Профессиональные стрессы психология

Теории и модели профессионального стресса

В течение последних лет отмечается повышенный интерес к исследованиям в области профессионального стресса. Развитие стресса па рабочем месте выделено как важная научная проблема в связи с его влиянием па работоспособность, производительность и общее состояние здоровье.

В. А. Бодров отмечает, что результаты изучения профессионального стресса, его причин и проявлений, механизмов купирования и преодоления и других вопросов недостаточно раскрывают такие аспекты этой проблемы, которые связаны со спецификой современных видов операторской деятельности, отражающей характер развития технического и технологического оснащения промышленности, транспорта, энергетики, систем управления в других сферах обслуживания и производства. Характер информационного взаимодействия человека и техники, высокая ответственность, сложность деятельности и ряд других особенностей обусловливают не только возможность развития у специалистов состояния стресса, но и специфические источники его формирования (помимо прочих организационных, физических, социальных факторов), связанных с информационной рабочей нагрузкой, процессами преобразования информации, содержанием сообщений и с другими факторами операторской деятельности.

Исследователями в области профессионального стресса разработан ряд моделей, дающих наиболее полное представление о нем. Наиболее известной является мичиганская модель, созданная в Институте социальных исследований Мичиганского университета (США). На данной модели представлены особенности восприятия человеком окружающих его факторов и соответствующих реакций. Индивидуальные различия и элементы социального окружения могут изменять эти отношения (рис. 18.3).

Рис. 18.3. Модель профессионального стресса:

Другая известная модель профессионального стресса предложена Дж. Дратом. В данной модели (рис. 18.4) источником стресса, как и в модели социального окружения, является объективная ситуация, которая посредством механизма ее оценки воспринимается как субъективно отраженная. Затем оценка переходит к процессу принятия решения о выборе определенной реакции, которой является чаще всего сознательное поведение.

Рис. 18.4. Модель профессионального стресса

На рис. 18.5 представлена общая модель профессионального стресса, разработанная М. Дж. Смит и П. Карайон. Она отражает содержание и характер взаимосвязи основных ее компонентов. Из модели видно, что определенные факторы системы труда, такие как содержание работы, организация труда, средства и технологии труда, условия труда, могут вызывать прямые стрессовые реакции, регулирующиеся личностными и когнитивными характеристиками. При условии, что краткосрочные стрессовые реакции становятся хроническими, они могут привести к психосоматическим и психическим заболеваниям, сбоям в профессиональной деятельности.

Рис. 18.5. Общая модель профессионального стресса

Анализируя модели профессионального стресса, В. А. Бодров рассматривает модель профессионального стресса Д. Хоккей, включающую несколько контуров. Первый контур состоит из стратегий, как «работать напряженнее» (в краткосрочном, оперативном плане) или «приобретение новых навыков» (в долгосрочном плане). Это попытки активной адаптации, так как они направлены на снятие рассогласования с помощью управляющего решения — усилить использование когнитивных ресурсов. Два других контура также направлены па снятие рассогласования, но путем изменения оценки уровня требований и (или) целей деятельности (второй контур) или управления внешними условиями труда (третий контур).

Эти варианты регуляции стресса характеризуются различными уровнями затраченных ресурсов. В первом случае (прямой когнитивный контроль) деятельность сохраняется на должном уровне ценой возросшего усилия и физиологической активности. Во втором (когнитивная переоценка) стабильность психического состояния индивида достигается ценой снижения эффективности деятельности. В третьем (косвенный когнитивный контроль) эффективная деятельность может быть сохранена без дополнительных усилий путем, например более целесообразного планирования или лучшей организации труда.

В контексте этой модели напряженность определяется как затруднения в сохранении (удержании) целей деятельности и связана с использованием прямого когнитивного контроля. Напряженность возникает чаше всего при высокой нагрузке (когда усилия и так достаточно высоки), особенно в условиях, когда низкий субъективный контроль за деятельностью не дает свободы в выборе стратегии. Напряженность связана с активной поведенческой адаптацией и включает высокие субъективные усилия, активацию и компенсаторную регуляцию деятельности. При этом напряженность и усилия не тождественны.

studme.org

Профессиональный стресс. Виды профессионального стресса. Причины его возникновения и протекания

Производственный, или профессиональный, стресс представляет собой многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию’.

Причинами профессионального стресса могут являться как физические, так и психологические факторы, причем как реально существующие, так и предполагаемые. Физическими стрессорами могут являться неблагоприятные внешние воздействия трудовой деятельности: повышенная физическая нагрузка, плохая разработка эргономических составляющих и т.д.

К психологическим стрессорам относятся: повышенная ответственность, недостаток или переизбыток информации, неопределенность ситуации, повышенная мотивация, временной дефицит, частая или быстрая перестройка стратегий поведения в ходе сложившейся ситуации, неудовлетворенность карьерным ростом, повышенная конфликтность в коллективе и т.д.

В профессиональном стрессе выделяют определенного рода стресс-синдромы, под которыми понимают совокупность относительно устойчивых проявлений стрессового реагирования в профессионально трудных ситуациях. Стресс-синдромы — это отрицательные последствия, возникающие в результате взаимодействия субъекта труда с профессиональной деятельностью, выполняемой в определенных организационных условиях при воздействии разнообразных стресс-факторов.

В теории и практике стресс-менеджмента выявляют специфики формирования профессионально обусловленных синдромов стресса: от причин стресса, которые определяются содержательными особенностями и условиями профессиональной деятельности конкретного типа; к симптоматике переживаний стресса в виде острых и хронических стрессовых состояний, до фиксации негативных последствий стресса в форме устойчивых личностных и поведенческих деформаций.

В соответствии с данной логикой определяются несколько уровней синдромов стресса профессиональной деятельности:

— первый уровень — описание субъективных репрезентаций отдельных стресс-факторов или стрессовых ситуаций, воспринимаемых субъектом как отягощающие или затрудняющие успешное выполнение профессиональной деятельности, негативно сказывающиеся па качестве жизни и душевном комфорте;

второй уровень описания синдромов профессионального стресса — симптомы переживаний стресса в виде острых кратковременных, хронических, доминирующих стрессовых или постстрессовых состояний. Примерами таких состояний являются состояния сниженной работоспособности (монотония, психическое пресыщение, напряженность, стресс, утомление). Как отмечает Водопьянова, «стрессовые симптомы могут быть обнаружены во всех сферах психики. В эмоциональной сфере важнейшие феномены — чувство тревоги, переживание значимости текущей ситуации. В когнитивной — восприятие угрозы, опасности, оценка ситуации как неопределенной. В мотивационной — мобилизация сил или, напротив, капитуляция; может произойти подъем, но может появиться и торможение, сопровождаемое чувством усталости, ощущениями вялости и потерей интереса. В поведенческой сфере — изменение активности, привычных темпов деятельности, появление скованности в движениях или в общении»;

— третий уровень описания синдромов стресса профессиональной деятельности — симптомы устойчивых личностных и поведенческих деструкции и деформаций. Профессиональные деструкции — это постепенно накопившиеся негативные последствия рабочих стрессов в виде устойчивых изменений структуры и содержания профессиональной деятельности, а также структуры личности субъекта. Профессиональные деструкции негативно сказываются на производительности, удовлетворенности трудом, на развитии личности субъекта труда.

А. К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкции:

— отставание, замедление профессионального развития по сравнению с возрастными и социальными нормами;

— несформированность профессиональной деятельности (работник как бы застревает в своем развитии);

— дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и, как следствие, — нереалистические цели, ложный смысл труда, профессиональные конфликты;

— низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда;

— рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);

— ухудшение ранее имевшихся профессиональных данных, ослабление профессионально важных качеств;

— искажение профессионального развития, появление негативных качеств, отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;

— появление стойких деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции, особенно в профессиях, приносящих власть и известность);

— прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.

Профессиональные деструкции и деформации возникают вследствие профессиональной дезадаптации. Они нарушают целостность личности субъекта труда, снижают удовлетворенность самореализацией, снижают уровень адаптации, устойчивости, продуктивности деятельности. Профессиональные деструкции — это нарушения уже усвоенных способов деятельности; изменения, связанные с дезадаптацией к организационным и профессиональным стрессам, стрессам профессионального становления; изменения, связанные с возрастом, физическим и нервно-психическим истощением. Преодоление деструкции требует глубинной личностно ориентированной реконструкции, больших усилий как со стороны личности, так и со стороны психолога-консультанта, сопровождается большим сопротивлением и психической напряженностью.

В ходе профессиональной деятельности многие качества человека остаются невостребованными, вызывая внутриличностный стресс. Это способствует развитию профессиональных акцентуаций — чрезмерно выраженных качеств, отрицательно сказывающихся на деятельности и поведении специалиста. Исследователи указывают, что многолетнее выполнение профессиональной деятельности в случае хорошей адаптивности личности должно сопровождаться личностным и профессиональным ростом, удовлетворенностью трудом и повышением продуктивности.

Однако даже в этом случае неизбежны периоды стабилизации. На начальных стадиях они недолговременны, в последующем увеличиваются. В крайних случаях это может приводить к наступлению профессиональной стагнации личности. Стагнация может переживаться субъектом как психологический стресс. В случае недостаточных адаптивных возможностей переживание стресса проявляется в стойких стресс-синдромах. Личность особенно уязвима для появления профессиональных стресс-синдромов в моменты кризисов своего профессионального становления. Непродуктивный выход из них искажает последующее профессиональное развитие субъекта в виде стойких стресс-синдромов (хронических состояний сниженной работоспособности, деструкции и деформаций).

Э. Ф. Зеер выделяет четыре группы основных детерминант профессиональных деструкции, которые по своей природе представляют различные виды психологических стресс-факторов, опосредующих возникновение стресс-синдромов:

1) объективные детерминанты, связанные с социально-профессиональной средой (социально-экономическая ситуация, имидж и характер профессии, профессионально-пространственная среда) — внешние стресс-факторы;

2) субъективные детерминанты, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений, -внутренние стресс-факторы;

3) объективно-субъективные детерминанты, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей организационные стрессы;

4) профессиональные деформации (профессионально-нежелательные качества), нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказывающиеся на продуктивности деятельности.

Среди возникающих в ходе трудовой деятельности стрессов можно выделить следующие их виды, имеющие психологическую природу: информационный стресс, эмоциональный стресс, коммуникативный стресс.

Информационный стресс появляется в результате информационных перегрузок, в том числе и возникающих в результате повышенной профессиональной мотивации, когда работник не справляется с задачей, не успевает ориентироваться в информационном пространстве и принимать необходимые решения. Также причинами его возникновения может быть и дефицит информации, приводящий к неопределенности в ситуации.

Как отмечает В. Л. Бодров, «для развития информационного стресса важным фактором является состояние мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и когнитивной сферы субъекта деятельности, которые обусловливают субъективную, личностную значимость экстремальной ситуации, наличие готовности и возможности к ее преодолению, способность выбора рациональной стратегии поведения в этих условиях и т.д.».

Обобщение данных, приведенных в научной литературе, и результатов собственных исследований позволило В. А. Бодрову определить основные причины развития информационного стресса человека-оператора. По своей роли в формировании информационного стресса все причины можно разделить па:

1) непосредственные, которые служат объективно неблагоприятным факторам информационного взаимодействия человека и техники, источником экстремальной рабочей нагрузки и «пусковым моментом», начальным этапом развития стресса. К ним относятся:

— семантические, или смысловые (высокая субъективная сложность задачи, высокая ответственность задания, опасность ситуации, недостаточный контроль за ситуацией, неопределенность (неизвестность) оперативной ситуации, непредсказуемость развития ситуации, частичный или полный неуспех в деятельности, противоречивость информации и т.п.);

— операциональные (дефицит информации, избыточность информации, большой объем информации, низкая вероятность поступления значимой информации, нарушения ритма поступления информации и т.п.);

— временные (дефицит времени, большая длительность воздействия рабочей нагрузки, аритмичность предъявления информации, высокий темп предъявления информации, неопределенность времени (неожиданность) поступления сигнала и т.п.);

— организационные (низкая объективная вероятность предъявления информации, объективная неопределенность момента предъявления информации, неправильный выбор необходимой информации, отвлечение внимания, пропуск сигнала, объективная сложность задачи, совмещенная деятельность и т.п.);

— технические (отказ системы, блокировка сигнала, маскировка, искажение сигнала, ложная информация, интерференция сигналов, противоречие информационных признаков ситуации, недостаточный привлекающий эффект сигнала, несоответствие сигнальных признаков информации и т.п.);

2) главные, отражающие индивидуальные особенности субъекта деятельности, которые определяют возможности возникновения состояния стресса у конкретного индивида, механизмы его регуляции и способу)! преодоления (купирования):

— морально-нравственные (недисциплинированность, безответственность, небрежность и т.п.);

— профессиональные (низкий уровень знаний, недостатки в развитии навыков и умений, отсутствие необходимого опыта и т.п.);

— физиологические (снижение резервов организма в результате острых и хронических заболеваний, неблагоприятные функциональные состояния — укачивание, утомление, десинхроноз и т.д., неудовлетворительный уровень чувствительности анализаторов и т.п.);

— психологические (низкая или чрезмерно высокая мотивация к деятельности, недостатки в развитии профессионально важных психических качеств, неблагоприятные особенности личности и психические состояния и т.п.);

3) сопутствующие (средовые), которые способствуют появлению и проявлению непосредственных и главных причин стресса, а также предрасполагают субъекта деятельности к развитию у него этого состояния:

— в организации труда (нерациональный режим труда и отдыха (сверхурочные, ночные смены), чрезмерная рабочая нагрузка, недостатки в обратной связи о результатах деятельности, неадекватная оценка деятельности и оплата труда, недостатки в охране труда, технике безопасности, организации рабочего места, недостатки в профессиональном (медицинском, психологическом) отборе, в психологическом и медицинском контроле в процессе деятельности и т.п.);

— в средствах труда (недостатки в компоновке приборов, кодировании информации, разборчивости текстуры, светотехнических характеристик приборов, конструкции органов управления, их загрузки, пространственном соотношении и т.п.);

— в условиях труда (недостатки в микроклимате и газовом составе воздуха на рабочем месте, в уровне шума, вибрации и освещенности, в конструкции рабочего места, обзоре, досягаемости до органов управления, неблагоприятный психологический климат в коллективе, недостаточная совместимость, сплоченность, межличностные конфликты, неудовлетворительный уровень социальной ответственности, личного доверия, общественного признания, одобрения и т.п.1).

Одной из ведущих причин развития информационного стресса является недостаточный контроль за рабочей ситуацией. Неконтролируемость ситуации одновременно выступает и как внешнее условие деятельности, и как субъективный фактор, связанный с определенными личностными особенностями человека.

Чтобы произошла адаптация к возникающим перед работниками задачам, необходим определенный уровень мотивации. Однако если мотивация слишком сильна, человек лишается части своих возможностей, и адаптация становится менее адекватной действительности. Тогда в деятельности появляются признаки эмоций и иногда адаптивное поведение нарушается, полностью замещаясь эмоциональными реакциями.

Существует оптимум мотивации, за пределами которого возникает эмоциональное поведение. Понятие оптимума мотивации связано с адекватностью или неадекватностью реакций ситуации. Эта связь соответствует отношению между интенсивностью мотивации и реальными возможностями субъекта в конкретной ситуации.

Важное значение в исследовании информационного стресса как явления имеют работы но изучению роли индивидуально-психологических особенностей личности в снижении функциональной устойчивости и развитии психологического (информационного) стресса.

В работах В. Д. Небылицына, Б. Ф. Ломова, К. М. Гуревича, В. Ф. Матвеева, О. А. Конопкина и других исследователей проблема надежности труда человека-оператора рассматривается в свете учения о типах ВИД.

Впервые гипотеза о наличии связи между индивидуально-психологическими характеристиками человека-оператора и основными свойствами его нервной системы была выдвинута В. Д. Небылицыным в 1964 г.

Следующий вид стресса — эмоциональный стресс, который в профессиональной деятельности проявляется в ситуации угрозы, обиды, в условиях конфликтных ситуаций, часто стрессорами могут являться словесные раздражители.

Эмоциональный стресс, с точки зрения теории функциональных систем, формируется в условиях длительных и непрерывных конфликтных ситуаций, в которых субъекты трудовой деятельности лишены возможности удовлетворять свои ведущие потребности, т.е. достигать полезных для них приспособительных результатов.

В конфликтных ситуациях нарастают и суммируются отрицательные эмоции, резко редуцируются антистрессорные положительные эмоции и на основе изменения химических свойств мозговых структур создаются условия перехода отрицательных эмоций в устойчивое стационарное возбуждение мозга. В результате формируются такие психосоматические заболевания, как неврозы, психозы, артериальная гипертензия, стенокардия, иммунодефициты, гормональные нарушения, диабет, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта и т.д.

Эмоциональный стресс нарушает гармонию внутри- и межсистемных информационных отношений, которая является наиболее чувствительной к различным повреждающим воздействиям. Вследствие этого при эмоциональных стрессах прежде всего нарушаются основные биоритмы организма: бодрствования и сна и пр. Одним из ранних показателей дисфункций при эмоциональном стрессе является нарушение синхронизации ритма дыхания и сердцебиения.

Одним из проявлений эмоционального стресса может являться синдром эмоционального выгорания. Он представляет собой совокупность симптомов, негативно сказывающихся па работоспособности, самочувствии и интерперсональных отношениях субъекта профессиональной деятельности.

К. Маслач в своей модели представляет выгорание как ответную реакцию на профессиональные стрессы, состоящее из трех компонентов: эмоционального истощения, деперсонализации и редукции персональных достижений. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения, усталости, исчерпанности эмоциональных ресурсов.

Деперсонализация представляет собой негативное, циничное, бездушное отношение к реципиентам. Редукция персональных достижений проявляется в снижении чувства компетентности в своей работе, негативном самовосприятии в профессиональном плане.

И. В. Гришина отмечает, что выгорание необходимо рассматривать как особое состояние человека, являющееся следствием профессиональных стрессов, адекватный анализ которого нуждается в экзистенциальном уровне описания, поскольку развитие выгорания не ограничивается только профессиональной сферой, а проявляется в различных ситуациях бытия человека; болезненное разочарование в работе как способе обретения смысла окрашивает всю жизненную ситуацию.

В. В. Бойко рассматривает феномен «эмоционального сгорания» как механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ па избранные психотравмирующие воздействия. Синдром выгорания рассматривается как динамический процесс, возникающей поэтапно в соответствии с развитием механизма стресса (фазы тревоги, резистенции, истощения).

Коммуникативный стресс связан с проблемами делового общения в ходе профессиональной деятельности и может проявляться в конфликтном, манипулятивном поведении, неумении воспринимать и адекватно реагировать на критические замечания. Данный вид стресса часто может являться причиной возникновения плохого психологического климата в трудовом коллективе, низкой сплоченности трудового коллектива.

Профессиональный стресс

Профессиональный стресс — многообразный феномен, выражающийся в негативных психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека, когда не происходит полного восстановления человека за промежутки между работой. В настоящее время профессиональный стресс выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10). Причиной его могут быть разные факторы: перегрузка человека работой, недостаточно четкое ограничение полномочий и должностных обязанностей, недостаточная оплата труда, однообразная деятельность без карьерных перспектив, неадекватное поведение коллег и даже долгая и выматывающая дорога на службу и обратно.

Английские психологи из Манчестерского университета составили шкалу стресса и риска алкоголизма и психических заболеваний для полутора сотен профессий. Степень стресса определялась по частоте сердечных приступов и других заболеваний, в частности, алкоголизма, а также по частоте разводов и участия в дорожных происшествиях людей разных специальностей. Опасность развития профессиональных стрессов оценивалась по 10-бальной шкале. На первое место по степени риска нервного стресса вышли шахтеры (8.3 балла) и полицейские (7.7 баллов). Затем идут строители, журналисты и пилоты самолетов (по 7.5 баллов). Довольно высокий показатель риска развития психических заболеваний у актеров, политических и общественных деятелей. Среди потенциальных алкоголиков на первое место выходят врачи, за ними идут журналисты, опережая даже работников правоохранительных органов. Самая спокойная профессия по всем показателям — у сотрудников библиотек (2.0 балла).

Западные специалисты в области профессионального стресса выделяют шесть главных источников стресса работников управленческого профиля:

  • Режим трудовой деятельности (плохие условия труда, слишком интенсивный режим деятельности, нехватка времени и т.д.);
  • Роль работника в организации (ролевые конфликты, повышенная ответственность, недостаток полномочий, ролевая неопределенность и т.д.);
  • Коммуникативные факторы (взаимоотношения с руководством, подчиненными или коллегами, трудности делегирования полномочий и т.д.);
  • Трудности построения деловой карьеры (неадекватный уровень притязаний, профессиональная неуспешность, слишком медленный или слишком быстрый карьерный рост, страх перед увольнением и т.д.);
  • Факторы, связанные с организационной культурой и психологическим климатом (несоответствие установок и ожиданий работника корпоративной культуре предприятия, ограничение индивидуальной свободы, интриги и т.д.).
  • Внеорганизационные источники стрессов (проблемы в семейной жизни из-за сверхнормативных нагрузок на работе; неуменение разделить профессиональную и семейную ролевую стратегию поведения; семейные конфликты, связанные с притязанием обоих супругов на карьерное продвижение и т.д.)

С нашей точки зрения, факторы, вызывающие производственный стресс, можно достаточно условно разделить на объективные (мало зависящие от личности работника), и субъективные (развитие которых больше зависит от самого человека). К первой группе относятся вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные (форс-мажорные) обстоятельства. Следует отметить, что некоторые виды деятельности изначально предполагают наличие стрессогенных факторов, связанные с особенностями производства. Это пыль на цементном заводе, ядовитые испарения в химическом производстве, высокий уровень шума в ткацком цехе, жара в литейном производстве и т.д. В некоторых видах дельности эти вредные факторы действуют комбинированно – так например, шахтеры работают в условиях замкнутого пространства, угольной пыли, высоких температур (в глубоких выработках), и психологического ожидания возможной аварии (взрыва метана, обвала горной породы и т.д.).

Данные факторы производственной среды первично способствуют развитию биологического стресса, который затем может осложняться стрессом психологическим. Например, после Чернобыльской катастрофы у многих «ликвидаторов» на фоне первичного радиационного облучения, интенсивность которого была им неизвестна, развивалась радиофобия, приводившая к серьезному стрессу.

К неблагоприятным условиям работы, провоцирующим развитие производственного стресса, можно отнести высокий темп деятельности (профессиональный спортсмен), длительную работу (шофер дальний рейсов), «рваный» темп деятельности (врач скорой помощи), повышенную ответственность (авиадиспетчер), значительные физические нагрузки (грузчик) и т.д

hr-rabotniki.ru

Профессиональный стресс как источник профессионального выгорания Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Березенцева Е.А.

В статье рассматривается важная проблема профессионального выгорания персонала. Рассмотрен фактор профессионального стресса , приводящий к возникновению профессионального выгорания и некоторые взгляды на сущность, симптомы и последствия профессионального выгорания и истощения эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Березенцева Е.А.,

PROFESSIONAL STRESS AS A SOURCE OF PROFESSIONAL BURNOUT

The paper deals with a problem of professional burnout of staff. Considered occupational stress factor leading to the emergence of professional burnout and some views on the nature, symptoms, and consequences of professional burnout and exhaustion of energy in emotional and personal resources of the working person.

Текст научной работы на тему «Профессиональный стресс как источник профессионального выгорания»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС КАК ИСТОЧНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Березенцева Е.А., АНОО ВО «Одинцовский гуманитарный университет», E-mail: [email protected], Московская область, Россия.

Аннотация: В статье рассматривается важная проблема профессионального выгорания персонала. Рассмотрен фактор профессионального стресса, приводящий к возникновению профессионального выгорания и некоторые взгляды на сущность, симптомы и последствия профессионального выгорания и истощения эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека.

Ключевые слова: синдром выгорания, профессиональный стресс, профессиональное выгорание, хроническая усталость, психофизиологические симптомы, депрессия.

PROFESSIONAL STRESS AS A SOURCE OF PROFESSIONAL

Berezentseva Е.А., «Odincovskiy Humanities University», E-mail: [email protected] Moscow region. Russia

Abstract: The paper deals with a problem of professional burnout of staff. Considered occupational stress factor leading to the emergence of professional burnout and some views on the nature, symptoms, and consequences of professional burnout and exhaustion of energy in emotional and personal resources of the working person.

Keywords: burnout, occupational stress, burnout, chronic fatigue, pressure, physiological symptoms, and depression.

В современном мире профессиональная деятельность многих людей протекает в экстремальных условиях. Эффективность такой деятельности определяется не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и профессионально важными свойствами, в числе которых — стрессоустойчивость. Поскольку саморегуляция деятельности является необходимым компонентом стрессоустойчивости личности, то целенаправленная психологическая коррекция саморегуляции во время профессиональной деятельности менеджеров должна способствовать развитию их стрессоустойчивости.

В психологии и психофизиологии стрессоустойчивость исследуется как некая совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья [5].

Коренные изменения, произошедшие в мире за последние десятилетия, преобразовали все стороны жизни нашего общества, трансформировали как человеческую личность, так и её отношения в изменившейся социальной среде [4].

В последние годы в России все чаще говорят не только о хронической усталости и профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального выгорания работников.

В результате возрастающего стремления повышения производительности и достижения результатов в более короткие сроки, стресс стал обычным явлением в повседневной и деловой жизни. Люди испытывают высокий уровень стресса независимо от своей заработной платы и должности.

Ситуация, когда на время теряешь интерес к любимой работе, знакома многим. Однако если такой период затягивается, профессия начинает тяготить, а обязанности выполняются на автомате, значит, у работника появился синдром профессионального выгорания.

Синдром выгорания — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Характерными чертами профессионального выгорания являются: быстрая утомляемость и изматывающая организм усталость, которая не проходит даже после отпуска. Синдром профессионального выгорания распространяется с удивительной скоростью, это напрямую связано с резким ускорением ритма жизни и увеличением умственной и психологической нагрузки на человека нашего времени.

Жертвой выгорания может стать любой работник. Это связано с тем, что разнообразные стрессоры присутствуют или могут появиться на работе в каждой из организаций.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.

Важно помнить о том, что выгорание состоит из группы симптомов, появляющихся вместе. Однако все вместе они ни у кого не проявляются одновременно, потому что выгорание — процесс сугубо индивидуальный.

Рассматривая синдром профессионального выгорания невозможно обойти повышенный интерес к стрессам, связанным с трудовой деятельностью. Разрушающее воздействие психологического стресса может быть даже в прогрессивных и хорошо управляемых организациях, поскольку развитие стресс-реакций имеет сложную многофакторную обусловленность: от структурно-организационных особенностей, организационной культуры, характера самой работы до личностных особенностей сотрудников, а также характера их межличностных взаимодействий. Негативно

сказываясь как на конкретных людях — их соматическом и психическом состоянии, так и на внутренней организационной среде, стрессы на работе влияют на продуктивность работников, финансовую эффективность, стабильность и конкурентоспособность всей организации в целом.

Выделяют три основных вида стрессов, возникающих в трудовой деятельности:

— Рабочий стресс (job stress, work stress) возникает из-за причин, связанных с работой, — условий труда, места работы.

— Профессиональный стресс (occupational stress) возникает из-за причин, связанных с профессией, родом или видом деятельности

— Организационный стресс (organizational stress) возникает вследствие негативного влияния на работника особенностей той организации, в которой он трудится.

Данные понятия очень близки, но не синонимичны. Целесообразно использовать то или иное из них в зависимости от того, какие именно факторы стресса выходят на передний план. Однако в литературе по проблеме стресса данные термины нередко используются как синонимы.

Профессиональный стресс возникает на фоне непосредственных и главных причин можно дифференцировать следующим образом:

Причины возникновения профессионального стресса

события, которые оказывают влияние на развитие психической напряженности и стресса, например сложность или опасность рабочего задания, возникновение проблемной ситуации, связанной с угрозой для здоровья и жизни, дефицит времени, конфликт с руководством и др. Чаще всего непосредственные причины стресса бывают связаны с экстремальностью содержания и условий трудовой деятельности. индивидуальные (психологические, физиологические, профессиональные) особенности субъекта труда. Также выделяется группа дополнительных факторов жизни и деятельности человека, которые предрасполагают к возникновению профессионального стресса и усугубляют его проявления. К ним относятся несоответствие ряда организационных характеристик трудовой деятельности представлениям и установкам конкретного индивида (например, это касается участия в принятии решения, продвижения по службе, наличия обратной связи и т. п.).

К данной категории, можно причислить как глобальные социальные и организационные стрессоры (экономические спады, экологические изменения, политические и военные кризисы, рост безработицы и т. п.), так и личностные стрессоры (семейные конфликты, потеря близких, юридические и финансовые проблемы и т. д.).

Все это снижает устойчивость индивида и ослабляет его возможности по преодолению стрессовых состояний. Выделим наиболее актуальные источники стресса в рисунке 1:

Рисунок 1. Источники стресса

Для понимания и управления профессиональными стрессами должны учитываться два аспекта содержательной характеристики стресса — процессуальный и причинно-следственный. Они взаимосвязаны, поскольку любая профессиональная деятельность может порождать психологические причины развития стресса, так же как любой психологический стресс находит свое отражение в поведенческой, в том числе и в трудовой, активности человека.

Повышенный интерес к рабочим стрессам связан с их негативными последствиями и влиянием на психическое здоровье работников, организационную среду и эффективность организации в целом. Стресс на рабочем месте имеет многофакторную природу и рассматривается как многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную трудовую ситуацию.

Проблема стрессов, связанных с трудовой деятельностью, представляет собой сферу пересечения многих дисциплин — от физиологии и медицины до психологии, социологии и политики. Это обусловлено, с одной стороны, физиологическими и психологическими механизмами стресс-реакций, а с другой — социальным характером последствий производственных стрессов.

Н.Водопьянова выделяет различные виды стрессов, возникающих в трудовой деятельности: рабочий стресс, профессиональный стресс, организационный стресс. Первый возникает из-за причин, связанных с работой, — условий труда, места работы. Второй — из-за причин, касающихся профессии, рода или вида деятельности. Третий -вследствие негативного влияния на субъекта особенностей организации, в которой он работает.

Конечно, специфика стресса зависит не только от внешних воздействий, хотя они и должны быть достаточно сильными для человека, но и от личностного смысла цели деятельности и оценки ситуации в которой он находится. Поэтому и трудовая деятельность, и та или иная производственная ситуация могут выступать не столько причиной, сколько поводом для возникновения стрессового состояния работников. При этом истинные причины стресса кроются в личностных особенностях человека: его мировоззрении и установках, потребностях, мотивах и целях, стереотипах восприятия, позициях в межличностном взаимодействии, особенностях стрессоустойчивости или особенностях внутриличностной динамики.

Перечень стресс-факторов очень широк. Практически любые аспекты трудовой среды могут стать причиной стресса, если они оцениваются субъектом деятельности как превосходящие его возможности справиться с ними. Следует учитывать также и то, что любая профессиональная деятельность способна порождать причины развития стресса, а любой стресс находит свое отражение не только в поведенческой, но и в трудовой активности человека.

Во всех сферах психики можно обнаружить симптомы стресса. Например, в эмоциональной — это чувство тревоги, в когнитивной — оценка ситуации как опасной, в мотивационной — мобилизация или демобилизация сил, в поведенческой — изменение привычных темпов деятельности и др.

Выгорание наступает как следствие профессиональных стрессов, в тех случаях, когда адаптационные возможности человека по преодолению стрессовой ситуации превышены.

Чем выше привлекательность работы в данной конкретной организации, больше уверенность в карьерном росте или стабильности и удовлетворенность профессиональной самореализацией и качеством жизни, которую обеспечивает работа, тем меньше вероятность переживания дистресса. Оптимальный уровень рабочей напряженности, стимулирующий работников к профессиональному и личностному росту, способствует их лояльности по отношению к своей организации.

Общим признаком и причиной организационного стресса выступает наличие внутреннего конфликта между требованиями со стороны организации, привлекательностью работы в ней, ожиданиями и реальными возможностями работника.

Несоответствие между личностью и организационной средой может проявляться на нескольких уровнях: субъективном, поведенческом, когнитивном, физиологическом, организационном.

Немецкие исследователи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют следующие причины организационного стресса:

— страх не справиться с работой

— страх допустить ошибку

— страх быть обойденным другими

— страх потерять работу

— страх потерять собственное «Я»

К организационным стрессам относятся также ролевые конфликты, высокие профессиональные требования, экстремальные условия деятельности для определенных профессий, таких как летчик, космонавт, диспетчер АС, полярник.

Особую категорию организационных стрессов составляет фактор высокой личной ответственности за коллег и подчиненных, за общее дело [3].

К организационным стрессам относится также отстранение от активного участия в принятии решений. В том случае, если сотрудники не привлечены к этому процессу, они чувствуют себя «неучтенными». Данное обстоятельство выступает как негативный опыт и способствует развитию эмоционального стресса. Если работники не имеют возможности повлиять на важные события, касающиеся их работы, то они испытывают чувство беспомощности и потери контроля над ситуациями. Это ведет к развитию неудовлетворенности самореализацией и качеством жизни и, как следствие, к снижению уверенности в профессиональной самоэффективности.

Исследование, проведенное Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2013 году, свидетельствует о том, в чем россияне видят причины болезней и кто или что несет ответственность за плохое самочувствие людей (Таблица 2).

Основными причинами болезней россияне по-прежнему считают стрессы и тревоги (30%). К наиболее существенным факторам плохого самочувствия респонденты также относят плохую экологическую обстановку (26%), возрастные особенности (24%), нехватку средств на профилактику и лечение болезней, а также наследственность (по 21%). Реже упоминается работа на вредном производстве или жизнь рядом с ним (14%),

неблагоприятные климатические условия (13%), отсутствие возможности отдохнуть и подлечиться в течение долгих лет, плохое питание (по 11%). Реже всего в списке основных причин болезней фигурируют пренебрежение спортом и физкультурой (6%), чрезмерное курение и употребление алкоголя (по 5%).

По сравнению с 2012 годом, респонденты чаще стали упоминать в числе причин наследственный характер болезней (с 16 до 21%), а также работу на вредном производстве (с 10 до 14% за год.)

Ответственность за плохое состояние здоровья, по мнению россиян, лежит на самих людях (37%). В неудовлетворительном самочувствии респонденты также склонны винить низкий уровень жизни (35%) и плохую экологическую обстановку (32%). Несколько реже упоминается неудовлетворительный уровень медицинской помощи (27%). В меньшей степени респонденты склонны возлагать ответственность на государство (17%). Реже всего россияне винят в болезнях плохие условия труда (5%), а также отмечают, что болезни достаются за грехи (4%).

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ был проведён 12-13 мая 2013 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4% [6].

По материалам исследования ВЦИОМ 2013 года

Как бы Вы оценили, в чем основные причины болезней у Вас и Ваших родственников? (закрытый вопрос, не более 3 -х ответов)

2006 2008 2009 2012 2013

В нынешней жизни слишком много беспокойства, тревог, что вредит здоровью 34 34 33 29 30

Плохая окружающая среда, испорчена природа 27 30 30 27 26

Возраст, старение 17 23 23 26 24

Приходится слишком много работать, нет времени на лечение и отдых 26 19 20 20 22

Не хватает средств на предупреждение болезней, лечение, лекарства 29 26 22 19 21

Вероятно, болезни достались по наследству 15 17 16 16 21

Много лет не удается нормально отдохнуть, подлечиться 19 12 12 13 11

Мы плохо питаемся, от этого все болезни 13 16 11 12 11

Неблагоприятные климатические условия в месте моего проживания 14 13 17 10 13

Причина болезни — работа на вредном производстве, жизнь рядом с ним 10 9 11 10 14

Не занимаемся физкультурой и спортом 6 6 9 8 6

Чрезмерное курение 3 4 5 5 5

Чрезмерное употребление алкоголя 2 3 3 3 5

Другое 3 2 2 4 2

затрудняюсь ответить 4 5 5 4 5

Как Вы думаете, кто или что в основном ответственны за плохое состояние здоровья людей ? ( закрытый вопрос, не более двух ответов)

2008 2009 2012 2013

В наших болезнях, нездоровье виноваты мы сами 7 1 5 37

В плохом состоянии здоровья людей виноват низкий уровень жизни, нехватка материальных средств у людей 41 34 32 35

Плохая экологическая обстановка 5 9 0 32

Низкий уровень квалификации и невнимательность медицинских работников 21 21 25 27

В наших болезнях виновато государство, которое перестало заботиться о здоровье людей 2 5 8 17

Никто, люди болели во все времена 7 0 0 5

Болезни от Бога, за грехи наши 3 2 3 4

Плохие условия труда, работодатель* 0 0 0 5

Затрудняюсь ответить 3 3 3 1

*ранее такой вариант ответа не предусматривался

Важнейшая задача в сохранении стабильности организации и ее человеческих ресурсов — профилактика и преодоление негативных последствий организационных стрессов. В свете современных представлений о социально-психологической природе стресса, профилактика выгорания должна охватывать широкий спектр мероприятий, с одной стороны, смягчающих действие организационных стресс-факторов, с другой -позволяющих активизировать личностные ресурсы персонала, чтобы эффективно преодолеть негативные последствия профессиональных и организационных стрессов в условиях жесткой рыночной конкуренции.

Разработка профилактических и реабилитационных программ, снижающих риск выгорания, должна опираться на результаты анализа стресс-факторов организационной среды, диагностику личностных характеристик стрессоустойчивости персонала и осуществляться специалистами. Внедрение данных программ — забота руководства о кадровом потенциале своей организации и ее стабильности.

Обобщая вышеперечисленное, можно сказать, что последствием длительного организационного стресса может быть профессиональное выгорание, как совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом.

Таким образом, организация работы по предупреждению профессионального выгорания является одной из наиболее актуальных задач современного общества, а

проблема эмоциональной саморегуляции — одной из важнейших проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного человека.

1. Водопьянова Н. Синдром выгорания./Н.Водопьянова, Е.Старченкова.-Изд.: Питер-2009,440с.

2. Каменюкин А. Г., Ковпак Д. В. Стресс-менеджмент, 3-е изд. — СПб.:

4. Ланг Л. Руководить без конфликтов/Л.Ланг, В.Зигерт.- Издательство: Экономика, 1990.-336с.

cyberleninka.ru