Психические расстройства интеллекта

Психические расстройства интеллекта

Психология интеллекта. Интеллект (intellectus — разумение, понимание, постижение) — относительно устойчивая структура умственных способностей индивидуума, мыслительные способности человека. По Векслеру, интеллект — это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами — успешно меряться силами с окружающим миром. Операциональных определений интеллекта на сегодня нет. По этому поводу остроумно сказано «Всякий умный человек знает, что такое интеллект. Это то, чего нет у других». В настоящее время большинство психологов понимает под интеллектом способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде. Существуют различные теории интеллекта, роли наследственности и среды в его развитии, методы его измерения. Измерение интеллектуального коэффициента по западным стандартам, основанное на определении скорости решения разных задач, теряет в настоящее время доверие, так как в разных культурах и социальных группах проблемы, решение которых обеспечивает успешную адаптацию, неодинаковы. Деление людей на «средних», «отсталых» и «сверходаренных» по результатам тестирования немного говорит о социальной ценности этих людей. Термен выявил поразительный факт: ни один из имеющих повышенный коэффициент интеллекта не стал ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни Пикассо, не оставил заметного следа в истории своей страны. Выяснилось также, что социальный успех зависит не только от умственных способностей. Не меньшую роль играют семейная среда с ее эмоциональными и социально-экономическими особенностями, а также личностные качества.

Исследования интеллекта в последние десятилетия сместились на изучение творческого или креативного мышления. Гилфорд в 1959 г. обобщил результаты всех этих исследований и создал расширенную концепцию интеллекта. Он выделил два типа мышления: конвергентное, необходимое для нахождения единственно точного решения, и дивергентное, благодаря которому возникают «оригинальные решения». У человека с нормальным интеллектом обычно имеются и нормальные творческие способности. Но, начиная с IQ, равном 120 %, пути умственных и креативных способностей расходятся. Творческие способности, по замечанию Фергюсона, не создаются, а высвобождаются. Этому в немалой степени способствуют особенности творческой личности, которая чужда конформизму, малодогматична, интересуется разными вещами и пытается объединить данные из разных областей. Голова творческого человека полна чудных идей. Это люди, сохраняющие детскую способность удивляться, мечтать, принимают и интегрируют разные аспекты своего поведения (Годфруа, 1993). Предлагают тесты на выявление и измерение креативного потенциала. Результаты их применения обнадеживают, однако, единственным достоверным методом определения способностей интеллекта и творческих возможностей остается практика жизни.

Нарушения интеллекта. Слабоумие характеризуется стойким или прогрессирующим ослаблением всех сторон познавательной деятельности, — памяти, мышления, когнитивных потребностей, высших эмоций, критических и прогностических функций, восприятия или, иными словами, интеллекта в целом. Различают врожденную (олигофрения) и приобретенную формы слабоумия (деменция). Олигофрения (по критериям, принятым в отечественной психиатрии) это наследственно обусловленные, а также приобретенные в течение первых трех лет жизни формы умственной отсталости. В данном случае наблюдается стойкая задержка развития интеллекта и в той или иной степени других психических функций. Деменция характеризует распад хорошо развитого прежде интеллекта, его руирование под влиянием разных вредностей и ослабоумливающих процессов.

Врожденное слабоумие в зависимости от уровня развития интеллекта подразделяется на идиотию, имбецильность и дебильность.

Идиотия — наиболее глубокая степень умственной отсталости. Составляет 5 % всех случаев олигофрении. Интеллектуальный коэффициент при идиотии не превышает 20 % от уровня нормального умственного развития, присущего биологическому возрасту испытуемых. Различают три степени идиотии. При глубокой идиотии отсутствуют узнавание, познавательные потребности (ориентировочный рефлекс), речь и ее понимание, элементарная ориентировка в ситуации и назначении предметов, сколько-нибудь дифференцированные эмоции и выразительные действия, реакции на мимику, жесты и намерения окружающих. Снижены различные виды чувствительности, в том числе болевой, резко задерживается моторное развитие (вертикальное стояние, ходьба), нередко наблюдаются стереотипные раскачивания головой, всем телом. Не формируются навыки опрятности. При идиотии средней и легкой степени пациенты способны понимать значение отдельных простых слов, жестов окружающих, умеют смеяться и плакать, узнают некоторые предметы и знакомую обстановку. Знают и имеют в активном словаре несколько десятков слов. В какой-то степени обучаемы — могут, например, научиться самостоятельно есть. Реагируют на появление новых людей и предметов, на боль, на эмоции окружающих.

Имбецильность — средняя степень умственного недоразвития. На ее долю приходится 20 % случаев олигофрении. Интеллектуальный коэффициент у пациентов с имбецильностью колеблется от 20 до 50 % средневозрастной нормы, доступно понимание простых связей между объектами в первичных, обиходных ситуациях. С опозданием, к трем, пяти годам появляется речь, активный запас слов исчисляется сотнями. Формируются несложные навыки самообслуживания, простейшие трудовые навыки. Доступен механический счет в пределах 10—20, арифметические действия не усваиваются. Недоступно и чтение. Познавательные потребности не развиты, хотя существуют реакции любопытства. Имбецилы свободно пользуются личными местоимениями, узнают свое изображение в зеркале, на фотографии. Эмоциональные реакции и средства их выражения более дифференцированы, выявляются привязанности и антипатии. В моторном плане пациенты неуклюжи, неловки, речь косноязычна. Игровая деятельность однообразна. Имбецильность делят на глубокую, среднюю и легкую тяжести.

Дебильность — легкая степень умственной отсталости. Встречается наиболее часто—75 % случаев олигофрении. Интеллектуальный коэффициент при дебильности варьирует от 50 % до 70 % относительно нормы. В связи с возникающими в отношении дебилов вопросами обучения, трудовой и военной экспертизы различают легкую, умеренную и выраженную дебильность. Дебильность характеризуется неспособностью владеть сложными умственными операциями, такими, как обобщение и абстрагирование, отсутствием креативности, самостоятельности. Мышление протекает на наглядно-образном и образном уровне. Запас слов может быть порядочным, но понятия отличаются нечеткостью границ, расплывчатостью содержания. Общие и отвлеченные понятия не усваиваются. Эмоциональные реакции лишены тонкости. Двигательное развитие может быть удовлетворительным, но корковая моторика развита недостаточно. Например, хорошего почерка не вырабатывается. Механический счет удается, но арифметические действия доступны только с простыми числами, в уме выполняются с трудом, и то, скорее, по памяти. Механическая память бывает хорошей, а иногда, хоть и редко, феноменальной. Произвольная память и активное внимание остаются в зачаточном состоянии. Любознательность, пытливость дебилам не свойственны. Тяги к знаниям нет, мышление совершается по шаблону, без выдумки и воображения. Повышена внушаемость. Самооценка часто завышена и основана на внешних данных. Доступны несложные виды физического труда, освоение некоторых ручных профессий, удовлетворительная социальная адаптация, создание семьи. Нередки дефекты речи в виде шепелявости, сигматизма, ротацизма и лямбдацизма (не произносятся звуки «с», «р», «л») и др. Грамматические структуры речи упрощены, пациенты могут быть болтливы, но не владеют культурой речи, коммуникативными ее аспектами (умение слушать, заинтересовать и т. д.). От олигофрении следует отличать пограничную умственную отсталость. Принципиальное отличие заключается в том, что при олигофрении в первую очередь страдают умозаключения, процессы обобщения и абстрагирования, а также познавательные потребности. При пограничной умственной отсталости преимущественное нарушение касается так называемых предпосылок интеллекта (внимания, памяти, активности, восприятия и др.), в то время как процессы обобщения и абстрагирования, способность схватывать логические отношения остаются на удовлетворительном уровне, дети обучаемы, интеллектуальная ограниченность в принципе может быть преодолена с возрастом или путем соответствующей постановки обучения.

Синдромы деменции. Деменция (ослабоумливание) — обусловленное заболеванием мозга, снижение интеллекта. Проявляется нарушением ряда высших корковых функций, включая внимание, память, мышление, ориентировку, понимание, счет, суждение, речь, способность к обучению. Наблюдается ослабление когнитивных функций, эмоционального контроля, социальной адаптации. Сознание не изменено, однако, осознание болезни отсутствует (анозогнозия), если деменция носит тотальный характер.

К деменции не относятся временные (преходящие) изменения интеллекта, напоминающие слабоумие, например, связанные с депрессией. Основными при деменции считаются нарушения процессов памяти (фиксации, ретенции, репродукции) и мышления (интерпретация поступающей информации, способность к рассуждению, замедление процессов мышления). Диагноз деменции можно считать достоверным, если вышеупомянутые расстройства существуют (прогрессируют) не менее шести месяцев.

Различают парциальное и тотальное слабоумие.

Парциальная (частичная, лакунарная, дисмнестическая) деменция проявляется неравномерностью выпадения интеллектуальных функций с преобладанием дисмнестических нарушений. Ядро личности, самосознания, стиль поведения заметно не страдают, запас навыков и знаний сохраняется на уровне, обеспечивающем ориентировку в происходящем и самообслуживание. Ограничения в первую очередь касаются нового опыта, планирования, воображения, оригинальности и творчества, прогностической функции, расстройство критики выражено нерезко либо отсутствует. Пациенты понимают факт интеллектуального снижения, адекватно на это реагируют, стремятся компенсировать свою несостоятельность.

Тотальная (глобарная) деменция характеризуется и более или менее равномерным поражением всех сторон познавательной деятельности, глубоким снижением личности, потерей спонтанности, утратой критики к своему состоянию. Лакунарное слабоумие при прогрессировании может переходить в глобарное. Деление деменции на парциальную и тотальную диктуется практическими соображениями и носит условный характер. Различают следующие виды деменции.

Эпилептическая деменция. (Более корректным является выражение «слабоумие при эпилепсии»). Наряду с замедлением психических процессов (торпидность) выявляются снижение уровня мыслительной деятельности, патологическая обстоятельность мышления. С трудом, путано, неточно, с остановками и повторениями выражаются мысли. В связи с этим мышление больных эпилепсией называют лабиринтным. Ослабевает память, в первую очередь, на события, не имеющие личного значения. Обедняется лексикон, употребляются уменьшительно-ласкательные обороты речи — эвфемизмы, неопределенные и лишние слова и выражения. Речь в растяжку, нараспев, с обилием словесных штампов, междометий. Круг интересов и побуждений к деятельности ограничен заботами о собственном благополучии («концентрическое слабоумие»). Наблюдается утрированное заострение характерологических черт. Так, вежливость переходит в слащавость, елейность; предупредительность — в услужливость, сервилизм; учтивость — в льстивость; аккуратность — в мелочный педантизм; сочувствие— в подобострастие; самоуважение — в заносчивость; бережливость — в скупость и т. д. Больные могут быть обидчивы, злопамятны, мстительны, взрывчаты. Иногда развиваются ханжество, показное благочестие, двуличие, набожность.

Сенильная (старческая) деменция. Вначале появляются признаки душевного оскудения, черствости — неприветливость, холодность, грубость, скаредность и др. Больные угрюмы, недоверчивы, подозрительны. Растормаживаются биологические влечения, угасают прежние интересы и привязанности. Нарушения памяти достигают степени прогрессирующей амнезии, резко падает способность суждения. Присоединяются расстройства пространственной ориентировки, речи, праксиса, выпадение других высших корковых функций. Наблюдаются бредовые идеи, галлюцинации, депрессия, мысли о смерти и умерших людях. Процесс завершается психическим маразмом. Различают разные формы старческого слабоумия: простую, депрессивную, параноидную, с состоянием спутанности сознания. Симптоматика предстарческого слабоумия аналогична таковой при сенильной деменции и характеризует диффузную либо очаговую атрофию головного мозга (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика).

Паралитическая деменция. Наблюдается при прогрессивном параличе. Характеризуется грубыми нарушениями внимания, памяти, мышления. Повышена внушаемость. Поведение, вначале легкомысленное, становится затем нелепым. Фон настроения может быть повышен, наблюдается эйфория. Стираются индивидуальные особенности личности, может наступить психический распад.

Травматическое слабоумие. Степень выраженности и клинические особенности травматической деменции отражают глубину и локализацию повреждения головного мозга. Так, преимущественное поражение лобно-базальных отделов мозга может выражаться псевдопаралитическим синдромом, картиной мории. Поражение фронтальных отделов лобных долей проявляется апатией, аспонтанностью, акинезией, снижением активности мышления. При поражении височных долей могут возникать нарушения, напоминающие эпилептическую деградацию, типичны при этом расстройства речи, речевого мышления. При поражении ствола мозга отмечаются торможение влечений, аффектов, торпидность, однако могут наблюдаться и противоположные явления: аффективная возбудимость, повышение влечений, импульсивность. Поражение межуточного мозга сопровождается потерей психической энергии, чувством бессилия, апатией, повышенной сонливостью, иногда — эйфорией, дисфорией, грубыми проявлениями аффектов и влечений. Могут возникать эндокринные и обменные нарушения. Разновидностью травматического является так называемое, боксерское слабоумие, встречающееся примерно у 5 % лиц, подвергшихся травмам на ринге.

Сосудистое (постинсультное слабоумие синдром Бинсвангера) слабоумие. Развивается после инсульта или серии микроинсультов. Характеризуется грубыми нарушениями памяти, осмысления, речи (афазии, логоклонии), явлениями насильственного смеха, плача, психотическими эпизодами, значительными неврологическими нарушениями.

Сосудистая (дисциркуляторная) энцефалопатия чаще проявляется картиной дисмнестического слабоумия. Психические нарушения при гипертонической болезни могут выражаться псевдопаралитическим синдромом. Тяжесть сосудистых расстройств нередко колеблется.

Алкогольное слабоумие. Возникает как следствие алкогольной энцефалопатии (болезнь Гайе-Вернике, Корсакова, Маркиафава-Биньями и др.). Чаще проявляется в виде амнестического (Корсаковского) синдрома.

Деменция при болезни Альцгеймера характеризуется прогрессирующими нарушениями памяти, а также локальными расстройствами корковых функций, такими, как афазия, аграфия, алексия и апраксия. Локальные нарушения при этом могут преобладать на ранних этапах развития заболевания в случаях относительно раннего его начала (до 65 лет). Деменции при болезни Пика свойственны медленно нарастающие изменения характера и социальное снижение с последующим падением интеллектуальных функций. Типичны снижение памяти, расстройства речи, апатии либо эйфория, а иногда экстрапирамидные явления. Социальная дезадаптация и отклонения в поведении нередко опережают снижение памяти и речи. При болезни Крейцфельдта-Якоба с типичным ее началом на пятом десятилетии жизни быстро прогрессирующая деменция сочетается с множественными неврологическими нарушениями (спастический паралич конечностей, ригидность, тремор, экстрапирамидные знаки, миоклонус). Течение подострое с летальным исходом через один, два года. Характерна трехфазная ЭКГ. Деменция при болезни Гентингтона (в типичных случаях проявляется на третьем десятилетии жизни) иногда начинается с тревоги, депрессии, параноида и изменений личности. Чаще дебютирует хореиформными гиперкинезами (особенно в лице и верхнем плечевом поясе), которые предшествуют деменции. Деменция характеризуется преобладанием лобных нарушений и относительно сохранной памятью в течение длительного времени. Заболевание протекает медленно, приводит к смерти спустя 10—15 лет. Для структуры деменции при болезни Паркинсона не установлено каких-либо характерных отличий. Констатируется на фоне верифицированной болезни Паркинсона, может сочетаться с болезнью Альцгеймера и сосудистой деменцией. Деменция при ВИЧ проявляется жалобами на медлительность и трудность в концентрации внимания, затруднениями чтения, решения задач, забывчивостью: Нарастают аутизация, аспонтанность, апатия. Возможны аффективные нарушения, психотические явления, припадки, а из неврологических расстройств — тремор, атаксия, мышечная гипертония.

Помимо вышеупомянутых наблюдается преходящее (транзиторное) слабоумие: шизофреническая и психогенная деменция.

При шизофренической (апатически-диссоциативной) деменции нет выпадений памяти, сохраняются приобретенные знания и навыки, могут быть не нарушены формальные аспекты мышления. Характерной особенностью шизофренического слабоумия является диссоциация между неспособностью уловить реальное значение конкретных событий, житейских ситуаций, ролевой несостоятельностью и удовлетворительными либо хорошими возможностями абстрактно-логического мышления — ситуационное слабоумие. Подчас значительный опыт и достаточные комбинаторные способности не могут актуализироваться в повседневной практической деятельности вследствие аутистической оторванности от реальности, аспонтанности, апатии.

Психогенное слабоумие (псевдодеменция). Истерическая реакция личности на психотравмирующую ситуацию в виде мнимого слабоумия. Проявляется симптомами мимо-ответов и мимодействий, особенно наглядными в элементарных ситуациях. Поведение столь демонстративно и нарочито, что одно это указывает на факт серьезного психического расстройства.

Различают депрессивный и ажитированный варианты псевдодеменции. При депрессивном варианте выявляется заторможенность моторных и речевых реакций, иногда мутизм. Наблюдаются истерические мимо-ответы, вербигерация, плохое запоминание свежих впечатлений, потеря интереса к происходящему. Пациенты негативистичны, часто совершают мимодействия (пытаясь, например, зажечь спичку, трут ею не ту сторону коробка или чиркают не головкой, а противоположным концом). Ажитированный вариант псевдодеменции выражается возбужденностью пациентов, эйфорией, расторможенностью, многоречивостью, ускорением речи. Мимо-ответы и мимодействия совершаются не только в реакциях, но и спонтанно. Явления псевдодеменции обратимы и бесследно исчезают с устранением или изживанием психотравмирующей ситуации. Воспоминания! о психотическом периоде сохраняются частично.

Псевдодеменция описана Вернике и является одной из форм истерического психоза. Известны другие его формы, в частности, синдромы пуэрилизма и Ганзера.

Синдром пуэрилизма (puer — мальчик) проявляется преходящей регрессией сознания и поведения на детский уровень организации личности. Взрослый пациент в это время ведет себя и говорит, словно ребенок: ползает на четвереньках, забавляется детскими игрушками, капризничает, устраивает истерики, обращается к окружающим со словами «дядя», «тетя», просит не наказывать его, не бить, не ставить в угол, требует позвать «маму», ест руками, лепечет, читает по слогам.

Синдром Ганзера характеризуется тем же набором истерических проявлений (разговор не по существу, мимодействия, нарочитость, симптомы регрессии, возбужденность или заторможенность), но отличается большей тяжестью нарушений и, что самое важное — спутанностью сознания. Наблюдаются расстройства ориентировки в ситуации, месте, времени, а по выходе из психоза — явления частичной или полной амнезии. Истерические психозы упомянутого типа ранее описывались как «тюремные психозы» у арестованных и заключенных, но они возникают также при органических заболеваниях мозга и чаще встречаются в больницах, нежели в тюрьмах. Длительность их составляет несколько недель и даже месяцев. Долгое время их смешивали с симуляцией. В отличие от последней они связаны не с сознательной мистификацией, а отражают влияние неосознаваемых установок личности или обусловлены реакцией на органическое поражение психических функций. Существуют иные подходы к систематике слабоумия. Так, В. М. Блейхер (1976) различает такие его формы: простое, психопатоподобное, галлюцинаторно-параноидное, амнестически-парамнестическое, паралитическое и псевдопаралитическое, асемическое и терминальное или марантическое. Простой форме свойственно преобладание дефицитарных мнестико-интеллектуальных нарушений и отсутствие продуктивной симптоматики. Психопатоподобному слабоумию присуще болезненное заострение преморбидных особенностей личности или появление новых, не наблюдавшихся до болезни. Галлюцинаторно-параноидное слабоумие характеризует сочетание мнестико-интеллектуального снижения с галлюцинациями и бредом, причем последние по мере углубления деменции исчезают. Амнестически-парамнестическое слабоумие по симптоматике тождественно Корсаковскому синдрому. Паралитическое и псевдопаралитическое слабоумие определяется психическими нарушениями, свойственными прогрессирующему параличу, а также расстройствами, упомянутыми ранее при описании псевдопаралитического синдрома. Асемическое слабоумие типично для очаговых поражений головного мозга, а также болезней Пика, Альцгеймера, очаговой (лиссауэровской) форме прогрессирующего паралича. Слабоумие, чаще глобарного типа, сочетается с очаговыми расстройствами речи, гнозиса и праксиса. Марантическое слабоумие характеризуется полным распадом психической деятельности, эквифинальностью наблюдавшихся до него картин деменции.

www.psychiatry.ru

Распространено мнение, что все гении – немного (или даже много) сумасшедшие, то есть страдают тем или иным психическим расстройством. Подкреплено ли оно хоть какими-то научными фактами или просто является популярным заблуждением?

Разобраться в этом решили американские ученые во главе с Рут Карпински (Ruth Karpinski). Они провели эксперимент, для участия в котором изучили информацию о 3715 членах организации Менса (Mensa), объединяющей людей с высоким уровнем интеллекта. Она была основана в США в 1946 году и имеет представительства по всему миру, объединяя более 120 тысяч человек.

Все участники эксперимента имели коэффициент интеллекта (IQ) выше 130. Исследователи провели опрос среди них, попросив ответить на вопросы о подтвержденных или предполагаемых психических расстройствах, астме, пищевой аллергии и аутоиммунных болезнях.

Они диагностировали у 20% членов Mensa тревожное расстройство – этот показатель в два раза превышал встречаемость этого заболевания по популяции в целом. Авторы предполагают, что люди с более высоким коэффициентом интеллекта часто обладают повышенной чувствительностью к раздражающим факторам, что может увеличивать вероятность возникновения у них как некоторых физиологических, так и психических нарушений.

Ученые отмечают, что большинство участников эксперимента ежедневно страдают от повышенной эмоциональности и чрезмерной возбудимости. Постоянно испытываемый стресс может приводить к изменениям в работе иммунной системы, что, в свою очередь, сказывается на функционировании тела и мозга.

При этом, в ходе предыдущих исследований было продемонстрировано, что люди с высоким IQ реже страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, деменцией и злокачественными заболеваниями, ассоциированными с курением. Ученые объясняют и эту зависимость, отмечая, что нарушения иммунитета, которые могут возникать у гениев и очень умных людей с повышенной эмоциональностью, практически никак не влияют на возникновение этих болезней.

Авторы подчеркивают, что пока им не удалось установить причинно-следственную связь между уровнем интеллекта и психическими расстройствами, выяснить точный механизм им еще только предстоит. Они, однако, уверены, что люди с высоким уровнем IQ входят в группу повышенного риска развития и необходимо уделять особое внимание их душевному здоровью.

med.vesti.ru

Расстройства интеллекта

Расстройства интеллекта
Интеллект — система всех познавательных способностей индивида, и способность к познанию и решению проблем, определяющих успешность любой деятельности.
Выделяют три формы интеллектуального поведения: — вербальный интеллект — включает запас слов, эрудицию, умение понимать прочитанное;
— Способность решать проблемы;
— Практический интеллект, включает умение адаптироваться к окружающей обстановке, он больше может изменять поведение, нарушать адаптацию.
Выделяют три формы организации интеллекта
Здравый смысл (процесс адекватного отражения реальной действительности, основывается на анализе мотивов поведения окружающих людей и использует рациональный способ мышления, позволяет избегать логических ошибок в интерпретации внешних ситуаций, выбирать адекватный способ взаимодействия с окружающими);
Рассудок (образ деятельности, основанный на использовании формализованных знаний, трактовке мотивов деятельности участников коммуникации);
Разум (высшая степень логичности, способствует формированию теоретических знаний).

Для удобства практического изучения уровня развития интеллекта и его нарушений в клинической психологии выделяют:
1) инвентарь интеллекта — знания, приобретенные навыки, умения и т.п.;
2) предпосылки интеллекта — память, внимание, мышление, речь, волевые процессы, мотивация и т.д.;
3) собственно интеллект — способность к обобщению, абстрагирования, рассуждения, мнения, суждения, способность делать выводы и т.п..
Развитие интеллекта в целом зависит от всех мозговых структур, биологически заложенных и приобретенных знаний, умений.

Нарушение интеллекта
1. Недоразвитие интеллекта (общий) — нарушается развитие всех звеньев структуры интеллекта, и прежде, интеллекта и его предпосылок, от чего инвентарь интеллекта не может быть достаточно полноценным и не может быть использован. Пример — олигофрения.
Олигофрения в переводе с греческого (oligo — мало; phren — разум) означает слабоумие — состояние психического недоразвития. Причиной олигофрении могут быть неблагоприятная наследственность или пренатальные поражения плода вследствие острых и хронических инфекций, интоксикаций, травм материнского организма. Мозг плода поражается при краснухе беременных, при наличии у плода и отсутствии у матери резус-фактора.
Для олигофрении характерны низкий интеллект, плохая память, нарушение внимания, эмоциональные и волевые нарушения. Иногда на фоне общего психического недоразвития лица, страдающего олигофренией, обнаруживают отдельные хорошие способности, например, делает сложные арифметические вычисления, запоминает длинные стихотворения и т.д..

По степени психического недоразвития выделяют три клинические варианты олигофрении:
— Идиотия — это глубокая степень психического недоразвития. Речь не развивается, больные выдают лишь неразборчивые звуки,
отсутствует направлено внимание, наблюдаются только реакции на сильные звуки, боль. Больные не отличают съедобное от несъедобного, нередко алчные, неопрятные. При большом сходстве общих признаков идиотства выделяют две ее разновидности:
• характеризуется расторможенностью моторных функций — больные постоянно находятся в движении, хватают вещи, суют их в рот, встречая противодействие, проявляют недовольство, визжат, плюются, кусаются;
• характеризуется противоположными признаками: больные малоподвижны, больше лежат, долго спят.

При менее глубоком идиотстве больные узнают родственников, обнаруживают признаки привязанности, произносят отдельные слова. Патофизиологические исследования показали возможность условно рефлекторной деятельности лишь при легких степенях;
Имбецильность — средняя степень психического недоразвития. При имбецильности больные обладают небольшим запасом слов,
их язык хоть и очень бедная, но последовательная. их удается научить чтению, письму, элементарному счету, привить трудовые навыки
(Мести пол, приготовить себе пищу простую, покормить домашних животных). Такие люди не способны работать самостоятельно, но под
надзором и контролем других они могут выполнять несложную работу.
Эмоции при имбецильности однообразные, часто примитивные — неадекватные;

Дебильность — это легкая степень олигофрении. Основа дебильности — неспособность к понятийного мышления, преобладание
конкретно-образного мышления над абстрактным. Эти больные с ранних лет выявляют отставание в физическом развитии: позже
начинают ходить, говорить. До 4-6 лет это отставание сглаживается, дети своевременно идут в школу, но учатся плохо.
В учении многое зависит от особенностей характера. Исполнительные спокойные дети благодаря своей усидчивости под контролем родителей
удовлетворительно учатся в нормальной школе, заканчивают первые классы. Чаще, однако, они могут осмыслить элементарный учебный материал и продолжают учиться во вспомогательной школе.

Психическое недоразвитие при дебильности может иметь различные степени выраженности.
Выраженная дебильность — обучение грамоте дается с большим трудом даже во вспомогательной школе. Трудовые навыки усваиваются лучше. Наученные определенному ремеслу, больные могут быть трудоустроены и обеспечены определенным жизненным минимумом. Они легко поддаются чужому влиянию, поэтому часто становятся соучастниками уголовных преступлений. У лиц с выраженной степенью довольно хорошая механическая память, но более тщательное исследование позволяет выявить полную неспособность к абстрактному мышлению, преобладание конкретных ассоциаций. Переход от простых, конкретных понятий к более сложным, абстрактных обобщений у них невозможен. В процессе обучения обнаруживается отсутствие инициативы, самостоятельности, замедленность, инертность.
Умеренно выраженная дебильность — если больные имеют хорошую механическую память, они иногда заканчивают 7-8 классов, обучающихся в профессионально-технических училищах, усваивают какую-либо профессию, имеют семьи, достаточно хорошо приспосабливаются к коллективу. В то же время они имеют небольшой объем знаний, способны пользоваться сложными понятиями, понять сложный вопрос. Они мыслят схемами-шаблонами, которые усвоили или в школе, или в процессе жизни. Изменение привычного образа мышления для них невозможна. Преобладает конкретный тип мышления, хотя несколько и меньше, чем при выраженной дебильности. Эмоционально-волевая сфера при этом развита больше, а характерологические особенности значительно разнообразнее. Однако для них характерна слабость духа и неспособность преодолеть свои влечения, недостаточность обдумывание своих действий, некоторая импульсивность поведения, податливость постороннему влиянию.
Легкая дебильность — оказывается специальными психологическими исследованиями, основывается на оценке действий больных в ситуациях, требующих применения прогностических функций интеллекта, высокой степени абстрагирования. Такие люди могут иметь среднее образование, квалифицированную профессию, но в них преобладает конкретный тип мышления, его шаблонность, трафаретность, отсутствие оригинальности в оценках внешних событий, несамостоятельность.

2. Фрагмент недоразвитие интеллекта — недоразвитые отдельные звенья структуры интеллекта.
Например: предпосылки (память, внимание); возбуждено способность к конструктивному мышлению — из-за недостатка пространственных представлений — дискалькулия; речевые нарушения — недоразвитие речевой функциональной системы (страдает вербализация понимание, есть так называемый вербальный интеллект).

3. Деменция — синдром слабоумия — стойкое обеднение психической деятельности, ее упрощение и упадок. Она проявляется в ослаблении познавательных процессов за счет снижения памяти, способности к обобщению, абстракции и т.д.. При этом происходит расстройство личности, потеря критического восприятия своего состояния. Больные не получают новых знаний и не могут пользоваться уже приобретенными.
4. Органический психосиндром <психоорганический синдром) - принадлежит к снижению психических процессов и свойств личности. Частично его можно рассматривать также как расстройство памяти и интеллекта. Случается при органических заболеваниях (прогрессирующего типа, или как следствие органического поражения головного мозга различного происхождения). Основные симптомы: снижение внимания, снижение интеллекта (неспособность к творческой деятельности), лабильность эмоций. У больных затрудняется концентрация внимания на внешних объектах, часто отвлекаются. Очень страдает память - как кратковременная, так и долговременная, особенно запоминание и репродукция. Темп мышления очень замедлен. Страдает критичность ума, понятие дистанции, этичность поведения, ее мотивация. Действия и деятельность часто импульсивны, имеют место расстройства влечений подобное.
5. Задержка психического развития (у детей) — преимущественно мало знаний, умений, малый мировоззрение и т.д. (Маугли). Основные признаки: сохранность собственно интеллекта, развитие психических функций на возраст менее, временное состояние.
6. Функционально-динамическое страдания интеллекта — имеются все структурные компоненты интеллекта, но они не работают.
7. Временная потеря интеллекта — синдром быстротекущегослабоумия (отек мозга).

mypsiholog.com