Психология понятие стресса

Все о психологии

Психология, статьи по психологии

Проблема стресса в психологии

Понятие стресса и его особенности.

Стресс имеет три стадии развития:

  • Стадия возбуждения – данная стадия характеризуется активной выработкой и поступлением в кровь большого количества адреналина, заставляющего стимулировать работоспособность всего организма. Данный этап характеризуется учащенным сердцебиением, повышением артериального давления, учащением дыхания, повышением уровня сахара в крови. В таком состоянии человек способен совершать вещи и действия, непостижимые для него в нормальном стабильном состоянии повседневной жизнедеятельности;
  • Стадия напряжения – данная стадия характеризуется проявлением повышенной активности. Продолжительность данного этапа напрямую зависит от силы и продолжительности самого стрессового состояния. Проблема стресса в психологии может проявиться при продолжительном стрессе, поскольку довольно продолжительный срок (месяц, год) может вызвать различные заболевания, постепенно разрушая здоровье;
  • Стадия истощения — после сильного всплеска эмоций, волнения и получения максимальной физической нагрузки наступает усталость. Поскольку на предыдущей стадии напряжения было затрачено слишком много энергии, то на стадии истощения наступает полнейшее истощение организма, сопровождающееся вялостью и усталостью.
  • Особенностями проявления стресса могут стать:

    • Нарушение психомоторики – дрожание рук, дрожание голоса, изменение ритма дыхания, нарушение речевых функций, замедление сенсомоторной реакции;
    • Нарушение режима дня – сокращение сна, работа в ночное время, отказ от полезных привычек, неадекватные способы избавления от стресса;
    • Профессиональные нарушения – увеличение количества ошибок на работе, низкая продуктивность рабочей деятельности, хроническая нехватка времени, ухудшение точности при выполнении требуемых усилий;
    • Нарушение социально-ролевых функций – снижение сензитивности, увеличение конфликтности, проявление антисоциального поведения, нарушение сна, нехватка времени, повышенная утомляемость, спешка, проблемы при общении.
    • Основные виды и проблемы стресса в психологии.

      Проблема стресса зависит от причин напряжения, как внешних, так и внутренних. Проблема стресса в психологии может быть выражена одним из способов:

    • Поведенческие;
    • Эмоциональные;
    • Интеллектуальные;
    • Физиологические.
    • Поведенческая эмоциональная напряженность имеет три формы:

      • Импульсивная форма – проявляется повышенным возбуждением и снижением активности, суетливостью, допущением ошибок при совершении каких-либо действий;
      • Тормозная форма – характеризуется заторможенностью при значительном снижении ресурсов нервной системы;
      • Генерализованная форма – данная форма характеризуется паническими действиями, непредсказуемостью, беспорядочным поведением и совершением поступков вопреки здравому смыслу.
      • Проблема стресса состоит в особенностях его проявления и возникающий изменений. Наиболее часто стрессу подвергаются интеллектуальные стороны деятельности, такие как память и внимание. Нарушение данных показателей происходит за счет формирования стрессорной доминанты в коре полушарий мозга, в результате чего внимание затрудняется и проявляется повышенная отвлекаемость. Немного меньше страдают функции памяти. Физиологические проявления стресса затрагивают все органы и системы человека. Зачастую страдают сердечно-сосудистая, пищеварительная и дыхательная системы. При проявлении стресса наблюдаются: повышение артериального давления, частоты пульса, нарушение функционирования желудочно-кишечного тракта. Эмоциональная напряженность проявляется в учащении пульса и нарушении его ритмичности, обильном потоотделении, изменении размера зрачка и т.д.

        Проявление стрессовых ситуаций может негативно сказаться на функционировании всех органов и систем, отражаясь комплексными биохимическими и физиологическими нарушениями, такими как повышенная утомляемость, снижение иммунитета, изменение массы тела, частые проявления недомогания. Человек в этот период может ощущать затруднения при дыхании, боли в сердце, напряжение в мышцах, неприятные ощущения при работе пищеварительных органов и т.д. Эмоциональные проявления стрессового напряжения особо опасны, поскольку затрагивают разнообразные стороны психики, эмоциональный фон, придавая пессимистический оттенок. При продолжительном действии стресса может развиться депрессия, раздражительность, агрессия, гнев, появление аффективных состояний.

        Проблема стресса может иметь субъективные и объективные причины:

        Субъективными причинами развития стрессовых ситуаций могут быть:

        • Несоответствие ожидаемых и реальных событий;
        • Стрессовые напряжения, развивающиеся от навязывания родительских программ, усложняющих жизнь ребенку и делая его поведение неадекватным;
        • Стрессовые ситуации, вызванные эмоциями, провоцирующими на спонтанные действия;
        • Несоответствие виртуального (вымышленного) и реального миров;
        • Стрессовые ситуации, связанные с убеждениями личности и неадекватными установками (на пессимизм или оптимизм, религиозными или политическими);
        • Невозможность реализации собственной актуальной потребности (сюда можно отнести физиологические потребности, потребности в безопасности, принадлежности, уважении, самореализации);
        • Неправильная коммуникация (в т.ч. критика, негативные предубеждения, неправомерные требование и т.д.);
        • Неадекватная реализация условных сигналов.
        • Объективными причинами развития стрессовых ситуаций могут быть:
        • Условия жизни и работы (домашние проблемы, тяжелая работа и т.д.);
        • Взаимоотношения с другими людьми (близкими, коллегами по работе и незнакомыми людьми);
        • Экономические факторы;
        • Политические факторы;
        • Чрезвычайные ситуации и обстоятельства (серьезные заболевания, криминал, природные и социальные чрезвычайные обстоятельства).
        • www.edu-psycho.ru

          1. Понятие стресса

          1. Понятие стресса

          Стресс – это нарушение психологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативных условий труда или других аспектов деятельности человека. Психологический стресс на рабочем месте – это реакция человека на трудную, неразрешимую, по его мнению, ситуацию. Стресс – это нарушение психологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативных условий труда. Многие из нас сталкивались со стрессом и испытывали при этом эмоциональный дискомфорт. Под стрессом принято понимать психические, физические и химические реакции человека на стрессоры. Небольших стрессовых ситуаций невозможно избежать. Как правило, стресс является следствием утомления и усталости. Число «больных», обратившихся за медицинской помощью из-за стресса, растет ежегодно. Основные факторы стресса проявляются во время труда, работы (когда человек не чувствует своей значимости, ему не доверяют определенный род занятий и т. д.): отсутствие обратной связи с коллегами, руководством, условия работы, шум, освещенность, оснащение помещения, где работает человек, чрезмерное давление со стороны коллег и т. д.

          Можно различить глубокий стресс, стресс средней тяжести и повседневный, или привычный, стресс. Под повседневным стрессом понимаются кумулятивные особенности психики человека, особенно работающего в сложных условиях труда, на неудовлетворительном производстве или в коллективе, не устраивающем работника.

          Производственный стресс отрицательно влияет на производительность труда и трудоспособность человека, мотивация к труду снижается, увеличивается брак на производстве, растет уровень травматизма на предприятии или в организации.

          Зачастую производственный стресс ведет к алкоголизму, прогулам, воровству, текучесть кадров резко возрастает.

          Проблема трудового стресса привела к тому, что в психологии появилась новая отрасль для изучения, которая получила название «Психология профессионального здоровья» – отрасль психологии, которая занимается проблемами охраны здоровья сотрудников и превентивной работой с членами организации.

          Отрасль знаний начала зарождаться еще тогда, когда психология начала формироваться как самостоятельная наука. Огромный вклад в разработку и основу данной отрасли внес знаменитый немецкий ученый, преподававший в Гарвардском университете, Гуго Мюнстерберг. Во время Первой мировой войны (1914–1918 гг.) правительство Великобритании создало Совет по изучению усталости на производстве, в котором большое участие принял Г. Мюнстерберг. В этом Совете он изучал неэффективную работу, усталость, утомляемость работников, занятых в основном ручным трудом.

          Впервые термин «психология профессионального здоровья» предложил в 1990 г. психолог Джонатан Рэймонд. Основной целью изучения психологии профессионального здоровья стали изучение негативного влияния стресса на организм и здоровье людей и разработка методов и способов борьбы со стрессом.

          Нельзя не отметить, что реакция на стресс у каждого человека индивидуальная. Одни с легкостью переносят все тягости стресса, а другие, наоборот, замыкаются в себе и долго не могут справиться со стрессом. Это связано с возможностями того или иного человека, его личностными характеристиками, степенью информационной загрузки, степенью удовлетворенности трудом, ведь когда занимаешься любимым делом, не замечаешь переутомления и усталости, а с радостью перевыполняешь план на месяц и даже на квартал за неделю.

          Стресс негативно влияет на физиологию человека, формирует многие психосоматические заболевания, излечить которые сложно, и поэтому необходимо устранять первичную причину – стресс.

          psy.wikireading.ru

          Психология понятие стресса

          В современном мире все чаще сталкиваешься с понятием стресса, которое подразумевает волнение, нервное напряжение, неуравновешенное поведение, плохое настроение, уныние и т.д. Ритм жизни постоянно набирает обороты. Каждое новое поколение старается усвоить больше информации, достигнуть высоких результатов в работе, учебе, постоянно пытается выделиться, отличиться, заработать больше денег. Долгое отсутствие отдыха, умственного расслабления ведет к постоянной эмоциональной нагрузке, как следствие стресс.

          Понятие стресса в психологии называется напряжением нервной системы, что очень негативно отражается на психо-физическом состоянии человека. Бытует мнение, что 70% всех заболеваний, вплоть до обычной простуды, является последствием стрессов. Постоянное напряжение вызывает быструю утомляемость организма, следовательно, снижает его защитную функцию. Например, уже давно доказана прямая зависимость между нервной утомляемостью и заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Данная информация провоцирует некоторых людей избегать стрессовых ситуаций и всяческих волнений с целью заботы о своем здоровье. Однако, парадоксом является тот факт, что именно такие люди чаще остальных не способны справиться с малейшим эмоциональным раздражителем, а следовательно, чаще болеют.

          Встает естественный вопрос, стресс полезен или опасен для нашего здоровья?

          В первую очередь, необходимо уточнить, что понятие стресса в психологии не совсем однозначно. Оно может означать различные состояния организма и степень эмоционального напряжения. К тому же у любого нормального человека уровень напряжения регулируется неосознанно, независимо от его желания. Поэтому не каждый сможет усилием воли руководить своим состоянием и контролировать степень напряженности. Для этого необходимо разобраться в причинах, спровоцировавших напряжение и механизме процесса изменения такого состояния.

          Прежде всего, состояние напряжения возникает у человека, который не сразу может справиться с поставленной задачей. Это реакция организма на трудности, связанные с недостатком средств для решения поставленной задачи: опыта, навыков, знаний, времени и энергии для совершения необходимых действий. В подобной ситуации организм начинает черпать дополнительную энергию из своих резервов, при этом меняется и физиологическое состояние человека, учащается дыхание, сердцебиение, ускоряется циркуляция крови.

          Таким образом, можно определить состояние напряжения как реакцию организма и использование энергетических резервов в трудной ситуации.

          Условия, спровоцировавшие состояние напряжения (СН) можно записать формулой: СН = Ц(ИнЭнВн — ИсЭсВс), где Ц – лель, Ин, Эн и Вн – это соответственно информация, энергия и время, необходимые для достижения этой цели, Ис, Эс, Вс – фактическая информация, энергия и время. Таким образом, величина напряжения напрямую зависит от величины поставленной задачи и разницы между требуемыми и имеющимися средствами для ее решения.

          По степени возрастания состояние напряжения раздели на 4 стадии. Первая степень напряжения встречается практически на каждом шагу в повседневной жизни. Высшие степени происходят гораздо реже, однако закаленному натренированному организму справиться с ними намного проще.

          Таким образом, для того, чтобы справляться с трудностями и не достигать при этом высшей степени напряжения, каждый человек должен рационально распределять свое время и внимание, грамотно организовывать свою деятельность.

          www.centr-crm.ru

          Психология стресса

          Постоянная спешка, нервы, эмоции и стиль жизни современного человека неизбежно приводят к такому явлению как стресс. Это слово сегодня как никогда находится на пике популярности. Одни исследования показывают, что он вызывает болезни сердечнососудистой системы и даже к образованию раковых клеток, другими из них давно доказано, что такая встряска для психики может привести к невралгии и депрессии. Так или иначе, психология призывает к борьбе со стрессом. С чего начать и что конкретно нужно сделать, попробуем разобрать более детально.

          Понятие стресса в психологии

          Психология стресса такова, что он в одинаковой степени возникает у детей и у взрослых. Его истоки находятся не в психике, а в мозге человека. Таким образом, когда человек попадает в ситуацию, которая может плохо для него закончиться, либо в ту, которая ему не знакома, мозг автоматически начинает выстраивать защиту. В какой-то мере это даже полезно, т.к. стресс способствует адаптации человека к изменяющимся условиям. Однако если сильные переживания не проходят в течение длительного времени, это может привести к психологическим и физиологическим неприятным последствиям для человека.

          Канадский физиолог Ганс Селье выделил три основных стадии развития стресса:

          1. Стадия тревоги. Человек находится в состоянии настороженности и напряжения. В организме мобилизируются адаптационные ресурсы и возникает этакая «предстартовая готовность». Хотя физически и морально человек хорошо себя чувствует и находится в хорошем настроении, в этот период могут возникнуть так называемые психосоматические расстройства: мигрень, аллергия, язва желудка или гастрит.
          2. Стадия резистентности. Возникает если стресс по прежнему остается сильным. Все ресурсы, поднятые организмом на адаптацию начинают активно расходоваться. Человек уже не чувствует подъема сил, но уже «вошел в рабочую форму» и готов к более менее длительному преодолению трудностей, несмотря на еле ощутимую усталость.
          3. Стадия истощения. Наступает при длительном воздействии стресса на организм. Энергия, затраченная на борьбу с обстоятельствами уже исчерпана, а моральные и физические силы на исходе. У человека больше нет возможности защищаться. В этом случае помощь может быть оказана уже со стороны в виде поддержки или устранения причины, вызывающей стресс.

          Травматический и посттравматический стресс

          Особой формой реакции на негативное внешнее воздействие является травматический стресс. Когда физиологические, психологические и адаптационные ресурсы человека уже исчерпаны, он становится уязвимым и в нем поселяется тревога. Психология рассматривает две причины возникновения травматического стресса:

        • человек осознает что с ним произошло и знает из-за чего у него ухудшилось состояние психики;
        • пережитое событие разрушает тот образ жизни, которым ранее жил человек.
        • Важно помнить, что человек, переживший травматический стресс со стороны может казаться сумасшедшим или странным, но на самом деле он не является таковым. Это нормальная реакция психики на не нормальные обстоятельства.

          Однако более худшим вариантом реакции на них является посттравматический стресс, поскольку его психология имеет более сложную структуру. Это тип психического расстройства который развивается после того, как человеку пришлось пережить душевную травму. Чаще всего это явление можно наблюдать у жертв насилия, нападения, стихийного бедствия или свидетелей несчастного случая.

          Посттравматического расстройства имеют несколько характерных признаков:

        • постоянные отчетливые воспоминания о происшедшем;
        • проблемы с концентрацией внимания и сном;
        • избегание подобных ситуаций и похожих мест, при которых произошло событие, выбившее человека из колеи;
        • неспособность вспомнить или обсудить конкретные детали того, что произошло;
        • намеренная изоляция, нежелание поддерживать контакты и эмоциональное оцепенение.
        • Профилактика стресса: психология избавления от душевных травм

          Основная проблема стресса в психологии заключается в невозможности своевременной диагностики. Чаще всего случается так, что симптомы сильного психического потрясения проявляются лишь спустя месяц или три месяца после произошедшего события. Причем сами жертвы не всегда обращаются за квалифицированной помощью и поставить диагноз на первых порах почти не представляется возможным. Согласно статистике ежедневно стрессу подвергается каждый третий житель большого города. В более маленьких городах, где жизнь течет размеренно, эта цифра в десятки раз меньше. Посттравматическим синдромом страдает примерно 8% населения мира, а 15% имеют некоторые признаки этого расстройства.

          Как бороться со стрессом? Многие методы профилактики можно выполнить без помощи специалиста. Например, тем, кто постоянно живет в нервной обстановке и ежедневно сталкивается со стрессовыми ситуациями психотерапевты советуют:

          • относиться проще к происходящим событиям и не принимать их близко к сердцу;
          • учиться мыслить позитивно, находя положительные черты в каждом происшествии;
          • переключаться на приятные мысли. Если вас одолевает какой-либо негатив, заставьте себя думать о чем-то другом;
          • больше смеяться. Как известно смех не только продлевает жизнь, но и помогает избавиться от нервного напряжения;
          • заниматься физической культурой, т.к. спорт хорошо помогает избавиться от негатива и справиться со стрессом.
          • А если вы хотите более серъезно подойти к вопросу борьбы со стрессом, можно изучить психологическую литературу. Например, на многие вопросы поможет ответить книга Ю.В. Щербатых «Психология стресса и методы коррекции». В ней вы найдете толкование понятия стресса, теоретические разделы, вопросы на самопроверку, психологические тесты, упражнения и практические задания.

            kak-bog.ru

            3. Психологический стресс

            1). Введение понятия психологического (эмоционального) стресса

            Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было при­своено наименование психологический стресс. Р. Лазарус и Р. Ланьер в своих работах определяли его как реакцию человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром.

            В содержание этого термина включаются как первичные эмоцио­нальные и поведенческие реакции на экстремальные воздействия био­логической или социальной среды, так и физиологические механиз­мы, лежание в их основе.

            Чаще всего под эмоциональным стрессом понимались негативные аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме чело­века.

            Впоследствии было выяснено, что неожиданные и сильные благоприятные изменения также могут вызывать в организме типич­ные признаки стресса. Соответственно под эмоциональным стрессом стали понимать широкий крут психических явлений как негативного, так и позитивного характера.

            Несмотря на близость понятий «психологического» и «эмоцио­нального» стресса, имеет смысл более точно определить их содержа­ние в связи со следующими обстоятельствами:

            + эмоциональный стресс присущ не только человеку, но и живот­ным, в то время как психологический стресс имеет место только у человека с его развитой психикой;

            + эмоциональный стресс сопровождается выраженными эмоцио­нальными реакциями, а в развитии психологического стресса пре­обладает когнитивная составляющая (анализ ситуации, оценка имеющихся ресурсов, построение прогноза дальнейших событий и т. д.);

            + термин «эмоциональный стресс» чаще используется физиолога­ми, а термин «психологический стресс» — психологами. В то же время оба эти вида стресса имеют общую схему развития, включают в себя схожие нейрогуморальные механизмы адаптивных реакций и в своем развитии, как правило, проходят через три «классические» стадии — тревоги, адаптации и истощения.

            Тем не менее, учитывая специфику предмета курса, а также ведущую роль психики в формировании стрессорных реакций человека, мы в дальнейшем будем в основном использовать термин «психологический стресс», сохраняя термин «эмоциональный стресс» только при цитировании других авторов.

            Следует отметить, что авторы многих базовых учебников по раз­личным разделам психологии зачастую дают достаточно размытые и произвольные определения стресса, смешивая понятия биологическо­го, психологического и эмоционального стресса. Так, автор трехтом­ного учебника по психологии Р. С. Немов объединяет понятия «стресс» и «аффект», которые принципиально различаются как по силе, так и по длительности протекания.

            2). Особенности психологического стресса

            Таблица. Отличие между биологическим и психологическим стрессом

            Ожог горячим паром

            Интоксикация, вызванная приемом алкоголя

            Обострение гастрита по­сле приема острой пиши

            Травма (ушиб, перелом)

            Страх полетов на само­летах

            Беспокойство за здоровье близких родственников

            Беспокойство по поводу будущего

            Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, опи­санного в классических работах Г.

            Другая особенность психологического стресса — сущесвенное зна­чение оценки человеком степени своего участия в активном воздей­ствии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации. По­казано, что активная жизненная позиция или хотя бы осознание возможности влиять на стрессорный фактор приводит к активации преимущественно симпатического отдела вегетативной нервной сис­темы, в то время как пассивная роль субъекта в создавшейся ситуа­ции обусловливает преобладание парасимпатических реакций

            Механизм развития психологического стресса можно продемонст­рировать на примере студента, готовящегося к защите дипломного проекта. Степень выраженности признаков стресса будет зависеть от ряда факторов: его ожиданий, мотивации, установок, прошлого опыта и т. д. Ожидаемый прогноз развития событий модифицируется в соответствии с уже имеющейся информацией и установками, после чего происходит итоговая оценка ситуации. Если сознание (или под­сознание) оценивает ситуацию как опасную, то развивается стресс. Параллельно этому процессу происходит эмоциональная оценка со­бытия. Первичный запуск эмоциональной реакции развивается на подсознательном уровне, а затем к нему прибавляется еще эмоцио­нальная реакция, сделанная на основании рационального анализа.

            3). Дифферениировка стресса и других состояний

            Дифференциация стресса и других эмоциональных состояний доста­точно сложна и в большинстве случаев условна. Наиболее близкими к стрессу состояниями являются отрицательные эмоции, утомление, перегрузка и эмоциональная напряженность.

            При доста­точной интенсивности и длительности такие эмоциональные явле­ния, как страх, тревожность, фрустрация, психологический диском­форт и напряженность, могут рассматриваться как психологическое отражение стресса, так как сопровождаются всеми проявлениями стрессорной реакции: от дезорганизации поведения до адаптационно­го синдрома. Чаще всего возникает вопрос о дифференцировании стресса от про­цесса утомления. Эта задача облегчается тем, что два этих состояния имеют разную физиологическую основу: стресс связан с гуморальны­ми и вегетативными изменениями, а утомление определяется высши­ми этажами нервной системы, в первую очередь — корой больших по­лушарий. Утомление обладает способностью к на­коплению, постепенно переходя в качественно новое состояние — пе­реутомление.

            Некоторые специалисты в области стресса выделяют еще одно со­стояние, близкое к стрессу, но отличающееся от него — перегрузку. По мнению этого автора, хотя стресс и перегрузка представля­ют собой два самостоятельных феномена, они тесно взаимосвязаны. Касандра Вильямс отмечает, что перегрузка может вести к усилению стресса, поскольку вызывает страхи и волнения — страх, что человек больше не выдержит такого темпа, страх не оправдывать ожиданий и т. д. Близким к состоянию психологического стресса, по мнению неко­торых исследователей, является также состояние эмоциональной на­пряженности. Данные авторы считают, что эмоциональная напря­женность, как и стресс, проходит через три стадии: эмоционального возбуждения, эмоционального напряжения и эмоциональной напря­женности.

            medic.studio