Неврозы у малыша

Неврозы у детей – статистика, причины, симптомы, профилактика

Содержание статьи:

Невроз – собирательное название, объединяющее в себе целую группу нервно-психических расстройств обратимого характера. Все эти расстройства имеют тенденцию к длительному течению. Неврозы у детей в двадцать первом веке – явление довольно распространенное. К сожалению, с каждым годом неврозы «молодеют». Если раньше данная патология, как правило, встречалась у детей подросткового возраста, то сегодня картина существенно изменилась. По последним данным официальной статистики к пятому классу практически у половины детей отмечаются те или иные нервно-психические расстройства. И это обстоятельство не может не беспокоить родителей.

Что делать, если вашему ребенку поставили диагноз «невроз»? На этот и другие вопросы мы постараемся ответить в этой статье. Но изначально хотелось бы успокоить родителей и еще раз напомнить, что неврозы относятся к обратимым состояниям, то есть они успешно лечатся. Психика ребенка довольно пластична, а потому легко поддается коррекции. Главное – не упустить время и не списывать резкую смену настроения, частые истерики, агрессию, страхи ребенка на возрастные психологические особенности. При своевременном обращении за помощью к специалистам — любой невроз излечим.

Почему у детей дошкольного и школьного возраста возникает невроз — причины

  • В современном мире детям живется совсем непросто. Конечно, мамы стараются сделать все возможное, чтобы их ребенок развивался. Вокруг своего материнства они выстраивают амбициозный сценарий, включающий в себя определенный детский статус. Появившись на свет, ребенок сразу становится заложником этого сценария. Родители постоянно что-то требуют от него. Они хотят гордиться успехами своего чада в спорте, музыке, живописи, изучении иностранных языков, хореографии и т.п. Девизом многих семей становится фраза «Вперед к новым победам!» И родители впадают в крайности, они записывают малыша в развивающие группы, водят его в самые разные кружки и секции, нанимают ему учителя музыки, репетитора по иностранным языкам. Некоторые взрослые уверены, что ребенок должен быть постоянно занят. Только в этом случае ему не будет хватать времени на детские проказы и шалости, он не будет слоняться по дому без дела. А бедные дети вынуждены подчиняться.
  • Есть и другой тип родителей, которые наоборот относятся к своему чаду, как к тепличному экзотическому растению. Они запрещают малышу кататься на велосипеде, играть в мяч, гулять во дворе, общаться со сверстниками и т.д. Неправильное воспитание оказывает самое негативное воздействие на неокрепшую детскую психику. Что же в итоге? В первом случае – ребенок вынужден крутиться «как белка в колесе». Ведь он изо всех сил старается достичь той планки, которую обозначили для него родители. А что если она завышена? Стресс, депрессия, невроз? Во втором случае – дети постоянно испытывают чувство тревоги, страха, беспокойства, которые им внушают слишком заботливые родители. У таких детей снижен иммунитет, они очень ранимы, у них плохой аппетит, сон. Они слишком эмоциональны, капризны. В результате их неустойчивая психика дает «трещину».
  • В последние годы диагноз «невроз» можно встретить в анамнезе детей 5-6 лет. Что уж говорить о подростках! Чрезвычайная загруженность, обилие информации, психоэмоциональные нагрузки и, конечно же, гормональные подростковые изменения – вот основные причины возникновения неврозов у детей двенадцати-шестнадцати лет.

    К группе «общих» относятся:

    • Неврастения.
    • Невроз страха.
    • ОКР или навязчивые состояния.
    • Невротическая депрессия.
    • Истерия.
    • К системным неврозам относятся:

    • Невротическое заикание.
    • Невротические тики.
    • Ипохондрия (чрезмерная озабоченность состоянием своего здоровья).
    • Патологические привычки (сосание пальцев, скручивание волос, раскачивание на стуле и т.п.).
    • Бессонница и нарушение сна.

    Провоцирующие факторы развития неврозов у детей

  • Генетическая предрасположенность (эмоциональная неустойчивость, истеричность).
  • Мозговые нарушения, связанные с патологией беременности и неудачными родами.
  • Психосоциальная составляющая — ссоры родителей, напряженная атмосфера в доме, стрессы, алкоголизм в семье, неправильное воспитание, излишняя опека и т.д.
  • Непомерная информационная нагрузка. Родительские амбиции, завышенные требования и претензии к ребенку со стороны взрослых.
  • Постоянная необъективная критика, сравнивание ребенка с другими (с точки зрения взрослых) более успешными детьми.
  • Особенно подвержены неврозам:

    1. Соматически ослабленные дети.
    2. Дети, находящиеся длительное время в непростой жизненной ситуации.
    3. Подростки и дети от двух до пяти лет, а также первоклассники.
    4. baragozik.ru

      Невроз у детей

      Каким бы странным ни казалось родителям это утверждение, но причины возникновения невроза у ребенка кроются в семье, в неадекватном отношении взрослых к малышу, иначе говоря, в неправильном воспитании. Именно в этом вопросе необходимо найти золотую середину. Не сделать из ребенка идола, прихотям которого подчинена жизнь всех членов семьи; не задавить его собственным авторитетом, лишив всяческой возможности принимать какие бы то ни было самостоятельные решения; не заботиться о нем сверх всякой меры, или, наоборот, не предоставлять ему слишком большую свободу действий. Поверьте, на разумность в отношении к собственному ребенку способны далеко не все родители.

      Казалось бы, что плохого в том, если взрослые члены семьи заботятся о здоровье ребенка и при малейших признаках простуды укладывают его в постель, истерят возле малыша, всего лишь порезавшего палец? В общем-то, ничего плохого, кроме того, что такой ребенок, скорее всего, вырастет ипохондриком, человеком, имеющим весьма болезненный характер.

      Если же родители воспитывают в семье кумира, кладут на алтарь его значимости собственную судьбу. Не допускают в его жизни ни минуты на развлечения, готовя своему ребенку звездное будущее, везде и всюду пророчат ему грандиозный успех, культивируя его исключительность и противопоставляя ребенка другим детям. В этом случае не стоит удивляться развитию у ребенка истерического невроза, который может перерасти и в истерическую психопатию.

      Родительская гиперопека, при которой контролируется не только каждый шаг ребенка, но и каждая его мысль, порождает такие черты в характере ребенка, как абсолютная безвольность, замкнутость и нелюдимость, являющиеся симптомами детского невроза.

      Появление агрессивного поведения ребенка может быть связано, наоборот, с отсутствием к нему внимания со стороны родителей. Также детский невроз может возникнуть и в результате страха перед грозными родителями.

      Невротическое состояние ребенка может привести к появлению у него нервного кашля, рвоты, сердечных болей. Кроме того, признаками детского невроза являются недержание кала и мочи, судороги, тики лицевых мышц, а также цианоз губ.

      Если появился невроз у детей лечение его должно начаться с комплексного обследования у специалистов, поле которого только и можно назначить соответствующее именно данному конкретному случаю лечение. Может понадобиться и лекарственная терапия, и помощь квалифицированных психологов. Многое будет зависеть и от родителей, смогут ли они увидеть, понять и исправить ошибки своего воспитания. Кроме того, прекрасно помогает в исцелении ребенка от душевной болезни и здоровый образ жизни, предусматривающий полноценное и регулярное питание, легкие физические нагрузки, прогулки на свежем воздухе, и музыкальная терапия, и лечение при помощи животных (лошадей, дельфинов, рыбок, кошек и собак).

      www.smdoctor.ru

      Детские неврозы и навязчивости: лечить или перевоспитывать

      Если в медицинскую энциклопедию заглянет далекий от врачебного мира человек, статья с заголовком «Невроз» наверняка произведет на него впечатление. Прежде всего своим внушительным объемом и длинным списком явлений, которые (как выясняется) входят в это понятие. Сегодня к неврозам относят целый перечень самых разноплановых проблем: от истерик, страхов, агрессивности и навязчивых действий вроде сосания пальца до заикания, тиков, расстройств сна, аппетита и даже недержания мочи и кала. У таких несхожих на первый взгляд явлений есть общие черты. Все они, во-первых, связаны с нашей психикой и эмоциями, а во-вторых, – обратимы. Невроз, в отличие от более серьезных расстройств, не связан с нарушением восприятия мира или изменениями в сознании, а потому поддается корректировке. Это не столько диагноз, сколько пограничное состояние, сигнал того, что в нервной системе или в душевном состоянии человека появилась трещина. Насколько она глубока и какими методами ее лучше устранить, может решить только специалист. А перед ним сразу же встает главная проблема – отличить норму от патологии. Другими словами, понять, что именно нужно ребенку: лекарства, помощь психолога или просто любовь и внимание родителей.

      Разобраться с этим вопросом должен врач – педиатр, невролог или детский психотерапевт, но никак не сами родители, бабушки и друзья семьи. Если что-то в состоянии ребенка вас беспокоит, визит в поликлинику однозначно не будет лишним. Специалист оценит справедливость ваших опасений и разберется, не вызваны ли проблемы естественными процессами роста. Ведь в том и состоит главная особенность всех детских болезней, что малыши, в отличие от взрослых, растут. Их нервная система тоже постепенно совершенствуется, и, как только «фундамент» становится более устойчивым, «трещины на фасаде» тоже перестают углубляться, постепенно делаясь незаметными. Многие невротические расстройства также со временем проходят у малышей сами собой, а некоторые и вовсе возникают из-за слишком активного роста. Так, например, тики и навязчивые движения (сосание пальца, наматывание волос на палец, почесывания, покачивания туловищем, гримасничанье и т. п.), которые иногда встречаются у детей 4–7 лет, связаны с особенностями созревания нервной системы. Они, как правило, прекращаются, как только дисбаланс между потребностями и возможностями организма устраняется.

      В то же время есть ряд невротических расстройств, при которых ребенку обязательно требуется не только консультация врача, но и тщательное обследование . Сюда относится недержание мочи и кала (они могут быть связаны с патологией внутренних органов), нарушения сна (иногда вызываются мозговой дисфункцией) и аппетита (необходимо исключить проблемы пищеварительной или эндокринной систем), а также любые ситуации, сопровождающиеся болями.

      Тем не менее даже для врачей ответ на вопрос, все ли в порядке с ребенком, может быть далеко не простым. Где та грань, что отделяет естественный для любого малыша страх темноты от навязчивой фобии? А детские капризы с надрывным плачем и криками – от неврастении? Универсального для всех детей алгоритма диагностики просто не существует. Порой, чтобы разобраться в ситуации, врачу или психологу приходится проводить целое расследование с долгими беседами, тестами, анализами. Родителям же, не рискуя заниматься самодиагностикой, необходимо прежде всего знать, в каких случаях пора насторожиться и обратиться за квалифицированной помощью.

      Главные критерии психоэмоциональных проблем – стереотипность и непреодолимость. Это может быть один и тот же упорный страх (например, малыш боится только канализационных люков и ничего больше, но эта боязнь каждый день мешает ему выйти из подъезда) или одно и то же навязчивое движение (например, неодолимая тяга к сосанию со сменой «объекта» не исчезает, а только трансформируется: вместо соски ребенок начинает сосать палец, носовой платок, прядь волос и т. п.). При этом на малыша с неврологическим расстройством крайне трудно воздействовать словом: уговоры, убеждения, наказания не только не оказывают влияния, но усугубляют проблему еще больше. И наоборот: если карапуз в истерике бьется головой об пол перед мамой и бабушкой, но почему-то никогда не устраивает таких представлений в присутствии папы, значит, он вполне способен себя контролировать и перед нами явно поведенческая проблема.

      Патологические нарушения не просто «портят имидж» ребенка и раздражают родителей. Как любая болезнь, они тем и отличаются от нормального состояния, что мешают нормальной жизнедеятельности. Если боязнь темноты позволяет ребенку в конце концов уснуть (пусть и похныкав) и его можно успокоить, оставив зажженный ночник, – это естественная и знакомая большинству из нас ситуация. Когда же кроха каждый вечер с рыданиями отказывается ложиться в постель, потому что под кроватью живет кто-то страшный, а из темного окна вылезают чудища – ему нужна помощь. И следующий вопрос: какой она должна быть?

      Есть бородатая шутка: «В нашей больнице от чего лечим, от того и умирают». Практически любое состояние может быть расценено как симптом болезни и подведено под тот или иной медицинский термин. К сожалению, порой родители приходят к врачу именно с таким неосознанным желанием: услышать диагноз и получить рецепт, а не добившись ни того ни другого, испытывают разочарование. При неврозе рассчитывать на длинный список назначений не стоит, скорее наоборот: ведь его даже не лечат, а корректируют. В борьбе с большинством невротических расстройств главная роль отводится не таблеткам (хотя ребенку могут назначить и витамины, и аминокислоты, и успокоительные препараты), а другим средствам: воспитательным, педагогическим, психотерапевтическим.

      Причина большинства неврозов – травмирующий опыт, полученный ребенком . А потому главная задача лечения – найти и устранить его. Причем долговременный негативный эффект могут оказывать не только масштабные события, меняющие жизнь ребенка (вроде поступления в детский сад, переезда или развода родителей).

      Эмоциональное состояние малыша – отражение того, что происходит в семье. Тревоги, страхи, напряжение родителей гарантированно передаются ребенку. Травмирующим фактором для ребенка может быть и сама обстановка в семье, причем не обязательно с бурными скандалами – достаточно холодного и скрыто недоброжелательного отношения друг к другу.

      Травмирующим может оказаться совершеннейший пустяк (с позиции взрослых): облаяла собака, проехались в душном переполненном автобусе, мама отругала за испачканное платьице. Вот почему в поисках источника проблемы нельзя отмахиваться даже от детских выдумок и капризов. Родителям с высоты своих лет и разума очень сложно представить, как то или иное событие может повлиять на маленького ребенка. Где тонко, там и рвется: один и тот же факт на малыша с «устойчивой» нервной системой не произведет никакого впечатления, эмоционального и легковозбудимого кроху может надолго лишить сна и покоя, а у ребенка с уязвимой мочевыделительной системой приведет к энурезу.

      Помощь в коррекции неврозов оказывают детские психологи, психотерапевты и неврологи, но главная работа ложится на плечи родителей. Если травмирующее событие случилось в прошлом, нужно помочь ребенку справиться с его последствиями – например, поэтапно преодолеть страх с помощью бесед, игро- и сказкотерапии. Если же малыша «подтачивает» нездоровая жизненная ситуация, придется вносить коррективы в уклад всей семьи. Банальное изменение режима дня порой может оказать более заметный эффект, чем любые таблетки. Важно лишь разобраться, что нужно ребенку: кому-то требуется больше маминого внимания, кому-то – поменьше утомительных кружков и секций, кому-то – смена обстановки и переезд за город. Понять потребности маленького человечка лучше любящих родителей не сможет ни один доктор. Но только, чтобы увидеть мир глазами своего ребенка, им нужно для начала присесть на корточки.

      www.parents.ru

      Школьные неврозы. Чем можно помочь ребенку?

      Начало учебного года – непростое испытание. Особенно для первоклашек и учеников начальной школы, у которых в это время нередко возникают проблемы со здоровьем, в том числе различные нервные расстройства. Чем можно им помочь?

      На вопросы наших читателей, связанные с этой актуальной для многих темой, отвечает наш эксперт, врач-невролог, кандидат медицинских наук Игорь Воронов.

      Стресс или цистит?

      Как только мой ребёнок пошёл в первый класс, у него началось учащённое мочеиспускание. Сдали анализы мочи, провели ультразвуковое исследование почек и мочевого пузыря – нарушений нет. С чем может быть связана эта проблема?

      Галина, Ленинградская область

      Начало обучения в 1‑м классе – это в определённой степени стрессовая ситуация для ребёнка. У одних детей хорошие адаптивные возможности, стрессоустойчивость, а другие – более мягкие, у них слабая нервная система. На этом фоне у детей нередко возникают различные невротические реакции, в том числе и учащённое мочеиспускание (так называемый нейрогенный мочевой пузырь). При этом в течение дня ребёнок часто ходит в туалет, но в то же время может выдавить из себя лишь несколько капель.

      Что делать. Главное – не муссировать с ребёнком этот вопрос, не заострять на этом его внимание и в то же время не говорить ему: «Потерпи, ты только что ходил в туалет…» Это только усугубит проблему.

      В первую очередь в такой ситуации необходима спокойная атмо­сфера в семье, важно, чтобы ребёнок чувствовал поддержку со стороны родителей. При необходимости можно дать ему лёгкие гомеопатические успокоительные средства или средства на основе трав. Благотворно влияют и повышают стрессоустойчивость препараты, содержащие магний и витамин В6. Невролог может назначить и дополнительные медикаментозные средства, улучшающие кровообращение в мышечной оболочке мочевого пузыря, благодаря чему он сможет удерживать большее количество мочи. Не волнуйтесь, такие явления постепенно проходят в течение 3–4 недель.

      Обратитесь к логопеду!

      Мой сын ходит в третий класс. У него проблемы с письмом, чтением. Он делает ошибки в простых словах. На него жалуется учительница – у мальчика с ней сложились плохие отношения. Из-за этого у сына в последнее время начались истерики, появились головные боли, он отказывается выполнять домашние задания, не хочет идти в школу. Что посоветуете?

      Елена, Великий Новгород

      У вашего сына признаки дисграфии и дислексии (нарушение письма и чтения). При этом на него оказывают давление и учитель, и родители. На этом фоне у него возник невроз.

      Как исправить ситуацию. Как ни странно, надо в первую очередь начать занятия с логопедом. Ведь письмо – это одна из разновидностей речи: когда мы пишем, мы проговариваем текст про себя.

      И ещё вашему ребёнку необходимо больше читать. При этом пусть ваш сын читает то, что ему нравится. Главное, чтобы он читал ежедневно. Если ребёнок в момент чтения неусидчив, перескакивает с одной строки на другую, можно использовать прозрачную линейку или плоское увеличительное стекло, на котором будет оставлена узкая полоска (остальное заклеить изолентой или малярным скотчем). Читая с такими приспособлениями, ребёнок будет чётко видеть ту строку, которую читает, и будет лучше концентрировать внимание. Назначение конкретных успокоительных средств лучше обговорить с неврологом.

      Учебный год только начался, а мой ребёнок уже отказывается идти в школу, у него повышается температура тела, появились боли в животе, а иногда и рвота. Что делать?

      Ольга, Саранск

      Такие невротические проявления характерны для детей 7–8 лет. В стрессовой ситуации у них повышается температура тела – развивается термоневроз. Могут также отмечаться боли в животе и возникать рвота.

      Для начала нужно исключить у вашего ребёнка заболевания желудочно-кишечного тракта, вплоть до отравления. Дальнейшее – компетенция невролога. Важным отличием термоневроза от других заболеваний, характеризующихся повышением температуры тела, является то, что в ночное время у страдающего термоневрозом она не повышается во время сна. Проверьте несколько ночей температуру тела ребёнка во сне, если она не повышается, это похоже на термоневроз. Такие нарушения можно исправить приёмом успокоительных средств и устранением психотравмирующих ситуаций.

      Можно давать ребёнку отвар (или чай) из мяты, корня валерианы, пустырника, мелиссы. Однако если у ребёнка бывает ещё и невротическая рвота, нужно обратиться к неврологу, который выпишет дополнительные необходимые в этом случае лекарственные средства.

      Без назначения врача детям можно принимать:

    5. витамины группы В (особенно в сочетании с магнием);
    6. успокоительные гомеопатические средства;
    7. фитотерапию (мята, корень валерианы, пустырник, мелисса, пассифлора, ромашка). Использование зверобоя как успокоительного средства допустимо с 12-летнего возраста.
    8. При назначении успокоительных препаратов нужно помнить, что ребёнок учится, и важно сделать так, чтобы эти средства не снижали концентрации внимания.

      www.aif.ru

      Твой Малыш

      Варенье из черешни: секреты домашней консервации

      День летнего солнцестояния: приметы и обряды для женщин

      Раннее развитие ребенка: йога с рождения

      Приглашаем на праздник для будущих мам Pregnancy Day в Одессе!

      Синдром уставших надпочечников: миф или реальный диагноз?

      Календарь прививок

      Календарь беременности

      Таблица прикорма

      Неврозы у детей: как помочь ребенку выйти из кризиса

      В медицинских справочниках ты можешь найти много определений невроза, описание его форм. Но неспециалисту разбираться в научной терминологии сложно. Поэтому объясним просто: невроз – это состояние ребенка, когда его душе плохо.

      Неврозы у детей бывают, вопреки мнению взрослых. Эта проблема не является печальной привилегией зрелых людей. Детям тоже бывает тяжело на душе. Причем тяжело не на 5 минут и не на час (мало ли, какие бывают быстропроходящие обстоятельства), а постоянно. Долгое время кроха испытывает мучительные чувства: напряжение, страх, тревожность, одиночество, растерянность, отчаяние.

      Причины невроза у детей

      «Да с чего ему бояться или отчаиваться?» – возмутишься ты (а также папа, бабушка и любящая тетя). Все в доме из сил выбиваются, все для него делают, все у него есть. Однако он не хочет никого слушать!

      К сожалению, все не совсем так. И неврозом страдают детки как в семьях со скромным достатком, так и в самых обеспеченных. Потому что в любых условиях может сложиться так, что кроха не чувствует себя в безопасности. Не понимает, почему ссорятся, отчего сердиты, расстроены окружающие его взрослые и чем это ему грозит. Вот и живет в напряженном ожидании чего-то плохого и страшного. Не может выполнить предъявляемых ему требований и все время боится окрика или наказания. А если малыш слабенький, болезненный, у него повышенная утомляемость и он просто физически плохо себя чувствует, само это самочувствие его пугает и угнетает.

      Кроме того, невроз может быть вызван острой травмирующей ситуацией. Смерть или тяжелая болезнь кого-то из близких, развод родителей, подготовка к переезду на новое место жительства и даже рождение младшего брата или сестрички, на которых переключается все внимание взрослых.

      Важно учитывать и тот факт, что есть возрастные периоды, когда нервная система малыша особенно уязвима и нестабильна. Один из таких периодов – известный всем «кризис трех лет». Как ни трудно в период этого кризиса управлять карапузом, нужно помнить: ломать и жестко подавлять его – опасно. Ответом на давление со стороны неустойчивой психики может стать невроз.

      Неврозы родителей

      Главное, что нужно знать о неврозе молодым родителям – это то, что ребенок скорее всего не единственный и не первый в семье человек, болеющий этим недугом. Болезнь, как считает замечательный российский психолог А.И. Захаров, очень часто проявляется сразу в трех поколениях семьи. Невроз проявлен и у детей, и у родителей, и у прародителей (бабушки и дедушки). Потому что традиция воспитания в старшей семье передается младшим как эстафета. Перенимается семейная система жестких требований, неизменных страхов. Воспроизводятся способы проявления (или запрета на проявления) чувств.

      Часто в семье принято открыто высказывать недовольство, но скрывать любовь. А как же ее тогда почувствовать, быть в ней уверенным? Тот, кто сам вырос в состоянии напряжения и неуверенности, продолжает так жить и будучи взрослым. А это означает, что лечение невроза у маленького человечка необходимо сочетать с психотерапевтической работой и с остальными членами семьи. Чаще всего, как говорит практика, на это соглашаются мамы, реже – папы. Но, честно говоря, и бабушкам, и дедушкам было бы полезно хоть пару раз встретиться с детским психологом.

      Чем опасен невроз для ребенка?

      Хорошая новость заключается в том, что невроз излечим. Он является реакцией на напряженные, противоречивые или чрезмерно требовательные человеческие отношения. Сами такие отношения переживаются ребенком как стресс, то есть как потрясение. Но если взрослые захотят и будут учиться тому, как сделать отношения менее напряженными, доверительными и наполненными сочувствием, – невроз проходит.

      Конечно, без помощи специалистов родителям вряд ли удастся с ним справиться. Обращение к психотерапевту необходимо. Часто родители идут и к врачам-невропатологам. Это тоже бывает полезно. Но все-таки важно понимать: поскольку невроз представляет из себя «болезнь отношений», то одни лишь таблетки его не излечат. Медикаментозное лечение в случае невроза можно рассматривать как вспомогательное. Легкие успокоительные препараты помогут маленькому угомониться. Но без того, чтобы наладить с ним уравновешенные и доверительные отношения, вылечить невроз нельзя.

      Зачастую молодые родители понимают, что с крохой что-то не в порядке, когда проявления невроза уже очевидны: ребенок начинает заикаться, у него появляются тики, нарушается сон, наблюдаются истерики с паданием на пол и битьем головой об пол.

      Однако если знать, какие особенности поведения являются предвестниками невроза, малышу можно помочь на ранних стадиях его зарождения.

      Обрати внимание на частые проявления такого поведения:

    9. хныканье, нытье;
    10. упрямое стремление непременно добиваться своего;
    11. необходимость обязательно побеждать в играх;
    12. стремление раздавать сладости, игрушки;
    13. кривлянье, паясничанье;
    14. стеснительность;
    15. извинения перед всеми;
    16. оборонительное поведение;
    17. жадность;
    18. неспособность выбрать.
    19. Любой из таких способов поведения – основание обратиться к психологу. Он поможет крохе успокоиться, почувствовать доверие к окружающему миру и самому себе. При этом ты должна быть готова к тому, что и тебе тоже нужно будет изменить свой стиль поведения.

      Лиля Дубинская,
      детский, семейный
      психолог. Украинский союз психологов и психотерапевтов,
      Киев

      tvoymalysh.com.ua