Невроз за фрейдом

Теория невроза по З. Фрейду

История разработки концепции невроза и создания психодинамической теории. Типы неврозов в классическом психоанализе. Учение Фрейда о причинах и методах их лечения. Пути образования симптомов, их смысл и типы. Психотерапевтические подходы к неврозу.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Концепция невроза в классическом психоанализе З.Фрейда

1. История разработки концепции невроза и создания психодинамической теории

2. Пути образования симптомов невроза, их смысл

3. Типы неврозов в классическом психоанализе

4. Психотерапевтические подходы к неврозу в рамках психоанализа

Список использованной литературы

Существуют различные определения неврозов, в которых оттеняется та или иная сторона заболевания. Патогенетически обоснованное определение невроза принадлежит В.Н. Мясищеву. Еще в 1934 г. он отмечал, что невроз представляет болезнь личности, в первую очередь болезнь развития личности. Под болезнью личности В.Н. Мясищев понимал ту категорию нервно-психических расстройств, которая вызывается тем, как личность перерабатывает или переживает свою действительность, свое место и свою судьбу в этой действительности. В 1939 г. он уточнил, что невроз — это психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально, непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно-тягостные переживания: неудач в жизненной борьбе, неудовлетворения потребностей, недостигнутой цели, невосполнимой потери. Неумение найти рациональный и продуктивный выход из переживаний влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности. В настоящее время общепризнанной является точка зрения на неврозы как на психогенные заболевания личности. В зарубежной литературе невроз рассматривается по-разному: в ортодоксальном психоанализе — как неизбежный и необходимый момент развития в связи с образованием и разрешением детской тревоги. В индивидуальной психологии невроз считается патологической формой компенсации чувства внутренней недостаточности или нереализованного чувства превосходства. В поведенческой терапии невроз определяется как зафиксированный навык неприспособленного поведения, приобретенный путем научения. Крупнейший зарубежный специалист по проблеме неврозов К. Ноrеу определяет невроз как психическое расстройство, вызванное страхом и защитой от этого страха, а также попытками отыскать компромисс в конфликте противоположных тенденций. Невротические расстройства как отклонения от общепринятого в данной культуре интерперсонального поведения — это проявление заторможенного процесса самореализации. Психогенный характер заболевания неврозом означает, что оно обусловлено действием психических (психологических) факторов, значимых для человека и выражаемых в виде тех или иных существенных для него переживаний. Они могут обозначаться как внутренний или невротический конфликт. Связь невроза с психотравмирующей ситуацией позволяет считать его принципиально обратимым состоянием.

1. История разработки концепции невроза и создания психодинамической теории

После 1881г. Фрейд открыл врачебный кабинет и занялся лечением психоневрозов. Воспитанный в духе естественнонаучного эмпиризма, Фрейд считал, что «телесным органом» ментальной жизни является мозг и нервная система.

Наука о человеческой психике стояла на пороге великих открытий. Но Фрейд не мог ждать. Его пациенты нуждались в помощи. Страстное желание как можно скорее найти новое терапевтическое средство, энтузиазм, отчаяние Фрейда прекрасно видны в 1833 г., когда он начал изучать действие кокаина на себе и своих близких. Но эксперименты Фрейда нанесли серьезный ущерб здоровью некоторых его испытуемых. В медицинских кругах Вены за Фрейдом закрепилась репутация авантюриста.

В 1879 г. был создан первый в мире Институт психологии. Фрейд занялся научной работой и искал таинственную причину неврозов почти полтора десятилетия. В 1885 г., пройдя по конкурсу на место приват-доцента неврологии, Фрейд получил возможность ехать на стажировку в Париж во всемирно известную клинику «Сальпетриер». В ту пору клинику возглавлял Жан Мартен Шарко (1825-1893), по мнению которого причины функциональных психических расстройств следует искать не в анатомии, а в психологии. Эта мысль глубоко запала в сознание Фрейда. Через несколько лет, продолжая без особого успеха испытывать различные фармакологические и физиотерапевтические средства лечения больных, Фрейд натолкнулся на книгу, ученика Шарко — доктора И. Бернгейма (1837-1919) «Внушение и его применение в качестве терапии», в которой описывались результаты лечения невротиков методом гипнотического внушения.

В 1889 г. Фрейд едет в Нанси. Метод гипноза произвел на Фрейда большое впечатление. В ряде случаев гипнотическое внушение вело к полному исчезновению у больных истерических симптомов. Особенно поразил его эксперимент с пациенткой, которой в состоянии гипнотического сна было приказано по пробуждении раскрыть стоявший в углу зонтик, что она и сделала. На вопрос экспериментатора, зачем она раскрывает в помещении зонт, она сказала, что хотела удостовериться, ее ли это зонтик. Факт гипнотического внушения полностью выпал из ее памяти, и лишь путем настойчивых расспросов экспериментатору удалось заставить женщину вспомнить истинную причину своего поступка. Совершение действия, об истинной причине которого человек не подозревает, натолкнуло Фрейда на мысль, что работа мозга не всегда осознается, что в основе поведения людей могут лежать бессознательные мотивы, что с помощью ряда приемов их можно обнаружить. Фрейд вернулся в Вену окрыленным.

Однако вскоре он убедился, что лечение гипнозом дает нестойкий эффект и лишь затрудняет понимание природы нервно-психических заболеваний.

На основе другого случая, когда молодая женщина, страдавшая расстройством мышления и речи, нервным кашлем и параличом, с помощью гипноза воспроизводила травмировавшие ее психику воспоминания (с болезнью и смертью отца), болезненные симптомы исчезли. Фрейд сделал вывод, что болезненный симптом является заменителем подавленного импульса и что им открыт новый метод лечения истерии (катарсический). Фрейд делает вывод о «энергетической теории», по которой организм располагает постоянным количеством психической энергии. Если эта энергия своевременно и беспрепятственно не реализуется, если она задерживается или подавляется, то возникает эквивалентный по силе патологический симптом. Эта работа подводила итог многолетним исканиям Фрейда. В этой работе был высказан ряд соображений (о необходимости различия сознательных и бессознательных душевных актов, о важной регулирующей роли эмоций), положенных в дальнейшем в основу психоаналитической теории Фрейда. В процессе изучения Фрейд впервые столкнулся с проблемой бессознательного.

Пытаясь раскрыть механизмы возникновения неврозов, он обратил внимание на патогенные последствия неудовлетворенных влечений и неотреагированных конфликтных эмоций. Эти чужеродные, разрывающие единство сознания аффекты были восприняты Фрейдом как первое и главное свидетельство существования бессознательного. Поскольку же их содержанием в большинстве случаев оказывалось для больного нечто неприятное, постыдное, с точки зрения социальных и нравственных норм неприемлемое, Фрейд предположил, что бессознательный характер этих активно конфликтующих психических сил обусловлен особым защитным механизмом, получившим название «вытеснение». По мере развития психоанализа, представления Фрейда о бессознательном уточнялись и усложнялись. Фрейд начинает строить свою науку о бессознательной психической деятельности. Согласно которой, невроз является защитной реакцией психики на травмирующую идею, которая изгоняется из сознания. Дальнейшее развитие состояло в выдвижении Фрейдом гипотезы об исключительной роли сексуальности в этиологии неврозов, затем последовали отказ от гипнозов и замена их методом свободных ассоциаций и толкованием сновидений, выдвижение учения о бессознательном.

По мере того, как психоанализ из метода объяснения и лечения неврозов превращался в науку о бессознательных психических процессах, в нем все большее место стали занимать проблемы личности. Фрейд исследовал всю гамму «наклонностей, увлечений, мотивов и намерений индивида».

2. Пути образования симптомов невроза, их смысл

По Фрейду, симптомы психических заболеваний представляют собой вредные для всей жизни или, по крайней мере бесполезные акты, на которые лицо часто жалуется как на вынужденные и связанные для него с неприятностями или страданиями. Их главный вред заключается в душевных затратах, которых стоят они сами, а в дальнейшем в затратах, необходимых для их преодоления. При интенсивном образовании симптомов оба вида этих затрат могут привести к чрезвычайному обеднению личности в отношении находящейся в ее распоряжении жизненной энергии

Невротический симптом, по мнению сторонников психоанализа, является результатом конфликта, возникающего из-за нового вида удовлетворения либидо. Обе разошедшиеся было силы снова встречаются в симптоме, как будто примиряются благодаря компромиссу — образованию симптомов. Поэтому симптом так устойчив — он поддерживается с двух сторон. Известно, что одной из сторон конфликта является неудовлетворенное, отвергнутое реальностью либидо, вынужденное искать других путей для своего удовлетворения

На вопрос о том, откуда берется симптом, отвечают впечатления, которые приходят извне, были когда-то в силу необходимости сознательными и с тех пор благодаря забыванию могут стать бессознательными. Цель симптома, его смысл, тенденция — это каждый раз эндопсихический процесс, который, возможно, сначала был сознаваем, но не менее вероятно, что он никогда не был в сознании и навсегда остался в бессознательном

Невротические симптомы, как ошибочные действия, как сновидения, имеют свой смысл и так же, как они, по-своему связаны с жизнью лиц, у которых они обнаруживаются.

Известно, что Я проявляет некоторую заинтересованность в возникновении и последующем существовании невроза. Симптом поддерживается Я, потому что у него есть такая сторона, благодаря которой он дает удовлетворение вытесняющей тенденции Я. Кроме того, разрешение конфликта путем образования симптома является самым удобным и желательным выходом из положения. Бывают случаи, когда даже врач должен признать, что разрешение конфликта в форме невроза представляет собой самое безобидное и социально допустимое решение. Если можно сказать что у невротика каждый раз перед лицом конфликта происходит бегство в болезнь, то следует признать, что это бегство вполне оправдано, и врач, понявший это положение вещей, отойдет в сторону, щадя больного.

3. Типы неврозов в классическом психоанализе

Классический психоанализ включает теория психологического происхождения неврозов. В классической теории различают следующие типы неврозов.

1. Психоневроз — который обусловлен причинами, относящимися к прошлому и объясним только в терминах личности и истории жизни. Существуют три типа психоневрозов: истерическая конверсия, истерический страх (фобия) и невроз навязчивых состояний. Симптомы этих неврозов можно интерпретировать как конфликт между Эго и Ид.

2. Актуальный невроз обусловлен причинами, относящимися к настоящему и объясним в терминах сексуальных привычек пациента. Он является физиологическим последствием нарушений в половом функционировании. Фрейд разграничил две формы: неврастению, как результат половых излишеств и невроз тревоги как результат отсутствия облегчения от полового возбуждения. Существуют различия в симптомах актуальных неврозов и психоневрозов: в обоих случаях симптомы происходят из либидо, но симптомы актуальных неврозов — давление в голове, ощущение боли, раздражение в каком-либо органе представляют собой исключительно соматические процессы, в возикновении которых совершенно не участвуют все сложные душевные механизмы.

3. Нарциссический невроз, при котором человек не способен к образованию переноса.

4. Невроз характера — в этом случае симптомы являются чертами характера.

5. Травматический невроз — который вызывается потрясением. Фрейд отмечал, что при травматических неврозах, особенно тех, которые вызваны ужасами войны, для нас несомненен эгоистический мотив Я, стремящийся к защите и выгоде, который в одиночку еще не создает болезнь, но санкционирует ее и поддерживает, если она уже началась.

6. При неврозе переноса, который вызывается в ходе психоанализа, пациент проявляет навязчивый интерес к психоаналитику.

По словам З.Фрейда названия указанных неврозов все употребляются, однако, их содержание неопределенно и неустойчиво. Названные формы невроза иногда встречаются в чистом виде, но чаще смешиваются друг с другом и с психоневротическим заболеванием.

И в причине и в механизме всех возможных форм неврозов всегда действуют одни и те же факторы, только в одном случае главное значение в образовании симптомов приобретает один из этих факторов, в другом — другой. Так, фантазии, превращающиеся в симптомы, нигде не проявляются более явно, чем при истерии; противоположные или реактивные образования Я господствуют в картине невроза навязчивых состояний.

4. Психотерапевтические подходы к неврозу в рамках психоанализа

Если в рамках психодинамического подхода в качестве основной детерминанты личностного развития и поведения рассматриваются бессознательные психические процессы, а невроз (личностное расстройство) понимается как следствие конфликта между бессознательным и сознанием, то психотерапия будет направлена на достижение осознания этого конфликта и собственного бессознательного. Этой задаче подчинен и собственно психоаналитический метод. Осознание достигается за счет анализа (включающего определенные процедуры) свободных ассоциаций, символических проявлений бессознательного, а также сопротивления и переноса. Сама психоаналитическая процедура строится таким образом, чтобы способствовать проявлению бессознательного. Именно этим определяется содержание процесса психотерапии, степень его структурированности, стратегия и тактика психотерапевта, его роль и позиция, уровень активности.

В процессе психотерапии психолог, работающий в рамках психодинамической теории использует следующие приемы:

1. Анализ символов повседневности, например, направленная ассоциация клиента на заданное слово;

2. «Фрейдовская ошибка» — это ошибки, описки, обмолвки клиента, которые раскрывают подсознательные чувства клиента;

3. Анализ сновидений через поток свободных ассоциаций;

4. Анализ сопротивления как проявления более широкого механизма вытеснения;

5. Анализ содержания переноса клиента. Перенос относится к чувствам клиента и по отношению к психологу.

Работа в русле психодинамических теорий требует от психолога интеллектуальной дисциплины, виртуозного владения техниками, что достигается путем длительного систематического обучения.

В результате работы можно придти к следующим выводам:

· Психоаналитик утверждает, что психоневрозы обусловлены невротическим конфликтом между побуждением Ид, стремящегося к разрядке, и защитой Эго, предотвращающего непосредственную разрядку или доступ к сознанию. Таким образом, конфликт является невротическим только в том случае, если одна сторона бессознательна и/или если он разрешается путем применения механизмов защиты, отличных от сублимации.

· Психоанализ рассматривает симптом как проявление компромисса между подавляемым желанием и требованием подавляющего фактора.

· Возникновение симптома обуславливается символизацией, которую Фрейд характеризовал как «древний, но вышедший из употребления способ выражения».

· Сложную роль в невротическом конфликте играет Супер-Эго. Именно Супер-Эго заставляет чувствовать себя виноватым даже за символическую или искаженную разрядку, которая проявляется как симптомы психоневроза. Сознательно она ощущается весьма болезненно. Таким образом, все части психического аппарата участвуют в формировании невротического симптома.

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. — М.: Академический проект, 2001. — 480 с.

2. Морозов А.В. История психологии: учебное пособие для вузов / А.В.Морозов. — М.: Академический проект.; 2003. — 288 с.

3. Романин А.Н. Основы психоанализа / Учебник. — Ростов — н./Д.: Феникс, — 2003. — 320 с.

4. Фрейд З. Введение в психоанализ. /Лекции. — М.: Наука, 1989. — 456 с.

5. Фрейд З. О психоанализе. Лекции / З.Фрейд. — Мн.: Харвест, — 2005. — 416 с.

Подобные документы

Патофизиологическая природа невротических состояний по И. Павлову. Концепция невроза в гештальт-подходе. Психоанализ как метод терапии неврозов. Конкурентная теория Анохина. Гуманистический, бихеовиоральный, экзистенциальный подходы к пониманию неврозов.

курсовая работа [75,8 K], добавлен 13.03.2015

Психологические теории неврозов и школы, занимающиеся коррекцией невроза. Понятие, типы, механизмы формирования и уровни неврозов по Перлзу. Элементы гештальт-терапии, применяемые при лечении неврозов. Принцип саморегуляции функционирования организма.

реферат [24,6 K], добавлен 18.01.2010

Невроз как невротический конфликт между частями психики, который ведет к фрустрации разрядки инстинктивных побуждений. Этиология невроза и его ядро. Невротический симптом как результат разрешения конфликта. Факторы, влияющие на формирование неврозов.

курсовая работа [144,5 K], добавлен 18.03.2011

Теоретические аспекты исследования психоаналитической концепции К. Хорни. «Новые пути в психоанализе» — системное описание невроза. Обоснование роли культуры в формировании невротических конфликтов и защит; применимость теории Хорни к женской психологии.

курсовая работа [81,0 K], добавлен 23.04.2012

Понятие неврозов, их сущность, основные формы, течение и причины возникновения. Роль дефектов воспитания в неправильном формировании личности. Характеристика неврастении, невроза навязчивых состояний и истерических неврозов, их прогнозирование и лечение.

контрольная работа [28,6 K], добавлен 16.02.2010

Понятие и сущность сознания, предсознания и бессознательного. Структура личности согласно психодинамической теории З. Фрейда. Общая характеристика Ид, Эго и Суперэго, анализ взаимоотношений между ними. Описание психосексуальных стадий развития человека.

реферат [36,7 K], добавлен 05.12.2010

Анализ теории З. Фрейда — австрийского врача и психолога, основателя метода лечения неврозов, названного психоанализом и ставшего одним из наиболее влиятельных психологических учений ХХ в. Сущность жизни и смерти. Неофрейдизм и «культурный» психоанализ.

реферат [116,6 K], добавлен 14.12.2011

Понятие смысла бессознательных мотивов, влечений и побуждений человека по Фрейду. Концепции Фрейда о «трансфере» и «Эдиповом комплексе», их место в его теории личности. Метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Отношение Фрейда к символике.

реферат [29,1 K], добавлен 18.01.2011

Общая характеристика и причины невроза как функционального расстройства нервной системы. Внешние проявления у детей, больных истерическим неврозом. Семь черт неправильного воспитания по А.И. Захарову. Единые необходимые условия профилактики неврозов.

презентация [1,6 M], добавлен 01.06.2015

Неврозы как психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности. Основные факторы, влияющие на этиологию неврозов. Виды неврозов у дошкольников и младших школьников: страх, навязчивое состояние, депрессия, истерия.

курсовая работа [241,1 K], добавлен 17.12.2011

otherreferats.allbest.ru

Первая теория тревоги Фрейда. Психоанализ.

В этой статье исследуется теоретический материал, начало которому положил Зигмунд Фрейд в 1895 году в работе «Об основании для отделения определенного симптомокомплекса от неврастении в качестве «невроза тревоги»» [33]. В самом названии заключен смысл, в котором здесь рассматривается тревога — невроз.

В 1895 году под неврозом понималось легкое психическое заболевание, вызванное расстройством деятельности центральной нервной системы. Выделялись три типа невроза: невроз истерии, неврастения и невроз навязчивых состояний.

Бесспорная заслуга этой статьи состоит в том, что невроз тревоги (фобия) был выделен отдельно, что позволило в дальнейшем рассмотреть механизм этого психического явления и обнаружить наличие этого механизма и в неврозах истерии, и в неврозе навязчивых состояний.

Фрейд начинает свое исследование, ссылаясь на Э. Геккера, описавшего в 1893 году признаки тревоги как симптома неврастении. Психоаналитик, пытаясь изложить посредством физиологической терминологии факты психического, находился под влиянием актуальных исследований в неврологии. Не вызывает сомнений также и то, что Фрейд был знаком и с идеей Фехнера о «принципе константности»: организм стремится к избеганию избыточного напряжения и к стабилизации напряжения на одном уровне.

В первой теории Фрейд еще не отделяет тревогу как реакцию на реальную опасность, от тревоги как сигнала об опасности со стороны влечения. В центре внимания находится возникновение травматической ситуации и преобразование либидо в тревожное ожидание. Фрейд схематически описывает тревогу как физиологическую реакцию на ситуацию опасности. Клиническим признакам, сопровождающим аффект тревоги, в статье 1895-го года уделено достаточно внимания. Основная мысль статьи: тревога — следствие преобразованного либидо.

В качестве репрезентанта тревоги он рассматривает сбившееся дыхание, сердцебиение — физиологические признаки, сопровождающие коитус, которые проявляются «самостоятельно» в результате прегражденного естественного отвода. Однако, не это является самым важным. Особенность этой работы в том, что в ней впервые описывается разница между физиологическим удовлетворением и психическим удовольствием. Зазор между этими понятиями становится заметен читателю статьи, в первую очередь, в самом тексте, в речи автора, который перемежает понятия из физиологии и психологии.

Вероятно, Фрейд, был знаком и с работой Крафт-Эббинга 1895 года о сифилогенной этиологии прогрессивного паралича. Фрейд не упоминает о нем, но психофизиологический характер исследования и намерение Фрейда выделить невроз тревоги как невроз аффекта и связать его происхождение с физиологическими возбуждениями, в особенности сексуального характера, указывают на родство идей двух независимых исследователей.

В работе «Этюды об истерии» Фрейд ссылается в своих размышлениях на теорию Дарвина. Очевидно, что он, равно как и другие исследователи того времени, развивал свою теорию в рамках общей идеи о том, что сложная психическая организация непосредственно следует «из первоначально рациональных и целесообразных действий» (цит. по [40], с. 231), то есть является наследником физиологических процессов.

Ранее Фрейд придерживался теории травм: травма — как отреагирование, повторение значимого переживания. Эта идея о повторении найдет выражение позднее в 25-ой лекции, но уже в новом качестве, как идея о сопоставлении с аффектом: «Истерический припадок, таким образом, можно сравнить со вновь образованным индивидуальным аффектом, нормальный аффект — с выражением общей истерии, ставшей наследственной» [31, с. 253].

Но ранее, в 1895-ом году, при написании статьи об отделении неврастении от невроза тревоги, Зигмунд Фрейд придерживается мысли о том, что невротическая тревога представляет собой преобразованное либидо, и, тем самым, отходит от теории травм как от идеи об отреагировании переживаний из прошлого.

Фрейд полагает наличие связи между тревогой как реакцией на внешнюю опасность и тревогой, отвечающей как преобразованнное либидо на опасность со стороны влечения. Связь эта заключается в том, что при актуальной опасности тревога понималась так же: она возникает непосредственно из либидо в качестве сигнала о неудовольствии.

Первым делом Фрейд выделяет симптом невроза тревоги: «Тревожное ожидание — это ядерный симптом невроза… Можно сказать, что здесь в свободном плавающем состоянии присутствует некое количество тревоги, которая при ожидании подчиняет своему влиянию выбор представлений и в любое время готова связаться с каким-нибудь подходящим содержанием представления» [33, с. 29].

Уже в этих первых словах Фрейд делает то открытие, которое в 1925 году прояснится во второй теории тревоги.

Здесь уже заметно разведены понятия готовности, как физиологической потребности, и тревожного ожидания, как психического образования, готового для связи с содержанием представления. Либидо, не найдя удовлетворительного пути, превращено в тревожное ожидание. Вытесненное становится симптомом, раз за разом однообразно повторяющимся в тревожном ожидании. «Он [аффект тревоги] не происходит от вытесненного представления, а при психологическом анализе оказывается далее не редуцируемым, он также неуязвим и для психотерапии» [33, с. 32].

Фрейд, говоря об одном лишь преобразовании либидо в тревогу, тем не менее описывает это в разных терминах: «либидо», «содержание либидо», «представление». Так же Фрейд чередует понятия вытесненного либидо с понятием вытесненного аффективного импульса.

Большая часть клинических примеров текста отсылает к понятию сексуального влечения, не нашедшего выхода для своего естественного выражения, и потому представляющего риск для Я и преобразующегося в тревогу.

Прямая аналогия с физиологией следует из клинических примеров с coitus interruptus (коитус прерванный). Но далее Фрейд отмечает моменты не сексуального характера. «. но вместе с тем вклинивается еще и нечто иное, а именно длительный интервал между предполагаемой этиологией и ее воздействием, а также этиологические факторы не сексуального характера.

Это, например, мужчина, у которого после сообщения о смерти отца случается сердечный приступ, и с тех пор он оказывается во власти невроза тревоги. Этот случай непонятен, ибо до сих пор мужчина не был нервным; смерть престарелого отца произошла отнюдь не при особых обстоятельствах, и надо признать, что нормальная, ожидаемая кончина пожилого отца не относится к событиям, которые обычно делают больным здорового взрослого человека. Быть может, этиологический анализ станет более прозрачным, если добавить, что этот мужчина на протяжении одиннадцати лет практикует coitus interruptus, считаясь со своей женой. Его симптомы — по меньшей мере точно такие же, какие возникают у других людей после подобного кратковременного причинения сексуального вреда и без вмешательства другой травмы.

Аналогичным образом следует трактовать случай женщины, у которой невроз тревоги разражается после потери ребенка, или случай студента, которому невроз тревоги мешает подготовиться к последнему государственному экзамену. Я считаю, что воздействие и здесь, и там не объясняется данной этиологией. Во время учебы не обязательно «переутомляться»» [33, c. 39].

В результате вытеснения содержания (импульса) либидо возникает его эквивалент, заключенный в симптоме тревоги. Фрейд на тот момент считает, что любой аффективный импульс трансформируется в тревогу.

По мере размышлений Фрейд приходит к разделению значений терминов физиологической потребности, нуждающейся в физиологическом удовлетворении и импульсов влечений, находящих себе место в удовольствии (Lust) и (или) неудовольствии (Unlust).

«Невроз тревоги сопровождается самым отчетливым уменьшением сексуального либидо, психического удовольствия, из-за чего больные, когда им говорят, что их недуг происходит от «недостаточного удовлетворения», обычно отвечают: это невозможно, именно сейчас потребность у них угасла.

Из всех этих признаков, что речь идет о накоплении возбуждения, что тревога, которая, вероятно, соответствует такому накопленному возбуждению, имеет соматическое происхождение, а потому накапливается соматическое возбуждение, далее, что это соматическое возбуждение имеет сексуальную природу и что наряду с этим идет на убыль психическое участие в сексуальных процессах, — все эти признаки, на мой взгляд, подкрепляют ожидание, что механизм невроза тревоги следует искать в отклонении соматического сексуального возбуждения от психики и как следствие в ненормальном использовании этого возбуждения» [33, c. 41-42].

Соматическое удовлетворение (или неудовлетворение) идет при этом на какие-то другие цели. В результате возникает тревога, которая, разумеется, целью соматического возбуждения быть не могла, ведь в нем заложено стремление к разрядке нервного напряжения. Может ли тревога в таком случае быть «целью», задачей убывания психической компоненты — удовольствия? Этот вопрос, скорее, относится ко второй, динамической, теории тревоги Фрейда, но и в «Об этиологии истерии», и в работе «Об основании отделения симптомокомплекса истерии от неврастении. » встречаются предвосхищающие будущую теорию замечания.

Нервное напряжение, соматическое возбуждение, удовлетворение, отвод либидо, катексис, разгрузка, влечение, удовольствие — Фрейд использует эти термины для объяснения одного единственного момента: либидо вытесняется, образуя тревогу. Речь идет о двух смысловых рядах: об отделении «физиологической» теории травм от теории психического вытеснения (можно посмотреть и под другим углом зрения — сохранения вытесненного).

«Ненормальное использование» проявляется в форме вытеснения, как хранение эквивалента аффективного импульса возбуждения. Так как аффект тревоги имеет место уже в раннем младенческом опыте и даже тогда, когда речь идет об акте рождения, то можно предположить, что эту мысль можно рассматривать и для частичных влечений. Возбуждение, «отклоненное от психики», обращается на объект, но окольным путем, через хранение в вытеснении эквивалента соматического возбуждения, исходящего из источника частичного влечения.

Логика обратной связи уже тогда имела место во фрейдовской мысли. Отвод либидо — это отвод из вне. Тогда понятна мысль о тесной связи между аффектом страха при внешней опасности и неврозом тревоги. В том и другом случае либидо обращается на себя извне и отклоняется от психики в вытеснении. «Психику захлестывает аффект тревоги, если она чувствует себя неспособной с помощью соответствующей реакции разделаться с подступающей извне задачей (опасностью); она погружается в невроз тревоги, если ощущает себя неспособной устранить эндогенно возникшее (сексуальное) возбуждение. То есть она ведет себя, словно проецируя это возбуждение вовне» [33, c. 45].

Аффект рассматривается будто в двух плоскостях: как симптом и как невроз, как статус и как процесс. Аффект — экзогенная реакция.

Невроз подобен эндогенной реакции, это проекция возбуждения вовне, но возбуждения, по мысли Фрейда, преобразованного в психическое влечение.

Так как не представляется возможным вовне (вне себя) вынести сам аффект, то речь, вероятно, уже в первой теории, шла о психическом представлении об аффекте. Аффект и проекция представления вовне готовы связаться между собой. Позже, в работе «Влечения и их судьбы» (1915) Фрейд продолжил эту мысль в понятиях раздражителя (как экзогенного возбуждения) и влечения (как эндогенного возбуждения).

www.b17.ru