Основные фазы стресса

Взгляд на стадии развития стресса очень разный, можно выделить несколько научных классификаций и исследований, но основополагающими остаются работы Ганса Селье в психологии и своеобразное «дерево», также подробно описывающее фазы стресса.

«Дерево» — современный подход

В отличие от Селье, «дерево» не описывает реакции организма на воздействие, в его основе лежат совершенно другие стадии стресса, которых даже не три.

Именно корни являются причинами возникновениями стресса, его основой. Ствол представляет собой общее психологическое и физическое напряжение, вызванное влиянием стрессора, которым, кстати, может выступить совершенно любой фактор.

Листья являются своеобразными симптомами болезни, а вот плоды — его негативными последствиями или даже развивающимися болезнями. Разумеется, без корней (стрессоров) и ствола не будет ни симптомов, ни последствий, что, кстати, тоже является определением любой болезни. Именно поэтому специалисты в большинстве случаев занимаются изучением возникновения стресса и возможности избавления от него, где помогает «дерево» и его теория, нежели, как это делал Селье, изучением особенностей реакций организма, вызванных возникновением определенных ситуаций.

«Дерево» может помочь не только в изучении основных стадий стресса, но и в полном анализе всех других болезней, у которых тоже есть корни и свои особенные источники.

Селье рассматривал физиологические стадии, «дерево» направлено на описание, скорее, общего состояния, но еще выделяют и особенности эмоционального состояния и поведения человека.

  • Фаза тревоги, когда все энергетические ресурсы организма словно мобилизуются перед чем-то действительно серьезным.
  • Фаза истощения или дистресс, также описанный Гансом Селье. В это время человек ощущает общую слабость и даже некую разбитость, практически полностью снижается его работоспособность. С этой фазой можно бороться усилием воли, но в итоге именно она может привести к появлению неприятных и порой даже серьезных последствий, которых намного лучше избежать.
  • Фазы стресса можно рассматривать и с других сторон — работы Ганса Селье и созданное «дерево» вовсе не являются единственными взглядами на рост и развития психологического и физического напряжения человека.

  • уменьшение общего напряжения;
  • Последовательность этих ступеней начинается с низшего уровня и заканчивается высшим, но вовсе не обязательно, что пациент вместе с его лечащим врачом пройдет все три ступени. Вполне возможно, что самого низшего уровня — избавления от симптомов — хватит для улучшения состояния, а может, что только лишь полное избавление от каких-либо причин, без работы над симптомами, поможет человеку.

    Еще одна градация представляет собой деление стрессора на составные части. В этом случае выделяют:

  • отношение человека к этой ситуации или предмету.
  • нарастание и усиление общей напряженности;
  • сам стресс, который уже можно поделить на более мелкие, описанные выше составные части;
  • снижение и ослабление общей напряженности.
  • ostresse.ru

    Стресс. Фазы стресса

    Стресс – это составная часть жизни любого человека, которую нельзя избежать, и это такая же необходимость для организма как еда, питье и сон.

    Фазы стресса

    Стресс в разумных пределах оказывает созидательное и стимулирующее воздействие, но находиться в постоянном стрессовом состоянии губительно для организма.

    Ухудшается самочувствие человека, снижается иммунитет, что ведет к развитию соматических и невротических заболеваний.

    Можно сказать, что стресс – это определенная реакция организма на различные предъявляемые ему требования, выражающаяся в напряжении организма, для преодоления трудностей и приспособление к чрезвычайным требованиям.

    Стресс связан с отрицательными переживаниями или физическим воздействием и как любое психологическое состояние имеет свои фазы.

    Фазы стресса – это три периода развития стресса:

    • Фаза «реакция тревоги», в результате которой мобилизуются резервы организма, наступает тотчас за стресс-фактором.
    • Находясь в стрессовом состоянии, вызванном ощущением опасности, тревогой, страхом, шоковыми ситуациями, организм человека начинает активироваться для борьбы с негативными эмоциями, резко повышая секрецию (выработку) адреналина и норадреналина.

      Усиленная секреция гормонов стресса ведет к следующим биохимическим изменениям:

    • повышенной концентрации уровня сахара в крови
    • ускоренному темпу сердцебиения
    • нарастанию мышечного напряжения
    • возбуждению нервной системы
    • Продолжительность первого этапа строго индивидуальна (может длиться от нескольких минут до нескольких дней, а иногда и недель). Находясь в данной фазе стресса, человек теряет самообладание, становится раздражительным, суетливым, а зачастую жестоким и агрессивным, то есть не может адекватно управлять своими эмоциями, поведением.

    • Фаза «сопротивление», в результате которой организм наиболее успешно справляется с возникшими трудностями, причем именно в этой фазе стресса организм наиболее устойчив ко всякого рода вредным воздействиям. Начинает исчезать тревожность, стабилизируется использование резервов организма.
    • Адаптация происходит за счет усиленной секреции кортикостероидов, отвечающих за процесс восстановления сил истраченных в период стресса.

      Все системы организма, пройдя хорошую тренировку в экстремальных для себя обстоятельствах, возобновляют свою дееспособность с имеющимся в их арсенале накопленным опытом.

      Все это хорошо, если стрессовая ситуация длилась недолго. Организм, получив небольшую встряску, сохранил или даже усилил свою работоспособность. Но что происходит с организмом, если на смену одному стессору приходит другой фактор стресса.

      В таком случае, организм попадает в критическую трудноразрешимую ситуацию, ограничивающую весь его потенциал. Неизбежно наступает последний (третий) этап, ведущий к снижению адаптационных ресурсов организма.

    • Фаза «истощение», характеризуется общим истощение организма в результате длительного воздействия факторов стресса, потерей устойчивости к болезням, проявлением физического неблагополучия: усталость, потеря веса, нарушение сна.
    • Как противостоять стрессам?

      Стрессовое состояние опасно для организма, особенно если стрессы имеют повторяющийся характер. И если организм подвергается постоянным стрессам, фазы стресса начинают приобретать расплывчатые границы.

      Организм все реже может полностью мобилизоваться и адекватно, грамотно реагировать. В итоге человек может получить целый букет проблем связанных с сердечно-сосудистыми нарушениями, различными аллергиями, психологической нестабильностью.

      Во избежание неприятных последствий, человек должен знать, какие действия предпринять или как противостоять стрессу. Для этого следует научиться управлять стрессами, хорошо отдыхать, правильно организовывать свою деятельность и взаимоотношения с окружающими.

      А для начала нужно попытаться изменить свое мировосприятие, взглянуть на сложившуюся ситуацию с иной стороны (найти в происходящем что-то, если не полезное для себя, то хотя бы – не негативное).

      Противостоять неблагоприятному воздействию стресса на организм, устоять перед жизненными невзгодами можно взяв на вооружение несколько простых советов.

    • Полноценный сон (соблюдать режим дня, хорошо высыпаться)
    • Исключить дополнительные нагрузки (излишний шум, ненужный поток информации)
    • Прогулки на свежем воздухе
    • Полноценное питание (еда должна содержать необходимые витамины и микроэлементы)
    • Использовать фитотерапию (лекарственные растения и травы) для укрепления иммунитета
    • Водные процедуры
    • К вышеперечисленному можно добавить и то, что люди занимающиеся любимым делом (будь то работа или хобби) менее подвержены неврозам, депрессии и стрессам.

      Как научиться расслабляться?

      На земле нет человека, который бы ни разу в своей жизни не переживал стресс. Тем более, что оказаться в стрессовой ситуации можно как в результате реальных событий (ссоры, конфликты, рабочие проблемы, недоедание и др.), так и в результате воображаемых, существующих только в голове.

      В любом случае проблемы следует решать, а для этого необходимы силы. Для восстановления жизненного тонуса немаловажное значение имеет умение расслабляться.

      В этом поможет релаксация – искусство достижения психоэмоционального и физического равновесия, которого можно добиться при помощи освоения специальной техники, физиотерапии и гомеопатических лекарственных средств.

      Овладев техникой релаксации можно избавиться от тревог и печали, глубже познать себя.

      К основным приемам релаксации относятся:

    • Физические методы расслабления (йога)
    • Психологические техники расслабления (медитация)

    • Использование любого из методов релаксации ведет к сознательному расслаблению мышц (понижается мускульное напряжение) и концентрации внимания (уменьшается нервное напряжение).

      Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

      doctoram.net

      Основные стадии стресса: несколько научных подходов

      У любого стресса обычно выделают три этапа. Стадии стресса в разных классификациях разделены по-разному, но их существование признано всеми специалистами, изучающими стрессовые состояния человека. Ведь стресс, как и все защитные механизмы человеческого организма, не единый, а собранный из составных частей, работающих взаимно. Именно поэтому его отдельные этапы имеют такое же большое значение, как и общая система.

      Селье о стадиях стрессового состояния

      Одним из важнейших имен в изучении этапов стресса считают имя Ганса Селье, автора многочисленных медицинских трудов, в том числе и в психологии, среди которых весьма известна работа «Стресс без дистресса». Начало концепции стресса положили исследования Селье, во время которых была обнаружен так называемый синдром или реакция ответа на повреждение. Этот синдром также получил название триада, поскольку состоял из трех основных этапов. Первый этап запускал механизмы усиленной работы надпочечников, включая увеличение их коркового слоя и общее повышение активности. Второй этап характеризовался уменьшением или даже сморщиванием вилочковой железы и все тем же уменьшением лимфатических желез, а третий — появлением точечных кровоизлияний и образования крошечных язв на поверхности слизистой оболочки всего желудка и кишечника.

      Заслуга Селье в медицине вообще и конкретно в психологии состоит в первую очередь в том, что эти этапы реакции он смог описать касательно практически всех болезней, на которые каким-либо образом реагирует организм. Ганс Селье же и доказал, что аналогичные реакции протекают в организме и при воздействии на него стресса, так что и изменение в надпочечниках, и уменьшение желез, и появление язв — все это своеобразные стадии стресса, его особые механизмы. Таким образом, по Селье три этапа протекания стрессовой реакции — это ответы организма на воздействие извне и закономерные изменения в нем определенных органов и их активности.

      «Дерево» описывает фазы стресса начиная от его появления и заканчивая возможными последствиями. Как и реальное растение, это «дерево» имеет вполне ожидаемые составные части:

      Эмоциональные фазы

      1. Фаза сопротивления, когда уже мобилизованные ресурсы максимально экономично и сбалансированно расходуются на преодоление трудностей и борьбу с возникшими сложностями. Человек во время этой фазы может работать весьма продуктивно, эффективно решать поставленные перед ним даже самые сложные задачи и добиваться своих целей, но организм будет работать на износ, если эта фаза долгое время не будет прерываться качественным отдыхом.
      2. Эти фазы отлично представляю состояние человека и его отношение к стрессу, а также все его возможные варианты поведения, начиная, от волевой работы и мотивации на серьезные дела и заканчивая депрессией и полным безразличием к окружающему миру, вызванному дистрессом.

        Прочие методики определения этапов стресса

        Ступенчатая система

        Еще одна теория рассматривает ступени избавления от стресса, как самую важную часть работы над ним. Они включают:

      3. избавление от любых проявлений и симптомов;
      4. полное избавление от существующих причин.
      5. Состав стрессора

        • саму ситуацию, событие или даже предмет, вызывающий у человека какую-либо реакцию;

        Авторы этой теории полагают, что к стрессу приводят два основных действия: возникновение чего-либо и проявление отношения, чаще всего негативной реакции, к этому чему-то.

        Кривая стресса

        Ну и, пожалуй, самая простая и понятная цепочка реакций, обычно происходящих, можно представить привычной для многих графиков кривой:

        На первом этапе могут начать проявляться различные симптомы, на втором уже можно наблюдать некоторые последствия. Третий же этап дарит если и неполное, то все-таки избавление от стресса. Эта ступень, кстати, во многих других теориях не отражена. Даже «дерево» заканчивается плодами — негативными последствиями, дальше которых никакого описания нет.

        Каждая классификация характеризует только несколько сторон протекания стресса, которые и влияют на состояние организма, последующие изменения в здоровье. Эмоциональные, физические или исключительно психологические реакции в равной степени могут быть источником изучения стресса и всех его этапах, а также основой для создания борьбы с негативными и вредными его последствиями.

        Фазы стресса.

        1. Реакция тревоги. Будучи подвергнут воздейст­вию стрессогенных факторов, организм изменяет харак­теристики своего функционирования для осуществления адаптации. На этой стадии сопротивляемость понижена, реакции на раздражители могут быть чрезмерными.

        2. Фаза сопротивления. Если действие стрессора совместимо с возможностями организма, наступает адап­тация. Реакция тревоги исчезает, сопротивляемость по­вышается.

        3. Фаза истощения. При длительном действии стрессора запасы адаптационной энергии истощаются, вновь появляются признаки реакции тревоги, сопротив­ляемость падает, на этот раз необратимо.

        САМОПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ.

        Цели самоподготовки: по материалам лекции и учебника составить понятие об эмоциональных процес­сах, их месте в ряду других психических феноменов, и их основных характеристиках.

        План работы: 1. Прочитать конспект лекции.

        2. Прочитать информационный блок данной ме­тодической разработки.

        3. Прочитать рекомендуемую литературу.

        4. Проверить успешность усвоения основных по­нятий темы, пользуясь тестовыми заданиями (см. далее).

        5. Записать возникшие вопросы по теме, с тем, чтобы выяснить их у преподавателя.

        1. Годфруа Ж. Что такое психология? М. «Мир»,

        2. Немов Р. С. Психология. М. «Просвещение», 1990, 1994.

        3. Хрестоматия по психологии эмоций. Под ред.

        В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М. изд-во МГУ, 1992.

        4. Селье Г. Стресс без дистресса. М. «Прогресс»,

        5. Творогова Н.Д. Психология (Курс лекций).

        Вопросы для проверки усвоения основных поня­тий темы.

        1. Можно ли, наблюдая за поведением человека, точно определить, какие эмоции он испытывает?

        Обоснуйте свой ответ.

        2. Является ли знание о физиологических изме­нениях в организме достаточным для определения эмо­ционального состояния человека?

        3. Что утверждает теория Джемса-Ланге?

        4. По каким критериям эмоциональные явления разделяются на аффекты, собственно эмоции, чувства и настроения?

        5. Как объясняется возникновение эмоций в ког­нитивных теориях?

        6. В чем состоит регулирующая функция эмоций?

        7. Чем отличается стресс от дистресса?

        8. Какие основные эмоциональные состояния Вы можете назвать? Опишите их.

        Ответы на эти вопросы Вы можете найти в «ин­формационном материале» данной методической разра­ботки.

        РАБОТА НА ЗАНЯТИИ.

        План занятия. 1. Организационные вопросы.

        2. Проверка исходного уровня знаний.

        3. Ответы на вопросы студентов по домашнему заданию.

        4. Самостоятельная работа студентов.

        5. Итоговый контроль.

        ЗАДАНИЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ

        1. Какие три аспекта выражения эмоций Вы зна­ете?

        В следующих пунктах заполните пропущенные

        2. Сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко вы­раженными двигательными и висцеральными проявлени­ями, называются.

        3. возникают в результате обобщения эмоций, имеют отчетливо выраженный предметный характер, от­личаются устойчивостью.

        4. Отрицательное эмоциональное переживание, вызванное блокировкой какого-либо стремления, невоз­можностью достичь желаемого называется.

        5. Фазы синдрома общей адаптации.

        В следующих пунктах выберите один или не­сколько правильных ответов:

        6. К функциям эмоций относятся: а) оценка

        б) категоризация стимулов

        д) порождение мотивов.

        7. Отрицательные эмоции возникают, когда име­ющаяся в наличии информация:

        8. К факторам, определяющим возникновение эмоций, относятся:

        а) характер получаемой информации

        б) вероятность удовлетворения потребности

        в) степень внимания к информации

        г) уровень умственного развития.

        9. Интенсивность эмоций зависит от:

        а) восприятия данной информации

        б) уровня бодрствования

        в) анализа получаемой информации.

        ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА

        Задание N 1. Функции эмоций.

        Представьте себе человека, полностью лишенно­го всех эмоций.

        При обсуждении этой гипотетической ситуации выявляется важность эмоций и необходимость выполняе­мых ими функций для нормального течения душевной жизни.

        Задание N 2. Формы переживания.

        Какие эмоциональные явления оиисаны в приве­денных ниже литературных отрывках?

        а) Ей отрадно было думать, что она не лучше, как прежде думала, а хуже, гораздо хуже всех, всех, кто только есть на свете. Но этого мало было. Она знала эю и спрашивала себя «что же дальше?» А дальше ничего не было. Не было никакой радости в жизни, а жизнь проходила. Нагаша, видимо, старалась юлько никому не быть в тягость, никому не мешать, но для себя ей ничего не нужно было. Она удалялась от всех домашних.

        б). Пьеру захотелось тоже говорить. Он выдви­нулся вперед, чувствуя себя воодушевленным, сам не зная еще чем, и сам не зная еще, что он скажет. Он ожесточился против сенатора, вносящего эту правиль­ность и узость воззрений. Пьер выступил вперед и ос­тановил его. Он сам не знал, что будет говорить, но начал оживленно.

        в) — Разбойники, что делают! — закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо офицера было красно и пот­но, нахмуренные глаза блестели. — Беги к резервам, при- вози ящики! — крикнул он сердито.

        г) Пьер хотел что-то сказать, взглянул на нее странными глазами, выражения которых она не поняла и опять лег. Он физически страдал в эту минуту: грудь его стесняло и он не мог дышать. Он знал, что ему надо что-то сделать, чтобы прекратить это страдание, но то, что он хотел сделать, было слишком страшно.

        Пьер вскочил с дивана и, шатаясь бросился к

        — Я тебя убью! — закричал он, и схватив со стола мраморную доску с неизвестной еще ему силой, сделал шаг к ней и замахнулся на нее. Пьер почувствовал ув­лечение и прелесть бешенства. Бог знает, что сделал бы Пьер в эту минуту, если бы Элен не выбежала из комнаты.

        Обоснуйте свой ответ. По каким параметрам раз­личаются эти переживания? Каковы субъективные раз­личия? По каким внешне наблюдаемым признакам можно судить об эмоциональном состоянии другого?

        Задание N 3. Деструктивные аспекты эмоций.

        Всегда ли аффективная реакция является де­структивной? Какой биологический смысл заложен в ме­ханизме аффективной разрядки? В каких случаях эмоции нарушают нормальное протекание деятельности, а в каких — наоборот способствуют ей? (В качестве при­мера предлагается подробно рассмотреть реакцию трево­ги).

        Задание N 4. Внешние проявления эмоций.

        Как Вы думаете, какую эмоцию испытывает че­ловек, который:

        а) Сидит понурившись, плечи опущены, руки бессильно свисают, голова склонена, неподвижный взгляд устремлен в иол, голос глухой, речь немного за­медлена.

        б) Поза напряженная, руки лихорадочно переби­рают край одежды, взгляд бегающий, речь отрывистая, быстрая, голос громкий, иногда срывающийся.

        в) Сидит неподвижно, немного подавшись вперед, тело напряжено, взгляд неотрывно устремлен на собе­седника, говорит почти шепотом или громкими отрыви­стыми междометиями.

        Достаточно ли приведенной информации, чтобы точно определить эмоцию?

        Задание N 5. Опишите внешний вид человека ири различных эмоциях, так, чтобы Ваши товарищи смогли догадаться, какую эмоцию Вы имеете в виду. (Причем, описывать нужно только в терминах положения и физи­ческих характеристик тела, нельзя говорить «печальное выражение лица», нужно описывать: брови приподняты и надломлены, углы рта опущены вниз и 1. д.).

        Как Вы думаете, почему возникают затруднения при соблюдении этого ограничения?

        Проводится в форме беседы-обсуждения основ­ных понятий темы.

        Преподаватель оценивает не просто усвоение формулировок, но понимание материала и возможность проблематизации, дает обратную связь об активности студентов на занятии.

        bib.social