Особенности развития личности дошкольников с умственной отсталостью

Тема 7. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

Под развитой человеческой личностью обычно подразумевают человека, который обладает определенным мировоззрением, осознает свое место в обществе, свои жизненные цели, умеет самостоятельно действовать для достижения этих целей. Личностью человек становится по мере того, как он начинает отдавать себе отчет в том, что и для чего он делает, и может руководить своими действиями. В вопросах, относящихся к формированию личности ребенка, советская психология руководствуется марксистско-ленинским учением о личности. Сущность этого учения состоит в том, что личность формируется под влиянием тех общественных отношений, в условиях которых происходит ее развитие, т. е. под влиянием воспитания в самом широком смысле этого слова. Советская психология не отрицает влияния врожденных биологических особенностей организма на свойства личности. Но при этом подчеркивает, что эти особенности не предопределяют ее развитие. Состояние и свойства нервной системы входят в комплекс условий, от которых зависит полноценное развитие личности. Однако решающим являются общественные условия ее воспитания.

Эти взгляды советских ученых формировались под влиянием марксистско-ленинского учения о личности. Они формировались также и в борьбе с лженаучными представлениями некоторых исследователей, в частности тех, кто основывался на теории функциональной психологии, согласно которой психические функции: память, внимание, интеллект и свойства личности — являются врожденными, обусловленными наследственными способностями человека.

Что касается развития личности умственно отсталого ребенка, то и оно при всем его своеобразии, согласно мнению советских ученых, подчиняется тем же общим законам, что и развитие личности нормального ребенка.

При правильном воспитании умственно отсталого ребенка в условиях специальных учреждений он может стать человеком, который в состоянии адекватно относиться к окружающему, самостоятельно жить и работать.

pedlib.ru

Особенности психофизического развития детей с умственной отсталостью дошкольного возраста

1. Характеристика физического (соматического) статуса детей.

2. Характеристика психоэмоционального статуса детей.

3. Особенности социокультурного развития УО детей.

В развитии ребенка педагогика выделяет периоды количественных накоплений и заметных качественных перестроек. Развитие человека осуществляется скачкообразно, от одного рубежа к другому. Рассмотрим традиционную периодизацию развития детей и юношества:

1. Младенческий возраст — от рождения до 1 года;

2. Период преддошкольного детства — от 1 до 3 лет;

3. Период дошкольного детства — от 3 до 7 лет;

4. Период младшего школьного возраста — от 7 до 11 лет;

5. Период среднего школьного возраста (подростковый) — от 12 до 15 лет;

6. Период старшего школьного возраста (юношеский) — от 15 до 18 лет.

Характерные для того или иного возрастного периода анатомо-физиологические и психологические особенности принято называть возрастными особенностями (но, в целом, это и особенности социокультурного окружения ребенка). В тесной связи с возрастными находятся индивидуальные особенности — это существенные и устойчивые особенности направленности личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному человеку и отличающие его от других людей. Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни существенно отличается от развития обычных детей, хотя тенденции развития у них одинаковые.

Рассмотрим психофизические особенности развития детей-дошкольников с умственной отсталостью. Период от рождения до поступления в школу является, как это признано, возрастом наиболее стремительного психофизического развития ребенка, первоначального формирования качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода является то, что именно он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, а также овладения различными видами деятельности.

В дошкольном возрасте многие особенности развития ребенка имеют латентный характер. С одной стороны, некоторые проявления оказываются временными и постепенно, по мере взросления, ребенок теряет их, а с другой стороны — именно к концу дошкольного возраста у ребенка складываются устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание основы иерархии мотивов и ценностей.Во многом успешность формирования личности ребенка обусловлена процессом его сотрудничества с окружающими людьми, той социокультурной ситуацией в которой он воспитывается, доминирующими типами взаимоотношений взрослого и ребенка в двух важнейших социальных институтах: семье и детском дошкольном образовательном учреждении (детском саду).

1. Характеристика физического (соматического) статуса детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Физическое состояние данной категории детей (диагноз: олигофрения в степени дебильности) обусловлено своеобразными морфологическими, биохимическими, физиологическими изменениями в центральной нервной системе, вследствие её органического поражения. Это становится заметным уже в раннем возрасте. У многих детей задерживается (вплоть до конца 2-го года жизни) развитие прямостояния, т.е. они позже, чем обычные дети начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Позднее, после трех лет у детей наблюдается плохое самочувствие, общая слабость, быстрая утомляемость, истощаемость, нервнозность. Органические нарушения сказываются на становлении и развитии отдельных систем, внутренних органов детей. Многие из них отстают от возрастной нормы в весе, росте. Чаще, чем у обычных детей встречаются нарушения осанки, искривления позвоночника, деформация грудной клетки и конечностей. У некоторых детей надолго задерживается процесс окостенения скелета. При относительно хорошей сформированности основных локомоторно-статических функций и самостоятельного передвижения многие дети имеют выраженные дефекты двигательной сферы, вплоть до спастической гемиплегии (от греч. hemi-половина, plegio-поражаю, т.е. паралич (вертикальный или горизонтальный) одной половины туловища). В целом у детей не наблюдается выраженных нарушений моторики. Однако, наблюдаемая соливация, носовой оттенок речи, специфическое состояние речевой и неречевой артикуляционной моторики, а также трудности при выполнении заданий по изобразительной и бытовой деятельности, плохая координация движений свидетельствуют о наличии парциальных двигательных нарушений.

Иногда наблюдаются отклонения в состоянии дыхательной системы: учащение дыхания, неровный его ритм, добавочные дыхательные движения — придыхания. У многих детей доминирует ротовой (оральный) тип дыхания, что способствует развитию патологии верхних дыхательных путей. Для сердечно-сосудистой системы может быть характерным неравномерность сердечного ритма, чрезмерная его лабильность (неустойчивость), гипер- и гипотонии. Как правило такие дети жалуются на головные боли, общую слабость, сонливость, гиперутомляемость.

Кроме того, сопутствующим основному дефекту могут выступать нарушения в работе зрительного, слухового, тактильного анализаторов не выраженного характера.

Таким образом, характеристика физического развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью свидетельствует о своеобразии их отдельных систем и внутренних органов, что является следствием проявления органического поражения центральных и периферических отделов коры головного мозга.

2. Характеристика психоэмоционального и социокультурного статуса умственно отсталых детей — дошкольного возраста

Почти у всех детей с умственной отсталостью наблюдается отсутствие или значительное снижение, по сравнению с обычными детьми, интереса к окружающему, общая патологическая инертность, которая не исключает крикливость, раздражительность, расторможенность. В раннем возрасте ребенку не интересны игрушки, подвешенные над кроватью или находящиеся в руках взрослого. Позже — игрушки других детей, сюжетно-ролевые игры с ними. Предпосылки к развитию речи формируются поздно (к 4-м годам): предметное восприятие, предметные действия, общение со взрослым и, в частности, доречевые средства общения. Такие рефлекторные процессы как лепет и гуление, которые в норме появляются в первые месяцы жизни, могут отсутствовать в онтогенезе ребенка — олигофрена.

У ребенка отмечается низкий уровень интереса к окружающему и недостаточная сформированность процесса восприятия, что предопределяет невозможность его самостоятельной ориентации в условиях задачи, потребность в детализированном ее разъяснении, затрудняет смену одного вида деятельности другим. Кроме того, нарушена связь между действием и словом. Действия бывают недостаточно осознаны, опыт действия не фиксируется в слове, не обобщается. Связь между основными компонентами познания — действием, словом и образом не совершенна.

Переломным годом в развитии умственно отсталого ребенка является условно пятый год жизни. Ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам, а следовательно, получает простейшие представления об их свойствах, признаках, отношениях, способен делать выбор по образцу. У подавляющего большинства детей к концу дошкольного возраста доминирующим остается предметно-практический (наглядно-действенный) тип мышления. Игровая деятельность характеризуется до пяти лет элементарными манипуляциями с игрушками, после 5 лет — появляются процессуальные действия. В игре наблюдается стереотипность, формальность действий, отсутствует замысел, элементы сюжета. Дети не используют предметы-заместители, могут проявляться агрессивные наклонности. Продуктивная деятельность (конструктивные умения, рисование) у таких детей вне специально организованного психолого-педагогического процесса отсутствует. Навыки самообслуживания формируются только к концу дошкольного периода, причем могут встречаться случаи когда дети так и не понимают последовательность и логику действий, входящих в навык.

Примерно, у 60% детей наблюдаются специфические расстройства речи по типу алалии (с греч. — отсутствие речи) — это системное недоразвитие речи при котором страдают фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая её стороны и дизартрии (c греч.-расстройство сочленения)- это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (каша во рту). В целом, большинство дошкольников — олигофренов овладевают элементарной речью только к 4-5 годам. Звукопроизношение нарушено. Фразовая речь изобилует фонетическими и грамматическими искажениями. Недосформирована семантическая сторона речи. Часто может наблюдаться эхолаличная речь. Регулирующая и, главное, коммуникативная функции речи развиваются только в рамках специально организованного образовательного процесса. Речевой дефект отрицательно влияет на все развитие ребенка, затрудняет общений детей между собой и со взрослыми, а также подготовку к обучению грамоте. Несовершенство коммуникативной речевой функции не компенсируется у дошкольников с нарушенным интеллектом, как это имеет место у детей, например, с нарушением слуха, другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными. Это обусловливает наличие случаев отвержения таких детей в коллективах обычных сверстников.

Таким образом, анализ особенностей развития детей дошкольного возраста с нарушенным интеллектом позволяет говорить о том, что данная страта характеризуется явлениями децелерации.

Вопросы и задания к теме:

1. Каковы особенности психофизического развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью?.

2. Дайте характеристику социокультурного развития данной категории детей.

www.i-gnom.ru

1.1. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы

Личность – это конкретный человек, занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности. Личность развивается в процессе деятельности и общения с другими людьми.

Развитие личности в онтогенезе происходит по двум взаимодополняющим линиям: линии социализации (присвоение общественного опыта) и линии индивидуализации(приобретение самостоятельности).

Уровень развития личности, степень ее зрелости определяется гармоничностью сочетания данных линий в процессе индивидуального развития человека. В процессе личностного развития формируются определенные социальные ориентиры по отношению к себе и другим.

Условием нормального врастания ребенка в цивилизацию является единство двух планов развития – естественного (биологического и социального (культурного).

Под развитой человеческой личностью подразумевают обычно личность, обладающую определенным мировоззрением, осознающую свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющую самостоятельно действовать для реализации этих целей.

Таким образом, задержка или отклонения в становлении личностного уровня развития могут быть обусловлены как нарушениями психофизической организации детского организма, так и отклонениями, выражаясь словами Л, С, Выготского, в собственно культурном развитии ребенка. В результате неблагоприятных условий воспитания, часто на фоне легких нарушений функционирования ЦНС, к подростковому возрасту может наблюдаться формирование специфического вида дизонтогенеза ребенка, определяемого как патохарактерологическое формирование личности. Основным негативным последствием патологического уровня личностного развития является наличие выраженных затруднений в социально-психологической адаптации, проявляющейся во взаимодействии личности с социумом и с самим собой.

Говоря об отклонениях в становлении личностного уровня регуляции поведения и деятельности в дошкольном возрасте, следует также иметь в виду, что несвоевременное развитие любых психических процессов, включая личностные характеристики, будет, прежде всего, сказываться на уровне социально-психологической адаптации ребенка.

Все аспекты личностной сферы формируются у умственно отсталых дошкольников также замедленно и с большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

Проявление эмоций не зависит от качественного своеобразия структуры дефекта, т.е. от принадлежности ребенка к определенной клинической группе. Развитие эмоций умственно отсталых дошкольников в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия, осуществляемого родителями и педагогом. Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию правильного бытового поведения, закреплению необходимых для жизни в семье или в детском учреждении навыков и привычек, а также позволяют детям сделать первые шаги в направлении контроля за своими эмоциональными проявлениями. Первое в России исследование личности умственно отсталых детей (так называемого феномена «психического насыщения») было осуществлено в 1930-е гг. И.М. Соловьевым, результаты его нашли отражение в сборнике «Умственно отсталый ребенок».

В 1936 г. Л.В. Занков опубликовал результаты психологического анализа личности умственно отсталых детей, страдающих разной глубиной дефекта, а в других, когда «проявления эмоций не могут быть пропущены через фильтр обобщений, возникает лжеобщение, лжекомпенсация…»

В данной работе описывается, как удалось сделать общение с окружающими более адекватным, нейтрализовать импульсивные проявления радости, злобы, обиды у 11-летнего ребенка с умственной отсталостью в степени имбецильности через воспитание привычных стереотипов и склонность к повышенному, часто бессмысленному говорению. Резкие появления негативизма по незначительным поводам у умственно отсталого ребенка с легкой степенью психического недоразвития были преодолены за счет стимулирования развития рефлексии, т.е. еще раз был подтвержден тезис Л.С. Выготского о том, что «в виде общего правила можно сказать: чем дальше отстоит синдром с точки зрения своего возникновения и места, занимаемого им в структуре, от первопричины, от самого дефекта, тем легче он при прочих условиях может быть устранен с помощью психотерапевтических и лечебно-педагогических приемов» (Выготский Л.С – Т.5. – С. 293).

Дошкольники старших групп детского сада с удовольствием слушают выразительно читаемые или рассказываемые доступные для их понимания простейшие тексты, включающие эмоционально окрашенные компоненты. Мимикой, жестами и словесными реакциями они выражают сочувствие слабым и добрым героям и отрицательное отношение к их обидчикам. В понятной для него ситуации умственно отсталый ребенок способен к сопереживанию, к эмоциональному отклику на переживания другого человека.

Тем более дети проявляют отчетливо выпаженное эмоциональное отношение к своим родным и близким. Они любят своих родителей и воспитателей и обнаруживают это со всей очевидностью.

Волевая сфера умственно отсталых дошкольников находится на самых начальных этапах формирования. Ее становление непосредственно связано с появлением ре6чи, которая позволяет ребенку понять необходимость того или иного способа действия.

Побудителями поведения ребенка и одним из значимых критериев социальной активности личности являются его интересы. Мотивационно-потребностная сфера умственно отсталых дошкольников находится на начальной стадии становления. Их интересы тесно связаны с занимательностью выполняемой деятельности, мало интенсивны, неглубоки, ситуативны, неустойчивы, вызываются преимущественно физиологическими потребностями. Дети руководствуются, как правило, ближайшими мотивами. Многие исследователи отмечают как характерную черту умственно отсталого ребенка отсутствие у него интереса к познанию.

Особые трудности вызывает формирование у ребенка правильного поведения. Присущая ему интеллектуальная недостаточность и скудный жизненный опыт затрудняют понимание и адекватное оценивание ситуаций, в которых он оказывается. Инертность нервных процессов способствует стереотипности реакций, которые часто не соответствуют создавшейся обстановке.

Некоторые дети в незнакомой обстановке бегают, кричат, кривляются. Другие, напротив, молчат, испуганно смотрят по сторонам , прячутся за родителей, не вступают в контакт с врачом или педагогом. В связи с этим они кажутся более отсталыми, чем это есть на самом деле.

studfiles.net

Статья по коррекционной педагогике на тему:
Особенности развития эмоционально волевой сферы у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Эмоции умственно отсталых дошкольников тесно связаны с интелектуальным развитием

Предварительный просмотр:

Учитель-дефектолог Бессонова О.М.

ГБОУ ДОУ №2 Петродворцового района

Особенности развития эмоционально волевой сферы у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.

В общей совокупности многообразных черт личности существенное место принадлежит эмоциям, которые оказывают влияние на любое проявление человеческой активности. Л. С. Выготский, высказавший мысль о тесном взаимодействии и внутреннем единстве интеллектуальной и эмоциональной сфер, считал, что у ребенка при умственной отсталости соотношение между интеллектом и аффектом иное, чем в норме, и что именно эта характеристика важна для понимания своеобразия его психики. Формирование эмоций — важнейшее условие становления личности человека. У умственно отсталых детей эмоции проявляются в зависимости от: возраста, клинического вида умственной отсталости, социальной среды, в которой ребёнок воспитывается. В младшем дошкольном возрасте дети с интеллектуальным нарушением способны различать ласковую и недовольную интонацию, отзывчивость на похвалу, одобрение, порицание. Как правило, в таком возрасте дети выражают свои эмоции на невербальном уровне. В старшем дошкольном возрасте дети постепенно овладевают речью, с удовольствием воспринимают читаемый им текст, только если он сопровождается эмоциональным окрашиванием. Своими действиями, будь то мимика, жесты или словесные реакции, выражают своё отношение к героям читаемого произведения. В зависимости от степени умственной отсталости дошкольники ведут себя в различных ситуациях по-разному, проявляя при этом разные эмоции Одни поверхностно переживают все жизненные события, быстро переходя от одного настроения к другому, а другие отличаются большой инертностью переживаний, застреваемостью на каких-либо событиях». У умственно отсталых детей своеобразная эмоциональная сфера. Именно в ней проявляются особенности потребностей и развития интеллекта ребёнка, которые определяют незрелость личности. У таких детей на протяжении большого количества времени чувства, как и эмоции недостаточно дифференцированы. В это время дети способны высоко оценивать только тех кто им приятен или только то, что доставляет им удовольствие. Эмоции умственно отсталых дошкольников очень тесно взаимосвязаны с их интеллектуальным развитием. В зависимости от того, насколько быстро развивается личность умственно отсталого ребёнка, эта взаимосвязь постепенно изменяется. Слабо выраженные эмоции говорят нам о том, что дошкольник не изменяет свои чувства в зависимости от какой-либо жизненной ситуации, он не способен найти удовлетворения в какой-либо своей потребности. Обобщая, можно сказать , что эмоции умственно отсталых индивидов недостаточно дифференцированы, неадекватны. С трудом формируются высшие чувства: гностические, нравственные, эстетические и др. Преобладают непосредственные переживания конкретных жизненных обстоятельств. Настроение, как правило, неустойчивое. Однако степень эмоционального недоразвития не всегда соответствует глубине интеллектуального дефекта. Волевая сфера у умственно отсталых детей характеризуется недостатком инициативы, неумением руководить своими действиями, неумением действовать в соответствии со сколько-нибудь отдаленными целями. Волевая сфера умственно отсталых дошкольников находится на самых начальных этапах развития. Ее становление непосредственно связано с появлением речи, которая позволяет ребенку понять необходимость того или иного способа действия. Однако формирование произвольной регуляции поведения умственно отсталого ребенка затруднено. Дошкольники не могут контролировать свои поступки, желания. Большинство из них неспособны подчинить свое поведение требованиям, которые предъявляют им родители, воспитатели, детский коллектив. Действия детей нередко носят импульсивный характер, а их поведение часто не соответствует общепринятым правилам и нормам. Недоразвитие волевой сферы сказывается на нарушении поведения. Им свойственны: безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, сниженная мотивация, причем не только в учебной, но даже в игровой и трудовой деятельности. Их ставит в затруднительное положение любое препятствие или неудача, они не могут противостоять возникающим желаниям. Однако дети способны проявить волевое усилие в тех случаях, когда знают, как надо действовать, и испытывают потребность в этом действии. Тогда из вялых, безынициативных детей они превращаются в настойчивых, безудержных. Такие резкие контрасты в проявлении воли есть результат незрелости личности Правильное развитие эмоционально волевой сферы умственно отсталых дошкольников зависит от внешних условий , в которых воспитывается ребенок. Это должно быть специальное обучение для таких детей и правильная организация самой жизни ребенка. При правильно организованном обучении у дошкольников формируется волевая активность, с помощью которой развивается умственная, речевая способность и сама личность ребёнка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников элементарным приемам саморегуляции дает возможность сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть свой внутрений потенциал.Этой теме посвященно кор.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность учебной и трудовой деятельности, его отношения с людбми. однако у умст.

Данный материал могут использовать воспитатели дошкольных групп, работающих в коррекционных учреждениях.

В статье представлен коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени.

Городской мастер-класс для воспитателей в рамках реализации плана лучших муниципальных практик.

Практический материа для специалистов направленный на организацию формирования двигательной сферы у детей и подростков с умственной отсталостью.

nsportal.ru

Развитие личности умственно отсталых детей

Дети с нарушениями в развитии

Преимущественное искажение эмоционально-аффективного развития.

Грацильность внешнего вида, отрешенность, отсутствие контакта «глаза в глаза», чрезмерная привязанность к матери. Двигательные или речевые стереотипии, усиливающиеся в сложных, незнакомых ситуациях. Повышенная чувствительность (гиперестезия) к световым, тактильным, звуковым и др. раздражителям. Не сформирована произвольность на двигательном уровне. Неадекватность в общении, оценке ситуаций. Чрезмерная критичность по отношению к результатам собственной деятельности, но некритичность по отношению к оценке своих взаимодействий с окружающими. Могут проявляться легкие искажения мыслительной деятельности. Игра стереотипна, отдается предпочтение неигровым предметам, крайне затруднено игровое замещение, игры со сверстниками. Основная особенность — невозможность полноценной и адекватной коммуникации. Дефицитарность высшего 4-го уровня аффективной регуляции нарушает развитие низших аффективных механизмов.

Преимущественное искажение когнитивного развития.

Характерна специфика не только когнитивного, но и моторного, физического развития в целом. Дисгармоничность движений, застывание в отдельных позах, вычурность поз. Развернутая речь с присутствием штампованных оборотов. Наличие зоны сверхценных интересов. Нарушение динамики мыслительной деятельности, опора на латентные признаки объектов и ситуаций при высоком уровне интеллектуального развития, креативности мышления, скачки идей, разноплановость мышления. Отсутствие выраженных эмоциональных реакций наряду с наличием аффективно окрашенных страхов, ритуализаций. Асинхрония различных базовых составляющих. Часто эмоциональная холодность по отношению к близким.

Развитие личности умственно отсталых детей.

Распространенность нарушений поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью. Ошибочность представлений о моральной дефективности умственно отсталых детей. Осложненность развития умственно отсталого ребенка внешними и внутренними неблагоприятными условиями. Влияние ранних проявлений умственной отсталости на дальнейшее развитие личности. Первые признал умственной отсталости: вялость, пассивность, отсутствие реакции на появление матери, фиксации взгляда на предметах или беспокойство, постоянный крик без видимых причин; отставание в развитии моторики; возможны судорожные припадки отсутствие предметной деятельности; замедление темпа развития речи, нарушения речи.

Слабое развитие познавательных интересов и повышение роли физиологически потребностей. Достаточное развитие потребности в общении со взрослым, но преобладание потребности в помощи взрослого, большая зависимость от взрослого человека.

Вторичные нарушения в развитии личности умственно отсталого ребенка, вызванные неправильным семейным воспитанием и отрицательным опытом в начале школьного обучения (неуспеваемость, неблагоприятные отношения с одноклассниками). Ограничение общения, отсутствие игры, недостаточный опыт построения взаимоотношений в коллективе, непонимание значимости правил, слабое владение моральными понятиями, непонимание сложившейся обстановки, трудности произвольного поведения.

Стихийная компенсация недостатков собственной личности (медлительность, повторение, переспрашивание для избежания ошибок) и псевдокомпенсация (негативные стереотипные формы поведения — кривляние, грубость, агрессивность для привлечения внимания к себе; невротическое поведение, вызванное внутренним конфликтом).

Возможности воспитания нравственности, характера, направленности личности в процессе обучения в массовой и вспомогательной школе, выявленные в катамнестических исследованиях. (Т.Н. Гольдовская, Л.Н. Поперечная).

Особенности мотивации. Слабость побуждений: малое развитие любознательности, побуждений к новым видам деятельности. Дисгармоническое развитие потребностей, преобладание побуждений, связанных с удовлетворением элементарных органических потребностей. Наивный эгоцентризм. Проявления субъективизма в оценках действительности и взаимоотношений. Некритичность, сведение нового к хорошо знакомому, склонность к упрощению, самодовольство.

Недоразвитие образа Я в результате отсутствия рефлексии, бедной социальной перцепции, слабо развитой эмоциональной децентрации и эмпатии. Неадекватная завышенная самооценка как психологическая защита от неблагоприятных социальных условий. Индивидуальные различия в формировании самооценки. Неадекватность самооценки и уровня притязаний в младшем школьном и подростковом возрасте. Становление более адекватного уровня притязаний в результате обучения трудовой специальности во вспомогательной школе.

Гипобулия как вторичный синдром, проявление незрелости личности Недостаток инициативы, неумение руководить действиями, действовать в соответствии с отдаленными целями. Внушаемость, некритичность восприятия советов, указаний других людей. Контрасты воли: безынициативность и безудержность, внушаемость и упрямство. Импульсивность, склонность к вспышкам гнева, «коротким замыканиям» (Л.С. Выготский). Наличие противоположных свойств личности: несамостоятельность, неумение преодолевать препятствия и обдуманность, хитрость при удовлетворении эгоистических интересов, необходимости скрыть проступок. Безудержность, непреодолимость отдельных желаний. Аффективность мышления, действия под влиянием непосредственных желаний и нахождение оправданий аффекта. Трудности усвоения и подчинения правилам поведения, необходимость внешнего контроля.

Особенности деятельности. Нарушение системы целеполагания: отсутствие ориентировочного этапа, неумение видеть задачу целиком, подмена цели средством утрата цели при возникающих трудностях, отсутствие поиска рациональных способов решения задачи, соотнесения цели с результатом, неспособность руководствоваться отдаленными целями. Неадекватный перенос прошлого опыта, затруднения в применении знаний, умений, навыков. Быстрая пресыщаемость деятельностью при отсутствии интереса.

Особенности эмоциональной сферы. Недифференцированность чувств, полюсность, примитивность. Неадекватность чувств воздействиям: легкость переживаний, быстрые переходы от одного чувства к другому или их чрезмерная сила и инертность. Слабость регуляции чувств. Трудности формирования высших чувств Болезненность проявлений эмоций и чувств: раздражительная слабость, дисфория, немотивированная эйфория.

Зависимость формирования характера от воспитания. Важность воспитания положительных привычек поведения. Склонность к быстрому образованию вредных привычек.

Нарушения поведения у умственно отсталых детей. Причины нарушений поведения: особенности личностного развития, усиление и извращение влечений, влияние социальной среды, пример окружающих, подражание, внушение. Повышение риска отклонений в поведении в период подросткового кризиса. Проявление декомпенсации. Формирование поведенческой стереотипии, вызванной инертностью нервных процессов.

Формы умственной отсталости, основанные на патогенезе нарушений поведения (С.С. Мнухин):

1) астеническая форма — нарушения поведения возникают при действии психотравмирующих факторов и переутомления, преобладание пассивных оборонительных реакций, характерны колебания настроения при незначительных причинах, чувствительность к похвале и замечаниям; 2) стеническая форма — двигательное беспокойство, недостаточная управляемость, хаотичность поведения, удовлетворение потребностей по сиюминутному побуждению; 3>атоническая форма —нецеленаправленность, неустойчивость, полевое поведение, неспособность к психическому напряжению, моторное беспокойство.

4-я форма, выделенная Д.Н. Исаевым, дисфорическая — периодическое обострение нарушений поведения на фоне наступления дисфорических и эйфорических состояний.

Типы тотального недоразвития, выделенные Н.Я. Семаго, М.М. Семаго и особенности личностного развития разных типов. Простой уравновешенный тип: непосредственность, спокойность, замедленность и некритичность деятельности, недоразвитие регуляторных функций, необходимость контроля взрослых, адекватность поведения на бытовом уровне, игровая деятельность на уровне манипуляций, зависимость, несамостоятельность. Эмоциональная уплощенность благодушие, некоторая эйфоричность, ориентация на оценку другого человека завышенность притязаний. Аффективно-неустойчивый тип: полевое поведение крайняя импульсивность, эйфоричность или дисфоричность, возможная агрессивность, быстрая пресыщаемость, проявление аффективных вспышек на фоне пресыщения, сниженная работоспособность, грубая несформированность регуляторных функций всех уровней, выраженная неадекватность и некритичность, игра манипулятивна и деструктивна, в общении со сверстниками агруссивны и эйфоричны, стремятся к лидерству, вспыльчивость, неуправляемость, самооценка деформирована. Тормозимо-инертный тип: заторможенность, вялость, неактивность, чрезмерная зависимость от взрослого, инертность, замедленный темп деятельности, отвлекаемость, тормозимость, быстрая пресыщаемость, страдают высшие формы регуляции (программирование, самоконтроль), адекватность может быть достаточной, в играх проявляет пассивность, игра на уровне манипуляции, подражания, эмоциональная уплощенность, плаксивость.

studopedia.ru