Проблемы взаимоотношений руководителя с коллективом

Взаимоотношения руководителя и подчиненного

Оптимизация взаимоотношений руководителя и подчиненного — один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых на подрастающее поколение. Этот вид общения и взаимодействия в основном не ограничивается решением только производственных задач. Он выходит за пределы программного контакта, распространяется на различные сферы человеческой жизни.

Расширение сферы общения за пределы рабочего процесса дает руководителю дополнительные сведения о человеке и составляет основу влияния на повседневную деятельность. Это дает возможность оптимизировать взаимоотношения, повышать управляемость работой.

Благоприятные отношения в процессе совместной деятельности руководителя и подчиненного обусловленные стилем руководства, средствами организации производственного и воспитательного процессов труда. Среди многих стилей руководства в деятельности наиболее отчетливо проявляются пять типовых.

Демократический стиль руководства выгодно отличается тем, что решение проблем коллектива и подчиненного происходит с участием каждого, что стимулирует активность и самостоятельность. Формируется активная причастность личности к общему делу коллектива. При таких условиях руководства руководитель проявляет определенную терпимость к критическим суждений своих подчиненных. Он стремится понять их, вникнуть в их личные дела как первый среди равных. Все обсуждают проблемы своей деятельности, принимают решения, выбирая оптимальный вариант, но окончательное решение все же формулирует руководитель.

Руководители, стиль работы которых демократический, постоянно общаются со своими подчиненными, знают их личную жизнь. Отношения таких руководителей и подчиненных доверчивые, отличаются активностью. Человек, сталкиваясь с трудностями, которые она не может самостоятельно преодолеть, советуется с руководителем, общение основывается на открытости и доверии, что хороший результат.

Автократический стиль руководства характеризуется тем, что руководитель единолично руководит деятельностью подчиненных, не опирается на актив группы или команды. Взгляды подчиненных он в основном не учитывает, их критические замечания вызывают у него возражения. Проявления инициативы зачастую отвергаются.

Личные взгляды, точки зрения сотрудников не принимаются во внимание, пренебрежительное общения ограничивается только рамками сугубо деловых взаимоотношений. Такие отношения часто обусловливают конфликтные ситуации в форме скрытого протеста и несогласия, что рано или поздно перерастает в открытый конфликт.

Авторитарный стиль руководства содержит основные черты автократического, хоть подчиненному все же предоставляется определенная свобода при обсуждении проблем, возникающих в жизни и деятельности коллектива.

Доминирующими при таком стиля руководства являются отношения, при которых подчиненные вступают на путь маскировки и пристраивания. Они выполняют роль, желаемую руководителю. Ведут себя так, как он того желает, что порождает неискренность и недоверие. Так возникает приспособленчество.

Микроклимат в коллективе насыщается недоразумением, эмоциональной напряженностью и в определенной степени подавлением инициативы. Недооцениваются чувство коллективизма и самостоятельности, которые являются ведущими качествами личности. Приспособление подчиненных к такому руководителю заставляет производить и прибегать к всевозможным уловкам «защиты» от единоличной власти. Они одевают всевозможные маски, выполняют роли, которые соответствуют стилю руководства. Стиль характеризуется и тем, что руководитель старается как можно меньше вмешиваться в социально-психологические процессы, происходящие в коллективе и в самой деятельности.

Он практически устраняет себя от выполнения своих функций и ограничивается в основном обязанностями администратора.

Непоследовательный стиль руководства представляет собой смесь всех предыдущих стилей. Он дезориентирует деятельность и общение с подчиненными. Руководитель часто действует в зависимости от своего эмоционального состояния. В работе и общении применяет тот или иной стиль руководства.

Непосредственно общаясь с руководителем, подчиненные не проявляют доверия к нему, а выполняют определенные «роли», что затрудняет их совместной деятельности, лишает их возможности творчески и продуктивно совершенствовать свое профессиональное мастерство. Стиль руководства работой по профессионального развития подчиненных складывается под влиянием субъективных и объективных факторов.

Субъективные факторы — это, прежде всего, характерологические качества личности руководителя: его темперамент и волевые качества, черты характера и способности, с одной стороны, а с другой — общая культура, уровень требований, особенности самооценки, критичность ума, социальные установки.

К объективным факторам относятся: стиль руководства администрации, накладывает отпечаток на деятельность руководителя; характер взаимоотношений в коллективе руководителей; наличие благоустроенных мест для работы, обеспеченность рабочего места достаточным количеством офисного оборудования и тому подобное. Однако обязательными психологическими условиями оптимального стиля руководства и общения руководителя и подчиненного является уважение руководителя к личности подчиненного и высокая требовательность к нему, положительный эмоциональный фон и творческое отношение к деятельности, наполненность ее эстетическим содержанием, устремленность в будущее.

studbooks.net

Проблемы взаимоотношений в системе: руководитель — подчиненный

Социологические науки

  • Вахитова Айгуль Рашитовна , магистр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ
  • ТЕОРИЯ ХЕРСИ И БЛАНШАРДА
  • ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВНУТРИ КОЛЛЕКТИВА
  • Похожие материалы

    Анализ управленческой деятельности в период формирования российского аграрного рынка позволяет сделать вывод о том, что одним из решающих условий успеха руководителя является необходимость обеспечения его влияния на своих подчиненных с целью полной их самореализации в профессиональной сфере. Заметим, что эффективный руководитель выполняет эту работу в процессе реализации трех основных ролевых функций: как высококвалифицированного специалиста, умелого организатора совместной трудовой деятельности, грамотного практического психолога и воспитателя подчиненных [1; 2].

    Выделяют 5 типов взаимоотношений внутри коллектива, существенно различающихся с точки зрения морально-психологического климата:

    1. Невмешательство: низкий уровень заботы руководителя о производстве и о людях. Руководитель много делает сам, не делегирует своих функций, не стремится к серьезным достижениям. Главное для него – сохранить свою должность.
    2. Теплая компания: высокий уровень заботы о людях, стремление к установлению дружеских отношений, приятной атмосферой, удобного для сотрудников темпа работы. При этом руководителя не особенно интересует, будут ли при этом достигнуты конкретные и устойчивые результаты.
    3. Задача: внимание руководителя полностью сосредоточено на решении производственных задач. Человеческий фактор либо недооценивается, либо просто игнорируется.
    4. Золотая середина: руководитель в своей деятельности стремиться оптимально сочетать интересы дела и интересы персонала, он не требует слишком многого от сотрудников, но и не занимается попустительством.
    5. Команда: наиболее предпочтительный тип взаимоотношений в рабочей группе. Руководитель стремится максимально учитывать интересы производства и интересы коллектива, объединению деловитости и человечности на всех уровнях отношений [3: 4].
    6. Не менее интересные исследования динамики межличностных отношений в системе «руководитель – подчиненный», предложенная двумя американцами – Херси и Бланшардом. В рамках этого подхода предполагается, что степень руководства сотрудником и его эмоциональной поддержки самым тесным образом связана с уровнем его профессиональной зрелости, т.е. по мере роста профессионализма руководитель все меньше управляет и все больше поддерживает сотрудника, вселяя в него уверенность в своих силах. Вместе с тем с достижением среднего уровня зрелости и выше руководитель не только меньше руководит, но и меньше эмоционально поддерживает его, поскольку такой подчиненный уже в состоянии сам контролировать себя, и в этой ситуации сокращение опеки расценивается как доверие со стороны шефа.

      Такой подход к проблеме позволяет использовать четыре вида отношений в системе «руководитель – подчиненный»: приказание, внушение, участие и делегирование [5].

      Согласно предлагаемой схеме приказание оптимально в случае низкого профессионализма, когда исполнитель не готов к самостоятельному выполнению задачи и не хочет брать на себя ответственность. Задача руководителя – инструктировать сотрудника, много руководить, и мало доверять.

      Внушение рекомендуется использовать на уровнях зрелости от сотрудника среднего до высокого: подчиненные еще не способны, но уже готовы взять на себя ответственность. Здесь особенно важны как руководство, так и поддержка, которые помогут добиться выполнения поставленной задачи.

      Участие наиболее эффективно на уровне зрелости от среднего до высокого. Сотрудник уже способен к самостоятельному выполнению задания и в такой ситуации требуется не столько руководство, сколько психологическая поддержка, совместное обсуждение проблемы и совместное принятие решения.

      Высокий уровень профессиональной зрелости предполагает передачу полномочий исполнителю – делегирование, что означает слабое управление и малую степень эмоциональной поддержки [6].

      Ученые отмечают 120 позитивных черт, которыми должен обладать руководитель. Однако в этом множестве есть такие качества, которые для руководителя особенно важны. Среди других работников он должен выделяться не силой власти, а прежде всего, своим авторитетом, а также силой энергии, большей разносторонностью, большей талантливостью.

      Авторитет руководителя – это его общепризнанное влияние, которое основано на значимости его должности, на доверии людей к его знаниям, опыту, нравственным достоинствам.

      Люди осознанно подчиняются тому руководителю, который является для них примером не только в профессиональном, но и нравственном аспекте, который умело, совмещает в себе организаторские и воспитательные способности со строгой самооценкой. В то же время любой руководитель должен всегда уметь поставить себя в положение своего подчиненного, т.е. обладать способностью проникновения. Только при этом условии он не поставит зависимого от себя человека в такую ситуацию, в которой тот не в состоянии справиться с возложенной на него задачей. Руководитель должен обладать чувством объективности, т.е. умением оценивать все как бы со стороны, на расстоянии. Это помогает ему лучше определить истинные причины проявления тех или иных действий подчиненного, вернее оценивать достигнутые результаты, принимать правильные меры, чтобы укрепить уверенность у добросовестных работников и поправить нерадивых. Ему необходимо корректировать и свои действия, которые со стороны подчиненных вызывают отрицательное отношение. Проявление объективности требует от руководителя большой силы воли.

      Основополагающее значение для формирования чувства уважения к своему руководителю, имеет уважение чужого достоинства. Нравственно-психологической основой этого принципа является аксиома, согласно которой ни один человек не чувствует себя достаточно комфортно без положительной самооценки. Следовательно, руководитель обязан видеть в каждом подчиненном не должность, а личность, проявлять доброжелательность и терпимость, с уважением относится к его личной жизни, но при этом избегать советов в этой области [7].

      Эффективность управления коллективом может быть достигнута при чутком отношении руководителя к своим подчиненным, соблюдении им принятых социальных норм, умении ценить в каждом человеке личность и чувство его полезности для людей, как бы он ни отличался уровнем своих способностей и занимаемым положением. Кемаль Ататюрк когда-то заметил: «И лучшие люди иногда попадают в худшие ситуации». Помня это, руководитель, ни при каких обстоятельствах, не должен ущемлять достоинства других людей, в какие бы ситуации они не попадали [8; 9].

      Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что, помимо официальных обязанностей, закрепленных в соответствующих документах, руководителю по отношению к своим подчиненным много неофициальных обязанностей. Они состоят в справедливом и уважительном отношении к работникам, проявлении интереса к их здоровью, личным проблемам, успехам, взаимоотношениям в коллективе, оказании им при необходимости всесторонней помощи [10; 11].

      Одним словом, отношение «руководитель и подчиненные» должно быть идеальными, создающими условия для плодотворной деятельности, дающей большие результаты в работе и отношениях в коллективе.

      Список литературы

      1. Игебаева Ф.А. Об этических и организационных аспектах управления персоналом //Модернизация современного общества: пути созидания и развития: Материалы международной научно-практической конференции: в 4-х ч. – Ч. 2. – Саратов: Изд-во «КУБиК», 2011. – 296с.
      2. Игебаева Ф.А. К вопросу о повышении эффективности управленческой деятельности на предприятиях АПК // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2013, №3 – С.13 – 15.
      3. Мальханова И.А. Деловое общение: учебное пособие. – М.: Академический Проект,2002. – 224с.
      4. Мельников О.Н., Ларионов В.Г. Руководитель и подчиненный – Российское предпринимательство. — 2001. — № 11 (23). — 52-59с.
      5. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник для сред. проф. Образования – М.: Издательский центр «Академия»,2006. – 160с.
      6. Галимова Г.Н., Игебаева Ф.А. Стили руководства //Уральский регион Республики Башкортостан: человек, природа, общество: Материалы региональной научно-практической конференции. – Сибай: Изд-во ГУП РБ «СГТ», 2010. – 268с.
      7. Морозов А.В. Деловая психология. СПб.: Изд-во «Союз», 2002. – 576с.
      8. Игебаева Ф.А. Стиль управления – главная характеристика деятельности менеджера //Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения: сб. статей. Международной научно-практической конференции в 9 частях. Часть 8. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. – 344с.
      9. Игебаева Ф.А. Современный руководитель АПК: каким он должен быть (на примере Республики Башкортостан) // Аграрный вестник Урала Всероссийский научный аграрный журнал, 2014. №6 (124) – С.105 –108.
      10. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации: практикум. – Уфа: Башкирский ГАУ, 2013. – 176 с.
      11. Игебаева Ф.А. О преимуществах и недостатках управленческих стилей. В сборнике: RESONANCES SCIENCE Proceedings of articles the international scientific conference. Editors prof. V.I. Pishhik, N.G. Poteshkina, Ju.A. Medvedev. 2016. С. 305-310.

      Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

      Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

      novainfo.ru

      Оптимизация взаимоотношений руководителя и подчиненного — один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых на подрастающее поколение. Этот вид общения и взаимодействия основном не ограничивается решения ям только производственных задач. Он выходит за пределы программного контакта, распространяется на различные сферы человеческой жизнитя.

      Распространение сферы общения за пределы рабочего процесса дает руководителю дополнительные сведения о человеке и составляет основу влияния на повседневную деятельность. Это дает возможность оптимизировать взаимоотношения, пидвищува ать управляемость работоспособностью.

      Благоприятные отношения в процессе совместной деятельности руководителя и подчиненного обусловлены стилем руководства, средствами организации производственного и воспитательного процессов труда. Среди многих стилей руководства в д деятельности наиболее четко выявляются пять типовх.

      Демократический стиль руководства выгодно отличается тем, что решение проблем коллектива и подчиненного происходит при участии каждого, стимулирует активность и самостоятельность. Формируется активная. Причем етнисть личности в общее дело коллектива. При таких условиях руководства руководитель проявляет определенную терпимость к критическим суждениям своих подчиненных. Он стремится понять их, вникнуть в их личные дел и как первый среди равных. Все обсуждают проблемы своей деятельности, принимает решение, выбирая оптимальный вариант, но окончательное решение все же формулирует рувник.

      Руководители, стиль работы которых демократический, постоянно общаются со своими подчиненными, знают их личную жизнь. Отношения таких руководителей и подчиненных доверчивые, отличаются активностью. Человек, стыка аючись с трудностями, которые она не может самостоятельно преодолеть, советуется с руководителем, их общение основано на открытости и доверии, что имеет хороший результаат.

      автократичный стиль руководства характеризуется тем, что руководитель единолично руководит деятельностью подчиненных, не опирается на актив группы или команды. Мнения подчиненных он в основном не учитывает, их крит тические замечания вызывают у него возражения. Проявления инициативы зачастую отвергаютсяся.

      Личные взгляды, точки зрения сотрудников не учитываются, пренебрежительное общение ограничивается только рамками сугубо деловых взаимоотношений. Такие отношения часто обусловливают конфликтные ситуации в форме прих кается скрытая протеста и несогласия, что рано или поздно перерастает в открытый конт.

      Авторитарный стиль руководства содержит основные черты автократического, хотя подчиненному все-таки предоставляется определенная свобода при обсуждении проблем, возникающих в жизни и деятельности коллектива

      Доминирующими по такого стиля руководства являются отношения, при которых подчиненные вступают на путь маскировки и пристраивания. Они выполняют роль, желаемую руководителю. Ведут так, как он того желает, что пород джуе неискренность и недоверие. Так возникает приспособленчествотво.

      Микроклимат в коллективе насыщается недоразумением, эмоциональной напряженностью и в определенной степени подавлением инициативы недооцениваются чувство коллективизма и самостоятельности, являющихся ведущими качествами лич сти. Приспособление подчиненных к такому руководителю заставляет вырабатывать и прибегать к всевозможным уловкам»защиты»от единоличной власти. Они одевают всевозможные маски, исполняют роли, которые соответствуют стилю ке ривництва. Стиль характеризуется и тем, что руководитель старается как можно меньше вмешиваться в социально-психологические процессы, происходящие в коллективе и в самой деятельностимій діяльності.

      Он практически устраняет себя от выполнения своих функций и ограничивается преимущественно обязанностями администратора

      Непоследовательный стиль руководства представляет собой смесь всех предыдущих стилей. Он дезориентирует деятельность и общение с подчиненными. Руководитель часто действует в зависимости от своего эмоционального состояния. В работе и спилкува. Анне применяет тот или иной стиль руководствтва.

      Непосредственно общаясь с руководителем, подчиненные не проявляют доверия к нему, а выполняют определенные»роли», что затрудняет их совместной деятельности, лишает их возможности творчески и продуктивно совершенствовать свои й профессиональное мастерство. Стиль руководства работой по профессионального развития подчиненных складывается под влиянием субъективных и объективных факторових чинників.

      Субъективные факторы — это, прежде всего, характерологические качества личности руководителя: его темперамент и волевые качества, черты характера и способности, с одной стороны, а с другой — общая культура, уровень нь требований, особенности самооценки, критичность ума, социальные установки.

      К объективным факторам относятся: стиль руководства администрации, что накладывает отпечаток на деятельность руководителя; характер взаимоотношений в коллективе руководителей, наличие благоустроенных мест для работ ты, обеспеченность рабочего места достаточным количеством офисного оборудования и т.д.. Однако обязательными психологическими условиями оптимального стиля руководства и общения руководителя и подчиненного является уважение а руководителя к личности подчиненного и высокая требовательность к нему, положительный эмоциональный фон и творческое отношение к деятельности, наполненность ее эстетическим содержанием, направленность в будущееє.

      Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

      uchebnikirus.com

      Проблемы взаимоотношений руководителя с коллективом

      ЭТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ — система норм нравственного поведения руководителя, основанная на понимании и учете психологии работников, воспитании личности, культуре управления и умении управлять своими чувствами, эмоциями в процессе личностных взаимоотношений руководителя с подчиненными, вышестоящими руководителями и коллегами. [c.444]

      ЭТИКЕТ СЛУЖЕБНЫЙ — система личностных взаимоотношений руководителя с подчиненными, вышестоящими руководителями и коллегами. Определяющий принцип Э.с. — сотрудничество и взаимопонимание. Руководитель, строя свои взаимоотношения с подчиненными на деловой основе, должен хорошо знать психологические особенности каждого работника. Э.с. обеспечивает установление личных контактов, содействует решению деловых вопросов, формирует благоприятную соц. и психологическую атмосферу в коллективе. [c.444]

      Теория X» предполагает авторитарный стиль управления, основанный на системе вознаграждений и наказаний («принцип кнута и пряника») в сочетании с деперсонализацией взаимоотношений руководителя и работника. Подобный подход выражается главным образом в личной ответственности за достижение финансовых целей (таких, например, как выполнение бюджета) и в установлении жесткого контроля за системой мер воздействия на работников в случае, когда цели не достигнуты. [c.775]

      Взаимоотношения руководителя и главного бухгалтера предприятия с собственниками, органами исполнительной вла- [c.250]

      Консультирование необходимо осваивать специалистам, работающим в этой области, и руководящему персоналу. Объективные процессы рыночной экономики способствуют разделению труда. В сфере управленческой деятельности отражением этого разделения оказывается выделение консультирования в самостоятельную предпринимательскую деятельность, а следовательно, появляется потребность в правилах взаимоотношений руководителя и консультанта. [c.385]

      Каковы взаимоотношения руководителя организации с временным управляющим [c.298]

      Люди не одинаковы по своему характеру, возрастным и профессиональным склонностям, образовательному уровню и по-разному реагируют на те или другие явления. Проявление бездушия и бюрократизма, организационные неполадки, неправильные взаимоотношения руководителя с подчиненными и многое другое — все это влияет на настроение работника и его отношение к труду. Взаимоотношение работников в процессе труда на любом уровне должно строиться на основе уважения друг к другу, товарищеской взаимопомощи и деловой принципиальности. Умелое использование всех форм морального и материального поощрения способствует сплоченности коллектива. Все это оказывает благоприятное влияние на психологический климат в коллективе и в итоге становится одним из самых действенных факторов повышения качества продукции и роста производительности труда. [c.62]

      Деловое общение секретаря не ограничивается контактом с посетителями. Важнейшее место в его работе занимают взаимоотношения руководитель — секретарь. [c.295]

      Для того чтобы взаимоотношения руководитель — секретарь успешно складывались, следует координировать совместную работу, устанавливать регламент работы. [c.297]

      Следует иметь в виду и следующее. Во-первых, имидж организации зависит не только от ее общей деятельности, деятельности ее руководителей, но и от деятельности ее подсистем. Во-вторых, на образ организации влияет поведение ее членов, и в этом случае он в известном смысле персонифицирован. В-третьих, имидж организации напрямую зависит от ее упорядоченности, сплоченности организация, раздираемая противоречиями и конфликтами, вряд ли может рассчитывать на привлекательный для партнеров и населения имидж. В-четвертых, имидж зависит от стандартов, принципов, норм, утвердившихся в организации — положительное влияние оказывают демократизм, гуманизм, порядочность во взаимоотношениях руководителей с подчиненными и друг с другом. В-пятых, для создания и укрепления нужного имиджа важное значение имеет отношение работников к своей организации и ее руководителям, ее миссии, стратегии и тактике. [c.87]

      Одна из основных проблем организации как системы состоит во взаимоотношениях руководителей и подчиненных, согласовании целей сотрудников и организации. Этот аспект управления, который обычно называется проблемой «принципал—агент», мы рассмотрим ниже. [c.237]

      Роли и взаимоотношения руководителей [c.301]

      Одним из факторов повышения управляемости, а значит, и изменения характера власти, является партнерство — управление, осуществляемое на основе участия всех членов организации или группы в разработке и принятии решений, совместное управление. Партнерство характеризует взаимоотношения руководителя и подчиненных ему людей — но лишь те, которые способствуют интеграции интересов, замыслов, намерений, стремлений, характеризует понимание и поддержку руководителя персоналом. Эффективность партнерства в немалой степени зависит от авторитета руководителя, механизма управления, избранного и используемого им, целей и социально-психологической атмосферы в организации. Управляемость как фактор власти зависит от [c.300]

      Рассмотрим мотивацию и феномен признания заслуг на примере простых ситуаций, в которых между вовлеченными сторонами существует прямая зависимость, а именно, взаимоотношения руководителя и работника. Руководитель хочет, чтобы его подчиненный совершенствовал свои навыки или произвел бы конкретное действие, а работник вполне способен сделать то, что от него требуется. Мотивация его проистекает из ожидаемой похвалы после выполнения поставленной задачи. Однако то, что требует руководитель, связано с приложением определенных усилий, тогда признание принимает форму постоянной поддержки. Даже если что-то сделано неправильно, признание и тем самым мотивация могут проистекать из подробного объяснения того, что было сделано не так и как исправить ситуацию. [c.108]

      S значимые характеристики внутренней рабочей среды (субординация во взаимоотношениях руководителей и подчиненных, взаимоотношения между ними, требования к внешнему виду работников и т.д.) [c.335]

      С кем испытуемый связан по работе Ответ на данный вопрос будет характеризовать взаимоотношения руководителя как в процессе основной деятельности, так и вне ее. Одновременно бывает полезно установить, как осуществляются взаимоотношения по телефону, через личные контакты или через посредника. [c.318]

      Рассмотрим модель ситуационного лидерства, позволяющую проанализировать взаимоотношения руководителей и подчиненных в разных конкретных ситуациях (см. схему 2). [c.168]

      Схема 2. Взаимоотношения «руководитель — подчиненные» [c.169]

      Недопустимо противопоставление производственных задач воспитательной работе в коллективе. Чтобы избежать ошибок во взаимоотношениях руководителя и подчиненного, мастер, бригадир, начальник цеха должны обладать знаниями социально-психологических основ управления производственным коллективом. Такие знания могут дать занятия на различных курсах и в семинарах для руководителей, а также самостоятельное изучение специальной литературы. [c.201]

      Благоприятный психологический климат — важное условие успешной работы. Во многом он определяется взаимоотношениями руководителя с коллективом. Обычно эти взаимоотношения зависят от деловых и личных качеств руководителя. [c.282]

      Очевидна желательность того, чтобы взаимоотношения руководителя с подчиненными строились прежде всего на взаимоуважении и личной приязни, а не на власти, проистекающей из его правового статута. Здесь важно считаться с тем, что у каждого сложившегося коллектива существуют, как правило, определенные представления относительно того, каков должен быть руководитель, чтобы он мог рассчитывать на авторитет. Представления эти неодинаковы в различных коллективах, но большей частью в своих принципиальных моментах они совпадают и обычно бывают справедливыми (исключая сравнительно редкие случаи коллективного эгоизма). [c.25]

      Индивидуальный стиль формируется в зависимости от того, в каком соотношении реализуются в деятельности руководителя такие его качества, как идейно-политические, организаторские, профессиональные и морально-этические. Тип стиля и определяется тем из названных компонентов, который доминирует в его личности. Сказанное подтверждается результатами представительных социологических исследований взаимоотношений руководителей хозяйственных систем с подчиненными. [c.44]

      Разумеется, взаимоотношения руководителя и подчиненных, определяющие стиль работы, могут быть сгруппированы и по-другому. Но не в этом суть. Для нас сейчас важно то, что при любой аргументированной классификации, как и по приведенным 20 параметрам, четко выделяются директивный, демократический (коллегиальный) и либеральный типы отношений. Воспроизведем характерные черты, соответствующие этим типам стилей руководства (различающимся главным образом по признакам порядка распределения обязанностей, методов подготовки, принятия и организации выполнения решений, форм контактов с исполнителями и контроля их деятельности). [c.45]

      Очень важную роль играет правильная организация взаимоотношений руководителей с подчиненными, при которых, во-первых, всегда надо соблюдать правила такта и приличия, а во-вторых, использовать сравнительно несложные, но важные приемы, которые облегчают такое общение. [c.165]

      В частности, важную роль играет правильная организация взаимоотношений руководителей с подчиненными, которая включает в себя такие вопросы, как культура управленческого общения, этика поведения руководителя и др. [c.175]

      Чтобы взаимоотношения руководитель — секретарь развивались успешно, важно научиться правильно координировать совместную работу, устанавливать регламент работы. В каждом конкретном случае должны быть учтены специфические условия и факторы работы, личностные особенности руководителя и секретаря время прихода на работу, время доклада о корреспонденции и текущих дедах, время и продолжительность обеденного перерыва, приема посетителей, время ухода с работы. [c.534]

      Социально-психологические методы управления основаны на глубоком анализе социальных факторов производства и учета психологических особенностей работников. Правильное решение проблем способствует сплочению людей вокруг главных целей хозяйственной политики и повышению эффективности управления. Научное управление производством предполагает знание процессов, характерных для производственного подразделения как социального организма. Конкретные социологические исследования, изучающие эти процессы, дают руководителю данные, необходимые для создания здорового производственного климата и управления социальным развитием коллектива. Большое значение для совершенствования руководства имеют и социально-психологические исследования, раскрывающие взаимоотношения руководителей и исполнителей и позволяющие формировать методы работы хозяйственного руководителя, основанные на знании психологии руководства. [c.238]

      Эффективность перестройки деятельности производственного коллектива, уровень его сплоченности, состояние социально-психологического климата в нем во многом будут зависеть от -установления деловых взаимоотношений руководителя предприятия (объединения) с партийной организацией, ее секретарем. Если партийная организация принципиально защищает. государственные интересы, своевременно реагирует на все его отступления от норм морали и этики, то в таких коллективах, как правило, наличествует общность интересов и взглядов, устанавливаются деловая атмосфера и хорошее рабочее настроение. Руководи- [c.78]

      Набор программ, используемых в процессе обучения и переобучения руководителей, должен соответствовать изменившимся и возросшим требованиям к руководителям. К наиболее важным относятся программы улучшения коммуникаций в коллективах компаний, взаимоотношений руководителей с подчиненными, формирование команд, разработки стандартов исполнения решений, управления конфликтами. Программы призваны ориентировать руководителей на бескризисное управление, повышение конкурентоспособности за счет максимального использования в работе человеческих ресурсов в противоположность экономическому росту, достигаемому за счет дополнительных капиталовложений. [c.113]

      Одним из важнейших деловых контактов являются взаимоотношения руководитель — секретарь. Поскольку секретарь является первым помощником руководителя, он должен выполнять работу в его стиле, отождествлять свои служебные интересы с деятельностью своего руководителя, быть глубоко заинтересованным в его успешной и эффективной деятельности. Фактически секретарь является личным организатором руководителя, помогает ему в планировании рабочего времени и в выполнении намеченных мероприятий, освобождает от выполнения вспомогательно-технических операций, фильтрует потоки корреспонденции, телефонных вызовов и посетителей. Установить нужный деловой контакт между руководителем и секретарем удается, как правило, не сразу, требуется Испытание временем совместной работы. [c.134]

      Секретарь должен принять к сведению полученную информацию, пожелания руководителя, уяснить свои обязанности, права, пределы компетенции, оценить ответственность предстоящей работы, осознать свое место и положение в коллективе. На этапе вводной беседы закладывается основа деловых взаимоотношений руководителя и секретаря, которые будут совершенствоваться в результате совместной работы. Но следует учитывать, что достижение наилучшего контакта потребует от руководителя и секретаря определенных усилий. С годами взаимопонимание будет укрепляться и совершенствоваться. [c.135]

      О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РУКОВОДИТЕЛЯ И ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА [c.42]

      В рассматриваемом плане поучительны результаты представительного социологического исследования взаимоотношений руководителя с подчиненными, выполненного по материалам промышленных предприятий. Было выделено двадцать основных отношений. Вот они [c.16]

      В трудовом коллективе, состоящем из нескольких или нескольких десятков работников, вообще необязательно официально определять организацию разделения труда, полномочий, передачи информации и другие важные моменты организационной структуры. Малая организация действует гибко, без промежуточных уровней, быстро приспосабливается к новым ситуациям. Обычно в малом трудовом коллективе положение руководителя очень четко не определяется. Зачастую происходит так, что один или несколько человек в силу своей большей опытности или большей компетентности становятся лидерами неформальных групп. Самое важное в таких случаях, чтобы работа шла и приносила результаты. Начальствование не подчеркивается, эти обязанности выполняются параллельно с прочей работой. И руководитель, и работники, выполняющие функции начальников, сами делают довольно большой объем работы и участвуют в практической деятельности. Взаимоотношения руководителей и подчиненных носят довольно непосредственный и открытый характер. Если прерываются информационные потоки, дело можно сразу же поправить с помощью вопросов. Без бюрократических отношений сотрудники работают с удовлетворением и эффективно. [c.165]

      При демократическом стиле руководитель постоянно советуется с подчиненными, члены коллектива принимают активное участие в обсуждении вопросов предстоящей деятельности. Это развивает общительность и доверительность как во взаимоотношениях исполнителей между собой, так и во взаимоотношениях руководителей с подчиненными. Демократический стиль способствует развитию самоуправления в коллективе, а у членов коллектива появляется состояние уверенности в своих возможностях. В коллективе утверждается атмосфера инициативы и творческой активности. [c.181]

      Централизованные функции направлены на координацию политики в области управления персоналом, на обеспечение эффективности учета и на проведение рамочных переговоров. Аналогично построены взаимоотношения руководителя исследовательской группы на уровне дивизионального отделения и руководителя централизованного отдела НИОКР, который создает общую сервисную службу, проводит единую научно-исследовательскую политику, отслеживает тенденции развития по соответствующим направлениям, по которым предприятие работает за границей. Практически здесь возникают двойные связи дисциплинарно руководитель продуктовой исследовательской группы подчиняется руководителю всей продуктовой группы, предметно он должен руководствоваться установками центрального отдела исследований. [c.77]

      Субъективная организационная культура служит базой для формирования управленческой культуры, т.е. стилей руководства, технологии принятия управленческих решений, характера взаимоотношений руководителя и коллектива сотрудников, профессионализ- [c.157]

      Когда важнейшие переменные взаимоотношения руководитель—подчиненный определены, каждому элементу модели придается определенный вес. Взвешивание отражает значимость каждого из факторов контроля. Наиболее важный фактор — это руководство и контроль с максимальным весом. Он отражает время, необходимое для руководства и контроля подразделений в организации. Каждая управленческая позиция оценивается, а взвешенным переменным контроля присвается очко. Очки суммируются, результат представляет собой индекс руководства. Общая сумма в результате очков отражает бремя руководителя, связанное с охватом контролем. Чем выше индекс, тем больше бремя и, следовательно, больше объем контроля. Предложенный охват контролем был разработан для позиции руководителя среднего уровня управления. [c.284]

      Стиль руководства отражается не только на взаимоотношениях руководителя с подчиненными, но и в проявлении самостоятельности руководства. Например, некоторые руководители считают необходимым самостоя- [c.210]

      Вообще-то проблема взаимоотношений руководителя с его окружением стара как мир. По свидетельству Гельвеция, еще в древние времена, когда Клеон Афинский стал членом правительства, он созвал своих друзей и сказал им, что отказывается от их дружбы, ибо она могла бы послужить для него поводом пренебречь своим долгом и совершить какие-нибудь несправедливости. Если при назначении на ответственное место он, движимый дружбой, слабостью, ходатайствами или ленью, отдаст преимущество человеку посредственному перед человеком выдающимся, то он должен считать себя несправедливым, какие бы похвалы ни воздавали его честности окружающие его люди. [c.134]

      К нравственно-психологическим чертам относятся правдивость твердость и гибкость, требовательность, чуткость, скромность и др. Эти черты проявляются в повседневной управленческой деятельности, во взаимоотношениях руководителя с подчиненными и коллегами. Определяющими в этих отношениях должны быть товарищеское сотрудничество и взаимопомощь. Сейчас на первый план выдвигаются задачи оптимальной организации труда, создания здорового социально-психологического климата в коллективе, повышения общей культуры управленческого труда, культуры общения, углубления знаний психологии, педагогики и социологии. Без этих знаний руководитель не сможет выполнять важную задачу — воспитание коллектива, отдельной личности. Руководителю, как отмечает В.М Шепель, желательно обладать тремя Д» доступностью, доброжелательностью, добропорядочностью»2. [c.100]

      С действием неформальной структуры тесно связан психологический климат — реальное состояние взаимоотношений людей в коллективе как участников совместной деятельности. В оценке психологического климата коллектива целесообразно различать, с одной стороны, взаимоотношения между людьми равного служебного положения, с другой — взаимоотношения между руководителем и подчиненными. В определенных ситуациях эти стороны могут не соответствовать друг другу, и тогда между сотрудниками возникают напряженные взаимоотношения. Руководитель обязан умело регулировать психологический климат, стремясь к деловому и эмоциональному единству всего коллек- [c.56]

      economy-ru.info