Препараты для лечения умственной отсталости

Лечение слабоумия и реабилитация пациентов

К умственной отсталости относятся состояния неполного развития психики или задержки психологического развития. Проявляется патология интеллектуальной недостаточностью. Стоит отметить, что слабоумие относится к приобретенным патологиям, которое выражается оскудением психической деятельности, нарушением поведения. Лечение слабоумия напрямую зависит от причины возникновения.

Методики лечения умственной отсталости

Перед тем как лечить врожденную умственную отсталость, пациентам исключают шизофрению, травмы мозга, сосудистые патологии, деменцию. Главной задачей терапии является сохранение социальной адаптации больного и приобретенных ранее навыков самообслуживания.

Обычно на начальных стадиях заболевания проводится общеукрепляющее лечение умственной отсталости, включающее в себя прием витаминов, минералов, ноотропных препаратов (лекарственные препараты, оказывающие специфическое воздействие на функции мозга, стимулируют память).

Совет! Продукты питания должны содержать в себе большое количество витаминов, полиненасыщенных жирных кислот, минералов, природных антиоксидантов. Больным необходимо ежедневно контролировать артериальное давление.

Если причиной слабоумия стали возрастные изменения в сосудах головного мозга, то в таком случае вопрос будет направлен на коррекцию повышенного артериального давления, лечение атеросклероза и васкулитов. Если у пациента развивается болезнь Альцгеймера, назначают препараты, останавливающие гибель нервных клеток, средств, уменьшающих проявления заболевания.

Лечение умственной отсталости у детей включает логопедические упражнения, предназначенные для устранения недостатков в произношении слов и их связывании, а также формировании здоровой речи. Лечебная физкультура способствует развитию координации движений, моторики, улучшению внимания, положительных эмоций. Комплексы физических упражнений укрепляют организм, и стимулирует общее медикаментозное излечение данного заболевания.

Медикаментозное лечение при сформировавшейся умственной отсталости заключается в устранении причин. Если у ребенка в анамнезе есть энзимопатии, назначают диетотерапию, гормональные препараты. При врожденных венерических заболеваниях (сифилис) показано специфическое лечение. Пациентам назначают седативные препараты и средства для восстановления психических функций (аминалон, энцефабол). Частично решают проблемы препараты для мозгового кровообращения и стимуляции мозговой деятельности (Нейро-Норм).

Группы инвалидности

Инвалидность при умственной отсталости ставят после оценки психического здоровья больного. Существуют основные критерии:

  • Критерии при постановке 3 группы — легкая стадия дебильности с незначительными нарушениями психики. Способность к труду, учению и контроль своего поведения выражены в незначительной степени.
  • Критерии для постановки 2 группы инвалидности — умеренная стадия умственнойотсталости, когда больной резко ограничен в контроле своего поведения, неспособен к активному труду, учению, общению и физическому передвижению.
  • Критерии для постановки 1 группы инвалидности — резко и значительно выражена имбецильность (тяжелая умственная отсталость), двигательные нарушения видны невооруженным глазом, неврологические симптомы проявляются в виде параличей, аграфии и апраксии, глухоты и появляются эпилептиформные припадки.
  • Реабилитация людей с умственной отсталостью

    Мероприятия в области медицины, педагогические занятия и социальные мероприятия должны взаимодействовать между собой при реабилитации людей с умственной отсталостью. Методы лечения умственной отсталости таким больным должны осуществляться учреждениями обслуживания населения в стране, медицинскими учреждениями, организациями общего и профессионального образования.

    Одним из важных факторов в реабилитации пациентов с умственной отсталостью является своевременное выявление симптомов болезни, работа специалистов для коррекции нарушений. Это происходит с учетом стадий тяжести заболевания, возраста и уровня социализации больного человека. Такие функции на себя возлагают:

  • интернаты, где обучаются и проживают пациенты;
  • профтехучилища, где подготавливают к труду подростков инвалидов;
  • интернаты для содержания больных с тяжелыми нарушениями умственного развития.
  • Учебная и воспитательная работа в школе-интернате стоит на первом месте в подготовке особенных пациентов к свободной жизни в социуме. Трудотерапия для людей с недостатками развития имеет свои специфические трудности, и требует специальных приемов обучения профессии. При нормальных условиях реабилитации у пациентов не проявляется выраженная картина умственной отсталости.

    webcache.googleusercontent.com

    Препараты для лечения умственной отсталости

    Введение. Психическое здоровье является одной из составляющей здоровья, на основе чего человек реализует свои эмоции и способности познавать и общаться. В состоянии психического здоровья индивидуум эффективнее справляется с жизненными процессами, работает более продуктивно и плодотворно, и имеет больше возможностей приносить пользу собственному обществу [23]. К сожалению, реальность сегодня такая: во многих странах дети с ограниченными интеллектуальными возможностями и их семьи остаются одной из самых уязвимых групп населения, так как по-прежнему много детей, желающих участвовать в жизни общества, сталкиваются с многочисленными барьерами, которые ограничивают круг профессионально трудовой деятельности [8, 12, 13, 23]. Инициатива ВОЗ направлена на обеспечение реализации права на здоровье детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, чтобы они получали поддержку при всякой возможности жить полноценной жизнью как равноправные, активные и признанные члены общества [17].

    Оказание помощи детям с ограниченными интеллектуальными возможностями носит комплексный и индивидуальный характер, который объединяет немедикаментозные и медикаментозные воздействия [8, 13]. Для лечения когнитивного дефицита применяются препараты, относящиеся к группе ноотропов. В свою очередь, ноотропные средства, как отдельная группа сформировалась в начале 70-х годов прошлого столетия [1, 5, 6, 10, 28, 30]. Ноотропы влияют на основные нейромедиаторные системы, на метаболизм нейронов головного мозга, оказывают антигипоксическое действие, защищают клетки мозга от неблагоприяного воздействия (церебропротективное действие), улучшает умственную работоспособность мозга, внимание, речь, активизируют процессы обучения (ноотропное действие); улучшают память, способность к воспроизведению информации и переводу текущей информации в долговременную память (мнемотропное действие) [7, 20, 21, 30, 31, 32].

    В педиатрической практике при интеллектуальной недостаточности нейрофармакологами применяются следующие ноотропы: пирацетам, пантогам, аминалон, энцефабол, семакс, глицин, фенибут, мексидол и димефосфон.

    Пирацетам-(ноотропил)(химическая структура-2-оксо-1 пирролидинацетамид) — считается не только родоначальником группы ноотропов, но и «золотым стандартом» в лечении [7, 18]. Получены более 1500 веществ подобного строения, хотя в лечебной практике применяются лишь 12 препаратов [1]. Этот препарат обладает широкой терапевтической активностью, что отличает его от других представителей [7, 10]. Способствует активации ассоциативных процессов в ЦНС, нормализует соотношение АТФ/ НДФ, стимулирует интегративную деятельность мозга и интеллектуальную активность, улучшает память, внимание, облегчает процессы обучения, повышает умственную работоспособность мозга. В педиатрической практике применяется у детей при умственной отсталости различной этиологии, рассеянности, снижении концентрации внимания, а также может применяться для профилактики развития церебральных расстройств у новорожденных повышенной группы риска (асфиксия или гипоксия в родах, недоношенность, нарушение питания вследствие плацентарной недостаточности). В основном побочные эффекты проявляются повышенной возбудимостью, раздражительностью, головокружением, нарушением сна — преимущественно бессонницей, в единичных случаях сексуальным возбуждением, и иногда диспептическими нарушениями [5, 33]. Еще одним из серьезных осложнений является снижение порога судорожной активности, что может привести к активации эпилептических приступов [27].

    Важное значение имеет и взаимодействие с другими лекарственными препаратами: пирацетам усиливает эффект психостимуляторов, непрямых антикоагулянтов, антиангинальных препаратов, а также центральные эффекты гормонов щитовидной железы (беспокойство, тремор, раздражительность, нарушение сна) [5]. Снижает потребность в нитроглицерине. Сочетание его с нейролептиками, применяемыми в педиатрической практике, приводит к усилению выраженности экстрапирамидных расстройств [5, 27].

    Популярными среди ноотропов является аминалон и пантогам. По химической структуре пантогам представляет собой кальциевую соль пантоил-у-аминомасляной кислоты и является высшим гомологом пантотеновой кислоты (витамина В5), в которой b-аланин замещен на гаммааминомасляную кислоту (ГАМК). Данное соединение, названное гопантеновой кислотой, было синтезировано японскими исследователями в начале 1950-х годов. Гопантеновая кислота является естественным метаболитом ГАМК-тормозного медиатра ЦНС , но в отличие от ГАМК, имеет в молекуле пантоильный радикал, который обладает способностью проникать через гематоэнцефалический барьер и оказывать выраженное воздействие на функциональную активность мозга [24, 25, 26]. Действие препарата обусловлено прямым влиянием пантогама на ГАМКб-рецептор-канальный комплекс. Пантогам обладает ноотропным и противосудорожным действием. Он повышает устойчивость мозга к гипоксии и воздействию токсических веществ, стимулирует анаболические процессы в нейронах, сочетает умеренное седативное действие с мягким стимулирующим эффектом, уменьшает моторную возбудимость, активирует умственную и физическую работоспособность, усиливает энергетические процессы в головном мозге и улучшает церебральный кровоток [12, 15]. Необходимо отметить, что это один из немногих препаратов, который не вызывает возбуждения и двигательной расторможенности, что позволяет применять его у детей, страдающих эпилепсией [24]. Он разрешен к применению детям грудного возраста. Обычно препарат переносятся хорошо и достаточно безопасен. Лишь иногда могут возникнуть: чувство жара, бессонница, тошнота, колебания артериального давления, связаны с вазоактивным свойством, в первые дни приема препарата [6, 27].

    Аминалон по химической структуре представляет собой гамма-аминомасляную кислоту. Через гематоэнцефалический барьер при обычных способах введения проникает плохо. Механизм действия основан на взаимодейсвии с ГАМК-ергическими рецепторами [4]. Препарат по клинической эффективности уступает пирацетаму, но в отличие от него не дает стимулирующих эффектов. Способствует улучшению динамики нервных процессов, улучшает память, речь, уменьшает вестибулярные расстройства после травм головного мозга [6, 7]. У детей аминалон применяют при умственной отсталости, которая сопровождается снижением психической активности [24, 26]. К тому же аминолон имеет определенный потенциал межлекарственного взаимодействия — усиливает эффекты анксиолитиков, снотворных, противосудорожных, бензодиазепиновых средств, что может привести, в свою очередь, к избыточному угнетению ЦНС [5, 27].

    Глицин, является нейромедиатром тормозного типа действия и регулятором метаболических процессов мозга, оказывает седативное и антидепрессивное действие [10, 26]. Нормализует процессы возбуждения и торможения в ЦНС, улучшает умственную работоспособность мозга, уменьшает раздражительность, нормализует сон. Его применяют при психоэмоциональном напряжении, повышенной возбудимости, неврозах, нарушений сна, и при умственной отсталости у детей [24, 25]. Препарат с редкими побочными аллергическими реакциями, является пищевой добавкой (код — Е 640). Лишь при приеме большого количества таблеток (10 и более), возможен эффект интенсификации сновидений. При взаимодействии с антиконвульсантами снижает их токсичность, при сочетании с транквилизаторами, снотворными, нейролептиками усиливает эффект торможения ЦНС [5, 27].

    Фенибут-производное ɣ-аминобутировой кислоты и фенилэтиламина, обладающий транквилизирующим, противосудорожным действием, проявляет седативный и ноотропный эффекты, уменьшает чувство тревоги, напряжения, а также продлевает и усиливает действие нейролептиков, снотворных средств и наркотических препаратов [18, 24, 27]. Чаще всего его назначают детям с повышенной возбудимостью, нервозностью. Чаще всего у многих детей развивается синдром отмены. Может вызвать тошноту, головную боль, сонливость и аллергическую реакцию, в редких случаях вызывает повышенную возбудимость и нервозность [5, 27].

    Семакс является одним из первых отечественных лекарственных препаратов пептидной природы, разработанный в Институте молекулярной генетики РАН. Синтетический аналог адренокортикотропного гормона, полностью лишен гормональной активности [18, 21, 26]. Проявляет адаптагенное, антиоксидантное, ангиопротективное, нейротрофическое и выраженное ноотропное действие. Он действует на функции переднего мозга: улучшает консолидацию памяти, повышает способность к обучению. Уже в малых дозах способствует улучшению энергетических процессов мозга, повышает устойчивость к гипобарической и сосудистой гипоксии, к стрессовым воздействиям. Препарат хорошо переносится, при длительном применении возможно слабое раздражение слизистой оболочки носа [24]. Препарат противопоказан при повышенной тревожности, при острых психозах, судорогах в анамнезе, а также детям до 5 лет [27].

    Пиритинол (Энцефабол), являющийся удвоенной с помощью дисульфидного мостика молекулой пиридоксина (витамина В6, обладающего антигипоксическим действием), лишен витаминной активности, очень хорошо проявляет ноотропные свойства (активирует мышление, память, улучшает концентрацию внимания), а также оказывает седативный и антидепрессивный эффект [1, 4]. Детям до 7 лет препарат дают в форме суспензии, старшим — в виде таблеток. Малотоксичный препарат, редко проявляются диспептические расстройства, у детей — нарушение сна, поэтому назначают в первую половину дня. Также возможно в отдельных случаях головокружение, боли в суставах, выпадение волос, снижение аппетита, изменение вкуса, холестаз, повышение уровня трансаминаз. При взаимодействии с другими препаратами увеличивает вероятность развития и выраженность побочных эффектов препаратов золота, сульфасалазина, и пеницилламина [5, 27]. Он противопоказан при выраженном психомоторном возбуждении, при тяжелых заболеваниях печени, почек, судорожных состояниях, при аутоиммунных состояниях [26].

    Основной фармакологический эффект антиоксидантов с ноотропными свойствами заключается в ингибировании процессов свободно-радикального окисления, выведение из организма свободных радикалов, а также улучшение пластичности нейронов [11, 12, 14, 19]. На сегодня арсенал лекарств данной группы пополняется все больше. Это связано с тем, что препараты данной группы, во-первых, воздействуют на ключевые моменты патогенеза развития различных заболеваний, во-вторых, широкий спектр действия способствует применению в различных областях медицины [19, 21].

    Впервые в начале 1960-х годов на основе производных гидроксипиридина и эстрогенов путем изменения структуры витамина В6 (пиридоксол) с целью придания антиоксидантных свойств Л. Д. Смирновым, К. М. Дюмаевым, В. И. Кузьминым были синтезированы мексидол и эмоксипин, оригинальные отчественные препараты из группы антиоксидантов [16]. Данные препараты обладают уникальными фармакологическими свойствами благодаря антиоксидантной и антигипоксантной активности [10, 11, 16]. Благодаря тому, что мексидол повышает соотношение липид-белок, улучшает состояния бислоя, уменьшает вязкость липидного бислоя, увеличивает ее текучесть, оказывает модулирующее влияние на рецепторные комплексы (в том числе, ГАМК, бензодиазепинового, ацетилхолинового), активирует ферменты (супероксиддисмутаза, церулоплазмина и другие антиоксидантные ферменты); восстанавливает функционирование ионных каналов, стабилизирует мембрану клетки; активирует функциональное состояние митохондрий, улучшает энергетический обмен в клетке, тем самым повышает устойчивость ткани мозга к ишемии и гипоксии [11, 19]. Антигипоксический эффект объясняется прямым окислением сукцината, который входит в его состав, об этом свидетельствует усиление эндогенного дыхания, с восстановлением флавопротеидов [9]. Были получены результаты, свидетельствующие, что мексидол обладает выраженной способностью улучшать нарушения памяти, внимания, процесов обучения, вызванные неблагоприятными воздействиями [9, 11]. По данным Левитина Е. В. мексидол положительно влияет на показатели системы антиоксидантной защиты и уровень продуктов перекисного окисления липидов в мембранах тромбоцитов у новорожденных с перинатальным поражением ЦНС [19].

    Димефосфон, оригинальный отечественный препарат, является фосфорорганическим соединением, не проявляющий антихолинэстеразное действие. В основе широкого спектра действия лежит способность димефосфона на биохимическом уровне включаться в метаболические процессы организма, оказывая при этом вазоактивное, нейропротекторное, антигипоксческое, церебропротекторное, антиоксидантное и антиацидотическое действие [22]. Акберовой С. А. были изучено влияние димефосфона на интеллектуально- мнестические функции мозга у детей с интеллектуальной недостаточностью. После терапии димефосфоном у детей улучшались память, внимание, процессы обобщений и исключений. Эффективность димефосфона была сопоставима с ноотропилом, однако он не усугублял синдром двигательной расторможенности детей, что характерно для ноотропила [2].

    В заключение необходимо подчеркнуть, что на сегодня арсенал лекарственных средств, применяемых у детей для коррекции когнитивного дефицита, небольшой, и психофармакотерапия раннего возраста находится в начале своего становления, и требует активного продолжения работы по поиску новых и изучение эффективных и безопасных ноотропов.

    Рецензенты:

    Гараев Рамиль Руфиахметович, д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой фармакологии ГБОУ ВПО КазГМУ, г. Казань.

    Семина Ирина Ивановна, д-р мед. наук., профессор кафедры фармакологии фармацевтического факультета с курсами фармакогнозии и ботаники ГБОУ ВПО КазГМУ, г. Казань.

    Русский лекарь

    Войти через uID

    Каталог статей

    Современные методы лечения умственной отсталости у детей
    Стандарты лечения умственной отсталости у детей
    Протоколы лечения умственной отсталости у детей

    Умственная отсталость у детей

    Профиль: педиатрический.
    Этап: стационар.

    Длительность лечения: 30 дней.

    Коды МКБ:
    F70 Умственная отсталость легкой степени
    F71 Умственная отсталость умеренная
    F72 Умственная отсталость тяжелая.

    Определение: Умственная отсталость (умственое недоразвитие) — за рубежом используется для обозначения многообразных форм поражения интеллекта, независимо от характера заболевания, при которых оно возникает.

    Классификация:
    1. легкая умственная отсталость;
    2. умеренная умственная отсталость;
    3. тяжелая умственная отсталость;
    4. глубокая умственная отсталость;
    5. неуточненная умственная отсталость;
    6. другие виды умственной отсталости.

    Факторы риска:
    1. состояние здоровья родителей и условий работы к началу беременности;
    2. наличие гестоза, перенесенные матерью заболевания, принимаемые медикаменты во время беременности, течение родов (продолжительность, наложение щипцов, асфиксия), состояние новорожденного после родов (желтуха, судороги, вздрагивания);
    3. своевременность основных этапов моторного и психического развития;
    4. наследственный фактор.

    Показания для госпитализации:
    1. задержка психического развития в виде выраженных эмоционально-волевых расстройств и моторики (запаздывание становления стато-моторных актов, отсутствие моторно-адаптивных движений, слабовыраженный интерес к окружающим, игрушкам, речи);
    2. диагностика уровня задержки;
    3. решение социальных вопросов.

    Необходимый объем обследования перед плановой госпитализацией:
    1. консультация: невролога, психолога, генетика, эндокринолога, психиатра.

    Критерии диагностики:
    1. наличие биологической неполноценности мозга, устанавливаемой на основании анамнеза, психического, неврологического и соматического статусов;
    2. характерная структура диффузного слабоумия с обязательной недостаточностью понятийного мышления и недоразвитием личности;
    3. непрогредиентность состояния с положительной, хотя и в разной степени замедленной динамикой психического развития.

    Перечень основных диагностических мероприятий:
    1. Биохимический анализ крови на фенилкетонурию, гистидинемию, гомоцистинурию, галактоземию, фруктозурию;
    2. Консультация невролога;
    3. Общий анализ крови (6 параметров);
    4. Общий анализ мочи;
    5. Определение общего белка;
    6. Определение АЛТ, АСТ;
    7. Определение билирубина;
    9. Исследование кала на яйца глист.

    Перечень дополнительных диагностических мероприятий:
    1. Нейропсихологическое тестирование;
    2. Хромасомный анализ (кариотипирование);
    3. Консультация генетика;
    4. Консультация психиатра;
    5. Консультация эндокринолога;
    6. Консультация психолога;
    7. Консультация логопеда;
    8. Анализ крови на внутриутробные инфекции (токсоплазмоз, герпес, цитомегаловирус) ;
    9. Микрореакция.

    Тактика лечения:
    Медикаментозное и коррекционно-воспитательные мероприятия.
    Медикаментозное лечение:
    1. Психомоторные стимуляторы (тонизирующее влияние на кору, ретикулярную формацию без вмешательства в метаболизм нервных клеток: адаптол 300 мг в таблетке, независимо от прима пищи, курсом от нескольких дней до 2-3 мес, от 0,5 до1 таблетки Х 3 раза в день в зависимости от возраста.
    2. Препараты, стимулирующие психическое развитие, улучшающие мозговой метаболизм — энцефабол 0,25 мг табл.
    3. Антидепрессанты – амитриптилин, препараты L-дофа.
    4. Общеукрепляющие: поливитамины.
    5. Препараты кальция, фосфора, железа, фитин, фосфрен.
    6. Седативные, нейролептические препараты (дизепам табл. 2 мг. 5 мг, р-р. 10мг/2,0);
    7. Противосудорожные препараты: фенобарбитал 0,01 мг/год жизни, препараты вальпроевой кислоты 20-25 мг/кг/сут, ламотриджин, карбамазепины (финлепсин).
    Курс лечения 1 месяц.

    Перечень основных медикаментов:
    1. Амитриптилин 25 мг, 50 мг табл.;
    2. Дизепам 10 мг/2 мл амп.; 5 мг, 10 мг табл;
    3. Вальпроевая кислота 150 мг, 300 мг, 500 мг табл.

    Перечень дополнительных медикаментов:
    1. Препараты L-дофа 50 мг табл.;
    2. Поливитамины;
    3. Фенобарбитал 50 мг, 100 мг табл.

    Критерии перевода на следующий этап лечения:
    1. cтабилизация и улучшение нарушенных функций;
    2. реабилитация;
    3. поддерживающая терапия;
    4. наблюдение психолога.

    ruslekar.com

    Умственная отсталость

    Умственная отсталость (малоумие, олигофрения; др.-греч. ὀλίγος — уникальный + φρήν — ум, разум) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом».

    Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин.

    Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретённого слабоумия, или деменции (нем. de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз + нем. mens — ум, разум). Приобретённое слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.

    «Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1.

    Умственная отсталость — не прогрессирующий процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.

    Иногда олигофрен определяется как «… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации».

    Симптомы Умственной отсталости:

    Общие диагностические указания F7X.X:

    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * A. Умственная отсталость — состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и специальных способностей.
    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * B. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.
    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * C. Адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения у больных с лёгкой степенью умственной отсталости могут совсем не иметь явного характера.
    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * D. Измерение коэффициентов умственного развития должно проводиться с учётом кросс-культуральных особенностей.
    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * E. Четвёртый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством.

    Указания на нарушения поведения:

    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .0 — отсутствие или слабая выраженность нарушений поведения
    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .1 — со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения
    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .8 — с другими нарушениями поведения
    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .9 — без указания на нарушения поведения.

    Классификация Е. И. Богдановой (ГУЗ РОКПНД, Рязань, 2010):
    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .1 — Снижение интеллекта
    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .2 — Общее системное недоразвитие речи
    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .3 — Нарушение внимания (неустойчивость, трудность распределения, переключаемость)
    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .4 — Нарушение восприятия (замедленность, фрагментарность, снижение объема восприятия)
    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .5 — Конкретность, некритичность мышления
    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .6 — Малопродуктивность памяти
    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .7 — Недоразвитие познавательных интересов
    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .8 — Нарушение эмоционально-волевой сферы (малодифференцированность, неустойчивость эмоций, их неадекватность)

    Трудности в диагностике умственной отсталости могут возникнуть при необходимости отграничения от рано начавшейся шизофрении. В отличие от олигофренов, у больных шизофренией задержка развития носит частичный, диссоциированный характер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений — аутизм, патологическое фантазирование, кататонические симптомы.

    Умственную отсталость отличают также от деменции — приобретённого слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям.

    Причины Умственной отсталости:

    Генетические причины умственной отсталости.

    Умственная отсталость является одной из основных причин обращения в генетическую консультацию. Генетическими причинами обусловлено до половины случаев тяжёлой умственной недостаточности. Основные типы генетических нарушений, ведущих к умственной недостаточности, включают:

    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * Хромосомные аномалии, нарушающие дозовый баланс генов, такие как анеуплоидия, делеции, дупликации.

    &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * Дерегуляция импринтинга вследствие делеций, однородительской дисомии хромосом или участков хромосом.

    Лечение Умственной отсталости:

    Специфическая терапия проводится при некоторых видах умственной отсталости с установленной причиной (врожденный сифилис, токсоплазмоз и др.); при умственной отсталости, связанной с нарушениями метаболизма (фенилкетонурия и др.), назначают диетотерапию; при эндокринопатиях, микседема) — гормональное лечение. Лекарственные средства назначают также для коррекции аффективной лабильности и подавления извращённых влечений (неулептил, феназепам, сонапакс). Большое значение для компенсации олигофренического дефекта имеют лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение и профессиональное приспособление. В реабилитации и социальной адаптации олигофренов наряду с органами здравоохранения играют роль вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ, мастерские для умственно отсталых и др.

    Лечение умственной отсталости

    Умственная отсталость представляет собой такое интеллектуальное развитие, которое не соответствует возрасту. Люди с таким диагнозом испытывают огромные трудности в общении, обучении и социальной адаптации. Дефекты в познавательных способностях нарушают нормальную жизнедеятельность.

    Такие умственные дефекты могут быть как врожденные, так и приобретенные в начале жизни. Причин появления такого заболевания множество, но наиболее распространенными являются следующие:

  • Генетическая причина – отклонение от нормы во время становления генов и слияния хромосом, генные мутации.
  • Негативное влияние среды – ранние и поздние сроки беременности, послеродовый период.
  • Точное установление причины развития умственной отсталости – довольно сложный и трудоемкий процесс. Самыми распространенными негативными факторами, которые влияют на интеллектуальное развитие плода в утробе матери, являются употребление несовместимых с беременностью лекарственных препаратов, чрезмерное употребление алкоголя, лучевая терапия, вирусные инфекции и плохое питание.

    Умственная отсталость проявляется сразу в нескольких формах:

    1. Общее снижение интеллектуального развития.
    2. Системная недоразвитость речевого аппарата.
    3. Нарушение внимания и восприятия.
    4. Нарушение эмоциональной сферы.
    5. Людям с таким диагнозом сложно переключаться с одного дела на другое, распределять задачи, формировать и высказывать мысли, а также воспринимать информационный поток. Часто наблюдается неустойчивость в эмоциональном плане, несоответствие эмоции текущей ситуации, нарушения памяти и функции запоминания знаний. Частый спутник болезни – медленная, несвязная речь или ее полное отсутствие.

      Диагностика и лечение умственной отсталости

      Диагноз «умственная отсталость» можно установить на ранних этапах развития – когда ребенок начинает активно двигаться и воспроизводить отрезки речи. Для детей с таким заболеванием характерны следующие нарушения активности:

      • позднее держание головы;
      • запоздалое ползанье, лепет;
      • позднее произнесение слов, слогов, фраз;
      • импульсивные эмоциональные реакции;
      • преобладание конкретного мышления над абстрактным.
      • Врачи-психологи проводят диагностику заболевания на поздних стадиях развития с помощью специальных стандартизированных тестов. Такие задания позволяют с наибольшей точностью определить показатели интеллектуального развития и возможные отклонения.

        Специализированное лечение умственной отсталости

        Детские психиатры и учителя специализированных школ могут дать своим воспитанникам необходимые знания, а также обеспечить должное наблюдение и уход. Дети с легкой степенью отсталости занимаются по такой программе, которая основана на конкретно-наглядных методиках. После прохождения программы они могут свободно ориентироваться в окружающем пространстве и адаптироваться под его изменения.

        Для детей с умеренной степенью отсталости разработана специальная программа, которая помогает овладеть письмом и чтением, а также порядковым счетом. Они также способны овладеть простыми трудовыми навыками и принимать участие в элементарных трудовых процессах под наблюдением.

        Лечение умственной отсталости – Гаммалон

        Лечение умственной отсталости медикаментами является одним из способов улучшения качества жизни людей с таким заболеванием. Синтетические препараты могут улучшить состояние больного, но часто имеют непродолжительный эффект и большой список противопоказаний и негативных воздействий на другие органы и системы. Натуральный препарат Гаммалон используется для активации работы головного мозга и не имеет негативного влияния на другие системы организма.

        Основной компонент формулы – гамма-аминомасляная кислота – обладает широким спектром лечебного действия и абсолютно безопасен в применении. Ключевая характеристика препарата – избирательность и направленность действия. Активные компоненты состава влияют непосредственно на нервную клетку, повышая активность нейронов и стабилизируя работу клеточной мембраны. Это позволяет ускорить клеточный синтез.

        Препарат Гаммалон используется для лечения умственной отсталости, улучшения памяти, более эффективного и быстрого усвоения информации, стимулирования когнитивных процессов в мозге, восстановления оптимальной двигательной активности.

        Регулярный прием препарата Гаммалон улучшает состояние ребенка с умственной отсталостью, восстанавливает правильную работу пораженных участков головного мозга и стабилизирует работу нервной системы.

        Смотрите также популярные препараты: