Опросник мотивация успеха и боязнь неудачи мун аа реана

Сравнительный анализ учебной мотивации студентов первого и четвертого курсов Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Мухаметова Ольга Владимировна, Мухаметов Наиль Шамильевич

В период развития и внедрения инновационных технологий во все сферы жизни человека необходимы квалифицированные, целеустремленные, конкурентоспособные молодые специалисты. Студенты это наиболее прогрессивная часть молодёжи, которая остро ощущает и чувствует все перемены, происходящие в общественной и профессиональной жизни страны. Одним из основных условий повышения качества профессиональной подготовки является учет социально-психологических факторов, в особенности ценностно-мотивационных и смыслообразующих факторов, которые во многом определяют процесс формирования личности специалиста.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Мухаметова Ольга Владимировна, Мухаметов Наиль Шамильевич,

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE FIRST YEAR AND FOURTH-YEAR STUDENTS EDUCATION MOTIVATION

Now, with innovation technologies being developed and introduced into all the fields of human life, the young specialists should be professional, competitive and ambitious. Students are the most progressive part of the young people, aware of the changes, taking place in social and professional life of the country. One of the main conditions to improve the professional training level is taking into account social and psychological factors. These are mostly value-oriented-motivational and meaning-making factors, which predetermine the process of personality formation.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ учебной мотивации студентов первого и четвертого курсов»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО И ЧЕТВЕРТОГО КУРСОВ

Ольга Владимировна Мухаметова

Сибирская государственная геодезическая академия. 630108, г. Новосибирск, ул. Плахотного 10, кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры. e-mail: [email protected]

Наиль Шамильевич Мухаметов

Сибирская государственная геодезическая академия. 630108, г. Новосибирск, ул. Плахотного 10, преподаватель кафедры физической культуры, e-mail: [email protected]

В период развития и внедрения инновационных технологий во все сферы жизни человека необходимы квалифицированные, целеустремленные, конкурентоспособные молодые специалисты. Студенты — это наиболее прогрессивная часть молодёжи, которая остро ощущает и чувствует все перемены, происходящие в общественной и профессиональной жизни страны. Одним из основных условий повышения качества профессиональной подготовки является учет социально-психологических факторов, в особенности ценностно-мотивационных и смыслообразующих факторов, которые во многом определяют процесс формирования личности специалиста.

Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, студенчество.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE FIRST YEAR AND FOURTH-YEAR STUDENTS EDUCATION MOTIVATION

Olga V. Mukhametova

Ph.D., Department of Physical Eeducation, Siberian State Academy of Geodesy, 10 Plakhotnogo St., 630108, Novosibirsk, e-mail: [email protected]

Nail Sh. Mukhametov

Teacher, Department of Physical Education, Siberian State Academy of Geodesy, 10 Plakhotnogo st., 630108, Novosibirsk, e-mail: [email protected]

Key words: motivation, education motivation, student body.

Становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений.

В настоящее время существуют множество проблем, порожденных изменениями, происходящими в образе жизни российского общества в целом и,

студенчества, как большой социальной группы, в частности. Студенчество включено в многочисленные процессы социальных и экономических изменений, происходящих в обществе.

Целью исследования было изучение изменений мотивации учебной деятельности студентов.

Для определения динамики изменения учебной мотивации современных студентов обучающихся на факультете картографии за время обучения была проведена практическая работа на базе Сибирской государственной геодезической академии. В исследовании приняли участие 60 студенток, из них: 30 студенток-картографов 1 курса, они будут составлять группу №1, 30 студенток-картографов 4 курса, они будут составлять группу №2.

Согласно поставленной цели практической части были определены методики исследования. В практической части применялись следующие методики: тест «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев), модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД), предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым. Тест предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Мотивация успеха и боязнь неудачи. Опросник Реана А.А. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач (Т. Элерс). Методика диагностики структуры учебной мотивации. Цель методики -выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Тест «смысложизненные ориентации». У всех студенток четвертого курса оценка пройденного отрезка жизни, продуктивна и осмысленна. Половину девушек больше заботит сегодняшний день (ш Процесс 14ст), об этом говорят высокие баллы по шкале «Процесс жизни» и более низкие по остальным шкалам.

Проводя диагностику изменений мотивации достижений А. Мехрабиана мы пришли к следующим результатам что в группе четвертого курса в большей степени преобладает мотивация на успех.

Для измерения мотивации успеха и мотивации боязни неудачи мы применяли тестовый опросник МУН А.Реана. В соответствии с ним баллы 1 -7 -классифицируются как мотивация избегания неудачи; 8-13 — мотивационный полюс не выражен и 14-20 — мотивация на успех.

В группе № 1, которую составляют студентки первого курса 2 студентки боятся неудач, у 18 студенток мотивационный полюс ярко не выражен и лишь у 10 студенток первого курса определяется мотивация на успех. Возможно, девушки первого курса еще не могут принимать ответственные решения, нуждаются в одобрении своего ближнего круга (семьи и друзей).

Во второй группе студенток, девушек которые явно бояться неудач не выявлено данной методикой, у 2 девушек мотивационный полюс не ярко выражен, однако и у них ориентация на достижение успеха они набрали пограничное количество баллов , 28 девушек составили группу настроенную на успех в будущем.

Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного.

При анализе методики диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач (Т. Элерс) получили следующие результаты: по данной диагностике средние показатели четверокурсниц незначительно превышают показатели группы №1 на 3 балла. Однако, во второй группе количество девушек со среднем, умеренно высоким и высоким уровнем мотивации составило 27 студенток, а в группе № 1 только 20 девушек.

Известно, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху — достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.

К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.

Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху — достижению цели.

Проводя методику диагностики структуры учебной мотивации мы пришли к следующим результатам.

Девушек с низким уровнем внутренней мотивации не оказалось в обеих группах. В группе первокурсниц наибольшую группу составляют девушки со среднем уровнем мотивации — 67% студенток (набрали от 6 до 14 баллов). С высоким уровнем внутренней мотивации 33% (от 15 до 20 баллов).

На четвертом курсе студенток с высоким уровнем внутренней мотивации уже 53% (16), со средним 47%(14)студенток. Что свидетельствует о зрелости личности и повышении познавательной потребности студенток.

При обработке полученных данных наша гипотеза, что за период обучения учебная мотивация студентов возрастает к 4 курсу обучения в ВУЗе, подтвердилась, однако, разница между уровнем учебной мотивации первого курса студенток и четвертого не велика. Известно, что удовлетворенность избранной профессией выше у первокурсников и по мере обучения неуклонно снижается вплоть до пятого курса. Несмотря на то, что незадолго до окончания вуза удовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии остается положительным. Студенты-первокурсники опираются, как правило, на свои идеальные представления о будущей профессии, которые при столкновении с реалиями подвергаются болезненным изменениям. Эти представления о профессии влияют и на уровень учебной мотивации, поэтому можно предположить, что существует взаимосвязь между удовлетворенностью будущей профессией и уровнем учебной мотивации студентов.

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. — М., 1976.

2. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежной. — М., 1972.

3. Влияние мотивации на структуру целеполагания / Под ред. О. Н. Аритова —

Вестник МГУ сер.Психология № 4, 1998. С. 40-52.

4. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992. — 173 с.

5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. — М., 1986. — 392 с.

cyberleninka.ru

«Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) опросник А.А. Реана

«Мотивация успеха и боязнь неудачи»
(МУН) опросник А.А. Реана

Инструкция: отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да».
Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как: правило, является и наиболее точным.

Текст опросника

  1. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.
  2. В деятельности активен.
  3. Склонен к проявлению инициативности.
  4. При выполнении ответственных заданий стараюсь, по возможности, найти причины отказа от них.
  5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по трудности.
  6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
  7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
  8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.
  9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность моей деятельности ухудшается.
  10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.
  11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.
  12. Если я рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.
  13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.
  14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие.
  15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.
  16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.
  17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
  18. При работе в условиях ограничения времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.
  19. В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, я, как правило, не отказываюсь.
  20. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

zodorov.ru

Опросник мотивация успеха и боязнь неудачи мун реана а а

Мотивация успеха и боязнь неудачи Инструкция отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ да или нет. Часто выбираю крайности либо занижено легкие задания, либо не реалистически высокие по трудности. Если количество набранных балов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех надежда на успех. Кроме того, он может подвергнуть свои наблюдения над личностью, деятельностью и поведением ученика вдумчивому и глубокому психологическому анализу. Если я сам выбрал себе задание, то случае неудачи его притягательность для меня еще более возрастает. При этом следует иметь виду, что при количестве баллов 89 испытуемый скорее тяготеет к мотивации боязни неудачи, тогда как при количестве баллов 1213 — мотивации успеха. При данном типе мотивации активность человека возникает из потребности избежать срыва, порицания, наказания, неудачи.

Хотя количественном отношении снижение притягательности во втором случае выбрал сам может быть меньшим, чем первом навязано кем#8209 то. Несколько позже мы подробнее остановимся на концепции и содержании данной методики. Ответ, который первым приходит голову, как правило, является наиболее точным. В случае неудачи при выполнении какого#8209 либо задания его притягательность для меня, как правило, снижается. Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех надежда на успех. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели плохо оценивают свои возможности. Необходимо однако учитывать, что важны не просто определенные личностные качества педагога, а умение вызвать у школьника ответные чувства, реакции стремление к творчеству, к знаниям, состраданию.

Контролирующий родитель пользуется словами и выражениями типа правильно неправильно хорошо плохо сколько раз я тебя говорил я бы на твоем месте ты никогда не должен. Для эффективного общения необходимо не только правильно воспринимать и понимать себя, но и партнера по общению. Дело том, что большинство учителей стремятся облегчить себе ориентацию сложной педагогической ситуации с помощью схематической типизации учащихся. Отрицательные проявления педагога по отношению к учащимся 4 типа создает вокруг них атмосферу, затрудняющую позитивное развитие личности. Если она служит исключительно потребностям дающего, то бывает деструктивной. Существуют факторы, препятствующие нормальному течению педагогического общения. Наиболее распространенной причиной возникновения смыслового барьера между учителем и учеником является игнорирование мотивов поведения школьника, а нередко и приписывание ему таких мотивов, которых действительности у него не было.

Процесс общения здесь, как правило, затруднен, и сообщение может остаться непонятым. Эффект ореола при общем положительном отношении к учащемуся его отдельные достоинства завышаются, а отдельные недостатки занижаются, преуменьшаются. От особенностей построения учителем образа личности ученика, от специфики восприятия самого себя и своей педагогической деятельности, от характерных особенностей общения педагога зависит стиль педагогического общения и взаимодействия с учащимися. Развитие индивидуального стиля педагогического общения, исключающее слепое подражание и копирование какоголибо образца, является определяющим фактором формирования педагогического мастерства. При чередовании успехов и неудач я больше склонен к переоценке своих неудач. Смысл закономерности том, что незавершенные действия за­поминаются значительно лучше, чем завершенные. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышен­ ные, но достижимые цели.

При работе условиях ограниченного времени результативность моей дея­ тельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное. Я обычно не очень настойчив достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль. При этом можно иметь виду, что если количество баллов 8–9, есть тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12–13, имеется тенденция мотивации на успех. В Заповеднике Довлатова обрисован трагикомический портрет филолога Митрофанова, студентом поражавшего всех своей памятью и эрудицией, а также фантастической ленью. В психологическом плане эти позиции несовместимы, так как творческие стимулы могут формироваться только соответствующей творческой среде, том числе и учебной. Таким образом, формирование положительного отношения к профессии является важным фактором повышения учебной успеваемости студентов. В колонке А отмечено то, что привлекает, колонке Б — что не привлекает. Низкий коэффициент значимости фактора близкий к нулю еще не означает его полной незначимости. При этом можно иметь виду, что если количество баллов 8, 9, есть определенная тенденция метизации на неудачу, а если количество баллов 12, 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

На нашем сайте вы найдете описания психологических экспериментов, тесты и тестопросники, сможете бесплатно скачать новейшие методики и статьи по психологии. Ожидание неприятных последствий — вот что определяет его деятель­ность. В случае же неудачного выполнения такого навязанного задания его привлекательность остается, тем не менее, на прежнем уровне. Бордовская Нина Валентиновна Реан Артур Александрович педагогика учебник. Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избеshy жать, а не как добиться успеха. Анализ многочисленных экспериментов, касающихся этой проблемы, позвоshy ляет нарисовать обобщенный портрет этих двух типов мотивации, ориентированных, соответственно, на успех и на неудачу.

Смысл закономерности том, что незавершенные действия заshy поминаются значительно лучше, чем завершенные. Склонshy ны к восприятию и переживанию времени как целенаправленного и быстрого, а не бесцельно текущего. Разработка качественных методик целом представляет собой весьма сложshy ную задачу. Если количество набранных баллов колеблется пределах от 1 до 7, то диагноshy стируется мотивация боязни неудачи. Чеховский профессор из Скучной истории, страдаюshy щий бессонницей, ночи напролет размышляет о своей жизни и вспоминает о том, что же молодости побудило его заняться медициной — жажда знаний, любовь к человечеству или желание славы это одна из главнейших тем Чехова. Те, кто выдерживает отбор и поshy падает число первокурсников, целом обладают примерно одинаковыми способshy ностями. Несмотря на то, что незадолго до окончания вуза удовлетворенность проshy фессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии остается положительным. В психологическом плане эти позиshy ции несовместимы, так как творческие стимулы могут формироваться только соответствующей творческой среде, том числе и учебной. Огромное значение имеет и то, что студент часто плохо представляет себе место этих дисshy циплин своей будущей профессиональной деятельности.

Так что вряд ли обучение пройдет удачно, если строить его только по принциshy пу, изображенному стихотворении Кем быть? Обведите кружком те пункты, которые отражают Ваше отношеshy ние к избранной профессии. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей. Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а некоторых случаях стремились выглядеть лучшем свете. Если вы набрали от 82 до 90 баллов #150 это очень высокий уровень эмпатийности. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты не только словом, но даже взглядом боитесь задеть. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, что их поступки оказываются для вас неожиданными. Вы испытываете затруднения установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя большой компании.

Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. В чистом виде эти профессиональные типы встречаются редко #150 обычно можно говорить только о преобладающем типе личности. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий? Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей? Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь? Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать чтолибо выдающееся? Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша? Ключ 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, ином случае #150 0 баллов. Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, критических ситуациях брать ответственность на себя. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних. Те, кто сильно ориентирован на успех и имеет высокую готовность к риску, реже попадают несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач защиту.

Анализ эксперимента позволяет нарисовать обобщенный портрет этих двух типов мотивации, ориентированных, соответственно, на успех и на неудачу. Когда классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут очень сильно мотивированы на достижение и или избегание неудачи. Наверное, никогда еще не существовало столько возможностей для превращения мечты реальность, как наши. Полная удовлетворенность потребностями максимально доминирует потребностях самореализации и материальное положение. Особенности личности проявляются ярче состоянии эмоционального напряжения. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности. Психологические особенности агрессивного поведения и условия его коррекции. Почему этот хитрый мальчик из бедной семьи учится с таким прилежанием? В современной психологии при схожести общего подхода к пониманию мотива существуют значительные расхождения некоторых деталях и конкретике определения этого понятия.

Ковалев вполне справедливо полагает, что мотивация есть совокупность мотивов поведения и деятельности. Разработанная трудах известных отечественных психологов концепция личности и деятельности. Это осознается и самим автором концепции, который отмечает, что эстетические потребности тесно переплетены и с конативными, и с когнитивными потребностями и потому их четкая дифференциация невозможна Maslow. Для сильных студентов характерна внутренняя мотивация им не¬обходимо освоить профессию на высоком уровне, они ориентируются на получе¬ние прочных профессиональных знаний и практических умений. Иными словами, каким бы способным и эрудированным не был студент или школьник, без желания и толчка к учебе успехов он не добьется — соответствии с известной поговоркой Под лежачий камень вода не течет. При выполнении заданий проблемного характера, условиях дефицита времени результативность деятельности ухудшается. Часто выбираю крайности либо очень легкие, либо совершенно невыполни¬мые задания. Повышение стрессоустойчивости студентов Психологическая диагностика Беседа, тестирование Психологическое консультирование Индивидуальные консультации Психологическая коррекция Тренинги. Леонтьева, Методика для диагностики учебной мотивации студентов. Предложенная Мюреем классификация предполагает более 20 мотивов и соответствующих мотивационных свойств личности.

Личность с выраженным мотивом власти получает удовлетворение от контроля над другими, от возможности судить, устанавливать нормы, правила поведения. Такое качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком. С мотивационной сферой личности тесно связан её уровень притязаний это уровень трудности тех задач, на осуществление которых претендует человек, побуждаемый данным мотивом. Одним из основных условий изменения уровня притязаний является достигнутый успех или неуспех деятельности. Причём это будет происходить независимо от того, навязано ли задание извне или выбрано самим субъектом. Наконец, неизвестно, какие причины подталкивают ее дразнить грозного клы­кастого бульдога и привирать старухебабушке, выдумывая будто бы запланированные, но не выполненные шалости.

Мотивационная сфера личности — это совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерар­хию и выражающих направленность личности. Если для личности деятельность значима сама по себе например, удовлетворяется позна­вательная потребность процессе учения, то перед нами внутренняя моти­вация. Такой предстает сво­их мемуарах На берегах Невы поэтесса Ирина Одоевцева, одна из самых пре­данных учениц Николая Гумилева. Конечно, из этого вовсе не следует, что способности не являются значимым фактором учебной дея­тельности. С помощью экспериментов на материале различных российских вузов было установлено, что больше всего довольны избранной профессией студенты 1 кур­са. Это 1 удовлетворенность профессией 2 динамика удовлетворенности от курса к курсу 3 факторы, влияющие на формирование удовлетворенности социальнопсихо­логические, психологопедагогические, дифференциальнопсихологические, том числе и половозрастные 4 проблемы профессиональной мотивации, или, другими словами, система. Это индекс, который задан так, что может менять­ся пределах от 1 до 1, принимая данных пределах любые значения.

Границы подросткового возраста данной периодизации устанавливаются между 1015 годами Эльконин Таким образом, подростковый возраст необходимо рассмотреть не как отдельно взятый этап, а динамики развития, поскольку без знания закономерностей развития ребенка онтогенезе, противоречий, составляющих силу этого развития, невозможно выявить психические особенности развития подростка, а тем самым выработать психологические рекомендации по его воспитанию. Подростковый возраст период развития детей от 1011 до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту, возрасту учащихся 58 классов. Подростковый кризис пик подросткового периода от детства к взрослости. Божович связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Иногда под влиянием приятеля или группы за компанию дети совершают поступки, на которые самостоятельно не решились бы, и о которых позже могут жалеть. Подросток борется с авторитетами, общепринятыми правилами и обожествляет случайных кумиров. Все это как раз и способствует у подростков желанию понять, что представляет он сам, пробуждает ответственность, критическое отношение к себе и к другим людям. Подросток, стремясь определить свое место жизни, активно ищет идеал с кого, с чего делать жизнь? По мере взросления идеал ищется среде известных людей из истории и современности.

Каждый вид деятельности полимотивен, то есть реализуется как сложная система, побуждаемая и направляемая иерархией мотивов. Так человек к некоторому своему влечению может относиться как к порочному и с ним бороться, может с ним смириться, а может и возвысить ранг главных жизненных ценностей. Для проверки данной гипотезы было организованно и проведено экспериментальное исследование на базе гимназии. Подросткам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, первые 4 соответствуют познавательным мотивом, а остальные 4 социальным мотивам. В гармоничном сочетании познавательные и социальные мотивы выявлены лишь у 30% учеников, преобладание социальных у 40% опрошенных и у 30% преобладают познавательные. Личность — это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения. В теории мотивации, разрабатываемой отечествен­ной психологии, принято считать, что, говоря о мотивах, следует иметь виду именно опредмеченную потребность. Таким образом, резкое противопоставле­ние категорий потребность и предмет вопросе о моти­вах вряд ли целесообразно. Да и само определение мотива представляет собой отдельную научную проблему. Однако при этом за всеми перечисленными причинами все равно стоят потребности личности во всем их многообразии от базовых, жизненных, биологических до высших социальных. Исследования, проведенные системе начального профессио­нального образования и высшей школе, полностью подтверждают это положение.

Выигрывающий сам выбирает себе цели и способы их достижения он знает, что будет делать, если проиграет, но не привык рассуждать о поражении для него характерны фразы laquo Я ошибся, но следующий раз поступлю правильноraquo или laquo Теперь я знаю, что мне делатьraquo. И если человек стремится достичь успеха, высоких результатов деятельности, то у него достаточно сильная мотивация достижения. Между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существует отношение взаимного соответствия. В период среднего школьного возраста происходят существенные изменения организме и психике ребенка, обусловленные половым созреванием. В этой фазе происходит свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов отсюда ее негативный, протестующий, отрицательный характер, вызревание и появление первых органических влечений, связанных с половым созреванием. Затем постепенно, путем дифференциации, выбирается и укрепляется некоторое основное ядро. Уверенный себе человек не боится поражений, они его учат и закаляют. А нужен ли вам успех такой ценой? Если успех не радует ndash это сигнал, что с целью не все порядке. Книга показывает как определиться со своими целями, как спланировать их осуществление и как достигнуть их кратчайшие сроки. Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что да объединяет как явное да, так и скорее да, чем.

Теоретические аспекты изучения мотивационной сферы личности психологии. Представления Маслоу существенно отличаются от разработок Голдштейна, хотя и сохраняют общую концепцию. А биологии – это активные состояния мозговых структур, побуждающие высших животных и человека совершать наследственно закрепленные или приобретенные опытом действия, направленные на удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей, интересов и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера. Нельзя, например, связывать две крайности, когда сфера интересов человека слишком заужена и ограничена только однимдвумя видами развлечений, аспектами профессиональной деятельности. Иерархизированность мотивационной сферы – это отражение сознании человека значимости той или иной потребности, мотивационной установки. Многочисленные теории мотивации стали появляться ещё работах древних философов. Нормальный человек автономен, высокоиндивидуален, основном сознателен. При этом отрицается возможность аналитического, рационального познания человеческой сущности. Практически любой поведенческий процесс психоаналитической теории может быть описан терминах. Это Личностные стандарты — оценка субъективной вероятности успеха, субъективной трудности задачи.

Привлекательность для индивида личного успеха или неудачи данном виде деятельности Индивидуальные предпочтения — приписывание ответственности за успех или неудачу себе или окружающим обстоятельствам. Для того чтобы нужда органическая потребность превратилась потребность личности, надо, чтобы человек принял ее, сделал значимой для себя ее ликвида­цию. На этом этапе предмет удовлетворения по­требности выступает качестве обобщенного образа, понятия. Поэтому мотивацию правиль­нее рассматривать не как сочетание одной причины и одного побуждения, а как совокупность и определенную последовательность ряда причин и побужде­ний. Третья стадия формирования мотива — выбор конкретной цели и формирова­ние намерения ее достичь. И именно это становится реально действующим мотиватором а не моти­вом. В случае выполнения человеком привычных действий процесс мо­тивации оказывается свернутым. В данном случае свертывание обоснования мотива происходит потому, что такая ситуация встречалась им уже тысячи раз и мы знаем, что при ее новом появлении целесообразно поступать именно таким образом. При первом методе основном говорит убеждающий, при втором — вовлекается дискуссию убеждаемый.

Первое характеризуется открытостью цели внушения, императивнос­тью, прямой направленностью на конкретного человека. В период младшего школьного возраста появляются новые мотивы, происходят перестановки иерархической мотивационной системе ре­бенка. То, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается значимым, ценным, то же, что имеет отношение к игре, становится менее важным. Для этой фазы характерным является так­же расширение и укрепление общественных связей. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности ситуативной или личностной. Полученные баллы группируются соответствии с ключам три категории и подсчитывается количество баллов по каждой из. Заболевания крови, тенденци к легким кровоизлияниям или кровотечениям. И этой сфере произошли изменения во время интенсивных занятий спортом на 40% увеличилось количество тех, кто принимает витаминные комплексы, на 20% увеличилось количество имеющих проблемы со сном и вынужденных связи с этим принимать снотворные препараты.

Режим интенсивных тренировок повлиял на проявление ревматического фактора, что выражает субъективные страдания, носящие алгический или спастический характер. Средний уровень был выявлен у 60% 18 человек опрошенных спортсменов обычные дни тренировок и у 23% 7 человек – при подготовке к соревнованиям. Результаты проведенного с помощью анкетирования исследования субъективных жалоб области соматического здоровья спортсменов разные периоды их тренировок, показали, что спектр соматических жалоб респондентов и период обычного тренировочного режима, и период экстремальных нагрузок достаточно широк. В целом качественный анализ показателей соматического здоровья спортсменов разные периоды их занятий спортом высоких достижений позволяет сделать вывод о наличии разнообразных соматических жалоб респондентов во все периоды их подготовки. Показатели ситуативной тревожности у большинства спортсменов 60% во время обычных тренировок имеют средний и высокий уровень. Проведенный статистический анализ выявил значимые различия по этим показателям, свидетельствующим о значительном нарастании показателя избегание неудач. Эти результаты согласуются с представленными выше данными изучения тревожности, которая, хоть и незначительно, также нарастает период перед соревнованиями. Также мы выявили особенности адаптации человека к экстремальным спортивным нагрузкам.

Количественный анализ полученных результатов обнаружил значимые различия ряде показателей психического состояния и соматического благополучия. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных Под общей. Лурии Там же, данный уровень может либо запустить, либо затормозить выздоровление человека. Их поведение направлено на последовательное достижение успеха путем развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки все возрастающих по своей сложности задач. Таким образом, можно констатировать, что у испытуемых, участвовавших исследовании, диагностируется следующая тенденция они не задумываются о собственном здоровье и о последствиях его потери. Полученные результаты позволяют указать на то, что осознанность не всегда является тем необходимым механизмом, который запускает процесс оздоровления. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля Психологический журнал. Специфика заболеваемости студентов педагогического колледжа Психология образования поликультурном пространстве. The Hopkins Symptom Checklist HSCL A selfreport symptom inventory. Luria about the impact of the intellectl part of the internal picture of the disease not only on the functions of the organs, but also for organic processes. Take into account the level of health of the participants of the pilot.

Which allowed to determine the degree of awareness of the subjects of the consequences of those or other actions in respect of their health, that is, the degree of influence of the intellectl part of the internal picture of the disease on an assessment of their health. Существуют различные определения этого понятия, которые, несмотря на все отличия между собой, всетаки главном не противоречат друг другу. Итак, дальнейшем, говоря личность, мы будем иметь виду, что личность – это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения. Индивидное начало включено личность и проявляется личностном, но проявляется уже будучи переработанным, ассимилированным личность, то есть на более высоком личностном уровне. По Фрейду, личность образуется тремя структурными компонентами ид оно, эго Я и суперэго сверхЯ. При такой мотивации человек, берясь за дело, намеревается достичь позитивного результата. Люди, которые боятся неудачи, стараются избегать ответственных заданий. Родительскодетские отношения семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра. Семьи, воспитывающие ребенка с аутистическими расстройствами, так же как и другие семьи, имеющие детей с нарушениями развития, нуждаются психологической поддержке. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству. Мотивационная среда – это комплекс условий, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его человека.

В данной ситуации педагогу необходима помощь и поддержка, которую должна предоставить методическая служба и администрация образовательного учреждения. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий, 2. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании. Большинство неудач моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения. Исследование проводилось рамках двух возрастных периодов подростковом и юношеском по классификации Эльконина. Как показали исследования, низкий и средний уровни мотивации достижения успеха меняются с возрастом незначительно. Итак, источником нормативной регуляции и нравственной оценки поведения для подростков становятся социализированные нормы.

Пиаже определил абстрактное мышление подростков как мышление на уровне формальных операций. Подросткам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, первые 4 соответствуют познавательным мотивом, а остальные 4 социальным мотивам Я учусь для того, чтобы все знать. Кросскультурные различия структуре учебной и профессиональной мотивации у йеменских и российских студентов педагогических университетов основном связаны с мотивами социального престижа и с особенностями структуры внешней мотивации деятельности. Исследование по данной программе было осуществлено авторами 1999 году. Несмотря на культуральные особенности образовательной среды, существует сходство общей структуре мотивационного комплекса студентовпедагогов России и Йемена. Исходя из современных психологических представлений о мотивации Вилюнас В, мы будем понимать под мотивационной сферой личности совокупность стойких мотивов, имеющих определённую иерархию и выраженную направленность. Платонов, третьих как побуждение, вызывающее активность организма, и определяющая её направленность. Джидарьян, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. Деление мотивов на личностные и общественные, эгоистические и общественно значимые связано с установками личности, её нравственностью, направленностью. Процесс формирования мотива может иметь индивидуальные особенности зависимости от свойств личности, имеющихся у человека.

Митиной мы выделяем две принципиально отличные друг от друга системы систему насилия подавление личности и самостоятельности ребенка, принуждение учащихся приобщении к знаниям, жесткий контроль и регламентация поведения и систему содействия развитию создание оптимальных условий самостоятельного развития личности ребенка, его творческой самодеятельности. При анализе педагогической деятельности допустимо и желательно использовать различные модели как общепсихологические Леонтьева. Психологическая наука не может оставаться стороне от этих процессов, поскольку необходимо учитывать их влияние на психическое развитие подрастающего поколения. Развитие национальногосударственных образовательных систем, ориентированное на мировые стандарты и тенденции, не должно идти по пути нивелирования национальнокультурных особенностей. По мнению автора теории, физиологические потребности Ч самые мощные, самые насущные из всех потребностей, и до тех пор, пока они не удовлетворены, потребности более высокого уровня, социальные потребности, как правило, не будут актуализированы. Однако рассмотрение конкретного фактологического материала по этой теме не входит сейчас нашу задачу.

Формирование ответственности идет рука об руку с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решений относительно самого себя. Это наиболее удобный, недорогой и, что самое главное, быстрый способ освоить новую специальность. Для прохождения теста нужно пройти по ссылке Тест Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. Следовательно, для этого ему нужен определённый laquo толчокraquo, стимул. Учащийся не может самостоятельно поставить цель, уходит от трудностей и не возвращается к нерешенным задачам. У учащегося наблюдаются эмоции удивления, переживания необычности и новизны, развлекательности учебного материала. Пятый уровень мотивации учения, положительный активный, характеризуется положительным активным, инициативным и творческим отношением к учению. Школа mdash один из социальных институтов, где ребенок проводит значительный период своей жизни и большую часть световых суток.

Заинтересованность учащегося учебном процессе значительной мере зависит от отношения к нему всего класса. Создать необходимые установки, повысить и закрепить учебную мотивацию, помочь ученику найти свое место коллективе и, наконец, способствовать созданию самого коллектива, желающего учиться, и учиться конкретном учебном заведении, возможно с помощью совместной работы всего педагогического коллектива и школьного психолога. Реана, мы пришли к выводу, что у подростков личностные мотивы преобладают над коллективистскими и престижными. То есть большинство подростков хочет проявить себя, показать то, на что они способны перед сверстниками, учителями, друзьями. Изучая мотивацию личности подростков, нам удалось выяснить, что мотивация успеха заметно преобладает над мотивацией боязни неудач. Ценностносмысловое содержание мотивации профессионального выбора студентов юридического вуза. Термин мотивация психологии и биологии имеет неодинаковое значение. Чем выше эмоциональная включенность родителей дела ребенка и соответствующая этому окружающая обстановка, тем выше у ребенка потребность достижении успеха. В возрасте полутора лет наряду с такими побудителями, как предмет или родители, возникают и внутренние психические побудители.

В целях осознания своих способностей и повышения уверенности следует задать себе следующие вопросы Какими способностями я обладаю? Четко определяйте сроки реализации своих планов, соблюдайте их, не ищите себе оправдания, когда вы их нарушаете. Лучше делайте меньше, но вовремя и не тяпляп, чем много, но позже и не полном объеме. В пятилетнем возрасте уже 80% детей составляют предварительный план рисунка, шестилетнем — все дети при рисовании обозначают цель. Вторая фаза — фаза интересов — вначале характеризуется многообразием интересов. А если человек не уверен своих силах, не надеется на успех, то это отбивает желание работать. Прочтите причины, по которым чаще всего складывается наш “неудачник” и начните использовать пути его преодоления. Взросление как особый этап развития неодинаково оценивать различные эпохи. В теоритической части будут проанализированы разные взгляды на теории взросления, психологическое развитие подростков и кризисы подростковом возрасте. Биогенетические теории рассматривают развитие, как раскрытие задатков.

Главный представитель биографическиописательного подхода является Томе и состоит из следующих положений. Социальноэкологический подход исходит из того, что особенности окружения индивида важны не менее определяемых ими процессов и переживаний. Мальчик начинает напрягать laquo мускулыraquo перед зеркалом гордясь своими мышцами. Незнание масштабов изменчивости созревания может привести к переоценке действительных и мнимых отклонений. Мышление выходит за рамки наблюдаемой и ограниченной действительности и оперирует произвольным числом каких угодно комбинаций. При помощи этих операций возможна рефлексия по поводу собственных мыслей. Подросток стремиться поступать и выглядеть как взрослый, он хочет иметь его права и возможности. Подростки часто имитируют поведение значимых людей, которые добились успехов. Развитие самосознания mdash центральный психический процесс переходного возраста. Обостренное чувство необратимости времени соседствует с нежеланием замечать его течение.

В этом возрасте происходит смена мышления с конкретного на логическое. Телесные переживания протекают приступообразно и расцениваются подростком не как выпадение из восприятия фрагментов действительности, а как laquo усиленная или достигающая кризисной кульминации саморефлексияraquo. Диагностическое исследование проводилось с разрешения директора школы Бакимовой. Именно тревожность лежит основе целого ряда психологических трудностей детства, том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращения психологическую службу образования. Тревожность рассматривается как показатель преневротического состояния, ее роль чрезвычайно высока и нарушениях поведения, таких, например, как делинквентность и аддиктивность поведении подростков. Значение профилактики тревожности, ее преодолевание важно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям экзамены, соревнования. Рассмотрение возможных путей психопрофилактической и психокоррекционной работы. Выяснение основных особенностей мотивации достижения успеха, избегания неудачи. Практическая часть свою очередь состоит из двух этапов · 1й этап – выявление ведущей мотивационной тенденции · 2й этап – определение уровня тревожности. McClelland обнаружил, что на формирование у ребенка потребности достижении влияют установки родителей. Он считает, что человек активен потому, что испытывает потребность эффекте своих действий.

С мотивом достижения связаны такие свойства, как настойчивость и упорство. В работе Hoppe 67, посвященной успеху и неудаче, понятие уровня притязаний заняло важное место исследовании мотивации и со временем проникло обиходный язык. Если новый результат достигает или превышает этот уровень, появляется ощущение успеха, если же не достигает – неудачи. После успеха уровень притязаний, как правило, повышается, а после неудачи – снижается, но не наоборот закономерность сдвига. Ребенок трех месяцев обладает не только витальными пищевыми потребностями, но и зачатком духовных во взаимодействии со взрослыми, интимноличностном общении, обмене положительными эмоциями. Божович 4, на самом деле все может обстоять куда проще – срабатывает потребностная доминанта. В возрасте полутора лет наряду с такими побудителями, как предмет или родители возникают и внутренние психические побудители – представления и образы воображения цели, вызывающие стремление ребенка к достижению внешнего стимула например, игрушки даже тогда, когда этот стимул исчезает из непосредственного поля восприятия прячется взрослыми. Побуждения сменяются во времени, не подчиняясь сознательноволевому контролю. Уже на третьем году жизни мотивационный процесс могут включаться мотиваторы из блока внутреннего фильтра Но его нравственность ориентированна на взрослых, и оценка себя и своих поступков осуществляется с учетом их оценок и мнений.

В более старшем дошкольном возрасте ребенок начинает сдерживаться уже при воображаемом контроле других предвидение осуждения. К концу дошкольного возраста ребенок начинает оценивать себя с точки зрения усвоенных правил и норм поведения уже постоянно, а не от случая к случаю. Более слабое стимулирующее воздействие оказывает наказание исключение из игры. У подростков интерес к чемунибудь часто приобретает характер увлечения. Если у учеников 9го класса выбор профессии скорее декламируемый, чем обоснованный еще значительной степени импульсивен, совершается нередко под влиянием внешних обстоятельств или является актом подражания старшим, то у старшеклассников этот выбор осуществляется на основе предварительной подготовки, внимательного анализа той деятельности, которую они готовы выбрать качестве своей профессии, и тех трудностей, с которыми им придется столкнуться. А это значит, что процессе формирования социально направленных мотивов внутренний фильтр начинает играть ведущую роль. Точнее, он расширил ее, выделив переменной валентность два компонента напряжение потребности индивида t и воспринимаемую природу целевого объекта G Va G =. Если же к валентности успеха и неудачи добавить субъективные вероятности достижения успеха We и избегания неудачи Wm, то получатся тенденции стремления к успеху Те и избегания неудачи Тm Определяемые субъективной вероятностью успеха функции валентности успеха и избегания неудачи зависит от степени выраженности мотива.

Ориентированной на достижение, при условии, что мотив успеха сильнее мотива избегания неудачи. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. В русле изучения проблем тревожности рассматривается и полное отсутствие тревоги как явления, препятствующее нормальной адаптации и так же, как и устойчивая тревожность, мешающее нормальному развитию и продуктивной деятельности. Дезорганизация поведения и деятельности вызывается тревогой, достигает при этом своего максимума. У таких детей не наблюдается внешних признаков тревожности, напротив, они характеризуются повышенным, чрезмерным спокойствием. Эта форма очень нестойкая, она достаточно быстро переходит открытые формы тревожности. Создается впечатление, что неадекватное спокойствие этом случае выступает как некоторый временный отдых от тревог, когда ее действие приобретает реально угрожающий психическому здоровью индивида характер. Прихожан 39 исследование позволяет представить следующую схему происхождения и закрепления тревожности на разных возрастных этапах. В дошкольном и младшем школьном возрастах ситуация семье, отношения с близкими взрослыми провоцируют переживание ребенком постоянных психологических микротравм и порождают состояние аффективной напряженности и беспокойства, носящих реактивный характер.

С предподросткового возраста тревожность все более опосредуется особенностями Яконцепции, носящей противоречивый, конфликтный характер. Поэтому тревожность все более закрепляется, приобретает стабильные формы реализации поведении, регуляции, компенсации или способов защиты и становится устойчивым личностным свойством, имеющим собственную побудительную силу. При усилении тревоги у человека появляется ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, невозможности избежать опасности. Spence 87 университете штата Айова разработали метод изучения тревожности, который оказался довольно плодотворным. Отправной точкой их рассуждениях стала халловская теория влечения с такими ее постулатами, как независимость влечения и привычки, энергетизирующее действие влечения. Боязнь экзаменов не есть только следствие недостаточно развитых способностей, а представляет собой вызываемое угрожающими Яконцепции субъекта указательными стимулами мотивационное состояние, индивидуальные различия которых определяются мотивированными личностными диспозициями. Терапевтическое вмешательство может уменьшить у боящихся экзаменов испытываемое ими чувство страха и сделать их более работоспособными. В другой ситуации он добавлял, что у него есть опыт преодоления чувства страха условия преодоления.

Он сопоставил выделенные по соотношению между способностями к обучению школе и учебными успехами две группы школьников, одна из которых была, скорее, ориентирована на успех, а другая – на неудачу, и установил, что написанных ими рассказах доминируют признаки, связанные соответственно с успехом и неудачей. Мотивированные на успех предпочитают цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат мотивированные на неудачу разделяются на две подгруппы с нереалистично заниженными и нереалистично завышенными целями. Для проведения исследования качестве основных показателей экспериментального изучения были выделены. Возрастная динамика мотивации достижения успеха, избегания неудачи, и тревожности.

learn-academic.ru