Пограничное состояния вещества

Пограничные состояния новорожденных – различные транзиторные изменения со стороны кожных покровов, слизистых оболочек и внутренних органов, развивающиеся у ребенка в первые дни после рождения и отражающие физиологическую перестройку организма. К пограничным состояниям новорожденных относятся родовая опухоль, простая и токсическая эритема, шелушение кожи, милии, физиологическая мастопатия, физиологический вульвовагинит, физиологическая желтуха, физиологический дисбактериоз, физиологическая диспепсия, мочекислый инфаркт и др. Пограничные состояния новорожденных наблюдаются неонатологом и не требуют специального лечения.

Пограничные состояния новорожденных

Пограничные состояния новорожденных – физиологические реакции, отражающие естественную адаптацию организма новорожденного к внеутробному существованию в неонатальном периоде. В педиатрии пограничные состояния новорожденных расцениваются как переходные, транзиторные, которые сохраняются не дольше 3-х недель (у недоношенных младенцев – 4-х недель) и представляют для этого возраста физиологическую норму. В большинстве случаев пограничные состояния новорожденных самостоятельно исчезают к концу неонатального периода, однако, при нарушении адаптивных возможностей организма ребенка, дефектах ухода, неблагоприятных условиях окружающей среды физиологические процессы могут перерастать в патологические, требующие лечения.

Сразу после рождения ребенок попадает в совершенно иные условия существования, нежели те, что окружали его весь период внутриутробного развития. Организм крохи вынужден адаптироваться к значительно более низкой температурной среде; воспринимать зрительные, слуховые и тактильные раздражители; приспосабливаться к новому типу дыхания, питания и выделения и т. д., что ведет к развитию изменений в различных системах организма, т. е. пограничных состояний новорожденных.

Рассмотрим основные пограничные состояния новорожденных: их причины, проявления и патологические процессы, к которым они предрасполагают. О физиологической желтухе новорожденных подробнее можно прочесть здесь.

Синдром «только что родившегося ребенка»

Данное пограничное состояние новорожденных развивается под воздействием выброса различных гормонов в организме ребенка во время родов и большого количества раздражителей (свет, звук, температура, гравитация – т. н. «сенсорная атака»). Это обусловливает первый вдох, первый крик, сгибательную (эмбриональную) позу новорожденного. В первые минуты после рождения ребенок ведет себя активно: ищет сосок, берет грудь, однако спустя 5-10 минут засыпает.

При неблагоприятных обстоятельствах может развиваться нарушение кардиореспираторной адаптации (кардиореспираторная депрессия) – угнетение жизненно-важных функций в первые минуты и часы жизни.

Физиологическая убыль массы тела

Настоящее пограничное состояние новорожденных отмечается в первые дни и достигает максимальных показателей к 3-4 дню жизни — от 3 до 10% от первоначального веса у здоровых новорожденных. У доношенных детей восстановление массы тела происходит к 6-10 дню (75-80%); у недоношенных – ко 2–3 неделе жизни. Первоначальная потеря массы тела связана с установлением лактации у матери (дефицитом молока), выделением мочи и кала, подсыханием пуповинного остатка у новорожденного и пр. Залогом восстановления и хорошей прибавки массы тела служит раннее прикладывание к груди, естественное вскармливание, кормление «по требованию». При потере более 10% массы тела говорят о гипотрофии у ребенка.

Изменения со стороны кожных покровов

К данной группе пограничных состояний новорожденных относятся простая эритема, токсическая эритема, милии, шелушение кожных покровов.

Под простой эритемой понимают диффузную гиперемию кожных покровов новорожденного, развивающуюся после удаления первородной смазки вследствие адаптации кожи к новым факторам окружающей среды (воздуху, свету и др.). Выраженная гиперемия сохраняется 2-3 дня и полностью исчезает к исходу 1-й недели. По мере исчезновения эритемы развивается мелкопластинчатое или крупнопластинчатое шелушение кожи, более выраженное на груди, животе, ладонях и стопах у детей, рожденных от переношенной беременности. Лечения данных пограничных состояний новорожденных не требуется; на участки обильного шелушения кожи после купания можно наносить стерильное растительное масло или специальную детскую косметику.

Примерно у трети новорожденных на 2-5-й сутки жизни развивается пограничное состояние, расцениваемое как токсическая эритема. При этом на коже появляются эритематозные пятна с пузырьками, содержащими прозрачную серозную жидкость с большим количеством эозинофилов. Излюбленная локализация элементов – кожа в области суставов, груди, ягодиц. Токсическая эритема обычно регрессирует через 2-3 дня, однако может возобновляться в течение первого месяца жизни. Поскольку в основе токсической эритемы лежит аллергическая реакцию на материнские белки, при выраженных проявлениях или затяжном течении педиатр может назначить ребенку обильное питье и прием антигистаминных препаратов.

Милии (милиа, белые угри) после рождения присутствуют у половины новорожденных. Они представляют собой мелкие пузырьки, содержащие молочно-белый или бело-желтоватый секрет. Милии образуются вследствие закупорки выводных протоков сальных желез; чаще располагаются в области носа и лба; исчезают без лечения в течение 1-2 недель.

Неудовлетворительный уход за кожными покровами новорожденного при данных пограничных состояниях может способствовать развитию инфекционных заболеваний кожи.

Гормональный (половой) криз

Эта группа пограничных состояний новорожденных включает физиологический мастит, десквамативный вульвовагинит у девочек, водянку оболочек яичек у мальчиков. Возникновение полового криза у 2/3 новорожденных связано с действием материнских эстрогенов, получаемых плодом в последние месяцы беременности.

Физиологический мастит (мастопатия) – пограничное состояние новорожденных, характеризующееся нагрубанием молочных желез, гиперемий кожи над ними и выделением молозивоподобного секрета. Данное состояние отмечается у большинства девочек и 50% мальчиков; сохраняется с 3-4-го дня до конца 2-3-й недели жизни. Лечение физиологического мастита не проводится; в случае выраженного набухания молочных желез может быть рекомендовано наложение на грудные железы стерильной повязки. Категорически воспрещается надавливание на молочные железы новорожденного из-за опасности развития инфекционного мастита.

Десквамативный вульвовагинит – пограничное состояние новорожденных девочек, сопровождающееся появлением слизистых или кровянистых выделений из половой щели. Выделения отмечаются у 60-70% девочек в первые три дня жизни и продолжаются 1-3 дня. В 5-7% случаев может развиваться метроррагия в объеме, не превышающем 1-2 мл, что связано с прекращением действия эстрогенов матери. Лечение сводится к проведению туалета наружных половых органов девочки.

У 5–10% мальчиков в период новорожденности развивается гидроцеле, которое проходит самостоятельно, без лечения.

Переходные изменения стула

Переходные изменения стула на первой неделе жизни возникают практически у всех новорожденных. К данной группе пограничных состояний новорожденных относятся транзиторный дисбактериоз кишечника и физиологическая диспепсия. После отхождения в первые 1-2 дня мекония (первородного кала), имеющего вид густой вязкой массы темно-зеленого цвета, стул у ребенка становится частым. Переходный стул имеет негомогенную консистенцию с примесью комочков и слизи, окраску с чередованием участков темно-зеленого и желто-зеленого цвета. При исследовании копрограммы обнаруживается большое количество лейкоцитов, слизи, жирных кислот. К концу первой недели стул приобретает гомогенную кашицеобразную консистенцию и более однородную желтую окраску. Одновременно с очищением кишечника происходит его заселение бифидо- и лактофлорой.

Отсутствие выделения мекония может свидетельствовать об атрезии прямой кишки или кишечной непроходимости у новорожденного, что требует немедленной консультации детского хирурга. При нарушении формирования микробного пейзажа кишечника развивается истинный дисбактериоз.

Изменения функции почек

К пограничным состояниям новорожденных, характеризующим адаптацию органов мочевыделительной системы к новым условиям, относят транзиторную олигурию, альбуминурию и мочекислый инфаркт новорожденного.

При транзиторной олигурии, свойственной всем здоровым новорожденным в первые 3 суток жизни, отмечается уменьшение выделения мочи. Причинами данного явления служат снижение поступления в организм жидкости и с особенности гемодинамики.

Отмечаемая альбуминурия (протеинурия) вызвана увеличением проницаемости фильтрационного барьера, капилляров и канальцев почек, усиленным гемолизом эритроцитов.

Патогенез мочекислого инфаркта связан с отложением солей мочевой кислоты в просвете почечных канальцев, что приводит к окрашиваю мочи в красноватый цвет и появлению на пеленках коричнево-красных разводов. При исследовании общего анализа мочи обнаруживаются зернистые и гиалиновые цилиндры, эпителий, лейкоциты. При мочекислом инфаркте необходимо следить за адекватным потреблением жидкости и выделением мочи новорожденным. Если данное пограничное состояние у новорожденного не исчезает самостоятельно, примерно с 10-го дня жизни изменения мочи расцениваются как патологические, требующие консультации детского уролога и проведения УЗИ почек ребенку.

Неблагоприятное протекание данных пограничных состояний новорожденных может послужить основой для последующего развития дисметаболической нефропатии, инфекций мочевыводящих путей, мочекаменной болезни.

Прочие пограничные состояния новорожденных

В числе других пограничных состояний новорожденных, прежде всего, следует рассмотреть транзиторные нарушения теплового обмена – гипотермию и гипертермию. Поскольку рождение ребенка знаменуется переходом в иную окружающую среду, температура которой на 12-15°C ниже внутриутробной, в первый час жизни у новорожденного отмечается транзиторная гипотермия (снижение температуры тела до 35,5-35,8°C и ниже). Через несколько часов температуры тела повышается и стабилизируется.

Однако несовершенство терморегуляции, обмена веществ, перегревание на 3-5 сутки жизни приводят к повышению температуры тела до 38-39°C, т. е. к развитию транзиторной гипертермии. На высоте лихорадки ребенок становится беспокойным, могут развиваться признаки обезвоживания. Помощь новорожденному заключается в раскутывании ребенка, назначении обильного питья, нормализации условий окружающей среды (проветривании помещения).

Пограничные состояний новорожденных, обусловленные особенностями метаболизма, включают транзиторный ацидоз, гипогликемию, гипокальциемию, гипомагниемию. Транзиторный ацидоз связан с изменением КОС и газового состава крови после рождения. Транзиторная гипогликемия – снижение концентрации глюкозы крови до 2,8-3,3 ммоль/л обусловлена большими энергетическими затратами новорожденного и быстрым истощением энергетических запасов. Гипокальциемия и гипомагниемия развиваются вследствие функционального гипопаратиреоза, имеющего место в раннем неонатальном периоде. Данные пограничные состояния новорожденных возникают в первые сутки и исчезают к концу первой недели жизни.

Кроме этого, к пограничным состояниям новорожденных относят открытый артериальный проток и открытое овальное окно, которые описаны в соответствующих обзорах.

Пограничное расстройство личности

Пограничное расстройство личности – психическое расстройство, для которого характерны импульсивность, эмоциональная неустойчивость, высокая тревожность, периоды гневливости, трудности при построении долговременных отношений с другими людьми, чередование идеализации и обесценивания. Пограничное расстройство личности имеет устойчивый характер, возникает в раннем возрасте и проявляется в течение всей жизни. Предрасполагающими факторами служат особенности психологической конституции, насилие, покидание или отсутствие заботы в детстве. Диагноз устанавливается на основании беседы с больным, анамнеза жизни и результата специальных опросов. Лечение – психотерапия, лекарственная терапия.

Пограничное расстройство личности – одна из разновидностей расстройств личности (устаревшее – психопатий). Проявляется устойчивыми особенностями характера и поведения, ухудшающими социализацию и построение личных отношений. Согласно статистике, данное расстройство выявляется примерно у 2% населения. Нередко наблюдается сочетание с другими психическими расстройствами. У больных чаще, чем в среднем по популяции, развивается алкоголизм и наркомания. Возможно возникновение психотических состояний.

Пограничное расстройство личности серьезно ухудшает качество жизни пациентов. Неудачи в личной сфере в сочетании с постоянным страхом одиночества, профессиональной и социальной нереализованностью провоцируют депрессии, подталкивают пациентов к употреблению психоактивных веществ и попыткам суицида. Лечение пограничного расстройства представляет собой непростую задачу, однако, при адекватной психотерапии возможна стабилизация состояния и улучшение адаптации. Терапию осуществляют психологи, психотерапевты и психиатры.

Причины пограничного расстройства личности

Пограничное расстройство – заболевание, возникающее в результате действия целого ряда факторов. Существует наследственная предрасположенность. Отмечается связь с полом – женщины страдают пограничным расстройством личности чаще мужчин. Имеют значение особенности характера, у больных выявляется заниженная самооценка, повышенная тревожность, склонность к пессимистичным прогнозам и низкая устойчивость к стрессам. Многие пациенты в детстве страдали от сексуального, физического или эмоционального насилия, в ранние годы пережили тяжелую утрату или расставание с родителем.

Возникновению пограничного расстройства личности способствует недостаток родительского внимания, отсутствие достаточного количества эмоциональных контактов со значимыми взрослыми, запрет на выражение чувств, противоречивые или завышенные требования к ребенку. Американский психолог Марша Лайнен, занимавшаяся изучением проблемы пограничных расстройств личности и разработавшая методику лечения данной патологии, полагает, что болезнь может быть связана с «эмоциональной неполноценностью» близких людей, окружавших пациента в детские годы. Во всех случаях в ответ на неблагоприятные условия жизни формируются устойчивые дезадаптивные схемы поведения, которые в последующем влияют на отношения с окружающими и оценку собственных поступков.

При пограничном расстройстве личности отмечается повышенная активность лимбической системы мозга, однако, пока не установлено, является ли это первичным нарушением или возникает вторично, в результате постоянной эмоциональной депривации и высокого уровня эмоционального дискомфорта. Эндогенные (изменение уровня нейромедиаторов) и экзогенные (выработанные с детства схемы поведения) факторы обуславливают затруднения при модулировании эмоций. Пациентам, страдающим пограничным расстройством личности, трудно доносить информацию о собственном эмоциональном состоянии в приемлемой форме, предусматривающей возможность разумного диалога. Они реагируют быстро, сильно и импульсивно, что нередко влечет за собой конфликты и усугубляет дезадаптацию.

Симптомы пограничного расстройства личности

Первые признаки расстройства могут быть заметны еще в раннем детстве. Дети эмоционально неустойчивы, неспокойны, часто демонстрируют эмоциональные реакции, по силе не соответствующие вызвавшему их возбудителю. Наблюдается импульсивное поведение. Тем не менее, данных симптомов недостаточно для постановки диагноза, поскольку при изменении жизненных условий и по мере взросления поведение ребенка может меняться. Как правило, клиническая картина пограничного расстройства личности формируется примерно к 25 годам.

Выявляется своеобразное расстройство идентичности. Образ собственного «Я» нестабилен и может сильно меняться в зависимости от настроения или внешних обстоятельств. Пациенты постоянно боятся быть покинутыми (иногда этот страх соответствует реальной ситуации, иногда нет). Для стабилизации образа собственного «Я» и устранения страха больные с пограничным расстройством личности пытаются найти «дополнение и отражение себя» идеальные отношения, воспроизводящие детско-родительское слияние.

В отношениях двух взрослых людей такое слияние невозможно. Периоды идеализации партнера, возникающие вследствие неоправданных ожиданий, чередуются с периодами обесценивания, спровоцированного тяжелым разочарованием. Отношения пациента, страдающего пограничным расстройством личности, становятся напряженными, нестабильными, основанными на нереальных требованиях по отношению к партнеру. Ситуация усугубляется импульсивностью больного и резкими перепадами настроения со склонностью к выраженной тревоге или дисфории. Импульсивное поведение при пограничном расстройстве личности может включать в себя не только несдержанность в отношениях, но и переедание, неразумную спонтанную трату денег, случайный секс, употребление психоактивных веществ. Возможны угрозы и попытки самоубийства.

Больной постоянно чувствует себя опустошенным. Ему трудно контролировать собственные эмоции в общении с другими людьми. Возможны бурные внезапные ссоры, яркие вспышки гнева или постоянная гневливость, частые драки, раздражительность и т. д. В стрессовых ситуациях у пациентов, страдающих пограничным расстройством личности, возникают параноидальные идеи, которые, в отличие от аналогичных идей при паранойе, носят нестойкий, преходящий характер. Могут наблюдаться проявления диссоциации. Весь перечисленный комплекс симптомов становится препятствием, как для построения личных отношений, так и для нормальной жизни в обществе.

Психотерапевт Янг выделил группу дезадаптивных схем, возникающих в ранние годы и связанных с эмоциональным отвержением значимого взрослого. Больные с пограничным расстройством личности постоянно испытывают страх потери или отвержения, который выражается в убеждении: «я не найдут близкого и всегда буду один». Они ставят себя в подчиненное положение, считая, что желания окружающих более значимы, чем их собственные. Пациенты не верят в свою способность самостоятельно решать возникающие проблемы и чувствуют себя зависимыми от других людей. Они убеждены, что не обладают необходимыми волевыми качествами, не могут контролировать собственную жизнь и управлять собственным поведением.

Больные с пограничным расстройством личности считают себя плохими людьми. Они думают, что окружающие от них отвернутся, если узнают, какие они на самом деле, и полагают, что заслуживают наказания. Пациенты страдают от недоверчивости и подозрительности, не чувствуют доверия и безопасности в отношениях, боятся, что их будут использовать в собственных целях. Убеждение «мои чувства и желания незначимы для окружающих» сопровождается страхом проявления эмоций.

При пограничном расстройстве личности больные постоянно предъявляют к себе нереальные требования, полагая, что должны постоянно контролировать собственные чувства. Это влечет за собой подавление переживаний. Пациенты отстраняются от своего горя, обиды, утрат и разочарования. Переживания попадают в зону бессознательного, и чувства выходят из-под контроля в самый неподходящий момент, например, при незначительном изменении планов или невыполнении маленькой просьбы.

При пограничном расстройстве личности могут наблюдаться достаточно продолжительные периоды стабильности. Во время кризисов больные обращаются к психологам и психотерапевтам в надежде решить свои проблемы, однако после улучшения состояния нередко бросают терапию, поскольку страх столкновения с собственными актуальными чувствами и негативными старыми переживаниями становится сильнее страха не справиться со своей жизнью в данный период времени. В результате к среднему возрасту пациенты, страдающие пограничным расстройством личности, зачастую имеют сложную историю контактов со специалистами и формируют убеждение «психологи бесполезны, они не могут мне помочь».

Пограничное расстройство личности часто сочетается с другими психическими расстройствами, в том числе паническим расстройством, генерализованным тревожным расстройством, депрессией, неврозом навязчивых состояний, маниакально-депрессивным психозом, параноидным, зависимым, нарциссическим, избегающим и шизотипическим расстройствами личности. Нередко наблюдается алкоголизм и наркомания. Возможны повторяющиеся попытки суицида и склонность к нанесению самоповреждений.

Диагностика и лечение пограничного расстройства личности

Диагностика расстройства представляет собой непростую задачу для специалистов в области психологии и психиатрии. Это обусловлено нестабильностью и разнообразием симптоматики, а также частым сочетанием с другими психическими расстройствами. Диагноз «пограничное расстройства личности» выставляется на основании психологического тестирования, беседы с больным и определенных признаков, проявляющихся в жалобах пациента, его межличностных отношениях и процессе терапии. Характерными признаками при предъявлении жалоб являются разнообразие проблем, ощущение опустошенности, путаница в чувствах, целях и сексуальной ориентации, склонность к саморазрушительному поведению и поведению, которое сам больной в последующем рассматривает, как непродуктивное и неадекватное.

В межличностных отношениях выявляется дефицит устойчивой близости, путаница между близостью и сексуальностью, резкие колебания от идеализации к обесцениванию. В процессе терапии наблюдаются ожидания особого подхода, частые телефонные звонки, чрезмерные эмоциональные реакции на перерывы и изменения времени встречи. Многие больные с пограничным расстройством личности тяжело переносят зрительный контакт, прикосновения и уменьшение физической дистанции. Характерно выраженное сопротивление переменам.

Лечение пограничного расстройства личности предполагает обсуждение и переосмысление имеющихся проблем, выработку навыков контроля над собственными эмоциями и поведением, улучшение социальных навыков, формирование защитных механизмов, помогающих переживать тревогу и стрессы. Наиболее эффективной методикой лечения пограничного расстройства личности является диалектико-поведенческая терапия. План лечения составляется с учетом особенностей характера, личности и уровня компенсации конкретного больного и включает в себя индивидуальную терапию и занятия в группе.

По показаниям назначают транквилизаторы, нейролептики и антидепрессанты. Прогноз при пограничном расстройстве личности определяется возрастом пациента, уровнем социальной, профессиональной и личной компенсации, отношениями в семье и готовностью больного к длительной регулярной терапии. При обращении в молодом возрасте, активном настрое и внутренней психологической готовности переносить стрессы, обусловленные осознанием и проживанием чувства разочарования, потери, отверженности и одиночества, возможна устойчивая компенсация. В остальных случаях пациенты с пограничным расстройством личности нередко «кочуют» от одного психотерапевта к другому, не добиваясь значимого прогресса.

www.krasotaimedicina.ru

Пограничные состояния (ВВП)

Обозначение слабых, стертых форм нервно-психических расстройств, находящихся вблизи условной границы между психическим здоровьем и выраженной патологией. Круг таких расстройств очень широк. Выделяются пограничные состояния в узком смысле — это психогении без острых психотических расстройств (реактивные состояния, неврозы), психопатии, психические нарушения в экстремальных условиях деятельности. Пограничные состояния в широком, лечебно-практическом смысле — это медленно начинающиеся вялотекущие формы шизофрении, мягкие формы циркулярного психоза (циклотимия), психосоматические расстройства, хронический алкоголизм (без выраженной деградации личности) и т. д., когда больные не обнаруживают глубоких изменений психики. В целом для пограничного состояния характерно наличие конкретных психосоциальных факторов, оказывающих доминирующее влияние на их формирование, и преходящее нарушение адаптивных возможностей и интегрированности личности. Люди, находящиеся в пограничные состояниях, нуждаются в специализированной психотерапевтической и социально-психологической помощи, которая осуществляется как медицинскими учреждениями, так и ориентированными на здоровых людей консультативными центрами, по “телефону доверия” и т. д.

Пограничные расстройства личности

Книга «Введение в психологию». Авторы — Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007.

В последние два десятилетия пограничное расстройство личности стало предметом значительного внимания популярной печати, клинических и исследовательских публикаций по психологии. Диагностическая категория пограничного расстройства личности была включена только в третье издание DSM в 1980 году. Однако клиницисты уже давно использовали термин «пограничный» для обозначения людей, которые как бы балансировали на грани между серьезными невротическими проявлениями (такими, как эмоциональная нестабильность) и приступами психоза (Millon, 1981).

Нестабильность — ключевая черта пограничного расстройства личности. Настроение у таких людей нестабильно, причем приступы сильной депрессии, тревожности или гнева возникают у них часто и, как правило, без видимой причины. У таких людей понятие о Я нестабильно, с периодами крайней неуверенности в себе и самовозвеличивания. Межличностные отношения этих людей неустойчивы и могут переключаться от идеализации других людей до презрения к ним без всякой причины. Люди с пограничным расстройством личности часто чувствуют безнадежную пустоту и поначалу стремятся к новому знакомому или врачу в надежде, что этот человек заполнит тот огромный вакуум, который они в себе ощущают. Они испытывают почти паранойяльное чувство отверженности и неверно принимают невинные действия других за желание покинуть их или отвергнуть. Например, если врачу приходится по болезни отменить назначенный прием, человек с пограничным расстройством личности может воспринять это как неприязнь с его стороны и прийти в состояние крайней подавленности или гнева. Наряду с перепадами настроения, нестабильностью понятия о Я и напряженностью межличностных отношений у них имеется тенденция к импульсивному и наносящему себе ущерб поведению, включая причинение себе увечий и суицидное поведение. Чаще всего они наносят себе вред путем ожогов и порезов. Наконец, люди с пограничным расстройством личности склонны к трансу, во время которого они испытывают нереальность происходящего, теряют чувство времени и могут даже забыть, кто они. Ниже приведен случай, в котором описано состояние человека с пограничным расстройством личности (McGlashan, 1984, р. 87-88).

Мисс К., 28 лет, белая, незамужняя, с ее согласия была госпитализирована (в психиатрическую клинику). В позднем подростковом возрасте у мисс К. возникла романтическая и сексуальная связь с молодым художником. Когда он ей сообщил, что она для него «просто еще одна женщина» в его жизни, она сделалась замкнутой и унылой. Ей стало чудиться его лицо на киноэкране и в газетах. Вскоре после того как по соседству утонул маленький мальчик, мисс К. стала чувствовать вину за его смерть и бояться, что ее арестует полиция. Она приняла большую дозу снотворного, совершив то, что позже будет названо «демонстративным жестом», и ненадолго попала в больницу.

В течение следующих 5 лет мисс К. временами посещала колледж. Она часто меняла места проживания: то жила одна в гостиницах или общежитиях, то с одним или другим из ее разведенных родителей. Перемены места жительства часто провоцировались ссорами. Она редко была одинока, но ее отношения с другими были весьма поверхностными. Несколько женщин, с которыми ей случалось подружиться, были старше ее. Она часто привязывалась к их родителям и называла их «мама и папа». У нее были три или четыре сексуальные связи, каждая из которых длилась менее полугода и заканчивалась болезненным разрывом, когда тот или иной ее партнер отказывался жениться на ней. Все, с кем она была связана, описывали мисс К. как склонную к плутовству, зависимую, мазохистку, враждебную и склонную к самоуничижению.

Колебания настроения между злостью и унынием происходили у нее еженедельно, а иногда ежедневно. Она часто злоупотребляла алкоголем и барбитуратами и много раз угрожала самоубийством. В результате последних угроз госпитализировалась еще дважды (сроком на месяц или меньше).

В возрасте около 25 лет мисс К. поступила на армейскую службу. После первоначального месячного благополучия ее состояние ухудшилось. Он плакала «часами над пишущей машинкой и оставалась в своей комнате без еды». Спустя 10 месяцев ее уволили с «нейропсихиатрическим» медицинским заключением. Она снова стала часто переезжать, пробовать разную работу, на которой не могла удержаться больше нескольких дней. Она становилась более замкнутой, даже с друзьями по работе.

В возрасте 26 лет мисс К. начала проходить курс интенсивной психотерапии (до 4 раз в неделю), который продолжался 2 года. Ее психотерапевт записал, что мисс К. «изо всех сил старается быть больной» и стремится создавать «трудности всем, кто ей не нравится», «расстраивая всех во время, своих сильных приступов».

Ее госпитализация (в психиатрическую клинику) произошла во время ее визита домой к своей матери. Она чувствовала себя ущемленной в нескольких отношениях сразу. Во-первых, мать приняла ее менее чем «восторженно». Во-вторых, она оскорбилась, когда друг ее матери показал ей брошюру с описанием психиатрических приемов лечения на дому. В-третьих, она обнаружила, что некоторая часть семейной недвижимости завещана ее самому нелюбимому брату. Почувствовав себя отверженной, она приняла большую дозу аспирина и вскоре после этого была госпитализирована (в психиатрическую клинику).

Людям с пограничным расстройством личности часто ставят диагноз какого-нибудь, острого расстройства, включая токсикоманию, депрессию, общее беспокойство, простые фобии, агорафобию, посттравматический стресс, паническое расстройство, соматизацию (Weissman, 1993; Fabrega et al., 19 91). Долгосрочное изучение людей с этим заболеванием показывает, что около 6% из них умирают в результате самоубийства (см.: Perry, 1993). Наибольший риск самоубийства приходится на первые год-два после диагностирования пограничного расстройства личности. Возможно, так происходит потому, что это расстройство часто не диагностируется, пока кризис не приводит человека к психотерапии.

Эпидемиологические исследования показывают, что статистика пограничного расстройства личности на протяжении жизни составляет 1-2% (Weissman, 1993). Эта болезнь гораздо чаще встречается у женщин (Fabrega et al, 1991; Swartz et al, 1990). Больные часто пользуются амбулаторными службами психического здоровья; одно общественное исследование показало, что на протяжении полугода половина из них так или иначе прибегала к услугам службы психического здоровья (Swartz et al., 1990). У них бурные брачные связи, много трудностей с работой, а физический уровень инвалидности выше среднего.

О природе пограничного расстройства личности

Представители психоанализа полагают, что люди с этим нарушением имеют достаточно хорошее чувство реальности, позволяющее им устоять в окружающем мире, но, встречаясь с конфликтами, они полагаются на примитивные механизмы защиты (такие, как отрицание) вместо овладения более совершенными способами (Kernberg, 1979). Кроме того, у «пограничных» индивидов по причине их плохих отношений с опекунами в детстве очень слабо развиты взгляды на себя и окружающих. Опекуны людей с пограничным расстройством характеризуются тем, что извлекают большое удовлетворение из зависимости от них ребенка в его ранней жизни. Поэтому они не поощряют в ребенке развитие особого чувства Я и могут даже наказывать его за попытки проявления индивидуальности и самостоятельности. В результате ребенок так и не научается полностью отличать свои взгляды на себя от своих взглядов на окружающих. Это вызываете нем, крайние реакции на мнения о нем других людей и на возможность того, что они его покинут. Когда ему кажется, что другие отвергают его, он отвергает себя, прибегая к самонаказанию или самоувечью.

Кроме того, он так и не научается интегрировать положительные и отрицательные качества как понятия о собственном Я, так и своего понятия о других, поскольку его прежние опекуны довольствовались и подкреплялись тем, что он оставался зависимым от них, но становились враждебными и отвергали его, когда он заявлял о своей самостоятельности по отношению к ним. Он стремится видеть себя и других либо как «совсем хороших», либо как «совсем плохих» и колеблется между этими двумя взглядами. Этот процесс называют «расщеплением». Расщепление вызывает у людей с пограничным расстройством эмоциональную неустойчивость и ведет к лабильности их межличностных отношений: на их эмоциях и межличностных взглядах отражаются их колебания между видением себя и других с позиций «совсем хороший» и «совсем плохой».

Психодинамическая терапия людей с пограничным расстройством личности заключается в том, чтобы помочь клиенту разобраться в своих чувствах, поставить его лицом к лицу с его тенденцией к расщеплению образов себя и других и интерпретировать его трансфертные отношения с психотерапевтом (Kern-berg et al., 1989). Клиента можно также научить более адаптивным средствам решения повседневных проблем, так чтобы мир не казался ему таким подавляющим. Для смягчения саморазрушительных тенденций психотерапевт помогает клиенту определить, какие чувства ведут его к таким действиям, и выработать у него здоровое умение преодолевать эти чувства.

Другие исследования свидетельствуют о том, что многие люди, страдающие пограничными расстройствами личности, подвергались физическому или сексуальному насилию в детском возрасте (Perry, 1993). Насилие могло повлечь за собой проблемы, связанные с я-концепцией, считающиеся большинством специалистов основной причиной расстройства. Кроме того, дети, у чьих родители чередовались периоды насильственного и заботливого обращения с ними, могло развиться глубокое недоверие к другим людям и тенденция рассматривать всех либо исключительно как хороших, либо исключительно плохих.

Глава 17. Социальные аспекты познавательной деятельности и аффектов

Все мы психологи. Пытаясь понять других, мы, подобно неформальным ученым, создаем собственные интуитивные теории социального поведения. При этом мы встречаемся с теми же основными задачами, что и представители формальной науки (Nisbett & Ross, 1980). Во-первых, мы собираем данные («Мой друг Крис считает, что женщины должны иметь право на аборт»; «У Ли Ямури самые высокие показатели в тесте по математике»). Во-вторых, мы пытаемся обнаружить ковариацию или корреляцию, чтобы различить, что с чем совпадает («Верно ли, что большинство людей, поддерживающих право на аборт, также против смертной казни?»; «Верно ли, что азиаты в среднем лучше справляются с математическими и научными задачами, чем неазиаты?»). И в-третьих, мы стараемся вывести причину и следствие, чтобы оценить, что является причиной чего («Поддерживает ли он право на аборт, потому что это его истинное убеждение, или он делает это под давлением сверстников, выступающих за либеральные идеи?»; «Потому ли азиатские студенты превосходят остальных в математике и науке, что они умнее от рождения, или потому, что в их семьях особое значение придается образованию?»). См.→

www.psychologos.ru