Оценка степени умственной отсталости

Оценка степени умственной отсталости

6. Раскройте особенности психического развития детей с синдромами умственной отсталости при врожденном сифилисе, краснухе, алкогольном синдроме плода.

7. Раскройте особенности психического развития детей с умственной отсталостью, связанной с гемолитической болезнью и родовой травмой.

ГЛАВА 5. СТЕПЕНИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ.

По выраженности интеллектуального дефекта выделяют несколько степеней умственной отсталости. Общепринятая классификация, основанная на систематизации различных форм олигофрении в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности, определяет три основные группы: дебильность, имбецильность и идиотию.

Согласно классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994 г., умственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжёлую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта. (IQ)

Сопоставление качественной характеристики снижения интеллекта (Россия) и количественной характеристики (зарубежные страны) даёт следующее соотношения:

Незначительная (легкая) умственная отсталость – наименьшая степень психического недоразвития, наиболее ее распространенная форма, она составляет 75-89% от всей популяции умственно отсталых лиц. Предполагается, что подавляющее количество заболеваний является эндогенными или семейными по своему происхождению. В части случаев наследственное предрасположение провоцируется негрубыми экзогенными вредностями. Легко умственно отсталые дети, обладающие удовлетворительным вниманием и памятью, способны к обучению по программе коррекционной школы. Они осваивают профессиональные навыки низкой квалификации и при определенных условиях самостоятельно трудятся на обычном производстве. Диапазон интеллектуальной недостаточности у легко умственно отсталых субъектов составляет в показателях IQ 50-70.

pedlib.ru

Главными критериями олигофрении всегда считались следующие:

тотальность психического недоразвития с преобладанием слабости абстрактного мышления при меньшей выраженности нарушений предпосылок интеллекта и относительно менее грубым недоразвитием эмоциональной сферы;

непрогредиентность интеллектуальной недостаточности, т. е. остановка психического развития, являющаяся следствием нарушения онтогенеза, а также необратимость вызвавшего недоразвитие патологического процесса.

Однако накопленные уже сейчас данные показали, что эти критерии остаются справедливыми лишь для «ядра» данной патологии, но не для всей совокупности состояний, причисляемых в настоящее время к олигофрении. Г. Е. Сухарева (1965) выделяла атипичные формы олигофрении как раз на основе несоответствия их структуры основным закономерностям психического недоразвития «ядерных форм». Еще больше сомнений в соответствии критериям олигофрении вызывает ряд заболеваний, для которых раскрыты в той или иной степени патогенетические механизмы поражения мозга, например энзимопатии. При этих нарушениях отмечается прогредиентный характер поражения мозга, а во многих случаях клинически выявляется медленно прогрессирующее интеллектуальное снижение. Это же относится к некоторым экзогенным поражениям мозга с интеллектуальным недоразвитием (например, вследствие внутриутробных инфекций). Для легкого неспецифического интеллектуального недоразвития, приводящего детей в школы специализированной системы обучения, термин «олигофрения» также нельзя считать адекватным. Уже С. С. Корсаков (1913), рассматривая группу состояний с психическим недоразвитием, относил к врожденному слабоумию лишь его тяжелые формы. K. Schneider (1962) также рассматривал в качестве истинных болезненных состояний только тяжелые формы олигофрении (имбецильность и идиотию), так как они возникают вследствие определенных поражений мозга. Легкая олигофрения рассматривается им как «патологические варианты психического бытия» (минус-варианты интеллекта). Все эти данные еще раз подчеркивают большую адекватность термина «умственная отсталость» для всей совокупности состояний ранней интеллектуальной недостаточности (особенно в детском возрасте), хотя большинство случаев этой патологии соответствуют и термину «олигофрения».

В настоящее время, помимо диагноза «умственная отсталость», или «олигофрения», существует диагностическое определение «задержка психического развития», которое обозначает не только более легкую степень интеллектуального недоразвития, но и отсутствие во многих случаях необратимости состояния.

В диагностике умственной отсталости большое значение имеет объективная оценка степени развития интеллекта. Общепринятым количественным показателем интеллектуального уровня является коэффициент интеллекта— IQ (Intelligence quotient), определяющийся с помощью теста Векслера.

Несмотря на распространенность указанного подхода, » литературе продолжает обсуждаться вопрос о том, можно ли оценить интеллектуальный уровень (в том числе и определить уровень умственной отсталости) специальными тестами, если до сих пор отсутствует общепринятое определение интеллекта. Однако существует точка зрения, согласно которой тестовые методы фиксируют уровень врожденного генетически запрограммированного потенциала интеллекта и, в частности, метод определения IQ является достаточно чувствительным инструментом, позволяющим оценить процесс обучения ребенка и развитие интеллекта [Heber R., Garber H., 1971; Boggs M., 1987] Этому не противоречат взгляды авторов, одни из которых считают, что интеллект есть переменная от социокультуральной среды (R ose S. A., 1971; Sameroff Ph. D., 1986, и др.], другие полагают, что IQ на 80 % отражает генетический фон умственных способностей индивида и лишь на 20 % формируется под влиянием среды [Eysenck H., 1979].

В нашей стране при обследовании детей от 5 до 16 лет применяется тест Векслера, адаптированный А. Ю. Панасюком (1973); при обследовании детей раннего возраста используются такие методики, как «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» [Пантюхина Г. В. и др., 1983], «Определение уровня психического развития детей раннего возраста» [Панасюк А. Ю., Бударева ЛА., Кириченко Е. И., 1984], а также методика «Гном», разработанная Г. В. Козловской и соавт. (1995), которая заслуживает внимания, особенно при первичном обследовании ребенка.

В психиатрической практике количественная оценка интеллектуальной недостаточности является одним из необходимых методов обследования при диагностике умственной отсталости, но одновременно должны учитываться показатели развития речи (словарный запас) и других психических функций — памяти, внимания и т. д., способность к обучению, особенности поведения и др.

Таким образом, определение IQ в диагностике умственной отсталости, играя, несомненно, большую роль, должно использоваться в комплексе с полным клиническим обследованием ребенка и применением дополнительных психологических методов исследования. Это помогает избежать серьезных диагностических ошибок, которые подчас допускаются при массовом применении психометрических тестов в отрыве от других методов обследования.

www.psychiatry.ru

Комплексная оценка состояния здоровья детей с различной степенью умственной отсталости и организация реабилитационной помощи Лебедева Ирина Риммовна

Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Лебедева Ирина Риммовна. Комплексная оценка состояния здоровья детей с различной степенью умственной отсталости и организация реабилитационной помощи : диссертация . кандидата медицинских наук : 14.00.18 / Лебедева Ирина Риммовна; [Место защиты: ГУ «Научно-исследовательский институт психического здоровья Томского научного центра Сибирского отделения РАМН»].- Томск, 2009.- 152 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Исследования последних лет свидетельствуют об увеличении показателей психических заболеваний у детей (Семке В. Я. и др., 2006; Дмитриева Т. Б., 2008, 2009). В современной психиатрии одной из актуальных является проблема умственной отсталости. В мире, по данным ВОЗ (2001), общая распространенность умственной отсталости находится в пределах 2,5—3,0 % населения всех возрастов, в России она составляет 1 % населения. Динамика распространенности умственной отсталости характеризуется тенденцией к увеличению, особенно её легких форм. Значимость проблемы связана и с вопросами детской инвалидности. В Российской Федерации на конец 2005 г. число больных-инвалидов, страдающих умственной отсталостью, составило 33,9 %, доля детей-инвалидов – 25,5 % (Дмитриева Т. Б., 2008). В Челябинской области среди детей-инвалидов по психическому заболеванию 67,5 % человек с умственной отсталостью (Косов А.М., 2009). Важной является проблема социальной адаптации, которая зависит от степени выраженности самой умственной отсталости, а также от клинических проявлений коморбидной патологии, обучение детей, в старшем возрасте военная экспертиза призывников, трудоустройство, что особенно сложно в условиях закрытого города. На высокий процент школьной дезадаптации и девиантного поведения среди детей и подростков с умственной отсталостью указывают Л. С. Рычкова (2004), С. А. Супрун (2006), N. Z. Aust et al. (2000), R. A. Barkley et al. (2002).

Умственная отсталость может быть следствием влияния многих факторов, нарушающих развитие и созревание мозга. Большое значение в этиологии отводится пре-, пери- и постнатальной патологии. Многочисленными исследованиями доказано отрицательное влияние экологического фактора (Буторина Н. Е., 1993; Макашов С. Н., 2002; Гуткевич Е. В., Семке В. Я., 2004; Говорин Н. В., Злова Т. П., 2007). Наиболее чувствительно к экологическому неблагополучию детское население. Северная часть Челябинской области и южная часть Свердловской области являются зоной радиационного загрязнения вследствие аварии на производственном объединении «Маяк». Риск развития умственной отсталости в результате облучения плода, особенно в период 8—15 недель, может превосходить традиционно рассматриваемые риски канцерогенеза и генетических последствий. Возрастает частота встречаемости всех типов хромосомных аберраций, пороков развития, высок процент соматической патологии, органических расстройств (Буторина Н. Е. и др., 1994; Сухотина Н. К. и др., 1995; Нягу А. И. и др., 1998; Буйков В. А. и др., 2009).

Известно, что умственная отсталость может развиваться в сочетании с неврологической патологией или с другими психическими расстройствами. При ней высок процент часто и длительно болеющих детей. Проблема умственной отсталости охватывает самые различные аспекты: медицинские, психологические, педагогические, социологические. Все они тесно переплетены и взаимосвязаны. Вместе с тем до настоящего времени существует небольшое количество работ, посвящённых комплексной оценке состояния здоровья детей с умственной отсталостью, особенностям раннего развития, динамики в онтогенетическом аспекте, имеющейся сопутствующей неврологической, соматической и психической патологии. В этой связи исследование, позволяющее получить новые данные о факторах, влияющих на степень умственной отсталости, коморбидной патологии и организации превентивных и реабилитационных мероприятий с позиций биопсихосоциального подхода, является достаточно актуальным.

Цель исследования: комплексное лонгитудинальное изучение состояния здоровья детей с умственной отсталостью; определение коморбидной неврологической, соматической, психической патологии и разработка реабилитационных мероприятий, повышающих их социальный уровень функционирования в условиях малого города.

Задачи исследования:

1. Изучить значимость влияния социально-биологических факторов на степень умственной отсталости.

2. Установить коморбидную неврологическую, соматическую, психическую патологию, влияющую на степень тяжести детей с умственной отсталостью.

3. Проследить динамику умственной отсталости в соответствии с возрастной периодизацией нервно-психического развития.

4. Разработать комплекс основных реабилитационных и превентивных направлений оказания помощи детям с умственной отсталостью.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. На степень тяжести умственной отсталости влияют такие факторы, как состояние здоровья родителей, перинатальная патология, перенесенные до трёхлетнего возраста заболевания и социальные факторы.

2. Выявленная соматическая, неврологическая и психическая коморбидная патология приводит к утяжелению основного заболевания, социальной дезадаптации и инвалидизации детей.

3. Умственная отсталость может иметь положительную, послабляющую и отрицательную, утяжеляющую динамику развития.

4. Оказание ранней комплексной лечебно-реабилитационной помощи и проведение превентивных мероприятий при совместном участии родителей, врачей, психологов, педагогов позволяют значительно повысить уровень социального функционирования детей с умственной отсталостью.

Научная новизна. В результате комплексного лонгитудинального исследования состояния здоровья 183 пациентов с различной степенью умственной отсталости получены новые сведения о взаимосвязи этиопатогенетических факторов: наследственных, пре-, пери-, постнатальных, микросоциальных и степени умственной отсталости. Впервые определена коморбидная соматическая, неврологическая, психическая патология, прослежена динамика в онтогенетическом аспекте. Установлено, что послабление степени тяжести умственной отсталости возможно при проведении абилитационных и реабилитационных мероприятий, направленных как на оказание ранней комплексной помощи, так и на меры превентивного порядка, необходимые для предотвращения сопутствующей патологии.

Практическая значимость работы. Полученные в ходе исследования данные позволяют более дифференцированно подходить к решению диагностических задач, оценке динамики, прогноза заболевания. Выявление клинических особенностей с учётом коморбидной патологии способствует проведению как ранних реабилитационных, так и превентивных мероприятий, направленных на её предупреждение. Разработанные дифференцированные реабилитационные программы позволяют повысить эффективность биопсихосоциальной помощи, уменьшить степень выраженности самой умственной отсталости и улучшить социализацию детей.

Внедрение результатов исследования в практику. Материалы работы включены в лекционные курсы на кафедре детской, подростковой психиатрии и медицинской психологии ГОУ ДПО Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования Росздрава (г. Челябинск); в филиале Московского государственного педагогического университета (г. Снежинск), Теоретические и клинические положения исследования применяются для диагностики и лечения детей с умственной отсталостью в детской поликлинике, детском отделении г. Снежинска. Принципы оказания биопсихосоциальной помощи используются специалистами бюро медико-социальной экспертизы, педагогами коррекционных дошкольно-школьных учреждений, а также психологами и социальными работниками.

Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались на совместном заседании кафедры детской, подростковой психиатрии и медицинской психологии ГОУ ДПО Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования Росздрава (Челябинск, 2009). Материалы диссертации доложены на семинаре психологов, педагогов, социальных работников «Комплексная помощь детям с отклонениями в развитии» (Москва, 2005), семинаре с международным участием «Реабилитация детей с психическими расстройствами» (Снежинск, 2005); конференциях врачей-психиатров «Современные проблемы поведенческих и эмоциональных расстройств в психиатрии и наркологии» (Челябинск, 2006); «Психическое здоровье личности в современной социальной ситуации: проблемы и способы их решения» (Челябинск, 2007); «Современные аспекты психосоциальной реабилитации детей и подростков с психическими и поведенческими расстройствами» (Магнитогорск, 2008). Основные положения диссертации представлены на Второй Всероссийской конференции с международным участием «Современные проблемы биологической психиатрии и наркологии» (Томск, 2008); Межведомственных конференциях «Современные аспекты клинической психиатрии» (Снежинск, 2008, 2009), межрегиональном научно-практическом семинаре в СПбИУВЭКе «Актуальные проблемы медико-социального обслуживания и реабилитации» (Санкт-Петербург, 2009).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 14 печатных работ, в том числе 2 – в журнале, рекомендованном ВАК РФ. Список печатных работ приводится в конце автореферата.

Объем и структура работы. Диссертация изложена на ____ страницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, описания материала и методов исследования, результатов собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка, приложения. Работа иллюстрирована ____ таблицами, _____ рисунками. Список использованной литературы включает ____ источников (____ отечественных и ___ иностранных).

www.dslib.net

Психология

Last update 03:10:37 AM GMT

Дебилъность, имбецильность, идиотия и DSM-III

По выраженности интеллектуального дефекта выделяют несколько степеней умственной отсталости. Общепринятая классификация, основанная на систематизации различных форм олигофрении в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности, определяет три основные группы: дебилъность, имбецильность и идиотию.

В странах Западной Европы и США эти термины используются лишь в узком профессиональном кругу специалистов (например, медиками). В широкой социальной и педагогической практике используется обобщающее определение «труднообучаемые».

Согласно классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994 г. [1] , умственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта (IQ).

Сопоставление качественной характеристики снижения интеллекта (Россия) и количественной характеристики (зарубежные страны) дает следующие соотношения:

Незначительная умственная отсталость, затруднение в учении

Умеренная умственная отсталость, трудности в обучении

Тяжелая умственная отсталость, значительные трудности в обучении

Глубокая умственная отсталость

Дебильность — незначительная степень умственной отсталости. Эта категория лиц составляет большинство среди страдающих умственной отсталостью (70-80%).

Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Они, как правило, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника.

Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих детей формируется только предметная деятельность. Игровая

деятельность не становится ведущей. В младшем дошкольном возрасте у них преобладают бесцельные действия с игрушками (несет кубик в рот, бросает куклу), к старшему дошкольному возрасту появляются предметно-игровые действия (укачивание куклы, катание машины), процессуальная игра — многократное повторение одних и тех же действий. Игровые действия не сопровождаются эмоциональными реакциями и речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятельно, без специального коррекционного обучения не формируется.

Общение ребенка с нормально развивающимися сверстниками затруднено: его не принимают в игру, так как он не умеет играть. Он становится отверженным в среде сверстников и вынужден играть с более младшими детьми.

Такой ребенок в условиях обычного детского сада испытывает стойкие трудности в усвоении программного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию. Если ребенок не получил в детском саду специальной педагогической помощи, он оказывается не готовым к школьному обучению.

Часто дети с незначительной умственной отсталостью воспитываются в условиях массового детского сада, так как их отставание неярко выражено. Но попадая в массовую общеобразовательную школу, они сразу же испытывают значительные затруднения в усвоении таких учебных предметов, как математика, русский язык, чтение. Часто остаются на второй год, но и при повторном обучении не усваивают программный материал. Для того чтобы как можно раньше установить причины трудностей и оказать ребенку специальную педагогическую помощь, необходимо провести его психолого-медико-педагогическое обследование в ПМПК. Если это будет необходимо, ему будет рекомендовано обучение в другом типе школы.

Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной отсталостью все же имеют возможности для развития. У них в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, ориентированы на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.

Дети с незначительной степенью умственной отсталости нуждаются в специальных методах, приемах и средствах обучения, которые учитывают особенности их психического развития. Для них существуют специальные детские сады, специальные группы в обычных детских садах, где созданы особые образовательные условия для их развития. Возможно включение двух-трех детей с незначительной степенью умственной отсталости в коллектив нормально развивающихся сверстников.

С семи-восьми лет дети с незначительной умственной отсталостью поступают в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где обучение ведется по специальным программам. В небольших городах открыты специальные классы для детей с нарушениями интеллекта при массовых школах. Однако возможности профессиональной подготовки выпускников, обучающихся в этих классах, значительно ниже, чем в специальных школах для детей с нарушением интеллекта.

Большинство юношей и девушек с незначительной степенью умственной отсталости к моменту выпуска из школы по своим психометрическим и клиническим проявлениям мало чем отличаются от нормально развивающихся людей. Они благополучно трудоустраиваются, вливаются в трудовые коллективы на производстве, создают семьи, имеют детей.

Эти люди дееспособны, поэтому общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах в органы местного и федерального управления и т. д.

Имбецильность является умеренной степенью умственной отсталости. При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать головку (к четырем-шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет. У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления».

Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Часто значительно нарушено звукопроизношение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки, чем у нормально развивающихся детей.

Познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление.

Основной чертой, характерной для лиц данной категории, является неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапазон которых очень узок. Речевое развитие примитивно, собственная речь бедна, хотя понимание речи на бытовом уровне сохранно.

Дети с умеренной степенью умственной отсталости (имбецильность) признаются инвалидами детства. Эти дети вполне обучаемы, т.е. способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, некоторыми сведениями об окружающем мире, научиться какому-либо ремеслу. В то же время они не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке.

В дошкольном возрасте дети могут посещать специальные детские сады для детей с нарушением интеллекта, а в 7-8 лет они могут быть приняты в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где для них созданы специальные классы. Также они могут обучаться в школах для детей с выраженным нарушением интеллекта.

По окончании школы юноши и девушки находятся в семье, они способны выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда (склеивание конвертов, коробок и т.д.). Практика показала, что лица с умеренной степенью умственной отсталости прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом (опыт кэмпхилл-общин), который доставляет им радость, давая возможность самореализоваться.

Идиотия — самая тяжелая степень умственной отсталости. Диагностика этих грубых нарушений возможна уже на первом году жизни ребенка. Среди многочисленных признаков особо выделяются нарушения статических и моторных функций: задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружение, позднее появление навыков стояния, ходьбы, относительно позднее появление лепета и первых слов, слабый интерес к окружающим объектам и игре.

Диагностика основывается также на данных о здоровье членов семьи, течении беременности и родов, а также на результатах генетических и пренатальных исследований.

У взрослых резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления, снижены пороги чувствительности. Им недоступно осмысление окружающего, речь развивается крайне медленно и ограниченно или не развивается вообще. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают к ведению лежачего образа жизни. Медленно и трудно формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические.

Однако дети с тяжелой умственной отсталостью так же, как и остальные, способны развиваться. Они могут научиться частично обслуживать себя, овладеть навыками общения (речевым или безречевым), расширять свои представления об окружающем мире.

В России лица этой категории в основном находятся в учреждениях Министерства социальной защиты, где за ними обеспечивается только уход.

[1] Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксакова, Б. А. Архипова, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 214.

psixologiya.org

Что такое олигофрения и кто они — олигофрены?

Олигофрения — слово, с латыни на русский язык наиболее точно переводимое как: скудоумие, или малоумие, характеризует умственную отсталость.

Но, в отличие от деменции, имеющей примерно такое же значение (и способной развиться в любом возрасте), олигофрения – это умственная недоразвитость врождённая, степень которой практически не меняется ни от возраста, ни от проводимого лечения. Это – как «печать», раз и навсегда «поставленная» на лоб (точнее, на то, что за «лобовой бронёй»).

Степень умственной отсталости не зависит напрямую от формы и размеров головы – олигофрену не обязательно обладать микроцефалически мелким либо огромным, подобным башне, черепом, он может быть и обычных, среднестатистических размеров (хотя физиогномист и психиатр Цезарь Ломброзо с этим тезисом наверняка бы поспорил).

О причинах умственной отсталости… и алкоголе

Напрасно мнение, что олигофрен – это что-то исключительное, из ряда вон выходящее. Просто состояние это не всегда является ярко проявленным, вопрос лишь в степени выраженности патологии: задайте молодому человеку, пять лет назад закончившему школу, простейшую задачку по математике – и он всерьёз и надолго над ней задумается.

Почему? Любое «офисное», узконаправленное, специализированное мышление способствует проявлению того, что не было заметно ранее. Иначе говоря, быстро обостряет заложенную в генах тупость.

Идеал безмятежного деревенского «богатыря» с румянцем во всю щёку также является глубоким заблуждением – поговори с таким увальнем пару минут и он сомлеет от усилий понять сказанное. Ибо традиции самогоноварения (как и пьянства вообще) сильны в селе, как нигде более. Оно – первая из причин порочного (в смысле развития мозга) зачатия.

Одной из причины врожденного слабоумия может стать облучение радиацией в условиях производства или в процессе армейской службы. Но спросите молодого отца ребенка-олигофрена: сколько декалитров алкоголя он выпил до армии и до завода – и он затруднится ответить (читай: без меры).

Да и девушки, «пропивая» подружку на ее свадьбе, тоже лихо взмахивают полными рюмками (часто – во главе с невестой, словно забывшей, что грядёт первая официальная брачная ночь).

Невеселым поводом для генетического «каламбура» может стать и вмешательство в процесс сотворения плода чужеродного (вирусного) белка и принимаемых в процессе беременности токсинов лекарственного происхождения.

Надо ли говорить о столь распространённом среди молодых родителей курении, не останавливаемом ничем, даже радостью от наступившей страстно желанной беременности?

Наконец, сами мысли беременной, её бесконечные гадания: оставить или вытравить плод? – оказывают на зародыш деформирующее влияние.

Научно доказанный факт: нигде и никогда не может существовать совершенно инертной, ничего не чувствующей материи – а здесь речь о развивающемся в матери детеныше!

Можно также много мудрствовать об изменении экологии, влиянии частой смены часовых поясов, о калечащем здоровье модном «похудении-до изнеможения» и ношении столь же модной, но не утоляющей нужд организма обуви и одежды и прочем.

Но всё-таки главной причиной олигофрении являются древнейшие питейные традиции народов Земли, горькой истиной выплеснутые в русскую поговорку: в семье – не без урода. Не без олигофрена, то есть.

Подтверждено статистикой

Всего пара цифр в подтверждение сказанного: из общей массы населения промышленно развитых стран на олигофренов приходится 1% (85% из цифры – показатель лёгкой степени патологии; пропорция мужчины/женщины – в «пользу» мужчин, 2:1).

Подсчитать более точный процент не представляется возможным. По причине различного отношения к проблеме, кого всерьёз считать олигофреном?

Для официального признания больным учёные договорились учитывать такие явно выраженные отклонения от нормы:

  • психики;
  • личности;
  • общефизическая, относящаяся к строению и здоровью организма в целом.
  • Оценка степени олигофрении производится по общепринятым международным стандартам.

    «Шкала слабоумия»

    Существует несколько систем оценки состояния психики и личности обследуемого.

  • традиционно-классическая (по степени тяжести умственной отсталости);
  • с оценкой по М. С. Певзнер;
  • альтернативная.
  • Первая учитывает степень выраженности болезненных проявлений и включает олигофрению: резко проявленную (идиотия), выраженную средне (имбецильность) либо легко проявленную (дебильность или дебилизм).

    Певзнер предложено выделять форму:

    • неосложнённую;
    • осложнённую тормозными и возбудимыми расстройствами нейродинамики;
    • cочетанную с расстройствами функций отдельных анализаторов;
    • психопатических расстройств поведения в сочетании с умственной отсталостью;
    • олигофрении с явными признаками лобной недостаточности.
    • В свою очередь, МКБ-10 выстроена линейка из 4 стадий-степеней тяжести олигофрении:

    • лёгкой (степени дебильности, с IQ от 50 до 69);
    • умеренной (умеренной имбецильности, с IQ от 35 до 49);
    • тяжёлой (тяжёлой имбецильности, с IQ от 20 до 34);
    • глубокой (степени идиотии, с IQ < 20).

    Формы проявления слабоумия могут быть обусловленными:

  • наследственными (генетическими) дефектами;
  • внутриутробной вирусной либо бактериальной инфекцией, простейшими, токсинами либо гормональными расстройствами;
  • особенностями, приходящимися на определённые периоды жизни плода (от проблем резус-конфликта, асфиксии и родовой травмы во внутриутробный период и в родах – до нейроинфекций, недоразвития головного мозга и ЧМТ в первые 3 года жизни).
  • К отдельным формам относят первичную (истинную) и вторичную (ложную) олигофрению.

    Характеристика детей с умственной отсталостью

    Симптомы и признаки олигофрении будут зависеть от тяжести нарушения.

    Клиника идиотии

    Детей-идиотов редко встретишь дома, в основном это обитатели психоинтернатов, где особо крепкие телом часто переживают и 40-летний рубеж. Остальные, имеющие сочетанные отклонения в строении внутренних органов, живут значительно меньший срок.

    Типичным признаком идиота является безмятежно-бессмысленное выражение лица. Впрочем, оно мгновенно искажается, приобретая злобный вид, если он потревожен слишком настойчивыми внешними воздействиями, например, попыткой поменять изгаженную нечистотами постель или помешать больному заниматься онанизмом.

    Ибо не «отягощённые» стыдом и прочими человеческими нормами мозги позволяют идиоту совершенно свободно «ходить под себя», а созревшее тело требует удовлетворения сексуального рефлекса.

    Помимо псевдосекса, больные имеют пристрастие методично волочить к себе в рот всё, что попадает под руки – без страха подавиться и попыток прожевать «добычу» – ибо они всегда голодны. Этим жизнь, замкнутая на уровне спинного мозга, и ограничивается.

    Такие дети не способны к произнесению слов, к тому, чтобы запомнить своё имя, окружающие для них все на одно лицо. Впрочем, их это не беспокоит, как не беспокоит почти ничего на свете – интеллект и жажда познания им не свойственны.

    Правда, при попытке помешать их размеренно-бессмысленному существованию может наступить реакция неудовольствия в виде мычания, воя, рёва, сопровождаемого злобным царапанием и кусанием всего, что окружает (в том числе, собственного тела), вырывания из себя волос и аналогичных проявлений слепой агрессии. Именно агрессии, и именно слепой, ибо органы чувств у олигофрена-идиота часто развиты нормально, хотя возможны и отклонения в их строении.

    Чувство страха, как зачастую и чувство боли, таким больным неведомо (ввиду глубокой умственной отсталости), пользоваться для передвижения собственными ногами они не умеют и даже не пытаются, пребывая круглые сутки в лежачем положении.

    Ни о каком обучении в случае идиотии речи быть просто не может, как не может дать эффекта и какое-либо лечение – «разбудить» мозг страдающего данным видом олигофрении не то что невозможно – «будить» просто нечего, «страницы», на которой можно «написать» хоть что-нибудь, просто нет. И она никогда не появится.

    Единственное, что может предложить такому индивиду (?) человеческая цивилизация – это уход и надзор за сохранностью жизни, не имеющей цели и смысла.

    В «рамках» имбецильности

    Прогрессивная – по сравнению с идиотией – форма олигофрении, предполагающая посильное участие больного в собственной жизни при условии посторонней помощи.

    Осознание собственной личности и ориентация в узком кругу людей уже достижимы, как реально и обучение примитивным приёмам – трудовым и по уходу за собой; доступны навыки примитивного счёта, чтения и письма.

    Коррекционная программа для детей с умственной отсталостью в степени имбецильности подразумевает обучение копированию,- без рассуждений, оценок «хорошо-плохо», по принципу «делай, как я», ибо о моральных и духовных ценностях говорить не приходится – на этом уровне развития головного мозга они сформированы ещё быть не могут.

    Имбецил, подобно домашнему псу, «жмётся» к часто посещающим его в клинике знакомым лицам (дома – к родственникам), испытывая тревогу и страх от одиночества; привязан также к знакомой, привычной обстановке, изменения в которой вызывают у него панику.

    Тревогу и страх вызывают также упрёки. Например, в неряшливости и неловкости, которой страдает данная категория больных, либо случайное вмешательство в результат его труда (замусоривание места, до этого старательно им убранного).

    Другие же чувства находятся на очень примитивном уровне, интеллект же и память – в зачаточном. Имбецил откликается на своё имя, способен односложно ответить на заданный вопрос — часто косноязычно – и запомнить 2-3 сотни слов-понятий, не больше.

    Умственные усилия больше похожи на попытку вспоминания (хотя вспоминать ему почти нечего), психика зиждется на постоянном смутном ощущении вины и страхе перед наказанием.

    Имбецила легко обмануть и толкнуть на рискованный поступок, ибо он не способен оценить его значимость и «просчитать» последствия – уровень его мышления ограничен конкретными заученными рамками, об абстрактном мышлении и анализе речи не может быть вообще.

    По темпераменту страдающие имбецильностью делятся на активных, пытающихся своим рвением заслужить похвалу (к которой очень стремятся и от которой испытывают осознаваемое скорее телом, чем умом, удовольствие), и пассивно поддающихся любому чужому влиянию и внушению (в том числе – негативному).

    Таки люди привязываются к простым мелким вещам (игрушкам, например) и испытывают растерянность, когда те убираются или выбрасываются, о чём способны поведать своей няньке.

    Полезными членами общества страдающие имбецильностью быть не могут, хотя и такого надзора за собой, как страдающие идиотией, не требуют – это просто больные с резко ограниченными умственными способностями и с реальной возможностью домашнего содержания. Делающие то, что способны перенять у других. И не ведающие, что творят.

    Признаки и возможности олигофрена-дебила

    Внешне человек, у которого диагностирована олигофрения в степени дебильности может существенно не отличаться от среднестатистического обывателя: он способен обучиться несложной профессии (конечно, не на уровне науки и искусства), иметь семью и быть полезным обществу. Сюда относится многочисленная категория людей, про которых говорят: тупой – но старательный.

    Мышление у данного контингента развито слабо, хотя в узко-специализированном, монотонном, небыстром процессе они могут чувствовать себя «важными птицами» и даже хвастать своим вкладом в него.

    Эта категория больных имеет низкий уровень интеллекта, мышление отличается узостью и прямолинейностью, без «лирических пируэтов».

    Потеряв нить разговора, отвлекшись, больной не способен найти её вновь, потому конкретностью своей речи он производит впечатление очень решительного человека, не подверженного колебаниям и полумерам.

    Зачастую такая личность, достигшая определённой власти в узком кругу, становится тираном, проявляя неоправданное упрямство, категорическое неприятие критики, тупую мстительность и злобность. Хотя лица из числа «легко дебильных» при соответствующем мудром руководстве способны стать образцовыми супругами – бесконфликтно-послушными, покладистыми и управляемыми.

    Об уровне развития головного мозга говорит тот факт, что такому человеку недоступна программа средней школы – она для него слишком сложна, он слишком «заторможен», ему требуется адаптированная программа для детей с умственной отсталостью и обучение в специальной школе со сниженными требованиями.

    Ибо при сохранении сферы эмоций и воли у страдающих дебильностью лиц отсутствует способность мыслить абстрактно, они отличаются малой продуктивностью мышления: неспособностью к пересказу прочитанного либо услышанного, невозможностью сосредоточиться, логически связать отдельные явления, понятия времени, пространства.

    Другой постоянной особенностью страдающего дебильностью является косноязычие, «хромота» устной и письменной речи и узость кругозора.

    Абсолютно гениально мировосприятие дебила «выписано» ролью В. Невинного в грустной комедии «Старый новый год». Лодырь, пьяница, обжора и грязнуля Вася Себейкин, «жлоб из народа», сумевший освоить лишь операцию втыкания свистулек в резиновые игрушки, непоколебимо уверен, что мог бы быть депутатом горсовета и даже управлять страной.

    Он не «парится» проблемой несовершенства мира и «выковыванием» собственной личности. Он – человек-муравей, свято верующий в собственную непогрешимость и когда-то кем-то созданные обычаи и традиции, тупо тиражирующий произведённое другими и обожающий удовольствия, главным из которых (помимо еды и пьянства) является продолжение себя в потомстве.

    Отдельного внимания заслуживает категория людей, отличительной особенностью которой являются поразительные данные в виде механически-фотографической памяти, либо способности тщательного воспроизведения чужого произведения с множеством мельчайших деталей путём срисовывания, либо перемножения в уме многозначных цифр.

    Но эти действия не являются целенаправленными, в этом нет заслуги ума страдающего дебильностью – это «подарок свыше», а не тщательно им спланированные и достигнутые тренировкой действия.

    Такому члену общества неведомы тонкие движения души и её томление – он лишь самоуверенный и ненасытный потребитель, «гребущий под себя», жадный и азартный эксплуататор того, что в него вложила и создала вокруг природа. Но он – не творец, и это – главное.

    Диагностические критерии по МКБ-10 и по Е.И.Богдановой

    Для распознавания олигофрении предложены 2 системы диагностики.

    Согласно МКБ-10, это градации умственной отсталости в виде:

  • задержанного, неполного развития психики с нарушением речевых, моторных, когнитивных и специальных способностей – неразвитием их в периоде созревания, не позволяющих достичь общеинтеллектуального уровня;
  • слабоумия, развивающегося в сочетании с другими психическими (соматическими) расстройствами либо самопроизвольно;
  • расстройств адаптации поведения при неблагоприятных социальных условиях:
  • низких цифр IQ (с учётом непосредственных кросс-культуральных особенностей):
  • выраженности поведенческих отклонений при отсутствии сопутствующих расстройств психики.
  • Согласно Е.И.Богдановой, понятие олигофрении характеризуется:

  • сниженным интеллектом;
  • общесистемным недоразвитием речи;
  • расстройствами внимания (включающими трудности концентрации и его переключения);
  • расстройствами восприятия (в виде замедленности, снижения его объёма либо его фрагментарности);
  • прямолинейностью (конкретностью) мышления с невозможностью критично оценить сказанное либо услышанное;
  • малым запасом памяти;
  • неразвитостью познавательной деятельности;
  • расстройствами эмоционально-волевой сферы (с неустойчивостью, неадекватностью эмоций либо малой их дифференцированностью).
  • Отличать от… или дифференциальная диагностика

    При микроцефалии уменьшены не только размеры черепа, но и масса головного мозга, недоразвиты как полушария, так и извилины (особенно лобные) при нормальных размерах мозжечка и подкорковых структур.

    По степени выраженности психических проявлений состояние приближено к идиотии в её абсолютной форме.

    Особенностью течения токсоплазмоза при сходной клинике являются как поражения глаз (в виде отслойки сетчатки, пигментного хориоретинита, иридоциклита), так и кальциноз черепных костей.

    Нарушение процесса окисления в организме фенилаланина приводит к образованию содержанию в крови больного фенилпировиноградной кислоты, приводящей к развитию фенилпировиноградной олигофрении (уровень означенной кислоты повышен не только в крови, но и в моче, и может быть определён лабораторно).

    Дифференцировать олигофрению следует также от:

  • синдрома Дауна (трисомии по 21-й хромосоме);
  • рубеолярной эмбриопатии (в случае перенесения беременной женщиной краснухи);
  • слабоумия на почве резус-конфликта (конфликта резус-отрицательной крови плода с резус-положительной кровью матери);
  • резидуальной олигофрении, обусловленной перенесением самим больным в раннем детском возрасте менингита либо менингоэнцефалита;
  • гидроцефалии (наружной либо внутренней), выявляемой инструментально.
  • Лечить и учить, или поправить то, что возможно

    Лечение подразумевает «выбивание почвы из-под ног» болезни – устранение его причины и максимально щадящая «правка» последствий.

    В случае врождённого сифилиса либо токсоплазмоза применяют этиопатогенетический принцип терапии, при фенилкетонурии эффект даёт диета, эндокринные расстройства (микседема) лечатся соответствующими гормональными препаратами.

    Как средство отвлечения от полового инстинкта и связанных с ним актов применяется седативная терапия (Сонапаксом, Неулептилом, Феназепамом) и привлечение внимания к другим сферам деятельности (играм, посильной трудовой деятельности).

    При судорожных проявлениях применяются противосудорожные средства.

    Большое значение имеет пребывание олигофренов в кругу родственников и сверстников, терпимо относящихся к отличающимся от них детям.

    Пребывание в кругу себе подобных (в школах-интернатах, спецшколах, спецПТУ) также стимулирует жизненный интерес и стремление к развитию и максимально возможному раскрытию своих (ограниченных в той или иной степени) способностей.

    Родителям следует проявлять настойчивость и терпение в общении с больными детьми, избегая сверхопеки и проявлений раздражения и открытой агрессии, приучая дитя хотя бы к некоему подобию режима и гигиенических навыков.

    Судьба ребёнка-олигофрена зависит от степени проявления недуга: страдающие идиотией пожизненно наблюдаются и живут в психоневрологических интернатах, более умственно развитые – в домашних условиях, проходя курсы психокоррекции по специально разработанным для умственно отсталых детей спецпрограммам, разработанным психиатрами и психоневрологами.

    Прогноз и последствия

    Для находящихся под постоянным наблюдением лечебного персонала ПНИ детей с идиотией стабильность существования гарантирована при условии отсутствия выраженной соматической патологии, любящие родственники детей-имбецилов также позаботятся об их будущем.

    Что касаемо олигофренов в стадии дебильности, то их жизнь отличается от жизни среднего класса в не имеющих существенного значения деталях (тем более, что вопрос, кого считать дебилом, до сих пор вызывает споры в учёном мире). Что же до детей из асоциальных семей, то их судьбу решат участковый врач и органы соцзащиты.

    Последствия продолжающихся интоксикаций и инфекций способны привести к усугублению состояния здоровья олигофрена (и к летальному исходу в самом крайнем случае). Это уже – вопрос сознательности и уровня культуры родителей и живущих с больным ребёнком родственников.

    О профилактике – во весь голос!

    Чтобы не «сажать на шею» государства всё новых больных олигофренией детей, необходимо всерьёз заняться вопросом винопития, самогоноварения и искоренения асоциальных привычек во всём обществе, а не только в отдельных его слоях.

    Тогда и вопрос об общественно значимых инфекциях не будет стоять так остро, да и тема шаткого иммунитета и генетической патологии займёт в колонке социальных исследований подобающее ей «тысяча предпоследнее» место.

    Вопрос в том, готовы ли к этому народы с тысячелетними винокуренными традициями? А, значит, нужно всеми средствами поднимать культуру жизни вообще и тела – в частности.

    neurodoc.ru