Подростки с умственной отсталостью

Характеристика подростка с легкой степенью умственной отсталости

Характеристика умственной отсталости

Проблеме умственной отсталости в отечественной дефектологии всегда уделялось большое внимание. Начиная с 1960-х годов XX века, интерес к данной проблеме возрастает. Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, О.Е. Фрейров и ряд других ученых внесли большой вклад в теорию и практику специальной педагогики.

Как отмечает А.В. Вишневская, пути изучения проблемы умственной отсталости были четко сформулированы Г.Е. Сухаревой, которая рассматривает их в трех аспектах: биологическом, клиническом и социальном [2, с. 103].

Согласно С.Д. Забрамной, термином «умственная отсталость» в отечественной коррекционной педагогике обозначается стойко выраженное снижение познавательной активности ребенка, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы. Степень поражения может быть различной по тяжести, локализации и времени наступления. Другими словами, этиология патологического развития может быть самой разнообразной, а это, в свою очередь, вызывает индивидуальные особенности физиологического, эмоционально-волевого и интеллектуального развития умственно отсталого ребенка [9, с. 68].

Различная структура дефекта вызывает различные виды (степени) умственной отсталости. Наиболее большую группу среди умственно-отсталых детей составляют дети-олигофрены. Олигофрения определяется как форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС (в первую очередь коры головного мозга) в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) периодах [12, с. 77].

По глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении подразделяется на три степени: идиотия, имбецильность и дебильность (согласно традиционной классификации).

В настоящий момент принято выделять 4 степени умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая.

Дебильность это наиболее легкая степень умственной отсталости. Сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы детей с легкой степенью умственной отсталости не позволяют им овладеть программой общеобразовательной массовой школы [12, с. 77].

А.В. Вишневская отмечает, что изучение и усвоение учебного материала по любому предмету школьной программы для детей с легкой степенью умственной отсталости сложны. Например, овладевая устной и письменной речью, понятием числа и др., они испытывают затруднения в понимании связей между звуком и буквой, множеством и его числовым выражением и т.п. Все это физиологически обусловлено недоразвитием аналитико-синтетической функции высшей нервной деятельности, нарушениями фонематического восприятия и фонетико-фонематического анализа. Соматические нарушения, общая физиологическая ослабленность (особенно на ранних годах обучения), нарушение моторики, особенности эмоционально-волевой сферы, системы побудительных мотивов, характера и поведения в значительной степени ограничивают круг их последующей профессионально-трудовой деятельности [2, с. 80].

В результате недоразвития познавательных интересов, как отмечает С.Д. Забрамная, дети с легкой степенью умственной отсталости получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден.

У детей с легкой степенью умственной отсталости наблюдается так же нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Восприятием таких детей, согласно исследователям необходимо руководить.

Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый материал [9, с. 5].

Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые дети начинают различать цвета. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета. Ж.И. Шиф повел специальное исследование, согласно которому, в 14% случаев к образцу темно-синего цвета учениками вспомогательной школы подбирался объект темно-зеленого цвета и наоборот. У учащихся общеобразовательной школы это не наблюдалось [12, c. 79].

Восприятие неразрывно связано с мышлением. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является отсутствие критичности, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления.

С.Д. Забрамная пишет о том, что у умственно отсталых детей позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания у умственно отсталых выражено не так ярко, как у сверстников с нормальным интеллектом [9, с. 7].

Как отмечают большинство исследователей основной особенностью детей с умственной отсталостью, является недостаточность критического отношения к себе и ситуации, неспособность понять смысл своих поступков и предвидеть их последствия.

Общим характерным признаком в эмоционально-волевой сфере умственно отсталых, ученые называют преобладание аффектов.

Исследователи указывают на то, что умственно-отсталые редко испытывают недовольство собой и чувствуют вину [15, с. 157].

Что касается легкой степени умственной отсталости, то согласно исследованиям, люди с таким диагнозом могут обобщать данные жизненного опыта, делать несложные умозаключения и практические выводы. В несложных жизненных ситуациях, опираясь на предшествующий практический опыт, они могут проявлять достаточную целенаправленность и активность, могут правильно оценивать складывающуюся ситуацию, контролировать свои поступки, с учетом накопленного жизненного опыта могут адекватно изменять свое поведение, у них нарастает уровень критических способностей, выбирают посильные для себя виды деятельности, самостоятельно организуют свой быт, растворяются в обществе, становясь вполне конкурентно-способными [15, с. 191].

М.С. Певзнер, говорит, о том, что у детей с легкой степенью умственной отсталости отмечаются и трудности в воспроизведении образов восприятия — представлений. Недефференцированность, фрагментарность, уподобление образов и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности таких детей.

У детей с легкой степенью умственной отсталости более, чем у их нормальных сверстников, отмечают многие авторы, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость [21, с. 171].

Как утверждает С.Я. Рубенштейн ощущения и восприятие у детей с легкой умственной отсталость формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Нарушение мотивационного компонента восприятия оказывает огромное влияние на перцептивную активность. В зависимости от мотивов личности по-разному строится перцептивная деятельность. Е.Т. Соколова отмечает, что слабость мотиваций у лиц с умственной отсталостью приводит к тому, что у них перцепция принципиально не отличается от субъекта к субъекту. Иначе говоря отсутствие разнообразия в активности восприятия приводит к его примитивизации. [11, с. 203]

Согласно В.И. Лубовскому умственная отсталость, проявляется не только в нарушении познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечается недоразвитие эмоций, их незрелость, а также малая связь чувств с разумом. Чем выраженнее умственная отсталость, тем менее дефферинцированы эмоции, нет оттенков переживаний. Характерной чертой, отмечает автор, является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех — слезами и т.п. Переживания их поверхностные. У некоторых умственно-отсталых эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада [15, с. 115].

Существуют отличия и состояние волевой сферы умственно отсталых. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость — отличительные качества их волевых процессов [12, с. 9].

Таковы наиболее характерные черты недоразвития и особенности протекания познавательно и эмоционально-волевых процессов умственно отсталых детей.

Все отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития.

Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. М.С. Певзнер, В.И. Лубовский и др. отмечают значительную динамику в развитии детей с легкой степенью умственной отсталости при правильно организованном психолого-медико-педагогическом воздействии в условиях специальных учреждений.

studbooks.net

Отклоняющееся поведение подростков с легкой степенью умственной отсталости Текст научной статьи по специальности «Отклоняющееся поведение»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Николаенко Яна Николаевна

Изучение причин отклоняющегося поведения при умственной отсталости показало, что подростки с легкой степенью умственной отсталости более агрессивны и в то же время более тревожны, чем их сверстники с сохранным интеллектом. Иными словами, агрессивное поведение подростков с умственной отсталостью может быть расценено как форма компенсации тревоги.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Николаенко Яна Николаевна,

Deviant behaviour of mentally retarded teenagers

The investigation into the reasons for mentally retarded children’s deviant behaviour showed that teenagers suffering from a light degree of mental retardation are more aggressive and at the same time more anxious than teenagers of their age with safe intellect. In other words, the aggressive behaviour of mentally retarded teenagers can be understood as a form of anxiety compensation.

Текст научной работы на тему «Отклоняющееся поведение подростков с легкой степенью умственной отсталости»

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Работа представлена кафедрой специальной психологии Института специальной педагогики и психологии.

Научный руководитель — кандидат психологических наук, доцент В. М. Сорокин

Ключевые слова: умственно отсталые подростки, отклоняющееся поведение.

DEVIANT BEHAVIOUR OF MENTALLY RETARDED TEENAGERS

The investigation into the reasons for mentally retarded children’s deviant behaviour showed that teenagers suffering from a light degree of mental retardation are more aggressive and at the same time more anxious than teenagers of their age with safe intellect. In other words, the aggressive behaviour of mentally retarded teenagers can be understood as a form of anxiety compensation.

Key words: mentally retarded teenagers, deviant behaviour.

Подростковый возраст является своеобразной группой риска возникновения поведенческих девиаций [3, с. 258; 5, с. 56; 7, с. 242]. Особый интерес к заявленной проблеме обусловлен широкой распространенность отклоняющихся форм поведения среди подростков с легкой степенью умственной отсталости [4, с. 254; 6, с. 4-14; 11, с. 37-38].

Патология эмоциональной сферы при умственной отсталости часто рассматривается как одна из основных причин возникновения стойких форм отклоняющегося поведения. Наиболее распространенными формами патологии эмоциональной сферы принято считать: повышенную аффективную возбудимость, агрессивность; эмоциональную лабильность/ригидность; слабую дифференци-рованность эмоций; недоразвитие высших эмоций: гностических, нравственных и др.

Существует немало теорий, объясняющих причины возникновения отклоняющегося поведения у подростков с умственной отсталостью. К числу наиболее известных теорий принадлежит концепция Л. С. Выготского о единстве функционирования аффективной и интеллектуальной сферы [2, с. 233]. Согласно данной теории, становление личности умственно отсталого подростка изначально протекает в неблагоприятных (нарушенных) условиях. По этой причине расстройства эмоциональной и личностной сферы находятся в тесной взаимосвязи от степени нарушений интеллекта. В то же время в повседневной жизни степень эмоционального недоразвития не всегда соответствует глубине интеллектуальных нарушений [11, с. 38].

Заслуживает также внимания теория «социального научения» [1, с. 115; 12, с. 75]. В рамках указанной теории агрессивное поведение человека, рассматривается как ориентированное на образец для подражания. Действительно, часто агрессивное поведение умственно отсталых подростков находится в прямой зависимости от сходного типа поведения, проецируемого со стороны ближайшего окружения: родителей, одноклассников [4, с. 255].

В то же время, несмотря на указанные трудности, сфера личности умственно отсталого подростка остается более сохранной по сравнению с уровнем развития познавательных процессов [9, с. 141].

Таким образом, выявление причинноследственных механизмов деформации личности подростков с легкой степенью умственной отсталости является одной из приоритетных задач коррекционной психологии и представляет собой превентивную меру отклоняющегося поведения.

Цель нашего исследования может быть определена как уточнение и расширение диапазона причин отклоняющихся форм поведения при умственной отсталости. С нашей точки зрения, ограниченный спектр поведенческих моделей в сочетании с нарушениями интеллекта создают предпосылки для формирования хронической ситуации фрустрации многих потребностей. Иными словами, отклоняющееся поведение умственно отсталого подростка следует рассматривать как форму псевдокомпенсации.

В нашем исследовании приняли участие 106 испытуемых в возрастном диапазоне от 13

до 16 лет. Экспериментальную группу составили 52 ученика школы УШ вида, контрольную -54 ученика общеобразовательной школы.

Исследование тревоги и компенсаторных стилей поведения осуществлялось при помощи цветового теста Люшера [10, с. 32]. Диагностика склонностей к агрессивному поведению определялась с помощью личностного опросника Басса-Дарки.

В начале рассмотрим полученные результаты по методике Басса-Дарки. Было выяснено, что подростки с легкой степенью умственной отсталости в большей степени склонны к агрессивному поведению, чем подростки с нормальным интеллектом (достоверность различий при р

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

cyberleninka.ru

Особенности копинг-поведения и механизмов психологической защиты умственно отсталых подростков Текст научной статьи по специальности «Патопсихология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Колосова Т. А.

Рассмотрены представления об адаптационных возможностях умственно отсталых подростков и представлены результаты исследования особенностей копинг-поведения и механизмов психологической защиты у подростков с легкой степенью умственной отсталости . Выявлены особенности совладающего поведения умственно отсталых подростков, структуры психологической защиты и их взаимосвязь с уровнем адаптации . Показано, что преимущественное использование агрессивных копинг-стратегий поведения и механизмов защиты по типу отрицания и регрессии снижает адаптационный потенциал умственно отсталых подростков.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Колосова Т.А.,

Concepts of adaptive abilities of mentally retarded teenagers are examined and results of studying peculiarities of copying behavior and psychological defense mechanisms of teenagers with a slight degree of mental retardation are presented. Peculiarities of copying behavior of mentally retarded teenagers, psychological defense structures and their correlation strategies and defense mechanisms are revealed. It reflects on negation and regression reducing adapting potential of mentally retarded teenagers.

Текст научной работы на тему «Особенности копинг-поведения и механизмов психологической защиты умственно отсталых подростков»

ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ И МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ

Работа представлена кафедрой специальной психологии ИСПиП.

Научный руководитель — кандидат психологических наук, доцент Н. Л. Коновалова

Рассмотрены представления об адаптационных возможностях умственно отсталых подростков и представлены результаты исследования особенностей копинг-поведения и механизмов психологической защиты у подростков с легкой степенью умственной отсталости. Выявлены особенности совладающего поведения умственно отсталых подростков, структуры психологической защиты и их взаимосвязь с уровнем адаптации. Показано, что преимущественное использование агрессивных копинг-стратегий поведения и механизмов защиты по типу отрицания и регрессии снижает адаптационный потенциал умственно отсталых подростков.

Проблема умственной отсталости является одной из ведущих в специальной психологии. Это связано, во-первых, с увеличением количества детей с подобным диагнозом, во-вторых, с более тонкой дифференциацией различных форм умственной отсталости и, в-третьих, с необходимостью нахождения эффективных путей оказания помощи этим детям на пути их социальнопсихологической адаптации.

Как отмечает ряд авторов, устойчивая психическая адаптация — это уровень психической деятельности, определяющий адекватное заданным условиям среды по-

ведение человека, его эффективное взаимодействие со средой и успешную деятель -ность без значительного нервно-психического напряжения1.

Адаптацию человека можно определить как совокупность реакций, лежащих в основе его приспособления к непривычным условиям жизни и деятельности. Адаптация включает в себя не только процессуальные ее характеристики, но и психические состояния, отражающие эффективность этих процессов, — адаптированность. Она часто и во многом определена рядом особенностей человека, составляющих его адаптивность.

Адаптационный потенциал умственно отсталых детей по отношению к детям с нормальным интеллектом снижен. В силу недостаточного осмысления складывающихся вокруг них социальных ситуаций у них часто возникают психологические проблемы там, где у нормальных детей эти задачи решаются без особого напряжения. Дети с отставанием умственного развития отличаются не только особенностями познавательной деятельности, но и характером и содержанием психологических проблем, а также особенностями процессов психической адаптации2.

Одним из механизмов адаптации подростка к меняющимся социальным условиям является совпадающее поведение, которое требует от человека особых усилий и проявления незаметных в обычных условиях личностных качеств. Совпадающее поведение подростков с умственной отсталостью с проблемными ситуациями в значительной мере определяет эффективность их социально-психологической адаптации к изменившимся условиям жизни.

При возникновении негативных, психотравмирующих переживаний, когда возникает необходимость справиться с эмоциональным напряжением, человек прибегает не только к осознанной, но и бессознательной деятельности своей психики. В устранении эмоционального дискомфорта принимают участие бессознательные механиз-мы психологической защиты, позволяющие сбалансировать внутреннее состояние человека и стабилизировать его поведение.

Изучение специфики совпадающего поведения и механизмов психологической защиты у подростков с умственной отсталостью связано с особенностями их психической сферы. Несформированность навыков общения, отсутствие умения адекватно распознавать намерения партнера по общению и его эмоциональное состояние, неумение правильно выстраивать линию поведения часто приводит к возникновению в среде умственно отсталых межличностных конфликтов. Особенности мотивационной и

эмоционально-волевой сферы вызывают неадекватные поступки и действия в различных ситуациях. В силу интеллектуальной неполноценности они некритично оценивают свои действия и их последствия.

Цель исследования состояла в изучении особенностей копинг-стратегий поведения и механизмов психологической защиты умственно отсталых подростков и их взаимосвязи с уровнем социально-психологической адаптации.

В исследовании приняли участие подростки в возрасте 13-15 лет, учащиеся 6-8-х классов специальной коррекционной школы VIII вида.

При проведении экспериментально-психологического исследования были использованы следующие методики: «Карта наблюдений» Стотта, опросник копинг-стратегий детей школьного возраста, адаптированного Н. А. Сиротой и В. М. Ялтоновским, в варианте И. М. Никольской и Р. М. Грановской, методика исследования самооценки методом ранжирования С. А. Будасси, опросник Плутчика — Келлермана — Конте для определения механизмов психологической защиты.

Исследование включало несколько этапов.

• На первом этапе проведено изучение стратегий совпадающего поведения, механизмов психологической защиты и социально-психологической адаптации у подростков с умственной отсталостью.

• На втором этапе проводился сравнительный анализ результатов исследования копинг-поведения и механизмов психологической защиты в группе умственно отсталых подростков с разным уровнем социально-психологической адаптации.

Оценка степени адаптации умственно отсталых подростков проводилась при помощи «Карты наблюдений» Стотта. По результатам экспертных оценок обследованная группа подростков с умственной отсталостью была разделена на две подгруппы: в первую подгруппу вошли подростки (36%) со средним уровнем адаптации,

во вторую — 64% подростков, оценка адаптации которых находилась в диапазоне от 40 до 60%, что, по данным В. А. Мурзенко, соответствует низкому уровню. Социальнопсихологическая дезадаптация школьников определялась одновременным присутствием нескольких ведущих синдромов. Так, в структуре дезадаптации подростков с низким уровнем адаптации одновременно обнаружено от 5 до 9 синдромов дезадаптации. Выявлены следующие частоты распределения доминирующих синдромов: «депрессия» — 88%; «тревожность по отношению к детям» — 88%; «недостаток социальной нормативности» — 72%; «конфликтность с детьми» — 72%; «неугомонность» — 72%. У подростков со средним уровнем адаптации выявлена тенденция к проявлению совокупности отдельных показателей, характерных для одного или двух синдромов. Например, синдром «невротические проявления» не выражен, но у подростка встречаются отдельные проявления невротического поведения.

В результате проведенного анализа было установлено, что между умственно отсталыми подростками со средним и низким уровнями адаптации существуют достоверные различия в доминировании синдромов дезадаптации: «депрессия», «тревожность по отношению к взрослым», «тревожность по отношению к детям», «неприятие взрослых», «эмоциональное напряжение». В группе подростков с низким уров -нем адаптации данные синдромы являются не только доминирующими, но и выражены в значительно большей степени по сравнению с адаптированными подростками. Можно предположить, что такое положение объясняется бедным репертуаром копинг-стратегий низкоадаптированных умственно отсталых подростков. Совпадающее поведение — один из защитных механизмов личности, но в отличие от механизмов психологической защиты, копинг-по-ведение является сознательным. Анализируя корреляционные взаимосвязи синдромов дезадаптации в обеих группах, удалось

установить достоверно значимую взаимосвязь между уровнем дезадаптации по тому или иному синдрому и вариантами применяемых копинг-стратегий. Положительная корреляция синдромов дезадаптации с ко-пинг-стратегиями в группе подростков с низким уровнем адаптации была обнаружена только в двух случаях: со стратегией аффективного отреагирования посредством агрессии и эмоционального отреагирования через горе и страдание. Здесь можно наблюдать, с одной стороны, достаточно бедный арсенал совпадающего поведения, а с другой — использование данными подростками с умственной отсталостью стратегий эмоционального реагирования на ситуацию без попытки найти какое-либо решение проблемы.

Умственно отсталые подростки со средним уровнем адаптации в качестве совпадающего поведения применяют стратегии эмоционального отреагирования, в том числе через агрессивные действия, фантазирование, расслабление, стратегии избегания, а также стратегии разрешения ситуации (использование внутренней речи с целью лучшего осмысления ситуации).

В группе умственно отсталых подростков были выявлены наиболее эффективные стратегии поведения в зависимости от уровня адаптации. Самыми частыми по использованию (частота встречаемости — свыше 65%) в группе подростков со средним и низким уровнем адаптации оказались следующие стратегии (рис. 1).

Обращает на себя внимание использование некоторых стратегий поведения в равной степени подростками обеих групп. Так, стратегии смены деятельности, уход «в себя» характерны для подростков с умственной отсталостью независимо от уровня адаптированности. При этом подростки с низкой адаптацией гораздо чаще прибегают к стратегиям агрессивного реагирования. Ранжирование используемых стратегий поведения по частоте встречаемости показало, что в группе подростков с низким уровнем адаптации деструктивные

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

□ подростки со средним уровнем адаптации

□ подростки с низким уровнем адаптации

Рис. 1. Частота встречаемости копинг-стратегий у подростков с умственной отсталостью с разным

1 — «Смотрю телевизор, слушаю музыку». 7 — «Остаюсь сам по себе один».

2 — «Стараюсь расслабиться, оставаться спокойным». 8 — «Гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде».

3 — «Стараюсь забыть». 9 — «Рисую, читаю или пишу».

4 — «Говорю с кем-нибудь». 10 — «Дразню кого-нибудь».

5 — «Мечтаю, представляю что-нибудь». 11 — «Бью, лoмaю, швыряю вещи».

6 — «Прошу прощения или говорю правду». 12 — «Борюсь или дерусь с кем-нибудь».

стратегии поведения занимают 2, 3 и 4-е ранговые места. Преобладание данных стратегий поведения у значительной части обследованных умственно отсталых подростков снижает их адаптивные возможности. Агрессивное поведение проявляется в виде вербальной и физической агрессии по отношению к людям и вещам. В группе подростков со средним уровнем адаптации стратегии агрессивного поведения не являются доминирующими.

При анализе результатов корреляцион-ного анализа использования копинг-стратегий подростками с умственной отсталостью с разным уровнем адаптации были сделаны следующие выводы:

• стратегии поведения умственно отсталых подростков взаимосвязаны с ведущим синдромом дезадаптации и определяются его выраженностью;

• в обеих группах умственно отсталых подростков доминирующей стратегий со-владания является стратегия «смотрю телевизор, слушаю музыку», а также имеют место стратегии смены деятельности и общения;

• использование стратегий расслабления и фантазирования в большей степени присуще подросткам со средним уровнем адаптации. Испытывая напряжение в реальной жизни, умственно отсталый подросток переживает неприятные моменты в воображаемом мире, это помогает осмыслить и справиться с проблемной ситуацией;

• для подростков со средним уровнем адаптации в большей степени характерным является преобладание конструктивных стратегий поведения, в то время как для подростков с низким уровнем адаптации свойственны деструктивные копинг-стратегии;

• использование преимущественно деструктивных стратегий поведения неадаптированными подростками с умственной отсталостью усугубляет их социально-психологическую дезадаптацию. Высокий уровень враждебности затрудняет процесс социально-психологической адаптации и, в свою очередь, провоцирует частое применение агрессивных стратегий поведения.

Наряду с осознанными стратегиями со-владания в качестве защиты личности мо-

гут выступать и механизмы психологической защиты, проявляющиеся бессознательно. В изученных группах умственно отсталые подростки используют восемь защитных механизмов, однако выявлена разная частота их встречаемости. Статистически достоверно установлено преимущественное преобладание регрессии и отрицания в качестве механизмов психологической защиты в группе подростков с умственной отсталостью и преобладание компенсации и рационализации в группе нормально развивающихся подростков.

При проведении корреляционного анализа установлены различия в структуре пси-

хологической защиты у подростков с умственной отсталостью и нормальным интеллектом. У подростков с умственной отсталостью структура психологической за -щиты представлена в виде двух не связанных между собой блоков (рис. 2). Триада первого блока (регрессия — отрицание — проекция) в большей степени характерна для умственно отсталых подростков с низким уровнем социально-психологической адаптации. У подростков с умственной отсталостью со средним уровнем адаптации в большей степени проявляются механизмы психологической защиты второго блока (рационализация — вытеснение — компенсация).

Рис. 2. Структура психологической защиты подростков с умственной отсталостью

У подростков с нормальным интеллектом структура механизмов психологической защиты представлена более развернуто (рис. 3). Выявлены корреляционные связи практически между всеми видами механизмов психологических защит.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

• используемые копинг-стратегии поведения и механизмы психологической защиты оказывают существенное влияние на эффективность адаптационного по-

Рис. 3. Структура психологической защиты подростков с нормальным интеллектом

тенциала подростков с умственной отсталостью;

• факторами, повышающими адаптационные возможности умственно отсталых подростков, являются такие копинг-страте-гии, как стратегии разрешения ситуации, смены деятельности, использования внутренней речи, общения; и такие механизмы психологической защиты, как компенсация и рационализация;

• факторами, снижающими адаптационный потенциал у подростков с умственной отсталостью, являются агрессивные стратегии поведения и механизмы психологической защиты по типу регрессии и отрицания;

• для умственно отсталых подростков является характерным ограниченное количество и стереотипность в использовании

копинг-стратегий. Это может быть объяснено недостаточной пластичностью структуры личности умственно отсталых подро-стоков;

• структура механизмов психологической защиты подростков с умственной отсталостью отличается слабой структуриро -ванностью по сравнению со структурой психологической защиты нормально развивающихся подростков;

• в процессе психолого-педагогическо-го сопровождения умственно отсталых школьников необходимо создавать условия для формирования адекватных и эффективных копинг-стратегий и проводить целенаправленную коррекционно-развивающую работу, направленную на преобразование деструктивных стратегий поведения в конструктивные.

1 Вассерман Л. И., Беребин М. А., Косенков Н. И. О системном подходе в оценке психической адаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. СПб., 1994. С. 16-25.

2 Коновалова Н. Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб., 2000.