Психокоррекция при шизофрении

Основные понятия психоанализа

Информационные партнеры сайта

Поиск по сайту

Часто задаваемые
вопросы

Статьи по психологии и медицине

Личностный фактор и психокоррекция больных шизофренией

Анонс статьи. Роль личностного фактора в системе психокоррекционных мероприятий в отношении больных шизофренией, совершивших общественно опасные деяния (результаты экспериментально-патопсихологического исследования).

Общественно опасные действия (ООД) психически больных являются формой проявления их социальной дезадаптации. Поэтому в системе профилактики ООД наряду с лечебными методами терапии ведущая роль должна отводиться различным психокоррекционным мероприятиям, направленным на восстановление нарушения адаптации и максимальное приспособление больного к окружающей среде. Психологическая реабилитация психически больных должна быть направлена, прежде всего, на их ресоциализацию, восстановление индивидуальной ценности больных, их личного статуса.

Наибольшее число рецидивов ООД, как известно, приходится на больных шизофренией. Отмеченный факт связан не только с широкой распространенностью этого заболевания, но и с комплексом других причинных факторов, таких как сохранность социально негативных преморбидных особенностей, их ухудшение вследствие болезни, формирование новых личностных особенностей, имеющих тропизм к антисоциальному поведению. Поэтому в судебно-психиатрическом аспекте реабилитации больных шизофренией для решения основной задачи — профилактики ООД — существенным является изучение личностного фактора, а именно личностных особенностей этих больных. Как показали многолетние исследования, лечение шизофрении общением — психотерапией, приносит неплохие результаты.

Было исследовано 40 больных шизофренией (все мужчины), возрастной диапазон которых составлял от 19 до 65 лет, совершивших общественно опасные действия и подвергнутых принудительному лечению с обычным и усиленным наблюдением. Все больные исследуемой группы до совершения ООД имели асоциальные установки, т.е. криминальный опыт, злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ) и алкоголем, конфликтные взаимоотношения с окружением, большинство из них не работали и вели асоциальный образ жизни.

Исследовалось проявление таких личностных особенностей, как уровень агрессивности и враждебности (методика Басса-Дарки), уровень фрустрационной толерантности (методика Розенцвейга) и уровень самооценки (методика Дембо-Рубинштейна), патопсихологические показатели (познавательные и эмоционально-волевые процессы), а также характерологические особенности больных с помощью опросника Леонгарда-Шмишека. Исследовались уровни агрессивности и враждебности, фрустрационная толерантность, уровень самооценки, уровень личностной и реактивной тревожности в динамике, то есть, впервые при поступлении этих больных на принудительное лечение и после проведения прихокоррекционной работы.

Результаты исследования показали следующее. При поступлении в психиатрический стационар у больных шизофренией в основном отмечался высокий уровень враждебности (63,4%) и высокий уровень агрессивности (58,5%). У исследуемых больных шизофренией реактивная тревожность, в большей степени, проявлялась на низком (34,1%) и среднем (43,9%) уровнях, а личностная тревожность — на высоком (36,6%) и среднем (41,5%) уровнях. В основном также наблюдались высокая (39,0%) и неадекватная (39,0%) самооценка. Показатели фрустрационной толерантности проявлялись на низком уровне (63,4%). В значительной степени преобладали экстрапунитивные реакции с «фиксацией на самозащите» и с «фиксацией на удовлетворении потребностей».

При экспериментально-патопсихологическом исследовании у больных шизофренией оказывались в первую очередь нарушения в эмоционально-волевой сфере в виде эмоциональной неустойчивости, вспыльчивости, конфликтности, склонность к аффективным вспышкам, снижение критических и прогностических способностей. Также для больных шизофренией были присущи характерные нарушения мышления в виде непоследовательности, аморфности и амбивалентности суждений. Снижение целенаправленности и четкости процессов мышления, сложность смысловой дифференциации, нарушение логики суждений, соскальзывание, разноплановость. При исследовании характерологических особенности больных шизофренией с помощью опросника К. Леонгарда было обнаружено, что у этих больных возбудимый тип акцентуации наблюдался у 34,1%, у 21,9% больных — дистимный тип, у 7,31% — циклотимный тип, демонстративный тип — у 14,6%, педантичный тип — у 9,8% больных, гипертимный тип акцентуации — у 7,31%, эмотивный тип — у 2,4% и застревающий тип – у 2,4% больных.

В процессе лечения с этими больными проводилась индивидуальная психолого-коррекционная работа с целью формирования социально-принятых стереотипов поведения, формирование оптимистических жизненных установок, конструктивных путей решения жизненных проблем, а также проводилась работа в направлении формирования негативного отношения к употреблению алкоголя и ПАВ. Производились конструктивные способы решения фрустрирующих ситуаций, формировалось критическое отношение к своей болезни, противоправным деяниям.

В динамике повторное исследование личностных особенностей этих больных показало следующее: положительная динамика наблюдалась у 61,9% больных шизофренией в проявлениях враждебности и у 68,3% больных — в проявлениях агрессивности. В проявлениях реактивной тревожности у 63,4% больных наблюдалась положительная динамика, а в проявлениях личностной тревожности положительная динамика наблюдалась у 53,6% больных шизофренией. В проявлениях фрустрационной толерантности положительная динамика наблюдалась у 43,9% больных шизофренией, где уровень ее характеризовался как адекватный.

В динамике проявления адекватной самооценки у исследуемых больных шизофренией наблюдались лишь у 9,8% больных. В основном у исследуемых больных наблюдалась формально адекватная самооценка — у 39,0% больных и высокая — у 36,6% больных. Такие показатели обусловлены теми психическими расстройствами, которые имеют место в клинической картине больных шизофренией и измененной болезнью структуры личности.

Таким образом, создание соответствующих реабилитационных программ и их эффективное практическое применение на основе совместных усилий врачей-психиатров, непосредственно осуществляющих принудительное лечение и одновременно медицинских психологов, которые в своей деятельности будут применять методы психокоррекционной работы, по мнению специалистов, будет способствовать одной из главных задач судебной психиатрии — профилактике общественно опасных действий психически больных.

www.psychoanalyse.ru

Психокоррекция при шизофрении

Большинство отечественных и зарубежных клиницистов рассматривают шизофрению как органический мозговой процесс и признают значение наследственных факторов в ее происхождении. Однако клиническая картина этого заболевания складывается не только из симптоматики, определяемой самим патологическим процессом, но и включает в себя в большей или меньшей степени различные феномены личностно-психологической природы. Все это, естественно, более четко выступает при малопрогредиентной шизофрении.

Психотерапия наиболее показана при указанном варианте течения болезни, при злокачественных же формах она используется главным образом в период ремиссии или в период становления последней, а также при постпроцессуальных состояниях с относительно неглубоким дефектом (резидуальная шизофрения).

Основные задачи психотерапии при шизофрении — предотвращение изоляции больных в обществе и аутизации; социальная активация и смягчение реакций больных в ответ на ситуации, связанные с болезнью и лечением; формирование критического отношения к болезни и дезактуализации психотических переживаний; потенцирование антипсихотического действия биологических методов лечения; подготовка больных к выписке и профилактика явлений внутрибольничного госпитализма.

Некоторые зарубежные психиатры придают психотерапии ведущее значение в лечении этого заболевания. В связи с этим были попытки применения индивидуальной аналитической психотерапии (психоанализ). Но ее трудоемкость, длительность, высокая стоимость и недостаточная эффективность не сделали этот метод популярным. При шизофрении чаще используются групповые формы психотерапии — групповой психоанализ, психодрама, недирективная, поведенческая, рационально-эмоциональная психотерапия и др. [ Вид В . Д ., 1994; Enke Н ., 1966; Foulkes S., 1966; Schindler R., 1967].

В. М. Воловик и соавт. (1980) выделяют при малопрогредиентных формах шизофрении несколько уровней задач и соответствующих им форм групповой психотерапии. Решение задач первого уровня (стимулирование эмоциональности, социальная активация и налаживание коммуникации) осуществляется с помощью групп творческой активности (арттерапия, музыкотерапия, проективный рисунок и др.), стимуляции психомоторики, пантомимы, простых форм коммуникативно-активирующей терапии (литературный пересказ, свободная импровизация диалогов и их обсуждение). Для решения задач второго уровня (выработка адекватных форм поведения, тренировка общения и повышение уверенности в себе) наряду с вышеуказанными используются методы функциональной тренировки поведения. В решении задач третьего уровня (достижение правильного представления о болезни и нарушениях поведения, коррекции установок и отношений и оптимизации общения) требуются более сложные варианты коммуникативной психотерапии и проведение проблемно-ориентированных дискуссий. Наконец, четвертому уровню задач (раскрытие содержательной стороны конфликтных переживаний, перестройка системы отношений и нахождение адекватных форм психологической компенсации) в большей мере соответствует методика свободных вербальных дискуссий. Различные ее формы могут применяться последовательно, одновременно или избирательно, что определяется всей совокупностью клинических, психологических и социальных представлений о больном и его заболевании.

В. Д. Вид (1991) к числу мишеней психотерапевтической коррекции при малопрогредиентной шизофрении относит искажения восприятия важнейших мотивационных структур, дезадаптивные психологические установки, феномены нарушения внутренней картины болезни. В качестве основных типов вмешательства в индивидуальном и групповом вариантах реконструктивной психотерапии указываются эмоциональная поддержка, стимуляция, совет разъяснение, уточнение, конфронтация, объективация, интерпретация.

Лечение больных шизофренией может осуществляться в терапевтических группах, в которых участвуют пациенты с другими психозами и пограничными состояниями (включая больных с неврозами). Группы могут быть неоднородны не только по нозологическому составу, но и по возрасту, полу, образованию, продолжительности болезни и «психотерапевтическому опыту». Гетерогенность групп по всем указанным признакам в некоторых случаях может оказывать весьма положительное влияние на больных шизофренией.

При необходимости максимального сокращения времени пребывания больного в стационаре во многих случаях целесообразной оказывается краткосрочная психотерапия, ставящая перед собой реалистические цели, в частности разъяснение пациенту причин и механизмов ухудшения его состояния и оказание в приобретении опыта, который позволит ему лучше справиться с трудной ситуацией в будущем. Поведение психотерапевта в этих случаях должно быть активным, директивным и вместе с тем ответственным в отношении адекватности такого поведения состояния пациента и возможностям его адаптации вне больницы.

Представляет интерес опыт лечения больных с хроническими психозами, длительно пребывавших в закрытых психиатрических стационарах, методом групповой психотерапии, проводимой вне больницы, — подвижная психотерапия. Например, больных выводят на прогулку в парк и просят вести себя таким образом, чтобы их поведение не давало оснований окружающим видеть в них пациентов психиатрической больницы. Подобная форма групповой психотерапии позволяет им выявить потенциальные возможности изменения своего поведения и иногда оказывается весьма эффективной.

Эффективность групповой психотерапии при острых психотических состояниях весьма сомнительна, а у вновь поступивших в стационар больных ее результаты, как правило, негативны.

www.psychiatry.ru

Психотерапия шизофрении

Психотерапия шизофрении — это настоящее искусство. Для эффективности психотерапии шизофрении необходимо не только знание психиатрии, но также психологии, философии, теологии и социологии.

Современная психиатрия, ориентированная в большей степени на синдромы — совокупности симптомов (признаков) психического расстройства, а не на нозологические формы (болезни, с их началом, течением и исходом), с некоторой долей пессимизма относится к диагнозу: «Шизофрения».

Врач, перед которым стоит задача психотерапии шизофрении, должен хорошо себе представлять особенности статики и динамики клинической симптоматики этого расстройства. Кроме того, сегодня сложно представить лечение шизофрении без биологической терапии, включающей в себя фармакотерапию, инсулинотерапию, лечение лазером, а в необходимых случаях даже электросудорожную терапию. В связи с вышесказанным, возникает несколько вопросов, на которые необходимо найти ответы. Во — первых, это вопрос о сочетании фармакотерапии и психотерапии в процессе лечения шизофрении, во — вторых вопрос о продолжительном сотрудничестве пациента и врача, включая полное доверие к последнему, и, в — третьих, о роли социальных мероприятий в ходе биологической терапии шизофрении и психотерапевтической работе с больным шизофренией.

Рассмотрим несколько подробнее эти аспекты лечения симптомов шизофрении. Современная фармакотерапия шизофрении склоняется к тенденции лечения шизофрении всего лишь одним психотропным препаратом, каким — либо атипичным нейролептиком, в правильно подобранной дозировке, исключающей побочные эффекты фармакотерапии шизофрении и не влияющей на качество жизни человека, страдающего этим заболеванием.

Лечение одним препаратом, открывает широкие возможности для психотерапии шизофрении, причем в данном случае, она не является как—то виньеткой, приложением к биологической терапии шизофрении, а способна существенно улучшить состояние больного, направить свои усилия на лечение симптомов шизофрении и на формирование критической установки к ее проявлениям.

Психотерапия шизофрении, направленная на лечение симптомов шизофрении и реже ее синдромов, вероятно, должна быть проблемно — ориентированная или иначе представлять собой эклектичный вариант психотерапии. Здесь следует отметить, что для проведения эклектичной психотерапии шизофрении, необходимо владеть навыками психологического консультирования (в широком плане гуманистической терапии, включая ее экзистенциальные варианты), психоанализа и когнитивно—бихевиоральной терапии (терапии, обучающей пациента умению контролировать свое мышление, чувства и поведение). Получить такое психотерапевтическое образование, необходимое для полноценной психотерапии шизофрении, сегодня в России крайне трудно.

Даже в признанных научно — исследовательских институтах психиатрии сегодня лишь в общих чертах представляют динамику отдельных симптомов шизофрении в процессе лечения шизофрении современными психотропными препаратами. Особенно это становится заметным при продолжительном лечении шизофрении. Что же приходится говорить о течении шизофрении в результате сочетанной биологической терапии шизофрении и психотерапии этого психического расстройства? Сложно определить на каком этапе лекарственного лечения шизофрении будет адекватным тот или иной метод и форма (индивидуальная, семейная или групповая) психотерапии шизофрении.

Социально — психологическая работа с больным шизофренией включает в себя не только полноценное сотрудничество с пациентом, его необходимое образование в области клинической психиатрии, преодоление негативной стигмы, по отношению к диагнозу шизофрении, но и комплекс социальных мероприятий, направленных на улучшение социальной и трудовой адаптации больного шизофренией. В контексте психотерапии шизофрении в первую очередь речь идет о групповой и главное семейной терапии больного шизофренией. Абсолютно ясно, что люди, окружающие больного шизофренией, достаточно часто страдают различными психическими расстройствами. Минимум — это невротические, аффективные (неврозы и депрессия), психосоматические (язвенная болезнь, гипертоническая болезнь, полиартрит, тиреотоксикоз, колит, бронхиальная астма, нейродермит), однако, возможно наличие у родственников больного шизофренией и личностных расстройств, алкоголизма, наркоманий и даже аналогичного заболевания. Необходимо параллельное лечение родственников человека , страдающего шизофренией. Семейная психотерапия шизофрении на самом деле сложна, в основном опирается на ее позитивные варианты и обычно менее продолжительна во времени, чем семейная терапия других психических расстройств.

Общеизвестно, что групповая психотерапия шизофрении, для некоторых лиц, страдающих этим заболеванием в ряде случаев оказывается невозможной, в силу сопротивления как самого больного, так и других участников группы, страдающих иными психическими расстройствами. Опыт показывает, что групповая психотерапия шизофрении желательна для пациента, требует участия одного или даже двух ко — терапевтов. Даже если пациент просто молча присутствует на сеансе групповой психотерапии это уже не плохо, и представляет собой существенный шаг на пути к выздоровлению больного.

Психотерапия шизофрении должна учитывать выраженность и особенности продуктивных, негативных и когнитивных симптомов шизофрении. Речь идет о бреде, галлюцинациях, расстройствах настроения, астеновегетативной симптоматики, замкнутости, негативизме больного, его апатии, снижении энергетического потенциала, специфичных нарушениях мышления, памяти и внимания.

Психотерапия бреда требует виртуозности и практически недоступна дилетантам. Здесь важно выдержать нейтральную позицию, не спорить и не соглашаться с бредовыми высказываниями больного, выдержать его настойчивое возвращение к обсуждению содержания бреда и раздражительность при попытке увести его в сторону. Своего рода психотерапевта, работающего с бредом больного шизофренией можно сравнить с человеком, который достает мед из осинового гнезда. Можно попытаться опровергнуть бред фактами реальной действительности, но в лучшем случае больной просто проигнорирует это, в худшем озлобится или будет настойчиво искать другие подтверждения бреда. Психотерапия бреда это , в первую очередь, обсуждения других симптомов шизофрении, это психотерапия симптомов шизофрении, не связанных с бредом, например симптомов когнитивных нарушений: мышления, памяти, внимания. Здесь важно сострадать больному человеку, ведь чаще всего ему невыносимо трудно, его не понимают другие люди и считают его сумасшедшим.

Психотерапия галлюцинаций требует настойчивости в совместной работе с больным шизофренией. Здесь могут быть полезны такие методы психотерапевтической работы, как терапия творческим самовыражением, анализ записей в дневниках больного, его обучения различным способам отвлечения больного. В краткой статье невозможно рассказать о всех аспектах психотерапии шизофрении, психотерапии отдельных симптомов шизофрении, психологической коррекции отношения пациента к этому заболеванию.

Психотерапия шизофрении не может быть эффективной, если отсутствует всесторонняя оценка особенностей личности человека, страдающего этим психическим расстройством. Вследствие вышесказанного становится понятной необходимость знания клинической психологии в процессе психотерапии шизофрении. Здесь уместно напомнить, что клиническая психология, обычно включает в себя психологическую диагностику личности больного, его патопсихологическое обследование и обязательно нейропсихологическое исследование, дающее косвенное представление о работе корковых структур мозга.

Больной шизофренией недоверчив, подозрителен, насторожен, не верит словам и сомневается даже в очевидных фактах, он не критичен ни к себе, ни в своей оценке окружающих его людей, склонен к мистике и эзотерическим знаниям, нередко и неразборчиво религиозен, проявляет повышенный интерес к философии. Поэтому психотерапия шизофрении подразумевает хорошее знание психологии, теологии и философии.

В заключении следует сказать, что психотерапия шизофрении, представляется важнейшей и частью процесса лечения шизофрении, органично вплетающейся в биологическую терапию шизофрении и социальную помощь, человеку, страдающему этим психическим расстройством.

www.depressia.com

«Программа психокоррекции тревожно-фобических расстройств больных шизофренией» (исследовательский проект)

Актуальность, научная и практическая значимость.

Тема актуальна и представляет интерес, поскольку распространенность психических заболеваний увеличивается с каждым годом, а вопросу о невротических расстройствах, развивающихся у больных шизофренией в настоящее врем уделяется довольно таки мало внимания. Корректируются значительно выраженные неврастенические проявления: истощаемость, раздражительность, эмоциональная лабильность, нарушения аппетита, сна. В меньшей степени обращается внимание на тревожно-фобический круг невротических проявлений: фобии, тревожно-депрессивные и панические расстройства.

У значительного числа больных психическими заболеваниями, находящимися длительное время в стационаре, развиваются явления психической дезадаптации и расстройства невротического регистра. Таким образом, период ремиссии может стать периодом развития невротических расстройств. В большинстве современных источников невротические тревожные и фобические расстройства входят в число симптомов, усложняющих картину психоза и требующих коррекции в рамках терапии периодов обострения. Однако в этих случаях недостаточно выделяется роль расстройств тревожно-фобического круга в качестве отдельных психических проявлений, определяющих задержку на стационарном этапе лечения больных шизофренией и требующих направленной и специфической терапии. В связи с этим актуальной проблемой является психокоррекция тревожно-фобических расстройств больных малопрогредиентной шизофренией.

Научная значимость заключается в изолированности психокоррекции эриксоновским гипнозом тревожно-фобических расстройств больных шизофренией.

Практическая значимость работы заключается в возможности значительного улучшения качества жизни и большей социализации больных шизофренией.

Программа исследования.

В исследовании учавствовало 70 человек, мужчины и женщины, в возрасте от 27 до 52 лет с жалобами на тревожность, страхи с установленным диагнозом шизофрения, все испытуемые получают поддерживающую психофармокотерапию. Исследуемые были разделены на две равные группы по 35 человек: экспериментальную и контрольную.

На начальном этапе исследования диагностировалась степень выраженности тревожно-фобических расстройств у всех испытуемых. Были отобраны следующие методы для определения степени выраженности тревожно-фобических расстройств, а именно — опросник выраженности психопатологической симптоматики (SCL-90-R), госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS), тест тревоги Тейлора (MAS), шкала реактивной и личностной тревожности Спилберга-Ханина (STAI).

На втором этапе исследования проводилась психокоррекция тревожно-фобических расстройств в экспериментальной группе. Психокоррекция проводилась в течении 4 месяцев с частотой встреч 3 раза в неделю, форма работы — групповая. Была создана программа психокоррекции тревожно-фобических расстройств методом эриксоновского гипноза, ориентированная на седацию тревожности, уменьшение уровня фобических проявлений, формирование безопасной зоны общения, повышение социальной уверенности, укрепление самооценки, стимуляцию выражения возникающих эмоций, ориентирование на вербальное отреагирование негативных переживаний, ориентирование на реальность, активацию способности к общению, социальная активация, расширение ролевого репертуара, стимуляцию когнитивной деятельности, коммуникативную активацию.

На третьем этапе снова определялась степень выраженности тревожно-фобических расстройств в экспериментальной и контрольной группе, используя те же методы диагностики, что и на первом этапе.

И на четвертом этапе проводился статистический анализ полученных результатов диагностики, и оценивалась эффективность проведенной психокоррекционной работы.

Результаты и выводы.

В ходе работы была создана программа исследования, проведено первичное диагностическое исследования степени выраженности тревожно-фобических расстройств в экспериментальной и контрольной группах до начала психокоррекционной работы, осуществленна психокоррекция тревожно-фобических расстройств методом эриксоновского гипноза, оценена степень выраженности тревожно-фобических расстройств у больных шизофренией после проведенного психокоррекционного вмешательства в экспериментальной группе и спустя четыре месяца после первичного исследования в контрольной группе, проведен статистический анализ полученных результатов при помощи двухвыборочного t-критерия Стьюдента для зависимых выборок.

В ходе исследования выявлено, что в экспериментальной группе статистически значимо снизились проявления тревожно-фобических расстройств после проведенной психокоррекции методом эриксоновского гипноза, в контрольной же группе статистически значимых изменений тревожно-фобических расстройств при первичном исследовании и повторном выявлено не было. Что позволяет говорить о том, что психокоррекция методом эриксоновского гипноза позволяет уменьшать проявления тревожно-фобических расстройств у больных шизофренией.

Полученные результаты могут иметь широкое практическое применение в рамках оказания как стационарной, так и амбулаторной помощи, заключающееся в возможности значительного улучшения качества жизни и большей социализации больных малопрогредиентной шизофренией.

psy.su

Психокоррекция эмоционально-волевых нарушений у больных параноидной непрерывнотекущей шизофренией Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Тенюшев Б.И., Мещерякова С.В.,

Текст научной работы на тему «Психокоррекция эмоционально-волевых нарушений у больных параноидной непрерывнотекущей шизофренией»

Нами были исследованы возрастные особенности эмоциональной составляющей интереса к фильмам ужасов и мистики. Так, например, были сделаны выводы об уменьшении с возрастом количества людей, переживающих чувство страха при просмотре этих фильмов (см. рис. 2), и об ослаблении силы проявления этого чувства. Это подтверждает мнение о том, что по мере взросления человека меняется характер объектов, вызывающих страх. Потенциальная возможность физического повреждения для большинства из нас не представляет особой угрозы, хотя бы в силу ее редкости. Гораздо чаще нас страшит то, что мо-

жет уязвить нашу гордость и снизить самооценку. Мы боимся неудач и психологических потерь, которые могут произвести в душе каждого из нас настоящий переворот (К. Изард, 1991). В фильмах же ужасов преобладают сюжеты, связанные с уфозой именно физического повреждения или уничтожения.

Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать выводы о возрастной динамике и некоторых индивидуальных особенностях проявления интереса к фильмам ужасов и мистики и, в частности, его главной эмоциональной составляющей — чувства страха.

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У БОЛЬНЫХ ПАРАНОИДНОЙ НЕПРЕРЫВНОТЕКУЩЕЙ ШИЗОФРЕНИЕЙ

Б.И. Тешошев, С.В. Мещерякова

Шизофрения является довольно распространенным и тяжелым психическим заболеванием, которое вызывает временную или постоянную нетрудоспособность при особо тяжелых формах, становится причиной социальной дезадаптации больных. В некоторых случаях шизофрения характеризуется личностными расстройствами, вызывающими преступные действия больных. Поэтому в клинической практике особенно важно проводить психологическую коррекцию подобных нарушений и обеспечивать ресоциализацию больных шизофренией, склонных к совершению преступных действий. Научные исследования, посвященные данной проблеме, касаются лишь некоторых отдельных форм шизофрении. При этом опробовались только отдельные терапевтические приемы для лечения личностных нарушений больных.

Больные непрерывнотекущей параноидной шизофренией характеризуются нарушениями в эмоционально-волевой сфере, которые становятся нередко источником их преступных действий. Из-за своей социальной опасности такие больные госпитализируются, что усугубляет неблагополучие их эмоционального состояния. Для них госпитализация сама по себе является психосоциальным стрессором, а длительная госпитализация способствует хронизации заболевания, так как порождает депривацию, которая ведет к развитию госпитализма.

Цель нашего исследования состояла в том, чтобы разработать и опробовать на практике систему коррекционной работы, ориентированной на реабилитацию больных непрерывнотекущей параноидной шизофренией, и выявить возможность коррекции у них эмоционально-волевых нарушений. Гипотеза, которая легла в основу данного исследования, заключается в следующем.

1. Ресоциализация больных шизофренией предполагает, во-первых, коррекцию личностных нарушений, во-вторых, восстановление и формирование навыков межличностного взаимодействия в социуме. Поэтому адекватной формой терапевтической работы является групповая форма.

2. Поскольку параноидная непрерывнотекущая шизофрения связана с нарушениями в эмоционально-волевой сфере личности, коррекционные процедуры должны быть ориентированы на воздействие именно на эту сферу. Средством такого воздействия может быть творческая работа (творческое самовыражение), предполагающая, с одной стороны, переживание положительных эмоций, вызванных объективными характеристиками достижений в творческой деятельности, с другой стороны, преодоление трудностей при движении к намеченной цели деятельности.

3. Восстановление связи больного шизофренией с реальным миром может быть осуществлено на основе проработки позитивных и негативных аспектов проблем пациента с помощью позитивной терапии по Пезешкиану.

Таким образом, предметом нашего исследования выступила динамика эмоционально-волевых нарушений личности больных шизофренией в ходе психокоррекционных занятий.

Для фиксации изменений в эмоциональной сфере больных в ходе терапии использовались: шкала самооценки тревоги Шихана, модифицированный вариант цветового теста М. Люшера, шкала самооценки эмоционального состояния по Дембо-Рубинштейн.

Дзя участия в исследовании производился отбор испытуемых из 20 больных, которые после совершения ими преступных деяний были принудительно госпитализированы с диагнозом шизофрения, параноидная форма, эмоционально-

волевой дефект. Отбор пациентов в группу производился по следующим показаниям: желание пациента измениться; отсутствие острой симптоматики; отсутствие выраженного нарушения мышления; отсутствие снижения интеллекта. Отбор больных в группу проходил следующим образом. На основе изучения историй болезни было отказано 6-ти больным по следующим причинам: возраст свыше 60 лет (3 чел.); количество предыдущих госпитализаций от 5 до 10 (2 чел.); суицидальные попытки (1 чел.). По результатам патопсихологической диагностики познавательной сферы отказано 2-м пациентам с грубо выраженным нарушением мышления. Обследование личностных черт привело к отказу от 2-х пациентов с повышенной возбудимостью и лабильностью. В ходе совместной беседы врача, психолога и социального работника с больными 2 человека отказались от участия в группе по религиозным причинам.

Психокоррекционные занятия с больными проводилась в рамках реабилитационной работы, направленной на восстановление их личностного и социального статуса и осуществляемой совместно лечащим врачом, психологом и социальным работником. В этом контексте перед клиническим психологом очерчивается следующий круг задач при работе с больным и его социальным окружением: эмоциональная стимуляция, социальная активация и налаживание коммуникаций, выработка адекватных стереотипов поведения в трудных ситуациях, тренировка общения и повышение социальной уверенности, формирование правильного представления о болезни и отношения к ней, оптимизация общения; раскрытие содержательной стороны психологического конфликта, перестройка системы отношений и нахождение адекватных форм психологической компенсации.

В данном исследовании центральной была проблема снятия эмоциональной депривации и как следствие этого — снижение уровня тревожности. Это объясняется следующими особенностями данной категории больных.

В жизни больных шизофренией задолго до возникновения заболевания, начиная с пубертатного периода, наблюдается постепенное возрастание аутистических установок. С ранней молодости, а иногда и с детства, больные чувствуют себя иными, чужими, не понимаемыми, доминирует установка «от» окружения. Внутри скрывается страх, отсутствие спонтанности, невозможность установления эмоционально-чувственных контактов с окружением и чувство одиночества, инаковости. Будучи не в состоянии жить в мире реальном, человек начинает жить в мире внутреннем. Легче всего границу, отделяющую внешний мир от внутреннего, преодолевают чувства. При этом необычная сила чувств при шизофрении деформирует действительность в бредовогаллюцинаторную структуру, что является, в определенной степени, следствием изоляции и пе-

рехода на эндогенный эмоциональный ритм. У него возникает эмоциональное отупение по отношению к окружающему. Отсюда концепция изменения эмоционально-чувственной установки относительно окружения является основным при лечении шизофрении.

Известно, что в развитии шизофрении выделяются три этапа: овладение, адаптация и деградация. Особенностью первого этапа является более или менее бурный переход из так называемого нормального мира в мир шизофренический. Третий этап — фаза деградации — характеризуется, прежде всего, эмоционально-чувственным отупением. Для психокоррекционной работы с больными наиболее благоприятной является фаза адаптации. В этот период буря стихает. Больной привыкает к новой роли. Его уже не поражают собственные странные мысли, чувства, образы. Бред и галлюцинации не изумляют своей необычностью. «Иное обличис мира» становится чем-то привычным и повседневным. Вследствие этого оно утрачивает свою привлекательность, перестает быть единственным и истинным, но становится лишь более подлинным, нежели действительность. Постепенно снова начинает возвращаться прежний, реальный мир (состояние «двойной ориентации»). Важно при этом создать такие условия, чтобы «реальная» реальность сильнее притягивала больного, нежели реальность шизофреническая. Поэтому большое значение уделяется снятию эмоциональной депривации, созданию теплой, свободной атмосферы вокруг больного, что может предотвратить закрепление шизофренической реальности и дальнейшую деградацию.

Для стимулирования эмоциональности, социальной активности и налаживания коммуникаций в своей работе мы использовали групповую форму коррекционных занятий, которые проводились такими методами, как позитивная психотерапия по Н. Пезсшкиану и X. Пезешкиану, терапия творческим самовыражением Бурно и арт-терапия, психогимнастика.

Содержание отдельных этапов работы было следующим.

Г. Разогрев. Для разогрева мы применяли элементы психогимнасгики, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии в качестве активирующего начала и главного средства коммуникации. Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимы. На этом этапе решались следующие задачи: уменьшение напряжения у участников группы; снятие страхов и запретов; развитие внимания и чувствительности к собственной двигательной активности и активности других участников группы; сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы; формирование способности выражать свои чувства, эмоцио-

нальные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение других людей.

II. Основная часть. Позитивная терапия, которая была реализована комплексом следующих приемов. «Фантазии о будущем» — трехшаговая методика позитивного программирования будущего, базирующегося на субъективной концепции здоровья — болезни. «Знаки улучшения» -переключение внимания пациента с симптомов болезни и проявлений проблемы на признаки улучшения, косвенное усиление саногенных механизмов и механизмов разрешения проблемы: Что происходит с Вами и в Вашем окружении, когда проблема отсутствует? Как мы могли бы узнать, что проблема разрешена, по каким конкретным признакам? «Проблема как решение»: Чему научила эта проблема? В чем она была полезна для Вас? «Новое позитивное начало»: Придумайте какое-нибудь новое название для своей проблемы, какое-нибудь хорошее имя, чтобы мы могли использовать его в беседе.

Эти приемы позволяют пациенту принять свою проблему, отказаться от конфронтации с ней, которая завела бы его в тупик, и на этой основе найти конструктивное компромиссное решение.

Ш. Подведение итогов. В этой части мы использовали арттерапсвтические приемы, гак как искусство имеет универсальный характер воздействия на сознательные и бессознательные стороны личности. Больной проецирует события внешнего мира, собственный актуализированный опыт, работу в группе. Воображение выступает в качестве разрядного механизма аффектов подобно тому, как чувства разрешаются в выразительных движениях. Творчество становится сильнейшим средством для разрядов нервной энергии (Выготский). Происходит завершение гештальта, где в роли фигуры выступают впечатления, полученные в ходе занятия. Активация психического процесса воображения очень важна, т. к. основная тенденция воображения — преобразование представлений памяти, обеспечивающее, в конечном счете, создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации. В основном это активное воображение — творческое, воссоздающее, связанное с волей.

Эта работа протекает в несколько этапов. Выявляется отношение к предлагаемому заданию, мотивация к рисованию с последующим анализом изменения отношения к терапии. Каждый участник описывает рисунок соседа, обращая внимание на цвет, «пустые» места на листе и т. д. Дальнейшее самораскрытие проявляется через рассказ автора о своем рисунке. Предлагается рассказать историю возникновения рисунка, используя «Я» («Я» — картина и т. д. или предмет из рисунка). Диалог между отдельными предметами картины, которые находятся либо в дружеском, либо антагонистическом отношении.

Арттерапия в этих занятиях оказывает развивающее воздействие на различные функции: не-

посредственность зрительного акта, способность различать широкий диапазон звукового ряда, «остроту» вкуса, «тонкость» обоняния, тактильную чувствительность, развитие образного мышления, восстановление мелкой и грубой моторики, коррекцию эмоционального плана, актуализацию потребности в самовыражении, повышение самооценки, коррекцию этических и эстетических представлений, повышение мотивации и креативности.

Проведенная работа была направлена на снятие эмоциональной депривации и связана с такими понятиями, как толерантность, интерес, симпатия, забота, групповая сплоченность, катарсис, переживание сильных эмоций, проявление интенсивных личных чувств, коррективный эмоциональный опыт, перенос.

Для отслеживания изменений, происходящих в эмоционально-волевой сфере больных, проводились: первоначальный замер (шкала самооценки тревоги Шихана, Люшсра), текущие замеры (шкала самооценки эмоционального состояния по Дембо-Рубинштейн), контрольные замеры (1, 5 и 10 занятия — шкала самооценки тревоги Шихана).

Динамика показателей, характеризующих эмоционально-волевую сферу больных, позволяет сделать вывод о том, что проведенная система психокоррскционных занятий ведет к улучшению этих показателей от занятия к занятию. Особенно сильные изменения наблюдаются по таким параметрам, как настроение, активность и уверенность. Изменения тревожности менее выражены, но они также достаточно заметны. В итоге коррекционной работы часть больных успешно преодолела эмоциональную депривацию и была переведена на следующую ступень работы по снятию социальной депривации.

Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Подтверждается возможность коррекции эмоционально-волевых нарушений у больных параноидной непрерывнотекущей формой шизофрении.

2. При организации психокоррекционных занятий с этой категорией больных необходимо использовать групповые формы терапевтической работы. Они позволяют отработать навыки межличностного взаимодействия, снизить межличностную тревожность.

3. Подтверждается эффективность использованной системы коррекционных занятий при работе с больными параноидной формой шизофрении с нарушениями в эмоционально-волевой с(]>ерс.

4. Использование терапии творческим самовыражением способствует самопознанию больных, повышает их уверенность в собственных возможностях, оказывает терапевтическое воздействие на их эмоционально-волевую сферу.

5. Позитивная терапия по Псзешкиану позволяет подготовить больных к встрече с реальным миром, его позитивными и негативными событиями, противостоять негативным его воздействиям.

cyberleninka.ru