Предупреждение профессионального стресса

Стресс на работе: виды, последствия и профилактика профессионального стресса

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о том, как преодолеть стресс на работе.

К сожалению, сейчас всё реже можно услышать: «Иду на работу как на праздник!» и всё чаще звучат фразы в стиле: «Моя работа – это сплошной стресс!» И дело не только в том, что очень многие занимаются нелюбимой для себя деятельностью. Даже те, кто выбрал сферу по душе и считает свою работу призванием, подвержены профессиональному стрессу. Ещё бы! Ведь в эпоху экономической нестабильности и высокой конкуренции в бизнесе факторов, повышающих психическое напряжение на рабочем месте, великое множество.

Содержание

Факты о стрессе

  • Стресс, согласно концепции физиолога Г. Селье (исследователя данного явления и разработчика понятия), имеет три стадии развития:
    1 — стадию тревоги: происходит воздействие неблагоприятного фактора, возникает тревога, страх, повышается психическое напряжение;
    2 – стадию сопротивления: организм начинает реагировать на это неблагоприятное воздействие (происходит борьба со стрессом, привыкание к нему или дальнейшее погружение в стресс);
    3 – стадию истощения: если воздействие слишком сильное или не принимаются никакие меры по устранению источника напряжения и стресс приобретает хронический характер, то ресурсы организма истощаются. Могут возникнуть серьёзные проблемы со здоровьем.
    • Стресс всегда овладевает и «душой», и телом. Под его воздействием одновременно меняются физиологические реакции, эмоции, мысли и поведение. Это, конечно, большой минус. Но плюс в том, что и избавляться от стресса можно разными путями: и воздействуя на тело, и с помощью психологических методик.
    • Подверженность стрессу всегда связана с индивидуальными особенностями. Для одних и небольшая критика в их адрес будет тяжёлым испытанием, а для других и серьёзный конфликт является привычным делом. В таком случае используют термин «стрессоустойчивость». И хорошая новость в том, что эту черту можно развить, даже если вы по природе своей тревожны и боязливы.
    • Причины стресса на рабочем месте

      Факторы, способствующие повышению психического напряжения, называются стрессорами. Рассмотрим основные стрессоры в профессиональной деятельности.

    • Взаимодействие с людьми. К данному фактору можно отнести и общение с коллективом внутри организации, и контакты с посторонними людьми, если работа связана с оказанием услуг или установлением партнёрства с другими компаниями.
    • Коллектив . Это как вторая семья. Хорошо там, где поддерживают, помогают, относятся доброжелательно, не завидуют и не сплетничают за спиной. Но нередко в трудовом коллективе могут встретиться люди, которые по каким-то причинам вам не нравятся или относятся к вам недружелюбно (высмеивают, оказывают давление, критикуют, ссорятся и т. д.) В большинстве случаев это приводит к стрессу в профессиональной деятельности.
    • Руководство . Кому-то везёт, и попадаются понимающие и демократичные руководители. Но есть и такие, кто убеждён, что подчинённых нужно держать в стрессе, чтобы они эффективно работали. Эффект-то, конечно, будет, но эмоционально тяжело находиться в такой обстановке постоянно.
    • Подчинённые . Необходимость управлять людьми, находить подход к каждому, мотивировать, ставить задачи, контролировать их выполнение, следить за дисциплиной – далеко не весь перечень функций руководителя. А общение с «трудными» подчинёнными ещё больше накаляет обстановку.
    • Клиенты . Сфера «человек-человек» считается одной из самых стрессовых, ведь в ней, помимо основных навыков, связанных с выполнением работы, нужно обладать ещё и рядом важных личностных особенностей, улучшающих процесс общения с другими. Умение убеждать, вызывать симпатию и доверие, быть вежливым и грамотно отстоять свою позицию – качества, необходимые для работы с людьми. Вы зависимы от позиции «Угодить клиенту», иначе он может уйти к конкурентам и не лучшим образом сыграть на имидже компании.
    • Партнёры . Установление взаимовыгодного сотрудничества с другой организацией требует немалых усилий и навыков ведения переговоров. Чем не стресс?
    • Отсутствие самореализации. Если деятельность не по душе, то она не будет выполняться с максимальной отдачей и энтузиазмом. Многих это сильно удручает и заставляет задуматься о смене работы. К стрессу также может приводить несоответствие целей организации ценностям человека. Например, если для человека не близка сфера продаж или он вообще считает её «недобрым» делом, то вряд ли он сможет добиться в ней успехов.

    • Неудовлетворённость результатами работы. Здесь либо сотрудник прилагает мало усилий, либо предъявляет к себе очень высокие требования, либо недостаточно ценит то, чего уже достиг. Или, возможно, слишком рано хочет получить результат. Обязательно разберитесь в причине.
    • Нехватка времени. Всё более популярными становятся тренинги по тайм-менеджменту, направленные на то, чтобы научить сотрудников грамотно расставлять приоритеты в выполнении задач и эффективнее использовать время. Для многих становится нормой задерживаться на работе. Хотя это в большинстве случаев неблагоприятно сказывается на взаимоотношениях в семье.

    • Высокая ответственность. У многих работа связана с ответственностью за свою жизнь или жизнь других, а также с большими финансовыми рисками. Как правило, это приводит к значительному стрессу.
    • Низкий заработок. Цель любой трудовой деятельности – получение денег. Неудовлетворённость зарплатой часто отражается на самооценке и настроении. Особенно у мужчин.

    • Недостаточное понимание профессиональных задач. Здесь мы сталкиваемся либо с нечёткой постановкой этих задач, либо с недостатком навыков выполнения работы. Чаще всего такой стресс-фактор встречается в начале карьеры или при смене профессиональной деятельности.
    • Условия труда. Некомфортное рабочее место, недостаточная освещённость в помещении, отсутствие свежего воздуха, неприятные запахи, шум, длительное нахождение у компьютера и т. д. не лучшим образом сказываются на здоровье. Неудобное расположение предприятия (нахождение его далеко от дома или в промышленной зоне) также является для некоторых людей стрессом.
    • Интенсивный труд. Высокая нагрузка ведёт к истощению сил организма. Рано или поздно ресурсы заканчиваются, и требуется отдых. Важно понять это до того, как наступит критическая точка.
    • Монотонная работа или, наоборот, необходимость постоянно переключаться с одной задачи на другую. Здесь всё индивидуально. Одни не переносят рутинной деятельности, другим тяжело проявлять гибкость и работать в условиях многозадачности.
    • Виды профессионального стресса

    • информационный стресс (связан с высокой умственной нагрузкой);
    • коммуникативный (возникает из-за трудностей в общении с другими людьми, неумения найти к ним подход и противостоять чужому влиянию);
    • эмоциональный (связан с неумением приспосабливаться к условиям работы, неудовлетворённостью результатами профессиональной деятельности, возникает также вследствие конфликтных ситуаций).
    • Всегда ли стресс вреден?

      Некоторые люди утверждают, что работают эффективнее в условиях стресса. Так ли это?

      На первой стадии стресс, действительно, может «приободрить», встряхнуть и подстегнуть к выполнению работы. Важно, чтобы его воздействие было ситуативным, а не регулярным. Постоянное нахождение в стрессе, однозначно, ухудшает здоровье.

      Положительное значение стресса на рабочем месте

    • Стресс проявляется как защитная реакция организма на чрезмерное напряжение.
      Он как будто говорит: «Пора остановиться, надо отдохнуть» или «Нужно что-то менять». То есть стресс призван оградить человека от нервного срыва. В этом его предупреждающее значение.
    • На начальной стадии стресс может побуждать к действиям, помогает мобилизовать силы для преодоления трудных ситуаций.
      Если перед человеком ставится какая-либо профессиональная задача и он не знает, как её решить, то сначала чувствует замешательство, тревогу, затем собирается с мыслями и приступает к творческому поиску. Это даёт сотруднику возможность расти личностно и профессионально, получать необходимый опыт.
    • Негативное влияние профессионального стресса

    • Стресс истощает ресурсы организма и ослабляет здоровье.
      Под его воздействием снижается иммунитет, ухудшается деятельность пищеварительной системы, появляются сердечно-сосудистые заболевания.
    • Стресс часто вызывает реакцию торможения.
      У человека в состоянии напряжения обычно сжимаются мышцы, замирает дыхание. На уровне психики происходит то же самое: наблюдаются колебания в принятии решений, отсутствует желание действовать, теряется вера в собственные силы.
    • Последствия профессионального стресса

      Стресс может стать причиной различных заболеваний, вызывать проблемы в эмоциональной сфере и поведении человека.

      Последствия для здоровья:

    • повышается риск появления сердечно-сосудистых заболеваний;
    • нарушения в работе нервной системы, ухудшение памяти и внимания;
    • снижение иммунитета;
    • проблемы со сном;
    • ухудшение работы пищеварительной системы;
    • головная боль;
    • ухудшение состояния кожи, волос;
    • проблемы с весом.
    • Последствия влияния стресса на эмоциональную сферу и поведение:

    • Раздражительность, вспыльчивость;
    • Рассеянность;
    • Апатия;
    • Депрессия;
    • Неудовлетворённость собой и своей работой;
    • Конфликты в семье, ухудшение отношений с окружающими;
    • Потеря цели и жизненных ориентиров.
    • Старайтесь предотвратить вредное воздействие стресса до того, как заметите у себя хотя бы одно из этих последствий.

      Как справиться со стрессом на работе

    • Обратите внимание на своё состояние и признайте, что находитесь в стрессе. Это важно для того, чтобы начать действовать и предотвратить необратимые последствия.
    • Важно выявить источник стресса, чтобы понять, как нужно бороться с ним. И стоит ли вообще бороться? Возможно, следует просто приспособиться к нему?
    • Осознайте свои чувства и проговорите их для себя, например: «Я в растерянности», «Я боюсь, что…», «Меня раздражает, когда…», «У меня вызывает досаду…» и т. д. Не бегите от своих чувств, примите их, вы имеете право их испытывать.
    • Проанализируйте «плюсы» и «минусы» сложившейся обстановки. Да, иногда и в не очень приятной ситуации есть свои преимущества.
    • Разработайте план действий по снижению стресса и преодолению трудной ситуации. Будет лучше, если вы запишите его в блокноте. Так вы сможете регулярно в него заглядывать и подводить итоги выполненным задачам.
    • Расставляйте приоритеты в работе. Согласно матрице Эйзенхауэра, всегда важно выполнять в первую очередь важные и срочные дела. Затем в списке должны стоять важные, но не срочные задачи. После них – срочные, но не важные. И последними выполняются неважные и несрочные дела при условии, что на них останется время.
    • Чем спокойнее вы научитесь работать, тем меньше будет стресс.

    • Делегируйте полномочия подчинённым (если ваша должность позволяет это сделать) и не стесняйтесь в некоторые моменты обращаться за помощью к коллегам. Часто проблема кроется в неумении доверять другим. Научитесь это делать. Но любую передачу дел обязательно контролируйте.
    • Не пугайтесь глобальных проектов и целей, которые вам нужно реализовать на работе. Разбейте их на несколько маленьких задач, для выполнения которых разработайте пошаговый план действий.
    • Будьте пунктуальны, приходите на работу вовремя или чуть раньше. Так у вас будет возможность собраться с мыслями и плавно начать трудовой день. Опаздывая на работу, вы создаёте дополнительный стресс, спеша и боясь вызвать гнев начальства.
    • Возможно, придётся пересмотреть свой режим дня и просыпаться раньше. Так вы сможете спокойно собраться и увеличить запас времени на дорогу до работы.

      1. Делайте небольшие перерывы в работе, которые позволят немного расслабиться и снять напряжение. Лучше всего, если в это время вы совершите прогулку, выпьете чашечку свежего чая или просто пообщаетесь с коллегами.
      2. Часто бывает полезно навести порядок в окружающем пространстве: разобрать рабочие документы, прибраться на столе, выбросить всё ненужное. Это хороший способ освобождения от негативных мыслей и чувств и притока свежих идей.
      3. Используйте дыхательные техники, чтобы в момент воздействия стрессора расслабить напряжённое тело и успокоить эмоции. Таких упражнений много, но самое простое, что можно выполнять в ограниченных условиях рабочего пространства: медленный вдох, задержка дыхания на 3-4 секунды, медленный выдох.
      4. Если вам эмоционально тяжело, пообщайтесь с коллегами, попросите совет, пошутите, посмейтесь. Юмор часто помогает посмотреть на ситуацию с другой стороны, и стресс может показаться не таким уж серьёзным.
      5. Самовнушение – хороший способ контроля эмоций. «Я спокойна», «Я справлюсь с ситуацией», «У меня достаточно сил, чтобы преодолеть стресс» — фразы, которые помогут противостоять негативному воздействию извне.
      6. Заведите дневник с жизнеутверждающими фразами в стиле: «Сегодня мой день», «С каждым днём я развиваюсь и становлюсь увереннее в себе», «Я успешный человек» и т. д. и заглядывайте в него, когда чувствуете нехватку сил и энергии.
      7. Как управлять стрессом вне рабочего места

        Здесь у каждого есть свои наиболее предпочитаемые способы того, как снять стресс. Приведём наиболее эффективные.

        • Упражнения на расслабление (релаксация): выполняются в спокойной обстановке, с закрытыми глазами. Наибольший эффект достигается, когда вы при этом представляете приятные образы (как вы качаетесь на волнах, лежите на морском песочке и т. д.)
        • Регулярные прогулки, отдых на природе. Необходимо постоянно обогащать мозг кислородом. Это благоприятно сказывается на здоровье, улучшает настроение и даёт приток свежих идей.
        • Занятия спортом, физические упражнения, танцы. И для фигуры полезны, и обеспечивают выброс адреналина.
        • Хобби, творчество. Обязательно регулярно уделяйте время любимому занятию. Это то, что вас вдохновляет, заряжает положительной энергией и позволяет расслабиться после работы.
        • Музыка. Слушание музыки и пение повышают настроение и дают мощный энергетический заряд.
        • Любимая книга или фильм на время позволяют полностью отключиться от повседневных забот и погрузиться в атмосферу захватывающего сюжета.
        • Посещение концертов, спектаклей, выставок.
        • Оказание помощи, поддержки и внимания близким людям. Маленький подарок или несколько тёплых слов и их порадуют, и вам позволят чувствовать себя счастливее.
        • Давайте посмотрим процент самых спокойных работников.

          Профилактика стресса на работе

        • Будьте внимательны к себе, старайтесь отмечать любые изменения своего состояния. Не чувствуете ли чрезмерную усталость? Не стали ли более раздражительны в последнее время? Не появилась ли апатия к работе или к чему-либо ещё?
        • Старайтесь не брать на себя лишнюю ответственность. Не перегружайте себя множеством задач, если это возможно. Приступайте к новому делу только после того, как выполните предыдущее.
        • Больше отдыхайте. Старайтесь не брать работу на дом, не думайте о ней в выходные.
        • Высыпаться – одно из ключевых условий для того, чтобы избежать стресса. Полноценный сон восстанавливает силы организма и помогает переработать негативные впечатления, полученные в течение дня. А вот если вы регулярно недосыпаете, то ещё больше погружаетесь в стресс и истощаете ресурсы организма.
        • Если работа вам не по душе, всё же задумайтесь над тем, не стоит ли сменить профессиональную сферу? Прислушайтесь к внутреннему голосу и своим желаниям.
        • Не зацикливайтесь на работе. Больше времени посвящайте себе и семье. Важно чувствовать себя счастливой во всех сферах жизни. Тогда и трудности на работе будут восприниматься как нечто обыденное и решаемое.
        • Верьте в себя и во всём старайтесь быть оптимистом. Сила характера, положительный настрой и внимательность к себе всегда помогут справиться со стрессом. Позитивно заряженного человека сломить в разы сложнее, чем пессимиста.
        • Техники управления стрессом

          Стресс пронизывает всю нашу жизнь и сигнализирует о том, что необходимо принять меры по предотвращению проблем со здоровьем. И если не опускать руки, а активно применять методы по снижению психического напряжения, то можно адаптироваться к стрессу и со временем стать менее восприимчивой к нему. А ещё – живите сейчас! Не прошлым и не будущим, а именно сейчас! И радуйтесь каждому подаренному нам мгновению.

          story-woman.ru

          Проблема профилактики и преодоления профессиональных стрессов

          В последнее время особо остро проявилась проблема нервного перенапряжения, усталости, раздражительности и др. различных проявлений стрессов у педагогов. С этой целью было проведено семинарское занятие, развёрнутый конспект которого представлен в данной статье. Он состоит из теоретической и практической частей, которые включают в себя данные научной литературы, тестирование, а также беседу (обсуждение проблемных ситуаций, обмен мнениями, варианты решения данных ситуаций).

          ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СЕМИНАРА

          Что такое стресс, причины его возникновения

          Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя (стрессора). Стресс получил название болезни 20 — 21 века. Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний – именно стресс. Он чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать такие тяжелые заболевания, как рак, гипертония и различные сердечно – сосудистые заболевания.

          Чтобы защитить себя от подобных последствий, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Необходимо научиться распознавать в себе признаки стресса и его симптомы. И тогда, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболевания.

          Далее происходит краткое ознакомление педагогов с теорией канадского ученого Г.Селье, в частности, с тремя стадиями общего адаптационного синдрома (ОАС). (Приложение 1)

          Признаки стресса

          Они делятся на три категории:

          • физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, высокое кровяное давление, диарея, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, тошнота, частые простуды и т.д.);
          • эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, истерики, ночные кошмары, паника, раздражительность, частая слезливость и т.д.);
          • поведенческие (злоупотребление алкоголем, постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, привычка кусать и грызть ногти, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т.д.);
          • Многие из перечисленных выше состояний вначале являются незначительными раздражителями, но со временем усиливаются и под действием стресса могут привести к серьёзным заболеваниям.

            Научившись воспринимать даже слабые сигналы собственного организма, мы можем помочь себе лучше разобраться в источниках стрессов, не допустить появления серьёзных симптомов и облегчить себе борьбу со стрессовым состоянием.

            Люди делятся на несколько типов по отношению к стрессу и умению не допускать, чтобы он ими управлял. Есть опросник, ответив на вопросы которого можно определить к какому типу людей вы относитесь. (Приложение 2).

            Последствия стресса

            Любая стрессовая ситуация может стать основной причиной психических и эмоциональных расстройств. Однако нарушения психики развиваются под воздействием целого комплекса условий, и будет преувеличением приписывать все проблемы такого рода только стрессу. Но то, что на душевное состояние и его стабильность оказывает сильное влияние наша реакция на стресс, не подлежит сомнению. Последствиями стресса могут быть:

            • чувство опустошенности;
            • депрессия;
            • суицид;
            • шизофрения;
            • сексуальные расстройства;
            • неврозы;
            • физические боли и т.д.
            • Профессиональные стрессы

              Практически любая служебная ситуация может стать потенциальным источником стресса. Насколько напряжённой она будет и повлечёт за собой серьёзные стрессовые симптомы, зависит от нашего восприятия.

              Помимо самих “стрессоопасных” профессий, подразумевающих стрессы изначально, в любой работе бывают стрессовые ситуации. Вот наиболее распространенные из них:

              • неорганизованность и как следствие неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения каких – то дел, спешка;
              • конфликт с начальником или коллегами;
              • недостаточная квалификация;
              • чувство перегруженности работой, переутомляемость;
              • слишком высокая или слишком низкая ответственность;
              • скука и т.д.
              • Надо помнить, что если мы не в силах максимально приблизить свои ожидания к реально существующему положению вещей, они, как правило, никогда не будут оправдываться. Таким образом, постоянно получая отрицательные эмоции, мы приучаем себя воспринимать всё в негативном свете. Вырабатывается привычка фиксировать негативные чувства. Её последствием является синдром опустошения – состояние, когда человек совершенно теряет интерес к своей работе. В результате данного синдрома человек часто испытывает моральное и физическое изнеможение, полное безразличие к работе и отдаляется от сослуживцев. Опустошение – это не стресс, это скорее результат долговременного воздействия стрессовых условий работы. Опустошению особенно подвержены те, кто ежедневно имеет дело с людьми.

                “Группу риска” составляют три профессиональные сферы – это здравоохранение, правоохранительные органы и образование.

                Опустошение педагога особенно опасно, т.к. отражается непосредственно на детях, на их отношении к школе, к процессу обучения.

                Узнать, насколько вы близки к состоянию опустошения, также можно с помощью теста. (Приложение 3).

                Способы преодоления стресса

                1. Пронаблюдать и установить, что именно вызывает симптомы, о которых говорилось раньше (в какое время, что им предшествует и т.д., можно вести дневник, хотя бы в течение недели).
                2. Сделав правильный вывод – почему вы так часто раздражаетесь, вас преследуют кошмары и т.д. – вы сможете попытать что-то изменить в своей жизни (выяснить отношения, поменять график работы и т.д.).
                3. Кроме названного существуют и другие способы выхода из стрессовых состояний: психологическая саморегуляция, использование для сохранения душевного равновесия ароматерапии, восточных методик, подзарядка положительной энергией от растений и домашних животных.

                  Как снять профессиональные стрессы

                  Часто бывает, что стресс вызывает само несоответствие между ожидаемым и реальностью. Здесь необходимо помнить, что не бывает идеальной работы. Прежде всего, необходимо осознать, что порой наши требования излишне завышены. Если сделать свои ожидания более разумными, можно с большей легкостью приспособиться к уже имеющейся ситуации. Т.е. не можете изменить ситуацию – измените своё отношение к ней.

                  Осознав реальность и уяснив, что ожидания, возможно, никогда не сбудутся или сбудутся далеко не сразу, вместо того, чтобы впадать в депрессию, попытайтесь приспособиться к действительности.

                  Ослабить преподавательский стресс можно, если:

                  • Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.
                  • Обязательно планировать своё время так, чтобы появлялась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно быть в курсе последних новостей.
                  • Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.
                  • Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению.
                  • Научиться планировать своё время. Необходимо, чтобы работа не поглощала всё ваше время. Имея возможность отвлечься, вы почувствуете прилив интереса к своему труду.

                  Правила:

                  1. Побольше общения и с коллегами, и с друзьями. Обмен мнениями, общение и разделение чувств с окружающими – уникальный способ избавления от стресса.
                  2. Вне работы о работе стараться не говорить.
                  3. Найдите в своём окружении или среди знакомых того, у кого действительно в данный момент очень тяжёлая эмоциональная ситуация. Сравните своё положение с его. Найдите в своём положении несколько положительных средств (можно использовать ситуацию из своего прошлого – “бывает и хуже”).
                  4. Необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.
                  5. А теперь я предлагаю Вам выполнить тест “Шкала профессионального стресса”, чтобы узнать, насколько Вы близки к состоянию профессионального стресса. (Приложение 4).

                    Способы борьбы со стрессом

                  6. Релаксация – расслабление организма (аутотренинг). Снятие мышечного напряжения, а затем и психологического (с помощью мелодий для релаксации и т.д.).
                  7. Правильное питание. На фоне нервных и физических перегрузок недостаток некоторых жизненно важных пищевых компонентов порой становится той самой причиной, которая усугубляет стрессовое состояние, а в некоторых случаях даже является прямым толчком к его возникновению.
                  8. Разрядка по восточным методикам (методика правильного дыхания, некоторые упражнения йоги, массаж и т.д.).
                  9. Плеск воды и благоухание масел (ванны, бани, контрастный душ, закаливание, ароматерапия – травяные средства для ванн, использование эфирных масел и т.д.).
                  10. Лекарственные настои.
                  11. Окружающая природа как источник положительной и отрицательной энергии (использование биоэнергетики окружающего мира – планет, растений, животных).
                  12. Цветотерапия (цветовая гамма интерьера может не гармонировать с нашим эмоционально – психическим состоянием).
                  13. Переключение на другие виды деятельности (хобби и т.д.).
                  14. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СЕМИНАРА

                    А теперь я предлагаю Вам обсудить некоторые ситуации.

                    1. “Первая фраза”

                    Вы идете по школьному коридору. Вам навстречу движется знакомый педагог, коллега по работе. Вы видите, что с ней что-то не так, какова будет ваша реакция на неблагоприятное, на ваш взгляд, состояние коллеги? А точнее, какова будет ваша первая фраза? (происходит обсуждение, педагоги высказывают своё мнение)

                    Чтобы в ходе разговора не остаться “внутри себя”, переживая только свои собственные состояния и настроения, необходимо, приближаясь к коллеге, внимательно посмотреть на ее лицо, походку, почувствовать ритмику ее движения, надо выйти за границы своего “Я” и приготовиться понять “Я” другого человека. Пусть Ваша первая фраза будет максимально соответствовать душевному состоянию Вашей собеседницы. Например, Вы скажете: “Ты прекрасно выглядишь! Как тебе это удается?” — эта фраза будет уместна в том случае, если Ваша партнерша по общению пребывает в хорошем расположении духа. Вы можете начать беседу и так: “Ты куда-то спешишь? Как у тебя дела?”. Возможно также, Вы увидите расстроенное лицо Вашей собеседницы. Тогда Ваша первая фраза будет следующей: “Что-то случилось? Тебе нужна моя помощь?”.

                    2. “Мария Ивановна”

                    Представьте себе ситуацию Вашего неприятного разговора, например, с завучем (методистом), условно названным Марией Ивановной. Последняя позволила себе довольно неучтивый тон в разговоре с Вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день и по дороге домой Вы ещё раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает Вас. Это вредно для Вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обидчицу, но Вам это не удается. Ваши предложения.

                    Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркивать Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить её. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте её походке, манере себя вести, проиграйте её размышления, её семейную ситуацию, наконец, её отношение к разговору с Вами. Это так называемый, метод интроспекции – человек ставит себя на место другого, а затем в своём воображении воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. Но здесь важна объективность, возникает опасность собственные мысли и чувства принять за мысли и чувства другого человека. Через несколько минут такой игры Вы сможете почувствовать облегчение внутреннего напряжения и изменение своего отношения к конфликту, к Марии Ивановне, увидите в ней много позитивного, того, что Вы не замечали раньше. Т.е. Вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете её понять. Последствия такой игры обнаружат себя уже на другой день, когда Вы придете на работу. Мария Ивановна с удивлением почувствует, что Вы не несете в себе внутреннего негативного состояния, Вы доброжелательны и спокойны, и сама, в свою очередь, станет стремиться к улаживанию конфликта.

                    3. “Нейтрализация”

                    У Вас должен состояться неприятный разговор с матерью ребенка, постоянно нарушающего дисциплину, нагрубившего Вам и т.д. Начинается беседа, Вы говорите с ней о воспитании сына в семье, о необходимости регулярного контроля за выполнением домашних заданий, подчеркиваете неправомерность той вседозволенности, которая культивируется, на Ваш взгляд, в семье ребенка. Неожиданно для Вас родительница показывает полное неприятие Ваших педагогических рекомендаций, аргументируя это нехваткой времени, занятостью на работе и тем, что “воспитывать должны в детском саду”. В ответ Вы не можете сдержаться. И Ваши установки на спокойное и конструктивное построение беседы были разрушены. Как вам нужно было поступить, чтобы не допустить всего этого?

                    Упражнение “Резервуар”. В беседе с родителем трудного ребенка, например, сыграйте роль “пустой формы”, резервуара, в которую Ваш собеседник “вливает”, “закладывает” свои слова, состояния, мысли, чувства. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния “резервуара”: “Вы форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в свое внутреннее пространство. Отбросьте свои личные оценки, — Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма!”. Потренируйтесь 2 – 3 раза, когда у Вас получится, можно приступать к беседе.

                    А дальше можно использовать упражнение “Нейтрализация”. Оно направлено на улучшение взаимодействия в ходе беседы с родителями, демонстрирующими наступательную позицию, оно нацелено на то, чтобы педагог не попал под влияние родителя, т.к. при потере самостоятельности и “подыгрывании” родителю, становится невозможным достижение конструктивных результатов в разговоре. Например, если родитель демонстрирует наступательную позицию, то педагог, попавший под его влияние, в одном случае будет вынужден оправдываться, доказывая свою “невиновность” в том, что ребенок плохо занимается и нарушает дисциплину. В другом случае, может начать угрожать родителю применением административных мер к ребенку. Если же родитель реализует позицию беспомощности, то педагог, по-человечески его жалея, стремится его успокоить, обещает что-то сделать для того, чтобы изменить к лучшему поведение ребенка. Но при реализации и той, и другой позиции, не происходит реального, содержательного взаимодействия и педагог остается один на один со своей проблемой. Основная цель общения педагога с родителем – объединение усилий педагогов и родителей в деле исправления трудного ребенка.

                    На первой фразе общения с родителем Вы реализуете действие “сопротивление” его эмоциональному воздействию. Для этого следует обрести нейтральное состояние “резервуара”. Не включайтесь эмоционально в ситуацию Вашего разговора, будьте психологически отстраненными от нее, поддерживайте в себе спокойный и охлажденный нейтралитет. Вам необходимо “продержаться” примерно 10 – 15 минут, в течение которых родитель в форме монолога будет либо высказывать свои претензии к детскому саду и лично к Вам, либо жаловаться на свою беспомощность в воспитании. В первом случае постарайтесь молча выслушивать и оставаться спокойным, уверенным в себе, не теряя вежливой доброжелательности. Во втором – спокойно кивайте Вашему собеседнику головой, вставляйте некоторые нейтральные фразы, такие, например, как “Успокойтесь”, “Я вас слушаю”, “Я Вас понимаю”. Почувствовав Вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт “остывать”, его эмоции станут иссякать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с Вами.

                    4. Но, если всё-таки у Вас не получилось это всё сделать, и остался неприятный осадок после такого разговора, что делать?

                    Упражнение “Настроение”. Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслаблено, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как Вам больше хочется, в полном соответствии с Вашим настроением. Попробуйте представить, что Вы переносите Ваше грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих Ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с Вашей стороны. После этого ещё раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая своё состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте его в урну. Вы заметили? Всего 5 минут, а Ваше эмоционально – неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в Ваш рисунок и было уничтожено Вами.

                    Следующее упражнение, которое направлено на автокоррекцию собственных психологических состояний, сложных и конфликтных ситуаций, также поможет Вам в общении. Упражнение “Пресс”. Оно способствует нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Его рекомендуется практиковать перед работой в “трудной” группе, классе, разговором с “трудным” ребенком или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. К выполнению упражнения необходимо прибегать в начале возникновения эмоционального состояния, мешающего успешной работе, т.к. психотерапевтический результат достигается только в том случае, если педагог умеет вовремя заметить в самом себе нарастание психической напряженности. Если же по тем или иным причинам данный момент пропущен, то разбушевавшаяся эмоциональная “стихия” сметет всё на своем пути и не даст возможности для выстраивания эффективного самоконтроля. Как следствие того, что педагог попал под зависимость от своих собственных эмоциональных состояний, он может прибегнуть к нежелательным, но широко распространенным в практике межличностных взаимодействий и педагогической деятельности способам “сбрасывания” отрицательно загруженной энергии на воспитанника или коллегу по работе. Наиболее часто “заземление” отрицательной энергии, к сожалению, происходит в семье педагога, где он ослабляет внутренний самоконтроль после работы (проявление раздражения, высказывание упреков, недовольства и прочее).

                    Суть упражнения: педагог представляет внутри себя на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею. При выполнении упражнения важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она с собой несет. Заканчивается упражнение расслаблением.

                    И в продолжение темы, относительно выхода отрицательной энергии, хотелось бы сказать, что энергетический потенциал педагога истощается и как следствие этого, он прибегает к формальным средствам воздействия, не требующим большой личностной и эмоциональной самоотдачи. Поэтому для того, чтобы уменьшить опасность применения средств педагогического манипулирования, педагогу необходимо своевременно “сбрасывать” психическую усталость и поднимать свое настроение. Чтобы знать, что для этого нужно делать, необходимо изучить самого себя.

                    Возьмите лист бумаги и разделите его пополам вертикальной чертой. Слева напишите те занятия, которые помогают Вам хорошо отдохнуть, справа – те, которые способствуют улучшению Вашего настроения. А теперь подумайте, как бы Вы могли перестроить свой распорядок дня или недели, чтобы в свободное время можно было успеть заняться приятным для Вас делом. Это будет Вашим домашним заданием.

                    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai