Психологические последствия профессионального стресса

Каковы негативные последствия профессионального стресса?

Негативные последствия профессионального стресса заключаются в нарушении деятельности почти всех систем организма. Частое эмоциональное напряжение на рабочем месте приводит к развитию заболеваний, физическому и психическому истощению, уменьшает уверенность в собственных силах, снижает производительность труда.

Профессиональный стресс — это напряженное состояние человека, которое возникает при воздействии различных экстремальных факторов, связанных с трудовой деятельностью. Находясь в этом состоянии продолжительное время, работник теряет мотивацию и интерес к работе, становится неудовлетворенным, старается меньше находиться в коллективе, а иногда и вовсе увольняется.

Что такое стресс, и почему он возникает?

Под определением профессиональный стресс подразумевается эмоциональное напряжение сотрудника, которое вызвано его трудовой деятельностью. Это состояние не обязательно связано с какими-то внезапными экстремальными или неприятными ситуациями. Напряжение может накапливаться годами, и затем перерасти в серьезную и продолжительную депрессию. Причин развития профессионального стресса несколько:

  • плохие условия работы — некачественное или несовременное техническое оснащение, неудобное рабочее место, недостаточное освещение, теснота помещения, плохой микроклимат: слишком холодно или жарко, отсутствие вентиляции;
  • неудобное или удаленное расположение места работы от дома;
  • экономический фактор: низкая оплата труда, неопределенность перспектив;
  • скука, рутинная работа, неподходящий по возрасту коллектив;
  • конфликты с коллегами, угроза увольнения;
  • слишком большая ответственность, неопределенность границ обязанностей;
  • личные качества: неспособность сотрудника адаптироваться и подстраиваться под коллектив, отсутствие выдержки и самоконтроля;
  • несовпадение внутренних установок и ценностей с условиями работы.
  • Профессиональный стресс может возникать у работников, деятельность которых напрямую связана с большим количеством общения и информационных перегрузок. Многие люди не умеют противостоять агрессии и нападкам, которым они подвергаются со стороны недовольных клиентов. Такое эмоциональное напряжение часто приводит к неудовлетворенности своей работой и увольнению.

    К чему приводит стресс на работе

    Каждый руководитель должен заботиться о здоровом психологическом климате своей компании. Спокойный, сдержанный и общительный сотрудник вселяет доверие и располагает клиентов, тем самым повышая эффективность деятельности всего предприятия.

    Частые экстремальные и конфликтные ситуации на работе приводят к нервному напряжению сотрудников, что способствует разъединению коллектива и разладу совместной деятельности.

    Последствия профессионального стресса в трудовой деятельности делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся проявления стресса, которые лишь затрудняют выполнение профессиональных обязанностей: быстрая утомляемость, депрессия, появление проблем с адаптацией.

    Вторичные последствия возникают при отсутствии психологической или медицинской помощи, при недостаточной поддержке родственников и коллег. Такие стрессовые проявления существенно препятствуют качественному выполнению работы, а иногда делают ее вовсе невозможной. К вторичным состояниям относятся:

    • заметное снижение работоспособности;
    • профессиональное выгорание (апатия и безразличие к работе);
    • увлечение алкоголем и сильнодействующими лекарствами;
    • нервные расстройства;
    • повышенная конфликтность и агрессивность;
    • нарушение трудовой дисциплины;
    • ухудшение взаимоотношений в коллективе.
    • Получить стресс на работе достаточно просто. Хороший менеджер должен иметь навыки управления персоналом, не создавая при этом конфликтных ситуаций. От стабильного внутреннего состояния сотрудников зависит трудоспособность коллектива и успех компании.

      Влияние стрессов на здоровье

      Частые и длительные стрессы отрицательно влияют на здоровье человека. Они являются решающими факторами воздействия на появление или обострение многих болезней. Последствия, к которым приводит профессиональный стресс, могут быть самыми серьезными:

      1. Болезни органов пищеварения. При сильном волнении желудок вырабатывает больше соляной кислоты, чем обычно. Это вызывает ожог слизистой оболочки, а затем образование язвы. Кроме того, стрессы препятствуют усвоению полезных веществ и нарушают пищеварение.
      2. Лишний вес. Многие люди, находясь в стрессе, едят больше обычного, причем, в основном сладкое, что приводит к ожирению. Бывает, что от волнений человек резко худеет.
      3. Проблемы в половой сфере. Частое нервное напряжение у женщин приводит к нерегулярным месячным, а затем и к бесплодию. У мужчин — к уменьшению количества тестостерона, а со временем к импотенции.
      4. Патологии опорно-двигательной системы. Постоянное напряжение мышц, вызванное стрессами, приводит к остеохондрозу, сколиозу, артриту.
      5. Ослабление иммунитета. Находясь в эмоциональном напряжении, человек становится более восприимчивым к простудным и аллергическим заболеваниям. На фоне стресса может развиться даже астма.
      6. Эндокринные нарушения. В стрессовой ситуации надпочечники вырабатывают адреналин, что влечет за собой выработку большого количества глюкозы печенью. А повышенный уровень глюкозы может приводить к сахарному диабету.
      7. Преждевременное старение. Частые стрессы изнашивают организм, у женщин появляются морщины, кожа становится тусклой, волосы и ногти ломкими.
      8. Нарушение памяти. Постоянное напряжение блокирует отделы головного мозга, отвечающие за память.
      9. Болезни сердца. Адреналин, вырабатываемый во время стрессовой ситуации, увеличивает прилив крови к сердцу. При этом учащается сердцебиение, повышается АД. Сильное волнение может привести к сердечному приступу.

      Особого внимания заслуживает травматический стресс и его последствия. При отсутствии необходимой медицинской и психологической помощи у травмированного человека могут возникать разные фобии, неврозы, которые надолго выбивают его из нормальной жизни.

      Как справляться со стрессом

      Если стрессовых ситуаций на работе невозможно избежать, необходимо научиться предупреждать или хотя бы справляться с ними. Каждый человек может контролировать свое психологическое состояние и строить собственную программу защиты от стрессов. Повысить устойчивость к стрессам помогут несложные правила:

      1. Научитесь отслеживать момент, когда начинаете испытывать стресс: зафиксируйте, что приводит к потере самообладания, сколько длится этот период, что при этом испытываете. Если вы точно будете знать, когда может наступить стрессовая ситуация, то сможете не допустить ее появления.
      2. Научитесь останавливаться в момент, когда понимаете, что теряете контроль над собой: сделайте перерыв, глубоко вдохните.
      3. Отвлекитесь от проблемы: выйдите на воздух, заварите чай, полейте цветы, и через некоторое время проблема станет менее значимой, найдутся способы ее решения.
      4. Подумайте о том, что приносит вам радость и удовольствие: дети, любимое домашнее животное.
      5. Создайте группу поддержки: и дома, и на работе у вас должны быть близкие по духу люди, которые смогут поддержать.
      6. Снимайте стресс спортом: фитнес или вечерняя пробежка не только снимут напряжение, но и улучшат вашу физическую форму.
      7. Уделяйте время хобби и проводите выходные с семьей. Это позволит отделить работу от всего остального.

        Если вы все-таки подверглись стрессу на рабочем месте, не следует оставлять эту ситуацию без внимания, тем самым можно только усугубить проблему. Придя домой, постарайтесь все проанализировать: точно определите причину стресса, подумайте, насколько значимо для вас то, что произошло. Если значимо, то ищите способ решения проблемы, если произошедшее не очень важно — забудьте и живите дальше своей жизнью.

        Старайтесь проще относиться к жизни, смотреть на любую ситуацию со стороны и находить в каждой проблеме положительные моменты.

        Если избавиться от стресса самостоятельно нет возможности, не стесняйтесь обратиться за помощью к специалисту. Помните, что люди, которые умеют владеть собой, работают успешнее и эффективнее и поэтому добиваются больших успехов в карьере.

        1popsihiatrii.ru

        Стресс в профессиональной деятельности и его психолого-экономические последствия Текст научной статьи по специальности «Психология труда»

        Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Фонталова Наталья Сергеевна

        Посвящена особенностям психологического стресса , которые могут проявляться в процессе профессиональной деятельности. Дается определение понятия « стресс », приводится общая модель профессионального стресса , выделяются профессиональные стрессоры . Рассмотрены виды и причины профессионального стресса , его влияние на работоспособность, производительность и качество труда человека.

        Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Фонталова Наталья Сергеевна,

        The article is devoted to peculiarities of psychological stress, which can manifest themselves in the course of professional activities. The definition of the concept of «stress» is given, a general model of professional stress is provided and professional stressors are specified. The author studies the types and the reasons of professional stress, its influence on working capacity, productivity and quality of labour.

        Текст научной работы на тему «Стресс в профессиональной деятельности и его психолого-экономические последствия»

        ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

        УДК 159 Н.с. ФОНТАЛОВА

        ББК 52.5 кандидат психологических наук, доцент

        Байкальского государственного университета экономики и права,

        г. Иркутск e-mail: [email protected]

        СТРЕСС В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО ПСИХОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

        Посвящена особенностям психологического стресса, которые могут проявляться в процессе профессиональной деятельности. Дается определение понятия «стресс», приводится общая модель профессионального стресса, выделяются профессиональные стрессоры. Рассмотрены виды и причины профессионального стресса, его влияние на работоспособность, производительность и качество труда человека.

        Ключевые слова: стресс, профессиональный стресс, стрессоры, профессиональное выгорание, производительность труда.

        PhD in Psychology, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk

        STRESS IN PROFESSIONAL ACTIVITY AND ITS PSYCHOLOGICAL AND ECONOMIC CONSEQUENCES

        Keywords: stress, professional stress, stressors, professional burnout, norm of labor productivity.

        Проблема стресса в настоящее время приобретает все большую актуальность. Стресс присутствует во всех сферах человеческой жизни, в том числе и в профессиональной. Результатом этого являются последствия не только психологического, но и экономического характера, такие как рост числа заболеваний стрессовой этиологии, ухудшение трудоспособности активной части населения, различные формы «личностного неблагополучия», в итоге — потеря квалифицированной рабочей силы. Кроме этого, снижается производительность труда и, как следствие, доходы в целом.

        Термин «стресс» (англ. stress — давление, напряжение) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, т.е временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Первоначально понятие стресса возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационно-

        © Н.С. Фонталова, 2011

        го синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье). Позднее оно стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, биохимическом, психологическом, поведенческом уровнях [7].

        В последние годы отмечается растущий интерес к исследованиям в области профессионального (рабочего) стресса. Развитие стресса на рабочем месте выделено как важная научная проблема в связи с его влиянием на работоспособность, производительность и качество труда, состояние здоровья индивида. В литературе по проблеме показано, что ряд рабочих стрессоров, таких как ролевая неопределенность, конфликты, недостаточный контроль, рабочая перегрузка и др., обычно бывает тесно связан с психическим напряжением, психосоматическими расстройствами, а также с неблагоприятными поведенческими последствиями [2; 6; 8—11].

        Центральным понятием в литературе по профессиональному стрессу является понятие контроля (т.е. оценки и коррекции) способов и результатов деятельности. В работах, посвященных созданию общей теории стресса рабочего места, на основании исследований проблемы контроля выдвинута гипотеза, что переживания стресса возникают при взаимодействии двух факторов — ответственности и контроля («широта работы» и «психологические требования»).

        «Активные» профессии предъявляют к работнику высокие требования, но также дают большую степень контроля за способами и результатами выполнения заданий

        (врачи, адвокаты, руководители). Есть профессии с высоким уровнем контроля, но относительно низкими требованиями (или требованиями с отставленной реализацией) — ученые, архитекторы, ремонтники, считающиеся наименее стрессовыми. «Пассивные» профессии (сторожа, вахтеры) дают мало возможностей для контроля и предъявляют низкие психологические требования к работнику.

        На рисунке представлена общая модель профессионального стресса, отражающая содержание и характер взаимосвязи основных его компонентов. В целом составляющие системы труда могут вызывать прямые стрессовые реакции, которые регулируются личностными и когнитивными характеристиками человека. Если эти краткосрочные стрессовые реакции становятся хроническими, они могут привести к значительным негативным последствиям для его здоровья и работы.

        Рост интереса к профессиональным стрессам в последнее время не случаен, так как их негативные последствия влияют не только на психическое и физическое здоровье отдельного работника, но и на организационную среду, эффективность функционирования организации в целом, а также на производительность труда, плодотворность, продуктивность производственной деятельности людей. А производительность труда измеряется количеством продукции, произведенной работником в сфере материального производства за единицу рабочего времени (час, смену, месяц, год), или количеством времени, которое затрачено на производство единицы продукции.

        Общая модель профессионального стресса (источник: [2])

        Профессиональный стресс — это многоплановый феномен, совокупность физиологических и психологических реакций субъектов трудовых отношений на сложную профессиональную ситуацию.

        Можно выделить различные виды стресса, возникающего в процессе трудовой деятельности: рабочий стресс, обусловленный причинами, связанными с условиями труда, организацией рабочего места; профессиональный стресс, связанный с самой профессией, родом или видом деятельности; организационный стресс, возникающий вследствие негативного влияния на работника особенностей организации.

        Психологическая специфика стресса зависит как от достаточно сильных внешних воздействий на человека, так и от личностного смысла цели его деятельности, оценки ситуации. Исходя из этого и трудовая деятельность, и конкретная производственная ситуация могут являться причиной для возникновения у человека стрессового состояния. Истинные причины стресса часто скрываются в личностных особенностях самого субъекта трудовых отношений: в его мировоззрении, установках, стереотипах восприятия, потребностях, мотивах и целях. Поэтому причины профессионального стресса можно разделить на главные и непосредственные. Непосредственными причинами могут послужить такие события, как конфликт с руководством, дефицит времени, сложность задания, проблемные ситуации в процессе коммуникации и т.д., следствием которых является развитие психической напряженности и стресса. Чаще всего непосредственные причины связаны со сложностью задания и условиями трудовой деятельности. Главные причины возникновения стресса связаны с индивидуальными особенностями человека — психологическими, физиологическими, профессиональными. Практически любой аспект профессиональной деятельности может стать причиной стресса, если он рассматривается субъектом деятельности как превосходящий его возможности и ресурсы. Дополнительные факторы жизни человека могут также оказать влияние на возникновение или усугубление стресса. К ним можно отнести рост безработицы, преступность, экономические, политические, военные кризисы, т.е. глобальные факторы, влияющие на возникновение стресса; и

        личностные факторы, такие как финансовые или юридические проблемы, семейные конфликты, возрастные и жизненные кризисы, потеря близких, снижение трудоспособности и др. [1-5; 9].

        Н.В. Самоукина выделяет такие виды профессионального стресса (дистресса): информационный стресс; эмоциональный стресс; коммуникативный стресс [6].

        Часто профессиональный стресс изучают в тесной связи с понятием «профессиональное выгорание».

        Впервые термин «burnout» (англ. «выгорание, сгорание») был введен американским психиатром X. Фреденбергом в 1974 г. Под выгоранием подразумевалось состояние изнеможения в совокупности с ощущением собственной бесполезности, ненужности [8].

        В.В. Бойко дает следующее определение термина: «Эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» (цит. по: [3]).

        Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них [2; 10]. Модель синдрома может быть представлена как трехкомпонентная структура, включающая в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию, редукцию персональных достижений.

        Таким образом, профессиональный стресс может присутствовать в деятельности каждого человека. Профессиональный стресс имеет психологические и экономические последствия. К таким последствиям психологи и экономисты относят снижение производительности труда, работоспособности, ухудшение психологического и физического здоровья человека, профессиональное выгорание. Стресс напрямую связан с организационными проблемами или плохими условиями работы, с нечеткими служебными обязанностями, маленькой зарплатой и неясной перспективой служебного продвижения.

        Список использованной литература

        1. Азон Б. Стресс излечим. М., 1994.

        2. Бодров В.А. Информационный стресс. М., 2000.

        3. Банковский А.Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния. М., 1991.

        4. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 2000. № 3. С. 4-21.

        5. Лосик Б. Держитесь! Стресс-менеджмент для трудоголиков / пер. с англ. С.М. Беднякова. М., 2006.

        6. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 1999.

        7. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960.

        8. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб., 2001.

        9. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса: Теория и практика. М., 2009.

        10. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб., 2006.

        11. Щербатых Ю.В. Психология стресса. М., 2008.

        1. Azon B. Stress izlechim. M., 1994.

        2. Bodrov V.A. Informatsionnyi stress. M., 2000.

        3. Zankovskii A.N. Professional’nyi stress i funktsional’nye sostoyaniya. M., 1991.

        4. Leonova A.B. Osnovnye podkhody k izucheniyu professional’nogo stressa // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14, Psikhologiya. 2000. № 3. S. 4-21.

        5. Losik B. Derzhites’! Stress-menedzhment dlya trudogolikov / per. s angl. S.M. Bednyakova. M., 2006.

        6. Samoukina N.V. Psikhologiya i pedagogika professional’noi deyatel’nosti. M., 1999.

        7. Sel’e G. Ocherki ob adaptatsionnom sindrome. M., 1960.

        cyberleninka.ru

        Тяжелые последствия стрессов: разрушение каждой части организма

        Продолжительное воздействие эмоционального стресса способно привести к тяжелым проблемам с человеческим здоровьем. Постоянный стресс нарушает деятельность почти каждой системы организма человека. Стресс способствует повышению кровяного давления, угнетает иммунную систему, увеличивает опасность сердечного приступа и инсульта, провоцирует бесплодие, и активизирует процесс старения. Какие бывают последствия стресса?

        К чему приводит стресс

      8. Проблемы во время беременности. Стресс у женщин в период беременности провоцирует усиление токсикоза, развитие ряда болезней, родовых аномалий.

        К последствиям сильного эмоционального стресса у беременных женщин некоторые специалисты относят обвитие пуповиной шеи младенца при родах.

        • Болезни органов пищеварительного тракта. Впоследствии сильных волнений может возникнуть язва желудка. В органах пищеварительного тракта вырабатывается большое количество соляной кислоты. Происходит ожог и впоследствии – язва. Кроме этого, стресс негативно воздействует на усвоение полезных веществ и на сам пищеварительный процесс. Поэтому часто случаются задержки стула и расстройства.
        • Проблемы опорно-двигательного аппарата. Во время сильного эмоционального стресса мышцы невольно напрягаются. Продолжительное их сокращение способствует развитию этих проблем.
        • Ожирение. У многих женщин есть привычка заедать стресс. Стараясь заглушить негативные эмоции, человек ест больше чем обычно, в итоге набирает избыточный вес. Иногда бывает наоборот – наблюдается отсутствие аппетита.
        • Проблемы половой системы. У женщин возникают нарушения менструального цикла, а также снижается либидо. Хронический стресс у женщин может привести к бесплодию. Воздействие эмоционального стресса на мужчин приводит к уменьшению количества тестостерона. Снижается выработка спермы, повышается риск развития импотенции.
        • Ослабление иммунной системы. Человек может работать в условиях эмоционального нервного напряжения и не болеть. Но стоит ему немного расслабиться, иммунитет начинает восстанавливаться и даже обыкновенный насморк может спровоцировать появление высокой температуры. Вследствие ослабления иммунной системы после сильного стресса могут возникнуть аллергические реакции, и даже существует риск заболеть астмой. Человек, который пребывает в состоянии продолжительного стресса, открыт для вирусных и инфекционных заболеваний, происходит усиленное продуцирование гормона нейропептида Y, ослабляющего иммунную систему организма.
        • Проблемы с внешностью и преждевременное старение организма. Нервные переживания очень изнашивают организм человека. Результат стресса у женщин виден невооруженным глазом — преждевременные морщины, блеклые волосы, ломкие ногти.
        • Проблемы с кожей. Вместе с преждевременными морщинами кожа человека, особенно у женщин, может отреагировать на эмоциональные волнения зудом и шелушением. Это реакция множества нервных окончаний. При стрессовом напряжении может появиться даже угревая сыпь, вследствие выработки большого количества тестостерона.
        • Проблемы с памятью. Хронический стресс может повредить отделы головного мозга человека, отвечающие за память.
        • Сердечно-сосудистые заболевания. Как правило, учащается сердцебиение, увеличивается сокращение сердца, помимо этого, поднимается артериальное давление. Этим факторам способствует адреналин, который выделяется при стрессе. Наукой обосновано, что избыточный адреналин сжигается лишь в мышцах во время физических нагрузок. Если он не выходит, то впоследствии формируются такие заболевания, как вегетососудистая дистония и гипертония. А частые негативные волнения могут спровоцировать сердечные приступы.
        • Установлено, что 7 из 10 случаев инфаркта миокарда, вызываются психологическими перегрузками.

          • Проблемы эндокринной системы. При стрессовых обстоятельствах надпочечники вырабатывают адреналин и кортизол. Поэтому печень принимается производить еще больше глюкозы. В дальнейшем повышенный уровень глюкозы может спровоцировать сахарный диабет.
          • Последствия стресса на работе

            При сильном и затяжном профессиональном стрессе последствия весьма неблагоприятны. Человек испытывает чувство эмоционального нервного напряжения, волнения, тревоги. Это сказывается не только на уровне производительности труда, но и на физическом и эмоциональном здоровье.

            Вследствие профессионального стресса понижается уверенность в собственных силах, увеличивается напряжение на работе, а удовлетворенность работой уменьшается. Прогулы и плохая продуктивность также обусловливаются стрессом на работе. Есть доказательства того, что профессиональный стресс способствует развитию заболеваний.

            Профессиональный стресс приводит к физическим и психологическим последствиям. Физическое явление способствует появлению проблем со здоровьем: повышенное артериальное давление, сердечные приступы, инсульт, диабет, боли в мышцах, ослабленный иммунитет. Психологические негативные последствия профессионального стресса могут привести к истощению, депрессивным состояниям, насилию в семье, а иногда к суициду.

            Осложнения после травматического стресса

            Последствиями травматического стресса являются депрессивные состояния, панические атаки и фобии, тревожные расстройства и невроз. Если человеку не оказать нужную помощь, могут появиться очень тяжелые осложнения, которые могут выбить его из нормальной жизненной колеи.

            Психологическое состояние человека после травматического стресса меняется очень сильно. У него отмечаются провалы в памяти, человек пытается выбросить из нее факты, которые связаны с испытанным шоком. Он становится безразличным, безынициативным, враждебным и бесчувственным. Человек старается:

          • упрямо избегать всего, что связано с пережитым несчастьем;
          • устраняться от общества;
          • притуплять все эмоции, которые могут привести к повтору трагедии;
          • не строить планов, довольствоваться ближайшим будущим.

          Такое существование нельзя назвать полноценным, в этом и состоит опасность последствий травматического стресса. Человек, претерпевший травматический стресс и не получивший квалифицированной помощи, стает абсолютно другой личностью. Теперь специфическими его особенностями становятся:

        • раздражительность и враждебность;
        • рассеянность;
        • сверхбдительность и подозрительность;
        • преувеличенное реагирование.
        • Очевидно, что стресс способствует общему ухудшению здоровья, возникновению депрессии, фобий и остальных психологических нарушений. У человека портятся отношения с окружением, может возникнуть зависимость от наркотиков или алкоголя, вероятны попытки суицида.

          Некоторые ученые даже утверждают, что стресс – это основной фактор развития рака и остальных онкологических заболеваний.

          Последствия стресса могут иметь большую разрушительную силу, поэтому необходимо задуматься, как снизить его воздействие и какие способы использовать для борьбы с ним.

          Видео: лекция о стрессе и его последствиях

          Если видео не загрузилось, попробуйте обновить страницу (нажать клавишу F5 на клавиатуре), это может помочь.
          myvsd.ru

          Профессиональный стресс. Теории и модели профессионального стресса

          Профессиональный стресс – напряженное состояние работающего человека, возникающее у него при достаточно длительном, более или менее интенсивном воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное непосредственно с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.

          В случаях информационных перегрузок, когда человек не справляется с возникшей перед ним задачей, не успевает принимать важные решения в условиях, прежде всего, острого ограничения во времени, возникает информационный стресс. Причем, как мы понимаем, напряженность еще может усилиться, если принятие решения, выполнение ответственного задания связаны с высокой степенью ответственности, или происходит при недостатке необходимой информации, частом или внезапном изменении заданий, требований, информационных параметров профессиональной деятельности.

          Эмоциональный стресс может переживаться тогда, когда разрушаются внутренние установки, личностные ценности человека, связанные с его профессией, работой, должностью. Эмоциональный стресс возникает при наличии реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, непонимания, недоверия, несправедливости, в случаях противоречий или разрыва деловых [личных] отношений с коллегами по работе или конфликте с руководством (это уже приближение к коммуникативному стрессу).

          Коммуникативный стресс , связанный с реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, незнании [специальных] приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения.

          Если попытаться отследить динамику профессионального стресса, то можно определить следующие стадии развития стрессового состояния:
          – нарастание напряженности (I);
          – собственно стресс (II);
          – снижение внутренней напряженности (III).

          Уточним: продолжительность первой стадии может быть разной. Один человек заводится практически мгновенно, в течение двух-трех минут, а у другого внутреннее напряжение (до сброса, вспышки, приступа) накапливается в течение нескольких дней, недель или даже месяцев. Состояние и поведение человека при стрессе резко меняется и часто на противоположное. Об этом человеке иногда говорят: он потерял свое лицо или он потерял самообладание : спокойный и сдержанный неожиданно становится суетливым, раздраженным, даже агрессивным и жестоким, живой, подвижный и общительный человек может стать мрачным, замкнутым и заторможенным. На этой стадии исчезает психологический контакт в деловом и межличностном общении, появляется отчуждение в отношениях… И хотя на первой стадии стресс еще остается более или менее конструктивным и может в некоторых случаях даже повысить успешность профессиональной деятельности, постепенно ослабевает самоконтроль, и человек теряет способность сознательно и разумно регулировать собственное поведение.

          Вторая стадия в развитии стрессового со стояния начинается тогда, когда происходит потеря эффективного и сознательного самоконтроля (полная или частичная). Деструктивный стресс разрушительно действует на психику. Человек может осознавать свои действия или довольно плохо, или не полностью. Часто потом говорят, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все, в той или иной мере переживавшие стресс, впоследствии сожалеют о своем поведении, поступках, делах. Вторая стадия по своей продолжительности строго индивидуальна: от нескольких минут и часов до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы, человек чувствует опустошение и усталость.

          На третьей стадии он останавливается и задумывается о себе и своих поступках, переживает чувство вины, кается…

          Мы знаем: пройдет какое-то время, и стресс может опять повториться. У каждого свое время, свой интервал, своя, индивидуальная форма поведения в стрессовом состояния. Свой сценарий стрессового поведения , выражающийся (помимо прочего) в частоте и форме проявления стрессовых реакций: одни в стрессе чуть ли не каждый день (но в небольших дозах – не слишком агрессивны и не портят отношения с окружающими), другие – несколько раз в год, но сильно, при этом снижая самоконтроль в общении – могут неожиданно «взорваться» и накричать на окружающих, родных и близких, сделать кому-то больно, подать заявление об уходе, разорвать отчет и т. п. Однако стрессовый сценарий проявляется не только в таких характеристиках, как частота и форма поведения и общения человека – важной и такая характеристика, как направленность стрессовой агрессии человека; на самого себя, на окружающих. Стрессовый сценарий запускается автоматически: достаточно незначительного нарушения привычного ритма и условий – и как будто против воли «включается» стрессовый механизм и начинает раскручиваться. Человек конфликтует из-за мелочей. У него искажается восприятие сотрудников и коммуникативной ситуации, близких и их отношения к нему, он придает негативное значение тем деталям, на которые в спокойном состоянии почти никогда не обращал внимание.

          Здесь-то и встает главный вопрос: может ли работник, специалист, научиться регулировать собственное состояние и поведение в условиях профессионального стресса и перестроить свой стрессовый сценарий? Ответ вполне понятен – в профессиональной деятельности более успешны люди, умеющие владеть собой, имеющие развитую психотехнику личной саморегуляции, знающие свои сильные и слабые стороны, умеющие вовремя сдержаться, проявить терпение, затормозить или заморозить свои внутренние порывы и сохранить самообладание.

          В принципе есть и несколько правил [саморегуляции в условиях профессионального стресса]:
          – полезно понаблюдать за самим собой;
          – успешность построения личной программы защиты от профессионального стресса зависит от того, насколько точно и своевременно будет замечено начало вступления полосы стресса и потери самоконтроля;
          – необходимы поиски способов остановки самого себя (пауза в общении с сотрудниками, помолчать несколько молчание, выход из комнаты, кабинета и пр., смена занятия);
          – серьезно задуматься и попытаться понять, что помогает снять напряжение, что больше радует, чем занимаетесь с увлечением – отсюда: стараться чаще выкраивать немного времени на занятия, которые приносят удовлетворение и радость.

          В нашей профессиональной деятельности мы часто сталкиваемся с таким явлением, как раздражительность. Основная причина ее – это, конечно, усталость вследствие производственных перегрузок. Причиной хронической раздражительности на работе может выступить, и привычка постоянно общаться «на повышенных тонах». Кроме того, раздражительность проявляется и из-за внутренней неуверенности в себе – пониженная/заниженная самооценка. Тревожность, неудовлетворенность работой или должностью часто тоже вызывают раздражительность при общении. В свою очередь, повышенная раздражительность легко переходит в коммуникативную агрессию – специфическую форму выражения тяжелых, негативных состояний. Коммуникативная агрессия в условиях профессиональной деятельности проявляется в стремлении унизить в подавить соперника в конкурентной борьбе, разрушить статус и авторитет какого-либо сотрудника, в желании исключить данного человека из коммуникативных контактов. При помощи агрессии работник может защищаться от реального или мнимого нападения, демонстрировать силу и самоутверждаться, организовывать для себе психологическую разрядку, особенно если накапливается неудовлетворенность работой или служебным положением. Коммуникативная агрессия может быть физической или вербальной (словесной), прямой или косвенной (придирчивость, намеки, отказ от помощи, ложь, мелочность, угрозы), ситуативной (спонтанные вспышки слепой ярости), направленной на другого (обвинение другого), аутонаправленной (самообвинение).

          Вообще, конечно, понятно, что человек чувствует себя спокойным и удовлетворенным, если в общении с деловыми партнерами соблюдается принцип справедливости: сколько он отдает в общении, столько же должен получать. При недооценке личностного и эмоционального вклада в процесс общения человек испытывает чувство обиды и стремится всеми возможными способами восстановить справедливость/равновесие. И наоборот, при переоценке активности во взаимодействии испытывает чувство вины, не менее тяжелое, чем обида, и снова стремится восстановить справедливость равновесие. Чувствительность к справедливости в деловом и межличностном общении имеют все, только одни стремятся больше отдавать (альтруисты), а другие больше брать (эгоисты). Довольно часто альтруисты больше вкладывают в общение потому, что получают от этого коммуникативное удовлетворение. При помощи таких «коммуникативных вкладов » они укрепляют чувство собственного достоинства и повышают самооценку. Эгоисты стремятся что-то получить от нужного человека, не прикладывая к этому никаких усилий или затратив минимальные усилия. Чтобы принцип справедливости в процессе делового общения не нарушался, необходимо правильно выбрать психологическую единицу своего вклада в общение. И тут сразу приходит на ум золотое правило этики : «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Или иначе: «Не делайте другим того, чего не хотите себе». Чтобы не попасть в стресс, связанный с проблемами делового общения, вероятно, необходимо помнить одно главное условие: быть терпеливым к разным людям и сохранять самообладание в трудных ситуациях. Терпеливый человек опирается на свой профессиональный и жизненный опыт, показывающий, что деловых партнеров без недостатков не бывает. Он знает свои недостатки, поэтому спокойно и терпеливо относится к недостаткам окружающих людей. Вероятно, стоит помнить правила:
          – внутренне решиться заботиться о самом себе, своем спокойствии;
          – не брать всю вину на себя;
          – не винить партнера;
          – дать время себе и партнеру, коллеге обдумать решение…
          – научиться отказывать.

          При формулирования отказа текст, произносимый отказывающим человеком, содержит три основные части: фразу, содержащую положительное содержание (положительную оценку собеседника, отношений или ситуации); фразу, содержащую отрицательное содержание (формулировку отказа я его объективных причин); фразу, содержащую опять положительное содержание (положительный прогноз относительно того, что когда-то в будущем помощь партнеру может быть оказана, потому что является важным факт сохранения хороших отношений).

          Приведенная формула отказа является эффективной, потому что построена на основе психологических законов восприятия и общения – человек акцентирует внимание и эмоционально реагирует на начало и конец общения, лучше запоминает именно начало и окончание разговора, а содержание середины несколько «смазывается», не несет для него особой эмоциональной нагрузки и часто воспринимается более спокойно. Особенно, если эта середина «пронизана» объективными причинами, вызвавшими отказ.

          А теперь – о манипулировании. Часто о нем говорят в медицине, когда врач осуществляет медицинские манипуляции на теле пациента , чтобы вылечить его. О манипулировании говорят в кукольном театре, когда актер вручную манипулирует куклами, привязанными на ниточках. Куклы повторяют облик человека, но не имеют внутреннего духовного содержания: у них нет собственных желании, направляющих их активность. Манипулируют с предметами фокусники в цирке…

          А у нас в качестве активного субъекта выступает человек. О манипулировании, имея в виду особый род человеческого взаимодействия, говорят всегда лишь с негативным оттенком, предполагая что-то уничижительное, обидное, снижающее статус человека и разрушающее его человеческое достоинство. Цели манипулятора просты и очевидны:
          – корысть (деньги, связи), стремление использовать силы и жизненное время другого человека;
          – самоутверждение.
          Критериями, свидетельствующими о том, что манипулирование действительно имеет место, выступают ситуации:
          – когда один человек запугивает другого и стремится вызвать в нем переживания страха;
          – когда манипулятор заставляет другого человека переживать вину и раскаяние в то время, когда тот ни в чем не виноват;
          – когда кто-то пытается сделать так, чтобы другой почувствовал подавленность, неуверенность в себе, снижение самооценки;
          – когда первый вызывает в другом чувство навязанного долга.

          В роли «жертвы» часто выступает открытый и добрый человек, который [долго] не может поверить в то, что его используют. И то, что такие люди «добыча» для манипулятора, еще не причина того, что им нужно освобождаться от своей доброты и становиться злыми и закрытыми. Доброта приносит человеку радость: он счастлив, когда может кому-то помочь, он умеет искренне радоваться и преданно любить. Темные и тяжелые чувства посещают его очень редко, душа его светла и легка. С возрастом он становится красивее: его лицо светится, глаза лучатся…

          Манипулятивное общение – общение скрытое и «замаскированное». Обычно манипулятор объясняет свои действия стремлением заботиться не о себе, а о другом человеке. Поэтому если другой открыто говорит о том, что. он понимает истинные цели манипулятора, ситуация общения между ними кардинально меняется. Манипулятор начнет стремиться учитывать интересы и желания своего партнера или вовсе прекратит свои попытки. Вполне возможно, что он захочет уйти (что воспринимается партнером, как освобождение из плена).

          Отметим еще и так называемый, условный стресс несовпадения по темпу общения. Люди часто бывают недовольны друг другом, если один излишне медлителен, а второй излишне поспешен. Перед сверхмедлительными и сверхторопливыми стоит одна и та же задача: изменить темп общения в сторону усреднения. Иначе: те, кто общается слишком медленно, должны стремиться к возможному ускорению в выражении своих мыслей и чувств. А те, кто общается слишком торопливо, должны стараться замедлять себя в разговорах с другими людьми…

          Большая часть родителей формирует у нас в детстве программу на успех. Называя детей талантливыми и способными, ругая даже за «четверку», они дают установку: вуз – престижная работа – высокая должность – стремительная карьера и потрясающая зарплата – все блага мира… Трудности и проблемы возникают тогда, когда нет внутренних ресурсов для достижения того уровня успеха профессиональной деятельности, который он планирует (по родительской программе). Например, он хочет быть известным художником или писателем, но не имеет художественных или литературных способностей. Стремится к руководящей должности, но не умеет эффективно общаться с людьми. Отсюда – тяжелые переживания, вплоть до нервных срывов и депрессий, начинаются тогда, когда слишком высокий уровень притязаний, связанный с усвоенной в детстве установкой только на успех и достижения, не обеспечивается внутренними ресурсами человека – его возможностями и способностями. Правда, могут быть и другие, внешние преграды: непризнание таланта обществом, несоответствие историческому времени, неблагоприятные обстоятельства жизни. К депрессии и личностному разрушению, к тяжелому стрессу приводит внутренний, психологический механизм самооценки, имеющийся у каждого человека – он отождествляет (идентифицирует) себя с результатами своей жизни и деятельности. Он не умеет понять, что сам по себе, вне зависимости от успеха и достижений, – ценность, как может быть ценной и уникальной любая человеческая личность. А так важно уметь чувствовать, что независимо от должности, которую занимает человек, независимо от заработка, его любят и ценят близкие, родные и друзья.

          А стресс, вызванный боязнью сделать ошибку ? Страх ошибки появляется, когда человек имеет слишком сильную внутреннюю установку только на успех и когда существуют запреты или карательные санкции в случае ошибки (уменьшение зарплаты или премии, увольнение и т. д). Как это ни покажется странным, наиболее сильный стресс человек переживает в именно тогда, когда стремится быть только успешным и удачливым. Боязнь ошибки блокирует творческие способности: испытывается внутренняя скованность и напряжение, появляется повышенный самоконтроль и излишне жесткая схема слежения за собственными действиями. В результате человек сам снижает свой потенциал. Страх сделать, ошибку заставляет человека избегать всего нового, в определенном смысле делает его излишне консервативным. Человек строит защиты везде и повсюду и даже там, где в этом нет объективной необходимости.

          Профессиональная деятельность многих мужчин в женщин часто бывает похожа на отчаянный бег по дорожкам конкуренции: в окружающих людях они видят именно конкурентов, даже в друзьях и близких; их сопровождает страх оказаться несостоятельными и проиграть в конкурентной борьбе. Они болезненно реагируют на малейшие детали, проскальзывающие в обычных разговорах, ревнуя к успеху даже тех людей, которых не знают. Наконец, они боятся быть естественными, и для того, чтобы их считали успешными в преуспевающими, ведут себя неестественно, приукрашивая себя и свою жизнь. На «алтарь конкуренции» часто кладется все: силы, здоровье, отказ от радостей жизни, друзей, любви, а подчас и от рождения детей. Человек, отдающий себя конкурентной «гонке», начинает жить «не своей жизнью»: он выбирает работу не по склонности, а в соответствии с престижем, его окружают только «нужные» люди, а на друзей не хватает ни времени, ни сил. И часто наступает не только стресс – появляется реальная психологическая, эмоциональная зависимость, аддикция, известная ученым как «работоголизм».

          Обычно считается, что стресс возникает при неблагоприятных условиях. И это действительно так. Но негативные условия – не единственный источник стресса – интенсивный стресс может испытываться и тогда, когда пришел крупный успех, для достижения которого было затрачено много усилий и много времени. Стресс, настигающий человека в момент наивысшего успеха, выражается в том, что после свершения значимого события часто наступает состояние пустоты, ненужности того, что осуществилось. После достижения значимой цели может возникнуть резкое понижение жизненного тонуса – развиваются апатия, безразличие, становится непонятно, зачем столько времени и сил было отдано всему этому? Ожидалось, что придет огромное счастье, но, в основном, все остается по-прежнему – отсюда разочарование в себе, в людях, в жизни вообще. В таком эмоциональном состоянии человеку кажется, что он не получил всего того, что заслужил тяжким трудом, а теперь не может воспользоваться его плодами – и вот они – депрессия, уныние, болезнь, стресс. Может быть, для того, чтобы не попасть в стресс, связанный с успехом, необходимо не выкладываться до конца и не надрываться для достижения даже самой значимой цели? А в момент достижения не останавливаться и планировать свою жизнь дальше? Помнить, что пустота после успеха – это лишь освобождение для того, чтобы наполниться чем-то новым? Вероятно, сразу же, практически на следующий день, стоит переключиться на другую деятельность и начать что-то новое. И, главное: оставаться активным и направить свою энергию на достижение новой цели.

          Осталось добавить о суровых, но вполне понятных взаимоотношениях между стрессом и деньгами: стресс возникает и в тех случаях, когда подарки судьбы обрушиваются неожиданно, когда человек к этому не готов, и, особенно когда это связано с большими деньгами. Замечено, что крупный лотерейный выигрыш или неожиданное наследство в большинстве случаев приносят отнюдь не пользу… Личность часто теряет ориентиры привычной жизни, начинает метаться, совершает странные и неожиданные поступки, тратит огромное количество денег впустую и т. д. Проблема денег и связанных с ними переживаний неоднозначна. «Все зло от больших денег», – эта формула права [когда большие деньги приходят неожиданно]. А многие замечают: не приносят счастья деньги, заработанные не собственным реальным трудом. Существует своеобразная «философия денег», которая пока не всем известна в России, потому что большие деньги и искусство обращения с ними – проблемы, с которыми здесь столкнулись недавно. Так, известно, что у каждого человека есть своя индивидуальная «граница» – запрограммированное для него количество денег или богатства. Для одного достаточно купить квартиру, дачу, машину, а дальнейшее наращивание состояния «блокируется» возникающими преградами и неудачами. Для другого даже покупка острова еще далеко не предел. Бывает, что неприятные события, связанные с деньгами, могут казаться неожиданными только для самого человека, а на самом деле они являются прямым следствием объективных закономерностей. Хотя частенько с деньгами связывается только положительное, и совершенно забывается об отрицательных последствиях высокого материального благополучия или богатства. Итак, деньги дают свободу, власть, уверенность в себе, расширяют возможности, обеспечивают высокий уровень жизни. Положение в обществе, хорошее образование, достойное медицинское обслуживание, круг общения, путешествия, удобства, вкусная еда, одежда – это далеко не полный перечень всего того, что можно приобрести, имея солидные деньги. Но деньги связаны и с переживаниями стрессового характера: возникает безудержное желание их не только потратить, но и преумножить. Идя на риск, вкладывая деньги в сомнительные предприятия, человек мостит себе дорогу к тяжелому стрессу, если теряет свои сбережения. Но даже если деньги на месте, всегда остается страхом их потерять.

          Результаты изучения профессионального (рабочего) стресса, его причин и проявлений, механизмов купирования и преодоления и других вопросов сегодня еще недостаточно раскрывают такие аспекты этой проблемы, которые связаны со спецификой современных видов деятельности, отражающей характер развития технического и технологического, электронного и компьютерного оснащения практически всех сфер производства. Характер информационного взаимодействия человека и техники, высокая ответственность и сложность и ряд других особенностей обусловливают не только возможность развития у специалистов состояния стресса, но и специфические источники его формирования (помимо прочих организационных, физических, социальных факторов), связанные с информационной (умственной) рабочей нагрузкой, процессами преобразования информации, содержанием сообщений и с другими факторами соответствующих профессий.

          Профессиональный стресс можно попытаться определить как многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную трудовую ситуацию. Такой подход позволяет выделить следующее:
          1) определить, какие изменения (параметры) данного феномена соответствуют рассматриваемому виду трудовой деятельности;
          2) выявить «желательные области» (как с точки зрения субъективных, так и объективных реакций рабочего) в каждом из исследуемых измерений;
          3) стандартизировать отклонения, с тем, чтобы соотнести реакции в каждом из изучаемых измерений. В идеале эти отклонения отразят паттерны реагирования, а также величины и длительность этих отклонений;
          4) определить «вес» каждого из исследуемых измерений .

          Главным в исследованиях профессионального стресса сегодня является понятие контроля (то есть оценки и коррекции) способов и результатов профессиональной деятельности. Так, существует гипотеза о том, что переживание стресса возникает при взаимодействии между двумя факторами – ответственностью и контролем («широта работы» и «психологические требования»). Высокую напряженность имеет такая работа (профессия), в которой индивид при большой ответственности имеет недостаточный контроль за способами и результатами выполнения заданий. «Активные» профессии предъявляют большие требования, но также дают большую степень контроля (врачи, адвокаты, руководители). Есть и профессии с высоким уровнем контроля, но относительно низкими требованиями (или требованиями с отдаленной по времени реализацией) – ученые, архитекторы, ремонтники – они считаются наименее стрессовыми. Пассивные профессии (сторожа, вахтеры) дают мало возможностей для контроля, но предъявляют и низкие психологические требования к работнику .

          Существует ряд моделей профессионального стресса, среди которых наиболее известной является так называемая Мичиганская модель (и ее варианты), созданная в Институте социальных исследований Мичиганского университета (США). Эта модель стресса, вызванного социальным окружением, отражает особенности восприятия человеком факторов этого окружения и его реакций, а также возможные последствия влияния этого состояния на здоровье индивида.

          Индивидуальные различия и элементы социального окружения могут изменять эти отношения .

          Согласно другой модели источником стресса, как и в модели социального окружения, является объективная (реальная) ситуация, которая посредством механизма ее оценки воспринимается как субъективно отраженная. Эта оценка переходит в фазу принятия решения о проявлении специфической реакции, которой является, главным образом, сознательное поведение, а не сочетание поведенческих, физиологических и психологических реакций, как в модели социального окружения. Хотя эти две модели и согласуются между собой, они отличаются типом конечных результатов .

          Общая модель профессионального стресса отражает содержание и характер взаимосвязи основных компонентов. В целом, факторы системы труда могут вызывать прямые стрессовые реакции, которые регулируются личностными и когнитивными характеристиками . Если эти краткосрочные стрессовые реакции становятся хроническими, они могут привести к значительным негативным последствиям для здоровья и работы .

          Представители когнитивного подхода считают, что рассогласование между требованиями деятельности и когнитивными ресурсами субъекта инициирует активность одного из управляющих контуров, обеспечивающих уменьшение рассогласования. Первый контур включает такие стратегии, как «работать напряженнее» (в краткосрочном, оперативном плане) или приобретение новых навыков (в долгосрочном плане). Это попытки активной адаптации – они направлены на снятие рассогласования с помощью управляющего решения усилить использование когнитивных ресурсов. Два других контура также направлены на снятие рассогласования, но путем изменения оценки уровня требований и (или) целей деятельности (второй контур) или управления внешними условиями труда (третий контур). Последнее возможно только для тех видов трудовой деятельности, где высок уровень субъективного контроля. Все эти три варианта регуляции стресса характеризуются различными уровнями затрат ресурсов . В первом случае (прямой когнитивный контроль) деятельность сохраняется на должном уровне ценой возросшего усилия и физиологической активности. Во втором (когнитивная переоценка) – стабильность психического состояния индивида достигается ценой снижения эффективности деятельности. В третьем (косвенный когнитивный контроль) эффективная деятельность может быть сохранена без дополнительных усилий путем, например, более целесообразного планирования или лучшей организации труда. В контексте этой модели напряженность определяется как затруднения в сохранении (удержании) целей деятельности и связана с использованием прямого когнитивного контроля. Напряженность возникает чаше всего при высокой нагрузке (когда усилия и так достаточно высоки), особенно в условиях, когда низкий субъективный контроль за деятельностью не дает свободы в выборе стратегии. Напряженность связана с активной поведенческой адаптацией и включает высокие субъективные усилия, активацию и компенсаторную регуляцию деятельности. При этом напряженность и усилия не тождественны .

          Разработка концепции профессионального стресса как проблемной ситуации подразумевает рассмотрение двух базовых компонентов: ориентацию и контроль (управление), которые, в свою очередь, также могут быть разделены на отдельные компоненты:
          – ориентация включает процесс идентификации проблемы (сканирование характеристик проблемы, ее определение, субъективные оценки и целеполагание) и процесс формирования стратегий решения проблемы;
          – в контроле можно выделить реализацию деятельности по решению проблемы и приобретение новых адаптационных навыков.

          Если результатом ориентировки будут неудачи в идентификации проблемы и ошибки в формировании стратегий решения проблемной ситуации, то неизбежно возникновение стрессогенного состояния и сопровождающего его чувства беспокойства, беспомощности и неопределенности. Ошибки контроля, обусловленные чрезмерными усилиями или обратной связью от предшествующих ошибок контроля, возвращают индивида на фазу идентификации проблемы или провоцируют компенсаторную деятельность. В обоих случаях проблемная ситуация не получает своего разрешения.

          Сопоставление различных теорий и концепций профессионального стресса свидетельствует о том, что они отражают две позиции: с одной стороны, процессуальную и регулятивную, с другой стороны – предметную и коррелятивную (причинно-следственную). Эти два аспекта тесно между собой связаны – любая профессиональная деятельность может порождать психологические причины развития стресса или отражение в психологическом статусе и в поведении эффектов неблагоприятного воздействия факторов физической и социальной среды, так же как любой психологический стресс внутри-личностной и межличностной природы находит свое отражение в поведенческой, в том числе и рабочей, активности человека.
          И еще такая сложнейшая [и рядом стоящая] проблема – десинхроноз .

          Можно ли декретом правительства заставить Солнце всходить или заходить на час, два, три раньше? В стране, где, по результатам опроса ВЦИОМ, проведенного ко Дню российской науки (8 февраля 2011 года), треть населения считает, что Солнце вертится вокруг Земли, многие вполне допускают такую ситуацию. Однако государственные эксперименты со временем отнюдь не безобидны для нашего здоровья. В свете сообщений о скором (весной 2014 года) принятии указов о переходах на зимнее и летнее время, становится все неуютнее..

          Практически все живое на Земле находится под влиянием суточного цикла: обращение планеты вокруг собственной оси определяет интенсивность солнечного излучения и силу притяжения. В суточном цикле живые организмы ориентируются на восход и заход Солнца, на момент максимального возвышения Солнца над горизонтом, то есть истинный (астрономический) полдень. Эти те же события послужили опорными точками для расчета шкалы времени. Поворот планеты на 15 градусов соответствует временному промежутку в один час. Земля «нарезана» на 24 дольки в 15 градусов, каждая из которых составляет один часовой пояс. Полдень на часах в каждом поясе должен совпадать с моментом истинного (астрономического) полдня. Точка отсчета для поясного деления, Гринвичский меридиан, условна. Солнечное поясное время – самое правильное не только с астрономической, но и с физиологической точки зрения. Естественный суточный ритм человеческой жизни складывался тысячелетиями, однако до сих пор бытует мнение, что его можно произвольно менять. Это мнение питает распространенная, но необоснованная уверенность в том, что человек – царь природы и может самовольно распоряжаться и ею, и самим собой как частью природы. Например, легко и быстро адаптироваться к произвольно выбранному временному режиму без учета естественного ритма вращения Земли. Серьезные советские ученые, такие, как, например, академик Опарин в 1963 году заявляли, что теперь биологические закономерности отошли на задний план , что социальная форма движения более совершенна, чем биологическая, что человеческое общество – это система не адаптирующаяся, а самоперестраивающаяся, преобразующая действительность в соответствии со своими нуждами. Теорией дело не ограничилось. Постановлением Совета народных комиссаров от 16 июня 1930 года время в СССР стало опережать поясное на один час. С 1 апреля 1981 года на территории СССР ввели летнее время, опережающее поясное уже на два часа, то есть еще на час по сравнению с декретным. Россия, которая простирается с востока на запад на 170 градусов, занимает 11,3 часовых пояса. Однако бывший президент РФ Дмитрий Медведев своим указом с 28 марта 2010 года два пояса упразднил. Самара и Удмуртия перешли на московское время, а Камчатка и Чукотка – на магаданское. А в 2011 году он же, в ответ на просьбы ученых и общественности отменить «летнее» время, отменил «зимнее»…

          Исследования совершенно ясно показывают, что отклонения ритмов труда и отдыха, сна и бодрствования от солнечного поясного времени приводит к стрессам и десинхронозам, то есть рассогласованию внутренних ритмов организма с суточными ритмами.

          Вот статистика скорой помощи Новосибирска в период перевода стрелок на «летнее» время за последние три года: число вызовов к больным с гипертоническими кризами и инфарктами миокарда в первые пять суток после перевода стрелок по сравнению с предыдущей пятидневкой увеличилось на 11,7 %, количество суицидов – на 66 %. В третью пятидневку после перевода стрелок число вызовов по поводу несчастных случаев было на 19,2 % больше, чем в течение пяти суток до этого события. По данным ГИБДД за 2011 год, за 15 дней после перевода стрелок в Новосибирске произошло на 41 % больше ДТП, в которых пострадали люди, чем за тот же срок до введения «летнего» времени.

          Реакция части людей на перевод часов вполне укладывается в картину позитивной стресс-реакции, которую Селье назвал эустрессом. Люди не ощущают стрессирующей нагрузки , которую создает перевод стрелок, и поддерживают свое нормальное самочувствие за счет ресурсов организма. Более того, включение дополнительного энергетического обеспечения организма ощущается как прилив сил. Но лишь до тех пор, пока есть эти ресурсы, а к тому времени, когда они будут исчерпаны, медицинская помощь уже станет малоэффективной. А люди со сниженным адаптивным потенциалом? До перехода на «летнее» время они жаловались на повышенную утомляемость и слабость. После перевода стрелок у них наблюдается торможение функций центральной нервной системы и снижение умственной работоспособности; достоверное повышение частоты сердечных сокращений и артериального давления. Они жалуются на беспокойный сон, слабость, ухудшение аппетита, усталость во второй половине дня. Другими словами, ослабленные или переутомленные люди отвечают на переход к «летнему» времени негативной стресс-реакцией (дистресс по Селье).
          У представителей обеих групп людей увеличиваются показатели психоэмоционального стресса, возрастает конфликтность, ухудшается успеваемость. И в норму показатели приходят спустя примерно две недели после введения «летнего» времени. Обратный перевод стрелок – на «зимнее» время – вызывает примерно недельное напряжение психофизиологических показателей. Разве это не говорит о преимуществах жизни по «солнечному» времени?

          О вреде регулярных переводов стрелок российские ученые заявляли неоднократно. Так, еще в 2001 году участники совместного заседания бюро отделения профилактической медицины, отделения медико-биологических наук, отделения клинической медицины и президиума Сибирского отделения РАМН приняли решение о том, что переходы на «летнее» и «зимнее» время не соответствуют биологическим ритмам человека и могут приводить к нарушениям физиологических функций. В обращении в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации (№ 11-1/22 от 09.04.2001) президент РАМН академик В.И.Покровский подчеркнул: «Результаты ряда научных исследований и социологических опросов показывают, что при переходе на новое время (дважды в течение года) у большинства детей и лиц пожилого возраста отмечаются нежелательные сдвиги в деятельности организма – стресс-реакции, нарушения режима сна, ухудшение самочувствия, нарушения в деятельности сердечно-сосудистой, иммунной и других систем, обменных процессов».

          Введение круглогодичного «летнего» времени заставит работающих людей просыпаться на два часа раньше существующего поясного времени, т. к. на один час мы уже «сдвинуты» декретом 1930 года. Иными словами, многим придется вскакивать в четыре часа утра по Солнцу. А между пятым и шестым часами предутреннего времени (солнечного) наступает четвертая фаза сна, необходимая, прежде всего, для восстановления функции центральной нервной системы. Если человек поднялся раньше, страдает его мозг – главный регулятор всех наших внутренних процессов. На первых порах это приводит к плохому самочувствию и головной боли, к тревоге, депрессии, внутреннему напряжению, недомоганиям, позднее – к неврозам и другим заболеваниям. Этого не понимают люди, желающие жить по «летнему» времени. Им бы хотелось возвращаться домой засветло. Но, смещая время захода Солнца, они смещают и время восхода, и если даже летом подъем в четыре утра по солнечному времени не способствует хорошему самочувствию, то зимой такая нагрузка на организм становится серьезным стрессом. В темное время суток, между полуночью и четырьмя часами утра, гипофиз интенсивно синтезирует и выбрасывает в кровь гормон мелатонин, который контролирует качественный сон и восстановление утомленных за день внутренних органов. Если человек вынужден работать ночью и отдыхать днем, то полного восстановления жизнеобеспечивающих органов и систем не происходит, поскольку у людей, бодрствующих ночью, синтез мелатонина резко уменьшается. И с каждым днем накапливается хроническое утомление, недовосстановленные органы ускоренно стареют, начинают болеть, развиваются атеросклероз, раковые заболевания, сокращается продолжительность жизни. Насильственное пробуждение очень ранним темным зимним утром сокращает продукцию мелатонина и приведет к тем же последствиям, что и ночное бодрствование. Но не только переход на «летнее» время или отмена «зимнего» времени могут стать причиной десинхроноза и биологически негативного стресса. К такому результату приведет любая попытка заставить человека жить по времени, не соответствующему суточному ритму планеты. Биоритмы человека, которые в течение сотен тысяч лет подстраивались под вращение Земли, не способны полностью приспособиться к навязанным ритмам, противоречащим законам природы .

          psyera.ru