы можем контролировать, от стрессоров, контроль над которыми не в нашей власти. Наиболее часто встречающиеся управляемые стрессоры носят межличностный характер. Поведение людей часто определяют факторы здоровья и нездоровья. Стереотипы поведения, неосознанные поступки, неумение управлять своими эмоциями, недостаток знаний норм межличностных отношений, неумение управлять конфликтом могут стать источником стресса.

Как преодолеть стресс

Наиболее эффективные и простые методы:
— позитивное мышление,
— глубокое дыхание,
— мышечное расслабление.

Позитивное мышление

Два золотых правила позитивного мышления

1. Если получилось один раз, получится и второй.

2. Получилось немного, получится и больше.

Метод глубокого дыхания

Важной составляющей всех видов расслабляющих процедур являются упражнения с глубоким дыханием. Глубокое естественное дыхание способно принести пользу практически всем. Оно особенно облегчает жизнь людям, склонным к панике, тревоге, апатии, головным болям. Глубокое дыхание является исключительно оправданной стратегией для быстрого снижения стресса разных уровней. Глубокое дыхание является техникой, которой можно воспользоваться в любой ситуации, в любое время для того, чтобы снять эмоциональное и физиологическое напряжение, связанное со стрессом.

Определение типа дыхания

Проверить, какой тип дыхания свойственен вам в обычных условиях, можно следующим способом: приложите ладонь одной руки на грудь, другой – на живот. Сделайте глубокий вдох. Если первой поднимается рука, находящаяся на груди – тип дыхания грудной (торакальный), если первой поднимается рука, находящаяся на животе – тип дыхания диафрагмальный (абдоминальный).
Грудное дыхание – поверхностный тип дыхания, свойственный большинству взрослых людей. Этот тип дыхания не способствует преодолению стресса, он быстро реагирует на чувство тревоги и раздражения учащенным, неритмичным темпом дыхательных движений.
Тренировка глубокого дыхания помогает контролировать физиологические реакции, возникающие в ответ на стрессор.

Тренировка глубокого дыхания:

— дышите носом;
— примите удобную позу (сидя или стоя), закройте глаза;
— положите одну ладонь на грудь, другую – на живот;
— дышите как обычно, отмечая, в какой последовательности двигаются руки на вдохе;
— попробуйте сделать вдох так, чтобы первой поднялась рука, лежащая на животе, а затем – рука, находящаяся на груди.

Техника глубокого дыхания:

— медленный вдох через нос;
— вдох с заполнением воздухом нижних отделов легких, затем с постепенным заполнением средних, а затем – верхних отделов легких (вдох — следует проводить плавно, как одно движение);
— на несколько секунд задержать дыхание;
— постепенно выдыхать через рот, слегка втяните живот и медленно поджимайте его по мере опустошения легких; расслабьте плечи;
— в конце вдоха слегка поднимите плечи и ключицы так, чтобы легкие можно было вновь до самых верхушек наполнить воздухом.

Мышечное расслабление

-Мышечное расслабление снимает физическое напряжение и приносит ощущение комфорта и жизнерадостность. Чтобы добиться расслабления, нужно научиться распознавать признаки физического напряжения и контролировать его.
— В стрессовой ситуации, когда вы чувствуете, как мышцы непроизвольно напрягаются, сделайте сознательное усилие, чтобы сразу же расслабиться следующим способом:
— Глубоко вдохните, медленно выдохните и сосредоточьте все мысли на своем теле.
— Напрягите пальцы ног и ступни, подержите так несколько секунд, и полностью расслабьте. Обратите внимание на то, что мышцы стали как бы тяжелее.
— Переместите свое внимание на икры ног и повторите процедуру напряжения/расслабления. Затем то же самое проделайте с бедрами.
— Теперь сожмите и расслабьте ягодицы. Далее переходите к мышцам спины.
— По очереди напрягайте и расслабляйте пальцы рук, затем кисти, предплечья, постепенно поднимаясь выше к плечам.
— Сосредоточьте внимание на шее, голове, челюстях и лбе. Не забудьте о глазах и мышцах лица. Вас, возможно, удивит, как сильно они напряжены.
— И, наконец, охватите внутренним взором все свое тело сразу. Пусть воображение поможет Вам представить, как остатки напряжения зримо уходят из вашего тела через ноги в пол.
Постарайтесь отвести хотя бы 10 минут в день на такое расслабление. По мере обретения навыка вы почувствуете, что сосредотачивать внимание и расслаблять различные группы мышц с каждым разом становится легче. Придет день, и Вы заметите, что больше не нужно сначала напрягать мускулы, достаточно их расслабить, и ощущение полного покоя разливается по всему телу.

Заповеди преодоления стресса

— Стремитесь к высшей из доступных целей и не вступайте в борьбу из-за безделиц (Г. Селье).
— Взвешивайте целесообразность действий и поступков.
— Относитесь к другим как к себе.
— Ставьте реальные цели.
— Учитесь планировать дела.
— Не забывайте об отдыхе.
— Не откладывайте на «потом», особенно, неприятные дела.
— Цените радость подлинной простоты.
— Верьте в себя!
— Берите пример с солнечных часов — ведите счет лишь радостных дней (Народная мудрость).

www.medprofural.ru

Управляемые и неуправляемые стрессоры

Стрессоры– факторы, которые вызывают стрессовую реакцию. Ключом к адекватному преодолению стресса является способность отличать стрессоры, кото­рые мы можем контролировать (управляемые стрессоры), от стрессоров, контроль над которыми не в нашей власти (неуправляемые стрессоры). Для разных стрессовых факторов существуют специальные способы преодоления.

Очень важно научиться самому справляться со своими стрессами, при этом ключевой момент – определить, с какого рода стрессором вы встретились, а уж только после этого принимать определенные меры.

Здесь важно помнить, что сам по себе стрессор – лишь повод для начала стресса, а причиной нервно-психического переживания мы делаем его сами. Например «тройка» для студента, который ни разу за весь семестр не раскрыл учебника, – счастье, для студента, привыкшего работать в пол-силы, удовлетворительная отметка – норма жизни, а для отличника случайно полученная тройка может стать настоящей трагедией. Другими словами, стрессор один, а реакция на него варьирует от отчаяния до восторга, поэтому очень важно научиться контролировать свое отношение к неприятностям и подбирать адекватные методы борьбы с ними.

Например, стрессоры первой категории нам практически неподвластны. Это цены, налоги, правительство, погода, привычки, поведение и характеры других людей, и многое другое. Конечно, вы можете нервничать и ругаться по поводу отключения электроэнергии или неумелого водителя, создавшего пробку на перекрестке, но кроме повышения уровня артериального давления и концентрации адреналина в крови вы ничего не добьетесь. В таких ситуациях очень важно осознать проблему и ее неуправляемость с нашей стороны. Это будет первый шаг к преодолению стрессовой реакции. Иногда даже такого шага бывает достаточ­но, чтобы стресс был преодолен. Осознайте, помогает ли раздражение или «назидание» в разряже­нии создавшейся ситуации. Как правило, нет. Негативная эмоция способна приводить к новой нега­тивной эмоции, питая сама себя. Однако это вовсе не означает, что если мы не можем управлять этим стрессором, то мы позволяем стрессору управлять нами! Если мы умеем управлять своими эмоциями в ответ на стрессор, то это означает, что даже если мы не можем управлять стрессором, то мы можем контролировать эмоциональные реакции на него. Гораздо лучше в этом случае применить методы мышечного расслабления или дыхательные упражнения.

Вторая категория – это стрессоры, на которые мы можем и должны непосредственно повлиять. Это наши собственные неконструктивные действия, стереотипы поведения, неосознанные поступки, неумение ставить жизненные цели и определять приоритеты, неспособность управлять своим временем, различные трудности в межличностном взаимодействии, а также неумение управлять конфликтом и своими эмоциями. Как правило, эти стрессоры находятся в настоящем времени или в ближайшем будущем, и мы, в принципе, имеем шанс повлиять на ситуацию. Если мы встретились именно с таким стрессором, то очень важно определить, какого ресурса нам не хватает, после чего позаботиться о его поиске.

Наконец, в третью группу стрессоров входят такие события и явления, которые мы сами превращаем в проблемы. Чаще всего подобное событие находится или в прошлом или в будущем, причем его возникновение маловероятно.Сюда можно отнести все виды беспокойства за будущее (от навязчивой мысли «Выключила ли я утюг?» до страха смерти), а также переживания по поводу прошлых событий, которые мы не можем изменить. То естьэти стрессоры не являются таковыми по своей сути, а вызывают стрессовую реак­цию как результат нашего отношения к фактору как стрессору. Тревогу и огорчения влекут не сами события, а то, как мы их оцениваем для себя.

Иногда источником стрессовой ситуации могут быть неадекватные убеждения, что мы и окружающие должны соответ­ствовать каким-либо стандартам (напри­мер, «я должен быть совершенен», «жизнь должна быть справедливой»). Педанты часто подверже­ны стрессу, поскольку ставят недостижимые цели. Таким образом, для того чтобы преодолеть такого рода стрессоры, необходимо изменить неадекватные убеждения. Каким образом? Во-первых, отказаться от нерациональных убеждений, нереалистичных и жестких требований к себе и окружающим. Во-вторых, использовать самовнушение (диалог с собой). Развитие позитивных, превозмогающих гнев и раз­дражение утверждений, например, – «я могу справиться, если составлю план», «не раздувать из мухи слона», «я сделаю это постепенно», «это не трудно», «я могу поздравить себя, если добьюсь этого», «если это не удастся, я попытаюсь преодолеть вновь».

Нередко стресс этого типа возникает и в случае неправильной трактовки текущих событий, но в любом случае на оценку ситуации больше влияют установки личности, чем реальные факты. Вспомним рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника», в котором мелкий чиновник, случайно обрызгавший лысину генерала, умер от страха. Тем, кто склонен излишне усложнять свою жизнь и видеть все в мрачных чертах следует прочитать другой рассказ Чехова – «Жизнь прекрасна (Покушающимся на самоубийство)», в котором писатель дает великолепный пример того, что называется «позитивным мышлением». В этом рассказе Чехов нам дает такой совет: «Для того чтобы ощущать в себе счастье без перерыва, даже в минуты скорби и печали, нужно: а) уметь довольствоваться настоящим и б) радоваться сознанию, что «могло бы быть и хуже».

Какой, исходя из вышесказанного, можно дать практический совет? Для начала было бы полезным взять лист бумаги и в произвольном порядке перечислить основные источники ваших переживаний. Затем следует проранжировать все проблемы – то есть расставить их в порядке значимости, после чего проанализировать, к какому типу относится тот или иной стрессор. Если это стрессор первого типа (вы никак не можете на него повлиять), то есть смысл заняться физкультурой и упражнениями на расслабление. Если вы отнесли стрессор к третьему типу, то попробуйте взглянуть на него с другой стороны, применив «метод Робинзона». Герой романа Д. Дефо, оказавшись на необитаемом острове, сумел найти позитивные стороны в печальных обстоятельствах своего положения. Он разделил тетрадь на две колонки и в левой части под заголовком «Зло» записал: «Я заброшен судьбой на необитаемый остров», а рядом под заголовком «Добро» отметил: «Но я жив, я не утонул подобно всем моим товарищам». Если вы постараетесь, то наверняка обнаружите немало светлых сторон в самых мрачных, на первый взгляд, обстоятельствах вашей жизни.

Для нейтрализации стрессоров второго типа важно выйти за рамки проблемы и определить, в каком направлении вам следует двигаться – то есть вместо стратегии «Бегство ОТ…» применить стратегию «Движение К…». Например, вместо пустых переживаний типа «Ах, ну почему она меня не любит?» или «За что мне такое несчастье?» следует переформулировать проблему в вопрос «Что я должен предпринять для того, чтобы она меня полюбила?» или «Что мне нужно от этой жизни, чтобы я чувствовал себя счастливым?». К управляемым стрессорамможно отнести ситуации и условия, которые легко можно избе­жать, если воспитать в себе некоторые необходимые качества характера и поведения, в частности, такие как уверенность, спокойствие, решительность и т. д. (см. ниже в материалах для пациентов).

В целом, суть вышесказанного можно выразить словами из молитвы: «Боже, Даруй мне смирение принять то, что я не могу изменить, мужество – изменить то, что могу, и мудрость, чтобы отличить одно от другого. ».

studopedia.info

Под напряжением

Маргарита Сафронова (Новосибирск)— кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы и социальной антропологии Новосибирского государственного технического университета (НГТУ)

Что с этим делать: Управляемый вымышленный стресс можно вычислить по обобщениям типа «они все дураки», «никто не хочет работать», «все хотят меня подсидеть». Общая проблема людей, испытывающих подобные стрессы, — они «накручивают» себя, не пытаясь разобраться в конкретных причинах стресса, ведь им проще обвинить в своих бедах окружающих и считать источник своего стресса недосягаемым, вместо того чтобы взяться за решение проблемы. Это как раз тот стресс, который в первую очередь требует генеральной уборки в собственной голове, считает Маргарита Сафронова: «Абсолютно все плохими быть не могут, и если такая мысль возникает — надо хорошо поразмыслить над тем, что на самом деле происходит. В нашем примере происходит следующее: девушка не справилась с ролью менеджера и не справляется с ролью руководителя в силу того, что ее установки не вполне подходят для этих ролей. Менеджер, который согласился работать в условиях жесткой конкуренции, прежде всего, должен быть стрессоустойчивым человеком и понимать, что конкурент находится точно в тех же условиях, как и он, — они оба бегуны на беговой дорожке. И надо быть готовым, что там, где важнее всего — «прибежать» первым, конкуренция может быть недобросовестной, и принимать меры, чтобы она таковой не стала. Если же мы говорим об управляемых воображаемых стрессах руководителя, зачастую конфликты с коллективом связаны с тем, что работникам не до конца понятно, кто и что должен делать, и в этом случае именно руководитель должен четко определить функционал своих подчиненных — так он намного снизит уровень общего стресса. Кроме того, от руководителя должен исходить не только контроль, но и «поглаживания» коллектива, потому что из‑под палки люди работают, мягко говоря, неэффективно. Измените установку — и коллектив пойдет с вами на ­контакт».

Что с этим делать: Неуправляемые вымышленные стрессы обработке поддаются достаточно тяжело, потому что связаны они с разнообразными человеческими фобиями, особенностями личности и темперамента. Чтобы не ломать себя ежечасно, в идеале лучше не выбирать работу, актуализирующую эти стрессы: чувствуете себя скованно на корпоративах — не беритесь их вести, бросает в дрожь от вида крови — не становитесь хирургом, боитесь высоты — не устраивайтесь работать на стройку. Проблемы начинают возникать тогда, когда вы любите свою работу в целом, но какая‑то ее малая часть вызывает у вас сильнейший неконтролируемый стресс, что усложняет выполнение должностных обязанностей. Вот с таким лучше всего обратиться к специалисту, который может научить вас правильно работать над собой. Нелишним будет освоить и технику выведения себя из состояния стресса — она, кстати, общая для всех стрессов, независимо от их ­природы.

www.katrenstyle.ru

Что такое стресс? Стрессоры. Что это такое? Стрессоры. Что это такое? Социальная адаптация Социальная адаптация Факторы риска, формирующие стресс Факторы. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемfiles.kclc.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Что такое стресс? Стрессоры. Что это такое? Стрессоры. Что это такое? Социальная адаптация Социальная адаптация Факторы риска, формирующие стресс Факторы.» — Транскрипт:

1 Что такое стресс? Стрессоры. Что это такое? Стрессоры. Что это такое? Социальная адаптация Социальная адаптация Факторы риска, формирующие стресс Факторы риска, формирующие стресс Как оценить уровень стресса? Как оценить уровень стресса? Как преодолевать стресс? Как преодолевать стресс? Стресс и вредные привычки Стресс и вредные привычки Занятие 6 Стресс и здоровье

2 Что такое стресс? Как к нему относиться? СТРЕСС. СТРЕСС. «. синдром, вызываемый разными повреждающими агентами» Ганс Селье, 4 июля 1936 года «… общая адаптивная реакция организма в ответ на угрозу нарушения гомеостаза» Кассиль Г.Н., 1983 «…стресс — проблема эмоционального стресса. » Судаков К.В., 1980 Различают два вида стресса: 1. Конструктивный, положительный (эустресс) 2. Деструктивный, отрицательный (дистресс) СТРЕСС — обычное явление, это естественная часть человеческого существования. Проблему для здоровья представляет чрезмерный стресс

3 Как может проявляться стресс? ПСИХИЧЕСКИЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ.. От ярко эмоционально окрашенных (бурная радость, гнев, раздражение и др.) … до «немых» (нарушения аппетита, потеря аппетита, снижение интереса к межличностному общению, сексу, «уход в себя» ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ Мигрень, язвы, дерматиты, гипертония, боли различной локализации, одышка и пр.) Проблему для здоровья представляет чрезмерный стресс Если стресс и раздражение не повышают артериальное давление, значит опасности нет. Важна не сама стрессовая ситуация, а то как мы ее оцениваем и реагируем!

4 Почему при стрессовых реакциях повышается артериальное давление? (факторы, способствующие развитию гипертонии) Повышение АД Переедание Алкоголь Чувствительность к соли Повышенная активность симпатоадреналовой системы ПсихоэмоциональныенагрузкиЛичностныеособенностиГенетическиефакторы Избыточная масса тела Адаптировано из Folkow B., 1995

5 Что такое стрессор? СТРЕССОР — это фактор, вызывающий стрессовую реакцию 1. Управляемые стрессоры, ЗАВИСЯТ ОТ НАС Чаще всего это особенности межличностного отношения, стереотипы поведения, неумение управлять эмоциями, конфликтами 2. Неуправляемые стрессоры, НЕПОДВЛАСТНЫ НАМ Ситуации, события, обстоятельства, которые не могут быть нами изменены 3. Факторы, которые вызывают стрессовую реакцию, не являются стрессорами по сути. События, явления, люди, которые вызывают стрессовую реакцию, как результат субъективного отношения и оценки ВАЖНЕЙШЕЕ — отличить одно от другого! ВАЖНЕЙШЕЕ — отличить одно от другого! «Боже, даруй мне смирение принять то, что я не могу изменить, смирение принять то, что я не могу изменить, мужество — изменить то, что могу мужество — изменить то, что могу и мудрость, чтобы отличить одно от другого…» и мудрость, чтобы отличить одно от другого…» (Слова из молитвы) (Слова из молитвы)

6 Что поможет преодолеть стресс? Перегрузки на работе СТРЕССОР Развитие уверенности в себе и умений Развитие уверенности в себе и умений: управлять временем » управлять временем » планировать дела » работать в коллективе, не брать всю работу на себя, не брать всю работу на себя, считая, что другие сделают ее хуже считая, что другие сделают ее хуже » не делать несколько дел одновременно »рациональной распределять ресурсы » управлять конфликтами

7 Что поможет преодолеть стресс? Загруженностьдомашнимиделами СТРЕССОР Развитие умений Развитие умений: все делать вовремя, » все делать вовремя, не оставляя мелкие дела на «потом» не оставляя мелкие дела на «потом» » распределять обязанности в семье » планировать домашнюю работу » ставить конкретные, достижимые цели » научиться «поощрять себя» за их выполнение за их выполнение » отдыхать

8 Что поможет преодолеть стресс? Конфликты с начальством СТРЕССОР Развитие Развитие : навыков общения » навыков общения » уверенности » уверенности (но не самоуверенности!) » профессиональной компетентности » трудолюбия » умений планировать дела » умений рационально распределять ресурсы » умений управлять конфликтами и пр.

9 Как определить уровень стресса? Как определить уровень стресса? Тест Ридера (Reeder L.) Оцените, насколько Вы согласны с перечисленными утверждениями. Суммируйте баллы и посчитайте средний балл. Оцените свой уровень стресса по среднему баллу: высокий средний низкий Уровень стресса высокий средний низкий 1-2 2,01-3 3,01-4 Для мужчин 1-2 2,01-3 3, ,82 1,83-2,82 2,83-4 Для женщин 1-1,82 1,83-2,82 2,83-4

10 Как определить стрессор и стрессовое поведение? Шаг 1. Определите, что именно для Вас является стрессором? Шаг 2. Проранжируйте эти стрессоры по степени значимости Шаг 3. Отметьте стрессоры (значком «+») первого приоритета, над которыми Вы считаете надо начать работу сейчас Шаг 4. Отметьте стрессоры (значком «-») отсроченного приоритета, над которыми Вы могли бы работать в дальнейшем Что из вами перечисленного Вы можете изменить? К чему из вами перечисленного Вам следовало бы изменить отношение?

11 Как научиться преодолевать стресс? (начинаем анализировать) 1. Подробно проанализируйте стрессоры, определенные Вами как приоритетные (наиболее важные для Вас в данное время) 2. Постарайтесь описать не только фактор, вызывающий стрессовую реакцию, но и собственное поведение в этой ситуации. 3. Постарайтесь выделить детали как самого стрессора, так и собственного поведения. 4. Определите шаги изменения своего поведения, отношения или самого стрессора (в зависимости от того каков характер стрессора) 5. Поставьте сроки выполнения намеченного!

12 Методы преодоления стресса Метод глубокого дыхания Метод психической саморегуляции (аутогенной тренировки)Визуализация Изменение неадекватного отношения (когда стрессор не является стрессором, но вызывает психоэмоциональное напряжение)

13 Заповеди преодоления стресса «Стремитесь к высшей из доступных целей и не вступайте в борьбу из-за безделиц» Г. Селье Берите пример с солнечных часов, ведите счет лишь радостных дней. Народная мудрость Учитесь планировать дела Взвешивайте целесообразность действий и поступков Не откладывайте на «потом» особенно неприятные дела Ставьте реальные цели Верьте в себя! Цените радость подлинной простоты Относитесь к другим, как к себе Не забывайте об отдыхе Здоровья и удачи Вам!

www.myshared.ru

Особенности проявления девиантного поведения у лиц, подвергающихся стрессовым воздействиям Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Тузов Александр Иванович

В работе представлен аналитический обзор данных исследований о способах выхода из стрессовых ситуаций сотрудников силовых структур. Показано, что девиантные методы снятия стресса типичны преимущественно для лиц мужского пола.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Тузов Александр Иванович,

FEATURES OF MANIFESTATIONS OF DEVIANT BEHAVIOR OF INDIVIDUALS, EXPOSED TO STRESS FACTORS

The article presents the analytical review of research evidence about the ways of exit of stressful situations of law enforcement officers. It is shown that the deviant methods of stress relief are typical predominantly for males.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления девиантного поведения у лиц, подвергающихся стрессовым воздействиям»

УДК 316.624 Тузов Александр Иванович

кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России тел. (928) 210-13-35

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЛИЦ, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ СТРЕССОВЫМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ

Tuzov Alexander Ivanovich

PhD in Biology, senior lecturer of the chair of psychology and pedagogy, Krasnodar University of Russian Ministry of

Internal Affairs tel. (928) 210-13-35

FEATURES OF MANIFESTATIONS OF DEVIANT BEHAVIOR OF INDIVIDUALS, EXPOSED TO STRESS FACTORS

Ключевые слова: девиантное поведение, стресс.

deviant behavior, stress.

В своей жизни мы постоянно сталкиваемся со стрессами. Наш организм, а в большей степени центральная нервная система, со стороны стресса через сенсорные системы подвергается воздействиям. Это происходит с каждым из нас в большей или меньшей степени. Современная жизнь не приводит к снижению влияния стресса, а наоборот, имеет тенденцию к росту этого влияния. Организм человека имеет достаточно универсальную функциональную систему (функциональная система — это динамическая совокупность различных органов и систем организма, формирующаяся для достижения полезного для организма приспособительного результата) противодействия стрессам, включающую многие системы организма, тем не менее воздействия стрессовых условий вызывают изменения в процессах, происходящих в организме. В зависимости от многих факторов, таких как сила воздействия, длительность воздействия, особенностей центральной нервной системы и др. будет отличаться и результат такого воздействия. С незначительными воздействиями организм справляется практически без последствий, и мы этих влияний не замечаем, влияние более сильных стрессовых факторов мы можем ощущать в виде повышенной усталости, быстрой утомляемости, нервозности и раздражительности, а это уже является предпосылками к проявлению девиантного поведения. Большое количество людей в своей жизни сталкиваются с такими стрессовыми ситуациями, которые вызывают изменения в поведении человека как непосредственно, так и косвенно.

Самая большая группа, подверженная значительному воздействию стрессовых факторов, — это сотрудники силовых структур. Если в повседневной жизни сотрудники с помощью штатных психологов подразделений способны противостоять стрессам, то при нахождении длительное время под воздействием сильных стрессовых факторов у них можно часто наблюдать возникновение психической дезадаптации и стрессовых расстройств. Впервые в новейшей истории мы столкнулись с такими отклонениями, возникающими у военнослужащих, прибывших из Афганистана, тогда был впервые применен термин «афганский синдром». Затем появился и «чеченский синдром». Участники боевых

действий, прибыв из «горячих точек», своими схожими отклонениями в поведении позволили выделить их в данные группы. Несмотря на глобальные различия в протекании этих вооруженных действий, отклонения в поведении людей, которые приобрели эти синдромы, очень схожи. В настоящее время ведется большая работа по реабилитации таких граждан. Организуются реабилитационные центры, разрабатываются различные методики, направленные на восстановление психического состояния, используются социальные программы.

Изучая влияние стрессовых факторов, можно увидеть, что при правильно организованной работе психологов, они не всегда несут отрицательные изменения. Перед отправкой в район боевых действий необходимо проводить психологическую и пропагандистскую работу. Кроме того, если во время нахождения в «горячей точке» с участником боевых действий проводилась регулярная и грамотная психологическая и пропагандистская работа, то при возвращении к нормальной жизни человек более стойко может противостоять жизненным повседневным стрессам. Поэтому можно сделать вывод, что имеют место позитивные изменения. Среди таких изменений выделяют повышение ответственности, дисциплинированности, чувства патриотизма, приобретение способности к более рациональному и быстрому мышлению, что позволяет индивиду не только быстро адаптироваться к новой обстановке, но и добиваться положительных результатов в повседневной жизни. Если этого не происходит, то индивид приобретает социальную дезадаптацию с проявлением девиантного поведения.

В настоящее время существует несколько классификаций девиантного поведения, проявляющегося на фоне приобретенного синдрома участника боевых действий. Одна из классификаций была предложена Е.В. Змановской, которая выделила три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное поведение, асоциальное поведение и аутодеструктивное поведение.

Антисоциальное поведение — это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законом.

Асоциальное поведение — это поведение человека, уклоняющегося от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отклонений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, вовлеченность в азартные игры, бродяжничество, иждивенчество.

Аутодеструктивное поведение — это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение, (вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (выбор профессии или поведение в повседневной жизнедеятельности) [1].

Ощущая на себе происходящие изменения, индивид начинает искать способы уменьшения психоэмоциональной напряженности. И первое, что пытается он сделать, это снять стресс, причем используя при этом разные методы, в том числе и девиантные. Необходимо отметить, что сам по себе стресс, кроме физиологических изменений, изменяет и поведенческие привычки.

Данный вопрос изучался многими исследователями. Э.Р. Исхаков и Г.М. Биккинина определили, что методы снятия стресса среди сотрудников ОВД МВД по республике Башкортостан среди женщин кардинально отличается от выбранных мужчинами методов.

При анализе результатов опроса было установлено, что никто из женщин не прибегает к девиантным формам снятия стрессового напряжения, таким как курение или прием алкоголя. Способами снятия стресса женщинами были названы: общение с родственниками и знакомыми — 59,3 %, способы, которые условно можно отнести к арт-терапии (прослушивание музыки, просмотр телепередач, чтение книг и журналов) — 50,4 % ответов, побыть на природе, физическая активность, занятие домашними делами, ходьба по магазинам -26,1 %, и последнее место занимали такие способы, как размышление в одиночестве, сон и водные процедуры — 9,8 % ответов. Самым действенным методом снятия стресса у женщин оказался метод общения с родственниками и знакомыми. При использовании этого метода у женщин, находящихся в состоянии острого стресса, наблюдалась нормализация частоты сердечных сокращений и артериального давления [2].

У мужчин ведущим способом снятия стресса было названо общение с родственниками и друзьями — 70,4 %, просмотр телепередач и прослушивание музыки — 68,2 %, употребление спиртного — 30,5 %, занятие физкультурой и спортом — 25,7 %. Значительно меньше применялись такие методы, как прогулки на свежем воздухе и общение с природой — 19,7 %, выполнение домашней работы — 16,7 %. Каждый шестой мужчина снимает стрессовое состояние курением сигарет — 15,4 %. При этом 10 % мужчин назвали такие способы снятия стрессового состояния, как сон, размышление в одиночестве, секс, баня, душ. Кроме того, у нескольких человек встретился весьма оригинальный способ: езда на автомобиле на большой скорости. Как показывают данные, употребление алкоголя стоит на третьем месте среди способов снятия стрессовых состояний у сотрудников ОВД и доля этих лиц составляет почти треть. Кроме этого, надо учесть наличие у сотрудников социально одобряемых ответов и то, что указанное ими общение с друзьями и родственниками также может не обходиться без принятия алкоголя [2].

По данным американских исследований, большое число полицейских систематически принимают алкоголь как одно из отражений неуправляемого эмоционального стресса. На примере ветеранов вьетнамской войны выяснено, что люди, подвергшиеся длительному воздействию стрессовых факторов, в повседневной жизни более тревожны, недоверчивы, замкнуты.

Таким образом, применение девиантных методов снятия стрессовых реакций носит более массовый характер среди мужчин, нежели среди женщин.

В результате длительного воздействия стрессовых факторов у сотрудников силовых структур возникают трудности при общении с родственниками и близкими, людьми, трудоустройством, они труднее входят в контакт с незнакомыми людьми. В повседневной жизни многие звуки мирной жизни находят в памяти отождествление со звуками войны, несущими смертельную опасность. Поэтому человек не может чувствовать себя комфортно, он ощущает постоянное чувство опасности и страх. Если по прибытии из «горячей точки» вовремя не выявить индивида с измененной психикой и вовремя не начать курс реабилитации, изменения будут прогрессировать и в дальнейшем выльются в девиантное поведение.

1. Змановская Е.В. Девиантология : учеб. пособие для вузов. М., 2004.

2. Исхаков Э.Р. и Биккинина Г.М Девиантное поведение в структуре способов уменьшения пси-хо-эмоциональной напряженности сотрудниками органов внутренних дел : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 27-28 октября 2008 г. Краснодар, 2008.

cyberleninka.ru