Проблема взаимоотношения поколений в романе война и мир

«Отцы» и «дети» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Разделы: Литература

Домашнее задание к уроку:

1).Анализ эпизодов. Аспект – уроки отцов.

2). Приготовить свод вопросов конкретно к каждому эпизоду. Продумать пути сопоставления.

Таблица заполняемая по ходу урока:

“Как доказывает Толстой – писатель свою мысль: нет нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях”?

Отцы и дети… Тема вечная, охватывающая всю нашу жизнь: социальную, семейную, личную. В ней – все, что происходит с нами. Отношения отцов и детей, пожалуй, способны наиболее полно и всесторонне раскрыть сложный “мир” человеческих связей.

В романе “Война и мир” тема семьи имеет особое значение, но нас с вами сегодня интересует не семья как таковая, а уроки, которые родители преподают своим детям, и всходы, которые эти уроки дают.

У автора романа своя точка зрения на этот счет.

Цель нашего урока — проследить, как доказывает Толстой – свою мысль: нет нравственного стержня в родителях — не будет его и в детях.

Для анализа избраны определенные эпизоды в домашнем задании.

По ходу работы в таблицу будут вписываться новые определения, касаемые героев именно в этих эпизодах.

Эпизод №1- “Отъезд Андрея Болконского на войну”

В чем значимость этого эпизода?

В том, что в нем наиболее ярко показаны взаимоотношения в семье Болконских. Становятся понятны нравственные ориентиры и их происхождение, психология и характеры героев.

Этот эпизод поднимает такие вопросы, как:

  • взаимоотношение детей (брата и сестры) между собой.
  • взаимоотношения детей с отцом.
  • нравственные нормы, внутреннее содержание героев.
  • Главная отличительная черта Болконских?

    Остановимся на странице, где старший Болконский прощается с сыном.

    Какие уроки преподает старший Болконский своим детям? Андрею?

    С каким чувством отец отправляет Андрея на войну?

    С радостью! Радостью за что?

    За то, что сын исполняет долг. Службу (в высоком значении этого слова) за опального отца продолжает сын.

    Как понимает старший Болконский службу? Что в образе этого героя раскрывает понятие службы?

    Служить, а не прислуживать. Но служить не как Ипполит, которому отец выхлопотал должность посла в Вене, и не адъютантом при каком-то, хоть и важном, но незначительном лице, как Берг, Борис Друбецкой, а при самом Кутузове. Хотя, быть адъютантом при ком бы то ни было не в традициях Болконских.

    Как соотносятся в понимании старшего Болконского слова “адъютант” и “служба”?

    “Скверная должность!” — не скрывает своих антипатий старый князь. Адъютант по его понятиям, это лакей, делающий карьеру, а служба- риск, опасность.

    Просит в письме Кутузова употреблять сына в “хороших местах”.

    Что значат эти “хорошие места” для старого князя?

    Не в адъютантах, а, например на батарее Тушина.

    Как должен служить сын по мнению отца?

    Не из милости! “Коли хорош будет”. (Кутузов).

    “Николая Андреевича Болконского сын из милости служить не будет”.

    Ведь не Кутузову в итоге будет служить сын, а России!

    Что значит четырежды повторенное отцом слово “спасибо”?

    Спасибо сыну от отца и генерала, что светскому миру предпочел войну.

    Какая борьба происходит в душе старого князя в момент прощания? Детали?

    Борьба отца и гражданина с победой последнего.

    Пусть лучше больно, чем стыдно.

    “Гордость мысли” мешает обоим обнажить всю глубину переживаний.

    Задиристая выходка отца многое объясняет в его душевной борьбе? Что?

    1. “Что-то” – это слезы;
    2. Любимый сын.

    Докажите что Андрей Болконский безмерно уважает отца и имеет настоятельную потребность общаться с ним?

    1. Восхищение и понимание образованностью отца в политических делах, самообразование.
    2. Просьба забрать к себе сына в случае его смерти.
    3. Такого комплимента он, может быть, за всю свою жизнь не получал. Это не просто высокая оценка человеческих качеств отца, но и сыновья любовь к нему, выраженная, как и все, что делает Андрей, по-мужски сурово и сдержанно.

      Что характерно для общения детей Болконских между собой?

      1. Взаимоотношения.
      2. Образок, подаренный Марьей.
      3. Разговор об отце и полное понимание его позиций.

      Вывод:

      • Нравственные основы семьи Болконских, по мнению автора, — главная составляющая.
      • Никто из отцов в романе не говорит со своими детьми умнее и лаконичнее князя Николая Андреевича Болконского.
      • Старший Болконский воспитывает своих детей.
      • Болконские – семья, где воспитывают настоящих мужчин, знающих себе цену.
      • Князь Андрей никогда не оказался бы в компании Долохова и не проиграл бы ему в карты просто, наверное, даже не взял бы их в руки.

      Анализ эпизода №2 “Проигрыш Николая Ростова”.

      Если один отец провожает сына почти на верную смерть и этим гордится, то другой отец – граф Ростов – спасает своего сына от верной смерти.

      Зачитать эпизод до конца.

      Вчитаемся в эту страницу.

      • Как ведут себя оба героя этой сцены?
      • Какой урок преподал граф Ростов своему сыну?
      • Детали, слова, жесты!
      • Отец “по-толстовски” мгновенно угадал за напускной бравадой душевное смятение сына. Надо знать своего Николеньку, чтобы тотчас понять, во что обошлось “честное слово”, которое он дал отцу (не просить денег) и не сдержал.

        Он не деньги, а себя проиграл.

        Кому проиграл? Почему отец оставляет свой вопрос без ответа?

        Догадался, чьей жертвой стал его сын. Его обманули, провели, “наказали”. Над ним поглумился шулер, до этого, кстати, переставший бывать в доме Ростовых.

        Что дает эта сцена в понимании “ростовской породы”?

        Без укоризны и упрека протянута рука отца сыну. Он не только спасает от позора и беды Николая, но своим великодушием, прощением и пониманием раскрывает подлинный смысл и значение отца, способного родственное наполнить духовным. “Завтра” станет для Николая особенным днем, а может, целой эпохой в его жизни. Теперь, что бы он ни делал, его офицерское, дворянское и сыновнее “честное слово” уже не будет только словом – оно будет осознанным, ответственным поступком.

        Потому и тянулись к ним многие, ибо в их семье царила атмосфера доброты и душевности!

        Вот он – главный капитал Ростовых.

        Анализ эпизода №3 “Сватовство Анатоля”

        В то время, как отец – Болконский проводил на войну сына и гордился этим, другой отец – князь Василий Курагин – стремился как можно дальше упрятать своего сына от войны.

        С какими мыслями явится Анатоль к Болконским?

        1. Женитьба.
        2. Повеселиться, ожидание чудачеств от князя Болконского.
        3. Как проявился князь Василий как отец?

          Такой же безнравственный, как и всегда (сын служит неизвестно где, лишь бы где-то в теплом месте.)

          Чему учит сына? Как себя вести?

          Будь почтителен. От этого многое зависит.

          Почему старший Болконский требователен к дочери до деспотизма?

          Ключ к разгадке в словах: “А чтобы ты была похожа на наших глупых барышень, не хочу”.

          Источник людских пороков – праздность и суеверие. Нужны ум и деятельность. Потому и учит Марью математике.

          Некрасивая – значит должна быть умной. “Кто ее из любви возьмет?”.

          Какие детали подтверждают ум и прозорливость князя?

          (Анатоль и Бурьен, взгляды, жесты).

          Что важно князю в женихе для дочери?

          Чтобы он был ее достоин.

          В каких сценах с особой силой проявится чувство отцовства в старшем Болконском?

          Невозможность разлучиться с дочерью толкает его на отчаянные поступки, злобные, желчные, “…нечего уродовать себя – и так дурна”.

          Сватовством Курагиных он оскорблен “за свою дочь”, потому что любит ее больше себя.

          Какие качества демонстрирует Марья?

          • Мечтает о любви, ничего дурного даже не подозревает.
          • Ей не свойственно это.
          • Не видит ничего странного в поведении Анатоля и Бурьен, думает, что это от любви к ней.
          • Готова простить Бурьен за низость.
          • Главное в Марье – “лучистые глаза”. Достоинство – основная черта ее характера.
          • “Призвание – быть счастливою счастьем любви и самопожертвования. Думать о чести и достоинстве дома Болконских.

            Духовная Марья могла родиться только в семье князя Болконских.

            Отец понимает, как богат духовный мир его дочери, знает, какой красивой она могла быть в минуты душевного волнения. Поэтому так мучителен для него приезд и сватовство Курагиных, этой “подлой, бессердечной породы”.

            Как переживают Курагины позор сватовства?

            Легко “С веселой улыбкой Анатоль поклонился княжне Марье, как бы приглашая ее посмеяться над этой шуткой”.

            Неловкая дурнушка Марья превзошла развязного и самоуверенного светского ловеласа, дала ему хороший урок. Предпочла остаться дочерью князя Болконского, а не женой Анатоля Курагина.

            Анализ эпизода №4 “Именины Элен”.

            Продолжит тему заботы о своих детях князя Василия эпизод, в котором он “женит” свою дочь на безуховских миллионах. Эта тихая “домашняя” страница романа играет важную роль.

            Почему домашний мир Курагиных почти отсутствует в романе?

            По причине их бездуховности. Приемы, ужины, встречи князь Василий устраивает только по деловым соображениям. Из выгоды.

            Какое впечатление производит внутреннее убранство дома Курагиных?

            Блеск, сияние. Все притворно.(Анализ интерьера)

            Чем так озабочен князь Василий? Детали?

            “Нынче все решится”. Не выпустить Пьера из рук.

            Как меняется поведение князя Василия в зависимости от обстоятельств?

            Улыбается, строго-вопросителен, ласков, решителен, неприятен, хмур.

            Что чувствует Пьер?

            • Стыд!
            • Князь Василий готов на все ради денег. Прокомментировать его решительный шаг.
            • Как хороший артист умеет сыграть роль, расчувствоваться. Разыграв сцену помолвки, даже прослезился. Мастерски сыгранная роль.

            Что доказывает родство душ между князем Василием и его дочерью?

            Такая же неестественная, лживая.

            Ее мучила зависть к счастью своей дочери.

            Они чужды толстовской этике. Эгоисты, замкнутые только на себе. Пустоцветы. От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу.

            Итак, на примерах выбранных для анализа эпизодов, мы смогли убедиться в правильности авторской мысли о безусловной определяющей роли “отцовского” воспитания в становлении “детей”.

            Бессмертный роман Толстого дает пищу для размышлений многим поколениям.

            1). Написать сочинение-размышление на тему:

            а) Что я приемлю в воспитании молодого поколения в романе “Война и мир” и что отвергаю;

            б) Какие уроки по воспитанию молодого поколения я хотел бы воплотить в своей семье (нынешней или будущей).

            2). Приготовиться к диспуту: “ В какой семье я хотел бы воспитываться”.

            xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

            Проблема взаимосвязи поколений, отношений между взрослыми и детьми. Цыбулько 2018. № 7. (ЕГЭ по русскому)

            На чём основываются отношения между представителями разных поколений? Именно этот вопрос возникает при чтении текста В. П. Крапивина.

            Раскрывая проблему взаимосвязи поколений, отношений между взрослыми и детьми, детский писатель знакомит нас с мальчиком по прозвищу Журка и его дедом Юрием Савельевым. Дед оставил Журке послание в книге «Три мушкетёра», зная, что этот роман внуку нравится. В этом послании дед делится с внуком своими детскими воспоминаниями, советует поступать по-своему, не оправдывая себя чужими правильными словами.

            Прочитав это письмо, мальчик понял, тосковал дед в одиночестве, и почувствовал любовь дедушки к себе, о которой он не знал.

            Позиция автора заключается в следующем: представители разных поколений строят свои отношения на любви, дружбе, взаимопонимании. Взрослые, стремясь поддержать молодое поколение, дают ему мудрые советы. Общаясь с детьми, взрослые начинают вспоминать своё детство.

            Я согласна с мнением автора. Несомненно, между старшим и младшим поколениями должна существовать тесная духовная связь, не прерывающаяся с годами. Крепкой дружбе и любви между родителями и детьми способствует взаимопонимание. Часто наставления взрослых предостерегают детей от ошибок.

            Старшие поколения, общаясь с младшими, погружаются в воспоминания о своём детстве, которые рождают в душе светлые чувства.

            Чтобы доказать правильность наших рассуждений, обратимся к литературным аргументам. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» полное взаимопонимание и преемственность поколений показаны на примере взаимоотношений между отцом и сыном Болконскими. Старый князь Николай Андреевич Болконский, попавший в опалу при императоре Павле Первом, живёт безвыездно в своём имении в Лысых Горах, ни минуты не сидит без дела, его день подчинён строгому распорядку, который он не нарушает даже в момент приезда сына. Он признаёт только две добродетели: деятельность и ум, а пороками считает праздность и суеверие.

            Одобряя решение сына идти на войну с Наполеоном, старый князь даёт ему напутствие вести себя достойно, но мог бы этого и не говорить. Как и отец, князь Андрей – человек чести, ответствен, деятелен, трудолюбив, свой личный успех видит в успехе общего дела.

            Пример преемственности поколений мы можем найти и в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Ожидая своего сына на постоялом дворе, Николай Петрович Кирсанов погружается в сладостные воспоминания и мечты. Когда-то и он, закончив университет кандидатом, возвращался в родительский дом, а теперь это же происходит с его сыном Аркадием. Отец мечтает об общении с сыном, о том, что тот будет помогать ему в управлении имением. Так и происходит. Освободившись от влияния нигилиста Базарова, Аркадий становится хорошим хозяином, отцом семейства. Ниточка, связывающая поколения, не прерывается, а тянется дальше.

            Мы пришли к выводу о том, что отношения между поколениями строятся на взаимопонимании, любви и дружбе, только в этом случае связь между младшими и старшими поколениями не прерывается, а общество развивается эволюционным путём, совершенствуясь.

            Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

            www.kritika24.ru

            Проблема отцов и детей Война и мир

            Последние записи

            Размышления о психологической грани взаимоотношений между поколениями (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

            Психология человека — это состояние его души, которое определяет его мироощущение, мотивирует поступки и фор­мирует отношение к жизни. Психология — ещё и сфера пере­живаний человека, мир его чувств. На психологию людей влияет их наследственность, окружение и воспитание, а также данные природой черты характера.

            Семья Болконских, как описывает её автор в своём гени­альном романе, является одной из самых богатых и влиятель­ных в России благодаря знатности рода, богатству и связям. Глава семьи — старый князь Николай Андреевич Болконский, генерал-аншеф в отставке, в молодости участвовал в военных кампаниях под началом Суворова и Кутузова. Поссорившись с царским двором при императоре Павле, он безвыездно жил в своём имении Лысые Горы, что в Смоленской губернии.

            Его имение одно из самых богатых в России; начальники губерний приезжали с поклоном к старому князю на приём и с трепетом ожидали своей очереди в официантской вместе с архитектором, садовником и княжной Марьей — людьми, с которыми можно было не церемониться.

            И старый князь, и его сын, молодой Болконский, и дочь, княжна Марья, живут в тесном семейном союзе.

            Но у каждого из них свой мир, своё видение жизни и соб­ственное понимание роли в семейных и общественных связях.

            Глава семьи — человек очень яркой судьбы, и его прозвище, «прусский король», несколько ироничное, говорит тем не менее об уважительном отношении к нему в высоких кругах Москвы и Петербурга. Старый князь Болконский, гордясь древностью рода и славой своей династии, уверен в собственной исклю­чительности и в праве быть первым. В своём доме, в семье он безусловный владыка и повелитель. Своенравный старик счи­тает: труд души и реальные дела — это то, что свидетельствует о подлинной ценности человека. Каждый должен подавлять в себе свои слабости. Поэтому князь непримирим к праздности и суевериям и противопоставляет им деятельность и ум.

            И эти жёсткие требования к людям, наряду с пунктуальным, расписанным до минут, жизненным распорядком лысогорского дома, мучительно тяжелы для окружающих. Но властный старик считает установленные им правила непогрешимыми и не тер­пит ни в ком хотя бы малейшего с ним несогласия.

            Именно из-за своего эгоизма он не допускает возможности быть самостоятельными, иметь право на счастье и личную жизнь для самых дорогих для него людей — сына и дочери.

            Мучая свою дочь оскорблениями и придирками, старый Бол­конский в то же время не мыслит своей жизни без неё. Покор­ная отцу княжна Марья как безответная жертва его своеволия должна быть полностью от него зависима. Князя не волнует возможное одиночество дочери в будущем и то, что она по его вине будет лишена права быть счастливой женой и матерью. Точно так же он разрушает счастье своего сына Андрея.

            Спутниц его жизни, княгиню Лизу и Наташу, он считает не­достойными своего необыкновенного сына. Первая жена Ан­дрея, маленькая княгиня, не выдерживает гнёта своенравного старика и гибнет во время родов. Укор на ее лице видят ее муж и свёкор, и чувство вины будет преследовать их всю жизнь. Князь Андрей полюбил Наташу по-настоящему, но для князя Николая и княжны Марьи их будущая невестка недостаточно хороша. Семья Наташи, графы Ростовы, статусом ниже князей Болконских, да и средства их из-за непрактичности и открытого образа жизни сильно растрачены. Но причины, из-за которых оба семейства не могут соединиться, не только в этом.

            В чём же? Болконские, с их требовательностью к себе и окру­жающим, с их суровой моралью и осуждением людских слабо­стей, не приемлют Ростовых с их добротой, душевной щедро­стью и открытостью, готовностью помочь всем и каждому.

            Бездушно относится старый князь к чувствам и пережива­ниям князя Андрея и княжны Марьи. По отношению к дочери он рассуждает: «Разве не живут в девках?» По отношению к сыну: «…был сын, которого жалко было отдавать девчонке».

            Второе поколение этой семьи — молодые Болконские. Марья, с её жертвенностью, желанием всегда быть покорной воле Бо­жьей и даже стать бедной (в идеале — странницей), — она не так уж боязлива и безответна.

            Марья ненавидит Бурьен, француженку, из-за привязанности к ней старика отца. Эту слабость себе князь Николай охотно про­щает. По-своему гордая и своенравная, княжна осуждающе от­носится к возможной женитьбе её брата на молодой Ростовой.

            Князь Андрей, с его честностью, суровым характером, посто­янным ощущением собственной правоты, очень похож на отца. Он имеет свою жизненную программу и следует ей неукосни­тельно. И всё же он смягчается перед смертью. Он чувствует в себе желание всех любить и всех простить, даже врагов.

            Марья, страдая от деспотичного характера отца, смиряется и жалеет его: ведь он стар и немощен. И старый князь Болкон­ский, умирая, желал бы сказать дочери слова любви и нежности, готов просить у неё прощения. Но в этом главном для себя чув­стве своей жизни он многое потерял безвозвратно.

            На примере судеб Болконских автор, изображая психологию героев, утверждает первенство доброты и душевной щедрости в сравнении с суровостью в чувствах, в сравнении с неприятием людских слабостей и уверенностью в собственной непогреши­мости.

            Мораль. Человек рождён для радости жизни. Пусть не отни­мает это право у других.

            sochineniye.ru

            Тема отцов и детей в семье Ростовых Болконских

            Тема отцов и детей, а также смены поколений является традиционной для русской литературы: Тургенев — “Отцы и дети”, Чехов — “Вишневый сад”, Салтыков-Щедрин — “Господа Головлевы”, Гончаров — “Обыкновенная история”. Л. Н. Толстой в этом смысле тоже не является исключением. В Центре романа “Война и мир” три семьи: Курагины, Ростовы, Болконские Семья Болконских описана с несомненной симпатией. В ней показаны три поколения: старший князь Николай Андреевич, его дети Андрей и Марья, его внук Николинька. Из поколения в поколение передаются в этой семье все лучшие душевные качества и черты характера: патриотизм, близость к народу, чувство долга, благородство души.

            Болконские — люди чрезвычайно деятельные. Каждый из членов семьи постоянно чем-то занят, в них нет ни капли лености и праздности, которые характерны для семей высшего света. Старый князь Болконский, считающий, что на свете “есть только две добродетели — деятельность и ум”, неутомимо старается следовать своему убеждению. Сам он, честный и образованный человек, хочет развить в дочери обе добродетели, давая ей уроки алгебры и геометрии и распределяя ее жизнь в беспрерывных занятиях. Он никогда не бездействовал: то писал мемуары, то работал на станке или в саду, то занимался с дочерью. У князя Андрея мы тоже видим эту черту, доставшуюся ему от отца: он — ищущая и деятельная натура, занимается общественной работой со Сперанским, облегчает быт крестьян в своем имении и постоянно ищет свое место в жизни.

            Активная деятельность семьи всегда направлялась людям, Родине. Болконские — истинные патриоты. У князя Андрея любовь к Родине и интерес к жизни слиты воедино, он не разделяет эти два чувства и хочет совершить подвиг во имя России. Старый князь, узнав о походе Наполеона на Москву, хочет хоть чем-нибудь помочь Родине, он становится главнокомандующим ополчения и отдается этому всей душой. Мысль о покровительстве генерала Рамо “приводила княжну Марью в ужас, заставляя ее” содрогнуться, краснеть и чувствовать еще не испытанное чувство злобы и гордости”. Она твердила себе: “Поскорее уехать! Эх скорее!”

            Всеми поступками Болконского руководит чувство долга, которое в нем развито очень сильно. Князь Николай Андреевич мог не принимать должность главнокомандующего, он был стар, но не счел себя вправе отказаться в такое время, и эта вновь открывающаяся ему деятельность возбудила и укрепила его.

            Князь Андрей уходит воевать, понимая, что он должен быть там, где он нужен Родине, тогда как мог остаться при особе государя. Описывая своих любимых героев, Толстой подчеркивал их близость к народу. Есть эта черта характера и у всех членов семьи Болконских. Старый князь очень хорошо вел хозяйство и не притеснял крестьян. Он никогда не отказал бы “в нужде мужикам”. Княжна тоже всегда готова помочь крестьянам, “ей странно было думать…, что могли богатые не помочь бедным”. А князь Андрей на войне заботится о солдатах и офицерах своего полка. Он был ласков с ними, в ответ на это “в полку его называли наш князь, им гордились и его любили”. Третье поколение Болконских — Николинька, сын Андрея; маленьким мальчиком видим мы его в эпилоге романа, но уже тогда он внимательно слушает Пьера, в чем происходит какая-то особая, независимая, сложная и сильная работа чувства и мысли. Он очень любит отца и Пьера и, убедившись, что отец одобрил бы революционные взгляды Безухова, говорит себе: “Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен…”

            Семья Ростовых также представлена в романе широко, всеобъемлюще. Например, курьезный и нелепый случай с медведем и квартальным вызывает у графа Ростова добродушный смех, у других — любопытство, а Марья Дмитриевна с материнской ноткой грозно журит бедного Пьера: “Хорош, нечего сказать! Хорош мальчик! Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел”. Ох, побольше бы таких грозных наставлений Пьеру, может быть, и не было бы непростительных ошибок в его жизни.

            Интересен и сам образ тетушки ->_ графини Марьи Дмитриевны. Она всегда говорила по-русски, не признавая светских условностей; надо заметить, что французская речь в доме Ростовых звучит гораздо реже, чем в петербургской гостиной (или почти не звучит). И то, как почтительно все встали перед ней, это отнюдь не фальшивый обряд вежливости перед “никому не нужной тетушкой” Шерер, а естественное желание выразить уважение почтенной даме. Таково старшее поколение Ростовых, живущих в согласии с движениями души. А каково же младшее? Всех представил здесь Толстой: Веру, Николая, Натащу, Петю, родственницу Соню, друга Бориса, не обошел вниманием и будущего мужа Веры — Берга.

            “Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно… голос у нее был приятный…” вера слишком “умна” для этого семейства, но ум ее обнаруживает свою ущербность, когда соприкасается с эмоционально-душевной стихией этого дома. От нее веет холодом и непомерным высокомерием, недаром она станет женой Берга — именно ему она под стать, этому наивному эгоцентрику. “Спокойно и учтиво” размышлял Берг о преимуществе пехоты против кавалерии, не замечая ни насмешки, ни равнодушия окружающих. Вполне серьезно, совсем в духе полковника Скалозуба, мечтал о вакансиях, полу ченных за счет убитых на войне. “Ну, батюшка, вы и в пехоте, и в кавалерии везде пойдете в ход; это я вам предрекаю, — сказал Шиншин, трепля его по плечу”. Берг и Вера, увы, несут в себе шаблоны салонной противоестественной жизни. Они не имеют собственной жизненной программы, довольствуются заимствованной на стороне. В романе есть лица раздражающие, есть персонажи, которые вызывают восхищение или ненависть, любовь, и среди них Николай Ростов — самый задушевный герой романа. Какой чудный детский мир в доме Ростовых: жизнь чище и разговоры веселее. Студент Николай Ростов — невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. Затем мы встречаем Ростова в гусарском Павлодарском полку.

            Сложный мир воинских взаимоотношений Николай выстраивает при помощи трех главных для него оснований: честь, достоинство и верность присяге. Он даже помыслить не может солгать. Двусмысленное положение, в котором он оказывается из-за поступка Телятина, удивляет даже бывалых однополчан. Недаром седовласый штаб-ротмистр увещевает Ростова: “Спросите у Денисова, похоже это на что-нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира?” Молодой Ростов уверен, что честь полка во внутренней иерархии ценностей выше и дороже чести личной. “Я виноват, кругом виноват!” — восклицает он, когда осознает это. На наших глазах происходит мужание характера. Порывистый, чистый юноша превращается в защитника отечества, связанного с товарищами по оружию корпоративным понятием чести.

            Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” — одно из самых густонаселенных произведений, известных мировой литературе. Каждое событие повествования притягивает к себе, подобно магниту, множество имен, судеб и лиц, огромное количество исторических персонажей, десятки героев, созданных творческой фантазией автора. Вслед за Толстым мы проникаем в сложный быт человеческого существования и вместе с ним разглядываем живые существа, которые в нем действуют. Это очень сложная, разнообразная, уходящая в бесконечный мир идей реальность.

            Семья Ростовых воплотила в себе лучшие черты русского дворянства; патриотизм, духовную и душевную щедрость. Двери московского дома графини Ростовой были всегда широко открыты «для званых и незваных». Илья Андреевич Ростов любил потратить деньги на устройство пира. В его семье любили балы, обеды, музыку. Здесь все прекрасно поют и танцуют.

            www.litrasoch.ru

            Проблема взаимоотношений между поколениями по тексту Крапивина (ЕГЭ по русскому)

            Что такое взаимоотношения между разными поколениями? И на чем они должны основываться? Российский писатель Владислав Петрович Крапивин в своем рассказе задается этими вопросами и поднимает проблему взаимоотношений между старшим и младшим поколениями.

            В данном тексте речь идет об отношениях дедушки и внука. Дедушка оставляет мальчику письмо, в котором дает советы, рассказывает о своих чувствах и говорит внуку, как сильно он его любит, а ведь именно на любви и должны строиться взаимоотношения поколений. Также дедушка наставляет мальчика, пытается помочь ему повзрослеть – он желает внуку самого лучшего, а Журка, дочитав письмо, чувствует невероятную тоску и одиночество из-за того, что уже не может снова увидеть дедушку. Это и есть проявление настоящего уважения и теплых чувств между старшим и младшим поколениями.

            Автор считает, что отношения разных поколений должны основываться на любви, уважении и взаимопонимании. Именно это позволяет младшим учиться на опыте старших.

            Нельзя не согласиться с мнением В. П. Крапивина, потому что между старшими и младшими должны царить дружба и теплые чувства.

            В произведениях русских классиков часто встречаются подтверждения точки зрения автора.

            В романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» мы видим семью Ростовых, в которой царит любовь и уважение между разными поколениями. Одним из проявлений этих чувств можно назвать ту поддержку, которую оказывает Наташа своей матери после гибели Пети. Героиня не позволяет матери остаться наедине с огромным горем и помогает ей пережить случившееся. Это показывает, насколько близкие отношения между разными поколениями в этой семье.

            Также мы видим подтверждение мнения В. П. Крапивина в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Семья Кирсановых является образцом правильных взаимоотношений старшего и младшего поколений. Аркадий всегда желает отцу самого лучшего – мы видим, как он уговаривает Николая Петровича жениться на Фенечке, зная, что это принесет его отцу счастье.

            Также, хоть Николай Петрович и не понимает новомодного увлечения Аркадия нигилизмом, он все равно не осуждает сына и пытается стать к нему ближе. Это свидетельствует о том, что в семье Кирсановых царят самые теплые семейные чувства между разными поколениями, даже несмотря на недопонимания.

            Таким образом, можно сделать вывод, что взаимоотношения поколений должны строиться на любви, дружбе и уважении. Именно такой и должна быть атмосфера в семье.