Подростковая депрессии

Депрессия у подростков

Интенсивный ритм жизни, высокие требования действительности, жесткие стандарты соответствия социума, непрекращающийся поток разноплановой информации стали для многих современников привычными явлениями. Однако существующий в обществе уклад вещей является для организма человека интенсивным, непрерывным, длительно воздействующим, накапливающим свое негативное воздействие на психику стрессовым фактором.

Головной мозг многих взрослых адаптировался к воздействию определенных стрессоров и в состоянии обеспечить адекватную защиту организма, задействовав различные механизмы «оборонительных» реакций. Однако полностью несформированная, неокрепшая, незрелая психика детей и подростков зачастую становится беззащитной перед многими стрессовыми факторами. К тому же, присоединения гормонального хаоса в период полового созревания не лучшим образом сказывается на эмоциональной сфере подростка, нередко выливаясь в разнообразные пограничные невротические реакции или трансформируясь в психические патологии, зачастую проявляясь в виде депрессии.

В пубертатном периоде происходит масштабная переоценка и замена идеалов: подросток перестает идеализировать своих предков, стремится к отдалению от родителей, однако в большинстве случаев он психологически не готов совершить такое символическое «убийство» бывших кумиров. Истинная физиологическая «разбалансированность» эмоционального фона проявляется в беспрестанной смене настроения: приступах плаксивости, периодов хандры, моментов гнетущей тоски, которых сменяет фаза психомоторного возбуждения и эйфоричного ликования.

В юношеском возрасте даже незначительные трудности воспринимаются как непреодолимые проблемы, приносящие невыносимую боль. Смерть родителей, неблагополучная атмосфера в семье, разрыв отношений с «первой любовью», неудовлетворительная успеваемость в школе, социальная изоляция, неудачи в начинаниях вызывают у детей сильнейшую негативную эмоциональную реакцию, формируя депрессию и нередко подталкивая к акту отчаяния – попыткам самоубийства.

Согласно многочисленным источникам статистических данных, депрессия у подростков различной степени тяжести наблюдается у 60-80% подростков, причем в большинстве случаев меланхоличные состояния, длящиеся более двух недель, требуют оказания профессиональной медицинской помощи. В детском и отроческом периоде проблема суицидального поведения стала предметом пристального внимания ученых всего мира. Согласно данным американской психиатрической ассоциации именно самоубийства являются основной причиной смертности среди детей и молодежи: ежегодно более 500 000 представителей молодого поколения делают суицидальные попытки, из них 5 000 случаев оборачиваются летальным исходом.

Расстройство пубертатного возраста несет в себе высокий риск развития депрессий в период зрелости. Исследования, проводимые в больнице Модсли, показали, что следствиями депрессии у взрослого индивида часто являются долгосрочные проблемы с адаптацией в социуме, стойкие трудности в личностных отношениях, повышенный риск суицидального поведения (у более 44 % участников выборки).

Депрессия у детей и подростков: причины

Установлены и подтверждены многочисленные факторы, влияющие на формирование депрессии. В большинстве клинически зафиксированных случаев, расстройство, возникшее в возрастном периоде от 12 до 25 лет, имеет наследственную природу (генетическая предрасположенность к патологиям психической сферы). Депрессия у детей и подростков значительно чаще наблюдается в тех случаях, когда в семье один или оба родителя страдают данным недугом в тяжелой форме и периодически проходят психотерапевтическое лечение.

Вторым по значимости фактором, провоцирующим депрессию у подростков, выступает неблагополучная атмосфера в семье. Взросление в неполной семье, пьющие родители, отсутствие единой стратегии воспитания наследников, частые ссоры и выяснения отношений между родственниками, завышенные, несправедливые требования к ребенку оказывают огромное негативное влияние на детскую психику.

Толчком для развития расстройства у подростка являются разнообразные факторы, в основе которых – влияние окружающей среды при изъянах личной идентификации ребенка (неадекватный либо неверное представление о самом себе). Непонимание близких, недостаточный уровень успеваемости в школе, низкий социальный статус семьи, отсутствие авторитета среди сверстников, искаженная сексуальная ориентация, невозможность достичь видимых высот в спорте – веские аргументы для сознания отреагировать на происходящее депрессией.

Ювенальный возраст — кризисный период психологического взросления, совпадающий с масштабной гормональной перестройкой в ходе полового созревания. Гормональные изменения вызывают сбой в работе нейромедиаторов, управляющих эмоциональной сферой, и возникающий дефицит определенных химических веществ запускает механизмы развития депрессии. В пубертатный период отчетливо проявляется подростковый комплекс:

  • подростки сверхчувствительны к оценке посторонними их внешности и способностям,
  • их поведение сочетает крайнюю самонадеянность и ультимативные суждения,
  • душевная чуткость и внимательность уживаются с бездушием и черствостью,
  • застенчивость и скромность чередуются с развязностью и вульгарностью,
  • стремление быть признанным обществом соседствует с демонстративной независимостью и свободолюбием,
  • непринятие общепринятых норм и правил, отрицание авторитетов идет в ногу с сотворением и обожествлением кумиров.
  • Важным фактором в формировании расстройства является неустойчивость и конфликтность самооценок, имеющих ригидный (негибкий), сильно колеблющийся, дезорганизующий характер. Низкий уровень самооценки, образование самомнения под влиянием внешних оценок, отрицательный окрас ретроспективного, актуального и прогностического взгляда на свою личность – идеальная платформа для психических патологий.

    Депрессия у подростков: симптомы

    Зачастую симптомы депрессии у подростков проявляются изменением поведения и частой сменой настроения. Ребенок, страдающий расстройством, избегает социальных контактов, прерывает отношения с друзьями, предпочитает быть в одиночестве. Ниже приведены ведущие симптомы депрессии у подростков:

    • Частые болевые синдромы: головная боль, дискомфорт в эпигастральной области;
    • Трудности с концентрацией внимания, рассеянность, забывчивость, чрезмерная отвлекаемость;
    • Невозможность самостоятельно выработать верное решение;
    • Безответственное отношение к своим обязанностям;
    • Снижение аппетита или неумеренная потребность в пище;
    • Скандальная, бунтарская манера поведения;
    • Чувство гнетущей тоски;
    • Беспричинное беспокойство;
    • Ощущение безнадежности и бесперспективности будущего;
    • Бессонница, прерывистый сон, сонливость в дневное время;
    • Внезапная утрата интересов;
    • Употребление алкогольных напитков, наркотических средств;
    • Раздражительность, агрессивность;
    • Возникновение навязчивых мыслей о смерти.

    Вынесение диагноза подростковая депрессия проходит на основании проводимых психиатром собеседований с ребенком и его окружением, учитывая результаты специально адаптированных для детского возраста психологических тестов. Стадия и тяжесть расстройства, наличие риска суицидальных действий и, соответственно, построение схемы лечения определяется после детального изучения клинической картины заболевания.

    Подростковая депрессия: лечение

    На сегодняшний день разработано и с успехом используется множество методик лечения депрессии у подростков, включающие назначение фармакологических препаратов и проведение сеансов психотерапии.

    В случае, когда депрессивное расстройство протекает в легкой форме, не отягощено суицидальными мыслями и социально-опасным поведением, первым выбором способов лечения является когнитивно-поведенческая терапия. Недуг, имеющий реальную причину его формирования – явную неблагополучную обстановку в семье, успешно преодолевается после проведения сеансов семейной психотерапии. Работа профессионального психолога с детьми с заниженной самооценкой, нерешительными, мнительными и робкими подростками направлена в первую очередь на формирование адекватного самоприятия, новых личных стандартов, активной жизненной позиции и ощущения собственной значимости.

    В случаях, когда у подростка наблюдается острое либо затяжное течение депрессии, возникает необходимость в использовании медикаментозной или комбинированной схемы лечения, нередко проводимой в условиях стационарного учреждения. Назначение антидепрессантов, нейролептиков и анксиолитиков пациентам детского и подросткового возраста – серьезная и ответственная задача, так как некоторые препараты данных классов могут провоцировать возникновение или усиление симптомов иных психических расстройств. Например: торговые названия СИОЗС с действующим веществом Fluoxetine предпочтительны при депрессивных состояниях, протекающих с двигательной заторможенностью и повышенной сонливостью, в то время как они усугубляют симптоматику у больных с психомоторным возбуждением, страдающих бессонницей или испытывающих паническую тревогу, нередко вызывая маниакальные проявления. Если соблюдать все буквы закона, то существует лицензия на использование антидепрессантов в возрастной категории до 15 лет только для Amitriptylinum. Однако на практике применяют и иные более современные «щадящие» психотропные средства в эффективной терапевтической дозировке, которые обладают минимумом побочных эффектов.

    Для того, чтобы подросток ощутил действенную пользу от назначаемых препаратов, он должен не только строго соблюдать все врачебные предписания, но и стать активным участником процесса преодоления депрессии.

    ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, депрессия, навязчивые мысли, ВСД, невроз.

    depressia.info

    Подростковая депрессия: когда усталость и грусть становятся частью жизни

    Депрессия — это расстройство психики. Мы можем говорить о депрессии, когда сочетаются три компонента. Эмоциональный компонент — это нарушение настроения, чаще всего устойчиво низкое настроение. Когнитивный компонент — то, что связано с мыслительным процессом: при депрессии снижается темп мышления, способность концентрировать внимание, способность вообще решать какие-то острые вопросы. И поведенческий компонент, который влияет на наши действия: нарушение режима еды — человек может начинать слишком много или слишком мало есть; нарушение сна — может пропадать сон или, наоборот, ребенок может безостановочно спать и не высыпаться все равно, а также других форм поведения.

    Наблюдается, в целом, сниженная активность, неспособность что-либо делать и тем более получать от этого удовольствие. Но депрессия — это не просто ситуативная усталость или грусть. Депрессия — это когда усталость и грусть превращаются в стойкую часть жизни. Мы должны забеспокоиться и заподозрить депрессию, если эти состояния наблюдаются в течение двух недель. Однако диагноз может поставить только врач — психиатр или психотерапевт.

    Депрессия будет проявляться и протекать по-разному у любых двух разных людей. Чаще всего мы работаем не с какой-то там стандартной депрессией, а с людьми, которые переживают ее, — потому что все депрессию переживают по-своему. У всех разные механизмы регуляции, темп преодоления этого состояния. Но, если говорить о взрослой и подростковой депрессии в целом, то разница тут есть. Она связана с тем, что дети более подвержены этому расстройству, поскольку у них в целом меньше опыта переживания сложных состояний, слабее развиты механизмы эмоциональной регуляции. У взрослых больше ресурсов.

    Еще они отличаются по тому, как это замечается со стороны, — у подростков вообще психологический фон часто нестабильный, им бывает грустно и без депрессии.

    Родители чаще всего замечают, что с ребенком что-то не так, когда у него появляются устойчивые сложности, связанные со школой: он либо отказывается туда ходить, либо у него существенно падает успеваемость без каких-то внешних причин, либо появляется апатия, и он ничего не хочет. Также внимание обращают на признаки, связанные с когнитивной сферой: ему все сложнее дается, чем раньше. Часто это можно перепутать с усталостью или упрекнуть ребенка в недостатке силы воли, лени, избалованности. Но это не имеет никакого отношения ни к лени, ни к избалованности.

    депрессия — опасное состояние, потому что внешне будто бы ничего страшного не происходит

    Есть теория, что все депрессии можно условно разделить на экзогенные — то есть те, которые развиваются под действием внешних факторов. И эндогенные — под воздействием внутренних факторов. Это дискуссионный вопрос, но на самом деле действительно существует много внешних факторов, которые могут вызывать депрессию. Есть легко понимаемые стрессовые ситуации, на которые у ребенка может не хватить ресурсов и которые способствуют возникновению депрессии. Например, развод — большой стресс для детей, у них часто не хватает навыков для того, чтобы справиться с ним, и тогда депрессия становится своего рода защитным механизмом. Это могут быть стрессы, связанные с переездом, со сменой школы. Ситуации утраты — причем как значимые с точки зрения родителей (скажем, умер кто-то из родственников, и в этом случае родитель понимает, почему ребенок расстроился), так и совершенно что-то незначимое. Умер любимый виртуальный зверек, казалось бы, какая-то ерунда, но и это тоже может спровоцировать депрессию.

    Но чаще всего это не одно событие, а их сочетание. Точно так же, как с воспитанием ребенка, на которое оказывает влияние не какой-то отдельный поступок родителей, а общий стиль этих поступков, то, как они сочетаются друг с другом.

    Огромное количество стрессов у подростков связано с отношениями: нет друзей — стресс, есть друзья, но с ними конфликт или они предали или ты их предал, совершил какой-то плохой поступок, — опять стресс. Любовные отношения: безответная любовь, любовь, которая получила ответ, но все идет непросто, любовь, которая закончилась или не закончилась, но появилась какая-то новая симпатия и так далее. Изоляция и одиночество, школьная травля и преследование.

    У подростков очень сложная, противоречивая и подвижная социальная сфера, и там огромное количество стрессов, которые могут вызывать депрессию. Однако при этом важно понимать, что часто депрессия довольно непредсказуема, потому что она может возникать из-за того, из-за чего мы не ждали. В том числе по внутренним причинам, например, от приема определенных лекарств.

    Депрессия — опасное состояние, потому что внешне будто бы ничего страшного не происходит: ну, грустный, ну, пассивный, вялый, не соображает. Но в ситуации худшего исхода это состояние может быть смертельно опасным — при депрессии возрастает суицидальный риск.

    Депрессия разрушает жизнь, нарушается нормальное, адаптивное функционирование, физических сил и энергии становится очень мало. Даже простые бытовые вещи, когда депрессия тяжелая, начинают вызывать реальные сложности. И это трудно понять родителям: что значит, почистить зубы сложно? Или встать с дивана? Просто капризы. Но уровень сил при депрессии действительно минимальный. Депрессия протекает очень разнообразно, есть разные формы, в том числе нетипичные, с маниакальным состоянием, когда много энергии, идей, беспорядочной активности. В том числе могут проявляться и вспышки агрессии, тревожность.

    сегодня депрессия молодеет

    Родителям сложно с таким ребенком, поскольку депрессия требует много внимания и особенного подхода. В этой ситуации для родителей важно обеспечить себе возможность получать поддержку, начиная от информационной — требуются адекватные четкие данные о том, что происходит с моим ребенком, как с этим справляться, как долго это будет происходить, когда отправлять в школу, когда нет. Если есть контакт с учителями, то родители должны действовать с ними согласовано.

    Большая роль в помощи при депрессии у подростка отводится его сверстникам и друзьям. В западных программах профилактики большое внимание уделяется тому, чтобы обучать самих детей замечать у друзей такие состояния. Их учат, как реагировать, как предложить помощь, куда обратиться за ней, как сказать: я за тебя переживаю. Потому что чаще всего первыми замечают, что что-то не так, именно друзья.

    Есть разные мнения. В основном, специалисты сходятся на том, что лучше всего сочетать медицинскую терапию: антидепрессанты, которые выписывает врач-психиатр, — и психотерапию. Для того чтобы сделать подростка сильным перед лицом депрессии, ему нужно дать такие важные навыки, как способность распознавать и выражать свои чувства, и, наоборот, немного отстраняться от эмоций, не давать им себя захватывать.

    Депрессия — это излечимое заболевание. Оно довольно хорошо изучено, мы хорошо представляем себе, как с ним работать. Хотя, чем моложе человек, тем запутаннее его история болезни, а сегодня депрессия молодеет.

    Среди психических заболеваний депрессия — самое распространенное, и она встречается все чаще. В таких случаях всегда есть вопрос — это действительно эпидемия или это связано с гипердиагностикой? Правда, наверное, посередине. Но если мы будем искать причины распространения депрессии в современном мире, мы их, конечно, найдем: изменились отношения между людьми, сегодня не так много прочных позитивных отношений, темп жизни ускорился, мы стали куда больше ждать и требовать от детей.

    Главное средство для профилактики депрессии — это создать вокруг ребенка сеть прочных, поддерживающих, позитивных отношений. То, что помогает справляться со стрессами жизни, в том числе в эмоциональной. В центре «Перекресток» ведутся программы поддержки подростков и их родителей, которые столкнулись с депрессией.

    www.ucheba.ru

    Подростковая депрессия: ЧТО ДЕЛАТЬ?

    Мы продолжаем серию статей о трудностях подросткового возраста. Сегодня наш разговор с психологом МБУ СО «Кризисный центр» Анной Кубатой о том, что такое подростковая депрессия?

    Долгое время считалось, что депрессия — это недуг, которому подвергаются только взрослые. Но в последнее время специалисты стали утверждать, что и подростки подвержены депрессии.
    Депрессию у подростков трудно распознать потому, что они умело маскируют ее.
    Наблюдая за поведением подрастающего сына или дочки, родители могут даже не догадываться, что на самом деле их ребенок бесконечно несчастлив.

    Как же можно обнаружить в подростках депрессию, помочь им и предотвратить трагедию?

    Анна Кубата – психолог отделения консультирования и психологической практики МБУ СО «Кризисный центр»:

    Крайне важно уметь узнавать депрессию на раннем этапе. Подростковая депрессия может быть выражена и типичными симптомами взрослой депрессии. Это может быть чувство беспомощности и безнадежности, уныния или отчаяния, проблем со сном, аппетитом (повышенный или пониженный, с прибавлением в весе или, наоборот, резким похудением). Ребенку не хватает энергии, он часто бывает раздражительным и злобным.

    Специфическими симптомами подростковой депрессии являются:

    1. Ухудшение внимания. В легкой степени подростковой депрессии это первый признак, который обычно имеет место.
    2. Грезы наяву. Если депрессия будет прогрессировать и внимание ухудшится, то подросток все меньше будет концентрироваться на работе и все больше мечтать
    3. Плохие оценки. Из-за снижения внимания и грез наяву у подростка снижается успеваемость. Ухудшение происходит обычно настолько постепенно, что его, к сожалению, трудно заметить, и по этой причине его редко связывают с депрессией.
    4. Тоска. Так как подросток все чаще пребывает в состоянии грез, постепенно он впадает в тоску.
    5. Соматическая депрессия. По мере того как тоска усиливается, подросток постепенно переходит в стадию средней степени депрессии. Подросток начинает испытывать физическую боль. Чаще всего это боли в области грудины или головные боли.
    6. Уход в себя. В этом состоянии подросток отдаляется от сверстников, не просто избегая их, а отгораживаясь враждебностью, грубостью и неприветливостью, заставляя друзей отвернуться от него.

    Подросток, испытывающий чувство депрессии, доходит до того, что не может больше выдержать, и начинает предпринимать действия для облегчения своего горя и страданий. Действия подростка в этой ситуации называются «выходом из депрессии».
    Мальчики обычно проявляют себя более буйно, чем девочки. Они могут попытаться снять симптомы депрессии воровством, ложью, драками, участием в грабежах, взломах и проникновением в чужие дома. Поступки, связанные с опасностью и будоражащие нервы, облегчают душевную боль.

    Девочки пытаются выйти из депрессии менее буйными способами, однако, из-за вредного влияния средств массовой информации тип их поведения также начинает меняться. Часто девочки снимают свою депрессию с помощью беспорядочных половых связей — страдания, причиняемые депрессией, смягчаются во время физической близости. Но когда эти взаимоотношения заканчиваются, подростки чувствуют себя еще хуже, испытывают подавленность, самооценка резко падает. Депрессия и низкая самооценка являются причиной того, что девочки становятся неразборчивыми в выборе партнера.

    Подросток в состоянии депрессии может начать принимать наркотики. Марихуана и депрессия — крайне опасное сочетание, потому что после наркотика подросток чувствует себя лучше. Наркотик не избавляет от депрессии, но снимает вызванную боль. Другой способ выхода из депрессии — попытка самоубийства. Девочки чаще прибегают к суициду, чем мальчики, зато попытки мальчиков чаще удаются. Девочки используют более «безобидные» способы самоубийства, чаще таблетки. Мальчики действуют более решительно, поэтому и спасти их бывает труднее.

    Что же мы, взрослые, можем сделать, чтобы помочь нашим подросткам в случае депрессии?

    Анна Кубата – психолог отделения консультирования и психологической практики МБУ СО «Кризисный центр»:

    В первую очередь нужно научиться распознавать депрессию, как можно раньше.
    Обычно подростковая депрессия имеет сложную подоплеку и множество причин, но все же есть какой-то особый фактор или событие, которое угнетает подростка и подталкивает развитие депрессии. Таким событием может, например, быть смерть, болезнь или отъезд важного для подростка человека, конфликт между родителями или их развод, переезд.
    В таких ситуациях подросток начинает чувствовать себя одиноким, брошенным и нелюбимым.
    Крайне важно в первую очередь показать своему ребенку, что вы к нему неравнодушны, любите его. Если причина депрессии кроется в конфликте внутри семьи, например, развод родителей, подростку нужно помочь разобраться со своими собственными чувствами по этому поводу. Особенно ему необходимо дать понять, что в этом нет его вины, объяснить, что отношения между родителями никак не отразятся на отношении к нему.

    По мере того как депрессия у подростка усиливается, появляются все более серьезные проблемы. Подросток постепенно теряет способность ясно, логично, разумно мыслить, здравый смысл ему изменяет, так как он уже не в состоянии с оптимизмом смотреть в будущее и все больше и больше заостряет внимание на мрачных и угнетающих картинах. Восприятие реальности у такого подростка искажается, особенно восприятие того, что другие люди думают о нем. У подростка начинается расстройство мышления. Так как он быстро теряет способность ясно и разумно мыслить и разговаривать, советы взрослых становятся все менее эффективными.

    Как же помочь подростку советом, если его невозможно ни в чем убедить?

    На данной стадии в обязательном порядке требуется медицинская помощь, так как будучи не в силах разумно, обоснованно и логично рассуждать, подросток начинает выходить из депрессии саморазрушающим способом.
    Родителям важно понимать, что подростковую депрессию нельзя рассматривать, как некий этап жизни, который пройдет своим чередом. Эта коварная напасть будет лишь прогрессировать, если ее не распознать и вовремя не вмешаться.

    Если мы, взрослые, хотим быть уверенными в том, что наш ребенок сумеет пережить подростковый возраст без ущерба для психического и физического здоровья, нужно быть очень внимательным и корректным по отношению к нему.
    Любите своего подростка, присматривайте за ним, но не забывайте о мере. Это сложная задача, но игра стоит свеч: наблюдать, как твой подросток становится зрелым, рассудительным, здравомыслящим и независимым взрослым, самостоятельно строящим свою жизнь, – одна из величайших земных наград.

    К сведению:

    Советы родителям: как разговаривать с депрессивным подростком?

    Предложите поддержку

    Пусть депрессивный подросток знает, что вы сделаете для него все полностью и безоговорочно. Не стоит задавать ему много вопросов (подростки не любят чувствовать себя под контролем), но дайте понять, что вы готовы предоставить ребенку любую поддержку.

    Будьте деликатны, но настойчивы

    Не сдавайтесь, если ваш ребенок закрывается в первую очередь от вас. Разговоры о депрессии могут быть очень сложным экзаменом для подростков. Учитывайте уровень комфортности вашего ребенка в беседе, в то же время, подчеркивая вашу озабоченность его состоянием и готовность выслушать.

    Слушайте подростка без нравоучений

    Подросток всегда сопротивляется желанию взрослого критиковать или осуждать, как только он начинает что-то говорить. Важно то, что ваш ребенок с вами общается. Избегайте давать непрошеные советы или ставить ультиматумы.

    Просто признайте проблемы ребенка

    Не пытайтесь говорить подросткам о том, что депрессировать глупо, даже если их чувства или проблемы кажутся вам действительно глупыми или нерациональными. Просто признайте боль и печаль, которые они чувствуют. Если этого не сделать, они поймут, что вы не принимаете их эмоции всерьез.

    С юристом Вы можете связаться во вторник с 10.00 до 12.00

    С психологом вы можете связаться в среду с
    10.00 до 12.00

    С психологом отделения психологической диагностики и коррекции вы сможете связаться в пятницу с 10.00 до 12.00

    Со службой экстренного реагирования вы можете связаться ежедневно с 22.00 до 08.00

    crisiscenter74.ru

    Подростковая депрессии

    Подростковый возраст является этапом жизни, который сопровождают многочисленные физические, эмоциональные, психологические и социальные изменения. Нереальные учебные, социальные или семейные ожидания могут создать сильное чувство отверженности и привести к глубокому разочарованию.

    Когда дела идут плохо в школе или дома, подростки могут слишком остро реагировать на подобные изменения и стрессы. Многие молодые люди считают, что жизнь несправедлива, при этом они испытывают чувство стресса и запутанности. Еще хуже, когда подростки подвергаются «бомбардировке» противоречивых сообщений от родителей, друзей и учителей. Сегодня они видят все то хорошее и плохое, что может предложить жизнь по телевидению, в журналах, Интернете, школе и на улице. Когда настроение подростка день за днем способно нарушать его социальное функционирование, это может указывать на серьезное эмоциональное или психическое расстройство, которое требует особого внимания, — подростковую депрессию.

    Около 11 % подростков страдают депрессивными расстройствами в возрасте до 18 лет. Девочки чаще, чем мальчики, склонны к депрессии. Риск развития депрессии увеличивается по мере взросления ребенка. По данным Всемирной организации здравоохранения, большое депрессивное расстройство является ведущей причиной инвалидности среди населения в возрасте от 15 до 44 лет и одной из ведущих причин смертности в этом возрасте. Считается, что около 20 % подростков будут испытывать подростковую депрессию, не достигнув зрелого возраста, от 10 до 15 % из них постоянно имеют отдельные симптомы депрессии, а 5 % — страдают от клинически выраженной депрессии. 8,3 % подростков страдают от депрессии в течение не менее одного года. От 20 до 40 % подростков будут иметь более одного эпизода в течение двух лет, а 70 % — более одного эпизода до начала взрослой жизни.

    В ряде европейских стран подростковая депрессия рассматривается как серьезная проблема. Течение депрессии у подростков очень схоже с течением у взрослых, но подростки и дети могут испытывать свои эмоции более интенсивно и с более сильными внешними проявлениями. Также они крайне редко в подобных состояниях обращаются за помощью к окружающим. Нередко проблемой является и то, что у многих врачей и психологов возникают сложности с выявлением симптомов на ранних этапах.

    Эффективность оказания помощи при депрессии коррелирует со временем выявления расстройства.

    Чувство тревоги ввиду грядущего экзамена нормально, однако чувство тревоги или упадка сил в течение нескольких месяцев без особой причины может быть признаком не диагностированного депрессивного состояния. Небольшой процент подростков страдает от сезонной депрессии, как правило, в зимние месяцы в высоких широтах.

    Известно, что молодежь, страдающая депрессией, может проявлять признаки, которые отличаются от типичных симптомов депрессии у взрослых. Дети, страдающие депрессией, могут жаловаться на плохое самочувствие, отказываться ходить в школу, цепляться за родителей или опекуна либо чрезмерно беспокоиться, что родитель может умереть. Дети старшего возраста и подростки могут дуться, попадать в неприятности в школе, быть отрицательными или ворчливыми либо чувствовать себя непонятыми.

    Последние крупномасштабные клинические исследования определили, что наиболее эффективным в помощи подросткам с депрессией является сочетание психотерапии и фармакотерапии. Для элиминации суицидальных попыток у подростков и детей используют комплекс специализированной психотерапии, которая способствует уменьшению количества попыток. Отмечаются сложности с лечением депрессии у подростков при наличии сопутствующих расстройств, таких как злоупотребление психоактивными веществами. Имеется зависимость между эффективностью лечения и временем диагностики депрессии. Также необходим строгий контроль над состоянием подростков в первые дни и недели приема антидепрессантов.

    С учетом хронического характера депрессии эффективность вмешательства в раннем возрасте и на ранних этапах влияет на течение расстройства в будущем и существенно снижает риск инвалидности.

    Средняя продолжительность эпизода депрессии у детей и подростков составляет от 7 до 9 месяцев.

    В этот период у детей отмечается грусть, они теряют интерес к формам деятельности, которые им нравились до этого, они начинают винить себя в своих неудачах, критиковать себя и начинают ощущать, что их критикуют другие. У них появляется чувство отверженности, безнадежности, появляются мысли о том, что не стоит жить, мысли о самоубийстве. В состоянии депрессии подростки часто становятся раздражительными, что нередко может приводить к агрессии. Они теряют в себе уверенность, появляются проблемы с концентрацией внимания, они ощущают недостаток энергии и мотивации, что в конечном итоге ведет к нарушению сна. Подростки могут не уделять достаточного внимания своей внешности и собственной гигиене.

    В последних исследованиях установлена связь между депрессией и морфофункциональными изменениями мозга, некоторые из них могут предшествовать началу депрессии. Это исследование помогает определить биомаркеры и другие ранние показатели, которые могут привести к улучшению лечения или профилактики.

    Технологии визуализации помогают ученым определить конкретные участки мозга, которые вовлечены в патологический процесс при депрессии, и это позволяет повысить эффективность лечения и диагностики расстройств.

    Такие открытия помогут снизить уровень самоубийств, который стремительно растет и является одной из ведущих причин смертности среди молодых людей. В 2007 году это было одной из ведущих причин смертности среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет.

    Хотя термином «депрессия» можно описывать и нормальные человеческие эмоции, он также может обозначать и психические расстройства. Депрессивный психоз у подростков определяется при долговременном сохранении состояния депрессии и влиянии его на способность подростка или ребенка нормально функционировать.

    Депрессия является довольно распространенной в подростковом и детском возрасте. Около 5 % детей и подростков среди общей популяции страдают от депрессии. Подростки в состоянии стресса, борющиеся с потерей, или те, у кого есть нехватка внимания со стороны близких людей, имеющие сложности с обучением, проблемы с поведением или тревожные расстройства, находятся в группе риска. Девочки подростки имеют риск развития депрессии выше, так же как и юные представители национальных меньшинств. Одна из причин, которой объясняется большая распространенность депрессии у девочек подростков, состоит в том, что они более социально ориентированы, более зависимы от положительного социального отношения и более уязвимы к потерям в социальных отношениях, чем мальчики. Это приводит к увеличению их уязвимости и межличностных напряжений, которые одинаковы у подростков.

    Подростки, у которых отмечаются депрессивные состояния, часто имеют проблемы в кругу семьи. Во многих случаях родители сами способствуют развитию депрессивных состояний у детей и подростков.

    За последние десятилетия распространенность депрессий выросла, и в настоящее время они диагностируются все в более раннем возрасте. Отмечается связь между увеличением количества депрессий у детей и подростков и ростом количества самоубийств.

    Нужно учитывать, что поведение подростков и детей во время депрессии может отличаться от поведения взрослых с депрессией. Психотические черты у подростков имеют отличия от таковых у взрослых, они не так часто проявляются. Слуховые галлюцинации характернее для подростков. Бред больше встречается у взрослых. У детей и подростков в состоянии депрессии чаще встречаются страхи разделения или нежелание встречаться с людьми и соматические симптомы подобно общим болям, болям в животе, головным болям. Пессимистическое мышление нехарактерно для детей до 5 лет, ибо формируется только после указанного возраста и может служить одной из причин малого количества депрессий и суицидов у детей.

    Часто первыми симптомами депрессии выступают дистимии. Признаком может служить то, что ребенок или подросток находится в подавленном состоянии в течение большей части дня или много дней и симптомы не проходят в течение нескольких лет. Средняя продолжительность периода дистимии у детей и подростков составляет около 4 лет.

    Иногда дети находятся настолько долго в депрессии, что они трактуют свое состояние как норму и, таким образом, не могут жаловаться на изменения своего настроения.

    Очень важно проводить дифференциальную диагностику с биполярным расстройством, так как часто первым проявлением биполярного расстройства является депрессивный эпизод. А первые признаки маниакального эпизода могут наступить спустя значительный промежуток времени.

    Часто у детей и подростков, имеющих коморбидные психические расстройства, такие как поведенческие расстройства или проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами, симптомы депрессии сглаживаются или приобретают новые черты.

    Некоторые из основных симптомов депрессии, такие как изменения аппетита и сна, связаны с функцией гипоталамуса. Гипоталамус тесно связан с функцией гипофиза. Аномалии функции гипофиза, такие как увеличение концентрации циркулирующего кортизола и гипо- или гипертиреоза, хорошо известны как особенности депрессии у взрослых.

    Тем не менее, гораздо меньше исследований было проведено в этой области среди детей и подростков.

    У взрослых нарушения регуляции серотонинергической системы могут влиять на них, делать их импульсивные действия более интенсивными и провоцировать к крайним действиям, попыткам суицида. Тем не менее, еще мало изучена связь между нарушением метаболизма серотонина и суицидальным поведением у детей и подростков.

    Наиболее частые симптомы подростковой депрессии не имеют прямых аналогов с симптомами классической депрессии, но есть определенное сходство.

    Подростки, у которых встречаются частые приступы грусти, плач или плаксивость, часто подвержены депрессивным расстройствам. Подростки могут проявлять свою печаль в черной одежде, написании стихов о своих болезненных переживаниях или всецело увлекаться музыкой, которая несет в себе нигилистические темы. Они могут плакать без видимых причин.

    Подростки могут чувствовать, что жизнь не имеет значения или что для этого следует прикладывать усилия, даже для того, чтобы поддерживать собственную гигиену или привычный для них внешний вид. Они могут считать, что негативная или травмирующая ситуация никогда не изменится, и видеть свое будущее в пессимистическом свете.

    У детей и подростков часто может снижаться или пропадать интерес к деятельности или развиться неспособность получать удовольствие от ранее любимых занятий. Подростки могут стать апатичными и часто прекращают посещать клубы, спортивные и развлекательные мероприятия, которыми они ранее увлекались.

    Нередко отмечаются появление скуки и снижение жизненной энергии, отсутствие мотивации посещать занятия или частые пропуски школы. В средних классах депрессия может проявляться ухудшением концентрации внимания или замедлением мыслительных процессов.

    Ухудшение социальных взаимодействий, уменьшение общения с друзьями или семьей тоже могут быть признаками депрессии у подростков. Часто люди, которые проводили много времени с друзьями, начинают большую часть своего времени проводить в одиночестве. Они не могут поделиться своими чувствами с другими, считая, что они одиноки в этом мире, никто не хочет их выслушать, не заботится о них.

    Дети могут испытывать чувство вины или понижать свою самооценку вследствие негативных событий или обстоятельств. Они могут иметь негативное мнение о своей компетентности и не иметь самоуважения, могут чувствовать себя неудачниками. Подросткам может казаться, что они «недостаточно хороши».

    Многие тинейджеры становятся чувствительными к собственным неудачам и отвержению. Дети в состоянии депрессии, полагая, что они недостойны кого-либо или чего-либо, становятся еще более подавленными с каждым отказом или при отсутствии успеха.

    Часто можно наблюдать повышенную раздражительность, гнев или враждебность со стороны подростка с депрессивным расстройством. Депрессивные особы выплескивают свою раздражительность большей частью на свою семью, могут нападать на других, если их критикуют, оскорбляют. В состоянии депрессии часто формируется убеждение, что нужно первым отказываться от своей семьи, прежде чем семья отвергнет тебя. Возникают трудности в отношениях, подростки не могут общаться, как раньше, или перестают поддерживать дружеские отношения.

    Дети перестают ходить на встречи со своими друзьями и звонить им.

    Подростки в состоянии депрессии могут предъявлять частые жалобы на физические заболевания, такие как головные боли и боли в желудке. Они могут жаловаться на дурноту или головокружение, тошноту и боли в спине. Другими распространенными жалобами являются: головные боли, боли в животе, рвота и нарушение менструального цикла у девушек.

    Характерными также являются частые пропуски школьных занятий и ухудшение успеваемости в школе. Подростки и дети, у которых возникают проблемы внутри семьи или в стенах школы, на самом деле могут находиться в состоянии депрессии, но они не знают об этом и не понимают, что с ними происходит. Так как ребенок не всегда может казаться печальным, родители и учителя не могут понять, что поведенческие проблемы являются следствием депрессии.

    У некоторых тинейджеров могут наблюдаться проблемы с концентрацией внимания. Проблемы могут проявляться при концентрации внимания во время подготовки школьных заданий, в ходе разговора или даже при просмотре телевизора либо во время игры в компьютерные игры.

    Также могут наблюдаться изменения в питании, режиме сна и бодрствования. Нарушения сна могут проявляться как в просмотре телевизионных программ всю ночь напролет, так и в трудностях пробуждения и частых опозданиях в школу. Ребенок может быть сонлив на протяжении всего дня. Нарушения режима питания могут проявляться в виде потери аппетита, анорексии или булимии. Усиление аппетита и возрастание количества потребляемой пищи могут приводить к увеличению веса и ожирению.

    Лица с начальными проявлениями депрессии могут совершать попытки бегства из дома или вести разговоры на тему ухода из дома. Бегство в данном контексте нужно рассматривать как крик о помощи. Это может быть первым шагом для понимания родителями, что у ребенка есть проблемы и он нуждается в помощи.

    Мысли или разговоры о самоубийстве, попытки совершить суицид также свидетельствуют о депрессии у подростка. Дети, страдающие депрессией, могут говорить, что они хотят быть мертвыми, или говорить о суициде. Особы, находящиеся в состоянии депрессии, относятся к группе повышенного риска совершения самоубийства. Если ребенок или подросток говорит «я хочу покончить с собой» или «я собираюсь покончить с собой», то такие заявления нужно всегда рассматривать серьезно и настаивать на консультации психолога или психиатра и оценке состояния ребенка или подростка. Люди часто чувствуют себя не комфортно, говоря о смерти. Тем не менее, в состоянии депрессии или при затрагивании темы суицидов разговоры на подобные темы могут быть полезными. Очень важно, чтобы на подобные темы говорил специалист, имеющий опыт в подобных ситуациях, ибо подобными разговорами можно «вложить мысли в голову подростка» или дать возможность ребенку рассказать о своих проблемах.

    Для улучшения собственного самочувствия подростки в состоянии депрессии могут начать злоупотреблять алкоголем или наркотическими веществами.

    Дети, которым трудно говорить о своих чувствах и переживаниях, могут показывать свои эмоциональные переживания, внутреннее напряжение, физический дискомфорт в форме физического самоповреждения, например могут резать свое тело.

    Своевременное и раннее выявление симптомов депрессивного расстройства влияет на исход течения расстройства и снижает риск затяжного его течения.

    При адекватной помощи снижается в разы риск суицидальных попыток и улучшается прогноз для последующей жизни.

    Более подробное изучение данной проблемы позволит в будущем внедрить скрининговые методики, повысить качество выявления начальных симптомов на ранних этапах расстройства.

    Достаточно перспективным является изучение изменений регуляции серотонинергической системы улиц, страдающих депрессивными расстройствами.

    www.medkirov.ru