Невроз за юнгом

Невроз за юнгом

Если по какой-либо причине (например, по причине подавления Архетипа «Самость» или при возникновении сильной душевной травмы) происходит насильственное вторжение в сферу сознания Архетипов «коллективного бессознательного», дающих организму надиндивиду-альную биологическую мощь, то эта мощь оплачивается регрессом душевного мира — Архетипы необычным своим «обликом» расстраивают психику, рождая «благоговейные» страхи, депрессию и мистические переживания, и, в итоге, возникает мистический невроз по Юнгу.

Активность Архетипов Юнг сравнивает с пробуждением в сфере «бессознательного» Духов разного возраста, начиная от дочеловеческого прошлого и кончая Духами человечества, расы, национальности. С другой стороны, активность Архетипов он уподобляет надындивидуальным инстинктам, в прошлом дававшим большие шансы в борьбе за выживание, чем индивидуальные инстинкты Фрейда.

Причиной бессознательного оживления и воплощения Архетипа в сферу сознания, согласно Юнгу, является травмирующая проблемная ситуация (сильная душевная травма, болезнь, смерть близких и т. п.). При этом вторжение Архетипов носит спонтанный, принудительный и даже демонический, характер [12, с. 33].

По мнению автора этих строк, несмотря на то, что вторжение Архетипа разрушает организацию душевного мира человека, тем не менее только биологическая мощь Архетипа (метаинстинкта) способна «зализать» душевную рану, с которой индивидуальные биологические Силы (инстинкты) справиться не в состоянии. В этом, если хотите, польза от вторжения Архетипа, но оплаченная регрессом психики.

Ø Юнг рассматривает две степени вторжения Архетипов (в сферу сознания) и, — как следствие,- две степени невроза.

Слабая форма невроза возникает по причине слабого вторжения Архетипа с обратимыми последствиями. Оно достигается в ассоциативном эксперименте, при котором «слово-раздражитель «задевает» какой-либо комплекс [Архетип]» [15, с. 156].

Ассоциативный эксперимент несложен: производящий его говорит какое-либо слово испытуемому, который в ответ должен немедленно произнести первую пришедшую ему на ум ассоциацию. Продолжительность реакции (она измеряется хронометром) зависит не от сложности слов, а от того, насколько «задело» это слово какой-либо Архетип. Если слово «задевает» Архетип, то время реакции возрастает [15, с. 156].

pedlib.ru

Разногласия Юнга и Фрейда

Взаимодействие и сотрудничество Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга в период с 1909 по 1913 год было, пожалуй, одним из самых многообещающих явлений в психологии и психиатрии начала XX века. Двое великих ученых, вышедших в своем сотрудничестве за рамки отношений «ученик-учитель», по отдельности уже стали настоящими титанами науки. Результаты их совместной работы могли бы быть ошеломляющими, но спустя несколько лет пути Фрейда и Юнга разошлись.

FemmeFatale: так ли велика роль Сабины Шпильрейн?

Рассуждая об отношениях Фрейда и Юнга, их влиянии друг на друга, и, конечно, о причинах расставания и существенного расхождения в научной деятельности этих гениев психологии и психиатрии, сложно избежать упоминания

Основные различия между концепциями Фрейда и Юнга: психоанализ и аналитическая психология

Формально годом расхождения Фрейда и Юнга можно считать 1914 год — именно тогда Юнг покинул Международную психоаналитическую ассоциацию и перестал использовать в своей практике метод психоанализа. Одной из наиболее значимых причин расхождения ученых стал отказ Юнга полностью принять исключительно сексуальную интерпретацию мотивации человеческих поступков, мыслей и устремлений. По мнению Фрейда, либидо в конечном итоге определяло все — в том числе и психические расстройства, которые развивались из-за подавления человеком собственной сексуальности и переноса эротического интереса с объектов внешних на внутренние. По Юнгу, взаимодействия личности с внешним миром обусловливались и поддерживались не только сексуальностью. Юнг отмечал, что нельзя объяснять причины утраты контакта с реальностью (при шизофрении и других расстройствах психики) исключительно сексуальным вытеснением или замещением. Либидо, которое Фрейд трактовал исключительно как сексуальную энергию, Юнг интерпретировал как энергию психическую. Подход Фрейда к области психического казался Юнгу чрезмерно механистическим и не учитывающим частные случаи. По мнению Юнга, нельзя рассматривать существование человеческих существ исключительно в рамках строгих законов, которые действуют постоянно и распространяются на всех.

Еще одна точка расхождения ученых — взгляд на область сновидений и фантазий. По Фрейду, сны и галлюцинации имеют четкую связь с реальной жизнью человека, это лишь неисполненные желания, которые проявляются в сознании человека, требуя воплощения. В итоге все сводилось к подавленным и запретным сексуальным желаниям. Юнг, особенно в поздних работах, рассматривал психическую реальность как нечто переживаемое человеком. Сновидения и галлюцинации — это не обман и не шифр, требующий верной интерпретации, а скорее каналы связи с бессознательным. Вопрос о соотношении внешних и внутренних факторов при формировании личности также стал одним из принципиальных. Согласно теории Фрейда, большинство психических расстройств личности возникает еще в раннем детстве, когда ребенок вынужден подавлять сексуальные фантазии и кровосмесительные желания. Юнг отрицал чрезмерное влияние детских фантазий на развитие личности и предпочитал искать причины неврозов в том, что невроз, равно как и остальные заболевания, является следствием репродуцирования в сознании человека архаических переживаний и образов, несовместимых с современной реальностью. При этом, по его мнению, человек рождается с готовым личностным эскизом, а окружающая среда лишь позволяет проявить уже заложенные возможности и особенности. По Юнгу, каждый человек при рождении наследует структуру психики, развивавшуюся в течение сотен тысяч лет — именно эта структура и заставляет индивида определенным образом переживать свой опыт. Определенность эта нашла свое выражение в теории архетипов, влияющих на все чувства, действия и мысли человека.

Литература:
  • Овчаренко В.И. Сабина Шпильрейн: Под знаком деструкции // Логос. — 1994. — № 5. — С.239-256.
  • Философия XX века: учебное пособие. Сост. Добрынина В.И., М., ЦИНО общества «Знание» России, 1997.
  • Фрейд, Зигмунд. Психология бессознательного. СПб, 2002.
  • Юнг. К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб, 1994.
  • Юнг К.Г. Психологические типы. СПб, 2001.
  • Автор: Денис Захаров
    писатель, преподаватель истории

    psychosearch.ru

    Менее 30 дней

    осталось до конца вашей подписки

    Продлите подписку сейчас и не пропустите ни одной самой важной книги, способной изменить вас и ваш бизнес!

    Получить в подарок обзор книги «Законы влияния» Сьюзан Вайншенк.

    Получите бесплатно обзор этой книги на свой email прямо сейчас.

    Оставьте свой email и вы сможете скачать «Алгоритм написания текстов»

    Мы будем отправлять вам только интересные и полезные новости!

    Обновите страницу, чтобы статья открылась для чтения.

    Файл доступен вам по ссылке.

    для вас идеален формат epub. Абсолютно все устройства Apple автоматически его распознают и открывают через стандартное приложение iBooks.

    для вас подойдут и формат epub и формат fb2. Мы советуем использовать приложения MoonReader , FbReader , EbookReader.

    Файлы откроются в этих приложениях, они всегда будут в вашем доступе. Вы сможете настроить визуально текст для своего комфорта.

    Если вам привычно читать формат pdf и возникают проблемы, то мы подскажем, как их решить.

    мы советуем формат epub и приложение EbookReader .

    Файлы откроются в приложении, будут всегда у вас под рукой, вы также сможете настроить шрифт и яркость.

    Если вы предпочитаете читать с экрана компьютера или в распечатанном виде, то рекомендуем скачивать формат pdf.

    Для электронных книг мы советуем формат epub или pdf. Вам необходимо будет скачать файлы сначала на Пк, а затем перенести их в память электронной книги через карту памяти или шнур USB.

    На ваш e-mail отправлен PDF-файл с образцом обзора книги.

    Если вы не получили письмо, проверьте папку «Спам» или «Нежелательные». Проверьте адрес, который указали в форме. Если вы уверены, что e-mail был введен правильно, отправьте письмо с жалобой на [email protected], и мы пришлем вам книгу. В теме письма укажите «Не получил книгу».

    Вы скачали уже три обзора книг. Для вас доступ к дальнейшему скачиванию закрыт. Вы сможете читать обзоры, только оформив подписку.

    В течение пары минут вы получите на свой e-mail письмо с мини-книгами.

    С Праздником вас!

    Мы отправили вам 3 мини-книги на указанный e-mail. Внимательно проверьте папку «Спам» или «Нежелательные» вашего почтового ящика. Если там все же нет письма с книгами – то пишите нам на [email protected] – мы оперативно вам их пришлем!

    Оставьте ваши данные для оформления подписки.

    Заказ подписки

    26 магических цитат Юнга о внутренних демонах, снах и эмоциональном шоке

    Подарок для Вас!

    Мы пришлем Вам обзор полезной книги.

    Ловушки мышления. Как принимать решения, о которых вы не пожалеете Чип Хиз, Дэн Хиз

    Чем отличается гений от безумца? Что значит – «быть нормальным»? Как вылечить невроз? Знаменитый ученик Фрейда Карл Густав Юнг дает необычные ответы, показывая нам магию человеческой души. Он пишет, что для него «магический» — это просто другое слово для обозначения психического. Может быть поэтому его цитаты мы воспринимаем как откровения. Они оставляют глубокий след в нашем сердце.

    1. Знать тьму внутри себя — лучший способ справиться с тьмой в других.
    2. Рассматривай жизнь как сон среди тысячи снов, а каждый сон как некий подступ к действительности. Проникнуть в неё ты сможешь, обладая магическим ключом.
    3. Сон — это скрытая маленькая дверь, ведущая в самые потаенные и сокровенные уголки души и открывающаяся в космическую ночь.
    4. Не удерживай того, кто уходит от тебя. Иначе не придет тот, кто идет к тебе.
    5. Люди сделают всё возможное, неважно насколько абсурдное, чтобы избежать встречи лицом к лицу со своей душой.
    6. То, чему ты сопротивляешься — остается.
    7. Я не то, что со мной случилось, я — то, чем я решил стать.
    8. Твое видение станет ясным, только если ты сможешь заглянуть в свое сердце. Кто смотрит наружу — видит лишь сны.
    9. Если вы одаренный человек, это не значит, что вы что-то получили. Это значит, что вы можете что-то отдать.
    10. Нет сомнения в том, что шок эмоционального опыта часто необходим, чтобы заставить людей проснуться и обратить внимание на то, что они делают.
    11. То, что мы сознательно стараемся не замечать, часто улавливается нашим бессознательным, которое передает информацию в виде снов.
    12. Чем отличается гений от безумца? Безумец видит, но не знает, как это передать. А гений может это переложить на язык сознания.
    13. Быть «нормальным» – идеал для неудачника, для всех тех, кому еще не удалось подняться до уровня общих требований. Но для тех, чьи намного выше среднего, кому нетрудно было достичь успеха, выполнив свою долю мирской работы, – для таких людей рамки нормы означают прокрустово ложе, невыносимую скуку, адскую беспросветность и безысходность. В результате многие становятся невротиками из-за того, что они просто нормальны, в то время как другие страдают неврозами оттого, что не могут стать нормальными.
    14. Все отделены друг от друга тайнами, а через пропасти между людьми ведут обманчивые мосты мнений и иллюзий вместо прочного моста признания.
    15. Самое тяжкое бремя, которое ложится на плечи ребенка, — это непрожитая жизнь его родителей.
  • Одиночество обусловлено не отсутствием людей вокруг, а невозможностью говорить с людьми о том, что кажется тебе существенным, или неприемлемостью твоих воззрений для других.
  • Депрессия подобна даме в черном. Если она пришла, не гони ее прочь, а пригласи к столу, как гостью, и послушай то, о чем она намерена сказать.
  • Человек — это животное, которое сошло с ума. Из этого безумия есть два выхода: ему необходимо снова стать животным; или же стать большим, чем человек.
    1. В конечном счёте, невроз следует понимать как страдание души, не находящей своего смысла. Около трети моих случаев – это страдание не от какого-то клинически определимого невроза, а от бессмысленности и бесцельности собственной жизни.
    2. Если мы не осознаем, что происходит у нас внутри, то извне нам кажется, что это судьба.
    3. Всё, что раздражает в других, может вести к пониманию себя.
    4. Говорят, ни одно дерево не сможет дорасти до рая, если его корни не достигнут ада. Двузначность движения заложена в природе маятника.
    5. Мало ценного в том, чтобы знать, когда другой совершает ошибку. Гораздо интереснее знать, когда ты сам совершаешь её, ибо тогда появляется возможность как-то её исправить. То, что мы могли бы исправить в других, как правило, обладает сомнительной полезностью, если вообще хоть что-нибудь дает.
    6. Падению предшествует надменность.
    7. Мы можем думать, что полностью контролируем себя; однако друг может без труда рассказать нам о нас такое, о чем мы не имеем ни малейшего представления.
    8. Кто боится, тот нуждается в зависимости, как ослабевший — в опоре.
    9. www.knigikratko.ru

      Карл Юнг. Художественный импульс, неврозы и безумие как часть творчества

      Достаточно бегло взглянуть на некоторые исторические примеры художественных гениев и заманчивой становится мысль, что в творческом духе присутствует нечто близкое к безумию.

      Винсент Ван Гог (1853г-1890г). «Пшеничное поле с воронами», (1890г)

      Художественный импульс очевиден на всём протяжении истории человечества: от «примитивного» пещерного искусства эпохи верхнего палеолита к внедрению перспективы и ракурса в эпоху Возрождения и, наконец, к правилам, которые будут извращаться до неузнаваемости современными художниками, стремящимися выразить новые пути видения и открыть эпоху визуальных экспериментов. Искусство вездесуще в современном мире, так как общество состоит из его создателей и потребителей. Оно как средство для выражения наших сокровенных мыслей и желаний, среда, через которую можно уйти к новым реалиям и эмоциям .

      Что же подталкивает нас к созданию произведений искусства? Существует ли психологический двигатель, подсознательная сила, которая доходит до точки кипения и находит выход в результате творческого взрыва? В чем состоит внутренняя суть этого процесса, что воплощает нашу склонность самовыражаться через искусство?

      Беглый взгляд на некоторых гениев в области художественного искусства утверждает нас в мысли, что есть в творческом духе нечто близкое к безумству. Что искусство неразрывно связано с сумасшествием, а великие произведения выступали в качестве катарсиса, очищающего и облагораживающего дух, без чего художник оказался бы в изоляции.

      Увлеченность связью между психическими заболеваниями и творчеством появилась в конце 19 века. Повышенный творческий потенциал можно рассмотреть, как состояние души, которое сегодня чаще всего ассоциируется с биполярным расстройством — когда вдохновение появляется из колебания между состоянием эйфории и депрессии.

      Художник как сторонний наблюдатель

      Винсент Ван Гог , пожалуй, самый знаменитый пример «безумного художественного гения». Искусствоведы часто говорят о нем как о человеке, страдавшем от маниакально-депрессивного психоза, чьи письма ставят под сомнение его вменяемость. Первопричина психического состояния Ван Гога горячо обсуждается по сей день. Среди возможных объяснений: порфириновая болезнь, шизофрения, третичный сифилис, отравление свинцом и пристрастие к абсенту. Среди других художников, пристрастившихся к абсенту, были Мане, Дега и Тулуз-Лотрек, а также ряд писателей конца 19 века. Немецкий поэт Райнер Мария Рильке однажды написал: «Он увидел, как его стакан абсента растёт и растёт, пока не почувствовал себя в центре его опалового света, невесомый, полностью растворённый в этой странной атмосфере». Психотропные препараты, изменяющие сознание, играли определенную роль в создании искусства.

      Какими бы ни были причины психического состояния Ван Гога, в его работах отразилось колебание между нормой и безумием, как если бы завитки цвета выступали мерой контроля над реальностью. Ван Гог сам сказал: «Это правда, что многие художники психически больны — это жизнь, которая, мягко говоря, делает тебя сторонним наблюдателем. Я в порядке, когда полностью погружен в работу, но я всегда буду оставаться на половину сумасшедшим». В конечном итоге он покончил с жизнью, выстрелив себе в грудь в область сердца, вскоре после написания полотна «Пшеничное поле с воронами», которое оказалось предвестником его самоубийства.

      Психолог Карл Юнг рассматривал психологические корни художественного творчества в современном мире в ряде эссе и лекциях, собранных в книге « Дух в человеке, искусстве и литературе ». Как мы прогрессируем из примитивного состояния, под которым Юнг воспринимал творчество, науку и религию, сливающихся в «недифференцированный хаос волшебного менталитета», к культурному и художественному климату, знакомому в современном мире? Каким образом не искусство, а его символическое содержание отражает, казалось бы, бурную психологическую природу художника? Можно ли использовать искусство, чтобы расшифровать художника?

      Творческий порыв

      Юнг считал, что само искусство не имеет внутреннего смысла, предполагая, что, возможно, оно походит на природу – что-то, что просто «есть». Но творческий процесс — совсем иное. Юнг утверждал, что произведения искусства возникают из почти таких же психологических условий, что и невроз. Подобно всем неврозам это сознательное содержание, имеющее бессознательный фон, который в своём художественном проявлении часто выходит за рамки индивидуума в нечто более глубокое и более широко отражающее человечество. Юнг предложил аналогию, согласно которой «личные причины имеют так много и так мало общего с произведением искусства, что и почва с растением, которое из неё произрастает». Истинное искусство — что-то «сверхличное», сила, которая «сбежала из субъективного ограничения и выросла за рамки личных интересов ее создателя» .

      Юнг признавал, что не всякое искусство берет свое начало в этой манере. Оно может происходить из преднамеренного процесса, направленного на достижение конкретного выражения, для которого художник находился в единении с творческим процессом. Но для Юнга, увлечение закрадывалось в художника, который повиновался внешним импульсам, работа сама навязывала себя автору. Внешняя сила завладевала художником, как марионеткой. Это творческий импульс, действующий на сознание художника на подсознательном уровне.

      Для великих художников этот импульс может быть всепоглощающим. Как справедливо заметил Юнг, «из биографий великих мастеров становится совершенно очевидно, что творческий порыв часто настолько властен, что сковывает человека и заставляет жертвовать всем для служения работе, даже здоровьем и человеческим счастьем». Биографии Бетховена, Марселя Пруста и многих других свидетельствуют о том, что творческий процесс как «живое существо, имплантированное в человеческую психику».

      Для Бетховена сочинение было принуждением, когда будучи зажатым в тиски депрессии, страдая от глубокой глухоты, его деятельность, пожалуй, достигла апогея, воплотившись в возвышенных поздних струнных квартетах. Пруст испытывал острую потребность писать. Ведя затворнический образ жизни из-за прогрессирующей болезни, он на протяжении многих лет неустанно трудился над циклом романов «В поисках утраченного времени». Выдающееся произведение стало продуктом непреходящей навязчивой идеи .

      Говоря тысячью голосами

      Юнг считал, что автономная суть творческого импульса, как чего-то, действующего вне сознания, находит свое отражение в символической природе искусства. Символы выражают неизвестное, намекают на что-то за пределами нашего понимания. Юнг верил, что они имеют глубокие исторические корни; первичные изображения из сферы бессознательного отразились в мифологии. Творческий процесс управляет художником, чтобы извлечь эти изображения из коллективного бессознательного и представить нам в виде архетипических символов. Для Юнга это был мощный психологический феномен: «Тот, кто говорит исконными изображениями, говорит тысячью голосами» .

      В конечном счете, Юнг придал этому процессу одно из важнейших социальных значений, где сотворенные первичные образы «служили для постоянного воспитания духа эпохи». Дальновидные произведения художественно выражали нечто запредельное, связывая бессознательное и сознательное, прошлое и настоящее. Это сила, которая действует вне рационального и приближается к возвышенному и бесконечному. Искусство, предлагающее нам «открыть высоту и глубину за пределами нашего понимания или видения красоты, которую мы никогда не сможем выразить словами».

      Искусство — также мощный инструмент для понимания индивидуальной природы подсознания. Юнг часто интегрировал его в процессе аналитической психологии. Он предлагал пациентам рисовать и описывать свои сны, использовать активное воображение, в котором объединялись образы и смысл, чтобы разгадать символику и достичь согласованности с травмами и эмоциональными расстройствами. Карл Юнг и сам рисовал, он провел большую часть жизни, пытаясь объединить свое понимание духовных и эзотерических традиций, особенно христианство, гностицизм и алхимию, а также его собственное бессознательное в картинах и иллюстрациях. Искусство и творчество как метод терапии использовались ещё до Юнга (метод зародился в далеком прошлом и имеет шаманское происхождение), но вклад швейцарского психиатра в значение арт-терапии бесспорен.

      Искусствовед Джон Э. Пфиффер высказался о пещерном искусстве охотников-собирателей в своей книге « Творческий взрыв »:

      «Ничто в двадцатом веке не может сравниться с верхним палеолитом с его сочетанием искусства и постановки, содержания и контекста. Нигде в нашей жизни нет сопоставимой концентрации современного творчества, искусства в действии, в отличие от пассивного искусства, висящего в массовых местах и предназначенного исключительно для выставки. Работы в пещерах выполнены в индивидуальных стилях, но они имеют единую основу, поют в унисон, словно хор из отдельных голосов, выражающих коллективные чувства, коллективные цели. Это их особая сила».

      В этом смысле современное искусство нельзя сравнить с искусством из прошлого — оно принадлежит другой эпохе, вдохновлено иными идеями и отражает дух нынешнего времени. Если в шаманской наскальной живописи можно разглядеть и представить зарождение нового типа сознания в человечестве, тесно связанного с появлением духовности, то современное искусство можно рассмотреть как слияния всего, что пришло и грядёт в будущем. Или, как выразился Юнг: «Всякое искусство интуитивно постигает предстоящие изменения в состоянии коллективного бессознательного».

      cameralabs.org

      К.Г.Юнг и юнгианцы — Цитаты

      Вы не можете себе представить как много сын пастора должен грешить, чтобы стать нормальным человеком.

      Бессознательное, как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых тёмных начал. Но не мёртвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным образом, определяет индивидуальную жизнь.

      Важность приобретения индивидуального смысла жизни будет, возможно, отрицать тот, кто как социальное существо находится ниже общего уровня приспособленности, а уж тот, чье честолюбие не поднимается выше разведения скота, будет это делать наверняка. Тот же, кто не принадлежит ни к одной из данных категорий, рано или поздно столкнется с этим неприятным вопросом.

      Все, что раздражает в других, может вести к пониманию себя.

      Встреча двух личностей подобна контакту двух химических веществ: если есть хоть малейшая реакция, изменяются оба элемента.

      Встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным.


      Жизнь ничего не означает, пока нет мыслящего человека, который мог бы истолковать её явления.


      Жизнь суетна лишь для гоняющихся за суетой.

      Огромным достижением личности. является акт высочайшего мужества — обращение лицом к жизни; так происходит полное утверждение всего, что составляет суть личности, так осуществляется успешная адаптация к универсальным основам бытия при максимально возможной свободе самоопределения.

      Отсутствие смысла в жизни играет критическую роль в этиологии невроза. В конечном счете невроз следует понимать как страдание души, не находящей своего смысла. Около трети моих случаев – это страдание не от какого-то клинически определимого невроза, а от бессмысленности и бесцельности собственной жизни.

      Ваш взор станет ясным лишь тогда, когда вы сможете заглянуть в свою собственную душу.

      Мы тянемся в прошлое, к своим родителям, и вперед, к нашим детям, в будущее, которого мы никогда не увидим, но о котором нам хочется позаботиться.

      Там, где правит любовь, не остается места для власти силы; а где возобладала сила, там недостает любви.

      Верите ли вы в Бога? Я не верю, я знаю.

      Человек имеет душу и …здесь зарыто сокровище.


      Наши невзгоды свидетельствуют о существовании живой тайны.

      «Слава Богу, он стал невротиком!»

      Это факт, который нельзя отрицать: злая выходка других по отношению к нам становится нашим собственны злодеянием, потому что воспламеняет зло в наших сердцах.

      Карл Густав Юнг

      Кто смотрит наружу, спит; кто смотрит вовнутрь, пробуждается.

      Если есть нечто, что мы хотели бы изменить в жизни, мы прежде должны задуматься, не является ли это тем, что нам нужно изменить в себе.


      Познание темной стороны является лучшим методом обращения с темной стороной других людей.

      Человек нуждается в трудностях; они необходимы для здоровья.

      Самые большие и важные проблемы жизни неразрешимы. Их можно только перерасти.


      Невроз – это всегда замещение закономерного страдания.

      Даже счастливая жизнь невозможна без доли мрака, и слово «счастливый» потеряло бы свой смысл, если бы оно не уравновешивалось печалью. Происходящие события следует принимать с терпением и самообладанием.


      Бегство от смерти – это нечто нездоровое и ненормальное, так как лишает вторую половину жизни ее цели.

      В любом хаосе существует вселенная, в любом расстройстве – тайный порядок.

      Знание полагается не только на истину, но и на ошибку.

      Все наивысшие достижения добродетели, как и величайшие злодеяния, индивидуальны.

      Если бы люди больше осознавали, каким строгим универсальным законам подчиняются даже самые дикие и произвольные фантазии.

      Карл Густав Юнг

      Если мы не осознаем, что происходит у нас внутри, то извне нам кажется, что это судьба.

      Есть истины, которые истинны лишь послезавтра, и такие, что были истинны еще вчера, – а некоторые не истинные ни в какое время.

      «Магический» — просто другое слово для обозначения психического.


      Психотерапии уже 100 лет, а мир становится все хуже.

      maap.ru