Невротическое расстройство в детском и подростковом возрасте

Невротические расстройства у подростков. Взгляд на проблему разных школ психотерапии

Что такое «невроз»?

Невротические расстройства являются предметом малой психиатрии и неврозологии. Понятие невроза не является строго определенным. До настоящего времени отсутствует общепринятое определение невроза. В традиционной психиатрии под неврозами понимают функциональные заболевания, характеризующиеся психогенным происхождением, разнообразными соматовегетативными и психоэмоциональными нарушениями. При неврозе, в отличие от других психических заболеваний, у личности не нарушается сознание болезни. Неврозы протекают без психотических расстройств и выраженных нарушений поведения. Поскольку эти заболевания носят функциональный характер, в большинстве случаев, при своевременно начатом правильном лечении и благоприятной ситуации, они обратимы.

Классификация невротических расстройств у детей и подростков

Вопросы группировки неврозов относятся к числу нерешенных, поскольку детские неврозы отличаются клиническим своеобразием. Согласно с позицией детского психиатра В. В. Ковалева, незавершенность, рудиментарность симптоматики, преобладание соматовегетативных и двигательных расстройств, отсутствие личностного переживания болезни, глубокой внутренней переработки, объясняют преобладание у детей моносимптомных неврозов и относительную редкость общих неврозов, наблюдающихся лишь начиная с 10-12-летнего возраста. К моносимптоматическим (системным) детским неврозам относятся невротическое заикание, тики, расстройства сна, аппетита, невротические энурез и энкопрез, патологические привычные действия (сосание пальца, кусание ногтей, онанизм) [В.В. Ковалев, 1995].

В то же время, в подростковом возрасте общие неврозы становятся преобладающими формами психогенных заболеваний, нередко приобретают тенденцию к затяжному течению и к переходу в невротическое развитие личности. При всем многообразии выделения различных форм невротических синдромов, общепризнанным остается признание трех классических форм общих неврозов у подростков:

  • неврастения (F48.0 по МКБ-10);
  • истерический невроз (F44, F45 по МКБ-10);
  • невроз навязчивых состояний (F40, F42 по МКБ-10).
  • В настоящее время в МКБ-10 некоторые общие неврозы раздроблены на различные категории по синдромологическому принципу. Так, невроз навязчивых состояний разделен на две диагностические категории – это тревожные и фобические расстройства и обсессивно-компульсивное расстройство. Истерический невроз представлен в широкой группе диссоциативных конверсионных расстройств и, по мнению некоторых авторов, относится к соматизированному расстройству (синдрому Брике) (F45.0 по МКБ-10) [А. Якубик, 1982].

    Из-за чего возникают подростковые неврозы?

    В традиционной детско-подростковой и взрослой психиатрии принято считать, что причина возникновения неврозов носит сложный, многомерный характер. Ведущей причиной невроза является психотравмирующее воздействие, которое сопряжено с внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям, способствующим возникновению невротического способа реагирования у подростков, следует отнести акцентуированные и патологические черты характера, резидуальную церебрально-органическую недостаточность, отягощенность детской невропатией, соматическую ослабленность вследствие перенесения «цепочки» инфекций или манифестации соматической болезни, возрастной фактор, способствующий общему неспецифическому повышению ранимости нервно-психической сферы в переходные возрастные периоды. К факторам внешних условий относится неблагоприятный семейный климат, несложившиеся взаимоотношения в коллективе сверстников с положением подростка в роли одиночки, несоответствие типа школы уровню способностей ребенка. Данные факторы облегчают возникновение невроза под воздействием очерченных психотравм. Психогении, приводящие к неврозам, классифицируются на шоковые психотравмы, ситуационные факторы относительно кратковременного действия, хронически действующие психотравмирующие ситуации и факторы эмоциональной депривации [В.В. Ковалев, 1995].

    По мнению В. В. Ковалева, в детской психиатрии совершенно не изучены возрастные особенности патогенеза неврозов у детей и подростков [В.В. Ковалев, 1995].

    Взгляд на проблему разных школ психотерапии

    Ортодоксальная психоаналитическая трактовка возникновения неврозов существенно отличается от принятой в традиционной психиатрии. Согласно воззрениям Зигмунда Фрейда предполагается, что невроз возникает вследствие подавления либидозных сексуальных импульсов при фиксациях на определенных стадиях психосексуального развития.

    В экзистенциально-феноменологической психиатрии «невротическая экзистенция – это попытка избежать сознания экзистенциального страха и виновности путем уклонения ответственности за свою жизнь и бегства от самореализации, т. е. «подлинной» жизни. Человек выбирает психопатологические симптомы в качестве метода разрешения экзистенциальных проблем. Невроз, по мнению некоторых экзистенциалистов, – это способ избежать небытия, уклоняясь от бытия, т. е. в неврозе потенциальные возможности индивида перестают воплощаться, потому что «быть» — значит осознавать «небытие» с присущим ему экзистенциальным страхом. По мнению Ролло Мэя, причина невроза – это прежде всего убеждение в отсутствии своего значения в мире, радикальное сомнение в смысле своего существования, ощущение одиночества и отчаяния. Невроз – результат отрицания основного отношения «бытия-с-другими», как бы отказ от «встречи с другим человеком» как с равноправным партнером. При неврозе человек чрезмерно сосредоточен на внешнем мире и слишком мало на собственном внутреннем мире» [А. Якубик, 1982, с. 121].

    Сторонники поведенческой психотерапии, придерживаясь позиции, что человеческое поведение, в общем, является результатом научения, рассматривают поведение подростков больных неврозами как результат неправильно заученных способов поведения. Они предполагают, что, наряду с классическим, оперантное обуславливание участвует в симптомообразовании и течении невротических нарушений, особенно таких, как страхи и навязчивости [Р. Телле, 2002].

    Гештальт-терапия имеет также свой взгляд на невротические расстройства. Фриц Перлз в своей ранней работе «Эго, голод и агрессия» заявляет, что смысл невроза обнаруживается в нарушении процессов развития и приспособления. Неврозы являются следствиями конфликта между организмом и окружающей средой [Ф.Перлз, 2000]. Позже, продолжая, развивая идеи понимания неврозов, Фриц Перлз утверждает, что «невроз является избеганием и ограничением спонтанного возбуждения. Это сохранение сенсорных и моторных установок в ситуациях, которые их не оправдывают, или вообще вне контактной ситуации: как неудобная поза, поддерживаемая во сне. Эти привычки вмешиваются в физиологическую саморегуляцию и причиняют боль, истощают, приводят к повышенной чувствительности и, в конце концов, к болезни. Нет тотальной разрядки, нет окончательного удовлетворения. Невротик, обеспокоенный неудовлетворенными потребностями и неосознанно продолжающий себя зажимать, не может увлечься собственными внешними интересами или успешно их воплотить. В осознании большей частью присутствует его собственная личность: смущенная, попеременно обиженная и виноватая, тщеславная и униженная, наглая и застенчивая, и так далее» [Ф. Перлз, 2010, с. 274].

    Французский гештальт-терапевт Серж Гингер, опираясь на работы гуманистического психоаналитика Карен Хорни, рассматривает неврозы как один из механизмов защиты против базовой экзистенциальной тревоги, которая присутствует на протяжении всей жизни человека и связана с необходимостью делать выборы. Нарушения психического функционирования личности представляют собой изначально механизмы адаптации, помогающие выжить в данный момент существования, однако, затем они устанавливаются и продолжают работать анахронически негибко, препятствуя удовлетворению потребностей, трансформируясь в сопротивления в гештальтистском понимании этого слова [С. Гингер, 2010].

    Будучи психологом, имеющим специализацию в гештальт-терапии, добавлю от себя также несколько личных заметок на тему подростковых неврозов. Подростковый возраст — это период жизни человека, в течение которого про­исходит реорганизация психической дея­тельности, обеспечивающая согласование психофизиологических изменений и социального становления личности, является достаточно проблематичным для самого подростка и окружающей его среды. В этом возрасте актуализирована потребность в нахождении собственной уникальности, возникают попытки преодолении конформизма, происходит жесткое столкновение с экзистенциальными принуждениями – одиночество, сексуальность, свобода, несовершенство, ответственность. Гештальт-подход зарекомендовал себя в психотерапевтическом пространстве как эффективно работающий подход со всем спектром указанных проблем, и с его помощью можно помочь подростку осознать каким образом он вступает в контакт с самим собой, то, как он вступает во взаимодействие с другими людьми и то, как он позиционирует себя в окружающем обществе, как строит контакт с ним.

    Гештальт-терапия с ее взглядом на целостность биологического, психологического и социального в существовании человека, с ее акцентом на феноменологии, на признании уникальности и оригинальности каждой отдельной личности, представляется достаточно перспективным психотерапевтическим направлением для лечения различных невротических нарушений, органично вписываясь в представления новой общемедицинской парадигмы. Приверженность идее холизма заметно отличает гештальт-терапию от других психотерапевтических подходов, которые делают акцент либо на расширении поведенческого репертуара для улучшения адаптивного взаимодействия человека с социумом (поведенческая психотерапия), либо на рациональном переосмыслении фрагментов старого жизненного опыта, веря в то, что это изменит существование человека в последующем (психоанализ).

    Список использованной литературы

    Гингер С. Гештальт: искусство контакта / Пер. с англ. Т. А. Ребеко. – Изд. 2-е. – М.: Академический проект; Культура, 2010. – 191 с. – (Психотерапевтические технологии).

    Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста: руководство для врачей. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. – М.: Медицина, 1995. – 560 с.

    Перлз Ф. Теория гештальт-терапии / Пер. с англ. А. Корнева, В. Петренко. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2010. – 320 с. Серия: («Современная психология: теория и практика»).

    Перлз Ф. Эго, голод и агрессия / Пер. с англ. Н. Б. Кедровой, А. Н. Кострикова. – М.: Смысл, 2000. – 358 с.

    Телле Р. Психиатрия с элементами психотерапии / Пер. с нем. Г.А.Обухова. – Мн.: Интерпрессервис, 2002. – 496 с.

    Якубик А. Истерия / пер. с польск М. Г. Лепилина. – М.: Медицина, 1982. – 344 с.

    www.b17.ru

    Невротические расстройства у детей и подростков: симптомы, причины, терапия

    симптомы, причины, терапия

    Мы живем в странную эпоху. С каждым днем все больше разных развивающих игр и методик для детей, а у родителей все меньше времени, на то, чтобы с детьми играть. Увеличилось количество неполных семей, дети переживают на себе стресс родительского развода, а в дальнейшем – жизнь с неродным папой, и.т.д.

    Существенно выросла и учебная нагрузка на детей. По развивающим кружкам чадо начинают водить чуть ли не с рождения, а к школе он уже должен уметь и читать, и решать примеры. Все это вкупе создает для ребенка чрезмерные психоэмоциональные нагрузки, которые не всякий организм способен пережить без ущерба для себя.

    С каждым годом возрастает количество детей, у которых определяют различного рода невротические нарушения. По статистике, к окончанию младшего школьного звена, неврологически здоровых детей остается едва ли половина. Часто встречаются и неврозы у детей, и целый ряд других неврогенных расстройств.

    Детский невроз представляет собой неглубокое (при благоприятных условиях — полностью устранимое) психическое заболевание у ребенка, симптомы которого уже нередко диагностируются и у подростка, и у ребенка младшего школьного, и даже дошкольного возраста. Каковы же причины неврозов у детей? Все ли дети ему подвержены?
    Происхождение заболевания: почему именно мой ребенок?

    Невроз у детей раннего возраста (до 2-3 лет) обычно связан с физиологическими причинами. Позже, когда формируется характер ребенка, в силу вступают и психологические причины. Но для малышей возраста 0-3 года ведущим стрессовым фактором является состояние здоровья, в данном случае нервной системы ребенка. Симптомы (признаки) невротического расстройства у детей этой возрастной категории, могут быть обусловлены такими причинами:

    • тяжелое течение беременности, заболевания матери во время беременности и прочие факторы, которые привели к внутриутробной гипоксии плода, и той или иной степени поражения нервной системы ребенка;
    • родовые травмы, неблагоприятное течение родов, следствием которого также явилось перинатальное поражение ЦНС ребенка;
    • частые болезни ребенка в раннем возрасте, тяжелое течение болезни (осложнения).
    • Невроз у детей дошкольного возраста (3-6 лет) имеет под собой уже 2 комплекса причин: психологические и физиологические.

      К психологическим причинам можно отнести стрессы, чрезмерные нагрузки, неблагоприятные отношения в семье, проблемы в детском садике. Физиологические причины более обширны, на них стоит остановиться подробнее.

      Детские неврозы чаще всего проявляют себя на «благоприятной» для этого почве, то есть у ребенка, обладающего определенными особенностями нервной системы и психики:

    • Повышенная чувствительность, эмоциональность. Такие дети очень сильно реагируют на разлуку с мамой, могут расплакаться от жалости, и.т.д.
    • Неумение защитить свои интересы, беззащитность.
    • Тревожность, склонность к беспокойствам и страхам.
    • Впечатлительность (надолго запоминают обиду, неприятную ситуацию).
    • Противоречивость, неустойчивость (как правило между рационализмом и эмоциональной составляющей).
    • Интроверсия (вся масса эмоциональных ощущений и противоречий редко озвучивается, ребенок «переваривает» их внутри себя).
    • Высокая потребность ребенка в самоутверждении.
    • Неврозы у школьников тоже образуются аналогичным образом:

      • физиологические причины (то есть тип нервной системы, на базе которой легко формируются неврозы у детей и подростков);
      • психологические причины.
      • Физиологические предпосылки уже описаны выше, именно на базе такого психотипа и формируются детские неврозы в любой возрастной категории. А вот психологические причины варьируются в зависимости от возраста. И неврозы у детей, и другие невротические нарушения чаще проявляется в период возрастного кризиса в жизни ребенка.

        На период младшего школьного возраста (7-12 лет) приходится еще один возрастной кризис, который ребенок проходит на седьмом году жизни. Ребенок вступает в эпоху школьного обучения, самым значимым взрослым становится первый учитель. И утверждение своей социальной значимости теперь происходит в условиях учебы, и зависит от школьных достижений. Значительно возрастает информационная нагрузка. У неврологически слабого ребенка, на этой почве может возникать детский невроз.

        Невроз у детей в подростковом возрасте (12-16 лет) подкрепляется подростковым возрастным кризисом. Гормональная буря, перепады настроения, частые депрессии – постоянные спутники этого возраста.

        Таким образом, и неврозы у детей и у подростков базируются на слабости нервной системы, с одной стороны, и повышенной психоэмоциональной нагрузке, с другой.

        Симптомы и виды

        Неврозы у детей и подростков имеют признаки (симптомы) как физиологического, так и психологического характера. К физиологическим симптомам относятся:

      • нарушения сна (бессонница, прерывистый сон, могут быть ночные кошмары, особенно у детей 3 года – 6 лет);
      • нарушения аппетита (невроз у детей раннего возраста выражается чаще снижением аппетита или рвотными симптомами, у подростков может возникать невротическая булимия или анорексия);
      • головные боли, головокружения, спазмы сосудов мозга;
      • мышечная вялость, слабость, быстрая утомляемость;
      • нервный кашель, недержание мочи и кала (чаще всего так проявляется невроз у детей раннего возраста, изредка – младшего школьного возраста);
      • спазматические боли в области сердца или желудка;
      • нервные тики, судороги, нарушения двигательных функций.
      • И неврозы у детей, и подростковые неврозы имеют также психологические признаки (симптомы):

        • раздражительность, перепады настроения (максимально проявляются у подростков);
        • чувствительность, ранимость, уязвимость (чаще наблюдается у малышей 3 года-6 лет, дети школьного возраста начинают скрывать эти признаки, возникает интроверсия);
        • угнетенное, депрессивное состояние (максимально проявляется у подростков);
        • страхи, фобии;
        • истерики, падения на пол с рыданиями (ярче всего выражены в дошкольном периоде, у подростков тоже встречаются, но выглядят иначе).
        • В соответствии с определенным набором симптомов, и неврозы у детей, и подростковые неврозы делятся на несколько видов:

          1. Невроз истерический (истерики, падение на пол, крики, рыдания).
          2. Невроз астенический (слабость, утомляемость, расстройство сна, плаксивость). ВСД часто сопровождает и астенические неврозы у детей, и у взрослых.
          3. Невроз навязчивых состояний. К нему некоторые авторы относят и обсессивный невроз (для него характерны различные тики, судороги, мышечные спазмы), и фобический невроз (страхи темноты, одиночества, разлуки с близкими, смерти).
          4. Депрессивный невроз – желание уединиться, депрессии, подавленное настроение. Больше всего проявляется в подростковом возрасте.
          5. Ипохондрический невроз – страх заболеть, тоже чаще встречается у подростков.
          6. И неврозы у детей, и подростковые неврозы необходимо лечить комплексно, учитывая и психологическую, и физиологическую симптоматику.
            Методы реабилитации и профилактика

            Лечение неврозау детей осуществляется с помощью таких специалистов:

            • невролог (поможет лечить непосредственно неврологические нарушения, при необходимости выписывает успокоительные лекарства, проводит диагностику);
            • детский и семейный психолог (помогает восстановить психологически благоприятный микроклимат в семье, выбрать оптимальную модель воспитания);
            • психотерапевт (поможет лечить навязчивые состояния, может проводить сеансы гипноза, работа с этим специалистом максимально важна для подростков и взрослых);
            • другие специалисты узкого профиля (может потребоваться консультация психиатра и эндокринолога, а лечить невротические состояния также помогает рефлексотерапевт, иглотерапевт, массажист).
            • Комплексное и своевременное лечение невроза у детей помогает полностью устранить симптомы заболевания. Но помните, что особая уязвимость нервной системы вашего ребенка – это качества, заданные ему природой на всю жизнь.

              Именно поэтому такое значение имеет профилактика неврозов у детей. И основная роль тут отводится именно родителям.

              Чтобы обеспечить психическое здоровье вашего малыша, соблюдайте следующие несложные правила:

              1. Создайте ребенку четкий режим дня. Это помогает стабилизировать работу его неуравновешенной нервной системы.
              2. Внимательно следите за нагрузкой в жизни ребенка. При первых признаках неврологического неблагополучия – консультируйтесь с неврологом (поддерживающий курс лечения) и с педагогами (снижайте нагрузку).
              3. Обязательно обеспечьте ребенку посильную физическую нагрузку, она снижает психическое напряжение.
              4. При психологических проблемах в семье, не затягивайте визит к семейному психологу.
              5. По возможности, обеспечьте ребенку посещение детского психолога и методы борьбы со стрессом (игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия).
              6. Используйте при необходимости доступные дома средства релаксации (хвойная ванна, аромолампа с успокаивающими маслами, дыхательная гимнастика и методы мышечной релаксации, прием успокоительных трав и сборов). Детей постарше можно обучить медитации. Йога хороша для всех возрастов, сейчас существует даже беби-йога для малышей.
              7. И неврозы у детей, и подростковые неврозы проще предупредить, чем лечить. Но, хотя лечение невроза у детей и непростая задача, полное выздоровление возможно при условии, что вы обратитесь к специалистам как можно раньше.
                Медведев Д.Ф.

                zodorov.ru

                невротические расстройства в детском возрасте

                Категория: Сестринское дело в психиатрии/Неврозы и реактивные психозы

                В детском возрасте невротические проявления имеют ряд особенностей. Так, например, психотравмы у детей быстрее приводят к неврозам в периоды возрастных кризов. У детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста неврозы чаще всего носят характер моносимптомных невротических реакций, проявляющихся нарушением деятельности какой-либо одной системы организма (тик, заикание, отсутствие аппетита, ночной энурез). Такие невротические реакции могут быть и у взрослых людей (так называемые «системные неврозы»).

                Неврозы в детском возрасте приобретают более глубокий и затяжной характер на фоне соматических заболеваний, акцентуированных и психопатических черт личности, негрубых органических поражений головного мозга, при неблагополучных внутрисемейных отношениях и неудачных взаимоотношениях в коллективах детских учреждений.

                Невротические страхивозникают в результате неожиданных, пугающих ребёнка обстоятельств, либо из-за того, что взрослые сознательно запугивают малыша с «воспитательной» целью.

                Часто у детей наблюдается страх перед посещением детского учреждения после возникновения там пугающей или конфликтной ситуации.

                После попытки принудительно научить ребёнка плавать может появиться страх перед водным пространством.

                Невротические тики. Тикиэто непроизвольные, эпизодически повторяющиеся и усиливающиеся при волнении сокращения отдельных мышечных групп, возникающие, как правило, после острой психотравмы. При этом решающая роль принадлежит не столько самой пугающей ситуации, сколько бурной реакции на неё окружающих взрослых.

                Невротические расстройства сна (ночные страхи)проявляются они внезапными пробуждениями ребёнка под влиянием кошмарного сновидения, отражающего в той или иной мере реальную психотравмирующую ситуацию. Малыш при этом кричит, плачет, зовёт родителей, боится спать в одиночестве. При нарушениях глубины сна у невротичных детей могут появляться сноговорения, снохождения, ночное недержание мочи. Психотравмы затяжного характера часто приводит к нарушению засыпания или извращению формулы сна, когда больной засыпает днём, а ночью бодрствует.

                Невротические расстройства речинередко у детей возникает страх говорить в присутствии большого количества людей или определённых лиц. В случае острой психотравмы возможно развитие заикания; оно может появиться и при затяжной психотравмирующей ситуации, особенно при постоянных поправках и критике речи ребёнка, а также запретах говорить что-либо в своё оправдание.

                Невротические расстройства аппетитаневротические отказы от еды чаще всего формируются у детей вследствие психотравмирующих переживаний во время приёма пищи. В подростковом возрасте отказы от еды часто связаны с боязнью полноты, что приводит к нервной анорексии с катастрофическим падением веса тела.

                В ситуациях грубого ущемления интересов ребёнка, оскорбления или обмана его нередко возникают патохарактерологические реакции. Это кратковременные состояния дезадаптивного поведения, продолжающиеся от нескольких часов до нескольких дней. Они проявляются неадекватным поведением. Различают:

              8. реакцию оппозиции;
              9. реакцию нигилизма;
              10. реакцию гиперкомпенсации;
              11. реакцию имитации.
              12. В случаях, когда психотравмирующая ситуация носит затяжной, неразрешимый характер, может отмечаться невротическое развитие личности.

                Для лечения неврозов очень важно оздоровление микросоциального окружения и, по возможности, устранение психотравмирующей ситуации. Основным методом, дающий стойкий лечебный эффект, является психотерапия. Причём в психотерапевтической коррекции часто нуждается не только сам больной, но и его семья. Психотерапия может быть индивидуальной или групповой. Наиболее эффективны методы, направленные на коррекцию структуры личности и её системы отношений (личностно-ориентированные). К ним относят психодраму, трансактный анализ, гештальттерапию.

                Хорошие результаты даёт рациональная психотерапия. Она позволяет путём логических доводов изменить отношение больного к психотравмирующей ситуации.

                Для лечения и профилактики неврозов широко используется аутогенная тренировка — метод лечебного самовнушения. Могут быть полезны различные медитативные техники с концентрацией внимания и дыхательными упражнениями.

                Методы внушения включают гипносуггестивную терапию с погружением пациента в гипнотический сон, и наркопсихотерапию, когда внушение проводится на фоне наркотического сна, вызванного медикаментозно — барбамил, гексенал, пентонал.

                Наряду с психотерапией для лечения неврозов широко применяют фармакотерапию. Чаще всего используют транквилизаторы — феназепам, тазепам, эуноктин, элениум, седуксен, триоксазин.

                Они позволяют уменьшить остроту эмоциональной реакции на психотравмирующую ситуацию. Кроме того, применяются психотропные препараты стимулирующего действия — сиднокарб, сиднофен; антидепрессанты — амитриптилин, леривон, пиразидол; нейролептики — азалептин, неулептил. Комбинация препаратов разных групп позволяет значительно уменьшить их дозировку. Назначать медикаментозное лечение может только врач. Проводить его лучше в условиях стационара. Однако больные неврозом критичны к своему состоянию, не нуждаются в постоянном контроле и чаще лечатся амбулаторно. Принимая психотропные препараты в домашних условиях, необходимо помнить, что большинство из них снижают быстроту реакции и внимание.

                При лёгких формах неврастении хороший эффект могут оказывать седативные препараты растительного происхождения: настойка или отвар корня валерианы, настойка пустырника, пиона, ново-пассит (гиперстеническая форма); элеутерококк, китайский лимонник, корень женьшеня (гипостеническая форма). Показаны витаминотерапия и ноотропы.

                При неврозах особо важное значение имеет режим, разумное чередование труда и отдыха, достаточное пребывание на свежем воздухе, полноценный сон. Полезны умеренная физическая нагрузка, лечебная физкультура, хвойные и травяные ванны.

                1. Кирпиченко А. А. Психиатрия: Учеб. для мед. ин-тов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Выш. шк., 1989.
                2. Бортникова С. М.,Зубахина Т. В. Нервные и психические болезни. Серия ‘Медицина для вас’. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
                3. m-sestra.ru

                  Неврозы у детей и подростков

                  Неврозы — это относительно неглубокие в большинстве случаев обратимые психические расстройства, обусловленные воздействием на личность различных психических травм. Неврозами страдают от 3 до 20% всего населения. У девочек неврозы возникают в 3 раза чаще, чем у мальчиков.

                  При неврозе происходит расстройство системы отношений, причем основное значение приобретает нарушение отношения к себе, проявляющееся в заниженной или противоречивой самооценке. В развитии неврозов имеют значение личностные конфликты.

                  В детском возрасте внутриличностные конфликты нестойки и рудиментарны, большее значение имеют межличностные конфликты в семье. Подростки, воспитывающиеся в дисфункциональных семьях могут иметь как внутри, так и межличностные конфликты, отчего у одних возникают неврозы, у других – нарушения поведения и влечений.

                  В происхождении неврозов у детей и подростков имеют значение органические заболевания, особенности формирующейся личности, патологизирующее семейное воспитание. Все встречающиеся у детей неврозы принято делить на общие и системные. По частоте заболеваемости неврозы распределяются следующим образом:

                  I. Общие неврозы:

                4. Истерический невроз.
                5. Астенический невроз.
                6. Невроз навязчивых состояний.

                II. Системные неврозы:

              13. логоневроз (заикание), тики, энурез, энкопрез.

            Истерический невроз чаще возникает у детей и подростков с чертами личностной незрелости, инфантилизма, демонстративности, склонности к фантазиям, реакциям гиперкомпенсации. Истерический невроз в раннем детстве может проявляться расстройством физиологических функций (дыхания, глотания, мочеиспускания, дефекации), расстройствами речевой сферы – мутизм, моторной сферы. В более старшем возрасте проявления истерического невроза более разнообразны, в большей степени захватывают эмоциональную и когнитивную сферы и, по сути, не отмечаются от истерического невроза взрослых.

            Неврастения (астенический невроз). У детей дошкольного возраста в ответ на психотравмы возникают психогенные астенические реакции. Дети осторожны, боятся риска, конкуренции, ситуаций типа «экзамен», эмоциональных и интеллектуальных напряжений.

            Симптоматика представлена головными болями и болями в области сердца, страхами, тревожностью, нарушениями сна, ипохондрическими опасениями.

            Невроз навязчивых состояний. Чаще всего дети с неврозом навязчивых состояний вырастают в условиях «повышенной моральной ответственности», при которой главными ценностями в жизни являются гипертрофированное следование долгу и игнорирование собственных эмоциональных и телесных импульсов. Невроз навязчивых состояний проявляется в виде психогенных навязчивых реакций, которые клинически выступают в форме навязчивых фобий, движений и действий.

            Тики невротические — являются непроизвольными, внезапными, быстрыми, повторяемыми, неритмичными, стереотипными движениями или вокализацией.

            В развитии тиков играют роль как генетические, так и психогенные факторы. В основе транзиторного тика лежит подавленная агрессивность у ребенка. Тики чаще являются двигательными в виде мигания или иного движения лицевых мышц, языка, нижней челюсти, мышц шеи. Более редкими являются тикозные движения верхних конечностей, еще более редкими — туловища и нижних конечностей. В большинстве случаев тики с годами проходят, появляясь лишь в стрессовых ситуациях.

            Невротический энурез. Под энурезом понимают утрату контроля над мочеиспусканием в ночное и дневное время. Нарушения на любом уровне регуляции могут стать причиной энуреза. 75% больных имеют наследственную отягощенность этим расстройством.

            Неорганический энурез может быть следствием хронической психогении – развод родителей, их выраженный конфликт, рождение братьев или сестер, начало учебы в школе, отрыв от матери, эмоциональное отвержение ребенка, особенно усиливающееся при появлении энуреза.

            Невротический энкопрез — неспособность контролировать выделение кала, вследствие чего обнаруживается непроизвольное или произвольное недержание кала в местах, неуместных для этой цели.

            Задержка формирования навыков опрятности, контроля за дефекацией связана с нарушением социализации ребенка – преждевременная стимуляция его умения пользоваться горшком, унижение и наказание ребенка при неудачах в дефекации, атмосфера подавления самостоятельности в проявлении своих желаний. Распространенность заболевания составляет 1,5% в возрасте до 5 лет. В подростковом возрасте встречаются редко.

            Логоневроз (невротическое заикание) – психогенное расстройство ритма, темпа, плавности речи, которое связано с судорогами мышц, осуществляющих акт речи. Хронические и острые психические травмы — конфликты в семье, эмоциональное отвержение ребенка и основанное на нем воспитание по типу доминирующей гиперпротекции.

            Первые признаки – повторение начальных звуков в словах, первых или наиболее трудных слов в предложении в моменты эмоционального напряжения в ситуациях типа «экзамен». Эпизоды заикания сменяются эпизодами речи без нарушений. Симптомы могут отсутствовать при пении, декламации или при взаимодействии с животными и неодушевленными предметами.

            Основные принципы лечебной терапии неврозов:

            www.dzo-kostroma.ru