Планирование по заиканию во 2 классе

Перспективное планирование логопедической работы с заикающимися дошкольниками на логопедическом пункте ДОУ

Вопрос о том, как помочь детям с заиканием в условиях логопедического пункта ДОУ, волнует многих логопедов. Существующие технологии работы с заикающимися дошкольниками Н.А. Чевелевой, С.А. Мироновой, И.Г. Выготской, В.И. Селиверстова ориентированы на оказание коррекционной помощи в специальных учреждениях: стационарах, санаториях, логопедических группах. При отсутствии подобных учреждений, дети с заиканием принимаются на логопедический пункт ДОУ. Логопед дошкольного учреждения в соответствии с возрастом ребенка и характером речевого нарушения выстраивает стратегию коррекционной работы.

Познакомившись с разными подходами к преодолению заикания, апробировав множество приемов, мне удалось выработать определенную систему работы с заикающимися дошкольниками на логопедическом пункте ДОУ. Представленный перспективный план логопедической работы отражает этапы и последовательность проводимых коррекционных мероприятий.

Особо заинтересуют логопедов-практиков в данной разработке приемы синхронизации речи с движением.

Упражнение «Ручки» [2]. Пальцы рук переплетаются в замок, все слоги в словах сопровождаются поочередным легким нажатием большими пальцами на горизонтально лежащий указательный палец. При нормальном чувстве ритма (отсутствии дизартрии) ребенок легко овладевает этим приемом. В иных случаях требуется предварительная помощь. Взрослый берет руки ребенка в свои руки и большими пальцами поочередно нажимает на ладошки малыша в такт слогового ритма. Сильное нажатие делается в местах смысловых акцентов. В конце фразы выдерживается пауза, она обеспечивает рефлекторную смену речевого выдоха и вдоха. Заикающимся малышам можно несколько раз в день поиграть в «ручки».

Данный прием эффективен в работе над слоговыми цепочками, словом, фразой — обеспечивает плавность и замедленный темп речи. Замедленная речь — это новая для ребенка форма речи, она свободна от заикания.

Упражнение «Колесо» [3]. Перед началом речи ребенок, делая вдох, через стороны поднимает руки над головой, ладонями наружу, слегка касаясь пальчиками. С началом речи руки через стороны медленно опускаются вниз. Данное упражнение позволяет плавно произнести фразу, сделать паузу и рефлекторный вдох. Круговое движение рук является легким, естественным, симметричным движением, гармонично синхронизирующим фразовую речь.

Упражнения «Ручки» и «Колесо» доступны для использования с детьми 3-5 лет, они легко понимаются и принимаются родителями.

Перспективный план логопедических занятий

Режим занятий: 2 индивидуальных (индивидуально-подгрупповых) занятия в неделю, длительностью от 20 до 30 минут с учетом возраста детей.

Первый год обучения: 64 занятия.

Задачи первого года обучения:

1) учить расслаблять общую, лицевую, артикуляторную мускулатуру;

2) сформировать диафрагмальное дыхание, отработать длительный равномерный речевой выдох (на звуках, слогах, во фразе);

3) учить мягкой атаке звука и слитному голосоведению, интонационной выразительности;

4) нормализовать ритм речи с помощью опоры на движения рук;

5) формировать правильное звукопроизношение (при необходимости);

6) совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

7) развивать звуко-слоговой анализ и синтез, обучать чтению (аналитико-синтетическим методом).

Второй год обучения: 32 занятия.

Задачи второго года обучения:

1) автоматизировать технику правильной речи: диафрагмальное дыхание, рациональный выдох, плавное голосоведение в различных формах речи и речевых ситуациях;

2) закреплять послоговой ритм на разнообразном речевом материале, достигая ритмичности речи при постепенном уменьшении внешних опор (переходя во внутренний ритм);

3) развивать речь на разных её уровнях — уровне звука (звукопроизношение), слова (словарная работа), предложения, связного высказывания (грамматический строй, связная речь);

4) совершенствовать языковой анализ и синтез, продолжать обучение чтению.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

«Коррекция нарушений лексико-грамматических и смысловых сторон речи» 1 класс

Рабочая программа учебного курса логопедии для 2-3 класса с заключением «нарушение лексико-грамматических и смысловых сторон речи»(далее учебная программа) составлена на основе базисного плана и методического пособия «Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР» под редакцией Коржаева Е.Е.

Программа рассчитана на 90 часов (3 часа в неделю).

Содержание рабочей программы направлено на устранение пробелов в звуковой стороне речи ( развитие фонематического слуха, уточнение произношения имеющихся звуков, постановка отсутствующих), а так же в развитии связной речи, лексико-грамматических и смысловых сторон речи.

Данная программа построена на основе системного подхода, а так же с учетом тематики уроков русского языка. Такая координация работы логопеда и учителя способствует более эффективной коррекции недостатков речевого развития учащихся с нарушением интеллекта.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

  • «Обучение грамоте младших школьников с ЗПР». Методика и планирование занятий в 1 классе выравнивания. Н.Н.Павлушкина, Р.И. Харитонова.
  • «Рабочая тетрадь по обучению грамоте ребенка с ЗПР». Н.Н. Павлушкина, Р.И. Харитонова
  • «Развивайся малыш». Сюжетные и предметные картинки по развитию речи. (к системе работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.
  • «Учимся правильно употреблять предлоги в речи». Демонстрационный материал. О.С.Яцель
  • «Программа логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР» под редакцией Коржаевой Е.Е.
  • Организация работы по программе

    Данная группа сформирована из четырех учеников 2 и 3 класса. Тематическое планирование составлено по 2 классу, т.к. двое детей обучаются у логопеда первый год, один ребенок дублирует программу 2 класса, 1 ребенок по результатам логопедического обследования соответствует программе 2 класса. Работа с данной группой не требует подбора особого учебно-дидактического материала. На коррекционные логопедические занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня, после основных уроков. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило 40-45 минут, 3 часа в неделю.

    В структуру занятия входит:

    — упражнения для развития артикуляционной моторики;
    — упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
    — дыхательная гимнастика;
    — коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
    — формирование фонематических процессов;
    — работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
    — работа над предложением;
    — обогащение и активизация словарного запаса.

    Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

    Цель программы: обогащать словарь, развивать связную речь, осуществлять коррекцию дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации учащихся.

    Основные задачи программы:

    1. активизация имеющегося словарного запаса и уточнение конструкции предложений.
    2. формирование полноценного звуко-буквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове.
    3. формирование навыков правильного письма и чтения, развитие языкового чутья.
    4. развитие навыков слухопроизносительной дифференциации гласных и согласных звуков.
    5. формирование навыков различения звуков в письменной речи.
    6. обогащение словарного запаса путем накопления представлений об окружающем мире.
    7. Требования к уровню подготовки учащихся
      Учащиеся должны знать:

      -слоговой анализ и синтез слов
      -мягкость согласных
      -морфологический состав слова
      -различные виды предложений

      Учащиеся должны уметь

      — выполнять звуко-буквенный анализ слов
      — устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове
      — пользоваться различными способами словообразования
      — владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова
      — использовать в речи различные конструкции предложений
      — строить связное высказывание, устанавливать логику.

      Содержание учебного курса

      1. предложение и слово:

      Речь и предложение. Предложение и слово

      2. слоговой анализ и синтез слова.

      Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове. Составление слов из слогов.

      3. звуки и буквы:

      Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда. Согласные звуки и буквы. Их дифференциация в словах.

      Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости с помощью мягкого знака. Обозначение мягкости с помощью гласных.

      Согласные звонкие и глухие. Непарные глухие согласные. Непарные звонкие согласные. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных в конце слова. Творческая работа по теме «Осень»

      4. предложения:

      Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных. Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных. Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных.

      5. морфологический состав слова:

      Корень, как главная часть слова. Родственные слова. Однокоренные слова, не являющиеся родственными. Дифференциация родственных и однокоренных слов. Сложные слова. Соединительная гласная «е»/ «о» в середине слова. Приставка. Префиксальный способ образования слов. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Окончание. Творческая работа по теме «Зима»

      6. предлоги и приставки:

      Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с приставками. «Не» с глаголами.

      7. связная речь:

      Слова- синонимы. Слова-антонимы. Слова-омонимы. Пересказ с опорой на:-серию сюжетных картинок, -сюжетную картинку, -по вопросам, -по опорным словам, -по предметным картинкам. Творческая работа по теме «Весна»

      8. лексические темы:

      «Лето». Творческая работа по теме «Лето». «Осень». «Птицы». «Растения и животные». «Дикие животные и их детеныши»

      «Домашние животные» и их детеныши. «Животные жарких стран». «Животные холодных стран». «Зима». «Зимние забавы»

      «Весна». «Водоем и его обитатели». «В гостях». «Овощи, фрукты». «Грибы». «Ягоды». «Дом, семья». «Мебель». «Одежда. Головные уборы». «Обувь». «Посуда». «Профессии». «Рыбы». «Школа». «Насекомые». Повторение пройденного за год.

      logoped18.ru

      Портфолио учителя-логопеда Лопатиной Веры Георгиевны

      Планирование логопедической работы по преодолению заикания у детей в условиях логопедического пункта

      Статья, опубликованная в научно-практическом журнале «Логопед», №8/2011

      Планирование логопедической работы по преодолению заикания у детей в условиях логопедического пункта.

      Заикающиеся школьники нуждаются в логопедической помощи с первых дней обучения. Ведь известно, что с поступлением в школу у этих детей нередко наблюдается ухудшение речи, что связано со сменой образа жизни и вида деятельности. Вместе с тем коррекционная работа со школьниками имеет свою специфику. Так, обычно у детей, посещающих логопедические занятия в школьном логопункте, в отличие от условий стационара, не представляется возможным использовать режим полного молчания. Но при этом логопедические занятия непременно должны сочетаться с проведением медикаментозного лечения и физиопроцедур, которые назначаются ребёнку врачом – неврологом. Основу преодоления заикания у младших школьников должна составить коррекция речевого общения, связанного с ведущей в данном возрасте учебной деятельностью. Поскольку заикание с наибольшей интенсивностью проявляются во время занятий в классе, основой коррекционного воздействия должна быть организация специальных упражнений, моделирующих различные варианты дидактической коммуникации. Причём основой каждого коммуникативного упражнения должно быть выполнение таких умственных действий, операций, которые являются актуальными для решения разнообразных учебных задач и активно используются учащимися в процессе учебной деятельности в классе.

      Одним из главных принципов обучения является принцип сохранности речи, т. е. выбор речевых упражнений должен определяться сохранными речевыми возможностями заикающегося. Это в свою очередь требует учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка. В зависимости от клинической картины заикания проводятся функциональные тренировки. При невротическом заикании их цель – нивелирование страха речи, перевод ранее травмирующей ситуации в разряд привычной и даже доставляющей удовольствие. При неврозоподобном заикании цель функциональной тренировки – закрепление рефлекса плавной речи и воспитание речевой дисциплины, привычки постоянного самоконтроля в любой жизненной ситуации. В среднем курс занятий рассчитан на три месяца.

      Формы речевого общения от занятия к занятию усложняются.

      а) Степень самостоятельности речи: б) Степень подготовленности:

    8. сопряжённая 1. текст выучен наизусть
    9. полусопряжённая 2. отрепетированный вслух
    10. отражённая 3. мысленно продуманный
    11. ответы на вопросы 4. экспромт
    12. пересказ
    13. рассказ
    14. спонтанная речь
    15. в) Сложность речевой структуры:

      В начале смыслового отрезка трудно говорить. Поэтому вначале берутся фразы, не связанные по содержанию.

      г) Степень громкости речи: д) Зависимость от обстановки:

      1. всегда говорят свободно шёпотом 1. привычная обстановка

      2. нет судорог при беззвучной речи 2. малознакомая

      3. свободней говорят тихо, чем громко 3. незнакомая, чужая обстановка

      е) Плавность и ритмичность речи: ж) Зависимость от общественного окружения:

    16. пение 1. в одиночестве
    17. пение с движениями 2. с близкими друзьями
    18. ритмизованная речь 3. с логопедом, с учителем
    19. ритмизованная речь без движения 4. с малознакомыми
    20. опора на гласные звуки 5. с незнакомыми
    21. разнометричная речь (ударение
    22. падает на разные слоги)

      з) Эмоциональное состояние.

      Логопед ставит задачу: воспитать умение владеть собой, проявлять волю и демонстрировать речь независимо от обстановки.

    23. дидактические и подвижные игры, рисование, конструирование, творческие игры
    24. степень сложности действий (элементарные действия, комплекс действий)
    25. отношение деятельности к речи во времени (речь сопровождающая, завершающая, предваряющая).
    26. Примерный тематический план логопедической работы с заикающимися младшими школьниками.

      1 этап Подготовительный

      1. Знакомство с детьми, исследование речевой патологии ребёнка,

      заполнение речевых карт, изучение данных невропатолога.

      2. Установочная беседа с родителями: организация и проведение общего и

      речевого охранительного режима. ( Два первых занятия).

      2 этап Охранительный.

      1. Соблюдение охранительного режима. Ограничение спонтанной речи.

      2. Объяснить значение артикуляции и правильного дыхания в акте речи,

      знакомство с артикуляционной гимнастикой.

      3. Обучение детей нижнедиафрагмальному дыханию.

      4. Расслабление мышц по контрасту с напряжением.

      5. Устранение психоэмоционального напряжения, вселение в ученика уверенности в

      kjgfnbyf.rusedu.net

      Календарно-тематическое планирование по теме:
      логопедическая работа с учащимися, имеющими диагноз «Заикание»

      характеристика группы, ведущие признаки заикания, типы течения заикания, основные задачи, поурочный годовой план работы.

      Предварительный просмотр:

      Логопедическая работа с учащимися, имеющими диагноз «Заикание»

      Можно выделить 3 группы заикающихся:

      1 группа. Дети с обычным темпом движений (свободные, плавные, координированные движения), с активным вниманием. К речи некритичны. Не испытывают страха речи, контролируют её. В незнакомой обстановке угловаты, напряжены. Дают хорошие результаты при коррекции, рецидивы редки.

      2 группа. Дети с быстрыми, беспорядочными движениями, двигательным беспокойством, плохой моторикой. Они суетливы, болтливы, их речь торопливая, смазанная, недоговариваются слова, фразы. Выражен страх речи. Плохо вступают в контакт, демонстрируют яркие эмоциональные реакции. Отмечаются сопутствующие движения. После лечения и логопедического воздействия успокаиваются, темп речи выравнивается, запинки постепенно проходят (могут проявляться при сильном волнении).

      3 группа . Дети с замедленным темпом движений, вялые, нерешительные, малоактивные. Речь медленная, монотонная, голос тихий, дыхание короткое, артикуляция вялая, есть страх речи. После коррекции и лечения становятся активнее, движения и речь нормализуются. Остаются редкие и лёгкие запинки. Возможны рецидивы.

      Ведущие признаки заикания

    27. Судороги в периферических отделах речевого анализатора (дыхательном, голосовом, артикуляционном), лицевые судороги;
    28. Расстройство общей моторики . У детей с заиканием обычно нарушены общая и мелкая моторика. Их движения некоординированы, нет синхронности в движениях правой и левой рук, ног, нарушена осанка. Эти дети не могут поймать мяч; медленно, роняя, выкладывают карточки; испытывают трудности в работе с мелкими предметами; у них из рук часто выпадают ручки, карандаши. Речь заикающихся, как правило, сопровождается сопутствующими движениями, которые проявляются по-разному: от раздувания крыльев носа и зажмуривания глаз до сложных движений всем телом (кивание головой, раскачивание, притопывание, сжатие кулаков и т.д.).
    29. Нарушение вегетативной нервной системы (усиление потовыделения, покраснение кожного покрова).
    30. Нарушение эмоционально-волевой сферы. Заикание существенно отражается на формировании личности, наблюдается нарушение системы отношений, что приводит к патологическим формам поведения и сужению рамок социальной адаптации ребёнка. Нарушение общения у заикающихся меняет условия формирования личности, развития сознания и самосознания. У детей с невротической формой заикания общественные отношения (с родителями, сверстниками) нарушаются постепенно, по мере закрепления речевой патологии и осложнения её вторичными явлениями. При неврозоподобной форме заикания развитие общественных отношений сильно отстаёт от нормы. Заикающиеся дети характеризуются такими особенностями поведения, как тревожность, мнительность, боязливость и т.д. С возрастом появляется неуверенность в себе, образуется низкая самооценка, возникает боязнь речевого общения.
    31. Типы течения заикания

    32. Стационарный тип – характеризуется достаточной стабильностью протекания дефекта, то есть выраженностью речевого дефекта, наличием логофобии, сопутствующих психопатологических и моторных нарушений.
    33. Рецидивирующий тип – чередование лавной речи с периодами заикания.
    34. Волнообразный тип – периоды различной длительности то в сторону улучшения, то ухудшения.
    35. Прогредиентный тип – тенденция к ухудшению речи (к усиленному заиканию).
    36. 1. Задача организационного момента – настроить детей на деловой, бодрый лад.

      2. Задачи общей моторной зарядки:

      — снятие излишнего мышечного напряжения;

      — воспитание навыка произвольной регуляции мышечного тонуса;

      — преодоление двигательных уловок;

      — коррекция общей и мелкой моторики.

      3. Задачи речевой зарядки:

      — воспитание правильного речевого дыхания;

      — воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса;

      — воспитание лёгкого включения артикуляционных движений;

      — коррекция трудных для произношения звуков;

      — устранение сорных звуков.

      4. Задача координации речи с движением:

      — воспитание темпа, ритма и плавности речи.

      5. Задача собственно речевой работы:

      — постепенное овладение всё усложняющимися формами речи без заикания.

      nsportal.ru

      Рабочая программа по логопедии (1, 2 класс) на тему:
      Рабочая программа по коррекции заикания

      Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

      им. Героя Советского Союза В.П.Ферапонтова

      г.Белебея муниципального района Белебеевский район

      на заседании МО учителей начальных

      Протокол №__ от ___2017г.

      ______ / Бушуева О.Н. . /

      зам. директора по УВР

      приказом директора МАОУ СОШ №1

      №____ от _______2017 г.

      Образовательная область: коррекция нарушений речи

      Учебный предмет «Логопедические занятия по коррекции заикания».

      Количество часов: 3часа

      Составитель (и): Валитова Л.А., учитель -логопед

    37. Пояснительная записка 2стр.
    38. Содержание учебного курса 4стр.
      • Организационно – содержательные аспекты коррекционного курса 5стр
      • Результаты освоения коррекционного курса 7стр.
      1. Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому
    39. Тематический план программы 21стр.
    40. Календарно-тематическое планирование 24стр.
    41. Рабочая программа по коррекции заикания составлена на основе обязательного минимума содержания начального образования и нормативных документов:

      1. Данная программа разработана в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования.

      2. Законом Российской Федерации «Об образовании» — Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. №124-ФЗ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196, Проектом типового положения о логопедическом пункте при общеобразовательном учреждении (Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 12.04.1995 г.), Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

      3.Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В. Ястребова, Т.Б.Бессонова, М.:КОГИТО-ЦЕНТР,1991 г.

      Заикание представляет собой одно из наиболее распространенных и сложных речевых расстройств, трудно поддающееся коррекции. Расстройства речи у заикающихся имеют длительное течение, которое нарушает полноценный процесс коммуникации, приводят к определенным психологическим изменениям, вызывающим дезадаптацию этих лиц в обществе. Среди обучающихся в общеобразовательных школах особую группу составляют заикающиеся дети, которые нуждаются в логопедической помощи уже с первых дней обучения. Без неё они испытывают затруднения в процессе общения и обучения. Своевременная и систематическая помощь позволит преодолеть заикание и обусловленные им отрицательные последствия.

      Устная речь обучающихся этой группы характеризует следующее:

      1. У детей имеет место определённое несоответствие между уровнем развития языковых средств и способностью адекватно пользоваться ими в процессе устного общения.

      2. Указанное своеобразие, типичным выражением которого является наличие специфических коммуникативных затруднений в процессе устного общения, составляет суть рассматриваемого дефекта.

      3. Интенсивность коммуникативных затруднений тесно связана с рядом ситуативных факторов: условия, в которых осуществляется деятельность общения; содержание (суть) общения; роль (позиция) в процессе коммуникации.

      Усиление заикания наблюдается в период школьного обучения (первая волна обострения), особенно в первый год, а затем в подростковом возрасте (вторая волна обострения). Для коррекции заикания у детей разработана специальная рабочая программа. Система логопсихотерапевтических занятий с заикающимися построена на основе общепринятых принципов в детской логопедии, но с учетом возрастных особенностей обучающихся. Логопедическая работа включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия и работу с родителями, рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта. Большое значение программа имеет и в своевременной информированности взрослых о возможностях и методах коррекционной педагогики, а также в повышении культуры родителей в области воспитания и обучения детей младшего школьного возраста.

      Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий

      Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты: используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах .

      Роль и место учебного курса в образовательной процессе.

      Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции заикания у детей с ОВЗ.

      Заикание — это дискоординационное расстройство речи. Внешне оно проявляется в судорожных нарушениях речевого ритма, связанных с предшествующими и одновременными болезненными неврологическими и психическими изменениями, особенно в эмоционально-волевой сфере.

      Условно различают три степени заикания:

      1. легкая степень — заикание возникает в возбужденном состоянии и при стремлении к быстрому высказыванию;

      2. умеренная (средняя) степень — в спокойном состоянии и в привычной обстановке заикание, как правило, проявляется мало, в эмоциональном состоянии — усиливается;

      3. высокая (тяжелая) степень — заикание отмечается в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

      Многофакторная обусловленность заболевания, изменения в коммуникативной сфере определяют сложность этой проблемы и требуют комплексного психолого-педагогического подхода к ее анализу и решению. Клинические проявления заикания не исчерпываются «нарушениями плавности и слитности речи». Существенную роль в их формировании играет возникающий у пациента страх речи — логофобия, а также невротическая переработка дефекта.

      Основные цели: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной речи, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся; восстановление социальной активности. Для достижения этих целей используется комплексный психолого-педагогический подход .

      Увеличение числа учащихся с заиканием, предъявление более высоких требований к работе логопеда, очень незначительное количество специальной литературы, отсутствие чёткого планирования вызвало необходимость создания специальной логопедической программы для учащихся, страдающих заиканием.

      Концептуальностъ программы: следует отметить, что эта программа написана с основными принципами логопедии как науки и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.

      Программа опирается на следующие принципы:

      общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

      В процессе логопедической работы по коррекции заикания наиболее значимыми являются следующие принципы:

      Принцип комплексности – логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо).

      Патогенетический принцип – коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают функционирование операций процесса чтения и письма. Принцип максимальной опоры на различные анализаторы.

      Принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции.

      Принцип поэтапного формирования умственных действий – свёртывание, автоматизация внешних операций, перевод их во внутренний план.

      Принцип учёта зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) – процесс развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно, с учётом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.

      Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала – логопедическая работа по формированию тех или иных речевых функций должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением.

      Принцип системности – методика работы представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание определённой функциональной системы. Использование каждого метода определяется основной целью и его местом в общей системе работы.

      Принцип деятельностного подхода – воздействие на все этапы процесса как многоуровневой деятельности (ориентировочный, операциональный и этап контроля).

      Онтогенетический принцип – учёт этапов и последовательности формирования функций, обеспечивающих процессы.

      Общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

      Коррекция нарушений речи обучающихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.

      Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся одного класса.

      На занятие с группой обучающихся отводится, как правило, 40 минут , на индивидуальное занятие – 20 минут на каждого ребёнка.

      Занятия проводятся: 3 раза в неделю.

      Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

      Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта

      обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

      Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).

      Программа состоит из следующих разделов:

      — этап формирования техники нормативной речи;

      — этап активных речевых тренировок;

      — этап закрепления навыков организованной речи;

      В структуру занятия могут входить :

      — дыхательные, релаксационные и голосовые упражнения;

      — упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

      — упражнения по сопряженному и отраженному произнесению предложений, чистоговорок и считалок;

      — упражнения на расчленение предложения на связные отрезки (синтагмы), работа над паузацией;

      — работа над пересказом;

      — работа над спонтанной речью;

      Организационно-содержательные аспекты коррекционного курса

      Работа по компенсации нарушенного речевого развития строится в несколько этапов.