Неврозы и гештальт терапия

Неврозы и гештальт терапия

П Психология и Психотерапия

Невроз и здоровье

Перлсы, как психологи и практикующие психотерапевты , полагали, что сужение эмоций является коренной причиной любого невроза , всех невротических состояний. Если выражение эмоций подавлено, тревога усиливает тревогу. Охваченные тревогой люди пытаются десенсибилизировать свою сенсорную систему, с тем чтобы снять возникшее напряжение, стресс . В этот момент и развиваются такие симптомы, как фригидность или фобия — то, что Фриц Перлс назвал «дырами в нашей личности». Эта эмоциональная десенсибилизация ведет к уходу от осознания, что, в свою очередь, создает слои невроза ( layers of neurosis ), которые сохраняются с помощью нескольких типов невротических механизмов.

« Эмоции — это сама наша жизнь. Эмоции — это язык организма; они модифицируют базовое возбуждение в соответствии с ситуацией, которая должна быть разрешена» ( F . Perls , 1973, р. 23).

Изучая многочисленные материалы практики психотерапии и обширного психологического консультирования , Фриц Перлс предположил, что невроз можно в целом рассматривать в виде пятислойной структуры и что рост личности и конечное освобождение от невроза происходят посредством прохождения через эти пять слоев. Первый из слоев невроза — слой клише, или слой символьного существования ( token existence ). Он включает в себя такие символы контакта, как довольно бессодержательные выражения «доброе утро», «привет» и «хорошая погода, не правда ли?» Второй слой — ролевой ( role ), или игровой ( game — playing ). Это слой «как бы», где мы делаем вид, что являемся человеком, которым нам более всего хотелось бы быть, например неизменно компетентным руководящим работником, вечно милой молоденькой девушкой или очень важной особой.

Перлс, как психолог , полагал, что после того, как мы реорганизовали эти два слоя, мы достигаем тупикового ( impasse ) слоя, также называемого слоем антисуществования ( antiexistence ) или слоем фобического ухода ( phobic avoidance ). Здесь мы ощущаем пустоту, небытие и, соответственно, страх . Избегая небытия, мы, как правило, прекращаем свое осознание и возвращаемся к игровому слою. Если, однако, мы способны сохранить самосознание в этой пустоте, то достигаем слоя смерти ( death ) или имплозии ( implosion ) (смычки). Этот слой напоминает смерть или страх смерти, потому что в нем происходит «паралич» противоположных сил. Но если мы сможем сохранить контакт с этой смертью, то достигаем последнего слоя — слоя эксплозии ( explosion ) (взрыва). Перлс считал, что осознание этого слоя являет собой развитие подлинного человека, истинного «я», человека, способного ощущать и выражать эмоции.

Существует четыре основных вида эксплозии, которые индивид может испытать после того, как он прошел слой смерти. Есть эксплозия печали, которая подразумевает проживание какой-то потери или чьей-то смерти ( и, возможно, связанной с этим депрессии ), которые прежде не были ассимилированы. Есть эксплозия перехода в оргазм у людей сексуально заторможенных. Может иметь место эксплозия перехода в гнев, когда выражение этого чувства было подавлено. И наконец, есть эксплозия перехода в то, что Перлс назвал joie de vivre , — в веселье и смех, радость жизни.

« Имеются два пункта, являющихся для гештальта исключительно важными. Один из них состоит в том, что вы уже знаете все, что нужно для того, чтобы вести удовлетворяющую вас, счастливую, деятельную жизнь» ( Enright , 1980).

Основное заблуждение, сводящееся к тому, что эту энергию необходимо контролировать, проистекает из нашего страха пустоты и небытия (третий слой). Перлсы поняли, что восточные философские системы, в частности дзэн, могут рассказать нам многое о жизнеутверждающем, позитивном аспекте небытия и о важности непрерывного переживания небытия, существенно дополняя практику консультаций психолога . Они придерживались мнения, что изменения нельзя вызвать насильно и что психологический рост — это естественный, спонтанный процесс.

Для размышления. Непрерывное осознание

Это упражнение по осознанию требует большой самодисциплины, однако, как это ни парадоксально, оно служит развитию нашей спонтанности (хотя и не отменяет ценности профессиональной психологической помощи там, где она необходима).

Часть 1. Начните с наблюдения за своим дыханием. Ровное оно или нет? Глубокое или поверхностное? Обратите внимание на помещение, в котором вы находитесь, на температуру, освещение, обстановку и других людей. Просто осознавайте, секунда за секундой, что вы ощущаете, как вы ощущаете себя. В это мгновение. И в следующее. И в следующее.

Обратите внимание на то, как протекает ваше осознание. Не отвлекаетесь ли вы на построение планов, повторение в уме чего-то, фантазирование, воспоминания? Не оцениваете ли вы себя, вместо того чтобы предаться чистому осознанию? Что вам напоминает осознание?

Обратите особое внимание на то, как вы срываете собственные попытки непрерывного осознания. Не таким ли образом вы часто препятствуете полноценному контакту со своим собственным опытом?

Часть 2. Она более трудна. Попытайтесь не терять связь с тем моментом, в который вам захотелось уйти от непрерывного осознания. Можете ли вы почувствовать, от чего вы уходите? Не появляется ли ситуация, которая кажется вам незаконченной?

Анализируя свою практику психологических консультаций и психотерапии, Фриц Перлс, как психотерапевт , описал четыре невротических механизма, препятствующих росту. Вот они: интроекция ( introjection ), конфлуэнция ( confluence ), ретрофлексия ( retroflexion ) и проекция ( projection ).

Интроекция (включение). Интроекция, или «проглатывание целиком», — это механизм, посредством которого люди усваивают нормы, установки и способы действия и мышления, которые не являются их собственными и которые они ассимилируют или усваивают недостаточно полно для того, чтобы сделать их своими собственными, что приводит к стрессу и депрессии . Интроецирующим людям трудно провести грань между тем, что они в действительности чувствуют, и тем, что другие хотят заставить их почувствовать, — или, говоря попросту, тем, что чувствуют другие. Поскольку концепции или установки, которые они «заглатывают», несовместимы друг с другом, интроецирующие люди испытывают внутренние конфликты и нуждаются в консультации и помощи психолога .

Конфлуэнция (слияние). При этом механизме люди не ощущают границ между собой и своим окружением. Конфлуэнция делает невозможным здоровый ритм контакта и его прерывания, потому что и контакт, и прерывание предполагают способность адекватного восприятия другого человека как другого.

Ретрофлексия. Этот термин означает буквально «поворачиваться резко назад навстречу чему-то». Ретрофлексирующие люди поворачиваются лицом к себе и, вместо того чтобы направить свою энергию на изменение своего окружения и манипулирование им, направляют эту энергию на себя. Они расщепляют себя и становятся одновременно и субъектом, и объектом своих поступков; они являются «мишенью» всех своих действий, что делает их психологически уязвимыми и приводит за консультацией психотерапевта .

Проекция. Это стремление сделать других ответственными за то, что исходит из «я». Проекция подразумевает отказ от собственных импульсов, желаний и поступков, так как человек помещает то, что принадлежит «я», за пределы последнего.

Фриц Перлс так описывает психологию взаимодействия между этими четырьмя механизмами:

« Интроецирующий делает то, что другие хотели бы заставить сделать его; проецирующий совершает по отношению к другим то, что, как ему кажется, они делают с ним; человек с патологической конфлуэнцией не знает, кто совершает какие действия и по отношению к кому; а ретрофлексирующий делает с собой то, что он хотел бы делать с другими. Как интроекция проявляет себя в использовании местоимения «я», когда реально подразумевается «они»; как проекция проявляет себя в использовании местоимений «оно» и «они», хотя реально подразумевается «я»; как конфлуэнция проявляет себя в использовании местоимения «мы», хотя реальный смысл остается под вопросом; так ретрофлексия проявляет себя в использовании рефлексирующего «меня»».

Проекция имеет решающее значение при формировании и понимании снов . На взгляд Фрица Перлса, сон , все его составляющие — это спроецированные, отброшенные фрагменты нас самих. Каждый сон содержит, по крайней мере, одну незавершенную ситуацию, которая включает в себя эти спроецированные фрагменты. Работать над сном — значит снова овладеть этими спроецированными элементами, тем самым придав законченность незавершенному гештальту.

Любое нарушение баланса организма представляет собой какой-то неполный гештальт, какую-то незавершенную ситуацию, вынуждающую организм заняться созиданием, изыскать средства и способы восстановления этого баланса в том числе прибегая к профессиональной психологической помощи .

Попытайтесь выполнить это упражнение по проекции в небольшой группе, чтобы послушать, как ее члены описывают друг друга, и поразмышлять над этими описаниями. Осмотрите взглядом помещение; выберите какой-нибудь объект, который привлекает ваше внимание. Попытайтесь идентифицировать себя с этим объектом; опишите себя в характеристиках объекта. Описывая объект, вместо «он» говорите «я». Спустя несколько минут обсудите с группой, что ваши описания могут сказать о вас самих.

Например, женщина, которая, будучи в кабинете психолога , идентифицировала себя с потолочной балкой, описала ее следующим образом: «Я очень старомодная и бессмысленно украшенная. Я несу на себе огромную нагрузку» ( Enright , 1977).

Перлсы определяют психологическое здоровье и зрелость как способность заменить внешнюю поддержку и регуляцию самоподдержкой и саморегуляцией. Основная идея гештальт- психологии и психотерапии состоит в том, что каждый организм обладает способностью достигать оптимального баланса внутри себя и по отношению к своему окружению. Регулирующие и поддерживающие себя индивиды осознают собственную способность выбирать средства удовлетворения потребностей, когда эти потребности дают о себе знать.

« Нет никакой необходимости сознательно планировать, вызывать или сдерживать позывы аппетита, сексуальности, любви и так далее. Если оставить их в покое, они спонтанно себя отрегулируют» ( F . Perls , 1994).

Акцентируя внимание на самоподдерживаемой и саморегулируемой природе психологического благополучия, Перлсы вместе с тем не считали, что человек может существовать в каком бы то ни было отрыве от своего окружения. В действительности баланс организма предполагает постоянное взаимодействие со средой. Крайне важно то, чтобы мы могли выбирать, как нам относиться к среде; мы поддерживаем и регулируем себя потому, что осознаем свою способность определять, как мы осуществляем самоподдержку и саморегуляцию в мире, который включает в себя, помимо нас, многое другое.

другие статьи о психотерапии 1 2 3

www.psy4therapy.ru

Что такое невроз (в гештальт-терапии)

У человека есть личные, индивидуальные потребности. И есть потребности группы, членом которой ему важно быть — если он эти групповые потребности игнорирует, то его участие в группе оказывается под вопросом. Такой группой может быть семья, коллектив, государство и т. д.

Иногда личные и групповые потребности оказываются в конфликте. В зависимости от ситуации человек может решить, как для него сейчас лучше — задвинуть на время свои личные потребности или потребности группы.

Например, когда человек приболел, он может не выйти на работу и таким образом, задвинуть на время интересы рабочего коллектива, позаботиться о своем личном интересе — о своем здоровье.

Или другой пример — человек соглашается поработать несколько месяцев за урезанную зарплату, чтобы его организация смогла пережить тяжелый финансовый период. Человек решает, что ему важнее остаться членом этой команды и действовать сейчас в ее интересах, ради этого он отказывается на время от каких-то радостей, которые он обычно покупал за деньги, которых сейчас недополучит.

В описанных выше примерах человек смог почувствовать и выбрать, какая потребность для него сейчас важнее — личная или «групповая».

Но в данном случае конфликт временный и не очень острый.

А если человек оказывается в ситуации хронического или кратковременного, но очень острого конфликта — он может потерять способность чувствовать и выбирать между «личным» и «групповым».

Пример хронического конфликта: ребенку в семье запрещают ругаться, проявлять агрессию. И ребенок не может временно сдерживать себя в общении с этими людьми (родителями), как мог бы сделать взрослый, если, бы его начальник, например, запрещал своим подчиненным ругаться. Ребенок, пока он маленький, целиком зависит от родителей, постоянно находится в поле их внимания и вынужден подстраиваться глобально. В данном случае — хронически задвигать свое желание проявить агрессию. Это становится навыком и со временем перестает осознаваться и контролироваться им. Поэтому уже в других ситуациях, вне общения с родителями он все равно продолжает сдерживать свою агрессию. Он уже не может почувствовать и выбрать — лучше ему выразить агрессию или сдержать ее.

Пример кратковременного острого конфликта: начинающий поэт первый раз прочитал свои стихи какой-то аудитории и его грубо раскритиковали, высмеяли, он почувствовал сильный стыд. В дальнейшем, возможно, он будет постоянно задвигать свое желание продемонстрировать свои творения, даже когда его будут упрашивать и убеждать, что не станут критиковать. Он не чувствует и не может выбрать, как для него сейчас лучше — прочесть стихи или не читать, он уже не может заставить себя прочесть кому-то стихи.

Вот именно эту неспособность чувствовать и выбирать в ситуации конфликта личного и группового, неспособность, возникшую в результате хронического или острого конфликта, Ф.Перлз называет неврозом.

Мне кажется, в конфликте личных потребностей и групповых, про который говорит Перлз, групповые потребности можно трактовать шире. Это не только потребности группы, частью которой важно быть человеку. Это еще и любые другие сложные, культурноопосредованные потребности человека, в противоположность потребностям простым, непосредственным.

Например, долгосрочная цель, которую человек хочет достичь, может в какие-то моменты приходить в конфликт с его же непосредственной, сиюминутной потребностью. И это может стать такой же невротической ситуацией, как и конфликт личного и группового.

www.b17.ru

Сущность невроза в рамках гештальт-теории

Чтобы разобраться в такой большой и серьёзной теме, как невротические расстройства, я решил начать с официальной части. Итак. Что же это такое НЕВРОЗ?

Поиски ответа на этот вопрос я начал со «школьного» источника, а именно – «книжного», кабинетного, о чём принято говорить в официальных документах.

Руководство по психиатрии под редакцией А.С.Тиганова в 2-х томах (том 2, стр.527-558). «Невроз – группа психогенно обусловленных болезненных состояний, характеризующееся парциальностью и эгодистонностью многообразных клинических проявлений, не изменяющих самосознания личности и осознания болезни». Судя по этому определению, невроз – это некое индивидуально тяжело переносимое состояние, причиной которого стали «душевные терзания», которые проявляются симптомами любых болезней, но, как-то, не полностью выраженные, частично что ли. То есть симптомы, внешне похожие на какое – то соматическое (телесное) заболевание, но представленные не в совокупности с необходимыми другими для постановки диагноза, либо недостаточно выраженные по интенсивности. Данные состояния были классифицированы.

Итак. По мнению А.С.Тиганова и соавторов, неврозы делятся на: тревожно-фобические (включая обсессивно-компульсивные) расстройства, истерические (приимущественно конверсионные) расстройства и неврастению. Далее в учебнике – подробнейшее описание клиники данных состояний с примерами. Этиологией (причиной возникновения) считается относительно слабые, но длительно (или многократно) действующие раздражители, приводящие к постоянному эмоциональному напряжению, внутренним конфликтам, к разладу с самим собой. Особое значение придаётся ситуациям, в которых нужно принять очень сложное решение или если они (ситуации) вообще неразрешимы (состояния амбивалентности). При этом исключается реализация мотивирующего поведения (движение рождено, но не реализовано).

В нескольких других учебниках по психиатрии (Жариков, Снежневский, …) терминология и понятия практически не отличаются. Практически все они были изданы в «советские времена» и основной психологической моделью, заложенной в концепции, был психоанализ с его «борьбой эго и супер-эго».

Но это не всё. По тем или иным критериям различные авторы и источники выделяют так же: Невроз анагапический; Невроз актуальный; Невроз астенический; Невроз аффективно-шоковый; Невроз военного времени; Невроз декомпенсации; Невроз депрессивный; Неврозы детские; Невроз двигательный; Неврозы желания и опасения; Невроз информационный; Невроз ипохондрический; Невроз испуга; Невроз истерический; Невроз кардиофобический; Невроз компульсивный; Неврозы моносимптоматические; Неврозы навязчивых состояний; Невроз обсессивный; Неврозы ожидания; Невроз пенсионный; Неврозы послеродовые; Невроз рентный; Невроз речи; Неврозы системные; Неврозы социальные; Неврозы страха; Невроз травматический; Невроз фобический; Невроз характера; Невроз школьный; Невроз шоковый; Невроз экспериментальный; Невроз ятрогенный. Так и хочется добавить: «У нас их много. Найди среди них свой».

Очень интересно. Но не буду останавливаться на достигнутом. «Посмотрим, как глубока кроличья нора» (Алиса в стране чудес, Л.Кэррол, 1865г.).

Перехожу к учебникам по психотерапии.

Учебник для ВУЗов по психотерапии Корвасарского Б.Д. 2012г. 4-ое издание. «Неврозы – психогенные расстройства, основной причиной возникновения и развития которых является психогенный фактор». Несколько расплывчато. Далее приводятся примеры из различных направлений психотерапии. Даже сделана попытка определённым состояниям (обсессии, аффективные нарушения и т.д.) «назначить» определённый вид психотерапии (истерии нужна суггестия, фобиям – личностно-ориентированная терапия, неврастении – аутогенная тренировка и т.д.). Хотя Б.Д.Корвасарский ограничивается очень поверхностным их описанием. Ясности не внёс. Признаться – удивлён.

Руководство по гештальт-терапии И.Д.Булюбаш, 2011г. (с.491-511). Почему-то, свое описание она начинает с противопоставления врачей и психологов в пользу вторых (по моим ощущениям). Итак. «Невроз – обходной путь удовлетворения своей потребности и поддержания равновесия индивидуума и среды, причиной возникновения которого являются хронические вмешательства в саморегуляцию индивидуума (механизма прерывания контакта)». Кроме этого, И.Д.Балюбаш делает акцент на то, что человек является социальным существом, в результате чего испытывает на себе некую борьбу своих потребностей и потребностей общества. В результате этой борьбы невротик проигрывает, уступая место своих потребностей – общественным. На мой взгляд, основным отличием данного определения от предыдущих, условно «официальных», является отсутствие указания на телесность переживаний. Всё внимание сконцентрировано на чувствах.

По Ф.Перлзу, невроз – это жёсткое проявление одной из полярностей человеческой личности, результатом чего является блокирование обеих полярностей и «не-выбор», или – не принятие решения.

Завершу теоретические изыскания прекрасными статьями О.В.Немиринского.

Олег Владимирович определения невроза как такового не даёт. Но размышления его весьма понятны и «конгруэнтны». Он опирается на тот факт, что, по мнению Ф.Перлза, причиной невроза является не внутриличностный конфликт, о котором так много говорилось в аналитической теории и, как следствие, в официальной литературе советских и ранних постсоветских времён. В рамках гешталь – теории причиной невроза считается преждевременно примирённый внутренний конфликт. Для удовлетворения какой либо потребности, которая в данный момент актуальна, производится определённое действие, или «поступок». Вслед за этим происходит оценка действия и оно либо повторяется, либо прекращается. Но это в норме. В случае же формирования невроза, поступок останавливается на уровне внутренней борьбы, на уровне решения – начинать или нет, хорошо или плохо, опасно/безопасно. Если человеком в данном случает руководят «не свои» мотивы, то производимое действие так же остаётся чужеродным. И каким бы оно не было, оно (и его последствия) продолжит подвергаться критики и «пере – переоцениванию». Не наступает удовлетворения и расслабления. Ведь это – победа над собой. И это только с одной стороны человек победил. Но ведь с другой – он проиграл. И это оставшаяся энергия остаётся и продолжает жить в нём, нанося вред. Согласно Немиринскому О.В., невроз – «это победа над собой, самозавоёвывание и выбор мнимой безопасности».

Официальности – достаточно. Даже более чем. Столько вариантов. И каждый, казалось бы, обоснован и доказан. Что есть истина – вот вопрос.

Продолжу попыткой понять деятельность «человеческого существа» в пространстве, а точнее в «поле», которое включает как физическую «среду обитания» из камней, воздуха, дождя и яблок, так и некую «духовную», из людей, которые вокруг, их нравов и обычаев, религий и устоев.

Итак. Человек рождается с заложенными способами и формами реагирования на изменяющиеся условия «поля». Делает это следующим образом: в теле и в сознании человека постепенно появляется некая потребность, осуществление которой необходимо для продолжения жизнедеятельности. В детстве это потребности «первого уровня треугольника Маслоу», а именно питание и безопасность. Постепенно взрослея, степень разнообразия и дифференцировки потребностей растёт. Появляется потребность в рекреации (в общении). Научаясь жить в своём «поле», человек приобретает навыки, которые позволяют удовлетворять потребности. Хотя может и не удовлетворять. И в этом случае включается механизм саморегуляции, сознательный или подсознательный.

Для того чтобы узнать, удовлетворены ли потребности, человек использует некую систему эмоций и ощущений, которая так же является врождённой, «встроенной в базовую модель». По сути, эмоция – это ответ человека на изменившуюся среду, который выражается не только в психологическом отклике, но и физически, а точнее – физиологически, в виде каких либо ощущений. Отсюда и происходят выражения: «в печёнках сидит», «смешно до коликов», «от страха тело онемело» или «захватывает дух от любви».

Каждое из чувств и ощущений в виде своего «продолжения» представлено физическим (телесным) движение. Например злящийся – кричит, влюблённый поёт, агрессия переходит в удары, страх в бег, горе в плач.

Складывается некая цепочка. Потребность → ощущение её наличия → эмоция от её наличия → поиск способа удовлетворении → попытка удовлетворения→эмоция от результата → ощущение от эмоции → оценка наличия потребности. Если потребность продолжает быть актуальной, то цикл возобновляется. Если нет – временная остановка. Это в идеале.

В реальности же не всегда всё так гладко, как хотелось бы. В какой-то момент происходит поломка системы. Происходит разлад в виде рассогласования работы ощущение → чувство → эмоция → действие. Либо специально, волевым усилием, либо, что чаще всего, подсознательно, человек перестаёт что то чувствовать или что то делать. В результате этого, энергия, которая была изначально создана «для дела», останавливается. Её логический ход прерывается. Но её наличие и бездействие в организме нежелательно и даже губительно. Поэтому приходится вырабатывать дополнительную энергию для её подавление, утилизации, остановки. В результате этого, тратится неимоверное количество сил.

На физическом уровне это ощущается в виде тревоги, а именно в виде особого вида страха, который может быть самой различной интенсивности, не зависящей от внешних условий, и не имеющей под собой основания (на уровне осознавания). Как говорят люди, это физическое ощущение того, что что-то не так, что-то случилось или вот-вот произойдёт, а что – не известно. И что бы ни делалось, как бы ни старался, человек эти ощущения уменьшить не может. Разве что применением транквилизаторов. Но это уже совсем другая история.

Двигаемся дальше. Вышеописанная ситуация, произошедшая единожды, к каким либо значимым последствиям привести не может. Это однократная буря. «Попереживал» и всё. Если данного вида «затора» больше не повторяется, то можно дальше жить спокойно. Если же данная ситуация со всей гаммой переживаний повторяется и повторяется, то напряжение становится хроническим. Оно проявляется как в душевной сфере, в виде постоянного дискомфорта, неопределённого страха низкой интенсивности, так и в физической, о которой много писал Лоуэн, называя «мышечным зажимом». Обе составляющие при длительном сохранении ведут к болезни – к неврозу.

Механизм формирования данного «болезненного состояния», или даже болезни (по МКБ 10), прекрасным образом (на мой взгляд) описывает Гештальт психология. Основным местом сосредоточения энергии является граница между «Я» и «не Я». Если ситуация условно здоровая, то происходит её обмен, в результате которого потенциалы уравновешиваются. Если же вступают некоторые регуляторы, то направление искривляется. Желания, потребности и т.д., что приводит к образованию энергии, называют «гештальтами». Ф.С.Перлз считал, что человек, находящийся в гормонии с собой и окружающей средой, как формирует, так и разрушает гештальты, а точнее завершает их. Энергия расходуется и вновь наступает спокойствие – фигура, выполнив предназначение, становится частью фона, просто историей. Если же потребность не удовлетворена (по тем или иным причинам), гештальт остаётся не завершённым. Энергия сохраняется в теле. Если же с каждым разом энергии выделяется всё больше, а фигура не разрушается, не переходя в фон, то наступает та самая поломка, ведущая в невроз.

«Невротические индивидуумы позволяют обществу посягать на себя слишком интенсивно. Они не могут ясно выделять свои собственные потребности и рассматривать общество как нечто большее, чем жизнь, а себя — как нечто меньшее. Общество может состоять из большого количества различных групп, таких как семьи, государства, социальные слои, коллективы сотрудников. Когда невротик и одна или большее количество таких групп одновременно испытывают различные потребности, невротик неспособен выделить доминирующую потребность и поэтому не может осуществлять ни хороший контакт, ни полноценное изъятие. В связи с этим, одно или несколько нарушений равновесия на границе контакта, обусловленные неврозом, кажутся невротику наиболее эффективным способом сохранения баланса и ощущения адекватной саморегуляции в крайне неблагоприятных ситуациях». Ф.Перлз.

Те способы остановки энергии, поломки в цепочке, о которых я говорил выше, в данном подходе называются способами прерывания контакта. Выделят 4 основных. Это Проекция, Интроекция, Дифлексия и Ретрофлексия. Каждый из них вносит свою лепту в формирования болезненного состояния.

Допусти «первая скрипка» у интроекции. В этом случае порыв останавливается способом «я не могу этого сделать, так делать нельзя, это плохо, такие, как я (хорошие, воспитанные, умные, вредные), так не делают» или чем-то похожим. Энергия, рождённая в душе, в человеке и остаётся, даже не начиная движения к объекту. Потому, что «выходить нельзя, даже пытаться не буду». Основными источниками их являются родительские семьи, ближайшее окружение, образование и т.д. Все те места, где нас учат «как надо». Данные формы убеждений «проглатываются», не проходя ни проверки ни обработки. И, будучи изначально чужеродными, причиняют вред. Но не сразу. Изначально они использовались для выживания. Были удобными и полезными. Но со временем став архаичными, начинают нарушать гармонию. Не оставив их в прошлом, человек рискует заболеть. В лучшем случае человек будет постоянно занят внутренней борьбой с некими комплексами или страхами. Но бывает и такое, что интроекты противоречат один другому. В таком случае глубина схизиса может быть опасно большой.

В случае проекций, энергия всё же выходит, но останавливается прямо возле объекта, для которого она создана. Причина в этом случает – «не буду этого делать, он ведь такой (плохой, злой, опасный, очень добрый, не тот и т.д.), которому этого делать нельзя». При этом, качества, приписываемые объекту, как правило, принадлежат самому человеку, их «рождающему». В данном случае причиной формирования такого способа поведения и отношения является нежелание, а порой и неспособность, присвоить себе некоторые качества. Они могут быть либо неприятными, либо просто непонятными или неприемлемыми. А те «дыра» в самоощущении как правило занимают интроекты. В этом случае ловушка получается двойной.

Дифлексия – это излюбленный большинством способ «сливать» энергию. Не переживать, обесценивать, откладывать, переключаться на что-нибудь другое и т.д. – это дифлексия. Позитивно ориентированное мышление – это дифлексия. «Давайте не замечать плохого в этом мире» — это дифлексия. При таком способе энергия не может накопиться в достаточном количестве для действия. Она постоянно есть, чувствуется в виде тревоги, но в потенциал действия не переходит.

Наиболее распространённым (в случае рассмотрения невроза) считается ретрофлексия. «делаю себе то, что хочу сделать другим, или делаю себе то, что хочу, чтобы другие мне сделали». В её описании основной мыслью является то, что возникший порыв, возбуждение, движение к объекту по тем или иным причинам останавливается и возвращается самому себе. Получается что-то вроде «двойного поражения». С одной стороны, возникшая энергия высвобождается только частично, не естественно, и на утилизацию оставшейся приходится тратить силы. С другой стороны, всё же возникшее движение к объекту совершается «над самим собой».

В лучшем случае, если это желание погладить по голове или пожалеть. Но не редко это энергия разрушительная. К примеру, гастрит (выделение излишнего количества кислоты в неурочный час) можно рассмотреть как желание кого-то растворить. Жуть! Головная боль при гипертоническом кризе – как желание раздавить. А бронхоспазм во время астматического приступа – как непозволенное желание наорать. И таких примеров можно приводить десятки.

Не могу обойти вниманием и два дополнительных способа прерывания контакта – конфлюэнцию и эготизм.

При конфлюэнции, или слиянии, энергия создаётся, возникает, но бродит внутри некоего МЫ, где нет разделения и не совсем понятно – для кого она и как подействует. Пожалуй сравню её с пулей со смещённым центром тяжести – летит, жужжит, а куда попадёт и откуда выйдет – непонятно. Ведь нет границ внутри, а значит «законы гравитации» не действуют.

При эготизме энергия всё же достигает объекта, процесс взаимодействия начинается. Но из-за постоянного контроля за собой или ситуацией вообще, постоянного наблюдения, а порой и любования, взаимодействие не достигает результата, удовлетворения не наступает и она остаётся неизрасходованной. «Достаточно ли хорошо мы взаимодействуем, правильно ли я стою, такое ли освещение». В этом случае не наступает насыщения от производимого действия. Можно сравнить с откусанным яблоком, которое человек жуёт и жуёт, наблюдая за процессом, но не глотает. В лучшем случае может просто выплюнуть. Более ярким примером может быть занятие сексом: процесс идёт, что-то постоянно меняется, а логического завершения не наступает.

Общей чертой для всех способов прерывания контакты является то, что кроме физических страданий, возникают «прорехи» и в психической сфере. Постоянное напряжение, тревожность, душевный дискомфорт в купе с большими энергозатратами на подавление эмоций постепенно снижают адаптационные способности организма. Человек становится ранимым. Снижается порог чувствительности. Данное состояние описывает теория «диатез-дистресс-синдрома», обозначая его, как повышение сенсибилизации к стрессу. А точнее – некая форма аллергии на стресс. И тогда практически любой раздражитель, который по силе хоть немного превосходит нейтральный, запускает механизм защиты, борьбы с опасностью. Человек и внешне реагирует «излишне», и переживает сильнее, и энергии тратит гораздо больше. А результат – болезненное состояние на долгое время и – невроз.

Отец – основатель гештальт-психологии и психотерапии Ф.С.Перлз выделял 5 уровней невроза, подчёркивая тем самым сложность его образования и структуры.

1 уровень. Уровень клише, «уровень фальшивых отношений, уровень игр и ролей». Это пожалуй самый глубокий и базовый уровень. Здесь всё подчинено законам, всё привычно и планомерно. Человек научается жить определённым образом, быть кем то в определённой ситуации. «Прилежный офисный служащий и тиран дома» — это как раз пример первого уровня. Роли, которые человек себе приписывает сам или с помощью других очень удобны и понятны. Человек – существо мало рациональное и порой непредсказуемое. А роль – фигура статичная. Роли друг с другом играют, разыгрывая целые постановочные спектакли, ими можно манипулировать. Что то изменяя, можно от одной роли перейти к другой, можно менять маски, оставаясь действующим лицом одного спектакля. Но ценой всего этого является свобода выбора. Человек свои цели и желания подменяет желаниями своего окружения. Данная форма поведения прекрасным образом описана Э.Берном в книгах «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры». Таких игр – не один десяток. И у каждой свои правила, устои, победители и призы. Играть в них можно долго. Пока не изменятся правила уж слишком сильно.

2 уровень. Фобический, связан с осознанием фальшивого поведения и манипуляций. Если что-то в жизни происходит, условия становятся невыносимыми или роль не вписывается в тот театр, в котором оказывается человек, а чаще всего – наступает декомпенсация физического состояния (наступает соматизация, болезнь), то человек начинает осматриваться и задумываться – а что же такое происходит? Снимает маску, «отключает свой сур» (фильм Д.Мостоу «Суррогаты» 2009г.) и понимает, что всё как то не так, много фальши. Масла в огонь подливает всё более возрастающий уровень тревоги (субъективно неприятно переживаемое чувство беспредметного страха). Наступает чувство бессмысленности существования, страх, апатия, разочарование. Все попытки вернуться к привычному укладу, использовать привычные способы поведения только подтверждают ранее сделанные выводы и тревога усиливается. Появляется более осознанный страх своего несовершенства. Приходят мысли о том, что общество его отвергнет. Но бывают и исключения (куда ж без них). Порой люди находят особые, совсем новые способы играть, переделывают маски, а чаще всего – просто перестают замечать несовпадения и отрицают тревогу. «Всё нормально, не сильно то и болит, просто щас такие времена». И тогда они возвращаются на первый уровнь. Это может продолжаться годами и десятилетиями. Ограничение только в физическом здоровье.

3 уровень. Тупик. Человек утрачивает какие либо опоры и поддержки со стороны общества, осознавая всю его фальшивость. На этом уровне внутренних опор не сформировано. Поэтому данный этап описывается, как ощущение опустошённости, растерянности, непонимания происходящего. Теряется понимание, что делать дальше, куда двигаться. При этом любые решения и идеи об изменения воспринимаются, как априори неправильные, страшные и отталкивающие. Находясь на этом уровне, человек как бы замораживает себя и всё вокруг, боясь сделать хоть один шаг в любую сторону. А когда всё же делает полшага, убеждается в правильности «не движения», доказывая себе это, не смотря на результат. Ощущение бессилия и опустошённости переживается очень тягостно. Поэтому соблазн вернуться на прежний уровень ещё более высок: вновь поиграть в игры, одеть хоть какую-нибудь маску. Часто так и получается. Психосоматическая симптоматика находится на пике обострения.

4 уровень. Имплозия (схлопывание вовнутрь). Начинается осознавание действительности. Отчаяние становится максимальным. Человек понимает свои рамки и границы, видит все результаты, к которым он пришёл или достиг в результате игр. Разочаровываясь в них, на высоком уровне тревоги человек пытается сделать хоть что-нибудь, найти любое решение. Появляется страх смерти. У глубоко травмированных личностей порой появляются мысли о суициде. Если поддержка психотерапевта остаётся достаточной и адекватной, то умирание проживается в «здесь и сейчас», не нанося ущерба. Продолжая пребывать в этом, человек замирает, ожидая неминуемых изменений. При этом внутренняя энергия поднимается до максимального уровня. Я бы это сравнил с бочкой пороха, в которой фитиль горит уже внутри, порох загорается, но стенки бочки всё ещё справляются с давлением. С этого уровня движения назад или невозможно или очень затруднено и приводит к тяжёлым последствиям.

5 уровень. Эксплозия (схлопывание наружу – взрыв). Энергия достигает апогея и переходит в непосредственное действие. Эмоции и переживания – подлинные. Действия приобретают спонтанность, чистоту, аутентичность и индивидуальность. Но это не хаотичные движения, неосознанные высказывания и хаос, а скорее наоборот – чёткие, строгие и личные. Человек решается, позволяет себе, отпускает себя. Энергия течёт ровно и гармонично. Наступает удовлетворение. Движения обратно по уровням невозможно.

Ф.С.Перлз выделил 4 формы эксплозии: горе (или печаль), оргазм, гнев (ярость, ненависть) и радость (ликование, смех). И та форма выражения себя, которая будет у конкретно го человека, напрямую зависит от прерываемых и останавливаемых эмоций. Я бы сравнил данный феномен с проклюнувшейся косточкой персика – внешняя грубая оболочка треснула и на свет появляется нежный, ранимый, но отважный росток.

Попробую резюмировать теоретическую часть. Невроз, на мой взгляд, это результат многократно остановленной энергии, рождённой для реализации какой либо потребности, проявляющийся как в виде эмоционального напряжения со снижением способности к адаптации и понижением порога чувствительности к стрессам, а так же телесно в соответствии с местом физической блокировки движения. В зависимости от способа и места остановки, тупика, как в душе, так и в теле начинают появляться «страдания», имеющие самую различную симптоматику: от зуда на коже, до тяжёлой бронхиальной астмы или кишечных кровотечений. А изменения, происходящие при длительно сохраняющихся конверсионных нарушениях, и вовсе ужасающи и требуют сложных многоступенчатых хирургических вмешательств.

Что же со всем этим делать? Поговорим о лечении.

Бесспорно, каждый невроз очень индивидуален и зависит от его формы и стадии. У него ведь много масок и обличий. Сложно представить некий уникальный способ лечения. Попробовать даже сравнить периодическое неприятное ощущение нехватки воздуха с тяжестью в животе на фоне тревожности, приступ бронхиальной астмы и деформацию позвоночника вследствие конверсионных расстройств. У всех трёх первопричина – невроз. Но отличается яркость проявлений и длительность существования, а именно – стадия.

В случаях, когда основным проявлением невроза является так называемое функциональное нарушение, не угрожающее жизни человека в данный момент (как, например, резкий подъём артериального давления до очень высоких цифр или приступ паники с помрачением сознания), а приносящие дискомфорт и отнимающие много сил и хорошее настроение, то основным и единственным методом лечения стоит считать психотерапию, в частности – гештальттерапию, являющуюся идеальной для лечения неврозов. В данном случае, работа над способами прерывания контакта, их устранение и формирование полноценной границы «Я» приносит значительное облегчение в достаточно короткие сроки. Постепенное снижение хронической тревоги пациентами ощущается как некое «избавление».

Второй вариант – когда случающиеся приступы (или обострения) протекающего заболевания могут быть опасны или вредны (при подъёме АД до 200 и более мм рт.ст. у лиц старше 45-ти лет в десятки раз увеличивает риск развития инфаркта миокарда или инсульта), то совместно с проходящей психотерапией появляется необходимость применения лекарственных препаратов. Для этого стоит проконсультироваться с терапевтом. Но, тем не менее, психотерапия остаётся основной составляющей лечения, медикаменты лишь способствуют стабилизации.

И третий вариант – когда длительно существующий невроз привёл к необратимым последствиям на телесном уровне. К примеру, фиброз лёгких, рубцы на сердце или истерическая кривошея. В таких тяжёлых случаях психотерапия становится помогающей. Основа – хирургическая помощь и медикаменты.

Исходя из того, что, по мнению гештальт-психологии, причиной невроза является остановленная энергия, основное направление работы гештальт-психотерапевтя является восстановление целостности процесса движения. Начинается всё с самого индивида: с его личностных особенностей, способов организации себя самого, своего внутреннего пространства и т.д. В последствии работа идёт с его границей контакта. И только после – с процессом контактирования с внешними объектами.

В работе таерапевты используют различные техники и методки. Они достаточно обширны и зависят от конкретной ситуации. Работа может вестись как в индивидуальной форме, так и в групповой.

Упор делается на те способы прерывания контакты, которые возникают «здесь и сейчас» во время взаимодействия с психотерапевтом или участниками группы. Заметить их можно, использую феноменологический подход. В эти периоды меняется положение тела, глубина и частота дыхания, проявления вегетативной активности (побледнение кожа, потливость, озноб). Не редко появляется боль, онемение, тяжесть, тошнота и т.д. Так же важным маркёром является уровень тревоги и общее напряжение. Об этом говорил О.Немиринский, как о «технике напряжёметра».

В моменты появления признаков прерывания контакта используются различные техники для его восстановления. Достаточно популярным и, пожалуй – фирменным (если возможно здесь использовать данный термин) упражнением, используемым гештальт-психотерапевтами, является техника «горячего стула», когда клиенту предлагается на пустой стул, стоящий напротив, посадить свой страх, свои мысли или ощущения, конкретных людей или своё представление о себе самом. В условиях безопасности и при всесторонней поддержке у человека появляется возможность «доделать» незаконченные дела, высказать умалчиваемое годами или попробовать начать говорить. Постепенно восстанавливаемый поток энергии проходит все этапы выхода из невроза, вплоть до эксплозии, в результате чего наступает облегчение. Но не всегда. Но тот уровень, на котором происходит остановка, самим человеком осознаётся и ответственность за это остаётся на нём самом.

Близким по технике работы является использование психотерапевтической группы. Заявленному клиенту предлагается посмотреть внимательно на всех участников, попробовать почувствовать, что с ним происходит при контакте с каждым из них. Упор делается на ощущения, возникающие в том или ином участке тела, либо на изменения ощущений от ранее имевшейся области дискомфорта. Таким образом, выбирается объект, наиболее подходящий для упражнения. Заняв удобное положение в пространстве, начинается взаимодействие. Этапы – те же самые.

Для иллюстрации работы с неврозом приведу пример работы с приступами удушья, как с одной из форм панических атак. По форме, это неприятные, тягостные ощущения в области средостения и горла, воспринимаемые человеком как нехватка воздуха и ощущение сдавливания. Учитывая теорию формирования этого состояния, приходим к выводу, что это результат остановленного движения. Какого? Глубокого вдоха, расправления лёгких (ощущение в области средостения) и после – синхронного напряжения мышц грудной клетки и диафрагмы с резким выдохом и произнесением чего – то громко или попросту – криком.

Причиной данной остановки может быть запрет кричать вообще (воспитанные не кричат) или на кого-то (нельзя кричать на мать) и тогда это – интроект; либо опасение высказывать свои претензии или жалобы в связи с тем, что объект может быть страшным и сильным, и тогда грядёт неминуемое жестокое наказание, и тогда это проекция. Результатом обоих вариантов является ретрофлексия злости. Происходит «крик в себя», а именно – сокращение диафрагмы и расслабление грудной клетки. Действие не совершено. Энергия осталась внутри. В связи с тем, что её уровень недостаточно большой, он со временем становится привычным, и тогда наступает хронизация процесса. Вслед за этим подключается гипертония с её кризовым течением и изменение анатомии дыхательной системы. В более тяжёлых стадиях возможно формирование бронхиальной астмы, эмфиземы и буллезной болезни с кальцинозом. А причина – НЕЛЬЗЯ!

Что же с этим делать? Используя технику горячего стула, можно воссоздать первичную ситуацию, в которой впервые был использован человеком данный способ подавления себя. Так же можно обратиться за помощью одного из участников группы – побыть «тем самым». При поддержке терапевта в появляющемся страхе, тревоге и волнении человек может оставаться то количество времени, которое необходимо для формирования достаточного потенциала действия. Это время – пребывание в тупике. Возрастает злость, всё тело напрягается, руки сжимаются в кулаки. Проходит этап имплозии и вслед за ним – разрядка, взрыв. Подавляемая агрессия выходит наружу в виде крика на запретный объект, не редко сопровождающегося ударами руками и ногами, киданием различных предметов и т.д. Завершается все слезами очищения. Но не всегда. Вслед за высвободившейся энергией злости постепенно начинают проступать расточки тёплых чувств. Поток восстановлен. Человек делает полный вдох грудью без тяжести и боли.

Но стоит упомянуть, что данная техника работает с функциональными расстройствами. Если уже произошли организмические изменения, то возможно наступление облегчения, но не выздоровления. Необходимо будет прибегнуть к помощи пульмонолога и препаратов.

Подводя итог всей статьи, хочется думать, что я не вышел за рамки её темы. Я не стал в подробностях описывать каждый из механизмов прерывания контакты, психотерапевтические методики работы с ними, техники и этапы. Не буду отбирать хлеб у своих коллег. Но всё же, описать механизм формирования тревоги, её развития и хронизацию, ведущую в болезнь, на мой взгляд, удалось. И уж коли во время работы с клиентом у него появляется некое волнение, которое изменяется и растёт, то можно смело заявлять – терапевт следует по нужному пути. И лишь поддержав клиента в данном состоянии, позволив ему «побыть в этом», обеспечив безопасность и сопереживание, появится надежда на успех.