Обучение с синдромом дауна

Дети с синдромом Дауна, или солнечные дети

Рождение особого ребенка всегда становится настоящим испытанием для родителей, и это совершенно естественно. Каждая мама хочет иметь здорового малыша, но не всегда мы можем влиять на свою жизнь. Родители детей с синдромом Дауна, впрочем, также как и детей с другими заболеваниями, неизменно задаются вопросом – «За что это нам?». На этот вопрос никогда не будет получен ответ, потому что его не может быть в принципе. Неизвестно, почему у малыша образуется лишняя хромосома. Так случилось, и никто в этом не виноват. Но на самом деле испытанием для родителей становится не само рождение солнечного ребенка, а отношение общества к особым детям. Кстати, вы знаете, почему даунят называют солнечными детьми? Потому что они открыты людям и всегда улыбаются. Одарив таких малышей лишней хромосомой, природа дала им и созданное для любви сердце. Возможно, для того, чтобы научить любви и других людей…

Рождение ребенка с синдромом Дауна

Все родители детей с синдромом Дауна переживают настоящий шок, даже если они уже знали заранее о большой вероятности рождения особого ребенка по результатам скрининга. Не бойтесь обратиться за психологической помощью к профессионалам или сообществам родителей солнечных детей. Не прячьтесь от проблемы – она никуда не уйдет, но чем раньше вы ознакомитесь с перспективами жизни и адаптации малыша, со своими правами на помощь от государства, тем увереннее будете чувствовать себя.

Вам может потребоваться достаточно много времени для адаптации. Это тоже естественно – ведь ваша жизнь кардинально изменилась. Самое главное – суметь понять, что ни вы, ни ваш малыш не виноваты в том, что у него такой диагноз.

Вполне возможно, что вы попадете под психологический прессинг близких людей, ничего не знающих об особенностях детей-даунов, но страстно желающих рассказать вам о страшных перспективах их жизни и развития. Не поддавайтесь давлению со стороны: никто кроме родителей не несет ответственность за судьбу малыша.

Как быть, если в семье уже есть дети? Нужно рассказать им обо всем как можно раньше, на понятном и доступном им языке. Объяснить, что их новорожденный братик или сестричка не такие, как они, и в этом нет ничего страшного. Дети гораздо лучше адаптируются в подобной ситуации: их сознание еще не зашорено стереотипами о том, что умственно отсталый человек – это иная каста. А вот от того, что их родители находятся в депрессии, дети точно будут страдать, не понимая, что же произошло. Поэтому рождение ребенка с синдромом Дауна для других детей в семье ни в коем случае не должно стать трагедией. Вы удивитесь, насколько отзывчивыми будут малыши, помогая вам с уходом за особым ребенком.

Развитие детей с синдромом Дауна

Что ожидать родителям особого ребенка? Прежде всего, нужно провести полное обследование здоровья малыша, поскольку в ряде случае синдром Дауна коррелирует с некоторыми соматическими заболеваниями – врожденным пороком сердца, нарушением слуха и зрения, проблемам с щитовидной железой. Это важно, поскольку вы должны знать, чем именно вызвано отставание в развитии: например, нарушение слуха или зрения может затруднить проведение развивающих занятий.

Главная особенность солнечных малышей – сохранность их эмоциональной сферы, а также хорошие способности к подражанию, и именно эти качества должны максимально использоваться родителями и педагогами для обеспечения развития детей с синдромом Дауна.

Мышление у таких детей замедленное, а внимание рассеянное. Однако механическая память будет более развита. Еще одна отличительная особенность солнечных деток – их музыкальность. Поэтому в качестве раннего развития рекомендуется так называемая музыкальная терапия – развитие общей моторики под музыкальное сопровождение. Никогда не отстраняйте малыша от участия в играх с другими детьми – он будет копировать их поведение и повторять слова, и это очень важно.

Особенностью детей-даунов является то, что они начинают сидеть, ползать и ходить позже, чем обычные дети, а также отставать в развитии мелкой моторики. Именно поэтому крайне важно начинать развивающие занятия и делать специальные упражнения еще на первом году жизни. Это поможет свести к минимуму отставание в развитии.

Для развития речи таких детей родителям необходимо научиться комментировать свои действия, причем делать это простым языком: «Я мою посуду», «Я ем хлеб». Ребенок будет запоминать действия и повторять их названия. Книжки, которые вы читаете малышу, должны содержать яркие иллюстрации – это поможет сконцентрировать внимание ребенка.

Обучение детей с синдромом Дауна

Этот вопрос волнует всех без исключения родителей. Что ожидает солнечного ребенка в будущем? Сможет ли он учиться, и как вообще это происходит? Прежде всего, нужно помнить, что ваш ребенок имеет полное право ходить в детский сад и общеобразовательную школу. Именно интеграция в подобную среду является наиболее перспективным подходом в обучении детей с синдромом Дауна.

Дети обучаются в обычном классе по специальным программам. Возможно обучение в коррекционной школе. Очень важным моментом являются дополнительные развивающие занятия – музыка, физкультура, лепка, и даже театральные кружки.

После школы молодые люди с синдромом Дауна могут получить начальное профессиональное образование и работать. Кстати, удивительной особенностью детей-даунов является то, что им хорошо дается работа на компьютере. Этим можно воспользоваться и при обучении.

Известные факты: люди с синдромом Дауна занимаются творчеством, пишут книги, снимаются в кино и рисуют картины. Все родители должны понимать: нормальная жизнь их детей в будущем зависит, прежде всего, от того, как смогут родители помочь своему малышу в раннем развитии. А также от того, как к ним относится общество. И именно интеграция в обычную среду позволяет ребенку развиваться лучше. Взаимодействие же обычных детей с особыми очень полезно: это развивает толерантность людей и уважение к тем, кто по какой-то причине не похож на них самих.

Мы желаем всем родителям солнечных детей сил и понимания того, что их малыши заслуживают абсолютно полноценной жизни.

lady7.net

Методики обучения детей с синдромом Дауна

Помимо специальной программы, при обучении детям с синдромом Дауна нужна поддержка окружающих, доброжелательная и позитивная атмосфера вокруг.

В первую очередь, родители должны знать, что их малыш – необычный. Он все чувствует и понимает, но развивается медленнее остальных детей и реагирует иначе.

В научном мире это генетическое заболевание объясняется наличием в клетках человека 47-й хромосомы (вместо обычного набора в 46 хромосом). Такое явление встречается не так часто: по статистике, примерно один случай на 600-800 новорожденных.

Обучение детей с синдромом Дауна: двигательные навыки и навыки самообслуживания

Жизнь – это движение, поэтому основным акцентом в разработке системы воспитания ребенка с синдромом Дауна является развитие у него двигательных функций. Когда-то этот метод предложил голландский физиотерапевт Петер Лаутеслагер. Он считал, что необычным детям социальная среда нужна в первую очередь.

Врач предложил применять свой метод на детях с синдромом Дауна с раннего возраста: с 3 месяцев жизни до 3-4 лет. Причем в процесс развития моторики и коммуникативных навыков у ребенка должны быть вовлечены взрослые (родители, бабушки, дедушки).

Кроме того, данный метод обучает навыкам самообслуживания, дети с синдромом Дауна знакомятся с бытом, учатся ухаживать за собой и за домом. Это развивает у ребенка самостоятельность и независимость, концентрирует внимание, развивает моторику. Малыши с синдромом Дауна с раннего возраста получают возможность развиваться как личность.

Иппотерапия для детей с синдромом Дауна

В развитии детей с синдромом Дауна очень помогает общение с животными, например верховая езда. В ее основу легла методика иппотерапии. Этот метод больше коррекционный, но не менее успешный.

Занятия по иппотерапии обычно проводят специально обученные педагоги. Методика включает все этапы обучения в школе верховой езды.

Дети с синдромом Дауна могут ухаживать и заботиться о лошадях, это развивает в них чувства. Благодаря общению с лошадьми такие дети становятся доверчивыми, терпеливыми, спокойными и раскованными. Иппотерапия развивает двигательные, сенсорные, эмоциональные и психологические способности детей.

Обучение детей с синдромом Дауна по методике «Маленькие ступеньки»

Эта методика разработана в австралийском университете Маккуэри. Она применяется также во многих странах.

Программа охватывает определенные области развития:

  • общую моторику;
  • речь;
  • двигательную активность;
  • навыки тонкой моторики, самообслуживания, социальные навыки ребенка.

Методика обучения позволяет формировать какой-либо навык, умение, знание поэтапно. В нее же включено тестирование малышей.

Обучение детей с синдромом Дауна по методике Портаж

Метод рассчитан на развитие не только малышей с синдромом Дауна, но и других детей-инвалидов.

Основной акцент делается на семью. Ее регулярно посещает специалист, который занимается с ребенком и с родителями. Он обучает их наблюдению за малышом, чтобы вовремя поощряли успехи и планировали совместно с ребенком новые цели.

По этой методике семье помогает целая команда, состоящая из руководителей проекта, специалистов, владеющих методикой, и специально подготовленных волонтеров из числа студентов, будущих медиков, психологов и педагогов.

У детей с синдромом Дауна при использовании данной методики развивается двигательная активность, речь, навыки самообслуживания.

Обучение детей с синдромом Дауна математике и развитие речи

«Нумикон» – специально разработанная методика для обучения детей с синдромом Дауна основам математики. В ее основу легли игровые моменты. В набор для занятий входят обычные предметы для обучения, но в ярком раскрашенном виде: цветные панельки, карточки, штырьки и т.д.

Яркие краски, которыми расписаны цифры, привлекают внимание ребенка и улучшают его восприятие: он может сам трогать цифры,складывать и вычитать их. Осязаемая и наглядная математика – самый успешный метод обучения ребенка с синдромом Дауна.

Одним из важных этапов в развитии детей с синдромом Дауна является обучение речи. Существует специальная методика Августовой, по которой раскрываются творческие способности у ребенка. Живая и легкая подача позволяет ребенку овладеть не только навыками речи, но и чтением.

Дети с синдромом Дауна: обучение игровым методом

Еще один метод обучения детей с синдромом Дауна называется лекотека – «хранилище игрушек». Методика разработана шведскими учеными. Она включает в себя развитие не только детей, но и взрослых.

Родители должны быть также посвящены в педагогические тонкости данной методики. И если сначала развивающие игры с детьми проводят педагоги, то после эстафету могут подхватить близкие и родители. Поэтому и проводятся для взрослых групповые тренинги.

Лекотеку могут посещать дети с синдромом Дауна с раннего возраста до 7 лет.

Обучение детей с синдромом Дауна в дошкольном учреждении и в школе

В странах Европы давно введена практика обучения детей с синдромом Дауна в обычных школах, но программа для них индивидуальная. Существуют также коррекционные образовательные дошкольные учреждения, которые рассчитаны на малышей с ограниченными возможностями, с нарушениями интеллекта.

Педагоги вместе со специалистами по коррекционному обучению постоянно разрабатывают и обновляют учебную программу в зависимости от уровня развития и индивидуальных возможностей ребенка. Обучение детей с синдромом Дауна школьного возраста обычно проходит в специальных коррекционных школах.

vitaportal.ru

Часть 5. Развитие детей с синдромом Дауна

Часть 5. Развитие детей с синдромом Дауна, программы и методы реабилитации

Развитие детей с синдромом Дауна

Чтобы определить, что ребенок умеет и не умеет делать по сравнению со своими сверстниками его развитие можно оценить с помощью таблиц, в которых описаны умения ребенка с момента рождения до трех лет в разных областях развития:
• социальное развитие – навыки общения;
• самообслуживание – навыки кормления, одевания, раздевания и гигиены тела;
• крупная моторика;
• мелкая моторика;
• развитие речи;
• понимание языка.

1-3 месяца
Кричит или произносит слабые звуки перед приемом пищи. «Воркует», когда с ним разговаривают. Голосом выражает свои эмоции.
4-6 месяцев
Радуется, когда взрослый берет на руки. Узнает близких. По-разному реагирует на посторонних и знакомых людей.
7-9 месяцев
Узнает знакомого взрослого и тянется к нему. Громко хохочет, когда его щекочут. Улыбается, когда взрослый строит ему рожицы. Пытается привлечь внимание взрослого, протягивая к нему руки. Играет в прятки («ку-ку»). Может повторять слова «ма-ма», «да-да». Любит ронять игрушки, чтобы взрослый их поднимал. Плачет, когда отбирают игрушку.
10-12 месяцев
Хнычет или плачет, когда его ругают. Сопротивляется, когда взрослый или другой ребенок пытаются у него отобрать игрушку. По просьбе мамы протягивает игрушки. Проявляет любовь к маме, обнимая ее. Показывает на предмет, который хочет взять. Хлопает в ладоши, когда просят.
13-15 месяцев
Подражает выражению лица взрослого. Вслед за взрослым пытается повторять слова. Умеет показывать жест «пока-пока», хлопать в ладоши. Качает головой в знак отрицания. По просьбе целует взрослого.
16-18 месяцев
Помогает убирать игрушки. Выполняет простые просьбы: относит чашку на кухню, протягивает названный предмет. Обычно делится игрушками или другими вещами.
19-21 месяцев
Приносит книгу, чтобы ему почитали. Просит помочь, если не справляется.
21-24 месяца
Иногда говорит «нет», когда взрослые активно навязывают свое общение. Однако не все дети в этом возрасте могут сказать «нет» и подчиняются требованиям взрослых.
25-30 месяцев
Играет с другими детьми.
31-36 месяцев
Сочувствует плачущему ребенку, старается помочь ему и утешить. Выражает жалобы словами. Здоровается: говорит «привет» или что-то подобное.

Развитие навыков самообслуживания

1-3 месяца
Умеет сосать и глотать.
4-6 месяцев
Позволяет одевать себя без отрицательной реакции: не плачет, не капризничает, не сопротивляется.
7-9 месяцев
Держит, кусает и жует печенье. Пьет жидкость и чашки, которую держит взрослый.
10-12 месяцев
Берет руками пищу, тянет ее в рот. Пытается взять пищу ложкой.
13-15 месяцев
Высоко поднимает руки, чтобы помочь маме одеть себя. По просьбе снимает шапку, варежки. Самостоятельно пьет из чашки.
16-18 месяцев
Подносит ложку ко рту, немного проливая. Может снять носки. Самостоятельно снимает туфли. Пытается мыть лицо и руки.
19-21 месяцев
Ест с ложки, немного проливая. Выполняет просьбы взрослых: идет в другую комнату и приносит названный предмет, например, ложку или чашку и т.п.
22-24 месяца
Моет руки под краном. Учится вытирать руки полотенцем. Размешивает сахар в чашке. Снимает расстегнутую куртку.
25-30 месяцев
Пьет через соломинку. Ест с ложки, все еще проливая. Самостоятельно вытирает руки. Жестами или словами показывает, что хочет на горшок. Остается сухим, если садится на горшок через каждые 2-3 часа.
31-36 месяцев
Ест с вилки, но пачкается. Снимает штаны, когда идет в туалет. Моет руки. Самостоятельно садится на горшок. Расстегивает большие пуговицы, липучки, молнии. Надевает куртку, брюки, но не застегивает.

Развитие крупной моторики

1-3 месяца.
Лежа на спине, попеременно болтает ножками и ручками. Поворачивает голову набок. Поднимает голову минимум на 45 мм. от поверхности и удерживает ее 10 секунд. Опирается на оба предплечья и удерживает голову в течение минуты.
4-6 месяцев.
Лежа ни спине, играет со своими ножками. Активно переворачивается со спины на живот. Лежа на животе, поднимает голову и опирается на вытянутые руки. В положении сидя держит голову прямо, а наклоняясь в сторону, хорошо удерживает голову.
7-9 месяцев
Держась за пальцы, подтягивается вверх из положения сидя и прилагает собственные силы. Может самостоятельно просидеть в течение 5 секунд, опираясь на руки вперед. Начинает ползать, может сидеть самостоятельно в течение минуты.
10-12 месяцев
Раскачивается, стоя на четвереньках. Садится из положения лежа на животе, сгибая ножки и поворачивая туловище. Ползает на четвереньках. Может самостоятельно стоять, делает несколько шагов вперед, если поддерживают за руки. Ходит приставным шагом, держась за мебель. Идет вперед, держась за руку взрослого.
12-15 месяцев
Самостоятельно ходит. Стоя, бросает мяч. Самостоятельно встает с пола.
16-19 месяцев
Поднимается и спускается по лестнице высотой в три ступеньки приставным шагом, держась за перила или за руку взрослого. Ходит боком. Бегает неловко. Нагибается и поднимает предмет с пола без опоры. Делает три шага назад.
20-23 месяца
Бьет ногой по мячу, не придерживаясь рукой за опору. Делает три шага на носочках. Прыгает на месте.
24-27 месяцев
Может простоять 3 секунды на одной ноге (может опираться одной рукой на опору). Когда прыгает, отрывает обе ноги и опускается на всю стопу. Пинает мяч ногой. Самостоятельно поднимается и спускается по лестнице.
28-31 месяц
Делает пять шагов на носочках. Может подпрыгнуть один раз на месте и не падает. Самостоятельно садится на маленький стульчик и встает.
32-36 месяцев
Ездит на трехколесном велосипеде, крутя педали. Стоит на одной ноге и удерживает равновесие. Поднимается по лестнице попеременным, или взрослым шагом, становясь одной ногой на ступеньку. Хорошо бегает. Бросает мяч вперед.

Развитие мелкой моторики

1-3 месяца
Сжимает и разжимает кулачки. Лежа на спине, подносит ручки ко рту. Рассматривает ручки, играет пальцами. На короткое время схватывает погремушку и отпускает ее.
4-6 месяцев
Тянется одной или обеими ручками к предмету, хватает его. Непродолжительное время трясет погремушкой, вложенной в руку. Сводит ручки по вредней линии, рассматривает их. Тянет предметы в рот.
7-9 месяцев
Перекладывает предмет из руки в руку. Берет предмет обеими руками. Хлопает в ладоши.
10-12 месяцев
Захватывает мелкие предметы кончиками пальцев. Держит в руках предмет, рассматривает его. Бросает предметы в коробку или банку.
12-15 месяцев
Хватает мелкие предметы (крошки печенья, сахар, изюм) вытянутым указательным и большим пальцами (пинцетный захват). Катает машинку на колесиках. Разъединяет предметы, вынимает колышки из доски с отверстиями. Держит карандаш, рисует каракули. Переворачивает страницы в книге.
16-19 месяцев
Поворачивает вращающуюся крышку флакона в разные стороны. Ставит кубик ни кубик. Надевает кольца на стержень пирамидки. Вставляет шнур в отверстие шарика.
20-23 месяца
Удерживает три кубика руками, ставит три кубика друг на друга. Рисует горизонтальные и вертикальные линии. Разворачивает завернутый предмет. Переворачивает по одной странице книги.
24-27 месяцев
Надевает два-три шарика на шнурок. Строит башню из пяти кубиков и более. Ловит катящийся мяч. Опускает мелкие предметы в банку с отверстиями. Рисует карандашом круги на бумаге.
28-31 месяц
Складывает бумагу пополам после показа. Рисует плоскую спираль. Может резать бумагу ножницами, но делает это неловко. Переливает жидкость из одной емкости в другую.
32-36 месяцев
Открывает завинчивающиеся крышки. Обводит (неровно) карандашом по контуру квадрат, круг. Рисует крест по образцу. Раскатывает пластилин.

1-3 месяца
Следит взглядом за движением предмета. Фиксирует (останавливает) взгляд на окружающих предметах. Узнает знакомого человека.
4-6 месяцев
Реагирует на исчезновение лица: удивляется или недоумевает, когда взрослый закрывает лицо ладонями (игра «ку-ку»). Проявляет желание получить что-либо (поворачивает голову к интересующему его предмету).
7-9 месяцев
Следит за падающим со стола предметом. Внимательно смотрит на свое отражение в зеркале. Стучит по предметам, ощупывает их и тянет в рот.
10-12 месяцев
Играет в прятки («ку-ку»). Достает предметы и коробки. Смотрит на предмет, который показывает взрослый. Находит игрушку, спрятанную под чашкой или стаканом.
13-15 месяцев
Подтягивает за шнур игрушку. Вкладывает маленький стаканчик в большой. Ударяет двумя кубиками по столу. Пытается «рисовать».
16-19 месяцев
Показывает на интересующий его предмет пальцем (указательный жест). Находит спрятанный на его глазах предмет под одним из стаканчиков. Понимает назначение предметов домашнего обихода. Показывает на кукле три-пять частей тела.
20-23 месяца
Вытряхивает мелкий предмет из бутылки. Показывает по просьбе двух человек и близкого окружения. Узнает пять-шесть предметов окружающей обстановки или показывает их на картинках в книге (по просьбе). Вставляет квадрат, круг в соответствующие прорези.
24-27 месяцев
Вставляет в прорези квадрат, треугольник, круг. Понимает, кому принадлежат предметы, говорит «мое», « мне». По просьбе находит и показывает две-три картинки. «Разговаривает» с игрушками, когда играет с ними.
28-31 месяц
Строит поезд из кубиков. Среди картинок лото находит одну «такую же картинку», которую просит взрослый. Выполняет сложные просьбы типа «Возьми куклу, покорми ее и уложи спать». Понимает значение предлогов «на», «под».
32-36 месяцев
Сортирует предметы по двум цветам (красный, синий), раскладывает их в разные коробочки. Знает назначение многих предметов (одежды, пищи). Показывает части тела, к которым прикасается (при этом может закрывать глаза). По просьбе дает «один» и «много» предметов.

2-6 месяцев
Узнает голос мамы. Реагирует на голос улыбкой. Воспринимает интонацию Издает звуки, когда с ним разговаривают. Перед кормлением становится более активным, начинает гулить.
7-9 месяцев
Улыбается, если взрослый строит смешную рожицу. Тянется к знакомому человеку. Громко смеется, когда щекочут. Пытается привлечь внимание взрослых, активнее лепечет, протягивает руки.
10-12 месяцев
Реагирует на похвалу и запрет, понимает значение слов «нельзя», «молодец». Понимает значение простых просьб типа «Иди ко мне».
13-15 месяцев
На вопрос взрослого «Где…?» отыскивает взглядом хорошо знакомую игрушку, с которой перед этим играл. Понимает, когда с ним прощаются (жест «пока-пока»). Подражает шумам окружающей среды. Произносит осмысленно слова «мама», «баба».
16-21 месяц
Подпевает детские песенки. Выражает желание словами («дать», «ам-ам»). Называет знакомые предметы в ответ на вопрос.
22-26 месяцев
Повторяет вслед за взрослым знакомое слово. Использует в речи слова-отрицания «нет», «ни-ни». Говорит первые предложения из двух слов на «детском» языке, например, «Би-би, ту-ту!», «Мама, ом!»
27-30 месяцев
Называет свое имя. Повторяет за взрослым простые предложения из трех-четырех слов. Говорит простыми и сложными предложениями, но может неправильно произносить звуки, например, смягчает твердые согласные (там – тям, нету – нетю, гай – тяй и др.).
31-36 месяцев
Повторяет за взрослым короткие стихи из двух-трех строчек. Говорит трех-, четырехсловными предложениями и более. Строит сложноподчиненные предложения («Когда мы пойдем гулять, я возьму машинку!»).

Факторы, затрудняющие обучение

Дети с синдромом Дауна испытывают трудности в обучении, которое может быть вызвано следующими проблемами:
1) отставание в моторном развитии: тонкой и общей моторики;
2) возможные проблемы со слухом и зрением;
3) проблемы с развитием речи;
4) слабая кратковременная слуховая память;
5) более короткий период концентрации;
6) трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков;
7) трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать;
8) трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.);
9) трудности с выполнением невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.);
10) повышенная утомляемость и неустойчивость внимания.

Игры и занятия с детьми с синдромом Дауна

Во многом развитие ребенка с синдромом Дауна зависит от того, как проходит беременность, поэтому во время беременности важно следить за собой, проходить все необходимые обследования и при возможности пройти курс для будущих мам.
Многое для ребенка можно купить еще до его рождения, чтобы самое необходимое было готово к моменту его рождения.
С момента рождения ребенка очень важно общение с ним, уход и занятия. Дети с синдромом Дауна развиваются по-разному. Они могут развиваться практически как обычные дети, в то же время они могут отставать в развитии. Занятия с детьми с синдромом Дауна играют большую роль, но не дают гарантии того, что развитие таких детей будет прогрессировать и не остановится. Их развитие может остановиться в любом возрасте.
Наряду с играми и занятиями для детей с синдромом Дауна рекомендуется медикаментозная общеукрепляющая терапия: витамины (витамины группы В, элькар и др.), ноотропные препараты (аминолон, церебролизин, пирацетам и др.), аминокислоты, липиды и др.
Узнать информацию о занятиях с детьми с синдромом Дауна можно в специальной литературе, на сайтах организаций, занимающихся с детьми с синдромом Дауна, а также на специализированных сайтах, посвященных проблеме синдрома Дауна и людям-инвалидам.

Дефектология – раздел педагогической науки, изучающий вопросы воспитания, обучения, адаптации и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями развития.
Отрасли дефектологии:
1) сурдопедагогика, изучающая процессы воспитания и обучения детей с недостатками слуха;
2) тифлопедагогика, изучающая процессы воспитания и обучения детей с дефектами зрения;
3) олигофренопедагогика, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей;
4) логопедия, изучающая проблемы изучения и исправления недостатков речи.
Дети с синдромом Дауна имеют недостатки развития речи с произношением звуков и правильностью построения грамматических конструкций.
Общие черты отставания в развитии речи детей с синдромом Дауна:
— меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;
— пробелы в освоении грамматических конструкций;
— способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;
— трудности в понимании заданий.
Наиболее известна методика обучения детей с синдромом Дауна речи – методика Ромены Августовой, которая изложена в ее книге «Говори! Ты это можешь».
Дефектология включает также проблемы обучения и воспитания детей со сложными дефектами: слепоглухонемота, слепота или глухонемота с интеллектуальными нарушениями и др.
Помимо основных направлений дефектологии существуют другие программы и методики реабилитации детей с синдромом Дауна, которые разрабатываются специализированными центрами.

«Маленькие ступеньки» ассоциации «Даун Синдром»

Программа «Маленькие ступеньки» ассоциации «Даун Синдром» – это перечень умений, определяющих развитие ребенка. Эта программа в форме таблиц, которые можно использовать для тестирования ребенка с момента рождения до 4-х лет. Эти таблицы могут послужить основой для формирования его индивидуальной программы развития.
Подробнее познакомиться с этими таблицами можно на сайте Благотворительный просветительский фонд содействия абилитации детей с особенностями развития «VITA» в рубрике «Ступеньки абилитации» – «Методики абилитации» (http://www.gold-child.ru/stupenki/238/).

Программы помощи «Даунсайд Ап»

Центр Ранней помощи Благотворительного фонда «Даунсайд Ап» оказывает профессиональную педагогическую помощь детям с синдромом Дауна с момента рождения до 7 лет. Работа охватывает все аспекты развития, поведения, социальной адаптации детей и способствует их подготовке к самостоятельному существованию, успешному взаимодействию со сверстниками, посещению детских садов и школ.
В Центре действуют следующие программы:
— домашние визиты;
— адаптационные группы;
— группы поддерживающего обучения;
— индивидуальные занятия-консультации в центре:
• индивидуальные занятия-консультации по развитию двигательной сферы;
• индивидуальные занятия-консультации по развитию социально-эмоциональной сферы;
• индивидуальные логопедические занятия-консультации;
• индивидуальные занятия-консультации по развитию познавательной деятельности;
— консультирование иногородних семей;
— психологическая поддержка семей;
— информационная поддержка семей.
Подробнее с этими программами можно познакомиться на сайте Благотворительного фонда Даунсайд Ап в рубрике «Родителям» – «Программы помощи семьям» (http://downsideup.org/ru/programmy-pomoschi).

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.
На первых этапах развития мелкой моторики ребенок с синдромом Дауна вместо движения кистью использует движения плечом и предплечьем. Постепенно у него формируется стабильность запястья, он учится удерживать ладонь в положении нужном для выполнения действия. При сниженном тонусе ребенку проще стабилизировать запястье, положив кисть на твердую поверхность большим пальцем вверх. При этом работают большой, указательный и средний пальцы, а ребро ладони и мизинец обеспечивают стабильность, затем постепенно развивается умение вращать запястьем в разных плоскостях.
Формирование захвата проходит следующие ступени:
— ладонный захват;
— щепоть,
— пинцетный захват и их промежуточные формы.
У детей с синдромом Дауна последовательность захвата сохраняется, однако имеет свои особенности: возможно длительное «застревание» на ладонных формах захвата, может наблюдаться захват без участия большого пальца, пинцетный захват может производиться большим и средним пальцами, сила захвата снижена.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы:
— пальчиковые игры;
— игры с мелкими предметами;
— лепка и рисование;
— массаж пальчиков.
Наиболее простые и эффективные игры для развития мелкой моторики:
1. Массаж ладошек
Массаж ладоней очень полезен для развития тактильных ощущений и мелкой моторики.
2. Ладушки
Игра «ладушки-ладушки» также хорошо способствует развитию мелкой моторики.
3. Разрывание бумаги
Это упражнение подходит для детей с 7 месяцев. Дайте ребенку бумагу разного цвета, пускай рвет ее на части, но при этом лучше не оставлять его одного и следить, чтобы он не совал бумагу в рот.
4. Перелистывание страниц
Это упражнение подходит для детей с 1 года. Давайте ребенку книги со страницами разной толщины и красивыми четкими картинками, чтобы, листая страницы и изучая картинки, у ребенка формировался захват и мелкая моторика рук.
5. Бусы, пуговицы
Игры с бусинами или пуговицами, которые ребенок может нанизывать на нитку, сортировать по размерам или складывать в баночку (коробку) очень полезны для развития мелкой моторики.
6. Вкладыши
Очень полезны для развития мелкой моторики игры с разнообразными вкладышами как деревянными, так и пластмассовыми. Это могут быть как покупные игрушки, так и самодельные, из которых можно строить башенки, вкладывать их друг в друга.
7. Крупы (горох), банки с крупами (горохом)
Крупу (горох) можно насыпать в миску или баночки. Ребенок будет опускать руки в миску или банку, трогать крупу (горох) руками. Можно дать ему несколько банок, чтобы он пересыпал крупу из одной в другую. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.
8. Рисование на песке
Песок можно насыпать на поднос. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур (линий, прямоугольника, круга), постепенно усложняя задание.
9. Завинчивание крышек
Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание, открывание и закрывание крышек банок, бутылок и пузырьков развивает ловкость пальцев. Предложите малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной и интересной.
10. Застегивание, расстегивание и шнуровка
Застегивать, расстегивать пуговицы и молнию, шнуровать ботинки ребенок учится с того момента, когда начинает ходить. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть ребенок сам это делает. Это не только развивает движения рук, но и приучает его к самостоятельности. Помимо этого можно купить ребенку или сделать самостоятельно игрушки со шнуровкой, пуговицами и молнией.
11. Лепка
Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки используется разный материал: пластилин, глина, соленое тесто. Если собираетесь печь, дайте часть теста ребенку, пускай он его мнет и раскатывает. Лепка хорошо помогает развивать гибкость пальцев, способствует формированию захвата и развитию мышц кистей рук.
12. Рисование и раскрашивание
Рисование, обводка контура картинок и их раскрашивание очень полезно для развития мелкой моторики. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях, поэтому желательно повесить малышу на стену специальную доску, чтобы он рисовал.
13. Собирание мозаик и пазлов
Для детей от 1 года до 3 лет можно покупать пазлы и мозаики с крупными частями, которые помимо мелкой моторики способствуют развитию воображения и координации движений.
14. Вырезание
Купите малышу детские ножницы с тупыми концами, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его вырезать картинки и приклеивайте их, делать снежинки и т.п. Это поможем развить мелкую моторику, воображение и творческое мышление.
Подробнее с играми и занятиями для развития мелкой моторикой у детей с синдромом Дауна можно узнать из разных источников: книг и сайтов, посвященных дефектологии, проблемам общего развития детей и развития у них мелкой моторики, например, на «Сайте об особых детях» в рубрике «Про синдром Дауна»

Лекотека – это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. Эта одна из форм дошкольного образования, которая подразумевает бесплатные индивидуальные занятия для детей с логопедом, дефектологом и психологом.
Деятельность лекотеки направлена на поддержку усилий родителей по развитию личности ребенка, налаживание эффективного общения ребенка с другими членами семьи, формирование предпосылок к обучению, гармонизацию родительско-детских отношений.
Игра – основной метод лекотеки с использованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре. В игре дети приобретают навыки общих движений, мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Основной целью лекотеки является развитие речи, математических навыков, психологическая помощь детям, имеющим проблемы в общении со сверстниками.
С основными формами работы лекотеки, методами их работы, литературой и др. можно познакомиться на сайтах лекотек, таких как «Российская лекотека» (http://www.lekoteka.ru/), кабинет лекотеки психолога-педагога Л.Е. Ершовой (http://vlekoteke.ru/) и др.

Методики раннего развития

1. Методика Марии Монтессори
Основные принципы методики Монтессори – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений.
Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку. Малыш сам выбивает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме. Основная особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей Монтессори-среды, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальнее способности.
Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику. Методика Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности. Одна из наиболее значительных работ Марии Монтессори называется «Дети – другие».
Основные принципы и положения методики Монтессори состоят в следующем:
• обучение в форме игры, самостоятельная работа над упражнениями;
• внимательный и индивидуальный подход к каждому ребенку;
• каждый ребенок развивается по индивидуальному графику, самостоятельно подбирает себе дидактические игрушки и регулирует продолжительность занятий;
• создание специальной развивающей среды Монтессори, где дети могут и хотят проявлять свою индивидуальность;
• роль педагога по методике Монтессори не обучать, а руководить самостоятельной деятельностью ребенка;
• ребенку дают возможность самостоятельно найти и исправить свои ошибки;
• материалы и методика Монтессори помогает развивать память, внимание, творческое и логическое мышление, воображение, речь и моторику;
• коллективные Монтессори-игры и занятия помогают освоить навыки общения, бытовой деятельности, развивают самостоятельность детей;
Главное в системе Монтессори – это не материалы и пособия, а сам ребенок неповторимый и уникальный.
Подробнее с системой Монтессори можно познакомиться на специализированных сайтах, посвященных этой проблеме, и Монтессори-центров, таких как «Умные детки – сайт для заботливых пап и мам» в рубрике «Раннее развитие детей» – «Методика Марии Монтессори» (http://www.umnyedetki.ru/metodiki/montessori.html), Московская Монтессори школа (http://www.mosmontessori.ru/), «Детский развивающий центр Созведие. Методика Монтессори» (http://www.center-sozvezdie.ru/) и др.

2. Метод Глена Домана
Метод Домана – серия восстанавливающих и обучающих методик для детей с задержками развития и для детей с полноценным развитием, разработанных Гленом Доманом и основанным им Институтом развития человеческого потенциала (The Institutes for the Achievement of Human Potential, IAHP).
По мнению Домана начинать занятия по развитию своего малыша нужно с момента его рождения, тогда он будет хорошо развиваться и физически, и умственно. Глен Доман предлагает родителям, которые используют его метод раннего развития, в первый же месяц жизни малыша начинать активно заниматься с ним.
Развитие математических и лингвистических способностей ребенка, по мнению Глена Домана, нужно начинать с 1 года. В этом возрасте малыш наиболее восприимчив.
Подробнее о методе Глена Домана можно узнать на специализированных сайтах, посвященных этой проблеме, таких как «Методика Домана» (http://www.glen-doman.ru/), «Игротека. Детские развивающие игры-флеш» в рубрике «Раннее развитие детей по методике Глена Домана» (http://www.diagora.ru/article_glen-doman.php), а также купить книги и карточки методики Глена Домана. Наиболее известные книги Домана «Как научить ребенка читать» и «Гармоничное развитие ребенка».

3. Метод Сесиль Лупан
Основной принцип методики Сесиль Лупан – обучение должно приносить радость и малышу, и родителям. Учиться детям должно быть легко и интересно.
Основная идея методики заключается в том, что дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса. Чрезмерная опека может заглушить творчество, а навязчивая родительская помощь станет восприниматься как нарушение границ личностного пространства. «Не старайтесь добиваться эффективности любой ценой. Не нужно считать, что вы обязаны использовать каждое мгновение, проведенное с малышом, «с максимальной пользой». Необходимо по чаще предоставлять ребенка самому себе и позволять ему самостоятельно заниматься делами», – считает Лупан.
Основные принципы согласно методике Сесиль Лупан:
• если вы замечаете, что ваш ребенок стремится освоить новое, помогите ему;
• не ограничивайте горизонт вашего ребенка;
• обучение – это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;
• не надо проверять своего ребенка;
• любознательность поддерживается быстротой и новизной.
Подробнее о методе Глена Домана можно узнать на специализированных сайтах, посвященных этой проблеме, таких как «Раннее развитие детей» в рубрике «Методика Сесиль Лупан» (http://www.razumniki.ru/lupan.html), «Умные детки – сайт для заботливых пап и мам» в рубрике «Раннее развитие детей» – «Методика Сесиль Лупан» (http://www.umnyedetki.ru/metodiki/lupan.html) и др.

4. Методика Никитиных
Педагогами Еленой и Борисом Никитиными были разработаны несколько методик раннего развития детей, среди которых наиболее распространены занятия со специальными развивающими кубиками.
Основными принципами методики Никитиных являются:
1) свобода творчества ребенка в занятиях. Дети не должны специально заниматься, делать уроки и зарядку. Они занимаются по желанию, сколько им нужно;
2) одежда должна быт легкой, обстановка в доме – спортивной, т.е. наряду с мебелью и другими предметами быта в квартире должны быть спортивные снаряды и тренажеры, нужно регулярно закаливать ребенка. Только так его физическое самочувствие позволит с большой охотой развивать уже его интеллект;
3) родители должны наблюдать за жизнью детей, обращать внимание на их успехи, совместно участвовать в играх. Они не должны препятствовать развитию ребенка и создавать благоприятные условия для их развития. Условия развития ребенка должны быть несколько опережающими. К примеру, ребенок только научился говорить, в его игрушках уже должны присутствовать буквы и цифры.
Главная особенность развивающих игр Никитиных то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно. Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется – «Интеллектуальные игры». Наиболее популярные из них – развивающие игры «Сложи квадрат», «Сложи узор» и «Узелки».
Прежде чем приступать к выполнению упражнений вместе с детьми, педагоги Никитины рекомендуют придерживаться ряда правил:
• подбирать задания для ребенка необходимо, исходя из принципа от простого к сложному и давая в самом начале занятий наиболее легкие задания;
• заставлять выполнять упражнения не нужно, ребенку должно быть интересно самому. Если интерес отсутствует, необходимо подождать пока он проявится или же способствовать этому;
• не нужно очень часто выполнять с ребенком упражнения, избыток их приведет к длительной потере интереса к такой игре.
Подробнее о методе Глена Домана можно узнать на специализированных сайтах, посвященных этой проблеме, таких как «Раннее развитие детей» в рубрике «Методика Сесиль Лупан» (http://www.razumniki.ru/nikitiny.html), «Умные детки – сайт для заботливых пап и мам» в рубрике «Раннее развитие детей» – «Методика Сесиль Лупан» (http://www.umnyedetki.ru/metodiki/nikitin.html), «Сеть магазинов игрушек» в рубрике «Развивающие игры и методика Никитина» (http://www.toyshops.ru/index.php/nikitin) и др.

5. Методика Николая Зайцева
Методика Зайцева, а точнее, метод обучения чтению Николая Зайцева основан на использовании
• специальных кубиков, так называемых «Кубиков Зайцева»,
• таблиц, разработанных автором методики;
• и аудиозаписей с пропевками столбиков и строчек таблиц под музыкальное сопровождение.
Методика Зайцева обучения чтению является очень популярной, она отлично подходит для раннего развития детей, и, кроме того, она нравится самим детям.
Ведь все, что от них требуется – это играть интересными, разноцветными и очень увлекательными кубиками, петь песенки. Все обучение и запоминание происходит как бы само собой, без особенных усилий и трудозатрат.
Таким образом, этапы обучения ребенка по методике Николая Зайцева:
1) приобретаем (или изготавливаем самостоятельно) материал для занятий (кубики, таблицы, аудиозаписи), развешиваем таблицы;
2) поем песенки–попевки, играем в кубики, пишем слова (кубиками и на таблицах), чтение приходит само.
Плюсы методики Зайцева:
1) система позволяет учить ребенка читать так рано, как вам этого хочется. При этом она подходит и детям постарше, с которыми тоже можно прекрасно по ней заниматься;
2) дети могут очень легко и быстро научиться читать, при этом читать они будут бегло, без запинок, без излишних трудозатрат. При этом занимаются они обычно с большим интересом и удовольствием;
3) если ребенок никак не может освоить чтение, то занятия по этой методике могут позволить малышу быстро приобрести нужные навыки и все-таки начать читать. Методика подходит для слабовидящих, слабослышащих детей, а также для детей и взрослых, для которых русский язык не является родным;
4) методика вырабатывает определенные навыки грамотного письма;
5) система обучения, разработанная Николаем Зайцевым, развивает органы чувств малышей, и тренирует глазные мышцы. Это обусловлено тем, что таблицы расположены в разных местах помещения, они довольно крупные и требуют при работе активного движения глаз. Занятия с ними являются прекрасной профилактикой развития сколиоза и других болезней позвоночника, а песенки и по-разному звенящие кубики при этом развивают музыкальный слух и чувство ритма.
Подробнее о методике Николая Зайцева можно узнать на специализированных сайтах, посвященных этой проблеме, таких как «Readik.ru – Обучение чтению» в рубрике «Методика Зайцева. Краткое описание» (http://www.metodikinz.ru/), «Мама для мам. Сайт о беременности и детях» в рубрике «Полезное и интересное» – «Методики раннего развития» – «Методика раннего развития Николая Зайцева» (http://www.mam2mam.ru/articles/favorites/article.php?ID=622), «Раннее развитие детей» в рубрике «Методика Николая Зайцева» (http://www.razumniki.ru/zaicev.html) и др.

Нетрадиционные методы реабилитации детей с синдромом Дауна

1. Иппотерапия – езда на лошадях, которая является хорошим средством воздействия на двигательные рефлексы ребенка, при этом вырабатывается правильная осанка и развивается мускулатура. Обязательное условие для иппотерапии – езда на неоседланной лошади под руководством инструктора. Кроме положительного влияния на физическое развитие, общение с лошадью влияет на психоэмоциональный уровень ребенка.
2. Эффективным методом реабилитации детей с синдромом Дауна является йога. Однако из-за чрезмерной подвижности суставов даунят, специалист по йоге больше внимания уделяет увеличению мышечной силы, развитию координации движений и силе ног. Йога оказывается замечательным средством для развития внимания, обретения знаний, обучения счету. Благодаря занятиям йогой дети учатся правильно дышать, концентрировать внимание, чувствовать свое тело и ощущать себя в пространстве. При этом даунята получают необходимую физическую нагрузку в игровой форме.
3. Музыкотерапия – это лечение музыкой. К музыке невозможно остаться равнодушным, ее любят все, дети с синдромом Дауна не являются исключением. Благодаря движению под музыку у детей с синдромом Дауна улучшается координация движений, вырабатывается внимание, развивается память. Влияние музыки на мозг человека изучается, и уже установлено, что она оказывает на него благотворное воздействие, является прекрасным психотерапевтическим методом реабилитации.
4. Канистерапия – лечение специально обученными собаками определенной породы, которые живут в семье с больным ребенком, для помощи ему. Общение с собакой помогает ребенку раскрыться, обрести уверенность в себе. Он начинает больше двигаться и говорить.
5. Дельфинотерапия – метод реабилитации детей с синдромом Дауна с помощью дельфинов. Дельфины очень дружелюбные существа. Они подталкивают ребенка к общению, используя весь имеющийся у них арсенал звуков, которые воздействуют на организм ультразвуковыми, виброакустическими волнами. В результате такого воздействия происходит массаж на клеточном уровне. Влияние дельфинотерапии оказывает положительное влияние на психоэмоциональную сферу ребенка. Он становится более открытым и общительным, развивается память, внимание, речь.
Вместе с тем, прежде чем начать заниматься любым нетрадиционным методом реабилитации с ребенком с синдромом Дауна необходимо проконсультироваться со специалистами. Подробнее об этих методах можно найти информацию на сайте «Дом советов» (http://www.domsovetof.ru/) в рубрике «Болезни» и в других источниках.

Родителям на заметку

Советы по общению с детьми с самого момента их рождения можно найти в книгах по детской психологии, на психологических и специализированных сайтах, сайтах учебных центров, например, на сайте «Детский развивающий центр Созведие. Методика Монтессори» (http://www.center-sozvezdie.ru/memory.html).
• Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
• Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
• Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
• Не будьте непоследовательным. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
• Не давайте обещаний, которых вы не можете исполнить, это поколеблет мою веру в вас.
• Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только за тем, чтобы просто расстроить вас. А то я попытаюсь достичь еще больших «побед».
• Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
• Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
• Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
• Не позволяйте моим «дурным привычкам» привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновляет меня на их продолжение.
• Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
• Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится на много хуже. Будет нормально, если вы предпримите определенные шаги, но давайте поговорим об этом несколько позже.
• Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
• Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
• Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяться глухим.
• Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
• Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
• Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
• Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
• Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько много внимания.
• Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю слишком откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вам вопросы вообще и буду искать информацию где-то на стороне.
• Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы не будете это делать, то вы вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.
• Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
• Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
• Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе, я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
• Не забывайте то, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается, а нагоняй никогда.
• Относитесь ко мне также как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь больше, подражая примерам, а не подвергаясь критике.

Известные люди о воспитании детей

Екатерина Вторая о воспитании
«Не запрещать им играть сколько хотят. Детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей. Вообще дети не любят быть праздными. Детей не должно унимать или выговоры им чинить ради их детской забавы и игры, или детских малых неисправностей. Буде желательно детей отвадить от игры, то на то вернейший способ есть – принуждать их несколько часов сряду играть тою игрушкою. Никакое наказание обыкновенно детям полезно быть не может, буде не соединено со стыдом, что учинили дурно. От младенчества дети обыкновенно плачут от двух причин: 1е, от упрямства, 2е, от чувствительности и склонности к жалобе. Различить и те и другие слезы можно по голосу, взгляду и по наружности детей; но те и другие слезы не должно дозволять. Буде единожды приставники детям отказали в чем, то чтоб криком и плачем не могли выпросить. К учению не принуждать и за учение не бранить. Буде учатся хорошо своею охотою, тогда похвалить. Детям трудно иметь прилежание. Страхом научить нельзя, ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге наткать. Языкам не иначе учить, как разговаривая с ними на тех языках. Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет. Надлежит поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать должно терпеливо, на вопросы их ответствовать с точностию. Выговоры чинить детям наедине; а хвалить, когда того достойны, при свидетелях».

Императрица Александра. Записки о семейной жизни
«Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть своё «я», посвятив себя другому. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-нибудь не так. Необходимы выдержка и терпение, нетерпение же может всё испортить. Резкое слово может на месяцы замедлить слияние душ. С обеих сторон должно быть желание сделать брак счастливым и преодолеть всё, что этому мешает. Самая сильная любовь больше всего нуждается в ежедневном её укреплении. Более всего непростительна грубость именно в своём доме, по отношению к тем, кого мы любим.
Никакие сокровища мира не могут заменить человеку ни с чем несравнимых сокровищ – его родных детей. Что-то Бог дает часто, а что-то только один раз. Проходят и снова возвращаются времена года, расцветают новые цветы, но никогда не приходит дважды юность. Только один раз даётся детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро.
Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках своих детей. Их беспомощность затрагивает в наших сердцах благородные струны. Для нас их невинность – очищающая сила. Когда в доме новорождённый, брак как бы рождается заново. Ребёнок сближает семейную пару так, как никогда прежде. В сердцах оживают молчавшие до этого струны. Перед молодыми родителями встают новые цели, появляются новые желания. Жизнь приобретает сразу новый и более глубокий смысл.
На их руки возложена святая ноша, бессмертная жизнь, которую им надо сохранить, и это вселяет в родителей чувство ответственности, заставляет их задуматься. Я – больше не центр мироздания. У них есть новая цель, для которой надо жить, цель достаточно великая, чтобы заполнить всю их жизнь. Конечно, с детьми у нас появляется масса забот и хлопот, и поэтому есть люди, которые смотрят на появление детей, как на несчастье. Но так смотрят на детей только холодные эгоисты.
Великое дело – взять на себя ответственность за эти нежные юные жизни, которые могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но которые также легко могут погибнуть; великое дело – пестовать их, формировать их характер, вот о чём нужно думать, когда устраиваешь свой дом. Это должен быть дом, в котором дети будут расти для истинной и благородной жизни, для Бога.
Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети – растут физически, укрепляют своё здоровье и впитывают в себя всё, что сделает их истинными и благородными мужчинами и женщинами. В доме, где растут дети, всё их окружение и всё, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Всё прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах. Где бы ни воспитывался ребёнок, на его характере сказываются впечатления от места, где он рос. Комнаты, в которых наши дети будут спать, играть, жить, мы должны сделать настолько красивыми, насколько позволяют средства. Дети любят картины, и если картины в доме чистые и хорошие, то чудесно на них влияют, делают их утончённее. Но и сам дом, чистый, со вкусом убранный, с простыми украшениями и с приятным окружающим видом, оказывает бесценное влияние на воспитание детей.
Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни.
Ещё один важный элемент семейной жизни – это отношения любви друг к другу; не просто любовь, а культивированная любовь в повседневной жизни семьи, выражение любви в словах и поступках. Любезность в доме не формальная, а искренняя и естественная. Радость и счастье нужны детям не меньше, чем растениям нужен и солнечный свет. Самое богатое наследство, которое родители могут дать детям, это счастливое детство с нежными воспоминаниями об отце и матери. Оно осветит грядущие дни, будет хранить их от искушений и поможет в суровых буднях жизни, когда дети покинут родительский кров.
О, пусть Бог поможет каждой матери понять величие и славу предстоящего ей труда, когда она держит у своей груди младенца, которого ей нужно вынянчить и воспитать. Что касается детей, то долг родителей – подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлёт им Бог.
Будьте преданы. С благоговением примите свою священную ношу. Самые прочные узы – это узы, которыми сердце человека связано с настоящим домом. В настоящем доме даже маленький ребёнок имеет свой голос. А появление младенца влияет на весь семейный уклад. Дом, каким бы он ни был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что в каких бы краях человек потом ни странствовал, сколько бы лет ни прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души.
Сила воли лежит в основе мужества, но мужество тогда только может вырасти в настоящую мужественность, когда воля уступает, и чем больше воля уступает, тем сильнее проявления мужественности. Нет на земле более подходящего для мужчины поступка, чем такого, когда мужчина в расцвете своих сил, как малый ребёнок, с любовью склоняется перед своим немощным родителем, оказывая ему почитание и уважение.
Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь всё, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль, не намеренно, а просто по небрежности. Для того чтобы проявить заботу, не так уж и много нужно: слово ободрения, когда у кого-то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. [. ] Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других, чтобы стать сильными и независимыми.
Благородная жизнь, сильный, честный, серьёзный, богоугодный характер – это лучшая награда для родителей за утомительные годы самозабвенной любви. Пусть дети живут так, чтобы родители в старости могли ими гордиться. Пусть дети наполняют нежностью и лаской их годы угасания.
Между братьями и сестрами должна быть крепкая и нежная дружба. В наших сердцах и нашей жизни мы должны беречь и растить всё красивое, истинное, святое. Дружеские связи в нашем собственном доме, чтобы они были глубокими, искренними и сердечными, должны формировать родители, помогая сблизиться душам. Нет в мире дружбы чище, богаче и плодотворнее, чем в семье, если только направлять развитие этой дружбы. Молодой человек должен быть более вежливым со своей сестрой, чем с любой другой молодой женщиной в мире, а молодая женщина, пока у неё нет мужа, должна считать брата самым близким в мире для неё человеком. Они должны в этом мире охранять
Каждая преданная сестра может оказать такое сильное влияние на своего брата, которое будет вести его, как перст Господа, по верной жизненной дороге. В своём собственном доме, на собственном примере покажите им всю возвышенную красоту истинной, благородной женственности. Стремясь ко всему нежному, чистому, святому в божественном идеале женщины, будьте воплощением добродетели и сделайте добродетель для всех настолько привлекательной, чтобы пороку них всегда вызывал только отвращение. Пусть они видят в вас такую чистоту души, благородство духа, такую божественную святость, чтобы ваше сияние всегда охраняло их, куда бы они ни шли, как защитная оболочка или как Ангел, парящий над их головами в вечном благословении. Пусть каждая женщина с помощью Божией стремится к совершенству. Когда у вашего брата появятся искушения, тогда перед глазами возникнут видения такой любви и чистоты, что он с отвращением отвернется от искусительницы. Женщина для него – объект или уважения, или презрения, и зависит это от того, что он видит в душе своей сестры. Поэтому сестре надо стараться завоёвывать любовь и уважение брата. Она не сможет причинить большего вреда, если внушит ему мысль, что все женщины бессердечны и легкомысленны, жаждут только удовольствий и желают, чтобы ими восхищались. А братьям, в свою очередь, следует охранять сестёр.
Отношение к женщинам – вот лучший способ проверить благородство мужчины. Он должен к каждой женщине относиться с почтением, независимо от того, богатая она или бедная, высокое или низкое занимает общественное положение, и оказывать ей всяческие знаки уважения. Брат должен защищать свою сестру от любого зла и нежелательного влияния. Он должен ради неё вести себя безупречно, быть великодушным, правдивым, бескорыстным, любить Бога. Каждый, у кого есть сестра, должен её лелеять и любить. Власть, которой она обладает, это власть истинной женственности, которая покоряет чистотой своей души, и сила её в мягкости.
Без чистоты невозможно представить истинную женственность. Даже среди этого мира, погрязшего в грехах и пороках возможно сохранить эту святую чистоту. «Я видел лилию, плавающую в черной болотной воде. Всё вокруг прогнило, а лилия оставалась чистой, как ангельские одежды. В тёмном пруду появилась рябь, она покачивала лилию, но ни пятнышка не появилось на ней». Так что даже в нашем безнравственном мире молодой женщине можно сохранить незапятнанной свою душу, излучая святую, бескорыстную любовь. Сердце молодого человека должно ликовать, если у него есть прекрасная, благородная сестра, доверяющая ему и считающая его своим защитником, советчиком и другом. А сестре следует радоваться, если её брат превратился в сильного мужчину, способного защитить её от жизненных бурь. Между братом и сестрой должна быть глубокая, крепкая и близкая дружба, и они должны доверять друг другу. Пусть между ними лягут моря и континенты, их любовь навсегда останется преданной, сильной и верной. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на борьбу и ссоры, особенно в священном кругу семьи.
И так течет жизнь истинного дома, иногда при ярком солнечном свете, иногда во мраке. Но при свете или во мраке – она всегда учит нас обращаться к Небу, как к великому дому, в котором претворяются все наши мечты и надежды, где соединяются вновь порванные на земле узы. Во всем, что мы имеем и что делаем, нам необходимо благословение Бога. Никто, кроме Бога, не поддержит нас во время великого горя. Жизнь так хрупка, что любое расставание может оказаться вечным. Мы никогда не можем быть уверены, что у нас ещё будет возможность попросить прощение за злое слово и быть прощёнными. Наша любовь друг к другу может быть искренней и глубокой в солнечные дни, но никогда она не бывает настолько сильной, как в дни страданий и горя, когда раскрываются все её скрытые до этого богатства».
Царское Село, 1899 г.
Газета «Возрождение», № 4 (15) май 2010 г.

Лев Толстой о воспитании:
«Bocпитание есть насильственное, принудительное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим. Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам неплодотворно, незаконно и невозможно. Права воспитывать не существует. Позвольте детям знать в чем их благо, позвольте поэтому им самим воспитывать себя и идти путём, который они сами себе выберут. Образование же есть свободное общение людей, имеющее своим основанием потребность оного, приобретение сведения, а другого (человека) сообщать уже приобретенное им. Учитель не должен иметь никакой власти над учениками, отношения между ними должны быть отношениями равенства. Школа должна только представлять ученикам возможность получать знания, ученики должны иметь право выбирать то, что им нужно, что представляет для них интерес по их собственным понятиям».

Януш Корчак. 10 заповедей для родителей
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Уважаемые родители помните, используя любую методику: детей учит то, что их окружает:
• если ребенка часто критикуют – он учится осуждать;
• если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться;
• если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким;
• если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым;
• если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым;
• если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;
• если ребенка часто хвалят – он учится оценивать;
• если с ребенком обычно честны – он учится справедливости;
• если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить;
• если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться;
• если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

www.stihi.ru