Первая фаза стресса

Три фазы стресса

Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем три фазы. Первая — реакция тревоги это фаза мобилизации защитных сил организма. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически она проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т. д.

Вслед за первой наступает вторая фаза — сбалансированного расходования адаптационных резервов организма — стабилизация. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается, однако если стресс продолжается долго, то в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья стадия — истощение

Стресс является составной частью жизни каждого человека и его нельзя избежать так же, как еды и питья. Стресс, по мнению Селье, создает «вкус к жизни». Весьма важно и его стимулирующее, созидательное, формирующее влияние в сложных процессах воспитания и обучения. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, ибо в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и даже заболевания — соматические или невротические.

Остановимся немного подробнее на том, почему это происходит. Различные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних людей реакция активная – при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела («стресс льва»), а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сразу («стресс кролика»)

Характер реакции тесно связан с возникающими вследствие стресса заболеваниями. Обобщение клинических материалов привело врачей к выводу о том, что широкий круг воздействий, приводящих к стрессу, вызывает у людей по преимуществу гипертоническую и язвенную болезни и некоторые другие формы сосудистой патологии с глобальными или локальными проявлениями, такими как инфаркт, инсульт, стенокардия, сердечная аритмия, нефросклероз, спастический колит и т. д. Получены доказательства того, что у человека, постоянно подавляющего вспышки гнева, развиваются различные психосоматические симптомы. Хотя подавленный гнев и не единственная причина этих заболеваний, показано, что он участвует в развитии ревматического артрита, крапивницы, псориаза, язвы желудка, мигрени, гипертонии Как писал академик К. М. Быков, «печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет плакать другие органы» По данным Института терапии РАН, в 80 % случаев инфаркта миокарда ему предшествовала либо острая психическая травма, либо длительное психическое напряжение.

Почему стресс вызывает соматические заболевания? Как уже было сказано, физиологические изменения при сильных эмоциях нередко связаны с избыточным энергетическим обеспечением — на непредвиденные обстоятельства. Не столько физиологические перестройки при мобилизации резервов могут оказаться чрезмерными и истощающими, сколько психологические установки и личностная позиция человека существенно влияют на его состояние. Врачи давно обратили внимание на связь преобладания конкретных эмоций с предрасположенностью к определенным заболеваниям. Так, М. И. Аствацатуров считал, что сердце чаще поражается страхом, печень — гневом и яростью, желудок — апатией и подавленным состоянием, а рвоты нарастают при беспокойстве.

Психологи и психиатры установили зависимость между соматическими заболеваниями человека и его личностными особенностями, а также психологическим климатом, в котором он живет и работает Если человек стремится занять в коллективе место, не соответствующее его реальным возможностям, то есть обладает повышенным уровнем притязаний, то он в большей мере подвержен развитию сердечно-сосудистой патологии. Хронические коронарные заболевания гораздо чаще встречаются у лиц с выраженной целеустремленностью, честолюбием и нетерпимостью к своему ближайшему окружению. Вместе с тем обнаружено, что к гипертонии могут приводить ситуации, которые не дают человеку возможности успешно бороться за признание собственной личности окружающими, исключая чувство удовлетворения в процессе самоутверждения. Если человека подавляют, игнорируют, то у него развивается чувство постоянного недовольства собой, не находящее выхода и заставляющее его ежедневно «проглатывать обиду». Эти данные позволяют, например, понять, почему среди негров США количество гипертоников в три раза больше, чем среди белого населения.

Для больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями типична завышенная самооценка, приводящая к таким особенностям личности, как индивидуализм, неудовлетворенность своим положением в жизни (профессией, должностью), конфликтность, пристрастие к «выяснению отношений». Это, как правило, люди сдержанные, скрытные, обидчивые, тянущиеся к другим, но трудно с ними сходящиеся. При неблагоприятной ситуации или заболев, они нередко порывают свои социальные связи, замыкаются на анализе своих субъективных ощущений, уменьшая не только количество контактов, но и делая их более поверхностными, поскольку для них характерны повышенная чувствительность к словесным раздражителям, особенно к порицаниям, уход от острых конфликтных ситуаций и от таких эмоциональных факторов, как дефицит времени, элементы соревнования.

Для больных язвенной болезнью характерны тревожность, раздражительность, повышенная исполнительность и обостренное чувство долга. Им свойственна пониженная самооценка, сопровождающаяся чрезмерной ранимостью, стеснительностью, обидчивостью, неуверенностью в себе и в то же время повышенная к себе требовательность, мнительность Замечено, что эти люди стремятся сделать значительно больше, чем реально могут. Для них типична тенденция к активному преодолению трудностей в сочетании с сильной внутренней тревогой. По теории Бергмана предполагается, что указанная тревога порождает состояние напряжения, которое может сопровождаться спазмами гладких мышц стенки пищеварительных органов и их сосудов; наступающее ухудшение их кровоснабжения (ишемия) приводит к снижению сопротивляемости этих тканей, перевариванию желудочным соком и к последующему образованию язвы. Важно обратить внимание на то, что вероятность возникновения повторных обострений заболевания тем больше, чем меньше скорректирована самооценка, связанная с указанными психологическими особенностями.

Мощность органических изменений при стрессе определяется обобщенной оценкой ситуации, а она, в свою очередь, тесно связана с мерой ответственности человека за порученное ему дело. Признаки эмоционального напряжения, обнаруживающиеся в ответственных ситуациях, особо усиливаются в тех случаях, когда отсутствует физическая нагрузка.

Психическое напряжение, неудачи, страх, срывы, чувство опасности являются наиболее разрушительными стрессорами для человека. Они порождают кроме физиологических изменений, приводящих к соматическим заболеваниям, психические следствия эмоционального перенапряжения — неврозы.

www.bibliotekar.ru

Основные стадии стресса: несколько научных подходов

У любого стресса обычно выделают три этапа. Стадии стресса в разных классификациях разделены по-разному, но их существование признано всеми специалистами, изучающими стрессовые состояния человека. Ведь стресс, как и все защитные механизмы человеческого организма, не единый, а собранный из составных частей, работающих взаимно. Именно поэтому его отдельные этапы имеют такое же большое значение, как и общая система.

Взгляд на стадии развития стресса очень разный, можно выделить несколько научных классификаций и исследований, но основополагающими остаются работы Ганса Селье в психологии и своеобразное «дерево», также подробно описывающее фазы стресса.

Селье о стадиях стрессового состояния

Одним из важнейших имен в изучении этапов стресса считают имя Ганса Селье, автора многочисленных медицинских трудов, в том числе и в психологии, среди которых весьма известна работа «Стресс без дистресса». Начало концепции стресса положили исследования Селье, во время которых была обнаружен так называемый синдром или реакция ответа на повреждение. Этот синдром также получил название триада, поскольку состоял из трех основных этапов. Первый этап запускал механизмы усиленной работы надпочечников, включая увеличение их коркового слоя и общее повышение активности. Второй этап характеризовался уменьшением или даже сморщиванием вилочковой железы и все тем же уменьшением лимфатических желез, а третий — появлением точечных кровоизлияний и образования крошечных язв на поверхности слизистой оболочки всего желудка и кишечника.

Заслуга Селье в медицине вообще и конкретно в психологии состоит в первую очередь в том, что эти этапы реакции он смог описать касательно практически всех болезней, на которые каким-либо образом реагирует организм. Ганс Селье же и доказал, что аналогичные реакции протекают в организме и при воздействии на него стресса, так что и изменение в надпочечниках, и уменьшение желез, и появление язв — все это своеобразные стадии стресса, его особые механизмы. Таким образом, по Селье три этапа протекания стрессовой реакции — это ответы организма на воздействие извне и закономерные изменения в нем определенных органов и их активности.

«Дерево» — современный подход

В отличие от Селье, «дерево» не описывает реакции организма на воздействие, в его основе лежат совершенно другие стадии стресса, которых даже не три.

«Дерево» описывает фазы стресса начиная от его появления и заканчивая возможными последствиями. Как и реальное растение, это «дерево» имеет вполне ожидаемые составные части:

Именно корни являются причинами возникновениями стресса, его основой. Ствол представляет собой общее психологическое и физическое напряжение, вызванное влиянием стрессора, которым, кстати, может выступить совершенно любой фактор.

Листья являются своеобразными симптомами болезни, а вот плоды — его негативными последствиями или даже развивающимися болезнями. Разумеется, без корней (стрессоров) и ствола не будет ни симптомов, ни последствий, что, кстати, тоже является определением любой болезни. Именно поэтому специалисты в большинстве случаев занимаются изучением возникновения стресса и возможности избавления от него, где помогает «дерево» и его теория, нежели, как это делал Селье, изучением особенностей реакций организма, вызванных возникновением определенных ситуаций.

«Дерево» может помочь не только в изучении основных стадий стресса, но и в полном анализе всех других болезней, у которых тоже есть корни и свои особенные источники.

Эмоциональные фазы

Селье рассматривал физиологические стадии, «дерево» направлено на описание, скорее, общего состояния, но еще выделяют и особенности эмоционального состояния и поведения человека.

  1. Фаза тревоги, когда все энергетические ресурсы организма словно мобилизуются перед чем-то действительно серьезным.
  2. Фаза сопротивления, когда уже мобилизованные ресурсы максимально экономично и сбалансированно расходуются на преодоление трудностей и борьбу с возникшими сложностями. Человек во время этой фазы может работать весьма продуктивно, эффективно решать поставленные перед ним даже самые сложные задачи и добиваться своих целей, но организм будет работать на износ, если эта фаза долгое время не будет прерываться качественным отдыхом.
  3. Фаза истощения или дистресс, также описанный Гансом Селье. В это время человек ощущает общую слабость и даже некую разбитость, практически полностью снижается его работоспособность. С этой фазой можно бороться усилием воли, но в итоге именно она может привести к появлению неприятных и порой даже серьезных последствий, которых намного лучше избежать.

Эти фазы отлично представляю состояние человека и его отношение к стрессу, а также все его возможные варианты поведения, начиная, от волевой работы и мотивации на серьезные дела и заканчивая депрессией и полным безразличием к окружающему миру, вызванному дистрессом.

Прочие методики определения этапов стресса

Фазы стресса можно рассматривать и с других сторон — работы Ганса Селье и созданное «дерево» вовсе не являются единственными взглядами на рост и развития психологического и физического напряжения человека.

Ступенчатая система

Еще одна теория рассматривает ступени избавления от стресса, как самую важную часть работы над ним. Они включают:

  • избавление от любых проявлений и симптомов;
  • уменьшение общего напряжения;
  • полное избавление от существующих причин.

Последовательность этих ступеней начинается с низшего уровня и заканчивается высшим, но вовсе не обязательно, что пациент вместе с его лечащим врачом пройдет все три ступени. Вполне возможно, что самого низшего уровня — избавления от симптомов — хватит для улучшения состояния, а может, что только лишь полное избавление от каких-либо причин, без работы над симптомами, поможет человеку.

Состав стрессора

Еще одна градация представляет собой деление стрессора на составные части. В этом случае выделяют:

  • саму ситуацию, событие или даже предмет, вызывающий у человека какую-либо реакцию;
  • отношение человека к этой ситуации или предмету.
  • Авторы этой теории полагают, что к стрессу приводят два основных действия: возникновение чего-либо и проявление отношения, чаще всего негативной реакции, к этому чему-то.

    Кривая стресса

    Ну и, пожалуй, самая простая и понятная цепочка реакций, обычно происходящих, можно представить привычной для многих графиков кривой:

  • нарастание и усиление общей напряженности;
  • сам стресс, который уже можно поделить на более мелкие, описанные выше составные части;
  • снижение и ослабление общей напряженности.
  • На первом этапе могут начать проявляться различные симптомы, на втором уже можно наблюдать некоторые последствия. Третий же этап дарит если и неполное, то все-таки избавление от стресса. Эта ступень, кстати, во многих других теориях не отражена. Даже «дерево» заканчивается плодами — негативными последствиями, дальше которых никакого описания нет.

    Каждая классификация характеризует только несколько сторон протекания стресса, которые и влияют на состояние организма, последующие изменения в здоровье. Эмоциональные, физические или исключительно психологические реакции в равной степени могут быть источником изучения стресса и всех его этапах, а также основой для создания борьбы с негативными и вредными его последствиями.

    ostresse.ru

    Стадии стресса

    Общий адаптационный синдром развивается в несколько стадий. При этом могут последовательно возникать стадии:
    1) тревоги (мобилизации, или аварийная стадия);
    2) резистентности;
    3) истощения.

    В первой стадии происходит мобилизация защитных сил организма, которая в конечном итоге способствует восстановлению и развитию второй стадии. При этом резистентность организма может быть повышена и по отношению к другим раздражителям (так называемая перекрестная резистентность). Однако в зависимости от обстоятельств может развиться повышение чувствительности (перекрестная сенсибилизация). Во второй стадии происходит выздоровление. Но если действие патогенного раздражителя продолжается, и защитные силы организма иссякают, наступает третья стадия — стадия истощения.

    В качестве иллюстрации стадийного развития ОАС можно привести колебания весовых показателей у крыс, которых подвергали ежедневному строго дозированному патогенному раздражению электрическим током. В стадии мобилизации вследствие катаболических влияний общего адаптационного синдрома наступило падение веса животных, в стадии резистентности, несмотря на продолжающееся раздражение, происходила обычная для крыс прибавка в весе. В этот период у крыс развилось не только «привыкание» к ежедневному действию раздражителя, но они были, как показали опыты, более устойчивы к гипоксии, к токсическим дозам кортикотропного гормона передней доли гипофиза (АКТЕ) и другим патогенным воздействиям. Однако продолжающееся раздражение затем привело к развитию стадии истощения и новому падению веса животных.

    Начальным звеном (пусковым механизмом) адаптации организма к необычным условиям являются быстро и кратковременно действующие рефлекторные процессы (защитные рефлексы, разнообразные сосудодвигательные, секреторные, трофические рефлексы).

    По афферентным путям (адреналин, гистамин, продукты распада поврежденных тканей и т.д.) происходит последующее включение гормональных реакций, обеспечивающих более длительное действие чрезвычайных приспособительных механизмов. Включение в реакцию адаптации эндокринных желез, как это показано в опытах, осуществляется через гипоталамус, поэтому правильнее говорить о роли системы: гипоталамус — передняя доля гипофиза — кора надпочечников. Реактивность этой системы во многом зависит от коры головного мозга, ретикулярной формации, тонуса вегетативной нервной системы. Существует и обратная связь: гормоны — нервная система. Гормоны гипофиза и коры надпочечников играют большую роль в исходах заболеваний и развитии стадии резистентности. Так, при недостаточности коры надпочечников различные повреждения (например, травма при хирургических операциях) могут быть чрезвычайно опасны для жизни больного, если не будет своевременно предпринята соответствующая гормональная терапия (кортизон и др.).

    В настоящее время трудно объяснить, за счет каких механизмов усиление гормональной активности передней доли гипофиза и коры надпочечников повышает резистентность организма. Здесь, возможно, играют роль изменения обмена веществ (гипергликемия), повышение детоксицирующих свойств организма, защитные вещества, освобождающиеся при распаде лимфоцитов, изменение функции ретикулоэндотелиальной системы, печени, изменение клеточного состава костного мозга, влияние на реактивность сердечно-сосудистой системы и т.д.

    В экспериментах было показано, что передозировка различных гормональных препаратов гипофиза (содержащих АКТГ) или гормонов коры надпочечников может вести при некоторых условиях к понижению резистентности организма к инфекциям, к развитию различных патологических процессов. Это дало Селье основание выдвинуть идею о так называемых болезнях адаптации, согласно которой клиническая картина заболеваний во многом зависит не от патогенной причины, а от влияния кондициональных (обусловливающих) факторов и особенностей гормональной реакции организма при различных стрессовых состояниях.

    psyera.ru

    Стресс и его виды. Фазы стресса

    Стресс ( англ. stress – давление, нажим, напряжение ) – состояние, возникающеее в ответ на экстремальное воздействие – стрессор [ 43 ]. Слово “стресс” пришло в английский, а теперь и в русский язык из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как “дистресс”. Первый слог постепенно исчез из-за “смазывания” или “проглатывания” и сейчас слово “стресс” понимают в значении “дистресса” ( англ. distress – горе, нужда).

    Дистресс всегда вредоносен или неприятен [ 40, c.29], вызывает отрицательные эмоции, чувство неудовольствия. В противовес ему “эустресс” вызывает положительные эмоции, чувство удовольствия [20, с.53]. Конечно, удобнее было бы разделить понятие “стресс” на “дистресс” и “эустресс” и оперировать именно этими двумя понятиями, но употребление слова “стресс” в смысле “дистресса” настолько широко и глубоко вошло в обиход, что во избежание недоразумений мы будем считать, что стресс состояние психического напряжения, вызывающее отрицательные эмоции.

    В зависимости от стрессового фактора выделяют два основных вида стресса: физиологический и психологический. Психологический будем подразделять на информационный и эмоциональный; последний развивается в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т. д.

    Физиологический Психологический

    Рисунок 17– Виды стресса

    Основоположник концепции стресса, канадский врач Ганс Селье (1907–1982) в 1936 г. установил, что любой вид стресса вызывает однотипную (неспецифическую) реакцию организма, которая получила известность как общий адаптационный синдром (ОАС) [ 40, c.35 ]. В нём Г. Селье выделил три фазы (стадии): первая – реакция тревоги и мобилизации защитных сил организма. В этой фазе начинается адаптация организма к новым условиям. На этой стадии человек справляется с нагрузкой с помощью функциональной мобилизации соответствующих органов и систем организма, без структурных перестроек.

    Во второй фазе – фазе сопротивления – стабилизируются и закрепляются на новом уровне все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе. Идёт интенсивный перерасход адаптационных резервов. Продолжительность сопротивления зависит от врождённой приспособительной способности организма и от силы стрессора. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, то наступает третья фаза – истощение, поскольку способность к адаптации не безгранична.

    Время действия стресса

    1 –фаза реакции тревоги и мобилизации всех сил

    2 — фаза сопротивления и адаптации

    3 – фаза истощения

    Рисунок 18 – Три фазы стресса

    В третьей фазе возможно появление так называемых болезней адаптации или болезней стресса, когда приспособительная реакция организма выступает в роли патогенного фактора (например, воспалительные изменения в суставах, тканях глаза, гипертоническая болезнь, нервно-психические расстройства. Избыток стероидных гормонов, например, выброс которых является первой эндокринной реакцией организма на стресс, при частых и интенсивных стрессах может способствовать возникновению поражений желудочно-кишечного тракта (стероидная язва) [24, с. 343 ] и т.д.

    Эмоциональный стресс – состояние напряжения функций организма, вызванное воздействием эмоционально значимого для индивидуума раздражителя. Основной причиной эмоциональных стрессов являются конфликтные ситуации, в которых человек длительное время не может удовлетворить насущную, жизненно необходимую социальную или биологическую потребность.

    Выход из строя той или иной функции какого-либо органа (например, секреции жёлчи, инсулина и других гормонов, желудочного сока, иммуноглобулинов и др. и развитие соответствующего заболевания обусловлены генетической предрасположенностью и избирательным вовлечением их в эмоциональное возбуждение.

    Наблюдения и эксперименты показали, что развитие эмоционального стресса в конфликтной ситуации у разных индивидуумов может привести к различным результатам.

    При высокой стрессоустойчивости никаких нарушений может и не быть. В других случаях могут развиваться либо нарушения в деятельности нервной системы в форме неврозов, либо нарушения соматических функций отдельных органов в форме ишемической болезни сердца, артериальной гипертензии, поражения желудочно-кишечного тракта и т.д. В определённых случаях может наблюдаться сочетанное нарушение и тех и других функций.

    Какой орган будет повреждён в результате действия стресса? Сам Ганс Селье, который почти четыре десятилетия изучал в лаборатории физиологические механизмы приспособления к стрессу, считает, что болезни адаптации избирательно поражают предрасположенную область тела. “Но пострадают ли при этом сердце, почки, желудочно-кишечный тракт или мозг, зависит в значительной мере от случайных обусловливающих факторов. В организме, как в цепи, рвётся слабейшее звено, хотя все звенья одинаково находятся под нагрузкой” [Селье, с. 40].

    Исследования показали, что степень подверженности стрессу во многом определяется темпераментом. Ему в большей степени подвержены холерики и меланхолики.

    Влияние стрессов на деятельность [Карпов, с. ]

    Влияние стресса на деятельность зависит от фазы стресса.

    Фаза мобилизации– стресс оказывает стеническое воздействие на все психические и физиологические процессы. Мобилизуются все ресурсы организма, обостряются восприятие, внимание, память, долговременная память переводится в повышенную готовность, увеличивается оригинальность, продуктивностьи креативность мышления. Наблюдаетсяфеномен гиперактивации мышления и других процессов.Возрастает способность к формулировке альтернатив и их анализу, что повышает эффективность процессов принятия решения.Результаты деятельности улучшаются.

    Фаза адаптации человек адаптируется к сложившейся ситуации, все параметры функционирования закрепляются на новом уровне – человек «втягивается», привыкает. Показатели деятельности стабильно высокие. Но долго «на пределе» человек работать не может. Рано или поздно наступает истощение.

    Фаза истощения фаза, когда силы иссякли и психика начинает давать сбои. Как далеко это может зайти? Чтобы рассмотреть явления, происходящие в этой фазе, разделим эту фазу на два этапа:этап расстройства (соответствует ветви графика, нисходящей до уровня нормальной психической активности) и этап деструкции (соответствует ветви графика ниже оси абсцисс– перешедшей вниз за линию уровня нормальной психической активности) – см. рисунок .

    На этапе расстройства изменения возникают, прежде всего, в когнитивной сфере, поэтому снижается продуктивность и адекватность переработки информации, креативность мышления. Сужается объем восприятия, снижается и качество оперативной памяти, снижается способность к извлечению информации из долговременной памяти – наблюдаетсяфеномен блокады прошлого опыта. Особо значительные изменения характерны для мышления. Возрастает его стереотипность, резко снижается продуктивность и способность к адекватной переработке информации. Поиск решения подменяется попытками вспомнить решения, встречавшиеся ранее (феномен репродуктивизация мышления); снижается оригинальность мышления (феномен уплощения мышления).

    Для деятельности в целом характерными становятся попытки организовать её не по типу создания адекватного ситуации способа, а по типу подыскания в прошлом опыте знакомого способа (явление заалгоритмизированности деятельности). В процессах принятия управленческих решений возникает феномен глобальных реакций. Он состоит в тенденции к выбору слишком общих и неточных вариантов действия; решения утрачивают конкретность и реализуемость; кроме того, они становятся либо импульсивными, либо чрезмерно затянутыми – инертными. Понятно, что результаты деятельности значительно ухудшаются.

    Этап деструкциихарактеризуетсяполным распадом способности к организации деятельности и значительными нарушениями психических процессов, обеспечивающих её. Может иметь место феномен блокады восприятия, памяти, мышления (явления типа «ничего не вижу и не слышу, не понимаю», «потемнело в глазах», явление «белой пелены», а также провалов в памяти, «отключения мышления», «интеллектуального ступора» и др.). Основной закономерностью фазы деструкции в плане общей организации деятельности и поведения является то, что они приобретают одну из двух основных форм: деструкция по типу гипервозбуждения и деструкция по типу гиперторможения В первом случае поведение становится полностью хаотичным, строится как беспорядочная последовательность неорганизованных действий, поступков, импульсивных реакций – человек «не находит себе места».

    Во втором случае, наоборот, имеет место полная блокада деятельностной и поведенческой активности, возникает состояние заторможённости и оцепенения, «выключенности» из ситуации. Фаза деструкции характеризуется уже не просто снижением показателей эффективности

    Карпов А. В. пишет следующее: Однако наряду с общими реакциями имеют место и достаточно выраженные индивидуальные различия реагирования на стрессовые воздействия. Они выражаются в сравнительной длительности указанных фаз; в их общей динамике; в зависимости показателей деятельности от силы стрессовых воздействий. Для обозначения «меры сопротивляемости» человека стрессовым воздействиям используется понятие стрессоусгпойчивости личности. Это – способность сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важной стороной стрессоустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продуктивности деятельности при стрессовом усложнении условий. Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколько сильно у человека представлена первая фаза развития стресса – фаза мобилизации.

    В зависимости от степени стрессоустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение длительного времени выделяют три основных типа личностей. Они различаются по тому, как долго личность может сохранять устойчивость (резистентность) к временному давлению хронических стрессовых условий, характеризуют ее индивидуальный порог стрессоустойчивости. Одни руководители могут выдерживать стрессовые нагрузки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие даже при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои. Третьи – вообще только и могут эффективно работать в условиях стресса. Соответственно эти три типа обозначаются как «стресс вола», «стресс кролика» и «стресс льва» (рисунок ) [по Карпову, с. 459].

    В условиях долговременного стресса, наиболее характерного для деятельности руководителя, проявляются и индивидуальные различия резистентности к нему в зависимости от параметра интерналъности–экстерналъности личности. Обычно резистентность значимо выше у людей интервального типа и ниже у экстерналов. Способы адаптации и преодоления стресса у первых носят более конструктивный характер, а у вторых могут строиться по типу отказа от активного и конструктивного преодоления ситуации («будь что будет»).

    studfiles.net