Невроз тики у детей

Невроз тики у детей

7 июня 2015 г., 01:16

Привет, очень неловко об этом писать, но лучше здесь чем у врача, мне реально стыдно. Мне 25, семья. С детства меня периодически (особенно в периоды эмоциональной нестабильности) мучали нервные тики в частности в области лица (сильное маргание глазами, напряжение мышц в горле и подобная фигня, которые еще и видимы для окружающих). Я очень сдержанный непаникующий человек, держу себя в руках, в основном слушаю больше чем говорю. Теперь у меня один из таких периодов, и меня это окончательно достало, это необходимо как воздух, когда не маргаю словно не дышу. Абсурд, иногда аж хочется повернуться в другую сторону от людей и «намаргаться» вдоволь чтоб спустить напряжение. Жутко болит шея иногда из-за напряжения, дискомфорт усиливается еще и тем что сильно понижается внимание и усваивание информации, концентрация на деле. В детстве меня водили к невропатологу, назначали какие-то успокаивающие, помогало или нет уже не помню, в последнее время пила новопассит, не помогает. Дело в психологии? Помогите.

7 июня 2015 г., 02:28

Сдержанный, не паникующий человек, держащий себя в руках.
Перестаньте это делать, давайте волю своим эмоциям, не подавляйте их. Они же накапливаются и бьют сильно по здоровью, а потом все ходят с непонятными болячками, вроде бы и здоров, а сердце болит.
Каждый день уделяйте время для расслабления, 5 минут хватит. Если хотите плакать, плачьте. Если много плохих эмоций, займитесь спортом.

7 июня 2015 г., 02:56

Идите срочно к врачу. А то это может потом еще не дай бог во что то серьезное вылиться, ведь и правда исходя из вашего рассказа вы все эмоции держите в себе не давая им выхода, плюс с детства слабая нервная система, не тяните и не стесняйтесь идите к врачу и не занимайтесь не дай бог самолечением, ничего постыдного и неловкого в походе к врачу нет. Только вам нужен не психолог а невролог.

7 июня 2015 г., 03:16

Идите к нормальному психотерапевту с образованием по психиатриии. В 25 лет у вас есть все шансы на нормальную жизнь.

7 июня 2015 г., 03:18

сначала без «а доктор сказал» разберитесь, что это (контакт с тетаноспазмином, прикрытый прививкой; сухость склер и конъюнктив; большая микробная нагрузка от дышащих инфицированных в помещениях; нагрузка вакцинными штаммами детей; отсевы в шею, паращитовидные железы; собственно сосудистые поражения; энцефалит; иное, на что фантазии хватит — может вы пучок/косу сильно натягиваете, или в ушах ковыряетесь по самый ствол лицевого/тройничного/блуждающего нерва)

7 июня 2015 г., 05:22

Вам ОКР не диагностировали? Тоже может быть. Очень сложно с этим бороться, но можно, если переключиться. Самому сложно, лучше с доктором. Или хотя бы с психологом. Сходите, если есть деньги. Не бойтесь докторов и психологов, это же их работа, они и не такое видели. Никто вас осуждать не будет. Не бойтесь, не стесняйтесь, это нормально вполне. Вы просто очень чувствительный человек, вероятно.

7 июня 2015 г., 08:07

я уже здесь отписывалась-год назад у дочери в 19 лет от стресса начались тики да не только глаз а всего тела.мы оббегали всех врачей и в областных клиниках и в местных.в острый период назначили фенбут+финлепсин.я противник сильных таблеток ,но в тот момент очень помогло.потом долго пили магний в 6+пантогам.но дочь сама сказала что не в таблетках суть а время помогло уйти от стресса.тики в небольшом проценте остались-в моменты волнения возвращаются в полном составе.мрт-норма,ээг немного с какими то волнами.врач невролог сказала что вобщем то это такой индивидуальный ответ на стресс-у всех ведь по разному.у меня у самой было окр-оно обычно передается детям.вот у моей дочер вышло в виде тиков.не переживайте-но вам нужно реально научиться выливать эмоции.дочь может их контролировать процентов на 80 на людях-но сами понимаете когда одна тики учащаются-компенсация.

m.woman.ru

Детский невроз — знак, что в семье непорядок

Малыш может начать бегать на носочках, или после скандала в детском саду может «не добегать» до туалета, может стать плаксивым или агрессивным, а может сосать палец. Почему возникают неврозы у детей, мы спросили у Екатерины Вахтанговны Джинчарадзе, к.м.н., врача-психиатра Клинико-диагностического центра МЕДСИ:

Что провоцирует невроз у ребенка?

В возникновении детских неврозов как психогенных заболеваний основная причина в разнообразных психотравмирующих факторах, и как правило, многое зависит от родителей. Вот какими могут быть причины неврозов:

— первоначально проблемы семейных взаимоотношений,

— дефицит положительных эмоциональных воздействий – любви, ласки, поощрения, ободрения,

— проблемы поиска своего «я» и оптимальных путей самовыражения, самоутверждения и признания,

— неврозы в детском возрасте могут быть клинико -психологическим выражением личностных проблем родителей — эгоцентризма, затрудняющего принятие ребенка и его индивидуальности,

— тревожность мам и пап, лежащая в основе гиперопеки,

— внутренняя конфликтность, осложняющая отношения в семье,

— а также излишняя принципиальность, ведущая к негибкости и чрезмерному контролю в отношениях с детьми.

Как понять, что у ребенка невроз? Что должно стать «звоночком» для похода к врачу?

Неврозы наблюдаются в любом возрасте, однако форму клинически очерченных заболеваний они приобретают, как правило, лишь после 6 – 7-летнего возраста. До того расстройство носит клинически стертый характер и поэтому остается нераспознанным родителями и мало осознается детьми.

Проявления неврозов у детей могут быть самыми разными:

— склонность к слезам и капризам,

— непереносимость различных раздражителей, резких звуков, запахов, температурных колебаний,

— двигательная расторможенность, суетливость,

— быстрая потеря интереса к играм,

— неустойчивость внимания, отвлекаемость,

— потеря аппетита,- расстройство сна. Сон при этом становится беспокойным, прерывистым, с частыми пробуждениями, затрудненным засыпанием. Длительность ночного и дневного сна укорачивается.

Какие бывают неврозы

Неврозы страха. Самыми распространенными проявлениями неврозов являются предметные страхи, связанные с содержанием психотравмирующей ситуации. Содержание страхов зависит от возраста.

У детей дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью.

У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверхценный страх школы с ее непривычными для него дисциплинами, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается такой невроз отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез), плохим настроением.

При навязчивых страхах у детей более младшего возраста преобладают фобии загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений.

Среди неврозов, возникающих в раннем детстве, занимают важное место:

— Заикание — судорога мышц речевого аппарата,

— ночной энурез — ночное недержание мочи,

— неврастения у детей — синдром раздражительной слабости, который обусловлен перенапряжением нервной системы в связи с непосильной нагрузкой (непомерные требования к ребенку, перегрузка новыми впечатлениями),

— истерический невроз — жалобы на боли в тех или иных частях тела при отсутствии органической патологии,

— припадки — падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка.

Невроз навязчивых движений, страхов у детей (тик). Это движения в отдельных группах мышц, напоминающие защитную реакцию, направленную на освобождение от неприятных ощущений:

— мигательные движения, имеющие целью освободиться от яркого света, соринки в глазу,

— движения в шее как реакция на тесный воротник,

— движения головой как отрицательный ответ,

— покашливание, кряхтение, придыхание.

Как правило, тики появляются не ранее 2—3 лет. Невротические тики важно не спутать с гиперкинезами при неврологических расстройствах. Но тут вам поможет только доктор!

Чего боятся подростки

Детям старшего возраста и по др осткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе.

Как лечат невроз ?

В первую очередь это психотерапевтические мероприятия. Важно наладить отношения в семье, провести психотерапию, которая поможет ребенку разобраться со своими личностными проблемами и может понадобиться групповая психотерапия, чтобы наладить отношения ребенка со сверстниками.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ

Лучшая профилактика неврозов у детей и подростков — это хорошая атмосфера в семье. Если у ребенка появился страх, нужно с ним разобраться. И это значит, что родители должны быть рядом, должны помочь, а не отругать за трусость.

Важно в целях опять же профилактики «закаливать» ребенка психологически. Учить его быть активным, инициативным, учить преодолевать трудности.

А для родителей школьников первым правилом должно быть — следить за нагрузками. Чтобы у ребенка не было информационных перегрузок.

m.kp.ru

Неврозы у детей

· Невроз — э то психогенное расстройство, в основе которого лежит неудачно, нерационально, непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между личностью и значимыми для неё сторонами действительности, вызывающее тягостные ощущения, психическую и физиологическую дезорганизацию личности.

· Это болезнь, признаком которой является чрезмерный расход энергии на непродуктивные цели, что приостанавливает развитие личности.

· Больной неврозом – человек, стоящий у себя на пути.

Невроз возникает на почве столкновения желаний личности и действительностью, которая удовлетворять эти желания не может.

Проблема детских неврозов – это проблема формирования человека – невротика.

В неврозе всегда скользит инфантильная установка. Невроз – это неоконченные дела детства. Многое зависит от врождённого типа реагирования, типа высшей нервной деятельности.

Невротический процесс – особая форма развития человека, особая форма существования души. Человек не может реализовать свои человеческие потенции, если он не будет искренен сам с собой. Человек в благоприятных условиях развивается в направлении самореализации.

Из-за множества неблагоприятных условий ребенку не дают реализовать природные способности. Ребёнок, который реализует не самого себя, а кого-то другого, испытывает тревогу, развивается чувство глубокой незащищённости и неопределенное беспокойство. Развивается невротическая тревога. Ребёнок старается тревогу нивелировать. Борьба идёт на неосознаваемом уровне. Развивается неосознаваемая невротическая защита от неосознаваемой невротической тревоги.

Неосознаваемая неудовлетворённость собой со столь же неосознаваемой аутоагрессивностью.

Неосознаваемая неудовлетворённость своим социальным статусом со столь же неосознаваемой агрессивностью к этой среде.

Неосознаваемое стремление к преодолению, принимающее формы невротического реагирования.

Невроз – способ адаптации невротической личности. Для невротической личности характерна невротическая триада:

1. Сенситивность – невротик живёт эмоциями, эмоционально лабилен. Часто немотивированные колебания настроения, повышенная эмоциональная неустойчивость, возбудимость, несдержанность, вспыльчивость. Невротик живёт сферой эмоций, эмоции представляют некий хаос, эмоции дикие.

2. Тревожность по поводу и без повода. Плохо переносит ожидание. На тревоге сенсибилизирован, хочет объективировать тревогу. Тревога изнутри. Мнителен, ипохондрический настрой.

3. Гиперсоциальность – заострённое чувство долга, трудность компромиссов, неуступчивость, упрямство.

РАССМОТРИМ ВИДЫ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ

Неврастения – противоречие между возможностями личности и её завышенными требованиями к себе. Конфликт социального соответствия. Противоречие между требованиями родителей и возможностями ребёнка. Родители в детстве задавали завышенную самооценку.

Формируется страх «быть не тем»

Истерия – завышенные притязания в сочетании с полным игнорированием окружающей среды. Противоречие между острой потребностью эмоционального признания и возможностью его удовлетворения родителями. Стремление истерика быть в центре внимания – неосознанное желание быть защищённым.

Формируется страх «быть никем»

Невроз страха – противоречие между слабостью собственной защиты и острым инстинктом самосохранения. В отсутствии родителей тревога.

Формируется страх «быть ничем»

Обсессивно-фобические неврозы – невроз навязчивостей; ипохондрический невроз; депрессивный невроз и т.д. Обсессивно-навязчивые движения и действия. Конфликт между желаемым и должным. В детстве направляется действие воспитателей на недопущение эмоциональных выражений. Ребёнок должен быть благоразумным во что бы то ни стало.

Формируется страх «быть не собой»

В ритуале невротик защищается от страха. Все виды страха включают неосознанную психозащиту, потому, что страх несовместим с функциями личности. Страх превращает личность во фрагменты.

Психозащита от напряжения, которое порождает ощущение страха, тревоги. «Я» оберегает себя защитными механизмами, которые не позволяют страху захватить «Я».

1. Вытеснение – удаление из сознания того, что вызывает страх. Забывание неприятных моментов.

2. Отрицание – попытка не принимать за реальность события, нежелательные для моего «Я».

3. Рационализация – нахождение приемлемых причин для оправдательного объяснения.

4. Реактивное образование – поведение, которое активно противопоставляется желанию.

5. Изоляция – а) отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний (кукла может делать всё то, что запрещено ребенку); б) приписывание собственных желаний и чувств другому человеку.

6. Регрессия – соскальзывание на предыдущий этап развития (впадение в раннее детство).

7. Сублимация – неизжитые эмоции трансформируются в приемлемые для общества занятия.

У детей психозащита имеет следующие варианты:

· гипертрофия мозговой деятельности

Невротические реакции переходят в пролонгированное состояние, которое трансформируется в системный невроз.

Системный невроз – клиническая группа психофизических расстройств одной из основных систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и т. д. Эмоциональные расстройства не всегда связаны с соматическими проблемами, развивается моносимптомный или системный невроз.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ (ЭТИОЛОГИЯ)

Психические травмы шокового или предшокового характера, которые сопровождаются испугом; или длительная психотравмирующая ситуация, которая даёт длительную тревожность. Всё это возникает на органическом фоне (инфекции, резидуально-органическое поражение ц.н.с). Механизм развития (патогенез) такой же, как у общих неврозов. Тревоги, страхи, эмоциональная лабильность. Проблема выбора органа поражения. Дезавтоматизация деятельности (при излишнем контроле функции) срабатывает механизм импритинга (подражания). Виды системного невроза зависят от этапа развития нервной системы.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1. Соматовегетативный — с рождения до 3 лет.

В этот период возникает невропатический синдром и его варианты.

Повышенная возбудимость,расстройство пищеварительной системы, расстройство цикла сна-бодрствования. Окончательно формируется вегетативная регуляция. Вегетативные функции опережают моторный уровень.

2. Психомотрный – с 3 до 10 лет.

Проявляется гипердинамический синдром, системные невротические расстройства (тики, заикание, мутизм). В 6-7 лет наиболее интенсивно дифференцируется функция двигательного анализатора, возникают более зрелые связи зрительного анализатора с корой головного мозга. В этот период очень легко может наступить расстройство функций.

3. Аффективный – с 7 до 12 лет.

Характерны симптомы страха, повышенная аффктивность, возбудимость, дромомания (тяга к путешествиям, побегу). Может возникнуть страх страха.

4. Эмоционально-идеаторный с 12 до 16 лет.

Возникают сверхценные образования, идеи, психогенные патохарактерологические реакции, сверценный ипохондрический синдром, диморфофобический синдром. Причины возникновения кроются в повышенной активности гопоталямуса. Подкорка не бурлит, а кора головного мозга не может адекватно отреагировать.

Этот уровень опасен в плане определения социальной судьбы. Выключаются те ценности, которые для взрослых «табу».

Между собой уровни развития соотносятся следующим образом: предыдущий уровень затушёвывается последующим. Если предыдущий уровень доминирует в клинике, то развивается психофизическая задержка развития (инфантилизм).

Невротические тики составляют 23-25% от всех системных неврозов.

Тики-разнообразные автоматизированные непроизвольные часто повторяющиеся привычные элементарные движения. Движения более выражены по амплитуде. Гиперкинезы возникают при расширении первоначальной защитной реакции. Часто тики манифестируют в неврозе навязчивых состояний, для этого тики должны происходить по внутреннему убеждению, как защитная функция. Взрослые считают тики гримассами, кривлянием. Тики возникают чаще у мальчиков с холерическим темпераментом с плохой координацией движений. Местное раздражение, вызывающее защитную реакцию, длительная психотравмирующая ситуация, внутреннее напряжение, которое разряжается тиком. Тики могут возникнуть на почве невропатии, резидуальной церебральной недостаточности, невротической основе.

Локализация тиков непрерывно меняется. У школьников тики могут превращаться в навязчивости. Психологически дети тики воспринимают легко, как привычку, и могут преодолеть их. Часто тики сочетаются с энурезом, заиканием. Возникают тики как непосредственная или отсроченная реакция на психотравмирующую ситуацию: она фиксируется и появляется тенденция к тикам новой локализации, присоединяется общеневротическая симптоматика.

Вся сложность диагностики заключается в дифференцировании между тиками при невропатии, неврозе и резидуальной органике. Дети с тиками эмоциональные, чувствительные, ранимы, обидчивы, импрессивны (всё внутри). Не раскрывают своих переживаний перед окружающими, не общительны. Имеют повышенное чувство самолюбия, чувство собственного достоинства, обостренное чувство к похвале. Склонны к резким методам, не могут что-либо долго терпеть.

Лечение подбирают исходя из причины: при резидуальной органике лечение медикаментозное; при неврозе – лучше психотерапия; при невропатии лечение не требуется.

Заикание бывает в виде запинок, невротическое заикание и неврозоподобное заикание.

1. Физиологические запинки в период активного формирования фразовой речи в возрасте 2-3 лет не нуждаются в лечении. Если не фиксировать внимание ребенка, то само уйдет примерно через 6 месяцев.

2. Невротическое заикание (логоневроз) – патология речи непсихотического характера, возникает чаще около 2-3 лет, но может возникнуть и в любом возрасте после испуга, резкой смены обстановки, которую ребенок переживает. Появляется логофобия, ребенок боится собственной речи, явно чувствует себя ущербным, фиксирован на своем страхе, дефекте. Дети склонны к мутизму, замыканию. В лечении используется в основном психотерапетвичекие методы.

3. Неврозоподобное заикание – логосиндром носит психогенный характер? Возникает в возрасте 2-3 лет без видимых причин. Испуг является пусковым механизмом, обычно возникает на резидуальном фоне, либо у ребёнка с задержкой развития речи. Ребёнок захлёбывается речью, дыхание неравномерное, дети болтливы, к дефекту равнодушны. Моторно-неловкие, дискоординированы, интеллектуально и эмоционально уплощены. Часто неправдоподобное заикание сочетается с тиками, энурезом. Лечение длительное медикаментозное, логопедические занятия, психотерапия. В большинстве случает эффект от лечения слабый.

Энурез – ночное недержание мочи. Сложный комплекс интимно связанных между собой симптомов, которые — складываются в синдром энуреза.

· непроизвольное мочеиспускание во сне

· нарушение процесса сна

· нарушение двигательной активности днем

· нарушение эмоционально-волевого поведения

· неадекватное отношение к своему дефекту

Энурез-нарушение биоритмов мозга ночью.

Если у ребёнка четко определен околосуточный ритм сон-бодрствование, то должна наступить физиологическая норма: пробуждение при полном мочевом пузыре. При чрезмерно глубоком сне заблокирован механизм парадоксального сна и ребенок не видит сновидений и вместо них энурез. В момент парадоксального сна человек либо видит сон, либо переворачивается, либо ощущает наполнение мочевого пузыря и просыпается, а если это заблокировано — энурез.

1. Простая форма – наиболее распространенная, чётко отсутствует связь от количества выпитой жидкости, нет зависимости от эмоционального состояния. Схема такая: энурез-глубокий сон + повышенная подвижность днём, дети обычно обидчивые. Течение энуреза ровное с рождения. В 71% случаев имеется наследственная предрасположенность. Дети свой дефект осознают, относятся к нему или равнодушно или адекватно.

2. Невротическая форма — единственная форма, при которой характерно аффективное отношение к дефекту от истероидной рисовки до суицидальной попытки. Возникает обычно в возрасте 3-5-7 лет. Частота энуреза возрастает в период эмоционально значимых для ребёнка ситуациях. Сон беспокойный с обилием сновидений, могут быть тематические сновидения на тему мочеиспускания. Психотравмирующие ситуации являются основной причиной энуреза.

3. Невропатическая форма — развивается на фоне невропатии. Дети, для которых обычные бытовые раздражители являются запредельными: быстро возбуждаются, быстро устают. Проявляется до 3-5 лет и в возрасте 3-5-7 лет могут самоизлечиться.

4. Эпилептическая форма — довольно редкая форма. Энурез как ночной пароксизм.

5. Эндокринопатическая форма — при эндокринной патологии.

6. Диспластическая форма — редкая форма. Возникает у детей с выраженными диспластическими дефектами, недержание мочи и днём и ночью с рождения, часто не ощущают позыва на мочеиспускание, к дефекту равнодушны.

Энкопрез — недержание кала в любое время суток. Это всегда регресс развития для получения дополнительного внимания со стороны близких. Возникает в возрасте 7-9 лет, чаще у мальчиков.

Невротические расстройства сна

Причина — психотравма и резидуально органическая недостаточность головного мозга. Характеризуется нарушением засыпания, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, снохождением, сноговорением.

Невротическое расстройство аппетита

Чаще у детей раннего и дошкольного возраста при различных психотравмирующих моментах: разлука с близкими, противоречивое воспитание, помещение в детское учреждение, реже шоковые и субшоковые травмы. Непосредственным поводом часто является попытка насильно накормить, либо случайное совпадение кормления с неприятными впечатлениями: окрик, испуг с тем, что ребёнок случайно подавился и т. д. Возникает у детей с повышенной вегетативной возбудимостью. Течение обычно до 1 месяца.

Патологические привычные действия

— группа специфических для детей и подростков нарушений поведения, в основе которых лежит болезненная фикасация тех или иных произвольных действий, свойственных данному возрасту. Наиболее распространенные: сосание пальца, кусание ногтей; выщипывание волос; мастурбация (онанизм); ритмическое раскачивание головой и туловищем.

— Причина — психотравмирующие ситуации, неправильное воспитание.

Лечение психотерапия и медикаментозное синдромальное лечение.

Профилактикой неврозов является исключение или сведение к минимуму психотравмирующих ситуаций, нормализация внутрисемейных отношений, правильное воспитание.

Если у вас возникли вопросы по данной теме, или Вам необходима консультация специалиста, Вы можете обратиться в Нижневартовскую психоневрологическую больницу в поликлиническое отделение по адресу г. Нижневартовск, ул. Спортивная, д. 19 . Контактный телефон 8(3466)46-67-37.

Статью подготовила врач-психиатр детский участковый А.А. Загинайко.

www.npnd.ru

Неврозы и тики у детей

Детские неврозы пугают и озадачивают родителей, особенно если такие психические состояния связаны с проявлением тиков. В поисках причин и ответов на свои вопросы взрослые обходят десятки врачей, но зачастую прояснить ситуацию не удается. Единственное, что получают родители — рецепт на психотропный препарат, кормить которым ребенка адекватным родителям совершенно не хочется. В этой статье мы поможем разобраться в том, с чем связаны невротические тики, каковы причины неврозов и как помочь ребенку без тяжелых медикаментов.

Что это такое?

Под понятием «невроз» скрывается целая группа психогенных расстройств. Плохая новость для мам и пап заключается в том, что все неврозы склонны к весьма затяжному, хроническому течению. А хорошая — в том, что неврозы обратимы, и в большинстве случаев ребенку полностью удается избавиться от таких состояний.

В силу того, что дети не всегда могут словами рассказать, что их тревожит или беспокоит, постоянное нервное напряжение трансформируется в невротическое состояние, при котором нарушения наблюдаются как на психическом, так и на физическом уровнях. Меняется поведение ребенка, может замедлиться психическое развитие, появиться склонность к истерии, страдает умственная деятельность. Иногда внутреннее напряжение находит своеобразный выход на физическом уровне — так возникают нервные тики. Они не бывают самостоятельными расстройствами и всегда появляются на фоне невроза или неврозоподобного состояния. Однако сам невроз вполне может протекать и без тиков. Тут многое зависит от личности ребенка, его характера, темперамента, особенностей воспитания, состояния нервной системы и других факторов.

Невроз практически не встречается у грудничков, но затем частота таких расстройств у детей начинает стремительно расти, и в детсадовском возрасте неврозы в той или иной степени имеются примерно у 30% детей, а к среднему школьному возрасту число невротиков вырастает до 55%. Неврозы имеются почти у 70% подростков.

Нервные тики в большинстве своем — проблема исключительно детская. Мало на свете взрослых, которые вдруг под воздействием стресса начали страдать тиком. Но есть такие взрослые, которые вынесли невротические тики из своего детства, поскольку чаще всего нарушение закладывается именно в детском возрасте.

Тики самых разных видов чаще всего встречаются у детей в возрасте от 5 до 12 лет. Примерно четверть всех детей-невротиков страдает теми или иными тиками. У девочек физические проявления нервных состояний бывают в 2 раза реже, чем у мальчиков аналогического возраста. Специалисты объясняют этот факт тем, что психика девочек более лабильна, она быстрее претерпевает возрастные изменения и проходит период становления.

Невроз и тики представляют собой нарушения высшей нервной деятельности. Современная медицина полагает, что эти состояния способствуют возникновению самых разных болезней и патологий. Появилось даже целое направление — психосоматика, которое изучает возможные связи психологических и психических состояний с развитием тех или иных заболеваний.

Так, считается, что проблемы со слухом чаще всего возникают у детей, родители которых были слишком авторитарны и подавляли чадо, а заболевания почек свойственны детям, мамы и папы которых часто конфликтуют между собой и нередко оскорбляют своего ребенка словесно и физически. Поскольку неврозы являются обратимыми состояниями, задача родителей как можно скорее запустить процесс обратного развития, а для этого нужно обязательно найти причину состояния ребенка и все силы бросить на ее устранение.

Поиск причин невроза у ребенка — всегда очень сложная задача. Но если посмотреть на проблему с медицинской точки зрения, то область поиска значительно сужается. Невроз, а следственно, и невротические тики, всегда связаны с развитие конфликта — внутреннего и внешнего. Неокрепшая детская психика с большим трудом может противостоять многим обстоятельствам, которые не кажутся взрослым из ряда вон выходящими. Но для детей такие обстоятельства бывают весьма тяжелыми, вызывающими психологические травмы, стресс, перенапряжение интеллектуальной, умственной и эмоциональной сферы.

Ученые и врачи до сих пор спорят, как именно реализуется механизм развития нарушения нервной деятельности. Трудность изучения этого вопроса связана в первую очередь с тем, что механизмы довольно индивидуальны, неповторимы для каждого малыша, ведь ребенок — это отдельная личность со своими страхами, привязанностями и способностью сопротивляться стрессам.

Наиболее частыми причинами возникновения неврозов и неврозоподобных состояний считаются:

  • неблагоприятная обстановка в семье (скандалы, ссоры, развод родителей);
  • тотальные ошибки в воспитании ребенка (гиперопека, дефицит внимания, вседозволенность или излишняя строгость и требовательность родителей по отношению к малышу);
  • особенности темперамента ребенка (холерики и меланхолики больше склонны к развитию неврозов, чем сангвиники и флегматики);
  • страхи, фобии малыша, с которыми он в силу возраста не способен справиться;
  • переутомление и перенапряжение (если малыш недосыпает, посещает одновременно несколько секций и две школы, то его психика работает «на износ»);
    • психологические травмы, стресс (речь идет о конкретных травмирующих ситуациях — смерть близкого человека, вынужденное расставание с одним из родителей или с обоими, физическое или моральное насилие, конфликт, сильный испуг);
    • сомнения и опасения за безопасность в будущем (после переезда на новое место жительства, после перевода ребенка в новый садик или в новую школу);
    • возрастные «кризисы» (в периоды активной перенастройки нервной системы и психики — в 1 год, в 3-4 года, в 6-7 лет, в период полового созревания — риски развития неврозов повышаются в десятки раз).
    • Нервные тики развиваются примерно у 60% невротиков дошкольного возраста и у 30% школьников. У подростков тики на фоне невроза появляются лишь в 10% случаев.

      Причины развития непроизвольных сокращений мышц по ошибочной команде головного мозга тоже могут быть различными:

    • перенесенное заболевание (после тяжелого бронхита рефлекторное покашливание может сформироваться в тик, а после конъюнктивита в качестве тика может сохраниться привычка часто и дробно моргать);
    • психическое потрясение, сильный испуг, ситуация, которая нанесла огромную психологическую травму (речь не о длительном воздействии стресс-факторов, а о конкретной разовой ситуации, при которой нервная система и психика ребенка не успели «компенсировать» ущерб, поскольку воздействие стресса оказалось многократно сильнее);
    • желание подражать (если ребенок наблюдает тики у кого-то из родственников или других детей в коллективе детского сада или школы, он может начать просто их копировать и постепенно эти движения перейдут в разряд рефлекторных);
    • усугубление проявлений невроза (если негативный фактор, вызвавший невроз не только не исчезает, но и усиливает свое воздействие).
    • Истинные причины могут остаться и неизвестными, поскольку область человеческой психики еще недостаточно изучена, и не все нарушения в поведении ребенка врачи могут объяснить с точки зрения науки.

      Классификация

      Все детские неврозы, несмотря на недостаточность научных данных о причинах и механизмах развития, имеют строгую классификацию, обозначенную в международной классификации болезней (МКБ-10):

    • неврозы навязчивых состояний или мыслей (характеризуются повышенной тревожностью, беспокойством, конфликтом потребностей и норм поведения);
    • неврозы страха или фобические неврозы (связанные с сильным и бесконтрольным страхом перед чем-то, например, боязнь пауков или темноты);
    • истерические неврозы (дестабилизация эмоциональной сферы ребенка, при которой наблюдаются нарушения поведения, истерические приступы, двигательные и сенсорные нарушения, возникающие у ребенка в ответ на ситуации, которые ребенок считает безвыходными);
    • неврастения (самый распространенный вид заболевания в детском возрасте, при котором ребенок испытывает острый конфликт между требованиями к самому себе и фактической невозможностью этим требованиям соответствовать);
    • невроз навязчивых движений (состояние, при котором ребенок бесконтрольно совершает определенные циклические движения с раздражающей методичностью);
    • пищевой невроз (невротическая булимия или анорексия — переедание, постоянное чувство голода или отказ от пищи на фоне нервного неприятия);
    • панические атаки (нарушения, характеризующиеся приступами сильного страха, который ребенок не может контролировать и объяснить);
    • неврозы соматоформные (состояния, при которых нарушается деятельность внутренних органов и систем — невроз сердца, невроз желудка и т. д. );
    • невроз вины (нарушения в деятельности психики и нервной системы, развившиеся на фоне мучительного и в большинстве случаев неоправданного чувства вины).

    Нервные транзиторные тики, которые могут развиваться на фоне невроза любого типа тоже имеют свою классификацию.

    Они бывают:

  • Мимическими – при непроизвольном повторяющемся сокращении мышц лица. Сюда относятся лицевые тики, глазные, тики губ и крыльев носа.
  • Вокальными – при самопроизвольном нервном сокращении голосовых мышц. Звуковой тик может проявляться как заиканием, так и навязчивым повторением определенного звука, покашливания. Голосовые тики очень распространены среди детей, особенно дошкольного возраста.
  • Моторными — при сокращении мышц конечностей. Это подергивания руками и ногами, взмахи и всплески руками, которые повторяются часто и не имеют логического объяснения.
  • www.o-krohe.ru