Оп Рожков умственная отсталость у детей

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала «Мой университет»

Каталог статей

Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

I.Пояснительная записка
Рабочая учебная программа разработана в соответствии с Федеральным законом № 273 – Ф3 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью, на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Адаптивная школа № 12» , а также с использованием «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классов», под редакцией И.М.Бгажноковой (Просвещение, 2011г.)
Рабочая программа ориентирована на учебно – методический комплект:
— Кудрина С. В.«Окружающий мир» для 1 класса. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ – М.: «ВЛАДОС», 2011 г
Окружающий социальный мир как учебный предмет является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Цель рабочей программы по окружающему социальному миру – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Рабочая программа по окружающему социальному миру в первом классе решает следующие задачи:
Задачи предмета:
• Знакомитьдетей с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
• формирование представлений о предметном мире, созданном человеком.

Общая характеристика учебного предмета
Обучение детей в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. Предмет «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др. Знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу «Посуда», расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол и т.д.

Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) дисциплина «Окружающий социальный мир» входит в образовательную область «Окружающий мир» и изучается школьниками с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости школьного обучения, в соответствии с требованиями ФГОС.
Рабочая программа по окружающему социальному миру в первом классе рассчитана на 66 часов в год в соответствии с учебным планом
(1 час неделю, 33 учебных недели).

Результаты освоения учебного предмета
Программа для первого класса (2 вариант) направлена на достижение учащимся личностных и предметных результатов, а также на формирование базовых учебных действий.
Изучение предмета «Окружающий социальный мир» в первом классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий:
1.Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде одноклассников
— эмоциональному взаимодействию;
-коммуникативному взаимодействию.
2.Формирование учебного поведения
— направленность взгляда на говорящего;
-умение выполнять инструкции педагога.
3. Формирование умения выполнять задание
— в течение урока от начала до конца
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания к другому
— выполнение действий в соответствии с расписанием занятий

Предметные результаты
В данной рабочей программе для первого класса по окружающему социальному миру предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью является минимальный уровень. Отсутствие достижения этого уровня по предмету в первом классе не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Предполагается, что к концу обучения по окружающему социальному миру в первом классе учащиеся будут уметь:
Минимальный уровень:
• развивать интерес к объектам, созданным человеком;
• формирование представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.;
• умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах;
• иметь представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.);
• иметь представления о социальных ролях людей;
• умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка;
• иметь представления о дружбе, товарищах, сверстниках;
• умение находить друзей на основе личных симпатий.
Достаточный уровень:
• умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;
• умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;
• иметь представления о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержание, участие в них;
• умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников;

Личностные результаты
Включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико – ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
• основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
• работать в коллективе (ученик – ученик);
• слушать и понимать инструкцию педагога;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств ;
• обращаться за помощью и принимать помощь педагога.

Методы диагностики и критерии результативности
Во время обучения в первом классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с
определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом, оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Диагностика достижения предметных результатов по предмету «Окружающий социальный мир» проводится в 3 этапа:

1 этап – сентябрь (стартовая диагностика)
2 этап – декабрь (промежуточная диагностика)
3 этап – май (итоговая диагностика)

Результаты оцениваются по следующим критериям:
1. «выполняет действие самостоятельно»
2. «выполняет действие по инструкции»
3. «выполняет действие по образцу»
4. «выполняет действие с частичной помощью»
5. «выполняет действие со значительной физической помощью»
6. «действие не выполняет»
7. «не всегда узнает объект»
8. «не узнает объект»
9. «узнает объект»

Полученные данные заносятся в таблицу фиксации планируемых результатов обучения по предмету «Окружающий социальный мир»(Приложение № 1)

Диагностика сформированности базовых учебных действий проводится в 3 этапа:
1 этап – сентябрь (стартовая диагностика)
2 этап – декабрь (промежуточная диагностика)
3 этап – май (итоговая диагностика)
4
Оценка базовых учебных действий оцениваются по следующим критериям:
1.«выполняет действие самостоятельно»
2.«выполняет действие по инструкции»
3.«выполняет действие по образцу»
4. «выполняет действие с частичной помощью»
5.«выполняет действие со значительной физической помощью»
6.«действие не выполняет»
7.«не всегда узнает объект»
8.«не узнает объект»
9.«узнает объект»
Полученные данные заносятся в таблицу фиксации результатов обучения по предмету «Окружающий социальный мир»(Приложение № 2)

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Освоение учебного предмета «Окружающий социальный мир» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, демонстрационных приборов и инструментов, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания школьников с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости:
Демонстрационные и печатные пособия:
• муляжи, натуральные объекты, макеты, предметные и сюжетные картинки;
• наглядный изобразительный материал (видео, фотографии);
• рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
• демонстрационная доска
Технические средства обучения:
• ноутбук;
• мультимедийный проектор;
• диагностическое оборудование (для первичной и контрольной диагностики), в т.ч. контрольно – диагностические материалы для проведения психолого – педагогического обследования детей в условиях реализации ФГОС;
• интерактивная доска;
• проектор мультимедийный;
• планшет Polymedia для образования Android;
• документ – камера;
• игровой комплект Пертра.

Учебно – методическое обеспечение
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Научно – методическая литература:
1.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)http://fgos-ovz.herzn.spb.ru/wp- content/uploads/2014/04/08_ФГОС_УО_19.10.2015.pdf//
2. Федеральный Государственный Основной Образовательный стандарт http:// menobr. Ru
3.АООП «Адаптивная школа № 12»
4.Бгажнокова И. М. программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы. М: Просвещение, 2011 г.
5.Плешаков А. А .Мир вокруг нас: Метод. пособие: 1кл./А. А. Плешаков, В. П. Александрова, С. А. Борисова. – М .:Просвещение,2002.

Литература для учащихся:
1. Кудрина С. В.«Окружающий мир» для 1 класса. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ – М.: «ВЛАДОС», 2011 г

II.Содержание учебного предмета

№ Наименование разделов Всего часов
1. Школа 4 ч
2. Квартира, дом, двор 4 ч
3. Предметы быта 4 ч
4. Продукты питания 4 ч
5. Предметы и материалы, изготовленные человеком 4 ч
6. Город 4 ч
7. Транспорт 3 ч
8. Традиции, обычаи 2 ч
9. Страна 4ч
Итого 33 ч

Программа состоит из пяти разделов: 1. «Школа»2. «Квартира, дом, двор» 3. «Предметы быта» 4. «Продукты питания» 5. «Предметы и материалы, изготовленные человеком» 6. «Город» 7. «Транспорт» 8. «Традиции, обычаи» 9. «Страна»

1.Школа. (4 ч)
Основные задачи раздела:
• формировать понятия о школе;
• учить соблюдать распорядок школьного дня;
• воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям.
Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией. Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, карандаш, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду.Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку.

2.Квартира, дом, двор. (4 ч)
Основные задачи раздела:
• формировать понятия о квартире;
• учить использовать полученные знания в повседневной жизни;
• воспитывать любознательность.
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской дом.
Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальня, детская, гостиная),прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). Написание своего домашнего адреса.
Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи ,тараканы), грызунов (крысы, мыши),живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные насекомые. Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайных ситуации. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож и т.д. Узнавание (различение) часов (механические (наручные, настенные), электронные (наручные, настенные).Знание строения часов (циферблат, стрелки (часовая, минутная)).
3.Предметы быта. (4 ч)
Основные задачи раздела:
• формировать понятия о предметах быта;
• обогащать знания и представления детей по данному разделу;
• воспитывать наблюдательность.
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, электрический чайник). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кровать, комод). Знание назначенияпредметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря. Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера. Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа).Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы). Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей часов).

4.Продукты питания. (4 ч)
Основные задачи раздела:
• формировать понятия о продуктах питания;
• обогащать знания и представления детей по данному разделу;
• систематизация знаний о продуктах питания.

Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов. Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш. Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных продуктов. Знание правил хранения рыбных продуктов. Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки). Знакомство со способами обработки (приготовления) мучных изделий. Знание правил хранения мучных изделий. Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох), требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые). Знакомство со способами обработки (приготовления) круп и бобовых. Знание правил хранения круп и бобовых. Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). Знание правил хранения кондитерских изделий.

5.Предметы и материалы изготовленные человеком. (4 ч)
Основные задачи раздела:
• формировать представления о предметах и материалах. изготовленные человеком;
• обогащать знания и представления детей по данному разделу;
• воспитывать самостоятельность.

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.). Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла. Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.). Знание свойств металла (прочность, твёрдость – трудно сломать, тонет в воде). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.). Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся).
Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла). Знание свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).

6.Город. (4 ч)
Основные задачи раздела:
• формировать понятия о правилах поведения общественных местах;
• учить использовать полученные знания в повседневной жизни;
• воспитывать любознательность.
Узнавание (различение)назначение зданий кафе, вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал), службы помощи, магазин, театр, цирк, жилой дом.Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, почтальон). Знание особенностей деятельности людей разных профессий. Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице.

7.Транспорт. (3 ч)
Основные задачи раздела:
• формировать понятия о видах транспорта;
• обогащать знания и представления детей по данному разделу;
• обобщение знаний по данному разделу .

Узнавание (различение) наземного транспорта. Знания назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного транспорта. Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знания назначения воздушного транспорта. Узнавание (различение) составных частей воздушного транспортного средства. Узнавание (различение) водного транспорта. Знания назначения водного транспорта. Узнавание (различение) составных частей водного транспортного средства. Узнавание (различение) космического транспорта. Знания назначения космического транспорта. Узнавание (различение) составных частей космического транспортного средства. Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.).
8.Традиции, обычаи. (2 ч)
Основные задачи раздела:
• формировать представления о праздниках;
• развивать интерес к праздникам;
• воспитывать самостоятельность.
Знание традиций и атрибутов праздников (Новый год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха). Знание школьных традиций. Знание символики и атрибуты православной церкви. Знание нравственных традиций, принятых в православии.

9.Страна. (4 ч)
Основные задачи раздела:
• познакомить с понятием «Страна»
• обогащать знания и представления детей о государственных праздниках;
• воспитывать любовь к своей родине.
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики(герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ. Знание государственных праздников. Знание названия столицы России. Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь, Большой театр) на фото, видео.
Знание названий городов России. Знание достопримечательностей городов России. Знание прав и обязанностей гражданина России. Знание (различение) документов, удостоверяющих личность гражданина России (паспорт, свидетельство о рождении). Знание некоторых значимых исторических событий России. Знание выдающихся людей России.

Формы организации учебной деятельности, используемые на уроках окружающего социального мира: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.

Фронтальная форма применяется, когда все ученики одновременно выполняет одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают её результаты. Учитель ведет работу с классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов.

Групповая (звеньевая) форма применяется для решения всех основных дидактических проблем: закрепления и повторения, изучения нового материала. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами.

Парная форма применяется, когда в группе работает два человека. Состав группы не постоянный.

Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение заданий с педагогом, а также индивидуальная помощь педагогом конкретному ученику.

Индивидуальная форма работы используется на всех этапах урока, для решения различных дидактических задач: усвоение новых знаний и их закрепление, формирование и закрепление умений и навыков, для повторения и обобщения пройденного материала.
Окружающий социальный мир как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.

www.moi-sat.ru

Программа воспитательной работы в группе коррекционной школы-интернат

Государственное образовательное учреждение Ярославской области

Пошехонская специальная (коррекционная)

«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждена»

на МО учителей зам.директора по ВР приказом по школе

№__1__от_______ ___________________ №_______от_______

Руководитель МО директор школы

Рабочая программа воспитательной работы

Разработчик: Пелевина Наталия Анатольевна

Рабочая программа воспитательной работы разработана в соответствии с законом «Об образовании», на основе Федерального государственного образовательного стандарта.

Организация разработчик: ГОУ ЯО Пошехонская

Пелевина Наталия Анатольевна

Рекомендована методическим объединением воспитателей и классных руководителей.

1. Паспорт рабочей программы

1.1 Актуальность рабочей программы воспитательной работы в школе….4

1.2 Место программы воспитательной работы в структуре основной образовательной программы школы……………………………………4

1.3 Цели и задачи программы………………………………………………5

1.4 Предполагаемые результаты работы по программе………………….5

2. Пояснительная записка к программе воспитательной работы

2.1 Анализ воспитательной работы за 2013-2014 учебный год…………. 7

2.2 Характеристика групп воспитанников проживающих в интернате

2.3 Определение ожидаемых проблем в текущем учебном году…………16

2.4 Цели и задачи воспитательной работы………………………………. 18

3. Структура и содержание воспитательной работы

3.3 Виды деятельности и формы работы с детьми………………………..20

3.3 Индивидуальная коррекционная работа с детьми…………………….22

3.4Практическая деятельность по отработке навыков самообслуживающего и общественно-полезного труда………………..23

3.5Организация режимных моментов……………………. ………………24

4. Условия реализации воспитательной работы

4.1Требования к минимальному материально-техническому

4.2 Принципы реализации программы…………………………………….28

4.3 Предполагаемый результат…………………………………………….29

4.4 Информационное обеспечение воспитательной работы……………..30

5. Контроль и оценка результатов воспитательной работы………..33

6. Календарно-тематическое планирование………………………….35

1. Паспорт программы воспитательной работы

1.1 Актуальность рабочей программы воспитательной работы в школе обусловлена ведущей тенденцией современного образования, заключающейся в переходе к реализации нового закона об образовании, в котором говорится о качественном обновлении содержания воспитательной работы, повышении требований со стороны общества и родителей к воспитанию детей, их социализации, культуры жизни. Мы должны подготовить детей с умственной отсталостью к самостоятельной, продуктивной жизни в современном обществе, научить их обеспечивать свои потребности в соответствии с нормами морали, нравственности и Государственными законами РФ.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания воспитанником того, что жизнь человека, его ум и здоровье — это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно — воспитанным и трудолюбивым.

Данная программа адаптирована для каждодневной воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

1.2 Место программы воспитательной работы в структуре основной образовательной программы школы

Программа воспитательной работы является частью основной образовательной программы школы-интерната. Работа осуществляется во вторую половину дня, после возвращения детей с уроков, с учетом их индивидуальных возможностей, опорой на зону ближайшего развития каждого воспитанника.

1.3 Цели и задачи программы

Цель данной программы — состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности воспитанника, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.

1. Развивать умение общаться и сотрудничать.

2. Создавать условия для развития творческих способностей детей.

3. Создавать условия для поддержания здоровья воспитанников.

4. Формировать самостоятельность, расширять возможности для

развития трудовых, художественно-эстетических умений.

5. Развивать эмоциональную и волевую сферы.

6. Изучать личностные качества воспитанников.

7. Повышение педагогической и психологической культуры

родителей через совместную деятельность.

1.4 Предполагаемые результаты работы по программе

Решение задач, обозначенных в программе, способствует овладению воспитанниками следующими компетенциями:

· Понимание необходимости учебной деятельности.

· Овладение навыками общения в коллективной деятельности школьников.

· Умение сделать самостоятельный выбор в пользу нравственного образа жизни.

· Морально-этические знания и убеждения.

· Стремление к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

· Ценностное отношения к Родине.

· Осознание чувства гордости за свою страну, гражданской ответственности, уважения к государственной символике, Конституции, законам и нормам общественной жизни.

· Способность к профессиональному самоопределению и труду.

· Осознание общественной и личной значимости труда, перспектив своего личного участия в нём.

· Овладение профессиональными трудовыми умениями и навыками (пошив одежды, вышивание, столярное дело).

· Трудовая коллективная деятельность, потребность трудиться.

· Трудовые навыки по уходу за собой, своим жилищем.

· Потребность в здоровом образе жизни.

· Понимание и принятие культуры здоровья, потребности в занятиях физической культурой и спортом.

· Овладение коммуникативными моделями поведения в наиболее типичных ситуациях (школа, улица, игровая площадка и т.д.).

· Навыки социальной и личной компетенции, позволяющие противостоять приобщению к употреблению ПАВ и раннему началу сексуальной жизни в условиях давления социального окружения.

· Умение отстоять собственное мнение, считаться с мнением окружающих.

2. Пояснительная записка к программе воспитательной работы

2.1 Анализ воспитательной работы за 2014-2015 учебный год

Специфика работы: коррекция (исправление), то есть система специальных и общепедагогических мер направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении детей и подростков.

Работа с воспитанниками велась по 6 направлениям: личностное развитие, охрана здоровья, творческое воображение, трудовое воспитание, основы социализации, основы гражданского самосознания.

В 2014 – 2015г в интернате проживали 17 воспитанников. У всех детей различные отклонения в развитии: сложная адаптация, эмоциональная неустойчивость, нарушения правил поведения, слабая подготовка к школе, отсутствие навыков самообслуживания, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, слабые знания об окружающем мире. Игровая деятельность преобладает над учебной. У большинства воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья, бедность мотивационной сферы, агрессивность, неумение и нежелание признать свою вину, иждивенческая позиция ( «нам должны – дайте» ), отсутствие бережливости и ответственности, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.

Основными методами изучения детского коллектива были наблюдение и беседы. В течение года воспитатели делали записи в тетради наблюдений и картах наблюдений за ребенком. Диагностическая деятельность и итоговые занятия в конце каждого цикла мероприятий помогли нам более эффективно работать с группой.

Проанализировав современные требования к содержанию образования, воспитатели изучили психолого – педагогические характеристики воспитанников групп, выявили детей, имеющих проблемы и определили задачи педагогической деятельности в группах:

· формировать усвоение и принятие нравственных ценностей, норм и правил поведения в обществе, навыки сознательной дисциплины;

· работать над укреплением физического и психического здоровья воспитанников;

· формировать коммуникативные навыки для организации досуга и быта воспитанников;

· развивать индивидуальные личностные качества каждого воспитанника;

· оказать помощь в формировании эмоционально-волевой сферы воспитанников;

· выработать единые требования в воспитании детей.

Формы и методы воспитательной работы в группах:

— посещение кружков, спортивных секций;

— участие в школьных спортивных мероприятиях;

— практическая деятельность по гигиене тела;

— профилактические беседы о вреде алкоголя и курения;

— работа с родителями о здоровье детей;

— организация и проведение развлечений и культурного отдыха детей;

— самообслуживающий труд, дежурство по столовой, группе, спальне;

— беседы о труде людей;

— беседы с родителями о поведении детей.

За в прошедший период в группах не было совершено ни одного самовольного ухода, снизилось количество воспитанников состоящих на учете в ПДН ОП «Пошехонский».

В течение года велась работа по профилактике вредных привычек (табакокурение, алкоголь, токсикомания, сквернословие), весь материал систематизирован в тематические папки «Вредные привычки», «Детство без алкоголя», «О вреде бранных слов». Проблем с наркоманией у нас нет, нет ребят употребляющих алкоголь, исчезла проблема – курение.

Воспитатели работали в тесном контакте с классными руководителями, с учителями предметниками, социальным педагогом, психологом, логопедом, медицинскими работниками школы, педагогом-организатором.

Особо эффективно велась работа, совместно, со школьным библиотекарем. Мы, с ребятами, были частыми гостями в библиотеке, где проходили часы чтения, различные викторины по сказкам и рассказам. Мы знакомились с детскими писателями, памятными датами, сами составляли презентации о поэтах и писателях, принимали участие в выставках детских рисунков.

Воспитанники групп активные участники «Книжкиной недели», награждены, неоднократно, благодарственными письмами за активное участие в подготовке к мероприятию «Страна Читалия», являются лучшими читателями в библиотеке и, неоднократно, поощрялись за это почетными грамотами.

В организации внеклассной работы использовались возможности культурных учреждений района:

Название учреждения, организации

Обмен информацией, акции и мероприятия

Плодотворное и результативное сотрудничество

МОУ дополнительного образования детей ЦДТ «ЭДЕЛВЕЙС»

Выставки поделок, рисунков, совместные мероприятия, кружки.

С целью развития творческих способностей детей, постоянно проводились занятия ручным трудом. Работы ребят, на районных выставках, были, неоднократно, отмечены грамотами, дипломами и памятными подарками.

Воспитанники групп продолжали развивать творческие способности в кружках и секциях дополнительного образования вне школы.

Показатели охвата воспитанников дополнительным образованием за 2014 – 2015 года

Итог: В период с 2014-2015 у. гг. отмечается положительная динамика в развитии творческих способностей каждого воспитанника, 100% воспитанников занимаются в системе дополнительного образования.

Успешно решаются задачи эстетического воспитания. Воспитанники группы являются активными участниками всех мероприятий, проводимых в школе, районе, области. И занимают призовые места.

В группах стало традиционным участие в таких мероприятиях школы и района: школьный конкурс «Осенние мотивы» (поделки, рисунки), районный конкурс по ПДД, общешкольный конкурс рисунков по книгам детских писателей, школьный конкурс плакатов о вреде курения, выпуск листовок ко дню здоровья «Твой выбор», участие в общешкольном конкурсе плакатов и рисунков к Новому году, участие в районных конкурсах «Мой теплый дом», «Пошехонский сувенир», «Мой дом, мой город, моя страна», в школьном конкурсе кормушек, мероприятии «Покормите птиц зимой».

Дети участвовали во всех общешкольных мероприятиях, подготовили праздники: , Новогодний праздник «Здравствуй, Елочка краса!», 8 Марта, 23 Февраля, день учителя, последний звонок.

Много творческих идей было воплощено в изготовлении пригласительных открыток ко Дню учителя, ко Дню защитников Отечества, в мастерской Деда Мороза.

Приняли активное участие в неделе начальных классов, в предметных неделях, в днях здоровья, в неделе книги (инсценировки, презентации), в общешкольном празднике, посвященном «Дню Победы!».

По результатам мониторинга и наблюдений за воспитанниками, все дети групп имеют положительную динамику развития, у воспитанников сформированы следующие умения и навыки адаптивного поведения и жизненно необходимых навыков:

— сформирована личностная идентификация: «Кто я?» — имя, пол, внешность;

— все воспитанники знают свои желания, потребности, сильные и слабые стороны;

— имеют представление о чертах своего характера;

— имеют начальные представления и навыки коммуникативного поведения: человек — существо социальное;

— владеют разными способами общения, владеют навыками речевого обращения в различных ситуациях;

— умеют использовать жесты, интонацию, мимику лица для выражения своих потребностей, желаний, просьб;

— умеют вести диалог, беседу;

— знают, что такое конфликт и как его можно избежать;

— у ребят сформированы навыки ответственности за состояние своего здоровья, все дети владеют навыками личной гигиены, самообслуживающего труда: умеют чистить зубы, причесываться, умываться, пользоваться туалетом, принимать душ; ухаживать за одеждой, подбирать туалет в соответствии с погодой (красивый и комфортный); содержать свое рабочее место, спальню, шкаф в аккуратном состоянии; владеют навыками уборки группы, спальни;

— у ребят развиты начальные механизмы творческого воображения: могут сделать поделку в различных техниках (квиллинг, оригами, пластиллинопластика, вышивка), неплохо рисуют, заучивают стихи, поют и т.д.;

— у многих сформирована система элементарных навыков и умений: умеют играть с игрушками, в настольную игру, умеют работать с книгой; любят читать, любят, чтобы им читали;

— многие знают и выполняют правила поведения на занятии, участвуют в мероприятиях школы-интерната и других учреждений города, ответственно относятся к порученному делу.

Но на фоне положительных результатов отмечаются и отрицательные:

— у некоторых детей взаимоотношения со сверстниками и взрослыми остаются на низком уровне,

— имеют место нарушения правил поведения в школе и общественных местах,

— взаимоотношения в коллективе бывают сложные, воспитанники могут позволить сквернословие, обидеть одноклассников, нарушить правила поведения.

С этими детьми, постоянно, проводится индивидуальная коррекционная работа и осуществляется индивидуальный подход .

Работа воспитателей была направлена на то, чтобы человек состоялся, на развитие личности воспитанников. Поэтому большое внимание уделялось индивидуальному подходу к детям, на каждого воспитанника группы велись индивидуальные карты наблюдений, которые были составлены и утверждены на методическом объединении воспитателей. Это позволило, в процессе педагогической деятельности, отслеживать эффективность воспитательного процесса по следующим параметрам:

-отношение к труду,

Результаты обработки карт наблюдений показали, что воспитательная работа с детьми эффективна, параметры воспитательной работы выбраны, верно, с учетом возрастных и психологических возможностей детей, в период, с 2014-2015 у. гг.. Работу с картами наблюдений планируем продолжить в следующем учебном году.

Отмечается положительная динамика по следующим параметрам:

В дальнейшей работе необходимо обратить внимание на личностные развитие воспитанников и отношение к труду, подобрать более эффективные методы и приемы в дальнейшей работе воспитателя по данным параметрам.

В 2014-2015 учебном году велась работа с родителями: воспитателями была заведена тетрадь связи с родителями воспитанников, в которой фиксировались все встречи и беседы с родителями, также поддерживалась связь по телефону, решались вопросы проживания детей в интернате, проводились беседы о поведении воспитанников, о соблюдении режима школы, о санитарно-гигиенических навыках детей, об одежде, об успехах детей, решались бытовые вопросы. Воспитатели приняли участие в общешкольном родительском собрании. В конце учебного года силами воспитателей и воспитанников был показан концерт для родителей на празднике «Последнего звонка».

Таким образом, из всего выше сказанного видно, что воспитательная работа в группах носит систематический характер и имеет положительные результаты в развитии личности каждого из воспитанников группы, поэтому будет продолжена в следующем учебном году.

2.2 Характеристика группы воспитанников проживающих в интернате

После уроков в интернате коррекционной школы проживает 14 человек, ученики с первого по восьмой класс. Все дети воспитываются в семьях, поэтому на каникулы они будут уезжать домой. Все дети активны, подвижны, стремятся к общению, с желанием участвуют в общественной жизни школы. Ребята с интересом занимаются в кружках, спортивных секциях, работают и занимаются в школьной библиотеке.

Проблемы, возникающие у воспитанников (по результатам наблюдений и ряда диагностик): неуверенность, неадекватная самооценка, может быть агрессия, плохая сформированность навыков общения, неадекватные способы самовыражения и самоутверждения, неудовлетворенность местом в коллективе, трудности в адаптации при переходе на новый учебный уровень. Над этими проблемами необходимо работать в этом учебном году.

Краткая характеристика на детей группы.

2.3 Определение ожидаемых проблем в текущем учебном году

Воспитанники коррекционной школы-интерната развиваются в условиях деформированного процесса социализации. Это затрудняет процесс становления личности детей. Мониторинги и результаты обработки карт наблюдений за детьми вскрыли следующие проблемы:

Дети часто бывают, вспыльчивы, обижаются на замечания, не умеют прощать друзей.

Проводить еженедельно специальные занятия по личностному развитию детей, индивидуальные беседы с детьми, разговор «по душам» в присутствии родителей воспитанника. (Контроль за поведением Вани Б., Акмала, Антона, Саши П., Кати Б.).

В течение года проводить мероприятия по укреплению здоровья, утреннюю зарядку, организовать посещение спортивных секций и ЛФК. Организовать специальные беседы во время клубного часа.

Изменение интересов и склонностей детей, их трудовых возможностей.

В работе учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, опираясь на зону их ближайшего развития. (Особое внимание Кате Б., Антону, Вике, Акмалу).

Дима К. имеет склонность к курению и употреблению спиртного. Нужно постараться уберечь детей от этих пагубных пристрастий.

Качественный уход за телом и одеждой.

В течение года знакомить детей с приемами самообслуживающего труда, прививать необходимые навыки и умения, включать эту работу во все виды деятельности с целью отработки навыков. (Контроль за Владом, Олей Козновой, Сашей Петровым).

Детям необходима помощь психолога.

Наладить связь с психологом, делать записи о проблемах детей в дневнике наблюдений, обеспечить посещение занятий психолога, проводить психотренинги и психогимнастики.

Многие воспитанники нуждаются в коррекции речи и звукопроизношения.

Организовать работу по развитию монологической и диалогической речи детей, обеспечить посещение логопедических занятий и выполнение заданий логопеда. (Индивидуальная работа с Сашей, Лерой, Антоном).

2.4 Цели и задачи воспитательной работы

Цель воспитательной работы в группе:

Формирование социально адаптированной личности посредством создания единого реабилитационно-развивающего пространства, с учетом ограниченных возможностей каждого воспитанника и его индивидуальных особенностей.

• способствовать формированию образцов поведения и эталонов жизни, отвечающих нормам морали и нормам поведении принятым в обществе,

• способствовать созданию позитивных межличностных отношений, коммуникативных навыков;

• воспитывать добросовестное отношения к учебе;

• воспитывать сознательную дисциплину;

• осуществлять правовое обучение и воспитание;

• формировать негативное отношение к вредным привычкам;

• формировать разносторонние интересы воспитанников через участие в общественной жизни школы, кружках, спортивных секциях.

3 Структура и содержание воспитательной работы

3.1 Направления работы

Диагностика уровня воспитанности, самооценка черт характера.

Формирование навыков общения в коллективной деятельности школьников, как основы новой социальной ситуации развития.

Отработка норм поведения в обществе. Формирование ценностного отношения к Родине, уважения к Государственной символике, законам и нормам общественной жизни.

Формирование культуры здоровья, здорового образа жизни. Формирование санитарно-гигиенических навыков, развитие ответственности за свое здоровье.

Формирование элементов физического совершенствования тела.

Воспитание потребности в физических упражнениях.

Профилактика употребления психоактивных веществ.

Формирование механизмов творческого восприятия, мышления.

Развитие механизмов творческого продуктивного общения, умений принять других.

Коррекция эмоциональной сферы воспитанников, снятие эмоциональной зажатости, напряжения, чтоб тем самым способствовать развитию способностей детей.

Отработка навыков учебного поведения.

Знакомство с новыми навыками самообслуживания.

Формирование навыков трудовой коллективной деятельности, потребности трудиться. Воспитание человека – труженика.

Развитие системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем.

Отработка коммуникативных моделей поведения в наиболее типичных ситуациях (школа, улица, игровая площадка и т.д.).

Осмысление себя как гражданина общества.

Основы гражданского самосознания.

Знакомство с источниками национальной культуры.

Начальные понятия о правовом поведении.

Начальное экономическое просвещение.

3.2 Виды деятельности и формы работы с детьми в новом учебном году

— занятия, клубные часы, экскурсии, индивидуальные беседы;

— посещение кружков, спортивных секций, участие во всех возможных видах школьных спортивных мероприятий;

— практическая деятельность по гигиене тела, утренняя гимнастика, профилактические беседы о вреде алкоголя и курения;

— участие в школьной театрализации, конкурсах чтецов, общешкольных праздниках;

— организация и проведение развлечений и культурного отдыха детей, посещение кинотеатра, просмотр телепередач;

— занятия по ручному труду;

— беседы о труде людей, дежурство;

— генеральная уборка группы;

— коллективный труд (в школьном дворе), индивидуальные трудовые поручения;

— экскурсии на предприятия;

— сюжетно-ролевые игры, игры-театрализации;

— посещение библиотеки и помощь в ремонте книг;

— специальные занятия (с логопедом и психологом);

— посещение школьного музея и городского;

— беседы с детьми с приглашением работников полиции, ГИБДД, МЧС, тематические экскурсии;

— беседы с родителями о правовом поведении детей.

В сетку воспитательных мероприятий мы ввели этические беседы «Мое место в жизни», где в простой непринужденной форме будут проходить откровенные диалоги с детьми на разрешение различных жизненных проблем. В уютной домашней обстановке будем совместно решать вопросы поведения детей в различных жизненных ситуациях, разбирать конкретные случаи из жизни и оценивать поведение участников.

Опыт прошлого года показал, что из-за загруженности детей в учебное время не всегда удается полноценно организовать день здоровья каждую неделю. Мероприятия, посвященные формированию здорового образа, жизни будут организованы в течение всей недели (ЛФК, зарядка, воздушные ванны и т.п.), а один раз в неделю этому будет уделено время или на занятии, или на клубном часе (беседы, минутки здоровья), а общешкольный день здоровья будет проводиться в четверг на последней неделе перед каникулами. Также мы планируем провести в марте ежегодный праздник; «Мы за здоровый образ жизни».

По-прежнему пятница останется днем обучения навыкам само обслуживающего труда, где будут организованно проходить генеральные уборки спален и групповой комнаты и субботники по уборке школьного двора, дети будут учиться готовить себе одежду к бане, чистую одежду для уроков и смену постельного белья.

По-прежнему каждым воспитателем будут проводиться специальные коррекционно-развивающие занятия с усложнением для детей старшей подгруппы, с учетом индивидуальных возможностей детей и их зоны ближайшего развития. Итоговые занятия запланированы в конце каждой учебной четверти.

Работа в группе должна способствовать решению основной задачи воспитательной работы: способствовать формированию образцов поведения и эталонов жизни, отвечающих нормам морали и нормам поведении принятым в обществе.

3.3 Индивидуальная коррекционная работа с детьми

Дети, нуждающиеся в устранении данного дефекта. (Ф.И.)

Дефект речи произношения

На коррекционно-развивающих занятиях

Занятия у логопеда

Постоянный контроль воспитателя, индивидуальный подход, беседы о поведении, работа с

родителями. Вовлечение в трудовую деятельность, кружковую работу. Спокойные игры и занятия

занятия с психологом, дефектологом. Психотренинги.

Дефект познавательных возможностей.

Индивидуальный подход во время занятий, помощь в заучивании и запоминании.

Дефект эмоционально- волевой сферы.

Индивидуальный подход, контакты с родственниками, вовлечение в трудовую деятельность.

Постоянное нахождение в поле зрения воспитателя.

Индивидуальный подход, контакты с родственниками, вовлечение в трудовую деятельность. Активизация внимания на занятиях.

Специальные упражнения по тренировке памяти и внимания.

3.4 Практическая деятельность по отработке навыков самообслуживающего и общественно-полезного труда

Виды деятельности детей.

Генеральная уборка класса.

В конце четверти

Генеральная уборка спальной комнаты.

Подготовка и смена постельного белья.

Постоянный контроль воспитателя.

Подготовка белья к бане.

Еженедельно по пятницам

Отработка навыков по пришиванию пуговиц, мелкому ремонту одежды.

Суббота и воскресенье

Постоянный контроль со стороны воспитателя.

Уборка участка в школьном дворе.

Сезонный труд на пришкольном огороде.

Самостоятельная трудовая деятельность по желанию детей.

2 раза в неделю по 25 минут

Уборка снега и льда в школьном дворе.

Дежурства по графику.

По желанию детей

Ремонт учебников и смена обложек.

1 раз в четверть

Отработка навыков ухода за телом, мытье в душе.

Шефская помощь старших младшим товарищам.

Четкое соблюдение техники безопасности труда, а также временной нормы трудовой деятельности детей.

3.5 Организация режимных моментов

Вторая половина дня.

Беседа с классным руководителем, какие проблемы были у детей на уроках, как прошел учебный день.

14.30 Прием детей.

Задачи: переодеть детей в домашнюю одежду и отвести умыться. Следить, чтобы дети правильно и чисто вымыли руки и обязательно пользовались индивидуальным полотенцем для рук.

Задачи: учить детей правильно сервировать стол, называть те блюда, которые приготовлены на обед, кушать аккуратно, не разговаривать во время еды, убирать за собой посуду, вытирать стол, подметать под столом.

15.00 Воспитатель идёт с детьми на улицу или в спортзал. Проводит игры, спортивный час, прогулку. Индивидуальная работа с детьми. Кружки, секции.

17.00. Час работы с книгой.

Учитывая, что большинство обучающихся с ограниченными возможностями с трудом овладевают процессом чтения, страдают различными его нарушениями, мы ежедневно отводим время для внеклассного чтения. Во время занятий по внеклассному чтению ребята знакомятся с различными печатными изданиями: газетами, журналами, книгами. А также знакомятся с авторами статей и биографией писателей. Отрабатываются навыки плавного, беглого и выразительного чтения, умение пересказать прочитанное, высказывать свое отношение к героям и событиям.

18.00. Воспитательский час (занятия, беседы, ручной труд, рукоделие, формирование навыков самообслуживающего труда).

Задачи: контролировать выполнение санитарно — гигиенических правил, правил приёма пищи, сервировки стола и уборки за собой посуды.

19.30. Настольные игры.

20.00 Подготовка ко сну, вечерний туалет.

21.00 Передача детей помощнику воспитателя. Сон.

3.6 Работа с родителями

Формирование активной позиции родителей в социальной адаптации детей и выборе их профессии.

· консультировать родителей по вопросам, касающимся проживания детей в школе-интернате (бытовые вопросы);

· консультировать родителей в отношении семейного воспитания детей;

· оказать помощь в решении проблем, касающихся норм поведения в школе-интернате, соблюдение режима работы школы.

· Неформальное общение. Письменная форма общения.

· Телефонная связь (в виду отдаленности их места жительства).

· Информирование родителей при встрече.

· Оформление стендов для родителей.

· Ведение дневника связи с родителями.

Неформальное общение. Письменная форма общения.

Беседы о состоянии здоровья, поведения, внешнего вида ребенка.

Телефонная связь с родителями (в виду отдаленности их

Психофизическое состояние ребенка.

Информирование родителей при встрече.

Сообщение об успехах детей в жизни школы и во внеурочное время.

Тематические стенды, работы детей.

По плану работы

Роль ребенка в семье. Планы родителей по профориентации. Удовлетворенность родителей пребыванием ребенка в школе-

По темам общешкольного плана.

По плану школы-интерната

«Наши успехи в школе»

Ведение дневника связи с родителями.

Записи в дневнике о проведенной беседе. Анализ результатов беседы.

4. Условия реализации программы воспитательной работы

4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы воспитательной работы требует наличия групп для пребывания детей, спальных помещений, столовой, медицинского кабинета, спортивного зала, актового зала, оборудованного места для прогулок с детьми в школьном дворе.

— посадочные места по количеству детей;

— рабочее место воспитателя;

— игрушки различной тематики и для разных возрастов детей;

— развивающие и настольные игры;

— материалы для ручного труда и рукоделия;

— компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор, интерактивная доска; теле и аудио аппаратура;

— стенды и плакаты для оформления группы;

— комплект тематических демонстрационных и контролирующих компьютерных программ;

— комплект тематических видеофильмов.

4.2 Принципы реализации программы. Принцип личностно – ориентированного воспитания – создание условий для развития индивидуальности учащегося, его свободной воли в выборе средств и путей самоопределения. Организация педагогической поддержки учащегося в овладении навыками самоанализа, самопознания, самоопределения и самосовершенствования. Принцип гуманистической направленности – обеспечение доверительных отношений между участниками воспитательного процесса, воспитание чувства уважения к окружающим .

Принцип социального взаимодействия – сотрудничество, сотворчество всех участников воспитательного процесса, расширение сферы общения учащихся, создание условий для конструктивных процессов профессионального самоопределения, формирования навыков социальной адаптации.
Принцип компетентностного подхода – создание условий для проявления и развития личности учащегося в различных видах деятельности. В процессе познавательной, творческой, коммуникативной деятельности учащийся овладевает определенными компетенциями.

Принцип открытости — школьники планируют жизнь в группе совместно с воспитателем , внося свои коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний.

Принцип гуманности. Создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребёнка на положительные действия и поступки. Обеспечение гарантий защищённости, создание условий для свободного развития, самореализации самоактуализации.

Принцип творчества. Новые решения традиционных дел, поиск новых вариантов организации познавательной, спортивной, трудовой, предметно – практической деятельности, изменение ролевой позиции при подготовке дел.

Деятельностный принцип. Способствует развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению.

Принцип индивидуальности. Отражение уникальности, неповторимости человека в сочетании, соединении его индивидуальных, личностных и субъективных проявлений.

Принцип педагогической поддержки. Помощь каждому ребёнку в личностном самоопределении. Поддержка может быть реализована на основе единства деятельности и гуманных взаимоотношений.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на учебный год.

4.3 Предполагаемый результат

Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе; осознание норм социального поведения; снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников; улучшение состояния здоровья детей; повышение мотивации к обучению; формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления.

Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

К концу учебного года у детей должно быть:

1. Сформировано осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляции поведения в соответствии с ним.

2. Желание и умение учиться.

3. Навыки сотрудничества в различных видах деятельности.

4. Самостоятельность и инициативность.

Воспитанники группы должны научиться:

1. Проявлять интерес к познанию.

2. Понимать и принимать необходимость приобретения знаний.

3. Уметь участвовать в различных видах совместной деятельности, а также самостоятельно организовывать совместную деятельность.

4. Иметь представление о нравственных основах человеческого поведения в реальной жизни и на материале художественных произведений.

5. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни.

6. Проявлять готовность следовать основным нравственным нормам (отношение к людям, объективная оценка себя и других людей).

4.4 Информационное обеспечение воспитательной работы

1. Акимушкин И. Кто без крыльев летает. — М., 1992

2. Бушуева Л. Книга добрых поздравлений. — М.: РИПОЛ клас сик, 2005.

3. Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. — М.: Вена, 2001.

4. Гридина В.Т., Завязкин О.В. Читай, рассуждай, отгадывай. — М.:БАО-ПРЕСС, 2005.

5. Дик Н.Ф. Классные часы и нестандартные уроки – Ростов на Дону: Феникс, 2004.

6. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач.-М.:ТЕРРА, 1996.

7. Книга для девочек – Магнезия, 1998

8. Командные игры- испытания. сборник игр. -М.: Пед .общество «Россия»,2003.

9. Крутогоров Ю. Ваше имя? Робот. — М., 1979.

10. Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. -М.: Слово, 1994.

11. Сказки. / Под ред. В. Тыжнова. — М., 1991.

12. Современная энциклопедия для девочек.- Минск: Современный литератор, 1999.

13. Щалаева Г.П. Большая книга правил поведения для воспитанных детей. –М.: Эксмо, 2006.

14. Энциклопедия для детей. Личная безопасность / Глав. ред.В.А. Володин. — М.: Аванта +, 2001.

Литература для педагога

1. Аверин В.А. «Психология детей и подростков», 2-е издание, «Издательство Михайлова В.А.», Санкт-Петербург, 1998.

2. Белкина В.Н. Педагогическое регулирование взаимодействия детей со сверстниками – Монография под редакцией Рожкова М.И., ЯГПУ им.К.Д. Ушинского, Ярославль, 2000.

3. Богомолова Л. Социально-трудовая адаптация умственно отсталых детей в домах – интернатах. – М., 1988.

4. Божович Л. И. Психология личности. Изд-во МГУ. — М., 1982.

5. «Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков» под редакцией Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В. Просвещение, — М., 1967.

6. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. – М., 2001.

7. Выготский Л.С., Педагогическая психология, — М., 1991.

8. Выготский Л.С.,Собрание сочинений. Т. 5. – М., 1983.

9. Кащенко В.П. «Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков», Книга для учителя. Просвещение, — М., 1994.

10. Классный руководитель / Научно-методический журнал. Центр «Педагогический поиск» — М., 2009. — №4.

11. Классный руководитель / Научно-методический журнал. Центр «Педагогический поиск» — М., 2009. — №9.

12. Кон И. С. «Психология старшеклассника» : Пособие для учителя. Просвещение. — М., 1980.

13. Коротков К.С. Создание условий для психолого-педагогического сопровождения. /Дефектология. — М., 2006.№6, с. 79-81.

14. Коррекционная педагогика. /Под ред. Кукушкина В.С. ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ» — М., 2004.

15. Лисина М.И. «Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии», М., 1978.

16. ЛеонтьевА.Н.Формирование личности 1975.

17. Лурья Н.А. Образование как феномен культуры и фактор развития личности. Автореф. дисс. д.ф.н.- Томск, 1997. – с. 7 -28.

18. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. АРКТИ, — М., 2000.

19. Мудрик А.В. «Общение как фактор воспитания школьников», Педагогика, — М., 1984

20. Мудрик А.В. Что такое социализация? Журнал «Классный руководитель» №8, 2009., Москва, с.29 -46.

21. Мухина В.С. Проблемы социогенэза личности. Педагогические аспекты социальной психологии., Минск, 1978.

22. Никуленко Т. Г. Коррекционная педагогика: Учебное пособие. н/Д: Феникс, Ростов, 2006.

23. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Олигофренопедагогика. Под редакцией Пузанова Б.П. АКАДЕМИЯ, М., 2001.

24. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме под редакцией Мозгового В.М., АРКТИ, М., 2006.

25. Перовский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

26. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.

27. «Психология современного подростка» под редакцией Д.И.Фельдштейна. Педагогика, М., 1987.

28. «Рабочая книга школьного психолога» под редакцией Дубровиной И.В., Международная педагогическая академия, М., 1995.

29. Репина Т.А. Социально – психологическая характеристика группы детского сада. М., 1998.

30. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Воспитание учащихся: теория и методика. ЯГПУ, Ярославль, 2002.

31. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. Просвещение, – М., 1986.

32. Степанов В. Г. «Психология трудных школьников» «Академия», – М., 1997

33. Сериков Г.Н. Образование и развитие человека. – М., 2002. – с.368 – 375.

34. Усанова О.Н. Специальная психология./ Учебное пособие., Спб: Питер, изд: 1-е, 2006. – 400.

35. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 1979.

36. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1998.

37. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

38. Ядов В.А. Методология и методика социологического исследования. Тарту. 1969.

5 Контроль и оценка результатов воспитательной работы

Мониторинг результатов осуществляется по направлениям раз в полугодие, проводится анализ и в случае необходимости коррекция программы. В конце года данная работа позволит проследить динамику формирования знаний, умений, навыков воспитанников.

Отслеживание (выявление) уровня интеллектуального развития и тревожности школьников, мотивации, готовности их к обучению и мотивации успешности обучения;

1. Изучение межличностных отношений;

2. Наблюдение и составление карты здорового образа жизни;

3. Наблюдение и составление карт индивидуального развития ребенка;

4. Изучение стиля семейного воспитания и разработка практических рекомендаций для родителей.

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам диагностических средств

3. Статистический учет

4. Диагностический мониторинг.

5. Анкетирование и тестовый опрос воспитанников и родителей.

· «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе». Диагностика по методике Чиркова В.И., Соколова О.Л., Сорокина О.В.

· «Диагностика психических механизмов: памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления»

· «Формирование положительной групповой мотивации» В.А. Розановой.

· « Психологический климат классного коллектива» В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриев.

· Методика А.М. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»

· «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)

· «Оценка агрессивности в отношениях. Тест А. Ассингера

· «Сформированность основных нравственных качеств личности» Капустин Н.П.

· «Диагностика уровня воспитанности учащихся» Капустин Н.П.

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий

xn--j1ahfl.xn--p1ai