Обучение чтению детей с аутизмом создание личного букваря

Обучение чтению детей с аутизмом создание личного букваря

Обучение чтению детей с аутизмом: создание «Личного букваря».

КГОУ Камчатская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

Материал могут использовать учителя, работающие с аутичными детьми.

3. После идет изучение букв имени ребенка.

4. Далее изучение букв «М», «А», «П».

5. Потом можно добавлять буквы из имен родителей и родственников.

Для достижения осмысленности усвоения букв предполагаются такие упражнения:

Заполнение всех строчек не предполагается, часть задания ребенок может выполнить дома.

4. Подписывание нарисованных предметов, ребенок сам или с помощью педагога пишет в слове знакомую букву. При необходимости написание буквы заранее отрабатывается с помощью упражнений.

На изучение одной буквы отводится 1 -2 занятия.

3. Умение правильно написать букву отдельно и в словах.

Самостоятельное знакомство аутичного ребенка с буквами часто происходят еще до занятий с педагогом. В повседневной жизни такой ребенок, так же как и обычный, непроизвольно обращает внимание на названия вывесок, аббревиатур, продуктов, книг и д.р.

Обучение аутичных детей чтению начинается с создания «Личного букваря», который служит только для изучения букв, для создания у ребенка представления о букве, о том, что она обретает смысл в слове. Данный букварь не предусматривает освоения аналитического способа чтения( в отличии от традиционного букваря). Освоив такой «букварь», ребенок знает все буквы, и безусловно может прочитывать отдельные слова, но педагог сознательно не должен развивать данное умение, более того, он не должен фиксировать на нем внимание ребенка, для того, чтобы сначала создать у него представление о слове и о фразе.

В ходе работы важно сформировать у ребенка следующие умения:

2. Умение самостоятельно назвать слова с изучаемой буквой.

Подготовка античного ребенка к школьному обучению включает в себя, помимо формирования учебного поведения, задачи обучения навыков осмысленного чтения, письма и счета. Одной из причин опережающего обучения таких детей школьно-значимым навыкам является необходимость обеспечить ребенку в дальнейшем наиболее благоприятные возможности для школьной адаптации. Известно, что аутичные дети с трудом привыкают к школьному режиму, к новым для них правилам, к учителю, одноклассникам. Даже ребенок, ранее посещавший детский сад, поступив в школу, нуждается в некотором периоде адаптации к новым правилам. Понятно, что на первых порах продуктивного усвоения учебного материала от такого ре6енка ждать не приходится. Поэтому опережающее обучение чтению и письму объясняется в первую очередь необходимостью дать аутичному ребенку достаточный запас школьно-значимых навыков, который позволит ему безболезненно пройти трудный период школьной адаптации.

Методика создания «Личного букваря» предполагает особую последовательность в изучении букв.

6. Оставшиеся буквы вводятся в букварь в индивидуальном порядке, в зависимости от интересов ребенка и его индивидуальных способностей.

— дописать букву в хорошо знакомых словах «Ч . СЫ», «НО . »;

2. Написание буквы педагогом с комментированным письмом /желательно письмо должно быть безотрывное из-за фрагментарности восприятия и сложности переключения внимания у аутичного ребенка/.

— на третьей линейке – самостоятельное письмо или письмо по трафарету.

1. Умение ребенка правильно узнавать и называть букву отдельно и в словах.

Создание «Личного букваря» предполагает особую последовательность в изучении букв, которая должна быть направлена на их осмысленное усвоение.

2. Затем ребенок должен усвоить, что «Я» может встречаться и в других словах:

— самостоятельно написать знакомые слова и д.р.

Последовательность работы в букваре.

— на второй линейке письмо букв по точкам.

Следует отметить, что создание «Личного букваря» на данном этапе не решает задачу обучения ребенка аналитическому чтению, он знакомит аутичного ребенка с буквами, помогает ему запомнить их графическое изображение, дает представление о том, что буквы – составные части слов, что слова могут обозначать разные предметы или быть именами родных людей.

1. Обучение начинается с изучения буквы «Я». Это позволяет аутичному ребенку, который долгое время говорит о себе во 2 – 3 лице, «ИДТИ ОТ СЕБЯ».

— найти изучаемую букву в разных словах;

1. «Рабочая заготовка»/далее ребенок вместе с родителями дома готовит следующую для освоения новой буквы/.

— написание педагогом несколько букв на первой линейке и обводка ребенком этих букв цветным карандашом или ручкой.

3. Рисование предметов, в названиях которых есть изучаемая буква; ребенок самостоятельно или с помощью взрослого рисует предметы или дорисовывает какую-то деталь в его рисунке.

Последовательность изучения звука в слове соответствует схеме: в начале – середине – в конце слова.

www.openclass.ru

Воспитание детей, больных аутизмом : список литературы

  • Алмазова, С. Л. Особенности «жизненной компетенции» детей и подростков с расстройствами аутистического спектра через анализ осознания ими себя как представителей пола // Специальное образование. — 2014. — № 1 (33). — С. 24-33
    1. Аршатская, О. О детском аутизме // Дошкольное воспитание. – 2006. — N 8. — С. 63-70
    2. Ашикова, С. Что мне делать? Он уходит : [Отклонения в развитии детей] // Дошкольное воспитание. – 2001. — N 3. — С. 5-7
    3. Баенская, Е. Р. Возможности использования рисунка в коррекционной работе с аутичными детьми // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2012. — № 1. — С. 46-54
    • Баенская, Е. Р. Приемы психологической коррекционной помощи в преодолении страхов у детей с аутизмом // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 2. — С. 11-18
    • Баенская, Е. Р. Страхи у детей с аутизмом // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2013. — № 7. — С. 26-32
    • Бразгун, Т. Н. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с расстройствами аутистического спектра // Школьный логопед. — 2013. — № 2. — С. 40-43
    • Гусева, И. Е. История раннего развития аутичного ребенка : (второй и третий годы жизни) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — N 3. — С. 72-79
    • Гусева, И. Е. История раннего развития аутичного ребенка : (первый год жизни) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — N 2. — С. 73-80
    • Зайцева, М. К. Речевое взаимодействие педагога и ребенка с аутизмом на занятиях по развитию изобразительной деятельности // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 2. — С. 19-27
  • Иванова, С. Л. Специфические нарушения умственного развития и поведения у детей с ранним детским аутизмом и способы их коррекции // Педагогические науки. — 2013. — № 3. — С. 45-50
  • Кагарлицкая, Г. С. Дети с расстройствами аутистического спектра: с чего начать? : (взгляд онтогенетического кинезотерапевта) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010. — N 1. — С. 52-57
  • Костин, И. А. Поведенческий подход к коррекции детского аутизма: основные понятия // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — N 1. — С. 54-60
  • Кричевец, Е. А. «Мы вместе» [Текст] : странички для занятий с детьми : использование текстов «Из жизни дошкольников» для формирования навыка чтения и понимания прочитанного у детей с особенностями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2011. — N 2. — С. 1-16 вкл.
  • Крылова, А. Пособие для тех, кто работает с подростками // Директор школы. – 2002. — N 8. — С. 73
  • Лаврентьева, Н. Б. Обучение письму детей с аутизмом: начальный этап работы // Дефектология. — 2009. — N 2. — С. 55-59
  • Лаврентьева, Н. Б. Обучение чтениюдетей с аутизмом: создание «Личногобукваря» // Дефектология. — 2008. — N 6. — С. 45-53
  • Лаврентьева, Н. Б. Педагогическая диагностика детей с аутизмом : [Дошкольное воспитание детей с ограниченными возможностями] // Дефектология. – 2003. — N 2. — С. 88-93
  • Лаврентьева, Н. Б. Развитие навыков осмысленного письма у детей с аутизмом // Дефектология. — 2009. — N 3. — С. 67-75
  • Лаврентьева, Н. Б. Формирование учебного поведения у аутичных детей-дошкольников // Дефектология. — 2008. — N 4. — С. 52-64
  • Либлинг, М. М. Коррекция детского аутизма с помощью игровой холдинг терапии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 7. — С. 6-12
  • Либлинг, М. М. Организационные модели дошкольного образования и воспитания детей с аутизмом // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — N 5. — С. 23-28
  • Либлинг, М. М. Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом // Дефектология. – 1998. — N 1. — С. 69-81
  • Никольская, О. С. Аутичный ребенок: пути помощи // Логопед в детском саду. — 2012. — № 5. — С. 53-73
  • Никольская, О. С. Дети с аутизмом: варианты развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — № 1. — С. 25-32
  • Никольская, О. С. Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра в период начального школьного образования // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — № 2. — С. 9-17
  • Никольская, О. С. Психологическая помощь детям с эмоциональными нарушениями (с аутизмом) в детском саду и школе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2007. — N 5. — С. 67-74
  • Никольская, О. С. Психологическая помощь ребенку с аутизмом в процессе совместного чтения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — № 5. — С. 10-16
  • Павлий, Т. Н. Актуальные вопросы создания службы комплексного сопровождения аутичного ребенка : (на примере истории и организации в Хабаровске) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — N 4. — С. 49-55
  • Плаксунова, Э. В. Адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2011. — N 3. — С. 27-31
  • Плаксунова, Э. В. Влияние коррекционно-развивающих и стимулирующих упражнений на формирование движений у учащихся с аутизмом [Текст] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2011. — N 4. — С. 47
  • Плаксунова, Э. В. Возможности адаптивного физического воспитания в формировании двигательных функций у детей синдромом раннего детского аутизма // Школа здоровья. – 2004. — N 1. — С. 57-62
  • Плаксунова, Э. В. Использование программы «Моторная азбука» в процессе коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2008. — N 2. — С. 2-5
  • Розенблюм, С. А. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра в школе с углубленным изучением ряда предметов и гимназии [Текст] : (общие подходы и практический опыт) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010. — N 5. — С. 20-25
  • Солоед, К. На стороне ребенка : работа с детьми-аутистами в семье и образовательном учреждении // Здоровье детей — Первое сентября. — 2012. — № 10. — С. 34-37
  • Соломко, А. Д. Адаптивное физическое воспитание как метод коррекции аутичных детей // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2008. — Вып. — С. 246-252
  • Соломко, А. Д. Развитие игровых аутичных детей средствами адаптивного физического воспитания // Российский психологический журнал. — 2008. — Т. 5. — 2 С. 85-87
  • Ульянова, Р. К. Описание работы по формированию целенаправленного поведения, обучению и воспитанию ребенка с тяжелой формой аутизма // Аутизм и нарушения развития. — 2015. — № 1 (46). — С. 3-18
  • Шарыпова, М. Н. Особенности методики дошкольного обучения детей с расстройствами аутистического спектра при реализации инклюзии [Текст] // Вестник педагогических инноваций. — 2014. — № 3. — С. 124-131
  • Янушко, Е. А. Использование метода совместного рисования в работе с аутичным ребенком // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. — N 1. — С. 70-75
  • webcache.googleusercontent.com