Обоснованный негативизм это

<< лат. negativus - отрицательный>— 1) психол. противодействие человека всякому воздействию извне; н. у детей — следствие неправильного воспитания; 2) отрицательное отношение к действительности.

(Источник: «Словарь иностранных слов». Комлев Н.Г., 2006)

Что такое НЕГАТИВИЗМ, НЕГАТИВИЗМ это, значение слова НЕГАТИВИЗМ, происхождение (этимология) НЕГАТИВИЗМ, синонимы к НЕГАТИВИЗМ, парадигма (формы слова) НЕГАТИВИЗМ в других словарях

парадигма, формы слова НЕГАТИВИЗМ

негативизм

негативи́зм

Один из симптомов некоторых психических заболеваний, выражающийся в противодействии любому вмешательству извне (в медицине).

Отрицательное отношение ко всему окружающему.

в медицине — симптом психического расстройства, при котором больные бессмысленно сопротивляются внешним воздействиям, отказываются выполнять любые просьбы (пассивный негативизм) или делают все наоборот (активный негативизм).

что такое НЕГАТИВИЗМ

НЕГАТИВИ́ЗМ, -а, м. ( книжн. ). Негативное, отрицательное отношение к действительности.

| прил. негативистский, -ая, -ое.

синонимы к НЕГАТИВИЗМ

НЕГАТИВИЗМ

1. мед. Один из симптомов некоторых психических заболеваний, выражающийся в противодействии всякому вмешательству извне.

2. перен. Отрицательное отношение к окружающему. Для произведений этого писателя характерен крайний н. Негативистский — характеризующийся негативизмом.

1. Мед.

Бессмысленное сопротивление со стороны больного всякому внешнему воздействию, являющееся симптомом некоторых психических заболеваний.

2. Психол.

Стремление действовать наперекор другим, наблюдающееся у детей и подростков (как результат неправильного воспитания).

3.

Недостаточно обоснованное или огульное отрицание чего-л., сопротивление чему-л.

(negativismus; лат. negativus отрицательный) в психиатрии немотивированное противодействие больного лицу, вступившему с ним в контакт.

www.classes.ru

Негативизм в психологии: что это

Термин «негативизм» используется в психологии для характеристики состояния человека, который сопротивляется любому проявлению внешнего воздействия. Следует обратить внимание на тот факт, что рациональное объяснение такой модели поведения, редко удается найти. Нередко люди, страдающие негативизмом, поступают вопреки собственным желаниям. В данном состоянии, человек негативно воспринимает окружающую действительность и испытывает необузданное желание совершать поступки, которые противоречат общепринятым нормам.

В педагогической сфере, данный термин используется для характеристики оппозиционной модели поведения, которая проявляется в виде отсутствия признания авторитета педагогов. Давайте рассмотрим, как проявляется негативизм в различных жизненных аспектах.

Негативизм (англ. negativism; от лат. negatio – отрицание) – сопротивление воздействию

Различные формы проявления сопротивления

В психологии, феномен негативизма подразделяется на две формы проявления: пассивная и активная. Активная форма этой поведенческой модели подразумевает проявление агрессии и резкого сопротивления, на попытки воздействия со стороны общественности. Негативизм имеет тесную связь с нонконформизмом, что заставляет человека совершать поступки, которые в определенных случаях противоречат его желаниям. Нонконформизм – это поведенческая модель, подразумевающая полную автономность и резкое осознанное сопротивление давлению социума. Разница между этими моделями поведения заключается в том, что негативизм часто проявляется в виде несознательных поступков.

Пассивная форма рассматриваемого феномена характеризуется полным отказом исполнять требования и просьбы окружающих людей. Существуют физиологические типы проявления данного личностного расстройства, которые проявляются в виде отказа от еды, сна, передвижений и контактов с окружающими миром. По мнению специалистов, негативизм является одной из неотъемлемых составляющих комплекса протестующего поведения. Помимо самого негативизма, в состав данного комплекса входит упрямство, имеющее обоснованные мотивы.

Несмотря на то что упрямство является одним из проявлений рассматриваемого феномена, при негативизме человек не имеет определенных мотивов для оказания сопротивления. Единственное что связывает, два проявления синдрома протестующего поведения, наличие общих субъективных факторов, влекущих их развитие.

Негативизм в психологии — это состояние, при котором, человек отказывается придерживаться сложившихся социальных устоев и норм поведения. Подобный протест имеет определенное сходство с мутизмом. Под термином «мутизм» следует понимать психическое расстройство, которое заставляет человека отказаться от использования речи и жестикуляции для того, чтобы избежать общения с окружающими. Главным отличием этих состояний является то, что мутизм проявляется на фоне сильной эмоциональной травмы.

Заключительной составляющей комплекса протестующего поведения, является строптивость. В отличие от негативизма и упрямства, строптивость имеет направленность на различные общественные устои, включая важные события или саму систему человеческих ценностей.

Самой характерной чертой этого сопротивления является его необоснованность, отсутствие разумных для него оснований

Причина изменения модели поведения

Согласно мнению специалистов, негативизм является неотъемлемой составляющей сложных психических расстройств. К таким расстройствам относятся кататонический синдром, шизофрения, деменция и аутизм. Нередко, человек под влиянием затяжной депрессии, изменяет собственную модель поведения в сторону рассматриваемого феномена.

Если рассматривать негативизм в широком спектре проявления, то можно сказать о том, что главная причина его появления – состояние фрустрации.

Чаще всего данное состояние возникает на фоне длительного отсутствия возможности удовлетворить собственные потребности. В подобном состоянии человек негативно воспринимает окружающую обстановку и жизненные обстоятельства. На фоне подобного восприятия окружающего мира, человек испытывает психологический дискомфорт, который находит отражение в поведенческой модели.

Желание изменить общественные устои и отказ от соблюдения установленных норм, может возникнуть на фоне сложности интеграции в социум. Наличие данной проблемы приводит к гиперкомпенсаторной реакции, которая запускается на фоне коммуникативных сложностей. Рассматриваемая модель поведения может выражаться яростным упрямством на любую попытку оказать внешнее давление. Если человек с рассматриваемым расстройством ощущает, что требования общества значительно отличаются от его внутренних нужд, запустится своеобразная защитная реакция. Специалисты объясняют данный факт тем, что индивидуум нуждается в свободе самовыражения и возможности контролировать собственную жизнь.

Как взаимосвязаны негативизм и возраст

Перед тем как говорить о взаимосвязи возраста человека и его поведенческой модели, давайте уделим внимание вопросу, что такое нонконформизм, определение и проявление этого состояния. Под термином «нонконформизм» следует понимать модель поведения, которая подразумевает отстаивание личностных установок, которые прямо противоречат нормам, установленным в обществе. Ярким примером подобной модели поведения являются дети, которые относят себя к различным субкультурам (панки, готы и прочие неформалы).

Согласно статистическим данным, человек за свою жизнь сталкивается с несколькими возрастными кризисами. Этот период жизни ознаменует изменения в модели поведения и восприятии окружающего мира, что проявляется в виде частых эмоциональных перепадов. Во время возрастного кризиса, человек проявляет повышенную конфликтность, агрессивность и пессимистичное восприятие окружающего мира. В большинстве случаев, негативизм является неотъемлемой составляющей подобных изменений в восприятии. Чаще всего, рассматриваемый феномен встраивается в модель человеческого поведения под влиянием стрессовых факторов, которые оставляют индивидуума беззащитным против внешнего воздействия.

Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта

Согласно данным научных исследований, подавляющее большинство возрастных кризисов проявляются в возрасте от одного месяца до двадцати лет. Давайте рассмотрим самые распространенные кризисы:

  • кризис новорожденного;
  • кризис первого года жизни и трех лет;
  • школьный кризис;
  • кризис пубертатного возраста.

В более зрелом возрасте человек встречается лишь с двумя видами кризисных периодов. К таким периодам относятся достижение среднего возраста, и психологический стресс, вызванный выходом на пенсию.

Как проявляется негативизм в детском возрасте

Негативизм у детей чаще всего проявляется в возрасте трех лет, так как фундамент личностной модели поведения закладывается именно в этом возрасте. По достижению вышеуказанного возраста, дети начинают стремиться к самостоятельности, что приводит к появлению категоричности и упрямства. Данный период лучше всего можно описать с помощью словосочетания «Я сам». Желание самостоятельно познавать мир редко сопровождается наличием возможности самостоятельного исполнения желаемых действий. На фоне этого, развивается фрустрация, которая выступает в качестве неотъемлемой составляющей негативизма.

Молодым родителям следует уметь различать проявление рассматриваемого феномена с обычным непослушанием. Отказ от действий, которые малышу не хочется выполнять, является нормой для этого возраста. Рассматриваемый феномен проявляется в тех случаях, когда ребенок проявляет ярко выраженный отказ исполнять просьбы, озвученные взрослыми.

Клиническая картина

Негативизм является симптомом кризиса, вызванного переходом на определенную ступень человеческого развития. Помимо этого, данное состояние характерно для многих психических расстройств. Форма проявления данной модели поведения зависит от типа негативизма (пассивный или активный), и может выражаться как демонстративным неподчинением, так и пассивным сопротивлением. Многие люди, страдающие от этого расстройства, часто игнорируют рекомендации специалистов, что значительно осложняет процесс лечения.

Негативизм чаще всего проявляется у детей по отношению к требованиям взрослых, которые не учитывают их внутренние потребности

Негативизм проявляется в человеческой модели поведения в виде следующих признаков:

  1. Трудность создания коммуникативных связей и взаимодействия с окружающими людьми.
  2. Вспыльчивость, замкнутость и конфликтность.
  3. Недоверие и повышенная тревожность.
  4. Редкое желание идти на уступки вопреки собственному мнению.

Во взрослом возрасте проявления негативизма имеют большое сходство с нигилизмом. Нигилизм является определенной моделью мировоззрения, которая характеризуется как сознательный человеческий выбор. Люди с негативизмом в отличие от нигилистов, не обладают способностью контролировать собственное поведение.

Специалисты говорят о том, что описать внутреннее восприятие окружающего мира человека, страдающего негативизмом, крайне сложно, из-за того, что данная модель поведения воспринимается как норма. Охарактеризовать это расстройство можно, как наличие сложностей в формировании потребностей и желаний. Нередко развитие расстройства сопровождается внутренними конфликтами и агрессией, направленной на самого себя. При пассивной форме расстройства, у больных наблюдается заторможенность сознания, граничащая с равнодушием к происходящим вокруг событиям.

Как бороться с проблемой

Примеры нонконформизма часто встречаются в нашей жизни. Примерами подобного поведения в обществе могут стать различные государственные перевороты, когда люди несогласные с установленными порядками, пытаются навязать обществу собственные ценности. В отличие от нонконформизма, негативизм чаще проявляется в повседневной жизни, не связанной с общественностью. Наличие подобных расстройств у близких, является веским поводом для обращения к специалисту. Только психологическое воздействие опытного врача позволяет решить внутренний конфликт, который является первопричиной патологического упрямства.

В случае с детьми дошкольного возраста используются различные методики психической коррекции, построенные на формате игр и сказок. При появлении негативизма в подростковом возрасте, используются когнитивно-поведенческие методики. Очень важно, суметь найти необходимую нить, которая позволит выйти на контакт с подростком, замкнувшимся в собственном мире. Для того чтобы достичь необходимого результата, родители ребенка должны принимать непосредственное участие в лечении. Для корректировки поведения потребуется применить всю свою изобретательность, так как в противном случае, можно столкнуться с эмоциональным барьером, который построит подросток.

Родителям важно понимать, что давление в психологическом плане, оказываемое на ребенка, может привести лишь к ухудшению ситуации. Угрозы и физическое наказание заставят ребенка замкнуться в собственном мире. Специалисты рекомендуют использовать методику мягкого воздействия, которая основывается на компромиссах. Родителям следует стараться как можно реже становиться инициаторами конфликтов с детьми.

Основная задача терапии, научить ребенка правильно взаимодействовать с окружающим миром, благодаря прививанию позитивных моделей поведения. Достижение результатов в изменении собственной поведенческой модели должно сопровождаться похвалой и пониманием. Положительное подкрепление имеет важную роль для не до конца сформированной психики.

Негативизм может выражаться как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и в выполнении действий, противоположных требуемым

Профилактические методы

Конформизм и нонконформизм являются своеобразным балансом человеческой модели поведения. Преобладание одной из сторон этого феномена, может негативно сказаться на восприятии окружающего мира. Для того чтобы не допустить данного психического расстройства у близких, следует оказывать им поддержку и внимание. Чаще всего в подобной поддержке нуждаются люди, вступающие в кризисный возраст.

При проведении профилактики у детей, важно обучить их правильно адаптироваться в социуме. Пожилым людям, следует уделять особое внимание, так как часто по достижению старческого возраста, человек утрачивает коммуникационные связи с окружающими. Помните о том, что очень важно своевременно предотвратить развитие фрустрации, так как это состояние является основной первопричиной развития негативизма.

ktovdepressii.ru

Негативизм

Наш сосед Иван Петрович видит все всегда не так!
скачать видео

​Негативизм – отношение к человеку, людям, а иногда к жизни и миру в целом с негативным предубеждением. Противоположность негативизма – понимание, сотрудничество, поддержка.

Чаще всего под негативизмом имеют в виду поведенческий негативизм — склонность отказать или сделать всё в пику, сделать наоборот, наперекор просьбам и требованиям. Пассивный негативизм – игнорирование просьб и требований. Активный негативизм (протестное поведение) – человек делает всё наоборот, о чём бы его ни попросили.

Негативизм у детей: «Ты засиделся надолго. Пойди погуляй!» – «Не хочу, я читаю!». «Ты сегодня ещё не читал. Пора заняться чтением!» – «Не хочу, пойду гулять!» – при этом, скорее всего, его желания будут прямо противоположны предложенному.

Негативизм более характерен для детей в период возрастных кризисов. Типичен для подростков (подростковый негативизм) и для пожилых (старых) людей (смотри об этом Шкала эмоциональных тонов и Возрастной негативизм). Негативизм обычно обостряется в периоды личных неудач.

Склонность возражать — одно из проявлений негативизма, и его можно использовать. Девочка-подросток осваивает туфли на высоких каблуках. «Тебе наверное трудно ходить на таких высоких каблуках?» — Естественно, она возразит: «Нет, нормально!» — Ну и хорошо, дала сама себе правильное оперативное внушение.

Когда негативизм связан с общим плохим самочувствием или настроением, он носит чаще тотальный характер, проявляясь и в поведении, и в стиле общения, и во взглядах на жизнь. В других случаях, возможно в связи с особенностями воспитания, негативизм может носить очень избирательный характер. Например, словами человек ругается, возражает и обвиняет, а на деле в это же самое время — любит и заботится. Напротив того, вежливый и воспитаный человек с вполне позитивным словарем на деле может быть асоциальной личностью с негативными человеконенавистническими установками.

Негативизм может проявляться в отношении к определенным людям или группе людей. Например, человеку кажется, что в этом обществе подавляется его индивидуальность, и тогда он старается всё сделать «не как другие». Негативщику трудно жить самому, еще более трудно жить рядом с ним. Трудно вести с человеком какие-либо дела, если человеку присуще негативное мировоспритие — привычка установка видеть в жизни негатив: ошибки — а не удачи, проблемы — а не возможности, недостатки — а не достоинства. Впрочем, негативщики вполне могут дружить друг с другом, вместе поливая окружающих грязью. Нередко они также дурно отзываются друг о друге, но поскольку для них привычно видеть в мире негатив, то и гадости в их адрес для них вполне понятны. Они к этому привыкли.

Более сложно заметить в человеке глубинный негативизм. Бывает, что внешне вроде бы позитивно относясь к людям, внутри себя он относится к людям с негативным предубеждением, не доверяя людям, видя умысел и вредительство, обвиняя и подозревая людей, провоцируя негативизм у окружающих.

Причины негативизма разнообразны, нельзя отрицать и генетические обстоятельства, и влияние гормонального фона, и общекультурное окружение. К сожалению, негативизм — одна их характерных черт российского менталитета. В связи с этим большинство россиян чаще видят в себе недостатки, а не достоинства.

За рубежом, если человек на улице случайно задел другого человека, шаблонная реакция практически любого: «Sorry», извинение и улыбка. Они так воспитаны. Печально, что в России такие шаблоны — более негативные, тут можно услышать и «Ну ты, куда смотришь?», и нечто более резкое.

Что касается психологических причин, то это в первую очередь 1) беспомощность, недостаток умений и знания, как справиться с проблемой; 2) борьба за власть, самоутверждение; 3) недостаток внимания, привлечение внимания; 4) выражение неприязни, месть.Иногда это – болезненный вариант негативного мировосприятия.

Как бороться с негативизмом?

Бороться с негативизмом — задача творческая. Указывать на симптомы негативизма у других – опасно, обычно люди с развивающимся негативизмом на это реагируют защитой, только укрепляя себя в своем негативизме. Если же вы будете следить сами за собой или попросите окружающих вам подсказывать, когда вы «сваливаетесь в негативизм», успехи вполне реальны.

А как самому не сваливаться в негативизм? — Не очень мудро бороться с негативизмом, поскольку борьба против — уже проявление негативизма. Продуктивнее и веселее вырабатывать у себя позитивное мировоззрение и позитивное отношение к людям. Это — реально. Итак, убираем позицию Жертвы, склонность поныть (ныть — это не только плакать и жалеть себя любимого, это любые виды жалоб, упреков, сокрушений и т.д. Ноющий, как правило, раздражает окружающих и себя загоняет в тоску) и попереживать «Ах, как все ужасно!», развиваем позицию Автора, уверенность в себе и привычку к бодрой поддержке окружающих. Учимся видеть свои успехи и удачи, учимся говорить людям комплименты, учимся благодарить людей и учимся благодарности жизни в целом.

Внимательные люди заботятся, чтобы негативизм ими не овладевал. Проще всего попросить друзей и членов семьи, чтобы они следили за вами, тем более что такая игра полезна для всех. Самостоятельно можно отслеживать свой позитивный словарь и отдельно выписать свои типовые выражения, в которых вы выплескиваете свой негатив. Мат, естественно, из нормального общения исключается.

www.psychologos.ru

Обоснованный негативизм это

Ясин Мирослав Иванович

кандидат социологических наук

доцент, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

117997, Россия, г. Москва, пер. Стремянный, 36

Yasin Miroslav Ivanovich

PhD in Sociology

associate professor of the Psychological Department at Plekhanov Russian University of Economics

117997, Russia, Moskovskaya oblast’, g. Moscow, per. Stremyannyi, 36, of. kafedra Psikhologii

Когнитивная закрытость – механизм познавательной деятельности, оберегающий психику от мешающей, противоречивой и ненужной информации. Данный конструкт широко используется для описания когнитивных стилей, объяснения некоторых социально-психологических механизмов, психологии массовой коммуникации, психологии религии. Выраженная когнитивная закрытость связна с такими факторами, как стереотипизация, догматизм, ригидность установок и агрессивные реакции в конфликте. Мы предположили, что попытка уберечь психику от лишней информации может проявляться в избегании коммуникации, оперенных видов межличностных контактов или повышенной настроенности к собеседнику. Гипотеза была экспериментально проверена на выборке из 140 человек. Мы использовали диагностические методики: «Стремление к когнитивной закрытости» (А. Круглянски) и «Определение деструктивных установок в межличностных отношениях» (В. В. Бойко). Полученные данные позволяют утверждать: когнитивная закрытость и коммуникативные установки связанны в основном через параметр «решительность», решительность отрицательно связана с большинством показателей когнитивной закрытости. Так же накопление неприятных впечатлений от общения отрицательно связано с любовью к порядку, решительностью и когнитивной открытостью.
Ключевые слова: когнитивная закрытость, когнитивный стиль, агрессия, межличностные отношения, решительность, общение, когнитивные процессы, защитные механизмы, локус контроля, когнитивный диссонанс

Дата направления в редакцию:

Cognitive closure is a mechanism of cognitive activity that saves one’s psyche from excessive, contradictory and needless information. This construct is widely used to describe cognitive styles and explain certain socio-psychological mechanisms, mass communications psychology and psychology of religion. Apparent cognitive closure relates to such factors as stereotypization, dogmatism, rigidity of attitudes and aggressive response to conflicts. The author makes an assumption that in order to save psyche from needless information, one may try to avoid communication, certain types of interpersonal relationships or excessive involvement. The hypothesis was experimentally proved based on the research that involved 140 people. The author has used such diagnostic tests as Cognitive Closure Orientation by A. Kruglyansky and Destructive Attitudes in Interpersonal Relationships Test by V. Boyko. The results of the research prove the following: cognitive closure and communicative attitudes are mostly related through the assertiveness parameter. Thus, assertiveness has a negative correlation with most cognitive closure factors. In the same way, accumulation of negative impressions of communication with others has a negative correlation with love for order, assertiveness and cognitive closure.

defense mechanisms, cognitive processes, communication, determination, interpersonal relationships, aggression, cognitive style, cognitive closure, locus of control, cognitive dissonance

В процессе общения мы неизбежно сталкиваемся с новой информацией и подвергаем ее осмыслению и оценке. Слова собеседника могут вызвать у нас понимание или отрицание, позитивные или негативные эмоции, так же мы можем положительно или отрицательно оценить самого собеседника. Однако остается не совсем ясно, что в этом процессе первично, что является следствием, возможно, процесс общения и осмысление информации зависят от некоего третьего скрытого фактора. Ответ на эти вопросы может дать более глубокое изучение когнитивных и коммуникативных стилей.

Под когнитивными стилями понимают индивидуальные различия в способах переработки ин­формации [1, С.14] . Когнитивный стиль – конструкт сложный и многомерный, так, М. А. Холодная выделяет в нем десять составляющих, но замечает, что ими не ограничивается структура обсуждаемой категории [1] . Когнитивные составляющие – результат условного разделения процесса познавательной деятельности [2] , который выполняется исследователями исключительно для удобства анализа.

А. В. Круглянски и Д. В. Вебстер используют понятие когнитивной закрытости для описания познавательных механизмов, которые отвечают за однозначный выбор и отсечение лишней, противоречивой и мешающей информации [3] . Конструкт когнитивной закрытости нашел ряд областей приложения, таких, как психология религиозности, стратегии приятия решений, тип реагирования на стресс.

В психологии религии закрытость часто пытаются соотнести с такими проявлениями как религиозный догматизм, буквализм, активное отрицание нерелигиозных взглядов, стереотипизация. Авторитарная религиозность и догматизм приводят к росту предрассудков, заключают Б. Альтсмаер и Б. Хунсбергер [4] . В работе Г. Лик и Б. Рандел прослежена связь авторитарных и крайне-правых воззрений с наиболее консервативными религиозными взглядами [5] . Мы привели в пример лишь несколько работ, исследования догматизма стали в психологии религий отдельным, довольно развитым направлением. Здесь мы можем выйти на более высокий теоретический уровень: существует проблемное поле «когнитивной закрытости», в котором структурные элементы (догматизм, отрицание других точек зрения, стреотипизация и т.п.) оказываются тесно сплетенными между собой. В. Сароглоу критикует попытки анализировать догматическую религиозность через когнитивную закрытость, так как первое является неизбежным спутником второго [6] . В упомянутых исследованиях мы видим проявление общего в частном. Изучение отдельных проявлений важно, но выдвигаемые гипотезы быстро приобретают банальность: познавательная закрытость проявляется через закрытость. Для лучшего понимания когнитивной закрытости следует рассматривать ее как общий теоретический конструкт, разрабатывать его внутреннюю структуру и описать и связь с другими психологическими категориями.

Обозначим уже имеющиеся детали общей картины.

Связь реактивной мотивации и стремления отсечь мешающую информацию описали И. МакГрегор, К. Нэш, М. Прентис. Авторы экспериментально показали, что в состоянии фрустрации некоторые типы людей склонны сильнее держаться за свои уже сложившиеся взгляды, отрицая иные точки зрения вплоть до экстремального неприятия других [7] . В этом авторы видят корень нетерпимости социально-групповых отношений, включая религиозный экстремизм, который проявляют личности с определенным когнитивным стилем, в условиях конфликта и фрустрации. Исследование показало тенденцию роста когнитивной закрытости у определенного типа людей как реакцию на неблагоприятную внешнюю обстановку. В работе обозначен ситуативный фактор, и типы людей выделены в соответствии с типом реакции, но вопрос о личностных составляющих, связанных с закрытостью, остается незатронутым.

А. В. Круглянски выявил корреляционную связь между высокой склонностью к когнитивной закрытости и частотой агрессивных реакций. Он полагает, что механизм этого явления следующий: агрессия является защитной реакцией при угрозе, поэтому имеет приоритет перед остальными тактиками поведения. При когнитивной закрытости человек не способен мириться с неоднозначностью информации, поэтому стремится как можно быстрее избавится от неприятных ощущений, вызванных противоречием между собственными представлениями и навязываемыми извне, что и приводит к агрессии [8] . На наш взгляд, ценность данного исследования значительна, оно объясняет ряд психологических фактов, таких как связь религиозного фундаментализма с радикализмом, и уточняет роль когнитивной закрытости в более широком конструкте — механизмах когнитивного диссонанса. Однако в исследовании мы видим связь открытости и уже финального поведенческого акта – агрессии, личностные составляющие остаются за кадром.

Реактивная агрессия может быть ответом как на реальные, так и на мнимые источники фрустрации или угрозы [9] . Мнимая угроза – продукт предвзятого отношения человека к ситуации, для его объяснения можно воспользоваться понятием установки в классическом понимании термина. Согласно концепции Д. Н. Узнадзе, установка — психологический механизм, определяющий направленность и избирательную активность поведения человека. Установка может опираться как на реальный предшествующий опыт, и на заблуждение, и на склонность человека, определяемую чертами характера. Установка – это продукт когнитивной деятельности, и мы придерживаемся мнения, что характер установки будет зависеть от когнитивного стиля. Установка не обязательно предполагает реализацию в поведении, но психологи сходятся в том, что установка задает наиболее вероятный вектор поведения.

В работах И.П. Шкуратовой [10, 11] показаны некоторые связи стилей общения и когнитивных стилей. Опираясь на теорию К. Левина, она исследует полезависимые и поленезависимые типы когнитивных стилей. Поленезависимому стилю свойственны: большая структурированность представлений об окружающем мире, и меньшая успешность в коммуникации, поскольку люди этого типа не сильно интересуется чужими мнениями и склонны к дистанцированию от других людей. В стремлении отгородиться от информации у поленезависимых людей мы видим составляющие механизма реализации когнитивной закрытости.

Следуя общей логике теории когнитивного диссонанса и концепции когнитивной закрытости, человек стремится отсекать неприятную, мешающую и противоречивую информацию.

Мы решили рассмотреть взаимосвязь когнитивной закрытости, с одной стороны, и коммуникативные установки, с другой. Данная область далека от формирования законченного взгляда на предмет структурно-функциональных отношений этих психологических явлений. Нам не удалось обнаружить работ, связывающий когнитивную закрытость с коммуникативными предустановками.

Мы предположили, что помимо избегания неприятной информации человек так же будет стараться избегать ее источников. В том числе это может проявляться коммуникативной агрессией. На уровне отношения личности могут быть зафиксированы отрицательные предустановки к коммуникатору и предстоящей коммуникации.

Для проверки нашей гипотезы мы использовали диагностическую методику «Стремление к когнитивной закрытости» («The Need for Closure Scale»), разработанный А. Круглянски и коллегами [12] (языковая адаптация – Ясина М.И.). А для измерения личностной предвзятости в коммуникации — методику «Определение деструктивных установок в межличностных отношениях» В. В. Бойко [13] . Обе методики позволяют раскрыть исследуемые феномены по ряду параметров – отдельных субшкал, благодаря чему можно раскрыть подробно структурно-функциональные связи двух явлений.

В разработанной А. В. Круглянски диагностической методике заложено пять измерений:

— Шкала «Стремление к порядку» описывает желание подчинить свой образ жизни правилам и структурировать пространство вокруг себя, включает такие утверждения, как: «Я ненавижу менять планы в последнюю минуту» (Да);

— «Стремление к предсказуемости» отмечает предпочтение старых изведанных способов поведения и нелюбовь к ситуациям, где нужно гибко отвечать на внешние перемены. Пример утверждения: «Я предпочитаю общаться с хорошо знакомыми людьми, потому что я знаю чего от них ожидать» (Да) ;

— «Решительность» описывает способность быстро принимать решения, не испытывать трудностей выбора. Пример утверждения: «Обычно я принимаю важные решения быстро и уверенно» (Да);

— Шкала «Двусмысленность» («нелюбовь к двусмысленности») отражает стремление человека иметь однозначный ответ на вопрос, не сомневаться, не попадать в ситуации с веером возможных решений. Пример утверждения: «В конфликтах я могу легко определить, кто прав, а кто – нет» (Да);

— «Закрытость мышления» описывает стремление отгородиться от дополнительной, путающей, дискуссионной информации и иметь однозначный ответ на вопрос. Пример утверждения: «Я обычно выслушиваю как можно больше мнений, прежде чем выразить свое собственное» (Нет).

Тест В. В. Бойко позволяет определить установки, склоняющие человека к следующим типам реакций:

— «Завуалированная агрессия в общении» — отражает ожидание отрицательных результатов общения, восприятие людей как потенциальной угрозы;

— «Жёсткость к людям» — отмечает тенденцию делать о людях однозначные резкие выводы и не смягчать свои негативные оценки;

— «Обоснованный негативизм» (ассертивная агрессия) — измеряет умение дать отпор, противостоять агрессии;

— «Брюзжание» — беспричинное недовольство людьми и жизнью;

— «Негативный опыт в общении» – склонность человека подолгу хранить память о неудачном опыте общения.

В исследовании приняло участие 140 испытуемых, из них мужчин 42, 98 женщин. Возрастом от 19 до 60 лет, средний возраст 34,8 года. Все испытуемые прошли полностью оба теста и получили по «шкале лжи» (субтест методики А. Круглянски) балл, указывающие на достаточную искренность ответов. Массив данных был обработан методом корреляции Пирсона субшкал двух тестов.

Мы попарно сопоставили результаты двух тестов, что позволяет подробно раскрыть связь когнитивной закрытости и установок в межличностных отношениях.

Шкала «Решительность» отражает умение делать однозначный выбор и смелость принятия этих решений. Шкала оказалась связной значимой отрицательной корреляцией практически со всеми шкалами теста «деструктивных установок в общении» («Жесткость к людям» Корр. = — 0,36, при P [14] . Истолковывая связи шкал, мы можем сказать, что человек, приняв однозначное решение, придает меньшее значение возражениям, поведение оппонента оценивает как данность, а не как источник потенциальной угрозы, выводы о людях делает более мягкие, восприятие мира как враждебного падает и отрицательный опыт забывается быстрее.

Таблица 1.

Корреляционный анализ данных по результатам тестов «Стремление к когнитивной закрытости» и «Определение деструктивных установок в межличностных отношениях»

e-notabene.ru