Помогает при депрессии и страхе

:: Страх перед депрессией

Когда Стивен начал лечение у женщины-психотерапевта , ему было 26 лет: он страдал неопределенным и генерализованным чувством обреченности и всеобъемлющего страха, что с ним что-то не так.

Центральное место среди его страхов занимала боязнь впасть в депрессию, что для него ассоциировалось с «потерей контроля» над своим рассудком и телом. Он жаловался на бессонницу, неспособность сосредоточиться, на то, что он провалил экзамены и был истощен из-за того, что постоянно «скрывал свою депрессию». Первый раз он посетил психотерапевта после того, как у него в один день произошли два события: расстроилась помолвка с девушкой, с которой он встречался в течение трех лет, и неожиданно попала в больницу мать. Эти два удара случились за три недели до начала психотерапии. С самой первой сессии Стивен обнаружил чрезвычайную чувствительность к вербальным и невербальным реакциям психотерапевта на него.

Обычно на сессиях он бывал очень серьезным, иногда — достаточно тревожным и ажитированным (возбужденным — А. П.). Ему было трудно сосредоточиться на предмете своей речи, которая часто имела отстраненно-сухой оттенок, не позволявший обнаружить глубину чувств. Он беспрестанно говорил о «травмах», от которых страдал не только в последнее время, но и всю жизнь, и при этом не мог ни сообщить детали событий, ни вспомнить о чувствах, которые они у него вызвали. Он знал только, что его жизнь протекала «не совсем правильно». Любая попытка заглянуть глубже в его проблему вызывала острое чувство тревоги, паники и замешательства, иногда сопровождавшееся головокружением. Все это вызывало в нем самом мысль о «ядерном дефекте» (что он психотик).

Стивен очень боялся окончательно впасть в депрессию, считая, что «защиты подводят его». Он знал о своей депрессии, но «не мог ее почувствовать». Он помнил, как однажды «отдался» своим чувствам и стал совершенно подавленным и думал, что уже никогда больше не поправится. Эта уверенность ассоциировалась у Стивена со «спуском по спирали» в темную глубокую пещеру, который, раз начавшись, был необратимым. В целом это и было ощущение Стивеном своего депрессивного состояния. Таким образом, до прихода в психотерапию он не мог ни выразить, ни почувствовать свою депрессию. Бросив институт, Стивен работал программистом. Кроме того, он много дополнительно подрабатывал, заполняя свои дни и вечера непрерывной работой. Обсессивный стиль и недостаточная связь с эмоциональной жизнью были наиболее заметными его чертами в первые месяцы психотерапии. Он отчаянно силился сообщить точное содержание своих переживаний и был чрезвычайно чувствителен к тому, понимает ли его психотерапевт. Он объяснял эту тревогу стремлением избежать обвинения в «неправоте» или «некорректности», но вскоре стало ясно, что он сам считает свои эмоциональные состояния — насколько он вообще мог их переживать — неприемлемыми: по его убеждению, они обязательно должны были отдалить от него психотерапевта и разрушить психотерапевтические отношения. Поэтому возрастающая привязанность к психотерапевту постоянно подвергалась опасности. Он верил, что можно сохранить связь, только если удерживаться от «ошибок»: как позднее выяснилось, это означало не выражать никаких чувств психотерапевту, не согласующихся с тем, чего, по его убеждению, она требовала, и — что еще важнее — которые могли нарушить ее душевное равновесие или привести к переживанию неадекватности. Поэтому на интервенции психотерапевта он отвечал уступчивостью, но его ответы были совершенно отделены от аффекта. Он страшно боялся, что какие-то спонтанные чувства, не согласующиеся с психическим состоянием психотерапевта, будут ею отвергнуты, а это повлияет на него дезорганизующим образом. Когда возникали сильные эмоциональные реакции, он смущался и впадал в панику, и складывалось впечатление, что он не осознает переживаемой им эмоциональной реакции и совершенно не способен распознать, что означает этот сигнал для него.

После того, как Стивен стал способен выражать некоторые чувства в психотерапевтической ситуации, он, тем не менее, продолжал недоумевать, «что следует с ними делать» после того, как он их почувствовал. «Я не знаю, что я чувствую, если я вообще чувствую . если это и значит чувствовать!» Кроме того, Стивен был уверен, что, хотя на поверхности и кажется, что психотерапевт принимает его чувства, но, тем не менее, в глубине испытывает враждебность, отвращение и нелюбовь к нему — в особенности потому, что его чувства «обнаруживали отношение к женщинам». Стивен никогда не переживал глубокого внутреннего чувства доверия к дру-гим людям и, следовательно, был неспособен поверить, что психотерапевт не использует его для удовлетворения собственных нужд, как постоянно делала мать на протяжении всего его развития. Недостаток доверия проявился в психотерапии достаточно рано и увеличивал его уязвимость до почти непереносимых размеров.

Начал лечение у женщины-психотерапевта: учитывая описание психотерапевтической техники, изложенное ниже, практикуемой этим психотерапевтом, Столороу, конечно, имеет в виду психоаналитического психотерапевта.

Прим. 2: Помня, конечно, о неизбежном неравенстве: один обратился за помощью — другой оказывает эту помощь; один платит деньги — а другой берет эти деньги в качестве платы за свою работу. Но равноправие заключается в том, что оба участника психоаналитических взаимоотношений активны — только так возможен психоанализ. Это принципиальное отличие психоанализа от гипноза, рациональной терапии и других видов психотерапий (и медикаментозного лечения) когда пациента поучают и дают советы (кормят из ложечки, будто он в самом деле маленький ребенок — см. об этом Почем нынче мудрый совет?).

Прим. 3: Конечно, не техника и форма определяет психоанализ как психотерапию самопознания — но мне неизвестны другие способы, использующие иные, чем психоаналитические, принципы и правила, способствующие лучшим образом самораскрытию и самопознанию, чем те, которые использует психоанализ (о некоторых из них читайте далее).

Прим. 4: Наша вынужденная неискренность принуждает нас, в конце концов, быть неискренними с самим собой: скрывать от себя самого собственные желания, мнения, обиды — культура социума вынуждает нас репрессировать самого себя. От этого — неудовлетворенность жизнью и, в конце концов, неудовлетворенность самим собой.

Прим. 5: Известна поговорка: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Возможно, алкоголь оказался столь привлекательным (помимо прочего), потому что опьянение, которое он вызывает, позволяет нам расслабиться и говорить что приходит в голову. Оттуда устойчивое выражение: «Посидим, выпьем, поговорим». И от этого же бывает стыдно утром. Но наша потребность говорить то что приходит в голову толкает нас на это снова.

Прим. 6: В этом смысле психоаналитик похож на Вашу мать, которая, как не войдешь на кухню, всегда там и что-то готовит для Вас, или на Вашего отца, который всегда в своем кабинете и что-то там пишет важное, но готов отвлечься и поговорить с Вами. Это имеет особое значение, если это было не так в Вашем детстве, родители были плохими, их не было, они бросили Вас, развелись, умерли.

Постоянство может пугать, например, тем, что психоаналитик тоже может умереть, и Вы его на найдете в своем кабинете в один «прекрасный» вторник — это страшно, также как страшно, когда умирают хорошие родители, этот страх — реальность жизни и тема для обсуждения в психоанализе (как и обсуждение других страхов, например, что психоаналитик окажется плохим родителем, может быть даже кровожадным маньяком).

Прим. 7: Если пациент может говорить все, что приходит в голову — то, соответственно, он может не говорить (т.е. не произносить ни звука). Ведь молчание — это не просто тишина, это тоже форма коммуникации. Если понимать, что молчание имеет смысл — молчание можно слушать (а потом об этом можно поговорить).

© 2006 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт

www.psychoanalyst.ru

Исследование депрессивных состояний

Консультации психологов на Шаболовке + 7 (495) 220-08-72

Центр изучения депрессивных состояний в Москве

Что такое депрессия

Симптомы депрессии

Как лечить депрессию

Лечение депрессии без лекарств

Адаптация при депрессии

Что делать при депрессии

Если у близкого человека депрессия

Написать нам письмо

Депрессия и страх

При депрессивных состояниях количество страхов у человека резко возрастает.

Эти страхи (фобии) почти всегда имеют иррациональную природу.
После активной терапии или устойчивой ремиссии большая часть подобных страхов исчезает.

Специфические страхи, конечно усиливаются в депрессивном состоянии человека.

В 20-30 процентах сами страхи выявляются (по анамнезу), как вероятные (каузальные) причины возникновения депрессии, хотя более внимательное изучение опровергает эти наблюдения, как субъективные заблуждения больных.

Депрессивное состояние эндогенного происхождения слишком сильно влияет на восприятие больного депрессией(биохимия), искажает его и при истерических эпизодах фобии просто воспринимаются более ярко и преувеличенно.
В то время как в подавленной фазе — фобии ослабевают, уступая место общей апатии.

Длительное применение антидепрессантов в этом смысле очень опасно.
В начале под воздействием лекарств у больного пропадают тревожные состояния, порождающие страхи. Через 2-3 недели обычно наступает сглаживание фобий, если препарат выбран верно.

Однако, через 1-2 месяца часто наблюдаются рецидивы, когда страхи проявляются с новой силой, а препараты уже не помогают.

Самым лучшем средством от страхов остается грамотная и подходящая по типу психотерапия общего характера.

Некоторым больным имеет смысл объяснять природу их страхов и вникать в их суть, в то время как другая группа больных лучше всего себя чувствует отвлекаясь от этих травмирующих тем.

Задача психотерапевта или аналитика тут сложная.
Знакомить ли больного с его страхами или лучше подождать и предоставить самой жизни решать эти вопросы по мере возможности.

Подробнее о самой природе страха можно почитать ниже.

Человеческий страх представляет из себя сложную многоуровневую структуру.

Если начать подробно разбираться, обычно оказывается, что одни формы страха – маскируют другие – более фундаментальные. Между обычными страхами и их функциональными причинами – стоят комплексы.

Для демонстрации приведем самый простой пример. Предположим, некий человек боится собак. Начинаем разбираться — и быстро выясняем, что в детстве его напугала и покусала собака. Сформировался комплекс. Сама ситуация давно забылась, человек вырос и сам может напугать – любую собаку, но тем не менее страх в виде неприятных ощущений и смутных воспоминаний – остался.

Сам комплекс обычно не осознается и проявляется только на определенные раздражения и в вполне определенных ситуациях. То есть, он находится в личном бессознательном человека готов к активизации. Если мы начнем распутывать эту ситуацию, сводя ее к primam figuram, вслед за комплексом мы обнаружим уже безличный страх человека перед дикими животными вообще (наследуемый агрегат). Конфигурация этих комплексов уже входит в базовую структуру психики, которая только отчасти и «на поверхности» — индивидуальна, а в целом уже коллективна.

Еще «этажом ниже» лежит страх перед неопределенностью (психические основы фрустрации) — потеря ориентации ума, где становится бесполезен индивидуальный опыт. И в самом «глубоком подвале» этой структуры находиться, так называемый, vacui horror – страх пустоты. В феноменологии глубинной психологии это потеря четвертой функции сознания в квартерионе ориентации целостного сознания самости.Кроме «глубинной многоэтажной» структуры, феномен страха имеет также и «горизонтальные» измерения. Люди боятся потерять работу, любимых людей, уважение, здоровье, удачу …. Один страх тянет за собой другие страхи – содержания сознания способны констелироваться – объединяться в самые удивительные смысловые и акаузальные (не связанные причинно-следственными связями) цепочки … Избавление человека от страха обычно понимается неверно. Вполне понятное – но инфантильное желание избавиться от того, чего не нравится или «мешает».

Страх имеет так же важную функцию охранять сознание от того, к чему человек еще не готов. Это защитный механизм сознания, предохраняющий от инфляции, поглощения и вторжения чужеродных коллективных содержаний разрушительного характера. От части страхов можно и нужно избавляться. Это составляет важную часть процесса индивидуализации личности человека.

Психоаналитик может вам в этом помочь, но не может сделать эту работу за вас. Помощь психолога нужна, прежде всего, для правильного понимания сложностей, имеющихся у человека, доступных ресурсов и поиска методов. Процесс индивидуализации предполагает естественное изменение положения и динамической структуры сознания в общей конфигурации психики – в сторону лучшей адаптации и социализации. При этом человек дозревает и перешагивает через некоторые страхи, но это не означает, что человек избавляется от страха вообще. Текущая стадия индивидуализации личности сопровождается вполне определенными сериями сновидений, в которых фобии и страхи – естественные для этой стадии — выстраиваются в смысловые ряды. Отслеживание динамики разворачивания символов сновидений дают хорошую возможность прогнозировать изменения в жизни человека. Толкование сновидений в некоторых случаях, помогают ускорять процесс становления и индивидуализации личности при условии наличия интереса самого сновидца к смысловому разбору фантазий и страхов.

www.2200872.ru

Травы от тревоги и депрессии

Мать-земля снабжает нас травами для лечения практически любого недуга, с помощью растений она текже предоставляет нам возможность избавиться от тревоги и депрессии.

Тревога и депрессия – два самых распространенных диагноза у психотерапевтов. Причем часто оба эти состояния присутствуют у одного и того же человека одновременно. Они могут быть как острые, так и хронические и требовать длительной терапии.

Несмотря на то, что лекарственные препараты для лечения данных расстройств легко доступны, финансовые вопросы, мировоззренческие или причины личного характера могут побудить человека искать альтернативные методы исцеления. Травы и фитопрепараты не столь быстродейственны, как обычные лекарства, но они убирают именно корень заболевания, а не просто снимают симптомы.

Вот далеко не полный список трав, помогающих эффективно бороться, а иногда и полностью исцелять от тревоги и депрессии.

Святой базилик, Туласи или Базилик тонкоцветный (лат. Ocimum Sanctum)

Святой базилик снимает раздражение и успокаивает нервы. В традиционной индийской медицине Туласи используется для расслабления и снятия напряжения. Исследования подтвердили тот факт, что это растение помогает в борьбе с расстройствами, вызванными чувством тревоги и беспокойства.

Приведем наглядный пример: 35 испытуемым давали Туласи 2 раза в день в капсулах по 500 мг в течение двух месяцев. По результатам эксперимента у участников было зафиксировано снижение в два раза не только уровня тревоги, но и общих показателей стресса и депрессии.

Кава или Перец опьяняющий (лат. Piper methysticum)

Перец опьяняющий доказал свою эффективность в лечении синдрома тревоги. Исследования показывают, что кава обладает большим анксиолитическим действием (устраняет напряжение, беспокойство, тревогу и страх), чем плацебо. На самом деле, это единственная трава, которая наглядно показывает результативность лечения тревожных расстройств.

Однако, принимать его следует с осторожностью. Кава имеет побочные эффекты, такие как повреждение печени, а при взаимодействии с леводопой и алпразоламом вызывает экстрапирамидные симптомы или летаргии.

Мелисса лекарственная (лат. Melissa Officinalis)

Также известна как лимонная мята. Это пахнущее лимоном растение можно найти по всему миру. По результатам исследования, опубликованного в 2004 году в журнале «Психосоматическая медицина», у людей, принимающих мелиссу, наблюдалось кратковременное снижение уровня тревоги и беспокойства. Недавний мониторинг показал, что розмариновая кислота, содержащаяся в листьях этого растения, и дает то самое анксиолитическое и антидепрессивное действие. Снижение беспокойства достигается за счет увеличения в организме уровня гамма-аминомасляной кислоты.

Страстоцвет или Пассифлора (лат. Passiflora Incarnata)

Пассифлора применяется с давних времен для снятия стресса и беспокойства. Растение используют целиком, за исключением корней. Тем не менее, фармакологические исследования этого растения неполноценны, поэтому нельзя сказать точно, что именно является причиной снижения беспокойства.

Ромашка аптечная (лат. Matricaria Recutita)

Традиционно это растение использовалось в качестве успокоительного средства в Древнем Риме и Древней Греции. Исследования также подтвердили его анксиолитическое и антидепрессивное действие. До сих пор неизвестно, что обуславливает антидепрессивное действие, но установлено, что успокаивающий эффект с ним не связан.

Некоторые исследования показывают, что флавоноиды, содержащиеся в ромашке, оказывают антидепрессивный эффект за счет модуляции нейропередачи норадреналина, дофамина, серотонина и уровня ГАМК.

Гинкго ( лат. Ginkgo biloba)

Еще его называют Венерин волос. Гинкго широко использовался в Древнем Китае для лечения различных болезней, но особо эффективно применение экстракта этого растения при проблемах с концентрацией внимания, депрессии, тревоге, головокружениях, шумах в ушах и головных болях.

Вещества, содержащиеся в гинкго, расширяют кровеносные сосуды, тем самым увеличивая кровоток, при этом уменьшают вязкость крови и количество свободных радикалов, улучшают работу нейромедиторов. Несмотря на то, что некоторые исследования показали благотворное воздействие гинкго на организм при приеме по 200 мг в день в течение 12 недель без каких-либо побочных эффектов, большинство испытаний все же дают противоречивые результаты. А некоторые исследования и вовсе не показывают какого-либо существенного воздействия в отношении общего беспокойства и депрессии.

Тысячелистник обыкновенный (лат. Achillea Millefolium)

Тысячелистник – лекарственное растение, используемое в народной медицине для лечения желудочно-кишечных расстройств, воспалений, беспокойства и бессонницы. Исследование, целью которого было выявление действия тысячелистника при остром и хроническом тревожном расстройстве, показало, что растение проявило эффект транквилизатора в дозах, которые не изменяли двигательную деятельность. Его действие аналогично диазепаму.

Зверобой (лат. Hypericum Perforatum)

Зверобой – это единственное растение, которое, вне всяких сомнений, показало свою эффективность на практике при лечении легкой и умеренной депрессии. Активный ингредиент этого растения гиперицин (или гиперфорин) препятствует обратному захвату серотонина и моноаминоксидазы. Пять испытаний, в которых приняли участие около 2200 человек, показали, что действие зверобоя схоже с действием обычных антидепрессантов.

Однако данное растение следует принимать отдельно от других препаратов. Тогда его применение безопасно. Так, например, известно, что зверобой может вызвать психоз у людей, которые одновременно принимают СИОЗС (селективные ингибиторы обратного захвата серотонина).

Лаванда (лат. Lavandula angustifolia)

Лаванда также весьма эффективное растительное лекарственное средство от депрессии. Исследователи сравнили лаванду с имизином и пришли к выводу, что оба средства результативны при схожем способе употребления. Фактически, терапия маслом лаванды (ингаляция или массаж) является действенным способом борьбы с депрессией.

Изучение антидепрессивного эффекта лаванды выявило, что применение настойки лаванды (1:5 в 50-градусном спирте; 60 капель в день) и имизина (100 мг ежедневно) у пациентов, страдающих от депрессии легкой или средней степени тяжести, привел к лучшему и раннему улучшению состояния.

Побочные эффекты имизина, такие как сухость во рту и задержка мочи, наблюдались реже при одновременном применении лаванды. Испытания также показали, что лаванда улучшает настроение и уменьшает беспокойство.

Шафран посевной (лат. Crocus sativus)

Широко культивируемый в Индии (Кашмир), Иране и Греции, шафран является весьма действенным средством избавления от ряда недугов. Активный ингредиент, альфа-кроцин, присутствующий в красных высушенной рыльцах цветка (верхних частях пестика), как известно, обладает не только анксиолитическим и анти-депрессивным свойством, но и гипотензивным, противовоспалительным и антиоксидантным эффектами, а некоторые исследования показали противоопухолевое действие.

Исследователи сравнили шафран с антидепрессантом флуоксетин и обнаружили, что шафран столь же эффективен в лечении депрессии, как и этот химический препарат.

Синяк или Эхиум прелестный (лат. Echium amoenum)

Испытание на мышах показало, что цветы синяка имеют эффект транквилизатора с более низким успокоительным эффектом по сравнению с диазепамом. Правда, нет данных о переносимости экстракта растения при применении более одной недели.

Автор: Mita Majumdar
Перевод: Марина Тендрякова

vegportal.info

Депрессия и тревога в жизни человека

Депрессия и тревога в жизни человека встречаются довольно часто, больше того — это практически неразделимые понятия. Другими словами, тревога — это беспокойство или страх, которые выступают признаками депрессии и ее причинами. Тревожное состояние может быть не только реакцией на отдельное негативное событие, так и постоянной особенностью человека. В последнем случае это грозит возникновением психосоматических заболеваний.

Предрасположенность к депрессии и тревожности может быть семейной. В таком случае используется понятие «депрессивная личность», характеризующее людей с постоянно плохим настроением, низкой самооценкой, плохими коммуникабельными способностями и так далее. При обращении такого человека к психиатру, он рассказывает о проблемах, связанных с неприятными событиями в его жизни.
Диагностика тревожности

Сегодня очень мало способов выявить депрессию и тревогу в организме человека с помощью лабораторных методов. Одним из таких является метод, основанный на поднятии в плазме крови количества кортизола при значительной тревожности или стрессе. Так и диагностируется тревога и депрессия у человека клинически.

Но практическое значение данного способа довольно низкое. В то же время, даже качественное психиатрическое обследование больного проводится довольно долго, поэтому используется редко. Облегчить работу психиатра могут анкеты-опросники, разработанные специально для таких случаев. Но самые лучшие выводы по психическому здоровью человека можно сделать, лишь побеседовав с ним.

Беседовать можно не только с больным, но и с его окружением. Вопросы касаются того, как изменился больной за последнее время. Это может касаться его интересов, увлечений, манеры говорить, социальной активности. О значительных изменениях в психическом здоровье человека можно судить по изменению режима сна, понижению уровня его концентрации.

У людей, в которых часто наблюдается депрессия и тревога, по истечению некоторого времени, их симптомы могут меняться. Например, если когда-то определенные признаки были характерны исключительно для депрессии, то в дальнейшем они могут превратиться в симптомы панического расстройства.

Среди симптомов этих двух понятий может быть и бред. Зачастую он проявляется в самообвинении себя в том, чего он не делал. Или же человек ищет самую малейшую причину для самообвинения, а за нее придумывает слишком жесткое наказание.

Больной говорит о том, что он виноват и заслуживает жесткого наказания за малейшую вину. Данные тревожные мысли становятся первопричинами депрессивных идей. Иногда такое бывает при неправильном употреблении медицинских препаратов, которые только увеличивают уровень тревожности человека. К таким препаратам можно отнести Трансамин, Сиднокарб, Дезипрамин. Депрессия обостряется именно ввиду увеличения уровня тревожности.

Отдельного внимания заслуживает депрессия и тревога в пожилых людей. У стариков они превращаются в ощущение ненужности, беспомощности. У них появляется страх перед завтрашним днем, поэтому на душе всегда тревожно. Именно из-за этих симптомов формируется идея обнищания. Старики тоже подвержены усиленному чувству самообвинения, как возможности покатятся в прошлых грехах.

У больного человека чередуются периоды прохождения болезни. Так, сначала у него период мании, после чего появляются довольно светлые периоды. Но именно в такие периоды самая большая вероятность правонарушений со стороны больного. Как правило, в первую половину дня такого человека настигает неимоверная тоска, а вечером — тревога.

Проявления страха

Тревога и страх — это довольно схожие понятия. Но если тревога — это ситуативная реакция человека, то страх — это эмоции перед какой-либо опасностью. У больного человека страх — это боязнь за свои проступки в прошлом, даже самые незначительные. И если тревогу или депрессию еще можно как-то обойти, то от страха практически невозможность избавится.

Но страх у здорового человека — это не всегда проявление его слабости. Да, именно боязнь и страх мешают многих нерешительным людям добиться чего-то в жизни. Под действием страха люди могут намного быстрее мыслить и принимать решения. Если человек сумел справиться со своим страхом, то он имеет возможность взглянуть на жизнь в новом свете.

Лечение и профилактика

Как уже говорилось, тревога является одним из главных симптомов депрессии. Уровень тревоги можно вымерять по методике Тейлора. В качестве медицинских препаратов для снижения тревожности рекомендуют Тизерцин, Амитриптилин. Если они не помогают, что врачи вводят внутривенно Седуксен, который не только уменьшает уровень тревоги, но и вводит пациента в сон. Болезнь значительно ослабляется антидепрессантами и анксиолитиками, а последние еще и снижают надуманное чувство вины больного.

Для лечения депрессии самостоятельно, можно заняться любимой деятельностью. А вот уровень тревожности значительно уменьшает занятие спортом. Именно постоянные физические нагрузки являются альтернативой медицинским препаратам. Кроме того, такие упражнения доступны практически всем, чего не скажешь о дорогих медикаментах.

Самый эффективный препарат от депрессии — Флуоксетин, или еще его называют Прозак. Он убирает тревогу, апатию, страх и тоску. Кроме этого, он благотворно сказывается на функциональной деятельности всего организма, приводя в порядок аппетит и сон больного.

Но чтобы не задумываться о лечении депрессии в будущем, уже сегодня необходимо заняться ее профилактикой. Да, депрессия и тревога часто случаются в жизни человека, поэтому необходимо тренировать свой организм. Отличным вариантом является медитация, во время которой человек учится контролировать свои мысли. Как уже говорилось, активный спорт является не только способом эффективного лечения тревоги, но и его профилактикой. А хороший сон и здоровое питание укрепят стойкость организма к стрессам.

psytheater.com

Смех – мощный способ избавиться от беспокойства, страха, гнева, скорби и депрессии

брахма-бхутах прасаннатма
на шочати на канкшати
сомах сарвешу бхутешу
мад-бхактим лабхате парам

«Тот, кто находится в этом трансцендентном состоянии, сразу постигает Верховный Брахман и исполняется радости. Он никогда не скорбит и ничего не желает. Он одинаково расположен ко всем живым существам. Достигнув этого состояния, человек обретает чистое преданное служение Мне».
«Бхагавад-гита», 18.54

Смех как противоядие

Беспокойство, страх, гнев, скорбь и депрессия — заклятые враги ума. Они постоянно ищут возможности вторгнуться в наше сознание, но до тех пор, пока мы сами не позволим, они не смогут этого сделать. Им нужно прибежище. Если по ошибке, невнимательности или из-за неблагоприятного стечения обстоятельств мы впустили их, нужно побыстрее выпроводить их на улицу как непрошеных гостей. Смех — один из мощных способов избавиться от такого рода гостей. Врагам ума не нравятся веселые люди, потому что в их обществе они чувствуют дискомфорт. Когда они слышат смех, то сразу торопятся уйти к кому-нибудь другому.

Современные исследователи признают, что каждый человек обладает врожденной способностью к чувству юмора. Исследования, в которых изучалось поведение младенцев, показали, что этот естественный и необходимый аспект жизни проявляется уже в раннем возрасте. Здоровые взрослые смеются до двадцати раз в день, а дети — до двухсот. Нам всем нравится смеяться. Даже такие философы, как Платон, Аристотель, Юм и Кант писали о смехе. Смех связывает людей, вместе смеющихся над шуткой, раскрепощая их и углубляя отношения между ними. Смех помогает быстро вовлечь людей в общение. Он сам находит себе друзей.

Юмор и смех способны генерировать в людях надежду и позитивный настрой. Если мы способны смеяться над своими проблемами, маловероятно, что нас одолеют беспокойство, страх, гнев, депрессия или скорбь. Смех помогает избавиться от бесчисленного количества подавленных вредных эмоций, создающих разрушительные биохимические изменения в теле. Смех — одно из лучших противоядий от врагов ума. Многие из тех, кто получили ранение в битве с этими врагами, забыли, что такое смех. Те из вас, кто ранен, с трудом могут вспомнить, когда в последний раз громко смеялись. Смех играет чрезвычайно важную роль в укреплении вашего физического и психического здоровья. В конце концов, это совершенно безболезненный, легкодоступный и бесплатный метод.

Смех не только полезен для тела и души, но и является одним из проявлений духовного экстаза. Порой мы воспринимаем себя, а также свои недостатки, успехи и проблемы слишком серьезно. Кому-то такое утверждение может показаться странным, поскольку в преданном служении нам нужно быть очень сосредоточенными и решительными, если мы хотим подняться над гунами материальной природы. Мы понимаем, что никто не сможет выбраться из материального мира, будучи слишком привязанным к этой мартья-локе, миру смерти. Мы также понимаем, насколько важно владеть своим умом и чувствами. И все же, тщательно следуя строгим правилам и ограничениям, мы должны быть радостными — ведь конечным результатом этого процесса является вечный праздник и любовь. Цель — это вечное приключение, дарующее преданным постоянное ощущение опьянения и счастье в любви к Богу. Преданные всегда находят новые пути усилить эту любовь и порой делают это, обмениваясь шутками.

Бывает, что трансценденталисты становятся настолько серьезны, сухи и безразличны, что отпугивают от себя людей. Независимо от вероисповедания или духовной традиции, всегда находятся люди, настолько преуспевшие в развитии духа отрешенности и аскетизма, что их сердца черствеют. Многие религиозные деятели и ачарьи были чрезвычайно аскетичными, однако никто из них не подвергал себя пыткам. Они страстно стремились испытать высшее блаженство и поэтому отрекались от всего того, что этому препятствовало. Если взглянуть на жизнь чистых преданных, то мы увидим, что они всегда исполнены радости, даже посреди трудностей и испытаний. Они постоянно счастливы, ибо понимают, что в конечном счете все пребывает в Боге.

маттах паратарам нанйат
кинчид асти дхашнджайа
майи сарвам идам протам
сутре мани-гана ива

«О завоеватель богатств, нет истины выше Меня. Все сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить».
«Бхагавад-гита», 7.7

Смех как лекарство

В древних культурах, особенно монархических, у царей часто были шуты. Задача шута состояла в том, чтобы смешить царское окружение, а также давать мудрые советы в шутливой форме. Смеша царское окружение, они создавали у них чувство общности. Современные врачи, социологи, психологи и биологи тоже постепенно начинают понимать то, какую огромную пользу приносит смех. Сегодня многие методы лечения депрессии и других заболеваний, используемые врачами и психологами, включают в себя смехотерапию. Причина действенности этого метода заключается в том, что все эмоции и чувства тесно связаны с душой. Источником этих эмоций является экстаз любовного служения Господу, возникающий из взаимоотношений живого существа с Верховной Личностью Бога. В некотором смысле можно сказать, что настоящий смех является духовной деятельностью. Комические актеры пользуются большой популярностью, поскольку помогают людям выйти за рамки обыденного образа мыслей. И все-таки материальный юмор является всего лишь тусклым отражением того экстаза смеха, который испытывают Господь и Его преданные.

Комические актеры способны передать лишь тусклый отблеск возвышенной радости духовного мира. Эти актеры, понимая потребность людей в такого рода стимулах, зачастую изображают серьезные ситуации в смешном свете. Они могут посмеяться над президентом или какой-то другой важной персоной или продемонстрировать ничтожность человека, считающего себя очень значительным. Так они напоминают нам о том, что мы не такие великие, какими себя считаем. Иногда мы даже начинаем думать, что жизнь остановится, если мы не будем выполнять свои обязанности, однако такое эгоцентрическое мышление не всегда оказывается благотворным.

Периодически, когда у нас что-то не ладится, мы можем вспоминать о том, что не все зависит только от нас. Мы — вечные неотъемлемые частички Всевышнего Господа, и у нас есть вечное служение, которого никто не сможет нас лишить. Если вы потеряли работу или лишились чего-то ценного, попробуйте посмеяться над этим, осознавая, что ничего не потеряли, поскольку нам ничего и так не принадлежало. А того, что нам принадлежит, никто никогда не сможет у нас отнять. В каком-то смысле само чувство утраты иллюзорно, поскольку вся наша материальная собственность весьма относительна и эфемерна по сравнению с духовной собственностью. Если мы взглянем на эту ситуацию по другому, нас не будет беспокоить потеря работы и другие так называемые проблемы, вызванные материальной энергией. Мы будем видеть в этом желание Господа напомнить нам о нашей божественной сущности, не имеющей ничего общего с этими временными беспокойствами. Господь напоминает нам об этом, чтобы мы не пытались удобно устроиться в этом мире, наслаждаясь временными вещами. Он хочет, чтобы мы откликнулись на Его зов и наслаждались вечными отношениями с Ним.

Физические и психологические блага, приносимые смехом

Стресс является причиной неблагоприятных физиологических изменений; смех же приводит к противоположному результату. Смех — это идеальное противоядие против стресса. Доказано, что смех расслабляет мышцы тела и насыщает кровь кислородом. Он улучшает сердечно-сосудистую систему; тренирует сердце; благоприятствует циркуляции кислорода и обмену веществ; увеличивает иммунитет. Кроме того, смех снижает восприимчивость к боли, действуя как естественное болеутоляющее.

Благодаря смеху пациенты в больницах забывают о своих страданиях, болезнях и тревогах. Смех приносит надежду и чувство благополучия. Благодаря ему мы можем в большей мере соприкоснуться с природой нашей души. Если же вместо благодарности мы постоянно беспокоимся по поводу своих проблем, тело вырабатывает адреналин, который сужает артерии, повышает давление крови и ослабляет нервную систему, что приводит к всевозможным болезням и даже к смерти.

Просто нужно напоминать себе о том, что тело — это машина, которая работает по определенным законам. Одни действия и мысли увеличивают ее мощность, а другие — уменьшают. Хотя мы всегда подчеркиваем, что тело — это машина, которая находится в нашем распоряжении временно, нам все равно нужно заботиться о нем, поскольку мы постоянно им пользуемся. Не следует пренебрегать им, но и впадать в другую крайность, сосредотачивая на нем все свое внимание. Нужно просто мудро распоряжаться им, пока у нас есть такая возможность. Некоторые люди отождествляют себя со всевозможными проблемами, которые возникают в их жизни и в жизни общества, но это — не самый лучший образ действий.

По оценкам Организации Объединенных Наций, к концу двадцатого столетия около 180 миллионов человек старше пятнадцати лет употребляли наркотики. Большинство из них делали это под воздействием стресса и беспокойств. Около 5,5 миллионов человек имеют патологическую страсть к азартным играм и еще 15 миллионов могут стать ее жертвами. Данная статистика позволяет нам понять степень неудовлетворенности людей своей жизнью, и чтобы избавиться от этой неудовлетворенности, человек жаждет острых ощущений. Люди хотят получить все быстро и дешево и оказываются в ловушке, поскольку не могут отстраниться и посмеяться на своими проблемами. Они отождествляют себя с временными вещами, не принимая во внимание Истины или любви Господа. У них отсутствует чувство юмора, благодаря которому они смогли бы понять: «Все равно я — не тело. Я позволил иллюзии вовлечь меня в сферу ложных представлений и не замечал присутствия Господа в своей жизни».

Смеяться над иллюзией

Сегодня многие люди перестали смеяться потому, что у них целая куча проблем. Конечно, независимо от того, бедные мы или богатые, больные или здоровые, у всех нас есть множество проблем, и их становится еще больше, поскольку мы неспособны отстраниться от них. Если мы не научимся смеяться, то вместо избавления от проблем только усугубим их. Вот почему чрезмерная скорбь так вредна. Конечно, иногда мы должны скорбеть, чтобы не впасть в состояние неприятия реальности; мы должны посмотреть проблеме в лицо и затем избавиться о нее. Этого можно добиться, признав, что не все зависит только от нас и что Бог постоянно присутствует в нашей жизни. Мы должны стараться сохранять это понимание, что бы ни происходило; мы должны всегда помнить о том, что наш высший Отец любит нас больше, чем кто-либо другой, и эта любовь непреходяща. Мы находимся в полной безопасности, ибо, что бы ни происходило с нашим телом или нашей материальной собственностью, любовь Бога и Его забота о наших душах всегда пребудет с нами. Чем больше мы сосредоточены на своем теле, тем больше у нас проблем; но как только мы вспоминаем о том, что не являемся телом, сразу чувствуем облегчение.

В трудные времена мы можем воспользоваться этим пониманием. Если вы потеряли работу, то можно порадоваться хотя бы тому, что вы не являетесь этой работой. Мы — не дом, не машина и не какая-либо другая материальная вещь, которой мы ежедневно пользуемся. Посмейтесь над собой, если вы обнаружили, что забыли об этой основополагающей истине и начали придавать временным материальным вещам слишком большое значение. Мы можем смеяться над тем, с каким рвением стремимся навстречу иллюзии. Время от времени следует напоминать себе о том, что мы не имеем ничего общего с этими преходящими ситуациями. Мы можем благодарить Господа за то, что Его любовь выше, чем Его закон, а также за то, что Его любовь проявляется и в том, что Он посылает нам материальные трудности, которые помогают нам возвратиться в Его обитель.

Смех сглаживает кажущиеся непреодолимыми проблемы

Часто мы тратим так много времени на то, чтобы лучше выглядеть, однако, несмотря на все современные технологии, такие, как пластическая хирургия, однажды наше тело все равно состарится. Мы будем смотреть на себя в зеркало и удивляться тому, что случилось с нашим некогда молодым и привлекательным телом. Волосы поседеют, память ухудшится, появятся морщины.

На этом этапе жизни многие начинают испытывать тревогу и утрачивают чувство собственного достоинства. Но трансценденталист может смеяться и над этим, понимая, что эта машина будет все больше изнашиваться. Придет день, когда нам придется вообще расстаться с ней, но это нас не пугает, поскольку мы не отождествляем себя с этой машиной. У нас было уже много таких машин, и если мы не научимся жить внимательно, то можем сменить еще несколько. Не стоит отождествлять себя с этими телами или с умом, постоянно испытывающим то беспокойство, то гнев, то страх, то скорбь, то депрессию. Имея это в виду, мы можем рассматривать наиболее трудные времена в своей жизни как определенный опыт. Аналогично мы должны относиться и к самым замечательным периодам своей жизни — как к преходящему, мерцающему ее проявлению.

Необходимо четко понимать различие между временной неудачей и отношением к себе как к неудачнику. Когда мы совершаем ошибку или терпим неудачу, не следует относиться к этому слишком серьезно. На самом деле проблемы начинаются тогда, когда мы позволяем неудаче заполнить все наше существование. Неудача начинает угрожать нашему благополучию тогда, когда мы начинаем отождествлять себя с ней. Если такие мысли приходят к нам в голову, мы должны посмеяться над ними, ибо как существо, находящееся в вечных любовных взаимоотношениях со Всевышним Господом, может быть неудачником? Если мы признаем тот факт, что являемся вечно здоровыми, исполненными знания, блаженства и любви существами, то будем смеяться над моментами жизни, в которые забывали об этом. Может быть, мы и потерпели неудачу в какой-то сфере деятельности, но это вовсе не значит, что мы неудачники.

Томас Эдисон ошибался более тысячи раз, прежде чем изобрел электрическую лампочку, но каждую неудачу он рассматривал как еще один шаг к успеху. Каждую неудачу он рассматривал как возможность исключить еще один неудачный вариант и поставить новый эксперимент. Точно так же, стремясь увеличить веру и направить свое сознание в духовное русло, мы можем периодически смотреть на свою жизнь со стороны и испытывать благодарность за то, что Господь постоянно с нами.

Порой у нас бывают экономические проблемы, но над этими временными трудностями тоже можно посмеяться, поскольку когда-то в прошлых жизнях мы были баснословно богаты. Даже в этой жизни у нас были периоды достаточно благополучного существования. Если вам удастся мысленно отстраниться от беспокоящей вас проблемы, то окажется, что, независимо от вашего благосостояния, вы никогда не были счастливы в материальном мире. Пока мы отделены от Бога, мы не способны испытать истинного, глубокого удовлетворения. Когда, имея славу и почести, люди все равно чувствуют себя несчастными, это своего рода благословение. То самое скрытое благословение, побуждающее человека искать нечто, выходящее за границы материального благополучия.

Если бы богатство и слава полностью удовлетворяли нас, мы бы погрязли в повседневной борьбе за существование и не имели бы никакого стимула искать чего-то более возвышенного за пределами тюрьмы материального мира.

Рассматривать трудности как возможности

Таков удивительный план Господа: в любой ситуации, будь она с материальной точки зрения благоприятной или неблагоприятной, мы неизбежно чувствуем, что нам чего-то не хватает. Нужно стараться во всем видеть милость Кришны и помнить о цели жизни. Мы хотим быть частью лилы, вечных развлечений Господа, хотя сейчас мы временно выпали из этой вечной реальности. Живые существа в материальном мире разыгрывают спектакль, в котором они прячутся от Господа. Это подобно тому, как дети играют в прятки с родителями. Родители прекрасно знают, где прячутся дети, но делают вид, что не могут их найти, чтобы сделать игру интересней.

Пока мы прячемся от Всевышнего Господа, Он наблюдает за нами и ждет, когда нам надоест притворяться. Нас поглотила эта бессмысленная игра, в которой мы считаем, что никто нас не любит, и постоянно жалуемся на то, какие мы несчастные. По сути дела, мы прячемся от самих себя и можем продолжать делать это столько, сколько пожелаем. Вместе с тем, даже если мы продолжаем разыгрывать этот спектакль, у нас есть причина для радости, потому что мы знаем, что рано или поздно спектакль закончится. Всевышний Господь не оставит нас в безвыходном положении. Но до тех пор, пока мы находимся в иллюзии, нам может казаться, что Он обделил нас Своей любовью. Здесь мы можем громко рассмеяться — ха-ха-ха — понимая, насколько реальной кажется эта иллюзия и как часто мы принимаем ее за реальность.

Автобиографические заметки

Все мы оказывались в ситуациях, которые казались нам очень серьезными, но, если нам удавалось отстраниться, нас тут же охватывал смех. Если бы мы могли время от время относиться к происходящему с юмором, нам жилось бы намного легче, ибо смех — это раса, вкус, связанный с Кришной. Кроме того, это напоминало бы нам о необходимости возвращения в духовную обитель. Нам нужно помнить о том, что не стоит воспринимать себя слишком всерьез и придавать слишком большое значение материальным ситуациям. Отождествляя себя с временными реалиями, мы лишаем себя возможности установить контакт с истинной реальностью.

Моя мама, оставившая тело некоторое время назад, временами рассказывала мне о моем детстве и о том, как я считал себя одновременно и «пупом земли», и объектом всех нападок. Она была достаточно духовной женщиной, и у нее были весьма интересные методы воспитания. Когда она видела меня по телевизору, видела фотографии моих встреч с президентами и дипломатами, а также узнавала от моих учеников о моей деятельности в различных странах, она делилась со мной воспоминаниями о моем детстве.

Как-то раз она рассказала мне, что однажды, когда мне было четыре года, она обнаружила меня сидящим во дворе в глубокой задумчивости. Дети порой поражают нас своими необычными поступками, поскольку дети — это взрослые в маленьких телах. Это также означает, что у них могут быть ужасные фобии. Например, я панически боялся муравьев, пауков и крыс, чтобы не перечислять всего остального. Эти страхи преследовали меня уже в четыре года.

Увидев муравьев, я посмотрел на маму и сказал: «Я знаю, что они делают. Они обсуждают, кто укусит меня первым».

Хотя мне было всего четыре года, я считал, что все вращается вокруг меня. Я так боялся этих маленьких муравьев, что на самом деле думал, что они проводят конференцию, на которой строят планы, как меня укусить. Мама периодически напоминала мне о моей незначительности, говоря: «Ты не такой уж великий, удивительный и неуязвимый; просто ты постоянно думаешь, что кто-то хочет доставить тебе беспокойство или укусить». Представьте себе, маленькая пожилая женщина говорит это своему «знаменитому», «отреченному» и возгордившемуся сыну! Вот так. Давайте же вместе посмеемся над этим!

Другой случай произошел со мной, когда я учился в элитной подготовительной школе, в которую я поступил, окончив школу в Кливленде. Эта подготовительная школа предназначалась для детей очень богатых родителей, и мое обучение в ней было чем-то вроде эксперимента. Я был единственным афроамериканцем в школе. Учась там, я стал заниматься легкой атлетикой и борьбой. У директора школы была теория, что у афроамериканцев особенные ноги, благодаря чему они хорошо бегают. Возможно, он где-то об этом прочитал, но так или иначе, у него было такое мнение. Он, наверное, думал: «Теперь у нас есть в команде этот черный парень, и мы добьемся замечательных результатов».

Наконец, пришло время очень ответственных соревнований, и я считался главной надеждой команды. Все посматривали на меня, готовясь к забегу на две мили. Но вышло так, что я неправильно стартовал, сразу побежав с максимальной скоростью — не очень мудрая тактика для длинной дистанции. Бегун должен равномерно распределять силы, чтобы их хватило на всю дистанцию. А я сразу побежал очень быстро, стараясь произвести на всех впечатление. В течение четырех-пяти минут я шел впереди всех, но затем силы стали меня покидать, и я не мог бежать даже со своей обычной скоростью. В результате я прибежал последним — и мы проиграли. Какой конфуз!

Подобная ситуация сложилась для меня и в борцовском поединке, но, когда я оглядываюсь назад, мне смешно, насколько большое значение я придавал своей персоне. Я отождествлял себя с телом и со своим воображаемым героем, пытаясь быть суперменом. Но Господь помог мне понять, что не следует слишком отождествлять себя с какой бы то ни было материальной деятельностью. Конечно, сейчас я могу смеяться над этим, однако тогда я испытывал страшное унижение. Мне пришлось уйти с поля, осознавая, что из-за меня вся команда проиграла. Порой нам приходится попадать в подобные ситуации, которые кажутся невыносимо болезненными, но позже мы просто смеемся над ними. Тогда мы осознаем, что этот болезненный опыт является лишь незначительным эпизодом в нашей жизни. Мы не являемся этими переживаниями.

В другой период моей жизни, когда я учился в престижном Принстонском университете в Соединенных Штатах Америки, я попытался убежать от Бога. Теперь-то я вижу, как искусно Он не позволяет нам убегать слишком далеко. В то время я далеко не всегда вел себя надлежащим образом и одно время даже начал пить. Всякий раз, когда я был выпивши, я начинал проповедовать и говорить о Боге, и это вызывало смех у моих соседей по комнате. Я становился чрезвычайно философичным. Во время каждого застолья мои друзья только и ждали, когда я начну проповедовать. Они все время улыбались, зная, что рано или поздно это произойдет. И когда я начинал проповедовать, они вначале смеялись, а затем слушали. Несмотря на то, что я пытался убежать от Господа, сейчас я смеюсь над этим, понимая, что Он все равно был добр ко мне. Господь не отпускал меня, устраивая все так, чтобы я думал о духовности, а не об обычной мирской деятельности.

Каждый из нас может вспомнить в своей жизни моменты, когда мы воспринимали себя слишком серьезно. Поэтому я и решил поделиться с вами историями из своей жизни, демонстрирующими относительность нашего восприятия. Они также помогают нам понять, что Господь всегда пребывает с нами, даже в, казалось бы, ужасных обстоятельствах.

Путь преданности

В двенадцатой главе «Бхагавад-гиты» Господь предлагает нам различные варианты. Сначала Он просит нас постоянно думать о Нем, невзирая на внешние обстоятельства. Однако если нам трудно постоянно думать о Боге, мы можем практиковать садхана-бхакти, включающее в себя религиозные ритуалы и практики, позволяющие вовлечь ум и чувства в служение Господу. Это поможет нам меньше отождествлять себя с материальными представлениями и постепенно достичь ступени постоянного памятования о Всевышнем Господе. Суть не в самих правилах и ограничениях, но вместе с тем они необходимы для нашего роста, поскольку мы далеко не всегда думаем о Боге. Мы занимаемся всеми девятью видами духовной деятельности, чтобы развить способность всегда думать о Кришне. Нитъя-сиддхи, вечно освобожденные преданные, с рождения обладают такой способностью. Их связь с духовностью выходит за пределы простых размышлений; они по-настоящему погружены в духовную реальность и не пребывают в иллюзии разлуки.

Мы должны снова и снова напоминать себе о том, что истинная духовная жизнь подразумевает глубокую поглощенность. Бог является атмарамой — Он черпает удовлетворенность внутри Себя, и Ему ничего от нас не нужно. Единственное, чего Он хочет, чтобы мы снова обрели целостность, полностью погрузившись в трансцендентное. Предание себя означает, что ничто более не препятствует нашей поглощенности реальностью. Занимаясь духовной практикой, мы можем напоминать себе, что все материальные препятствия и трудности, с которыми мы сталкиваемся, являются частью процесса побега из махат-таттвы, материальной тюрьмы. Наше существование в материальных телах временами может напоминать кошмарный сон, но точно так же, как, пробуждаясь от этого сна, мы испытываем облечение, выходя из иллюзии, мы избавляемся от всех проблем. Иногда нам стоит посмеяться над тем, как сильно мы поглощены этим кошмарным сном. Давайте вместе улыбнемся — ведь мы позволили так глубоко ввести себя в заблуждение. Смешнее всего, когда человек не замечает очевидных вещей или ведет себя лишком серьезно в смешной ситуации. Мы так нелепы. Ха-ха-ха!

Утсаха, энтузиазм, крайне важен в преданном служении, поскольку энтузиазм помогает нам продолжать идти вперед. Как только мы теряем энтузиазм, мы начинаем отождествлять себя с миром двойственности. Слово «энтузиазм» происходит от греческого словосочетания, означающего «Бог внутри». Это помогает нам понять, что энтузиазм черпается во внутренней жизни, и мы не можем его имитировать. Мы можем обмануть других, но не сможем обмануть себя. Если мы постоянно расстроены временными вещами, у нас не будет энтузиазма. Мы будем действовать «на автопилоте», внутренне при этом испытывая дискомфорт и подавленность, что приведет к регрессии и неудаче. Тем не менее, будучи восприимчивыми к милости Господа и имея искреннюю веру в то, что Он всегда с нами, мы сможем обрести внутреннюю силу. Сталкиваясь со всевозможными опасностями, подстерегающими нас в этом мире на каждом шагу, мы признаем реальность этих проблем, осознавая в то же время их временную природу. И тогда мы будем смотреть на нашу жизнь несколько иначе, не принимая внешние ситуации за окончательную реальность. Понимая это, мы можем иногда смеяться над тем, как глубоко вошли в роль, которую играем в этом грандиозном спектакле.

Взгляд через призму писаний

В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что трудности на духовном пути мы можем рассматривать как обмен с Господом бхавой, любовным экстазом. В комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (1.9.19) сказано: «Страдания, которые Господь посылает Своим преданным, представляют собой еще один вид обмена трансцендентной бхавой между Господом и преданными». Господь говорит: «Я ставлю Своего преданного в трудное положение, чтобы он еще больше очистился, обмениваясь со Мной трансцендентной бхавой». Господь провозглашает, что часто Он Сам ставит преданных в трудное положение, ибо это помогает им сделать свою духовную жизнь более глубокой и не дает им полностью уйти во внешнюю деятельность. И чем глубже их связь с внутренней реальностью, тем больше жизнь превращается в захватывающее приключение, духовную мистерию. Она становится частью живого общения с Господом, исполненного радости, присущей духовному миру. Так трудности трансформируются в обмен бхавой между Господом и Его преданными.

Как трансценденталисты, мы не молимся об избавлении от всех трудностей; мы молим о способности видеть присутствие Бога во всех ситуациях. Мы хотим уподобиться царице Кунти из «Шримад-Бхагаватам», которая просила о все новых и новых испытаниях, поскольку они помогали ей помнить о Всевышнем Господе. Духовная жизнь — это не что-то обычное, ибо в конечном счете она подразумевает, что никакие препятствия не способны заслонить от нас лучи любви, исходящие от Господа, и любовь, которую мы возвращаем Ему. Все, что мы делаем на пути самореализации, должно помочь нам понять иллюзорную природу этого мира двойственности. Хотя этот мир существует (временно), все-таки он — только часть реальности. Это часть истории, в которой ребенок, игравший в прятки, вновь встречается со своими родителями. Сначала они испытали вкус разлуки, а затем чувство экстаза от того, что снова стали одной семьей.

В играх Кришны, например, есть пастушок по имени Мадхумангала, который подобно шуту при царском дворе постоянно всех смешит. Своими словами и поступками он и нас заставляет смеяться. Однако делает он это исключительно ради удовольствия Кришны и пастушков, наслаждающихся его шутками. Кришна тоже постоянно разыгрывает Радхарани, а Радхарани — Кришну. Иногда гопи, принадлежащие к разным группам, подшучивают друг над другом. В конце концов, сознание Кришны включает в себя этот простой, но возвышенный любовный обмен. Мы тоже хотим научиться играть, подобно невинным детям, которым не нужно беспокоиться об оплате счетов, о здоровье или сексе. Детская невинность является одним из качеств души.

Цитаты из ведических произведений, особенно из «Нектара преданности», могут пролить больше света на эту тему: «В четвертой части «Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвами описывает 7 форм косвенного экстаза преданного служения: смех, изумление, рыцарство, сострадание, гнев, страх и отвращение. В данном разделе Шрила Рупа Госвами более подробно описывает эти проявления экстаза преданности, объясняя их взаимную совместимость и несовместимость. Когда один вид экстатического преданного служения сочетается с другим, несовместимым с ним, такое состояние называется расабхасой, извращенным проявлением расы.

Ученые, досконально знающие этот предмет, утверждают, что смех обычно возникает при общении между собой молодых людей, а также при общении стариков и детей».

Мы видим это в жизни, наблюдая за тем, как играют дети, поскольку они обладают удивительной невинностью. Они отличаются простотой, поскольку у них нет тех беспокойств, которые есть у нас. Поэтому в некоторых писаниях подчеркивается, что мы должны уподобиться детям, чтобы родиться свыше. Это указывает на важность смирения и покорности, двух качеств, присущих детям. В «Нектаре преданности» говорится, что обмен шутками между стариками и детьми обладает особой сладостью, поскольку с возрастом к нам вновь возвращается детская невинность и беззаботность. Разумеется, при этом ведические писания рекомендуют нам достичь высшего уровня отречения, подготовиться к смене тела.

Итак, мы приведем подробное описание экстатического смеха, содержащееся в «Нектаре преданности»:
Экстатический любовный смех можно иногда наблюдать также у людей очень серьезных от природы. Однажды в дверь дома Яшоды постучался старик-нищий. Увидев его, Кришна сказал Яшоде: «Мама, Я не хочу приближаться к этому тощему страшилищу. Если Я подойду к нему, он упрячет Меня в свою торбу и унесет с собой!» Сказав это, чудное дитя, Кришна, посмотрел на мать, а нищий, стоявший в дверях, тщетно пытался скрыть свою улыбку. Оставив свои попытки, он заулыбался во весь рот. В данном случае причиной смеха является Сам Кришна.

Как-то раз один из друзей Кришны сказал Ему: «Дорогой Кришна, если Ты откроешь рот, я положу в него леденец в йогурте». Не долго думая, Кришна открыл рот, но вместо леденца Его друг положил Ему в рот цветок. Попробовав цветок, Кришна скривился, и при виде этого все Его друзья, находившиеся рядом, покатились со смеху.

Однажды в дом Нанды Махараджи пришел хиромант, и Нанда Махараджа попросил его: «О мудрец, не посмотришь ли ты руку моего сына Кришны? Скажи мне, сколько лет Он проживет и станет ли хозяином тысяч коров». Услышав это, хиромант улыбнулся, и Нанда Махараджа спросил его: «Уважаемый, над чем ты смеешься и почему прячешь свое лицо?»

Хиромант посчитал вопрос Нанды Махараджи смешным в сравнении с истинным могуществом и величием Кришны. Он сознавал, что Кришна — верховный владыка всего творения, а не только тысяч коров.

«Причиной смеха в экстатической любви является либо Сам Кришна, либо нечто непосредственно связанное с Ним. Эта форма преданного служения может проявляться в ликовании, лени, утаивании чувств и других, на первый взгляд, выводящих из равновесия переживаниях.

Проанализировав расу смеха в экстатической любви, Шрила Рупа Госвами выделил в ней 6 разновидностей. В зависимости от широты и формы улыбки, эти разновидности на санскрите называются сжита, хасита, вихасита, авахасита, апахасита и атихасита. Среди этих шести разновидностей улыбок можно выделить основные и второстепенные. К числу основных относятся смита, хасита и вихасита, а авахасита, апахасита и атихасита считаются второстепенными.

Когда человек улыбается, не обнажая зубов, можно ясно видеть перемену в его глазах и изменение формы щек. Такую улыбку называют смитой. Однажды Кришна воровал простоквашу, и хозяйка дома Джарати застала Его за этим. Она бросилась к Нему, намереваясь схватить. Увидев это, Кришна сильно испугался и побежал к Своему старшему брату Баладеве, крича: «Брат Мой, Я стащил простоквашу, и теперь Джарати гонится за Мной!» Увидев, как Кришна убегает от Джарати и просит Баладеву о защите, все великие мудрецы на райских планетах улыбнулись. Эту улыбку называют смитой.

Улыбку, лишь слегка обнажающую зубы, называют хаситой. Однажды Абхиманью, так называемый муж Радхарани, возвращался к себе, не подозревая о том, что у него дома находится Кришна. При его приближении Кришна быстро переоделся, чтобы выглядеть точно, как Абхиманью, и, подойдя к Джатиле, матери Абхиманью, сказал: «Матушка, Я — твой сын, Абхиманью; посмотри-ка, сюда направляется Кришна, переодетый в Мою одежду!» Джатила, мать Абхиманью, сразу поверила Кришне, приняв Его за своего сына, и потому очень рассердилась на своего настоящего сына, возвращавшегося домой. Она стала гнать его от дверей, а он кричал: «Мама, мама! Что ты делаешь?» Наблюдая эту сцену, присутствовавшие при этом подруги Радхарани заулыбались, слегка обнажив зубы. Это пример улыбки хасита.

Улыбку, которая полностью открывает зубы, называют вихасита. Однажды Кришна решил своровать масло и простоквашу в доме Джатилы и стал подбивать на это Своих друзей, уверяя их: «Друзья Мои, по ровному дыханию этой старухи Я могу судить, что она крепко спит. Давайте потихоньку, чтобы не разбудить ее, украдем масло и простоквашу». Но старая Джатила не спала. Услышав слова Кришны, она не смогла сдержать улыбки, обнажившей ее зубы. Это пример улыбки вихасита.

Улыбку, при которой морщится нос и сужаются глаза, называют авахасита. Однажды ранним утром, когда Кришна вернулся домой после танца раса, Яшода, взглянув на Него, спросила: «Дорогой сын, почему Твои глаза кажутся подведенными сурьмой? И почему на Тебе голубые одежды Баладевы?» Услышав вопрос Яшоды, одна из подруг Кришны, стоявшая неподалеку, расплылась в улыбке, так что нос у нее сморщился, а глаза сузились. Это пример улыбки авахасита. Эта гопи знала, что Кришна наслаждался танцем раса и что Яшоде невдомек, что делал ее сын и как на Нем оказалась косметика гопи. Ее улыбка относится к разряду авахаситы.

Когда у смеющегося человека выступают слезы на глазах и трясутся плечи, его улыбку называют апахаситой. Однажды Парада увидел, как маленький Кришна танцует под аккомпанемент пения старой служанки Джарати. Это зрелище потрясло Нараду: Верховный Господь, управляющий каждым движением таких великих полубогов, как Брахма, танцует под мелодию, которую выводит старая служанка! Эта сцена так рассмешила Нараду, что он пустился в пляс, и при этом у него тряслись плечи и двигались глаза. Улыбка обнажила его зубы, и сияние, исходившее от них, посеребрило облака в небе.

Когда смеющийся человек хлопает в ладоши и прыгает, его улыбка превращается в атихаситу — захлебывающийся смех. Атихаситу можно было наблюдать, когда Кришна однажды сказал Джарати: «О почтенная женщина, кожа на твоем лице сморщилась, так что ты стала похожа на обезьяну. Узнав об этом, обезьяний царь Балимукха счел, что ты достойна стать его женой». На поддразнивания Кришны Джарати ответила, что ей прекрасно известно о намерениях царя обезьян взять ее в жены, но поскольку она уже решила принять покровительство Кришны, губителя многих демонов, то хочет выйти замуж за Него, а не за обезьяньего царя. Услышав этот язвительный ответ, девушки-пастушки, присутствовавшие при этом, принялись хохотать и хлопать в ладоши. Такой смех, сопровождаемый хлопаньем в ладоши, называют атихаситой.

Иногда саркастические замечания тоже вызывают атихаситу. Примером такого сарказма может служить замечание, сделанное одной из гопи в разговоре с Кутилой, дочерью Джатилы и сестрой Абхиманью, так называемого мужа Радхарани: «Дорогая Кутила, дочь Джатилы, твои груди висят, как стручки фасоли — такие же сухие и длинные. Твой нос красотой затмевает лягушачьи носы. Твои глаза прекраснее глаз собаки. Твои губы по красоте ничуть не уступают золе, а живот так же прекрасен, как большой барабан. Поэтому, дорогая Кутила, ты — самая прекрасная из всех пастушек Вриндавана, и похоже, что твоя красота делает тебя неподвластной чарующим звукам флейты Кришны!»

Из этих описаний экстаза смеха, приведенных в вайшнавской литературе, становится ясным, что смех и танец являются неотъемлемой частью духовного бытия. Вечные обитатели духовного мира не принимают себя слишком всерьез. Они постоянно поглощены романтическими любовными развлечениями, в центре которых находится Всевышний Господь. Такова вечная природа живого существа. Мы занимаемся преданным служением не для того, чтобы попасть в какое-то скучное место или не видеть за аскезами, успехами и неудачами радости духовной жизни.

Смотреть с юмором на повседневную жизнь

Нужно постоянно напоминать себе о пользе смеха. Если вас постигла неудача, это поможет вам не отождествлять себя с этой неудачей. Просто вы сглупили, и все. Если вас постигло разочарование или потеря, если вы испытываете трудности или беспокойства, нужно подходить к решению этих проблем, сохраняя чувство отстраненности. Мы можем соприкасаться с шестью врагами ума, но мы ими не являемся. Они могут нападать на нас и временно брать над нами верх, но мы всегда сохраняем индивидуальность. Нам нужно научиться распознавать милость Бога, даже находясь посреди всевозможных трудностей. Если мы поймем, что эти трудности — часть сценария, часть иллюзии этого временного мира, которые посланы нам для того, чтобы мы смогли вернуться в духовное царство, они не будут нас слишком беспокоить. Так можно обрести силу и энтузиазм, необходимые для победы над врагами ума. В противном случае ум будет пребывать в беспокойстве, а излишний адреналин будет вредить нашему здоровью, что не замедлит сказаться и на духовной жизни.

Мы должны делать то, что помогает нам в духовной жизни. Иногда для этого нужно просто расслабить мышцы, выполнить глубокое дыхание и насытить кровь кислородом при помощи смеха. Зачастую самый полезный смех — это смех над самим собой. Мы можем рассуждать так: «Я сделал большую ошибку, но теперь она в прошлом. Как глупо считать эти проблемы неотъемлемой частью моей жизни! На самом деле я совершаю глупости уже на протяжении многих жизней, и не стоит зацикливаться на этом, ибо эта жизнь — всего лишь мгновение в вечной реальности». Когда мы вернемся в духовный мир, эти вещи больше не будут мешать нам радоваться красоте духовной жизни.

Несмотря на то, что нам постоянно приходится вести борьбу со всевозможными трудностями, не стоит забывать о том, что духовная жизнь полна радости. Мы можем напоминать себе об этой радости, больше размышляя о милости Господа и Его развлечениях. Мы включили в эту статью описание нескольких игр Господа, чтобы вы могли получить представление о вечных развлечениях в духовном мире. Мы готовим себя к возвращению домой, в духовный мир, действуя уже сейчас подобно его обитателям. Когда вы будете читать в священных писаниях об играх Господа, будьте очень внимательны, и вы увидите, насколько удивительны взаимоотношения между Всевышним Господом и Его преданными. Поскольку ничто и никогда не способно полностью отделить нас от духовной реальности, мы сможем достичь ее, просто начав иначе воспринимать этот мир. Мы хотим научиться помогать друг другу воспринимать вещи так, чтобы это нас вдохновляло. Это значит, что иногда нам нужно указывать друг другу на иллюзии, ошибки и недостатки, а иногда — напоминать о чистоте вечной души. В конце концов, мы занимаемся духовной практикой именно для того, чтобы осознать свою вечную духовную природу. И если мы перестанем отождествлять себя с этой временной деятельностью и временными связями, сделать это нам будет намного легче. На самом деле не существует таких вещей, как материальное беспокойство, страх, гнев и депрессия. Они не обладают осязаемой природой. Это надуманные иллюзии, созданные ложным видением и восприятием. Их создали мы сами. Мы приютили их, и теперь мы можем посмеяться над ними, отвергнув их существование. Эти эмоции есть искаженное отражение наших истинных, духовных чувств во взаимоотношениях с Богом.

Автор: Бхакти Тиртха Свами
Источник: книга «Духовный воин 4: Победа над врагами ума»

www.samtulana.ru