Отличия аутизма от алалии

Моторная или сенсорная алалия — в чем конкретные отличия?

Собственно весь вопрос в теме. Я так полагаю, что коориданильное отличие в том, что при моторной — ребенок хорошо слышит и понимает речь обращенную к ними и может выполнять просьбы, а вот при сенсерной — слух в норме, но ребенок не воспринимает речь обращенную к ними и не выполняет просьбы по типу — принеси мяч или дай куклу.

Буду благодарна за разъяснения

Мобильное приложение«Happy Mama» 4,7 Общаться в приложении гораздо удобней!

в головном мозге есть два центра, отвечающие за речь: моторный, который запускает и контролирует механизм воспроизведения речи (произношение), сенсорный, который, как вы правильно написали, отвечает за восприятие речи, формирование в мозге правильного звукового образца и дальнейшей программы в произношении. Короче при моторной — ребенок не может произносить правильно, так как нарушен моторный компонент, при сенсорной, у него не формируются правильные образы букв, поэтому, как опять же вы правильно написали, трудности в понимании речи, плюс в произношении букв, слогов, он не может правильно подбирать их при этом произнести физически преград нет. в обоих случаях ребенок слышит хорошо.

судя по всему у нас все таки сенсерная алалия, тк он не понимает, когда я прошу его что-то сделать… хотя слова «нельзя» и «не надо» он понимает прекрасно… руки опускаются, тк врачи говорят ждать, а ожидание просто убивает((

m.baby.ru

Алалия – грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов. Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании. Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.

Алалия – глубокая несформированность речевой функции, обусловленная органическим повреждением речевых зон коры головного мозга. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т. е. имеет место нарушение всех ее компонентов – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. В отличие от афазии, при которой имеет место утрата ранее наличествовавшей речи, алалия характеризуется изначальным отсутствием или резким ограничением экспрессивной или импрессивной речи. Таким образом, об алалии говорят в том случае, если органическое повреждение речевых центров произошло во внутриутробном, интранатальном или раннем (до 3-х лет) периоде развития ребенка.

Алалия диагностируется примерно у 1% дошкольников и 0,6-0,2% детей школьного возраста; при этом в 2 раза чаще данное нарушение речи встречается у мальчиков. Алалия является клиническим диагнозом, которому в логопедии соответствует речевое заключение ОНР (общее недоразвитие речи).

Причины алалии

Приводящие к алалии факторы многообразны и могут воздействовать в различные периоды раннего онтогенеза. Так, в антенатальном периоде к органическому поражению речевых центров коры головного мозга могут приводить гипоксия плода, внутриутробное инфицирование (TORCH-синдром), угроза самопроизвольного прерывания беременности, токсикозы, падения беременной с травматизацией плода, хронические соматические заболевания будущей мамы (артериальная гипотония или гипертензия, сер­дечная или легочная недостаточность).

В числе этиопатогенетических факторов алалии, воздействующих в первые годы жизни ребенка, следует выделить энцефалиты, менингиты, ЧМТ, соматические заболевания, приводящие к истощению ЦНС (гипотрофию). Некоторые исследователи указывают на наследственную, семейную предрасположенность к алалии. Частые и продолжительные заболевания детей в первые годы жизни (ОРВИ, пневмонии, эндокринопатии, рахит и пр.), операции под общим наркозом, неблагоприятные социальные условия (педагогическая запущенность, синдром госпитализма, дефицит речевых контактов) усугубляют действие ведущих причин алалии.

Как правило, в анамнезе детей с алалией прослеживается участие не одного, а целого комплекса факторов, приводящих к минимальной мозговой дисфункции – ММД.

Классификация алалии

За долгие годы изучения проблемы было предложено множество классификаций алалии в зависимости от механизмов, проявлений и степени выраженности недоразвития речи. В настоящее время в логопедии пользуется классификация алалии по В.А. Ковшикову, согласно которой выделяют:

  • экспрессивную (моторную) алалию

Сенсорная алалия возникает при поражении коркового отдела речеслухового анализатора (центра Вернике, задней трети верхней височной извилины). При этом нарушается высший корковый анализ и синтез звуков речи и, несмотря на сохранный физический слух, ребенок не понимает речь окружающих.

Симптомы моторной алалии

Рассматривая психологическую характеристику детей с моторной алалией, нельзя не отметить нарушения памяти (особенно слухоречевой), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы. По особенностям поведения дети с моторной алалией могут быть гиперактивными, расторможенными либо малоподвижными, заторможенными. Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм. Интеллектуальное развитие у детей-алаликов страдает вторично, вследствие речевой недостаточности. По мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.

При эфферентной моторной алалии ведущим речевым дефектом является невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, что сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. Несформированность динамического речевого стереотипа может привести к появлению заикания на фоне моторной алалии.

Словарный запас при моторной алалии значительно отстает от возрастной нормы. Новые слова усваиваются с трудом, в активном словаре имеются, главным образом, обиходные термины. Малый лексический запас обусловливает неточное понимание значений слов, их неуместное употребление в речи, замены по семантическому и звуковому сходству. Характерной чертой моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм.

Фразовая речь при моторной алалии представлена простыми короткими предложениями (одно- или двусоставными). Как следствие, при алалии имеется грубое нарушение формирования связной речи. Дети не могут последовательно изложить события, выделить главное и второстепенное, определить временные связи, причину и следствие, передать смысл явлений и событий.

На фоне слуховой агнозии собственная речевая активность у детей с сенсорной алалией повышена. Однако их речь представляет собой набор бессмысленных звукосочетаний и обрывков слов, эхолалий (неосознанного повторения чужих слов). В целом при сенсорной алалии речь бессвязна, лишена смысла и непонятна для окружающих (логорея – «словесный салат»). В речи детей с сенсорной алалией присутствуют многочисленные персеверации (навязчивые повторения звуков, слогов), элизии слогов (пропуски), парафазии (звуковые замены), контаминации (объединение частей разных слов друг с другом). К собственной речи дети с сенсорной алалией не критичны; для общения широко используют мимику и жесты.

Недостаточность фонематического слуха при сенсорной алалии приводит к неразличению слов-паронимов; несформированности соотнесенности слышимого и произносимого слова с тем или иным предметом или явлением.

Грубое искажение развития речи при сенсорной алалии приводит к вторичным нарушениям личности, поведения, задержке интеллектуального развития. Психологические особенности детей с сенсорной алалией характеризуются трудностью включения и удержания внимания, повышенной отвлекаемостью и истощаемостью, неустойчивость слухового восприятия и памяти. У детей с сенсорной алалией может отмечаться импульсивность, хаотичность поведения или, напротив, инертность, замкнутость.

Нейропсихологическое обследование ребенка с алалией включает диагностику слухоречевой памяти. Логопедическое обследование при алалии начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка. Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи (импрессивной речи, лексико-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и т. д.) проводится по схеме обследования при ОНР.

Дифференциальная диагностика алалии осуществляется с ЗРР, дизартрией, тугоухостью, аутизмом, олигофренией.

Коррекция алалии

Методика коррекционного воздействия при любых формах алалии должна носить комплексный психолого-медико-педагогический характер. Дети с алалией получают необходимую помощь в специализированных ДОУ, стационарах, коррекционных центрах, санаториях.

Учитывая системный характер нарушения, логопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи. При моторной алалии у ребенка стимулируется речевая активность; ведется работа над формированием активного и пассивного словаря, фразовой речью, грамматическим оформлением высказывания; развитием связной речи, звукопроизношением. В канву логопедических занятий включаются логоритмика и логопедический массаж.

При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть различением неречевых и речевых звуков, дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями, пониманием фраз и речевых инструкций, грамматическим строем речи. По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка.

Прогноз и профилактика алалии

Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 3-4 лет) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. При моторной алалии речевой прогноз более благоприятный; при сенсорной и сенсомотрной алалии – неопределенный. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга. В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия).

www.krasotaimedicina.ru

Детские Судьбы

Медицинский журнал

Общее недоразвитие речи (ОНР) и ранний детский аутизм (РДА)

На всех этапах развития дети с аутизмом в общении с окружающими не пользуются языком мимики и жестов, как это делают дети с общим недоразвитием речи или нарушениями слуха. Зрительное внимание детей с аутизмом крайне избирательно и очень кратковременно, ребенок смотрит как бы мимо людей, не замечает их и относится к ним как к неодушевленным предметам. Поведение аутичного ребенка и его реакции на окружающее часто непредсказуемы и непонятны. Такой ребенок может не замечать отсутствия родителей, близких родственников и чрезмерно болезненно, возбужденно реагировать даже на незначительные перемещения неодушевленных предметов в его комнате. При аутизме своеобразный характер носит игровая деятельность, ее характерным признаком является использование необычного игрового материала, часто предметов домашнего обихода. Ребенок играет один, однообразно, используя различные предметы (обувь, бумагу, веревку и т.п.).

Для аутичных детей характерны нарушения моторного поведения: своеобразное вращение кистей рук перед глазами, потряхивание руками и предметами, раскачивание туловища, необычные повороты тела. Все эти движения усиливаются при возбуждении, утомлении. Особенностью походки детей с аутизмом является ходьба на цыпочках или вприпрыжку. Многие аутичные дети отличаются моторной неловкостью: при беге они не прижимают локти к груди, как здоровые дети, а растопыривают их в стороны, по лестнице часто ходят приставным шагом. Многие дети с аутизмом отличаются повышенной пугливостью, впечатлительностью, склонностью к страхам. Интеллектуальное развитие этих детей разнообразно, среди них могут быть дети с нормальным, ускоренным, резко задержанным и неравномерным умственным развитием, отмечаются также различные по степени формы умственной отсталости. Наиболее характерным для аутизма считается неравномерное, искаженное психическое развитие.

Среди характерных признаков раннего детского аутизма большое место занимают нарушения речи: резкое ограничение речевого контакта, вплоть до полного мутизма, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, своеобразные фонетические расстройства и нарушения голоса с преобладанием высокой тональности в конце фразы или слова, длительное называние себя во втором или в третьем лице, долгое отсутствие в активном словаре слов, обозначающих близких для ребенка людей (мама, папа).

В отличие от ОНР и алалии, при аутизме на самых ранних этапах речь может развиваться нормально, и ребенок по темпу ее развития иногда даже обгоняет здоровых сверстников. Затем, обычно в возрасте до 30 месяцев, речь утрачивается: ребенок перестает говорить с окружающими, хотя иногда может разговаривать сам с собой или во сне. При раннем детском аутизме часто отмечается отсутствие лепета и слабое развитие функции подражания. Аутичные дети редко имеют полноценную речь. В старшем дошкольном возрасте они обычно плохо говорят за пределами привычной обстановки, у них наблюдаются стойкие аграмматизмы, они почти никогда не используют личное местоимение “я” и утвердительное слово “да”.

Ранний детский аутизм следует дифференцировать от особой формы умственной отсталости — синдрома “счастливой куклы”. Характерным признаком данного заболевания является сочетание интеллектуальной недостаточности с выраженным недоразвитием речи, частыми приступами смеха и характерной подпрыгивающей походкой, напоминающей движения механической куклы. Часто эти признаки сочетаются с судорожными припадками, импульсивно-агрессивными формами поведения, характерными внешними особенностями (микроцефалия, плоский затылок, редкие зубы, слюнотечение) и неврологическими нарушениями (изменение мышечного тонуса по типу гипотонии и усиление сухожильных рефлексов, проявление мозжечковой атаксии). В отличии от детей с ранним детским аутизмом, эти дети вступают в контакт со взрослыми.

Костя Р., 4 года, г. Ярославль, приехал на консультацию в наш центр. Обследование показало, что ребенок не пользуется ни мимикой, ни жестами, как это часто делают дети с ОНР. Реакции на обстановку были малопонятны. Ребенок возбужденно реагировал на незначительные перемещения предметов в логопедическом кабинете. После нескольких занятий и консультаций диагноз РДА подтвердился.

Логопед — центр коррекции речи

Что такое сенсорная алалия

В интернете можно встретить достаточно подробное описание этого речеовго растройства. Наиболее информативно и грамотно, мне кажется, написано на сайте Логопед.ру.

Но тем людям, которые не знакомы с ребенком-алаликом, такое описание почти ничего не дает. Постоянно общаясь со своим почти 4-летним сыном, я нашла более простое и точное описание расстройства, которое поймет всякий.

Представьте что вы, взрослый русский человек, попадаете в какую-то африканскую страну.

Там никто не говорит не только по-русски, но и по-английски. Да и сам африканский язык чужд по звукам и словам в целом.

Вас никто ничему не учит. Вы просто живете, вернее, пытаетесь жить. Ваш интеллект не страдает от того, что вы ничего не понимаете. Просто вы совершенно не понимаете речь других людей.

Сколько времени вам понадобится, чтобы из африканских диалогов вычленить названия стола, стула, молока? Наверное, много.

Совершенно точно также чувствует себя алалик. Он все слышит, он далеко не глуп. Но русские слова к нему совершенно не лепятся, как к нам не лепились бы африканские. У него нет «дара речи», который есть у обычных детей.

Родители тут могут сыграть огромную роль. Если с ребенком не заниматься, то ему потребуется гораздо больше времени на освоение родного языка. Медикаментозное лечение, несомненно, помогает, но играет второстепенную, вспомогательную роль. Главное — понять, как близкие могут научить ребенка говорить.

Специалисты для детей с тяжелой формой алалии считают необходимым посещение спецучреждений: логопедических детских садов, санаториев. Но никто не сможет сделать для ребенка больше, чем его мама.

Можно ли с вами посоветоваться насчет лечения алалии? Дочке моей подруги поставили диагноз, живут они в Украине, без интернета, находятся в полном отчаянии.

Посоветоваться можно, конечно. Отвечу на e-mail.

Есть ли связь сенсорной алалии с аутизмом? Дело в том, что лечим аутизм, а может быть, это всего лишь сенсорная алалия…

Про аутизм знаю только в общих чертах. Но при алалии нет проблем с общением. Федор мой может подойти к другому мальчику и попросить машинку или позвать играть, почти без слов, правда, но подойдет легко. И в детском саду среди ребят себя чувствует свободно, к взрослым чужим страха не испытывает. Мне кажется, алалия может принимать некоторые формы аутизма, если у ребенка уже есть комплекс по поводу того, что он не такой как все.

аутизм будет сильно отличаться от алалии по следующим двум признакам:

1. нет указательного жеста.

2. никогда не делиться — ни по просьбе, ни по собстенной воле, не дает свои игрушки и еду другим, за исключением ситуации, когда аутист четко дает понять зачем он дает вам этот предмет. (открыть, завести, починить).

Общение с другими детьми вполне может быть и при аутизме.

Спасибо. Очень ценно. В принципе, Федор у меня показывал рукой в сторону шкафа, например, с просьбой что-то достать. Да и делиться делится — откусить может дать, фломастер, поменяться, если самому что-то нужно. Но это вот-вот только началось, а до 3,5 лет вполне можно было сказать, что он никому ничего не дает никогда. Начал давать, когда слова стал понимать, когда опыт пользы от обмена игрушками почувствовал. Иногда скажет: «ну ладно, на, играй» — с видом подобревшего хозяина.

Может, вы еще какие отличия знаете, пусть второстепенные? Может ли алалия и аутизм быть сопутствующими или первое исключает второе?

Можно я добавлю, раз тут про аутизм упоминается? ?

Не только указательного жеста нет, но и реакция на указательный жест взрослого может быть от игнорирования до неадекватного расстойства и отворачивания головы в противоположную сторону (такие моменты могут уже насторожить родителя в возрасте ребёнка 1.5 года ). При соответствующих упражнениях, возможно весьма быстрое обучение всему этому. В процессе обучения (у знакомого аутического мальчика) наблюдала вот что: малыш уже понимал просьбы: «покажи, где носик, глазки», ребёнок брал палец мамы и правильно показывал им, на своём лице, носик и глазки. У нас тоже аутический мальчик и на каком-то этапе тянул нас за руку и показывал ею на необходимый предмет. Ещё хотела отметить, что аутический ребёнок либо совсем не смотрит в глаза, либо смотрит, но не внимательно, как бы вскользь, непродолжительно,» невнимательно-изучающе». «Не читает мимику взрослого» (не отреагирует удивлением на удивление и т. п.), не угадывает настроение взрослого. Не сразу реагирует на просьбу откликнуться, так называемая «псевдоглухота».

А вот в плане того, чтобы делиться, у нас более не менее спокойно происходит, по крайней мере я не вижу особой разницы по сравнению с другими детьми. Наблюдала правда, как этот момент, для деток с подобной проблемой, оказывался очень болезненным. На сколько я понимаю, для аутических деток, возможны крайности: одному только бы дорваться до других детей, а другой сторонится; один часто высказывает неприязнь к близким (сторонится, наровит убежать), а другой- «мамина радость»- маму обожает и др. ; один как рыба, воду любит, а другой станет переодевать одежду ,если заметит, что попала капля воды, не говоря про умывание; один рад всему новенькому, а другой сильно требует соблюдение одной и той же рутины и т.д. Причём один и тот же ребёнок, в разные периоды, может впадать то в одну, то в другую крайность. А может всё и без сильно выраженных экстримов протекать. Всё что тут написала, хорошо заметно у ребёнка до трёх лет, а если с ребёнком (до выяснения диагноза) усиленно занимаются, то по-моему картина уже смазывается и нужна помощь хорошего специалиста, чтобы разобраться. Хотелось бы о разнице между аутизмом и алалией от специалиста узнать :-). Мне кажется поведение деток может быть где-то сходным вследствии нарушения восприятия, понимания речи (например не выполнение простых инструкций).

Простите, я кажется не аккуратно выразилась в предыдущем комментарии. Мне лично очень интересно, когда вы делитесь своим мнением в сравнении алалии и аутизма. Имела ввиду, что может специалист может сравнить проблемы более профессионально и обстоятельнее.

Я ещё немного допишу :-).

Вот, что при аутизме имеет место быть и, мне думается, врядли будет при алалии: аутический ребёнок видит яблоко, к примеру, хочет его, но то, что для этого нужно использовать слово «яблоко» у него «не срабатывает» и не потому, что он физиологически не может сказать слово «яблоко», просто сама связь желаемого и наименование его нарушена. Знаю, что если ребёнка обучить использовать изображение «желаемого», давая такое изображение взрослому вместо называния слова, то он начинает вполне удовлетворительно общаться (взрослый в процессе получения изображения, называет словом то, что изображено и ребёнок постепенно может обучиться нормальному использованию слов.

Дополнение к моему коментарию от 12.09.08. Здесь про сенсорную алалию, а я всё про аутизм пишу :-).

Я пытаюсь понять: на основании чего опытный специалист может поставить диагноз аутизма ребёнку, уже в полтора годика.Встречали специалиста, которая распознала проблему у своего собственного дитя в этом возрасте и слышали, что родители, имея одного аутического ребёнка, спешат так рано проверить другого. Ведь с полуторогодовалого ещё спроса особого нет — он может и не понимать и не говорить и т.д. Понятно, что есть тяжкие случаи, когда диагноз очевиден, а когда всё выглядит «нормально»? Наткнулась случайно на статью (http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=2&s=41&id=7699 ) и там на такое определение: «Аутизм – это тяжелое расстройство, при котором серьезно нарушена связь ребенка с окружающими, его эмоциональная реакция. Несмотря на то, что диагноз у деток одинаковый, проявляется он всегда по-разному…» И тут я нашла ответ на свой вопрос. В том возрасте, когда ещё ребёнок может не понимать, не говорить, по всякому себя вести, специалист увидит «нарушение связи с окружающими», прежде всего с родителями и нарушение эмоциональной реакции. В Великобритании, такие специфические нарушения уже отнесут к расстройствам аутического спектра. Ещё неизвестно каким будет аутизм этого ребёнка: как быстро он будет учиться понимать, когда заговорит, будет навязчив в общении или будет сторонится и т.д. (см.ком.от 12.09.08), а начало уже можно выявить и помочь родителям научится чувствовать ребёнка, найти с ним контакт, что существенно может повлиять на дальнейшее развитие. И вот проблему удаётся обнаружить достаточно рано, начинают активно работать с ребёнком, он сильно прогрессирует в понимании, начинает говорить, обучается многому и во всём этом может идти в ногу с ровесниками, но вот это «нарушение связи с окружающими» и «нарушение эмоциональной реакции» восстановить полностью в норму невозможно, хотя конечно улучшения могут быть значительными. Так понимаю, что при алалии, такие нарушения могут быть вторичными, тогда как при аутизме они первичны. Всё , вышесказанное-моё частное мнение.

Вставлю небольшую ремарку от себя.

Мир такой агрессивный и безбожный, что иногда кажется благом некое «нарушение связи с окружающим» у алалика. Главное, не нарушить связи со своим внутренним миром, что весьма часто можно наблюдать у обычных людей. Склонен думать, что все это промыслительно. Я не говорю о том, что поэтому не надо заниматься с ребенком. Нет, конечно. Но то, что «нарушение связи с окружающими восстановить полностью в норму невозможно» не так уж и страшно, по-моему.

Благодарю вас, Ростислав, за важную ремарку. Мой супруг, в отношении нашего ребёнка, рассуждает аналогично. Я безусловно согласна и не могу не отметить, что все эти размышления, меня сильно поддерживают.

И ещё одна небольшая ремарка. Я очень долго пыталась понять для себя, что же у моей дочки сенсорная алалия или гиперлексия. В принципе, эти два заболевания (если можно так выразится) очень схожи между собой. То же непонимание чужой речи, та же невозможность собрать из кусочков мыслей единое целое и облечь всё это в осмысленное, понятное другим предложение. Но между алалией и гиперлексией есть два очень явных отличия: 1) гиперлексики очень быстро обучаются чтению, но их чтение чисто «механическое», без понимания смысла прочитанного, и 2) гиперлексия — одно из проявлений аутизма (напоминаю, что диапазон аутистических проявлений необычайно широк, от слабо выраженных до максимальных). Гиперлексия — это нарушение понимания обращенной речи, которое может сопровождать синдром Аспергера. Таким образом, разница заключается в том, что основное в гиперлексии — это нарушение общения по аутистическому типу, в то время как при сенсорной алалии основным является нарушения понимания обращенной речи, без нарушения механизма общения или нарушение общения вторично.

Наверное, раз вы легко научились читать — вы скорее гиперлексики, а мы — алалики ?

Но по преодолению этих расстройств очень много общего, видела даже в сети книжку с занятиями, на которой подписано: для аутистов и сенсорных алаликов.

Нет, гиперлексия — совершенно однозначно одно из проявлений аутичного ребёнка. Так характеризуют гиперлексию логопеды и психологи во всём мире. Моя дочка не имеет черт, характерных для аутичных детей. И, что самое главное, как я понимаю, у неё нет нарушения общения по аутистическому типу, у неё основаня проблема — нарушение понимания обращённой речи, и, как следствие, недоразвитие собственной. С ней сейчас занимается логопед, детский психолог, да и я дома выполняю все их рекомендации и задания. Очень хочется надеяться, что к школе мы сможем если не устранить полностью эту проблему, но в достаточной степени откорректировать её.

А можете вы сколько-нибудь четко обозначить, в чем разница между нарушением общения по аутистическому типу и нарушением понимания обращенной речи?

Тут давно об этом говорится, но критериев все нет.

У меня у Федора были и жесты, как теперь вспоминаю — даже конкретные в книге, взгляд в глаза с трех недель, просто не отрывался, проблемы с тем, чтобы поделиться — тоже скорее возрастные, как сейчас у меня у трехлетней дочери. Может ли это быть причиной исключения аутизма? На какие вопросы нужно ответить, чтобы его исключить и окончательно остановиться на алалии? Если знаете — поделитесь.

Попробуем отделить мух от котлет. )) Одной из форм таких нарушений общения по аутистическому типу является мутизм — отказ ребенка от общения, — который может быть общим или избирательным, когда ребенок не контактирует с отдельными лицами, например, с учителем, с кем-либо из близких и т.п, избегание общения даже с очень близкими людьми, избегание вербального взаимодействия (глаза в глаза), а так же негативизм — стремление постоянно противодействовать просьбам и желаниям лиц, взаимодействующих с ребенком. Зачастую такие дети просто боятся разговаривать и сильно заикаются.

Вот что ещё нашла.

Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются характерными особенностями психомоторного развития. Прежде всего, такой ребенок рано избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, как это делает здоровый малыш, не смотрит в глаза, избегая прямого взгляда. У него часто преобладает периферическое зрение (смотрит краем глаза, толчкообразный взгляд); он может также не реагировать на слуховые стимулы, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха, которых в действительности нет.

Уже с первых месяцев жизни у ребенка при общении со взрослым отсутствует выразитеьная мимика, улыбка, радостный смех, которые столь характерны для начального коммуникативного поведения здорового малыша. Отмечаются нарушения сна, с трудом формируются навыки опрятности. Все эти особенности сочетаются с неадекватными реакциями на различные воздействия окружающей среды. Даже общаясь со взрослыми, аутичный ребенок как бы не замечает его. Недостаточная эмоциональная реакция на мать может сменяться зависимостью от нее: отрыв от матери приводит к различным формам протестующего поведения.

То есть признаки аутичности проявляются с первых же месяцев жизни ребёнка. Если Вы видите возрастные изменения в пределах нормы, то об аутизме речи здесь не идёт, как я понимаю. В противном случае, Вы, как внимательная мама, уже давно заметили бы аутичные черты характера у Феди.

Так, всё что-то я как-то не закончу. Так вот у моей дочки явно нет ничего близкого к нарушению механизма общения, она прекрасно общается, получает удовольствие от общения с детьми (со взрослыми сложнее, но и это, думаю, перерастём), с удовольствием ходит в садик, играет, участвует в мероприятиях. Для аутичного ребёнка, в принципе, проблемно находиться в большом коллективе. Эти детки закрыты для окружающих, не принимают участия в играх, утренниках. Обычно эти дети или сидят где-то в уголке в одиночестве или вообще прячутся в каких-либо закрытых помещениях. И уж, совершенно однозначно, не получают никакого удовольствия от посещения сада и общения с другими людьми, не важно, дети это или взрослые.

НУ, судя по описанию, у нас тоже признаков аутизма нет.

Вообще, первые подозрения что что-то не так появились ближе к 1,5 годам, именно когда уже естественно ожидать понимания и реакции на слова — и ее не было.

Первый год жизни обычный, похож как был у старшей дочери. И агукали, в глаза смотрели, и маму любили, и других взрослых (правда, мужчин по преимуществу, что до сих пор у него сохраняется). Кушали исключительно сами с 1 года, с горшком полностью и окончательно подружились в 2,5 года. В садик пошли нормально, детей очень любит — особенно мальчишек, даже на площадках спокойно контактирует с незнакомыми мальчиками, гостей любит, в том числе взрослых. В садике танцевал на утреннике (стихи не читал по понятным причинам), задания на занятиях все выполнял. И хотя там ему не было вполне комфортно, но он явно претендовал на лидерство и дрался, отстаивая свой взгляд на жизнь.

Сейчас пошел в школу для дошколят, в восторге просто.

Разговаривать начал в 1,5 года, но это было «логорея» — словесный салат. Он, правда, этого не сколько не смущался и толкал громкие речи. Прошло это по мере появления достаточного количества нормальных слов, которыми он мог выражать худо бедно свои мысли.

Так что, похоже, аутизм это все-таки не про нас. И надо сосредоточиться на алалии.

Очень хороший материал по сенсорной алалии есть в книге Парамоной Л.Г. «Логопедия для всех», оттуда я почерпнула первые знания о ней и до сих пор не встречала более подробного освещения этого расстройства.

[…] алалия” от 17 ноября 2007 года (было продублировано на Ребенках.ру 17 ноября 2007 […]

Алалия и аутизм: разграничение. Из беседы со школьным логопедом. Шотландия.

Сентябрь 26, 2008 в Статьи

Младенчик, уже в годик, тычет пальчиком на то, что его заинтересовало и стремится привлечь внимание взрослого к этому предмету: тычет пальчиком по направлению к предмету, смотрит на взрослого, снова тычет и снова смотрит на взрослого-пытается его вовлечь, обратить его внимание. Поведение аутиста будет таково: он знает чего хочет, тычет на этот предмет, но взрослого не призывает (не ищет его глазами, не поворачивает, в поисках его голову, не призывает его звуками); аутист уверен, что взрослый где-то здесь и уже знает, что ему — ребёнку вот это понравилось или нужно; не привлекает взрослого, не стремится обратить внимание взрослого на заинтересовавший его объект.

Логопед говорит, что в тех случаях, когда алалия сопровождается нарушением понимания речи и некоторыми поведенческими проблемами, симптоматика алалии может сильно перекликаться с симптоматикой аутизма, но при алалии врядли будет в наличии вся триада нарушений к трём годам жизни ребёнка. Считает, но оговорилась что не может так сходу утверждать, что это всеобщее мнение, что алалия и аутизм могут сопровождать друг друга. То есть, что у аутического ребёнка может быть алалия, а у ребёнка с выявленной алалией может быть и аутизм.

Попросила я прокомментировать, к примеру, трудность пересказывания сказки (с условием, что ребёнок её хорошо знает и понимает) у алалика и у аутёнка. Ответ: «алалику трудно «подбирать» слова, выстраивая рассказ, а у аутиста, начавшего рассказывать, может мимолётно переключиться внимание на что-то другое и он уже не может вернуться в «контекст». В общем, и тому и тому трудно, но по разным причинам.

Однако выяснение всех тонкостей диагноза не считается целесообразным: может быть и аутист с «элементами» алалика. Главное, что будет приносить пользу — это постоянная работа над всеми его речевыми затруднениями.

5 ответов на Алалия и аутизм: разграничение. Из беседы со школьным логопедом. Шотландия.

Для тех кого интересует вопрос различия аутизма и алалии, оставлю ссылку на книгу об аутизме: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Piters/_Aut_Index.php

Встретили в новостях такое сообщение, с ссылкой на престижный научный биомедицинский журнал:

«Ген CNTNAP2, который ранее связывали с развитием аутизма, также играет роль в развитии распространенного расстройства речи у детей. К такому выводу пришли ученые из Оксфордского университета, отчет об исследовании которых был опубликован в New England Journal of Medicine.

Так называемое специфическое расстройство развития речи и языка (specific language impairment) встречаются у 2-7% детей дошкольного возраста. При этой патологии у детей наблюдаются разнообразные трудности в освоении речи, не связанные с проблемами артикуляции, с потерей слуха, серьезными неврологическими или психиатрическими нарушениями. Главный симптом заболевания – выраженная задержка развития речи, а одним из важных диагностических критериев является неспособность ребенка повторять бессмысленные слова.

На первом этапе исследования Саймон Фишер (Simon E. Fisher) и его коллеги изучали взаимосвязь гена FOXP2, играющего роль в развитии тяжелых нарушений речи, с другими генами. Одним из таких генов оказался CNTNAP2. Затем ученые провели генетическое исследование детей из 184 семей, страдавших задержкой речевого развития. Выяснилось, что дети, несущие определенные варианты гена CNTNAP2, испытывают трудности в повторении бессмысленных слов, что является критерием специфического расстройства речи.

Механизмы возникновения речевых нарушений у генетически предрасположенных детей пока не известны. Предполагается, что они обусловлены нарушением выработки белка нейрексина, в регуляции которой участвует ген CNTNAP2. Этот белок играет важную роль в развитии нервной системы плода и, вероятно, может влиять на способность к восприятию и освоению речи.

Предыдущие исследования связывали ген CNTNAP2 с развитием аутизма. Одним из проявлений этого синдрома является задержка речевого развития. Новые данные позволяют объяснить взаимосвязь между этими расстройствами, считают специалисты.»

Насколько я знаю, специфическое расстройство развития речи и языка (specific language impairment), по другому называется алалией.

Подробности исследований можно посмотреть по ссылкам:

Аутизм или сенсорная алалия?

Natashka220589, пишет 9 декабря 2012, 13:55

Специалисты до сих пор н могут определить какой диагноз у моего сынишки. В карте стоит ЗПРР с атичным поведением, а вот логопед и дефектолог работающие с малышом подозреваю смешанную алалию с преобладанием сенсорного компонента. Дело в том что ребенок вообще не понимает обращенную к нему речь. Но при в сем этом с первого же занятия отлично занимается с дефектологом и выполняет все предложенные ею упражнения, если конечно объяснить наглядно. Сортирует по цветам, формам, большой-маленький, очень любит геометрические фигуры. Научился дуть в дутку, задувать свечку. Может кто знает как отличить эти два заболевания? Врачи ничеготолком сказать не могут, кроме ждите 3-х лет тогда посмотрим.

Дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии

Восприятие речи сохранно на перцептивном уровне

Понимание речи соответствует возрасту, возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции

Понимание речи нарушено, может незначительно улучшатся при зрительном восприятии артикуляции говорящего

Затрудняются повторить слово, фразу

Повторяют, не понимания смысла проговоренного слова

Отмечается стремление к языковой коммуникации (невербальной и вербальной)

Нежелание (и невозможность) вступать в общение

Активное использование жестов, выразительная мимика

Отсутствие жестов и амимичность или невыразительность мимики

Наличие компенсаторных средств

Как компенсаторные средства выступают мелодика, звукоподражания, «звуковые жесты»

Отсутствие компенсаторных средств

Динамика улучшения речи

Отмечается динамика в овладении речью при ее спонтанном и направленном формировании

Крайне низкий темп при направленном формировании речи

Да никак не отличить и в три года тоже, специалисты говорят где то к 5 есть шанс. Аутизм сопровождается как правило той же алалией сенсорной и моторной и усе сразу, вот к 7 годам у моего сына отпала моторная алалия, усе там нормально, а вот на слух не все понимает, а раскладывает усе хорошо. Поэтому в ряды аутистов и попадают алалики, они тож не стандарт и поведение у них иногда нарушается. Очень близко я имела возможность общаться только с одним алаликом,сравнила со своим чудиком. Первое что бросилось в глаза это сходу пошел на контакт с другим ребенком, в глаза смотрел, большую часть инструкций явно понимал. В Прогонзе были какие то аппараты которые фиксировали моторную и сенсорную алалию, у них там своя методика, вот токо удовольствие не дешевое раньше было, сейчас не в курсе.

Сообщение отредактировано пользователем конек-горбунок 10.12.2012 — 13:47

У нас тоже 2 диагноза. невролог пишет «Элементы аутизма». Дефектолог-логопед ставит моторную алалию. Понимание речи у нас прекрасное. на контакт идёт ребёнок. цвета различает. игрушки тоже. даже если тихо оч тихо что-то говорю сразу реагирует. Нам 2 года 9 месяцев.

Приобрести эффективные лекарства для лечения этого заболевания

Закономерным итогом отягощенного течения беременности служат осложнения родов и перинатальная патология. Алалия может являться следствием асфиксии новорожденных, недоношенности, внутричерепной родовой травмы при преждевременных, скоротечных или затяжных родах, применении инструментальных акушерских пособий.

Органические повреждения головного мозга вызывают замедление созревания нервных клеток, которые остаются на стадии молодых незрелых нейробластов. Это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инертностью основных нервных процессов, функциональной истощаемостью клеток мозга. Поражения коры головного мозга при алалии носят нерезко выраженный, но множественный и билатеральный характер, что ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития.

  • импрессивную (сенсорную) алалию
  • смешанную (сенсомоторную или мотосенсорную алалию с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи)
  • В основе возникновения моторной формы алалии лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. В этом случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи остается сохранным. В зависимости от поврежденной зоны различают афферентную моторную и эфферентную моторную алалию. При афферентной моторной алалии имеет место поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), что сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией. Эфферентная моторная алалия возникает при поражении премоторной коры (центра Брока, задней трети нижней лобной извилины) и выражается в кинетической артикуляторной апраксии.

    При моторной алалии имеют место характерные неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления. Неврологическая симптоматика при моторной алалии представлена, прежде всего, двигательными расстройствами: неловкостью, недостаточной координированностью движений, слабым развитием моторики пальцев рук. У детей имеются трудности с овладением навыками самообслуживания (застегиванием пуговиц, зашнуровыванием обуви и т. п.), выполнением мелкомоторных операций (складыванием мозаики, паззлов и пр.).

    При моторной алалии отмечается выраженная диссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, т. е. понимание речи остается относительно сохранным, а собственная речь у ребенка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем. Все этапы становления речевых навыков (гуления, лепета, лепетного монолога, слов, фраз, контекстной речи) происходят с опозданием, а сами речевые реакции значительно редуцированы.

    Несмотря на то, что ребенку с афферентной моторной алалией потенциально доступно выполнение любых артикуляторных движений (в отличие от дизартрии), звукопроизношение оказывается грубо нарушенным. При этом возникают стойкие замены и смешения артикуляционно спорных фонем, что приводит к невозможности воспроизведения или повторения звукового образа слова.

    При грубых формах моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания и отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.

    Симптомы сенсорной алалии

    При сенсорной алалии ведущим дефектом является нарушение восприятия и понимания смысла обращенной речи. При этом физический слух у сенсорных алаликов сохранен, и они нередко страдают гиперакузией – повышенной восприимчивостью к различным звукам.

    При грубых формах сенсорной алалии понимание речи отсутствует совсем; в других случаях носит ситуативный характер. Однако, даже если ребенку доступен смысл фразы в определенном контексте, при изменении словоформы, порядка слов в предложении, темпа речи понимание теряется. Часто в осмыслении речи детям с сенсорной алалией помогает «чтение с губ» говорящего.

    В чистом виде сенсорная алалия наблюдается нечасто; обычно встречается смешанная сенсомоторная алалия, что указывает на функциональную неразрывность речеслухового и речедвигательного анализаторов.

    Обследование детей с алалией

    Дети с алалией нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, детского психолога. Неврологическое обследование детей с алалией необходимо для выявления и оценки характера и степени повреждения головного мозга. С этой целью ребенку могут быть рекомендованы ЭЭГ, эхоэнцефалография, рентгенография черепа, МРТ головного мозга. Для исключения тугоухости при сенсорной алалии необходимо проведение отоскопии, аудиометрии и др. исследований слуховой функции.

    Работа над речью ведется на фоне медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур; физиотерапии (лазеротерапии, магнитотерапии, электрофореза, ДМВ, водолечения, ИРТ, электропунктуры; транскраниальной электростимуляции и др.). При алалии важно работать над развитием общей и ручной моторики, психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления).

    При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь.

    Предупреждение алалии у детей включает обеспечение условий для благоприятного протекания беременности и родов, раннего физического развития ребенка. Коррекционная работа по преодолению алалии позволяет предупредить возникновение вторичной интеллектуальной недостаточности.

    Алалия и аутизм различия

    « Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка». («Логопедия» под ред. Волковой Л.С.)

    «Алалия – одна из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не овладевают языком как знаковой системой и остаются неговорящими или почти неговорящими даже ко времени поступления в школу. Свойственный им сложный симптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние не только на речевую коммуникацию, но в определенной степени и на развитие познавательной деятельности, некоторых сторон личности, а нередко препятствует достижению значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений» (Ковшиков В.А. «Экспрессивная алалия и методы ее преодоления»).

    Алалия – это тяжелое нарушение речи центрального происхождения, выражающееся в глубокой несформированности речевой функции при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т. е. нарушаются все ее компоненты, что проявляется в полном отсутствии речи, в непонимании обращенной к ребенку речи, общение с помощью лепетных слов, а при появлении зачатков речи в более поздние периоды проявляется в бедности словарного запаса, наличии аграмматизмов, нарушении слоговой структуры слов, нарушении звукопроизношения.

    Алалия – это одно из самых тяжелых нарушений речи, при котором без специализированной логопедической помощи дети начинают намного позже говорить,чем при других нарушениях речи, или совсем не начинают говорить (поэтому алалия и получила свое название: «а» – приставка, обозначающая отсутствие чего-либо, и « lalio »–«говорю», «речь»).

    В современной логопеди и Алалию подразделяют на 2 основных формы – Экспрессивная (моторная) алалия и Импрессивная (сенсорная) алалия. Существует так же их сочетание — сенсомоторная алалия.

    Экспрессивная (моторная) алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевого высказывания при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

    Импрессивная (сенсорная) алалия – это речевое нарушение центрального генеза, проявляющееся в неспособности ребенка понимать обращенную речь вследствие недостаточности работы речеслухового анализатора.

    Все 3 вида алалии корректируются (часто до речевой нормы). В последнее время получили бурное развитие гуманитарные (изучающие человека) науки – нейрофизиология, нейрохимия, нейропсихология, психолингвистика. Именно психолингвистический подход, на основе которого создаются коррекционные методики, позволяет решать проблемы алалии.

    Отличия между сенсорной и моторной алалией.

    Многие родители задают логопедам вопрос:«Какая из алалий хуже – сенсорная или моторная?». Без лечения прогноз для развития личности ребенка при СА хуже, чем при МА. В коррекционной работе отличия таковы : при Сенсорной алалии первые этапы логопедической работы по переходу с ОНР 1 на ОНР 2 занимают в 2-3 раза больше времени. Но при этом у детей с Моторной алалией последующая коррекционная работа занимает в 2-3 раза больше времени. Подробнее об отличиях моторной и сенсорной алалии

    СМА – самая тяжелая форма алалии, при которой нарушены обе стороны устной речи: понимание и говорение, присутствуют все симптомы и сенсорной и моторной алалии. Именно детей с СМА чаще всего путают с аутистами. Лечение сенсомоторной алалии начинать следует с сенсорного компонента, потому что онтогенетически у ребенка первоначально развивается понимание человеческой речи, только после этого становится возможным «воспроизведение». Потом, уже развив понимание (у меня это занимает до полугода работы), приступаю к параллельной работе с сенсорным и моторным компонентом. Длительность коррекции СМА складывается из длительности лечения сенсорной и моторной алалий и занимает в 2 раза больше времени.

    По моим наблюдениям в процессе логопедических занятий:

    · у неговорящих детей 2-2,5 лет с сенсорной алалией моторные (экспрессивные) нарушения отсутствуют (из двух десятков занимавшихся у меня детей с СА симптомов моторной алалии не было). Поэтому если ребенку в этом возрасте поставили диагноз СМА, в процессе коррекционной работы диагноз может быть уточнен до простой сенсорной алалии.

    · Неговорящие дети 5-6 лет все имели диагноз Сенсомоторная алалия, т.е. присутствовали проявления и той и другой алалии. Чистой сенсорной алалии в этом возрасте я не встречала. Конечно, 3 десятка сенсомоторных алаликов этого возраста – это мало по сравнению с исследованиями в университетах, чтобы утверждать, что нет первичной СМА.

    · Занимаясь коррекцией алалии у детей от 2,5 до 5 лет, я обратила внимание, что чем позже начали заниматься, тем больше моторных проблем выявляется, и тем дольше идет логопедическая работа. По результатам наблюдений можно сделать предположение, что многие дети с СМА имеют нарушение экспрессивной (моторной) речи вторично, т.е. раннее начало логопедической работы сократит ее сроки ещё и по этой причине.

    Причины возникновения Алалии.

    На возникновение алалии оказывают влияние различные экзогенные и эндогенные отрицательные факторы, воздействующие на формирующийся мозг ребенка во внутриутробный период, во время родов и в период до года. Максимально полные исследования причин алалии были проведены российским логопатологом В.А. Ковшиковым на материале 300 историй болезней детей с алалией. По его данным:

    1. Возраст родителей в период рождения ребенка от 30 до 40 и более лет – 66,9%

    2. Дети от 3ей, 4ой и более поздних по порядку беременностей – 72%

    3. Патология во время беременности у 92% матерей:

    — сильный токсикоз у 30%;

    — соматические заболевания (грипп и ОРЗ) перенесли 36,3% матерей;

    — угрожающий выкидыш 12,6%;

    — неправильное положение плода 8%;

    — попытки прерывания беременности 3%;

    — роды раньше или позже срока 36,6%

    — патологические роды (стремительные, затяжные, сухие) 67,3%;

    — осложнения родов 44,6% (стимуляция, наложение щипцов);

    — травмы головы 24%;

    — родились в асфиксии 66%;

    — одновременно и травма, и асфиксия 22%, т.е. в общей сложности 88% детей родились в асфиксии, и как следствие асфиксии: двустороннее поражение мозга, т.е. левой и правой гемисферы, а далее нарушение языковой системы.

    5. В первые годы жизни (до 1 года)

    — 94% детей до года имели частые и разнообразные заболевания

    (ОРЗ — 31%, пневмония — 23%, детские инфекции — 15,3%, желудочные заболевания — 12,6%, грипп — 9%).

    — небольшой процент детей имели мозговые заболевания (4,7%) и ушибы головы (5,3%).

    6. Наследственность отмечалась в 6% случаев.

    Следует отметить, что алалию, скорее всего, вызывает не один какой-либо фактор, а их совокупность (3 и более вредоносных фактора), что влияет на формирование нервной системы ребенка в целом и на речевую функцию в частности.

    Алалия без коррекционной логопедической работы прогрессирует:

    После появления речи (слов и фраз) –речь развивается медленнее, без коррекционной работы отставание от сверстников увеличивается с каждым годом.

    Речь при алалии обладает искаженным патологическим сценарием развития. Ошибки в речи самостоятельно не исправляются, не изживаются, а множатся.

    Если в 2-3 года ребенок с алалией имеет первично сохранный интеллект (они умненькие, забавные, сообразительные), то к 4-5 годам, из-за отставания в речевом развитии, становится заметно отставание в интеллектуальном развитии (У детей с сенсорной алалией это заметно раньше). А к первому классу школы психиатры им обоснованно пишут «вторичное снижение интеллекта» и могут рекомендовать специализированное учебное заведение вместо обычной школы.

    До 2 лет большинство детей с алалией не имеют психологических проблем, позже психиатры им ставят Задержку Психического Развития, которая прогрессирует и приводит к отклонениям в психике (замкнутость или, наоборот, агрессия). Большинство родителей, начавших у меня заниматься после 5 лет, бросают логопедические занятия по причине того, что уже не могут справиться с ребёнком.

    Лечение (логопедическая коррекция) алалии.

    Использование современных психолингвистических методик при коррекции данных нарушений — залог успеха коррекционной работы. (При работе с моторной алалией они входят в «Языковую концепцию»). Именно Психолингвистический подход преподают сейчас в университетах будущим логопедам вместо устаревшего звукового подхода, который эффективен при коррекции анартрии.

    Логопедическая работа требует ежедневной многочасовой работы. Поэтому логопед в одиночку без помощи родителей или специального детского сада для детей с ТНР часто не может справиться, и это является причиной отказа логопедов от индивидуальных занятий с детьми с алалией. Наиболее частое обращение ко мне по коррекции алалии – «Вы у нас 4…. 8 логопед, все остальные от нас отказались».

    В лечении алалии важно создание правильной языковой среды – для каждого вида алалии своя специфика.

    Создание правильной информационной среды: моторным алаликам требуется много новой информации, впечатлений и эмоций; детям с сенсорной алалией искусственно создают«информационный голод» на первых этапах работы.

    При коррекции алалии важно соблюдать Речевой режим – во избежание появления речевого негативизма у ребенка.

    Использование различных развивающих игр, повседневныхдел, медицинских препаратов, ускоряющих развитие речи – для каждого нарушения, в зависимости от уровня развития речи, свои приёмы.

    А так же много информации из учебников по алалии и собственного опыта работы собрано в этом разделе (ссылки на нужные страницы этого сайта — внизу этой страницы).

    Работа с сопутствующими алалии диагнозами.

    Часто детям с алалией 2-4 лет психиатры (психоневрологи) ставят Задержку Психического Развития (ЗПР) или Задержку Психо-Речевого Развития (ЗПРР), что верно, так как при отсутствии вербальной речи нельзя сказать о полноценно развитой личности. Данные нарушения являются вторичными (являются следствием алалии). И при раннем начале логопедической работы данные диагнозы снимаются (после доведения речи до нормы) без участия других специалистов. Логопед убирает причину и вторичное нарушение пропадает. Включается регулятивная функция речи — у ребенка появляется самоконтроль. Родители это замечают после окончания логопедических занятий как — ребенок стал лучше себя вести.

    У детей с алалией (неговорящие — ОНР 1) в 5-7 лет (у сенсориков раньше) тот же диагноз ЗПР, одним логопедом «починившем» речь не снимается и требует дополнительной работы психологов. по коррекции поведения при ЗПР. В этом же возрасте начинают проявляться признаки вторичного снижения интеллекта ЗПР, о чем психиатры тоже могут известить родителей и направить в спец. учреждение 8 типа. Хотя хороший психолог (дефектолог, олигофренопедагог), совместно с логопедом дефектологом, ещё могут справиться с алалией и ЗПР.

    Билингвизм может являться причиной задержки речевого развития у детей. Чаще всего ЗРР такого типа преодолевается ребенком самостоятельно за полгода. Т.е. к 2 – 2,5 годам двуязычные дети должны уметь говорить. (Если ребенок не заговорил к этому возрасту – можно предположить речевую патологию, и билингвизм здесь ни при чем). При коррекции речи у билингвов с алалией длительность логопедической работы также увеличивается на полгода.

    На основании моей практики с несколькими десятками билингвов я обратила внимание на несколько моментов:

    · у ребенка с алалией речь отсутствует на всех языках, для ЗРР (с которой часто путают алалию в 2, 3 года) такое не характерно;

    · при начале коррекционной работы со мной на русском языке — речь ребенка на втором языке начинает появляться и развивается (с небольшой задержкой) самостоятельно;

    · если есть возможность выбора между двумя логопедами, работающими на разных языках, и точно способными вылечить алалию – выбирать следует логопеда, говорящего на языке, который ребенок чаще слышит, чаще всего это мамин язык;

    · если родители подключают к работе логопеда на втором языке (моторная алалия с уровня ОНР-2, сенсорная – с ОНР-3)– скорость развития речи увеличивается на обоих языках, примерно в полтора раза; но на первых этапах коррекционной работы (ОНР-1) два логопеда работают хуже, чем один.

    · но при работе двух логопедов на одном языке – процесс замедляется из-за конфликта методик.

    detskie-sudbi.ru