Психические заболевания психозы

Психические заболевания психозы

Становление понятия шизоаффективного психоза шло параллельно критическому осмыслению дихотомического нозологического разделения эндогенных психозов E . Kraepelin и выделению атипичных психозов, не укладывающихся в рамки ни маниакально-депрессивного психоза, ни шизофрении. Об атипичных психозах стали говорить в тех случаях, когда свойственные шизофрении симптомы первого ранга K . Schneider сосуществовали с аффективными нарушениями и психоз в целом имел благоприятный прогноз. У этих больных часто обнаруживались «дегенеративная» конституция и семейная отягощенность как шизофренией, так и маниакально-депрессивным психозом.

Термин «шизоаффективный психоз» был введен J . Kasanin в 1933 г. Но еще раньше K . Kleist (1921, 1927) выделил в группе крепелиновского маниакально-депрессивного психоза так называемые краевые, или циклоидные, психозы. Такие циклоидные психозы вместе с несистемными шизофрениями впоследствии заняли место, соответствующее шизоаффективному психозу по J . Kasanin . K . Leonhard (1957) стал говорить о третьей эндогенной болезни. Были также попытки рассматривать шизоаффективный психоз с позиций единого эндогенного психоза как одну из его подформ [ Conrad К., 1958; Weitbrecht H ., 1969; Petrilowitsch N ., 1969, 1972].

В клинической практике состояния, соответствующие шизоаффективному психозу, диагностировались как атипичная шизофрения, периодические психозы, циклоидный психоз, психогенная шизофрения и т. п. При этом одни психиатры считали, что эти состояния сходны с шизофренией, а другие — с аффективными психозами. Так, J . Angst (1986) определенно высказался за большую близость шизоаффективных психозов к аффективным, чем к шизофреническим, подтверждая свою точку зрения генетическими и катамнестическими данными. G . Winokur (1984), которому свойственно расширение рамок аффективных заболеваний, включал в них реактивные и шизоаффективные психозы. Однако на основе генетических исследований он собственно шизоаффективные психозы отграничивал от аффективных и обозначал их как вторичные аффективные заболевания (о последних он говорил при наличии первичных психотических симптомов, независимых от аффективных). H . G . Pope (1980) и E . Walker (1981) описывали аналогичные психозы как рекуррентное аффективное расстройство, в связи с чем A . Marneros (1989) вынужден был подчеркнуть необходимость более узкой диагностики шизоаффективных психозов и их отграничения от шизофрении.

Большинство отечественных психиатров, например А. В. Снежневский и сотр. (1960, 1969), придерживаясь дихотомической нозологической концепции E . Kraepelin и ориентируясь на понятие прогредиентности течения психоза, традиционно рассматривали шизоаффективные психозы в группе благоприятно протекающей шизофрении [Наджаров Р. А., Тиганов А. С. и др., 1988]. Та же тенденция прослеживается и в последнее время [Евсегнеев Р. А., 1990; Мосолов С. Н., 1991]. В большинстве работ рекуррентная (периодическая) шизофрения рассматривается как синоним шизоаффективного психоза.

Важным этапом развития представлений о шизоаффективном психозе можно считать введение понятия «шизоаффективный приступ» [Наджаров Р. А. и др., 1983; Наджаров Р. А., Тиганов А. С. и др., 1988], характеризующего структуру относительно благоприятного, аффективно-бредового состояния при приступообразной шизофрении, хотя это понятие не имело нозологического содержания. Т. Ф. Пападопулос (1975) описал ряд переходных форм приступообразной шизофрении, к которым относились и шизоаффективные психозы (как вариант периодической шизофрении). При этом он отграничивал маниакально-депрессивный психоз не только от шизофренических, но и от шизоаффективных психозов. Сходной позиции придерживался А. К. Ануфриев (1969). Последний, однако, признавал существование патогенетически сходных, переходных вариантов между рекуррентной шизофренией и циркулярным психозом. Такие промежуточные формы были описаны Н. М. Михайловой (1974) и А. А. Северным (1980). Диагноз шизоаффективного психоза предлагалось использовать при диагностике эндогенных психозов на их начальном этапе, когда диагноз шизофрении в силу невыявляемых еще негативных изменений был затруднительным [Осколкова С. Н., 1998].

Выделение шизоаффективных психозов привело к расширению их границ вследствие включения в эту группу не только приступообразной шизофрении, но и маниакально-депрессивного психоза. Поэтому Р.А.Наджаров в 1988 г. категорично высказался за необходимость уточнения диагностических критериев шизоаффективных психозов с целью вынесения их за рамки шизофрении и аффективных психозов (маниакально-депрессивного).

Несмотря на достаточно интенсивные исследования шизоаффективных психозов, они до сих пор остаются одной из наиболее спорных нозологических категорий в психиатрии. Поэтому и сейчас справедливо мнение Т. Ф. Пападопулоса (1975), что эти психозы не имеют до сих пор ни постоянного места в психиатрических классификациях, ни общепринятого обозначения. В зависимости от воззрений того или иного исследователя высказываются разные взгляды на нозологическое положение этих психозов — от полной их самостоятельности или признания возможности отнесения их к третьей эндогенной болезни до включения в рамки атипичного маниакально-депрессивного психоза или благоприятно протекающих форм шизофрении. Это нашло отражение в большинстве последних классификаций и систематик эндогенных заболеваний: в МКБ-9 (1977) они рассматривались как шизоаффективный тип рекуррентной шизофрении, в DSM — III — R (1987) были отнесены к группе аффективных психозов, в DSM — IV , МКБ-10 (1994) они выделяются как «шизоаффективное расстройство» отдельной рубрикой ( F .25) в классе «Шизофрения и другие бредовые и психотические расстройства». Сохраняющуюся и поныне неоднозначность нозологической оценки шизоаффективных психозов демонстрируют представленные в историческом аспекте данные, приведенные в табл. 12.

Таблица 12. Нозологическая оценка шизоаффективных психозов в рамках эндогенных психических заболеваний по данным разных авторов и систематик психических болезней

Примечание. Горизонтальными линиями обозначены диагностические границы.

www.psychiatry.ru

Психические расстройства

Основные факты

  • Существует множество психических расстройств, которые проявляются по-разному. В целом для них характерно сочетание анормальных мыслей, представлений, эмоций, поведенческих реакций и отношений с окружающими.
  • К психическим расстройствам относят депрессию, биполярное аффективное расстройство, шизофрению и другие психозы, деменцию, умственную отсталость и расстройства развития, включая аутизм.
  • Существуют эффективные стратегия профилактики психических расстройств, таких как шизофрения.
  • Существуют действенные методы лечения и ухода, позволяющие уменьшить страдания больных.
  • Ключевое значение имеет доступ к медико-санитарным и социальным структурам, обеспечивающим лечение и социальную поддержку.
  • Бремя психических расстройств продолжает расти и оказывать заметное влияние на системы здравоохранения по всему миру. Оно влечет за собой серьезные последствия для социальной сферы, прав человека и экономики.

    Депрессия — распространенное психическое расстройство и в мировом масштабе одна из основных болезней, приводящих к инвалидности. Более 300 миллионов человек во всем мире страдают от депрессии. Женщины больше подвержены этому расстройству, чем мужчины.

    Для больных депрессией свойственны подавленное состояние, потеря интереса и способности получать удовольствие, чувство вины, низкая самооценка, нарушения сна и аппетита, утомляемость и плохая концентрация. Возможны даже симптомы, которые невозможно объяснить объективными физическими причинами. Депрессия, как долговременная, так и эпизодическая, может существенно мешать повседневной жизни, работе и учебе. В наиболее тяжелых случаях депрессия может довести до самоубийства.

    Существуют профилактические программы, помогающие снизить заболеваемость депрессией как у детей (например, путем предоставления защиты и психологической поддержки после физического или сексуального насилия), так и у взрослых (например, путем предоставления психологической помощи после стихийных бедствий и конфликтов).

    Есть эффективные методы лечения. Депрессия легкой и средней степени выраженности поддается лечению методами нарративной терапии, в частности, когнитивно-поведенческой и психотерапии. Антидепрессанты успешно используются для лечения средней и тяжелой депрессии, но в случае легкой депрессии применяются не в первую очередь. Их не применяют для лечения депрессии у детей и применяют с осторожностью и не в первую очередь при лечении депрессии у подростков.

    Ведение пациентов с депрессией должно включать психосоциальные элементы, в частности, выявление факторов стресса, таких как финансовые проблемы, сложности на работе или психологическое насилие, и источников поддержки, таких как члены семьи и друзья. Важно обеспечить сохранение и возобновление социального взаимодействия и участия в жизни общества.

    Биполярное аффективное

    расстройство

    Этим видом психического расстройства страдают 60 миллионов человек по всему миру. Для него характерно чередование маниакальных и депрессивных эпизодов с периодами нормальной жизни. Маниакальные эпизоды включают возбужденное или раздраженное настроение, чрезмерную активность, речевой напор, завышенную самооценку и сниженную потребность во сне. Пациентам с маниакальными приступами, но без депрессивных эпизодов также ставят диагноз «биполярное расстройство».

    Существуют эффективные средства лечения острых проявлений биполярного расстройства и профилактики рецидивов. Это лекарственные средства для стабилизации настроения. Важным элементом лечения является психосоциальная поддержка.

    Шизофрения и другие психозы

    Шизофрения является тяжелым психическим расстройством, от которого страдает 21 миллион человек по всему миру. Психозы, такие как шизофрения, характеризуются искаженным мышлением, восприятием мира и собственной личности, эмоциями, речью и поведением. В число распространенных психотических симптомов входят галлюцинации (слышать, видеть или ощущать то, чего нет на самом деле) и бред (стойкие ложные убеждения или подозрения, прочно сохраняющиеся даже при наличии фактов, свидетельствующих о противоположном). Люди с такими расстройствами могут испытывать трудности при работе и обучении.

    В результате отсутствия доступа к медицинским и социальным услугам может возникать стигматизация и дискриминация. Кроме того, лица, страдающие психозами, подвержены высокому риску нарушения прав человека, например, при длительном содержании в лечебных учреждениях.

    Как правило, шизофрения развивается в позднем подростковом или раннем взрослом возрасте. Существуют эффективные методы медикаментозного лечения в сочетании с психосоциальной поддержкой. При условии надлежащего лечения и социальной поддержки больные могут вести продуктивную жизнь и интегрироваться в общество. Содействие и уход в повседневной жизни, оказание поддержки в обеспечении жильем и трудоустройстве может служить фундаментом, на основе которого люди с тяжелыми психическими расстройствами, включая шизофрению, могут достигать многочисленные цели по выздоровлению, так как они часто испытывают трудности в получении или сохранении нормальной работы или жилья.

    Деменцией страдают 47,5 миллиона человек по всему миру. Это синдром, обычно хронический или прогрессирующий, при котором происходит деградация когнитивной функции (то есть способности мыслить) в большей степени, чем это ожидается при нормальном старении. Происходит деградация памяти, мышления, понимания, речи и способности ориентироваться, считать, познавать и рассуждать. Нарушение когнитивной функции часто сопровождается, а иногда предваряется ухудшением контроля над эмоциональным состоянием, а также деградацией социального поведения или мотивации.

    К развитию деменции приводят различные болезни и травмы, которые вызывают повреждение мозга, такие как болезнь Альцгеймера и инсульт.

    В настоящее время не существует какой-либо терапии для излечения деменции или изменения хода ее развития. Исследуются многочисленные новые лекарственные средства, которые находятся на разных стадиях клинических испытаний. Тем не менее можно многое сделать для поддержки и улучшения жизни людей с деменцией, тех, кто осуществляет уход за ними, и их семей.

    Расстройства развития, включая аутизм

    Расстройство развития — это общее понятие, которое включает в себя как умственную отсталость, так и комплексные нарушения развития, в том числе аутизм. Как правило, они проявляются в детстве и сохраняются во взрослом возрасте, вызывая нарушения или задержку в развитии функций, связанных с развитием центральной нервной системы. В отличие от многих других психических расстройств, расстройства развития протекают равномерно, без ярко выраженных периодов рецидива и ремиссии.

    Умственная отсталость характеризуется нарушением развития по различным направлениям, в том числе в области когнитивной функции и адаптивного поведения. Недостаточное умственное развитие мешает справляться с повседневными бытовыми задачами.

    Симптомы комплексных расстройств развития, таких как аутизм, включают нарушение социального поведения, коммуникативных и речевых функций, ограниченность интересов и повторяющиеся действия, уникальные для каждого пациента. Расстройства развития обычно проявляются в младенчестве или раннем детстве. Пациенты с подобными расстройствами часто демонстрируют умственную отсталость той или иной степени.

    Крайне важно участие членов семьи в уходе за пациентами с расстройствами развития. Необходимо понимание того, какие факторы вызывают у них стресс и, наоборот, успокаивают их, а также какая среда наиболее благоприятна для их обучения. Упорядоченный режим дня с регулярным временем кормления, игры, обучения, общения с окружающими и сна помогает избежать излишнего стресса. Как дети, так и взрослые с расстройствами развития, а также лица, осуществляющие уход за ними, должны иметь возможность регулярно обращаться за медико-санитарными услугами.

    У общества в целом тоже есть важная роль: уважать права и потребности людей с такими расстройствами.

    Кто входит в группу риска по психическим расстройствам ?

    Детерминанты психического здоровья и психических расстройств включают не только индивидуальные качества, такие как способность управлять собственными мыслями, эмоциями, поведением и общением с окружающими, но и социальные, культурные, политические и экологические факторы, такие как национальная политика, социальная защита, уровень жизни, условия работы и поддержка окружающих.

    Травмы и стресс в раннем возрасте могут вызывать психические расстройства. Наследственность, питание, перинатальные инфекции и неблагоприятное воздействие окружающей среды также могут влиять на их развитие.

    Здравоохранение и поддержка

    Системы здравоохранения недостаточно адекватно реагируют на бремя психических расстройств. В результате во всем мире наблюдается большой разрыв между потребностями в лечении и оказываемой помощью. В странах с низким и средним уровнем дохода от 76% до 85% пациентов с психическими расстройствами не получают никакого лечения. В странах с высоким уровнем дохода в таком положении находятся от 35% до 50% лиц с такими расстройствами.

    Проблема усугубляется еще и тем, что предлагаемый уход зачастую оказывается недостаточно качественным.

    Помимо структур здравоохранения, помощь и поддержку лицам с психическими расстройствами должны оказывать окружающие. Таким людям часто нужна помощь в получении доступа к программам обучения, адаптированным к их потребностям, поиске работы и жилья, чтобы они могли принимать активное участие в общественной жизни.

    Деятельность ВОЗ

    В Плане действий ВОЗ по психическому здоровью на 2013–2020 гг., одобренном Всемирной ассамблеей здравоохранения в 2013 году, психическому здоровью отводится важная роль в обеспечении лучшего здоровья для всех. План включает четыре основные цели:

  • повышение эффективности управления и руководства в области психического здоровья;
  • предоставление всеобъемлющих, комплексных услуг по лечению и социальной защите пациентов с психическими расстройствами;
  • реализация стратегий повышения эффективности и профилактики; и
  • укрепление информационных систем, сбора данных и научных исследований.
  • Программа действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья, реализация которой началась в 2008 году, использует основанные на фактических данных технические руководства, инструменты и учебные материалы для повышения качества услуг, предоставляемых в странах, особенно в условиях нехватки ресурсов. В основе ее работы лежит комплекс приоритизированных условий, а усилия по укреплению потенциала направлены в первую очередь на неспециализированные медицинские учреждения. Применяется комплексный подход, повышающий приоритет психического здоровья на всех уровнях медицинских услуг.

    www.who.int

    Психоз — расстройство психики, проявляющееся в искаженном восприятии реальности больным. Для заболевания также характерны нарушения психического поведения человека. Психозы часто сопровождают различные психические расстройства: шизофрению, депрессию, биполярное аффективное расстройство.

    Психозы также могут возникнуть как следствие:

  • приема лекарственных препаратов;
  • употребления алкогольных напитков или наркотиков;
  • психических травм;
  • инфекционных заболеваний;
  • соматических расстройств.
  • В результате чрезмерного употребления алкоголя развивается, например, алкогольный психоз. С возрастом ухудшается работа мозга, меняется психическое состояние человека, и может возникнуть старческий психоз.

    Для того, чтобы понять, в чем именно состоит неадекватность психического поведения человека, необходимо определить основные симптомы психоза.

    Симптомы психоза

    Галлюцинации — нарушения восприятия мира, при которых больной принимает за действительность то, чего нет на самом деле. Как известно, галлюцинации бывают разные: зрительные, слуховые и т.д. Наиболее опасны те, при которых человек слышит «голоса», дающие ему указания, под их влиянием он даже может причинить вред себе или окружающим.

    Бред — расстройство мыслительной деятельности, при котором появляются представления и рассуждения, не соответствующие реальности, при этом убедить человека в том, что он не прав, не получается. Больной может считать себя тем, кем он не является, думать, что за ним следят или кто-то хочет нанести ему вред, решить, что вокруг него разыгрывается спектакль и т.д.

    Нарушения двигательных функций. Появляется заторможенность в движениях либо, напротив, чрезмерное возбуждение (постоянные движения, импульсивность).или окружающим.

    Нарушения настроения. Появляются депрессивные расстройства, характеризующиеся апатией, вялостью, склонностью к самобичеванию, и маниакальные расстройства, для которых наоборот характерно приподнятое настроение, ускорение двигательных и мыслительных процессов.

    Выпадение из психической деятельности, присущей нормальному человеку: больной становится вялым, апатичным, прекращает общаться с окружающими, может потерять способность к труду.

    Довольно часто симптомы психоза начинают проявляться еще в подростковом возрасте, однако в этот период они обычно выражены неярко. Тем не менее, если какие-то, еще неявные, признаки психоза уже начали появляться, не стоит пренебрегать консультацией врача.

    Если же Вы заметили, что у близкого человека наблюдаются симптомы психоза, не пытайтесь избавиться от них самостоятельно, обязательно обратитесь к помощи специалиста. При резком проявлении заболевания лучше всего вызвать психиатра на дом. Стоит воспользоваться услугой вызова психиатра на дом и при обострении психоза.

    Диагностика психоза

    Психотические заболевания таковы, что между их появлением и обнаружением явно выраженных симптомов может пройти большой промежуток времени. Однако, на более поздних стадиях психоз гораздо хуже поддается лечению, поэтому его просто необходимо диагностировать в самом начале, когда болезнь ещё не начала развиваться. Для этого следует обращать внимание на малохарактерные для заболевания симптомы: частые головные боли, повышенная раздражимость, неустойчивое настроение, нарушение когнитивных функций мозга. Если у человека обнаруживаются описанные ранее признаки, то самым верным решением будет обращение к психиатру. Только специалист сможет определить заболевание и исключить вероятность развития психоза и тех расстройств, которым он сопутствует.

    В качестве методов диагностики психоза можно назвать

  • генетический анализ;
  • оценку семейного анамнеза;
  • заполнение специализированных опросников и шкал, которые призваны выявить отклонения от нормального поведения.
  • Исследование семейной истории болезни очень важно, поскольку психические заболевания иногда передаются по наследству.

    Возможно также применение некоторых инструментальных методов диагностики — МРТ и КТ. С их помощью можно будет исключить наличие других заболеваний (например, опухолей), которые сопровождаются похожими симптомами.

    Лечение психоза

    Поскольку психозы сопровождают разные заболевания, лечение их не будет абсолютно одинаковым. Однако существуют некоторые общие принципы.

    Лечение психоза, как и других психических заболеваний, должно быть комплексным. В триаду методов лечения входит психотерапия, медикаментозное и инструментальное лечение.

    Медикаментозное лечение обычно проводится с применением антидепрессантов и нейролептиков. Выбор препарата зависит от вида психоза. Очень важна в лечении психоза и поддерживающая терапия, поскольку купирования приступа обычно не достаточно, нужно обязательно принимать меры, чтобы не произошел рецидив. Для профилактики психозов также назначаются лекарственные препараты.

    Психотерапия в основном проводится на начальных стадиях заболевания. В случае, например, депрессивного психоза большую эффективность имеет групповая психотерапия. Особенно важна психотерапия при лечении детско-подростковых психозов.

    Методы инструментальной терапии являются вспомогательными и могут быть эффективными только в совокупности с другими методами лечения. К ним можно отнести БОС-терапию, ТМС и др.

    После окончания назначенного курса лечения пациент подключается к программе социальной реабилитации, которая направлена на восстановление его социальных навыков и функций.

    В клинике «Психическое здоровье» мы предоставляем услугу вызова психиатра на дом, а в случае необходимости может выехать и вся психиатрическая бригада для незамедлительной госпитализации пациента. Выезд скорой психиатрической помощи осуществляется круглосуточно. Клиника «Психическое здоровье» гарантирует быстрое, безопасное и анонимное лечение психоза в условиях загородного стационара.

    Мы помогли уже многим, поможем и Вам! Позвоните нам

    psyclinic-center.ru

    Детский психоз: причины, симптомы, лечение психических расстройств

    Психическое здоровье очень уязвимая тема. Клинические проявления расстройств психики зависят от возраста ребенка и влияния некоторых факторов. Часто, по причине страха за грядущие изменения в собственном раскладе жизни, родители не хотят замечать некоторые проблемы с психикой своего чада.

    Многие боятся ловить на себе косые взгляды соседей, чувствовать жалость друзей, менять привычный жизненный порядок. Но ребенок имеет право на квалифицированную своевременную помощь доктора, которая поможет облегчить его состояние, а на ранних стадиях некоторых заболеваний излечить психическое расстройство того или иного спектра.

    Одним из сложных психических заболеваний является детский психоз. Под этим заболеванием понимается острое состояние малыша или уже подростка, которое проявляется в неправильном восприятии им действительности, его неспособности отличить настоящее от выдуманного, невозможности им реально понимать то, что происходит.

    Особенности детских психозов

    Психические расстройства и психозы у детей диагностируют не так часто как у взрослых мужчин и женщин. Нарушения психики бывают разных типов и форм, но как бы расстройство не проявлялось, какие бы симптомы у болезни не были, психоз значительно затрудняет жизнь ребенка и его родителей, мешает корректно мыслить, контролировать действия, строить адекватные параллели по отношению к установившимся общественным нормам.

    Для детских психотических отклонений характерны:

    1. Задержка развития навыков и интеллекта. Эта особенность проявляется в большинстве случаев. Но бывают болезни, например, аутизм, во время которых ребенок имеет яркие и продвинутые способности в какой-то сфере деятельности. Специалисты утверждают, что на ранних стадиях психические расстройства у детей сложно отличить от простой задержки развития, а значит и распознать нарушение в психике невозможно.
    2. Проблемы с социальной приспособленностью.
    3. Нарушение межличностных отношений.
    4. Возвышенное и особенное отношение к невоодушевленным предметам.
    5. Поддержка однообразия, не восприятие изменений в жизни.

    Детский психоз имеет разные формы и проявления, потому сложен в диагностике и лечении.

    Почему дети подвержены психическим отклонениям

    Развитию психических расстройств у малышей способствуют множественные причины. Психиатры выделяют целые группы факторов:

  • генетические;
  • биологические;
  • социопсихические;
  • психологические.
  • Самым главным провоцирующим фактором является генетическая предрасположенность к психическим расстройствам. К другим причинам относятся:

  • проблемы с интеллектом (олигофрения и(иже) с ней);
  • органические поражения мозга;
  • несовместимость темперамента малыша и родителя;
  • семейные разлады;
  • конфликты между родителями;
  • события, которые оставили психологическую травму;
  • лекарственные препараты, которые могут вызвать психотическое состояние;
  • высокая температура, которая может вызвать галлюцинации или бредовое расстройство;
  • нейроинфекции.
  • На сегодняшний день все возможные причины не изучены в полной мере, но проведенные исследования подтвердили, что у детей с шизофренией почти всегда присутствуют признаки органических нарушений мозга, а у пациентов с аутизмом часто диагностируют наличие церебральной недостаточности, которая объясняется наследственными причинами или травмами во время родов.

    Психозы у детей раннего возраста могут возникать по причине развода родителей.

    Группы риска

    Таким образом, в зоне риска находятся дети:

  • у которых у одного из родителей были или есть душевные расстройства;
  • которые, воспитываются в семье, где между родителями постоянно возникают конфликты;
  • перенесшие нейроинфекции;
  • перенесшие психологическую травму;
  • у которых кровные родственники имеют психические болезни, при чём, чем ближе степень родства, тем больше риски возникновения болезни.
  • Разновидности психотических отклонений среди детей

    Заболевания детской психики делят по некоторым признакам. В зависимости от возраста выделяют:

    К первому типу относятся пациенты с психическими расстройствами грудного (до года), дошкольного (от 2 до 6 лет) и раннего школьного возраста (от 6-8). Ко второму типу относятся пациенты предподросткового (8-11) и подросткового возраста (12-15).

    В зависимости от причины развития заболевания психозы могут быть:

  • экзогенными – расстройства, вызванные воздействием внешних факторов;
  • эндогенными – нарушения, спровоцированные внутренними особенностями организма.
  • В зависимости от типа течения психозы могут быть:

  • реактивными, которые возникли вследствие продолжительных психотравм;
  • острыми – возникшие моментально и неожиданно.
  • Разновидностью психотического отклонения является аффективное расстройство. В зависимости от характера течения и симптоматики расстройства аффекта бывают:

    Симптоматика в зависимости от формы сбоя

    Различная симптоматика психических заболеваний оправдана разными формами болезни. Обычными симптомами болезни являются:

  • галлюцинации – кроха видит, слышит, ощущает то, чего на самом деле нет;
  • бред – человек видит существующую ситуацию в своей неверной интерпретации;
  • снижение ясности сознания, сложность ориентации в пространстве;
  • пассивность, не инициативность;
  • агрессивность, раздражительность, грубость;
  • синдром навязчивости.
  • отклонения, связанные с мышлением.
  • Часто у детей и подростков возникает психогенный шок. Реактивный психоз наступает вследствие перенесенной психологической травмы.

    Эта форма психоза имеет признаки и симптомы, которые отличает ее от других расстройств психического спектра у детей:

    • причина его в глубоком эмоциональном потрясении;
    • обратимость – симптомы слабеют по предшествию времени;
    • симптомы зависят от характера травмы.
    • Ранний возраст

      В раннем возрасте нарушение психического здоровья проявляется в аутистическом поведении малыша. Малыш не улыбается, ни каким образом не проявляет радость на лице. До года расстройство выявляется в отсутствии гуления, лепета, похлопывания в ладоши. Кроха не реагирует на предметы, людей, родителей.

      Возрастные кризисы, в периоды которых дети наиболее подвержены психическим расстройствам от 3 до 4 лет, с 5 до 7, с 12 до 18 лет.

      Психические расстройства раннего периода проявляются в:

    • фрустрации;
    • капризности, непослушании;
    • повышенной утомляемости;
    • раздраженности;
    • дефиците общения;
    • дефиците эмоционального контакта.
    • Более поздний возраст вплоть до подросткового

      Психические проблемы у ребенка 5 лет должны обеспокоить родителей, если малыш теряет уже приобретенные навыки, мало общается, не хочет играть в ролевые игры, не следить за своим внешним видом.

      В 7 лет ребенок становится неустойчивым в психике, у него появляется нарушение аппетита, появляются лишние страхи, снижается работоспособность, появляется быстрое переутомление.

      В 12-18 лет родителям необходимо обратить внимание на подростка, если у него появляются:

    • резкие перепады настроения;
    • меланхолия, тревога;
    • агрессивность, конфликтность;
    • негативизм, противоречивость;
    • сочетание не сочетаемого: раздражительности с острой застенчивостью, чувствительности с черствостью, желания полной независимости с желанием быть всегда рядом с мамой;
    • шизоидность;
    • отказ от принятых правил;
    • склонность к философии и крайним позициям;
    • непереносимость опеки.
    • Более болезненные признаки психоза у детей старшего возраста проявляются в:

    • попытках суицида или само повреждения;
    • беспричинном страхе, который сопровождается сердцебиением и быстрым дыханием;
    • желании навредить кому-то, жестокости по отношении к окружающим;
    • отказе от принятия пищи, приеме таблеток-слабительных, сильном стремление похудеть;
    • повышенном чувстве тревоги, которое мешает жить;
    • неспособности к усидчивости;
    • принятии наркотиков или алкоголя;
    • постоянных перепадах настроения;
    • плохом поведении.
    • Диагностические критерии и методы

      Не смотря на предложенный перечень признаков психоза наверняка и точно диагностировать его самостоятельно не сможет ни один родитель. Прежде всего, родители должны показать свое чадо психотерапевту. Но даже после первого приема у профессионала говорить о психических расстройствах личности рано. Маленького пациента должны обследовать следующие врачи:

    • невропатолог;
    • лор;
    • логопед;
    • психиатр;
    • доктор, который специализируется на болезнях развития.
    • Иногда пациента определяют в стационар для обследования и проведения необходимых процедур и анализов.

      Оказание профессиональной помощи

      Кратковременные припадки психоза у ребенка проходят сразу же после исчезновения их причины. Более тяжелые заболевания требуют длительной терапии, часто в стационарных условиях больницы. Специалисты для лечения детских психозов используют те же препараты, что и для взрослых, только в подходящих дозах.

      Лечение психозов и расстройств психотического спектра у детей предполагает:

      • назначение антипсихотиков, антидепрессантов, стимуляторов и т.д.;
      • консультации профильных специалистов;
      • семейную терапию;
      • групповую и индивидуальную психотерапию;
      • внимание и любовь родителей.

      Если родители смогли выявить сбой психи у своего чада вовремя, то для улучшения состояния обычно достаточно нескольких консультаций с врачом-психиатром, психологом. Но встречаются случаи, которые требуют длительного лечения и нахождения под наблюдением докторов.

      Психологический сбой у ребенка, который связан с его физическим состоянием, излечиваются сразу же после исчезновения основного заболевания. Если болезнь была спровоцирована пережитой стрессовой ситуацией, то даже после улучшения состояния малыш требует к себе особого отношения и консультаций психотерапевта.

      В крайних случаях при проявлениях сильной агрессии малышу могут прописывать транквилизаторы. Но для лечения детей использование тяжелых психотропных препаратов применяется только в крайних случаях.

      В большинстве случаев, психозы, перенесенные в детстве, не возвращаются во взрослой жизни при отсутствии провоцирующих ситуаций. Родители выздоравливающих детей должны полностью соблюдать режим дня, не забывать о ежедневных прогулках, сбалансированном питании и, при необходимости, заботиться о приеме препаратов своевременно.

      Малыша нельзя оставлять без внимания. При малейших нарушениях его психического состояния необходимо обращаться за помощью к специалисту, который поможет справиться с возникшей проблемой.

      Для лечения и избежания последствий для психики ребенка в будущем необходимо соблюдать все рекомендации специалистов.

      Рекомендации родителям

      Каждый родитель, беспокоящийся о психическом здоровье своего ребенка должен помнить:

    • не забывать, что психоз – это заболевание, которое нуждается в лечении;
    • лечение нужно начинать своевременно, не затягивать поход к специалистам;
    • необходимо проконсультироваться с несколькими специалистами, потому что правильное лечение – залог успеха;
    • для лечения и профилактики болезни важна поддержка родных и близких;
    • доброжелательность по отношению к больному ускоряет процесс лечения и обеспечивает стойкий результат после излечения;
    • после лечения малыша необходимо вернуть в нормальную среду, строить планы на будущее;
    • необходимо создавать спокойную атмосферу в семье: не кричать, не практиковать физическое или моральное насилие;
    • заботиться о физическом здоровье малыша;
    • не допускать стрессы.
    • Любовь и забота — то, что необходимо любому человеку, тем более маленькому и беззащитному.

      neurodoc.ru