Психологическая помощь при неврозах у детей

У ребенка невроз. Что делать?

У ребенка невроз!

Ребенок стал плаксивым, плохо спит по ночам, порой теряет аппетит, забывает сходить в туалет, у него чуть дергаются веки или рот, он часто грызет ногти, все это первые признаки невроза. Последствия этих, казалось – бы, обычных детских проявлений могут быть очень опасны, от нарушения поведения до патологий нервной системы. Именно поэтому очень важно обратить внимание на проявление невроза и обратиться за помощью.

В последнее время врачи-неврологи обеспокоены увеличением количества обращений семей с детьми страдающими заболеваниями нервной системы. «Распространенность пограничных нервно-психических состояний среди детей и подростков достигла небывалого уровня – примерно 80% детей в нашей стране нуждаются в медико-психологической помощи. Повышенная нервность, возбудимость, эмоциональная лабильность, склонность к конфликтам, ухудшение сна – типичные симптомы, встречающиеся у 8 из 10 детей.»

Именно поэтому мы решили осветить эту тему, надеемся, наша статья поможет вам предупредить появление невроза у вашего ребенка или вовремя обратиться к специалисту.

Итак, невроз – обратимое расстройство психической деятельности, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов. При заболевании неврозом, расстраиваются функция нервных клеток головного мозга.
У детей неврозы возникают в результате взаимодействия ряда причин. Детская нервность связана с болезнями, травмами (психическими и физическими), неправильным воспитанием, конфликтами в семье, неврозами родителей.
Многие проявления нервности у ребенка остаются на всю жизнь. Предупреждение симптомов в раннем детстве и своевременное урегулирование отклонений в поведении ребенка могут в значительной степени устранить развитие нервности и у взрослого.

Соматические причины неврозов:

1. Генетическая предрасположенность.

2. Перинатальное поражение головного мозга.

3. Травмы и операции головного мозга.

4. Особенности темперамента.

В происхождении невротических реакций у детей большинство авторов подчеркивают негативную роль неправильного воспитания. Известный специалист по детским неврозам профессор А. И. Захаров выделяет следующие его аспекты:

  1. Требования родителей, превышающие возможности и потребности детей.
  2. Неприятие детей родителями, выражаемое раздраженно-нетерпеливым отношением, частыми порицаниями, угрозами и физическими наказаниями, отсутствием необходимой нежности и ласки.
  3. Несогласованный подход к воспитанию, который проявляется контрастным сочетанием строгих ограничений и запретов у одного родителя и потакающе-разрешающим отношением у другого.
  4. Непоследовательность воспитания, его неровность и противоречивость.
  5. Неустойчивость в обращении с детьми: повышенный тон, крик, общая эмоциональная неровность.
  6. Тревожность — постоянное беспокойство о ребенке, наличие излишних опасений и предохранений.
  7. В совокупности нервно-психическая организация ребенка и особенности воспитания чаще всего и приводят к возникновению невроза.

    — частая смена настроения,

    — склонность к слезам, капризам, истерикам.

    — непереносимость различных раздражителей, резких звуков, запахов, температурных колебаний,

    — двигательная расторможенность, суетливость,

    — «нервный» кашель (возникает в ситуации стресса).

    — заикание (в стрессовой ситуации),

    — навязчивые движения, не содержащие смысла.

    — быстрая потеря интереса к играм,

    — неустойчивость внимания, отвлекаемость,

    — расстройство сна. Сон при этом становится беспокойным, прерывистым, с частыми пробуждениями, затрудненным засыпанием. Длительность ночного и дневного сна укорачивается.

    -Ночной и дневной энурез (недержание мочи) и энкопрез (недержание кала).

    -частые жалобы и недомогания (головные боли, боли в голове, животе).

    Важно знать, что невроз, как и все расстройства нервной системы, требуют медицинского и психологической проработки. Только лечение без профессиональной психологической помощи семье и ребенку чаще всего оказывается не эффективным. Но так же и походом к неврологу пренебрегать не стоит.

    Во – первых, если вы обнаружили 1 или несколько из описанных признаков у вашего ребенка, следуетнезамедлительно обратит к врачу-неврологу, он подберет Вам терапию, которая поможет нервной системе вашего ребенка справиться с напряжением.

    Во-вторых, обратитесь к опытному психологу, который поможет вам и вашей семье справиться с возникшей ситуацией, составит для вашего ребенка программу коррекции и реабилитации (это и арт-терапия и песочная терапии, телесно-ориентированная терапия и многое другое.)

    В-третьих, обязательно в это трудное для Вас вашего ребенка время гармонизировать отношения в семье, прекратить конфликты и споры, больше времени уделять играм с ребенком, совместным прогулкам на природе.

    В-четвертых, давайте возможность ребенку чаще ходить босиком по земле – это закаляет ЦНС и способствует снятию нервного перенапряжения.

    Больше танцуйте с ребенком, это так же позволяет разрядиться и снять напряжение.

    В-пятых, если у ребенка нет аллергии на травы, заваривайте ему успокоительные сборы, дозировку и способ применения уточните у врача.

    Лучшая профилактика неврозов у детей и подростков – это счастливая семья в которой живет любовь и спокойствие. Если у ребенка появились признаки невроза, нужно с ним разобраться, а значит, родители должны поддерживать ребенка и сделать все возможное для его преодоления.

    С пожеланием здоровья Вам и вашим детям, Елена Иванова.

    www.b17.ru

    Детский невроз и его лечение

    Знаете ли вы, что является причиной развития детских неврозов? Почему неврозы развиваются не у всех детей? Я уверен, что причины кроются в методах воспитания некоторых родителей.

    В своей практике я сталкивался с несколькими видами неправильного воспитания детей, которые могут привести к одной из душевных болезней. Если ребенка воспитывают, как «кумира в семье», это проявляется в особом к нему отношении. Ребенок растет в атмосфере обожания, любая его прихоть выполняется, его захваливают, он начинает считать себя исключительным, освобождается от любых проблем, не приучается к труду. Такое дитя обожаемо всеми, и границ этому обожанию нет. Эти дети получают похвалу за самые незначительные поступки, и часто другие дети становятся свидетелями такого отношения. Таланты ребенка превозносятся на невероятную высоту, они демонстрируются всем вокруг, ребенок становится центром внимания взрослых компаний. Таким образом, появляются психические расстройства у детей, происходит формирование истерических черт характера, способных привести к появлению истерических неврозов, переходящих даже в истерическую психопатию. Лечение неврозов у детей следует начинать своевременно, не ожидая осложнений.

    Следующий тип неправильного воспитания ребенка – это гиперопека. В этом случае ребенку уделяется очень большое внимание родителей, из него хотят сотворить вундеркинда, что схоже с предыдущим методом воспитания «кумира семьи». Если родители чрезвычайно беспокойны и заботливы, их дети вырастают ипохондриками, вокруг таких детей постоянно причитают, суетятся, если они заболевают, укладывают в постель при малейших пустяках. Академик Углов говорил, что человек, носящийся со своим здоровьем, как с сосудом, полным драгоценного содержимого, не очень приятен окружающим. У непомерно радивых родителей вырастают дети, склонные к ипохондрии. Такие дети хорошо усваивают, что стоит им лишь немного приболеть, и им все будет прощено. Такие психические расстройства у детей не менее опасны, чем предыдущие. Такой ребенок убежден, что ему выгодно постоянно болеть, у него формируется болезненный характер. Лечение неврозов у детей с такими отклонениями может быть вполне успешным.

    Помимо того, гиперопекаемый ребенок растет крайне зависимым, его самостоятельность подавлена, он лишен возможности общения с другими ребятами, каждый его шаг контролируется. В итоге, вырастает безвольный, замкнутый, нелюдимый ребенок.

    Как показывает моя практика, противоположностью гиперопеке является не менее негативная гипопека. Данный ребенок растет вообще без внимания со стороны взрослых, его никто не воспитывает. Он вырастает агрессивным, вспыльчивым, раздражительным, несдержанным. Хуже всего в такой ситуации безнадзорность.

    Среди неправильных типов воспитания детей методы «золушки» и «ежовых рукавиц». Дети, воспитываемые в таких условиях, лишены внимания и ласки со стороны взрослых, их постоянно оскорбляют и унижают, у них нет никакой радости в детстве, они содержатся в страхе. Бывает и диктаторский подход, даже связанный с побоями. Лечение неврозов у детей, испытавших такое отношение, крайне затруднено.

    Психические расстройства у детей происходят и в тех случаях, когда вполне здоровые дети попадают в другую, сложную для них среду. Например, ослабленные дети могут попасть в условия спартанского воспитания, что приводит к абсолютно противоположным результатам. Это приводит к тому, что они становятся замкнутыми, застенчивыми, робкими. Я часто повторяю, что преодолеть робость гораздо труднее, чем сделать так, чтобы она не появилась в характере ребенка. Если робкого ребенка принуждать к отважному поступку на виду у его приятелей, стыдить его при них, это скажется на его характере крайне отрицательно. Таких детей следует всячески поддерживать, поощрять, пусть даже в качестве аванса. Они должны увидеть свои лучшие качества, а вы можете помочь им разобраться в причинах их неудач и показать, как лучше их преодолеть..

    Симптомы невроза у детей.

    Лечение неврозов у детей я обычно начинаю с определения их симптомов. Все психические расстройства у детей имеют свои внешние признаки. Пока мы с вами прояснили несколько симптомов и признаков лишь в общих чертах. Но с развитием невроза у ребят младшего возраста может развиться целый ряд дополнительных симптомов: рвота, цианоз губ, недержание мочи и кала, нервный кашель. У детей могут появиться жалобы на боли в сердце. Также неврозы у ребят младшего возраста могут сопровождаться появлением судорог, нарушением двигательных функций, повышенным возбуждением, тиками лицевых мышц.

    Давая примеры неправильного воспитания детей, я попытался показать вам, как происходит формирование тех особенностей характера, способствующих развитию невроза детей по типу, при котором «невозможно будет использовать методы психологической защиты». Настоятельно рекомендую начинать лечение неврозов у детей своевременно.

    Стоит отметить, что психические расстройства у детей можно предупредить. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок развивался гармонично, то обучайте его делом и словом методам, развивающим психологическую устойчивость. Для этого с самого детства нужно заниматься с ребенком посредством игры.

    Как только вы начинаете понимать, что у ребенка развивается невроз, сразу же обращайтесь к специалисту, одновременно применяя психотерапию. Можно приобрести аквариум, в который запустить разноцветных рыбок, это действует успокаивающе. Регулярно и вкусно кормите ребенка, водите его на реку или в бассейн, чаще гуляйте, занимайтесь легкими физическими упражнениями. Иногда можно помочь спокойной, красивой музыкой.

    Среди симптомов невроза я выделяю несколько основных:

    – бурное реагирование на незначительную стрессовую ситуацию;

    – ранимость, плаксивость, обидчивость, тревожность;

    – зацикленность на какой-то негативной ситуации;

    – скорая утомляемость и плохой сон;

    – реагирование на свет и громкие звуки;

    – резкие изменения давления, сердцебиение, плохое пищеварение, снижение либидо.

    Лечение неврозов у детей может и должен осуществлять только специалист. Имея богатый опыт в лечении детских неврозов, я сначала ставлю точный диагноз, выясняю, какие именно психические расстройства у детей, после чего приступаю к их лечению.

    В моей практике встречались все типы детского невроза. Чаще всего заболевание было связано со страхами детей и тревогой. Кажется, что дети попадают в замкнутый круг, который можно разорвать только при помощи квалифицированного лечения, в которое при необходимости может входить медикаментозное лечение, гипноз, терапия поведения, психотерапия, другие методы. В каждом случае я применяю индивидуальный подход.

    psyhoterapevt.org

    Неврозы и астено-невротические состояния у детей

    Детские неврозы — это обратимые расстройства психики ребенка, основной причиной возникновения которых являются психогенные (психотравмирующие) факторы. При неврозах нарушается не структура нервных клеток головного мозга, а их функционирование, поэтому все виды неврозов относят к функциональным нарушениям.

    Причины неврозов

    Для развития невроза необходимо наличие двух моментов — конфликта (внутреннего или внешнего) и патологической реакции личности на этот конфликт. Т.е., в результате острого или хронического стресса, личностно значимого для ребёнка, его психика реагирует чрезмерно (по И.П. Павлову — «срывом высшей нервной деятельности вследствие перенапряжения возбудительного или тормозного процесса или нарушения подвижности этих процессов»).

    Кроме того, существуют провоцирующие факторы:

  8. Социальные (проблемы в семье, неправильное воспитание ребенка, недостаточное внимание родителей, неправильное половое воспитание, чрезмерная строгость взрослых или чрезмерная свобода, предоставленная ребенку и т.п.).
  9. Психологические (особенности личности ребенка, тип его темперамента и особенности характера, а также психические травмы, перенесенные в детстве, болезнь родителей, потеря одного или обоих родителей, развод родителей или конфликты между ними и т.п.).
  10. Биологические — (наследственность, тяжелое течение или осложнения во время беременности матери, тяжелые роды, перенесенные ребенком ранее соматические заболевания, хроническое недосыпание, слишком сильные умственные или физические нагрузки, частые болезни в раннем возрасте, особенно c осложнениями, и т.д.).
  11. Симптомы детских неврозов

    Симптомы детских неврозов условно разделяют на биологические и психологические. Они во многом зависят от особенностей личности ребенка, вида невроза и характера психической или биологической травмы, которая стала причиной развития этого расстройства.

    К биологическим (сомато-вегетативным) проявлениям неврозов относятся:

  12. нарушения сна: прерывистый сон, бессонница, ночные кошмары;
  13. нарушения пищевого поведения: у детей младшего возраста может наблюдаться снижение аппетита или позывы на рвоту, у подростков — развитие анорексии или булимии;
  14. головокружения, головные боли;
  15. мутизм;
  16. мышечные боли;
  17. вялость, слабость, быстрая утомляемость;
  18. недержание мочи или кала;
  19. нарушения двигательных функций, судороги, нервные тики, спазмы;
  20. потливость.
  21. Психологическими проявлениями неврозов могут быть:

    • плаксивость, повышенная эмоциональная ранимость, чувствительность и уязвимость;
    • бурные эмоционально-двигательные реакции («истерики»);
    • раздражительность и резкая смена настроений;
    • страхи, фобии, постоянные ожидания, что случится что-то плохое;
    • сниженный фон настроения и общее угнетенное (подавленное) состояние.
    • Виды детских детских неврозов

      Все неврозы принято делить на две большие группы: общие и системные.

    • невроз навязчивых состояний;
    • неврастения (астено-невроз);
    • истерический невроз.
    • Отдельно выделяют формы реактивных состояний:

    • невроз страха;
    • депрессивный невроз;
    • ипохондрический невроз.
    • невротический энурез (неосознанное мочеиспускание);
    • невротический энкопрез (недержание кала);
    • невротические расстройства сна;
    • невротические расстройства аппетита (анорексия);
    • невротическое заикание;
    • патологические привычные действия (когда ребенок сосет пальцы, грызет ногти, неосознанно трогает гениталии, выщипывает волосы, качает или кивает головой и т.п.).
    • Астено-невротические состояния у детей

      Особым видом детских неврозов являются астено-невротические состояния — психические расстройства, которые могут возникать в результате нервного истощения или сильной усталости. Такие нарушения могут напоминать симптомы, возникающие при различных соматических заболеваниях. Однако, если речь идёт о неврозе, будет характерен внутренний конфликт между желаемым и субъективно достижимым, конфликт типа «нет сил, но хочу».

      Проблема заключается в том, что для их достижения у ребёнка (подростка) нет достаточных сил и способностей. У детей такой конфликт возникает в тех случаях, когда ребенок пытается овладеть ситуацией, которую он не в состоянии контролировать (например, примирить разводящихся родителей, самоутвердиться в новом классе, соответствовать завышенным ожиданиям взрослых, близких и учителей, справиться с возложенной на него непосильной нагрузкой). Основные симптомы астено-невротических состояний:

    • капризы, плаксивость;
    • «истерики», упрямство;
    • частые и резкие смены настроений;
    • повышенная раздражительность;
    • вялость;
    • быстрая утомляемость;
    • низкая учебная успеваемость в школе.

    Динамика невротических расстройств

    Принципиальная обратимость неврозов определяется функциональным характером возникающих при них нарушений.

    Способность мозга искать и фиксировать в долговременной памяти устойчивое состояние (нормальное или патологическое) и возвращаться к нему для защиты от различного рода дестабилизирующих воздействий, является причиной устойчивости болезненных симптомов, сохраняющихся и после прекращения действия вызвавших их причин.

    Неудачный жизненный опыт, церебрально-органическая недостаточность, соматическая ослабленность, неблагоприятная социальная среда, изначальная личностно-характерологическая дисгармоничность, повторный или хронический характер психотравмирующих воздействий, несвоевременность оказания квалифицированной помощи обусловливают склонность неврозов к затяжному течению, что крайне неблагоприятно отражается на развитии личности ребёнка, формируются патологические черты характера.

    Диагностика и лечение неврозов у детей

    После диагностической консультации детский врач психотерапевт определит наиболее оптимальное комплексное лечение, с учётом особенностей личности именно для вашего ребёнка — психологическое, или возможно, медикаментозное и психологическое: это могут быть игровые занятия с предметами, помогающими символически преодолеть внутренний конфликт, занятия с использованием песка, в котором созданные фантазийные «песочные миры» помогают ребёнку символически пережить, переработать психологически травматичный опыт, субъективно-эмоционально значимый для ребёнка, занятия с использованием БОС помогут повысить уровень эмоциональной регуляции, групповые психотерапевтические занятия (психологический театр пантомимы) помогут ребёнку проявить творческий потенциал своей Личности, получить опыт безопасного межличностного общения в группе, и др. мероприятия.

    Так же специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.

    medalvian.ru

    Общие особенности неврозов у детей

    Рубрика: 7. Прикладная психология

    Статья просмотрена: 4671 раз

    Библиографическое описание:

    Лимонцева Г. В., Кузнецова Е. Н. Общие особенности неврозов у детей [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 80-84. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1917/ (дата обращения: 19.06.2018).

    Невроз — психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека и проявляющееся расстройством нервно-вегетативных функций, в связи с чем преобладает соматическая симптоматика. Психические изменения выражаются в простых эмоциональных нарушениях и в повышенной истощаемости психических функций.

    При неврозах патологические явления обратимы, они этиологически связаны с конфликтной ситуацией.

    Возникновение невроза часто обусловлено не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.

    Основными причинами, вызывающими невротические состояния могут быть:

      несовпадение типов темперамента ребенка и родителя (холерик/флегматик),

      конфликтные отношения в семье (скрытые/явные);

      противоречивые требования родителей (один разрешает/другой запрещает);

      разные стили воспитания (гиперопека, авторитарный, эмоциональная отверженность);

      изменение привычного уклада жизни (смена режима, школы, детского сада, развод родителей, новое место жительства);

      школьная дезадаптация (рано отдали в детский сад);

      непоследовательное воспитание ребенка (добрый /строгий родитель)

      и т.п. изменения в жизни ребенка.

      Невроз может иметь психосоматическое выражение, когда болезнь затрагивает не только область эмоций, но и соматическую телесную сферу.

      Представление о тесной связи самочувствия человека с его психическим и эмоциональным состоянием является одним из важнейших в современной медицине и психологии. Уровень психического здоровья человека определяется совокупностью индивидуальных особенностей личности и состояния внутренней среды организма, складывающейся из взаимодействия биологических, психологических и социально-средовых факторов (наследственность, пол, возраст, условия воспитания, тип характера, особенности поведения, навыки, перенесенные болезни и травмы, стрессы и т.д.). Болезненное изменение психики отличается от нормального количественно и качественно. Изменения в психосоматической регуляции лежат в основе возникновения психосоматических болезней (психосоматозов).

      Из этого следует, что двусторонняя связь между психикой и телом значительно теснее, чем предполагают. Чем младше дети, тем это очевиднее. Фактически каждый больной ребёнок одновременно страдает и от соматических и от нервно-психических расстройств. Постоянно переживаемые детьми эмоциональные стрессы нередко приводят к психосоматическим расстройствам. Они негативно переживаются формирующейся личностью и тем самым усугубляют возникающие нарушения здоровья. Защитные механизмы у детей еще недостаточно зрелые, и они не способны справиться с этой патологией. В результате, она становится препятствием для нормального развития или дает начало серьезным заболеваниям [3,с.325].

      Неврозы выявляются у 45% от общего количества детей с нервно-психическими расстройствами. Наибольшее число больных неврозами среди детей школьного возраста. Это число возрастает по мере приближения к завершению обучения. Невротических расстройств в 1,4 раза больше у мальчиков, чем у девочек. Неврозом заболевают дети чаще всего с повышенной нервной чувствительностью[4].

      Опасность этого заболевания не в степени его тяжести, а в отношении к нему людей, окружающих ребенка (родителей, воспитателей, учителей, родственников). Они часто не придают значения первым проявлениям нервных расстройств у детей, а, если и обращают внимание, то не всегда знают, как правильно реагировать и что с этим делать.

      Невроз – это обратимое состояние, он излечим, но вылечить невроз сложно, не зная причин его возникновения, этиологию, симптоматику, психосоматические проявления.

      Теоретические основы происхождения неврозов необходимы не только квалифицированным специалистам (психологам, неврологам, врачам), но и родителям, воспитателям, учителям, чтобы правильно реагировать на невротическое поведение ребенка, подбирать адекватные формы коррекции данного поведения. Также уметь отличать невроз от педагогической запущенности, поскольку формы работы будут разные.

      Выделяют следующие формы невроза [2,с.325-326]:

      1. Неврастения (астенический невроз) – является наиболее распространенной формой. Причина этого невроза — истощение нервной системы из-за чрезмерного и, как правило, длительного физического или умственного напряжения, связанного с отрицательными эмоциями. В основе неврастении лежит раздражительная слабость, повышенная возбудимость и утомляемость, которые сочетаются с понижением общего самочувствия, Она проявляется повышенной истощаемостью, постоянной усталостью, сниженной продуктивностью, раздражительностью, неспособностью получать от чего-либо удовольствие, головными болями, головокружениями, чувством внутреннего напряжения, нарушениями сна (трудностями засыпания и сонливостью днем).

      У детей в отличие от взрослых преобладают явления перевозбуждения (повышенная реактивность, психомоторное беспокойство). Часто также отмечаются аффективные вспышки с двигательным возбуждением, агрессией.

      Могут проявляться вегетосоматические расстройства, когда на передний план выступают такие проявления, как анорексия, тошнота, расстройство ритма дыхания, кашель, спазм голосовой щели, неприятные ощущения в сердце, обмороки.

      При психотерапии этого невроза следует учитывать, что в его основе лежит психологический конфликт – возникшее противоречие между возможностями личности и завышенными требованиями к себе.

      2. Истерический невроз – симптоматика основана на повышенной эмоциональности и внушаемости. Заболевание развивается остро, как правило, в непосредственной связи с переживанием неблагоприятных обстоятельств, которые складываются чаще всего из-за завышенных требований к окружающим и невозможностью выполнить эти запросы. В происхождении истерических расстройств большую роль играет механизм «бегства в болезнь», выгодности или желательности болезненного симптома («вторичная выгода»). Детская истерия отличается моносимптомностью и изменчивостью проявлений.

      Наиболее частые симптомы у детей – гиперкинезы (непроизвольные движения), тремор (дрожание), припадки, судорожное глотание, приступы удушья, психомоторное возбуждение, мутизм, афония, спазмы желудка, кишечника, мочевого пузыря, повторяющаяся рвота. Могут быть приступы расстроенного сознания (сумеречные состояния, обмороки), аффективные вспышки.

      У дошкольников встречаются аффективно-респираторные судороги, вызываемые отрицательными бурными эмоциями.

      В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д.

      Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер – и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

      3. Невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство, фобический невроз). Основной признак этого заболевания — наличие навязчивых состояний, т.е. внезапно появляющихся мыслей, представлений, воспоминаний, сомнений, страхов или действий, не связанных в данный момент с содержанием сознания.

      В основе происхождения невроза – конфликт, возникший из-за противоречий между внутренними тенденциями, влечениями, желаниями и потребностями личности, с одной стороны, и долгом или нравственными принципами – с другой.

      У детей невроз навязчивостей в подавляющем большинстве случаев начинается постепенно, спустя значительное время после эмоциональных потрясений. Чаще он возникает у тех детей, у которых с ранних лет отмечались тревожность, немотивированные страхи, мнительность, склонность к созданию запретов. В клинической картине обычно наблюдаются страхи устной речи, своей смерти или смерти родителей, закрытых дверей, острых предметов, покраснения, заражения, космических катастроф. Могут быть такие симптомы, как элементарные движения или действия — обкусывание ногтей, сосание пальцев, счет, или более сложные защитные (чтобы не случилось ничего плохого с больным или родителями) ритуалы (оплевывание, прикосновение к каким-либо предметам, постукивание и т.д.). Реже встречаются навязчивые мысли в форме мудрствования («Что будет, если Земля столкнется с кометой?»), воспоминания, сомнения.

      Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе.

      Лечение должно быть направлено на ликвидацию основного психологического конфликта, характерного для этого невроза, – противоречия между внутренними тенденциями и потребностями, с одной стороны, и долгом или нравственными принципа­

      4. Невроз страха. Содержание страхов зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.)

      У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверхценный страх школы с ее непривычными для него дисциплиной, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез), сниженным фоном настроения. К возникновению «школьного невроза» склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях.

      Невротические страхи могут часто встречаться в том возрасте, в котором они еще не свойственны или уже должны пройти. К тому же эти страхи более часто, чем в норме, отражают наличие аналогичных страхов у родителей, повышенную чувствительность и впечатлительность детей, их беззащитность.

      Страхи при неврозах более тесно связаны с переживаниями детей, конфликтами в семье и неудачами в общении. Питательной почвой для них будут эмоциональная ранимость, склонность к беспокойству, неуверенность в себе и отсутствие адекватной психологической защиты.

      Значительное количество страхов, переходящее границы старшего дошкольного возраста, указывает на развитие под влиянием травмирующего опыта тревожности, приобретающей характер опасений, предчувствий и тревог в собственном смысле этого слова.

      5. Депрессивный невроз. Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подростковом и предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессонница.

      6. Ипохондрический невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

      Своеобразие клинической картины неврозов зависит от возраста заболевших. Как правило, детские неврозы отличаются моносимптомностью, при них чаще всего поражаются ослабленные болезнями или недостаточно сформировавшиеся органы и системы, В клинической картине очень большое место занимают соматовегетативные проявления, различные формы нарушений поведения, при которых растормаживаются более примитивные способы приспособления (нарушаются пищевое, самозащитное поведение).

      У детей легко по механизмам условно-рефлекторного подкрепления образуются и закрепляются различные незрелые формы реагирования (например, пассивно-оборонительная реакция – страх).

      В раннем детском возрасте среди клинических проявлений преобладает соматовегетативная симптоматика. Она, как правило, возникает в 6-7 месяцев, реже в более раннем возрасте. Дети становятся пугливыми, плаксивыми, не отпускают от себя мать, боятся новых лиц и игрушек, страдают нарушениями сна, расстройствами функций желудочно-кишечного тракта. Отличаются крайней утомляемостью и склонностью к реакциям протеста.

      В период первого возрастного криза (2-4 года) уже появляются нарушения поведения, среди которых преобладают активные (вспышки возбуждения, агрессия) и пассивные (энурез, энкопрез, анорексия, запор, мутизм) реакции протеста.

      Во время второго возрастного криза (6—8 лет) невротические расстройства становятся разнообразнее, и среди них могут быть уже системные неврозы: энурез, заикание, тики, так называемые школьные неврозы (страх посещения школы и в связи с этим рвоты, анорексия, головные боли и т. д.), трудности в поведении (непослушание, склонность к дракам).

      В препубертатном возрасте реакции протеста приобретают черты сверхценных образований (например, уходы из дома), В период полового созревания наблюдаются не соматовегетативные реакции, а ипохондрические состояния, повышенная склонность к возникновению сверхценных идей (дисморфомании, нервной анорексии или булимии), разные формы имитационного поведения (подражания взрослым).

      Этиология неврозов у детей[2,с.325]:


      Психическая травма — ведущая причина, ее патогенное значение определяется сложнейшими взаимоотношениями с множеством предрасполагающих условий: генетически обусловленной «почвы» и «приобретенного» предрасположения, являющегося результатом всей жизни индивида

      Биологические факторы. В происхождении неврозов играет определенную роль наследственность. Патологическая беременность и аномально протекавшие роды вносят свою лепту в создание предрасположения к неврозам. Перенесенные соматические заболевания отмечены у 42,7% детей, страдающих неврозами, что подтверждает сенсибилизирующую роль телесных болезней в происхождении невротических расстройств,

      Психологические факторы. В происхождении и оформлении клинической картины неврозов имеют большое значение преморбидные особенности личности (акцентуации характера, психопатии). Психические травмы детства (потеря родителей в 30-40%), болезнь родителей, длительная разлука с ними, конфликты между близкими людьми также участвует в возникновении неврозов.

      Социальные факторы. Самыми важными из факторов этого ряда считаются трудности в родительской семье (развод, внебрачное рождение, воспитание приемными родителями). Предрасполагают к заболеванию неврозом материнская депривация (16-27%), неправильное воспитание (избалованность, чрезмерная опека или необычная строгость), несоответствующее половое воспитание (пуризм, распущенность).

      Исходя из симптоматики нервных расстройств следует, что основные причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Сложный, многомерный процесс нарушения взаимоотношений в семье имеет патогенное влияние на формирование личности ребенка.

      Интенсивность появления невротического типа поведения во многом зависит от степени несоответствия характера воспитания и условий жизни детей особенностям их психического и личностного развития. Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация личности, что порождает у детей различного рода невротические состояния. Излишне строгое или деспотичное воспитание развивает у детей такие черты характера как неуверенность, застенчивость, пугливость, зависимость. Чрезмерное внимание и удовлетворение всех желаний ребенка приводит к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом и отсутствием самоконтроля. Отсутствие воспитания или эмоциональная отверженность ведет к возбудимости, неустойчивости, к асоциальному типу поведения[1,с.26].

      Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, поскольку проводником его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Безусловная родительская любовь формирует у детей чувство внутренней безопасности, самоценности, что служит лучшим средством от появления неврозов и других аномалий личности.

      Для предупреждения, профилактики и лечения невроза необходимо:

        Учитывать своеобразие темперамента ребенка, его индивидуальные особенности и личностные качества;

        Соблюдать основные режимные моменты (еда, сон и т. д.), но· не стараться одерживать сплошные победы в своих воспитательных мероприятиях. Необходимо помнить, что здоровый ребенок не может всегда беспрекословно подчиняться взрослым, и этим невольно создается почва для неврозов;

        Не относится к ребенку предвзято, научиться принимать его таким, какой он есть – по полу, темпераменту, характеру;

        Не фиксировать внимание на его отрицательных качествах, не забывать хвалить ребенка, когда он этого заслуживает;

        Предъявляйте разумные требования, соответствующие его возрасту, не требовать невозможного;

        Контролировать свои чувства, эмоции, поступки;

        Научиться анализировать собственные недостатки характера, являющиеся отрицательным примером для детей;

        Наладить конфликтные взаимоотношения с другим родителем;

        Быть гибким в воспитании и общении, научится признавать свои ошибки, уметь уступать.

        Захаров А.И. детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). – СПб.: Респекс, 2005. — 400 с.

        Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов.- СПб.: СпецЛит, 2001.-463 с.

        Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. — СПб.: Речь, 2005. — 400 с.

        Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. – М.:Крон-Пресс,1997. – 336с.


moluch.ru