Причины психических и физиологических расстройств

Симптомы психических расстройств

В статье представлен обзор симптомов и синдромов психических расстройств, включая особенности их проявления у детей, подростков, пожилых людей, мужчин и женщин. Упомянуты некоторые методы и средства, применяемые в традиционной и альтернативной медицине для лечения подобных болезней.

Содержание

Причины эмоциональных заболеваний ↑

К патологическим изменениям в психике могут привести:

  • инфекционные заболевания, воздействующие на мозг непосредственно или вследствие вторичного инфицирования;
  • воздействие химических веществ — лекарственных препаратов, пищевых компонентов, алкоголя, наркотиков, промышленных ядов;
  • поражения эндокринной системы;
  • черепно-мозговые травмы, онкология, аномалии строения и иные патологии головного мозга;
  • отягощённая наследственность и др.
  • Синдромы и признаки ↑

    Астенический синдром

    Болезненное состояние, называемое также астенией, нервно-психической слабостью или синдромом хронической усталости, проявляется повышенной утомляемостью и истощаемостью. У больных наблюдается ослабление или полная утрата способности к сколько-нибудь продолжительному физическому и умственному напряжению.

    К развитию астенического синдрома могут привести:

    • длительное физическое, эмоциональное или интеллектуальное перенапряжение;
    • некоторые заболевания внутренних органов;
    • интоксикации;
    • инфекции;
    • нервные и психические болезни;
    • неправильная организация труда, отдыха и питания.
    • Астенический синдром может наблюдаться как на начальном этапе развития болезни внутренних органов, так и возникать после перенесённого острого заболевания.

      Астения нередко сопровождает хроническое заболевание, являясь одним из его проявлений.

      Синдром хронической усталости чаще проявляется у людей с неуравновешенным или слабым типом высшей нервной деятельности.

      О наличии астении свидетельствуют следующие признаки:

    • раздражительная слабость;
    • преобладание пониженного настроения;
    • нарушения сна;
    • непереносимость яркого света, шума и резких запахов;
    • головные боли;
    • зависимость от погоды.
    • Проявления нервно-психической слабости определяются основным заболеванием. Например, при атеросклерозе наблюдаются выраженные нарушения памяти, при гипертонии — болезненные ощущения в области сердца и головные боли.

      Навязчивость

      Термин «обсессия» (навязчивое состояние, навязчивость) применяется для обозначения совокупности симптомов, связанных с периодически возникающими навязчивыми нежелательными мыслями, идеями, представлениями.

      Индивиду, фиксирующемуся на таких мыслях, как правило, вызывающих негативные эмоции или стрессовое состояние, трудно избавляться от них. Этот синдром может проявляться в виде навязчивых страхов, мыслей и образов, желание избавиться от которых часто приводит к выполнению специальных «ритуалов» — копульсий.

      Как помириться с мамой в 14 лет? Читай далее.

      Психиатрами выделены несколько отличительных признаков навязчивых состояний:

      1. Навязчивые мысли воспроизводятся сознанием произвольно (против воли человека), при этом сознание остаётся ясным. Больной пытается бороться с навязчивостью.
      2. Обсессии являются чуждыми мышлению, видимая связь навязчивых мыслей и содержания мышления отсутствует.
      3. Навязчивость тесно связана с эмоциями, чаще депрессивного характера, тревогой.
      4. На интеллектуальных способностях обсессии не отражаются.
      5. Больной осознаёт неестественность навязчивых мыслей, сохраняет критическое отношение к ним.
      6. Аффективный синдром

        Афективными синдромами называют симптомокомплексы психических нарушений, тесно связанные с расстройствами настроения.

        Выделяют две группы аффективных синдромов:

      7. С преобладанием маниакального (повышенного) настроения
      8. С преобладанием депрессивного (пониженного) настроения.
      9. В клинической картине аффективных синдромов ведущая роль принадлежит нарушениям эмоциональной сферы — от небольших колебаний настроения до достаточно выраженных его расстройств (аффектов).

        По характеру все аффекты разделяют на стенические, которые протекают с преобладанием возбуждения (восторг, радость), и астенические, протекающие с преобладанием торможения (тоска, страх, печаль, отчаяние).

        Аффективные синдромы наблюдаются при многих заболеваниях: при циркулярном психозе и шизофрении они являются единственными проявлениями болезни, при прогрессивном параличе, сифилисе, опухоли мозга, сосудистых психозах — начальными ее проявлениями.

        Аффективными синдромами являются такие расстройства, как депрессия, дисфория, эйфория, мания.

        Депрессии являются достаточно распространёнными психическими расстройствами, требующими особого внимания, поскольку у 50% лиц, совершающих суицидальные попытки, присутствуют признаки этого психического расстройства.

        Характерные черты депрессий:

      10. пониженное настроение;
      11. пессимистическое отношение к действительности, негативные суждения;
      12. двигательная и волевая заторможенность;
      13. угнетение инстинктивной деятельности (потеря аппетита или, наоборот, склонность к перееданию, снижение сексуального влечения);
      14. сосредоточенность внимания на тягостных переживаниях и трудности в его концентрации;
      15. снижение самооценки.

    Дисфории, или расстройства настроения, которые характеризуются злобно-тоскливым, напряжённым аффектом с раздражительностью, доходящей до вспышек гнева и агрессивности, характерны для психопатов возбудимого типа и алкоголиков.

    Дисфории часто встречаются при эпилепсии и органических заболеваниях ЦНС.

    Эйфория, или приподнятое настроение с оттенком беспечности, довольства, не сопровождающееся ускорением ассоциативных процессов, встречается в клинике атеросклероза, прогрессивного паралича, травмы мозга.

    Психопатологический синдром, который характеризуется триадой симптомов:

  • немотивированно повышенным настроением,
  • ускорением мышления и речи,
  • двигательным возбуждением.
  • Существуют признаки, проявляющиеся не во всех случаях маниакального синдрома:

    • усиление инстинктивной деятельности (возрастание аппетита, сексуального влечения, самозащитных тенденций),
    • неустойчивость внимания и переоценка себя как личности, достигающая порой бредовых идей величия.
    • Подобное состояние может возникать при шизофрении, интоксикациях, инфекциях, травмах, поражениях мозга и других болезнях.

      Сенестопатия

      Термином «сенестопатия» определяется внезапно появляющееся тягостное, крайне неприятное телесное ощущение.

      Это лишённое предметности ощущение возникает в месте локализации, хотя объективный патологический процесс в нём отсутствует.

      Сенестопатии являются частыми симптомами психических расстройств, а также структурными составляющими депрессивного синдрома, ипохондрического бреда, синдрома психического автоматизма.

      Ипохондрический синдром

      Ипохондрия (ипохондрическое расстройство) — состояние, характеризующееся постоянным беспокойством из-за возможности заболеть, жалобами, озабоченностью своим самочувствием, восприятием обычных ощущений как ненормальных, предположениями о наличии, кроме основного заболевания, какого-либо дополнительного.

      Чаще всего опасения возникают по поводу сердца, ЖКТ, половых органов и головного мозга. Патологическая обращённость внимания может приводить к тем или иным сбоям в работе организма.

      К развитию ипохондрии располагают некоторые особенности, присущие личности: мнительность, тревожность, депрессивность.

      Иллюзии — искажённые восприятия, при которых реально существующий объект или явление не распознаётся, а вместо него воспринимается другой образ.

      Различают следующие разновидности иллюзий:

    • Физические, в т. ч. оптические, акустические
    • Физиологические;
    • Аффективные;
    • Вербальные и др.
    • Метаморфопсии (органические), физические и физиологические иллюзии могут возникать у людей, чьё психическое здоровье не вызывает сомнений. Больной при оптических иллюзиях может воспринимать висящий на вешалке плащ как притаившегося убийцу, пятна на постельном белье ему кажутся жуками, ремень на спинке стула — змеёй.

      При акустических иллюзиях больной в подслушанном разговоре различает угрозы в свой адрес, реплики прохожих воспринимает как адресованные ему обвинения и оскорбления.

      Чаще всего иллюзии наблюдаются при инфекционных и интоксикационных заболеваниях, но могут встречаться при иных болезненных состояниях.

      К возникновению иллюзий предрасполагают страх, утомление, тревога, истощение, а также искажение восприятия вследствие плохого освещения, шума, снижения слуха и остроты зрения.

      Галлюцинация

      Образ, без раздражителя возникающий в сознании, называют галлюцинацией. Другими словами, это ошибка, погрешность восприятия органов чувств, когда человек видит, слышит, ощущает то, чего на самом деле не существует.

      Условия, при которых возникают галлюцинации:

    • сильная усталость,
    • употребление некоторых психотропных веществ,
    • наличие психических (шизофрения) и неврологических заболеваний.
    • Различают истинные, функциональные и иные разновидности галлюцинаций. Истинные галлюцинации принято классифицировать по анализаторам: зрительные, акустические, тактильные, вкусовые, обонятельные, соматические, моторные, вестибулярные, комплексные.

      Принято считать, что истинные галлюцинации не могут возникать у людей со здоровой психикой.

      Бредовые расстройства

      Бредовым расстройством называют состояние, для которого характерно наличие бреда — расстройства мышления, сопровождающегося возникновением далёких от реальности рассуждений, представлений и выводов.

      Как разлюбить мужа, живя с ним? Читай далее.

      Как отшить парня грубо? Читай в статье отличные способы.

      Различают три группы бредовых состояний, объединённых общим содержанием:

      1. Бред преследования. К этой группе относятся убеждения, что больного преследуют, хотят отравить (бред отравления), его имущество портят и разворовывают (бред ущерба), сексуальный партнёр изменяет (бред ревности), всё вокруг подстроено, над ним проводится эксперимент (бред инсценировки).
      2. Бред величия во всех разновидностях (бред богатства, изобретательства, реформаторства, происхождения, любви). Иногда больной с психическим расстройством в виде религиозного бреда может называть себя пророком.
      3. Депрессивный бред. Основное содержание бредовых состояний — самообвинение, самоуничижение и греховность. К этой группе относятся ипохондрический и нигилистический бред, синдром Котара.
      4. Кататонические синдромы

        Кататонический синдром относится к группе психопатологических синдромов, основным клиническим проявлением которых являются двигательные расстройства.

        Структуру этого синдрома составляют:

      5. Кататоническое возбуждение (патетическое, импульсивное, безмолвное).
      6. Кататонический ступор (каталептический, негативистический, ступор с оцепенением).
      7. В зависимости от формы возбуждения у больного может наблюдаться умеренная или выраженная двигательная и речевая активность.

        Крайняя степень возбуждения — хаотические, бессмысленные действия агрессивного характера, нанесение себе и окружающим тяжёлых повреждений.

        Для состояния кататонического ступора характерна двигательная заторможенность, молчание. Больной может находиться в скованном состоянии продолжительное время — до нескольких месяцев.

        Заболевания, при которых возможны проявления кататонических синдромов: шизофрения, инфекционные, органические и другие психозы.

        Помрачение сознания

        Сумеречное расстройство (помрачение) сознания — один из видов нарушения сознания, которое возникает внезапно и проявляется неспособностью больного ориентироваться в окружающем мире.

        При этом остаётся неизменной способность к выполнению привычных действий, наблюдаются речевое и двигательное возбуждение, аффекты страха, злобы и тоски.

        Могут возникнуть острый бред преследования и преимущественно зрительные галлюцинации устрашающего характера. Бредовые идеи преследования и величия становятся определяющими факторами для поведения больного, который может совершать разрушительные, агрессивные действия.

        Для сумеречного помрачения сознания характерна амнезия — полное забывание периода расстройства. Указанное состояние наблюдается при эпилепсии и органических поражениях полушарий мозга. Реже встречается при черепно-мозговых травмах и истерии.

        Термин «слабоумие» используют для обозначения необратимого обеднения психической деятельности с потерей или снижением полученных до возникновения этого состояния знаний, навыков и невозможностью приобретения новых. Слабоумие возникает как результат перенесенных заболеваний.

        По степени выраженности различают:

      8. Полное (тотальное), возникшее при прогрессивном параличе, болезни Пика.
      9. Частичное слабоумие (при сосудистых заболеваниях ЦНС, последствиях черепно-мозговой травмы, хроническом алкоголизме).

      При полном слабоумии наблюдаются глубокие нарушения критики, памяти, суждений, непродуктивность мышления, исчезновение ранее присущих пациенту индивидуальных черт характера, а также беспечное настроение.

      При частичном слабоумии отмечается умеренное снижение критики, памяти, суждений. Преобладает пониженное настроение с раздражительностью, слезливостью, утомляемостью.

      Видео: Рост психических недугов в России

      Симптомы психического расстройства ↑

      У женщин. Повышен риск развития психических расстройств в предменструальном периоде, во время и после беременности, в период средних лет и старения. Нарушения пищевого поведения, аффективные расстройства, в т. ч. послеродовое, депрессии.

      У мужчин. Психические расстройства возникают чаще, чем у женщин. Травматические и алкогольные психозы.

      У детей. Одно из самых распространённых расстройств — синдром дефицита внимания. Симптомы — проблемы с длительной концентрацией внимания, гиперактивность, ослабленный контроль над импульсами.

      У подростков. Часто встречаются расстройства пищевого поведения. Наблюдаются школьные фобии, синдром гиперактивности, тревожные расстройства.

      У пожилых. Психические заболевания выявляются чаще, чем у молодых и людей среднего возраста. Симптомы деменции, депрессии, психогенно-невротических расстройств.

      Видео: Панические атаки

      Лечение и профилактика ↑

      При лечении астенического синдрома основные усилия направляют на устранение причины, приведшей к болезни. Проводится общеукрепляющая терапия, включающая приём витаминов и глюкозы, правильную организацию работы и отдыха, восстановление сна, полноценное питание, дозированные физические нагрузки, назначаются медикаменты: ноотропы, антидепрессанты, седативные средства, анаболические стероиды.

      Лечение навязчивых состояний проводится путём устранения причин, травмирующих пациента, а также с помощью воздействия на патофизиологические звенья в головном мозге.

      Терапия аффективных состояний начинается с установления надзора и направления больного к специалисту. Депрессивные больные, способные совершить суицидальную попытку, подлежат госпитализации.

      При назначении медикаментозной терапии учитываются особенности состояния пациента. Например, при депрессии, являющейся фазой циркулярного психоза, применяют психотропные средства, а при наличии тревоги назначают комбинированное лечение антидепрессантами и нейролептическими средствами.

      Острое психическое расстройство в форме маниакального состояния является показанием для госпитализации, необходимой, чтобы оградить окружающих от неадекватных поступков больного человека. Для лечения таких пациентов применяют нейролептики.

      Как можно простить измену мужа? Читай далее.

      Поскольку бред является симптомом поражения головного мозга, для его лечения применяют фармакотерапию и биологические методы воздействия.

      Для лечения ипохондрии рекомендуется использовать психотерапевтические методики. В случаях, когда психотерапия оказывается нерезультативной, проводятся мероприятия, направленные на уменьшение значимости ипохондрических опасений. Для большинства случаев ипохондрии медикаментозная терапия исключается.

      Народные средства ↑

      Перечень средств, используемых народными целителями для лечения депрессии, включает:

    • цветочную пыльцу,
    • мёд,
    • бананы,
    • морковь,
    • настойки корней женьшеня и аралии маньчжурской,
    • настои дягиля и птичьего горца,
    • отвар листа мяты перечной,
    • ванны с настоем листьев тополя.
    • В арсенале средств народной медицины имеется множество советов и рецептов, помогающих избавиться от нарушений сна и ряда других симптомов психических расстройств.

      gopsy.ru

      Глава 3 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ

      ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      Впервые идеи о рефлекторном характере деятельности высших отделов головного мозга, составляющих основу поведения челове­ка, были изложены И. М. Сеченовым. Развивая эти представления, И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности. Он доказал, что в подкорковых ядрах, мозговом стволе, спинном моз­ ге осуществляются врожденные рефлекторные реакции, а в коре большого мозга нервные связи вырабатываются заново в процессе индивидуальной жизни человека в результате сочетания множест­ва воспринимаемых корой раздражений.

      Установлено, что у человека вырабатываются условные рефлексы на различные сигналы внешнего мира или внутрен­ него состояния организма, при соответствующих условиях возни­ кает безусловное или условное торможение, наблюдаются ирради­ ация и концентрация возбуждения и торможения, индукция, дина­ мическая стереотипия и т. д. Производится анализ и синтез сигналов предметов и явлений окружающего мира, приходящих от зрительных, слуховых и других рецепторов и составляющих пер­ вую сигнальную систему. В процессе социального разви­ тия у человека появилась и усовершенствовалась вторая сиг­ нальная система, связанная с речью. Способность понимать, а затем и произносить слова развивается у ребенка в результате ассоциации определенных звуков (слов) со зрительными, тактиль­ ными и другими впечатлениями о внешних объектах.

      Формирование в коре головного мозга временных связей пер­вой сигнальной системы у ребенка, родившегося в срок, начинает­ся уже через несколько дней после рождения. В 7—10-дневном возрасте могут быть выработаны первые условные рефлексы. Со­ сательные движения губ младенца появляются еще до того, как сосок груди вложен в рот. К концу 1-го месяца могут быть выра­ботаны условные рефлексы на звуковые, а на 2-м месяце на свето­ вые сигналы.

      Скорость образования условных рефлексов с возрастом быстро возрастает. Если в месячном возрасте для создания временной связи нужно произвести много сочетаний условного и безусловно­ го раздражителей, то в 2—4-месячном для этого достаточно не-

      скольких сочетаний. Условное торможение у ребенка вырабатыва­ ется несколько позже — на 2—4-м месяцах, при этом разные фор­ мы торможения появляются неодинаково быстро. Раньше возникает дифференцйровочное торможение, позднее — запазды- вательное. По мере развития ребенка различные виды условного торможения вырабатываются все быстрее.

      Первые признаки развития второй сигнальной системы появ­ ляются у ребенка во второй половине 1-го года жизни. Если мно­ гократно называть и показывать какой-либо предмет, то при сло­ ве, его обозначающем, у ребенка на него появляется реакция. Вна­ чале появляется узнавание слов, а затем ребенок учится сам называть предметы. Позже он начинает пользоваться приобретен­ным запасом слов для воздействия на других людей. Так, если он хочет взять игрушку, но не может до нее дотянуться, то он назы­ вает ее, пока не получит желаемое. Вторая сигнальная система в это время уже становится средством общения.

      Развитие речи требует координации деятельности дыхатель­ ных мышц, мышц гортани, языка, глотки и губ. До развития соот­ветствующего взаимодействия речевого аппарата ребенок произно­ сит звуки и слова неправильно. Задерживает формирование речи отсутствие образцов для подражания, снабжение которыми обыч­ но осуществляют родители. Речь становится орудием высшей ори­ентировки человека в окружающей среде и в самом себе. Человек, обозначая все, что воспринимает, при помощи рецепторов, может отвлечься от конкретных предметов и явлений, именно это и ста­ новится основой для развития отвлеченного, человеческого мыш­ ления.

      Формирование второй сигнальной системы связано с обще­ ственной жизнью человека. Эта система — результат сложных взаимоотношений индивида с социальной средой. Речь и язык, яв­ ляющиеся средствами общения, развились в процессе коллектив­ ного труда. Без общения с другими людьми вторая сигнальная си­ стема сформироваться не может. Так, дети, выросшие в зверином логове, не понимают речи, не научаются говорить.

      У детей после образования условного рефлекса на звонок или свет красной лампы слова «звонок», «красный свет» вызывают сразу (без предварительного сочетания с безусловным раздражите­ лем) выработанный рефлекс. Этот же условно-рефлекторный от­ вет возникает, если сам испытуемый произносит слово вслух или мысленно. Механизм таких условно-рефлекторных реакций состо­ит в том, что в процессе формирования речи (до проведения этих экспериментов) уже возникли прочные связи между корковыми пунктами, воспринимающими сигналы от различных предметов, и центрами речи, воспринимающими словесные обозначения пред­ метов. Это явление называют элективной иррадиацией, т. е. передачей возбуждения из областей мозга, воспринимающих

      сигналы первой сигнальной системы, в области, воспринимающие слова, и обратно.

      Слово воспринимается человеком не как сумма звуков, не как звуковой раздражитель, а как определенное понятие, т. е. усваива­ ется его смысл. Если выработать условный рефлекс на какое-то слово, например «дом», то и заменившее его слово-синоним «зда­ ние» вызовет ту же реакцию.

      Первая и вторая сигнальные системы после сформирования у ребенка речи не отделимы друг от друга. У человека все восприя­тия, представления и большинство ощущений связаны с опреде­ленным словом. Возбуждение первой сигнальной системы, вызы­ ваемое конкретным сигналом от предмета и явлений природы, пе­редается во вторую сигнальную систему.

      Конкретно-чувственное отражение окружающего мира и состо­ яния организма (ощущения) возможно благодаря первой сигналь­ ной системе.

      Временная связь — важнейшее физиологическое, а вместе с тем и психическое явление, то, что в психологии называется ассо­циацией. В результате образования временных связей на основе получения многих сигналов от одного и того же предмета (или явления) достаточно ощущения части свойств предмета (или явле­ ния), чтобы возникла такая же реакция, как на предмет или явле­ ние в целом. Это следствие генерализации возбуждения в ко­ ре мозга. В процессе дальнейших восприятий происходит диф­ ференцирование— различение отдельных свойств предметов. Сложные восприятия связаны с анализом и синтезом комплекс­ ных раздражений.

      Возникновение представлений — результат происходящих в коре мозга анализа и синтеза следов от сигналов, действовавших ранее. Эта более совершенная форма отражения мира вырабаты­ вается на основе системности, т. е. динамической стерео­ типии. В основе представлений лежат цепи ассоциаций, т. е. бо­ лее сложные временные связи.

      Способность мыслить посредством отвлеченных понятий, вы­ ражаемых словами, задуманными, произнесенными или написан­ ными (вторая сигнальная система), сделало возможным возникно­ вение абстрактно-обобщенного отражения окружающего мира, которое дает человеку преимущества в познании мира и приспо­ соблении к упреимущ

      Различные проявления высших нервных функций, связанные с интеллектом человека, имеют определенную локализацию в мозге. Обнаружено неодинаковое значение в функциях второй сигналь­ ной системы левого и правого полушарий головного мозга. Левое полушарие у правшей является доминирующим, и поражение опре­ деленных его участков (например, в результате травмы) влечет за собой нарушение речи, функций узнавания и целенаправленного

      действия, т. е. функций, связанных со второй сигнальной систе­ мой. Левое полушарие обеспечивает развитие отвлеченного логи­ческого мышления (восприятие, переработку, анализ и синтез сиг­ налов второй сигнальной системы). Правое полушарие ответствен­но за восприятие, переработку, анализ и синтез сигналов первой сигнальной системы, т. е. непосредственных впечатлений от окру­ жающей действительности. Преобладание у людей логического или образного мышления связано с доминированием функции со­ ответствующего полушария. При нормальном взаимодействии обоих полушарий осуществляется взаимосвязь первой и второй сигнальных систем, возможность их непрерывного взаимодей­ ствия. Разделение функций полушарий относительно, оно возник­ло в процессе обучения человека языку и усугубляется по мере развития логического мышления. Нормальная психическая дея­тельность осуществляется всем мозгом.

      Физиологические механизмы поведения человека — результат совместной деятельности обеих сигнальных систем, подкорковых и стволовых образований мозга. Человек может произвольно за­тормаживать свои безусловные реакции, сдерживать многие про­явления инстинктов и эмоций. Он может подавлять оборонитель­ ные, пищевые и половые рефлексы. В то же время подкорковые ядра, ядра мозгового ствола и ретикулярная формация своими им­пульсами активируют деятельность коры головного мозга, поддер­ живают ее нормальный тонус.

      Функции, связанные с речью, ее пониманием, произнесением слов, осмысленным узнаванием предметов, целенаправленной дея­тельностью и предвидением ее результата осуществляются слож­ ными, совместно работающими структурами коры мозга и подкор­ ковых центров, образующих функциональные системы из очень большого количества нейронов.

      Адекватное взаимодействие человека с окружающей средой и соответствующая ей деятельность могут происходить лишь при условии, что органы чувств снабжают центральную нервную сис­ тему информацией, объективно отражающей воспринимаемый мир. Большое значение для обеспечения достоверности восприя­ тия имеет сопоставление показаний одних анализаторов с показа­ниями других. Например, восприятие величины предметов, рас­стояния до них, их движения или покоя достигается благодаря од­ новременному поступлению в мозг сигналов от органов зрения, осязания и проприоцепторов. Ребенок с раннего возраста интегри­ рует в единое целое полученные разнообразные сведения, прове­ ряя их в процессе своей активности. Таким образом, формируется непреклонная уверенность в правильном восприятии реального мира. В коре головного мозга приходящие извне сигналы взаимо­ действуют не только с теми, которые идут в настоящее время, но и со следами, оставленными в ней раздражителями, действовавши-

      ми на организм прежде. Это обеспечивает оценку явлений, проте­ кающих и в пространстве, и во времени.

      Поведение человека не сводится к комплексу рефлекторных реакций. Оно представляет собой не просто приспособление к из­ меняющимся условиям среды с целью сохранения своего постоян­ ства, а активное преобразование среды. Деятельность человека связана с четким представлением о задаче, цели и ожидаемом ре­ зультате действия, который необходимо достигнуть. Цели, кото­рыми руководствуется человек в своей деятельности, определяют­ ся его биологическими и социальными потребностями. Удовлетво­ рение их — основное условие, обеспечивающее жизнь человека.

      Нейрофизиологическая структура целенаправленной деятель­ ности и контроль ее адекватности, способствующей оптимальному приспособлению к среде, очень сложна. П. К. Анохиным предло­ жена концепция функциональной системы, объясняющей механизм саморегуляции физиологических процессов и структуры поведенческих реакций. В соответствии с этой концепцией перед началом любой целенаправленной деятельности осуществляется афферентный синтез. Это означает, что проводится анализ и синтез приходящей информации: биологической мотивации (имеющихся потребностей), оценки обстановки (условий окружа­ющей среды), причины необходимости начала деятельности и па­ мяти (жизненного опыта). Афферентный синтез заканчивается формированием программы действия: 1) эфферентной програм­ мы действия (последовательности нервных команд, поступающих к исполнителям: мышцам, внутренним органам) и 2) акцептора результата действия (нейронной модели предполагаемого резуль­ тата, к которому должно привести данное действие). Осуществле­ние действия приводит к результату, который оценивается с помо­щью полученных сигналов об эффективности действия, т. е. обрат­ ной связи. Это звено замыкает разомкнутую рефлекторную дугу в кольцо. Информация о полученном результате действия сравнива­ется с прогнозом, закодированным в акцепторе результата дейст­вия. Если полученный результат соответствует ожидаемому, дан­ ная функциональная система перестает существовать, так как это означает, что цель, стоявшая перед организмом, достигнута.

      Таким образом, поведение строится не по типу стимул—реак­ ция, а по принципу непрерывного кольцевого взаимодействия ор­ ганизма и среды. Любая деятельность начинается с создания пла­на и программы определенной поведенческой реакции и нейрон­ной модели ее предполагаемого результата. При этом рефлектор­ ная дуга не упраздняется, она органически вписывается в кольцо, представляя собой его часть. Сами реальные механизмы работы мозга еще сложнее, чем пытаются это представить.

      Человек — продукт не только биологической эволюции, но и социальной среды. Деятельность человеческого мозга детермини-

      рована всем прошлым опытом человечества (условиями социаль­ ной жизни).

      Взаимодействие в коре головного мозга процессов возбужде­ ния и торможения, формирования типов высшей нервной деятель­ности, механизмы возникновения стенических и астенических от­рицательных эмоций, взаимодействие сознания и подсознания, творческое озарение, т. е. способность принимать мгновенно пра­вильные решения, догадка и многие другие явления высшей нерв­ ной деятельности человека также пока не могут быть объяснены существующими моделями поведенческих реакций.

      I. Что такое условный рефлекс ? 2. Что такое безусловный реф­
      лекс ? 3. Что такое первая сигнальная система ? 4. Что такое вторая
      сигнальная система ? 5. В каком возрасте появляются первые услов­
      ные рефлексы ? 6. В каком возрасте появляется условное торможе­
      ние ? 7. Что такое элективная иррадиация ? 8. Каков нейрофизиоло­
      гический механизм представлений ? 9. Каково значение правого по­
      лушария в функциях сигнальных систем ? 10. Какая сигнальная
      система
      представлена преимущественно в левом полушарии ?

      ПАТОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ

      Изучение физиологических основ (патофизиологических меха­ низмов) психических расстройств особенно интенсивно проводи­ лось И. П. Павловым и его школой. Были получены материалы, касающиеся многих психических заболеваний. В дальнейшем ин­ терес к этим исследованиям упал, и они не получили большого развития. В этой связи здесь будут приведены результаты изуче­ ния патофизиологических механизмов психических расстройств, полученных, главным образом, физиологами, учениками и после­ дователями И. П. Павлова.

      Выявлены следующие общие закономерности нарушений вы­ сшей нервной деятельности (ВНД), которые могут обусловливать психические расстройства.

      Ослабление основных нервных процессов и нарушение их отношений. Если ослабление возбудительного или тормозного процесса перейдет определенный предел, если они перестанут уравновешивать друг друга и их подвижность, смена одного дру­ гим станет или чрезмерно легкой, или, напротив, крайне затруд­ненной, то это может явиться основой для возникновения психи­ ческого расстройства.

      Охранительное торможение и гипнотигеские фазы. Тор­ можение может иметь важное защитное, охранительное значение. Сверхсильные, превышающие возможности нейронов раздражения затормаживают, выключают их, освобождают от реагирования на эти раздражения и тем самым спасают от гибели. Во время такого торможения нейроны отдыхают и становятся снова работоспособ­ными. Охранительное торможение различается по своему распро­ странению в мозгу, по глубине и интенсивности. Если торможение охватывает всю кору больших полушарий и нижележащие отделы мозга, если оно настолько глубоко, что психическая деятельность прекращается и мозг на раздражения не реагирует, наступает сон. Промежуточные состояния между сном и бодрствованием называ­ются гипнотическими фазами. В этих фазах мозг на раздражения реагирует иначе, чем в здоровом состоянии. В гипнотических фа­ зах рефлекторные реакции извращены. Эти извращенные реакции мозга на воздействия внешней или внутренней среды могут стать основой возникновения психических расстройств.

      «Изолированные больные пункты» в коре больших полу­ шарий. Распространенность областей в мозгу, в которых могут происходить срывы высшей нервной деятельности, различны. Иногда возникают очень ограниченные «изолированные больные пункты». В них происходит избирательное болезненное реагиро­ вание только на определенный раздражитель, при этом реакция может быть самой различной: то в форме чрезмерной инертности или лабильности одного из основных процессов, то в несоразмер­ ном его усилении или ослаблении. Формирование больного пунк­ та может стать основой психического расстройства.

      Разобщенная деятельность отделов мозга и его сигналь­ ных систем. Целостное функционирование мозга осуществляется нормальным соотношением и отсутствием разобщенности между корой и «подкоркой», с одной стороны, и первой и второй сигна­ льными системами, с другой. Распространение возбуждения и тор­ можения посредством индукции, иррадиация или концентрация нервных процессов, болезненное их ослабление, лабильность или инертность, возникновение гипнотических фаз — все это может стать причиной разобщенной деятельности мозга и явиться осно­ вой психического расстройства.

      Единство физиологигеских мер защиты и патологии. В ответ на различные вредности, действующие на мозг, требова­ ния, превышающие работоспособность и выносливость, нейроны защищаются с помощью охранительного торможения, гипнотиче­ ских фаз и т. п. Однако в то же время эти же структуры выключа­ ются из нормальной деятельности мозга. Вследствие этого дея­тельность различных отделов мозга становится разобщенной, а ре­ акции мозга извращенными. Эти защитные механизмы нейронов

      обеспечивают сопротивление болезням, но и сами приводят к рас­ стройствам психической деятельности.

      Физиологические основы психогенных расстройств (не­ врозов). Развитию психогенных расстройств предшествует пере­ работка личностью психотравмирующих переживаний. Возникнув­ ший комплекс переживаний, заряженный отрицательным аффек­ том (страхом, чувством неуверенности и т. д.) провоцирует обра­ зование компенсаторных механизмов. Если способность личности к преодолению психотравмирующих переживаний недостаточна, развиваются психогенные расстройства. Расстройство отношений личности называют неврозом. Физиологической основой психо­ генных расстройств (неврозов) являются срывы высшей нервной деятельности в результате «перенапряжения нервных процессов» или их «ошибки».

      Для истерии характерны: 1) чрезвычайная подверженность гипнотическим состояниям, обусловленная тем, что даже обычные жизненные раздражения оказываются сверхмаксимальными, вы­зывают запредельное торможение разлитого характера по типу па­ радоксальной фазы; 2) чрезвычайная фиксированное^ и концен- трированность нервных процессов в отдельных пунктах коры, обусловленные влиянием подкорки; 3) чрезмерная сила и распро­ страненность отрицательной индукции, которая зависит от слабо­ го тонуса коры. Возникновение истерии отмечается у индивидов со слабым типом нервной системы и у представителей более или менее сильных типов, но подвергшихся «ударам жизни».

      При психастении имеется общая слабость основы взаимоот­ ношений организма со средой, т. е. первой сигнальной системы, эмоциональности и подкорковых отделов мозга. Основа этого не­ вроза — в слабости этих двух инстанций мозга, следствием чего является как нарушение взаимодействия корковой и подкорковой деятельности, так и нарушения взаимосогласованной работы сиг­нальных систем. Преобладание у психастеников пассивно-оборо­ нительных реакций объясняется тем, что эти реакции, будучи са­мыми ранними, врожденными, в дальнейшем подавляются други­ ми инстинктами. Но так как последние слабы у психастеника, то сохраняются пассивно-оборонительные реакции. Для психастени­ ков характерна также инертность раздражительного процесса. В происхождении частых у психастеников навязчивостей помимо инертности отчетливо выступает роль фазовых состояний.

      Неврастения — невроз, развивающийся у индивида со слабым типом ВНД в комбинации со средним человеческим типом, т. е. для ее возникновения помимо общей слабости нервной системы необходимо еще и равновесие между сигнальными системами, от­сутствие преобладания одной из них. При неврастении выступают черты слабости во всех трех инстанциях соотношения организма с окружающей средой: в пищевых, оборонительных и половых безу-

      словных рефлексах, во всей корковой деятельности — и в первой, и во второй сигнальных системах. При этом слабый раздражите­ льный процесс лабилен, взрывчат и сочетается с недостаточно­ стью тормозного процесса. Слабость обоих процессов проявляется также и в застойности раздражительного процесса. У одних боль­ ных преобладает раздражительный процесс (слабость внутреннего торможения), у других — слабость раздражительного процесса, а у третьих — апатия и вялость в связи с развитием охранительного торможения [Иванов-Смоленский А. Г., 1971].

      Невротические расстройства могут обнаруживаться в детском возрасте, в этом случае в их происхождении участвует врожденная слабость нервной системы, ранние неоднократные заболевания или нарушения питания.

      Психотравмирующая ситуация оказывает патогенное влияние при наличии таких особенностей личности, которые придают осо­ бое значение возникшим неблагоприятным обстоятельствам жиз­ ни. Фактором, способствующим возникновению невроза, оказыва­ ется отсутствие подвижных, быстро приспосабливаемых к меняю­ щимся условиям среды установок [Узнадзе Д. Н., 1966]. Одним из механизмов возникновения невроза могут быть расстройства сна, не выполняющего в связи с этим важной роли психологической защиты. Активизирующие и синхронизирующие аппараты мозга участвуют во взаимодействии психотравмирующей ситуации с осо­ бенностями структуры личности при формировании невротическо­ го конфликта. Большое значение имеет участие мотивационных систем, лимбических механизмов и межполушарного взаимодей­ ствия. М. Г. Айрапетянц и А. М. Вейн (1982) считают характерным патофизиологическим механизмом для неврозов синдром дезин­ теграции, который складывается из нарушенных физиологических взаимоотношений между отдельными функциональными система­ ми мозга и внутри них.

      Физиологические основы расстройств личности (психо­ патий). Для понимания формирования расстройств личности мо­ жет помочь то, что ее составляющими, как и здоровой личности, являются темперамент и характер.

      Характер — «совокупность стержневых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступ­ки, тех свойств, от которых прежде всего зависит, как ведет себя человек в различных жизненных ситуациях» [Теплов Б. М., 1954]. Характер — это сплав врожденных и приобретенных свойств лич­ ности.

      Темперамент — это врожденные особенности ВНД, выра­ жающиеся эмоциональным реагированием и двигательной актив­ ностью, включающие в себя тонус и темп психических проявлений и характеризующиеся силой, подвижностью и уравновешенностью основных нервных процессов. В основу выделения типов нервной

      системы положены следующие признаки: сила возбуждения и тор­можения, уравновешенность и подвижность (насколько легко осу­ществляется переход нейронов из состояния возбуждения к состо­ янию торможения). Последнее качество определяет, насколько легко образовываются новые и тормозятся старые условные реф­ лексы.

      И. П. Павловым описано четыре основных типа ВИД: 1) силь­ ный уравновешенный подвижный тип, характеризующийся силой возбуждения и торможения, а также их легкой сменяемостью;

      2) сильный уравновешенный неподвижный тип, отличающийся
      трудностью переключения процессов возбуждения и торможения;

      3) сильный неуравновешенный тип (безудержный), характеризую­
      щийся преобладанием возбуждения и относительно слабым тор­
      можением; 4) слабый тип, характеризующийся слабостью обоих
      нервных процессов и невыносливостью.

      Выделены также специальные, свойственные только человеку три типа ВИД: 1) средний тип, характеризующийся уравновешен­ ностью и гармоничным сочетанием первой и второй сигнальных систем; 2) «художественный» тип, отличающийся относительно более сильной первой сигнальной системой в сравнении со второй и конкретным образным мышлением; 3) «мыслительный» тип, обнаруживающий относительно сильную вторую сигнальную сис­ тему в сравнении с первой и отвлеченное, словесное мышление.

      Болезненным нарушением формирования описанных типов ВНД объясняют происхождение расстройств личности (психопа­ тий). Полагают, что астенигеасие психопатии соответствуют слабому типу нервной системы. Возбудимые психопатии рас­ сматривают как патологический вариант сильного неуравновешен­ ного типа. Паранойяльную психопатию расценивают как такую патологическую личность, которая отличается склонностью к об­разованию очагов застойного возбуждения во второй сигнальной системе. При этом повышенная их эмоциональность — фактор, поддерживающий тонус возбуждения в очаге патологической инертности. Патофизиологическая основа гипертимигеских пси- хопатигеских лигностей — нарушение тех отделов мозга, от ко­ торых преимущественно зависят эмоции (подкорковые узлы и связанные с ними структуры коры большого мозга). За возникно­вение психастенигеских лигностей ответственна при общей сла­бости нервной системы, эмоциональной слабости крайняя степень преобладания второй сигнальной системы над первой. Ее развитие связано также с развитием в нервной системе «парадоксальной стадии парабиоза», поэтому реальные раздражения извне произво­дят меньшее действие, чем физиологически слабые словесные сти­ мулы, астероидная психопатия — продукт формирования тако­ го патологического развития, при котором на фоне общей слабо­ сти высших отделов головного мозга особенно слаба вторая

      сигнальная система, а первая сигнальная система оказывается до­минирующей. Относительное преобладание активности подкорко­ вых образований мозга обусловливает необычную эмоциональ­ ность, бурность проявления аффектов и, с другой стороны, яр­ кость образов фантазий (первая сигнальная система).

      Физиологические основы эпилепсии. Согласно мнению И. П. Павлова, изменение ВИД при эпилепсии выражается в склонности к образованию в каком-либо пункте мозга сильного возбуждения с чрезвычайной инертностью. Большой пункт в моз­ гу у эпилептика характеризуется патологическим накоплением исключительно сильного возбуждения, его инертностью и перио­ дической разрядкой этого возбуждения в форме взрыва. Сила, взрывчатость и периодичность — характерные черты ВИД боль­ ных эпилепсией. Во время эпилептического приступа разрядка на­ капливающегося в очаге инертного сильного возбуждения проте­ кает при динамической смене основных нервных процессов как в коре, так и в нижележащих отделах мозга — в «подкорке» и в стволе, преимущественно участвующих в разных фазах припадка. Взрыв возбуждения в двигательном анализаторе проявляется в су­дорожной фазе припадка, развертывается на фоне быстро развива­ ющегося торможения всей остальной части коры (в порядке отри­ цательной индукции), результатом чего является потеря сознания. Спускающаяся волна возбуждения в двигательном анализаторе со­ провождается отрицательной индукцией (в форме торможения) и в нижележащих отделах мозга, о чем свидетельствует отсутствие во время эпилептического припадка реакции зрачков на свет и стремительное падение больного вследствие резкого ослабления мышечного тонуса. Физиологическая основа типичных изменений личности при эпилепсии (тугоподвижность, прилипчивость, вяз­ кость) — преобладание инертности в процессах высшей нервной деятельности.

      Физиологические основы шизофрении. Главным в патоло­ гических изменениях ВНД при шизофрении считается наличие в больших полушариях мозга различных гипнотических фаз, дроб­ ного и расположенного в отдельных пунктах мозга торможения. Расщепление психики объясняется тем, что по мере увеличения таким образом измененных и ослабленных пунктов в мозгу возра­стает «разложение коры полушарий, расщепление нормальной, связанной работы их». Отмечается, что «всякое мышление, не со­ ответствующее и отвлеченное от действительности, есть аутисти- ческое». Аутизм больных шизофренией коренится в преобладании внутренних следовых раздражений над внешними в силу изменен­ ного реагирования нейронов полушарий головного мозга, находя­ щихся в состоянии гипнотического торможения. Аутизм в более поздних стадия^ шизофрении связывается с «прорешливостью по­лушарий». Физиологические механизмы атактического расстройст-

      ва мышления и разорванности речи больного шизофренией можно охарактеризовать высказыванием И. П. Павлова (1949): «Его (больного шизофренией) речь беспутна, потому что в коре уже есть больные пункты, из-за которых получаются перескоки мыс­ лей, ненормальные переходы от одной к другой». В основе ката-тонии у больных шизофренией лежит длительное торможение в отделах мозга, управляющих движением человека. Заторможены те нервные центры, с деятельностью которых связаны произволь­ ные и непроизвольные движения, а также способность к устной и письменной речи. Причиной такого торможения является слабость нервных клеток коры головного мозга, в которых легко наступает истощение, так как для них и нормальные раздражения являются сверхсильными. Истощение же ведет к торможению, которое име­ ет защитный, охранительный характер и предотвращает угрозу разрушения нейронов коры мозга.

      1. Охранительное торможение и гипнотические фазы . 2. Физиологи­ ческие основы психогенных расстройств ( неврозов ). 3. Физиологиче­ ские основы расстройств личности ( психопатий ). 4. Физиологические основы эпилепсии . 5. Физиологические основы шизофрении .

      Щ Рекомендуемая литература

      АйрапетянцМ.Т. Неврозы в эксперименте и в клинике.-М.: Наука, 1982.- 272 с.

      Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса.— М.: Ме­ дицина, 1968.- 547 с.

      Бехтерева Н. Я. Нейрофизиологические аспекты психической деятельно­ сти человека.— Л.: Медицина, 1974.— 151 с.

      Иванов-Смоленский А. Г. Очерки экспериментального исследования вы­ сшей нервной деятельности человека.— М.: Медицина, 1971.— 448 с.

      КосицкийТ.И. Лекции по клинической физиологии.—М.: Изд. 2 ММИ, 1974.- 144 с.

      Павлов И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. Полн. собр. соч., т. 4.- М.- Л., Изд. АН СССР, 1951.- 451 с.

      Сегенов К М. Рефлексы головного мозга.— М. Изд. АН СССР, 1961.—61 с.

      Теплое Б. М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии.- М.: ВНИТИ, 1962.

      Узнадзе Д. Н. Психологические исследования.— М.: Наука, 1966.— 451 с.

      lubbook.org