Общаться при стрессе

Психология общения. Беседа с человеком, находящимся в стрессе.

Приветствуем Вас на сайте психологической помощи по скайпу Vashe-Soznanie.ru. В последнее время, на сайт стали поступать все больше случаев, когда люди не знаю или теряются при разговоре с любимым человеком, который оказался в стрессе. Безусловно, чтобы давать рекомендации на эту тему нужно обращаться прежде всего на консультацию, а не на форумы или почту, это важно для эффективной работы. Поэтому мы решили написать эту статью, которая даст Вам хотя бы поверхностное понимание, как действовать в стрессовых ситуациях и как общаться с человеком, который оказался подвержен сильному стрессу.

Все мы понимаем, что человек, находящийся в состоянии тревожного расстройства той или иной степени тяжести, фактически, теряет контроль над своей жизнью. Так происходит, потому что иногда механизмы, помогающие почувствовать опасность и предпринять решительные действия в экстремальной ситуации, начинает давать сбои в современном мире. Это же относится и к вполне обыденным вещам — приступам злости, гнева, страха, паники, отчаяния, — всеми теми жалобами, с которыми к нам обращаются за консультацией на сайт Vashe-Soznanie.ru.

Но все же, что делать, если дорогой Вам человек оказался в стрессе?

Для начала, нужно знать, что недостаток понимания такого состояния окружающими и их неправильные действия могут только усугубить ситуацию, делая выход из нестабильного состояния ещё сложнее.

Замечали ли Вы когда-нибудь, что говоря в такой ситуации человеку банальное «успокойся», в ответ Вы получали еще более усиливающуюся тревогу и панику? думаем, что да.И что делать в этой ситуации? Мы ответим Вам, что на самом деле, существуют более эффективные способы оказания помощи, не усугубляющие при этом состояние человека. И эти способы прямо пред Вами.

Ваш личный психолог — отзывы

1. Никогда не говорите человеку, находящемуся в стрессе: «Не переживай из-за ерунды!»
То, что Вы считаете ерундой, может быть очень важным в мире другого человека. Пытаясь придать ситуации позитивные, светлые оттенки, Вы на самом деле принижаете что-то очень важное для этой человека. Прежде чем говорить подобное, попробуйте войти в систему убеждений другого человека. В состоянии тревоги или паники всё имеет большое значение, поэтому так эффективны психологические консультации, где психолог рассматривает Вашу проблему строго индивидуально.

2. Категорически нельзя убеждать человека в несущественности произошедшего.

Вместо этого необходимо применить тактику поощрения. Напомните ему, что подобное происходило с ним ранее, и он прекрасно справлялся с этими эмоциями. Это способствует преодолению текущего состояния и выходу из него.

3. Опять же, никогда не говорите: «Успокойся!»
Проблема стрессовых состояний в том, что они зачастую не поддаются контролю. Человек рад бы успокоиться, но он просто не может. Нужна специальная подготовка и работа над собой, чтобы вот так, по команде, взять под контроль своё эмоциональное состояние. Если Вы видите, что человек не в силах успокоиться самостоятельно, то нужно вызвать психологическую помощь. Но стресс может случиться в любом месте и в любое время, а помощь нужна сейчас. Ни один психолог, консультирующий в кабинете не сможет оказать помощь, если он уже закончил свой рабочий день. Тогда нужно помнить, что на сегодняшний день, психолог может оказать психологическую помощь по скайпу, лишь бы был интернет и установленный скайп, на компьютере, телефоне или планшете. Это позволит Вам быть защищенным и иметь возможность получить поддержку в нужные минуты по скайпу.

Личные консультации психолога

4. Заменяйте привычные шаблонные неэффективные фразы на слова-призывы к действию.
Например: «Может, прогуляемся в парке?», «Помедитируем?», «Займёмся чем-то вместе?».
Любое успокаивающее занятие отвлечёт человека.

5. Никогда не провоцируйте страх словами: «Просто сделай это!»
В большей степени такие ситуации относятся к разного рода страхам и фобиям. Кто-то жутко боится летать, а в качестве аргумента слышит дразнящее «просто сделай это». Проблема в том, что призыв к действию под давлением или с попыткой взять на слабо могут усугубить страх, вызвав тяжёлый приступ паники.

Мы рекомендуем Вам использовать ещё один метод, говоря фразы, наподобие «мне жаль, что с тобой такое происходит». Сочувствие в этом случае создаёт у человека ощущение, будто ему не нужно бороться с приступом эмоций, и с этого момента он начинает успокаиваться.

6. Никогда не говорите: «Всё будет хорошо».
Говоря эту избитую фразу, Вы, фактически, никогда не добиваетесь нужного успокоительного эффекта. Всё потому, что Вам не поверят. А почему? Потому что говорить фразу «Все будет хорошо» могут люди, имеющие очень большой авторитет. Если этого авторитета у Вас нет, Вам не будут верить. Да или с чего всё будет хорошо? Попытка вселить неподтверждённую ничем уверенность может улучшить ситуацию всего на несколько секунд, а затем человек быстро проанализирует всё со своей позиции и, не найдя и не услышав причин, по которым всё действительно будет хорошо, ещё глубже окунается в отчаяние.

Личная терапия для психолога

Наоборот, именно возможность принять своё беспокойство вместо того, чтобы пытаться изгнать его, может оказать куда лучший эффект.

7. Если Вы испытываете те же эмоции? Или не забывайте о себе.
Ещё одна распространённая техника, которая подразумевает убеждение в том, что Вам сейчас так же плохо. Даже если Вы действительно испытываете тот же стресс, тревогу или подобные эмоции, то Вам в любом случае не стоит зацикливаться на этом состоянии. Вы все прекрасно знаете, что депрессия заразна. Стоит побыть вместе с человеком в таком состоянии, и сам поневоле начинаешь испытывать эмоциональный упадок.

Таким образом, при попытке поддержать другого на правах «равенства состояний» существует риск создать «взаимную подпитку» друг друга негативными эмоциями. Не стоит горевать вместе. Оптимальным будет совместное отвлечение на какое-то положительное действие: те же совместные прогулки и другое времяпрепровождение.

8. Не склоняйте человека к алкоголю, чтобы расслабиться.
Тут даже говорить ничего не нужно. Напиться и забыться — это грубейшая ошибка. В краткосрочной перспективе, то есть вот прямо сейчас, помочь может, но в долгосрочной приведёт к алкоголизму и клинической депрессии, с которой будет справиться почти невозможно без препаратов и психиатрического лечения. Представляете, какой вред может оказать на психологическое здоровье, так и на физическое? Помните, со временем текущие эмоциональные проблемы лишь усилятся, если принимать алкоголь, чтобы избавиться от стресса.

9. Прекратите винить себя за состояние Вашего любимого человека.
Самое ужасное, когда от негативных эмоций страдает близкий человек. Если Вы не являетесь причиной, то всё равно будете склонны предполагать наличие и своей вины в том, что происходит. Это может привести к попыткам контролировать эмоции человека, что приведёт лишь к усугублению проблемы. Вы осознаете, что все Ваши усилия не приносят результата, и чувствуете злость, либо разочарование. Опустив руки, Вы отстраняетесь от проблемы в целом, и близкий Вам человек начинает чувствовать себя отвергнутым, брошенным, виноватым в том, что его эмоциональные проблемы мешают другим.

Личные отношения психолог-клиент

Единственным верным способом помочь является отказ от попыток подавлять и контролировать эмоции родных людей. То, что Вы сейчас прочли это обычные жалобы наших клиентов, которые сами же отчасти поспособствовали усугублению состояния своих половинок, детей или родственников. Всегда лучше обратиться к специалисту, чтобы потом не было «медвежьей услуги». Вам нужно просто записать Вашего человека на консультацию по скайпу, где ему будет оказана психологическая помощь.

vashe-soznanie.ru

Стрессы в деловом общении

Стрессы в деловом общении – это фактор, которого просто невозможно избежать. Мало того, что в бизнесе сталкиваются две и более разнохарактерные личности, так еще и каждая из них преследует свои выгоды и цели, которые могут противоречить принципам оппонента.

Причины стрессов

Стресс – это универсальное «средство» обороны нервной системы. Он возникает и проявляется по стандартным причинам, вне зависимости от вида «раздражителя». Если перенести этот постулат на сферу делового общения, то можно выделить следующие «провокаторы» стресса:

  • Высокая профессиональная нагрузка.
  • Противоречивость требований.
  • Неопределенность роли (когда человек не понимает, что от него требуется).
  • Апатия к работе (если профессиональная деятельность неинтересна, то она вызывает постоянное нервозное состояние).
  • Нарушение физических условий (работа в шумной обстановке, в холоде и т.п.).

Кроме того, психологи выделяют дополнительные стрессогенные факторы, оказывающие не меньшее влияние на психологическую устойчивость в деловой сфере:

  • Страх выполнить работу некачественно.
  • Боязнь допустить ошибку (особенно ту, которую нет возможности исправить).
  • Страх быть хуже других.
  • Боязнь за репутацию.
  • Стратегия стрессоустойчивости

    Как гласит концепция Г. Селье, стресс – это настоящий «вкус» и «аромат» жизни, а полная свобода от него – это смерть. Избегать его постоянно невозможно, но вполне реально выстроить собственную стратегию стрессоустойчивости, достойно встречать и противостоять психологическим угрозам. Это чревато минимальным вредом здоровью.

    Научным путем доказано, что сила стрессовой реакции напрямую зависит от общего отношения к жизни и удовлетворенности текущим положением дел. Чтобы реакция на «раздражители» была менее выражена или не возникала вовсе (например, в ситуациях, которые не имеют серьезного, а то и вообще никакого значения), старайтесь придерживаться следующих правил:

    1. Заранее предусмотрите возможные варианты исхода события/переговоров. Предположите, что может сказать оппонент, и подумайте, как на это ответить наилучшим образом. Мысленно постройте диалог и прорисуйте потенциально возможные направления развития встречи. Приготовьтесь к любому варианту, обратив особое внимание на негативный. Подсознательно вы уже переживете ситуацию, что снизит эффект от нее, даже если она и случится.
    2. Всегда имейте в запасе несколько планов. Если не получится исполнить «А», переходите к «В»; провалится «В» – у вас будет «С». Нередко стрессы возникают по причине растерянности, когда нужно что-то срочно предпринять и начинать двигаться, а человек не знает куда и как. Построив планы заранее, вы огородите себя от подобных неурядиц.
    3. Регулярно устраивайте себе психологически разгрузочные дни отдыха. При отсутствии этого стрессы приобретут хронический характер, а нервная система будет истощаться.

    Это три универсальных совета, которые можно дать абсолютно любому человеку, начиная от школьника и заканчивая руководителем предприятия, который хочет уверенно держать себя в руках.

    Антистрессовое руководство

    Чтобы снизить уровень стресса в коллективе, можно следовать нижеприведенным рекомендациям. Чаще задумывайтесь над адекватностью собственных оценок профессиональных качеств подчиненных. У руководителя не должно быть любимчиков, а все обязанности должны распределяться в соответствии с занимаемой должностью. Работники тонко чувствуют несправедливость и ответят вам той же монетой.

    Проявляйте к подчиненным заботу и оказывайте им поддержку. Дайте понять, что все люди и каждый может ошибиться. Если кто-то допустил ошибку, проанализируйте, почему так произошло, и только потом принимайте решение о дальнейшей реакции.

    Критикуя подчиненного, не переходите на личности и не унижайте человека. Придерживайтесь этики делового общения и не выходите за рамки дозволенного.

    Умейте признавать перед подчиненными и свои ошибки. Это дает положительный эффект с двух сторон. Во-первых, вы поднимете свой статус в глазах персонала, ведь далеко не каждый руководитель на это способен. Во-вторых, работники будут меньше бояться ошибиться сами и будут с меньшим стрессом подходить к исполнению своих трудовых обязанностей. Как показывает практика, отсутствие страха ошибки сводит количество оплошностей к минимуму, и наоборот.

    В общении с подчиненными не позволяйте себе использовать сарказм, иронию и юмор, которые могут задеть человека из коллектива.

    Антистрессовое подчинение

    Не стесняйтесь просить руководителя точнее объяснять, чего именно он от вас ждет, давая то или иное задание. Во всяком случае тогда, когда первичная постановка задачи допускает двоякое понимание. Еще лучше, если все распоряжения будут отдаваться в письменном виде.

    Если вы ощущаете, что на вас навалено слишком много дел и это мешает выполнению своих обязанностей – скажите мотивированное «нет». Это не показатель слабости, а здравая оценка своих возможностей. Попытка успеть то, что невозможно априори, чревато ошибками и, как результат, стрессом, нервным срывом.

    Если вас не устраивают условия работы, которые можно скорректировать, или оплата труда – переговорите с руководством, предложив свои идеи по улучшению. Если меры отвергаются, стоит подумать над тем, чтобы сменить место работы на более комфортное.

    Даже при высоких уровнях физической и умственной нагрузки, находите по 10-15 минут для отдыха. Доказано, что этого времени вполне достаточно, чтобы увеличить свою продуктивность.

    Регулярно устраивайте себе психологическую разгрузку. Это может быть занятие любимым хобби или поход в тренажерный зал. Выплеск негативных эмоций обязательно нужен, или они «съедят» вас изнутри.

    Не мешайте личные и деловые отношения. Даже если вы работаете или постоянно контактируете по рабочим процессам с женой/мужем/другом/родственником – заранее договоритесь о том, что отношения отношениями, а работа работой. Обстановка и ситуация в одной сфере никак не должна пересекаться с другой.

    Бороться со стрессом нужно тогда, когда он еще не наступил, – это намного эффективнее. Ведите внутренний диалог с собой, не допускайте синдрома «отличника», правильно и вовремя отдыхайте. Но если вы чувствуете, что сами не справляетесь, – обратитесь к профессиональному психологу. В этом нет ничего постыдного, его задача настроить пациента на движение в созидательное и продуктивное русло, а не записать вас в «психопаты».

    zhazhda.biz

    Стресс и деловое общение: без бегства и нападения

    Как не дать мозгу превратить нас в рептилию

    Влияние на окружающих, донесение до них своей точки зрения — необходимая вещь, без который не обойтись в работе и личной жизни. Почему же иногда наши доводы оказываются неубедительными, а наше поведение отталкивает? Все дело в устройстве человеческого мозга.

    Одна из ловушек, не позволяющая вам устанавливать связи с людьми, может показаться несколько странной. Вы должны признать, что отчасти являетесь представителем животного мира. Или что иногда вы являетесь человеком лишь отчасти — особенно в минуты стресса.

    Наша история коротка. У человека не один мозг, а целых три. Дело в том, что природа потратила сотни тысяч лет на то, чтобы настроить наш мозг. Однако она не удаляла старые части, а только добавляла к ним новые. В результате мы имеем три различных «уровня» в мозгу, и у каждого из них своя задача. Мозг рептилии концентрируется на принятии решения «убегать или сражаться», мозг млекопитающего отвечает за эмоции, а человеческий мозг — за разумные рассуждения.

    Чаще всего эта система оказывается очень эффективной, потому что каждая из ее частей отлично функционирует. Ваш человеческий мозг работает, когда вы вносите данные в электронную таблицу, мозг млекопитающего испытывает удовольствие, когда вы держите на руках младенца, а мозг рептилии командует «Беги!», когда на вас на полной скорости несется автомобиль. Проблемы появляются тогда, когда три мозга начинают мешать друг другу — особенно в условиях стресса.

    В такие моменты активируется эмоциональный сенсор в мозгу — амигдала, или миндалина, в результате чего возникает так называемый захват миндалины. В подобных ситуациях мозг будто расщепляется, и три его части начинают действовать независимо друг от друга. В этот момент вы становитесь одновременно и человеком, и млекопитающим, и рептилией.

    Но на этом проблемы не заканчиваются. По мере нарастания возбуждения мозг рептилии, насчитывающий 245 миллионов лет и приученный «сражаться или убегать», начинает все сильнее контролировать вас. Это значит, что вы уже не в состоянии оценивать ситуацию, руководствуясь событиями, происходящими в настоящем времени. Миндалина заставляет вас реагировать старым и автоматическим способом. Ваше мышление теряет концентрацию, эмоции перехлестывают через край и поведение становится примитивным.

    Это быстро приводит к формированию порочного круга — чем больше вы напоминаете рептилию, тем сильнее возбуждается миндалина. Довольно быстро человеческий мозг и мозг млекопитающего полностью выпадают из процесса. Иными словами, вы больше не связаны с людьми ни логически, ни эмоционально. Вместо этого вы оказываетесь загнанными в угол и стремитесь либо убежать от расстраивающих вас людей, либо затронуть их в ответ.

    Разумеется, современные собрания и телефонные конференции мало напоминают доисторические условия, в которых мозг разработал подобные виды ответной реакции. Однако вашей нервной системе все равно. Она не знает различий между тираннозавром и тираном-боссом. Даже если захват миндалины и не заставит вас с воплем выбежать из комнаты или стукнуть соседа палкой по голове, он точно приведет к тому, что вы потеряетесь на сугубо биологическом уровне. И в этом случае вы, как правило, будете следовать одной из двух фундаментальных стратегий. К сожалению, обе они глубоко ошибочны.

    Первая состоит в бегстве. Это стратегия избегания и бездействия, полного отсутствия влияния. Вы выключаетесь или застываете в тот момент, когда вам лучше что-то делать. Вы капитулируете, сдаетесь или избегаете выбора, риска, возможности.

    Вторая связана с борьбой. Следуя ей, вы пытаетесь давить на соперника, уговаривать, убеждать или заставлять его действовать в соответствии с вашими интересами.

    Находясь в состоянии рептилии, вы не можете ни на кого влиять, поэтому такой ловушки стоит избегать любыми возможным способами. Полностью концентрируясь на своих страхах, стрессе и гневе, вы раз за разом возбуждаете свою миндалину. Сконцентрировавшись на чувствах других людей, вы сможете немного выпустить пар, а затем приступить к взаимодействию, вместо того чтобы спасаться бегством или атаковать.

    История Марка иллюстрирует, как наладить общение в сложной ситуации. Хотя Марк часто появляется на телевидении и радио, по натуре он довольно стеснителен. Всего несколько лет назад он был настолько застенчив, что на любой вечеринке обычно выдерживал пару часов, а затем начинал умолять жену поехать домой. Разумеется, это не приносило ему пользы и не нравилось жене. Поэтому в один прекрасный вечер Марк решил попробовать вести себя иначе. Он решил обязательно поговорить хотя бы с тремя гостями и приложить все усилия, чтобы это общение было для них приятным.

    Марк совершенно не представлял себе, к чему приведет этот эксперимент. Однако к концу вечера он смог насладиться интересной беседой с пятью собеседниками. Трое из них постоянно улыбались ему, а на прощание долго пожимали руку, говоря, как им понравилось общаться с ним и как они хотят продолжить знакомство.

    Когда Марк наконец ушел с вечеринки (в этот раз жене пришлось просить его поехать домой), он задался вопросом, почему его безграничное стеснение моментально испарилось во время общения с собеседниками. Затем он понял, что вместо того, чтобы оставаться в рамках своей привычной системы (дискомфорта и нервозности, ведущих к захвату миндалины), он перешел в реальность своих собеседников и, «просто слушая» их, концентрировался не на том, чтобы быть интересным самому, а искал в их словах что-то интересное для себя. Сделав это, он обрел ощущение покоя и безопасности.

    www.7ya.ru

    Общение при стрессе. Социально-психологический субсиндром стресса

    Изменение функционального состояния человека при стрессе меняют его отношение к окружающему миру, в том числе к миру людей.

    Схема развития социально-психологического субсиндрома стресса

    Исследования внутригруппового взаимодействия в условиях длительной изоляции показали, что оно является фактором, существенным образом влияющим на эффективность деятельности членов группы. На основе огромного экспериментального материала, полученного как в лабораторных сурдокамерных экспериментах, так и в полевых условиях во время групповых глубокоподводных погружений, в ходе экспедиции в полярных условиях, в ходе многомесячных, без заходов в порты, рейсов на рыбопромысловой базе «Восток» были выделены три основные стадии развития общения при групповой изоляции: ознакомления, дискуссий и ролевых ориентации.

    Первая стадия отчетлива, непродолжительна (несколько суток), характеризуется активизацией внимания членов группы друг к другу, повышенной корректностью обращения. Продолжительность стадий дискуссии от нескольких дней до двух-трех недель, иногда до года. Члены изолированной группы, активно общаясь, беседуют на разные темы, выясняют взаимные взгляды на разные вопросы.

    При этом они активно и, как правило, доброжелательно ищут общения. В ходе дискуссий зарождаются коалиции, распределяются неформальные функциональные обязанности и ролевые ориентации. На стадии ролевых ориентации возникают довольно устойчивые подгруппы со своими центрами притяжения. При длительном пребывании в условиях социальной изоляции первоначальная конструкция группы чаще всего пересматривается, некоторые коалиции распадаются, возникают новые. В этих условиях легко возникают конфликты, вызванные неэффективностью взаимодействия, различиями оценки собственного вклада в общую деятельность и вклада других, недовольство членов группы в случае блокировки канала связи с другими социальными группами и т.д. Стадия ролевых ориентации сопровождается либо «кооперативным», либо «конкурентным» взаимодействием.

    Анализ общения в изолированных группах показал, что социально-негативные компоненты общения становятся доминирующими на пятом-седьмом месяце. Стрессовый эффект длительной групповой изоляции и скученности усугубляется напряженным режимом труда. Исследования показали, что при этом закономерно снижалась производительность труда и возрастала заболеваемость с широким спектром болезней.

    При стрессе в экстремальных условиях, на определенном этапе взаимодействия членов группы, закономерно возникают как увеличение активности общения (консолидирующее или дезорганизующее группу), так и уменьшение активности общения, возникающее за счет либо значительного ухудшения функционального состояния и самочувствия членов группы. В результате симптоматики дистресса (апатия, адинамия, снижение умственной и физической активности, чувство дискомфорта и т.д.) снижается мотивация и способность к общению. Так и при сравнительно удовлетворительном физическом состоянии и самочувствии членов группы за счет «интериоризации» мыслительной активности индивида при его самоуглубленности. Интенсивность общения снижается при стрессовой самоотчужденности субъекта, когда для него, казалось бы, снижается значимость собственной персоны и отношения к себе окружающих людей. Человек пренебрегает своим внешним видом, мнением о себе других людей, гигиеной своего тела, регулярным питанием и т.д. Некоторыми исследователями подобное самоотчуждение интерпретируется как форма протеста против стрессогенного социального давления, не всегда полностью осознаваемая субъектом.

    Кроме перечисленных форм, снижение активности общения при стрессе возможно при активности поведения. Нередко отмечается феномен «когнитивного нигилирования» партнера. У человека появлялась нарастающая неприязнь к партнеру по изоляции. Ее причиной было главным образом своего рода «переполнение», «перегрузка» субъекта информацией разного рода, исходящей от его партнера, при том, что прочая информация из внешнего мира была крайне ограничена и однообразна. Партнер становился не столько ненавистен, сколько нежелателен, избегаем, вплоть до того, что люди начинали избегать встречаться взглядами и даже смотреть друг на друга. Дальнейшее развитие такой тенденции чревато возникновением склонности к агрессии как выражению побуждений к реальному нигилированию партнера. Причем агрессия может быть направлена как на него, так и на себя (суицид). Последнее — это результат стремления уничтожить общение с партнером, с объектом общения (т.е. с избыточностью однообразной монотонной информации, исходящей от партнера по общению) через уничтожение себя — субъекта общения.

    Такие формы болезненно измененного общения, как некритичная, не вполне контролируемая сознанием агрессивность по отношению к партнерам по общению и суицид, могут возникнуть при нескольких, казалось бы, различных предшествовавших формах общения:

    1. В результате неблагоприятного развития «когнитивного нигилирования» партнеров;

    2. Активизации общения, дезорганизующего группу, при невозможности покинуть группу или «уединиться» в ее структуре.

    Выделяются шесть степеней «когнитивного нигилирования» партнера:

    1-я степень: «Все время помню, что не надо заходить на территорию соседа». Актуализация в сознании целесообразности ограничить контакты с партнером.

    2-я степень: «Предпочитаю не смотреть в сторону, где сидит сосед». Избегание визуальных контактов.

    3-я степень: «Неприятно произносить слова, которые часто говорит сосед». Избегание «вербальной общности».

    4-я степень: «Разговаривать с соседом — неприятно, когда приходится — произношу слова с усилием, иногда с запинкой, с заиканием». Нарушение вербального контакта.

    5-я степень: «Несколько раз поймал себя на том, что забывал обычные слова, которые часто произносил сосед».

    Амнестические реакции на партнера по общению.

    6-я степень: «Подолгу сосед для меня перестает существовать, хотя при совместной деятельности, как это неприятно, приходится вновь и вновь смиряться с его существованием». Периодическое «когнитивное нигилирование» Вероятность попыток «ломки» неприемлемой для субъекта, нетерпимой им формы общения через агрессию в адрес партнеров — участников общения наиболее высока, когда к прочим стрессогенным факторам, обрушившимся на субъекта, присоединяется надругательство над ним, физическое притеснение его со стороны кого-либо из членов группы, при участии или попустительстве остальных ее членов.

    Выделяются 5 степеней стрессогенной агрессивности или депрессивной склонности к суициду.

    1-я степень: подобные тенденции полностью, отчетливо не актуализирующиеся в сознании (осознаются позднее);

    2-я степень: периодические, неожиданные для себя самого мысли о возможности агрессии;

    3-я степень: постоянные, сдерживаемые мысли об агрессивных актах, воспринимаемые субъектом как несерьезные;

    4-я степень: периодическая неспособность сдерживать агрессивные выпады против партнеров по общению (препирательства, ругань и т.п.);

    5-я степень: намеренная подготовка осуществления не критически оцениваемых субъектом, т.е. кажущихся ему оправданными и нужными, агрессивных действий в адрес партнеров по изоляции.

    Следует отметить, что актуализация в сознании при стрессе возможности или необходимости крайних форм агрессии или самоагрессии (об убийстве партнера или о самоубийстве) может возникнуть внезапно, неожиданно для субъекта. Причем субъект может либо осознавать абсурдность этихдействий, либо ошибочно признавать их необходимыми, неизбежными. Внутреннее побуждение к агрессии Может внезапно возникнуть Ё СОСТОЯНИИ аффективной конфронтации с партнером. Есть сообщения о том, что совершенное насилие снижает уровень стресса у человека, его совершившего, тем «спасая» его от психической стрессогенной травмы.

    Действительно, часто человек психологически, биологически оказывается не защищен против деструктивных последствий эмоционального стресса. Однако это не означает, что вообще не существует возможностей адекватной адаптации в данных условиях. Такая адаптация возможна (в силу способности человека обучаться) на основе стимуляции и оптимального использования социально-психо-физиологических ресурсов организма, в первую очередь повышения способности к саморегуляции.

    В ситуации, когда нет возможности устранить или ослабить воздействие стресс-фактора, используя психофизиологические механизмы саморегуляции, человек, тем не менее, может целенаправленно корригировать свои реакции. Оказываясь не в состоянии избежать психотравмирующей ситуации, человек может изменить, рационализировать отношение к ней, ослабив, тем самым, ее «экстремальность» (2,с.67).

    Для нас представляет особый интерес информация о факторах устойчивости личности к стрессовым воздействиям.

    В целом данные факторы устойчивости личности многими психологами обозначаются понятием «ресурсы» личности. Именно через систему ресурсов: внутренних-личностных и внешних-социальных, преломляется воздействие различного рода стресс-факторов в результате чего, формируется та или иная адаптационная реакция личности. К внутренним ресурсам относятся: представление человека о себе, его Я-концепция, умение контролировать свою жизнь, свое поведение, брать за это ответственность на себя — интернальный локус контроля; умение общаться с окружающими и знания о социальной действительности -определенная социальная компетентность; умение быть эмоциональным, сопереживать окружающим в процессе общения, «проживать вместе с ними» какой-то отрезок жизни и таким образом накапливать свой собственный опыт- эмпатия; умение общаться с людьми, желание и стремление быть с ними вместе — аффилиация. К ресурсам также относятся и такие элементы личностной зрелости как своя, собственная позиция по отношению к жизни, смерти, любви, одиночеству, вере, духовности; ценностные ориентации и мотивационная структура личности. Помимо ресурсов личности человек обладает и ресурсами социальной среды, которые также определяют его поведение. Это — та социальная сеть, то окружение, в котором живет человек. Эта система социальной поддержки может существовать на разных уровнях: на уровне страны, конкретного города, района, конкретной организации, семьи, друзей и т.д. Важно не просто наличие этой системы, необходимо, чтобы социальная поддержка реально оказывалась, воспринималась, чтобы человек умел ее запрашивать, находить. Такой социально — поддерживающий процесс также является ресурсом человеческого поведения, влияющим на уровень адаптации (6,с.50).

    Многие авторы обращают внимание на необходимость индивидуального подхода к регуляции стресса с учетом личностных особенностей человека. Отмечается возможность обучения, тренировки и укрепления личностных особенностей, способствующих устойчивости человека перед психологическими и социальными стрессорами. Используются методы групповой психотерапии дистресса, методы суггестии, медитации. Наиболее успешными оказываются комплексные подходы к профилактике и купированию неблагоприятных проявлений стресса.

    Таким комплексным методом воздействия являются занятия психологического тренинга с обучением методам саморегуляции.

    Представляемая программа коррекционной работы с дезадаптивными военнослужащими представляет собой систему методов активизации как внутренних ресурсов личности (на основе обучения методам саморегуляции, тренировки навыков саморегуляции), так и внешних ресурсов личности (на основе специально организованного «безопасного» общения в тренинговой группе, методов повышения группового сплочения).

    xn--80ahc0abogjs.com