При шизофрении память

Обнаружена возможная причина нарушений памяти при шизофрении

Ученые Университетского медицинского центра Колумбии и Государственного психиатрического института Нью-Йорка обнаружили связь активность одной из зон мозга с нарушениями памяти у пациентов с шизофренией. Открытие может стать важным шагом к пониманию причин и лечению одного из самых серьезных симптомов шизофрении.

Бред и галлюцинации являются типичными симптомами шизофрении, но у многих пациентов возникают и когнитивные нарушения, в том числе проблемы с краткосрочной и долгосрочной памятью. Нарушения памяти оказывают наибольшее влияние на качество жизни: пациенты утрачивают работоспособность и испытавают проблемы в социальных отношениях. О причинах нарушений памяти пока известно недостаточно, и помочь таким пациентам трудно.

Уже давно возникла гипотеза, что нарушения памяти при шизофрении вызваны повреждениями дорсолатеральной префронтальной коры. Эта зона мозга играет ключевую роль в функционировании рабочей памяти, осуществляющей временное хранение и управление информацией, необходимой для выполнения сложных когнитивных задач. Ученые с помощью магнитной резонансной томографии сравнивали активность этой зоны мозга у здоровых людей и у пациентов с шизофренией во время выполнения упражнений, задействующих память, но значимых различий выявлено не было.

Доктор Ван Снелленберг предположил, что различия в исследованиях не были обнаружены, потому что используемые упражнения не имели достаточных уровней сложности. В 2014 году он и его коллеги разработали компьютеризованный тест, включавший 8 уровней сложности в одном задании на рабочую память.

В данном исследовании 45 здоровых человек и 51 пациент с шизофренией, 21 из которых не принимали антипсихотики, выполнили 8-уровневый тест на память. В то время им делали фМРТ. Как и ожидалось, в контрольной группе (в нее входили здоровые люди) наблюдалось постепенное увеличение активации дорсолатеральной префронтальной коры, сопровождавшееся постепенным снижением активации с усложнением задачи. Но у пациентов с шизофренией, и принимавших и не принимавших лекарства, общий отклик был существенно слабее, причем самый слабый возникал у пациентов, хуже других справившихся с заданием.

Таким образом, впервые получено свидетельство того, что нарушения рабочей памяти у пациентов с шизофренией напрямую связаны с активностью дорсолатеральной префронтальной коры. Причины нарушений работы этой зоны мозга пока не выявлены, но уже сейчас у ученых появилась мишень для терапии и возможность контролировать результат лечения.

psypress.ru

Мышление при шизофрении

Расстройства мышления при шизофрении описаны клиницистами-психиатрами и психологами. Для мышления больных шизофренией характерно то, что нарушение на уровне понятий не исключает относительной сохранности формально-логических связей. Происходит не распад понятий, а искажение процесса обобщения, когда у больных возникает множество случайных, ненаправленных ассоциаций, отражающих чрезвычайно общие связи.

Ю. Ф. Поляков у больных шизофренией отмечает нарушение актуализации сведений из прошлого опыта. По данным эксперимента, в сравнении со здоровыми больные лучше опознают те стимулы, которые являются менее ожидаемыми, и хуже – стимулы, более ожидаемые. В результате отмечается расплывчатость, причудливость мышления больных, что приводит к нарушению психической деятельности при шизофрении.

Эти больные не выделяют значимых существенных связей между предметами и явлениями, однако не оперируют, как олигофрены, второстепенными конкретно-ситуационными признаками, а актуализируют чрезмерно-общие, не отражающие реальной действительности, часто слабые, случайные, формальные признаки.

При проведении методик «исключение предметов», «классификация предметов» больные часто производят обобщение на основе личного вкуса, случайных признаков, предлагая несколько вариантов решения, при этом не отдавая предпочтения ни одному из них. В данном случае можно говорить о разноплановости мышления, когда суждение о каком-то явлении протекает в разных плоскостях.

Начальная стадия нарушений мышления раньше, чем в других методиках, выявляется в пиктограммах. Здесь обнаруживаются расстройства аналитико-синтетической деятельности (соотнесение абстрактно-смысловых и предметно-конкретных компонентов). Больные могут выбирать образ, неадекватный содержанию понятия, могут предлагать пустой, выхолощенный, бессодержательный набор предметов, псевдоабстрактные образы, сами по себе лишенные содержания, или часть, фрагмент какой-то ситуации и т.д.

При ассоциативном эксперименте отмечаются ассоциации атактические, эхололические, отказные, по созвучию.

Искажение процесса обобщения происходит в сочетании с нарушениями последовательности и критичности мышления. Например, разглядывая рисунки Х. Бидструпа, больные не понимают юмора, юмор переносится на другие, неадекватные объекты.

При проведении многих методик у больных отмечается резонерство. Резонерство при шизофрении отличается выхолощенностью ассоциаций, потерей целенаправленности, соскальзываниями, претенциозно-оценочной позицией, склонностью к большим обобщениям по поводу относительно незначительных объектов суждения.

Соскальзывание проявляется в том, что больные, адекватно рассуждая, вдруг сбиваются с правильного хода мыслей на ложную ассоциацию, затем опять могут рассуждать последовательно, не исправляя ошибок. Непоследовательность суждений не зависит от истощаемости, сложности заданий.

Таким образом, при шизофрении могут выявляться нарушения внимания и нарушения памяти. Однако при отсутствии органических изменений головного мозга эти нарушения являются следствиями нарушений мышления. Поэтому основное внимание психолог должен уделять исследованию мышления.

psyera.ru

Шизофрения

Общая характеристика шизофрении

Шизофрения представляет собой заболевание, относящееся к группе эндогенных психозов, поскольку ее причины обусловлены различными изменениями в функционировании организма, то есть, не связаны с какими-либо внешними факторами. Это означает, что симптомы шизофрении возникают не в ответ на внешние раздражители (как при неврозах, истериях, психологических комплексах и др.), а сами по себе. Именно в этом кардинальное отличие шизофрении от других психических расстройств.

По своей сути – это хроническое заболевание, при котором развивается расстройство мышления и восприятия любых явлений окружающего мира на фоне сохранного уровня интеллекта. То есть, человек, больной шизофренией, не является обязательно умственно отсталым, его интеллект, как и у всех остальных людей, может быть и низким, и средним, и высоким, и даже очень высоким. Причем в истории имеется немало примеров гениальных людей, страдавших шизофрений, например, Бобби Фишер – чемпион мира по шахматам, математик Джон Нэш, получивший Нобелевскую премию и т.д. История жизни и болезни Джона Нэша была блестяще рассказана в фильме «Игры разума».

То есть, шизофрения – это не слабоумие и простая ненормальность, а специфическое, совершенно особое расстройство мышления и восприятия. Сам термин «шизофрения» состоит из двух слов: шизо – раскалывать и френия – ум, рассудок. Итоговый перевод термина на русский язык может звучать, как «расколотое сознание» или «расщепленное сознание». То есть, шизофрения – это когда человек имеет нормальную память и интеллект, все его органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус и осязание) работают правильно, даже мозг воспринимает всю информацию об окружающей среде так, как нужно, но вот сознание (кора головного мозга) обрабатывает все эти данные неправильно.

Например, глаза человека видят зеленые листья деревьев. Эта картинка передается в мозг, усваивается им и передается в кору, где происходит процесс осмысления полученной информации. В итоге, нормальный человек, получив информацию о зеленых листьях на дереве, осмыслит ее и сделает вывод о том, что дерево живое, на улице лето, под кроной тень и т.д. А при шизофрении человек не способен осмыслить информацию о зеленых листьях на дереве, сообразно нормальным, свойственным для нашего мира, законам. Это означает, что, увидев зеленые листья, он подумает, что их кто-то красит, или что это какой-то сигнал для инопланетян, или что нужно их все сорвать и т.д. Таким образом, очевидно, что при шизофрении наблюдается расстройство именно сознания, которое не в состоянии из имеющейся информации составить объективную картину на основании закономерностей нашего мира. В результате у человека появляется искаженная картина мира, созданная именно его сознанием из изначально правильных сигналов, поступивших в мозг от органов чувств.

Именно из-за подобного специфического нарушения сознания, когда у человека имеются и знания, и представления, и правильная информация от органов чувств, но итоговый вывод сделан с хаотическим применением своих функционалов, заболевание было названо шизофренией, то есть, расщеплением сознания.

Шизофрения – симптомы и признаки

Указывая признаки и симптомы шизофрении, мы будем не просто перечислять их, но и подробно разъяснять, в том числе на примерах, что именно подразумевается под той или иной формулировкой, поскольку для человека, далекого от психиатрии, именно правильное понимание специфических терминов, применяемых для обозначения симптомов, является краеугольным камнем для получения адекватного представления о предмете разговора.

Во-первых, следует знать, что для шизофрении характерны симптомы и признаки. Под симптомами понимают строго определенные, характерные для заболевания проявления, такие, как бред, галлюцинации и т.д. А признаками шизофрении считают четыре направления деятельности мозга человека, в которых имеются нарушения.

Признаки шизофрении

Итак, к признакам шизофрении относят следующие эффекты (тетрада Блёйлера, четыре А):

Ассоциативный дефект – выражается в отсутствии логического мышления в направлении какой-либо конечной цели рассуждений или диалога, а также в обусловленной этим бедности речи, в которой нет дополнительных, спонтанных компонентов. В настоящее время данный эффект называют коротко – алогия. Рассмотрим этот эффект на примере, чтобы четко представлять себе, что подразумевают психиатры под данным термином.

Итак, представьте себе, что женщина едет в троллейбусе и на одной из остановок входит ее знакомая. Завязывается беседа. Одна из женщин спрашивает другую: «Куда ты едешь?». Вторая отвечает: «Хочу навестить сестру, она немного приболела, еду к ней в гости». Это является примером ответа нормального человека, не страдающего шизофренией. В данном случае, в ответе второй женщины фразы «хочу навестить сестру» и «она немного приболела» являются примером дополнительных спонтанных компонентов речи, которые были сказаны в соответствии с логикой дискуссии. То есть, только ответом на вопрос о том, куда она едет, является часть «к сестре». Но женщина, логически домысливая другие вопросы дискуссии, сразу же отвечает, почему она едет к сестре («хочу навестить, потому что она заболела»).

Если бы вторая женщина, к которой обращен вопрос была шизофреником, то диалог был бы следующим:
— Куда ты едешь?
— К сестре.
— Зачем?
— Хочу навестить.
— У нее что-то случилось или просто так?
— Случилось.
— Что случилось? Что-то серьезное?
— Заболела.

Подобный диалог с односложными и неразвернутыми ответами является типичным для участников дискуссии, среди которых один болен шизофренией. То есть, при шизофрении человек не додумывает в соответствии с логикой дискуссии следующие возможные вопросы и не отвечает на них сразу в одном предложении, как бы опережая их, а дает односложные ответы, которые требуют дальнейших многочисленных уточнений.

Аутизм – выражается в отвлечении от реального окружающего мира и погружении в свой внутренний мирок. У человека резко ограничиваются интересы, он совершает одинаковые действия и не отвечает на различные стимулы из окружающего мира. Кроме того, человек не взаимодействует с окружающими и не в состоянии строить нормальную коммуникацию.

Амбивалентность – выражается в наличии совершенно противоположных мнений, переживаний и чувств касательно одного и того же предмета или объекта. Например, при шизофрении человек может одновременно любить и ненавидеть мороженое, бег и т.д.

В зависимости от природы амбивалентности выделяют три ее разновидности – эмоциональную, волевую и интеллектуальную. Так, эмоциональная амбивалентность выражается в одновременном наличии противоположного чувства к людям, событиям или предметам (например, родители могут любить и ненавидеть детей и т.д.). Волевая амбивалентность выражается в наличии бесконечного колебания при необходимости совершить выбор. Интеллектуальная амбивалентность заключается в наличии диаметрально противоположных и взаимоисключающих идей.

Аффективная неадекватность – выражается в совершенно неадекватной реакции на различные события и действия. Например, увидев тонущего, человек смеется, а при получении какого-либо радостного известия – плачет и т.д. Вообще, аффект – это внешнее выражение внутреннего переживания настроения. Соответственно, аффективные нарушения – это не соответствующие внутренним чувственным переживаниям (страх, радость, грусть, боль, счастье и т.д.) внешние проявления, такие как: смех в ответ на переживание страха, веселье при горе и т.д.

Данные патологические эффекты являются признаками шизофрении и вызывают изменения личности человека, который становится нелюдимым, замкнутым, теряет интерес к ранее волновавшим его предметам или событиям, совершает нелепые поступки и т.д. Кроме того, у человека могут появиться новые увлечения, которые ранее были для него совершенно нетипичны. Как правило, такими новыми увлечениями при шизофрении становятся философские или ортодоксальные религиозные учения, фанатизм в следовании какой-либо идее (например, вегетарианству и т.д.). В результате перестройки личности у человека существенно снижается работоспособность и степень его социализации.

Помимо указанных признаков существуют еще и симптомы шизофрении, к которым относят одиночные проявления болезни. Вся совокупность симптомов шизофрении подразделяется на следующие большие группы:

  • Позитивные (продуктивные) симптомы;
  • Негативные (дефицитарные) симптомы;
  • Дезорганизованные (когнитивные) симптомы;
  • Аффективные (настроенческие) симптомы.

Принципы лечения шизофрении

Шизофрения является хроническим психическим расстройством, излечить которое полностью невозможно, однако вполне реально добиться длительной и стойкой ремиссии, в течение которой у человека не будет эпизодов психоза с галлюцинациями и бредом, и он сможет нормально работать и находиться в социуме. Именно достижение стойкой ремиссии и предупреждение психозов являются основной целью терапии шизофрении. Для достижения этой цели проводят длительное лечение, состоящее из трех этапов:
1. Купирующая терапия , направленная на устранение эпизода психоза и подавление продуктивной симптоматики (бреда, галлюцинаций, кататонии, гебефрении и др.);
2. Стабилизирующая терапия , направленная на закрепление эффекта купирующего лечения и полное устранение продуктивной симптоматики;
3. Поддерживающая противорецидивная терапия , направленная на профилактику очередного психоза или на максимальное его отодвигание во времени.

Все три этапа лечения шизофрении обязательны, поскольку только при их соблюдении можно достичь стойкой ремиссии и социальной реабилитации человека. Для проведения различных этапов лечения шизофрении применяют различные методы, такие, как лекарственные препараты, воздействующие на головной мозг, шоково-коматозные способы, латеральную терапию, социальную реабилитацию, психотерапию, цитокинотерапию, детоксикацию организма, стволовые клетки, а также иммуномодуляторы.

Начинать купирующее лечение следует до развития полной клинической картины, уже при появлении предвестников психоза, поскольку в этом случае оно будет короче и эффективнее, а кроме того, выраженность изменений личности на фоне негативной симптоматики также окажется минимальной, что позволит человеку работать или заниматься какими-либо домашними делами. Госпитализация в стационар необходима только на период купирования приступа, все остальные этапы терапии могут производиться амбулаторно, то есть, в домашних условиях. Однако если удалось достичь длительной ремиссии, то один раз в год все равно следует госпитализировать человека в стационар для обследования и коррекции поддерживающей противорецидивной терапии.

После приступа шизофрении лечение длится минимум год, поскольку от 4 до 10 недель уйдет на полное купирование психоза, еще 6 месяцев на стабилизацию достигнутого эффекта, и 5 – 8 месяцев на формирование устойчивой ремиссии. Поэтому близким людям или опекунам больного шизофренией необходимо морально подготовиться к столь длительному лечению, необходимому для формирования устойчивой ремиссии. В дальнейшем больной должен принимать лекарственные препараты и проходить другие курсы лечения, направленные на предупреждение очередного рецидива приступа психоза.

Шизофрения – методы лечения (способы лечения)

Вся совокупность методов лечения шизофрении подразделяется на две большие группы:
1.Биологические методы , к которым относят все медицинские манипуляции, процедуры и лекарственные препараты, такие как:

  • Прием лекарственных препаратов, воздействующих на ЦНС;
  • Инсулинокоматозная терапия;
  • Электроконвульсивная терапия;
  • Краниоцеребральная гипотермия;
  • Латеральная терапия;
  • Парнополяризационная терапия;
  • Дезинтоксикационная терапия;
  • Транскраниальная микрополяризация мозга;
  • Транскраниальная магнитная стимуляция;
  • Фототерапия;
  • Хирургическое лечение (лоботомия, лейкотомия);
  • Лишение сна.
  • 2.Психосоциальная терапия:

    • Психотерапия;
    • Когнитивно-поведенческая терапия;
    • Семейная терапия.
    • Биологические и социальные методы в лечении шизофрении должны дополнять друг друга, поскольку первые позволяют эффективно устранить продуктивную симптоматику, купировать депрессию и нивелировать расстройства мышления, памяти, эмоций и воли, а вторые эффективны в возвращении человека в социум, в обучении его элементарным навыкам практической жизни и т.д. Именно поэтому в развитых странах Психосоциальную терапию рассматривают в качестве обязательного необходимого дополнительного компонента в комплексном лечении шизофрении различными биологическими методами. Было показано, что эффективная психосоциальная терапия позволяет существенно сократить риск рецидива шизофренического психоза, продлить ремиссии, снизить дозировки лекарств, укоротить время пребывания в стационаре, а также уменьшить затраты на уход за больным.

      Однако несмотря на всю важность психосоциальной терапии основными в лечении шизофрении остаются биологические методы, поскольку только они позволяют купировать психоз, устранить нарушения мышления, эмоций, воли и достичь стойкой ремиссии, в ходе которой человек может вести нормальный образ жизни. Рассмотрим характеристику, а также правила применения методов лечения шизофрении, принятые на международных конгрессах и зафиксированные в рекомендациях Всемирной организации здравоохранения.

      В настоящее время наиболее важным и эффективным биологическим методом лечении шизофрении являются лекарственные препараты (психофармакология). Поэтому остановимся на их классификациях и правилах применения подробно.

      Современное лечение шизофрении в период приступа

      Когда у человека начинается приступ шизофрении (психоз), нужно как можно скорее обратиться к врачу, который начнет необходимое купирующее лечение. В настоящее время для купирования психоза в первую очередь используются различные лекарственные препараты из группы нейролептиков (антипсихотиков).

      Наиболее эффективными препаратами первой линии для купирующей терапии шизофренического психоза являются атипичные антипсихотики, поскольку они способны устранять и продуктивные симптомы (бред и галлюцинации) и, одновременно, минимизировать нарушения речи, мышления, эмоций, памяти, воли, мимики и паттернов поведения. То есть, препараты данной группы способы не только купировать продуктивную симптоматику шизофрении, но и устранять негативные симптомы заболевания, что очень важно для реабилитации человека и поддержания его в состоянии ремиссии. Кроме того, атипичные антипсихотики эффективны в случаях, когда человек не переносит других нейролептиков или обладает устойчивостью к их эффектам.

      Лечение психотического расстройства (бреда, галлюцинаций, иллюзий и другой продуктивной симптоматики)

      Итак, лечение психотического расстройства (бреда, галлюцинаций, иллюзий и другой продуктивной симптоматики) проводится атипичными антипсихотиками с учетом того, при каких вариантах клинической картины каждый из препаратов наиболее эффективен. Другие препараты группы нейролептиков назначают только при неэффективности атипичных антипсихотиков.

      Наиболее сильным препаратом группы является Оланзапин, который можно назначать всем больным шизофренией в период приступа.

      Амисульприд и Рисперидон наиболее эффективны в подавлении бреда и галлюцинаций, сочетающихся с депрессией и выраженными негативными симптомами. Поэтому данный препарат применяют для купирования повторных эпизодов психоза.

      Кветиапин назначается при галлюцинациях и бреде, сочетающимися с нарушениями речи, маниакальным поведением и сильным психомоторным возбуждением.

      Если Оланзапин, Амисульприд, Рисперидон или Кветиапин оказываются неэффективными, то их заменяют конвенциональными нейролептиками, которые действенны при затяжных психозах, а также при слабо поддающихся терапии кататонической, гебефренной и недифференцированной форм шизофрении.

      Мажептил является наиболее эффективным средством при кататонической и гебефренной шизофрении, а Триседил – при параноидной.

      Если же Мажептил или Триседил оказались неэффективными, или человек их не переносит, то для купирования продуктивной симптоматики применяют конвенциональные нейролептики с избирательным действием, основным представителем которых является Галоперидол. Галоперидол подавляет речевые галлюцинации, автоматизмы, а также любые разновидности бреда.

      Трифтазин используется при несистематизированном бреде на фоне параноидной шизофрении. При систематизированном бреде используют Метеразин. Модитен применяют при параноидной шизофрении с выраженными негативными симптомами (нарушением речи, эмоций, воли, мышления).

      Помимо атипичных антипсихотиков и конвенциональных нейролептиков в лечении психоза при шизофрении используют атипичные нейролептики, которые по своим свойствам занимают промежуточное положение между двумя первыми указанными группами препаратов. В настоящее время среди атипичных нейролептиков наиболее активно используют Клозапин и Пипортил, которые часто применяют в качестве лекарств первой линии вместо атипичных антипсихотиков.

      Все препараты для лечения психоза применяют в течение 4 – 8 недель, после чего переводят человека на поддерживающую дозировку или заменяют лекарственное средство. Дополнительно к основному препарату, купирующему бред и галлюцинации, могут назначаться 1 – 2 лекарства, действие которых направлено на подавление психомоторного возбуждения.

      www.tiensmed.ru

      Нарушения памяти в разном возрасте, причины патологии и пути решения проблемы

      Нарушение памяти — это патологическое состояние, характеризующиеся невозможностью полноценно запоминать и пользоваться полученной информацией. По статистике, разной степенью выраженности нарушениями памяти страдает порядка четверти населения планеты. Наиболее выраженной и чаще всего с этой проблемой сталкиваются пожилые люди, у них может возникнуть как эпизодические нарушения памяти, так и постоянные.

      Причины ухудшения памяти ↑

      Факторов и причин, влияющих на качество усваивания информации довольно много, и не всегда они связаны с нарушениями, вызванными возрастными изменениями. К главным причинам можно отнести:

      • астенический синдром. Эта наиболее частая причина у людей разного возраста. Астенический синдром является следствием перенапряжений, стрессов, соматических патологий и др.;
      • результат интоксикации. На возможность восприятия информации главным образом влияет алкоголь. Его токсические вещества вызывают общие нарушения в организме и непосредственно в структуре головного мозга. Люди, страдающие алкоголизмом часто страдают от потери и провалов в памяти;
      • инсульт и другие патологии, связанные с нарушением кровообращения в сосудах головного мозга;
      • черепно-мозговые травмы;
      • опухоли в мозговых структурах;
      • психические заболевания, например, шизофрения. Также врождённая умственная отсталость, одним из вариантов является синдром Дауна;
      • болезнь Альцгеймера.
      • Ухудшение памяти у пожилых людей ↑

        Полная или частичная потеря памяти сопровождает от 50 до 75% всех людей пожилого возраста. Наиболее частая причина возникновения такой проблемы — это ухудшение кровообращения в сосудах мозга, вызванное возрастными изменениями. Помимо этого в процессе строения изменения затрагивают все структуры организма, в том числе обменные функции в нейронах, от которых на прямую зависит возможность восприятия информации. Также нарушение памяти в пожилом возрасте может быть причиной серьёзной патологией, такой как болезнь Альцгеймера.

        Симптомы у людей пожилого возраста начинаются с забывчивости. Далее возникают проблемы с кратковременной памятью, когда человек забывает события, которые с ним только что произошли. Подобные состояния нередко приводят к депрессивным состояниям, страхам и неуверенности в себе.

        При нормальном процессе старения организма, даже в глубокой старости не происходит потери памяти в таком объёме, что это могло бы повлиять на обычный ритм. Функция памяти снижается очень медленно и не приводит к её полной потери. Но в случаях, когда есть патологические отклонения в работе мозга, пожилые люди могут страдать от такой проблемы. В этом случае требуется поддерживающее лечение, иначе состояние может перерасти в старческую деменцию, в результате которой больной теряет возможность запоминать даже элементарные данные, необходимые в быту.

        Замедлить процесс ухудшения памяти можно, но заниматься этим вопросом следует начинать заблаговременно, задолго до старческого возраста. Главной профилактикой деменции в старости считается умственный труд и здоровый образ жизни.

        Нарушения у детей ↑

        Столкнуться с проблемой ухудшения памяти могут не только пожилые люди, но и дети. Это может быть связано как с отклонениями, чаще умственными, которые возникли еще в утробном периоде. Немаловажную роль при врождённых проблемах с памятью влияют генетические заболевания, в частности синдром Дауна.

        Помимо врождённого дефекта, могут быть и приобретённые нарушения. Причиной их становятся:

      • травмы черепа, чаще при таком состоянии возникает амнезия (выпадение отдельных фрагментов из памяти);
      • психические заболевания, очень часто частичная потеря памяти наблюдается у детей, больных шизофренией;
      • сильная интоксикация организма, в том числе алкогольная;
      • астенические состояния, распространённой причиной у детей является систематически повторяющиеся инфекционные, вирусные заболевания;
      • проблемы со зрением напрямую влияют на ухудшения восприятия. Так как практически 80% информации человек получает благодаря зрительному восприятию, если такая возможность отсутствует и вся нагрузка идёт только на слуховую память, процесс запоминания значительно увеличивается.
      • Проблемы кратковременной памяти ↑

        Наша память состоит из кратковременной и долговременной. Кратковременная позволяет нам усваивать информацию, которую мы получаем в данный момент, такой процесс длится от нескольких секунд до суток. Кратковременная память имеет небольшой объём, поэтому в течении непродолжительного периода времени, мозгом принимается решение переместить полученную информацию в долгосрочное хранилище или стереть за ненадобностью.

        Например, информация о том, когда вы переходите дорогу и смотрите по сторонам, видите машину серебристого цвета, движущуюся в вашу сторону. Эта информация важна ровно до тех пор, пока вы не перешли дорогу, чтобы остановиться и подождать пока проедет автомобиль, после же надобности в этом эпизоде нет, и информация стирается. Другая ситуация, когда вы познакомились с человеком и узнали его имя и запомнили общий его облик. Эта информация останется в памяти на более длительный период, на сколько именно будет зависеть, придётся ли вам ещё раз видеться с этим человеком или нет, но сохраняться даже при разовой встречи она может годами.

        Кратковременная память уязвима и первая страдает при развитии патологических состояний, способных повлиять на неё. При её нарушениях снижается обучаемость человека, наблюдается забывчивость и невозможность сконцентрироваться на том или ином объекте. При этом человек может хорошо помнить, что с ним произошло год и даже десятилетие назад, но не может вспомнить, что он делал или о чем думал пару минут назад.

        Кратковременные провалы в памяти зачастую наблюдаются при шизофрении, старческой деменции и при употреблении наркотических веществ либо алкоголя. Но могут быть и другие причины такого состояния, в частности опухоли в мозговых структурах, травмы и даже синдром хронической усталости.

        Развиться симптомы нарушения памяти могут как мгновенно, например, после полученной травмы или возникать постепенно в результате шизофрении или возрастных изменений.

        Память и шизофрения ↑

        Больные шизофренией в своём анамнезе имеют много нарушений со стороны расстройств интеллектуальных способностей. Органические поражения структур мозга отсутствуют при шизофрении, но, несмотря на это с течением болезни развивается слабоумие, которое сопровождается, потеряй кратковременной памяти.

        Помимо этого у людей с шизофренией нарушается ассоциативная память и возможность концентрации внимания. Всё зависит от формы шизофрении, во многих случаях память сохраняется длительное время и её нарушения наступают спустя года и даже десятилетия на фоне развившегося слабоумия. Интересный факт при этом, что люди больные шизофренией имеют как бы «двойную память», они могут напрочь не помнить определённых воспоминаний, но, несмотря на это отчётливо помнить другие эпизоды из жизни.

        Память и инсульт ↑

        В случае с инсультом, когда происходит закупорка тромбом сосудов головного мозга, страдают многие функции. Зачастую из последствий после такого состояния выделяют провалы в памяти и двигательные и речевые нарушения. После такого состояния люди, могут остаться парализованными, отнимается правая или левая часть тела, происходит искажение мимики лица, из-за атрофии нервных окончаний и многое другое.

        Относительно памяти, в первое время после инсульта может наблюдаться полная амнезия на все события, происходившие до начала заболевания. При обширных инсультах может наблюдаться тотальная амнезия, когда больные не могут узнать даже самых близких им людей.

        Как правило, несмотря на всю серьёзность патологии, при правильной реабилитации, память у больного в большинстве случаев возвращается, практически полностью.

        Терапевтические действия ↑

        Потеря памяти или её ухудшение — это всегда вторичный процесс, вызванный тем или иным патологическим процессом. Поэтому для того, чтобы назначить соответствующее лечение, следует изначально выявить причину, которая привела к таким последствиям и лечить непосредственно её. Дальнейшая коррекция памяти происходит уже на фоне лечения основного заболевания. Для восстановления функций памяти требуется:

        • лечение первичного заболевания;
        • медикаментозная терапия для улучшения мозговой деятельности;
        • сбалансированное питание;
        • отказ от вредных привычек;
        • выполнение специальных упражнений, направленных на развитие памяти.
        • Из медикаментозного лечения для улучшения мышления и метаболизма мозга назначают ноотропные препараты. Наиболее распространённым медикаментом из ноотропов является пирацетам. Из растительных средств применяют билобил, он косвенно воздействует на метаболизм в мозге и, как правило, хорошо переносится.

          Рацион должен быть составлен таким образом, чтобы в нём было достаточное количество кислот, витамина группы В, а также магния.

          Обратите внимание! При любых патологических изменениях, назначать лечение должен только врач, неконтролируемый приём ноотропных препаратов может усугубить ситуацию.

          Если вы хотите сохранить хорошую память на долгие годы и даже в поздней старости не ощущать дискомфорта связанного с чрезмерной забывчивостью, важно еще с юности заниматься этим вопросом. Соблюдая здоровый образ жизни, следя за своим рационом, достаточным сном, отказавшись от вредных привычек и занимаясь самообразованием можно добиться значимых результатов относительно улучшения не только памяти, но и мышления, внимания и интеллекта.

          mozgid.ru