Понятие психологического стресса

Психологическая наука о стрессе: объяснение, общая характеристика, теоретические основы

Если перевести слово «стресс» на английский язык, то оно будет означать «напряжение» или «давление». Термин ввел канадский врач-физиолог Г. Селье, благодаря его теории понятие стало популярным сначала в научной среде, а затем вошло в обиход людей. Сегодня вряд ли найдется индивид, который бы не использовал термин в повседневной жизни. Им объясняют волнение, глубокое переживание, депрессию или тревогу. Как же трактуется определение в психологии? Существует несколько направлений понимания стрессового давления. Каждый подход дополняет предыдущий, что в результате образует общую картину понимания термина. Рассмотрим основные положения.

Что входит в теорию канадского физиолога

Подход Селье основан на природной защитной реакции. Его научные труды имеют большую ценность для психологии, изыскания физиолога лежат в основе многих методик. Ганс обозначал стрессовое давление, как нестандартную реакцию на любые действия. Во время травмирующего события проявляется напряженность, безрадостные чувства, защитное поведение. Долгая травмирующая ситуация — это патологическое состояние.

В критических моментах, будь то погодные условия или превышение болевого порога, индивиду необходимо приспособиться к новой фоновой среде. Адаптация к разнообразным внешним условиям – это и есть понятие и природа стресса.

Селье разделил стрессовое реагирование на три уровня:

  • Первая фаза характеризуется испугом, эмоциональное состояние требует привлечения всех ресурсов. Запускаются различные процессы: сгущается кровь, отмечается увеличение печени и селезенки и тому подобное.
  • На второй стадии происходит сопротивление негативному влиянию и при положительном исходе организм справляется с воздействием стрессора.
  • Если стрессовое давление затянулось, то наступает уровень исчерпания. Адаптация снижается, организм подвергается заболеваниям. Состояние критическое.
  • Важно отметить, что не всякие внешние реакции вызывают подобное напряжение. Только эмоциональное событие способно повысить некоторые гормоны. Под их влиянием меняется работа систем организма. Например, повышается свертываемость крови, учащается сердечный ритм.

    Таким образом, подход канадского физиолога связывает процессы стресса и адаптации. Стрессовое давление возникает тогда, когда организму нужно приспособиться к новым обстоятельствам.

    Помимо этого, врач-физиолог Селье обозначил виды стресса. Он разделил его на эустресс и дистресс. Обычно эустресс возникает в результате позитивного события с высокой эмоциональной окраской. Он служит для сохранения, а также поддержания жизни. Дистресс, наоборот, связан с отрицательной душевной драмой, он всегда разрушителен и уничтожающе влияет на здоровье. Дистресс разделяется на следующие виды:

    • биологический;
    • непродолжительный;
    • затяжной;
    • эмоциональный.
    • Различия стресса

      Концепция канадца Селье рассматривает в основном биологические моменты влияния стресса на личность. Но такое переживание считается неполным. Ученые разделяют виды напряжения на физиологическое, а также психологическое проявление. Первым разделение внес Р. Лазарус. Его подход называют когнитивной теорией.

      Итак, виды стрессового напряжения в психологии:

    • Давление, связанное с физиологией. Стрессовый порог вызывают различные болевые воздействия, разница температур, сильная нагрузка и другие стрессоры, которые оказывают конкретное влияние на организм.
    • Психологическое напряжение. Оно связано с социально значимыми событиями. Это может быть обида, переживание за близких, свое здоровье, страх за будущее, конфликты, споры и другие социально-общественные стимулы.
    • Психологическое давление – это состояние большого напряжения, оно оказывает разрушительное влияние на поведение индивида, его деятельность, эмоциональное здоровье. В свою очередь психологическое напряжение делится на информационное, а также эмоциональное давление. Информационный стресс связан с сильным переутомлением, например, необходимостью принять быстрое и тяжелое решение, решить непростую задачу и другие действия. Эмоциональное стрессовое давление в психологии понимают, как неудовлетворение социальных нужд.

      По каким нормам различаются психологический и физиологический стресс?

      1. По принципу воздействия стимула. Физиологическое напряжение контактно, а эмоциональное событие человек может предугадывать.
      2. По структуре, реализующей виды напряжения. К примеру, влияние психологического травмирующего фактора зависит от структуры личности.
      3. По характеру ответа. Физиологические реакции однотипны, а психологические переживания, наоборот, сугубо индивидуальны и специфичны.
      4. Подход к изучению стрессового давления у ученых

        В психологии встречается достаточно большое число моделей по обозначению стрессового фактора. Несколько примеров:

        1. Когнитивная теория Лазаруса.
        2. Концепция профессионального напряжения.
        3. Социальный подход к изучению давления стресса.
        4. В каждой теории существуют определенные систематизации стрессового давления. В рамках различных концепций существуют следующие его виды:

        5. Организационный стресс. Общая характеристика определена решением задач на рабочем месте, опасностью при выполнении профессиональных моментов.
        6. Межличностное напряжение. Состояние образуется при наличии конфликтов во время различного общения.
        7. Социальное давление. Оно возникает во время общественных неустройств, например, безработицы, региональных конфликтов, а также при употреблении алкоголя, наркотиков.
        8. Семейный стрессовый фактор. Он обозначает трудности семейного плана, в него входят проблемы с родственниками, детьми, конфликты между членами клана.
        9. Внутриличностное напряжение. Состояние возникает при нереализованных потребностях, нереализованном жизненном потенциале, отсутствии признания.
        10. Экологический стресс. Любое напряжение, возникающее в ходе неблагоприятного влияния среды обитания, связывают с этим термином.
        11. Любые виды стрессового давления нельзя рассматривать без оценки индивидуальных особенностей личности.

          Трансактная форма стресса

          Часть ученых дополняет описанные концепции. Например, Т.Кокс обращает внимание, что предлагаемые теории стрессового давления механистичны, они не учитывают индивидуальное состояние человека, к тому же представляют его пассивным объектом влияния травмирующих переживаний.

          Трансактный подход к изучению стрессового влияния доказывает взаимосвязь между средой обитания и личностью.

          Если кратко проанализировать черты возникновения физиологического и психологического давления, то его различия выражаются в восприятии угрозы. Возможность предвидеть опасность зависит от опыта индивида.

          Кокс утверждает, что стресс нужно считать индивидуальным показателем, он проявляется в результате тесного переплетения человека и ситуации. Трансактный подход описывает динамичное состояние, возникающее при присутствии у личности затруднений и попытках решить их.

          Личность в характеристике стресса

          Любой подход к изучению стрессового влияния нельзя рассматривать отдельно от индивидуальных черт характера индивида. К ним относятся:

        12. мотивационные устремления;
        13. общие черты характера;
        14. наличие предыдущего негативного прошлого опыта;
        15. общий жизненный потенциал;
        16. эмоциональное переживание;
        17. психологическое состояние на момент стрессового влияния.

    Природа и сущность стресса определяется не только внешними источниками, но и рассматривается исходя из психологической структуры человеческой натуры. Если смыслом психологического стресса является эмоциональное состояние, то анализ причин, которые порождают напряжение, следует принимать с учетом личностных установок человека.

    Установлено, что один и то же стрессовый фактор может вызвать у одного индивида сильную эмоциональную реакцию, а у иного субъекта слабую или незначительную.

    Подход к изучению личностных факторов связывают с эмоциональной устойчивостью индивида. Согласно некоторым исследованиям в психологии существуют люди, на которых стрессовый фактор почти не влияет. Они психологически устойчивы и выносливы. К тому же у них сильная сопротивляемость болезням, которые связаны со стрессовым воздействием.

    Таким образом, понятие стресса и стрессоустойчивости в психологии включает в себя разнообразные концептуальные подходы и решения. К тому же нельзя рассматривать влияние стрессовых факторов отдельно от личности.

    ostresse.ru

    Что такое стресс – понятие стресса и виды стресса

    Стресс — это реакция человеческого организма, возникающая в ответ на действие раздражителя независимо от того, какой он несет заряд — отрицательный или положительный. Быстрый темп современной жизни и появление новых потребностей приводят к тому, что раздражителей становится все больше, а нагрузка, которую нам приходится переносить, невероятно возрастает.

    Привыкая жить в постоянном напряжении, испытывая его вновь и вновь, мы перестаем получать удовольствие от жизни. Нам не дает покоя мысль: почему так происходит? Мы, увы, не осознаем, какое влияние на нашу жизнь оказывает стресс, и не догадываемся, что стрессом необходимо управлять.

    Виды стресса

    У большинства людей с термином «стресс» связаны неприятные ассоциации. На самом же деле стрессы бывают двух видов.

    •Полезные стрессы, или эустрессы. Для полноценной жизни каждому необходима небольшая доза полезного стресса — это движущая сила в решении сложных задач. Назовем это состояние «реакцией пробуждения». Чтобы утром встать с кровати и пойти на работу, нужно полностью проснуться. А чтобы достичь оптимального уровня активности и работать продуктивно, человеку необходима реакция пробуждения, или эустресс (небольшая порция адреналина).

    •Вредные стрессы, или дистрессы, возникают, когда напряжение достигает критической точки, когда нет больше сил бороться с ним. Именно это эмоциональное состояние мы подразумеваем, когда говорим, что находимся «в состоянии стресса».

    Превратится ли полезный стресс во вредный, во многом зависит от конкретных обстоятельств и индивидуальной сопротивляемости. Приступ дистресса может возникнуть неожиданно, спровоцированный определенной ситуацией, но в большинстве случаев это явление «накопительное»: вначале сопротивляемость организма снижается, а после постепенно угасает. Если не обратить на ситуацию внимания, обычный эмоциональный дискомфорт грозит перерасти в болезнь. Однако этот процесс можно остановить, если вовремя распознать симптомы стресса и использовать все возможности для сопротивления его вредному воздействию.

    Отличительные признаки стресса

    Распознать, что человек находится в состоянии стресса, довольно просто. Главный признак — изменение поведения. Чаще всего встречаются:

    •повышенная раздражительность и неадекватная реакция на малейшее затруднение;

    •снижение активности и, соответственно, уменьшение количества успешно выполненных дел;

    •частое желание спорить и излишняя критичность к вещам, которые раньше вполне устраивали;

    •потребность в алкоголе для повышения уверенности в себе;

    •постоянное уныние и жалость к себе;

    •потеря контроля над ситуацией: невозможность справиться со множеством проблем, требующих одновременного и немедленного решения;

    •нежелательные реакции организма, как то: учащенное сердцебиение, расстройство желудка, потливость, лихорадка и высыпания на коже.

    Мы склонны объяснять эти проявления усложнением жизни. Считая невозможным контролировать изменчивую ситуацию, мы даже не пытаемся это делать. Такие доводы тоже явный симптом стрессового состояния.

    Отрицательная стратегия поведения

    Находясь в состоянии стресса, мы обычно выбираем такую линию поведения, которая, как нам кажется, уменьшает дискомфорт. Увы, чаще всего подобная тактика не дает ожидаемого результата.

    Типичные линии поведения.

    •Бегство — игнорирование проблемы, нежелание признать ее существование, даже если все вокруг утверждают обратное.

    •Самоедство — навязчивые размышления о возможных неприятностях и их последствиях, нежелание предпринимать какие-либо действия, чтобы изменить ситуацию.

    •Нерешительность — колебания перед принятием какого-либо решения, бесконечное промедление, отсутствие четкого плана действий.

    •Проволочки — нежелание выполнять необходимую работу, оттягивание момента и создание искусственных препятствий.

    •Поиски приключений — совершение безрассудных поступков, чтобы отвлечься от состояния подавленности.

    •Эмоциональная несдержанность — неоправданное ожесточение, волнение и тревога, выливающиеся в гнев, язвительные замечания или слезы.

    •Затворничество — нежелание принимать участие в мероприятиях, которые раньше вызывали интерес.

    Подобное поведение не облегчает, а усугубляет стрессовое состояние. Бессознательно пытаясь избавиться таким образом от подавленности, мы лишь усиливаем стресс.

    Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

    mirrosta.ru

    Понятие психологического стресса. (Щербатых)

    Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование психологический стресс. Р. Лазарус и Р. Ланьер в своих работах определяли его как реакцию человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром.

    Отличие биологическго стресса от психологического:

    Причина: Б – физическое, химическое или биол.-кое воздействие, П –сильное воздействие на собственные мысли;

    Характер опасности: Б – всегда реальный, П – реальный или виртуальный;

    На что направлено действие стрессора: Б – на жизнь, здоровье, П – на соц. статус, чувство самоуважения и т.д

    Наличие реальной угрозы жизни или здоровью: Б – есть, П – нет

    Характер эмоциональных переживаний: Б – страх, бошль, испуг, гнев, П – беспокойство, тревога, тоска, ревность,

    Временные границы предмета стресса: Б – конкретные (наст. или буд), П – размытые (прошлое, далекое будущее),

    Влияние личностных качеств: Б – незначительное, П – очень значительное,

    Примеры: Б – переохлаждение, ожог, инфекция, П – страх полетов на самолете, семейный конфликт, выговор

    Виды стресса (эустресс, дистресс).. Селье выделял две формы проявления стресса: стресс полезный — эустресс (н-р положит эмоции) и вредоносный — дистресс.

    Факторы, способствующие переходу первичного стресса в дистресс:

    — Эмоционально-когнитивные (недостаток информации, неагтивный прогноз ситуации, чувство беспомощности)

    — чрезмерная сила стресса, которая превышает адаптационные возможности организма

    — большая продолжительность стрессорного воздействия, которая приводит к истощению адаптационного ресурса.

    Факторы, способствующие переходу стресса в эустресс:

    — положительный эмоциональный фон,

    — опыт решения подобных проблем в прошлом,

    — одобрение действий сос стороны соц. среды

    — наличие достаточных ресурсов, для преодоления стресса.

    Кратковременные и длительные стрессы формируют 4 субсиндрома стресса: они следуют один за другим, являются фазами стресса; они повторяются и по-разному сочетаются. Деление весьма условно.

    I. Эмоциолнально-поведенческий субсиндром (реагирование) При кратковременном стрессе : а) активное (агрессивные действия, силенная защита); б) пассивное (снижение эмоц.-двигат активности)

    II. Вегетативный субсиндром (привинтивно-защитная вегетативная активность) Усиление сердцебиение, побледнение или покраснение кожных покровов, давление, пульс, рвота, поливость,

    При стрессе возможны негативные деформации мышления, оказывающих влияние на ценностях, целеполагание и могут привести к деформации личности. (Каплан) Лазарус: при стрессе возможны положительные изменения в процессе мышления..

    IV. Социально-психологический субсиндром

    а) стадия ориентированного замирания: индивид замирает, присматривается, оценивает перспективу, возможность и необходимость вхождения в контакт с другими людьми.

    б) стадия личностной экспансии: человек начинает активное взаимодействие с интенсивностью, не характерной для него в обычных условиях; активный обмен информации, на фоне эйфории;

    в) стадия вынужденной помощи партнеру: в условиях стресса, совместной изоляции происходит слияние личных пространств, общение более тесно. Человек за счет оказание помощи другим мобилизует свои резервы.

    г) стабилизация ролевого статуса: процесс образования неформальных групп в условиях стресса;

    д) увеличение или уменьшение активности общения: увеличение за счет консолидации группы или в нарастании конфронтации; уменьшение вследствие ухудшения самочувствия и функционального состояния.

    1. Субъективные причины психологического стресса

    1). Несоответствие генетических программ современным условиям Проблема состоит в том, что природа подготовила человека на жизнедеятельность в условиях повышенных физических нагрузок, периодического голодания и перепадов температур, в то время как современный человек живет в условиях гиподи­намии, переедания и температурного комфорта.

    2). Стресс от реализации негативных родительских программ.Часть программ поведения вкладывается в голову ребенка его родителями, учителями или другими лицами, пока его сознание еще отличается повышенной внушаемостью. Эти программы называют «неосознанными установками», «жизненными принципами» или «родительскими сценариями».

    3). Стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности

    Оптимизм и пессимизм / Политические и религиозные установки

    4). Невозможность реализации актуальной потребности (согласно пирамиде потребностей Маслоу)

    5). Стресс, связанный с неправильной коммуникацией

    6). Стресс от неадекватной реализации условных рефлексов

    7). Неумение обращаться со временем (стресс и время)

    2. Объективные причины возникновения психологического стресса

    scicenter.online

    Понятие психологического стресса

    Наибольшая трудность при изучении стресса состоит в том, что понятие стресса очень расплывчато. Исследователи используют разное определение стресса в зависимости от области их деятельности и основных исходных положений, используемых в определении научных направлений. Некоторые ученые, например С.В. Касл, вообще утверждают – понятие стресса настолько неопределенно, что от него следует отказаться.

    С другой стороны, можно согласиться с тем, что правомерно существование различных определений стресса, так как он рассматривается как многоплановая и комплексная проблема, каждое из направлений которой имеет право на свой собственный понятийный аппарат. В то же время разные области знаний и направления сходятся в подходах к определению стресса как к многогранному и детерминированному феномену, являющемуся предметом изучения в психологии (труда, личности, социальной, клинической и др.), антропологии, медицине, физиологии, социологии.

    Термин «стресс» (от англ. stress – нажим, давление, напряжение, усиление) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Первоначально понятие стресса возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье). Позднее оно стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, биохимическом, психологическом, поведенческом уровнях.

    Этим термином объединяют большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной деятельностью, опасной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. Содержанию этого понятия уделено довольно большое внимание и в дальнейшем изложении будут приведены наиболее часто используемые его толкования. И по сей день в литературе не всегда четко разграничиваются понятия стресса, дистресса, напряжения, напряженности, эмоционального стресса и т. д., что еще больше затрудняет изучение этой и без того довольно сложной проблемы.

    Следует отметить также, что стресс как состояние организма и психики является одной из реакций на критические ситуации жизни и деятельности. Как отмечает В.Ф. Василюк, она может быть определена как «ситуация “невозможности ”, то есть такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних “необходимостей ” своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.» [51, с. 31]. Критические жизненные ситуации описываются понятиями стресса, фрустрации, конфликта и кризиса. Каждое из этих понятий имеет свое категориальное поле, которое определяется прежде всего тем, какая «жизненная необходимость» оказывается не реализована в результате неспособности имеющихся у субъекта «типов активности» справиться с наличными внешними и внутренними условиями жизнедеятельности. Эти условия, тип активности и специфическая жизненная необходимость и являются теми главными дифференцирующими признаками, по которым можно характеризовать основные типы критических ситуаций по особенностям их переживания как особой формы деятельности, а не только как особой формы отражения в сознании субъективной картины события. Однако эти состояния, рассмотренные автором, не только различаются между собой по причинам и проявлениям своего развития, но могут в известной степени трансформироваться из одного в другое. В частности, наиболее характерным случаем таких преобразований является развитие состояния стресса в результате интенсивных или хронических переживаний внутри– или межличностного конфликта или кризиса.

    Несмотря на то, что по проблеме стресса проведено большое количество исследований, концепция стресса во многом остается неопределенной, а это понятие часто используется без точного определения.

    По утверждению N.H. Rizvi, основное значение стресса приписывается известным, специфичным, узким операциональным понятиям, либо оно используется в слишком широком смысле. Автор, обобщая работы многих зарубежных исследователей, считает, что концепция стресса находится в довольно аморфном состоянии. Есть несколько объяснений тому – S. Levine и N. Scotch еще в 1970 году коротко суммировали их.
    1. Концепция стресса использовалась широким кругом специалистов в интересах различных дисциплин, таких, как социология, психология, медицина, инженерия, что нашло отражение, естественно, в различиях взглядов на проблему.
    2. В области общественных наук стрессу первоначально большее внимание уделяли клинически ориентированные исследователи, чем ученые, более ориентированные на методологически и количественно четкие представления и склонные определять эту проблему в ясных рабочих терминах.
    3. Само слово «стресс» указывает на его возможно различное применение. Оно может быть отнесено к действию каких-то стимулов (стрессоров) или к переживанию индивидом эмоционального состояния.

    В современной научной литературе термин «стресс» используется по крайней мере в трех значениях. Во-первых, понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящее время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции, и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления (coping processes), происходящие в самом человеке. Такие процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а также вызывать психическое напряжение. Наконец, в-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Именно в этом смысле и У. Кеннон, и Г. Селье употребляли этот термин. Функцией этих физических (физиологических) реакций, вероятно, является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодолению этого состояния.

    В связи с отсутствием общей теории стресса нет и общепринятого его определения. Рассматривая различные их варианты, N.H. Rizvi отметил следующие:
    «1. Иногда это понятие относят к состоянию беспокойства в организме, которое он стремится устранить или уменьшить. В таком смысле понятие стресса немногим отличается от неприятных состояний, таких, как тревожность или аверсивных мотиваций, слабой боли и диссонанса.
    2. Стресс также рассматривается как психологические и поведенческие реакции, отражающие состояние внутреннего беспокойства или его подавления. Такие защитные от стресса реакции или индикаторы наблюдались в различных функциональных проявлениях, включая эмоциональные, когнитивные и поведенческие.
    3. Стресс определяется как событие или условие в физическом или социальном окружении, которое ведет к принятию мер по избеганию или к агрессии, принятию решения об устранении или ослаблении угрожающих условий. Такое понятие как «стрессоры» подобно понятию опасность, угроза, давление, конфликт, фрустрация и экстремальная ситуация.

    Таким образом, отсутствует точное определение стресса, а различные попытки исследователей в этом вопросе все еще фрагментарны и неопределенны».

    Р. Лазарус также отмечал, что различные представления о сущности стресса, его теории и модели во многом противоречат друг другу. В этой области не существует установившейся терминологии. Даже определения стресса часто очень существенно различаются. Правда, такое положение характерно и для целого ряда других кардинальных проблем, таких как адаптация, утомление, способности, личность и многих других.

    Для прояснения понятия стресса Р. Лазарус сформулировал два основных положения. Во-первых, терминологическую путаницу и противоречия в определении понятия «стресс» можно будет устранить, если при анализе психологического стресса учитывать не только внешние наблюдаемые стрессовые стимулы и реакции, но и некоторые, связанные со стрессом, психологические процессы – например, процесс оценки угрозы. Во-вторых, стрессовая реакция может быть понята только с учетом защитных процессов, порождаемых угрозой, – физиологические и поведенческие системы реакций на угрозу связаны с внутренней психологической структурой личности, ее ролью в стремлении субъекта справиться с этой угрозой. Характер стрессовой реакции причинно связан с этой угрозой, с психологической структурой личности, взаимодействующей с внешней ситуацией посредством процессов оценки и самозащиты. Он отмечает, что «только связывая характер стрессовой реакции с … психическими процессами, действующими в людях с различными психическими структурами, мы можем надеяться объяснить происхождение явления и получить возможность их предсказывать».

    Психологический стресс как особое психическое состояние является своеобразной формой отражения субъектом сложной, экстремальной ситуации, в которой он находится. Специфика психического отражения обусловливается процессами деятельности, особенности которых (их субъективная значимость, интенсивность, длительность протекания и т. д.) в значительной степени определяются выбранными или принятыми целями, достижение которых побуждается содержанием мотивов деятельности.

    В процессе деятельности мотивы «наполняются» эмоционально, сопрягаются с интенсивными эмоциональными переживаниями, которые играют особую роль в возникновении и протекании состояний психической напряженности. Не случайно последняя часто отождествляется с эмоциональным компонентом деятельности. Отсюда рядоположительное употребление таких понятий, как «эмоциональная напряженность», «аффективное напряжение», «нервно-психическое напряжение», «эмоциональное возбуждение», «эмоциональный стресс» и других. Общим для всех этих понятий является то, что они обозначают состояние эмоциональной сферы человека, в которой ярко проявляется субъективная окрашенность его переживаний и деятельности.

    Однако, по мнению Н.И. Наенко, эти понятия фактически не дифференцированы между собой, удельный вес эмоционального компонента в состояниях психической напряженности неодинаков и, следовательно, можно прийти к заключению о неправомерности сведения последней к эмоциональным формам. Это мнение разделяется и другими исследователями, которые склонны рассматривать понятие «психическое напряжение» как родовое по отношению к понятию «эмоциональное напряжение».

    Простого указания на обязательное участие эмоций в генезисе и протекании психической напряженности недостаточно для понимания их места в структуре соответствующих состояний. В работе Н.И. Наенко раскрывается роль эмоций в отражении условий, в которых совершается деятельность, и в осуществлении регуляции этой деятельности.

    В психологической структуре психической напряженности особую роль играют мотивационные и эмоциональные компоненты. В теоретико-экспериментальных исследованиях автором обоснована целесообразность разделения понятия «психическая напряженность» на два вида – операциональную и эмоциональную. Первый вид определяется процессуальным мотивом деятельности, который либо совпадает с ее целью, либо находится в близких с ней отношениях. Он характеризуется тесной связью объективного и субъективного содержания деятельности. Второй вид (эмоциональная напряженность) обусловливается доминирующим мотивом самоутверждения в деятельности, который резко расходится с ее целью и сопровождается эмоциональным переживанием, оценочным отношением к деятельности.

    Анализ работ ряда исследователей, изучавших состояние психической напряженности, позволяет определить ее как неспецифическую реакцию активации организма и личности в ответ на воздействие сложной (экстремальной) ситуации, которая зависит не только от характера экстремальных факторов, но и от степени адекватности и восприимчивости к ним организма конкретного человека, а также от индивидуальных особенностей личностного отражения ситуации и регуляции поведения в ней.

    Следует обратить внимание на тот факт, что четкого смыслового и феноменологического разграничения понятий «психологический стресс» и «психическая напряженность» исследователи не приводят. Более того, подавляющее их большинство эти понятия употребляют как синонимы, характеризующие особенности психических состояний в сложных условиях деятельности.

    В ряде случаев предпринимаются попытки «развести» значения этих терминов по характеристике степени выраженности этих состояний: стресс принято рассматривать как крайнюю степень психической напряженности, которая в свою очередь используется для обозначения состояний, оказывающих сильное и отрицательное влияние на деятельность, в отличие от состояния напряжения, которое характеризует повышенную, но адекватную условиям функционирования активность организма и личности.

    Можно предположить, что характер соотношения категорий «мотив – цель» деятельности будет существенно отражаться и в особенностях развития и проявления психологического стресса, и в этой связи данное понятие является возможно более емким, чем понятие эмоционального стресса.

    Однако до настоящего времени оба этих понятия используются, как правило, в качестве синонимов и оба они не имеют достаточно четкого и тем более однозначного определения.

    Разные исследователи термином «эмоциональный стресс» обозначают различные состояния организма и личности: от состояний, находящихся в пределах физиологических и психологических границ психоэмоционального напряжения, до состояний на грани патологии, психической дезадаптации и развивающихся как следствие длительного или повторного эмоционального напряжения.

    Выделение категории «эмоциональный стресс» и противопоставление ее в какой-то мере тому понятию «стресс», которое, по концепции Г. Селье, определяется как общий адаптационный синдром, было, безусловно, прогрессивным явлением. Введение этого понятия определило тот объективный критерий, который позволяет обобщать огромное разнообразие внешних воздействий, ориентированных на человека или животное с одной позиции, а именно с позиции их психологической сущности. Тем самым выделяется первичный пусковой (причинный) фактор, определяющий последующее развитие эмоциональных реакций. Им является психологическое состояние, возникающее у данного индивида в ответ на воздействие. Поэтому наряду с термином «эмоциональный стресс» используется и термин «психологический стресс».

    Г.Н. Кассиль [101], М.Н. Русалова [190], Л.А. Китаев-Смык [103] и некоторые другие исследователи под эмоциональным стрессом понимают широкий круг изменений психических и поведенческих проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических показателей и другими реакциями.

    Ю.А. Александровский [3] с эмоциональным стрессом связывает напряжение барьера психической адаптации, а патологические последствия эмоционального стресса – с его прорывом. Учитывая ведущую роль центральной нервной системы в формировании общего адаптационного синдрома, стресс определяют как состояние напряжения или перенапряжения процессов метаболической адаптации головного мозга, ведущих к защите или повреждению организма на разных уровнях его организации посредством единых нейрогуморальных и внутриклеточных механизмов регуляции. Такой подход фиксирует внимание только на энергетических процессах в самой мозговой ткани.

    При анализе понятия «эмоциональный стресс» вполне естественен вопрос о его соотношении с понятием «эмоции». Хотя в основе эмоционального стресса лежит эмоциональное напряжение, отождествление указанных понятий не является правомерным. Ранее уже отмечалось, что Р. Лазарус [118] характеризует психологический стресс как обусловленное «угрозой» эмоциональное переживание, которое оказывает влияние на способность человека достаточно эффективно осуществлять свою деятельность. В таком контексте между эмоцией (отрицательной по своей модальности) и эмоциональным стрессом нет существенного различия, так как в качестве определяющего фактора рассматривается влияние эмоционального напряжения на деятельность индивида. В психологии это составляет традиционную и достаточно подробно изученную проблему о влиянии эмоций на мотивационно-поведенческие реакции.

    В медицине основной акцент в оценке сущности эмоционального стресса делается не на начальных состояниях, а на конечных фазах эмоционально-стрессового процесса, являющихся патогенетической основой многих заболеваний.

    Как считает А.В. Вальдман, М.М. Козловская и О.С. Медведев [46], в явлении эмоционального стресса следует различать:
    а) комплекс непосредственных психологических реакций, который в общей форме можно определить как процесс восприятия и переработки личностно значимой для данного индивида информации, содержащейся в сигнале (воздействии, ситуации) и субъективно воспринимаемой как эмоционально-негативная (сигнал «угроза», состояние дискомфорта, осознание конфликта и т. д.);
    б) процесс психологической адаптации к эмоциональнонегативному субъективному состоянию;
    в) состояние психической дезадаптации, обусловленной эмоциональными для данной личности сигналами, вследствие нарушения функциональных возможностей системы психической дезадаптации, что ведет к нарушению регуляции поведенческой активности субъекта.

    Каждое из этих трех состояний (они принципиально сближаются с общими фазами развития стресса, но оцениваются по психологическим, а не соматическим проявлениям) сопровождается, по мнению авторов, широким комплексом физиологических сдвигов в организме. Вегетативные, симптоматико-адреналовые и эндокринные корреляты обнаруживаются при любой эмоции или эмоциональном напряжении (как позитивном, так и негативном) в периоде психологической адаптации к стресс-воздействию и в фазе психической дезадаптации. Поэтому по перечисленному комплексу реакций дифференцировать эмоцию от эмоционального (психологического) стресса, а последний от физиологического стресса пока не представляется возможным.

    С введением нового термина не исчезла терминологическая путаница. Р. Лазарус [118] отмечает, что отдельные исследователи используют термин «стресс» там, где другие применяют такие психофизиологические понятия, как «конфликт», «тревога», «фрустрация», «защитная реакция».

    С термином «стресс» связаны и другие понятия, такие, как «напряжение» и т. п.

    По утверждению Ч.Д. Спилбергера [204], состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид. С данным положением согласуется и понимание автором стресса в виде совокупности внешних воздействий (стресс-факторов), которые воспринимаются личностью как чрезмерные требования и создают угрозу ее самоуважения, самооценке, что вызывает соответствующую эмоциональную реакцию (состояние тревоги) различной интенсивности. Склонность к такого рода эмоциональной реактивности характеризуется как личностная тревожность.

    При описании тревоги как процесса существенным является не только отчетливое разделение понятий «стресс» и «состояние тревоги», но и акцентирование на понятии угрозы как психологической реальности. В свое время Ч.Д. Спилбергер [469] предложил использовать термины «стресс» и «угроза» для обозначения различных аспектов временной последовательности событий, проявляющихся в состоянии тревоги. По его мнению, понятие «стресс» должно использоваться для соотнесения с условиями-стимулами, порождающими стрессовую реакцию, с факторами, вызывающими эмоциональные реакции, а также с моторно-поведенческими и физиологическими изменениями.

    Анализ литературных данных свидетельствует о том, что понятие «стресс» с момента своего появления претерпело значительные изменения, связанные как с расширением сферы его применения, так, главным образом, и с фундаментальным изучением различных аспектов этой проблемы – причинности, регуляции, детерминации, проявления, преодоления стресса. Понятие «стресс» применяется не всегда обосновано, иногда им подменяются другие близкие (но не всегда) по смыслу термины – например, довольно часто любое эмоциональное напряжение называют стрессом. Неоднозначность понимания стресса приводит к различиям во взглядах на сущность тех или иных психических явлений, несовпадению трактовок изучаемых феноменов, противоречивости полученных данных, отсутствию строгих критериев при их интерпретации, использованию неадекватных методических приемов исследования и т. д.

    В данной работе психологический стресс рассматривается как функциональное состояние организма и психики, которое характеризуется существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса человека и его поведения в результате воздействия экстремальных факторов психогенной природы (угроза, опасность, сложность или вредность условий жизни и деятельности).

    В литературе помимо понятия «психологический стресс» часто используются родственные ему, но более частные понятия стресса профессионального, рабочего, организационного, информационного, семейного и т. д. Анализ содержания этиопатогенетических процессов развития этих видов стресса, особенностей проявления и последствий позволяет считать их разновидностью психологического стресса. Их связывает то, что все эти виды стресса характеризуются наличием таких признаков, как индивидуально-психологическое своеобразие процессов психического отражения сущности экстремальных ситуаций (независимо от их природы) и личностных особенностей по их преодолению, которые выражаются в системе оценочных суждений о характере внешних требований и возможностей по их удовлетворению.

    psyera.ru