Профессиональные стрессы в управленческой деятельности

Профессиональный стресс

Профессиональный стресс — многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.

В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ10). По мнению специалистов, к профессиональному стрессу приводит перегрузка человека работой, недостаточно четкое ограничение его полномочий и должностных обязанностей, неадекватное поведение коллег и даже долгая и выматывающая дорога на службу и обратно, не говоря уже о недостаточной оплате труда, однообразной деятельности или отсутствии карьерных перспектив. Следует отметить, что профессиональный стресс возникает и у сотрудников, недостаточно загруженных работой, а также у тех людей, которые полагают, что не реализуют в полной мере свой профессиональный потенциал и способны на большее. Причиной сильного нервного перенапряжения могут служить условия труда: плохие освещение и вентиляция, тесное помещение и др. К факторам, прямо или косвенно способствующим профессиональным стрессам, можно также отнести отсутствие информации и отсутствие времени. Как полагают специалисты по профессиональным стрессам, последние два фактора являются фоном, на котором стрессом может стать любое дополнительное раздражение.

Английские психологи из Манчестерского университета составили шкалу стресса и риска алкоголизма и психических заболеваний для полутора сотен профессий. Степень стресса определялась по частоте сердечных приступов и других заболеваний, в частности алкоголизма, а также по частоте разводов и участия в дорожных происшествиях людей разных специальностей. Опасность развития профессиональных стрессов оценивалась по 10балльной шкале. На первое место по степени риска нервного стресса вышли шахтеры (8,3 балла) и полицейские (7,7 балла). Затем идут строители, журналисты и пилоты самолетов (по 7,5 балла). Довольно высокий показатель риска развития психических заболеваний у актеров, политических и общественных деятелей. Среди потенциальных алкоголиков на первое место выходят врачи, за ними идут журналисты, опережая даже работников правоохранительных органов. Самая спокойная профессия по всем показателям — у сотрудников библиотек (2,0 балла).

Однако такая расстановка профессий по шкале наличия стресса не является единственно возможной. Специалист в области стрессменеджмента доктор А. Элкин в своей книге приводит несколько подобных ранжированных шкал, значительно отличающихся одна от другой.

Так, по данным Американского национального института охраны труда, первые места в списке занимают такие «обычные» профессии, как разнорабочие, секретари, инспекторы, лаборанты и офисменеджеры. Данный реестр основан на результатах анализа отчетов медучреждений, в которых отражены жалобы работников на стресс. Так что отсутствие в первых позициях этого списка полицейских, пожарников и биржевых брокеров не говорит, что данные категории служащих не страдают от стресса, а лишь то, что данные работники реже жалуются на свою жизнь. Соответственно в списке Американского института исследования стресса, составленном на основании более тщательного обследования, первые три места в списке последовательно занимают: учителя старших классов, полицейские и шахтеры.

Комментируя такое расхождение в оценке стрессогенности тех или иных профессий, А. Элкин отмечает, что уровень стресса на работе возрастает за счет двух факторов: тяжести психологического прессинга и отсутствия свободы в принятии решений. К ним можно с достаточным основанием добавить уровень моральной и материальной удовлетворенности своим трудом. С учетом данных факторов становится понятным, почему разнорабочие и секретари заняли первые места в списке Американского национального института охраны труда. Конечно, их работа не столь опасна, как у шахтеров, и не настолько ответственна, как у авиадиспетчеров, однако они лишены свободы в принятии решений, получают маленькую зарплату, а социальный статус их профессий весьма низок.

Существует много классификаций профессионального стресса, отличающихся как степенью его детализации, так и концептуальными подходами. Например, Н. В Самоукина выделяет информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс. Первая разновидность стресса, по ее мнению, возникает в условиях жесткого лимита времени, вторая разновидность — при реальной или предполагаемой опасности, а третья связана с проблемами делового общения [10]. Данная классификация представляется нам не очень удачной, так как в названии первого и третьего вида стрессов обозначены причины их возникновения, в то время как название второго вида стресса обозначает форму его проявления. На самом деле, любой производственный стресс является эмоциональным независимо от того, вызван ли он недостатком информации или коммуникативной компетенции. В то же время Н. В. Самоукина достаточно подробно описала в своей книге многие частные причины производственных стрессов:
+ профессиональный стресс достижения;
+ стресс конкуренции;
+ стресс, вызванный страхом совершить ошибку;
+ стресс от несовпадения темпов общения работников и т. д.

Западные специалисты в области профессионального стресса выделяют шесть главных источников стресса работников управленческого профиля:
1) режим трудовой деятельности (плохие условия труда, слишком
интенсивный режим деятельности, нехватка времени и т. д.);
2) роль работника в организации (ролевые конфликты, повышенная ответственность, недостаток полномочий, ролевая неопределенность и т. д.);
3) коммуникативные факторы (взаимоотношения с руководством, подчиненными или коллегами, трудности делегирования полномочий и т. д.);
4) трудности построения деловой карьеры (неадекватный уровень притязаний, профессиональная неуспешность, слишком медленный или слишком быстрый карьерный рост, страх перед увольнением и т. д.);
5) факторы, связанные с организационной культурой и психологическим климатом (несоответствие установок и ожиданий работника корпоративной культуре предприятия, ограничение индивидуальной свободы, интриги и т. д.);
6) внеорганизационные источники стрессов (проблемы в семейной жизни изза сверхнормативных нагрузок на работе; неумение разделить профессиональную и семейную ролевую стратегию поведения; семейные конфликты, связанные с притязанием обоих супругов на карьерное продвижение, и т. д.).

С нашей точки зрения, факторы, вызывающие производственный стресс, можно достаточно условно разделить на объективные (мало зависящие от личности работника) и субъективные (развитие которых больше зависит от самого человека).

К первой группе относятся вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные (форсмажорные) обстоятельства. Следует отметить, что некоторые виды деятельности изначально предполагают наличие стрессогенных факторов, связанных с особенностями производства. Это пыль на цементном заводе, ядовитые испарения в химическом производстве, высокий уровень шума в ткацком цехе, жара в литейном производстве и т. д. В некоторых видах дельности эти вредные факторы действуют комбинированно — так, например, шахтеры работают в условиях замкнутого пространства, угольной пыли, высоких температур (в глубоких выработках) и психологического ожидания возможной аварии (взрыва метана, обвала горной породы и т. д.). Данные факторы производственной среды первично способствуют развитию биологического стресса, который затем может осложняться стрессом психологическим. Например, после Чернобыльской катастрофы у многих «ликвидаторов» на фоне первичного радиационного облучения, интенсивность которого была им неизвестна, развивалась радиофобия, приводившая к серьезному стрессу.

К неблагоприятным условиям работы, провоцирующим развитие производственного стресса, можно отнести высокий темп деятельности (профессиональный спортсмен), длительную работу (шофер дальних рейсов), «рваный» темп деятельности (врач скорой помощи), повышенную ответственность (авиадиспетчер), значительные физические нагрузки (грузчик) и т. д.

Дополнительными факторами стресса являются различные чрезвычайные (форсмажорные) ситуации, которые могут принимать различный характер в зависимости от специфики труда. Так, для работников нефтедобывающей промышленности это будет авария на буровой установке или газопроводе, для биржевого маклера — обвал акций или неожиданное изменение курса валют, для менеджера отдела снабжения — срыв поставок сырья или комплектующих.

Вторая группа (субъективные факторы стресса) включает две основные разновидности: межличностные (коммуникационные) и внутриличиостные стрессы.

Первые могут возникать при общении с вышестоящими должностными лицами, подчиненными и коллегами по работе (равностатусными работниками). Руководитель достаточно часто является источником стресса для своего подчиненного, у которого может возникать стойкое психологическое напряжение по самым разнообразным причинам: изза чрезмерного контроля со стороны руководителя, изза его завышенных требований, недооценки его труда, отсутствия четких указаний и инструкций, грубого или пренебрежительного отношения к себе со стороны начальника и т. д. В свою очередь, подчиненные становятся источниками стресса для своих начальников изза своей пассивности, излишней инициативности, некомпетентности, воровства, лени и т. д.

Лица, не работающие в данной организации, но контактирующие с ней, также могут быть источником стрессов для сотрудников организации. Примером может служить стресс продавцов, которым приходится общаться с большим количеством покупателей, или стресс бухгалтеров, сдающих квартальный или годовой отчет в налоговой инспекции. В то же время для налогового инспектора стрессорным фактором будет бухгалтер, который по отношению к нему является примером внешнего стрессора.

Внутриличностные стрессы, в свою очередь, можно подразделить на профессиональные, стрессы личностного характера и стрессы, связанные с плохим соматическим здоровьем работников. Профессиональные причины стрессов обусловлены нехваткой знаний, умений и навыков (стресс новичков), а также ощущением несоответствия между трудом и вознаграждением за него. Причины стрессов личностного характера носят неспецифический характер и встречаются у работников самых разных процессий. Чаще всего это низкая самооценка, неуверенность в себе, страх неудачи, низкая мотивация, неуверенность в своем будущем и т. д. Источником производственных стрессов может быть и состояние здоровья человека. Так, хронические заболевания могут приводить к стрессам, так как они требуют повышенных усилий для их компенсации и снижают эффективность деятельности работника, что может отразиться на его авторитете и социальном статусе. Острые заболевания также служат источником переживаний как за счет соматопсихических связей, так и косвенно, «выключая» на время работника из трудового процесса (что влечет за собой финансовые потери и необходимость заново адаптироваться к производству).

Некоторые виды деятельности могут приводить и к профессиональным и к бытовым стрессам — например, вождение автомобиля. С одной стороны, многие профессиональные водители испытывают стрессы, связанные с их работой, но подобные стрессы испытывают и миллионы людей других профессий, которые используют автомобиль для перемещения на работу или по своим делам.

psyera.ru

Стресс факторы в профессиональной управленческой деятельности менеджера Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Целикова В.Ю.

В современных экономических реалиях профессии связанные с руководством и управлением представляют особый интерес для исследований. Новые социально-экономические, политические условия повлияли на содержание управленческой деятельности , значительно усложнив ее реализацию. Указанные обстоятельства поддерживают возрастающую актуальность к изучению особенностей специфики профессиональной управленческой деятельности , а также социально-психологическим особенностям личности специалиста в области управления, способствующих выходу из стрессовых ситуаций, а также адаптации к изменениям окружающей среды.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Целикова В.Ю.,

Текст научной работы на тему «Стресс факторы в профессиональной управленческой деятельности менеджера»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

12.Певзнер, М.С. Дети-олигофрены : Изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения / М.С. Певзнер. — М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. — 484 с.

13. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 1986.-192 с.

14. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста, т. I — III. — М.: Медгиз, 1955 — 1965

15. Esguirol J.E.D. Des maladies mentales/ Paris, 1838

магистр, кафедра психологии и философии Факультет управления и социальных коммуникаций Тверской государственный технический университет, г. Тверь, Российская Федерация E-mail: [email protected]

СТРЕСС ФАКТОРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА

В современных экономических реалиях профессии связанные с руководством и управлением представляют особый интерес для исследований. Новые социально-экономические, политические условия повлияли на содержание управленческой деятельности, значительно усложнив ее реализацию. Указанные обстоятельства поддерживают возрастающую актуальность к изучению особенностей специфики профессиональной управленческой деятельности, а также социально-психологическим особенностям личности специалиста в области управления, способствующих выходу из стрессовых ситуаций, а также адаптации к изменениям окружающей среды.

Менеджер, управленческая деятельность, профессиональный стресс, стресс-реакции, средства управления.

Теоретический анализ по проблеме профессиональной деятельности менеджера как специалиста в области управления показал, что она сложна и многофункциональна, а одна из ее сторон связана с принятием решений в условиях неопределенности. Одними из немногочисленных факторов усложняющих ее является насыщенность многочисленными контактами и взаимодействиями с разными категориями людей (клиенты, сотрудники, посетители), а также возможность финансовой ответственности [1; 2].

Еще одним отличительным моментом, указывающим на специфичность профессиональной управленческой деятельности, является необходимость воздействовать не только на подчиненных как субъектов управления, координировать их деятельность, но и владеть экономическими, информационными, организационными средствами управления для максимального достижения целей организации.

Как видно, многие из перечисленных нами особенностей создают условия для возникновения и развития профессионального стресса у руководящего состава организации. Следует также учитывать, что некоторые профессионально-важные качества способствующие эффективности менеджера в профессиональной деятельности, также могут приводить к стрессовым реакциям. Этими качествами могут быть способность принимать нестандартные, непопулярные, инновационные, инновационные, а также жесткие решения в процессе управления [2; 4].

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Обращаясь к проблеме стресса и причин его возникновения необходимо отметить, что зачастую данное негативное состояние возникает в ответ на воздействие экстремальных факторов окружающей среды. Отдельного внимания заслуживают профессиональный стресс и условия трудовой деятельности, способствующие его возникновению, которые активно изучаются в современной психологической науке [4; 5]. Интерес к выделенным явлениям связан с достижениями изучения биологического и физиологического стресса, психологии эмоций, адаптации человека к экстремальным условиям профессиональной деятельности. Раскрытию всех аспектов указанных нами явлений способствовали исследования в области эмоционального стресса, профессионального утомления, профессионального выгорания и др. В управленческой деятельности стрессовое состояние формируется в ответ на когнитивные нагрузки, оценке рисков ситуации, собственных возможностей, принятия решений в нестандартных, неопределённых ситуациях [1].

В рамках психологии профессиональной деятельности особенно важной остается проблема возникновения стресса в профессиональной деятельности. Многие специалисты в определенные периоды профессионального становления, выполняя обычные профессиональные обязанности, испытывают стресс, т.е. они выступают источником стресса. Возникновению стресс-реакций в профессиональной управленческой деятельности способствуют: организационные проблемы, недостаточные резервы, сверхурочные и неудобные часы работы, маленькая заработная плата и плохие перспективы служебного продвижения, ненужные ритуалы и процедуры, неопределенность и небезопасность.

Следует отметить, что развитие стресса возможно и в наиболее прогрессивных, хорошо управляемых организациях, так как они могут быть вызваны не только структурно-организационными особенностями компании, но и характером самой работы, личностными качествами сотрудников, а также характером их взаимодействия [1; 6].

Целью нашей работы явилось проведение психодиагностического исследования личностных особенностей, уровня выраженности стрессоустойчивости и сформированности профессионального выгорания у руководителей высшего и среднего звена. В исследовании приняли участие 36 специалистов (в возрасте от 22 до 49 лет), работающих в данной сфере более трех лет.

Психодиагностический инструментарий составили следующие методики: многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла; методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко; методика «Прогноз».

Полученные результаты позволили выделить ряд следующих закономерностей:

1) по методике «Многофакторный личностный опросник» полученные данные распределились следующим образом: а) в группу ярко выраженных характеристик вошли факторы: Н — «Робость — смелость» (8,2 стенов), фактор Q3 — «Низкий самоконтроль — высокий самоконтроль» (7,9 стенов); б) наименее выраженными оказались факторы: М «Практичность — развитое воображение» (3,4 стенов), фактор Q2 -«Конформизм — нонконформизм» (4,2 стенов), фактор Q4 — «Расслабленность — напряженность» (3,7 стенов). Респонденты уверены в себе, активны и самостоятельны в принятии ответственных решений, отличаются высоким уровнем выраженности самоконтроля.

2) по методике «Сформированность эмоционального выгорания» было установлено, что в исследуемой группе СЭВ не сформировался. Общий показатель по группе составил (97,3) баллов. Однако прослеживается тенденция к расстройству в эмоциональной сфере, т.к. сформировались следующие симптомы -«Резистенция» (36,4), эмоционально-нравственная дезориентация (12,4) и неадекватное эмоциональное реагирование (14,3). Респонденты в профессиональной деятельности стараются снизить давление внешних факторов и обстоятельств.

3) по методике «Прогноз» полученные данные распределились следующим образом: 80% респондентов имеют низкую вероятность проявления стресса и по 10% — высокую и среднюю. Это характеризует прежде всего малую вероятность нервно — психических срывов, адекватной оценкой окружающей действительности и самооценки. В единичных случаях у респондентов прослеживаются кратковременные нарушения поведения в виде эмоциональных реакций.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что для более глубокого изучения формирования особенностей профессионального стресса, его протекания у профессионального управленца, задействованного в определённой профессиональной сфере, необходимо исследовать специфические особенности психологического содержания управленческой деятельности и условия её протекания на примере конкретной организации. Отдельного внимания также заслуживают особенности функционирования личности в качестве субъекта управления, что требует дальнейшего исследования. Список использованной литературы:

1. Балакшина Е.В. Динамика профессионального становления менеджеров // автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук / Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. Ярославль, 2011.

2.Балакшина Е.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления менеджеров страхования // Человеческий фактор: проблемы психологиии и эргономики. 2011. №2. С. 69-71.

3. Балакшина Е.В. Психологические аспекты управленческой деятельности менеджера // Вестник Твреского государственного технического университета. 2010. №16. С.30-32.

4. Гефеле О.Ф., Балакшина Е.В. Посттравматическое стрессовое расстройство у сотрудников МЧС как следствие профессиональной деятельности в экстремальных условиях // В сборнике: Психология экстремальных профессий. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор: Корнеева Я.А. 2015. С. 50-54.

5. Гефеле О.Ф. Роль командной работы в деятельности организации // Человеческий фактор: психология и эргономика. 2007. №4. С. 96.

6. Рубцова Н.Е., Балакшина Е.В. Психологические ориентиры профессиональной подготовки специалистов в области страхового бизнеса // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2010. №4. С. 110-116.

cyberleninka.ru

Профессиональный стресс в управленческой деятельности

Причины профессионального стресса управленческого профиля. Перегрузки на рабочем месте. Виды, фазы, этиология стресса, определение методов борьбы и профилактики. Ответная реакция организма на нервное напряжение, переутомление, экстремальную ситуацию.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

По дисциплине Организационная психология

Профессиональный стресс в управленческой деятельности

1.2 Причины появления стресса, стрессоры

1.4 Признаки стресса

2.2 Классификация стрессов

3.1 Стресс в управлении

Список используемой литературы

Тема курсовой работы гласит следующим образом — профессиональный стресс в управленческой деятельности.

Сегодня мы живём в 21 веке, веке современных технологий. Человечество глобально усовершенствовало технологию труда. Всё меньше и меньше людей отдают своё предпочтение работе на промышленности, в сфере тяжёлого труда, в сфере обслуживания. Всё чаще и чаще появляются новые офисы, появляются, соответственно, новые профессии в офисной сфере. Интеллектуальная сфера деятельности в современном мире преобладает над физической.

Предметом изучения курсовой работы — стресс, а именно в управленческой деятельности.

Цель курсовой работы — обосновать стресс с научной точки зрения, определить виды, фазы, причины появления, этиологию, понять и определить подходящие методы борьбы и профилактики со стрессом, а также рассмотреть и выделить последствия стресса в управленческой деятельности.

В настоящее время изучение разных видов стресса и его негативного влияния на человека, стало одним из основных направлений психологических исследований. Об этом факте говорит рост публикаций по данной тематике, создание все новых и новых научно-прикладных программ и крупных международных центров по исследованию стресса, даже появление на «рынке» психологических услуг, а также появления огромного количества технологий стресс-менеджмента. Развитие стресса на рабочем месте стали выделять, как важную научную проблему, которая влияет на работоспособность, производительность и качество труда, а также состояние здоровья человека.

Если поискать статьи по данной теме, то сразу видно, что большое количество работ как отечественных, так и зарубежных исследователей посвящено проблеме профессионального стресса. Считается, что эта сфера изучения стресса наиболее востребована практикой, так как непосредственно связана с успешностью адаптации и реализации человека в трудовой деятельности, сохранению трудоспособности и психического здоровья. В основном изучается профессиональный стресс у операторов, спортсменов, водителей, учителей, топ-менеджеров, руководителей среднего и высшего звена. Область исследований стресса в управленческой деятельности занимает одно из ведущих мест. Именно по этим причинам стала интересна данная тема при выборе курсовой работы.

Задачи — определить стресс, выделить формы стресса, причины появления, обозначить виды и фазы, классификации, обозначить влияние стресса на человека, а также выбрать наиболее эффективные методы борьбы со стрессом, его профилактикой и минимизацией в управленческой деятельности.

1. Сущность стресса

1.1 Понятие стресса

Управленческая деятельность — это принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Управленческая деятельность требует осуществления руководителями множества разнообразных управленческих функций и всегда создает объективные условия для возникновения у личности управленца стрессовых ситуаций и, прежде всего в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. А это в свою очередь предъявляет особые требования к эмоциональной устойчивости и гибкости руководителя, его стресс устойчивости.

Что же такое стресс? Есть очень много формулировок данного определения. В некоторых статьях говорится, что это определение впервые было введено ещё в 1303 году, английским поэтом Робертом Маннингом.

В медицине впервые был введен Г. Селье. Он полагает, что понятие «стресс» пришло в английский язык из старого французского и средневекового английского и вначале произносилось как «дистресс». Затем первый слог исчез из-за смазывания или «проглатывания».

Итак, стресс — это устоявшееся понятие и его чаще всего определяют, как попытку восстановить нарушенный гомеостаз психических, физиологических и биохимических процессов в организме. Стресс вызывает все условия, нарушающие гомеостаз.

Гомеостаз — постоянство внутренней среды организма.

Физическое или психологическое воздействие, нервное напряжение, переутомление, экстремальная ситуация, негативные эмоции вызывают ответную реакцию организма, которая мобилизует силы и энергию, называется — стресс.

Профессиональный стресс — многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.

Специалисты считают, что предпосылкой стресса может стать любое эмоциональное, психологическое возбуждение. Считается, что стресс могут вызвать, как положительные эмоции, такие как, например, рождение ребенка, замужество (женитьба) так и отрицательные — потеря работы, смерть близкого человека. Ситуации, провоцирующие стресс, могут носить и незначительный характер (долгое ожидание в очереди или в пробке).

Один из авторов теории стресса Ганс Селье определяет его, как совокупность стереотипных запрограммированных реакций, изначально подготавливающих организм к физической активности (к сопротивлению, борьбе, бегству). Это обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние тех или иных факторов (стрессоров) превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определённые гормоны, из-за чего изменяется режим работы внутренних органов и систем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращений сердца, повышается свертываемость крови). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, приспособиться к ней — в этом и состоит основное биологическое значение стресса.

Вообще стрессоры принято различать как психологические, так и физиологические. Например, к физиологическим относятся: болевые воздействия, большая физическая нагрузка, высокие и низкие температуры (жара, холод) и прочее.

А к психологическим, например, можно отнести — необходимость принятия решения, ответственность за что-либо, обида, переживание, конфликт, сигналы опасности и подобное этому.

Опять же стресcоры (факторы) могут быть как реально действующими, так и вероятными. Наиболее разрушительны для организма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные (возникают в условиях информационных перегрузок) и эмоциональные (проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах).

Всякая перемена в жизни выступает в роли своеобразного балласта. Речь идёт не только о ситуациях, которые мы расцениваем, как негативные.

Источники сообщают, что выраженность стресса определяется в большей степени осознанием человеком собственной ответственности за себя, за окружающих, его роли в жизни. И на фоне стресса возникает перераспределение резервов организма. Нередко в тяжелой стрессовой ситуации человек ведет себя сдержанно, даже полностью контролирует своё психическое состояние, принимает точные и ответственные решения, однако при этом его адаптационный резерв истощается и вместе с тем повышается риск подвергнуться различным заболеваниям. Заболевания, как правило, инфекционные. Некоторые источники сообщают, что есть некая прямая зависимость силы эмоционального напряжения и частоты пульса (как следствия изменения степени ответственности человека) в следствии наблюдений исследователей. Из опыта исследователей — пример. Например, учащение пульса у финансовых контролеров находится в прямой зависимости от степени их ответственности при подсчете банкнот малого или большого достоинства. При посадке самолета в неблагоприятных условиях частота пульса нарастает у того пилота, которые принимает решение о посадке, хотя степень опасности и осознание этой опасности одинаковы для всех членов экипажа. То есть можно сделать определённый вывод, что в основном мы подвергаемся стрессу, когда выполняем очень ответственную работу.

1.3 Причины профессионального стресса, управленческого профиля

Западные специалисты в области профессионального стресса выделяют шесть главных источников стресса работников управленческого профиля:

1) режим трудовой деятельности (плохие условия труда, слишком интенсивный режим деятельности, нехватка времени);

2) роль работника в организации (ролевые конфликты, повышенная ответственность, недостаток полномочий, ролевая неопределенность);

3) коммуникативные факторы (взаимоотношения с руководством, подчиненными или коллегами, трудности делегирования полномочий);

4) трудности построения деловой карьеры (неадекватный уровень притязаний, профессиональная не успешность, слишком медленный или слишком быстрый карьерный рост, страх перед увольнением);

5) факторы, связанные с организационной культурой и психологическим климатом (несоответствие установок и ожиданий работника корпоративной культуре предприятия, ограничение индивидуальной свободы, интриги);

6) внеорганизационные источники стрессов (проблемы в семейной жизни из-за сверхнормативных нагрузок на работе; неумение разделить профессиональную и семейную ролевую стратегию поведения; семейные конфликты, связанные с притязанием обоих супругов на карьерное продвижение).

Н.В. Самоукина достаточно описала многие частные причины производственных стрессов:

профессиональный стресс достижения;

стресс, вызванный страхом совершить ошибку;

стресс от несовпадения темпов общения работников.

Городской житель, как правило, постоянно находится в стрессовой ситуации — это и работа, и кредиты, и необходимость соответствовать массе требований с самых разных сторон, и напряженный график. Важно уметь распознать признаки нервного стресса, чтобы успеть нейтрализовать его, пока это еще возможно.

Даже сейчас, когда психология, как наука развита достаточно хорошо, признаки и механизм протекания стресса все же остаются сложным вопросом. Дело в том, что стресс — явление глубоко субъективное и то, что актуально для одного человека, может быть совсем неактуально для другого. Это легко подтвердить простым примером: известно, что многие люди «заедают стресс». Однако вместе с этим есть и немало тех, кто в стрессовой ситуации не может есть и сильно худеет.

Итак, рассмотрим те признаки, которые могут проявляться в разных сочетаниях у людей.

1. Интеллектуальные признаки стресса:

проблемы с запоминанием новой информации;

проблемы с концентрацией внимания;

тревога или скачки мыслей;

беспорядок, который не волнует;

трудности в принятии решения;

бессонница, ночные кошмары;

2. Эмоциональные признаки стресса:

частые приступы плача или мысли о самоубийстве;

беспокойство, чувство вины;

депрессия и ощущение несчастья;

раздражительность или вспыльчивость;

гнев, разочарование, враждебность;

внезапные приступы паники;

чувство одиночества и изоляции;

депрессия, частые перепады настроения;

чрезмерная реакция на маленькие неприятности.

3. Физиологические признаки стресса:

боль в шее, боль в спине, мышечные спазмы;

крапивница, мурашки по коже, сыпь, зуд;

боль в груди, быстрое сердцебиение;

сжимание челюстей, скрипение зубами;

необъяснимая и частая аллергия;

холодные или потные руки, ноги;

сухость во рту, сложное глотание;

усталость, вялость, слабость;

тошнота и головокружение;

потеря полового влечения;

частое краснение и потливость;

диарея или запор;

изжога, боль в животе;

боли и страдания;

отрыжка и метеоризм;

дрожь ног, рук или губ;

звон и жужжание в ушах;

4. Поведенческие признаки стресса:

ложь или оправдания в сложных ситуациях;

навязчивое или компульсивное поведение;

пренебрежение служебными и другими обязанностями;

чрезмерная защита или подозрительность;

употребление алкоголя, курение, наркотики;

быстрая или бормочущая речь;

азартные игры или импульсивные покупки;

проблемы с общением;

слишком долгий или короткий сон;

излишки в еде или недоедание;

самоизоляция от других людей

Признаки сильного стресса, как правило, заключаются в обилии симптомов на всех уровнях, а также их высокой степени интенсивности.

В данной главе «Сущность стресса» мы отчётливо рассмотрели понятие стресса, вывели точные научные понятия и составляющие данного термина.

В ходе подробного изучения причин, установили, что стресс вызывают не только негативные эмоции, а также и положительные, эмоции любого рода вызывают состояние организма — стресс. В ходе исследования определили, что стресс момент не мгновенный, а поэтапный и носит накопительный характер, рассвет его возникает, когда организм уже исчерпал свою приспособительную, адаптивную способность, функцию. Стресс вызывают — стрессоры. Также в данной главе выдвинули основные факторы, влияющие на появление профессионального управленческого стресса.

Раскрыли чёткую картину проявлений и признаков стресса.

2. Разнообразие и динамика стресса

2.1 Стресс и его виды

В настоящее время известно 2 вида стресса — это эустресс и дистресс.

Вид стресса, который полезный имеет название — Эустресс:

вызванный позитивными эмоциями;

стресс слабой силы, мобилизующий человека;

Эустресс, вызванный позитивными эмоциями. Данное понятие подразумевает эмоциональное состояние, при котором человек осознает все предстоящие проблемы или задачи и знает, как их решить, предвкушая положительный результат.

Эустресс, мобилизующий человека, является движущей силой в решении каждодневных задач, их планирования и необходим при полноценной жизни здорового организма. Это состояние именуется — «реакция пробуждения». Небольшой выброс гормона адреналина нужен, чтобы быстро проснуться и настроится на полный планов предстоящий день, добраться до работы и с удовольствием, максимально эффективно поработать. По сути, данный вид стресса, сохраняет и поддерживает в нас жизнь.

Эустресс может превратиться в деструктивный — дистресс, при низком индивидуальном сопротивлении организма либо спровоцированном конкретном обстоятельстве.

Стресс, который вредный называется — дистресс:

Негативный вид стресса разрушительно действует на весь организм. Приступ данного вида стресса возникает, чаще всего, неожиданно, спонтанно, при состоянии напряжения, достигшем критического значения. А может являться и результатом «накопленного» стресса, при котором медленно происходит снижение сопротивляемости организма, с последующим угасанием. Если не принять вовремя необходимых мер, то состояние обычного эмоционального дискомфорта перейдёт в болезнь. Как правило, это состояние носит хронический характер.

Дистресс может быть разных видов, рассмотрим их подробнее.

Дистресс физиологического характера.

Физиологический дистресс, возникает в основном при воздействии на организм различных внешних факторов — жары, холода, жажды, голода, диеты. Если человек подвергает свой организм любому из перечисленных воздействий, то он должен понимать причиняемый себе вред. При выходе из вынужденного состояния, организму вновь необходимо адаптироваться и это происходит исключительно через стресс.

Дистресс психологического характера или его ещё называют эмоциональный.

Психологический дистресс, связан с появлением ситуаций, в которых особо сильно переживаются эмоции. Причём, не имеет значения их причина, она может быть как положительной, так и отрицательной. В данном случае, организм выдаёт одну и ту же реакцию — психологический дистресс.

истресс кратковременного характера.

Кратковременный дистресс — стресс, который связан с инстинктом самосохранения. Возникает, кратковременный дистресс, внезапно и мгновенно проходит все стадии развития стресса. Как правило, данный вид стресса короткого периода действия и не представляет опасности для человека.

Дистресс хронического характера.

Хронический дистресс является одним из самых опасных видов стресса. Человек, подверженный ему ежедневно, постоянно, привыкает к напряжению настолько, что перестаёт обращать внимание на симптомы и их последствия. Как правило, данный вид стресса, приводит к нервному срыву, депрессии и суициду. А также может сопровождаться фобиями и страхами.

Дистресс нервного характера.

Нервный дистресс, как правило, следствие воздействия на организм чрезмерного стресса. Может произойти у каждого, но с большей вероятностью у людей, имеющих в анамнезе тревожный невроз. В данном случае, важную роль играет индивидуальное состояние нервной системы.

1. Эмоционально положительные стрессы и эмоционально отрицательные стрессы.

2. Кратковременные (острые) стрессы и долгосрочные (хронические) стрессы.

3. Физиологический (соматический, средовой) стресс и психоэмоциональный стресс.

Стресс может нести в себе как положительный, так и отрицательный заряд. В зависимости от личного восприятия события. Например у одного, такое событие, как свадьба вызывает радостные эмоции и состояние стресса и, одновременно, у другого — это неприятность, и абсолютно другой направленности стресс.

Казалось бы, эмоционально положительный стресс, должен порождать положительные эмоции, но люди со слабым здоровьем могут получить инфаркт или инсульт, например, от банального известия о выигрыше.

Если мы говорим об отрицательных последствиях стресса, то автоматически считаем его эмоционально отрицательным.

Эти два вида стрессов вызывают разное отражение на здоровье человека. Более тяжёлые последствия для организма несут в себе долговременные или хронические стрессы.

Острый стресс обычно наступает быстро и неожиданно. Его крайней степенью является только некий шок. Если человек не справляется с ситуацией шока, постоянно возвращаясь к ней и вспоминая пережитое, как правило, острый стресс переходит в хронический.

Хронический стресс, может наступить без стадии острого стресса, если присутствуют постоянно действующие, казалось бы, малозначительные факторы — напряжённые отношения с кем-либо, неудовлетворённость какой-либо ситуацией и другие факторы постоянного действия.

3. Физиологический (соматический, средовой) и психоэмоциональный стресс.

Стресс физиологический возникает от колебаний параметров внешней среды — гравитации, влажности, температуры, а также от непосредственного воздействия на человека различного рода негативных факторов — холода, боли, голода, физических перегрузок.

Различают как механический, физический, химический и биологический физиологические стрессы.

Механический стресс — отличается повреждением целостности кожи и различных органов. Это может быть травма, ранение, операция, шоковое состояние.

Физический стресс — вызван состоянием перегрева, переохлаждения, обморожения, ожога, воздействием УФЛ или даже ионизирующей радиации, невесомости или ускорения, голода, жажды, гипокинезией, иммобилизацией.

Химический стресс — вызван отравлением, действием ядохимикатов и их паров, загрязнением воздуха, воды или почвы, недостатком или избытком кислорода.

Биологический стресс — вызван атакой вызывающих болезнь вирусов, бактерий, токсинов, грибов и их разновидностей.

Стресс психоэмоциональный может быть информационным и эмоциональным.

Как правило, данный вид стресса, возникает от переживания достаточно сильных эмоций, таких как обида, обман, опасность, угроза, информационная перегрузка.

Стресс информационный возникает от избытка информации, от ответственности, связанной с подобного рода деятельностью, с принятием скорых и верных решений. Подобные стрессы, как правило, сопровождают деятельность операторов различных систем управления, диспетчеров и других работников подобных профессий.

Стресс эмоциональный возникает в ситуации угрожающей безопасности человека — в случае тяжёлой болезни, преступления, войны или аварии, а также при угрозе изменения социального статуса, экономического благополучия или изменения межличностных отношений, таких как проблемы в семье, сокращение или увольнение.

Описанное выше деление стрессов на различные виды, их характеристика, носит относительный характер, существует множество вариантов других классификаций.

2.3 Фазы развития стресса

Разработал теорию стресса Селье. Он выделил в нем три фазы (стадии).

1 фаза — Реакция тревоги.

Появление состояния тревоги, настороженности, напряжённости при возникновении неординарной ситуации и, как следствие, мобилизация защитных сил организма.

2 фаза — Сопротивление.

Начинается сопротивление организма и борьба с ситуацией стресса либо адаптация и привыкание к раздражителю.

3 фаза — Победа либо истощение организма.

Если собственных ресурсов организма для борьбы с состоянием стресса достаточно, то человек выходит победителем. В противном случае организм истощается, что приводит к депрессии, различной тяжести заболеваниям и, возможно, к смерти.

В данной главе «Разнообразие и динамика стресса» отчётливо рассмотрели виды стресса, разобрали подробно классификацию, в ходе исследования классификации выяснился факт, что наиболее точной классификации нет, все её аналоги считаются условными и определяются признаками. В главе использована и описана классификация наиболее авторитетного представителя исследователей, а именно по Селье. Также по данному автору описаны фазы стресса. Благодаря составляющему главы, она получила данное название.

3. Стресс в управленческой деятельности и его ликвидация

Мы счастливы, когда мы не болеем, у нас все хорошо в семье и на работе. И не имеет значения, работает ли человек в министерстве или дома воспитывает детей, если ему не нравится, то, что он делает, и работа не приносит удовольствия, то счастье будет неполным.

Конечно работа — это стресс. Особенно, когда работаешь над серьёзным проектом, и вдруг выключается компьютер, когда остаешься после рабочего дня, доделать работу за коллег, которые ушли в отпуск, когда сотрудники и начальник не дают спокойно жить и прочее.

Хотя не весь стресс — это плохо. Положительный стресс улучшает производительность труда. Установленные сроки сдачи проекта стимулируют и организовывают. Адреналин, выделяющийся перед устным докладом, позволяет выступить более эмоционально, и доклад звучит живее. Положительный стресс обеспечивает чувство удовлетворенности, делая работу увлекательной.

Если обратить внимание на продолжительность стресса. Слишком длительный стресс приводит к повышенной утомляемости, депрессии и снижает продуктивность. Стресс короткого действия, к примеру, такой как интервью, собеседование, доклад или переговоры, улучшает презентативность, презентабельность.

Таким образом, нужно найти тот комфортный индивидуальный уровень стресса, а не исключить стресс вовсе. Если стресс не будет присутствовать в нашей жизни, то потеряется интерес к труду, снизится концентрация и исчезнет мотивация. Когда стресс очень сильный, то о результате говорить не приходится. И так оптимальный уровень стресса индивидуален для каждого.

3.2 Перегрузки на рабочем месте

Исследование, проведенное страховой кампанией St. Paul Fire and Marine Insurance Co., показывает, что именно, проблемы на работе являются основной причиной жалоб на здоровье. Даже в большей степени, чем материальные проблемы или неприятности в семье. Несмотря на то, что стресс это нормальная составляющая любой трудовой деятельности, некоторые люди начинают ассоциировать понятия стресс и работа.

Основываясь на данных the National Institute for Occupational Safety and Health (NIOSH) первыми настораживающими симптомами перегрузок на работе являются: головные боли, нарушения сна, трудности концентрации внимания, вспыльчивость, расстройства пищеварения, неудовлетворение от проделанной работы, упадническое настроение.

На первопричину возникновения стресса существует несколько взглядов.

Одна из точек зрения выделяет личностные характеристики. Индивидуальность характеров и способов справляться со стрессом определяет подверженность человека к стрессу. То, что вызывает огромный стресс у одного человека, не будет казаться даже проблемой для другого.

С другой стороны, научные исследования доказывают, что определенные условия труда вызывают стресс практически у всех типов личностей. Среди них это повышенная нагрузка, долгие часы работы, нечастые и нерегулярные перерывы, рутинная работа, которая не способствует проявлению индивидуальных качеств сотрудника; определенный стиль управления персоналом, недостаточность дружеского общения и враждебная атмосфера, отсутствие эмоциональной поддержки, конфликты, неоправданные надежды, слишком большая ответственность, неуверенность в завтрашнем дне, недостаточные возможности для повышения; неудобное и даже опасное окружение, не та температура и влажность в помещении, загрязнение воздуха, шум, скопление народа и эргономические проблемы.

Таким образом, стресс на работе возникает как из-за личных характеристик сотрудника, так и предоставленных условий труда.

Стресс на работе приводит к ухудшению состояния и самочувствия. Кроме нарушения сна, перепадов настроения, расстройства желудка и головных болей, проблем в общении со своими домашними и друзьями постоянный стресс ухудшает течение хронических заболеваний, таких как, например, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, болезни сердечнососудистой системы, различные гормональные нарушения, психологические состояния.

Ухудшение здоровья ведет к большему количеству листков нетрудоспособности, поэтому организация условий труда с минимизированием последствий стресса на работе это задача работодателя. А каждый из сотрудников, в свою очередь, оценивая свои возможности, определяет, подходит ему такая работа или нет. Благоприятные условия для работы и хороших результатов это обязательно: признание заслуг каждого сотрудника в отдельности, возможность для карьерного роста, поощрение инициативы и достойное материальное вознаграждение сотрудника.

Вот например, у большинства компаний в США есть программы по стресс-менеджменту, разработанные специально для их сотрудников. Улучшение условий труда вместе с индивидуальными программами по стресс-менеджменту являются основой для предупреждения последствий стрессовых перегрузок на работе.

Бизнес в России — прочно связанная со стрессом сфера деятельности. Эффективность труда человека зависит от уровня его психического напряжения. Чем выше у него мотивация к работе, тем выше его нервное напряжение, а, следовательно, и стресс.

Большинство работодателей требуют от своих подчиненных максимальной участия в производственный процесс, так как от производительности труда во многом зависит прибыль предприятия. Однако психологическое перенапряжение вызывает нарушения психической деятельности человека и последующий упадок сил.

Стресс, воздействуя на сотрудников, влечет дополнительные затраты и упущенную выгоду компаний.

Это выражается в:

— снижении производительности и качества труда;

— некорректных управленческих решениях;

— болезнях сотрудников и производственных травмах;

— расходах на замену сотрудников;

— ухудшении имиджа компании.

Масштабы убытков, обусловленных стрессом, иллюстрируют данные International Association for Human Values:

— 40% текучести кадров происходит из-за стресса;

— 60-80% несчастных случаев на работе вызваны стрессом;

— 60% прогулов происходят по вине стрессов.

В 2003 г. потери, вызванные стрессами, обошлись экономике США в $50 млрд.

Современный бизнес ведется в условиях постоянного стресса — работникам компаний необходимо постоянно учитывать уровень развития конкурентов, тщательно продумывать собственные шаги по развитию компании. Отрицательное воздействие данных факторов на психику — предмет психологических исследований, который становится популярнее с каждым годом. Последнее исследование, к примеру, выяснило, что профессиональные стрессы приводят работников к психическим заболеваниям.

Данное исследование также выявило глобальное невнимание начальства к эмоциональному состоянию своих подчиненных, что еще больше подкрепляет психические заболевания работников. Исследователи обнаружили у них огромное количество разного вида душевных расстройств — депрессии, тревоги, панические состояния, шизофрения и др.

Оказалось, что повинны в этом именно условия их профессиональной деятельности. Эмоциональное здоровье работника стало просто несовместимо с темпами бизнес-процессов и постоянной борьбой на корпоративной арене. Проблема стала настолько серьезной (в частности, резко возросло количество суицидов среди работников фирм), что не могла не привлечь внимание психологов.

Психические заболевания, приобретенные на работе, ежегодно вымывают в среднем 105 миллиардов долларов из бюджета США. Под этой цифрой подразумеваются финансовые потери компаний от низкой продуктивности их работников, которая является следствием психических расстройств.

Сегодня эту проблему пытаются преодолеть с помощью различных программ, которые предполагают организацию консультаций и неотложной помощи для организаций, столкнувшихся с проблемой роста отклонений в психике среди своих работников. Однако, следует обращать больше внимания на профилактику этих заболеваний.

К примеру, всемирно известный концерн General Motors имеет собственную программу, согласно которой работники компании имеют неограниченный доступ к телефонным консультациям и бесплатным тренингам. General Motors также обучает менеджеров оказывать первичную психологическую помощь при наличии личных проблем у его подчиненного.

3.3 Профилактика профессионального стресса

Для организации профилактических мероприятий необходимо, прежде всего, дать оценку ситуации в компании, в том числе, основных стрессогенных факторов и моделей поведения персонала, например, степени устойчивости к организационному стрессу, уровню профессионального выгорания, нервно-психического напряжения, а также морально-психологическому климату в коллективе.

На основании данных диагностики выявляются «группы риска» и конкретные сотрудники, чьё состояние требует первостепенного вмешательства. Одновременно определяются основные проблемные зоны и стресс-факторы, которые необходимо корректировать (например, изменить график труда и пр.), разрабатываются программы мероприятий по профилактике профессионального стресса.

Рассмотрим наиболее распространенные способы работы с профессиональным стрессом в российских организациях.

Сообщение персоналу о признаках профессионального стресса и факторах риска — один из способов его профилактики. Например, в корпоративной газете или на информационном стенде можно создать раздел «Здоровье», в котором регулярно печатать статьи об этом явлении и способах борьбы с ним. А для работников «группы риска» можно проводить информационные лекции и семинары. «Кто предупрежден, тот вооружен» — чем раньше и больше работник узнает, тем вероятнее он сможет избежать или снизить выраженность стрессового состояния.

Тренинги для персонала.

Программа специального тренинга для персонала разрабатывается с учетом результатов диагностики. Но, как правило, центральной темой его становится не столько умение избегать стрессовых ситуаций, сколько способность находить наиболее оптимальные выходы из них.

Довольно часто составляющей таких тренингов становится обучение тайм-менеджменту — управлению временем — как своим, так и подчиненных. Его правильное распределение помогает избежать стресса, связанного с излишней или недостаточной загруженностью.

Еще одна важная часть специализированных тренингов должна быть посвящена стрессовым ситуациям, возникающим в ходе групповой деятельности. «Мозговой штурм», совещания, переговоры — все это неизбежно связано с нервным напряжением, хотя и представляет собой крайне важную и очень эффективную часть работы в компании.

Тренинги для руководителей.

Тренинги для управленцев проводятся индивидуально, т.к. выкроить время для групповых занятий — серьезная проблема. Персональные же обычно проходят в кабинете руководителя 1-2 раза в неделю (по 15-20 минут), а их программа разрабатывается с учетом как эффективных, так и малоэффективных компонентов поведения руководителя. Все усилия направляются на минимизацию использования неуспешных стратегий, особенно в сложных бизнес-ситуациях.

Индивидуальные тренинги (коучинг) для владельцев компаний и топ-менеджеров проводят, как правило, приглашенные специалисты.

Корректировка микроклимата в коллективе.

Во многих случаях профессиональный стресс связан с неблагоприятным внутренним климатом в компании, что может быть проблемой как отдельных структурных подразделений, так и всего предприятия.

Пример из одной компании.

В фирме, работающей в сфере недвижимости, участились жалобы клиентов на грубое обслуживание со стороны сотрудников Call-центра. Чтобы снизить количество претензий, руководитель отдела установил систему контроля телефонных переговоров и ввел штрафы, но эти меры положительного результата не принесли. Более того, помимо роста жалоб клиентов, резко снизилась производительность труда и увеличилась текучесть кадров. Начальник отдела считал, что основная проблема заключается в низкой квалификации диспетчеров на телефоне, и изменить сложившуюся ситуацию можно с помощью «Тренинга телефонного общения» для работников Call-центра.

В результате проведенных HR-мероприятий была выявлена основная проблема — высокий уровень эмоционального напряжения у 90% сотрудников. Более того, было установлено, что у многих диспетчеров после общения со «сложными» клиентами возникали такие отрицательные эмоции, как раздражение, отчаяние, страх. Учитывая полученные результаты, была разработана программа коррекции этого состояния. «Тренинг телефонного общения», который проводился уже не раз, был не актуален. Основной задачей стало повысить у диспетчеров устойчивость к стрессу, научить их справляться с негативными эмоциями, раздражением и агрессией.

Были разработаны и проведены тренинги, направленные на обучение диспетчеров методам работы с трудными клиентами и способам психологической саморегуляции.

В рабочем помещении Call-центра был немного изменен дизайн: строгий офисный стиль был «разбавлен» элементами домашнего уюта — живыми декоративными цветами и картинами с пейзажами. Это дает возможность людям слегка «переключаться».

Одним из пожеланий самих диспетчеров было установить в кабинете «что-нибудь, позволяющее разгрузиться не только психологически, но и физически». Решить такую задачу было нелегко, учитывая множество ограничений, в том числе и маленькую площадь помещения. Тем не менее, в Call-центре выделили небольшой уголок за перегородкой, поставили велотренажер и повесили дартс, воспользоваться которыми может каждый сотрудник, но не более 20 минут в день. Результат не заставил себя ждать: «Уголок физической разгрузки» оказался самым эффективным решением.

В качестве профилактики очень эффективны тренинги командообразования, можно провести сессию занятий по стресс-менеджменту и конфликт-менеджменту. Помогут и корпоративные выезды на природу, общие спортивные мероприятия, дни здоровья и т.п. Удобная форма психогигиенической и стресс-профилактической работы на предприятии — создание комнат психологической разгрузки, где люди могут отдохнуть и настроиться на позитивный лад. Если в службе персонала есть психологи, то можно организовать «горячую линию» и индивидуальные «разгрузочные» консультации для работников «группы риска».

Кадровый отдел может иметь в своем арсенале довольно большой список способов работы с профессиональным стрессом, и их выбор обусловлен спецификой и возможностями предприятия. Но даже при отсутствии финансовых, человеческих или временных ресурсов каждый менеджер по персоналу может проводить работу по профилактике профессионального стресса. Главное — активно общаться с коллегами, оценивать их внутреннее состояние и быть способным влиять на него.

3.4 Методы борьбы со стрессом

Как эффективно преодолеть стресс?

Стресс, вызванный негативными эмоциями, приводит не только к ослаблению организма и предрасположенности человека к различным заболеваниям, но и является причиной быстрого старения. Возникает вопрос: «Как противостоять стрессу, и как научиться управлять собой в подобных ситуациях?». Существуют эффективные методы борьбы со стрессом, благодаря которым можно научиться владеть собой, не зависимо от давления предрасполагающих факторов.

Основные способы борьбы со стрессом условно делятся на следующие группы:

Существует несколько реакций организма на стрессовые ситуации, вызванные неблагоприятными факторами. Человек неосознанно приспосабливается к создавшейся ситуации, после чего наступает период адаптации, на протяжении которого личность либо подстраивается под сложившуюся ситуацию, либо подвергается определенным последствиям. Вследствие плохой адаптации (мал-адаптации) возникают различного рода физические или психические отклонения. Иногда могут возникнуть психосоматические заболевания, в основном при довольно частых и продолжительных стрессовых ситуациях.

Преодоление стресса при помощи релаксации.

Автоматическое восприятие стрессовых ситуаций протекает тремя последовательными фазами: импульс-стресс-адаптация. Другими словами можно сказать, что любой стресс спустя некоторое время угасает, что приводит к постепенному успокоению. В противном случае возможно возникновение негативных последствий, что происходит при нарушении или отсутствии адаптации и сопровождается психосоматическими заболеваниями или расстройствами.

Человек должен самостоятельно контролировать свои эмоции, направляя все силы на сохранение своего здоровья, отвечая на стрессовый импульс релаксацией. Данный вид активной защиты дает возможность вмешиваться в любую фазу стресса, что позволяет задержать эмоциональный поток, ослабить его или же вовсе предотвратить. Релаксация активирует деятельность нервной системы, регулируя настроение человека и степень его психического возбуждения, что позволяет сбросить или ослабить мышечное и психическое возбуждение.

При помощи релаксации можно:

Полностью или частично избавиться от психического и физического напряжения;

Не обладая никакими навыками научиться бороться со стрессами;

Противостоять психической усталости и раздражению;

Выработать у себя привычку ассоциации любой ситуации с приятными впечатлениями.

Методы борьбы со стрессом следует осваивать заранее, для того чтобы в критический период можно было противостоять напряжению, но для этого необходима мотивация. Каждый человек, стремящийся к освоению методик релаксации должен поставить перед собой цели, то есть определиться с мотивацией.

Большая часть людей уже привыкли к мышечному и душевному напряжению, воспринимая его в качестве естественного состояния, не осознавая, что это вредно. При помощи специально разработанного комплекса релаксационных упражнений можно научиться регулировать любо напряжение, приостанавливать его или полностью расслабляться.

Заниматься релаксацией следует наедине, так как целью проведения упражнений является полное расслабление организма, что положительно воздействует на психику и урегулирует душевное равновесие. При помощи данной методики можно добиться минутного нарушения мыслительных и психических связей с реальностью — состояния «идейной пустоты», которое позволяет отдохнуть мозгу, заряжая организм энергией и нормализуя естественные процессы жизнедеятельности организма.

Исходное положение — лечь на спину; руки вытянуть вдоль тела, ладонями вверх; ноги развести по сторонам, ступни развернуть носками наружу; голову слегка запрокинуть назад; все тело расслабить, глаза закрыть, вдыхать и выдыхать через нос.

Находиться в исходном положении следует на протяжении двух минут. В период расслабления можно представлять себе помещение, в котором находитесь, мысленно обходя его вдоль стен. Также можно проделывать путь по своему телу, представляя его, воспроизводя в памяти;

Дыхание играет ведущую роль в расслаблении, поэтому следует на протяжении нескольких минут сосредоточиться именно на нем, не думая ни о чем другом. Данное упражнение позволяет уловить тот факт, что выдыхаемый воздух гораздо теплее вдыхаемого;

Задержка дыхания и напряжение всех мышц позволяет концентрироваться на состоянии организма в период спокойствия и напряжения. Напрягать тело следует на вдохе, а на выдохе расслаблять одновременно все мышцы организма. Повторять упражнение нужно не менее 3 раз, постепенно увеличивая время периодов и их количество;

Концентрация внимания на определенных частях тела также является незаменимым упражнением для расслабления. Напрягать следует поочередно все части тела, после чего на протяжении некоторого времени лежать в расслабленном состоянии сосредотачиваясь на ощущении тяжести проработанной части.

В заключении следует глубоко вдохнуть воздух через нос и выдохнуть через рот, что позволит ощутить всю полноту эффекта от проделанных упражнений. Со временем, борьба со стрессом при помощи релаксации войдет в привычку и станет незаменимым помощником для приобретения физического и эмоционального равновесия.

Концентрация внимания в борьбе со стрессом.

Неумение сосредоточить свое внимание является фактором, имеющим тесную взаимосвязь со стрессом. К примеру, можно остановиться на роли работающей женщины, которая выполняет три функции по приходу домой: домохозяйка, мать и супруга. Каждая функция требует сосредоточенности, полной самоотдачи и пристального внимания. Вследствие нехватки времени возникает многократная или полная несосредоточенность, которая ведет к возникновению стрессовой ситуации. Ряд импульсов приводит к психическому, а возможно и физическому истощению.

Для того чтобы преодолеть стрессовые ситуации в данном случае следует научиться концентрировать свое внимание, при помощи профессионально разработанных упражнений, которые следует выполнять на протяжении дня или перед сном. Для занятий следует соблюдать следующие критерии:

Удобно сесть на твердую поверхность без опоры;

Руки положить на колени, глаза закрыть;

Дышать спокойно через нос.

Упражнения для концентрации внимания можно выполнять в двух вариациях, наиболее подходящую из которых можно определить для себя на практике:

Концентрация на счете — сосредоточиться необходимо на медленном счете от 1 до 10. При рассеивании мысли упражнение нужно начинать сначала. Счет повторять необходимо на протяжении некоторого периода времени, до наступления умственного расслабления (обычно достаточно нескольких минут);

Концентрация на слове — концентрироваться следует на слове вызывающем положительные эмоции (имени любимого человека, ласковом прозвище или же строчках из песни или стихотворения). «Слово» должно восприниматься в качестве талисмана или персонального лозунга. При помощи данной методики можно добиться релаксации мозговой деятельности, что в дальнейшем позволит сосредотачиваться на всех значимых деталях повседневной жизни, предотвращая возникновения стрессовых ситуаций.

Концентрация внимания избавит от таких ситуаций, как забывчивость и беспричинная раздражительность, главное — это вовремя начать заниматься, чтобы предотвратить возникновение последствия стрессов.

Ауторегуляция или как вовремя победить стресс.

В повседневной жизни о правильном дыхании никто даже не вспоминает, а это очень важно для нормализации общего состояния организма, насыщения мозга кислородом и восстановления эмоционального состояния. Стрессовые ситуации или физическое напряжение вызывают затруднения дыхательной функции, а при сильном испуге или шоковом состоянии человек вовсе затаивает дыхание, что негативно сказывается на его общем состоянии.

При помощи регуляции дыхания можно преодолеть следующие состояния организма:

Чувство страха и паники.

Ауторегуляция дыхания находится наряду с концентрацией внимания и релаксацией, обладая не меньшей эффективностью. Дыхательные упражнения можно выполнять в любое время, независимо от обстановки, но при условии нахождения позвоночника в строго горизонтальном или вертикальном положении. Это позволяет дышать свободно и естественно, без напряжения, растягивая мышцы в области живота и грудной клетки.

Упражнения контролируемого свободного дыхания позволяют добиться:

Предотвращения перепадов настроения;

Нормализовать ритм дыхания;

Увеличить продолжительность вдоха, что позволяет успокоиться и расслабиться;

Уравновесить психическое состояние и предотвратить его изменение;

Настроить ритм дыхания, успокоив нервы и психику;

Укрепить свое здоровье и увеличить продолжительность жизни.

Благодаря дыхательным упражнениям можно за довольно короткий промежуток времени привести себя в чувства даже после сильного стресса. Именно поэтому ауторегуляция является наиболее действенной методикой в предотвращении появления последствий после стрессовых ситуаций.

«Переделка» режима дня или противострессовая профилактика

Все перечисленные методы борьбы со стрессом позволяют справиться с уже присутствующим нервным и мышечным напряжением. Но существует возможность предотвратить эмоциональную нестабильность при помощи профилактических мер, которые заключаются в нормализации режима дня.

Благодаря перестройке своего дневного распорядка можно избавить близких от последствий своей рабочей активности, выражающихся в вымещении плохого настроения на супруге или детях. Ключевым моментов в профилактике стрессовых ситуаций является умение отрешаться от дневных впечатлений, для чего необходимо по приходу домой с учебы или работы проводить релаксацию.

Восстановление эмоциональной стабильности за 10 минут:

Переступив порог дома, следует переодеться в домашнюю одежду, немного расслабившись посидеть в кресле;

Крепкий кофе или чай помогут вернуть потраченные за день силы;

Хорошая музыка поможет отвлечься от возникших за день проблем;

Если близкие вам люди дома, то можно устроить совместное чаепитие, но ни в коем случае не омрачать его накопившимися проблемами;

Любую ситуацию можно разрешить после того, когда нервное напряжение спадет, что позволит предотвратить появление стрессовых моментов;

Отлично снимает напряжение душ, горячая ванна или прогулки на свежем воздухе.

Бесспорно у каждого человека не хватает времени на чаепития, принятие ванны или прогулки, но лучше уделить себе лишние 20 минут, чем накалять обстановку дома, провоцируя близких вам людей на беспричинные ссоры, влекущие за собой стресс. В заключении хотелось бы заострить внимание на том, что спорт является также неотъемлемой возможностью борьбы со стрессом.

3.5 Последствия стресса

Наша жизнь невозможна без стрессовых ситуаций. Каждое принятое нами решение выводит наш организм из равновесия. В зависимости от того, насколько важным для нас был сделанный выбор, будет и масштаб наступившего стресса. Иногда мы его просто не замечаем, иногда чувствуем, но справляемся, иногда без посторонней помощи с наступившим стрессом мы совладать не в силах. Но в любом случае последствия могут быть непредсказуемы не только для вашего психологического состояния, но и для физического.

Чем опасен стресс и каковы его последствия для психического состояния человека:

revolution.allbest.ru