Невроз вера

Невроз против смерти. (Истории из практики)

Это не рассказ о том, что с неврозом надо подружиться. Это две реальные истории о том как невроз излечился за один сеанс. К сожалению на этот раз я не буду радовать вас фокусами от психологии или мистикой. Только грубая логика.

Назовем её Вера. Когда она пришла все признаки невроза были налицо. Ком в горле, дрожащие руки, панические приступы. Даже по шкале Шихана было характерное значение. Однако когда мы начали исследовать её жизнь на предмет самых ярких нестроений оказалось, что всё хорошо. Как правило у клиентов заметны причины сразу — работа, семья, дом. У Веры всё было отлично. Но она не походила на счастливого человека.
Как часто бывает положение спас вопрос «С чего это началось?»
— Да всё дочь. — пожаловалась клиентка, — у неё кашель уже больше года!
Пришлось сделать одним из условий лечения, предписание отвести дочь на обследование.
Это было самое быстрое исцеление от невроза! На следующем сеансе Вера сияя сказала:
— У дочки обнаружили туберкулез!
Именно так это и выглядело счастье и туберкулез.

-Зато наконец нашли, она раньше проверялась но не обнаружили потом забросила, а сейчас в больнице, но она будет жить!
Ни одного симптома невроза не осталось, через 2 недели на контрольной проверке она так же не обнаружила тревоги. Дочь Веры поправилась.

В ту же зиму случилась вторая история про логичный невроз. Хоть я и обещал, что обойдемся сегодня без мистики, но. горбатого известно что могила исправит. Марина обратилась с неврозом и жалобой на то что её семья проклята. И в самом деле семья Марины постепенно умирала от рака. Который вроде как не передается по воздуху, но именно в этой семье разбушевался. Догадка была банальной, и точной — оказалось что они жили рядом с трубой местной тэц. Дело было в экологии, на таком расстоянии выбросы станции были крайне вредны. Именно поэтому у трубы остался только частный сектор, большие дома было запрещено строить. Проблему можно даже назвать не психологической. Информация, может с уроков по гражданской обороне, осталась в предсознании Марины и мучила её неврозом. Совет был тоже не мудреным — как можно быстрее переехать. А невроз был так же вылечен в короткие сроки.

www.b17.ru

«Православные неврозы»: выявить и обезвредить

Как часто горизонт наших ожиданий относительно того, что «должен» нам дать Бог, потому что «мы православные», не совпадает с тем, что Он «готов» нам дать. Как часто, когда этого «желаемого» не происходит, когда приходит время испытаний, человек переживает страшное состояние разочарования в Церкви и в Боге, Который не дал ему того, чего «обещал» (?). А все потому, что мы приходим в храм не с теми целями: «вымолить» сына, наладить бизнес, выйти замуж, «поправить здоровье» . При этом те, кто «принимает» нас в церкви, нередко сами поддерживают в нас порой утопические надежды («на радостях», что человек все же «пришел к Богу»), вместо того, чтобы честно сказать о том, к чему он должен быть готов, когда переступает ее порог.

Митрополит Афанасий Лимасольский в одной из своих бесед говорит о том, что многие обращенные христиане удивляются тому, что их жизнь «до храма» была значительно легче, чем «после», и не понимают, откуда в какой-то момент взялось столько проблем и скорбей. Сам святитель указывает на то, что, будучи в Церкви, на нашем духовном пути мы НЕИЗБЕЖНО пройдем через очень много смут и невероятно большую боль. Ко всему этому следует быть готовым, чтобы потом не возникало уже известного многим шока. В этом контексте митрополит Афанасий вспоминает предательство Иуды, одной из причин которой называет крайнее потрясение от того, что Христос не стал царем: он «был разочарован, и отвернулся, и предал Христа».

Именно неготовность принять или преодолевать те реалии, с которыми рано или поздно приходится сталкиваться православному христианину, может привести человека к предельному психологическому состоянию, известному в психиатрии как невроз. Симптоматика неврозов общеизвестна: ухудшение настроения, раздражительность, чувство апатии, ухудшение сна, тревожность, навязчивые состояния, вспышки агрессии и тому подобное. Несмотря на светскую аргументацию, православный психолог Дмитрий Авдеев считает, что основная причина неврозов в «безверии», и «невротические расстройства свойственны расстроенной грехами душе», в основе же любых невротических проявлений лежит отсутствие смирения и гордыня.

Хотя, казалось бы, в жизни человека, который «живет с Богом», неврозам места нет, однако часто происходит как раз наоборот. Хуже того, религиозные убеждения могут цементировать невроз, – убеждена практикующий православный психолог, преподаватель психотерапии, научный сотрудник Федерального института развития образования России Марина Филоник. В прошлогодней пост-пасхальной лекции «Где же радость во Христе?», рассказывая о «православных неврозах» (причины невротических состояний наблюдают именно у православных христиан), она заметила, что человек изначально склонен к неврозам, однако, попадая в определенную социальную систему (примером которой является и Церковь), где тяготеют определенные нормы (например, «хорошо» – «плохо»), её склонность к ним «активируется».

Всемирно известный австрийский психотерапевт Виктор Франкл, который умер в конце прошлого века, не первым осмыслил вопрос, до сих пор «провисающий» фактически у каждого человека, который сталкивается с «мировой несправедливостью»: если Бог благ, почему на земле страдают праведники? Доктор Франкл видит в этом «конфликт совести с жизненной реальностью, в которой оказывается верующий человек, агрессивно-несовместимой с христианскими идеалами любви, чести, достоинства и правды». Через призму этого психиатр осмысливает так называемые «ноогенные неврозы» – апатию, депрессию, потерю «вкуса к жизни», к которым, по мнению специалиста, склонны неофиты во второй период своего воцерковления, когда пропадает желание «согревать весь мир светом Христовым», «лететь на крыльях любви и веры», и чувствуется нежелание бороться с собственными грехами и страстями (хотя именно в этот период начинается духовное перерождение человека. ).

Виктор Франкл указывает на опыт советского профессора психиатрии Дмитрия Мелехова, который считал, что в основе многих психических расстройств лежит отсутствие смирения. Такая аргументация не вызывает никаких возражений, однако человеку, у которого рождается вымоленный (!) ребёнок с серьёзными врожденными пороками, совершенно безразлично, отсутствие ли смирения или грех лежат в основе его невротического состояния. Он был к этому не готов – не готов, когда переступал порог церкви и искренне верил в то, что теперь, когда его жизнь «с Богом», то «всё будет хорошо». Такому человеку безразлично, что «глубинная сущность неврозов – тайна, известная только Господу»: он просто хочет знать «почему» .

Или иначе: игумен Евмений, автор ряда книг по психотерапии, считает, что если человек не может справиться со своими накопленными напряжениями и греховными желаниями, практически любой раздражитель может вызвать нервный срыв. Однако, проблема «православных неврозов» как раз состоит в том, что многие из них проявляются именно в Церкви (в миру «греховных желаний» нет). Речь идёт об известном конфликт между «желаемым» человеческим и «необходимым» христианским, который иногда немало осложняет и без того непростую жизнь. А переживания человека, связанные с оценкой всего как «греховного», этот конфликт могут даже углубить. Хотя, конечно, далеко не для всех христиан «угнетение» чувственной сферы или потребность в довольно жестком самоконтроле завершаются невротическими проявлениями.

Оказывается, что главное в происхождении невроза – это не внешние факторы или стресс, а личность человека, причем личность с внутренними расстройствами. У святителя Феофана Затворника есть мнение о том, кто не может контролировать собственные страсти: «внутренний мир человека-грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения». Святитель убеждён, что тело должно подчиняться душе, душа духу, а дух Богу. Именно в Боге, по мнению святителя, должен находиться человек, тогда тело, душа и дух будут наделены силой, которая была потеряна в результате грехопадения, когда человек погряз в чувственности. Грех как корень всякого зла близок к невротическим расстройствам: он возбуждает страсти, дезорганизует волю, выводит из-под контроля сознания эмоции и воображение, о чем Феофан Затворник пишет в своих творениях. Именно грех становится духовным основанием возникновения неврозов.

Дмитрий Авдеев абсолютно убеждён в том, что если в душе человека нет страха Божия, то в ней оказываются различные невротические страхи. Справедливо, хотя «страх Господень» – это не то, что приобретается «одномоментно», даже если человек регулярно принимает участие в Таинствах Церкви, – над этим можно «работать» всю жизнь, и кто осмелится сказать, что у него этот «страх Господень» есть? И все те, у кого его же нет, становятся «невротиками»? Конечно, нет, однако те православные христиане, у которых можно диагностировать невроз, получают его по вполне конкретным «православным» причинам.

К примеру, уже упомянутый австрийский психиатр считал, что ноогенный невроз подстерегает тех христиан, «у которых было сильное желание «сказку сделать былью», воплотить в своей «отдельно взятой» личности и в приходской жизни в «кратчайшие сроки» высокие идеалы монашества, первоапостольские общины или церковного устройства». Обидно это признавать, но такие случаи нередки. В уже упомянутой лекции Марии Филоник упоминается внутренний конфликт, который возникает у человека вследствие невозможности достичь им определенного христианского идеала. Осознавая свою духовную немощь, греховность, человек часто доходит до отчаяния, страдая от того, что Господь его не любит, не видит, не простит.

Когда невротические состояния возникают в результате «чрезмерной» духовной «аскезы», когда по каким-то причинам человек ставит слишком высокую для себя планку духовного «роста», следует понимать, что хоть всё и недолжно быть так легко, но загонять человека в отчаяние также не следует. Есть заповеди – идеальные нормы, которые должны определять жизнь христианина, а есть персональная возможность каждого воплощать их в жизнь. Думаю, следует учитывать то, что «потянешь» в конкретной ситуации именно ты, потому что прежде всего христианин должен быть «спокойным» (духовно собранным) и любить людей (про любовь к Богу – он должен по крайней мере стремиться к этому). Ему должно хотеться приходить к Господу со своими скорбями, грехами и проблемами, а не наоборот – бежать прочь.

Иногда новообращенные (и не только) христиане демонстрируют такой уровень духовной «праведности», что от их «неврастении» (в данном случае это метафора) страдают все окружающие. Они излучают не любовь, милосердие и тепло, а сплошные раздражение и ненависть по отношению к другим. Наиболее вероятно, что проблема в том, «как» человек верит, потому что не может прекрасная, сильная и светлая вера превращать людей в тех, кого все боятся и сторонятся (отдельные аспекты проблемы прокомментировала психолог-консультант Лидия Сиделева в интернет-статье «Праведность или невроз»).

Обычно такое происходит без должного духовного руководства, которое многие православные христиане считают излишним. С другой стороны, такая же проблема возможна, если компетентного «руководства» просто негде найти. Еще один православный психолог Вячеслав Боровских говорит о том, что часто священники часто сами пока незрелые в плане опыта – они по факту не могут оказать тем, кто обращается к ним с такими проблемами, необходимой духовной поддержки. Он же указывает на большую ответственность, которая лежит на священнике, – дать человеку такие рекомендации, которые не отдалили его от Церкви, а приблизили к Богу.

Впрочем, то, что можно понять и «без священника»: в духовной жизни действуют иные причинно-следственные связи, чем в материальном. Исходя из этого, митрополит Лимасольский Афанасий говорит, что если бы у нашей жизни забрать его продолжение в Царствии Божием, то этот мир на самом деле выглядел бы театром абсурда, настолько несправедливым оказываются страдания «праведников» и чудесная жизнь грешников. Удовлетворяющих ответов на миллионы вопросов вокруг «почему так?» нет, если у человека нет чувства вечности. Тот же, у кого есть хотя бы его «теоретическое представление», знает, что идти за Христом без креста своего невозможно, и жизненные неудачи необходимы для того, чтобы душа смогла научиться смирению.

Или же это называется «ценой за спасение», обычно не озвученной неофиту. Поэтому если ты не научишься духовной борьбе, «аскезе», другим методам противостояния греху, – тебе и Богу, к сожалению, «не по пути». Бог – это не «хороший парень», как говорят американцы, который иногда может помочь, и думать так – это не быть христианином. Правда, к такой логике человека следует готовить сразу («как?» – это уже вопрос наставнической «квалификации»), когда еще духовная возвышенность, легкость и счастье от того, что он «с Богом», переполняют ее изнутри. Именно тогда следует интенсивно делать «наработки» на «черные дни»: читать святоотеческую литературу, помогать другим, обустраивать свою жизнь – делать все то, что во времена испытаний сможет тебя поддержать.

То, что проблема «православных» неврозов нет имеет должного раскрытия и «решения» среди православных «специалистов по теме», является существенной недоработкой, ведь это не единичные реалии нашей церковной жизни. Психологические срывы у православных христиан такая же «норма», как и не у православных и не христиан, вот только несмотря на типичные причины их возникновения, в религиозно ориентированной православной публике есть свои специфические «факторы риска», игнорировать которые нельзя. Как нельзя оставлять без «ответа» коварные вопросы типа «насколько оправдана любая форма сдерживания, если она может спровоцировать нервный срыв?», или «насколько «уместно» жить, например, в режиме «внедрения электронных чипов» или ожидания «III мировой войны», если многих это может привести к «неврозу», или «по возможности поступиться «праведностью», чтобы «предупредить» возникновение невротического состояния?».

Ведь это не те случаи, когда все можно свести к сентенции «христианином следует оставаться всегда», – даже если это и правда, ее недостаточно. То же самое касается пастырской поддержки того христианина, который уже находится в невротическом состоянии, – во всем нужна рассудительность и чувствование каждой конкретной ситуации. Вряд ли нужно говорить человеку в отчаянии (ладно – человеку в духовно-душевном расстройстве), что его состояние – это свидетельство его греховной сущности. Когда христианин нуждается в медикаментозном лечении и посещении психолога, последнее, что ему на пользу слышать, это то, что у него проблемы еще и с грехом. С другой стороны, когда речь идет о духовных последствиях, скажем, аборта, супружеской измены или убийства, а не «банальное» недовольство «жизнью в системе табу», молчать, конечно, нельзя.

И в завершение. Универсальных рецептов выхода из «православных» неврозов, как и из любых других состояний, нет. Есть только базовые рекомендации и персональный опыт каждого. Однако, если это все-таки произошло:

· ни в коем случае не упрекать Его хотя бы в чём-то: кроме того, что это тяжкий грех, конфликтовать с Творцом, когда именно Его поддержка сможет вытащить тебя из «безнадёжной ситуации», – самое неразумное из того, что можно сделать;

· следует продолжать благодарить Бога за все, даже если кажется, что благодарить не за что;

· ни на секунду не сомневаться в том, что Господь ведет тебя даже теми терниями, сквозь которые ты сейчас проходишь;

· следует продолжать трудиться под четким духовным руководством и знать, что Господь всегда «контролирует ситуацию»;

· продолжать понуждать себя к молитве, к таинству Исповеди и Причастия, даже когда этого не хочется абсолютно (все как в спорте: несмотря на все виды внутреннего сопротивления результат непременно будет)

· продолжать просить у Господа помощи даже тогда, когда надежды «нет» – то, что невозможно для нас, возможно для Бога.

· искать другие доминанты в жизни («зацикливаться» на чём-то другом), как это практикуют обычные миряне;

· а еще «молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить», и Господь обязательно в нужное время «обезвредит» как грех, так и его следствие – невроз.

spzh.news

Спасет ли вера от психоза и невроза?

Согласно статистике, в России около 15% населения страдают теми или иными расстройствами психики. Это душевно больные люди, нуждающиеся в помощи психиатра либо психотерапевта и состоящие на диспансерном учете. По некоторым, данным психическими расстройствами, нуждающимися в коррекции, на самом деле страдает намного большее количество людей – до 80% населения. Однако они не обращаются за помощью ввиду малой выраженности симптомов, а также из-за стереотипа «постыдности» лечения у психиатра, боязни «ярлыков», тормозящих людей до последнего.

Душевные болезни для простоты понимания можно подразделить на неврозы и психозы. Неврозы – такие расстройства, при которых человек осознает, что с его нервами что-то не в порядке, они поддаются коррекции при помощи лекарств, психотерапии и аутотренинга, и по сути не являются серьезной патологией. Однако неврозы значительно ухудшают качество жизни, отрицательно влияют на межличностные отношения, и самостоятельно справиться с такими состояниями бывает очень трудно. К счастью, эти расстройства успешно лечатся, при легком течении не нуждаются в госпитализации, и заниматься может ими не только психиатр, но и психотерапевт, а иногда – даже психолог.

Психоз же – это душевная болезнь, когда человек неадекватен, не осознает наличие у себя заболевания и не относится критически к своему состоянию. Он никогда не признается себе, что психически болен, и не обратится самостоятельно к специалисту. Это должны сделать его родственники, дабы вовремя начать лечение и не запустить болезнь. При психозе пациент нуждается в помощи психиатра, и никакие психотерапевтические приемы, успокоительные средства и отвары не будут иметь эффекта. Невозможно «уговорить» человека не болеть, образумиться, подобно тому как невозможно при гриппе сказать «не поднимай у себя температуру, не вызывай насморк». Психоз – это та же болезнь, только иного характера, и так же, как при аппендиците вы не справитесь без хирурга, при психозе нужен психиатр. Иначе могут быть осложнения вплоть до летального исхода.

Как распознать психоз. Вот примеры конкретных видов заболеваний. Приведены они не для самодиагностики, а только для наглядности.

Шизофрения. Для данной болезни характерен комплекс: апатия, бред, галлюцинации, паралогическое мышление. То есть ваш знакомый, родственник или сосед начинает говорить или делать абсолютно нелогичные вещи, «слышит» голоса, и объясняет свое состояние контактом с инопланетянами, духами, шпионами, несуществующими людьми и т.п. Иногда человек ничего не говорит окружающим, а становится замкнутым, и вытянуть из него информацию бывает непросто. Порой родственники больного шизофренией не обращаются за помощью только из-за того, что он не опасен для окружающих, не проявляет агрессии. Тем временем болезнь без лечения прогрессирует, и состояние больного сильно ухудшается. Из «чудака» со временем он превращается в настоящего инвалида. При поздно начатом лечении прогноз для выздоровления усугубляется.

Депрессия. В отличие от плохого настроения настоящая депрессия характеризуется подавленным состоянием всего организма: человек беспросветно несчастен, ненавидит себя, видит в своем существовании корень всех проблем, не способен ощущать радость и удовлетворение. У такого больного практически отсутствует мимика, а лицо выражает глубокую подавленность, будто недавно умер близкий родственник. Кстати, эта болезнь нередко развивается после переживания большого горя, когда человек не может самостоятельно справиться. Кроме этого, для депрессии характерны ранние пробуждения, когда человек просыпается в 2-4 часа утра и больше не может заснуть. Он не чувствует удовлетворения от приема пищи, сна, посещения туалета и т.п. Также среди таких больных часты случаи суицида: в уходе из жизни они видят единственный выход. Часто родственники по неграмотности не могут знать, что человек нуждается в помощи психиатра, ведь в отличие от шизофреника больной депрессией вовсе не кажется ни «психом», ни «чудаком» и не опасен вообще ни для кого, кроме самого себя. Родственники таких больных ждут, что время все вылечит, пытаются справиться своими силами, и к специалисту больной попадает только после попытки суицида – по направлению другого доктора.

Видов неврозов существует очень много, и внешне некоторые виды могут быть очень похожи на настоящие психозы. Разбираться в них совсем не обязательно. Важно понимать, что при обнаружении у себя или своего родственника «странностей», нарушений психического здоровья и душевного покоя – никогда не будет лишним обратиться к грамотному психотерапевту. Хотя бы для того, чтобы понять, нужно ли лечить это состояние. Хотелось бы обратить внимание, что не стоит ходить к врачу, который занимается больными формально (что в России повсеместно). Всегда нужно стараться искать хорошего грамотного специалиста, у которого есть время, возможности и желание заниматься разбором каждого случая.

Могут ли вера и религиозная практика помочь при расстройствах психики?

Часто бывают случаи, когда верующие, начавшие совершать пятикратный намаз, восторженно рассказывают другим о том, насколько они преобразились благодаря намазу, перестали нервничать и беспокоиться, а психически больные говорят о том, что у них значительно реже случаются обострения – и все благодаря намазу. Услышав счастливую историю исцеления, психически нездоровый человек может начать регулярно совершать намаз, но, к сожалению, не ощущает абсолютно никакого полезного действия молитв – и разочарованно прекращает их. Очень печально, когда намаз выдается за уникальное средство обретения счастья, но не учитывается самая главная составляющая религиозной практики – Вера! Сам по себе намаз – это набор слов и телодвижений, и «живым» его может сделать только вера, которая вошла в сердце. И исцеление – это не цель, а следствие соблюдения намаза и поста – если на то будет воля Всевышнего, всезнающего и мудрого.

Человеческий мозг по сути способен на очень многое, но эти возможности нуждаются в развитии и совершенствовании, в работе над собой. При хронических болезнях изменение образа жизни, обретение гармонии и развитие умения слушать свой организм способствуют исцелению и обретению здоровья. Аналогичным образом при психических заболеваниях можно достичь стойкой ремиссии и даже навсегда забыть о болезни, если научиться слушать и понимать свой организм и свой мозг.

Есть такое понятие, как психогигиена. Подобно тому, как мы соблюдаем определенную диету, ограничивая употребление вредных продуктов, ежедневно следим за чистотой своего тела, делаем физические упражнения для поддержания физического здоровья, психическое здоровье так же нуждается в «диетах» и «очищениях». Психогигиена важна для здоровых и просто необходима для душевнобольных и страдающих от неврозов людей. Человек должен следить за тем, что творится у него в голове. Отметая ненужные навязчивые мысли, думая позитивно, уповая на Всевышнего в вопросах, которые не в нашей власти, мы работаем над обретением психического здоровья. Именно поэтому у верующих людей реже бывают психические болезни – ведь религиозная практика при правильном ее понимании подразумевает психогигиену.

Однако важно не забывать, что при заболевании, даже верующему человеку, помощь специалиста жизненно необходима и должна оказываться своевременно. Когда болезнь касается вашего близкого человека, который не осознает, что болен (то есть имеет место психоз либо невроз, с которым он не хочет или не может справиться) – не тратитьое время на увещевания и не пытайтесь справиться без помощи врача. Это приемлемо только когда человек, получив лечение, становится адекватным и способен на самостоятельную психопрофилактику и психогигиену.

www.islam.ru

Невроз вера

Друзья и читатели христианского портала «Голос Истины». На протяжении многих лет, редактором трудился брат Виталий Бойко. Так как журнал был учрежден церковью «на Горе», города Спокен, а Виталий, по приглашению другой баптистской церкви, перешел на служение пресвитера в ту церковь, на сегодня В. Бойко более не является редактором этого издательства.

Много сил, здоровья, времени и знаний было отдано Виталием как в организацию, так и в развитие этого журнала. Мы благодарны Богу и брату за труд во имя Его.

Надеемся, что Господь пошлет работников и этот сайт послужит для многих полезным ресурсом в жизни хождении за Господом. Оставляйте свои пожелания, комментарии, отзывы.

Интересно, Джон Макартур представляет свое личное отцовство, пасторство на условиях своей догматики, т.е. свое полное молчание после выдачи своих письменных всеобъемлющих общих указаний? 🙂

Отличная статья! Спасибо. Правильное (Библейское) соотношение виртуального и реального в вере, действительно, очень важно для ее истинности.

Побольше бы таких открытых практических статей да ещё бы и по разным темам христианской жизни. И “урим и тумим”, и голоса с неба, и даже соответствующие сновидения часто подгоняют под свою волю, диктуя Богу свои условия. А «судя логике статьи» хорошо предложено самое наилучшее — Библия и её изучение — не “впрягаться с неверным” (как и отмечено автором), а «бороться с ослепляющим эффектом влюбленности» любому — верующим или неверующим. Спасибо Геннадий!

«Оказалось, что брат не использовал “урим и тумим”, и голоса с неба не было, и даже соответствующие сновидения его не посещали. Что это, как не ложь?» А что? других методов Божьих откровений не существует? Я думаю обвинять человека во лжи из-за узости знаний и опытов — грех не менее тяжкий. как-никак — клевета.

Вера во Всевышнего помогает преодолеть неврозы и депрессию, утверждают психологи из Университета Торонто. Проведенное ими исследование показало «отчетливую ментальную разницу» между верующими и неверующими. «Вера в Бога может помочь блокировать невроз и минимизировать стресс», — утверждают ученые.

Они сравнивали мозговую активность верующих и неверующих при столкновении с какой-либо сложной задачей. Оказалось, что верующие проще относятся с собственным ошибкам, и ошибаясь, реже испытывают стресс, сообщил профессор Майкл Инцлихт, возглавлявший исследовательскую группу.

Исследования, проведенные медицинским центром Университета Раша в Чикаго, позволили дополнить эти выводы. Пациенты с клинической депрессией, верующие в личного, любящего и пекущегося о людях Бога, лучше реагируют на лечение и у них на 75% чаще наблюдается улучшение, утверждают медики.

Руководитель исследования Патриция Мерфи поясняет, что вере в Бога сопутствует надежда, связанная именно с уверенностью, что Всевышнему есть до нас дело.

Ученые определили самый счастливый возраст

Ученые установили, что наиболее счастливы люди в возрасте 74 лет. Об этом сообщает британская газета Daily Telegraph.

Как пишет издание, исследование проводили ученые из Германии и США. Они опросили более 20 тысяч человек, которые по шкале от одного до семи баллов оценивали свое чувство удовлетворенности жизнью.

Выяснилось, что уровень счастья начинает снижаться в подростковом возрасте. Минимума он достигает приблизительно в 40 лет, после чего стабилизируется. Уже начиная с 46 лет, люди начинают получать все больше удовольствия от жизни. В 74 года уровень счастья достигает своего пика.

Ученые объясняют это тем, что у пожилых людей меньше обязанностей, переживаний по поводу состояния финансов. Кроме того, они могут уделить больше внимания себе.

Результаты работы ученых опубликованы в журнале Social Indicators Research.

Ранее исследователи установили, что благотворительность делает людей счастливее, чем еда и секс. Кроме того, выяснилось, что высокие люди более удовлетворены жизнью, чем низкие.

www.istina.info

Что такое невроз: причины, симптомы, лечение

Сегодня мы расскажем историю про Аллочку. Светловолосая, бойкая девочка — она была отличницей в школе. А еще спортсменкой и олимпиадницей. Аллочка уходила из дома в 7 утра и возвращалась в 9 вечера. Учила уроки до 23, а после играла в шахматы с дедом. Так продолжалось в университете, а потом на работе. Надо ли говорить, что к 23 годам Аллочка перегорела и получила обширный невроз?

Невроз – болезнь психогенного характера. Она связана с интеллектуальным переутомлением или эмоциональным выгоранием. Часто невроз ставят людям, которые нервничают на работе и воспринимают конфликты близко к сердцу. Мы расскажем, что такое невроз и его симптомы, коснемся лечения заболевания и дадим пару советов, как его избежать.

Что такое невроз и почему он возникает

Определение невроза, предложенное выше, не является идеальным. До сих пор в медицине нет собирательного термина этого состояния, ведь невроз возникает по разным причинам и затрагивает все функциональные системы организма. Вы вряд ли убедите психотерапевта (и тем более психолога), что ваш невроз вызван недостаточностью нейромедиаторных систем. Ровно, как и биолога, который посмотрит на вас криво, едва вы заявите о внутреннем конфликте и депрессии.

Вернемся к Аллочке, продемонстрировавшей совокупность предпосылок для развития болезни. Отсутствие полноценного отдыха, нерегулярное питание, постоянная интеллектуальная загруженность благодатная основа для нарушения нервной деятельности. Михаил Литвак (известный российский психотерапевт, автор 30 книг по психологии) сказал в своем интервью газете «Аргументы недели»: «По моим данным, 100% людей охвачены неврозом. Нет здоровых – есть невыявленные». Так что, друзья, посмотрите внимательно, точно ли вы не Аллочка?

Есть не только биологическая и медицинские точки зрения на природу нервоза. Вы уже догадались, какая третья? Конечно же, религиозная. Православные люди верят, что психические расстройства возникают от недостаточной веры в Бога, а буддисты и вовсе во всем винят неумение медитировать и отвлекаться от сущего. Так это или нет, мы комментировать не беремся, и оставляем на ваш суд.

Симптомы невроза

Внимательно прочитайте список психологических симптомов невроза. Если вы заметили у себя хотя бы 4 пункта, немедленно пересмотрите образ жизни.

  • вы часто задумываетесь о своей исключительности. Причем вы можете как преувеличивать свои достоинства и считать себя неотразимым, так и преуменьшать, сетуя на никчемность;
  • вы тревожитесь по пустякам; каждый шум в доме воспринимаете, как опасность, запираете двери и замки, боитесь умереть;
  • вы обижаетесь на необидные вещи, плачете и долго помните шутки в свой адрес;
  • вы стали бояться толпы, появились выраженные панические атаки, животный страх;
  • резко меняете настроение;
  • стали циничным человеком, поменяли ценности и не отличаете плохое от хорошего;
  • стало трудно принимать решения: даже выбор конфет в магазине оборачивается пыткой;
  • появилась бессонница.
  • Физические симптомы:

  • кружится голова, перед глазами «белые червячки»;
  • вас заносит в сторону при движении (нарушении вестибулярного аппарата);
  • потливость, онемение конечностей, кашель стали постоянными спутниками;
  • нарушилась работоспособность из-за усталости;
  • Люди, подверженные неврозу, со временем становятся абсолютными ипохондриками. Вы мерите давление и температуру каждые 10 минут, внимательно отслеживаете время похода в туалет и мучительно реагируете на любое кожное высыпание? У вас 100% невроз.

    Лечение невроза

    Невроз – обратимая болезнь. Однако вылечить его за пару недель не получится — высшая нервная система имеет слишком тонкие настройки. Случаев самоизлечения в истории медицины не зафиксировано. «Постойте», — скажете вы, — «Но в интернете куча примеров и статей самостоятельного излечения. А что же советы — неужели все неправда?». Отвечаем: правда, когда речь идет о стрессе. О нервозе — нет.

    Если вы обнаружили у себя признаки нервоза, обратитесь к врачу. Знаем, знаем — вы пойдете к терапевту. Просто потому что обратите внимание на физические признаки, а психологические спишите на плохую экологию и правительство. Настоятельно рекомендуем изменить тактику и начать с посещения невролога, а позже психотерапевта. Врач установит с вами эмоциональный контакт, проведет несколько тестов и направит на анализы. Возможно ЭЭГ и МРТ. Параллельно вам назначат успокоительные таблетки, согласно вашему состоянию. Для тяжелых форм используются транквилизаторы и антидепрессанты. Для легких нейролептики.

    Когда это не помогает, врач назначает гипноз. В этот момент где-то на другом конце земли вздрагивает один биолог. Гипноз считается останавливающим методом, но не излечивающим. Под гнетом психологического убеждения вы забудете психологические проблемы, но физические признаки невроза и истинные причины нарушения работы нервной системы останутся.

    Профилактика невроза

    Чтобы не стать заложником невроза, выполняйте нехитрые профилактические действия:

    • найдите хобби, которое принесет вам радость и наполнит день смыслом;
    • перестаньте осуждать и обсуждать людей, если вам неизвестны причины их поступков;
    • принимайте Глицин D3. Он повысит настроение, улучшит работоспособность;
    • кушайте рыбу и курицу — такая пища содержит много белка, участвующего в построении нервных волокон;
    • откажитесь от кофе и курения.
    • Дорогие, друзья! Лучшая профилактика невроза — быть счастливым и любимым. И тогда ни один недуг не постучится в вашу дверь.

      glicind3.ru