Программы для занятий с детьми с умственной отсталостью в доу

Учебно-методический материал на тему:
Программа коррекционных занятий для детей с лёгкой степенью умственной отсталости

Программа коррекционных занятий для детей с лёгкой степенью умственной отсталости по Катаевой А.А., Стребелевой Е.А.

Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад №6 «Ракета»

муниципального образования г-к. Анапа

для детей с лёгкой степенью умственной отсталости

Кузьма Анна Валерьевна

г-к. Анапа, 2014 г.

Программа занятий разработана в соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования)

Искажённое развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, повреждённого и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из вариантов этого дизонтогенеза является лёгкая умственная отсталость.

Самым главным признаком умственной отсталости является пониженный интеллект ребенка.

При лёгкой форме умственной отсталости IQ больного составляет от пятидесяти до шестидесяти девяти. По внешнему виду такие дети практически совсем не отличаются от остальных детей. В основном они испытывают сложность в обучении, так как у них сильно понижена концентрация внимания. При этом такие дети имеют достаточно точную и хорошую память. Нередко дети имеющие легкую форму отсталости имеют некоторые нарушения в поведении. Такие дети испытывают сложность в общении, они плохо распознают эмоции других людей и становятся замкнутыми. Практически все дети, которые относятся к этой группе, способны отличить свое состояние от состояния здоровых людей.

Также признаками умственной отсталости являются:

— затруднения обобщать впечатления прошлого и настоящего, делать из них выводы и таким образом приобретать опыт, новые знания и понятия;

— слабо выражена склонность к фантазированию, так как они не могут создавать новые образы из материала старых представлений.

— принцип индивидуального подхода;

— принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации);

— принцип социального взаимодействия;

— принцип междисциплинарного подхода;

— принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;

— принцип партнерского взаимодействия с семьей.

— установление контакта с умственно отсталым ребёнком;

— развитие и поддержка способностей ребёнка в соответствии с его возможностями;

— развитие познавательных навыков;

— смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта;

— повышение активности ребёнка в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

— преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

— создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;

— ориентация умственно отсталого ребёнка во внешнем мире;

— обучение его простым навыкам контакта;

— обучение ребёнка более сложным формам поведения;

— развитие самосознания и личности умственно отсталого ребёнка;

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с умственно отсталым ребёнком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая атмосфера занятий, спокойная негромкая музыка. Важное значение придаётся свободной, мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребёнком негромким голосом.

Второй этап – усиление психологической активности ребёнка. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение ребёнка, понять специфику поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения умственно отсталого ребёнка, а также развитие основных психологических процессов.

Тематическое планирование занятий по программе

nsportal.ru

Рабочая программа (подготовительная группа) на тему:
Программа индивидуальных занятий по психокоррекции для детей дошкольного возраста подготовительной группы ДОО (для детей с легкой степенью умственной отсталости)

Данная программа занятий по психокоррекции для детей дошкольного возраста подготовительной группы ДОУ разработана для индивидуальной работы с детьми с легкой степенью умственной отсталости. Основными целями программы стали: развитие познавательной сферы, произвольной психической деятельности и эмоциональной сферы. Программу могут применять в своей работе как педагог-психолог, так и воспитатель.

Предварительный просмотр:

Программа индивидуальных занятий по психокоррекции для детей дошкольного возраста подготовительной группы ДОУ

(для детей с легкой степенью умственной отсталости)

Количество занятий – 16

Время одного занятия 25 — 30 минут

— познавательная сфера (память, внимание, мышление)

— произвольная психическая деятельность (мелкая моторика руки, пространственная ориентация)

1) Знакомство с эмоциями «Злость» и «Радость» (показ пиктограмм и картинок)

2) Анализ картинок (у кого радостное выражение лица, а у кого злое выражение)

3) Поиск признаков злого (радостного) выражения лица (пытаемся сами изобразить + звуковое исполнение)

4) Игра «Хлоп – топ» (Показ картинок с эмоциями, «злой» — топать, «радостный» — хлопать)

Формирование понятий цвета и формы, развитие мелкой моторики руки

1) Упражнение «Дорожка»

3) Игра «Что какой формы»

4) Упражнение «Классификация» (форма и цвет)

1) Знакомство с эмоциями «Страх» и «Удивление» (показ картинок)

2) Соотнесение с пиктограммами

3) Психогимнастика «Испуганная кошка», «Удивленный мальчик»

4) Пальчиковая игра «Сорока»

Формирование временных представлений, развитие мелкой моторики руки

1) Пальчиковая гимнастика (самомассаж)

2) Упражнение «Утро – день – вечер» (по картинкам)

3) Упражнение «Соедини картинки» (из набора карточек «100 и 1 игра для развития ребенка», части суток и действия)

4) Психогимнастика «Золотые капельки»

Развитие внимания, мелкой моторики руки

1) Упражнение «Дорисуй» (по точкам)

2) задания по карточкам «100 и 1 игра для развития ребенка» (для детей 5 – 6 лет)

3) Игра «Сделай фигуру животного из рук»

Развитие внимания, памяти, движений и различных видов праксиса

1) Пальчиковая игра «Пальчики здороваются »

2) Упражнение «Найди лишний предмет»

3) Упражнение «По дорожке ножками»

4) Психогимнастика «Цветок»

Обучение выполнения действий по образцу, развитие тактильных ощущений

1) Упражнение «Строительство пирамидки»

2) Игра «Волшебный мешочек»

3) Игра «Ласковые лапки»

1) Знакомство с эмоцией «Грусть» (показ картинок)

2) Подбор пиктограмм

3) Психогимнастика «Грустный мальчик», «Девочка расстроилась»

Развитие памяти, внимания и мелкой моторики руки

1) Упражнение «Что пропало»

2) Психогимнастика «Лесные звери »

3) Упражнение «Лабиринт»

4) Упражнение «Обведи по контуру»

1) Знакомство с эмоцией «Удовольствие» (показ картинок)

3) Психогимнастика «Солнечные капельки», «Вкусная конфета»

Развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки

1) Упражнение «Классификация»

3) Пальчиковая гимнастика

Развитие тонкой моторики руки, внимания и мышления

Занятие по карточкам «Азбука развития эмоций ребенка»

Обучение сюжетно-ролевой игре

1) Пальчиковая гимнастика «Дружба», «Дождик»

2) Сюжетно-ролевая игра «Дружба»

Развитие памяти, мышления

1) Игра «Повторяй за мной»

2) Упражнение «Правильные – неправильные картинки»

3) Игра « Угадай в какой руке»

4) Психогимнастика «Веселые ребята»

Развитие внимания, мышления, мелкой моторики руки

1) Пальчиковая игра «Цветок»

2) Упражнение «Обведи фигуру»

3) Игра «Попади в цель»

4) Психогимнастика « Идем гулять»

Развитие тонкой моторики руки, мышления, восприятия

2) Упражнение «Домик»

3) Игра «Летает – не летает»

4) Упражнение « Собери картинку»

5) Психогимнастика «Пантомима»

Список использованной литературы:

  1. Ветошева В.И., Митяева И.И. Путешествие в мир гармонии. Методические рекомендации по оптимизации психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста и их родителей: практическое пособие для педагогов – психологов детских образовательных учреждений. Сыктывкар, 2012. – 126 с.
  2. Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ. – 4-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 160 с.
  3. Загорная Е.В. Настольная книга детского психолога. СПб: Наука и Техника, 2010. – 304 с., ил., CD.
  4. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик – семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5 – 6 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. 155 с.
  5. Лебедева М. Азбука развития эмоций ребенка: набор развивающих карточек «Рисуй, стирай и снова играй!». – Изд-во: Речь, 2011.
  6. Солондаев В.К., Разина Т.В. Специальная психология: учебное пособие. Сыктывкар — Изд-во Сыктывкарского ун-та, 2011. – 184 с.
  7. Сташевская Г. 100 и 1 игра для развития ребенка. – Издво: Речь, 2011.
  8. Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 160 с: ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНО — СЛУХОВОЙ РЕАКЦИИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.

Данная программа применяется в работе с детьми, которые по результатам диагностики психологической готовности к школе еще не готовы к началу регулярного обучения в школе. Программа предназначена для к.

Конспект занятия по развитию речи.

Интегрированное занятие для детей с задержкой психического развития и умстенной отсталостью (дети от 5 до 7 лет).

Главная цель – предупреждение дорожно-транспортного травматизма через формирование у дошкольников умения видеть и осознавать реальную опасность на дороге и возможности избежать ее.

Учим детей соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира.

Картотека составлена на основе «Календарного планирования работы воспитателя группы ОНР» Н.В. Нищевой.

Работа и занятия с особыми детками

Здравствуйте, с вами снова Сухих Татьяна! К сожалению, сегодня мы встречаем все большее количество деток, которым требуется специальный, особый подход в воспитании. Наш сад – не исключение, у нас есть такие особенные ребятки, им уделяется большое внимание, как со стороны воспитателей, так и со стороны психолога.

Наши специалисты разрабатывают адаптированные занятия для детей с умственной отсталостью, но все мы думаем, что лучше бы для воспитанников с задержкой в развитии была организована отдельная группа. Ведь воспитатель не в силах уделить дополнительное время, чтобы индивидуально заниматься с ребенком, который не может освоить определенную информацию или навыки вместе с остальными ребятами. Что поделать: есть утвержденная программа, по которой мы работаем, а она рассчитана на детей со средним уровнем развития интеллекта.

Но я считаю, и мои коллеги меня поддержат в этом мнении, что можно найти выход из этой ситуации, когда детки с разными показателями развития воспитываются в одной группе. Нужно для детей с умственной отсталостью подобрать специальную мини-программу и расписать занятия отдельно, индивидуально. Как вы считаете? Это ведь глобальная проблема в нашем обществе. Давайте обсудим!

Методические рекомендации для родителей и воспитателей особенных деток: специальная литература

Горе, конечно, в семье, где малыш растет не совсем здоровым. Но умственная отсталость – не болезнь, это просто сбой в программе мозга, что приводит к низким интеллектуальным показателям. Обычно это либо врожденный дефект, либо приобретенный в раннем возрасте вследствие перенесенной болезни с последующими поражениями головного мозга.

Таких деток нужно развивать особенно «тщательно», если можно так сказать. Коррекционные программы для детского сада и для родителей сегодня можно найти без проблем.

Лично я рекомендую несколько замечательных, на мой взгляд, пособий из любимого интернет-магазина «УчМаг».

Начну с интриги! «УчМаг» предлагает акцию: пополнение счета в магазине + участие в офлайн-семинаре «Игровая коррекция задержки психического развития».

Семинар посвящен вопросам арт-терапии, то есть, как использовать искусство для всестороннего развития особенных деток.

Пособие «Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии». Этот труд дает нам методику выявления отклонений у деток и материалы для разработки индивидуальных занятий с ребенком, отстающим в интеллектуальном развитии.

Не могу пропустить пособие-программу «Солнечный лучик» – это 15 тематических занятий для особенных детей, но они вполне могут использоваться в ежедневной работе в среднестатистической группе детского сада. Авторы предлагают корректировать дефекты в интеллектуальном развитии малышей в игре и это правильно, ведь мы знаем, что малыши наиболее успешно постигают жизнь, играючи, как говорится.

Интереснейшая книжечка: «Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования». Это пособие для педагогов, дефектологов, психологов и родителей. В двух словах, инклюзивное образование – это когда все дети, независимо от интеллектуального, физического развития воспитываются и обучаются вместе. В данном пособии мы находим авторские методики психологической коррекции развития дошкольников.

Как работать с особенными детками?

style=»display:block»
data-ad-client=»ca-pub-8500929059585348″
data-ad-slot=»5932752765″
data-ad-format=»auto»>

Вообще, ограниченность интеллекта может быть вызвана не только врожденными дефектами головного мозга либо болезнями, перенесенными в раннем возрасте, но и запущенностью со стороны родителей.

Есть примеры у всех нас, когда мы наблюдаем семью, где мать совершенно не занимается детками, но они в принципе, неглупые, глазки умные, но вот они запущены в плане развития. Это малыши с умеренной умственной отсталостью, которая отлично корректируется с помощью специальных программ.

Я считаю, что небольшое отставание воспитанников младшей группы вполне исправляется упражнениями на моторику. Ведь мозг и пальцы связаны напрямую. Тренируем пальчики, тренируется мозг. Отстающим ребяткам почаще предлагаем собирать пазлы, мозаику, нанизывать бусины на нитку и т.п.

Малышам с тяжелой формой требуется помощь специалиста-психолога. Работа с детьми 3 и 4 степени отсталости интеллекта возможна лишь в специализированных условиях. К слову, есть, как вы поняли, 4 степени уровня IQ, согласно современной классификации.

С детьми, у которых наблюдаются глубоко неразвитые умственные показатели, занимаются профессиональные воспитатели-дефектологи, в их распоряжении всевозможные методики, тренажеры, приспособления, дидактические материалы.

Если в группе есть отстающие детки, необходимо работать с ними постоянно, иначе результата не будет. Допустим, вы пишите конспект занятия для средней группы. Обязательно прописывайте отдельные задания для особенного ребенка.

Или ребята играют на коврике, а отстающие детки пускай разрабатывают пальчики: можно учить их вязать на спицах или крючком, рисовать узоры песком, лепить из пластилина, шнуровать обувь (тренажер специальный есть), делать бусы и многое другое. Часто такие детки проявляют большую усидчивость и трудолюбие, чем обычные ребята.

Как вы смотрите на эту проблему? Есть ли у вас в группе такие особенные детки? Возможно, откликнутся родители особенных деток, поделитесь своими мыслями! Как развивать этих детей, как адаптировать их к школе?

Пора прощаться, хотя тема далеко не исчерпана. Вопросов много, опыта мало, поэтому приглашайте друзей в нашу компанию, будем искать решение проблем вместе. А подписавшись на новости, вы сможете быть в курсе наших дискуссий.

metodbv.ru

Сайт для воспитателей детских садов

Рабочая программа по разделу: «Социальное развитие»
в старшей группе для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью

I. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно – развивающей работы с дошкольниками с лёгкой и умеренной умственной отсталостью ГБ (О) ОУ специального (коррекционного) детского дома на 2014 — 2015 учебный год». Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г., № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • Уставом Государственного бюджетного (областного) образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального(коррекционного) детского дома для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья 8 вида.
  • Рабочая программа обеспечивает развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с умеренной и лёгкой умственной отсталостью.

    Актуальность

    В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста, поэтому с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема социального развития детей с умственной отсталостью. На сегодняшний день вопросы социализации умственно отсталых детей вызывают особый интерес у дефектологов и специальных психологов. Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учится понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, формируются простейшие формы логического мышления, развивается самосознание и самооценка, социальные чувства. Следовательно, анализ особенностей представления умственно отсталых детей об окружающем во многом основывается на данных возрастной психологии и дефектологии. Большое значение имеет дошкольная олигофренопедагогика, которая опирается на знания о своеобразии психического развития при наличии раннего органического поражения центральной нервной системы. Приоритетной задачей олигофренопедагогики становится их социальное развитие в целом.

    Возрастные и индивидуальные особенности детейс лёгкой и умеренной умственной отсталостью 5 – 6 лет.

    В старшей группе воспитываются дети от 5 до 6 лет имеющие нарушения интеллекта. У данной категории детей несформированность познавательной деятельности. У многих детей отсутствие средств общения со взрослыми и сверстниками, несформированность ориентировочно-исследовательской деятельности. Отказ у некоторых детей от деятельности, замкнутость, а порой и агрессивность. У детей с нарушениями интеллекта, нередко сочетающимися с нарушениями эмоционально-волевой сферы и вторичным недоразвитием речи, возникают трудности в понимании и осмыслении событий своей жизни, жизни окружающих его людей, событий социальной жизни. Они не умеют строить и анализировать взаимоотношения с близкими взрослыми, сверстниками. Все эти особенности сказываются на поведении и развитии личности ребенка с нарушениями интеллекта. Поведение складывается из ряда поступков по отношению к другим и определяется частным побудительным мотивом. У детей часто поступки бывают импульсивными, необдуманными или же диктуются непосредственным желанием получить для себя тот или иной предмет, игрушку, не считаясь с другими детьми.

    Поэтому целью рабочей программы является – формирование у детей старшей группы представлений об окружающем мире.

    Реализация цели происходит через решение следующих задач:

    • Воспитание у детей потребности в любви, доброжелатель­ном внимании значимых взрослых и сверстников.
    • Формирование у детей умение видеть настроение и различ­ные эмоциональные состояния близких взрослых и детей (ра­дость, печаль, гнев), умение выражать сочувствие (пожалеть, помочь).
    • Закрепление у детей умение называть свое имя и фамилию, имена близких взрослых и сверстников.
    • Обучение детей называть свой возраст, день рождения, место жительства (город, поселок).
    • Формирование у детей интересов и предпочтений в выборе любимых занятий, игр, игрушек, предметов быта.
    • Обучение детей обращаться к сверстнику с элементарными предложениями, просьбами, пожеланиями. («Давай будем вмес­те играть», «Дай мне игрушку (машинку)».)
    • Формирование у детей коммуникативных
    • Формирование у детей потребности, способов и умений участ­вовать в коллективной деятельности сверстников.
    • Принципы коррекционно-развивающей деятельности по реализации рабочей программы:

      Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурные компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

      Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

      Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения.
      Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.

      Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормам.

      Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строиться так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.

      Условия, необходимые для реализации программы.

      В моей группе созданы необходимые условия для реализации рабочей программы по социальному развитию для детей с ограниченными возможностями здоровья. Приоритетным направлением по реализации программы являются занятия. Занятия по социальному развитию с детьми 5 – 6 лет проводятся учителем-дефектологом 1 раз в неделю, 4 занятия в месяц, 33 занятия в год.

      Занятия проводятся, согласно учебному плану и расписанию, в кабинете учителя-дефектолога в первой половине дня продолжительностью 20 — 22 минуты. Кабинет оснащён необходимым оборудованием и пособиями:предметами, игрушками, дидактическими играми, помогающими мне решать задачи обучения детей по социальному развитию. В группе созданы такие условия обучения и воспитания детей, которые способствуют возникновению желания познавать окружающий мир; развитию их социального поведения; расширению круга общения, овладению всеми возможными средствами коммуникации; формированию культурных навыков, усвоение социальных норм и правил.

      На занятиях дети приобретают основы личностной культуры, ее базис, в состав которого включается ориентировка детей в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом.

      В коррекционно – развивающей работе с детьми использую современные образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, проектной деятельности, личностно – ориентированные, развивающее обучение, информационно – коммуникативные.

      Эффективность освоения детьми содержания рабочей программы определяется во время диагностического обследования (1-2 неделя сентября; 3-4 неделя мая). Оценка уровня овладения ребёнком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

      1 балл – ребёнок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает.

      2 балла – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания.

      3 балла – ребёнок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого.

      4 балла — ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания.

      5 баллов — ребёнок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

      II. Проектирование образовательного процесса

      Режим дня воспитанников в ГБ(О)ОУ специальном (коррекционном) детском доме на 2014-2015 учебный год

      dohcolonoc.ru

      Коррекционная программа

      на индивидуальную программу

      учителя – логопеда для детей с Синдромом Дауна

      Индивидуальная программа «Развитие навыков общения у детей с синдромом Дауна» направлена на создание потребности, заинтересованности и необходимости в общении посредством вербальной и невербальной коммуникации у детей с синдромом Дауна.

      Настоящая программа предполагает занятия учителя-логопеда с обучающимися в условиях детского сада в течение учебного года и закреплением выработанных навыков в семье.

      Программа построена с учетом уровня речевого развития ребенка с постепенным усложнением.

      1. формирование предпосылок фонематических представлений;

      2. развитие понимания речи и обогащение словарного запаса;

      3. развитие общих речевых навыков (общей, мелкой и артикуляционной моторики, дыхания, схемы тела);

      4. формирование экспрессивной речи (лепетный диалог, звукоподражания, односложные, двухсложные и трехсложные слова).

      учителя – дефектолога для детей

      с интеллектуальной недостаточностью

      Индивидуальная коррекционная программа «Коррекция сенсорно — перцептивной и интеллектуальной деятельности у детей с особыми возможностями здоровья» содержит теоретический и практический материал об особенностях сенсорного развития и основных направлениях работы по формированию ощущений и восприятия данной категории детей. В теоретической части рассматриваются возможности сенсорного развития детей дошкольного возраста через совершенствование деятельности органов чувств и накопление представлений об окружающем мире, освещаются принципы и задачи сенсорного воспитания. Акцентируется внимание на необходимости реализации личностно-ориентированной модели воспитания детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в ходе организации обучения способам рациональной перцептивной деятельности, проведения дидактических игр и упражнений на занятиях, в повседневной жизни.

      Предлагаются игры и упражнения для развития тактильно-двигательного, слухового восприятия, зрительного внимания, восприятия, анализа и синтеза, восприятия формы, величины, цвета, обоняния, вкусовых ощущений у детей. В приложениях представлены материалы консультаций для родителей и педагогов, конспекты сенсомоторных игр и игровых упражнений для развития сенсорных способностей детей.

      Данный материал может помочь в организации планомерной работы по сенсорному воспитанию детей с особыми возможностями здоровья в группах для детей с нарушением интеллекта и в домашней обстановке.

      Аннотация к индивидуальной программе

      руководителя физического воспитания для детей с нарушением интеллекта

      Проблема воспитания и обучение детей с отклонениями в развитии являются одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. К сожалению, количество детей с проблемами в развитии постоянно увеличивается. Наш детский сад посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением интеллекта разной степени выраженности. Нарушения проявляются в виде различных двигательных, познавательных, речевых отклонений, расстройствах эмоционально-волевой сферы, поведения и личности в целом, а так же могут сочетаться с нарушением функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками.

      Учитывая сложную структуру дефекта, возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности детей необходимость комплексного воздействия на ребенка с ограниченными возможностями побудила нас к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние детей.

      «Индивидуальная программа по детскому церебральному параличу для детей с нарушением интеллекта» направлена на создание благоприятных условий, способствует включению ребенка с ограниченными возможностями в активный познавательный процесс, позволяет привлекать и удерживать его внимание, создавать положительный эмоциональный настрой, вызывать живой интерес к себе и происходящему.

      Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от состояния ребенка и его готовности к сотрудничеству, но не больше 20 минут. В каждое занятие включается широкий диапазон упражнений и игр. Упражнение должно закончиться прежде, чем оно надоест ребенку. Своевременное переключение на другую деятельность можно осуществлять при помощи голосовых реакций, интонационных инструкций. Посторонние раздражители на занятии должны быть сведены к минимуму. Важную роль в работе с этой группой детей — использование поощрения после выполненного задания.

      для детей с синдромом Дауна «Вместе с мамой»

      (совместная работа учителя-дефектолога и семьи)

      Программа посвящена развитию речи, моторных навыков, познавательной деятельности и социальной адаптации с синдромом Дауна от 3 до 5 лет. В ней изложены теоретические основы и практические методы работы с такими детьми в процессе индивидуальных и групповых занятий. Может быть использована специалистами, родителями, заинтересованными в развитии, обучении и интеграции детей с синдромом Дауна

      Воспитание и обучения таких детей должно быть нацелено на максимальное раскрытие их потенциала, на предоставление им возможности как можно более полноценно жить в обществе. Самого раннего возраста этим детям необходим комплекс специальных коррекционно-педагогических мероприятий. На сколько приспособленным к жизни станет такой ребенок, зависит от ряда факторов: интеллектуальные затруднения, личность, семейная динамика, методы обучения, влияния медицинских проблем.

      При организации коррекционно – педагогической помощи детям с синдромом Дауна недооценка любого из этих факторов может отрицательно сказаться на эффективности специальной помощи и следовательно на раскрытие потенциальных возможностей ребенка.

      Одной из основных задач программы «Вместе с мамой» является формирование позитивных детско-родительских отношений, поскольку успешное развитие ребенка возможно только в условиях его нормального взаимодействия с матерью и близкими людьми.

      Программа направлена на побуждение родителей (законных представителей) стать активными участниками в развитии ребенка, их включение в процесс обучения.

      для детей с ранним детским аутизмом «Вместе с мамой»

      ( совместная работа учителя-дефектолога и семьи)

      Индивидуальная программа структурирована в соответствии с этапами коррекционно — развивающего процесса и логикой социализации ребенка с РДА в семье и детском саду.

      В программе говорится о детях, с которыми трудно заниматься, из-за особенностей развития эмоционально — волевой сферы вызванными расстройствами аутистического спектра, нарушениями сенсорной интеграции, СДВГ, множественными нарушениями развития. Без специальной подготовки такие дети не могут налаживать соотношения с другими детьми и взрослыми они не слушают педагога, бегают, прячутся под стол или кричат. Родителям сложно уговорить такого ребенка выйти из дома, поесть вместе со всеми. Люди на улице стараются держаться от такого ребенка подальше. Ни сам ребенок, ни его семья не могу сами справиться с его поведением.

      В программе описаны специальные методы и приемы, с помощью которых педагоги, родители могут наладить контакт с аутичным ребенком, отодвигать психическое пресыщение, размягчить стереотипы аутичного ребенка, сформировать предпосылки диалогического общения. Таким детям необходима коррекция, т.е. «формирование функционального органа либо целой функциональной системы, позволяющих правильно осуществляться тому или иному психическому процессу» (Цыганок, Гордон 1999г., стр 103) в данном случае в процессе адаптации в социуме.

      Практические советы, обращенные к близким аутичного ребенка объясняют, как оптимально организовать режим дня, быт, создать необходимые условия игр и занятий. Программа показывает, как достичь взаимопонимание и взаимодействия между специалистами и семьей аутичного ребенка.

      Аннотация на индивидуальную программу

      учителя – логопеда для детей с ОВЗ

      Индивидуальная программа «Формирование речевой коммуникации у дошкольников с недоразвитием речи по алалическому типу» направлена создать предпосылки для развития активного и пассивного словарного запаса у безречевых детей дошкольного возраста с ОВЗ.

      Настоящая программа предполагает занятия логопеда с обучающимися в условиях детского сада в течение учебного года и закреплением выработанных навыков в семье.

      Программа построена с учетом уровня речевого развития ребенка и постепенно усложняется.

      1. установление контакта с ребенком;

      2. работа над развитием слухового внимания (неречевых и речевых звуков), пониманием речи;

      3. развитие общих речевых навыков (общей, мелкой и артикуляционной моторики, дыхания);

      4. обогащение словарного запаса, восприятие и различение цветов;

      5. формирование активной речи (звукоподражания, односложные, двухсложные и трехсложные слова).

      Коррекционная деятельность проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от состояния ребенка и его готовности к сотрудничеству, но не более 20 минут. В каждое занятие включается широкий диапазон упражнений и игр. Упражнение должно закончиться прежде, чем оно надоест ребенку. Своевременное переключение на другую деятельность можно осуществлять при помощи голосовых реакций, интонационных инструкций.

      учителя – логопеда для детей с нарушением интеллекта

      Индивидуальная программа «Формирование предпосылок речевой коммуникации у детей с ранним детским аутизмом» направлена на создание предпосылок для развития активного и пассивного словарного запаса, запустить механизм развития импрессивной и экспрессивной речи у детей с РДА.

      Настоящая индивидуальная программа предполагает коррекционную деятельность учителя- логопеда с воспитанниками, в условиях детского сада в течение учебного года и закреплением выработанных навыков в семье.

      · развитие общих речевых навыков (мелкой ручной и артикуляционной моторики, дыхания, формирование предпосылок фонематических представлений, развитие фонематического слуха);

      · обогащение словарного запаса;

      · формирование фразовой активной речи;

      · формирование грамматического строя речи;

      Коррекционная деятельность проводится в индивидуальной форме. Задания подобраны с учетом постепенного усложнения, тематической направленности и в соответствии с онтогенетическим принципом развития каждого коррекционного направления. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от состояния ребенка и его готовности к сотрудничеству, но не больше 20 минут. В каждое занятие включается широкий диапазон упражнений и игр. Упражнение должно закончиться прежде, чем оно надоест ребенку. Своевременное переключение на другую деятельность можно осуществлять при помощи голосовых реакций, интонационных инструкций. Посторонние раздражители на занятии должны быть сведены к минимуму. Важную роль в работе с этой группой детей — использование поощрения после выполненного задания.

      «Индивидуальная программа по зрению детей с нарушением интеллекта» направлена на физическое воспитание и физическое развитие ребенка с нарушением интеллекта, совершенствование функций формирующегося организма ребен­ка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно-двигательной координации (зрительного восприятия, восприятие цвета и пространства, восприятие движения, осязательные восприятия и т.д.).

      Физическое развитие предполагается всей организацией жизни детей в семье и дошкольном учреждении, организацией предмет­ной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. В режи­ме дня ребенка должны быть предусмотрена образовательная деятельность по физичес­кому воспитанию, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.

      Образовательная деятельность по физическому воспитанию строится так, что в ходе их решаются, как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, полза­ние, метание), а также общеразвивающие упражнения, направ­ленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, ко­ординацию движений, формирование правильной осанки, разви­тие равновесия.

      Аннотация к индивидуальной коррекционной программе

      для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

      Выполнение индивидуальной программы должно способствовать:

      • углубленному медико-психолого-педагогическому изу­чению детей со сложными недостатками развития в процессе коррекционного воспитания и обучения, уточ­нению характера и степени выраженности каждого из нарушений;

      • созданию оптимальных условий для физического, соци­ально-личностного, познавательного, речевого, эстети­ческого развития детей;

      • осуществлению психолого-педагогической коррекции на­рушений в развитии детей с учетом индивидуальных воз­можностей и личностных особенностей каждого ребенка;

      • созданию условий для формирования предпосылок учебной деятельности и подготовки детей к обучению на следующей ступени образования.

      Выполнение программы направлено на обеспечение всес­тороннего развития детей с комплексными нарушениями.

      В соответствии с международной классификацией (МКБ-10) умственная отсталость в зависимости от количественной оценки интеллекта (IQ) включает четыре степени его снижения: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.

      Включение в образовательный процесс детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью вызывает необходимость четкого представления об уровне развития и потенциальных возможностях в обучении каж­дого из них.

      Знание психолого-педагогических особенностей детей с раз­ной степенью интеллектуальной недостаточности позволит учите­лям – дефектологам выбрать не только рациональные приемы работы, но и диффе­ренцировать содержание учебного материала, не исключая ребен­ка из коллектива сверстников. При этом сама дифференциация предусматри­вает упрощение обучения.

      Речь идет об отборе содержания учебного мате­риала и интеграцию в различные образовательные области. Степень интеграции определяется возможностями детей и в то же время зависит от конкретных образовательных задач. Это, в свою очередь, предполагает постоянную соотнесённость отбора материала, дидак­тики и методики обучения с психолого-педагогическими характери­стиками актуального возрастного состояния детей и перспективами их развития.

      Возможности детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в обучении должны рассматриваться с позиции их участия в самом процессе учебной деятельности. Прежде всего, имеется в виду их способность произвольной пси­хической деятельности, к волевому регулированию своим пове­дением. Именно эти качества обеспечивают ребенку и взрослому установление первичного контакта, без которого невозможно ор­ганизовывать коррекционную работу.

      При этом следует обратить внимание и на характер самого контакта, который может быть разным: речевой, с использовани­ем жестов, мимики, изобразительных средств.

      Одним детям достаточно устной инструкции (закрой дверь, подойди ко мне и т.д.). Они понимают речевые просьбы, похвалу и прочее. Другим детям при обращении к ним требуется наглядное, мимическое и жестовое подкрепление. С некоторыми детьми взаимодействие устанавливается только при условии наглядно-действенного сопровождения. Чем выше умственные способности ребенка, тем доступней понимание обращенной речи.

      Показателем уровня развития ребенка и условием успешности в обучении является характер деятельности его со взрослым.

      Одни дети способны только к совместным действиям, другие к осуществлению действий по подражанию, некоторым достаточно действий по образцу и лишь немногие поднимаются на уровень самостоятельных действий.

      Одной из важнейших характеристик деятельности ребенка яв­ляется принятие и использование им помощи со стороны взросло­го. Мера этой помощи может быть разной: организующей, разъяс­няющей и обучающей. Организующая помощь свидетельствует о более высоких возможностях детей, когда бывает достаточно лишь мимического выражения на лице (неудовольствия, одобре­ния и др.), жеста (указ пальцем, покачивание головой и т.д.), инто­нации или речевого обращения типа «внимательнее», «думай» и т.д. Большинству детей с умеренной и тяжелой умственной отста­лостью требуется разъясняющая и обучающая помощь.

      Участие ребенка в процессе учебной деятельности предполагает также наличие самоконтроля собственных действий и способность оценить результаты своей работы, что особенно трудно таким детям. Практическая работа с этими детьми показывает, что формирование у них навыка самоконтроля является одной из труднейших задач. Без указания взрослых дети не могут найти ошибку, не умеют сами проверить свои действия.

      Указанные особенности не только характеризуют всю группу детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, но и могут лечь в основу дифференциальной психолого-педагогической диаг­ностики при разграничении этих детей и при определении содер­жания учебной работы с ними.

      Дети с тяжелой умственной отсталостью самостоятельно контакт не инициируют. Для них характерно пассивное подчинение, обнаруживаются трудности в понимании устного обращения, требуется наглядно-действенная инструкция с жестовым или ми­мическим уточнением. При выполнении заданий затруднено при­нятие помощи. Они не способны к переносу показанного способа действия на аналогичное задание. Основным способом усвоения нового являются совместные действия. Самостоятельные действия только на уровне отдельных операций. Отсутствует навык само­контроля и, как правило, дети безучастны к порицанию.

      Чтобы помощь этим детям была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в которой будет осуществляться коррекционно-развивающаяся работа, направленная на достижение оп­ределенной социальной реабилитации и адаптации детей в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе. Безусловно, возможности ребенка с тяжелой умственной отсталостью крайне ог­раничены. Тем не менее, при систематическом, целенаправленном, комплексном взаимодействии педагогов, психологов, врачей, родите­лей и наличии научно обоснованных программ воспитания и обуче­ния положительная динамика реальна.

      Психологи и педагоги-дефектологи должны определить образовательно-воспитательный «мар­шрут» ребенка и осуществлять его «сопровождение» в течение всего периода пребывания в специальном коррекционном учреждении.

      В настоящее время среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями развития. Значительная часть таких детей, не справляется с содержанием программы и оказывается неподготовленной к обучению в школе. Дети данной категории нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны их возможностям.

      В некоторых случаях работа с детьми, имеющими умеренную и тяжелую умственную отсталость, может осуществляться по индивидуальным программам вос­питания и обучения, составленным учителем — дефектологом, воспита­телями, психологами и другими специалистами после компле­ксного психолого-педагогического обследования ребенка.

      Индивидуальная программа предназначена для работы с дошкольниками со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Она рассчитана на один учебный год воспитания и обучения. Программные материалы подготовлены с учетом особенностей развития детей с нарушением интеллекта и могут быть использованы для работы с детьми, испытывающими трудности при обучении.

      педагога-психолога для детей с синдромом Дауна

      Цель коррекционно — развивающей работы с детьми с синдромом Дауна — их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.

      Достижением поставленных целей обеспечивается решение

      следующих основных задач:

      · развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков.

      · воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения. Основное внимание работы направлено на воспитание привычек. У детей необходимо развить навыки культурного поведения в общении с людьми, научить их коммуникабельности. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Большое внимание необходимо уделить внешним формам поведения.

      · трудовое обучение, выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно — бытового труда. Необходимо выработать навыки самообслуживания.

      · развитие мыслительных операций: умение выделять существенные признаки, обобщать их в едином представлении, устанавливать смысловые причинно- следственные связи и отношения.

      · развитие умения различать форму воспринимаемых объектов, отличать один предмет от другого, видеть сходство и различие, замечать четкость, яркость, цвет формы.

      · развитие памяти (слуховой, зрительной, механической, смысловой, оперативной).

      · развитие произвольного внимания.

      · развитие ориентировки в пространственных расположениях предметов.

      · развитие мелкой моторики.

      Организация и структура проведения занятий:

      Коррекционно-развивающие занятия начинаются в октябре. Они проводятся 1-2 раза в неделю в кабинете педагога-психолога. Занятия проводятся индивидуально или в подгруппе из 2-3 человек. Время проведения одного занятия 15-20 минут.

      · Игры и упражнения для развития познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения;

      · Игры и задания, направленные на развитие произвольности;

      Аннотация к индивидуальной программе

      педагога-психолога для детей с нарушением интеллекта

      с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

      «Развитие навыков общения у детей

      с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»

      Индивидуальная программа помогает овладеть детям дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью навыками общения, приспособления к ежедневной жизни, способностям и умению ориентироваться в окружающей среде. Основное, чему должны научиться эти дети — адекватному эмоционально-речевому общению, умению использовать знакомые речевые и неречевые конструкции в реальных ситуациях, пользоваться вербальными и невербальными навыками общения.

      Основные задачи программы:

      · воспитание интереса к окружающему миру, разви­тие чувства понимания себя и других людей, потребности в общении, социального доверия;

      · развитие у умственно отсталых детей навыков обще­ния и социальной активности в различных жизненных ситуациях с родителями, педагогами, сверстниками и другими окружающими людьми;

      · обучение умственно отсталых детей речевым сред­ствам общения;

      · формирование у умственно отсталых детей навыков практического владения невербальными средствами об­щения (мимикой, жестами, пантомимикой);

      · выработка у детей социально-эмоциональных навы­ков, положительных черт характера, способствующих наибо­лее эффективной их адаптации и интеграции в общество;

      · коррекция у умственно отсталых детей нежелательных черт характера (тревожности, агрессивности, страха) и нарушенных форм поведения.

      Основные формы обучения:

      — развивающие игры (подвижные, пальцевые, сюжет­ные, ролевые, сюжетно-ролевые, театрализованные, ди­дактические и др.);

      — наблюдения, прогулки, экскурсии;

      — знакомство с предметами, игрушками и действиями с ними;

      — рассматривание картинок, картин, фотографий и работа с ними;

      — анализ и умение чтения рисунков, символов, пик­тограмм;

      — рисование и лепка;

      — упражнения (подражательно-исполнительского и твор­ческого характера);

      — рассказ психолога и рассказы детей;

      — моделирование ситуаций, близких к жизненным (в семье, школе, обществе).

      Примерная структура занятия

      Каждое коррекционно-развивающее занятие включает и себя следующие этапы.

      1. Разминка — 3-4 минуты.

      Цель: установление контакта между учащимися и учи­телем, создание атмосферы доверия, принятия друг друга.

      2. Содержательный этап — 10-15 минут.

      Цель: решение основных педагогических задач по теме занятия.

      3. Релаксация — 3-4 минуты.

      Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

      4. Подведение итогов — 2-3 минуты.

      Аннотация к индивидуальной программе

      педагога-психолога для детей с ранним детским аутизмом

      Коррекционная педагогическая помощь детям с РДА сопряжена с определенными трудностями в силу того, что аутизм харак­теризуется патологией нервной системы и затрудняет формирование эмоционального общения и социальную адаптацию ребенка. Сосре­доточенность на своих переживаниях, уход от внешнего мира преобладают в поведении ребенка и занимают доминирующее место в его развитии.

      — смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
      — повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
      — преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения;

      — развитие всех психических процессов.

      — преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
      — обучение его простым навыкам контакта;

      — ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
      — обучение ребенка более сложным формам поведения;
      — развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
      Коррекционно-развивающие занятия проводятся 1-2 раза в неделю в кабинете педагога-психолога. Занятия проводятся индивидуально. Время проведения одного занятия 15-20 минут.

      Каждое занятие подразделяется на несколько блоков:

      1. Пальчиковая гимнастика (развитие общей и тонкой моторики, зрительно-моторной координации);
      2. Игры и упражнения на развитие и коррекцию психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), упражнения на формирование умения планировать свою деятельность, формирование мотивации познавательной активности.
      3. Психогимнастика, настольные игры, рисуночные игры и другие.
      4. учителя – логопеда для детей с сенсорной алалией

        Индивидуальная программа «Формирование коммуникативной речи у детей с сенсорной алалией» направлена формирование диалоговой коммуникации у ребенка с сенсорной алалией.

        Программа построена с учетом постепенного усложнения, тематической направленности и в соответствии с онтогенетическим развитием каждого коррекционного направления.

        Содержание индивидуальной программы коррекционной работы реализуется в следующих направлениях:

        1. развитие общих речевых навыков (мелкой ручной и артикуляционной моторики, дыхания, формирование предпосылок фонематических представлений);

        2. обогащение словарного запаса;

        3. формирование фразовой активной речи;

        4. формирование грамматического строя речи;

        5. развитие монологической речи.

        skaska-107.ru