П Сатмари дети с аутизмом

Причины аутизма

За последние несколько лет исследований аутизма, ученые, которые занимаются психологией развития, генетикой и нейробиологией, выяснили, что причины аутизма у детей связаны с развитием клеток мозга. У каждого ребенка-аутиста индивидуальная форма заболевания. Однако их всех объединяет одно – сложности в коммуникации с другими.

Наблюдая за детьми-аутистами из одной семьи, ученые заметили, что некоторые их гены были подвержены одинаковой мутации. Если после проверки генов родителей на мутацию выясняется, что у них ее нет, значит, у ребенка-аутиста «новая» мутация. Часто бывает, что в генах родителей мутации не наблюдается, она есть лишь в генах детей-аутистов. Почему – пока не известно. Возможно, это связано с проблемами при репликации ДНК.

Порой эти нарушения касаются не столь важной части генома, а порой, к сожалению, они появляются в важной части генома, и возникает болезнь.

Человеческое тело состоит из миллиардов клеток. В каждой клетке есть ядро. В ядре находится ДНК, включающая 22000 генов и более 3 млрд генетических букв. Это и есть геном. Большая часть генома у всех людей одинакова. Различаются лишь 4-5 млн генетических букв, то есть менее 1 из 1000. Одни различия определяют цвет глаз или другие характеристики, не влияющие на здоровье.

Одно изменение одной из генетических букв может вызвать аутизм. Но иногда несколько мутировавших генов соединяются между собой.

Было выявлено более 250 генов, которые могут стать причиной аутизма. В них образовались синапсы, соединения нейронов. Введение в культуру нейронов мутировавшего гена, препятствует образованию синапсов. Вследствие этого в мозг поступает неправильная информация.

Удивительно то, что в одних случаях у аутистов образуется недостаточно синапсов между нейронами, а в других – слишком много. Возможно, этот недостаток или избыток контактов и является причиной аутизма, то есть причиной проблем восприятия, социального взаимодействия и коммуникации.

Избыток синапсов в некоторых областях мозга может привести к ограниченности интересов, повторяющимся действиям, вниманию к деталям.

Благодаря последним открытиям, скоро можно будет выращивать человеческие нейроны из фрагментов кожи пациентов, страдающих аутизмом. Это очень важно, так как позволит протестировать различные молекулы, которые, возможно, нормализуют число синапсов. Вряд ли удастся найти чудо-молекулу, которая позволит наладить социальное взаимодействие. Налаживать социальное взаимодействие с аутистами должны мы сами.

psyhologytoday.ru

Светлана Юрьевна > ‎Аутизм — терапия, инклюзия. Форум родителей и профессионалов

Книги, написанные родителями детей с аутистическими расстройствами:

“Услышать голос твой” – Кэтрин Морис (Читать онлайн)
“Приключения другого мальчика. Аутизм и не только” – Елизавета Заварзина-Мэмми (Читать онлайн)
“Победить аутизм. Метод семьи Кауфман.” – краткий пересказ Н.Л. Холмогоровой книги Barry Neil Kaufman. Son-Rise: The Miracle Continues (Читать онлайн)
“Искра Божья, или Как воспитать гения” – Кристин Барнетт (Читать онлайн)
“Даже не ошибка. Отцовское путешествие в таинственную историю аутизма” – Пол Коллинз (Скачать)
“Мальчик, который упал на землю” – Кэти Летт (Читать)
“С самого начала… Простая история непростого ребенка” – Нонна Кицмаришвили
Книги, написанные специалистами:

Питерс Тео “Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию” (Читать онлайн)
Роберт Шрамм “Детский аутизм и ABA”
Мэри Линч Барбера «Детский аутизм и вербально-повед енческий подход»
Тара Делани «Развитие основных навыков у детей с аутизмом»
Лори Фрост, Энди Бонди “Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)
Кристель Манске “Учение как открытие”
Фред Р. Волкмар, Лиза А. Вайзнер “Аутизм. Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей”
Улла Кислинг “Сенсорная интеграция в диалоге” (Читать онлайн)
Тара Делани “Развитие основных навыков у детей с аутизмом”
Уильям Стиллмэн “Дар аутизма. Раскрытие секретов мудрых сердцем”
Екатерина Карвасарская “Осознанный аутизм, или Мне не хватает свободы…” (читать онлайн)
Мэри Линч Барбера “Детский аутизм и вербально-повед енческий подход”
Бруно Биттельхейм “Пустая крепость. Детский аутизм и рождения Я”
Кэрол Сток Крановиц «Разбалансирова нный ребенок»
Kate Ripley, Bob Daines and Jenny Barret «Диспракция»
С.Ю. Бенилова, Т.С. Резниченко «Новые подходы к проблеме дифференциально й диагностики системных нарушений речи и детского аутизма» (Читать онлайн)
Барбера, Расмуссен «Детский аутизм и вербально-повед енческий подход»
Екатерина Карвасарская «Осознанный аутизм, или Мне не хватает свободы»
Наталья Петрова «Путешествия с Алисой, или Разбитое зазеркалье. Книга про аутизм для родителей, воспитателей, педагогов и психологов»
Ширли Коэн «Как жить с аутизмом?»
О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг «Аутичный ребенок. Пути помощи»
Джульетта Алвин, Эриел Уорик «Музыкальная терапия для детей с аутизмом»
Патрик Сансон «Психопедагогик а и аутизм. Опыт работы с детьми и взрослыми»
Елена Лютова, Галина Монина «Шпаргалка для родителей. Психокоррекцион ная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми»
Франческа Аппе «Введение в психологическую теорию аутизма»
Доман Глен «Что делать если у вашего ребенка повреждение мозга, или у него травма мозга, умственная отсталость, детский церебральный паралич (ДЦП), эпилепсия, аутизм, атетоидный гиперкинез, гиперактивность , дефицит внимания, задержка развития, синдром Дауна»
Пьер Феррари «Детский аутизм»
П. Сатмари «Дети с аутизмом».

m.facebook.com

Скачать книгу Целебный щит от болезней

Дети с аутизмом П. Сатмари

Я надеюсь, что книга поможет вам установить более тесную связь со своим ребенком, а вашему ребенку наилучшим образом реализовать свои шансы на счастливую жизнь. Благодаря развитию науки за последние сто лет многие вынуждены признать, что без живого, творческого воображения заниматься настоящей наукой невозможно. Но настоящее понимание этого недуга, болезни и трудностей, испытываемых ребенком с открывают дорогу к избавлению от отчаяния, которое переживают многие семьи, особенно в начале их пути, когда они посещают специалистов в надежде узнать диагноз и услышать план лечения.

Дополнительное время, которое ей приходилось тратить на криса, было тяжелым бременем для остальных членов семьи. Я надеюсь, что эта книга поможет изменить эту ситуацию. Оглядываясь назад, на путь, пройденный за эти двадцать лет, и пытаясь определить, от чего в первую очередь зависит успех, я вновь и вновь думаю о том, какую огромную роль играют семья или учитель, которые понимают, что значит проникнуть в сознание ребенка с потому что это понимание ведет к сопереживанию ребенку, которое в свою очередь приводит к установлению совершенно особых отношений с ним, без которых любая программа вмешательства обречена на провал.

Становление субъектности в образовательных процессах двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных измерения, процедуры и оборудование в экспериментально-психологических исследованиях проблемы психологического исследования. Однако это не значит, что изложенная в рассказах информация не основана на научных фактах. Автор не только лишь вам поможет увидеть мир глазами вашего ребёнка, но и раскроет базовые принципы научного подхода к таким нарушениям. Дети с аутизмом с доставкой курьером по киеву и почтой по украине и миру.

Сатмари п дети с аутизмом doc — все для студента Как узнать, доволен ли ваш ребенок или ему грустно, голоден.

Дети с аутизмом с доставкой курьером по киеву и почтой по украине и миру. Эта книга попытка заложить основы понимания сознания детей с того, как они думают, как они воспринимают мир и что в результате этого они могут делать и чего делать не могут. Москва санкт-петербург нижний новгород воронеж ростов-на-дону екатеринбург самара новосибирск киев харьков минск. Именно воображение используется для создания моделей всего того, что мы знаем, способа соединения фактов в осмысленное повествование.

argue.vladguard.ru

Особенности логопедической работы при раннем детском аутизме

Ранний детский аутизм – одно из сложнейших нарушений психического развития, при котором наблюдаются прежде всего расстройства процессов коммуникации, неадекватное поведение, трудности формирования эмоциональных контактов с внешним миром, окружающими людьми, и как результат, нарушение социальной адаптации.

Несмотря на то, что причины детского аутизма еще недостаточно изучены, необходимо отметить, что в случае ранней диагностики ребенка может быть поставлен или исключен диагноз раннего детского аутизма. После проведения педагогической диагностики аутичных детей можно приступать к построению индивидуальной тактики комплексной коррекционной работы с детьми с РДА.

Для педагогического персонала и родителей важно понимание природы аутизма. Ребенок-аутист нуждается в постоянном, квалифицированном медико-психолого-педагогическом сопровождении.

Без своевременной и адекватной коррекционно-развивающей помощи значительная часть детей с синдромом РДА становится необучаемой и неприспособленной к жизни в обществе. И, наоборот, при ранней коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний. Коррекционно-реабилитационная работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов-воспитателей, музыкального работника, а также родителей.

Отдельное внимание заслуживает работа по развитию речи. Она должна начинаться как можно в более раннем возрасте. Успех работы по развитию речи во многом зависит от действий родителей аутичного ребенка, в их взаимодействии со специалистами.

Логопедическая работа начинается с определения особенностей речевого развития, свойственной детям-аутистам. Соответствующая коррекция направлена на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, вводятся дыхательные, голосовые упражнения. Важной является задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, работа над связным текстом.

Самой ранней стадией языкового развития является взаимодействие взрослого и ребенка. Данная стадия реализуется главным образом на бессознательном уровне с помощью жестов, улыбок, мимики и мягких интонаций голоса. Эти первые улыбки и попытки подражания формируют основу для языковых особенностей и желание учиться языку. Свое первоначальное общение с детьми взрослые обычно адаптируют с помощью силы голоса, отчетливого и медленного произнесения слов, использования в разговоре конкретных понятий, употребления коротких предложений, повторения предложения, оречевления действий ребенка.

Для развития речи также важно нормальное развитие сосательных, глотательных и кусательных рефлексов. В дальнейшем они являются очень существенными для развития правильного произношения. Требуется работа по тренировке мускулатуры рта, языка и губ ребенка. Взрослый предлагает игры, в которых ребенок может имитировать или выполнять такие действия, как сосать, лизать, дуть, делать гимнастику для языка.

На развитие речи оказывает влияние сохранное слуховое восприятие, хороший слух ребенка и хорошее зрительное восприятие. Так как ребенок обучается языку с помощью подражания и различения, детей важно учить слушать, видеть и реагировать на различные стимулы. Следует помнить и о стимулирующей окружающей среде, поскольку только при наличии стимулирующей предметно-пространственной и социальной среды возможно позитивное развитие ребенка.

Являясь в значительной мере следствием нарушения общения, речевые расстройства у детей с проявлениями аутизма в свою очередь еще более усугубляют затруднения в контакте с окружающими. В работе по развитию речи используют наглядные материалы (картинки, открытки, иллюстрации). Далее в совместных экскурсиях, рисовании закрепляется достигнутый уровень контакта и продвижения в речи.

Для каждого ребенка с аутизмом составляется индивидуальная программа стимулирования речевого развития с учетом его возможностей, а также его коммуникативного интереса. Каждое задание соответствует коммуникативным потребностям ребенка. Первые слова выражают желание ребенка, полезны и соответствуют уровню его развития. Методические приемы подбираются с учетом интересов ребенка, чтобы принести ему максимальное удовольствие. Так, одни дети с удовольствием поют, другие охотнее двигаются, третьи с интересом рассматривают картинки. Коммуникативная речь начинается лишь тогда, когда повторяемое слово понимается.

Начальный этап работы заключается в адаптации ребенка к новым условиям, привыкание к месту, под прикрытием фармакотерапии. Большое место отводим массажу кистей рук, кончиков пальцев рук, предплечий, массажу лицевой мускулатуры, подъязычной, шейной области, со стимуляцией активных речевых точек. На фоне массажа движения пальцев становятся более четкими, дифференцированными, приближается к норме мышечный тонус кисти.

Далее обрабатывается наиважнейшая для аутистов реакция оживления и слежения, умение следить взглядом за движением собственной руки, за предметами.

Отрабатываем указательный жест. В процессе манипуляции с предметами стремимся развить не только тактичное, но и мышечное, кинестетическое, зрительное, слуховое восприятие.

Для отработки тактильных и эмоциональных контактов, развития осязания проводим ряд приемов типа поверхностных массажных пассов. Ребенка поглаживаем, прижимаем к себе, прикасаемся к его голове, телу, и, наоборот, учим ребенка осязать касаясь его руками головы, плеч, рук взрослого. Все эти действия комментируем речью. После подобной подготовки у большинства детей восстанавливается ориентировка в себе и окружающем.

На следующем этапе проводим работу по воспитанию гнозиса и праксиса, необходимых в познании предметов, их форм, объема, окраски. Предметы обводим указательным пальцем ребенка, даем им словесную квалификацию. Постепенно ребенок с помощью указанных приемов, начинает опознавать и называть предметы (кубик, шар и т.п.). Закреплению образов предметов и памяти ребенка, для развития речи способствуют занятия по рисованию, лепке.

Восстановление и развитие речи проводим последовательно. Вначале в манипуляции с игрушкой формируем тактильное восприятие, затем зрительное понимание предмета, после чего предмет определяем словесно и формируем соотнесение словесного определения с конкретным предметом. На следующем этапе добиваемся того, чтобы ребенок научился правильно произносить (воспроизводить) услышанное слово. Для этого делим слово на слоги, многократно повторяем начальные, последние и ударные слоги, после чего сливаем их в необходимое слово. Обучаем умению спонтанно воспроизводить словесные штампы. У всех детей выявляется тенденция к повтору слов. Словарный запас расширяем постепенно.

Для максимального увеличения понимания сокращаем и упрощаем форму языка – его грамматику. Этого добиваемся путем уменьшения длины фраз. Второстепенные слова опускаем.

Обучаем фразам с помощью изображенных на картинках событий. Слова сочетаем с определенной ситуацией. Затем составляем целый рассказ по картинкам. Далее проводим занятия, состоящие из бесед на определенные темы, пересказа. Большое внимание уделяем логоритмике.

Очень осуществимым разделом работы является развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха. С этой целью проводим голосовые, мимические упражнения, осуществляем постановку и автоматизацию звуков.

Детей пытаемся обучить навыкам разговора (социальному использованию речи), предлагая тематику интересную и важную для ребенка.

Последовательно переходим от индивидуального обучения к занятиям небольшими группами.

Основной принцип обучения заключается в постоянном проигрывании речевого общения по изучаемой теме на групповых занятиях с логопедом, закреплении полученных знаний в игре с педагогом, психотерапевтом, дома с родителями.

По мере проведения занятий по развитию речи, речь детей становится все более понятной и коммуникативной.

Работа по формированию диалога начинается с внимательного выслушивания взрослым монолога ребенка. Ребенок рад собеседнику и его монолог становится направленным на другого, то есть приобретает коммуникативную функцию. В дальнейшем разрабатываются игровые ситуации, связанные с жизнью ребенка – это способствует развитию диалогической речи.

При четвертом варианте речевого развития при РДА взаимодействие со взрослым развивается легче и быстрее, но требуется осторожность в стимуляции речевой деятельности. Лучше всего активизировать речь ребенка в процесс игры, повышающей психический тонус.

С исправлением нарушений звукопроизношения торопиться не следует, потому что накопление речевого опыта нередко приводит и к самопроизвольному устранению этих нарушений.

Есть ряд общих рекомендаций по речевому развитию аутичного ребенка, независимо от варианта их речевых расстройств.

Необходимо много разговаривать с ребенком, объясняя ему происходящее вокруг, говорить новые слова. Вовлекать ребенка в обсуждение в обсуждение (а позже и составление), планов на предстоящий день.

Успех развития речи, и коррекционной работы в целом во многом зависит от действий родителей аутичного ребенка. В их желании помочь своему ребенку социализироваться. Родителям необходимо использовать общение, как канал влияния на неконтактность и преодоление ее. Это как раз то эффективное средство, которое всегда в руках у семьи. Накопленный в мире опыт показывает, что использование этого средства приносит немалые результаты.

Список использованной литературы

1.Зайцева Л.А. Обследование детей с нарушениями речи. Мн., 1998. 30 с.

2. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р, Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М. Просвещение. 1989. 95 с.

3. Лебединская К.С., Никольская О.С Диагностика раннего детского аутизма. Начальные проявления. М. Просвещение. 1991. 96 с.

4. Логопедия/Под. ред. Л.С.Волковой М. 1989. 528 с.

5. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М. Теревинер. 1997. 342 с.

6. Сатмари П. Дети с аутизмом. СПб., Питер., 2005. 224 с.

europed.ru

Расстройства спектра аутизма у детей — синдром Аспергера. Клиническое наблюдение

Дата публикации: 12.08.2014 2014-08-12

Статья просмотрена: 587 раз

Библиографическое описание:

Гальчин Е. С. Расстройства спектра аутизма у детей — синдром Аспергера. Клиническое наблюдение // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 85-87. — URL https://moluch.ru/archive/72/12298/ (дата обращения: 19.06.2018).

Австрийский педиатр Ханс Аспергер в 1944 году описал аутистическое расстройство с ранним речевым развитием, дисгармоничностью в эмоциональном развитии и своеобразными двигательными нарушениями.

Интеллект детей с данной патологией был выше, чем у обычных детей. Ханс Аспергер называл своих пациентов «маленькими профессорами». «Аутистическая психопатия» — оригинальный термин Х.Аспергера для данного расстройства, был преобразован в 1981 г. Лорной Винг в синдром Аспергера.

Иногда синдром Аспергера называют «высокофункциональный аутизм», используя для этого уровень IQ. Интеллект при данном синдроме сохранен, а у некоторых детей он выше интеллекта обычных детей.(IQ-120 и выше). Социальные нарушения могут не иметь такой степени нарушений, как при аутизме с низким уровнем интеллекта.

К. Гилберг рассматривает возможность постановки диагноза синдрома Аспергера при высокой степени эмпатии. Исследователи синдрома Аспергера подчеркивают наивность, чрезмерную правдивость в характерах таких пациентов [Гилберт К., Питерс Т., 1989, П.Сатмари,2005, У.Фрит,1991], а также подчеркиваются коммуникативные нарушения: отсутствие способности поддерживать беседу (семантическое прагматическое нарушение речи), измененная тональность и темп речи. [Л.Винг,1981, Т.Эттвуд,2005], нарушения невербальной коммуникации: амимичное лицо, отсутствие или скудная жестикуляция. До настоящего времени среди исследователей нет единого взгляда на данное заболевание. Является ли синдром Аспергера расстройством спектра аутизма или же это отдельное нарушение развития?

В американской классификации психических болезней пятого пересмотра (DSM-V) изменены диагностические критерии расстройств спектра аутизма и дети с синдромом с Аспергера с высокой долей вероятности не будут соответствовать новым критериям, что, безусловно, будет влиять на социальную поддержку таких детей.

Распространенность заболевания среди мальчиков в 10 раз выше, чем у девочек. Многие ученые [Л.Винг,1981] считают развитие мозга у людей с синдромом Аспергера по нетипичному варианту мужского типа. Для детей с таким синдромом характерно узко специализированное увлечение одним предметом, имеется ограниченный круг интересов, в котором такие люди могут достигнуть выдающихся результатов. Гениальные безумцы, «саванты», так определял их психиатр Дарольд Трефферт. Среди таких аутисты-гении: А.Эйнштейн, И.Ньютон, Б.Гейтс, Винсент Ван Гог, Т. Грендин, Стивен Спилберг. Абсолютный рекорд по аутистам-гениям удерживает американская «силиконовая долина»- место высоких компьютерных технологий.

Несмотря на существующие многочисленные тесты для диагностики синдрома Аспергера у детей [С.Барон-Коэн, Эмми Клин, 2006, Тони Эттвуд, 2005.] раннее выявление нарушений затруднено. Ранняя диагностика синдрома Аспергера — установленный диагноз до достижения ребенком 10 лет. В отечественной литературе работ, посвященных изучению синдрома Аспергера у детей мало, чаще всего он упоминается при описании аутизма у детей, поэтому каждый случай наблюдения представляет научный интерес.

Приводим 2 случая наблюдений синдрома Аспергера у детей.

Cлучай 1. Больной А., 1996 г.р., младший из двух детей семьи служащих. При рождении ребенка отцу было 39 лет, матери-32 года. Психозов у родственников не выявлено. Беременность протекала с угрозой выкидыша. Роды — кесарево сечение, у ребенка — перинатальная энцефалопатия. Катамнез. В грудном возрасте был беспокойным, много плакал, кричал. Ходить начал в 14 мес., фразовая речь в 12 мес. Любимыми игрушками были карандаш и стрела игрушечного подъемного крана, с которыми мог играться часами, раскачиваясь туловищем. Со слов матери в 2.5 года перестал говорить, мог только повторять слова матери (эхолалии.) Впервые обратились к психиатру в 2001 году, когда мальчику было 5 лет в связи с отсутствием разговорной речи: «не разговаривает, а только повторяет чужую речь». Неоднократно консультирован в Киевском центре «Психічне здоров’я дітей та підлітків». Посещал логопедическую группу детского сада, детей сторонился, в играх не участвовал, его пугали громкие звуки, шум лифта. Мать отмечает повышенную тревожность сына. На фоне тревоги появился страх «туалета»: мог по 8 дней не испражняться. В 2003 г. стал посещать школу. С педагогической характеристики: «….программный материал усваивает на начальном уровне. На уроках несобран, разговаривает сам с собой, постоянно трясет ногами. Проявляет интерес к истории ХХ века, но полностью игнорирует математику, арифметику». В настоящее время посещает 10 класс общеобразовательной школы.

Психический статус. На осмотре с матерью, сидит опустив голову, избегает зрительного контакта. На вопросы отвечает нехотя, пытается уйти, диалог с врачом непродуктивен, речевому контакту труднодоступен, зрительный не поддерживает, напряжен, испытывает тревогу, страх. На вопросы отвечает односложно, голос монотонный, речь замедленна. Соматическое состояние. По органам патологии не выявлено. Отмечает склонность к запорам. Анализы мочи, крови, ЕКГ без изменений. Консультация психолога. Снижение интеллекта до ст. легкого слабоумия. Умеренная социальная дезадаптация.

Осмотр невролога: Диагноз: Минимальная мозговая дисфункция (ММД). На ЭЭГ выявляются ирритативные и эпилептиформные (с пик -волной) очаги.

Консультация логопеда: дефектов речи не обнаружено.

Диагноз: Синдром Аспергера с интеллектуально-когнитивным дефицитом. Стойкая социальная дезадаптация.

Получал лечение: риссет, стимулотон, кортексин.

Случай 2. Больной В., 2004 г.р. Первый ребенок в семье, от первой беременности вне брака. Наследственность не отягощена. Мальчик живет с мамой и бабушкой. Беременность протекала с токсикозом первой и второй половины, с угрозой выкидыша на сроке 24 недели. Роды стремительные, в срок, родился весом 3,100 кг, закричал сразу. Сидеть начал в 5 мес., ходить- 11 мес. Разговорная речь фразами в 2 года.

Катамнез. Мать впервые обратилась к детскому психиатру в 2007 году, когда мальчику было 3 года 9 мес. в связи с задержкой речевого развития. Консультирован в Украинском НИИ Социальной, судебной психиатрии и наркологии. Исследование на выявление аутизма при помощи рейтинговой шкалы аутизма (CARS) выявило: Общее количество баллов-31.Умеренно выраженные признаки аутизма в виде эмоциональных, адаптационных нарушений, недостаточной координации движений- мальчик леворукий; зрительная перцепция: сходящееся косоглазие, зрительная память очень развита, читает страницу целиком, правильно воспроизводит ее содержание, не понимая смысла, зрительный контакт поддерживает непродолжительное время, мимика лица малоподвижна. Тактильная чувствительность несколько повышена. Любит играть косметическими кремами, размазывает по рукам. Коммуникация: Вербальная — обращает на себя внимание выраженные нарушения экспрессивной речи, ребенок произносит слова очень быстро, взахлеб. Речь немодулированная, невнятная. Использует отстроченные и непосредственные эхолалии, словарный запас недостаточен. Невербальная: Мальчик пользуется жестами, понимает жесты других людей.

Уровень познавательной деятельности достаточен: ребенок знает счет до миллиона, знает дни недели, читает бегло страницами. Устанавливает логические связи, классифицирует по форме, цвету.

Детский сад не посещал, был под присмотром бабушки. В школе с учебным материалом справляется. С педагогической характеристики: “…В контакт со сверстниками не вступает; мальчику характерны перепады настроения, которые сопровождаются гудением, верчением и раздеванием одежды. Неорганизованный, отсутствует самоконтроль, тяжело осваивает навыки самообслуживания”.

Консультирован психологом: Вторичная когнитивная задержка. Нарушение активности и переключения внимания. Консультация логопеда: Нарушения речи II уровня. Специфические расстройства артикуляции. Данные лабораторных и инструментальных исследований: Анализы крови, мочи без патологии. ЭКГ — вариант нормы. Компьютерное ЭЭГ — картирование головного мозга-заключение: В фоне регистрируется дезорганизованная БЭАГМ (биоэлектрическая активность головного мозга) доминированием в картине ЭЭГ регулярного, дезорганизованного альфа — ритма, модуляции неустойчивой частоты, высокой энергетической плотности выраженными зональными различиями и значительной межполушарной асимметрией (Д>S).Форма альфа-волн нормальная. Пиковая частота доминантного спектра альфа — ритма соответствует возрастной норме. Определяются умеренно стойкие региональные нарушения БЭАГМ ирритативного характера резидуально-органического генеза в области левых заднелобных и левых затылочно-теменных полей коры мозга в форме относительной спектральной плотности медленных (дельта- и тета-) составляющих. Специфической эпилептической активности, явлений генерализации и признаков снижения порога судорожной готовности мозга в картине фоновой ЭЭГ не выявлено. Диагноз: Синдром Аспергера. Вторичная когнитивная задержка. Нарушение речи II уровня. Леворукость. Сходящееся косоглазие.

Назначено: Когнитивный тренинг, коррекция дизартрии с логопедом. От медикаментозного лечения мать ребенка категорически отказалась.

У обоих мальчиков наблюдается классическая триада нарушений при аутистических расстройствах: 1) социального взаимодействия, 2) коммуникативные нарушения, 3) стереотипии. Отличительным дифференциальным признаком являются ранние языковые навыки с особенностями речи, развитие фразовой речи до 3-х лет, уровень интеллектуального развития, избирательность познавательных интересов. Изоляцию в социуме провоцируют узкие интересы и фрагментарные способности данных больных, отсутствие навыков самообслуживания, других социальных навыков.

1. Гилберг К.,Питерс Т. Аутизм: Медицинские и педагогические аспекты.СПб.,1998–144 с.

2. Карвасарская Е. Осознанный аутизм, или мне не хватает свободы. М.: Генезис., 2010- 400с.

3. П. Сатмари. Дети с аутизмом. Изд-во: Питер.,2005–224с. 4. Ф.Аппе. Введение в психологическую теорию аутизма. М.: Теревинф,2006 -216c. 5. Baron-Cohen S. (2002) Is Asperger’s Syndrome necessarily aviewedasa disability? Focus Autism. Other Dev Disable 17/3/:91–186. 6. Wing L. Asperger syndrome: a clinical account.,1981 Wing L. Autistic children N. Y. 1985.

4. 7. Attwood T.(2003). “ Frameworks for behavioral interventions”. Child Adolesc. Psychiatry. Clin. Am 12(1):65–86.

moluch.ru