О конфликтах в школе неврозы

Школьные проблемы: как не допустить детского невроза

Позиция невмешательства родителя в школьные конфликты может негативно сказаться на здоровье ребенка

Собрав и отправив детей в школу не стоит думать, что теперь ваша миссия выполнена и ребенком займутся профессионалы. По мнению специалистов, лишь 60% детей легко приспосабливаются к новым условиям. У остальных адаптация происходит гораздо медленнее и конфликтнее. И если вовремя не принять меры, затянувшиеся конфликты могут привести к серьезным проблемам, одна из которых — «школьный невроз».

«Не хочу в школу!»

Специалисты сетуют: нередко родители приводят детей на прием, когда те уже находятся в состоянии «школьного невроза». Во многих случаях требуется безотлагательная помощь врачей-психиатров и амбулаторное (а порой и стационарное) лечение. Но ведь невроз никогда не возникает на пустом месте! Перед этим острым состоянием наверняка был продолжительный период, когда та или иная конфликтная ситуация развивалась, но взрослые этого не замечали или не придавали значения. Что же должно насторожить родителей?

Родители должны вовремя заметить какие-то проблемы в процессе обучения и обратить на это внимание администрации. Высокие оценки в этом возрасте — далеко не главное! Гораздо важнее, чтобы ребенок шел на занятия с радостью. Тогда и успехи не заставят себя ждать.

Особенно трудно выявить невроз у младших школьников, которые порой не могут внятно объяснить, что же их беспокоит. Какие признаки дают основания заподозрить, что у детей не все благополучно? Школьный невроз чаще всего проявляется в нежелании ребенка идти в школу. «Не пойду на уроки, мне там не нравится!» — твердит он. Не торопитесь отругать свое чадо и силой привести на занятия. Сначала подробно расспросите, почему он не хочет туда идти, что именно вызывает негативную реакцию. Нередко появляются и различные соматические проблемы: отсутствие аппетита, рвота, болит живот и т.д. Ребенок становится плаксивым, неуравновешенным, испытывает чувство собственной неполноценности, ищет в себе недостатки. Порой у новоиспеченных школяров наблюдается не прогресс, а регресс — они начинают хуже писать, хуже считать, отказываются читать стихи, перестают по утрам самостоятельно одеваться, умываться, хотя раньше охотно делали это. Они как бы опускаются на более низкую стадию социального и интеллектуального развития, в то время как должно быть наоборот. Все это может быть признаком социальной дезадаптации.

«Семейные кумиры» рискуют стать изгоями

Практически у всех первоклашек есть проблемы вхождения в новый коллектив. Особенно уязвимы те, кто не посещал детский сад, не приобрел необходимых навыков общения со взрослыми и сверстниками. Такие дети обычно не уверены в себе, боятся не оправдать ожиданий взрослых.

Основные факторы риска закладываются еще задолго до поступления в школу. Их диктует семейное воспитание. По мнению специалистов, более всего рискуют:

Благополучные, но гиперопекаемые дети. Они нередко становятся эгоцентричными. «Кумир семьи» привык все получать по первому требованию, поэтому порой не считается с желаниями других. Но если дома родители, бабушки и дедушки ему подчинялись и уступали, то в коллективе он сталкивается с жестким отпором и не знает, как себя вести.

Дети из неполных либо неблагополучных семей. Здесь конфликты — норма жизни, и ребенок с детства ориентирован на них.

Дети, испытывающие на себе так называемое «родительское программирование». Взрослые постоянно диктуют им цели, которых они должны достичь: стать отличником, получить золотую медаль и т.д. Ребенок вынужден соответствовать этим требованиям, поэтому адаптирует собственное поведение к чужим ожиданиям. В результате отсутствуют творчество и инициатива.

В любом из этих случаев ребенок рискует быть не принятым в коллективе, не вписаться в общество сверстников. А в дальнейшем это может привести к дезадаптации.

Адвокат, а не прокурор

По мнению специалистов, любой школьный конфликт представляет собой многогранник, составными частями которого являются учителя, сверстники, родители, сам ребенок. И если хотя бы одно из этих звеньев хромает — неизбежно пострадает вся конфигурация. Какую же позицию должны избрать родители? Поддержать учителя, встать на сторону ребенка или вообще не вмешиваться, в надежде, что «сами разберутся»?

Позиция невмешательства вряд ли поможет делу. Ведь многие конфликты ребенок не в силах решить самостоятельно из-за отсутствия жизненного опыта. В результате ситуация может даже усугубиться. Некоторые считают, что они должны быть на стороне педагогов, поддерживать их авторитет. Но в таком случае ребенок неизбежно почувствует себя в одиночестве. «Взрослые объединились против меня!» — подумает он и озлобится. Если же в трудной ситуации почувствует поддержку и участие родителей, то будет больше доверять им. А это самое главное. Ребенок должен знать, что родители будут рядом с ним в любой ситуации, что они — его адвокаты, а отнюдь не прокуроры. Это не значит, что нужно оправдывать любой его поступок, неправильное поведение или просто переводить в другой класс, надеясь, что там будет лучше. Важно понять, каковы мотивы действий школьника. Иначе конфликтная ситуация может повторяться бесконечно. Необходимо разобраться, чем вызван конфликт с педагогом или с одноклассниками, и выработать новую тактику поведения.

www.aif.ua

Школьный невроз у родителей

Школу надо пережить (с)

Если у человека есть дети, а тем более, дети школьного возраста, то жизнь подчинена школьному распорядку. И для таких людей 1е сентября – не начало нового месяца, не начало осени, а начало нового учебного года.

И это значит, что родитель вместе с ребенком выполняют требования школы по режиму дня, выполнению домашних заданий и даже внешнему виду ученика. Не все родители и не все учащиеся легко встраиваются в эту систему. На проблемы с адаптацией ребенка к школе обратили внимание лет 20 назад и с этого же времени в школах появились психологи. Но глобально ситуация с обучением школьника остается сложной как для самого ребенка, так и для его родителей.

С 60-70ых годов ХХ века стали говорить о школьном неврозе как об устойчивой дизадаптации и стрессе, который ребенок испытывает в школе. Данный невроз проявляется в постоянной тревоге, страхах, сниженном настроении, плаксивости из-за необходимости посещать школу или из-за плохих отношений с конкретным педагогом. Часто такой невроз развивается из-за:

-конфликта с учителем;

-трудностях в общении и конфликтах с одноклассниками;

-врожденных особенностях нервной системы ребенка: утомляемости, тревожности, страхах, которые проявлялись и в дошкольном возрасте;

-особенностях воспитания ребенка в семье: попустительстве со стороны родителей, воспитании по типу «кумира семьи», непоследовательном воспитании, когда у ребенка не формируются навыки саморегуляции и нет четкого представления о приемлемом и неприемлемом поведении.

Стоит добавить, что склонность к развитию невроза может наследоваться от одного или от обоих родителей. Также проявления школьного невроза у родителей во время собственного обучения в школе, является фактором риска развития школьного невроза у ребенка.

Родители и семья ребенка являются той территорией, где должно быть тепло, безопасно и предсказуемо. Если отношения между родителями конфликтные, или у кого-то из родителей был негативный опыт учебы в школе, то вероятность появления школьного невроза у ребенка становится гораздо выше.

Что же такое «Школьный невроз родителей» (ШНР)? Я беру этот термин в ковычки, т.к. не уверена, что серьезная академическая наука занимается исследованием этой проблемы. ШНР проявляется в тревоге, опасениях за успешность собственного ребенка в школе, его успеваемость, отношения с одноклассниками и учителем (в начальной школе) или учителями в средних и старших классах.

В основе развития любого невроза лежит объективная невозможность изменить ситуацию и субъективное отношение к этой ситуации как к тяжелой или катастрофичной. Применительно к ШНР, могут появляться следующие мысли: «Мой ребенок идет учиться (в школу). Я его люблю и сильно беспокоюсь, как он сможет ладить с учителем и одноклассниками, сможет ли легко справляться с программой? Если мой ребенок будет не таким успешным, как я ожидаю, то это будет слишком тяжело для меня».

При возникновении классического невроза необходима травмирующая ситуация, в которой человек чувствует свою беспомощность. Современная российская школа в крупном городе является закрытой организацией, живущей по своим правилам и нормам. Тем более, что долгие годы идет реформа школьного образования, что тоже усиливает тревогу и неопределенность родителей. Невозможность контролировать ни школу, ни конкретного педагога, часто приводит к тому, что родители чувствуют свою беспомощность при взаимодействии со школой. И беспокойство только увеличивает уровень стресса, который с течением времени может переходить в хронический стресс и на его основе будет развиваться невроз.

Современная городская жизнь отличается высоким темпом и успешные (реализованные) родители в обычной жизни испытывают более высокий уровень стресса и без учета школьного обучения собственных детей. Такие родители ожидают или даже требуют высокой успеваемости, проявляют больше раздражения, чем тепла и поддержки к своим детям и все это запускает порочный круг развития невроза как у родителей, так и у детей. Успешным и активным родителям, устающим на работе, бывает трудно проявлять терпение и оказывать психологическую поддержку собственным детям. И, к сожалению, хорошие бытовые и материальные условия жизни при высокой занятости и переутомлении у родителей не способствуют появлению саморегуляции у детей и не учат справляться со своими трудностями.

Ребенок любого возраста, да и взрослый, хотят быть хорошим для своих близких и нуждается в эмоциональном принятии и психологической поддержке. Родителям с ШНР бывает трудно замечать незначительные успехи своих детей. Длительный стресс, а тем более невроз, сказываются на особенностях мышления человека. Также в результате переутомления взрослый может не замечать простые способы разрешения школьных трудностей ребенка. Может проявляться «черно-белое мышление», когда воспринимаются значительные улучшения и необходим только идеальный вариант разрешения ситуации.

Можно много писать о причинах возникновения ШНР и последствиях такого состояния для родителей и детей. Мне, как специалисту-практику, хочется сосредоточиться на актуальном вопросе, который регулярно возникает у моих клиентов: «Что с этим делать?».

1.К сожалению, невозможно выбрать идеальную школу. При этом стоит помнить, что именно родители обеспечивают безопасность ребенка. В случае возникновения сложностей у ребенка, учителя и администрация школы должны знать о позиции родителей. Не все трудности, которые возникают у ребенка в школе (даже в старших классах) он может разрешить самостоятельно!

2.Если при возникновении проблем и при попытках их разрешения с учителем (администрацией школы) ничего не меняется, то стоит подумать о переводе ребенка в другую школу. Перевод в новую школу стоит согласовывать с ребенком, особенно, если он старше 10-11 лет.

3.Необходимо учитывать особенности развития и здоровья ребенка. У любого человека большое количество врожденных качеств, например, активность, стрессоустойчивость, склонность к тем или иным предметам (часто она проявляется в возрасте 12-15 лет) и пр. Если у ребенка нет склонностей к занятиям спортом или аккуратности, и родители тоже не имеют этих качеств, то не стоит ожидать от ребенка выдающихся способностей в этих сферах. Возможно, через какое-то время у вашего ребенка проявятся собственные задатки.

4.Дети долго растут и формируются. Поэтому важно оставаться терпеливым и внимательным родителем. Распространенная рекомендация о том, что собственного ребенка можно сравнивать только с ним самим, каким он был раньше. Темпы роста и успеваемость родителей, братьев, сестер и одноклассников могут существенно различаться. И сравнение возможностей собственного ребенка с другими только увеличит тревогу и не вызовет желания больше стараться. Стоит рассказывать, делиться своим школьным опытом: удачами, трудностями, тем, как вам удалось пережить школу и стать тем, кто вы есть.

5.Важно, чтобы к окончанию школы у ребенка было желание и силы продолжить обучение. Последние несколько лет начали проводить исследования по эмоциональному выгоранию школьников. Такие исследования проводятся в странах, где высокая интенсивность обучения, конкуренция между детьми начинается уже в школе и недостаток социальной поддержки. Особенности эмоционального выгорания школьников проявляются в том, что им трудно (или невозможно) учиться дальше и совершенно нет сил и мотивации для своей профессиональной реализации после школы.

Школьные годы являются временем взросления наших детей. Маленькие ребятишки вырастают, узнают и получают новые знания, они учатся выбирать себе друзей и ладить с разными людьми. В этот же период у них появляются стойкие интересы, которые могут стать будущей профессией. И даже первая влюбленность может приходиться на это время. Ребенок растет, взрослеет и решает множество задач.

Психологами доказано, что дети растут и получают собственный жизненный опыт подражая своим родителям. Характер и привычки родителей сказываются на воспитании и влияют на самооценку ребенка. Родительские тревога и неврозы будут транслироваться детям и влиять на их жизнь и становление характера. При ШНР стоит обращаться за психологической помощью, разбираться в причинах собственной тревоги и учиться с ней справляться. Дети нуждаются в мудрых, терпеливых и любящих родителях! Вложения в собственное психологическое благополучие вернутся улучшением качества собственной жизни, здоровья, гармонизацией семейных отношений и, конечно, благополучием собственных детей.

www.b17.ru

Невроз у школьников

За последнее время учебная программа в школе усложнилась в разы. Помимо школьных уроков дети посещают дополнительные занятия, занимаются с репетитором, учатся в музыкальных школах, ходят в спортивные секции. Ребенок не всегда может справиться с непомерной умственной, физической и эмоциональной нагрузкой.

Причины невроза у школьников

Невроз у детей школьного возраста может возникнуть по нескольким причинам:

  • Физиологические причины — тяжелая беременность матери, осложнение в родах, родовые травмы, болезни в детском возрасте, общее состояние здоровья;
  • Психологические причины – стресс, конфликты со сверстниками, напряженные отношения в семье, слишком строгое воспитание, чрезмерные нагрузки в школе.
  • Симптомы невроза

    В зависимости от того, какие причины вызвали невроз, симптомы заболевания могут иметь физиологический или психологический характер.

    К физиологическим симптомам можно отнести:

    • Нарушение сна (дневная сонливость, бессонница, ночные кошмары);
    • Нарушение аппетита (тошнота, рвотные позывы, булимия, анорексия);
    • Головная боль и головокружение;
    • Спазматические боли;
    • Слабость, повышенная утомляемость;
    • Судороги, тики, мышечные спазмы, нарушение двигательной функции.

    Психологические симптомы невроза:

    • Частые перепады настроения;
    • Ранимость, обидчивость, уязвимость;
    • Страхи;
    • Раздражительность и агрессивность;
    • Угнетенность, подавленность;
    • Истерические припадки с криками и рыданиями, падениями на пол или ударами об стену.
    • Профилактика и лечение невроза у детей школьного возраста

      Обязанность родителей — внимательно наблюдать за ребенком, отмечать изменения в его физическом и эмоциональном состоянии, чтобы вовремя определить симптомы невроза и предупредить заболевание. Профилактика невроза – это соблюдение несложных правил:

    • Постоянный режим дня помогает упорядочить повседневную жизнь и стабилизировать работу нервной системы;
    • Смена деятельности. Если ребенок много времени проводит за книгами и тетрадями, необходимо «разбавить» умственную деятельность прогулками, физкультурой, спортом.
    • Терапия. Помочь ребенку преодолеть страх, тревожность, раздражительность можно с помощью арт-терапии, музыкальной или игровой терапии;
    • Релаксация. Нужно научить ребенка расслабляться и снимать стресс с помощью ванны с эфирными маслами, плавания, дыхательной гимнастики, медитации и йоги, общения с животными (лошадьми, дельфинами, кошками, собаками);
    • Прием успокоительных препаратов. Препарат Тенотен детский способствует снижению уровня тревожности и избавлению от повышенной возбудимости. Кроме того, он может помочь снять симптомы вегетососудистой дистонии – головную боль, тошноту, слабость, учащенное дыхание и сердцебиение. Препарат Тенотен детский не имеет побочных эффектов и не вызывает привыкания.
    • Помните! Невроз у детей школьного возраста легче предупредить, чем лечить. Но если состояние ребенка ухудшается, а симптомы невроза усиливаются, нельзя откладывать визит к врачу. Потребуется комплексное лечение при участии таких специалистов, как психолог, терапевт, невролог, психотерапевт, массажист и другие.

      Тенотен Детский разработан с учетом особенностей психики ребенка.

      Это специальное детское успокоительное средство, которое работает в трех направлениях:

    • нормализует эмоциональное состояние ребенка,
    • избавляет от повышенной возбудимости
    • помогает в процессе адаптации в детском коллективе.
    • schoolofcare.ru

      Школьный невроз

      «Я — человек, склонный ко всяческого рода рефлексиям, поэтому со своими внутренними проблемами разбираюсь оперативно, а так же вполне нахожу пути выхода из них (другое дело, что не всегда следую этим путям, предпочитая пассивно сидеть на попе). Моя старшая 12-летняя дочь похожа на меня, в том плане, что ее мучает большинство моих же детских страхов, и я, с высоты прожитых лет, уже могу объяснить ей, что откуда берется, ободрить и успокоить. Но есть существенное различие.

      Я была в школе круглой отличницей, Катя же средняя хорошистка, бывают тройки, бывают пятерки. Плюсом этого является то, что у нее нет именно моего перфекционизма, чему я безмерно рада. Минусом — то, что у нее есть свои проблемы, с которыми я не сталкивалась в школьной жизни и не знаю, как ей помочь именно с психологической точки зрения.
      Меня никогда не ругали в школе. Я всегда соответствовала всем учительским требованиям. Я даже не могу теоретически представить чувства себя маленькой в этот момент, представляю уже взрослые чувства, где я отношусь к этому снисходительно, «собака лает — ветер носит».
      Катю ругают, а она переживает до рыданий дома, прямых отказов идти в школу, увиливаний и т.д. Причем всегда есть какой-то один педагог, который «портит ей жизнь».

      Она ходила в младших классах в художественную школу, 2 года была у одной учительницы, затем ее перевели к другой. Чуть что — учительница начинала кричать, не только на Катю, на многих других детей, не пускала на урок, например, без принесенного ватмана, и в тоже время не давала сходить за ним домой («я за вас ответственность несу!»), позорила при всех. Катя стала либо открыто просить меня «Можно я сегодня не пойду в х/ш»; либо жаловалась на болезнь и не шла; либо говорила «Нам сегодня ко второму уроку» — и пропускала первый урок. Я поговорила с учительницей, та мне заявила, что способности у моего ребенка средние? и неизвестно, что она делает в школе. Тогда я предложила Кате перейти в параллельный класс, она восприняла без энтузиазма. Я спросила Катю прямо (не упоминая о способностях): «Ты не хочешь больше ходить в художку?» и, получив утвердительный ответ, разрешила ей школу оставить (не хочу быть анекдотической мамашей, из-под палки заставляющей своего сына пиликать на скрипке).

      После этого мегерой стала учительница младших классов в обычной школе. Та никогда не кричала, но интеллигентно отчитывала: «Как же тебе не стыдно, Катя!» Нормальное неодобрение, его вполне можно вынести, хотя да, неприятно. Катя стала плакать дома, что вот, я писала домашку и описАлась, надо зачеркивать, учительница ругает нас за зачеркивания, требует писать сразу чисто, аааааа, что теперь делать!

      Я пошла ко второй учительнице и обрисовала ей ситуацию. Та вникла в проблему и перестала давать устные оценки Катиным тетрадкам. До конца 4-го класса была тишь и гладь.

      В 5-м классе появилась великая и ужасная учительница русского языка. Наша классная охарактеризовала ее так: «Да, она специфическая женщина, но знаете, какие грамотные вырастут у вас дети! У нас ЕГЭ по русскому все классы сдают не меньше чем на 90 баллов.» Специфическая женщина могла заявить кому-то, кто не ответил «ты дебил», поднять чью-то открытую тетрадку и с сарказмом разбирать при всем классе ошибки и т.д. Дома снова начался плач, просьбы перевестись в другую школу (я обещала, что если ситуация не изменится — то да, перейдем), жалобы на болезнь и даже совсем пугающие меня заявления (я сказала Кате, что сейчас накажу ее за то, что причинила боль младшей сестре, а Катя предложила ударить ее так, чтобы она попала в больницу и хоть там отдохнула от учительницы, после чего расплакалась).

      Я решила снова идти разговаривать с учительницей, но мне уже стало казаться, что метод решения проблемы неправильный. По-моему, устраним мы сейчас русичку — станет злобной физичка, например. И я в четвертый раз пойду с руганью «как вы смеете обижать моего ребенка!» Т.е. сценарий все время один: Катя сталкивается с проблемой, с которой сталкиваются и другие ее сверстники, но воспринимает ее крайне болезненно, жалуется мне «Мама, спаси меня», и я ее постоянно спасаю, спасаю и спасаю. Я ей попыталась объяснить, что не могу биться все время со всем миром за нее, ей придется делать это и самой; что учительница с нервным расстройством, и поэтому что бы она не говорила — эти слова надо списывать на болезнь. Рассказываю, что всем в классе неприятно, и когда позорят их (она же не только к Кате цепляется), и когда позорят кого-то (жалко его). Катя выслушивает, а потом через некоторое время спрашивает, со скольких лет можно работать, чтобы она могла бросить школу.

      Я понимаю, что это называется школьный невроз. Я знаю, как выходить из своих невротических проявлений, но не знаю, как из Катиных. Может, так и защищать ребенка от страшных учительниц, пока она не достигнет совершеннолетия, а значит, и более взрослого взгляда на жизнь? Или, может, уже сейчас лучше позволить ей пережить свои страхи и выработать лекарство против них (я же так или иначе выработала)? А что, если она в более старших классах сообщит мне, что в школе все нормально, и просто перестанет туда ходить, гуляя вокруг дома? У нас в классе были такие случаи.

      Если обобщить, то хотелось бы узнать ответ на эти последние вопросы: защищать ли ребенка до взрослого состояния (у меня нет подсознательного желания водить ее до сорока лет за руку и напоминать, чтобы одела шапку, мне просто больно от того, что больно ей), перевести ли в другую школу (там учится ее дворовая подружка, поддержка как бы), дать справиться с ситуацией самой? Буду рада прочитать.

      Ответ:
      Как приятно встречать родителей с развитым чувством поддержки ребенка. У нас в обществе до сих пор сильно мнение, что отстаивать свои интересы и уметь постоять за себя дети должны сами. Это неправильно. Ребенку любого возраста (хоть новорожденному, хоть подростку) нужно чувствовать, что он надежно защищен, что при любом форс-мажоре ему есть у кого попросить помощи (и помощь придет).

      Наша система образования во многом, увы, построена на инициировании чувства страха и чувства вины. В любой школе есть учитель (а иногда и не один), который строит обучение на унижении и обесценивании. Так что постоянные переходы из школы в школу не решат проблему. Не бывает идеальных школ с идеальными учителями, везде есть свои трудности, и важно и для ребенка, и для его родителей получить ценный опыт их преодоления.

      Вы совершенно правы: игнорирование Катиных жалоб может привести к тому, что она станет прогуливать школу (или «нарываться» на отчисление), перестанет делиться, рассказывать про свою жизнь, обращаться к вам за поддержкой, доверять. Но и полностью потакать ее слезам тоже было бы неправильно.
      Ваша задача – дать ей понять, что вы с ней и никогда ее не бросите. Что она никогда не останется наедине со своей проблемой. Как минимум вы будете рядом и будете держать ее за руку.

      (Замечу в скобках, что умение выдерживать свои и чужие негативные эмоции, а также неприятные, стрессовые, травмирующие ситуации – очень ценное качество взрослого человека. Этому, безусловно, можно и нужно учиться с детства – учиться тому, что любые неудачи и проблемы переживаемы, если не прятаться от них, не сбегать в зону комфорта, не ждать, что кто-то решит их за тебя, а действительно переживать и учиться справляться. А чтобы переживать было нестрашно, нужно, чтобы у человека был мощный опыт принятия и поддержки. Именно этот опыт вы можете дать своей дочери, будучи рядом с ней в ее трудностях).

      Вы можете научить Катю защищаться и отстаивать чувство собственного достоинства – например, все же пойти к учительнице и в присутствии девочки спокойно, вежливо, без претензий (Я-соообщения — наше всё), но твердо дать понять, что вы никому не позволите обижать своего ребенка.

      Собственный пример разрешения конфликтов – очень ценный. После такого «наглядного пособия» Кате будет проще ПЫТАТЬСЯ решать свои проблемы самостоятельно. А в случае неудачи она всегда может обратиться к вам, но – скажите ей об этом – вы не решите за нее ее проблему. Вы лишь поможете ей найти выход.

      Нужно также объяснить девочке, что взросление, в процессе которого она сейчас находится, – это не только расширение прав и свобод («пойти работать»), но также это появление обязанностей и ответственности – за свою жизнь, свои поступки, свои усилия (или их отсутствие) и даже за свои чувства. И если она хочет получать первое, ей придется нести и второе. Это тяжелый груз, который под силу не каждому взрослому. Именно поэтому вы должны быть рядом — обнимать, подбадривать и транслировать ей веру в себя.
      Очень важно научить ребенка самостоятельности, но делать это осторожно, аккуратно и постепенно, до конца не отпуская руку, пока ребенок сам ее не отпустит.

      chesnova.livejournal.com

      Соотношение межличностных и внутриличностных конфликтов при неврозах

      Мы рассмотрели две главные причины неврозов: межличностные конфликты, которые можно назвать внешними, социально обусловленными, т.е. зависимыми от жизни людей и их взаимоотношений, и внутриличностные (внутридушевные) конфликты, которые можно назвать просто внутренними, ибо они зависят от индивидуальных особенностей личности конкретного человека.

      Какая из этих причин занимает ведущее, доминирующее место при неврозах? Прежде чем ответить на этот вопрос (а можно ли на него ответить вообще?), рассмотрим, что такое личность человека вообще. Понятие «личность» носит не только медицинский, но и общебиологический и философский смысл. Сущность личности является первостепенным, главным вопросом как в теоретической, так и в прикладной философии. Ее следует рассматривать с учетом врожденных и приобретенных индивидуальных качеств человека. Однако в наших исключительно материалистических воззрениях на различные аспекты нормы и патологии личность рассматривали только с позиций социальных, т.е. приобретенных качеств. По этому поводу Р.. С. Немов в большом 3-томном учебнике «Психология» (1995), предназначенном для студентов высших педагогических учебных заведений, пишет, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. С учетом указанных ограничений он дает следующее определение личности: «Личность — это человек, взятый в системе таких психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих». Однако из текста книги видно, что автор придает значение и врожденным качествам человека.

      С позиции роли только социального дано определение личности в 3-м издании БМЭ: «Понятие личность отражает представление о социально обусловленном и индивидуально выраженном облике отдельного человека» (А. Г. Спиркин, В. И. Тищенко, 1980). Такие определения аргументируются тем, что ребенок не рождается с «готовой личностью», а она формируется в процессе общения и познания мира. Все это верно, однако логически нельзя исключить все особенности исторического развития человечества без учета врожденных особенностей индивидуума. К тому же, это ни в коей мере не будет противоречить материалистическим воззрениям, так как нельзя отрывать приобретенные качества человека от его врожденных, в том числе наследственных, особенностей. По нашему мнению, более правильное определение личности дано в «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» (1983): «Личность— человек как индивидуальность, характеризующаяся комплексом мировозренческих, психологических и поведенческих устойчивых признаков, которые формируются под воздействием конкретных общественных условий на основе совокупности врожденных и приобретенных биологических предпосылок». Исходя из такой трактовки, невроз — это глубоко переживаемое и значимое для индивидуума ущемление врожденных или приобретенных потребностей с учетом возраста, представлений о морали и особенностей взаимодействия с людьми.

      Невроз может возникнуть вследствие как межличностных, так и внутридушевных конфликтов, а нередко наличия и тех, и других. Вй общем плане нельзя отдавать приоритетную значимость лишь одному из этих факторов, как нельзя отделить социальное и врожденное в понимании личности. Естественно, что в отдельных конкретно взятых случаях ведущую и даже единственную роль может играть внутридушевный конфликт (по 3. Фрейду, сексуальный — в его понимании сексуального), в других — межличностный, как отклоняющаяся от существующих норм особенность взаимоотношений между людьми (болезнь общения).

      Вследствие сексуальных конфликтов у взрослых наиболее часто возникают истерия и неврозы навязчивых состояний, в детском возрасте, преимущественно младшем и дошкольном, — патологические привычки в виде мастурбации (онанизма), хейломании (сосание пальцев, губ, языка), онихофагии (кусание ногтей), трихоти-лолломании (выдергивание волос) — см. ниже. Для выявления причин этих расстройств используется метод психоанализа, охватывающий особенности сексуального развития в течение всего доболезненного (преморбидного) периода.

      После отхода от психоанализа причины неврозов стали рассматриваться как следствие межличностных психотравм. Однако вскоре натолкнулись на ряд трудностей. Ведь человек, начиная с детства и кончая периодом долгожительства (после 90 лет), периодически испытывает радость и невзгоды, счастье и печали, положительные и отрицательные эмоции, вступает в конфликты в семье, школе или на работе, а неврозы возникают только у части лиц. Нельзя было все объяснить интенсивностью психотравмы, ее длительностью и индивидуальной значимостью, т.е. переживаемостью организмом. Хотя в этом плане часто (но не всегда) возникают неврозы после шоковой психотравмы, являющейся угрозой жизни и благополучию человека. Чтобы объяснить возникновение неврозов при менее значимых для организма психотравмирующих воздействиях, советские психиатры (Г. Е. Сухарева, 1959 и др.) стали придавать значение индивидуальным особенностям личности, а В. Н. Мяш-щев (1960) выдвинул термин «невроз развития», который позволил рассматривать невроз как «болезнь развития личности».

      Следовательно, в возникновении неврозов играют определенную роль все те патологические факторы, врожденные и приобретенные, наследственные и ненаследственные, которые воздействовали на организм, начиная с внутриутробного периода, и способствовали срыву личности под влиянием психотравм. Сюда можно отнести наследственность, особенности темперамента и характера, наличие акцентуации личности и перенесенных в прошлом легких органических поражений головного мозга (так называемая резиду-альная церебрально-органическая недостаточность) и ряд прочих неблагоприятных факторов. Все они могут быть объединены как другие причины, способствующие возникновению неврозов.

      psyera.ru