Психологический стресс помоги себе и ребенку черепанова еМ

Старшенбаум

Черепанова EM. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М., 1997.

Чумаченко АЛ. Лечение эндогенной депрессии методом символдрамы // Журнал практического психолога, 1999. № 5-6.

Шахматов Н.Ф. Расстройства настроения пожилых, вне круга известных нервно-психических заболеваний позднего возраста // Депрессии позднего возраста. М., 1983. С. 163-171.

Шахматов Н.Ф. Психическое старение. М., 1996.

Шевченко Н.Ф. Работа психолога в онкологической клинике — опыт использования метода символдрамы // Символдрама. Сборник научных трудов / Под ред. Я.Л. Обухова и В.А. Поликарпова. Минск, 2001.

Шмидт-Хеллерау К. Влечение к жизни и влечение к смерти. Либидо и Лета. Сводная формально-логическая модель психоаналитической теории влечений и струк­турной теории. СПб., 2003.

Шнейдман М.Р., Брегман Г.И., Гинделевич К.Х. О классификации самоубийств // Невропатология и психиатрия. Рига, 1970. С. 465-469.

Шнейдман Э.С. Душа самоубийцы. М, 2001.

Шостакович Б.В., Печерникова Т.П., Острешко В.В. Острые аффективные реакции и их судебно-психиатрическое значение // Вопросы судебно-психиатрической экспертизы. М., 1974. С. 88-92.

Шпиц Р.А. Первый год жизни. М., 2000.

Шутценбергер АЛ. Драма смертельно больного человека. 15 лет работы в психодраме с больными раком // Психодрама: вдохновение и техника. М., 1997. С. 217-243.

Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. СПб.

М., 2002. Эллис А. Когнитивный элемент депрессии, которым несправедливо пренебрегают //

Московский психотерапевтический журнал, 1994. № 1.

Эльячефф К. Затаенная боль. Дневник психоаналитика. Детский психоанализ. М., 1994. Энегольм И.И. Краткое обозрение ипохондрии и ее лечение. СПб., 1815.

Эриксон М. Гипнотическая техника «рассеивания» для коррекции симптомов и облегчения боли // Психологическое консультирование и психотерапия. Хрестоматия. T.I. M., 1999.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

studfiles.net

ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС (2) /продолжение/

Травматическое событие как бы притягивает к себе и не отпускает человека от себя. Поэтому психологически он как бы остаётся в том времени и, что особенно важно, в том же возрасте. Психологически оставшись во времени, когда переживалась травма, он живёт в совершенно другом измерении, продолжая придерживаться тех, прошлых законов и правил.

Личностные качества человека, пережившего психологическую травму

Травмированная личность не просто сформировалась под воздействием травматического стресса, когда-то пережитого, но и стала считать позитивными патологические изменения, происшедшие с ней, находить определённые психологические выгоды в этом, иногда даже гордиться этим.

Иногда человек начинает считать, что с ним всё в порядке, и он не изменился, просто изменились всё вокруг него или у него открылись глаза на окружающих. По сути дела, травматическая личность – это более или менее устойчивый набор узнаваемых черт, формирующихся под воздействием травмы, если человек не смог или не захотел проанализировать, что всё-таки с ним произошло, и вместо одних, разрушенных базовых иллюзий построил другие.

Вот основные черты, которые приобретает травматическая личность:

1. Романтизм, причём в самом плохом значении этого слова. Такие люди знают, в чём счастье человечества, и ради этого готовы пожертвовать всеми, кто имеет другие представления о счастье. Здесь можно провести аналогию с фашистами. Если бы последние не имели светлых идеалов, то не смогли бы привлечь на свою сторону так много людей различного возраста и социального положения. Вряд ли и революцию делали только плохие люди. Её делали романтики. Это были люди, испытывавшие искреннее счастье оттого, что, несмотря ни на какие жертвы, они вели свою родину «к счастью». К сожалению, благими намерениями дорога в ад вымощена. Особенно у романтиков.

2. Преобладание групповых ценностей над индивидуальными. Для человека жизнь группы становится важнее, чем жизнь отдельного индивида. Следовательно, ради счастья группы, ради её блага можно пожертвовать жизнью одного или другого человека, а также и своей собственной.

3. Стремление к саморазрушению, образующее вместе с предыдущим качеством комплекс, который можно было бы обозначить как «счастье принести себя в жертву ради групповых интересов». Песенные строчки «Все как один умрем в борьбе за это!» могли родиться и стать популярными только в травмированном сообществе.

Такое представление на самом деле имеет прямую связь с базовой иллюзией бессмертия и в какой-то степени является её продолжением: моя смерть не важна, если дело группы живёт и побеждает. Идея, что человек жив, пока жива группа, с которой он отождествляется, психологически иногда бывает очень убедительной. Именно поэтому люди с такой радостью гибнут за общественные идеалы. Таким образом, они как бы обретают бессмертие.

4. Иллюзия справедливости устройства мира. Некоторые люди считают, что всё зло обязательно бывает наказано, а добро непременно восторжествует. Это, как правило, слишком честные, благородные, принципиальные и справедливые люди. Правда, их честность и благородство относятся только к членам своего сообщества, а ради принципа они готовы пожертвовать и своей жизнью, и жизнью своих близких, и чужой жизнью. Принципиальный романтик. Девиз «не поступись принципами» очень характерен для травматической личности.

5. Иллюзия простоты устройства мира. Согласно этой иллюзии, мир поделился на две части: «наши» и «не наши». По отношению к «нашим» применимы и честность, и благородство. «Не наши» должны быть уничтожены, так как (ещё один принцип травматической личности) кто не с нами, тот против нас. Весь мир оценивается в зависимости от того, по «какую сторону баррикад» он располагается. Для них всё окрашено или в чёрный, или в белый цвет. Третьего не дано. Так, для женщины, подвергшейся насилию, все люди стали делиться на насильников – мужчин и жертв – женщин. На самом-то деле существует ещё много других вариантов.

Для тех, кто знаком с психологией подросткового возраста, описание травматической личности может напомнить некоторые черты подростковой психологии. Значит ли это, что все подростки – травматики? Конечно, нет. Для подростка это необходимый этап социализации. Но взрослой, зрелой личностью становится только тот, кто, пройдя через этот период, преодолеет в себе подростковые черты.

Если такой образ мира остаётся у взрослого человека, то он уже может считаться инфантильной травмированной личностью.

Вообще, надо отметить, что мужчина-травматик чрезвычайно привлекателен для женщин (но не наоборот: женщина-травматик существенно реже вызывает интерес и сочувствие у мужчин).

Ещё один вопрос важен для понимания психологии травматика: любая ли личность может стать травматической?

По-видимому, нет. Прежде всего, эта личность, как правило, инфантильна. Человек в этом случае не знает реальной жизни, живя в иллюзорном мире своих идеальных представлений. Он, что называется, «чист душой». Но первое же столкновение с реальностью показывает, что человек и не хочет разрушения иллюзий. Он предпочитает лишь заменить их на другие, часто противоположные, но такие же иллюзии. Это естественно, ведь в мире своих фантазий, идеалов жить гораздо уютнее, чем в непредсказуемой действительности. Если успешно реализуется мечта некоторых педагогов и родителей – воспитывать детей на идеалах, то мы и получаем личность, предпочитающую идеальный мир реальному.

Описывались случаи, когда американские ветераны войны во Вьетнаме, узнав о том, что у жён до их брака были другие мужчины, убивали их. Причина – идея предательства.

Общение травмированной личности

Травмированный человек может играть в обществе разные роли. Часто это роли, которые называются: Жертва, Спасатель, Преследователь. Роли не всегда прямо совпадают с тем, что реально делает человек или что он реально пережил. Так, роль Жертвы может играть и человек, который действительно был пострадавшим, и человек, который на самом деле вполне благополучен. Человек действительно может работать спасателем, а может и играть роль Спасателя, лишь симулируя эту деятельность, и т. п.

Эти три роли – Жертва, Спасатель и Преследователь – тесно связаны между собой. Схематически эту связь можно изобразить в виде треугольника. Если человек впадает хотя бы в одну роль, он будет переходить легко и непринужденно к другим ролям, но в пределах треугольника. Выход из ролей треугольника часто представляет собой отдельную и сложную задачу.

Жертва . Надо различать пострадавшего и Жертву. Пострадавший – это обозначение того, что с кем-то произошел трагический эпизод. Жертвой становится такой пострадавший, который начинает получать психологические (а иногда и материальные) выгоды оттого, что он пострадал. Человек начинает играть роль. Чтобы начать играть роль Жертвы, вовсе не обязательно быть действительно пострадавшим. Жертва – это такой человек, который всем своим видом демонстрирует, что он пострадал и за это все должны ему помогать, жалеть, сочувствовать. И второй признак Жертвы – эти люди так себя ведут, как будто ожидают новой травмы.

Существует даже термин «профессиональная жертва». Все мы любим иногда напроситься на жалость, но только профессиональная Жертва делает это большую часть своего времени и получает от этого психологические выгоды. Ключевая фраза, позволяющая сразу же узнать Жертву, на вопрос, как дела, отвечает: «Как всегда, плохо».

Чем хорошо быть Жертвой, в чем её выгоды? Жертве, как ей кажется, все–все должны. Роль Жертвы – это роль безответственности. Действительно, какой с неё прок, если и так ей досталось. (Как можно от неё требовать чего-либо?) Жертву все жалеют, сочувствуют. А это часто очень приятно. Наконец, ей всё прощают. Ну, конечно же, она так много переживала, что её надо понять и простить.

Важно, что из этого следует: Жертва не заинтересована перестать быть Жертвой. То есть Жертве выгоднее чувствовать себя несчастной, чем счастливой. Например, человек вечно жалуется, что он – бедный, даже еду купить не на что. (Кстати, ощущение собственной бедности не зависит прямо от количества получаемых денег.) Но когда ему предлагают подработать, то в ответ слышат что-нибудь типа: «Не буду я за копейки унижаться!»

В семьях часто есть член семьи, играющий роль Жертвы. Это может быть папа, у которого «было трудное детство», поэтому его все должны жалеть, или часто болеющий ребёнок, иногда избалованный сердобольными родителями до невозможности. Каким образом воспитывается жертва? Профессиональную Жертву создаёт, формирует профессиональный Спасатель. Эти роли не существуют одна без другой.

Спасатель – это человек, который всех утешает, всем приходит на помощь (даже когда его об этом не просят). Он больше всего на свете любит помогать другим. На первый взгляд, что же тут плохого? На самом деле профессиональный Спасатель, как и профессиональная Жертва, получает психологические выгоды (и не малые) от этой роли. И так же, как необходимо различать пострадавшего и Жертву, важно различать человека, который вам помогает, и профессионального Спасателя. Второй заинтересован не в том, чтобы действительно помочь, а в том, чтобы получить причитающиеся ему за его роль психологические выгоды. А выгоды следующие.

Быть Спасателем очень почётно . Человек, играя эту роль, подчёркивает свою значимость. Другая выгода – вечная признательность и зависимость Жертвы от Спасателя. Это один из признаков, по которому можно отличить профессионального Спасателя. Широко известна пословица, гласящая, что если человек голоден, то можно его накормить рыбой или научить ловить рыбу. Естественно, вторая стратегия более продуктивна. Профессиональный Спасатель никогда не научит ловить рыбу и не даст удочек, он будет кормить и преимущественно делать это сам. Потому что, как я уже упомянула, ему необходимо, чтобы Жертва оставалась Жертвой как можно дольше и была в зависимости от Спасателя. Человек, который не знает, как прокормить себя, никуда не денется от «кормильца».

Девиз профессионального Спасателя: «Спасай всех, даже если спасаемый – против». Ему нет никакого дела до спасённого, ему важно, чтобы он чувствовал, какой он хороший и благородный. Характерная чёрточка Спасателей: они приносят себя в жертву, когда их об этом не просят, а затем требуют благодарности.

В эту игру особенно часто играют родители со своими детьми. «Ты без меня пропадёшь, – говорит такой родитель. – Ты ведь даже не умеешь сам приготовить себе еду». На самом деле из этого следует только одно – родители не заинтересованы в самостоятельности своего ребёнка, если не научили его самому справляться со всем. Другая родительская игра: «Я тебе отдал всю свою молодость, здоровье, я тебя родил, пожертвовал своей карьерой (могут быть и другие версии), а ты, неблагодарный, не делаешь того-то и того-то». На самом деле ребёнок легко может возразить: я тебя не просил этого делать – и будет прав. Конечно, его не спрашивали, хотел ли он этого. Так о какой же благодарности может идти речь? Всё, что ни делали родители, они делали для себя и только для себя.

Когда профессиональный Спасатель пытается делать добро тем, кто этого не хочет, он, тем не менее, требует благодарности. Если её поступает недостаточно, Спасатель страшно обижается и начинает ощущать себя жертвой людской несправедливости. От такого Спасателя Жертвы можно часто услышать «Я не ем, не сплю, делаю всем добро, а получаю в ответ только чёрную неблагодарность».

Иногда Спасатель может превратиться в Преследователя. Особенно когда он пытается сделать другому «хорошо» насильно. Это тоже чрезвычайно частый сюжет в семье: заставляя насильно что-либо сделать, родители объясняют, что делают это для того, чтобы помочь, спасти, ну, например, от нежелательных друзей, от неверного жизненного выбора и т.п. Иногда для ребёнка это выглядит (да так оно есть и на самом деле) как насилие, хотя и говорится: «Ты мне ещё спасибо скажешь».

Диалектика ролей Жертвы и Спасателя ещё и в том, что Спасатели очень часто – это бывшие Жертвы. Не имея возможности помочь себе, они начинают помогать другим, что, с психологической точки зрения, совсем неверная стратегия. Помочь другому возможно, только если помог себе.

Отношения Палача (Преследователя) и Жертвы тоже неоднозначны. Все эти роли или персонажи необходимы друг другу. Поэтому в жизни часто бывает так, что у Жертвы есть любимый Палач, которому позволяется над ней издеваться, а у Палача – любимая Жертва, которую он никогда не замучает «до смерти». Если, например, Жертва хочет уйти от Палача, то Палач (или Преследователь) мгновенно превращается в Спасателя и говорит: «Ты уж не обижайся, всё, что я делал, я делал для тебя» («Чтобы человеком вырос(ла)» и т.п.).

Жертва также легко становится Палачом (Преследователем). Всем известны ситуации, когда ребёнок в семье (инвалид, например), быстро избаловавшись (ведь все вокруг играют роль Спасателей, не давая ему самостоятельно ничего делать), спустя некоторое время начинает всех терроризировать своими капризами. Ему, естественно, взрослые всё прощают, так как он – Жертва, не отдавая себе отчёта, что тем самым они чрезвычайно затрудняют возможности такого ребёнка адаптироваться и начать в дальнейшем самостоятельную жизнь.

Как проявляется травматический стресс, какие психологические последствия возникают при различных конкретных травмах: при переживании горя и при насилии, а также – как лучше себя вести и чем можно помочь человеку, пережившему травматическое событие:

По: Елена Черепанова. «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС. ПОМОГИ СЕБЕ И РЕБЁНКУ»

nellinch.livejournal.com

«Геннадий Владимирович Старшенбаум СУИЦИДОЛОГИЯ И КРИЗИСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Серия: Клиническая психология Издательство: Когито-Центр 2005 г. . »

254. Смулевич А.Б. Депрессии в общей медицине: Руководство для врачей. М., 2001. Смулевич А.Б. и др. Депрессии у соматических больных. М., 1997. Самохвалов В.П. Людомания и компьютерная болезнь // Психический мир будущего. Симферополь, 1998. С. 377-386.

255. Соловейчик М.Я. Кризис и основы кризисной интервенции // Мастерство психологического консультирования / Под ред. А.А. Бадхена и А.М. Родиной). СПб., 2002. С. 82-96.

256. Старшенбаум Г.В. Клинико-экспериментальная оценка образных переживаний, внушенных в гипнозе // Вопросы клинической и социальной психоневрологии. М., 1976. С. 99-106.

257. Старшенбаум Г.В. Психопатологический анализ образных переживаний, внушенных в гипнозе // Вопросы клинической и социальной психоневрологии. М., 1976. С. 113-122.

258. Старшенбаум Г.В. Групповая психотерапия пациентов с суицидоопасными реакциями // Комплексные исследования в суицидологии. М., 1986.

259. Старшенбаум Г.В. Программа реадаптации лиц с суицидоопасными реакциями // Реабилитация больных нервно психическими заболеваниями и алкоголизмом. Л., 1986. С. 132-134.

260. Старшенбаум Г.В. Формы и методы кризисной психотерапии. Методические рекомендации. М., 1987.

261. Старшенбаум Г.В. Возрастные аспекты кризисной психотерапии // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии. М., 1989. С. 120-124.

262. Старшенбаум Г.В. Психотерапия лиц с суицидоопасными кризисными состояниями: Автореф. канд. мед. наук. М., 1991.

263. Старшенбаум Г.В. Любовь против одиночества. М., 1991.

264. Старшенбаум Г.В. Психотерапия острого горя // Социальная и клиническая психиатрия, 1994. Т. 4. № 3.

265. Старшенбаум Г. В. Гипноз и аутотренинг // Твое здоровье, 1995. № 1. Старшенбаум Г.В. Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия. М., 2003. Старшенбаум Г.В. Сексуальная и семейная психотерапия. М., 2003.

266. Старшенбаум Г.В., Гилод В.М. Место гипносуггестивных методов в терапии лиц с конфликтом зависимых отношений // Социальная и клиническая психиатрия, 1994, № 2.

267. Старшенбаум Г.В. и др. Психотерапевтическая реадаптация суицидентов в условиях кризисного стационара // Проблемы профилактики и реабилитации в суицидологии. М., 1984.

268. Старшенбаум Г.В. и др. Купирование кризисных состояний в условр ях специализированного стационара // Методические рекомендации. М., 1986.

269. Старшенбаум Г.В. и др. Дифференцированная психокоррекционная и медикаментозная терапия суицидоопасных пограничных транзиторных состояний у лиц с конфликтом зависимых отношений // Методические рекомендации.

270. Старшенбаум Г.В. и др. Психологические аспекты одиночества и методы психотерапевтической помощи // Методические рекомендации. М., 1995.

271. Степанов С.С. Как помочь себе вцйти из кризиса. М., 2001.

272. Столороу Р. и др. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход. М., 1999.

273. Суицидология: прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах филоссфов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М., 2001.

274. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб., 2001. Тарасов Е.А. Как победить стресс. М., 2002.

275. Тереховко Ф.К. К вопросу о самоубийстве в Санкт-Петербурге за 20-летний период 276. (1881-1900 гг.): Дис. докт. медицины. Гатчина, 1903. Тимченко О.В., Шапар В.Б. По обе стороны закона.

277. Харьков, 1999. Тихоненко В.А. Классификация суицидальных проявлений // Актуальные проблемы 278. суицидологии. М., 1978. С. 59-71.

279. Тихоненко В.А. Дурное А.Н. Методика обследования суицидентов с помощью «суицидологической карты» // Актуальные проблемы суицидологии. М., 1978. С. 218-238.

280. Трайнина Е.Г. Диагностика и профилактика аутоагрессивных проявлений у больных алкоголизмом и токсикоманиями // Методические рекомендации. М., 1987.

281. Трайнина Е.Г. Наркологические аспекты суицидологии // Методические рекомендации. М., 1990.

282. Трегубое Л.З., Вагин Ю.Р. Эстетика самоубийства. Пермь, 1993.

283. Три взгляда на случай Эллен Вест: Л. Бинсвангер, Р. Мэй, К. Роджерс // Московский психотерапевтический журнал, 1993. № 3.

284. Тэхкэ В. Психика и ее лечение: психоаналитический подход. М., 2001.

285. Федотов ДД., Чудин А.С., Саркисов С.А. Суицидальный синдром при психогенных заболеваниях // 3-й Всероссийский съезд невропатологов и психиатров. М., 1974. Т. 2. С. 382-384.

286. Федотов ДД. Чудин А.С, Саркисов С.А. Суицидальные тенденции при психопатиях и психогенных заболеваниях // Актуальные вопросы социальной психиатрии и пограничных нервно-психических расстройств. М., 1975. С. 141-145.

287. Федотов ДД., Чудин А.С, Саркисов С.А. О реактивно обусловленных суицидальных попытках в детском, подростковом и юношеском возрасте // Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова, 1978. Т. 78. № 10.

288. Фельцман О.Б. К вопросу о самоубийстве // Психотерапия, 1910, № 6. С. 227-243. Феноменов МЛ. Причины самоубийств в русской школе. М., 1914. Франк Л.В. Виктимология и виктимность. М., 1972. Франки В. Теория и терапия неврозов. СПб., 2001. Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

289. Фрейд 3. Анализ конечный и бесконечный // Московский психотерапевтический журнал, 1996. № 2.

290. Фрейд 3. Печаль и меланхолия // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М, 2001. С. 225-269.

291. Фрейд 3. Письма к невесте. М., 1994.

292. Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения // Рязанцев С. Танатология — наука о смерти. СПб., 1994.

293. Фрейд 3. «Я» и «ОНО // «Я» и «ОНО». Труды разных лет. Кн. 1. Тбилиси, 1991.

294. Фридман БД. Деструктивные влечения в эпилептоидии и психастении // Труды Психиатрической Клиники (Девичье поле). Директор П.Б. Ганнушкин. М., 1926. Вып. 2. С. 145-185 // Реферат А.В. Литвинова: Российский психоаналитический вестник, 1993-1994. № 3-4.

295. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.

296. Хааз Э. Ритуалы прощания: антропологические и психоаналитические аспекты работы с чувством утраты // Московский психотерапевтический журнал, 2000. № 1.

297. Хайд Д., Блох С. Этические аспекты работы с пациентами с суицидальными наклонностями // Этика психиатрии:

Сборник статей. К., 1998. С. 185-200.

298. Хайкин B.JI. Реабилитация подростков с суицидальным поведением // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии. М., 1989. С. 47-52.

299. Хамитов Н.В. Философия и психология пола. К., 2001.

300. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб., 2001.

301. Хачатурян С.Д. Психологические условия эффективности функционирования 302. «Телефонов Доверия». Учебно-методическое пособие. Владимир, 2000. ХеллД. Ландшафт депрессии. М, 1999.

303. Хензелер X. Вклад психоанализа в проблему суицида // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 2. М., 2001. С. 88 102.

304. Херперц-Дальман Б. Депрессивные синдромы и суицидальные действия // Психотерапия детей и подростков / Под ред. X. Ремшмидта. М, 2000. С. 307-321.

305. Хиллман Дж. Самоубийство и душа. М., 2004.

306. Холлис Дж. Перевал в середине пути. Кризис среднего возраста. Аналитическая психология. М„ 2002.

307. Холмогорова А., Гаранян Н. Эмоциональные расстройства и современная культура (на примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств) // Московский психотерапевтический журнал, 1999. № 2.

308. Хорни К. Женская психология. СПб., 1993.

309. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1994. Хрестоматия по суицидологии. Киев, 1996. Хэмбли Г. Телефонная помощь. Одесса, 1992.

310. Целибеев Б.А. Психиатрическое обследование лиц, совершивших суицидальную попытку // Судебно психиатрическая экспертиза, 1966. Т. 9. № 1.

311. Цупрун В.Е. Профилактика суицидального поведения среди контингента больных психоневрологического диспансера // Методические рекомендации. М., 1986.

312. Цупрун В.Е. Терапия больных шизофренией с суицидальным поведением (возрастной аспект) // Сравнительно возрастные исследования в суицидологии. Сборник научных трудов. М., 1989. С. 102-107.

313. Цупрун В.Е. Особенности терапии больных шизофренией с суицидальным поведением // Современные методы биологической терапии психических заболеваний. М., 1994. С. 63.

314. Черепанова ЕМ. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. М., 1995.

315. Черепанова EM. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М., 1997.

316. Чумаченко АЛ. Лечение эндогенной депрессии методом символдрамы // Журнал практического психолога, 1999. № 5-6.

317. Шахматов Н.Ф. Расстройства настроения пожилых, вне круга известных нервно-психических заболеваний позднего возраста // Депрессии позднего возраста. М., 1983. С. 163-171.

318. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. М., 1996.

319. Шевченко Н.Ф. Работа психолога в онкологической клинике — опыт использования метода символдрамы // Символдрама. Сборник научных трудов / Под ред. Я.Л. Обухова и В.А. Поликарпова. Минск, 2001.

320. Шмидт-Хеллерау К. Влечение к жизни и влечение к смерти. Либидо и Лета. Сводная формально-логическая модель психоаналитической теории влечений и структурной теории. СПб., 2003.

321. Шнейдман М.Р., Брегман Г.И., Гинделевич К.Х. О классификации самоубийств // Невропатология и психиатрия.

Рига, 1970. С. 465-469.

322. Шнейдман Э.С. Душа самоубийцы. М, 2001.

323. Шостакович Б.В., Печерникова Т.П., Острешко В.В. Острые аффективные реакции и их судебно-психиатрическое значение // Вопросы судебно-психиатрической экспертизы. М., 1974. С. 88-92.

324. Шпиц Р.А. Первый год жизни. М., 2000.

325. Шутценбергер АЛ. Драма смертельно больного человека. 15 лет работы в психодраме с больными раком // Психодрама: вдохновение и техника. М., 1997. С. 217-243.

326. Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. СПб.

327. М., 2002. Эллис А. Когнитивный элемент депрессии, которым несправедливо пренебрегают // 328. Московский психотерапевтический журнал, 1994. № 1.

329. Эльячефф К. Затаенная боль. Дневник психоаналитика. Детский психоанализ. М., 1994. Энегольм И.И. Краткое обозрение ипохондрии и ее лечение. СПб., 1815.

330. Эриксон М. Гипнотическая техника «рассеивания» для коррекции симптомов и облегчения боли // Психологическое консультирование и психотерапия. Хрестоматия. T.I. M., 1999.

331. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

332. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

333. Ялом И. Мамочка и смысл жизни. Психотерапевтические истории. М., 2002.

334. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999.

335. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб., 2000.

336. ЯнгД.И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и ее применение // Лабиринты одиночества. М., 1989.

337. Янкелевич В. Смерть. М, 1999.

338. Яновская М.И. Ваше слово, доктор. М., 1985.

339. Barlow D.H. Anxiety and its disorders. The nature and treatment of anxiety and panic. N.Y., 1988.

340. Baume P. et al. Cybersuicide: The role of interactive suicidal notes on the Internet // Crisis, 1997. Vol. 18. № 2. P. 73- 341. Benedetti G. Entwicklungen in der Psychotherapie der Schisophrenie // Schweiz. Arch. Neurol. Neurochir. Psychiat., 1981.

Bd. 128. № 2. S. 239-249.

342. BlumentalS.G., KupferDJ. (Eds.) Suicide over the life cycle: Risk factors, assessment and treatment of suicidal patients.

343. Bowen M. Gleichzeitige Beobachtung und Behandlung der Familie // Psychotherapie schisophrener Psychosen. Hamburg, 1976. P. 155-177.

344. BowlbyJ. Verlust, Trauer und Lepression. Frankfurt, 1983.

345. Brautigam W. Reaktionen: Neurosenabnorme Personlichkeiten: Seelische Krankheiten in Grundris. Stuttgart, 1978.

346. BrechenserDM. Brief using a transaction analysis // Soc. Casework, 1972. Vol. 53. P. 173-176.

347. Brown G.W., BirleyJ.L., Wing Y.K. Influence of family life on the course of schizophrenic disorders // Brit. J. Psychiat., 1972. Vol. 121. № 562. P. 241-258.

348. Caplan G. Principles of preventive psychiatry. N.Y., 1974. Chad Varah. The Samaritans: Befriending the suicidal. London, 1988. Clare Sh. After suicide. Help for the bereaved. Melbourne, 1995. Colt G.H. The enigma of suicide. N.Y., 1991.

349. Drakova S, Hosek K. Roddine prostfed v detstvi a sebevrazedna activita // Sbornik Lekarsky, 1985. Vol. 87. № 1. P. 29-32.

350. EsquirolE. Des maladies mentales. Paris, 1838.

351. Fairbairn W.R.D. Psychoanalytic studies of the personality. London, 1952.

352. Farberow N (Ed.). The many faces of suicide: Indirect self-destructive behavior. N.Y., 1985.

353. Farberow N.L., Shneidman E.L. The cry for help. N.Y., 1961.

354. Feierstein A. et al. A crisis model for inpatient hospitalization // Current Psychiatric Therapies, 1971. № 11. P. 183-190.

355. Friedman H., Rosenman R. Type A behavior and your heart. N.Y., 1974. Golan N. Treatment in crisis situations. N.Y., 1978.

356. Goldney R.D. Attempted suicide in young women: Correlates of lethality // Brit. J.

357. Psychiat., 1981. Vol. 139. № 5. D. 382-390.

358. Hamilton L, MasekarD. Counseling the bereaved. Caregiver handbook. Calgary, 1995. Hendin H. The psychodynamics of suicide //]. Nerv. Ment. Dis., 1965. Vol. 136. P. 236-247.

359. Hamburger F. Psychopathologie des Kindesalter. Berlin, 1926.

360. Iga M. Personal situation as a determinant of suicide and its complications for cross-cultural studies // Anthropology and mental health. Setting a new course. The Hague, 1976. P. 37-47.

361. Jacobs D. (Ed.) Suicide in clinical practice. Washington, 1992.

362. Jacobson E. Depression. N.Y., 1971.

363. Kerkhof A.J. et al. Attempted suicide in Europe. Leiden, 1994.

364. Kielholz P., Poldinger W., Adams A. Die larvierte Depression. Koln, 1981.

365. KlopferB. Suicide: The Jungian point of view // The cry for help. N.Y., 1961. P. 193-204.

366. Klerman G.L. (Ed.). Suicide and depression among adolescent and young adults. Washington, 1986.

367. Klerman G.L., Weissman MM., Rounsavile B.Y. Interpersonal psychotherapy of depression. N.Y., 1984.

368. Kreitman N., Chowhury N. Distress behavior: A study of selected Samaritan clients and parasuicides // Brit. J. Psychiat., 1973. Vol. 123, July. P. 1-14.

369. Lange A.,Jakubowski P. Responsible assertive behavior. Champaigh, 1976. Lasogga F., Gasch B. Psychische erste Hilfe bei Unfallen. Wien, 1997. Laughlin H.P. The neuroses. N.Y., 1967.

370. Leenaars A.A., Wenckstern S. Suicide prevention at school: The art, the issues and the pitfalls // Crisis, 1999. Vol. 20. № 3.

371. Lester G., Lester D. Suicide. N.Y., 1971.

372. Lewinsohn P.M. A behavioral approach to depression // Friedman R.M., Katz M.M. (Eds.). The psychology of depression:

Contemporary theory and research. Washington, 1974.

373. Lewinsohn P.M. The behavioral study and treatment of depression // Hersen M. at al. (Eds.). Progress in Behavior Modification, Vol. 1. N.Y., 1975.

374. Lieberman R.P. at al. Fertigkeitentraining zur Anpassung Schisophrener an der Gemein-schaft // Bewaltigung der Schisophrenie. Bern, 1986. P. 96-112.

375. LieblingA. Suicides in prison. London, 1992.

376. Lids R., Lids T. Loslosung aus Symbiotischer Elternbeziehung // Psychotherapie schisophrener Psychosen. Hamburg, 1976.

377. Litman R.E. Sigmund Freud on suicide // Bulletin of Suicidology, 1968. P. 11-23. Mishara B.L Suicide, euthanasia and AIDS // Crisis, 1998. Vol. 19. № 2. D. 87-96.

378. Morgan H.G. et al. Deliberate self-harm: A follow-up study of 279 patients // Brit. J. Psychiat., 1976. Vol. 128. P. 361-368.

379. Neuringer Ch. Contemporary advances in the study of suicidal thinking // Suicidology: Contemporary advances. N.Y., 1970.

P. 229-252../imeparypa 380. Nydes Y. The paranoid-masochistic character // Psychoanalytic Review, 1963. Vol. 50. P. 215-251.

381. PohlmeierH. Selbstmord und Seldstmordverhutung. Munchen, 1978.

382. Rado S. The psychic effect of intoxicants: An attempt to evolve a psychoanalytic theory ( of morbid craving // Internat. J.

Psychoanal., 1926. № 7. P. 396-413.

383. RadoS. The psychoanalysis of pharmacothymia//Psychoanal. Quart, 1933. №2. P. 1-23. j Ramsey R.F. et al. (Eds.). Suicide intervention handbook. Calgary, 1994.

384. Rappoport L. The state of crisis: some theoretical considerations // Social Service Review, 1962. Vol. 36. № 2. P. 212-217.

385. Reik T. Masochism in modern man. N.Y., 1941.

386. RingelE. Der Selbstmord. Abschluss einer Krankhaften psychischen Entwicklung. Wien, 1953.

387. Ringel E. The presuicidal syndrome // Suicide and Life-Threatening Behavior, 1976, Vol. 6. №3. P. 131-149.

388. Seligman M.E.P. Helplessness. San Francisco, 1975.

389. Silverman M.M., Mans R.W. (Eds.) Suicide prevention toward the year 2000. N.Y., 1995.

390. Strupp H.H. Psychoanalysis, «Focal psychotherapy» and the nature of the therapeutic influence // Arch. Gen. Psychiatry, 1975. Vol. 32. № 1. P. 127-135.

391. Summit R. Beyond belief. The reluctant discovery in incest // Kirpatrick M. (Ed.) Women in context. N.Y., 1981.

392. Vaughn C, LeffJ.P. The influence of family and social factors on the course of psychiatric illness // Brit. J. Psychiat, 1976.

Vol. 129. № 2. P. 125-137.

393. Varnik A. Suicide in the Baltic countries and in the former republics of the USSR. Stockholm, 1997.

394. Wolf R., Graf Th., Wedler H.L. Uber die Anderung der Lebenssituation nach Suicid-versuchen // Med. Welt., 1959. Bd. 30.

395. Wolk-Wasserman D. Attempted suicide — The patient’s family, social network and therapy. Stockholm, 1986.

396. WolpeJ. The practice of behavior therapy. N.Y-i 1960.

Геннадий Старшенбаум Суицидология и кризисная психотерапия Серия: Клиническая психология Издательство: Когито-Центр, 2005 г.

dissers.ru