Проблема взаимоотношений человека и мира аргументы

Проблема взаимоотношений человека и мира аргументы

Как человек влияет на природу?
Рэй Брэдбери “Марсианские хроники”
Люди часто потребительски относятся к природе: вырубают леса, осушают реки и озера, истребляют целые виды животных, никак не компенсируя последствия своих действий.
В романе Рэя Брэдбери “Марсианские хроники” в деталях описано влияние человека на мир природы. Загрязнив свою планету, превратив ее в огромные мегаполисы, люди стали осваивать далекий Марс, уже населенный жителями. Марсиане в этом отношении сильно отличаются от землян: они тесно связаны с природой своей планеты. Их дома наполовину состоят из живых природных образований, сами они активно пользуются в быту дарами своей природы. Их мирное существование нарушили жители планеты Земля. Начав заселение Марса, люди не только уничтожили всех марсиан, но и начали истреблять марсианскую культуру, насаждая свои правила новому миру.

Почему нужно бережно относиться к природе?
Герберт Уэллс «Война миров»
Природа – это дом человека. Все живое, что существует на планете Земля, связано между собой. Знаменитый английский писать Герберт Уэллс в своем романе “Война миров” показал природу спасительницей человечества. После начала войны с инопланетянами, люди находились на грани вымирания: пришельцы уничтожали землян, преобразовали земную поверхность, разрушили огромное количество городов. Люди не могли своим оружием противостоять такому врагу, и тогда им на помощь пришли бактерии и микробы, истребившие инопланетян. Сама планета не позволила захватчикам разрушить человеческую цивилизацию. Поэтому нужно относиться к миру природы бережно, поскольку не станет природы – исчезнет и сам человек.

Какова роль природы в русской культуре?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «письма о добром и прекрасном»
Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем. Прислушайтесь к языку: погулять на воле, выйти на волю. Воля – это отсутствие забот о завтрашнем дне, это беспечность, блаженная погруженность в настоящее.
Вспомните у Кольцова:
Ах ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Черному
Понадвинулась!
Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия и представления, которых нет в других языках. Чем, например, отличается воля от свободы? Тем, что воля вольная – это свобода, соединенная с простором, с ничем не прегражденным пространством. А понятие тоски, напротив, соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства. Притеснять человека – это лишать его пространства в прямом и переносном смысле этого слова.
И природа нужна была человеку большая, открытая, с огромным кругозором. Поэтому так любимо в народной песне полюшко-поле. Воля – это большие пространства, по которым можно идти и идти, брести, плыть по течению больших рек и на большие расстояния, дышать вольным воздухом, широко вдыхать грудью ветер, чувствовать над головой небо, иметь возможность двигаться в разные стороны – как вздумается.
Русская лирическая протяжная песнь – в ней также есть тоска по простору. И поется она лучше всего вне дома, на воле, в поле.
Колокольный звон должен был быть слышен как можно дальше. Быстрая езда – это тоже стремление к простору.
Но то же особое отношение к простору и пространству видно и в былинах. Микула Селянинович идет за плугом из конца в конец поля. Вольге приходится его три дня нагонять на молодых бухарских жеребчиках.
Услыхали они в чистом поли пахаря,
Пахаря-пахарюшка.
Они по день ехали в чистом поли,
Пахаря не наехали,
И по другой день ехали с утра до вечера.
Пахаря не наехали,
И по третий день ехали с утра до вечера,
Пахаря и наехали.

Ощущение пространства есть и в зачинах к былинам, описывающих русскую природу, есть и в желаниях богатырей, Вольги например:
Похотелось Вольгй-то много мудрости:
Щукой-рыбою ходить Вольгй во синих мрях,
Птицею-соколом летать Вольгй под облака,
Волком и рыскать во чистых полях.
Даже описание теремов, которые строит «дружина хоробрая» Соловья Будимировича в саду у Забавы Путятичны, содержит этот же восторг перед огромностью природы.
Хорошо в теремах изукрашено:
На небе солнце – в тереме солнце;
На небе месяц – в тереме месяц;
На небе звезды – в тереме звезды;
На небе заря – в тереме заря
И вся красота поднебесная.
Восторг перед просторами присутствует уже и в древней русской литературе – в Начальной летописи, в «Слове о полку Игореве», в «Слове о погибели Русской земли», в «Житии Александра Невского», да почти в каждом произведении древнейшего периода XI-XIII веков. Всюду события либо охватывают огромные пространства, как в «Слове о полку Игореве», либо происходят среди огромных пространств с откликами в далеких странах, как в «Житии Александра Невского». Издавна русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим и этическим благом для человека.

Проблема взаимоотношений человека и природы. Как взаимодействуют человек и природа?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «письма о добром и прекрасном»
У природы есть своя культура. Поэтому отношения природы и человека – это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры – плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы с ее многомиллионнолетним существованием – сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры.
Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. Но все же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие. Равновесие всюду свое и всюду на какой-то своей, особой основе, со своею осью. На севере в России было больше «природы», а чем дальше на юг и ближе к степи, тем больше «человека».
Пейзаж России на всем ее богатырском пространстве как бы пульсирует, он то разряжается и становится более природным, то сгущается в деревнях, погостах и городах, становится более человеческим.
Старый русский город не противостоит природе. Он идет к природе через пригород. Сотни лет назад он прильнул огородами и садами к стенам города, к валу и рву, он прильнул и к окружающим полям и лесам, отобрав от них немного деревьев, немного огородов, немного воды в свои пруды и колодцы. И все это в приливах и отливах скрытых и явных ритмов – грядок, улиц, домов, бревнышек, плах мостовых и мостиков.

Что свойственно русскому пейзажу?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «письма о добром и прекрасном»
В русской пейзажной живописи очень много произведений, посвященных временам года: осень, весна, зима – любимые темы русской пейзажной живописи на протяжении всего XIX века и позднее. И главное, в ней не неизменные элементы природы, а чаще всего временные: осень ранняя или поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, зимнее солнце, выглянувшее на мгновение из-за тяжелых зимних облаков, и т. п.
В русской природе нет вечных, не меняющихся в разные времена года крупных объектов вроде гор, вечнозеленых деревьев. Все в русской природе непостоянно по окраске и состоянию. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий, вечное движение – в пределах года или суток.
Все эти изменения есть, конечно, и в других странах, но в России они как бы наиболее заметны благодаря русской живописи, начиная с Венецианова и Мартынова. В России континентальный климат, и этот континентальный климат создает особенно суровую зиму и особенно жаркое лето, длинную, переливающуюся всеми оттенками красок весну, в которой каждая неделя приносит с собой что-то новое, затяжную осень, в которой есть и ее самое начало с необыкновенной прозрачностью воздуха, воспетое Тютчевым, и особой тишиной, свойственной только августу, и поздняя осень, которую так любил Пушкин.
Но в России, в отличие от юга, особенно где-нибудь на берегах Белого моря или Белого озера, необыкновенно длинные вечера с закатным солнцем, которое создает на воле переливы красок, меняющиеся буквально в пятиминутные промежутки времени, целый «балет красок», и замечательные – длинные-длинные – восходы солнца. Бывают моменты (особенно весной), когда солнце «играет», точно его гранил опытный гранильщик. Белые ночи и «черные», темные дни в декабре создают не только многообразную гамму красок, но и чрезвычайно богатую палитру эмоциональную. И русская поэзия откликается на все это многообразие.
Характерная особенность русского пейзажа есть уже у Венецианова. Она есть и в ранней весне Васильева. Она мажорно сказалась в творчестве Левитана. Это непостоянство и зыбкость времени – черта, как бы соединяющая людей России с ее пейзажами.
Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности – это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе. Народы – это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации.
Поэтому если я говорю о том, что свойственно русскому пейзажу или русской поэзии, то эти же свойства, но, правда, в какой-то иной степени, свойственны и другим странам и народам. Национальные черты народа существуют не в себе и для себя, а и для других. Они выясняются только при взгляде со стороны и в сравнении, поэтому должны быть понятны для других народов, они в какой-то другой аранжировке должны существовать и у иных.

rustutors.ru

Проблема взаимоотношений человека и природы. (По тексту по рассказу А.П.Чехова «Свирель»). (ЕГЭ по русскому)

Как люди относятся к природе? Влияет ли отношение к природе на нас самих? Именно эти вопросы возникают при чтении текста А.П.Чехова.

Раскрывая проблему взаимоотношений человека и природы, автор опирается на диалог между двумя героями. Один из них – приказчик из Дементьева хутора Мелитон Шишкин, только что вышедший из духоты еловой чащи и направившийся к берёзам, откуда слышались звуки простой самоделковой пастушеской свирели, в сопровождении своей охотничьей собаки Дамки – помеси дворняги и сеттера. Другой собеседник – старик пастух, тощий, в рваной сермяге и без шапки.

Старик рассуждает о том, что мир идёт к гибели, так как исчезают птицы, звери, рыба. «Куда всё подевалось?» — недоумевает пастух. Лет 20 назад всё было: и гуси, и журавли, и утки, и тетерева, а дупелям, бекасам да кроншпилям «переводу не было». Даже злой птицы не осталось: «пошли прахом и орлы, и соколы, и филины». Меньше стало и всякого зверья. Теперь уж и волк и лисица в диковинку, а что уж говорить о медведях и норках. А ведь раньше и лоси здесь водились! Старик с тоской и грустью говорит о том, что уже 40 лет примечает «божьи дела», и понимает, что всё идёт к дурному, к гибели, — «пришла пора божьему миру погибать».

Бедный мужик очень жалеет об этом. По его мнению, «и солнце, и небо, и леса, и реки, и твари» — всё это «сотворено, приспособлено, друг к другу прилажено и своё место знает». Его собеседник Мелитон задумался, пытаясь «вспомнить хоть одно место в природе, которого ещё не коснулась всеохватывающая гибель», но, очевидно, не вспомнил. Сохнут реки и пруды, леса горят, деревья рубят, а новые не растут. Если посадят дерево, то тотчас же и срубят. Приказчик хочет найти хотя бы что-то положительное в окружающем мире, утверждая: «Зато народ стал лучше, умней». Но старик непреклонен в своём пессимизме, потому что пользы от ума человека никакой, так как он стал намного слабее: ум бог дал, а силу взял.

Причиной такого движения природы к своей гибели Мелитон считает человека, потому что люди стали много грешить и забыли бога.

Авторская позиция прослеживается в словах его героев. Человек должен беречь природу, не забывать своё место в мире. Всё в природе гармонично, создано по единому плану, всё взаимосвязано, нельзя нарушать эти связи. Задача человека – сохранять природу, данную ему в наследие.

Я полностью согласен с мнением автора. Действительно, люди должны относиться к природе бережно, с уважением, пытаться достичь гармоничной связи с окружающим миром. Нельзя допустить, чтобы исчезало всё живое на земле, высыхали реки, уничтожались леса.

Чтобы подтвердить правильность своих суждений, обратимся к литературным аргументам. Вспомним рассказ А.П.Платонова «Песчаная учительница». Главная героиня – двадцатилетняя Мария Никифоровна Нарышкина – родом из глухого забросанного песками городка Астраханской губернии. После окончания педагогических курсов её направляют в дальний район – село Хошутово, на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней. Учительница решила сделать в школе главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю. Через год шелюговые посадки (редкие кустарники) защитными полосами зеленели вокруг орошаемых огородов, длинными лентами окружили село, зашищая его от ветров пустыни и от нашествия песков. Этот пример показывает, что нужно не только беречь природу, но и разумно использовать её для пользы человека, улучшать жизнь.

Обратимся к ещё одному произведению. «Царь –рыба» В.П.Астафьева – это повествование в рассказах. Действие происходит в Сибири, на Ангаре. В небольшом посёлке Чуш браконьеры хищнически уничтожают рыбу, используя самоловы, большая часть улова гибнет на крючках. непригодна в пищу, но это не останавливает браконьеров. Наперекор голосу совести и дедовскому завету Игнатьич не отпускает огромного осетра «царь-рыбу», а решает её взять. Но человек и рыба оказываются в ловушке, и спасение Игнатьича зависит от спасения осетра. Теперь уже он молит бога только о том, чтобы рыба отцепилась и ушла в воды, отпустила его. В.П.Астафьев подводит своего читателя к мысли о том, что природу можно уничтожить, но нельзя победить.

Итак, мы убедились в том, что природа и человек тесно связаны друг с другом. Разрушая природу, человек уничтожает самого себя. У человека только один путь взаимодействия с природой – это путь сотворчества.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

www.kritika24.ru

«Взаимоотношения человека и мира вокруг» (ЕГЭ по русскому)

Люди и природа неразрывно связаны с появления человека . Флора и фауна поддерживают жизнь на планете: без животных стало бы нечего есть на начальных этапах, нельзя было бы познать радость приобретения домашнего питомца, а растения дают нам жизненно необходимый кислород, радуют своим видом . И это лишь малая часть приносимой от природы пользы . Но мы в ответ лишь загрязняем её с каждым годом всё сильнее, меньше заботимся о биоразнообразии, беспокоясь лишь о деньгах и своих трудностях . И всё же забывать о ней нельзя, это непоправимая ошибка .

Взаимоотношение человека и мира вокруг . Это одна из проблем, поднятых автором в тексте .

Начиная с младенческого возраста, людям прививают любовь к окружающей среде . Многие занятия в детском саду и школе посвящены теме защите природы .

Конечно, всегда находятся не желающие слушать голос разума, не задумывающиеся о будущем планеты . В обществе их не уважают, ведь эти люди понимают, что вредят всем вокруг, но продолжают, не слушая никого . Но проходит время, и приходит осознание, как они были неправы .

Хозяин и его собака отправляются на охоту . Пёс чует дичь, идет по следу, чувствуя себя на своём месте, радуется, выполняя задачу . В этот момент Бим красив, держит голову высоко и с достоинством . Его предназначение — охота, и хозяин всячески помогает ему следовать своей судьбе, готов даже покупать мясо, лишь бы питомец был счастлив .

Но мужчину всё равно гложет совесть .

Он не желает убивать птицу, вредя окружающей среде, видя её безжизненную тушку у себя в руках . Не являясь вегетарианцем или ханжой, он всё равно беспокоится о мире, но и не может смотреть на своего пса, погибающего в качестве охотничьей собаки, и поэтому убивает как можно меньше животных за раз, стараясь уменьшить ущерб, наносимый природе .

Автор уверен в том, что человек должен поддерживать природу, жить с ней в гармонии, стараясь как можно меньше приносить потерь для окружающей среды . «Для тебя только, Бим, глупыш . А так — не стоит . »

Я согласна с автором и считаю, что главная задача каждого — сохранение разнообразия и растений, и животных, ведь это идет на пользу и планете, и всем её обитателям .

Нельзя бездумно тратить ресурсы, дающие нам жизнь и возможность развиваться .

К этой проблеме обращались авторы как русской, так и зарубежной литературы . В романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033» привычный мир уничтожен ядерной войной . Люди, посылавшие ракеты на враждебные государства, не задумывались, к чему могут привести их действия . Через двадцать лет планету невозможно было узнать: повсюду разумные и желающие вреда человеку растения или мутировавшие животные, такие как гигантские летающие ящерицы, прозванные «птеродактилями», возродившиеся из-за радиации . Природа перестала быть дружелюбной, не желала помогать им в возвращении на поверхность из бункеров . Она решила отплатить человечеству за зло, причиненное ей .

Вспомним и цикл романов Марины Козинаки и Софи Авдюхиной «По ту сторону реки» . Все маги, живущие в Тридесятом государстве, находятся в гармонии с природой, черпают из неё свои силы и мудрость . Каждый с самого рождения оберегается ею . Именно она не даёт ему свернуть с истинного пути, не бросает в беде . Она не приемлет жестокости и неуважения к себе, всегда ответит обидчикам, но тем, кто её почитает, даст удивительные возможности . Секрет счастья этих людей заключается в балансе с окружающим миром, уважении к его многовековым правилам, взаимной заботе .

Таким образом, природа играет важную роль в существовании человека, дарует всё для жизни и комфортного существования, а мы должны почитать, уважать её и беречь, ведь она может существовать без людей, а мы без неё — нет .

Аргументы из литературы по направлению «Человек и общество»

Автор: Guru · 04.10.2017

Тема взаимосвязи человека и общности людей — одна из самых актуальных, как в классической русской литературе, так и в современном мире. Общество — часть мира, которая живёт, развивается, имеет определенные временные рамки, ценности и традиции. А единицей общества является ни кто иной, как человек. Он не может выбрать объединение людей конкретно для себя: он становится частью социума уже с рождения. Именно он впоследствии формирует личность, её интересы и образ мысли. Но способна ли личность перевернуть жизнь окружающих людей? Может ли она развиваться вне его структуры? Как отражается общественное давление на индивидуальности? В данной подборке мы собрали аргументы из литературы для итогового сочинения по направлению «Человек и общество», которые могут помочь ответить на эти вопросы.

  1. В своём романе-эпопее «Война и мир» Л.Н.Толстой раскрывает двойственность природы русского высшего общества начала 19 века. С одной стороны, читатель наблюдает за жизнью высшего света Петербурга и видит целый мир, со своими законами и нравственными устоями, ориентированными на Европу. Однако во всех высоких взаимоотношениях Толстой подчеркивает одну яркую деталь — неестественность. Приторные натянутые улыбки, дамы в красивейших платьях, но холодные и мертвенно-бледные, словно созданные из мрамора, а за всем этим мнимым великолепием скрыты пустота и равнодушие. Обсуждение зарубежных новостей на великосветских приемах человеку думающему быстро наскучивало, и он вскоре разочаровывался во внешнем великолепии напыщенных господ. С другой стороны Толстой рисует портреты таких благородных и чутких представителей высшего сословия, как Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова и других. В них теплится живой ум, есть интерес к миру и людям, они противопоставлены мертвецам из петербургских салонов. Однако все они чувствовали себя чужими в высшем свете, и даже не раз были им обмануты и опозорены. Их индивидуальность, выгодно отличавшаяся от серости и лицемерия общества, смогла сформироваться лишь в отдалении от него, благодаря исключительным семьям или же воспитанию за границей.
  2. Свой романтический идеал воспел М.Горький в произведении «Старуха Изергиль». Он воплотился в прекрасном юноше Данко, которому автор противопоставил образ юноши Ларры. Ларра, сын орла и женщины, не способный к истинной любви, жалости, самопожертвованию. Жизнь, великая ценность, хранимая человеком, становится для него сущим адом. Он не способен понять её хрупкости и быстротечности. Эгоистичный Ларра может лишь получать, но не отдавать взамен. И Горький подчёркивает, что Ларра никогда не обретет свободу, так как истинная свобода должна быть разделена с другими людьми для установления гармонии. Данко же, напротив, ничего не жалеет для общества. Он открыт миру и, не задумываясь, жертвует своей жизнью ради спасения родного племени. Он заведомо не ждёт благодарности, ибо всё его существование направлено на людское благо. В служении обществу Горький видел смысл жизни.

literaguru.ru

Взаимоотношения человека и природы

Человек и природа неразделимы. Мы неразрывно связаны с окружающим нас животным и растительным миром и в немалой степени зависим от него. Не случайно проблема взаимоотношений человека и природы настолько злободневна.

Наше кровное родство со всем сущим очевидно. Об этом написал Николай Рубцов в стихотворении «Тихая моя родина»:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Для многих из нас природа является предметом восхищения, душа расцветает от общения с ней. Александр Сергеевич Пушкин находил прелесть даже в непогожих днях поздней осени:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

Виссарион Григорьевич Белинский называл природу «вечным образцом искусства». Её красоту изображали в своих произведениях писатели, поэты, художники, музыканты. Для творческих людей природа нередко становилась источником вдохновения. В рассказе Константина Георгиевича Паустовского «Скрипучие половицы» повествуется о том, как сочинял свои произведения Пётр Ильич Чайковский. Любовь к родным, знакомым с детства местам вдохновила русского композитора на создание прекрасной музыки.

Известно немало случаев, когда природа исцеляла человека, давала жизненные силы. В рассказе О. Генри «Последний лист» героиня тяжело заболевает. Лёжа в постели, она считает листья на старом плюще. Джонси кажется, что, когда упадет последний лист, она умрет. Но лист отчаянно сопротивляется непогоде. И девушка тоже борется за свою жизнь.

Связь с природой действует на человека благотворно: тот, кто живёт в гармонии с окружающим миром, не может не обладать внутренней красотой. Вспомним Олесю, героиню одноимённой повести Александра Ивановича Куприна. Девушка, выросшая на лоне природы, в Полесье, привлекает нравственной чистотой и цельностью характера.

Однако не всегда взаимоотношения человека и природы складываются гармонично. Иногда мы забываем о том духовном начале, которое заложено в окружающем нас мире. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник,» — говорит Евгений Базаров, герой романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Наверно, в чём-то молодой нигилист прав. Однако его суждение, на мой взгляд, слишком одностороннее. Нельзя воспринимать природу лишь как пространство для деятельности человека и источник материальных благ. Такое потребительское отношение приводит к непоправимым последствиям, и мы уже имеем возможность в этом убедиться.

Неразумные, а иногда и варварские действия людей спровоцировали исчезновение редких видов животных и растений, загрязнение воздуха и воды. В некоторых районах планеты бурное развитие промышленности стало причиной настоящей экологической катастрофы.

А ведь в мире взаимосвязано всё, и вред, который мы наносим природе, рано или поздно обернётся против нас…

Автор сочинения — Сергей Большаков ©

bacenko.ru