Паранойя обзор

Описание фильма Паранойя (2013)

В фильме Паранойя совершивший большой косяк на работе молодой карьерист едва не оказывается уволенным своим вспыльчивым боссом, но получает второй шанс и соглашается на задание шпионить за наставником своего начальника.

Зрительские отзывы

Весь фильм смотрел на экран не отрывая глаз! Очень интересно!

Смотрели премьеру в ГУМ синема, фильм конечно интересный, но глуповат и поверхностен, в реальной жизни вальнули бы пацана и дело в шляпе! А тут он в Бруклине видите ли бизнес сторит! Айкон-Айфон. А вот актёр(брат ТОРа) красавчик,только ради него можно сходить!

Гениальная игра актеров! Захватывающий триллер с молодым, но безумно талантливым Лиамом Хемсфортом — что еще надо для прекрасного времяпрепровождения?
Рекомендую всем любителям качественных триллеров.

Неплохо. но учитывая ту планку и то время ИТ технологий, на которые замахнулся режиссер — очень шаблонный фильм. ожидал чего-то большего. Набор шаблонов из таких же фильмов похожего жанра. Но в целом смотрится интересно, динамично. Главное — технарям и айтишникам не обращать внимания на абсурд, который там творится c профессиональной точки зрения.

Ожидал от фильма подобного рода, и название даже сильное, что-то сверх гениальное с закрученным сюжетом с переживанием за главного героя и держащим до самого конца интригу, наверное первый фильм в этом году который не оправдал мои ожидания, все для хорошего кино присутствует, даже знаменитые Харрисон Форд и Гари Олдман и молодые актеры есть. Но интриги нет, скорости нет, местами становится скучно. Ну ладно бывает и так.

Сценарий как обычно никуда не годится — где это видано, чтобы какой-то нахрапистый пацан с помощью ФБР решал судьбы двух крупных бизнесменов, по сюжету не брезгующих ничем — в т.ч. и криминалом. Непонятно, почему бизнесмены выясняли свои отношения в присутствии лишнего свидетеля — этого пацана, а не выставили его за дверь за ненадобностью. Или вообще не завалили, как его предшественников — начинающих пром.шпионов. А тут прям как в сказке. Наивно как-то. Из кучи IT-ляпов запомнилась плата с большими микросхемами на ножках с подпаянными проводками: постановщик этой сцены явно думал, что в электронике с 1980-х годов ничего не изменилось. А кодовая панель на двери в секретное хранилище почему-то имеет боковой разъем для подключения айпадов — наверное, чтобы удобнее было подбирать пароль, чем главгерой незамедлительно и успешно воспользовался, естественно.
В-общем, фильм — очередная голливудская поделка по сценарию, не страдающему излишней правдоподобностью.

Фильм полный провал! Такую муть никогда еще не видел. Не вздумайте идти. Меня весь фильм тошнило от глупости этого ничтожного фильма!

Фильм — провал, несмотря на превосходную игру актеров. Большое изобилие технических ляпов проканали бы, если бы фильм снимали 10 или более лет назад, но не сегодня. Но самый главный ляп — зритель оказался не готов видеть Хариссона Форда в роли отрицательного героя, отсюда и кассовый провал.

Задумка интересная. но как то всё сказочно. Два кащея-бесмертных схлестнулись из за «злата», а иванушка-дурачёк и елена-прекрасная сломали их высокотехнологичное яйцо с помощью любви и честного-причестного воевводы-фбр. И стали жить-поживать да добра наживать.
Тут и сказочки конец, а кто смотрел.

Фильм на один раз, так сказать посмотрел и забыл. Сюжет довольно избитый, уже к 15 минуте просмотра начинаешь скучать, досматривала на быстрой перемотке. А больше про этот фильм и сказать нечего, довольно проходное кино.

Я думаю вы просто не понимаете этот фильм. Его надо смотреть с терпением так сказать. Это как бы поединок между двумя великими бойцами, всё кажется скучно, но иногда бывают хорошие атаки с той и другой стороны. Скажем сцена с чаем просто гениальна. Или квартира, в которой герою предлагают жить, а машина просто прелесть. И взгляд героини кажется весьма правдоподобным. Настроение немного портят люди с пистолетами и аккумуляторы телефонов.

Нормальный фильмец 4 из 5. Смотрел и отдыхал, как то втягивало интрига и чуть закрученность сюжета в просмотр . Не плохая сцена с чаем.Да и квартира у героя фильма класс, только странно, что он с самого начало не догадался ,что за ним смотрят и контролируют, когда предлагают тебе шпионить .

В фильме вроде бы есть всё, но чего-то не хватает. Авторы ставят героя в безвыходное положение, но легко, без всяких повреждений, оттуда его выводят. Средний фильм среднего уровня.

Скука смертная. Фильм снят абсолютно бездарно. Жаль потраченного времени.

Оставить отзыв

Отзывы критиков (анонсы рецензий):

Мощный политический (не в смысле большой политики государств, а в смысле политики отношений людей и компаний) триллер, современный и очень неглупый. Сделанный для тех, кто начинает заниматься своим делом.

www.megacritic.ru

Паранойя — это норма, если вы глава Facebook. О том, почему Марк Цукерберг заклеил веб-камеру ноутбука

На днях принадлежащий «Фейбсуку» фотосервис Instagram достиг отметки в 500 миллионов активных пользователей (речь о месячной аудитории). По такому поводу создатель и глава Facebook Марк Цукерберк опубликовал праздничное фото. И показал всем, что он параноик.

На переднем плане того самого снимка — Цукерберг на своём рабочем месте с картонной рамочкой в руках, имитирующей интерфейс Instagram. Но пользователи нашли интересным не физиономию повелителя соцсети, а его ноутбук: оказалось, что у компьютера заклеены скотчем веб-камера и микрофон.

«Ага! Уж он-то понимает в компьютерах, и если он заклеивает, значит, за всеми следят» — к такому выводу пришла та часть общественности, которая как бы уже давно всё поняла, а теперь получила неопровержимое доказательство своей правоты.

«И этот параноик рулит сетью из миллиарда пользователей? Удаляюсь, ищите меня в Одноклассниках» — в лучших традициях сетевых дискуссий поставила диагноз по фотокарточке другая часть комментаторов.

И те, и другие смешивают воедино две абсолютно разных стороны дела:

  • возможно ли технически незаметно следить за пользователями?
  • есть ли желающие следить за персоной N?

Вся наука компютерной безопасности исходит допущения, что ответ на первый вопрос — утвердительный. В любой компьютерной программе есть ошибки. К любому устройству можно получить физический доступ. Любую защиту можно взломать тем или иным способом. Всё, что можно поставить в противовес — это максимально усложнить взлом, сделать его слишком ресурсоёмким или просто дорогим или недопустимо долгим. Из-за того, что в некоторых странах самым простым способом обойти защиту оказалось насилие («терморектальный криптоанализ»), человека постарались вывести из центра управления защитой, но все остальные участки остались потенциально уязвимы.

Теоретически любой компьютер можно взломать и за любым пользователем можно незаметно поглядеть

По данным ESET, 17 процентов российских пользователей заклеивают веб-камеры. Владельцы iMac и MacBook могут возразить, что уж они-то заметят слежку: дело в том, что рядом с камерой на компьютерах есть крохотный зелёный светодиод, который горит, если какая-нибудь программа получает изображение с веб-камеры. Но в 2013 году исследователи из Университета Джона Хопкинса заявили, что нашли способ подглядывать совершенно скрытно — даже диод не загорался. Для этого они просто (на самом деле, очень сложно) перепрограммировали контроллер камеры.

Тут стоит оговориться, что исследование касалось моделей, выпущенных до 2008 года, но авторы работы считают, что метод может быть применим и для более поздних устройств. А о прослушке через микрофон вы вовсе не можете узнать — возле него нет лампочки, да и система никак не показывает, что идёт запись.

Сама по себе программа-шпион на компьютер не пролезет. Но — еще раз — в любых системах есть уязвимости. И в Windows, и в OS, и в плеере Flash, через который вы смотрите котиков в интернете, и в самих браузерах.

Часть этих дыр находят обычные любознательные герои кода. Они, как правило, сразу сообщают об этом разработчику, но если он не отреагирует, то выкладывают всё в Сеть. Если и другой мир — в нём информацию об уязвимостях продают. Покупатели, соответственно, знают, как их использовать с выгодой.

А вот на второй вопрос, я думаю, вы уже знаете ответ. Марк Цукерберг управляет компанией капитализацией в 327 миллиардов долларов. Рядом с его рабочим местом звучат вещи, которые могут изменить интернет-рынок. Захочет ли кто-нибудь услышать их, даже если взлом обойдётся в крупную суммы? И почему бы не снять эти риски двумя кусочками скотча?

Скотч — самая дешевая и самая эффективная защита от слежки

P. S. На фоне этого забавно выглядит недавняя новость о том, что в украденной базе аккаунтов LinkedIn нашелся и пароль Цукерберга. Вот такой: «dadada». Параноиком после этого Марк не выглядит.

www.ferra.ru

Паранойя (Paranoia) Обзор сингл модификации для Half-Life

Внимание! Для игры в эту модификацию потребуется установленная игра: Half-Life.

Итак, действие этого Великого Русского Мода начинается на российской военной базе, где молодой майор российского спецназовского подразделения ФСБ «Альфа», едва успев пройти инструктаж, вместе со своим отрядом отправляется на оборонный промышленный комплекс «Ударник», который был захвачен неизвестными террористами. По прибытию на место выясняется, что террористы вовсе не те, за кого себя выдают и ими движет нечто большее, чем просто получение выкупа за заложников. Также выясняется, что «Ударник» на самом деле является засекреченным исследовательским комплексом, где еще в середине 80-ых годов ученые разрабатывали некую вакцину, которая, как и следовало ожидать, произвела на подопытных не совсем тот эффект, которого добивались ученые. В итоге, большинство людей, находившихся в то время в комплексе, быстро превратилось… правильно, в кровожадных зомби.

Но не смотря на банальную и не слишком оригинальную завязку, сюжет мода действительно увлекает и даже интригует. И дело тут вовсе не в том, что «Паранойя» является единственным модом, где сюжет подается не парой предложений в txt файле и не тоннами внутри игрового текста (хотя здесь его тоже хватает), а диалогами персонажей. Плюс сюжет держит в рукаве несколько очень эффективных козырей, благодаря которым местный сюжет завлекает игрока, выдает ему кучу интересных подробностей и неожиданных сюжетных поворотов, и не отпускает до финальных титров.

Прежде всего, очень сильно удивляет тренировочный уровень. Вместо привычной беготни через полосу препятствий и скучной стрельбы по мишеням нам предлагают бегать по территории военной базы и самостоятельно искать места проведения тренировки. Это вам не очередной «экшен-про-американский-спецназ», где сама тренировка ничего кроме скуки не вызывала, это нечто совсем другое. Даже сам уровень воспринимается скорее не как трейнинг, а как пролог, хитроумно замаскированный под трейнинг. Помимо привычной стрельбы по мишеням нам предстоит выслушать короткую лекцию симпатичной медсестры на тему правильного обращения с медикаментами и примерить армейский противогаз, после чего сразу испытать его в деле. Стоит отметить также совершенно оригинальный подход авторов к тренировочному уровню и непосредственно главному герою. Помнится, почти во всех военных экшенах главный герой являлся стреляным новичком и во время трейнинга к нему обращались грубоватыми фразами типа «Эй, салага!», «Как дела, сынок?» и «Ну что, новенький, посмотрим на что ты способен!». В Paranoia же главный герой имеет звание майора, от чего отношение со стороны окружающих к нему соответствующее. Теперь вместо вышеназванных фраз вы будете слышать уважительные «Здравия желаю!», «Разрешите доложить?» и «Приветствую, товарищ майор!». Такой подход очень радует.

Что до, собственно, боевой части мода, то первая его половина — чистый антитеррористический экшен. Игроки, долго ждавшие мод, скорее всего удивятся. Мол, авторы обещали хоррор-шутер про зомби, а выдали некое подобие последних Rainbow Six. Но негодование быстро сменяется на дикий восторг, как только выясняется, НАСКОЛЬКО интересным авторы сделали этот сцезназовский экшен. Тут вы не просто зачищаете комнату за комнатой от террористов, ситуации бывают совершенно разные. Вот вы в одиночестве очищаете ангары от врагов, вот освобождаете заложников, вот вместе с напарниками (кстати, они участвуют в большей части сражений) штурмуете железнодорожную станцию, а вот прикрываете из снайперской винтовки товарищей по оружию, пока они заняты важным делом.

В общем, скучать тут просто некогда.

Во второй половине мода авторы вдруг вспоминают о истинной сущности своего мода и выпускают на сцену зомби, а также пробуждают в моде атмосферу хоррора. Тут, не смотря на то, что геймплей сам по себе значительно медленнее, чем в первой половине мода, играть еще интереснее. В основном из-за того, что именно во второй половине сюжет начинает закручиваться все сильнее и выдавать одну неожиданность за другой.

Уничтожать зомби весьма интересно, хотя играть довольно сложно, в связи с малым количеством патронов в карманах. Что до пугания (Паранойя это все-таки хоррор, хоть и не чистокровный), то здесь все в полном порядке. Конечно, никаких запредельных кошмаров здесь нет, но иногда становится по-настоящему жутко. Вообще расстраивает только то, что зомби здесь уделено слишком мало времени. Прохождение всех зомби-уровней отнимет у вас от силы часа полтора, не больше. После внезапного окончания мода становится довольно грустно, ведь, как помнится, Паранойя должна была стать хоррором с элементами боевика, а вышел в итоге боевик с элементами хоррора. А жаль, ведь как раз уровни с зомби получились лучше всего, а сами противники-люди под конец (вот именно, авторы даже в конце заставляют нас с ними сражаться) надоедают так, что иногда хочется просто загрузить сохранение, сделанное на одном из уровней с зомби. И дело тут вовсе не в геймплее, он то как раз на высоте и постоянно преподносит сюрпризы. Дело тут именно в сущности противников, ведь после шикарных уровней с мертвяками, вновь возвращаться к спецназовскому боевики как-то не очень хочется.

Также нужно предупредить вас, что Паранойя — весьма сложный мод, расчитанный, в основном на профессионалов. Убивают здесь парой подзатыльников (со стороны зомби) или одной очередью из автомата (со стороны террористов), а врагов всегда довольно много. Ну, а финальная битва — кошмар профессионального игрока в Counter-Strike. Врагов много, да еще этот вертолет…

Кстати, Паранойя — это не просто безостановочный экшен, а сюжетный мод, поэтому перестрелки с врагами щедро разбавляются разговорами с весьма колоритными NPC и чтением многочисленных записок и дневников, разбросанных тут и там. Все это получилось на удивление интересным и во многом благодаря сюжету.

Внешне мод выглядит, без шуток, сногсшибательно.

Ну во-первых, контент привычной нам «Халфы» изменился НАСТОЛЬКО, что узнать в нем Half-Life просто невозможно. Вот попробуйте показать Паранойю какому-нибудь своему знакомому, но о том, что это мод к Half-Life не говорите. Будьте уверены, он даже не догадается об истинной сущности этого творения.

Во-вторых, дизайн здесь просто отличный. Авторы не стали придумывать ничего нового, а сделали все в привычном нам «русском» стиле. Российская военная база ФСБ, например, выглядит не как какой-нибудь засекреченный комплекс, а как вполне себе обычная русская база. Все заводы, ангары, старые дома, железнодорожные станции и прочие индустриальные строения выглядят на пять с плюсом и найти в них какие-либо недостатки смогут только специально натренированные люди. Исследовательская лаборатория, туннели, заброшенные отсеки базы и редкие места под открытым небом сделаны на отлично.

Ну и в-третьих — атмосфера. Как и дизайн, атмосфера здесь в основном «русская» и очень напоминающая упомянутую в начале статьи игру S.T.A.L.K.E.R. Плюс, никогда не возникает ощущения, что что-то здесь не реалистично или не естественно. Все настолько реалистично (именно реалистично), что порой даже поневоле задумываешься: не побывали ли авторы мода во всех этих лабораториях, туннелях, заводах и всех остальных местах, чтобы сделать мод максимально реалистичным. В любом случае атмосфера — это самая сильная сторона Paranoia, и пусть со мной по этому поводу никто не спорит.

Далее по списку стоит отметить оружие. Всего в вашем распоряжении будет около десяти смертоносных единиц оружия, среди которых есть армейский нож, пистолет, старый добрый «Калаш», СВД (Снайперская Винтовка Драгунова, если кто не знал), дробовик, пулемет, ракетница и еще парочка весьма экзотичных стволов. Конечно, для столь масштабного мода нового оружия довольно мало, но здесь в отличие от конкурентов, которые запихивают в свое творение сразу пару десятков новых стволов с мыслью «Чем больше, тем лучше», авторы Paranoia делают малое количество нового оружия, но зато здесь, вы не поверите, совсем нет ненужных стволов. И однажды подобрав с полу какой-нибудь, скажем, пулемет, вы не испробуете его на ближайшем противнике, не уберете в рюкзак с мыслью «Круто, наверное, пригодится!» и не забудете до конца игры. Подобрав новый ствол, вы станете активно им пользоваться ровно до тех пор, пока у вас не закончатся патроны. Кстати, надобности оружия также способствует и малое количество патронов. На уровнях с зомби патронов настолько мало, что во многих случаях вам придется отмахиваться от врагов ножом. На первых уровнях тоже наблюдаются проблемы с патронами, хоть и не настолько сильные, как на зомби-уровнях, да и те были исправлены с выходом первого патча. Но у людей, по какой-то причине обладающих непропатченной версией мода абсолютно точно возникнет другая «оружейная» проблема. Дело в том, что оружие почему-то имеет особенность отправлять пули не туда, куда вы целитесь, и даже если вы с линейкой в руках будете отмерять расстояние выстрела, траекторию полета пули и конечную цель, то пуля все равно полетит не туда. Так что, лучше будет раздобыть патч, чем вот так вот мучиться.

С местным зверинцем дела обстоят неплохо. Из живых противников вам будут противостоять обычные террористы, спецназовцы из некой неназванной группировки и клоны, обученные обращению с огнестрельным оружием. Кстати, AI всех противников-людей позаимствован из Counter-Strike: Condition Zero — Deleted Scenes (незаслуженно провалившийся одиночный режим Counter-Strike), где противники особой сообразительностью не отличались. Но между тем враги здесь отнюдь не так тупы, как может показаться поначалу. Конечно, они не способны работать в команде, но зато умеют отсиживаться в укрытиях и менять позицию в случае получения тяжелого ранения.

С зомби дела обстоят намного лучше. Помимо классических медленных зомби, здесь присутствуют куда более оригинальные виды, которым могли бы позавидовать и Silent Hill вместе с Doom 3, например зомби-паук. Но с зомби в Paranoia также связаны не самые хорошие моменты. Авторы зачем-то прикрутили местным мертвякам анимацию зомби из Half-Life 2. Честно говоря, ничего особенно плохого я в этом не вижу, но мод ничего бы не потерял, если бы зомби двигались как их собратья из оригинального Half-Life. Также авторы что-то намудрили с искусственным интеллектом зомби, от чего они ведут себя до неприличия тупо. Я конечно понимаю, зомби есть зомби, но, честно говоря, даже у глубокоуважаемого Джона Ромеро мертвяки вели себя куда умнее. В Paranoia же они часто останавливаются в двух шагах от своей жертвы и совсем не реагируют на стрельбу, что довольно странно. Ну и еще очень расстраивает то, что из-за скоротечности зомби-уровней самые оригинальные виды монстров встречаются от силы пару раз, если не меньше. Например, вышеупомянутый зомби-паук встречается всего один раз за весь мод, что очень расстраивает. Возможно, авторы хотели сделать его и других оригинальных монстров мини-боссами, но, честно говоря, за мини-боссов их считать не получается из-за того, что их легко убить. Дело тут, разумеется, в тупом искусственном интеллекте, благодаря которому, расправиться с стоящим на одном месте монстром легче легкого.

Ну и еще одна сильная часть мода — звучание. Местная озвучка — лучшая, из всех виденных (а точнее слышанных) мной в модах. Я не знаю, скольких людей авторы приглашали для озвучивания, но результат очень впечатляет. Вот, к примеру, на базе ФСБ (да, мы опять возвращаемся к ней) одновременно присутствуют несколько десятков других персонажей, каждый из которых с радостью перемолвится с главгероем парочкой фраз, и все эти персонажи говорят абсолютно разными голосами, что добавляет местной атмосфере реалистичности. Плюс, актеры зачитывают свои монологи со старанием и эмоциями и не переигрывают. Ну, а озвучка самих спецназовцев выполнена настолько качественно, что она очень начинает напоминать какой-нибудь Rainbow Six или Ghost Recon (это, между прочим, комплимент). Да что тут говорить, озвучка просто идеальна!

Музыка также очень убедительна. Специально для мода было написано множество новых треков, большинство из которых — фоновая музыка, которая, к тому же, сделана очень качественно. Ну, а в качестве action-музыки, использованы треки известной российской рок-группы под названием Slot. К action-трекам вообще нет никаких претензий. Правда, играют они, иногда, в не слишком подходящих местах. Порой, услышав очередной металл трек вы с радостным лицом несетесь вперед, думая что сейчас будет большая битва, а в итоге выясняется, что там всего лишь парочка террористов за ящиками прячутся. Обидно.

Ну и еще расстраивает продолжительность мода. Все действо займет не более трех часов, что для мода-долгостроя, создававшегося несколько лет просто преступно мало. Тем более другие люди, известный маппер Leon и его компания, всего за год сумели создать куда более продолжительное действо, хоть и не столь качественное (я, если что, говорю о моде From Coastline To Atmosphere). Но малую продолжительность моду можно и нужно простить, если вспомнить насколько качественно он сделан.

Теперь, прочитав все написанное выше, вы скорее всего подумаете, что на самом деле в моде полно недостатков и недоработок, но я вас уверяю, это не так. Все вышеперечисленные недостатки не являются настолько уж серьезными, и они просто не способны затмить все те гигантские плюсы, которыми может похвастаться Паранойя.

Более того, Паранойя — это идеальный мод и первый мод к которому я, и возможно многие другие не смогли предъявить никаких серьезных претензий и это, друзья мои, значит, что Россия — вовсе не такая безнадежная страна в игровом плане. И сейчас я советую людям, в двадцатый раз обругавшим очередной серый российский шутер, обратить внимание на модоиндустрию, и понять наконец, что все не так плохо. И очень жаль, что Паранойя — всего лишь мод, ведь если бы авторы имели на руках собственный более-менее современный движок и немного большую команду разработчиков, то из Паранойи вышел бы хит морового масштаба, и это истинная правда.

www.mods-inside.ru

Обзор прессы: паранойя, шизофрения, координация конечностей

На этой неделе эстонские СМИ изучали нашу бедность, переосмысливали Ида-Вирумаа и обсуждали российских шпионок-соблазнительниц – и о русских не забывали.

Писатель и переводчик Арне Рубен пишет в Õpetajate Leht о русских школах и преподавании русского. Местным русским аргументы знакомы, но, может, эстонским читателям и невдомек, за что критикуют перевод школ на эстонский: «Когда предметы преподаются на эстонском и у учеников нет сильного эстоноязычного бэкграунда с раннего детства, получаются не знающие терминов полуобразованцы. Сегодня то и дело слышишь, как молодые русские, превращенные на уровне фразеологии в полуэстонцев, говорят что-то вроде «Я пойду в пеамая»».

В тексте противопоставляются мнения Андрея Лобова из «Русской школы Эстонии» («русскую культуру у нас контролирует власть, желающая делать из русских эстонцев») и Евгения Криштафовича из «Открытой Республики» («эстоноязычная школа даст местным русским больше карьерных возможностей»). Из интервью с учителями русского и литературы выясняется, что они преподают с общечеловеческих позиций: «На уроке нужно объяснять, что представители разных народов все – люди и их системы ценностей едины… Любая литература показывает, что даже если времена меняются, человеческие категории, такие, как честь и совесть, не исчезают…»

Но это учителя, а школьная программа расставляет акценты по-иному: «По новой концепции обучения ученики должны ощущать себя частью ЭР и не подчеркивать свою русскую индивидуальность». В нормальном обществе школа обучает не патриотизму, а грамматике и математике – и ответ на вопрос «кем себя ощущать» точно не дает. Что с нами не так?

Внешний враг: там шпиёнки с крепким телом

У главного эстонского разведчика Микка Маррана есть традиция. Каждый год в феврале международная обстановка в голове Маррана накаляется настолько, что он дает британской газете The Times интервью о том, какими опасностями грозит цивилизованным людям Россия. Опасности эти взяты целиком из романов о Джеймсе Бонде, ну или песен Владимира Высоцкого о советской идиосинкразии на Запад – одну не грех и напомнить:

Но буржуазная зараза

Там всюду ходит по пятам!

Опасайся пуще глаза

Ты внебрачных связей там.

Там шпиёнки с крепким телом:

Ты их в дверь — они в окно!

Говори, что с этим делом

Мы покончили давно…

Только тут мы имеем уже эстонскую идиосинкразию на Россию. Кроме шуток: в прошлом феврале в The Times появилось «нечастое интервью» Маррана под заголовком «Troops warned over Russian honeytraps» (в вольном переводе – «Войска предупреждены о русских шпионках с крепким телом»), а в этом феврале в том же издании есть новое интервью с Марраном: «Beware of honeytraps at Russian World Cup, spymaster tells fans» (в вольном переводе – «Опасайтесь шпионок с крепким телом на российском ЧМ по футболу, предупреждает глава разведки»). Что ни февраль, то Марран вспоминает про honeytraps – обольщение с разведывательными целями. Совпадение? Не думаете.

Особенно хороша, конечно, подпись к фотографии с красивыми девушками – футбольными фанатками: «Туристам нужно остерегаться дружелюбных незнакомцев, говорит глава разведки Эстонии». До сих пор мы знали, что Россия – страна недружелюбная, а теперь нам говорят, что если там кто-то и дружелюбен, это неспроста!

Глава МИДа Свен Миксер попытался смягчить высказывания Маррана («Все не должны трястись от страха стать заложниками в России»), но вышло у него неловко. О том, как мы прославились со своими страхами, пишет депутат-центрист Оудекки Лооне на Delfi: «Пару лет назад мы с друзьями были в Венеции, ходили во Дворец дожей. Один турист услышал, как мы говорим по-эстонски, и спросил, откуда мы. “Из Эстонии”, – сказала я. “Ага, – сказал турист. – Эстония. Знаю. Вы боитесь России. Путин нападет, да?” И правда, у Второй Эстонской Республики были во внешней политике две цели: войти в число сильных мира сего (ЕС и НАТО), что нам удалось, и стать экспертами по боязни России. Это нам удалось тоже». Только сегодня, пишет Лооне, бояться России, чтобы помочь западных правым побеждать на выборах, – не в интересах Эстонии. Мы – маленькая страна, мы могли бы сделаться посредником между большими странами… но для этого надо перестать делить мир на «наших друзей» и «наших врагов».

Редакция Eesti Päevaleht к выступлениям Маррана и Миксера относится скептически: «По сути, Эстония советует своим гражданам не ездить в Россию… Руководитель бюро КаПо Андрес Кахар заметил, что бизнесмену нетрудно попасть в жернова российских спецслужб… “Проще не ездить”, – сказал он. Да, не стоит питать иллюзии: спецслужбы РФ не оставят попыток вербовать агентов… И все-таки в последнее время жители Эстонии посещали Россию более 270 тысяч раз в году… Предостережения насчет поездок в РФ создают склоку на пустом месте. Так мы перестанем доверять нашему государству» – как мальчику, который кричал: «Волк! Волк. »

Внутренний враг: с кем вы, мастера культуры?

Всегда и везде находятся специальные люди, мозговая специализация которых – распознавать врагов народа. Увы, в Эстонии мысли этих людей активно печатают в прессе (совсем как в худшие советские времена, надо сказать). На Delfi тартуский востоковед Пеэтер Эспак указывает компетентным органам и всему честному народу на «Интердвижение 2.0» (для молодежи скажем, что Интердвижение – это организация, выступавшая в конце 1980-х против восстановления независимости ЭР). В лучших традициях общественного доноса прилагается список: писатель Микк Пярнитс, политик Евгений Осиновский, журналист Кристер Парис, колумнист Ахто Лобьякас, портал Müürileht, журнал Vikerkaar, газета Sirp «и другие, те, кто получают от государства гонорары за глумление над своим народом и культурой» – то есть, вообще говоря, противопоставляют сумасшедшему национализму здравый смысл.

Эспак валит в одну кучу действительно некрасивые высказывания о других людях (Микк Пярнитс в FB: «Не страшно, если бы кто-то такой [вроде Нелли Каликовой, написавшей нечто такое, что Пярнитсу не понравилось] попал в аварию и вместо него на работу пришло более человеческое существо») и слова тех, кто борется с местным национализмом (Парис, Осиновский, Лобьякас). «Мы уже не бросаем “врагов государства” в застенки, не закрываем издания инакомыслящих, не возбуждаем по факту высказываний, полных ненависти и злобы, уголовные дела, не отбираем у художественных коллективов деньги, – мы так сильны, что держим круги, противостоящие абсолютному большинству народа, наверху. И это хорошо», – пишет Эспак.

Будем надеяться, тут нет скрытой угрозы – и «мыслепреступления» останутся таковыми в романе Оруэлла. Хотя вот Антс Эрм, член Свободной партии и Конституционной ассамблеи, спрашивает в Õhtuleht: «Что делать с теми, кто помогает ПБК. Смиримся ли мы с тем, что за наши деньги распространяется пропаганда агрессора? Похожий вопрос задали недавно прокуратуре Андрес Херкель и Юку-Калле Райд». Вот и прокуратура в деле. Ведь то, что ПБК – пропагандистский канал, типа доказано: об этом говорили некие эксперты и «друзья-британцы» (да-да, в секретном исследовании, которого никто не видел, помним-помним). А в нашем УК есть статья 232, «Государственная измена», – не применить ли ее, спрашивает нас Эрм. Что дальше.

Всюду враги: нацисты среди нас

О! Дальше у нас еще много интересного. Вот главред журнала «Дипломатия» Эркки Баховски в газете Lääne Elu пишет о государственной шизофрении. Начинает он издалека — с освобождения американцами Бухенвальда. Далее следует поворот, который, памятуя о названии статьи, иначе как шизофреническим назвать трудно: «Если подумать о 1945 годе и сравнить это с телеканалом ПБК…» Простите, что? 1945 год — это окончание Второй мировой войны, победа союзников над нацизмом, конец Холокоста. Чем именно 1945-й в Бухенвальде напоминает 2018-й в Эстонии?

А вот поди ж ты. «Как могли бы поступить американцы? Оставить в покое такие издания, как нацистские газеты “Фёлькишер Беобахтер” и “Дер Штюрмер”, и покупать в них рекламу для коммуникации с немецким народом? Оставить в покое нацистское радио, на нем тоже можно купить пару минут рекламы? Ведь и эти СМИ стали основными СМИ немецкого народа…»

Баховски не призывает запрещать ПБК в Эстонии, он только говорит, что Таллинн не должен покупать на ПБК эфирное время. Ну и заодно — что ПБК есть практически нацистское СМИ, обслуживающее убийство миллионов и мировую войну. Но это так, мелочи.

Передергивание ширится с каждым абзацем. Вспомнив ироничную реплику журналиста ПБК Алексея Иванова: «Представьте себе масштабы социальных потрясений после того, как средний русскоязычный житель страны начнет регулярно читать эстонскую прессу и смотреть эстонские дискуссионные передачи», – Баховски отвечает: «Точно – это и было бы социальное потрясение, как в Германии в 1945 году». И это еще цветочки. «Конечно, иной эстонский политик говорил о русскоязычном населении что-то не стоящее типографской краски, – продолжает Баховски. – Особенно глупо было чернить кандидата в президенты Марину Кальюранд за то, что она русская. Но пусть такие вещи происходят в едином инфопространтве. “Фёлькишер Беобахтер” и “Дер Штюрмер” тоже годами разжигали ненависть к евреям, но можно было открыть новую страницу».

И не поймешь Баховски: то ли это ПБК разжигает ненависть (к эстонцам?), как нацистские СМИ – к евреям, то ли это эстонские СМИ разжигают ненависть к русским. Но Карфаген должен быть разрушен, а ПБК – прищучен. Иначе, утверждает Баховски, Эстония будет страной-шизофреничкой, вот как СССР, в котором «одна рука не знала, что делает другая; в маленькой стране все конечности могли бы действовать скоординированно».

Уважаемый Эркки, вы понимаете, что вообще пишете? Не желаете ли вы превратить Эстонию как раз в Третий рейх, сталинский СССР, Северную Корею? «Все конечности действуют скоординированно» только при диктатуре, а демократия, плюрализм, свобода слова – это история совсем про другие гимнастические упражнения.

Вишенка на этом торте мысли – предположение Баховски о том, что центристы покупают рекламу на ПБК, потому что Яна Тоом сговорилась с Юри Ратасом: тот уплатил такую цену, чтобы Тоом осталась в партии. Доктор, откуда у вас такие картинки.

Николай Караев, советник Эстонского бюро депутата Европарламента Яны Тоом

yanatoom.ee