Продуктивная деятельность для детей с умственной отсталостью

Продуктивная деятельность для детей с умственной отсталостью

Деятельность — это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которой живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на окружающую действительность, и удовлетворяет свои потребности. При всём многообразии видов деятельности в каждом из них можно выделить основные структурные единицы:

  1. Мотивы — всё то, что побуждает человека к поступкам, различным видам деятельности, что направляет их, то, ради чего деятельность осуществляется.
  2. Цели — прогнозируемые результаты, на достижение которых направлена деятельность.
  3. Средства, которые включают как внешние материальные действия, так и внутренние, осуществляемые в плане образа с помощью различных психических процессов и являющиеся фактически показателем уровня развития последних.

Для умственно отсталых детей характерно позднее и неполноценное формирование всех видов деятельности. Особенно страдает у дошкольников произвольная деятельность. Это обусловлено тем, что ее осуществление требует определенного уровня развития мышления и речи, устойчивости внимания, а также умения целенаправленно приложить волевые усилия. Выполнение различных видов деятельности, предполагающих практические действия, затруднено, т.к. часто наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы этих детей.

Уже на первом году жизни умственно отсталых детей наблюдаются нарушения ведущей деятельности данного периода — непосредственного эмоционального общения со взрослым. Интерес к взрослому неустойчив или отсутствует, коммуникативные средства общения этого возраста (улыбка, голосовые реакции, двигательные реакции) также обеднены или практически отсутствуют.

Простейшая предмето-практическая деятельность, включающая в себя элементы самообслуживания, детьми с недоразвитием интеллекта выполняется с трудом. Требуется зачастую длительное, целенаправленное обучение. Дошкольники неловки, невнимательны, легко отвлекаются, быстро забывают последовательность действий. В раннем возрасте предметная деятельность у умственно отсталых детей не формируется, т.к. в младенчестве не сформированы предпосылки для ее развития. В основном наблюдаются манипуляции с предметами, носящие неадекватный характер. Количество неадекватных по своему характеру манипуляций с предметами сокращается лишь на шестом году жизни детей с недоразвитием интеллекта. У детей старше пяти лет возникает интерес к процессуальным действиям, но они часто стереотипны, формальны, т.е. умственно отсталые дети повторяют действия взрослых, не осознавая из смысла.

Для нормально развивающихся детей в дошкольном возрасте ведущим видом деятельность является игра. У умственно отсталых детей игра без специального обучения не возникает. Иногда наблюдаются отдельные игровые действия, но у детей с недоразвитием интеллекта они не имеют смыслового наполнения. В играх нормально развивающихся сверстников умственно отсталые дети либо не могут принять участия, либо выполняют подсобные роли. Это связано с тем, что ребенок с недоразвитием интеллекта ограниченно способен к контакту со сверстниками.

Продуктивные виды деятельности. Из продуктивных видов деятельности наиболее изучена изобразительная деятельность умственно отсталых детей (Т.Н. Головина, О.П. Гаврилушкина и др.). Изобразительная деятельность умственно отсталых детей формируется замедленно и своеобразно. В их рисунках есть характерные черты, имеющие диагностический характер. Умения детей, лишенных специального обучения в детском саду или семье, долго остаются на уровне простых каракуль, и лишь к концу дошкольного детства может появиться предметный рисунок. Рисунки отличаются грубыми ошибками и неточностями.

Трудовая деятельность у нормально развивающихся дошкольников формируется в предпосылках — в виде самообслуживания и бытового труда. У умственно отсталого ребенка без специального обучения не формируются даже предпосылки для формирования трудовой деятельности, но в условиях адекватного обучения и воспитания у них могут быть сформированы некоторые навыки самообслуживания.

К концу дошкольного возраста у детей с недоразвитием интеллекта не формируется психологическая готовность к школьному обучению, которая представляет собой систему мотивационно-волевых, познавательных и социальных предпосылок, необходимых для перехода ребенка к следующей ведущей деятельности — учебной. Поскольку психическое недоразвитие при умственной отсталости носит системный характер, к концу дошкольного возраста дети данной категории оказываются совершенно неготовыми к систематическому школьному обучению.

cito-web.yspu.org

Продуктивные виды деятельности в развитии глубоко умственно отсталых детей

Шаихова Валерия Викторовна
Продуктивные виды деятельности в развитии глубоко умственно отсталых детей

Проблема воспитания и обучения детей с глубокой умственно отсталостью не новая. Расширение опыта обучения детей с выраженными нарушениями интеллектуального развития выдвигает целый ряд практических и теоретических проблем. К ним относятся: определение целей, задач, форм коррекционной помощи, характеристики этапов, содержание обучения, его организацию, методы и приемы работы с названной категорией детей. Ребенка с выраженным недоразвитием интеллекта рассматривать надо как личность, которая имеет те же права, что и все другие члены общества, но в силу особенностей своего интеллектуального развития ему необходимо оказывать особые образовательные услуги. При условии систематической коррекционно-воспитательной работы ребенок с умственной отсталостью может достичь оптимального для него уровня развития. Основными условиями и факторами, способствующими продвижению психического развития детей, является их собственная деятельность и сотрудничество взрослого с ними. Обучение должно иметь практическую направленность, поскольку доступная ребенку деятельность (предметная, игровая, коммуникативная, конструктивная, изобразительная, трудовая и др.) является с одной стороны, источником знаний об окружающем мире, с помощью которого этот мир познается и преобразуется, а с другой — разные виды деятельности обеспечивают использование и закрепление умений, делают их индивидуальным достижением каждого ребенка, формируют его социальный опыт. Виды помощи ребенку с выраженным недоразвитием интеллекта и предоставляемые ему коррекционные услуги могут быть различными. Основную цель воспитания детей с умственной отсталостью можно сформулировать следующим образом: формирование его как социально равноправной личности, способной самостоятельно (в меру своих возможностей) жить в обществе людей, пользоваться основными правами гражданина.

Становление продуктивных форм деятельности у детей с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности определяется особенностями их сенсомоторного, интеллектуального, речевого развития, состоянием деятельности.

Важнейшими задачами раздела являются: формирование интереса к изодеятельности и конструированию, лепке и аппликации, реализация возможностей ребенка в процессе организованной взрослым деятельности, обеспечение условиями, необходимыми для формирования изобразительных и конструктивных навыков, формирование первичных оптико — пространственных связей. Занятия по изодеятельности должны включать в себя несколько видов деятельности, т. е. быть комплексными. Например: лепку и аппликацию, игру и рисование, рисование и аппликацию, рисование и конструирование, аппликацию, конструирование и игру. Это важно для того, когда ребенок не в состоянии сосредоточить внимание в течение всего занятия на одном виде деятельности. Кроме того, такое построение работы позволит формировать у детей понимание того, что предмет может быть изображен с помощью разных средств, в плоскости и объеме, и, несмотря на различия, это будет один и тот же предмет.

Самое главное, воспитатель должен продумать содержание, объем и степень сложности каждого занятия в соответствии с возможностями всех детей. В процессе проведения занятия создаются условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в своем темпе, проявлять максимальную степень самостоятельности при выполнении задания. Индивидуальный подход должен сочетаться с фронтальной работой. Успешность обучения детей с выраженной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых воспитателем. Их выбор зависит от содержания занятий, особенностей психофизического развития детей, уровня овладения ими изобразительной деятельностью. Работа по изобразительной деятельности включает: рисование, лепку, аппликацию. Каждая тема может быть реализована в течение двух-трех занятий. Содержание занятий планируется таким образом, чтобы дети могли один и тот же материал изучать при постепенном его усложнении. В зависимости от возможностей детей по мере обучения замедляется или увеличивается темп прохождения материала. Положительное влияние на ход проведения занятий оказывает введение игровых моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес детей к предлагаемой деятельности, вести их в течение всего занятия. Кроме того, целесообразно использовать художественное слово — стихи, загадки, потешки.

Важным элементом занятия изодеятельностью является музыка. Она создает особый эмоциональный настрой, способствует ритмической организации процесса рисования, усиливает выразительность создаваемых изображений и связывает их с игрой.

Занятия по изодеятельности требуют соответствующего оснащения, которое обеспечит возможность разнообразить виды работ, проводить как групповые, так и индивидуальные ее виды (коллективное рисование, аппликацию).

В процессе обучения изобразительной деятельности детей с выраженной умственной отсталостью целесообразно использовать следующие приемы и методы:

совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию;

действия по образцу;

действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа;

использование рисунков и аппликаций в процессе других занятий (ФЭМП, развития речи, лепки и т. д.).

Однако, основное значение для детей с психическим недоразвитием имеет не объем знаний ребенка, а сотрудничество с воспитателями или педагогами, которые помогают ему овладеть знаниями, доступными для него.

Важным элементом психологического сопровождения при обучении и воспитании детей с выраженным нарушением интеллекта является диагностика уровня их развития. Критерии доступности и сформированности тех или иных видов деятельности позволяет оценить зону актуального развития ребенка и выбрать содержание программы.

Сценарий праздника 1 сентября в в интернате для умственно отсталых детей «День занимательных уроков» Воспитатель: Сегодня у нас радостный праздник – первый учебный день после каникул. Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года.

Картотека дидактических игр по обучению грамоте умственно отсталых детей «Лесные музыканты» Оборудование: иллюстрации Ход: Запомните слова со звуком [б], которые встретятся вам в сказке. Купил баран на базаре.

Конспект интегрированного занятия «В гости к бабушке Арине» в специализированной группе для умственно отсталых детей Цель: выявить динамику развития умственно отсталых детей по программе Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зорина, Н. Д. Соколова «Программа.

Консультация «Продуктивные виды деятельности» Ребенок третьего года жизни отличается большой активностью и стремлением к самостоятельности. Поэтому отсутствие условий для проявления.

Особенности личностного развития умственно отсталых дошкольников Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет».

Открытый урок по природоведению для умственно отсталых детей «Дом, в котором я живу: моя школа, мой дом» Ход урока: I. Организация начала урока Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы.

Проблема и основные направления полового воспитания умственно отсталых школьников. Половое воспитание – процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу.

Программа по математике для 7 класса глубоко умственно отсталых детей Рабочая программа учебного предмета: «Математика» Уровень общеобразовательный Срок реализации 2016-2017 учебный год Составлена.

Сценарий праздника в детском доме-интернате для умственно отсталых детей «Разноцветный мир детства» Авторы: Веденеева Т. В. Карпова И. А. Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости, коллеги! Вот и наступил для нас долгожданный.

Специфика экологического воспитания умственно отсталых учащихся. Экологическое воспитание является частью нравственного воспитания, под которым понимается единство экологического сознания и поведения,.

www.maam.ru

Формирование деятельности у детей с тяжелой умственной отсталостью

Предметная, игровая, изобразительная, конструктивная и трудовая деятельность детей с тяжелой умственной отсталостью так же, как и у нормально развивающихся дошкольников, ложится в основу развития психических процессов и формирования личности ребенка. Общие закономерности развития нормального и аномального ребенка позволяет нам в качестве цели воспитания и обучения в специальных классах поставить максимально возможное приближение аномального развития к нормальному. Напомним, что для умственно отсталых детей характерно большое отставание в сроках развития восприятия. Поэтому первой специальной, коррекционной задачей является обеспечение как можно более раннего начала развития восприятия.

Наряду с поздними сроками начала развития у умственно отсталых детей наблюдается замедленный темп развития восприятия. Следовательно, второй задачей оказывается ускорение темпа развития восприятия и его интенсификация. Аномальное развитие детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями характеризуется не только отставанием, но и наличием отклонений. Следовательно, третья специфическая задача — преодоление имеющихся отклонений, в одних случаях — коррекция, в других — компенсация.

Опыт показывает, что дети с особыми потребностями далеко не всегда самостоятельно используют в деятельности те возможности восприятия, которые у них уже есть. Этому их надо учить. В процессе восприятия у ребенка постепенно накапливаются зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, вкусовые образы. Чрезвычайно важной задачей обучения оказывается своевременное и правильное соединение полученных ребенком представлений со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойств и отношений, делает эти образы более четкими, стойкими. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызывать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло много времени и предмета, который ребенок воспринимал, уже нет перед ним.

Для того чтобы развитие восприятия и представлений у умственно отсталых детей шло успешно, в их обучении нужно применять специальные методики. Прежде всего, необходимо правильно сочетать словесные и наглядные методы обучения. Как уже говорилось ранее, у детей с тяжелой умственной отсталостью вся деятельность формируется с опозданием и отклонениями на всех этапах развития. Не возникает своевременно ни один из видов деятельности, присущих данному возрасту, не формируется та ведущая деятельность, которая призвана стать опорой всего психического развития в данном возрастном периоде. Поэтому одной из существенных задач коррекционно-воспитательной работы становится формирование предпосылок к развитию деятельности и целенаправленное обучение всем ее видам. При этом необходимо учитывать генетический ход развития всех видов деятельности у нормального ребенка. Предпосылками к развитию всей деятельности ребенка является появление определенных потребностей, мотивов, интересов: чтобы ребенок начал действовать с предметами, у него должна возникнуть необходимость, потребность в их употреблении, в овладении способами действий с ними. Однако одной потребности для возникновения деятельности недостаточно, ребенок должен научиться понимать цель деятельности и в доступной форме, в доступных пределах анализировать условия деятельности. А после осознания цели и умения “увидеть” все этапы действия и возможности их осуществить. Следовательно, ребенок должен иметь уже достаточный уровень развития восприятия и моторики. Слабое развитие восприятия оказывается одной из причин замедленного и несвоевременного перехода от одного вида деятельности к другому, несомненно, весьма отрицательно сказывающегося на всем ходе психического развития ребенка. Недостаточное понимание роли разных факторов в развитии деятельности приводит в ряде случаев к тому, что при обучении детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью не используются все возможности коррекции развития, сократив их не за счет формирования, а за счет своеобразного игнорирования. Примером таких попыток может служить стремление перевести детей-имбецилов на уровень сюжетно-ролевой игры (прерывая развитие предметно — игровых действий и процессуальной игры, направленных на овладение предметными действиями, имеющих свои мотивы, необходимые для развития предметной деятельности и обеспечивающие в дальнейшем полноценное развитие как самой игры, так и других видов деятельности). Не овладевшие средством осуществления предметной деятельности — действием с предметами, дети искусственно переводятся на формальное овладение средствами интеллектуальной деятельности — заместителем, знаком, символом, что фактически не ведет к развитию как самой игры, так и других видов деятельности. Между тем, имеется другой путь — максимальное формирование и поощрение развития самой предметной деятельности на базе возникновения соответствующей потребности и развития восприятия.

Хотя все виды деятельности имеют общую структуру, каждый из них имеет свою специфику, свои законы развития и возрастные особенности.

Предметная деятельность является исходной при формировании других видов деятельности, необходимой как условие психического развития ребенка. Поэтому обучение предметным действиям и формирование предметной деятельности оказывается одной из центральных задач в коррекционной работе в специальном классе. Обучение предметным действиям проводится на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на всех видах занятий по трудовому воспитанию, а также на уроках чтения, грамоты, пения, математике, во всех режимных моментах школы. Не следует думать, что при активной коррекционной работе можно закончить формирование предметной деятельности на 1-2 годах обучения. Эту работу необходимо проводить постоянно в течение всего времени обучения детей в школе.

Первой продуктивной деятельностью ребенка, как известно, является изобразительная и конструктивная деятельность. Возникновение этих деятельностей теснейшим образом связано у ребенка с восприятием предметов и окружающего мира, так как то, что не воспринято, не может быть и отражено. С другой стороны, изобразительная деятельность тесно связана с другими видами деятельности ребенка.

Невозможно получить какое-либо изображение, не владея предметами и орудиями изобразительной деятельности, т.е. карандашом, кистью, ножницами, глиной, клеем, и общественно выработанными способами их употребления. Следовательно, развитие изобразительной деятельности ребенка связано с развитием его предметной деятельности и предполагает достаточно высокий уровень развития последней. Развитие продуктивной деятельности связано с развитием речи, воображения, мышления и т.п., т.е. со всем психическим развитием ребенка.

Мы знаем, что у умственно отсталых детей продуктивная деятельность без обучения не возникает. Поэтому ее нужно создавать заново. В младшем школьном возрасте у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями все занятия тесно переплетаются с игрой.

Активная деятельность ребенка — ведущий фактор его психофизического развития (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.А.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Именно в активной и интересной деятельности ребенок овладевает представлениями о себе, об окружающей действительности, умениями и навыками, связанными с разными видами доступной ему деятельности. Осваивая социальный опыт, познавая окружающий мир, ребенок становится его исследователем, преобразователем. Постепенно приобретает все более широкий собственный опыт взаимоотношений с миром людей и вещей, расширяются его возможности познания и проявления самостоятельности.

У детей с проблемами интеллектуального развития уже на ранних этапах онтогенеза ярко проявляется снижение познавательной активности и отсутствие интереса к окружающему миру. Поэтому они нуждаются в постепенной активизирующей стимуляции извне. В качестве такого средства выступает именно процесс обучения через игровую деятельность, в который ребенок с помощью взрослого включается в коррекционном учреждении. Активность и самостоятельность ребенка в процессе формирования игровой деятельности обеспечивают разнообразные приемы и методы обучения в различных сочетаниях. Особая роль при этом принадлежит практическим и наглядным методам. Они применяются на фоне высокой эмоциональной активности педагога и детей, что позволяет привлечь внимание, вызвать интерес к содержанию действия у каждого ребенка, наладить положительный эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием развития ребенка.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Особенности продуктивных видов деятельности у детей с умственной отсталостью

курсовая работа.распечатать.конечный вариант!.doc

На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.

Умение обследовать конструкцию развивается под руководством взрослого. В 3-4 года ребенок не только называет предметы, но и выделяет их основные части, указывает некоторые детали. В 4-5 лет он достаточно хорошо различает основные части по величине и форме, устанавливает их расположение относительно друг друга. Старший дошкольник может провести самостоятельный анализ образца или конструкции: выделить части, определить их назначение и пространственное расположение. Он находит интересные конструктивные решения и планирует этапы создания собственной конструкции на основе проведенного анализа. В 6-7 лет ребенок анализирует конструкцию предмета с практической точки зрения. Выделяя части, он устанавливает функциональное назначение каждой из них, определяет соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывает ситуации, в которых конструкция будет использоваться [16].

Совершенствование аналитико-синтетической деятельности создает основу для конструктивного творчества дошкольника. На протяжении дошкольного возраста у детей развивается способность вносить изменения в способы конструирования для того, чтобы постройка подчинялась требованиям ситуации

Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:

— дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;

— дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;

— расширяется область творческих проявлений [7].

Таким образом, развитие продуктивной деятельности нормально развивающихся дошкольников характеризуется непосредственн ым интересом к самой деятельности. Дети умеют выделять части из целого и анализировать свое творчество. В продуктивной деятельности отражается внутренний мир ребенка, его интересы, склонности, предпочтения, желания.

1.3. Развитие продуктивных видов деятельности у умственно отсталых детей дошкольного возраста

На протяжении всего дошкольного возраста у умственно отсталых детей не складываются игровые механизмы, поэтому игра не становится ведущей деятельностью и не выполняет, как в норме, развивающей функции. Недоразвитие игровой деятельности в значительной степени сказывается на характере продуктивной деятельности необученных умственно отсталых детей [10] .

Формирование различных видов деятельности у умственно отсталых детей является центральным звеном во всей системе коррекционно-образовательной работы в специальных дошкольных учреждениях. При формировании (в дошкольном возрасте это игра, рисование, конструирование) происходит, как принято говорить, «очеловечивание» ребенка. Однако значение их для психического развития в разные периоды детства оказывается неодинаковым. Поэтому очень важно учитывать сензитивные периоды детства и обеспечивать максимальное соответствие, содержания обучения потребностям и возможностям развития.

Специальное обучение конструированию и рисованию в дошкольном возрасте способствует психическому развитию и коррекции имеющихся недостатков восприятия, мышления и других сторон психики умственно отсталого ребенка [9].

Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте теснейшим образом связана с эмоциональным развитием ребенка, с формированием игровой деятельности и зависит от уровня развития восприятия, мышления, речи[18].

Рассматриваемая продуктивная деятельность возникает у ребенка в процессе становления его коммуникативной потребности и наряду с игрой и речью является действенным средством удовлетворения этой потребности. Развитие изобразительной деятельности связано с формированием у ребенка активного интереса к окружающему миру и предоставляет возможность ребенку отражать действительность.

Дети с нарушением интеллекта до окончания периода дошкольного возраста без целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия практически не овладевают изобразительной деятельностью [10].Как правило, к моменту поступления в дошкольные учреждения (происходит это обычно на пятом году жизни) у умственно отсталых детей не сформированы даже элементарные навыки деятельности. Многие из них не только не понимают возможности отражения окружающей жизни, но порой даже не умеют правильно обращаться с карандашом и бумагой, кубиками и пр., допуская при этом много нелепых, неадекватных действий (разбрасывают их, протыкают карандашом бумагу, кусают, постукивают по бумаге, облизывают кубики и пр.), которые сводятся к манипуляциям. изображения обычно имеют подражательный характер, чрезвычайно примитивны, можно сказать, малоузнаваемы, ими и исчерпываются, собственно, все их возможности [15].

Никогда умственно отсталые дети в этом возрасте (без специального обучения) не стремились отобразить в рисунке или постройке какой-либо фрагмент их собственной жизни. Причем крайняя незаинтересованность проявляется у них не только перед началом рисования, но и в процессе его, а также по отношению к своим готовым изображениям. Они не дорожат ими, могут порвать, смять, выбросить[9].

Изобразительная деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе изображения участвует не какая-то отдельная функция, а личность в целом. Под влиянием правильно осуществляемого обучения совершенствуются познавательные процессы : дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят сдвиги в выполнении умственных операций. Основополагающая задача изобразительной деятельности состоит не только в том, чтобы научить детей изображать какие либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в качестве важного педагогического средства, направленно на преодоление или ослабление присущих детям недостатков [11].

На начальных этапах важно демонстрировать детям процесс рисования, лепки, привлекать их внимание к полученному результату. Во время демонстрации необходимо приучать детей выполнять работу вместе со взрослыми (прибегая к совместным действиям), с другими детьми, что постепенно делает полученный результат личностно значимым для ребенка.

Лепка является первым, основополагающим видом занятий, необходимых для умственно отсталого ребенка на начальных этапах формирования изобразительной деятельности. Знакомясь с пластичными материалами (глиной, тестом, пластилином), ребенок усваивает способы передачи основных признаков предмета — формы и величины. При ощупывании предметов у детей формируются способы обследования предметов и выделения его формы. Внимание ребенка концентрируется на предмете, а выполняемые действия по обследованию предмета закрепляются в слове, сначала в пассивной, а затем и в активной речи ребенка [5].

Аппликация позволяет ребенку увидеть контур предмета, который затем ляжет в основу графического образа, служащего опорой для развития у ребенка изобразительных навыков, т. е. умения изобразить предмет той или иной формы. В ходе выполнения аппликаций также создаются условия для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.

Рисование воспитывает у детей эмоциональное отношение к миру. В ходе занятий по рисованию у детей развиваются восприятие, зрительно-двигательная координация, перцептивно-моторные умения и навыки, образная сфера в целом. На данных занятиях у детей формируются элементы учебной деятельности — умение принять задачу, удержать ее в ходе выполнения задания, произвести первичную элементарную самооценку. Систематические занятия рисованием способствуют нормализации поведения ребенка, наполняют смыслом его самостоятельную деятельность[12].

В целом продуктивные виды деятельности вносят существенный вклад в компенсацию первичных нарушений в структуре имеющихся у ребенка отклонений и в коррекцию вторичных недостатков, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии его личности, поведении и общении, социализации в целом[5].

Вместе с тем многие из перечисленных недостатков изобразительной деятельности умственно отсталых дошкольников можно значительно сгладить и частично преодолеть, сформировать стойкий интерес к рисованию, повысить осмысленность и общую направленность деятельности [9].

Конструктивную деятельность у умственно отсталых детей необходимо формировать в ходе развития предметных действий, восприятия и подражательной способности [6]. Очень своеобразными оказываются и действия, осуществляемые умственно отсталыми детьми с конструктивными материалами. Действуя с элементами строительных наборов, дети-олигофрены чаще всего бесцельно перекладывают их с одного места на другое, хаотически нагромождают друг на друга, сооружают бесформенные постройки, которые не имеют предметного содержания и никак не объясняются самими детьми. Отсутствие направленности на получение продуктивного результата свидетельствует о том, что эти действия со строительными материалами тоже еще находятся на процессуальном уровне.

Характеризуя конструктивные действия необученных умственно отсталых детей дошкольного возраста, нельзя не обратить внимание на наличие действий, которые не только не направлены на получение продуктивно-предметного результата, но которые по своей сущности противоречат конструктивным свойствам строительных материалов. К их числу относятся облизывание, покусывание, отбрасывание, постукивание об стол и пр.[14].

Такие не соответствующие функциональному назначению материалов действия можно наблюдать у умственно отсталых детей до конца дошкольного возраста, особенно если с ними не проводится специальной работы по обучению умению конструировать. Внешне такие действия напоминают то ознакомительное манипулирование, которое осуществляют с новыми предметами нормально развивающиеся дети раннего возраста.

Недостаточностью понимания смысла конструктивных действий можно объяснить и чрезвычайно слабый интерес умственно отсталых детей к конструированию[10]. Выполняя действия по подражанию, дети начинают совместно со взрослым создавать простейшие постройки из кубиков, палочек, играть с этими конструкциями, называя их словом. В процессе занятий по конструированию у детей необходимо сформировать интерес к этому виду продуктивной деятельности, желание самим создавать постройки для игры [6].

В ходе целенаправленной работы у детей с нарушением интеллекта формируются элементы предметно-игровой деятельности: они овладевают некоторыми игровыми действиями и умением выполнять постройки по подражанию. Условия сюжетно-отобразительной игры способствуют развитию у детей интереса к конструктивной деятельности, а именно к процессу создания построек, к усвоению некоторых пространственных отношений между элементами конструкций и поделок. В процессе создания построек дети учитывают особенности деталей строительного материала.

Дети овладевают способами преобразования предметных отношений в процессе надстраивания, пристраивания, комбинирования предметов и элементов внутри их [5]. Таким образом, ориентировка на функциональные признаки объектов, возникая первоначально в игре, существенно совершенствуется, обогащается в процессе изобразительной и конструктивной деятельности. Если игра вырабатывает практическую ориентировку на свойства предмета, развивает глобальное его восприятие, приводит к познанию его функционального назначения в целом, то в продуктивной деятельности, в конструировании, ребенок должен не только осознанно воспринять отдельные свойства и качества объекта, но и понять, почему он такой.

Ребенок учится связывать зрительно воспринимаемые признаки с функциональными особенностями предмета. Благодаря этому у умственно отсталых детей оказывается возможным сформировать достаточно полные представления о форме, величине, расположении предметов, а также научить их осуществлять более сложные действия с опорой на эти представления [10].

В комплексе с другими учебными предметами продуктивная деятельность оказывает заметное коррекционно-развивающее воздействие на умственно – отсталого ребенка: влияет на его интеллектуальную, эмоциональную, и двигательную сферы (главным образом моторику рук), развитие личностных качеств, способствует формированию эстетического восприятия [13].

Таким образом, недоразвитие игровой деятельности в значительной степени сказывается на характере продуктивной деятельности необученных умственно отсталых детей. Умственно отсталые дети плохо преодолевают трудности, не понимают значимости результатов, испытывают трудности в переносе прошлого опыта в новые условия. Продуктивная деятельность оказывает коррекционно-развивающее воздействие на умственно – отсталого ребенка: влияет на его интеллектуальную, эмоциональную, и двигательную сферы, развитие личностных качеств, способствует формированию эстетического восприятия.

Выводы по теоретической главе

В данной работе была сделана попытка систематизировать материал по проблеме исследования. В результате анализа литературных источников нами были сформулированы следующие выводы:

1) Особенность продуктивных видов деятельности умственно отсталых дошкольников заключается в следующем

Специфичность развития продуктивных видов деятельности детей с недостатками в интеллектуальном развитии заключается в различной возрастной динамике формирования основных ее видов, которая определяется способностью принимать помощь, продуктивностью деятельности, переносом вновь усвоенного опыта, эмоциональным отношением к процессу и результатам, изменением скорости действий при выполнении заданий различной степени сложности, способностью анализировать образец.

2) Недостатками в структуре и протекании деятельности являются

— Нарушение целенаправленности, которое во многом объясняется плохой ориентировкой в условии задачи, неумением преодолевать встречающиеся трудности, непониманием значимости результатов деятельности.

— Трудность переноса прошлого опыта в новые условия.

— Узость мотивации, возникающая вследствие низкого уровня осознания мотивов и целей деятельности; неустойчивость, скудность, ситуативность, одномоментность мотивов, а также неумение планировать свою деятельность и предвидеть ее результаты.

— Недостаточное понимание словесной инструкции, низкая произвольность внимания, неспособность осознать содержание всей инструкции в целом

3) Продуктивная деятельность, организуемая с умственно отсталыми детьми, является важным фактором познания ребенком окружающего мира и одним из действенных средств усвоения ими социального опыта. Все виды детской продук тивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) носят моделирующий характер и представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно-оформленного результата. Именно в силу своего созидательного характера продуктивная деятельность создает благоприятные условия для становления социально-личностных качеств проблемного ребенка, способствует развитию социально значимых умений и навыков.

myunivercity.ru