Психокоррекция стрессов

Психокоррекция стрессов

Врачи, специализирующиеся на лечении психических расстройств, постоянно сталкиваются с недостатком информации об их причине. В самом деле — никто не знает, что именно вызывает шизофрению или паранойю, а значит, все лечение может быть только симптоматическим, устраняя проявления болезни, но не ее основу. Впрочем, сейчас появляются все больше и больше данных, свидетельствующих о связи психологических травм, полученных человеком в детстве, и развивающихся у него впоследствии расстройств психики.

Изучив истории нескольких сотен пациентов, страдающих шизофренией, врачи выяснили, что многие из них в детстве становились жертвами физического или сексуального насилия со стороны своих старших родственников. С другой стороны, ученые показали, что в головном мозге ребенка, испытывающего постоянные сильные стрессы, отмечаются те же структурные и биохимические изменения, что и у больного шизофренией взрослого — уменьшаются некоторые отделы мозга, например гиппокамп, снижается содержание дофамина.

Исследование, проведенное среди 4320 школьников, показало, что они склоняются к более нездоровой пище по мере того, как их жизнь становится более напряженной. Они не просто переедают, а переключаются на иные виды пищи: самые страдающие от нервного напряжения дети потребляют больше жирных продуктов и всевозможных закусок, при этом они реже съедают рекомендованные пять порций фруктов и овощей в день и реже завтракают. Возникающий у подростков избыточный вес часто сохраняется и во взрослой жизни, увеличивая риск сердечных болезней и диабета.

Актуальность выбранной темы реферата объясняется тем, что стресс для нашего сознания нестрашен, как например грипп или другие инфекционные заболевания. И целью данной темы является показать и доказать, что со стрессами у детей необходимо проводить коррекционную работу.

1. Понятие психокоррекции

Одно из значений термина «коррекция» в переводе с латинского языка – поправка, частичное исправление или изменение (лат. Correctio). Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого – педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствует гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза.

Существуют две основные формы отставания в развитии:

— отставания, связанные с органическими нарушениями нервной системы и требующие специальной клинико–психологической или медицинской помощи и внимания

— временное отставание в психическом развитии, неадекватное поведение, связанные с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей.

Психологическая коррекция как форма психолого–педагогической деятельности впервые возникла именно в дефетктологии применительно к различным вариантам аномального развития. По мере становления и укрепления профессиональных позиций детской практической психологии понятие «психологическая коррекция» перекочевало из области аномального развития в область нормального психического развития ребенка.

В нормальном ходе развития нередко встречаются различные расстройства, нарушения, отклонения. Понятие нормального детства не подразумевает какого-то стерильного, беспроблемного развития ребенка. Здесь имеются разнообразные трудности и проблемы развития как распространенные, типичные, так и индивидуальные.

Любая перспективная программа коррекции и развития ребенка может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правильном заключении о состоянии его психики и специфических индивидуальных особенностях становления его личности.

Каких-то полвека назад, термина «детский стресс» вообще не существовало. По мнению психологов, это была исключительно проблема взрослого мира. Увы, сегодня она все больше распространяется на мир детей. Дети, так же как и взрослые, страдают от страхов, избыточных нагрузок и непосильного для них психологического давления.

2. Признаки стресса у детей

В какой-то момент родители замечают резкие изменения в поведении детей: они придумывают массу предлогов, чтобы не идти в школу или детский сад, начинают капризничать, кажутся напряженными и испуганными, становятся замкнутыми или жалуются на боли, которые не поддаются диагностике во врачебном кабинете. Мало кто из родителей, оказавшихся в подобной ситуации, задумывается над тем, что их ребенок переживает серьезный стресс. Кому-то, возможно, это кажется нелепым, но мировая статистика утверждает, что один ребенок из трех страдает от стресса и сопутствующих ему недугов.

Стресс у детей проявляется по-разному. Иногда это повышенная возбудимость, иногда агрессивность и неспособность долго сосредотачиваться на какой-либо одной проблеме. Порой стресс вызывает чисто физические недомогания, например, головную боль, рези в желудке и повышенную чувствительность. То есть детям свойственны те же самые признаки нервного перенапряжения, что и взрослым. Причем у пятнадцати процентов детей, страдающих из-за стресса, эти симптомы выражены очень резко.

Временами бывает трудно отличить детский стресс от недомоганий, сопровождающих нормальные процессы роста и развития ребенка. Как же узнать, что у малыша именно стресс, а не что-то другое?

Продолжительность. Плохое настроение в течение одного дня является абсолютно нормальным. Но если ребенок капризничает и не слушается на протяжении недели, а то и месяца, это должно стать поводом для волнений.

Возрастное соответствие. Ситуация, когда двухлетний ребенок плачет и хватается за одежду покидающей его мамы, совершенно нормальна. Но если то же самое происходит с девятилетним ребенком, то родители должны более внимательно присмотреться к малышу.

Интенсивность. Оказывает ли поведение ребенка отрицательное воздействие на его жизнь? Например, все дети боятся чудовищ, но, возможно, ребенок не может заснуть от страха, думая о них?

Отклонение от нормы. Насколько его поведение не соответствует привычному? Насколько его реакция на проблематичные ситуации и неприятных людей отличается от привычной, нормальной для детей его возраста и темперамента?

Дети не всегда могут словами выразить то, что их беспокоит, поэтому психологи создали специальный путеводитель по симптомам, возможным причинам и способам преодоления детских стрессов.

Грудные дети и дети в возрасте до двух лет: повышенная раздражительность, отказ от принятия пищи, неожиданное и резкое нарушение общей картины сна.

Причины стресса: как правило, болезнь, разлука с близкими людьми, изменения в распорядке дня, а также стресс, переживаемый родителями.

Помощь: снятию стресса у грудных детей, начиная с пятимесячного возраста, лучше всего способствуют игры, особенно прятки, которые заставляют ребенка поверить в то, что, несмотря на временные исчезновения, папа и мама всегда возвращаются и что они всегда где-то рядом. Если родители уходят, необходимо оставлять рядом с ребенком его любимые игрушки. И конечно же быть с ним внимательнее, добрее, ласковее и заботливее. Депрессия или агрессия родителей негативным образом сказывается даже на самых маленьких детях.

От двух до пяти: поведенческая регрессия (ребенок возвращается к соске, вновь начинает мочиться в штаны или в кровать), избыточные страхи, агрессивное поведение или неконтролируемые вспышки плохого настроения, заикание, гиперактивность, слезы как реакция на все новое, нервные движения.

Причины стресса: как правило, необходимость разлучаться с близкими людьми, начиная от похода в детский сад и заканчивая самостоятельным посещением туалета, перемены в привычном течении жизни и, на третьем месте по распространенности — телевизионные программы.

Помощь: детям дошкольного возраста трудно выразить чувства словами, особенно общаясь со взрослыми. Хорошим способом выяснить, что именно происходит с ребенком, является прослушивание его разговоров с любимыми игрушками, наедине с которыми малыш бывает гораздо более откровенен, нежели рядом со взрослыми людьми. Хорошим способом снять стресс является быстрое, механическое рисование с использованием ярких красок, а также крик: нужно давать ребенку возможность покричать на улице. Необходимо, чтобы дети хотя бы несколько часов в день проводили в тишине наедине с книгой или тихими, традиционными играми.

От пяти до десяти: необъяснимые боли и расстройства, включая рвоту, повышенная озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и от прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, необъяснимые тревоги и страхи, нервные движения, низкая самооценка, нарушение сна и питания, отставание в школе.

Причины стресса: как правило, школа, друзья и неуспехи или конкуренция в учебе. Дети в этом возрасте начинают понимать, что кто-то умнее, кто-то сильнее, а кто-то красивее их, и это является для них серьезной психологической нагрузкой. Издевательства и оскорбления в школе стоят на первом месте в списке причин детского стресса. Главный «возбудитель» стресса у школьников — учителя. Их боится и ненавидит каждый десятый ребенок. Причиной детского стресса в любом возрасте может стать крупное семейное событие, например развод, рождение еще одного ребенка, переезд на другое место жительства и конечно же смерть домашнего питомца.

Помощь: во-первых, необходимо узнать, в чем причина стресса. Выяснить это лучше всего во время прогулки или похода в кино, когда ребенок находится далеко от других членов семьи и, возможно, являющейся причиной стресса домашней обстановки. Рисунки и игры также позволяют лучше узнать о том, что беспокоит ребенка. Помогают различного рода ролевые игры, когда от ребенка требуется показать, как бы он повел себя в той или иной ситуации, а также интенсивные и постоянные физические упражнения, например бег по утрам. Нужно говорить детям правду и о разводе, и о смерти, и о болезни, или хотя бы ту часть ее, которая не приведет к дополнительной травме. И конечно же ребенок должен знать, что родители любят его, поддерживают, гордятся им.

Не стоит забывать и о традиционных детских страхах. Они также могут стать причиной стресса. Речь прежде всего идет об инстинктивной боязни ребенка остаться одному. Стремление всегда быть со своей семьей заложено природой в подсознании каждого ребенка. Очень часто сами родители пугают своих детей тем, что отдадут их «вон тому дяде» или говорят, что сдадут в детдом, если дети не будет слушаться родителей, бабушек и т.д.. Эти невинные, с точки зрения взрослых, угрозы детьми воспринимаются крайне остро. При определенных обстоятельствах они способны вызвать глубокий стресс у малолетних мальчиков и девочек. Последствия этого стресса нередко могут отравить всю их последующую жизнь.

Хуже всего, что, единожды попав под влияние стресса, мы потом становимся все более уязвимыми для новых его атак. Отсюда вывод: родители должны сделать все, чтобы знакомство со стрессовой ситуацией для их чада наступило как можно позже. И уж коль в нашей жизни нервных перегрузок избежать совсем невозможно, то мы должны знать, как с ними бороться и внимательнее относиться к себе и окружающим. Счастливое детство — это самое главное наследство, которое мы оставляем своему ребенку.

Стресс может быть не только у взрослых — это часть человеческой природы с самого раннего детства. Он начинается, наверное, в тот момент, когда мы совершаем свое первое опасное путешествие, покидая чрево матери и появляясь в этом холодном, ослепительном и шумном мире. Стресс может сопровождать первые шаги ребенка, его первый день в школе, тренировки по футболу и половое созревание.

Стресс у детей является характерным и индивидуальным для каждого из них. Не каждый ребенок подвергается стрессу в одно и то же время. Один ребенок может легко проносится через дни учебы в школе безо всякого труда, получая высокие оценки без малейших усилий, а вот для другого соперничество в школе кажется настолько пугающим, что у него начинаются боли в животе и головные боли даже при виде школьного автобуса, подъезжающего к остановке.

Чтобы помочь ребенку успешно справиться со стрессом, требуется время и терпение. Чтобы стресс не стал причиной развития каких-то отклонений в развитии ребенка, или появлению хронических заболеваний, необходимо:

— Давать ему время, чтобы все объяснить

— Приготовите ребенка к неожиданностям, если это хорошо продумать, правильные подобрать слова, ситуацию.

— Объяснять ребенку происходящие явления в жизни, когда что-то случится

— Не требовать от ребенка только отличного поведения и высоких оценок

— Рассказывать детям о своих воспоминаниях

— Воображение как способ расслабления (что-то нарисовать, придумать свою сказку, рассказ)

Гуревич П.С. «Клиническая психология», Москва 2001г., 512 с.
Дубровина И.В. «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми», Москва 2001г., 160с.
Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. «Курс лекций по детской патопсихологии», Ростов-на-Дону 2000г., 576 с.

referaty2010.narod.ru

Методы психологической коррекции стрессовых состояний личности

В данной статье рассмотрим основные методы психологической коррекции, использующие влияние данных психологических механизмов на человека для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека (Александровский А. А., 1997).

К основным методам психологической коррекции стрессовых состояний личности мы относим личностно-ориентированные, суггестивные, поведенческие, когнитивные, музыкальные.

Рассмотрим подробно каждый из них.

Личностно-ориентированные методы предназначены для индивидуальной, групповой и семейной психокоррекции стрессовых состояний групп и ее членов.

В случае индивидуальной психокоррекционной работы психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В работе с группой лиц он работает с ними так, что они взаимодействуют не только с психологом, но и друг с другом.

Индивидуальная психокоррекционная работа обеспечивает конфиденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая. В данном случае все внимание психолога направлено только на одного человека. Индивидуальная психологическая коррекция лучше раскрывает клиента, снимает у него психологические барьеры, неизбежно возникающие и с трудом преодолеваемые в том случае, когда человеку приходится откровенно высказываться в присутствии других людей. В то же время индивидуальная психокоррекция малоэффективна при решении проблем межличностного характера, для которых необходима работа в группе.

Основными методами индивидуального психокоррекционного воздействия являются убеждение и внушение.

Методом убеждения психолог воздействует на сознание клиента через обращение к его собственному критическому суждению, побуждая его действовать по преодолению стресса как осознанной потребности. Данный метод применяется к личностям, обладающим высоким уровнем интеллектуального развития и способным самостоятельно справиться со своими психологическими проблемами.

Методом внушения психолог воздействует на психическую сферу человека, связанную со снижением сознательности и критичности оценки стрессового состояния, служит приемом для направленного изменения эмоционального состояния и представляет собой совокупность «внушенных установок».

Суггестивные методы (от лат. suggestio — внушение, намек) являются необходимой частью любого общения психолога и обучаемого. По данному методу осуществляются разъяснительные беседы, формируются эмоционально положительное отношение обучаемого человека к данному методу и осуществляется собственно внушение. Внушение может осуществляться в состоянии бодрствования, перед засыпанием или пробуждением, гипнотического и наркотического снов повелительным тоном или путем многократного автоматического повторения одной и той же формулы, снижающей напряженность. Одной из методик, относящейся к методу внушения, является аутогенная тренировка. Эффект снятия стрессового состояния личности основан на действии релаксации (от лат. relaxatio — уменьшение напряжения, ослабление) и целенаправленных самовнушений.

Данная методика получила наибольшее распространение из суггестивных методов в связи с ее эффективностью влияния на стрессовое состояние человека, поэтому рассмотрим более подробно ее технику аутогенной тренировки.

До начала занятия телу придается удобное положение, исключающее мышечное напряжение и влияние внешних раздражителей.

Смысл каждого из упражнений состоит в концентрации внимания на определенной части тела или на определенном органе. Вы должны ясно представить желаемое переживание (чувство тепла, расслабленности, тяжести) при помощи внутреннего проговаривания соответствующих формул самовнушения, которые должны звучать четко и коротко и иметь конкретную направленность.

Тексты основных формул аутогенной тренировки.

1. Упражнение «Тяжесть».

Цель: вызвать ощущение тяжести в руках и ногах путем повторения про себя и яркого образного представления следующих формул:

Моя правая рука полностью расслаблена(3-5 раз)

Тяжелыми стали пальцы моей правой руки(3-5 раз)

Тяжелой стала кисть моей правой руки(3-5 раз)

Вся моя правая рука становиться все тяжелее и тяжелее(3-5 раз)

Я дышу ровно, я совершенно спокоен(1 раз)

Моя правая рука очень тяжелая, она словно наливается свинцом (3-5 раз)

После завершения упражнения открыть глаза, энергично согнуть и разогнуть правую руку в локте 2-3 раза, сделать 2-3 медленных вдоха и выдоха. Аналогичным образом это упражнение проделывается с левой рукой, с обеими руками, а затем с правой и левой ногой и обеими ногами.

2. Упражнение «Тепло».

Цель: вызвать ощущение тепла в руках и ногах путем повторения и образного представления следующих формул:

Мои мышцы расслаблены для отдыха(3-5 раз)

Мое тело приятно отдыхает(3-5 раз)

Я чувствую приятную тяжесть в правой руке(3-5 раз)

Кровеносные сосуды в моей правой руке расширились(3-5 раз)

По ним устремилась горячая здоровая кровь(3-5 раз)

Горячая кровь согрела мою правую руку(3-5 раз)

Я чувствую приятное тепло в правой руке(3-5 раз)

Моя правая рука стала тяжелой и теплой(3-5 раз)

Затем ощущение тепла отрабатывается в тех же частях тела, что и в первом упражнении. Добиться наибольшего эффекта позволяет образное представление чувства тепла, возникающее, например, при опускании руки в теплую воду.

3. Упражнение «Дыхание».

Цель: регулирование дыхательного ритма посредством повторения про себя следующих формул:

Мои мышцы полностью расслаблены(3-5 раз)

Я дышу ровно и спокойно(3-5 раз)

Мой вдох плавный и более продолжительный, чем выдох(3-5 раз)

Если Вам необходимо мобилизоваться и прийти в активное и бодрое состояние, то Вы делаете упражнение по вышеприведенной схеме. Если Вы хотите быстрее расслабиться и уснуть, то третья фраза звучит следующим образом:

Мой выдох плавный и более продолжительный, чем вдох.

4. Упражнение «Сердце».

Цель: регуляция сердечно-сосудистой деятельности посредством мысленного проговаривания следующих формул:

Мое сердце бьется ровно и спокойно(3-5 раз)

Я ощущаю приятное тепло в груди(3-5 раз)

Мое сердце бьется ритмично и спокойно(3-5 раз)

5. Упражнение «Живот”.

Цель: вызвать ощущение тепла в области «солнечного сплетения» через проговаривание следующих фраз:

Я чувствую приятное тепло в верхней части живота, в области «солнечного сплетения»(3-5 раз)

Мой живот становится теплым, напряжение мышц живота уменьшается(3-5 раз)

Приятное ощущение тепла постепенно разливается по всему телу(3-5

6. Упражнение «Лоб».

Цель: вызвать ощущение приятной прохлады в области лба и висков посредством мысленного повторения следующих формул:

Я хорошо отдыхаю(3-5 раз).

Моя голова спокойная и свежая(3-5 раз)

Я ощущаю легкую прохладу в области лба(3-5 раз)

Я чувствую приятное ощущение прохладного ветерка в области лба, висков, над переносицей(3-5 раз)

Мой лоб приятно прохладен(3-5 раз)

Я дышу ровно, я совершенно спокоен(3-5 раз)

В качестве активизирующего завершения предложенного цикла упражнений можно использовать следующие формулы самовнушения, проговариваемые 2-3 раза:

Я отдохнул и набрался сил

Уходит чувство тяжести и расслабленности из моих рук, из

моих ног, из всего моего тела

Все мои мышцы становятся легкими и упругими

Мышцы моего тела подвижные и легкие

Я все бодрее и бодрее

Моя голова отдохнувшая, ясная

Мое самочувствие хорошее, бодрое

Я полон энергии, я готов действовать.

В отличие от методов самовнушения поведенческие методы коррекции стрессового состояния личности используются для формирования нового стереотипа поведения, которого ранее не было в деятельности человека. Поведенческие методы коррекции стрессового состояния человека способствуют формированию новых социальных умений, овладению психологическими приемами саморегуляции, преодолению вредных привычек, снятию стресса, избавлению от эмоциональных травм и т.д.

Самой действенной методикой в устранении тревоги из поведенческих актов является мышечная релаксация, которая применяется у нас в эксперименте по изучению влияния релаксации на коррекцию стрессовых состояний личности, поэтому приведем технику выполнения этой методики.

Техника нервно-мышечного расслабления.

Перед началом занятий примите удобное для Вас положение, освободитесь от стесняющих движения элементов одежды.

Каждое из предложенных упражнений выполняется по следующей схеме:

1. Максимальное напряжение названной группы мышц.

2. Максимальное расслабление этой группы мышц в течение 5 секунд. Все упражнения повторяются от 2 до 7 раз. Цель — добиться отсутствия остаточного напряжения в мышцах.

Группы мышц, предлагаемые для расслабления:

Г рудная клетка.

Сделайте очень глубокий вдох. Этот вдох должен быть настолько глубоким, насколько это возможно. Немного задержите воздух и только после этого выдохните весь воздух из легких и вернитесь к нормальному дыханию. Во время вдоха Вы должны почувствовать сильное напряжение в грудной клетке. После выдоха заострите внимание на состоянии расслабления. Запомните это ощущение, осознайте и оцените его. Повторите упражнение еще раз и попытайтесь сосредоточиться на разнице ощущений между вдохом и выдохом, чтобы затем с большим успехом повторить все снова.

К расслаблению следующей группы мышц переходите через 10-15 секунд. Мышцы бедер, голени и икр.

Обратите свое внимание на ступни и икры. Прежде чем начать упражнение, поставьте обе ступни плотно на пол. Теперь оставьте пальцы ног на полу, а обе пятки поднимите так высоко, как только это возможно. Задержите их на самой высокой точке. Вы должны чувствовать сильное напряжение в икрах. Далее мягко поставьте пятки обратно на пол и прочувствуйте состояние расслабления. В этом положении Вы можете ощущать покалывания в икрах, некоторую тяжесть, что соответствует расслабленному состоянию. Упражнение повторите несколько раз.

Теперь оставьте обе пятки на полу, а пальцы ног поднимите как можно выше, задержите их в таком положении и расслабьте. Вы можете почувствовать покалывания и тяжесть в ступнях, попытайтесь в полной мере ощутить это состояние. Пусть мышцы становятся все тяжелее и расслабление.

Напрягите теперь ягодицы и бедра. Задержите напряжение на несколько секунд и только затем расслабьте мышцы. Дайте расслаблению самостоятельно распространиться по всей ноге. Повторите упражнение несколько раз.

Сидя на стуле, вытяните перед собой обе ноги, причем в упражнении задействованы только бедра и мышцы живота, икры не должны напрягаться. Задержите ноги в этом положении и только затем расслабьтесь, пусть ноги мягко упадут на пол. Повторяйте упражнение до полного мышечного расслабления.

Следующее упражнение помогает расслабить противоположную группу мышц. Представьте себе, что Вы находитесь на пляже и зарываете пятки в песок. Твердо вдавите пятки в пол. Задержите это напряжение, попытайтесь его усилить. Теперь дайте мышцам расслабиться, сосредоточьтесь на этом.

Расслабление мышц рук.

Сожмите руки в кулаки настолько сильно, насколько это возможно. Наблюдайте за напряжением, которое переходит в кисть и предплечье, расслабьте руки, повторите упражнение несколько раз.

Чтобы расслабить противоположенную группу мышц, нужно растопырить пальцы на руках так широко, как только это возможно. Задержите их в этом состоянии. После этого приведите пальцы в удобное для Вас положение и позвольте расслаблению распространиться на все предплечье. Ваши руки должны стать теплыми и тяжелыми. Если Вы полностью сосредоточитесь на кончиках пальцев, то можете слегка почувствовать свой пульс.

Теперь согните оба локтя и напрягите бицепс. Попытайтесь достигнуть максимального напряжения. Затем выпрямите руки, расслабьте и обратите внимание на разницу в состоянии. Еще раз напрягите и расслабьте бицепс. Следите каждый раз за вашими ощущениями: сначала при напряжении, затем при расслаблении.

К выполнению следующего блока упражнений переходите через 20 секунд.

Расслабление живота и нижней части спины.

Втяните живот в себя, почувствуйте напряжение. Отпустите мышцы живота, расслабьтесь. Дышите равномерно и легко, почувствуйте при этом приятные ощущения, распространяющиеся по животу и груди. Усложните упражнение: втяните живот и задержите напряжение. Теперь выставите живот, напрягая мышцы как можно сильнее. Еще раз втяните живот и прочувствуйте это состояние. Полностью расслабьте мышцы живота. Напряжение исчезает и расслабление становиться все более глубоким. Каждый раз при выдохе наблюдайте за ритмическим расслаблением легких и живота. Попытайтесь снять любое напряжение с вашего тела.

Теперь сосредоточьтесь на мышцах спины. Округлите спину, отведите назад плечи. Почувствуйте напряжение вдоль всего позвоночного столба. Примите исходную позицию, полностью расслабив ваш крестец. Теперь снова округлите спину и следите при этом за напряжением. В процессе выполнения упражнения попытайтесь сохранить все остальное тело максимально расслабленным. Снова полностью расслабьтесь, пусть это состояние перейдет на крестец, на нижнюю и верхнюю часть спины, позвольте расслаблению перейти на живот, грудь, плечи, руки, лицо.

К выполнению следующих упражнений преступайте через 20 секунд.

Расслабление лица, затылка и плечей.

Сморщите лоб. С силой потяните мышцы лба до образования горизонтальных морщин. Удержите это напряжение. Теперь расслабьте лоб. Сделайте его ровным и гладким. Понаблюдайте, как кожа лба становиться все более расслабленной.

Теперь сведите брови вместе и понаблюдайте за своим ощущением. Вертикальная складка образуется между глаз и на лбу. Снимите напряжение. Полностью расслабьте кожу лба.

В следующем упражнении с силой зажмурьте глаза. Запомните это напряжение. Далее расслабьтесь, оставьте глаза в покое и удобно закрытыми.

Теперь сожмите крепко зубы и с силой напрягите челюсти. Понаблюдайте за этим ощущением. Расслабьте челюстные мышцы, при этом чуть приоткройте рот. Насладитесь расслаблением.

Следующее упражнение направлено на мышцы рта. Улыбнитесь настолько широко, насколько это возможно. Это должна быть улыбка «до ушей».

Теперь расслабьте мышцы рта, позвольте этому состоянию распространиться по всему телу.

Для расслабления противоположенной группы мышц сожмите губы вместе, будто Вы хотите кого-то поцеловать. Сожмите губы максимально крепко и плотно. Затем расслабьтесь, «распустите» мышцы вокруг рта.

Наблюдайте расслабление всего лица, лба, кожи головы, глаз, челюстной мускулатуры, губ.

Теперь отведите голову как можно дальше назад и наблюдайте за напряжением в затылке, поверните голову направо, затем налево и понаблюдайте, как меняется напряжение. Затем расслабьте затылок: снова положите голову удобно.

Теперь поработаем мышцами плеч: подтяните плечи к мочкам ушей так высоко, как только это возможно. Опустите плечи, дайте им полностью расслабиться. Ощутите чувство тяжести и тепла.

Каждое из перечисленных упражнений выполняется несколько раз — до достижения необходимого эффекта. На заключительном этапе занятия мысленно перечислите все группы мышц, над которыми Вы работали. По мере называния попытайтесь расслабить их еще сильнее. Представьте расслабление как теплую волну. Почувствуйте его, начиная со лба, затем оно переходит на глаза и ниже на щеки. Почувствуйте тяжесть расслабления, охватывающую нижнюю часть лица, затем оно спускается к плечам, на грудную клетку, предплечья, живот, кисти рук. Почувствуйте, как расслабляются ваши ноги, начиная с бедер, достигая икр и ступеней. Старайтесь дышать глубоко и полно. Почувствуйте, насколько тяжелее Вы становитесь, спокойно вдохните и затем медленно выдохните. В этом состоянии почувствуйте, как не хотят двигаться ваши мышцы. Представьте, каких это будет стоить усилий, если Вы захотите поднять правую руку. Наблюдайте за покоем и исчезновением любого напряжения.

Если Вы хотите после сеанса расслабления вернуться в активное и бодрое состояние, посчитайте от 1 до 5 мысленно произнося при этом следующие формулы самовнушения:

— Пять: я начинаю возвращаться в свое нормальное состояние, мои мышцы наполняются силой и энергией.

— Четыре: у меня сохраняется состояние спокойствия, но оно начинает наполняться ощущением силы и возможности действовать. Расслабленность заменяется собранностью.

— Три: я чувствую, что окончательно пришел в себя и уже готов к проявлению активности, бодрость и энергия все больше наполняют меня.

— Два: мое состояние бодрое. Я полон сил и энергии и легко справлюсь с любой задачей.

— Один: я отдохнул и набрался сил. Я полностью готов к активным действиям.

А в когнитивных методах коррекции основное внимание уделяется познавательным структурам психики, поэтому упор делается на личность и на логические способности. В основе когнитивного подхода лежат теории, описывающие личность с точки зрения организации познавательных структур. Методы когнитивной психокоррекции ориентированы на настоящее, активны и ориентированы на проблемы снятия стресса клиентов. Данные методы способствуют изменению в восприятии себя и окружающей действительности, которые воздействуют на поведение личности в экстремальной ситуации.

Задачей психологов является выяснение неосознаваемых категорий мышления (которые являются источником негативных переживаний) и обучение клиента новым способам мышления, в изменении убеждений, поддерживающих неадаптивные эмоции и поведение, более оптимистическому восприятию себя и окружающего, изменение негативного аффекта в позитивный.

Следующим методом психологической коррекции стрессового состояния личности, который может сочетаться с другими рассмотренными психологическими методами, является музыкальный метод.

Музыкальный метод психологической коррекции являются частью метода арттерапии (терапия искусством), введенного в употребление Ацриан Хилл (1938).

Важнейшей техникой музыкального воздействия является техника активного воображения.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средств коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, при коммуникативных затруднениях. Правильный выбор музыкальных программ является основным фактором музыкотерапии.

А в целях определения эффективности действия методов психологической коррекции на человека необходимо его самонаблюдение, которое позволит запротоколировать важные для его здоровья психические признаки переживания стресса. Самонаблюдение является центральным элементом и для коррекции самоуправления. Этот метод исходит из того, что личность должна быть способна самостоятельно стремиться к цели и влиять на свое поведение. Саморегулирование поведения осуществляется через процессы, которые «вводятся в действие самой личностью и поддерживаются ею» (Кэнфер и др. — Kanfer F. Н., 1991), т. е. через когнитивные способы поведения планирование, мышление, самокоммуникацию и т. д. При саморегулировании иначе, чем при автоматизированном поведении, происходит контролируемая переработка информации.

Терапия самоуправления необходима для того, чтобы довести до автоматизма новые способы поведения. Самоконтроль понимается как особый случай саморегуляции, когда поведенческие альтернативы находятся в конфликте. Кэнфер и др. (1991) называют следующие основные цели самоконтроля:

1. научиться управлять собственным поведением в определенных ситуациях (например, в конфликтных) для достижения личных целей;

2. научиться распознавать специальные физиологические виды возбуждения и эмоции (например, страх, боль), воздействовать на них или по возможности избегать их;

3. научиться влиять на когнитивные (представляемые) процессы (например, недооцененные мысли) и приводить их в соответствие с собственными представлениями о цели.

Рассмотренные методы психологической коррекции стрессовых состояний личности эффективно влияют на человека, если соблюдаются определенные правила по их применению. Такими основными принципами организации и проведения психологической коррекции по овладению изменениями и навыками саморегуляции эмоциональных состояний являются:

1. Комплексность в применении методов саморегуляции (двигательные, дыхательные, суггестивные, мимические, жестовые и др.).

2. Индивидуализация в подборе приемов саморегуляции и условий их применения с учетом особенностей и функционального состояния нервной системы в тот или иной момент у данного человека, с учетом его индивидуального опыта, интересов, склонностей и других особенностей личности.

3. Активность в применении приемов саморегуляции, выражающаяся в сознательной постановке задач, их мотивации, овладении навыками применения соответствующих приемов, в сознательном самоконтроле.

4. Диалогизация взаимодействия и обратная связь, благодаря чему человек может корректировать свое последующее поведение, заменяя неудачные способы общения новыми, проверяя их воздействие на окружающих.

5. Самодиагностика, т. е. самораскрытие клиентов, осознание и формирование ими задач по пути самоусовершенствования.

В статье нами рассмотрены основные методы и методики психологической коррекции стрессовых состояний личности, а для определения эффективности этих психологических приемов используются другие методики, диагностирующие стресс. Поэтому рассмотрим подробно набор методик, применяемых в экспериментальном исследовании по изучению механизма релаксации и успешности деятельности на коррекцию стрессовых состояний личности. Данный набор методик состоял из:

1. Цветового теста Люшера.

2. Методики Спилбергера-Ханина.

3. Разработанной нами методики — теста «Диагностика психоэмоционального напряжения».

5. Теста Амтхауэра и графического теста.

6. Модифицированного варианта социометрии.

Рассмотрим назначение данных примененных методик. Цветовой тест Люшера применялся в качестве метода определения эмоционального и мотивационного состояния испытуемых, уровня их активности, целенаправленности, доминирующих потребностей и установок личности (Жмыриков А.Н., Леонтьев В.Г., 1982; Семыкин.В.В., 1987) а также для определения стрессового состояния испытуемых. Цветовой тест М. Люшера (Люшер М., 1969), как известно, принадлежит к достаточно надежному методическому инструменту, с помощью которого можно определить эмоциональные и мотивационные состояния испытуемых, уровень их активности, целенаправленности, установки личности и доминирующие потребности.

Для использования данных теста Люшера в статистическом анализе нами были применены интерпретационные коэффициенты для этого теста, разработанные Г.А. Аминевым. Данным ученым на основе факторного анализа было выделено шесть коэффициентов: гетерономность (Г), концентричность (К), баланс личностных свойств (ЛБ), баланс автономной (вегетативной) нервной системы (ВБ), работоспособность (Р), наличие стрессового состояния (С). В данной работе использовался коэффициент стрессового состояния.

Методика Спилбергера — Ханина (шкалы реактивной (РТ) и личностной (ЛТ) тревожности) использовалась для измерения уровней реактивной и личностной тревожности. Разработанный нами методика — тест «Диагностика психоэмоционального напряжения» применялась также для измерения психоэмоционального напряжения испытуемых.

А психологическая методика — многофакторный метод исследования личности (MMPI) — являлась ведущей в наборе применяемых тестов, поэтому более подробно рассмотрим ее использование в нашем исследовании при анализе результатов экспериментов.

Для успешного выполнения профессиональных обязанностей личность должна обладать определенной совокупностью индивидуальных психологических свойств, которые выступают в качестве факторов адаптации к стрессу. Основоположником такого научно-психологического подхода к проблемам профессионального становления человека является Ф. Пирсон (1908). Согласно предложенному им подходу, каждой профессии соответствует определенный набор психологических и физических качеств индивида, а успешность профессиональной деятельности и удовлетворенность профессией находятся в зависимости от степени соответствия индивидуальных качеств и требований профессии. Личностные структуры и профессиональные требования к человеку в реальной жизни являются весьма изменчивыми, а не стабильными. Попытки учета и измерения индивидуально-психологических особенностей человека для прогноза эффективности адаптации к какой-либо области деятельности в разное время предпринимались достаточно широко (Березин Ф.Б., 1988; Кулагин Б.В., 1984; Леонтьев А.Н., 1977; Подоляк Л.В., 1987; Самойлова В.А., 1983; Симонов П.В., 1984). Индивидуальные особенности субъекта являются важными факторами, так как они как бы модулируют (строят) адаптационные процессы при изменении тех или иных факторов или условий внешней среды (Казначеев В.П., 1980).

В целях определения такой совокупности индивидуальных свойств у испытуемых был выбран психологический тест MMPI, разработанный в 1942 — 1949 годах американскими психологами Дж.Маккинли и С. Хатуэем (Dahlstrom W.G., Welsch G.S., 1960; Gilberstadt H.,Duker J.A., 1965; Hathway S.R., McKinley J.C., 1967; Swenson W.H., Pearson J.S., Osborne D., 1973). Данная методика в своей основе имеет статистически достоверную математическую базу. Путем сравнения среднестатистической нормы с крайне заостренными клиническими состояниями эмоциональной напряженности, достигающими уровня психотического синдрома, для каждой шкалы был получен разброс показателей, в котором диапазон достоверности определялся удвоенным среднеквадратичным отклонением. Методика была задумана авторами как тест, дифференцирующий норму от патологии. В связи с этим оригинальные названия шкал отражали клиническую специфику тех репрезентативных групп клинической психопатологии, с которыми сравнивалась группа нормы.

В отечественной психологии благодаря разработкам Ф.Б. Березина, М.П. Мирошникова, Р.В. Рожанец (1976 г.) методика получила название метода многостороннего исследования личности (ММИЛ), названия шкал которой были психиатрически ориентированы.

Вместе с тем, изучение контингента испытуемых показало (Собчик Л.Н., 1990 г.), что тест MMPI обладает возможностью выявлять феномены психологического порядка.

После доработки Л.Н. Собчик тест MMPI получил название в русской транскрипции стандартизированного метода исследования личности (СМИЛ).

Имеются рекомендации по интерпретации СМИЛ Л.Н. Собчик и Н.Ф. Лукьяновой, мы сочли необходимым кратко дать интерпретацию дополнительных шкал, выбранных для эксперимента.

Для измерения психологических факторов были выбраны, помимо 3 оценочных и 10 основных шкал MMPI, также дополнительные шкалы: 205 (толерантность), Ad (адаптивность). Приведем психологическое описание этих шкал.

Шкала 205 — «толерантность». Показатели шкалы в границах нормы (45- 55Т) характерны для самостоятельных, целеустремленных личностей, которые имеют устойчивую эмоциональную сферу, мало подвержены средовым влияниям. Такие люди воспринимают возникающие жизненные трудности спокойно, выстраивают цепь обоснованных и логичных действий по их преодолению, не впадают в уныние в связи с неудачами, не винят в них окружающих. Понижение шкалы коррелирует с повышением шкал невротической триады (1,2, 3), 7.

Шкала Ad — «адаптивность». Повышение значений шкалы свидетельствует о плохой адаптации личности к деятельности, связанной с тревожностью, пассивностью, слабым контролем над своим поведением и высказываниями, недостаточной активностью для достижения цели, занятия лидерских позиций в учебном взводе курсантов.

В процессе обследования тестом СМИЛ испытуемый оценивает 566 утверждений типа «верные» или «неверные» по отношению к нему. Содержание утверждений отражает норму самочувствия обследуемого, его привычки и особенности поведения, нравственную сторону его переживаний, отклонение к различным жизненным явлениям и ценностям, специфику межличностных контактов, направленность интересов, уровень активности. Фактически эти утверждения моделируют 550 ситуаций, которые в зависимости от ответов испытуемого выявляют специфику его индивидуальных личностных особенностей и поведенческих реакций. В эксперименте значения шкал (205), (Ad) в сырых баллах нормировались и переводились в Т — баллы. Перевод сырых баллов в Т-баллы производился в соответствии с формулой:

где: х- значение по шкале в сырых баллах;

х1 — среднее арифметическое оценок в «сырых» баллах на нормативной выборке;

б — среднеквадратическое отклонение оценок в «сырых» баллах на нормативной выборке.

superinf.ru