Профилактика стрессов у детей дошкольного возраста

Профилактика стрессов в начальной школе

Стресс — одна из самых болезненных примет нашего времени. Долгое время стресс рассматривался как проблема взрослого человека. Но сегодня она все больше и больше распространяется на детский мир. Дети, также как и взрослые, страдают от избыточных физиологических и информационных нагрузок и непосильного для них психологического давления. Неслучайно психологами выделяется термин “школьный стресс”. Поэтому сегодня актуальной стала проблема профилактики школьных стрессов. Стресс в условиях школы невозможно понять и тем более управлять им без глубокого знания его психологического механизма. А значит, педагогу важно знать причины стресса у младших школьников в учебно-воспитательном процессе и пути его преодоления и профилактики.

Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907 – 1982). Медик по образованию, биолог с мировой известностью на протяжении почти полувека разрабатывал проблемы стресса. Наиболее полно его учение изложено в известном труде “Стресс без дистресса”.

Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) — термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающий в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

Стрессоры – факторы, вызывающие состояние стресса. Стресс обычно понимается как неблагоприятный опыт недостаточной или избыточной стимуляции, который сейчас или в будущем приведет к нарушению здоровья.

Наука делит стрессы на:

  • эмоционально положительные и эмоционально отрицательные;
  • кратковременные и долгосрочные (острые и хронические);
  • физиологические и психологические (информационные, эмоциональные и коммуникативные).

Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов. Например, когда ребенок долго или часто испытывает чувство голода, холода, жажды, физические перегрузки.

Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением, например, когда школьника обманули, обидели, угрожали физически или морально, если он испытывает сильные информационные перегрузки.

Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда ребенок, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения.

Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности школьника, его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (семейные проблемы, ссоры и т. п.).

Коммуникативный стресс возможен при неспособности ребенка общаться с одноклассниками или учителями, при неумении налаживать межличностные отношения.

Основоположник теории стресса Г. Селье выделяет три стадии его развития:

  • реакция тревоги, которая выражается в мобилизации всех ресурсов организма;
  • сопротивление, когда организму удается успешно справится с вредными воздействиями (в этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость);
  • истощение, наступающее, если действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть.
  • Биологическое строение человека таково, что он воспринимает стрессоры и реагирует на них. Однако современные условия изобилует такими внешними раздражителями, физическая реакция на которые уже не обеспечивает равновесие нашего организма. Будучи явлением реальной действительности, стрессоры трансформировались и теперь наряду с физическими реакциями требуют психических.

    Стресс может также означать совокупность мелких стрессов, которые в результате приводят к эмоциональным нарушениям, таким как чрезмерная тревога и напряжение, нарушение ясности мышления и широкий спектр поведенческих реакций.

    Стресс не всегда результат повреждающего внешнего влияния на психику человека. Так в повседневной учебной деятельности стрессы у детей возникают по разным причинам: на уроке, во время соревнований, школьных олимпиад, в общении с учителями и одноклассниками, публичном признании успеха и т. д. В стрессологии выделяют два термина – “эустресс” и “дистресс”. Первый термин означает желательный эффект, второй – негативный.

    Дистресс (от англ. distress – горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) – сильный стресс неприятной направленности, вызываемый стрессорами.

    Учеными доказано как стресс серьезно влияет на здоровье людей. Доказана и связь между пережитыми в детстве и юности стрессами с частотой несчастных случаев.

    Стресс у детей во многом отличается от стресса у взрослых, особенно в его проявлении.

    Стресс является постоянной проблемой в детстве также потому, что жизнь и опыт ребенка контролируется взрослыми. Дети часто чувствуют, что они ничего не могут поделать, что они бессильны что-то изменить. Это приводит к апатии и потере всякой мотивации. Иногда это повышенная возбудимость, иногда агрессивность и неспособность сосредоточиться на каком-либо предмете. Порой стресс вызывает чисто физическое недомогание, например, головную боль, рези в желудке и повышенную чувствительность. Стресс у ребенка не опознают, а сам ребенок не способен с этим справится, что заставляет его чувствовать себя неспособным и неадекватным.

    Как же определить состояние стресса у младшего школьника?

    Прежде всего, это продолжительность. Если у ребенка плохое настроение в течение одного дня, то в определенной мере это является нормальным. Но, если состояние нервозности и напряжения длится на протяжении недели, а то и более, то это должно стать поводом для волнения.

    Возрастные соответствия. Когда трехлетний ребенок плачет и хватает за одежду уходящую мать, то эта ситуация вполне нормальная. Но, если девятилетний школьник ведет себя подобным образом, то родители и педагоги должны более внимательно присмотреться к данному ребенку.

    Интенсивность реакции и отклонение от возрастной нормы также является сигналом для взрослого человека.

    Если есть подозрение, что ребенок переживает стресс, необходимо выяснить, почему. Дети не всегда могут словами выразить то, что их беспокоит, поэтому психологи создали специальный путеводитель по симптомам, возможным причинам и способам преодоления детских стрессов. Например, у младшего школьника появились необъяснимые боли и расстройства, включая рвоту, повышенную озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и от прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, необъяснимые тревоги и страхи, нервные движения, низкая самооценка, нарушение сна и питания, отставание в школе, возможно, развился стресс.

    Вот примерный список стрессоров, который встречается в жизни младшего школьника в учебно-воспитательном процессе:

    1. Обидные высказывания со стороны одноклассников.
    2. Обидные высказывания со стороны старшеклассников.
    3. Негативная оценка со стороны учителя.
    4. Участие в соревнованиях.
    5. Ссоры с одноклассниками.
    6. Переход в другой класс или другую школу.
    7. Контрольная или тестовая работа.
    8. Сообщение дома о плохой отметке.
    9. Выход к доске или любое публичное выступление.
    10. Опоздание в школу.
    11. Конфликтное общение с учителем.
    12. Пропуск уроков по болезни.
    13. Боязнь быть отстающим.

    Психологи подметили, что один и тот же стресс может вызывать у разных людей неодинаковые реакции. Существуют факторы, которые могут тормозить или усиливать проявления стрессового состояния. Это и генетическая предрасположенность человека, пол, возраст, реактивность организма, его состояние в данный момент и др. Таким образом, один и тот же раздражитель действует на разных детей по-разному, следовательно, одни дети более беззащитны перед стрессами, чем другие. Обнаружено, что стресс не затрагивает достижения детей с высоким IQ и разрушает достижения детей с низким IQ.

    Устойчивость к стрессам обеспечивает и социабельность, предполагающая доброжелательное внимание окружающих и коммуникативные навыки, благодаря которым взрослые оказывают ребенку поддержку в случае необходимости.

    Для детей младшего школьного возраста свойственна потребность в защите со стороны взрослых и, прежде всего, учителя. В любой стрессогенной ситуации ребенок устремляет свой взор в сторону учителя и ждет от него помощи, поддержки. Для него потрясение, если его ожидания не оправдываются, если его оставляют с переживаниями один на один. И еще хуже, когда вместо помощи от учителя, ребенок получает порицание или равнодушие.

    Последствия стресса могут быть различными. Стрессы могут вызывать неврозы, депрессии и другие душевные расстройства и заболевания. Ситуативные проявления стресса бывают во время открытых уроков, когда у школьника дрожит голос, речь становится сумбурной, кружится голова. Сегодня хорошо известен стресс “конца года”, который провоцирует детей на простудные заболевания, в это время возможно развитие аллергического кашля и астмы.

    Как помочь ребенку, находящемуся в состоянии стресса?

    Во-первых, необходимо узнать, какова причина стресса. Выяснить это лучше всего во время прогулки, похода в парк, кино, т. е. тогда, когда ребенок находится далеко от стрессоров. Часто рисунки и игры позволяют узнать причину беспокойства ребенка. Во-вторых, подобрать наиболее приемлемый способ вывода младшего школьника из состояния стресса. Здесь на помощь педагогу может прийти школьный психолог. Ролевые игры, физические упражнения, дыхательная гимнастика, психогимнастика, музыкотерапия, упражнения на релаксацию, цветотерапия. А самое главное — поддерживать ребенка, показывать значимость его в ваших глазах, больше общаться с ним, применять тактильные приемы в общении, соблюдать такт и не забывать, что детство – это самое лучшее время и, по возможности, сделать все, чтобы знакомство со стрессовой ситуацией наступило как можно позже.

    Большую помощь младшему школьнику может оказать учитель, если наладит связь с родителями. Настроит их на необходимость понимания, что воспитательно-образовательный процесс требует терпения. Что каждый ребенок неповторим, что нельзя требовать больших результатов, зная, например, что ребенок физически слаб или имеются другие причины, указывающие на его неуспешность в учебе. Управлять стрессами ребенка учитель может с позиции поддержки, в соответствии с индивидуальным подходом, т. к. знает его жизненные проблемы, его семью, природные особенности организма ученика. Кроме того, педагог может помочь ребенку: обучить его умениям справляться со стрессом, научить, как можно менее болезненно переживать стресс или, по возможности, избегать его.

    Правильная, позитивная педагогическая политика может повышать способность учащихся противостоять стрессам и уменьшать их последствия. Сегодняшний учитель начальных классов должен знать причины стресса у младшего школьника, учить, как можно избежать стрессовую ситуацию, воспитывать стрессоустойчивую позицию ученика. И самое главное, современный педагог сам не должен выступать в роли очередного стрессора для ребенка. Чувствуя проблемы детей и проявляя гибкость и понимание, учитель может уменьшить влияние дистрессов на учащихся.

    Литература.

    1. Лазарус Р. Теория стресса и психологические исследования // Эмоциональный стресс. Л. 1970. С 41-47.
    2. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии: Учеб. М.: Российское педагогическое агентство, 1995.-183с.
    3. Грегор О. Как противостоять стрессу // Стресс жизни. СПб. 1994. 384с.
    4. Левис Ш. Ребенок и стресс. СПб. 1997. 208с.
    5. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. –М. Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС. 2003. – Ч.2. С. 332.
    6. Словарь по социальной педагогике: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 368с.
    7. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Профилактика стрессов у детей дошкольного возраста

      ДЕТСКИЙ СТРЕСС.

      – это состояние психофизиологического напряжения, возникающее у человека под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.

      -это психический механизм защиты внутреннего мира ребенка. Когда привычный ход вещей нарушается любым нововведением для психики малыша.

      1. Семейные причины – они могут быть вызваны разлукой с любимым членом семьи, рождением второго ребенка, разводом, ссорой, смертью близких или домашнего животного.

      2. Социальные причины – отношения в детском коллективе, борьба характеров, внушения и страхи.

      3. Внутренние переживания и приобретенные страхи.

      4. Нагрузка от компьютера или телевизора.

      5. Травмы, фобии и физические недостатки.

      У новорожденных и детей до 2 лет.

      У новорожденного или маленького ребенка стрессовое состояние может спровоцировать болезнь или разлука с мамой (или другими близкими). Малыш чутко реагирует на переживания взрослых и может «заразиться» их стрессом

      Как правило – это первый конфликт с социальной средой. До 2-3-х лет его все близкие взрослые любят и лелеют, а вот во дворе или детском саду при общении со сверстниками малыш сталкивается с реальностью. Особенно в детском саду: здесь впервые нет рядом родителей, куча незнакомых детей, чужая тетя, и вообще все непонятно и непривычно.
      Стрессом может стать посещение врача, телевизионные тяжелые фильмы, страх одиночества, необходимость подчиняться режиму.

      У детей младшего школьного возраста.

      У ребенка младшего школьного возраста причинами стресса могут стать неудачи в учебе, сложные отношения с одноклассниками и учителями. Еще одной причиной может быть внутренний конфликт, когда малыш винит себя за совершение проступка.

      Признаки стресса у дошкольников:

      1. Частое негодование, повышенная требовательность к окружающим.

      2. Возвращение в младенчество (3-5-летние малыши снова сосут пустышку и не пользуются горшком).

      3. Усилившиеся детские страхи, боязнь уснуть.

      4. Повышенная нервозность, вспышки агрессии, перепады настроения без видимых причин.

      5. Слезы при появлении новых людей или обстоятельств.

      6. Проявление гиперактивности или наоборот, снижение или отсутствие активности.

      7. Появившиеся дефекты речи.

      Признаки стресса у ребят младшего школьного возраста

      1. Быстро устают.

      2. Жалуются на частые головные боли, тошноту, боли в сердце.

      3. Полоса капризов и вызывающего поведения, длящаяся больше недели.

      4. По ночам преследуют кошмары.

      5. «Впадание в детство».

      6. Перепады настроения без видимых причин.

      7. Повышенная озабоченность своим здоровьем.

      8. Нежелание ходить в школу и гулять с приятелями – отчужденность, изоляция, отрешённость от мира.

      1. Родители должны стараться как можно дольше оберегать ребёнка от первого столкновения со стрессовой ситуацией.

      2. Родителям следует постоянно демонстрировать любовь к ребёнку, поддерживать доверительные отношения с ним

      3. Необходимо морально подготовить ребёнка к возможным стрессовым ситуациям – нельзя полностью ограждать его от всякого негатива и ответственности.

      4. Родителям следует помогать ребёнку в освоении любых новых видов деятельности, нельзя оставлять его один на один с трудностями

      Профилактика стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет

      Мама малыша должна целый день находиться рядом. Близкие малышу люди не должны нервничать сами, так как ребёнок в таком возрасте способен заражаться настроением окружающих.

      Профилактика стресса у детей дошкольного возраста

      Для того чтобы предупредить стресс у детей дошкольного возраста, необходимо каждый день по несколько часов позволять им сидеть в тишине.

      Хорошей мерой профилактики стресса является общение. Старайться как можно больше разговаривать с малышом, чтобы он высказывал всё, что его беспокоит, рассказывал, что его интересует, делился впечатлениями и мыслями..

      Если ребёнка мучают какие-то страхи или ночные кошмары, поговорить с ним об этом постараться объяснить ему, что он находится в полной безопасности

      Объяснить малышу честно, что происходит. Часто стресс вызван (или усугубляется) тем, что у ребенка нет информации, почему все изменилось или почему определенные люди ведут себя определенным образом.

      Профилактика стресса у детей младшего школьного возраста

      Главным методом профилактики стресса у детей младшего школьного возраста является демонстрация любви к нему со стороны родителей.

      Родителям стоит быть искренними с детьми и при разводе.

      Никогда не сравнивать своего ребёнка с другими и не оказывать на него психологического давления

      Борьба со стрессом:

      1. Обязательные ежедневные прогулки.

      2. Хорошее питание.

      3. Соблюдение режима дня.

      4. Общение с родственниками и друзьями.

      5. Физические нагрузки.

      6.Обращение к психологу.

      7. Расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа

      Последствия стресса у детей:

      1. Чувство незащищенности и беспомощности. Пребывание в позиции жертвы субъективно переживается как беспомощность и неспособность изменить существующие обстоятельства, управлять своей жизнью.

      2. Тревога о будущем, ожидание «плохого», страх перемен.

      Ожидание «плохого» у детей в основном проявляется в настороженности и в страхе перемен.

      4. Гнев, агрессивность. У травмированных детей фрустрированы базисные потребности безопасности, защищенности и самоуважения. Дети начинают подбирать наиболее удобную «мишень» (другого человека или животного) для реализации своих агрессивных чувств

      5. Отчуждение и изолированность от окружающей физической
      и социальной действительности.

      этот период связан с некоторым снижением контактности
      и потребности в общении

      6. Невыплаканное горе. Ребенок начинает

      переживать травматические переживания глубоко внутри, эмоционально отгораживается от окружающих и замыкается в себе, или прибегает к реакциям протеста — гневу, агрессии, регрессивному поведению

      Лечение детского стресса

      2. Семейная терапия.

      3. Медикаментозная терапия.

      4. Когнитивно поведенческая психотерапия при лечении посттравматического синдрома.

      doshkolnik.ru

      Статья на тему:
      ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      Основные средства профилактики психоэмоционального напряжения у дошкольников.

      Предварительный просмотр:

      Елена Померанцева, старший воспитатель, Надежда Полубояринова, воспитатель

      ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      Проблема профилактики психоэмоционального напряжения у дошкольников стоит в настоящее время особенно остро.

      Это связано с тем, что для сегодняшних первоклассников, как бы ни была упрощена учебная программа, они все же оказываются в состоянии психоэмоционального напряжения. Причины: физическая неподготовленность к предлагаемым учебным нагрузкам, завышенные ожидания со стороны родителей, отрицательная оценка учителя, которая может быть невольно выражена им в неконтролируемой реплике или неосознаваемом взгляде.

      Состояние психологического дискомфорта могут вызвать действия воспитателя, недостаточно подготовленного к работе с шестилетними детьми, который использует методы и приемы обучения, приемлемые для более старшего возраста.

      Передается детям и состояние нервного напряжения родителей, вольно или невольно втягивающих детей в круг своих забот, которые им пока еще не по силам. К тому же некоторые родители, забывая, что возможности ребенка не беспредельны, занимаются с ним по учебной программе еще и дома и этим создают ему дополнительные психологические проблемы.

      Нерациональное питание, нарушения в организации сна, ограничение свободы движений, реакция организма на погоду, неразрешенность детских проблем могут также стать источниками психоэмоционального напряжения.

      Мы полагаем, что утверждение «В здоровом теле — здоровый дух'», служившее людям в течение веков, не потеряло своего значения. Считаем необходимым поделиться опытом работы по профилактике психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.

      Обучать тому, как определить свое психофизическое состояние, необходимо начиная с детского возраста. Для этого и родители, и практический психолог, и воспитатель детского сада, и учитель начальных классов в школе должны научиться четко разграничивать личностные черты и особенности психического состояния ребенка.

      По мнению многих исследователей, основной причиной возникновения напряжения является неудовлетворенная потребность. Основные признаки психоэмоционального напряжения у детей.

      1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.
      2. Усталость ребенка после нагрузки.

      3. Беспричинная обидчивость, частые слезы по ничтожному поводу или, наоборот, агрессия.

      4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, «жмется» к ним.

      5. Кривляние и упрямство. Трудности в соблюдении дисциплины.
      6. Потеря аппетита.

      7. Дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.

      8. Потеря веса или, наоборот, увеличение массы тела.

      9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность.

      Что обычно чувствуют в этой ситуации дети? Чаще всего они чувствуют боль, тревогу, неуверенность, злобу и почти всегда — страх. Существует множество рекомендации по снятию психоэмоционального напряжения. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. Самую высокую физическую нагрузку на физкультурном занятии дети испытывают в игре, но какой эмоциональный подъем наблюдаем мы при этом. Физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение. Не менее важными компонентами здорового образа жизни являются сон, питание, закаливание и пренебрегать ими нельзя. Еще И. П. Павловым было доказано, что во время сна восстанавливается физиологическое равновесие в организме.

      В профилактике психоэмоционального напряжения детей не следует сбрасывать со счета питание. Необходимо уяснить для себя, что важен не только должный набор продуктов, обеспечивающий нормальные рост и развитие ребенка, но и сама организация питания. Прием пищи разумно проводить как большую релаксационную паузу с использованием классических музыкальных произведений. Эффективно воздействуют на психическое состояние детей, снимая напряжение и стресс, водные закаливающие процедуры. В последние годы все большее значение в профилактике стресса придается обучению человека психосаморегуляции состояния. Дети гораздо быстрее и с большим эффектом научаются приемам аутогенной тренировки, нежели взрослые. Это обусловлено, прежде всего, тем, что у детей живое воображение, которое помогает им быстро и легко войти в нужный образ. Использование упражнений по психосаморегуляции состояния дает возможность наполнить традиционную систему физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении новым смыслом и содержанием и создать технологию, которую мы можем смело назвать не только здоровьесберегающей, но и формирующей у детей позиции созидателя и разумного поведении в отношении своего физического и психического здоровья. Все вышеперечисленные основные средства профилактики психического напряжения детей являются структурными компонентами среды жизнедеятельности ребенка, а также системы физического воспитания детей в детском учреждении.

      Поэтому мы полагаем разумным изложение конкретных практических рекомендации начать именно с них.

      Организация детского сна. Полноценный сон является наилучшим лекарством от беспокойства. Ритуал укладывания ребенка в постель и дома, и в детском саду не должен превращаться в тягостную для ребенка процедуру. Основные условия полноценного детского сна в образовательном учреждении и их обоснование:

      1.Спальная комната в любое время года перед сном детей хорошо проветривается. В момент укладывания детей фрамуги лучше закрыть. Но, когда все дети улягутся, и воспитатель убедится, что они хорошо укрыты одеялами и заснули, фрамуга открывается снова. Состав воздуха в спальной от дыхания детей, испарений их тел меняется быстро, поэтому необходима «подпитка» кислородом, тогда дети спят крепче. Не бойтесь простудить детей, открывая фрамугу или окно. Аэрация в спальной, когда там дети, необходима. Просто нужно ориентироваться на температуру воздуха на улице и в помещении и, оценив разницу, отрегулировать длительность проветривания. Мы в своей группе пришли к оригинальному и правильному решению этой проблемы. В уличную створку фрамуги вставили оргстекло с микроотверстиями. Воздух, тончайшими струйками проходя через стекло, быстро согревается, и опасность простудить детей полностью исключается.

      2. Раздеваться детям лучше всего в другом помещении. Например, в групповой. Тогда дети встают с постели по мере пробуждения. Одеваясь, они не мешают спать другим детям. Спят дети без маечек, в одних трусиках, так как детскому тельцу без лишней одежды комфортнее. К тому же под одеялом температура воздуха +39-40°С, а в помещении спальной всего +18-20 °С. Пока ребенок застилает постель, в которой спал, и выходит в групповую, чтобы одеться, он получает прекрасную контрастную воздушную ванну с разницей в 20 градусов.

      3. Большое значение для полноценного сна детей имеет расстояние между кроватками (по санитарным нормам оно должно быть не менее полуметра), а также и то, кто спит по соседству. Подходы к распределению кроваток, конечно, могут быть самые разные. Мы предоставляем решать это детям, помня о том, что одним из гуманистических принципов педагогики является принцип предоставления детям свободы выбора. К тому же приязненные отношения детей усиливают чувство психологического комфорта. Дети принесли из дома любимые мягкие игрушки, с которыми привыкли засыпать дома. Родители сделали им оригинальные мягкие коврики, непохожие один на другой, на стенке разместили фотографии близких.

      4. У детей должен быть выработан рефлекс на быстрое засыпание. Добиться этого не так уж сложно. При тщательно соблюдаемых условиях укладывания дети засыпают уже через пять-семь минут. В момент укладывания должна звучать фоновая музыка. Когда все дети лягут, нужно включить запись шума морского прибоя или дождя. Эти звуки дети должны слышать изо дня в день. Обязательно пение колыбельных песен или чтение перед сном тихим ровным голосом. Закончив пение колыбельной или чтения, воспитатель подходит к каждому ребенку и тихо шепчет только для него предназначенное ласковое слово. Например, «Засыпай, Танюша. Спи, мое солнышко» и т. п. Быстрый эффект дает нежное поглаживание едва касаясь волос, бровей, головы ребенка, его лба, рук, плеч. При умелых действиях воспитателя ребенок тотчас расслабляется и засыпает.

      5.Следует обращать внимание на характер сна детей, их позы. Причудливые и странные позы, как отмечают специалисты, не такое уж редкое явление. С. Ю. Мартынов указывает, что рисунок необычной позы во сне возникает чаще всего в преддверии какого-либо заболевания, либо сопровождает развившиеся у ребенка болезненные нарушения. Если при этом попытаться изменить позу ребенка, то немедленно последует возврат в исходное положение. Тому есть вполне конкретные причины. Например, поза вниз головой чаще всего наблюдается у детей, перенесших ушиб головы. Такое положение, отмечают специалисты, является своеобразной компенсаторной реакцией организма в ответ на травму. Для детей, страдающих астматическим бронхитом, характерна поза с резко запрокинутой назад головой и развернутой грудной клеткой. Это тоже своеобразная защитная реакция организма, в таком положении лучше вентилируются легкие. Для детей, страдающих ночным недержанием мочи, характерной является «мертвая поза». Это поза полного расслабления мышц в положении лежа на спине. Встречаются и другие необычные позы. Специалисты не советуют менять позу ребенка, поскольку за этим неминуемо следует пробуждение. Мало того, это может привести к нежелательным последствиям. На необычную позу ребенка следует обратить внимание родителей и врача образовательного учреждения.

      6. После пробуждения мы не держим их в постели, чтобы они не нервничали, не шалили. Чтобы детям было чем заняться после пробуждения, разучиваем с ними несколько несложных упражнении на спорткомплексе, тренажерах, которые установлены в групповой, учим их несложным приемам самомассажа, элементарным приемам закаливания. На выполнение этих действий уходит минут пятнадцать-двадцать. В этом случае дети, занятые делом, не мешают спать другим.

      Психологические аспекты организации питания детей . Психологический комфорт детей во время их пребывания в детском саду во многом зависит от того, как в нем организовано питание. Здесь важно все: качество предлагаемых детям блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню и сама процедура приема пищи. Питание детей должно проходить как дома. В качестве средства профилактики психоэмоционального напряжения во время приема пищи звучит спокойная музыка. Чтобы дети получили удовольствие не только от еды, но и от общения со сверстниками и взрослыми, мы используем технологию семейного стола. Она заключается в следующем: взрослые должны есть вместе с детьми, за столом дети должны общаться, за столом должен быть глава, хозяин, хозяйка, манеры детей за столом обсуждению взрослых не подлежат. Воспитатель, сидя за столом с детьми создает дружескую атмосферу, учить детей расслабляться, отдыхать. А еще своим примером он исподволь, ненавязчиво приучает детей к хорошим манерам, приходит на помощь в трудной для ребенка ситуации. Например, Никита никак не мог справиться с блинчиком с помощью вилки и ножа. Взрослый объясняет: «У нас дома блинчики любят есть руками. Я тоже. Вот так берем блинчик. » В ответ, как правило, благодарный взгляд ребенка. Особо тщательной психологической подготовки требует общение с детьми во время еды. Хорошо известно, что вести беседу за едой — это мастерство, научиться которому не так уж легко. Главное — беседы не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Разговор следует вести на нейтральные темы. Можно поговорить, например, о продуктах, из которых приготовлен обед, о том, что из еды детям больше всего нравится, поделиться впечатлениями о прошедшем отрезке дня и т. д. Роль воспитателя заключается в контроле за соблюдением этих условий, а также в том, чтобы помочь ребенку довести его мысль до конца. Не следует принуждать ребенка есть. В нашей группе правила уже со средней группы устанавливаются с учетом мнения детей. Они осознаны детьми, их немного, чтобы дети могли держать их в памяти. Мы хотим отметить, что имеем в виду правила культуры общения, а не манеру есть. Как и любые инструкции, правила должны иметь четкие формулировки. Например, «Мы вежливы за столом», «Мы аккуратны».

      Организация режима жизнедеятельности детей . Психоэмоциональное состояние ребенка во многом зависит от ритма его жизни, который в детском саду задается режимом дня. Традиционно в нем указываются время и длительность сна, приема пищи, прогулок, занятий. С одной стороны, жизнь в заданном ритме как бы должна оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка, но с другой — можно наблюдать, что дети нервничают, с нетерпением ждут родителей, перестают слушаться взрослых, хотя те ничем такое состояние детей не провоцировали. Особенно это заметно в конце недели. Провоцирующим фактором может явиться не продуманный в плане комфортности для психологического состояния ребенка режим дня. Однообразие будней, привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности — все это рождает у детей комплекс несвободы и является психоэмоциональным напряжением.

      В нашем детском саду режим дня детей гибкий, то есть учитывающий возможные нестандартные ситуации: плохую погоду, отсутствие достаточного количества персонала, желание родителей приводить и забирать ребенка в удобное для них время, карантины и периоды повышенной заболеваемости.

      Оздоровительная утренняя гимнастика. Чтобы создать и сохранить устойчивое положительное настроение детей, в комплекс утренней гимнастики включены только хорошо знакомые детям физкультурные упражнения. Интерес к гимнастике поддерживаем разнообразием упражнений и игр. Например, сегодня утренняя гимнастика может состоять из серии подвижных игр, завтра дети могут поработать на полосе препятствии, в следующий день это будет интересная пешая прогулка с небольшим марш-броском и т. п. Во время гимнастики детям предоставляется возможность самостоятельных действий на игровой или спортивной площадке. Например, поиграть в мяч или покачаться на качелях, погонять шайбу или попрыгать через скакалку. На самостоятельную двигательную деятельность отводится от 6 до 10 минут. Она является своеобразной психической разгрузкой для детей. Организация психотерапевтических прогулок. Психотерапевтическая прогулка — это пешая прогулка, основную часть которой составляет спортивная ходьба. А она в плане профилактики психоэмоционального напряжения не менее полезна, чем оздоровительный бег. Особенность такой прогулки в том, что во время ее детям задаются определенные психологические требования, выполнение которых дает им возможность отключиться от беспокоящих их проблем и дать мозгу своеобразный отдых. Естественно, что психотерапевтическая прогулка проводится психологом учреждения. Первое требование, которое должны выполнять дети, — идти спортивным шагом, второе — помнить маршрут и останавливаться в определенных его точках, третье — фиксировать свое физическое и психическое состояние в определенных точках маршрута, четвертое — отметить свое состояние в дневнике маршрута или рассказать о нем. В месячной программе физкультурной терапии таких прогулок не менее четырех-шести. Чтобы детям было интересно, составляется специфическая экскурсионная программа. На специально изготовленной карте, где центром «маленькой вселенной» является детский сад, отмечаются маршруты путешествий. Протяженность маршрута зависит от возраста детей и сезона. Во время прогулки дети идут, стараясь сохранить спортивный шаг и запомнить свои физические ощущения: биение сердца, характер дыхания и т. п. Остановку дети должны делать самостоятельно. На остановках психолог проводит с детьми мини-тренинги. Это могут быть упражнения на психосаморегуляцию состояния, коммуникативно-лингвистические игры, развлекательные, оздоровительные игры и др., смотря по ситуации и местоположению. Иногда на остановках дети заходят в хозяйственный или продуктовый магазин, аптеку, чтобы сделать покупки. В этом случае психолог договаривается с родителями и те дают своим детям деньги и поручения купить пачку соли, например. Другими словами, прогулка используется для создания реальной жизненной ситуации общения с незнакомыми людьми. Преодолевая застенчивость, осваивая речевые формулы общения, дети становятся увереннее. Психотерапевтические прогулки очень любят дети. Мы заметили, что им нравится выходить за пределы образовательного учреждения маленькой компанией.

      Оздоровительные игры. Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции. Физическая и психическая компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны. Игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушений зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших — все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта.

      Музыкально-ритмическая гимнастика считается одним из лучших средств профилактики и устранения психоэмоционального напряжения. Значение музыкальных ритмов для снятия психоэмоционального напряжения велико. То, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет выделение пищеварительных соков, ритм дыхания и сердцебиения, доказано еще в прошлом веке русским физиологом И. Р. Тархановым. Такое же действие оказывает и воспоминание об этой музыке. В. М. Бехтерев установил, что при спокойной музыке дыхание человека становится глубоким и равномерным, а гармоничные созвучия замедляют пульсацию крови. Способны вызвать замедление пульса и удары метронома. Звуковые ритмы воздействуют на ребенка, когда он находится еще в утробе матери. Не случайно, когда мать прижимает ребенка к груди и покачивает его, он быстро засыпает. Ритмы сердца матери, которые слышит ребенок, успокаивают его. Способность человека к саморегуляции состояния, психической перестройке обеспечивает и его эффективную адаптацию в окружающем мире, и результативность любой деятельности. Обучать управлять своим психофизическим состоянием надо начинать с детских лет. Большинство упражнений по психической саморегуляции предлагается детям в игровой форме. Занимательный аутотренинг. Игры и упражнения занимательного аутотренинга очень веселые. Использование их рекомендовано после того, как дети освоят основные приемы аутогенной тренировки, о которой рассказано выше. Приемы занимательного аутотренинга можно использовать во время образовательных занятий и уроков или как специальное коррекционное средство. В первом случае тренинг может проводиться с большой группой детей, во втором — индивидуально или в парах. Групповой игровой треннинг с элементами соревнования вносит в обучающие занятия оживление, которое, как указывают специалисты, позволяет детям быстрее включиться в учебный процесс. Для проведения занимательного аутотренинга особых условий не требуется. Однако неплохо, если в помещении, где он проводится, будет сенсорное освещение, удобные кресла или небольшие маты (подушечки) на каждого ребенка, аудио- и видеотехника. Упражнения тренинга по возможности должны иметь элементы обратной связи. Это означает, что дети должны рассказать психологу о том, что чувствовали, и хотя бы элементарно оценить свое состояние. Ниже приводится адаптированный к специфике детского возраста вариант занимательного аутотренинга из сборника сценариев «Игры — обучение, тренинг, досуг» под редакцией В. В. Петрусинского.

      1. Отвечаем на вопросы. Дети, мы знаем с вами, что сахар — сладкий, перец — горький, трава — зеленая, пчела — жужжит, рыба — плавает. А вот интересно, знаете ли вы себя? Давайте попробуем узнать, что мы о себе знаем. Я буду задавать вам вопросы, а отвечать вы будете с помощью фишек.
      Красная фишка означает «да», синяя — «нет». Фишки лежат в корзиночке. Если вы хотите сказать «да», то берете из корзиночки красную фишку и кладете ее перед собой. Если «нет», то берете синюю фишку и кладете ее перед собой.
      Вопросы:
      Вы знаете, где у вас сердце?
      Вы часто слушаете, как оно бьется’?
      Вам бывает иногда трудно дышать?
      Вы знаете, почему вам трудно дышать?
      Вы можете долго, долго сидеть и смотреть книгу?
      Вы придумываете сами себе сказки, когда укладываетесь спать?
      Вам снятся сны?
      Вы запоминаете сон, сможете его рассказать?
      Вы любите слушать музыку?
      Спасибо! А теперь подсчитаем:
      Сколько всего было задано вопросов?
      Как вы это узнали?
      Сколько раз вы ответили «да»?
      Сколько раз вы ответили «нет»?
      Каких ответов у вас было больше: «да» или «нет»?
      Что это означает, по-вашему?

      Реквизит: фишки двух цветов.

      При планировании работы по профилактике психоэмоционального напряжения детей мы руководствуемся следующими основными принципами: оздоровительно-развивающей работы; ориентацией на «зону ближайшего развития» каждого ребенка; учетом направленности его интересов; обеспечением свободы выбора и волеизъявления; безоценочным подходом к детям. Ориентация на «зону ближайшего развития» исключает усредненный подход к ребенку и способствует устранению эмоционально-интеллектуальной напряженности, возникающей у него, если превышены пределы доступности воспринимаемого им материала. Гуманистический принцип безоценочного подхода служит одним из важнейших условий обеспечения позитивного состояния нервной системы малышей. Большое значение в профилактике психоэмоционального напряжения у дошкольников имеет работа педагогического коллектива с семьей. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, психологических, педагогических, юридических, экономических. Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в результате специальных занятий с ребенком в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в повседневную жизнь ребенка. Необходима преемственность работы детского сада и воспитания в семье.

      nsportal.ru