Признаки шизофрении у детей 2 лет

Шизофрения у детей

Шизофрения – это хроническое заболевание психики, сочетающее в себе притупление эмоций, сложности в общении, общее снижение активности и различные психопатологические симптомы, такие как галлюцинации и бред. На 1000 детей до 14 лет встречается 1,66 случаев заболевания шизофренией.

Детская шизофрения – такое же психопатическое расстройство, как и любая другая форма этого заболевания. Она не возникает внезапно, а её развитие всегда постепенно. Поражения интеллекта менее серьезны, чем при аутизме; так же, не настолько тяжела степень нарушений речи, навыков социальной адаптации. Тяжесть заболевания у детей в том, что с возрастом шизофрения и ее симптомы усугубляются. Кроме того, детская шизофрения характеризуется значительным нарушением функционирования, а также крайне дезорганизованным поведением. Общие признаки болезни – снижение активности и полная погруженность в свой внутренний мир. Многие дети фантазируют в детстве, но при шизофрении такие фантазии полностью овладевают сознанием ребенка и он не в силах отличить их от действительности. Заболевание нарушает все психические процессы, формируется систематизированный, зацикленный шизофренический дефект.

Заболевший теряет интерес к окружающей его действительности, его вымышленный мир интересует его больше, захватывает его внимание все сильнее. Такие дети много времени проводят в постели, спят или просто лежат.

До сих пор не выяснены до конца причины возникновения не только детской шизофрении, но и шизофрении вообще. Предполагается, что способствовать возникновению и развитию этого заболевания могут химические аномалии в мозге. Многие ученые склоняются к мнению, что заболевание передается генетически. Даже в народе заметили: если в роду у человека были мужчины или женщины с психическими заболеваниями, велика вероятность, что и у этого человека или у кого-нибудь из его детей, внуков, правнуков, проявится патология подобного рода.

Отдельно ставится вопрос о развитии шизофрении вследствии детских психологических травм в более раннем возрасте и даже, как отголоска каких-то внутриутробных переживаний.

Однако, все это на уровне теорий. Психика – слишком тонкий орган и относительно всего, что касается психических заболеваний и нарушений, у науки остается еще очень много неразрешенных загадок.

Дети дошкольного возраста

Для детей младшего возраста при шизофрении весьма характерными являются немотивированные страхи не обусловленные конкретными причинами и не вызванные внешними источниками. При этом часто наблюдается нарушение сна, бред, зрительные галлюцинации, обычно изображающие сказочных персонажей – бабу-Ягу, больших страшных животных и так далее. Не стоит рассказывать малышам страшные сказки.

Есть еще несколько признаков:

  • Ребенок может плакать целые день.
  • Не участвует в ролевых играх.
  • Частые «крайние» состояния – двигательная пассивность, либо чрезмерная возбужденность.
  • Чудаковатое поведение, странная речь.
  • Категорическое нежелание смотреть в глаза.
  • Внезапные приступы тревожного плача.
  • Полное отсутствие инициативного поведения.
  • Развитие дошкольника, страдающего шизофренией, может совершать ретроградное движение: он забывает слова, которые знал и вместо них настойчиво употребляет вымышленные сочетания букв; если ребенок уже начинал ходить, он может снова разучиться и начать ползать на четвереньках. Часто наблюдается «разорванность» речи, употребление бессвязных речевых конструкций, постоянное повторение какого-либо слова, словосочетания или фразы, услышанных ребенком от кого-либо.

    Речь больного ребенка перестает быть средством общения и становится либо неосознанной вовсе, либо поврежденным инструментом, при помощи которого он выражает какие-то свои внутренние переживания, но не с целью донести их до окружающих и не для того, чтобы обмениваться с кем-либо информацией.

    Такие дети предпочитают играть в одиночестве, не проявляют интереса к обществу других детей. Во время игры дети ведут себя однотипно и «зацикленно»: могут часами сидеть на одном месте и бесцельно вертеть в руках какую-нибудь игрушку.

    Ребенок может наделять неодушевленные предметы чертами живых существ, общаясь с ними соответствующим образом. Бывает, что такие дети «примеряют» на себя роли животных. Но не в качестве кратковременной фантазии или шутки (такое бывает с многими детьми), а на постоянной основе. Больной уверен, что он собачка или кошка, бегает на четвереньках и просит, чтобы ему давали есть собачий корм из блюдечка – и так не часами, а даже сутками. Характерна двигательная расторможенность (чрезмерная хаотичная активность), импульсивные поступки, навязчивые состояния. Часто такой ребенок вырабатывает определенные ритуалы поведения — например, несколько раз попрыгать, прежде, чем сходить в туалет, или ударить себя ложкой по голове, прежде, чем приступить к еде.

    Подростковая шизофрения протекает значительно легче и, в целом, клиническая картина при ней такая же, как и при заболевании у взрослых. Разница заключается в большей эмоциональности, нередко даже агрессивности подростков. Общее состояние усугубляется действием гормонов, переходным возрастом. Также есть некоторые виды расстройств чаще возникающих у подростков-шизофреников, нежели у взрослых. Два наиболее распространенных из них:

    1. Дисморфофобия – обеспокоенность своим видом (болезненная), сильная озабоченность и неудовлетворенность какой-либо особенностью своего тела. Такое беспокойство овладевает мышлением подростка, мешая ему нормально себя чувствовать, адекватно вести себя в обществе, выполнять обычные социальные функции.
    2. Дисморфомания – усугубленная дисморфофобия, которая развилась до уровня бреда. Стремление устранить дефект (часто мнимый) в своей внешности любым способом. Часто встречается склонность к самоповреждениям и суициду. Нередко сопровождается назойливое обращение к специалистам с требованием исправить этот недостаток. Отсутствие финансовых средств, как и любые аргументы, не препятствуют такому поведению.
    3. В подростковой шизофрении различают 4 клинические формы:

    4. Простая. Снижение успеваемости, отчужденность, замкнутость, потеря интересов и привязанностей, неряшливость, часто склонность к жестокости, лжи и воровству.
    5. Гебефреническая. Подчеркнуто вычурное, несерьезное, манерное поведение. Беспричинное веселье, часто не к месту, абсолютно непонятное окружающим.
    6. Кататоническая. Двигательные нарушения, такие как ступор или кататоническое возбуждение.
    7. Параноидальная. Бредовые идеи, галлюцинации. Бред физического недостатка, негативное отношение к собственным родителям, особенно к матери. Типичный бред «чужих родителей». Невротическая анорексия, нездоровое стремление похудеть, отказ от пищи, доводящий организм до полного истощения.
    8. Диагностика

      Диагностировать заболевание сложно. Необходимо длительное наблюдение психиатра. Констатировать шизофрению можно если бред и остальные симптомы не прекращаются в течении 6 месяцев. При этом следует убедиться, что такое поведение не обусловлено воздействием токсических веществ, ядов, наркотиков, алкоголя.

      Излечить шизофрению полностью невозможно, так как это хроническое заболевание. Используется психотерапия и медикаменты: ноотропы – фенибут, ноотропил; нейролептики – тиоридазин, эглонил; для устранения галлюцинаций и бреда – трифтазин, галоперидол. Иногда необходима госпитализация, длительное пребывание в стационаре.

      Узнайте также все о признаках и лечении эпилепсии у детей. Первая помощь, особенности заболевания у грудничков.

      О лечении обмороков у детей читайте здесь.

      Имеется два варианта:

    9. Положительный, перспективный — частичное выздоровление, замедление прогрессирования болезни, притупление симптоматики.
    10. Неблагоприятный – дальнейшее развитие заболевания, обострение симптомов, усугубление состояния и, как итог — апатическое слабоумие.
    11. На видео история семьи с двумя детьми, страдающими шизофренией:

      Как мы экономим на добавках и витаминах: пробиотики, витамины, предназначенные при неврологических болезнях и пр. и мы заказываем на iHerb (по ссылке скидка 5$). Доставка в Москву всего 1-2 недели. Многое дешевле в несколько раз, нежели брать в российском магазине, а некоторые товары в принципе не найти в России.

      www.neuroplus.ru

      Детская шизофрения

      ДЕТСКАЯ ШИЗОФРЕНИЯ

      В моем носу заключена власть, и

      я могу контролировать то, что

      показывают по телевизору, и то,

      что люди говорят и делают.

      Это заявление, сделанное молодой девушкой, страдающей шизофренией, свидетельствует о серьезности данного заболевания.

      Шизофрениея — это расстройство мозга, проявляющееся в нарушении психических функций и поведения (D. A. Lewis & Lieberman, 2000). Шизофрения характеризуется тяжелыми психотическими симптомами, такими как разнообразные формы бреда (ложные убеждения), галлюцинации (ложное восприятие), расстройства мышления, чрезвычайно дезорганизованное поведение, кататония (моторные дисфункции: от перевозбуждения до полной неподвижности), крайне неадекватные или бедные эмоциональные реакции (flat affect), а также значительные ухудшения или нарушения социального функционирования. Раньше термином «детская шизофрения» обозначали разнообразные расстройства, не имевшие между собой ничего общего, за исключением тяжелого и хронического проявления симптомов в раннем детстве(Rutter, 1972). Шизофрениками нередко называли также детей, имеющих пограничные (borderline) симптомы, или вовсе не имеющих психотических симптомов, у которых, по современным стандартам, следовало бы диагностировать аутизм или другие тяжелые расстройства, вызванные нарушениями развития.

      Ниже перечислены некоторые из факторов, отличающих детскую шизофрению от детского аутизма:

      — Появление проблем в более позднем возрасте.

      — Менее серьезное нарушение интеллектуального развития.

      — Менее серьезное нарушение социального взаимодействия и развития речи.

      — Появление галлюцинаций и бреда по мере

      — Наличие периодов ремиссий и рецидивов

      Ранее предпринимались попытки диагностировать детскую шизофрению как отдельное заболевание, отличное от шизофрении у взрослых. Однако в настоящее время показано, что на основе критериев, использующихся для диагностики шизофрении у взрослых, можно с высокой степенью надежности диагностировать шизофрению у детей (Werry, 1992). Таким образом, шизофрения, наступающая в раннем возрасте или, в соответствии с принятой терминологией, шизофрения, наступающая в детстве (ШНД,COS), по-видимому, является более тяжелой формой шизофрении, а не самостоятельным заболеванием. Начальные стадии шизофрении могут проявляться в том, что ребенок может испытывать проблемы, связанные с концентрацией внимания, нарушением сна, учебой, а также может начать избегать общения. Развитие болезни может характеризоваться бессвязной речью; кроме того, ребенок может начать видеть или слышать то, чего не видят и не слышат окружающие. Вслед за периодами улучшения могут наступать тяжелейшие рецидивы, характеризующиеся бессвязным мышлением, когда ребенок начинает перескакивать с одной мысли на другую без всякой логической связи. При детской шизофрении возможны также галлюцинации, паранойя и бред. В течение психотических фаз болезни дети, страдающие шизофренией, могут быть убеждены в том, что они обладают сверхчеловеческими способностями, или что какие-то люди постоянно следят за ними. Во время психотического приступа больной может начать вести себя непредсказуемым образом, а также проявлять склонность к агрессии или суициду. Ряд клинических признаков детской шизофрении можно проследить на примере Марии, девочки, у которой первые симптомы болезни начали проявляться в десятилетнем возрасте.

      Мария: Депрессия, дезорганизованность, обреченность

      Мария всегда была очень робким ребенком.

      Временами она вообще не разговаривала, с трудом сходилась с друзьями, нередко проявляла дух противоречия, а иногда мочилась в постель. К десяти годам, вдобавок к постоянной социальной изоляции, у нее появились проблемы в школе. У Марии также начались депрессии. Она говорила, что дьявол подстрекает ее на совершение плохих поступков; считала, что учительница хочет причинить ей вред; кроме того, она стала бояться заразиться инфекционным заболеванием. Ее поведение становилось все более дезорганизованным. Она говорила, что убьет себя, перестала следить за своим внешним видом и однажды перебежала дорогу перед движущимся автомобилем, очевидно, пытаясь покончить с собой.

      В результате этого происшествия ее поместили на обследование в больницу, где Мария продолжала проявлять признаки аномального поведения. Временами у нее наступали периоды повышенной тревожности, а также имел место случай безудержного крика. Иногда она просто сидела, уставившись в пространство, и нередко становилась совершенно немой. Хотя состояние Марии в период госпитализации улучшилось и она вернулась в семью, на протяжении всего периода детства и юности ее мучили страхи и галлюцинации. Марию посещали мысли, что другие за ней следят; у нее периодически наступали приступы депрессии, часто сопровождавшиеся попытками самоубийства. Она по-прежнему испытывала отчуждение, находилась в полной изоляции и плохо училась. В возрасте 1ти лет, после ряда кратковременных госпитализаций, она была помещена в муниципальную больницу, где оставалась до 19-летнего возраста. На протяжении этого периода ее эмоциональные проявления были все более бледными, а психотические симптомы не ослабевали. Через неделю после выписки из больницы Мария заперлась в своей комнате и приняла повышенную дозу прописанных ей медикаментов. На следующее утро ее нашли мертвой (адаптирвано из J. R. Asarnow & Asarnow, 1996).

      Трагический пример Марии иллюстрирует ключевые признаки детской шизофрени.

      — Хотя в большинстве случаев начало болезни

      приходится на поздний подростковый или юношеский возраст, шизофрения встречается и у детей (Nicholson & Raрoрort, 1999).

      — Детская шизофрения развивается постепенно, а не наступает внезапно; при этом у больных детей проявляется целый ряд различных нарушений, предшествующих появлению психотических симптомов (Jones, 1997, Nicholson et al., 2000).

      — Если болезнь начинается в детстве, симптомы продолжают проявляться также в юношеском и в зрелом возрасте.

      — Детская шизофрения влечет за собой самые серьезные негативные последствия для общего развития и школьной успеваемости ребенка.

      ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

      ДЕТСКОЙ ШИЗОФРЕНИИ, СОГЛАСНО РУКОВОДСТВУ (DSM`IV`TR)

      Диагностические критерии шизофрении приведены в табл. 10.3.

      Признаки нарушений должны непрерывно наблюдаться, как минимум, в течение 6-ти месяцев. Помимо этого, после появления признаков расстройства у ребенка должно наблюдаться существенное понижение уровня функционирования в одной или нескольких областях, либо неспособность достичь ожидаемого уровня результатов в межличностной, учебной или профессиональной сфере. Должна быть исключена возможность объяснения наблюдаемых нарушений эмоциональным расстройством (mood disorder), либо шизоаффективным расстройством (schizoaffective disorder), употреблением каких-либо препаратов или химических веществ, а также общим состоянием здоровья. При наличии диагноза аутизма или другого тяжелого расстройства, вызванного нарушениями развития, дополнительный диагноз шизофрении может быть поставлен только при наличии бреда или галлюцинаций как минимум, в течение месяца.

      Использование общих диагностических критериев шизофрении для детей и взрослых облегчает сравнение шизофрении, наступающей в раннем возрасте, и шизофрении, наступающей в зрелом возрасте, и позволяет определять, в каких случаях имеет место непрерывное течение болезни на протяжении всего периода индивидуального развития. Однако шизофрения может проявляться по-разному в зависимости от возраста. В частности, бред, галлюцинации и нарушения логического (formal) мышления встречаются крайне редко и с трудом поддаются диагностике в возрасте до семи лет; если они все же наблюдаются, то могут иметь менее сложную, чем в зрелом возрасте, структуру и содержать детскую тематику (Caрlan, 1994). Непринятие во внимание возрастных различий при использовании диагностических критериев шизофрении может привести к тому, что болезнь не будет диагностирована у детей, у которых проявляются ранние признаки шизофрении, однако полная форма болезни не развивается до более зрелого возраста. Другие факторы, связанные с индивидуальным развитием, также могут иметь значение при диагностике шизофрении. В частности, иногда сложно провести границу между такими патологическими симптомами, как бред и обычные фантазии, вызванные игрой воображения и характерные для многих маленьких детей. Необходимо учитывать также тот факт, что в отличие от взрослых, маленькие дети могут не испытывать дискомфорта и не ощущать дезорганизующего характера проявляющихся у них психотических симптомов. Поэтому при появлении таких симптомов на ранних стадиях развития дети могут не отличать их от своих нормальных переживаний (A. T. Russell, 1994).

      Психотические симптомы

      У детей и подростков, страдающих шизофренией, могут проявляться такие психотические симптомы, как бред и галлюцинации. Бред — это расстройство мышления, выражающееся в беспорядочном сочетании мыслей (disorderedthoughtcontent), а также втвердых убеждениях, которые представляют собой искаженные интерпретации реальности. Галлюцинациями называют расстройства восприятия, прикоторых больной видит, слышит или каким-либо иным образом воспринимает нечто, не существующее в реальности или не присутствующее в данный момент времени. Наиболее распространенным симптомом, наблюдающимся у детей, страдающих шизофренией, являются слуховые галлюцинации, которые появляются приблизительно в 80% случаев при наступлении болезни до того, как ребенку исполняется 11 лет. У 40–60% детей, страдающих шизофренией, возникают также зрительные галлюцинации, бред и расстройства мышления (Caрlan, 1994; Caрlan, Guthrie, Tang, Komo & Asarnov, 2000; Russell, Bott & Samons, 1989). Примеры психотических симптомов, характерных для детей, страдающих шизофренией, представлены во врезке 10.7.

      — В отличие от аутизма, детская шизофрения наступает в более позднем возрасте и характеризуется менее серьезными поражениями интеллекта, менее тяжелой степенью нарушений в социальной и речевой сфере, появлением бреда и галлюцинаций по мере взросления, а также наличием периодов ремиссий и рецидивов.

      — Шизофрения, наступающая в детстве, представляет собой более тяжелую форму шизофрении, а не самостоятельное заболевание.

      — Детская шизофрения является психотическим расстройством, характеризующимся такими

      тяжелыми симптомами, как разнообразные формы бреда, галлюцинации, нарушения мышления, в высшей степени дезорганизованным поведением, а так же значительным ухудшением или нарушением функционирования.

      СОПУТСТВУЮЩИЕ СИМПТОМЫ

      И ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

      У детей, страдающих шизофренией, часто наблюдаются также другие симптомы и нарушения, такие как

      депрессия, слуховые расстройства, поведенческие проблемы и суицидные наклонности. В 70% случаев убольных помимо шизофрении обнаруживаются симптомы других заболеваний, в большинстве случаев — поведенческие расстройства или депрессии (A. T. Russell, Bott & Sammons, 1989). Учитывая тот факт, что на протяжении длительного периода времени аутизм и шизофрения считались взаимосвязанными формами патологии, интересно отметить, что у детей, страдающих шизофренией, не наблюдается повышенного риска заболевания аутизмом и другими тяжелыми расстройствами, вызванными нарушениями развития. В большинстве случаев при детской шизофрении болезнь развивается не внезапно, а постепенно; при этом у 90% больных до наступления болезни не зафиксированы случаи поведенческих или психических расстройств (A. T. Russell, 1994). Так, у Марии признаки расстройства поведения и проблемы в общении начали проявляться значительно раньше, чем психотические симптомы. Учитывая биографию больных, предшествующую началу заболевания, сложно определить, являются ли сопутствующие симптомы детской шизофрении предвестниками болезни, ее ранними проявлениями или побочными эффектами (J. R. Asarnow& Asarnow, 1996).

      РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ

      ШИЗОФРЕНИИ

      Частота заболеваемости шизофренией, чрезвычайно редко встречающейся среди детей в возрасте до 12- ти лет, возрастает в подростковом возрасте, и имеет критический возраст наступления между 20–25 годами(Remschmidt, Schultz, Martin, Warnke & Trott, 1994):

      — Распространенность заболевания шизофренией составляет, по различным оценкам, от 0,14 до

      1,0 случая на 10 000 детей.

      — Шизофрения встречается среди взрослых в 100 раз чаще, чем среди детей (Bromet & Fennig, 1999).

      — Детская шизофрения наступает в более раннем возрасте (2–4 года) у мальчиков (Hafner, Hambrecht, Lofeer, Munk_Jorgenson& Reichler_Rossier, 1998), и встречается в два раза чаще у мальчиков, чем у девочек. Однако указанные половые различия исчезают в подростковом возрасте (Franzier et al., 1997).

      Причины большей распространенности заболевания у лиц мужского пола пока неизвестны; высказывались предположения, что этот факт объясняется общей биологической уязвимостью мальчиков перед неврологическими расстройствами (general biological vulnerabilityofmalesforneurologicaldisoreders), либо различной этиологией (происхождением) процессов у мальчиков и девочек. У взрослых шизофрения встречается чаще среди представителей низших социально-экономических слоев населения. Однако мы не располагаем достаточной информацией о связи между социальными факторами и распространенностью детской формы шизофрении. Уровень заболеваемости и характер симптомов у взрослых, страдающих шизофренией, отличается значительным сходством среди представителей различных культур, народов и расовых групп (Bromet & Fennig, 1999), однако и в этом случае мы не располагаем достаточной информацией о наличии кросс-культурных паттернов заболевания среди детей (J. R. Asarnow & Asarnow, 1994).

      Таблица 10.3

      Основные диагностические критерии шизофрении,

      согласно Руководству DSM(IV(TR

      Характерные симптомы: Как минимум, два из нижеперечисленных симптомов должны присутствовать на протяжении большей части месячного периода.

      (3) Дезорганизованная речь (повторяющиеся обрывы речи, бессвязность)

      (4) Кататония (ступор, неподвижность) и крайне дезорганизованное поведение

      (5) Негативные симптомы: аффективное уплощение (эмоциональная подавленность), алогия (речевая афазия, немота), безволие

      (affective flattening, alogia, or avolition)

      В случае наличия бреда либо галлюцинаций, в которых возникают образы людей или слышатся голоса, для постановки диагноза достаточно только одного из перечисленных симптомов.

      Источник: DSMIIVITRCoрyright2000 byAРA.

      — Шизофрения чрезвычайно редко встречается среди детей в возрасте до 12 лет — значительно реже, чем среди подростков и взрослых.

      ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ

      Современные взгляды на причины шизофрении базируются на модели предрасположенности и стресса (vulnerability_stressmodel), в которой подчеркивается роль взаимодействия между предрасположенностью, стрессовыми и защитными факторами в процессе развития. К факторам предрасположенностиотносятся: генетический риск, поражения центральной нервной системы, отсутствие условий, необходимых для обучения, или патологические формы семейныхотношений. К стрессорам относятся события, увеличивающие вероятность шизофренических эпизодов, в частности события, способные повлиять на всю дальнейшую жизнь ребенка, например, смерть близкого родственника; либо источники хронического стресса, такие как грубое обращение с ребенком в семье. Защитные факторы включают условия, уменьшающие вероятность шизофренических эпизодов у лиц, относящихся к группе риска; к таким факторам относятся:

      высокий уровень развития интеллекта, социальных навыков или благоприятная обстановка в семье.

      Модель предрасположенности и стресса учитывает сложность и многообразие механизмов развития шизофрении. Так, например, ребенок с генетической предрасположенностью к шизофрении может иметь нарушения центральной нервной системы, вследствие чего появляются проблемы, связанные с концентрации ей внимания и переработкой информации. Подобные проблемы, возникающие у ребенка, отличающегося низким уровнем интеллекта и находящегося в неблагоприятной домашней среде, могут еще более повысить риск шизофренического эпизода, тогда как те же нарушения у ребенка с высоким уровнем интеллекта, и находящегося в благоприятной домашней среде, вероятно, не приведут к увеличению риска заболевания. Таким образом, возникновение шизофрении в конкретном случае будет зависеть от характера взаимодействия стойких психобиологических факторов предрасположенности (enduringрsycho_biologicalvulnerabilities), стрессоров окружающей среды, биологических стрессоров и защитных факторов, обусловленных ха_рактером развития ребенка и благоприятных семейных условий. Несмотря на генетическую предрасположенность к шизофрении, вероятность шизофренических эпизодов велика только в тех случаях, когда предрасположенный к заболеванию человек подвергается также достаточно сильному воздействию стрессовых факторов определенного типа, а также не располагает достаточными ресурсами для сопротивления болезни (J. R. Asarnow & Asarnow, 1996).

      Биологические факторы

      Нейропсихологические исследования свидетельствуют о том, что для детей, страдающих шизофренией, характерны дефицит внимания и дефицит процессов переработки информации, обнаруженные также у взрослых, страдающих шизофренией. Результаты выполнения этими детьми заданий по переработке информации, значительно сильнее снижаются, по сравнению с результатами других детей, при увеличении количества поступающей информации, подлежащей переработке. Более того, запись показателей активности мозга во время выполнения таких заданий свидетельствует о наличии ограниченных ресурсов когнитивной переработки информации (Strandbund, Marsh, Brown, Asarnow & Guthrie, 1994). В целом результаты нейропсихологических исследований позволяют говорить о недостаточном развитии нейронных структур, участвующих в активизации и распределении ресурсов, требующихся для переработки информации (R. F. Asarnow et al., 1994).

      Факторы среды

      Детская шизофрения является наследственным (familial) заболеванием, однако тот факт, что не во всех 100% случаев при заболевании шизофренией одного из монозиготных близнецов заболевает и второй, говорит о том, что на вероятность возникновения детской шизофрении оказывают влияние не только генетические факторы. Негенетические факторы(nongenetic factors), включающие инфекционные и токсические, а также травматические и стрессовые воздействия в период пренатального и постнатального развития, возможно, также играют определенную роль в развитии шизофрении, по-видимому, оказывая более опосредованное влияние на неврологическое развитие (Marcelis et al., 1998). Что касается других негенетических факторов, повышенная подверженность психическим заболеваниям родителей детей, страдающих шизофренией, вероятно, негативно сказывается на их способности полноценно выполнять родительские функции по отношению к своим детям. Влияние психологического стресса на этиологию шизофрении наиболее ярко проявляется в исследованиях лиц, относящихся к группам повышенного риска (high risk samрles), у которых наступление болезни принято связывать с сильными семейными стрессами. В силу редкости заболевания исследователям удалось выявить наличие детской шизофрении среди лиц, относящихся к группам повышенного риска, лишь в незначительном числе случаев. Есть сообщение о двух детях, относящихся к группе повышенного риска, у которых развилась шизофрения в возрасте 10_ти лет (Fish, 1987). Очевидно, что на основании только двух случаев заболевания невозможно сделать каких-либо выводов. Однако следует отметить, что из всех детей, относящихся к группе риска и участвовавших в исследованиях, лишь эти двое детей подвергались грубому физическому обращению, а их матери страдали шизофренией. У обоих детей также наблюдалась задержка и дезорганизация моторонго и/или визуально-моторного развития, а также задержка физического роста (Fish, 1987). В результате наблюдений в домашней обстановке за братьями и сестрами, а также за дизиготными близнецами, страдающими шизофренией, был установлен факт связи между неблагоприятными семейными условиями (family disturbances) и развитием симптомов, связанных с шизофренией (schizoрhrenia_sрectrumoutcomes) (Kallman& Roth, 1956). При исследовании условий жизни братьев или близнецов, имеющих диагноз шизоидность или шизофрения, более чем в 80% случаев были обнаружены психические отклонения у коголибо из родителей, серьезные экономические проблемы или факт развода родителей, в то время как в семьях детей (относящихся к группе риска), у которых шизофрения не развилась, аналогичные неблагоприятные семейные условия наблюдались только в 65% случаев. В целом высокий уровень проблем во всех исследованных семьях, возможно, объясняет тот факт, что в каждой из этих семей, по крайней мере, один ребенок страдал шизофренией. Была проведена серия интересных исследований, описывающих домашнюю обстановку детей, страдающих шизофренией, а также детей, страдающих шизотипическим расстройством личности (ШРЛ) (schizotyрal рersonality disorder, SРD) (J. R. Asarnow, Tomрson & Goldstein, 1994). Дети и подростки, страдающие шизотипическим расстройством, обнаружили дефициты навыков социального и межличностного взаимодействия, выраженные в остром дискомфорте в отношениях с близкими и родственниками и в когнитивных и перцептивных искажениях и странностях. Хотя правомерность постановки диагноза шизотипического расстройства в детстве является спорной, шизотипические симптомы, такие как социальная изоляция и нарушения процессов мышления, могут являться предвестниками шизофрении

      (J. R. Asarnow, 1998). Так, эксперты (raters) могут отличить детей, у которых впоследствии развилась взрослая форма шизофрении, от их здоровых братьев и сестер, на основании анализа домашних видеозаписей, сделанных в период, когда детям еще не исполнилось восьми лет (Grimes & Walker, 1994; Walker & Lewine, 1990).

      Родители детей, страдающих шизофренией или шизотипическим расстройством личности, отличаются от родителей детей, страдающих депрессией,более высокими показателями по шкале коммуникативной девиантности (communication deviance), измеряющей уровень нарушений процессов внимания и мышления, проявляющихся в сфере межличностного общения. Дети из семей с высоким уровнем коммуникативной девиантности отличаются наличием наиболее серьезных нарушений, а также наиболее низким уровнем внимания (рoorest attentional functioning). Эти данные свидетельствуют о том, что коммуникативная девиантность может быть связана с тяжелой формой шизофрении, либо о том, что характер взаимодействий в семье может способствовать увеличению тяжести дисфункций (J. R. Asarnow,Goldstein, Ben_Meir, 1988). Родители детей, страдающих шизофренией, также более склонны сурово отчитывать своих детей, чем родители депрессивных или нормальных детей.

      В целом можно сказать, что наблюдения за семьями детей, страдающих шизофренией, свидетельcтвуют о наличии стресса, подавленности и трагических переживаний, которые нередко испытывают близкие больных (J. R. Asarnow & Asarnow, 1996).

      Мы можем привести слова Джун Биби (June Beeby), матери 17-летнего Мэтью, у которого была диагностирована шизофрения, и который считал, что Бог хочет смерти его матери и сестры: «Это просто ужасно. Сначала у тебя есть тот, кого ты любишь, ребенок, которого ты вырастила. И вдруг внезапно твой ребенок становитсясумасшедшим» (M. Nichols, 1995, стр. 70). Однажды, в холодный и темный зимний день, Джунвернулась домой и застала сына, лежащего мертвым в луже крови. «Он взял два обычных столовых ножа. и вдавливал их себе в глаза, пока они не пронзили его мозг» (стр. 70). В дневниковойзаписи, которую Мэтью сделал за два года до того, как покончил с собой, он описал свою встречу с Богом: «Он использовал свое могущество и контролировал мой мозг на протяжении девяти месяцев. Бог хотел заставить меня почувствовать, что я должен умереть, для того чтобы люди жили веч!но в раю» (стр. 74).

      — Современные взгляды на причины шизофрении базируются на модели предрасположенности и стресса, которая подчеркивает роль взаимодействия факторов предрасположенности, стрессоров, а также защитных факторов.

      — Шизофрения представляет собой расстройство, включающее множественные мутации генов и связанное с воздействием факторов среды и факторов нарушения развития.

      ЛЕЧЕНИЕ ШИЗОФРЕНИИ

      Как родитель ты чувствуешь

      огромную ответственность за

      безопасность своего сына или

      дочери… Но если твой ребенок —

      шизофреник, ты ничего не можешь

      сделать, потому что он не хочет

      (M. Nichols, 1995, стр. 73)

      Шизофрения является хроническим расстройством, и долгосрочные прогнозы для большинства больных пессимистичны. Однако в результате приема антипсихотических препаратов состояние больного может значительно улучшиться по сравнению с периодом, предшествующим лечению. Хотя воздействие лекарств на детей значительно менее изучено, чем на взрослых, лекарственные препараты, в особенности нейролептики, широко используются при лечении детской формы

      шизофрении. Нейролептики (neuroleрtics), являющиеся антагонистами допаминов, усиливают нейротрасмиттерную активность и подавляют такие симптомы, как бред, галлюцинации и агрессивное поведение у психических больных. Однако прием этих препаратов иногда дает серьезные побочные эффекты. Согласно сообщениям о предварительных результатах исследований, такие медикаменты, как галоперидол (haloрeridol) и клозапин (clozaрine) (слабые антагонисты допаминов) могут быть эффективны при лечении психотических синдромов у ранее не поддававшихся лечению детей и подростков при меньшем количестве серьезных

      побочных эффектов (Kurma et al., 1998). Поскольку антипсихотические препараты могут улучшать состояние больного, высказывалось мнение, что ранняя диагностика и начало лечения до или непосредственно после заболевания могут уменьшать число повторных приступов (McGlashen, 1996).Хотя медикаменты могут помочь контролировать психотические симптомы у детей, страдающих шизофренией, необходимость психосоциальных (рsychosocial) методов лечения, включающих тренинг социальных навыков, вмешательство с участием семьи и помещение больных в специальные школы, также получила широкое признание в клинической практике. Хотя достигнуты положительные результаты при использовании психосоциальных методов лечения взрослых, страдающих шизофренией, на сегодняшний день проведено лишь небольшое количество плановых исследований воздействия аналогичных методов лечения на детей.

      ИТОГИ РАЗДЕЛА

      — При лечении детской шизофрении широко используются нейролептики, однако их применение нередко сопровождается серьезными побочными эффектами. Хотя медикаменты могут помочь контролировать психотические симптомы у детей, страдающих шизофренией, необходимо использовать также и психосоциальные методы лечения, к которым относятся тренинг социальных навыков, вмешательство с участием семьи и помещение больных в специальные школы.

      Источник: Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка — СПб.: ПРАЙМ_ЕВРОЗНАК, 2003. — 384 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»)

      www.integration.com.ua