Природа стресса фазы протекания стресса

Еще одна обширная область состояний человека объединяется понятием стресс.

Под стрессом (от англ. stress — “давление”, “напряжение”) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия.

При стрессе обычные эмоции сменяются беспокойством, вызывающим нарушения в физиологическом и психологическом плане. Это понятие было введено Г. Селье для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие. Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы — усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое вызывают в организме однотипную комплексную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Например, нередко стресс возникает не только в ситуации развода супругов, но и в тревожном ожидании разрыва брачных отношений.

Поведение человека в ситуации стресса отличается от аффективного поведения. При стрессе человек, как правило, может контролировать свои эмоции, анализировать ситуацию, принимать адекватные решения.

В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса, среди которых ярко выражены физиологический и психологический. Психологический стресс в свою очередь можно разделить на информационный и эмоциональный. Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е., когда возникает информационная перегрузка, может развиться информационный стресс. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях, опасности, обиды и т.д. Г. Селье выделил в развитии стресса 3 этапа. Первый этап — реакция тревоги — фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом происходит перераспределение резервов организма: решение главной задачи происходит за счет второстепенных задач. На втором этапе — стабилизации всех параметров, выведенных из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Внешне поведение мало отличается от нормы, все как будто налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап — истощение, что может привести к значительному ухудшению самочувствия, различным заболеваниям и в некоторых случаях смерти.

Этапы развития стрессового состояния у человека:

  • нарастание напряженности;
  • собственно стресс;
  • снижение внутренней напряженности.
  • По своей продолжительности первый этап строго индивидуален. Одни человек “заводится” в течение 2-3 минут, а у другого нарастание стресса может проходить в течение нескольких дней и даже недель. Но в любом случае, состояние и поведение человека, попавшего я стресс, меняется па “противоположный знак”.

    Так, спокойный сдержанный человек становится суетливым и раздражительным, он может стать даже агрессивным и жестоким. А человек, в обычной жизни живой и подвижный, становится мрачным и неразговорчивым. Японцы говорят: “Человек теряет свое лицо” (утрачивает самообладание).

    На первом этапе исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение, дистанция в деловых отношениях с коллегами. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора: с содержательно-деловых моментов он переходит на личные выпады (например, “Ты сам (а) — такой (такая). ”).

    Но самое главное заключается в том, что на первой стадии стресса у человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.

    Второй этап развития стрессового состояния проявляется в том что у человека происходит потеря эффективного сознательного самоконтроля (полная или частичная). “Волна” деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может не помнить, что говорил и делал, или осознавать свои действия, довольно смутно, и не полностью. Многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все впоследствии очень жалеют об этом.

    Также как и первый, второй этап по своей продолжительности строго индивидуален — от нескольких минут и часов — до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует опустошение, утомление и усталость.

    На третьем этапе он останавливается и возвращается “к самому себе”, часто переживая чувство вины (“Что же я сделал”), и дает себе слово, что “этот кошмар” больше никогда не повторится.

    Увы, через некоторое время стресс повторяется. Причем, у каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения (по частоте и форме проявления). Чаще всего этот сценарии усваивается в детстве, когда родители конфликтуют на глазах у ребенка, вовлекая его в свои проблемы. Так, одни переживают стресс, чуть ли не каждый день, но в небольших дозах (не слишком агрессивно и без существенного вреда для здоровья окружающих). Другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно, полностью теряя самоконтроль и находясь как бы “в стрессовом угаре”.

    Стрессовый сценарий, усвоенный в детстве, воспроизводится не только по частоте и форме проявления. Повторяется также направленность стрессовой агрессии: на самого себя и на окружающих. Один винит во всем самого себя и ищет, прежде всего, свои собственные ошибки. Другой обвиняет всех вокруг, но только не себя.

    Усвоенный в детстве стрессовый сценарий происходит почти автоматически. В этих случаях достаточно незначительного нарушения привычного ритма жизни и работы, как “включается” стрессовый механизм и начинает разворачиваться практически против воли человека, как “маховик” какого-то мощного и убийственного “оружия”. Человек начинает конфликтовать по причине какой-либо мелочи или пустяка. У него искажается восприятие действительности, он начинает придавать негативное значение происходящим событиям, подозревая всех “в несуществующих грехах”.

    Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый “стресс льва”. Опасность как бы подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. С другой стороны, стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое снижение ее эффективности, пассивность и общее торможение (“стресс кролика”).

    Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

    Методы борьбы со стрессом

    Стресс — это ощущение, которое испытывает человек, когда полагает, что не может эффективно справиться с возникшей ситуацией.

    Если вызывающая стресс ситуация зависит от нас, необходимо более рационально сконцентрировать усилия на том, чтобы изменить ее. Если ситуация не зависит от нас, нужно смириться и менять свое восприятие, свое отношение к этой ситуации.

    В большинстве ситуаций стресс проходит несколько стадий.

  • Фаза тревоги. Это мобилизация энергетических ресурсов организма. Умеренный стресс на этой стадии полезен, он ведет к повышению работоспособности.
  • Фаза сопротивления. Это сбалансированное расходование резервов организма. Внешне все выглядит нормально, человек эффективно решает встающие перед ним задачи, однако если эта стадия продолжается слишком долго и не сопровождается отдыхом, значит, организм работает на износ.
  • Фаза истощения (дистресс). Человек ощущает слабость и разбитость, снижается работоспособность, резко возрастает риск заболеваний. Непродолжительное время с этим еще можно бороться усилием воли, однако потом единственный способ восстановить силы — это основательный отдых.
  • Одна из наиболее часто встречающихся причин возникновения стрессов — противоречие между реальностью и представлениями человека.

    Стрессовая реакция одинаково легко запускается как реальными событиями, так и существующими лишь в нашем воображении. В психологии это называется «закон эмоциональной реальности воображения». Как подсчитали психологи, порядка 70 % наших переживаний происходят по поводу событий, которые существуют не в реальности, а лишь в воображении.

    К развитию стресса могут приводить не только отрицательные, но и положительные жизненные события. Когда что-то резко меняется в лучшую сторону, организм тоже реагирует на это стрессом.

    Стресс имеет свойство накапливаться. Из физики известно, что ничто в природе не может исчезнуть в никуда, вещество и энергия просто перемещаются или переходят в другие формы. То же самое касается и душевной жизни. Переживания не могут исчезнуть, они или выражаются вовне, например в общении с другими людьми, или накапливаются.

    Существует несколько правил, которые помогут бороться со стрессом. Во-первых, не нужно запускать ситуации, которые приводят к накоплению стресса. Во-вторых, следует помнить о том, что стресс особенно хорошо накапливается тогда, когда мы полностью концентрируем внимание на том, что его вызывает. В-третьих, нужно помнить, что существует много способов снятия стресса, например физические упражнения, массаж, сон, пение, ванны с солью и расслабляющими маслами, баня, ароматерапия, расслабляющая музыка, аутотренинг и другие.

    www.grandars.ru

    Физиологические механизмы действия стресса

    Стресс – это очень широкое понятие, которое включает в себя множество характеристик и компонентов. Рассматривая его в комплексе с такими понятиями как разновидности стресса, типы стрессоров и типы ответов на них, следует подробно остановиться на механизмах развития и действия стресса.

    Физиологические механизмы стресса

    В любом здоровом человеческом организме присутствуют определенные механизмы, которые запускают свое действие в ответ на стрессовый раздражитель. Эти механизмы в медицинской науке принято называть стресс-реализующими системами. Они призваны бороться с теми негативными факторами, которые могут повлечь за собой смерть организма. Стоит подчеркнуть тот факт, что эти механизмы адаптации к стрессовым воздействиям являются неспецифичными и потому общими для стресса любого характера. Это в своих научных трудах доказал основоположник теории стресса Г. Селье и назвал их совокупность общим адаптационным синдромом.

    Сложно представить, будто холод или жара, медикаментозные препараты, всплеск гормонов, горе или радость активизируют подобные биохимические изменения в человеческом организме. Но это происходит на самом деле и, более того, научно доказано. Данные исследований, проведенных в ходе экспериментов, показывают, что количественные изменения биохимических элементов неспецифичны и практически одинаковы для всех типов воздействий.

    Рассмотрим для примера одну ситуацию. Молодая женщина, только родившая ребенка, испытывает множество чувств: физическую боль, душевное потрясение, переживание и тревогу за свое здоровье и здоровье ребенка, она может быть напугана неизвестностью и своим новым статусом. Но через короткий промежуток времени, впервые взяв на руки долгожданного малыша, она почувствует сильнейший прилив душевных и физических сил, радости, будет испытывать нежность и приятное волнение. Специфические итоги этих двух событий: процесс родов и рождение ребенка – получаются разными. А их стрессорное воздействие, которое заключается в необходимости адаптироваться к новой ситуации, может быть одинаковым.

    Или же произошла другая ситуация. Случилось неприятное событие или ссора. Человек из-за этого становится нервным, возбужденным, не может найти себе места. Он бы и рад отвлечься от мыслей, которые по кругу возникают в сознании, но почему-то начинает вновь и вновь прокручивать случившуюся ситуацию, и волна неприятных эмоций накрывает опять. Наверняка, каждому из нас знакомо подобное состояние. Почему так происходит? Чтобы это понять, нужно знать, как работают физиологические механизмы стресса и этапы их развития.

    Стресс-реализующая система и этапы её развития

    Механизмы этой системы в своей теории общего адаптационного синдрома и стресса подробно изучил и классифицировал канадский ученый Селье. И выделил три этапа её развития.

    Первый этап или этап тревоги

    Сам ученый назвал её стадией-аларм. И заключается она в становлении реакций адаптации.

    На первом этапе происходит немедленная мобилизация всех защитных резервов организма и одновременное подавление тех задач, которые имеют наименьшее значение для выживания в условиях воздействия стрессовой ситуации. Как правило, это функции регенерации тканей и роста, пищеварительная и репродуктивная функция, лактация. Вот почему часто у женщин в стрессовых ситуациях пропадает молоко или существенно снижается его выработка. А молодым здоровым парам, пытающимся долгое время зачать, врачи рекомендуют избегать негативного воздействия стресса.

    Эта стадия характеризуется сильным напряжением многих функций всех систем за счет мобилизации имеющихся ресурсов в организме. И если этих ресурсов достаточно, организм быстро справляется со стресс-фактором и развивает к нему адаптацию.

    Воздействие любого фактора стресса может передаваться разными путями: через внутренние и внешние рецепторы, а также через афферентные нервные пути. Либо гуморально в нервные центральные строения, которые отвечают за приспособительные возможности организма. Это лимбическая система в коре головного мозга и ретикулярное образование в стволе головного мозга. Именно здесь происходит анализ тех процессов, которые вызвали стрессовое воздействие, и их эмоциональная окраска. Ответы, которые здесь сформировались, передаются в соответствующие органы, которые вырабатывают специфические для данного стресса реакции. А также те неспецифические изменения, которые являются ответом организма на действие стресса, независимо от его положительной или отрицательной природы. И как утверждает ученый, именно эти неспецифические реакции и составляют сущность стресса.

    Важнейшую роль в образовании общего адаптационного синдрома играет гипоталамус, который всегда активизируется в момент воздействия стрессора. Именно он включает работу всей стресс-реализующей системы, то есть физиологические механизмы стресса. А также координирует поведенческие, эмоциональные и метаболические реакции на проявление факторов стресса.

    Всю цепочку механизма первого этапа развития стресса можно обозначить следующим образом: работа гипоталамуса – гипофиз – надпочечники. То есть здесь задействованы как симпатическая, так и парасимпатическая часть ВНС.

    Усиление работы переднего и среднего ядра гипоталамуса способствует выделению рилизинг-гормонов, которые в свою очередь запускают выработку тропных гормонов в передней части гипофиза. Кортикотропин, один из разновидностей рилизинг-гормонов, активизирует надпочечники, которые выделяют одни из самых значимых гормонов для человека в целом – кортизол и кортикостерон. Активация парасимпатического звена ВНС обеспечивает высокую эффективность регенеративных процессов, которые должны сохранить гомеостаз (внутреннее равновесие организма).

    Активная работа задней части гипоталамуса повышает активацию адреналино-симпатической системы организма. Повышается выработка адреналина из мозгового слоя надпочечников и норадреналина из симпатических окончаний нервов, а также уровень катехоламинов (межклеточных медиаторов) в крови. Избыточная выработка этих адаптивных гормонов ведет к защите организма от воздействия фактора стресса.

    Изменения на физиологическом уровне в организме, которые могут наблюдаться на этом этапе развития:

  • увеличение выработки глюкозы;
  • учащенный пульс;
  • сердечные сокращения начинают усиливаться;
  • увеличивается сила скелетных мышц, может наблюдаться гипертонус;
  • расширение глазных зрачков;
  • брюшные сосуды сужаются, а сердечные, наоборот, — расширяются;
  • обмен веществ начинает ускоряться;
  • мыслительная деятельность увеличивает свою продуктивность;
  • начинают расширяться бронхиальные трубки.

Аларм-стадия может длиться еще в течение двух суток после воздействия стресс-фактора. А её выраженность напрямую зависит от интенсивности и продолжительности стрессора.

Этап тревоги в свою очередь ещё делится на два подэтапа:

  • Этап шока – в фазе глубокого потрясения появляется угроза всем жизненно необходимыми функциями организма. Она может характеризоваться такими проявлениями, как снижение артериального давления, мышечный гипотонус (снижение мышечного напряжения), гипоксия, гипогликемия (снижение глюкозы происходит из-за торможения секреции инсулина кахетоламинами). Чем опасна фаза шока, так это тем, что защитные реакции организма сильно снижаются, и если воздействие стресс-фактора выходит за рамки восполнительных возможностей организма, то может наступить смерть. Если адаптивные возможности превышают, то наступает следующая фаза контршока.
  • Этап контршока – он характеризуется включением всех компенсаторных резервов организма в виде повышенной секреции гормонов эндокринной системы и активации автономной симпатической нервной системы. Под воздействием всех гормонов и нужных медиаторов происходит восстановление тех функций организма, которые были нарушены. Если же на этапе контршока будут пересилены симптомы действия шока, то организм перейдет на следующий этап – этап резистентности.
  • Этап резистентности (или сопротивления)

    Этот этап именуются еще как «битва-бегство», которое в точности раскрывает его суть. Механизмы, которые включаются на этой стадии, позволяют организму либо бороться с опасностью, либо бежать от неё.

    На этом этапе начинается перестройка всех защитных механизмов по той причине, что возможности симпатической системы ограничены, и они не позволяют больше противодействовать факторам стресса.

    Такой ответ организма может рассматриваться как мобилизация всех резервов организма для подготовки к активности или адаптации к стрессовому фактору.

    На этом этапе появляются новые гормональные и медиаторные взаимоотношения. Активация миндалевидного ядра дает мощнейший поток нервных импульсов, что идет к ядрам гипоталамуса, которые называют эротропными. Оттуда импульсы направляются в грудную часть спинного мозга, а отсюда уже перенаправляются в мозговое вещество надпочечников, которые и выполняют самую главную функцию во всей этой системе. Повышенная секреция адреналина и норадреналина – адаптивных гормонов – приводит к развитию артериальной гипертензии, сердечной сокращаемости, снижению притока крови к нежизненно важным органам, резко возрастет уровень холестерина и других жирных кислот.

    В этот период возможности сопротивляемости организма находятся на своей пиковой точке. Именно поэтому в чрезвычайной ситуации человек может действовать на грани своих физических или умственных способностей, он может совершить те поступки, на которые раньше и не подозревал, что способен. Например, человек в экстремальной и опасной ситуации может проявлять неслыханную физическую выносливость.

    Эти физиологические изменения, которые наблюдаются на стадии резистентности при условии кратковременного воздействия фактор-стресса, не носят патологического характера для организма. Функции парасимпатической нервной системы призваны восстановить гормональный дисбаланс и вернуть расслабленное состояние после того, как минует угроза.

    Этап истощения

    Когда же стресс-раздражитель имеет сильное продолжительное воздействие или многократно повторяется, приспособительные возможности организма существенно снижаются и могут оказаться недееспособными. Это вызывает потерю сопротивляемости и развитие тех механизмов общего адаптационного синдрома, который называют фазой истощения.

    На данном этапе запускаются новые процессы, связанные с работой симпатической нервной системой. Усиливается выработка глюкокортикоидов. Именно они повышают энергетический запас организма, повышая уровень глюкозы и жирных кислот, для дальнейшей борьбы со стрессом. Но это в свою очередь ведет к негативным последствиям – так называемая плата за приспособление. Снижаются защитные функции организма, в том числе и выработка лимфоцитов, которые напрямую влияют на механизмы человеческого иммунитета. Также возможно развитие инфаркта миокарда, который может наступить вследствие длительного спазма сосудов. Истощается пучковая зона надпочечников, многократно увеличивается артериальное давление.

    Если первых два этапа механизма развития стресса имеют именно адаптивный характер, то есть нормальный, не несущей вреда организму, то фаза истощения носит патологический характер и может существенно навредить организму, а в некоторых, особо критических ситуациях, вызвать смерть. Также современные исследования механизмов развития стресса направлены на изучение того, может ли длительное воздействие стресса привести к необратимым изменениям в головном мозгу.

    Стресс-лимитирующие системы или методы естественной профилактики стресса

    В процессе сотен лет эволюции в организме человека начали зарождаться и развиваться те механизмы, действие которых направлено на воспрепятствование развитию стрессовых реакций или на снижение негативных побочных последствий в органах-мишенях, которые могут проявиться вследствие значительного повышения артериального давления.

    Гамма-аминомасляная кислота производится многими нейронами центральной нервной системы. Под воздействиями ферментов она способна превращаться в гамма-оксимасляную кислоту, которая может затормаживать многие процессы в структурах головного мозга, в том числе и в гипоталамусе. В результате чего может просто не запускаться физиологическая реакция на стресс.

  • Простогландины группы Е
  • Помогают снизить выраженность стресс-реакции, так как их выработка снижает чувствительность организма к действию катехоламинов.

    В большом количестве вырабатываются в гипофизе во время стресса. Это эндорфины, энкефалины и динорфины. Эти химические вещества повышают работоспособность, вызывают эйфорию и чувство радости, снижают тревожность и нервное напряжение. Эти гормоны влияют на уменьшение интенсивности эмоциональных реакций на раздражители.

    Активизация парасимпатической системы в момент действия стресса, снижает негативное влияние глюкокортикоидов на организм, внося, таким образом, в него некий баланс.

    Антиоксиданты нейтрализуют негативное воздействие свободных радикалов, которые высвобождаются под воздействием глюкокортикоидов.

    Учеными доказано, что парасимпатическую систему также может активизировать небольшая физическая активность, медитация, глубокое диафрагмальное дыхание.

    Гармоничная работа механизмов парасимпатической и симпатической системы ВНС ведет к нормальному адекватному реагированию на стресс-фактор. Как показывает практика, короткий, но даже сильный стресс не несет угрозы ни психологическому, ни физическому здоровью. А в некоторых случаях оказывает положительное воздействие. По-настоящему сильную угрозу несет хронический стресс, те мелкие, но многократно повторяющиеся неурядицы, которые снижают адаптационные возможности и ведут к истощению организма.

    vseostresse.ru

    Фазы стресса по Селье

    Впервые фазы стресса в психологии были разработаны знаменитым Гансом Селье, разделившим их на три стадии. Каждый период имеет свои особенности. Большая часть людей переживает первую стрессовую ступень чуть ли не постоянно, и от этого лишь мобилизуются внутренние силы, повышается работоспособность.

    3 основных этапа стрессового состояния

    Помимо первой фазы развития стресса, являющейся полезной для человека, различают ещё стадию адаптации нервной системы и период её истощения.

    1. Стабилизация ЦНС происходит на второй ступени стрессового напряжения, когда человек адаптируется, закрепляется на новом для себя уровне. Отмечается непривычное реагирование на различные события. В зависимости от индивидуальных особенностей человека, всё может этим закончиться или иметь продолжение.
    2. Фаза вторая переходит в третью. Нервная система вступает в другую стадию – истощение организма.
    3. Период истощения, в свою очередь, делится на два направления: расстройство и деструкция. В первом случае речь идёт об отклонениях в пределах нормы, а в этапе деструкции – расстройство переходит этот уровень.

      Обычное напряжение можно назвать обязательной составляющей жизни любого человека. Избежать его просто нереально. Именно положительный стресс или эустресс, по мнению Селье, создаёт вкус к жизни, стимулирует, созидает и формирует человека. Однако такие реакции не должны превышать адаптационные возможности личности, иначе это приводит к заболеванию – физическому или невротическому.

      Было бы идеально, если первая и вторая фазы напряжения не перерастали в третью. К сожалению, это происходит частенько, и в последнее время наметился даже некий прогресс.

      В первую очередь — это связано с особенностями самого человека. Он может по-разному реагировать на события. Многое зависит от воспитания, полученного личностью в детстве. Большое значение имеет наследственность.

      Примечательно, что у одних при стрессе возникает активная реакция, так называемый эустресс, а у других — дистресс. Чрезмерное оживление и улучшение работоспособности, с одной стороны, спад энергии и снижение выносливости — с другой. Психология стрессоустойчивости личности является отдельным разделом науки, изучающим корни проблемы.

      Классификация стрессовых состояний

      Стресс в психологии принято классифицировать также по видам и подвидам, в зависимости от продолжительности его воздействия. Известны: кратковременный, эпизодический и хронический варианты.

      Возникают эти состояния по разным причинам, среди которых на первом месте несбывшиеся мечты (желания только вредят человеку – именно так утверждают все религии), внезапные перемены в жизни, пресыщение благами (ступор) и недостижимость совершенства (популярная болезнь идеалиста).

      Невозможно избежать стресса при бытовых конфликтах, при неудовлетворённости жизнью, в ходе постоянной нехватки времени и смены часовых поясов. Низкая заработная плата и страх увольнения преследуют человека на рабочем месте.

      Влияние стресса на организм человека

      Воздействие стрессового напряжения зависит от той или иной его фазы.

      1. Феномен гиперактивности или стеническое воздействие на психофизиологические процессы возможны в стадии мобилизации, на первой и второй фазах стресса. Все ресурсы человеческого организма мобилизуются, обостряется восприятие, улучшается память, человек начинает мыслить нестандартно и оригинально, повышается его продуктивность на работе.
      2. На второй фазе влияние сводится к адаптационным функциям. Человек терпим к новым чувствам и мыслям, работает «на пределе», но долго так продолжаться не может.
      3. Этап истощения, когда силы организма теряются, ЦНС начинает давать сбои.

      Все мы разные, поэтому и стресс влияет неодинаково

      При расстройствах ухудшается производительность, хромает обработка данных, теряется творческое мышление. Возможно сужение объёма восприятия, убавление качественной памяти и потеря дара быстрого извлечения информации. Своего рода феномен блокады прошлого опыта. Страдает в первую очередь осознанность и адекватное восприятие ситуаций. Человек становится либо слишком импульсивным, либо делает всё инертно, автоматически, равнодушно.

      При деструкциях наблюдается полный распад способностей к организации какой-либо деятельности. Нарушаются психические процессы. Были примеры, когда человек страдал провалами в памяти, мозг как будто «отключался». Возникал определённый интеллектуальный ступор.

      На физиологическом уровне это представляется так:

    4. человек заболевает, и это называется биологическим проявлением стресса;
    5. возникает кислородное голодание или его избыток, в организме происходят непривычные химические изменения;
    6. у спортсменов провоцируется физический стресс, вызванный чрезмерными нагрузками;
    7. в послеоперационный период или после получения сложных травм, речь идёт уже о механическом подвиде стресса.
    8. Что касается его воздействия на психологическом уровне:

      • постоянное недовольство собой, связанное с несовпадением ожидаемого и реалий;
      • напряжение на почве социальных конфликтов.
      • Видео в статье: стадии стресса или зыбучие пески

        Фазы стресса, разработанные Селье, помогают лучше понять природу этого состояния, отделить плохое от хорошего. Так, эустресс увеличивает энергетические возможности человека. Однако дистресс ничего не даёт, кроме нарушений, и от него надо поскорее избавляться.

        stressamnet.ru